Герои и проблематика ранней романтической прозы М. Горького
просмотреть сочинение | |||
Тип: Анализ творчества поэта/писателя |
В своих ранних произведениях Горький выступал как убежденный романтик. Его любимые герои выражали романтические идеалы любви, свободы, служения людям, преобразования мира.
Герои и проблематика рассказа «Старуха Изергиль» – сугубо романтические. Его герои – надменный Ларра, жертвенный Данко и мудрая Изергиль – в той или иной степени выражают авторский идеал, авторскую позицию.
Ларра – сын женщины и орла. Увлекшись девушкой, он убивает ее только за то, что она не захотела остаться с ним. Возмущенные соплеменники наказали Ларру одиночеством и бессмертием. Поначалу герою казалось, что это не наказание, а подарок для него. Ларра еще не понимал, как страшна его кара. Тысячи лет жил он, но не было рядом с ним никого – ни матери, ни жены, ни друга, ни родины. Герой искал смерти, но напрасно…
В образе юноши Ларры Горький осудил человеческий эгоизм, самовлюбленность, гордыню. Величайшее благо, жизнь, становится для этого героя каторгой: «Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду. Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно!»
В решение проблемы свободы Горький вносит такую особенность: свобода в одиночестве – это не свобода. Свобода имеет ценность только тогда, когда связана с обществом, с людьми.
Герой другой легенды, юноша Данко – полная противоположность Ларры. Ради свободы своего племени он идет на великую жертву – вырывает из своей груди сердце, чтобы осветить путь соплеменникам и спасти их от неминуемой гибели. Горящее сердце Данко помогло людям выбраться из гнилого болота. Но подвиг этого человека не был по-настоящему понят соплеменниками, быстро забывшими о своем спасителе. «Осторожный человек» незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем. Видимо, знание о подвиге этого человека заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и низости. А, может быть, эта память рождала бы новых героев, стремящихся изменить мир, а «осторожные люди» боятся этого больше всего на свете.
Но Данко и не ждал благодарности. Цель его жизни, в отличие от Ларры, – существование ради людей, во имя их блага, ради улучшения жизни. Данко не помнил о себе, постоянно думая о других. Этот герой – романтический идеал Горького.
Между двумя противопоставленными друг другу легендами находится история жизни старухи Изергиль. Она жила, полностью отдаваясь страстям и беря от жизни все. Изергиль использовала других людей, совершала поступки только ради себя, ради своей прихоти. Это сближает героиню с Ларрой.
Но вот однажды Изергиль по-настоящему полюбила. Ради спасения жизни своего Аркадэка она сделала все возможное. И это сближает героиню с Данко. Изергиль говорит рассказчику, что нельзя жить без подвигов: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, – те просто лентяи или трусы или не понимают жизни…»
В этих словах, на мой взгляд, звучит точка зрения самого автора на обыденную жизнь. Мне кажется, вовсе не случайно история Изергиль находится между двумя романтическими легендами, противопоставленными друг другу. Жизнь каждого человека может стать насыщенной, интересной, полной ярких эмоций – стоит только захотеть, изменить свой взгляд на мир, побороть серость и будничность дней.
Рассказ «Макар Чудра» – еще одно романтическое произведение Горького. В центре внимания находится проблема свободы. В качестве своих героев писатель выбирает цыган – вольный, свободолюбивый и мудрый народ. Главные герои рассказа – Лойко Зобар и его возлюбленная Рада. Это выдающиеся люди: Лойко – один из самых сильных, ловких и смелых в своем племени, Рада – ослепительная красавица, гордость своей семьи. Эти герои любят друг друга, но больше всего они любят и ценят свободу не только как самостоятельность, но и как способ сохранить собственное достоинство. Недаром Рада требует от Лойко, чтобы тот на глазах у всего табора встал перед ней на колени. Но Лойко, несмотря на страсть к Раде, не может этого сделать. Поэтому он выбирает единственный, по его мнению, выход – убивает Раду на глазах у всего табора. Но и сам герой погибает от ножа отца девушки.
Герои и проблематика «Песни о Соколе» освещает другой аспект человеческой жизни– социально-политический. В образе двух антиподов – Сокола и Ужа – писатель изображает романтического борца за свободу, народное счастье и приземленного, ограниченного обывателя, чьи интересы не выходят дальше собственного жилища. Сокол – храбрый воин, которого ведут в бой собственные представления и убеждения – свобода личности, благо своего народа, яркость жизни. Ради этих идеалов Сокол легко идет на смерть. Автор полностью его поддерживает в этом: «Безумству храбрых поем мы песню!»
Для Ужа все это – непонятные слова. Ему хорошо в своей темной и сырой норе, без света и свежего воздуха. Своей ограниченностью и тупостью он способствует смерти Сокола, а сам так и не понимает преимуществ его образа жизни и мысли перед своими: «Рожденный ползать – летать не может!»
Романтические произведения Горького ярки и самобытны. В них воплощены идеалы самого автора: свобода, гордость, смелость, жизнь ради других, нравственная чистота. Можно сказать, что эти понятия станут ключевыми для всего творчества писателя, воплощаясь в его произведениях с помощью разных средств и приемов.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Горький М. / Разное / Герои и проблематика ранней романтической прозы М. Горького
Смотрите также по разным произведениям Горького:
Проблематика ранней прозы Максима Горького: сочинение
Весной тысяча восемьсот девяносто восьмого года в Петербурге вышли два небольших томика произведений пока ещё никому неизвестного М. Горького. Они вызвали сенсацию. Их читали и перечитывали, о них писали в газетах и журналах виднейшие критики, восхищаясь как богатством содержания, так и художественными достоинствами. Горький стал знаменитостью Но мало кто из читателей и литературных критиков знал, что «неожиданному» успеху предшествовал многолетний упорный труд, что писатель сам, со своими героями, прошёл суровую школу жизни, вместе с ними узнавал и познавал своих друзей и врагов, медленно, но упорно пробиваясь «к свободе, к свету». Человек как огромный неисследованный мир, как величайшая загадка природы интересовал Горького с самого начала его творческого пути. Человеческие мысли и чувства, надежды и их крушение, сила и слабость, духовная и социальная сущность нашли своё отражение в образах, созданных писателем. Сотни, тысячи, миллионы людей с нижних этажей жизни, разутые и раздетые, голодные и лишённые всех прав человеческого состояния, оказывается, мучительно ищут ответы на коренные жизненные вопросы: зачем и для чего я живу, каков смысл моей жизни, с какой целью я ступаю по земле? Горький тоже пытался найти глубокий и ясный ответ на эти трудные вопросы. Нашёл он его не сразу, а долго и мучительно искал вместе с героями своих произведений.
Луначарский отмечал два начала в мировосприятии Горького – стремление к жестокой правде о жизни и желание отвлечься от неё в сторону спасительной романтической мечты. Да и сам писатель замечательно тонко определял причину двойственности своего творчества. Он говорил, что давление «томительно бедной жизни» вынуждало его украсить нищету существования сказочными вымыслами, тогда как богатство живых впечатлений бытия находило выражение в рассказах реалистического характера. Ранняя проза писателя отличалась близостью к традициям европейского романтизма, но при этом романтизм Горького был явлением не девятнадцатого, а двадцатого века, явлением новой эпохи. Его романтизм – это мировоззрение с героическим началом, построенное на стремлении к нравственному подвигу, мировоззрение, утверждающее «нового» человека. Центральными образами ранних романтических произведений Горького являются героические личности, готовые к подвигу во имя блага народа, в них писатель стремится найти то , что не может обнаружить в окружающей жизни. В скучном мире мелких людей и обыденных событий Горькому не хватает героических поступков и сильных чувств. Не найдя этого в настоящем, писатель обращается к легендам и создаёт замечательное произведение – «Старуха Изергиль».
Композиция рассказа сложна. Повествование много повидавшей на своём веку старухи делится на три, как бы самостоятельные, части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко. Вместе с тем, все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить истинную ценность человеческой жизни. Легенды о Ларре и Данко раскрывают две её концепции, два представления о ней. Одна из них принадлежит гордецу, который никого не любит, кроме себя. Когда ему говорят, что «за всё, что человек берёт, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью», себялюбец отвечает, что не сделает этого, так как хочет остаться «целым». Надменный эгоист воображает, что он, сын орла, выше других людей, что ему всё дозволено, что дорога только его личная свобода. Он утверждает право на господство сильной личности, противостоящей массе. Но гордости, уверенности в своём неоспоримом превосходстве недостаточно для счастья. В этом не сила Ларры, а слабость. В понимании Горького лишь горячая любовь к людям, к родной земле даёт человеку твёрдость в жизненных испытаниях. Вольные люди отвергают индивидуалиста – убийцу, осудив его на вечное одиночество. «Наказание ему – в нём самом!» – говорит мудрейший из племени.
Образу Ларры противопоставлен герой второй легенды. Ларра ценит только себя и свою свободу, Данко же решает добыть её для всего племени. И если Ларра не хочет отдать людям даже частицу своего «я», то Данко погибает, спасая их. Освещая путь вперёд, смельчак «сжёг для людей своё сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе». С одной стороны, Ларра и Данко – романтические личности, возвышающиеся над окружающими, с другой – они выражают не столько романтическую идею(неизбежность конфликта яркой личности и «пошлого» окружения), сколько идею необходимости самопожертвования во имя всеобщего счастья. Ларра и Данко – контрастные образы. «Каменное сердце» одного и «огненное сердце» другого отражают два разных взгляда на жизнь. Два взгляда как две легенды, рассказанные Изергиль, скрипучий голос которой «звучит так, как будто это ропщут все забытые века». Но Горький не хочет связывать ответы на вопрос: «В чём смысл жизни и настоящей, а не мнимой свободы?» – только с мудростью прошлых лет. Трёхчастная композиция позволяет художнику установить связь между легендами, рассказанными героиней, и реальной действительностью. Повествование Изергиль о собственной судьбе, поставленное в центре произведения, служит связующим звеном между преданием и реальной жизнью. Изергиль сама встречает на своём пути свободолюбивых и мужественных людей: один из них сражался за свободу греков, другой оказался среди восставших поляков. И потому не только легенды, но и собственные наблюдения приводят её к знаменательному выводу: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам». Не менее важен и второй вывод Изергиль: «Каждый сам себе судьба!»
Вместе с воспеванием подвига во имя счастья людей, в рассказе проявляется и другая характерная черта горьковского творчества – обличение трусости обывателя, мещанского стремления к покою. Когда Данко умирает, его смелое сердце продолжает пылать, но «осторожный человек замечает это и, боясь чего-то , наступает на гордое сердце ногой». Что же смущает этого человека? Подвиг Данко мог воодушевить других юношей в их неустанном стремлении к свободе, и потому мещанин постарался погасить пламя, освещающее дорогу вперёд, хотя сам он пользовался этим светом, оказавшись в тёмном лесу.
Заканчивая рассказ размышлениями «о великом горящем сердце», Горький поясняет, в чём заключено подлинное бессмертие человека. Ларра отторг себя от людей, и о нём в степи напоминает лишь тёмная тень , которую даже разглядеть трудно. А о подвиге Данко, видевшем смысл жизни в освобождении людей, сохранилась огненная память: перед грозой в степи вспыхивают голубые искры его растоптанного сердца. Эти искры, как звёзды, помогают людям отыскать нужную дорогу в жизни, дорогу «к свободе, к свету».
«Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал», – говорил Горький. Этот рассказ был очень дорог автору. В нём , как и во всём раннем творчестве, писатель попытался показать нам картину героического подвига человека, который сумел ценою своей гибели вдохновить окружающих, дать огонь их дряблым сердцам, вывести их на путь свободы и добра. Таких и только таких героев желал Максим Горький для своей страны, для своего народа!
Проблематика ранней прозы Максима Горького (сочинение)
Мировоззренческая позиция Максима Горького на протяжении всей жизни писателя тяготела к революционному романтизму, предполагающему необходимость и неизбежность исправления мирового порядка путем внешнего воздействия. Общеизвестно, что Горький являлся гуманистом, следовательно, как и у гуманистов эпохи Возрождения, место Бога в его сознании занимал человек, но человек не обычный, а стоящий выше окружающих его людей, способный повести за собой толпу, способный на высшее самопожертвование, — Человек с большой буквы.
Мне кажется, что размышлять над вопросом, что есть человек, Горький начал уже в первом своем рассказе “Макар Чудра”, где показал человека “красивого” и свободного, абсолютно не похожего на других. Затем, два года спустя, герои его рассказа “Старуха Изергиль” уже будут задаваться вопросом, зачем жить: для свободы от людей или для того, чтобы совершить подвиг во имя людей? В пьесе “На дне” автор поднимает вопрос, как жить человеку. И, наконец, в повести “Мать” Горький уже не только не задает никаких вопросов, но и создает образ, являющийся словно бы ответом на все эти вопросы, — человека настолько неординарного, “красивого”, что создается ощущение, будто Павел и есть новый Мессия. Особое место в дооктябрьском творчестве Горького занимают так называемые “босяцкие” рассказы. Например, “Челкаш”, “Коновалов”, “Супруги Орловы”. В этих “босяцких” рассказах романтизм приобретает реалистическую окраску. Тем не менее, думается, нельзя обвинить Горького в том, что здесь он отошел от романтического взгляда на своего героя: просто герои этих рассказов изображены в гуще жизни. Чтобы убедиться в этом, обратимся к рассказу “Челкаш”, написанному в 1895 году. Это произведение можно условно разделить на три части: встреча героев, словесная дуэль и столкновение. Горький начинает свой рассказ в традиционной для него манере — он рисует пейзаж, в котором сочетаются черты как романтического (“потемневшее от пыли голубое южное небо — мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море”), так и реалистического пейзажа (“закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом”). Великолепно дано Горьким и описание порта, который как будто бы “противоречит” морю — “свободной стихии”.
На фоне этого монстра люди — маленькие, суетливые, их голосов даже не слышно. Изумительна и звуковая инструментовка пейзажа. Только прислушайтесь: “…звон якорных цепей, грохот сцепления вагонов, металлический вопль железных листов, глухой стук дерева, дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, крики грузчиков, матросов и таможенных солдат”. Все детали создают ощущение того, что труд здесь не удовольствие, а рабская каторга. Пейзаж в рассказе не только фон, но и значимый элемент, раскрывающий авторский замысел. Пейзажное обрамление характерно для ранних рассказов Горького. Это же мы видим и в “Челкаше”. Появляется описание Гаврилы. В его портрете нет динамики, и представляет его автор сидящим, в то время как Гришка “медленно шагает”. “Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонившись спиной к тумбочке, сидел молодой парень, парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно” — таков портрет Гаврилы.
Если сравнить его образ с образом Челкаша, то сразу же понимаешь: это образы — антиподы. Думается, что в первый момент читательские симпатии находятся на стороне Гаврилы. В речи Челкаша Горький нарочито использует слова острые, грубые, неприятные. Гаврила же, напротив, говорит мягко, вежливо. И все же что-то в Гавриле настораживает… Уже после разговора Гришки с грузчиком, сторожем, а затем и Гаврилой можно отметить, что Челкаш — человек свободный, вольный, у него нет никаких привязанностей, а если вспомнить, что именно такой человек прославляется Горьким в рассказе “Макар Чудра”, то писатель явно ему симпатизирует. Там же, в рассказе “Макар Чудра”, звучит отзыв о крестьянине, выражающий, по моему мнению, отношение Горького и к Гавриле: “Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько… И всё работают. Зачем? Кому? Никто не знает. Видишь, как человек пашет, и думаешь: вот он по капле с потом силы свои источит на землю, а потом ляжет в нее и сгинет в ней. Ничего по нем не останется, ничего он не видит своего поля и умирает, как родился, — дураком”. Гаврила хотел быть свободным, но не был способен быть свободным. Это явно вытекает из разговора Челкаша и Гаврилы. В ходе этого диалога подчеркивается противоположность устремлений героев. “— А что тебе — свобода? Ты разве свободу любишь? — Да ведь как же? Сам себе хозяин, пошел — куда хошь, делай — что хошь… Еще бы! Коли сумеешь себя в порядке держать, да на шее у тебя камней нет, — первое дело! Гуляй, знай как хошь, бога только помни…
Челкаш презрительно сплюнул и отвернулся от парня”. Вот каково отношение Гаврилы к свободе. Кроме того, он хочет “человеком стать”. На первый взгляд, вроде бы все верно, но это представление о свободе примитивного, косного сознания, которое отвергается Гришкой. Что такое свобода для Челкаша? Ясного представления у него нет, но Гришке свойственны человеческое достоинство, гордость и способность быть “выше” окружающих его людей. Челкаш, еще не поняв Гаврилу, смотрит на него и с сочувствием, и с презрением. Но это вызвано тем, наверное, что он — Гаврила — имеет что-то, чего никогда не было у Челкаша: родной дом и чувство любви к свободе, которая ему не нужна. Становится ясно, что Челкаш и Гаврила — “два человека, живущие по-разному и для разного”. Следовательно, неизбежно драматическое столкновение между ними, которое и происходит в третьей, заключительной части рассказа. К счастью, до убийства дело не доходит. Когда появляются деньги, Гаврила вначале униженно бросается Челкашу в ноги, а затем неожиданно хватает камень и бросает им в Челкаша. Гордый, и есть тот человек, который привлекает Горького. Но ищет его писатель теперь не в сказке, как раньше, а в гуще жизни. Таким образом, “босяцкие рассказы” Горького, в том числе “Челкаш”, можно спросмотреть переходом к горьковскому “романтическому реализму”, который станет творческим методом писателя и со всей полнотой обнаружится в повести “Мать”.
Ранняя проза М. Горького
Ранняя проза писателя отличалась близостью к традициям европейского романтизма, но при этом романтизм Горького был явлением не девятнадцатого, а двадцатого века, явлением новой эпохи. Его романтизм – это мировоззрение с героическим началом, построенное на стремлении к нравственному подвигу, мировоззрение, утверждающее «нового» человека. Центральными образами ранних романтических произведений Горького являются героические личности, готовые к подвигу во имя блага народа, в них писатель стремится найти то , что не может обнаружить в окружающей жизни. В скучном мире мелких людей и обыденных событий Горькому не хватает героических поступков и сильных чувств.
[Стремление к обновлению прежних художественных систем, к радикальной смене эстетических ценностей, к созданию нового языка искусства. Характеризуется стремлением к перекодировке культурного кода. Горький искал новые возможности отражения современной картины мира, но не обходится без обращения к старым формам.
Герой вне человеческих отношений, думает в первую очередь о себе и своих потребностях]
Создавая образы таких героев, Горький не боялся приукрашивать жизнь, используя художественные приёмы, найденные романтиками – предшественниками: исключительная личность в исключительных обстоятельствах,
экзотический пейзаж и портрет, подчёркивающие эту исключительность,
антитеза как основа композиции произведения,
близость прозаического слова к стихотворному,
ритмичность, насыщенность тропами, символика.
«Несогласие» с «бескрылым» существованием, несовместимым с «духом смятенным», резкое порицание духовной лени и трусости мещан, непривычный для настроений тех лет эмоциональный подъем отличает экзотические рассказы «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».
Горький обращается к поискам нового героя – человека с «жаждой будущего» , способного па подвиги… Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд» , – писал Горький. Именно поэтому он обращается в своих ранних рассказах к героям, способным над скучным однообразным существованием («Челкаш» , «Однажды осенью» , «Емельян Пиляй» ) Появляются исключительные характеры, с могучими, всё подчиняющими порывами: к свободе («Макар Чудра» , «Песня о Соколе») , любви («Девушка и смерть») , к борьбе («Песня о Буревестнике») .
В своих ранних рассказах, таких как “Макар Чудра”, “Челкаш”, “Песня о Соколе”, “Песня о Буревестнике” и, конечно же, “Старуха Изергиль”, автор во главу сюжета ставит три основных блока проблем. Первая – это вопросы свободы человека. Свободы от чего-то или кого-то, и прежде всего от самого себя. Эта проблема нашла свое отражение в рассказе “Старуха Изергиль”. Здесь автор выступает в роли слушателя и собеседника.
В ранних рассказах Горького большое место занимают различные легенды, сказки, рассказанные старыми, мудрыми людьми. За их спиной бурная жизнь, полная событий – та жизнь, которая и дала им богатейший жизненный опыт. Таков цыган – Макар Чудра, такова и старая молдаванка Изергиль.
Герои и проблематика рассказа «Старуха Изергиль» – сугубо романтические. Его герои – надменный Ларра, жертвенный Данко и мудрая Изергиль – в той или иной степени выражают авторский идеал, авторскую позицию.
Ларра – сын женщины и орла. Увлекшись девушкой, он убивает ее только за то, что она не захотела остаться с ним. Возмущенные соплеменники наказали Ларру одиночеством и бессмертием. Поначалу герою казалось, что это не наказание, а подарок для него. Ларра еще не понимал, как страшна его кара. Тысячи лет жил он, но не было рядом с ним никого – ни матери, ни жены, ни друга, ни родины. Герой искал смерти, но напрасно…
В образе юноши Ларры Горький осудил человеческий эгоизм, самовлюбленность, гордыню. Величайшее благо, жизнь, становится для этого героя каторгой. В решение проблемы свободы Горький вносит такую особенность: свобода в одиночестве – это не свобода. Свобода имеет ценность только тогда, когда связана с обществом, с людьми.
Герой другой легенды, юноша Данко – полная противоположность Ларры. Ради свободы своего племени он идет на великую жертву – вырывает из своей груди сердце, чтобы осветить путь соплеменникам и спасти их от неминуемой гибели. Горящее сердце Данко помогло людям выбраться из гнилого болота. Но подвиг этого человека не был по-настоящему понят соплеменниками, быстро забывшими о своем спасителе. «Осторожный человек» незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем. Видимо, знание о подвиге этого человека заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и низости. А, может быть, эта память рождала бы новых героев, стремящихся изменить мир, а «осторожные люди» боятся этого больше всего на свете.
Но Данко и не ждал благодарности. Цель его жизни, в отличие от Ларры, – существование ради людей, во имя их блага, ради улучшения жизни. Данко не помнил о себе, постоянно думая о других. Этот герой – романтический идеал Горького.
Между двумя противопоставленными друг другу легендами находится история жизни старухи Изергиль. Она жила, полностью отдаваясь страстям и беря от жизни все. Изергиль использовала других людей, совершала поступки только ради себя, ради своей прихоти. Это сближает героиню с Ларрой.
Но вот однажды Изергиль по-настоящему полюбила. Ради спасения жизни своего Аркадэка она сделала все возможное. И это сближает героиню с Данко. Изергиль говорит рассказчику, что нельзя жить без подвигов: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, – те просто лентяи или трусы или не понимают жизни…»
[В ее портрете нагнетаются антиэстетические черты]
Для своих рассказов Горький брал людей земных и реальных, со всеми противоречиями и недостатками.
Своеобразный вызов мещанству, заключающийся в поэтизации кочевой стихии, мы видим в рассказе «Макар Чудра». Картинный цыганский мирок как бы противопоставлен серым обывательским будням. В центре внимания находится проблема свободы. В качестве своих героев писатель выбирает цыган – вольный, свободолюбивый и мудрый народ. Главные герои рассказа – Лойко Зобар и его возлюбленная Рада. Это выдающиеся люди: Лойко – один из самых сильных, ловких и смелых в своем племени, Рада – ослепительная красавица, гордость своей семьи. Эти герои любят друг друга, но больше всего они любят и ценят свободу не только как самостоятельность, но и как способ сохранить собственное достоинство. Недаром Рада требует от Лойко, чтобы тот на глазах у всего табора встал перед ней на колени. Но Лойко, несмотря на страсть к Раде, не может этого сделать. Поэтому он выбирает единственный, по его мнению, выход – убивает Раду на глазах у всего табора. Но и сам герой погибает от ножа отца девушки.
[Макар Чудра- диегетический рассказчик. Мы эксплицируем его через фразеологическую сторону, через точку зрения. + образ повествователя, который, следуя за рассказом, домысливает, дофантазирует]
В сказке «О чиже, который лгал, и о дятле — любителе истины», в которой писателем рассказана «очень правдивая история» о том, как «среди певчих птиц той рощи», где пелись песни пессимистические и вороны считались «очень мудрыми птицами», вдруг зазвучали иные, «свободные, смелые песни», напоминающие гимн разуму:
. Зажжем сердца огнем ума,
И воцарится всюду свет.
. Кто честно смерть принял в бою,
Тот разве пал и побежден ?
. За мной, кто смел!
Для писателя здесь важна мысль, что «искорку» можно заронить, можно пробудить веру и надежду. В этой сказке художник отметил пробуждение сознания лишь на какое-то мгновение.
Вторая проблема, решаемая Горьким в своих ранних произведениях, – это проблема человека как личности вообще. Люди абсолютно разные сами по себе: кто честен и отважен, а кто глуп и трусоват. Тема подвига и благородства звучит в рассказе “Песнь о Соколе”, написанном в 1895 году. Образ Сокола аллегоричен. Под этой гордой птицей понимается человек-борец: сильный и отважный. “О, если б в небо хоть раз подняться. Врага прижал бы я. к ранам моей груди и. захлебнулся б моей он кровью! О счастье битвы!”, – презрение к смерти, храбрость и ненависть к врагу слышим мы в этих словах. Такие как Сокол поднимают людей на борьбу, заставляют задуматься над своей жизнью и идти отстаивать свою свободу и независимость: “. в бою с врагами истек ты кровью. Но будет время – и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!”
В «Песне о Соколе» гибель гордой и смелой птицы уже утверждает победу того взгляда на жизнь, носителем которого был прекрасный Сокол. «Земной» Уж побежден тем, что не понимает, что такое полет в небо, свобода, уверен, что «там только пусто». Его «реальный» взгляд на жизнь исключает духовность существования человека на земле.
Идея самопожертвования возникает в «Песне о Соколе» естественно и становится гимном действию во имя свободы, света. «Безумство храбрых — вот мудрость жизни!» — не заключает в себе лишь утверждение самосознания, хотя и это важно для писателя. Так можно было бы думать, если бы не слова: «. и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!»
И, наконец, третья проблема, нашедшая свое решение в ранней прозе писателя. Это противостояние, вызов сильного духом человека окружающему его миру, серости и посредственности. Такие люди, как правило, имеют обостренное чувство справедливости, высокие моральные и нравственные идеалы. Таким героям обычно противопоставлен антипод, антигерой – человек, придерживающийся иной точки зрения, не всегда нравственной и моральной. Между ними обязательно возникает конфликт, который и ложится в основу сюжета. Таковыми являются Челкаш и Гаврила в рассказе по имени одного из героев – “Челкаш”.
В рассказе «Челкаш» (1894) романтический образ бродяги и вора, порвавшего со своей средой (отец его был одним из богатейших людей на селе), нисколько не идеализируется писателем. Автор рисует внешне непривлекательного героя – Гришку Челкаша – заядлого пьяницу и вора. Противопоставлен ему Гаврила – забитый жизнью, а потому и не слишком доверчивый деревенский парень. И в сопоставлении с духовно убогим, жадным и жалким Гаврилой Челкаш оказывается победителем. Но противопоставление идет по линии отношения к собственности, к закрепощающей ее сущности. Мечта Гаврилы оказывается мечтой, ведущей к рабству. «Власть тьмы», власть денег Челкаш отрицает. «Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного, — никогда не будет таким!»
Все три вышеобозначенные проблемы и определили художественное своеобразие ранней прозы М. Горького. Сюжет многих его произведений строится на противостоянии двух идей, одна из которых несет в себе идею свободы, правды и силы. А другая, противостоящая ей, самим сюжетом отрицается как неверная. Свободные и сильные люди в большинстве своем сравниваются с птицами, “способными парить” в отличие от тех, чей удел ползать по земле и пресмыкаться.
Романтические произведения Горького ярки и самобытны. В них воплощены идеалы самого автора: свобода, гордость, смелость, жизнь ради других, нравственная чистота. Можно сказать, что эти понятия станут ключевыми для всего творчества писателя, воплощаясь в его произведениях с помощью разных средств и приемов
Герои и проблематика ранней романтической прозы М. Горького
В своих ранних произведениях Горький выступал как убежденный романтик. Его любимые герои выражали романтические идеалы любви, свободы, служения людям, преобразования мира.
Герои и проблематика рассказа «Старуха Изергиль» – сугубо романтические. Его герои – надменный Ларра, жертвенный Данко и мудрая Изергиль – в той или иной степени выражают авторский идеал, авторскую позицию.
Ларра – сын женщины и орла. Увлекшись девушкой, он убивает ее только за то, что она не захотела остаться с ним. Возмущенные соплеменники наказали Ларру одиночеством и бессмертием. Поначалу герою казалось, что это не наказание, а подарок для него. Ларра еще не понимал, как страшна его кара. Тысячи лет жил он, но не было рядом с ним никого – ни матери, ни жены, ни друга, ни родины. Герой искал смерти, но напрасно…
В образе юноши Ларры Горький осудил человеческий эгоизм, самовлюбленность, гордыню. Величайшее благо, жизнь, становится для этого героя каторгой: «Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду. Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно!»
В решение проблемы свободы Горький вносит такую особенность: свобода в одиночестве – это не свобода. Свобода имеет ценность только тогда, когда связана с обществом, с людьми.
Герой другой легенды, юноша Данко – полная противоположность Ларры. Ради свободы своего племени он идет на великую жертву – вырывает из своей груди сердце, чтобы осветить путь соплеменникам и спасти их от неминуемой гибели. Горящее сердце Данко помогло людям выбраться из гнилого болота. Но подвиг этого человека не был по-настоящему понят соплеменниками, быстро забывшими о своем спасителе. «Осторожный человек» незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем. Видимо, знание о подвиге этого человека заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и низости. А, может быть, эта память рождала бы новых героев, стремящихся изменить мир, а «осторожные люди» боятся этого больше всего на свете.
Но Данко и не ждал благодарности. Цель его жизни, в отличие от Ларры, – существование ради людей, во имя их блага, ради улучшения жизни. Данко не помнил о себе, постоянно думая о других. Этот герой – романтический идеал Горького.
Между двумя противопоставленными друг другу легендами находится история жизни старухи Изергиль. Она жила, полностью отдаваясь страстям и беря от жизни все. Изергиль использовала других людей, совершала поступки только ради себя, ради своей прихоти. Это сближает героиню с Ларрой.
Но вот однажды Изергиль по-настоящему полюбила. Ради спасения жизни своего Аркадэка она сделала все возможное. И это сближает героиню с Данко. Изергиль говорит рассказчику, что нельзя жить без подвигов: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, – те просто лентяи или трусы или не понимают жизни…»
В этих словах, на мой взгляд, звучит точка зрения самого автора на обыденную жизнь. Мне кажется, вовсе не случайно история Изергиль находится между двумя романтическими легендами, противопоставленными друг другу. Жизнь каждого человека может стать насыщенной, интересной, полной ярких эмоций – стоит только захотеть, изменить свой взгляд на мир, побороть серость и будничность дней.
Рассказ «Макар Чудра» – еще одно романтическое произведение Горького. В центре внимания находится проблема свободы. В качестве своих героев писатель выбирает цыган – вольный, свободолюбивый и мудрый народ. Главные герои рассказа – Лойко Зобар и его возлюбленная Рада. Это выдающиеся люди: Лойко – один из самых сильных, ловких и смелых в своем племени, Рада – ослепительная красавица, гордость своей семьи. Эти герои любят друг друга, но больше всего они любят и ценят свободу не только как самостоятельность, но и как способ сохранить собственное достоинство. Недаром Рада требует от Лойко, чтобы тот на глазах у всего табора встал перед ней на колени. Но Лойко, несмотря на страсть к Раде, не может этого сделать. Поэтому он выбирает единственный, по его мнению, выход – убивает Раду на глазах у всего табора. Но и сам герой погибает от ножа отца девушки.
Герои и проблематика «Песни о Соколе» освещает другой аспект человеческой жизни– социально-политический. В образе двух антиподов – Сокола и Ужа – писатель изображает романтического борца за свободу, народное счастье и приземленного, ограниченного обывателя, чьи интересы не выходят дальше собственного жилища. Сокол – храбрый воин, которого ведут в бой собственные представления и убеждения – свобода личности, благо своего народа, яркость жизни. Ради этих идеалов Сокол легко идет на смерть. Автор полностью его поддерживает в этом: «Безумству храбрых поем мы песню!»
Для Ужа все это – непонятные слова. Ему хорошо в своей темной и сырой норе, без света и свежего воздуха. Своей ограниченностью и тупостью он способствует смерти Сокола, а сам так и не понимает преимуществ его образа жизни и мысли перед своими: «Рожденный ползать – летать не может!»
Романтические произведения Горького ярки и самобытны. В них воплощены идеалы самого автора: свобода, гордость, смелость, жизнь ради других, нравственная чистота. Можно сказать, что эти понятия станут ключевыми для всего творчества писателя, воплощаясь в его произведениях с помощью разных средств и приемов.
Герой и проблематика ранней романтической прозы М. Горького
I. Неоромантизм раннего творчества М. Горького.
II. «Гимн свободному человеку» в произведениях писателя.
1. Герои рассказа «Макар Чудра».
2. Героико-легендарные и аллегорические образы в романтических произведениях Горького.
3. Вопрос о смысле жизни в рассказе «Старуха Изергиль».
III. Концепция человека в раннем творчестве М. Горького.
К раннему периоду творчества М. Горького относят его романтические произведения («Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Песня о Буревестнике», «Песня о Соколе» и другие), рассказы «босяцкого» цикла, некоторые реалистические рассказы. Именно в реалистических рассказах наметились те темы, которые писатель будет развивать позднее: обличение социального строя, его пороков, доводящих человека до крайней степени падения, нравственной скудости, духовной и, наконец, физической гибели.
В своих же романтических произведениях Горький осуществляет «поиск человека», поэтому ведущими темами этих произведений становятся соотношение добра и зла, свободы и необходимости, силы и слабости. Они проникнуты героическим пафосом. Стремление помочь жить красивее, ярче, возвышеннее и вызвало обращение Горького к романтике. «Нужны подвиги, подвиги, – восклицал писатель. – Нужны такие слова, которые звучали бы, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед». Надо было возвысить человека, окрылить его, пробудить в нем бодрость и веру. Но для того чтобы по-настоящему прожить жизнь, недостаточно «гореть», недостаточно быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь главное: цель, оправдывающую существование человека, ибо «цена человека – дело его».
С самого первого рассказа «Макар Чудра» Горький делает своими героями людей, которые ценят духовную свободу, людей, которых жизнь не может привязать к одному месту, людей независимых. Гордый Зобар не может упасть в ноги даже любимой женщине. Лойко был единственным человеком, которого Радда смогла полюбить, и именно за то, что он никогда не стал бы ее рабом. Но даже сильная любовь не может заставить ее расстаться со свободой, волю она любит еще сильнее Зобара. Горький поет «…мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев-цыган».
Молодой Горький мечтает о сильных, волевых натурах, людях-борцах, которые смогут вывести Россию из тьмы, однако рядом их не находит. И поэтому его обращение к деятельному, революционному романтизму не случайно. Так возникают «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике». Трусливому и самодовольному Ужу, вполне удовлетворенному жизнью в душном ущелье, Горький противопоставляет смелого Сокола, рвущегося ввысь, к свободе, свету, вступающего в неравный бой с врагом. Сокол знает, что погибнет, но невозможность свободы для него сильнее смерти. И Горький поет славу «безумству храбрых». То же в «Песне о Буревестнике», которая стала настоящим гимном общественного движения того времени.
Утверждение свободы, добра, человеческого достоинства, вопрос о смысле жизни и назначении человека в ней – главные проблемы рассказа «Старуха Изергиль». В основу его сюжета положено две легенды. Одна – о гордом, высокомерном Ларре, другая – о Данко, юноше, отдавшем сердце для спасения своего народа. Писатель затрагивает важную этическую проблему: человек без людей, вне своего народа – ничто. Отвергнутый соплеменниками, Ларра лишен человечности, любви и доброты. Одиночество, обреченность на бессмысленное и бесплодное существование – вот самое страшное наказание. Ларре «нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей…». В одиночестве бывший когда-то сильным человек превращается в никчемный призрак.
Эгоизму Ларре противостоит величие подвига Данко, который жертвует собой ради спасения своего народа. Его горящее сердце, вырванное из груди, освещающее дорогу в темноте, давно уже стало символом. Противопоставляя эти образы, Горький и раскрывает основную проблему рассказа.
Не менее романтична и сама старуха Изергиль, утверждающая: «В жизни… всегда есть место подвигам». Изергиль прожила жизнь, наполненную «жадной любовью». Она была подчинена этой ненасытной страсти, но в любви она была свободнее и не позволяла ни унижать себя, ни даже подчинять.
Через все раннее творчество Горького проходит мечта о прекрасном человеке. Горький показал в литературе того времени новых героев – людей подвига, борьбы, больших и ярких чувств.
Романтические рассказы Горького утверждают веру в человека, в его разум. Человек показан в них не как побежденный, подавленный жизнью, отказавшийся от борьбы, от деяния; он – творец жизни.
Проблематика ранней прозы Максима Горького: сочинение Ссылка на основную публикацию