Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова: сочинение

Поэт и общество в лирике М. Лермонтова

просмотреть сочинение

Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В его произведениях это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.
Мне кажется, особенно ярко данная проблема выражена в стихотворении “Пророк”. Нужно заметить, что это стихотворение Лермонтов начинает именно с того момента, на котором остановился А. С. Пушкин в своем “Пророке”: “С тех пор, как вечный судия мне дал всеведенье пророка. ”
Можно отметить идею преемственности в этих двух произведениях: от социального оптимизма Пушкина к абсолютному одиночеству лирического героя Лермонтова. И если Пушкин показывает нам процесс создания Творцом пророка, то Лермонтов — уже результат деятельности пророка. Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: “В меня все ближние мои бросали бешено каменья”. “Шумный град” встречает его насмешками “самолюбивой” пошлости, презрением.
Различие трактовки пророков Пушкина и Лермонтова сказалось в самом их облике. Пушкин наделяет своего героя сверхъестественными свойствами, Лермонтов же вносит в описание своего героя чисто человеческие черты, даже бытовые подробности: он худ, бледен, одет в лохмотья, он пробирается через город, слыша за спиной оскорбительные возгласы: . Как он угрюм, и худ и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!
У Пушкина мы видим веру в свободу, в общество, оптимизм; у Лермонтова мы замечаем совершенно иное настроение: здесь нет надежды и веры. Его стихотворение глубоко пессимистично.
Тема поэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как “Смерть Поэта” и “Поэт”, “Журналист, читатель и писатель” и др.
Так, стихотворение “Смерть Поэта” стало не только тем произведением, которое прославило Лермонтова, но и изменило его судьбу,— за него поэт был сослан на Кавказ. В этом страстном стихотворении, посвященном смерти Пушкина, поэт клеймит тех, “кто жадною толпой” стоит у трона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. Именно они — гонители таланта, сплетники, наушники, “Свободы, Гения и Славы палачи” — стали причиной смерти Поэта.
В другом стихотворении, названном Лермонтовым “Поэт”, тема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрывается по-другому. Здесь Лермонтов применяет иной художественный прием — прием параллелизма образов.
Стихотворение можно разбить на две части.
В первой части Лермонтов рассказывает нам о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене.
Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги (когда голос его звучал, “как колокол на башне вечевой среди торжеств и бед народных”) забыты, толпа презирает его. Но в заключение пессимистический тон меняется на обнадеживающий:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?

Недаром в конце этого стихотворения вновь возникает образ пророка, который является символом гражданской, Богом данной поэзии.
Тема поэта и поэзии, назначения поэта стала одной из значительных тем в русской литературе. Продолжателями ее можно спросмотреть Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов современности.

23911 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

М. Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии
Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Поэт и общество в лирике М. Лермонтова

Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:

Сочинение на тему “Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова”

Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта – это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.

С юных лет светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах все лживое, бесчувственное, жесткое, лицемерное. И заглавие трагедии «Маскарад» заключает в себе смысл иронический, так как у этих людей были маски, а в маскараде неузнанные, они выступали без масок, в обнажении неизменных страстей и пороков. И Лермонтов имел смелость высказать им все, что думал о них. Он грозил им народной расправой и указал на их связь с императорским троном. Он неуклонно шел по избранному пути. И ненависть к «стране господ» только обостряла его любовь к «печальным деревням» и к «холодному молчанию» русских степей.

Одиночество характерно для всего творчества Лермонтова. Его лирический герой мучается от сознания невозможности что-либо изменить в этой жизни, и наступает разочарование: «Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть». Мучительные

переживания одиночества, ощущение бесприютности, бесплодности существования, мертвая скука, жгучая и бессмертная, «как пламень», печаль – вот основные черты лирического героя М. Ю. Лермонтова. Он чувствует себя бесконечно одиноким в этом мире.

«Один среди людского шума Возрос под сенью чуждой я»

В этих строках есть биографическая основа: мать Лермонтова умерла, когда мальчику было всего два года, отца он почти не видел. Затем была неразделенная любовь. И снова -одиночество, нежелание делить радости и горести с окружающими.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Поэт постепенно свыкается с участью одинокого скитальца и уже не мыслит себя с близкими ему людьми.

Лермонтов не мог воспринимать происходящее вокруг него с легкостью и беспечностью. Поэтому часто в его стихотворениях сгущаются краски.

Лирика Лермонтова – это исповедь бесконечно одинокой, сосредоточенной в себе мужественной души, которая бунтует против окружающей действительности.

Мир отвергает героя, но и герой отвергает этот мир, уходит от него.

В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы. И даже если над ним тяготеет преступное прошлое, как над Арбениным («Маскарад»), он все равно возвышается над толпой и толпа не смеет судить его.

Таков Арбенин, таков Печорин. Но в отличие от прежних своих творений Лермонтов, создавая «героя нашего времени», уже не воображал жизнь, а рисовал такой, какая она есть на самом деле.

Огромную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества.

Особенно ярко проблема этих взаимоотношений выражена в стихотворении «Пророк». Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: «В меня все ближние мои бросали бешено камнями». «Шумный град» встречает лермонтовского героя насмешками «самолюбивой» пошлости, презрением.

Тема поэта и общества появляется и становится главной в таких произведениях Лермонтова, как «Смерть поэта», «Поэт», «Журналист, читатель, и писатель» и т. д.

Стихотворение «Смерть поэта» прославило Лермонтова и изменило его судьбу, за него он был сослан на Кавказ. В этом стихотворении он ругает тех, кто стоит на троне, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. И именно они – гонители таланта, сплетники, наушники, «свободы, гения и славы палачи» – стали причиной смерти поэта.

В стихотворении «Поэт» взаимоотношения поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрываются по-другому. Стихотворение можно раздробить на две части. В первой части Лермонтов рассказывает о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги забыты, толпа презирает его.

Тема поэта и поэзии, назначение поэта стала одной из значительных тем в русской литературе.

Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова

М. Ю. Лермонтов прожил недолгую жизнь, но его богатое творческое наследие волнует сердца читателей до сих пор. Еще в ранней молодости поэт задумывался о назначении искусства, о месте поэта в обществе. В ранний период своего творчества Лермонтов считал, что цель поэта – оформить словами те чувства, которые правят его душой, и в этом поэт должен быть честен прежде всего перед собой, правдив: “Мой прекрасный Дом для этого построен”, – пишет Лермонтов в стихотворении “Мой дом”.

Читайте также:  Дуэль Печорина с Грушницким (анализ эпизода из главы Княжна Мери романа М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени): сочинение

Однако после поражения восстания декабристов по мере

Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник…

И теперь, создавая образ современного поэта, Лермонтов лишает его того высокого ореола, которым его окружали раньше. Лермонтовский образ певца-пророка-гражданина – это образ народного трибуна, который своим “простым и гордым” языком “воспламенял бойца для битвы”, который пытался противостоять

Твой стих, как божий дух, носился над толпой;И отзыв мыслей благородныхЗвучал, как колокол на башне вечевойВо дни торжеств и бед народных.

Однако в сложившихся условиях поэт уже не может подняться до этого идеала и поэтому переживает глубокий кризис :

Но скучен нам простой и гордый твой язык, – Нас тешат блестки и обманы…

Поэт, полный сил и энергии, но не знающий, куда их приложить, по мнению Лермонтова, уподобляется кинжалу, который раньше был серьезным оружием, но теперь превратился в ценное украшение:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, На злато променяв ту власть, которой светВнимал в немом благоговенье?

Но как же тогда быть поэту, чье творчество призвано служить обществу? И стихи Лермонтова наполняются страданием, болью, чувством непреодолимого одиночества. Творцу, как воздух, необходимы близкие и родные по духу люди, но одинаковость людей и их безмыслие, холодность делают общение с ними невозможным:

Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоскойИ, как преступник перед казнью, Ищу кругом души родной…

Налицо конфликт между творцом, готовым к дерзким преобразованиям во имя человечества, и обществом, видящим в нем эгоиста, обращенного только к своим переживаниям. И это сложное противоборство чувств, трагизм судьбы поэта в светском обществе открываются нам в стихотворениях Лермонтова “Смерть Поэта” и “Как часто пестрою толпою окружен…”. Представленный здесь “высший свет” не просто глуп и скучен, но и преступен: он убивает настоящих поэтов.

В своих размышлениях об обществе Лермонтов с горечью и тоской смотрит на современное ему поколение, изнеженное и малодушное, не способное ни дружить, ни любить, не умеющее ни творить, ни воспринимать чужое творчество.

Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно. Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно.

О судьбе поэта Лермонтов говорит и в своем стихотворении “Пророк”, лирический герой которого наиболее трагичен. Печальна судьба пророка – отчужденность, непризнанность, одиночество, а иногда и неприкрытая травля. Если любимый и глубоко ценимый Лермонтовым Пушкин в своем “Пророке” утверждал великое общественное значение поэта и поэзии, то Лермонтов говорит о падении, непризнанности роли поэта среди своих современников. Мало того, “ближние” творца активно противодействуют ему, доставляя страдания и муки:

С тех пор, как вечный судияМне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю яСтраницы злобы и порока, Провозглашать я стал любвиИ правды чистые ученья:В меня все ближние моиБросали бешено каменья.

Величие поэзии Лермонтова в том, что в свой страшный век, гасящий разум и волю, он обладал гордым сердцем, мужеством борьбы, пылкостью чувств. Не зря Белинский писал, что “Пушкин умер не без наследника”.

“Мцыри” анализ поэмы Михаила Лермонтова Кавказ своей первозданной красотой не раз привлекал русских поэтов, но, пожалуй, ярче всего проявилась тема красоты южной природы в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Побывав впервые в окрестностях Пятигорска в возрасте.

Владимир Галактионович Короленко Владимир Галактионович Короленко родился 15 июля 1853 года на Украине, в городе Житомире. Мальчик рос в трудолюбивой семье, в атмосфере любви, внимания и взаимного уважения. Отец – уездный судья, прямой.

Как искусство “Необходимо преподавать литературу как искусство”, – говорит нам методика. Кто бы спорил! Ведь литература – единственный из основных предметов, который представляет собой не основы науки, а искусство. И если мы.

Биография Д. И. Фонвизина Фонвизин – знаменитый писатель Екатерининской эпохи; родился в Москве 3 апреля 1745 г.; происходил из лифляндского рыцарского рода, выехавшего в Москву еще в XVI веке и совершенно обрусевшего. Первоначальное образование.

Зарядка позитивного мышления Дейла Карнеги “Именно сегодня” 1. Именно сегодня меня постигнет счастье. Счастье заключено внутри нас; оно не является результатом внешних обстоятельств. Поэтому человек счастлив настолько, насколько он полон решимости быть счастливым. 2. Именно сегодня я.

Формування іміджу навчального закладу як управлінське нововведення Сучасний етап розвитку українського суспільства вимагає переосмислення та визначення ролі загальної середньої освіти як життєво необхідної умови забезпечення основних складових будівництва держави Україна, реального права громадян на здобуття якісної базової.

Тест к роману “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского 1. Что явилось причиной преступления Раскольникова? А. Злость на старуху-процентщицу Б. Бедность В. Желание самоутверждения Г. Жажда свободы 2. Кто является кумиром Раскольникова? А. Робеспьер Б. Наполеон В. Александр Македонский.

Материнские заметки:Детская радость Рождества Если не будете как Дети, Не войдете в Царство Небесное Когда увеличили число “новогодних” выходных, многие были против. Почему? Одни называли всем хорошо знакомые причины: “народ не умеет праздновать”, “семь.

Виступ екологічної агітбригади На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою залишся І подивуйся ніжній чистоті Того зеленого затишшя. Учень 2.

ТАЄМНИЦІ НАВЧАННЯ З дитинства ми всі либимо свої перші казки, але в них дуже часто описуються незвичайні події і явища: тварини й люди розмовляють між собою, неймовірні розміри тіл, швидкості руху, дії.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Тема: По выбору учащихся 9 Класс Учитель: Садиева В. Г. Школа : МБОУ “Большегондырская СОШ” Название проекта : Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Тема: По выбору учащихся. Класс: 9 Цель: Умение понимать.

Иешуа и Понтий Пилат. в романе “Мастер и Маргарита” Первый полный вариант романа писатель завершил в 1934 году, последний – в 1938 году, хотя шлифовку его писатель продолжал до конца своих дней. Роман можно одновременно спросмотреть и бытовым, и.

По страницам прочитанных книг. Размышления над судьбами героев Почему мы так любим просмотреть, почему, закрыв последнюю страницу книги, открываем новую и так продолжается всю жизнь? Ответ удивительно прост. В каждой книге, рассказывающей о реальных или придуманных автором событиях.

Вокруг Медного всадника, или Душа Петербурга Прогулка первая В 1999 году появилась книга Петра Вайля “Гений места”, начинающаяся такими словами: “Связь человека с местом его обитания – загадочна, но очевидна. Или так: несомненна, но таинственна. Ведает.

Конспект уроку в 5 класі Тема. Загальне поняття про іменник “ Дата проведення:___________________ Тема уроку: Загальне поняття про іменник. Мета: Закріпити знання учнів про загальне значення та граматичні ознаки Іменника, формувати вміння розпізнавати іменника серед інших Частин мови, навички добору антонімів.

Конспект урока для 1 класса “Дружи с водой” Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 28 с приоритетным направлением познавательно – речевого развития детей Московского района города Санкт – Петербурга. Конспект урока для 1 класса “Дружи с.

Тема: Использование “Цифровой лаборатории” по физике МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Использование “Цифровой лаборатории” по физике НАУЧНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ На уроках и во внеурочной деятельности ВВЕДЕНИЕ Очевидно, что информационные технологии имеют самое широкое распространение в современном обществе. Окружающий школьника.

Все писательские семьи похожи? Трюизм: написанное о жизни и творчестве Льва Николаевича Толстого может стать основой целой библиотеки. Но, наверное, не меньше написано и об окружении Толстого, прежде всего о его родных и близких.

БУЛГАКОВ: Большая игра Готовясь к Большой булгаковской игре, командам следует особенно внимательно перепросмотреть произведения “Собачье сердце”, “Театральный роман”, “Мастер и Маргарита”. I. Разминка Продолжим фразу. Ведущий читает начало фраз, команды по очереди продолжают.

“Мальчик у Христа на елке”, анализ рассказа Достоевского Федор Михайлович Достоевский незадолго до нового 1876 года побывал с дочкой на елке в клубе художников, а затем посетил детскую колонию. Примерно в это же время писатель часто встречал на.

Сейчас вы читаете: Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова

Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова

Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова занимает не последнее место. Надо заметить, что с юных лет кумиром Лермонтова был Пушкин. В своих произведениях Михаил Юрьевич словно разговаривал с Пушкиным, и даже спорил с ним. Перекличка некоторых пушкинских произведений с лермонтовскими воспринималась некоторыми критиками как подражательство. Но это не было подражательством. Это был односторонний диалог одного поэта с другим. Лермонтов мечтал познакомиться с Пушкиным. Но хотел прийти к нему не с пустыми руками, а показать произведение, достойное пера самого Пушкина. Лермонтов был самокритичен к себе, и знакомство так и не состоялось.
Существует далеко не безосновательное мнение, что стихотворение «О, полно извинять разврат!» адресовано Пушкину.

Читайте также:  «Люблю я Кавказ!» (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова «Люблю я цепи синих гор», «Кавказ»): сочинение

Это стихотворение написано в шестнадцатилетнем возрасте, когда Лермонтов был подвержен юношескому максимализму. Он говорит Пушкину, что услышал и понял его.
В своем стихотворении «Пророк», Пушкин предопределяет роль поэта в обществе. Лермонтов, продолжая эту тему, показывает, что ждет поэта-пророка в современном ему обществе. Михаил Юрьевич говорит, что человек, который несет людям правду и проповедует идеалы любви и добра, обречен на одиночество. Темой одиночества пронизана вся лирика Лермонтова, о чем бы он ни писал.
В стихотворении «Поэт», написанном в 1838 году Лермонтов сравнивает поэзию с кинжалом. Кинжал блистает, он острый пока он в деле. И его ценят, пока он в деле. Но вот его повесили на стену, и он превратился в сувенир, в игрушку, бесславную и безвредную. Это произведение перекликается с пушкинским произведением, в котором Пушкин говорит о том, что поэту вредит состояние покоя. Когда «молчит его святая лира», поэт «быть может, всех ничтожней».
Лермонтов пишет:

В этих строках Лермонтова звучит упрек в адрес современной ему поэзии. Он мечтает возродить те времена, когда

В этом произведении Лермонтов продолжает тему пророка, начатую Пушкиным, и продолженную им в стихотворении, о котором мы говорили выше. В последних строфах он объединяет сравнение поэта с кинжалом и с пророком, сравнивая остроту слова с остротой оружия:

Стихотворение «Не верь себе», написанное в 1839 – это итог собственного поэтического творчества. Лермонтов чувствует себя непонятым толпой. Это произведение звучит как напутствие молодым поэтам, как предупреждение быть готовым к тому, что общество окажется равнодушным к чувствам поэта, глухим к его призывам. Не исключено, что к таким выводам Лермонтов пришел после гибели Пушкина, и глядя на отношение общества к собственным стихам. Ложку дегтя ему добавляли критики, в числе которых были далеко не доброжелательные.
Есть ли место в лирике Лермонтова его гражданской позиции? Есть. Она выражена в стихотворении «На смерть поэта». Лермонтов был глубоко возмущен гибелью Пушкина, перед которым преклонялся и которого боготворил.
Лермонтов не был ни бунтарем, ни революционером. И, наверное, никогда бы не стал им. Он не выступает против царизма, как общественного строя, не осуждает крепостничества. Император Николай I напрасно боялся Лермонтова. У страха глаза велики. В стихотворении «На смерть поэта» он осуждает светское общество, и вызов бросает той дворянской элите, которая принимала участие в травле Пушкина. Михаил Юрьевич верит, что те люди, кто повинен в гибели великого поэта, когда-нибудь ответят перед Божьим судом.
Стихотворение «Журналист, читатель и писатель» написано Лермонтовым в марте 1840 года, и в этом же году было опубликовано. Это произведение звучит как подведение итога литературного творчества поэта. Лермонтов, выступая в роли писателя, чувствует себя опустошенным. Писать уже не о чем:

Устами читателя Лермонтов бросает упрек литературным критикам, журналистам. Публицистика, как таковая, еще не оформилась, и все журналисты кормились тем, что критиковали литераторов, писателей. Не все писатели могли выдержать нападки журналистов. Лермонтов страдал повышенной мнительностью, был самокритичен к себе. Он не сразу решился печататься. Первые его произведения печатали его друзья, как говорится, за его спиной.
Лермонтов устами писателя признается, что он хорошо знает свет, его тайны, пороки, И даже если он пишет об этом, потому что строки сами рвутся на бумагу, то этим он топит свой камин.

В этом стихотворении Лермонтов с горечью говорит об упадке русской литературы: нет умных тонких поэтов и писателей, которых бы хотелось просмотреть, нет в достаточной степени образованных критиков. Да и читатель стал невзыскательным.

Лермонтов часто сравнивает литературное творчество с пророчеством. Он осознает, что писатель, литератор не просто должен идти за толпой, показывая, какое оно. Литератор должен идти впереди толпы, вести ее за собой, вскрывая общественные пороки, писатель должен показывать, каким должно быть общество, свет, люди вообще.

Профессор Знаев

ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Доклад по литературе “Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова”

Значительную часть своего творчества М.Ю.Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта – это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.

С юных лет светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах все лживое, бесчувственное, жесткое, лицемерное. И заглавие трагедии «Маскарад» заключает в себе смысл иронический, так как у этих людей были маски, а в маскараде неузнанные, они выступали без масок, в обнажении неизменных страстей и пороков.

И Лермонтов имел смелость высказать им все, что думал о них. Он грозил им народной расправой и указал на их связь с императорским троном. Он неуклонно шел по избранному пути. И ненависть к «стране господ» только обостряла его любовь к «печальным деревням» и к «холодному молчанию» русских степей.

Одиночество характерно для всего творчества Лермонтова. Его лирический герой мучается от сознания невозможности что-либо изменить в этой жизни, и наступает разочарование: «Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть». Мучительные

переживания одиночества, ощущение бесприютности, бесплодности существования, мертвая скука, жгучая и бессмертная, «как пламень», печаль – вот основные черты лирического героя М. Ю. Лермонтова. Он чувствует себя бесконечно одиноким в этом мире.

«Один среди людского шума Возрос под сенью чуждой я».

В этих строках есть биографическая основа: мать Лермонтова умерла, когда мальчику было всего два года, отца он почти не видел. Затем была неразделенная любовь. И снова -одиночество, нежелание делить радости и горести с окружающими.

Поэт постепенно свыкается с участью одинокого скитальца и уже не мыслит себя с близкими ему людьми.

Лермонтов не мог воспринимать происходящее вокруг него с легкостью и беспечностью. Поэтому часто в его стихотворениях сгущаются краски.

Лирика Лермонтова – это исповедь бесконечно одинокой, сосредоточенной в себе мужественной души, которая бунтует против окружающей действительности.

Мир отвергает героя, но и герой отвергает этот мир, уходит от него.

В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы. И даже если над ним тяготеет преступное прошлое, как над Арбениным («Маскарад»), он все равно возвышается над толпой и толпа не смеет судить его.

Таков Арбенин, таков Печорин. Но в отличие от прежних своих творений Лермонтов, создавая «героя нашего времени», уже не воображал жизнь, а рисовал такой, какая она есть на самом деле.

Огромную часть своего творчества М.Ю.Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества.

Особенно ярко проблема этих взаимоотношений выражена в стихотворении «Пророк». Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: «В меня все ближние мои бросали бешено камнями». «Шумный град» встречает лермонтовского героя насмешками «самолюбивой» пошлости, презрением.

Тема поэта и общества появляется и становится главной в таких произведениях Лермонтова, как «Смерть поэта», «Поэт», «Журналист, читатель, и писатель» и т.д.

Стихотворение «Смерть поэта» прославило Лермонтова и изменило его судьбу, за него он был сослан на Кавказ. В этом стихотворении он ругает тех, кто стоит на троне, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. И именно они – гонители таланта, сплетники, наушники, «свободы, гения и славы палачи» – стали причиной смерти поэта.

В стихотворении «Поэт» взаимоотношения поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрываются по-другому. Стихотворение можно раздробить на две части. В первой части Лермонтов рассказывает о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги забыты, толпа презирает его.

Читайте также:  Что же представляет собой роман «Герой нашего времени»: сочинение

Тема поэта и поэзии, назначение поэта стала одной из значительных тем в русской литературе.

Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова: сочинение

1. Роль литературы в жизни русского общества.

2. Место темы поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова: “О, полно извинять разврат”, “Смерть поэта”, “Поэт”, “Не верь себе”, “Журналист, читатель и писатель”, “Пророк”.

3. Место поэта в теме поэта и поэзии.

4. Анализ стихотворения “Поэт”, позволяющий раскрыть взгляды Лермонтова на задачи поэзии и ее значение.

5. Образ поэта в лирике Лермонтова, конфликт между поэтом и обществом.

6. Значение стихотворений Лермонтова в теме поэта и поэзии.

В лирике Лермонтова выражен революционный протест против рабства, против всеобщей приниженности и подавленности, характерной для эпохи реакции. По словам Белинского, в произведениях Лермонтова “. нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни. Но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце”. Личная судьба поэта и общественно-политическая обстановка эпохи реакции наложили отпечаток на его поэзию. Неудовлетворенность существующим носит у Лермонтова активный характер. Стихи для него – орудие борьбы, и его разочарование переходит в гневный обличительный протест против общественно-политических устоев самодержавной России. Лирика Лермонтова разнообразна по тематике. Одной из центральных тем в его творчестве является тема поэта и поэзии, ей посвящено много стихотворений.

Каждому большому художнику свойственны раздумья о смысле и назначении своего творчества. Белинский писал, что в литературе сосредоточена вся умственная жизнь общества, его нравственные и духовные интересы, и считал, что литература является средством воздействия на понятия и нравы общества. Лермонтов также понимал, что литература является могучим средством воздействия на читателей, и в литературной деятельности видел возможность протестовать против ненавистного ему уклада жизни.

Уже в юности Лермонтов имеет ясный и определенный взгляд на то, что должен воспевать в своем творчестве настоящий поэт. Он хотел, чтобы поэзия звала людей активно любить родину и свободу. Об этом он говорит в своем стихотворении “О, полно извинять разврат”, посвященном Пушкину: поэт должен воспевать свободу и не склоняться ни перед кем. Поэт – это человек, одаренный “высокой мыслью и душой”, ни перед кем не склоняющий “гордого чела”, ничего не страшащийся. Однако в современной действительности Лермонтов почти не видел таких поэтов. Острая и меткая характеристика литературы тех лет дается поэтом в стихотворении “Журналист, читатель и писатель”. В связи с политической реакцией в 30-е годы XIX века значительная часть русских литераторов стремилась уйти от острых вопросов жизни, старалась замкнуться в кругу мелких интересов, ограничиться незначительными безопасными темами. Такими писателями литература превращалась в развлечение.

Среди различных впечатлений,

На мелочь душу разменяв,

Он гибнет жертвой общих мнений.

Такое положение тревожило Лермонтова, и он задавался вопросом:

Когда же на Руси бесплодной,

Расставшись с ложной мишурой,

Мысль обретет язык простой

И страсти голос благородный?

В 1837 году после безвременной гибели Пушкина прозвучал “голос страсти благородной” Лермонтова. Он создал стихотворение “Смерть поэта”. Его волновали противоположные чувства: любовь и ненависть, скорбь и гнев, восхищение и презрение. Для него Пушкин – идеал поэта и человека, увенчанный при жизни “торжественным венком” славы. Он “дивный гений” с “чудной силой” таланта и “чудными песнями”. Особенно восхищает Лермонтова его “свободный, смелый” поэтический дар. Лермонтов восторженно относится к поэту и глубоко скорбит о его гибели, в ней он обвиняет “жадную толпу, стоящую у трона”. Он бичует “завистливый и душный свет”, “палачей свободы* и считает, что смерть Пушкина должна быть отомщена:

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

Это обличительное гневное стихотворение быстро разошлось по всей стране и прославило имя автора, утвердив его как поэта.

История русской поэзии, пожалуй, еще не знала стихов подобной силы, с таким обнаженным политическим смыслом и, главное, со столь открыто названным адресом. Эпитетами “праведная кровь”, “вольное сердце”, “гордая голова”, “свободный, смелый дар”, “завистливый, душный свет”, “черная кровь”, “жадная толпа”, “ничтожные клеветники” Лермонтов выражает свое отношение к свету и Пушкину, активно направляя и чувства писателя, раскрывает трагедию одиночества поэта, живущего в таком обществе. Написав это стихотворение, Лермонтов заявил о себе не только как о поэтическом наследнике Пушкина, но и как о преемнике его вольнолюбия. Судьба Пушкина стала его судьбой.

В 1841 году Лермонтов написал стихотворение “Пророк”. Как и Пушкин, автор называет поэта пророком, роль которого заключается в том, чтобы “глаголом жечь сердца людей”. Пушкин в стихотворении “Пророк” показал поэта до того, как он приступил к высокому служению. Лермонтов в своем одноименном стихотворении изображает судьбу поэта, осмеянного людьми за свою проповедь. У Лермонтова это трагическое осмысление темы. В стихотворении пророк сам говорит о своей судьбе. Пророк-поэт, наделенный даром всеведения, научился просмотреть “в очах людей” “страницы злобы и порока”.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья, –

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

То есть его проповедь и правда вызвала в людях озлобление, и пророк оставляет города, бежит в пустыню, где общение с природой приносит ему нравственное удовлетворение.

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

Лермонтов обвиняет общество в том, что оно презирает истинную поэзию. Белинский относил это стихотворение к лучшим созданиям поэта: “Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России”.

Молодой Лермонтов-романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника. Поэт живет своими мечтами, своими страданиями, которые не доступны “толпе”. В зрелый период творчества Лермонтов видит в поэте не одинокого провидца, глашатая “истин вековых”, а народного трибуна. Образ такого поэта, пророка и гражданина нарисован в стихотворении “Поэт”. Стихотворение построено на развернутом сравнении поэта и кинжала. В первых шести строфах автор рассказал историю кинжала, а в последующих пяти – высказал свой взгляд на поэзию и ее отношение к жизни. Главный смысл истории кинжала – показ бесславности судьбы оружия, ставшего золотой игрушкой. Поэт вспоминает о боевой службе кинжала. Он служит много лет наезднику, “не по одной груди провел он страшный след и не одну порвал кольчугу”. Но погиб его господин, и кинжал “свое утратил назначенье”. Его продали купцу-армянину, и кинжал, отделанный золотом, превратился в блестящее безвредное украшение. То, что случилось с кинжалом, напоминает Лермонтову судьбу поэта. В прошлом судьба поэта была высокой и почетной. Поэт служил людям:

Бывало, мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитвы.

Размышляя о роли и назначении поэзии, Лермонтов создает величественный образ поэта. Истинный поэт всегда связан с людьми, его поэзия всегда необходима. Используя глаголы-сказуемые (воспламенял, носился, звучал и др.), Лермонтов подчеркнул высокую роль поэзии. Однако истинные поэты не признаны в “ветхом мире”, их “простой и гордый язык” не нужен там, где тешатся “блестками и обманами”. В последней строфе образ поэзии и образ кинжала сливаются:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда, на голос мщенья,

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презрения.

Концовка в виде вопроса, но в этом вопросе заключен и призыв, выражающий основную мысль автора. Настоящее искусство чуждается “богатой резьбы”, развлекательная приукрашенная поэзия никого не утешит. В стихотворении выражена тревога поэта за судьбу родной литературы и аллегорически, и прямо. Воспевая поэта, чей стих “как божий дух носился над толпой”, вероятно, Лермонтов думал о Пушкине, Рылееве, Одоевском, чьи произведения являлись отзвуком “мыслей благородных”, а для сегодняшнего читателя таким поэтом является и сам Лермонтов.

Продолжив лучшие традиции Пушкина и декабристов в понимании места поэзии в жизни общества, Лермонтов внес и новое, свое понимание поэзии, утверждая представление о ней как об остром боевом оружии.

Теги: Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова Сочинение Литература

Оценка статьи:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка…
Сохранить себе в:

Ссылка на основную публикацию

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.