Сочинение. “Несвоевременные мысли” М. Горького — живой документ трагического периода русской истории
“Несвоевременные мысли” М. Горького. Это уникальная во всей истории русской литературы книга, возникшая из коротких газетных откликов писателя на злобу дня. Статьи Горького появлялись чуть ли не ежедневно в петроградской газете “Новая жизнь”. Газета была открыта после Февральской революции и аакрыта после Октябрьской. Оиа жила с 1 мая 1917 по 16 июня 1918 года, т. е. в самое переходное, переломное время.
Путь между двумя революциями — буржуазной и социалистической — трудный путь. Печатаясь на страницах “Новой жизни”, Горький пытался выработать свою позицию, свое отношение к действительности, развивающимся событиям.
“Певец революции”. Это словосочетание неотделимо от имени Горького. Правда, увидев революцию в действии, столкнувшись с откровенными братоубийственными схватками, Горький пришел в ужас и больше не вспоминал слов, сказанных им в канун 1905 года: “Пусть сильнее грянет Буря”.
Он понял, как опасно призывать народ к буре, к разрушению, возбуждать ненависть представителей одних классов к представителям других. “Вражда между людьми не есть явление нормальное”, — с горечью резюмирует он.
Две злобы, считает Горький, у текущего дня: борьба партий и культурное строительство. Что победит? По какому пути пойдет Россия? Из статьи в статью он подчеркивает опасность увлечения классовой борьбой (“это необходимое дело, но принимаю это дело, как неизбежное зло”), ибо при наличии некоторых особенностей, как считает он, “русской психики — политическая борьба делает строительство культуры почти невозможным”.
Только искусство, уверен Горький, “открывает в человеке общечеловеческое, соединяет нас”. Он призывает образумиться, понять, что “нужно бороться не друг с другом за хлеб и власть, а с природой, отвоевывая на пользу себе ее богатства”.
Выход из состояния ненависти, возбужденной злобы друг к другу, как считает он, один: “возбуждение в народе рядом с возбужденными в нем эмоциями политическими — эмоций этических и эстетических. Художник должен вторгнуться в хаос настроения улицы”.
Горький не только полностью отрицает разрушенный строй, но и отрицает положительные качества самого народа, рассматривая его как носителя негативных свойств, присущих этой системе.
Противопоставление некультурного, звероподобного крестьянина культурному промышленному рабочему — главное на страницах публицистических статей Горького. Социалистическая революция еще более заострила выступления Горького. Закрытие ряда газет, расстрелы, самосуды вызвали у него чувство глубокого возмущения. Он один из первых заметил утопизм программы В. И. Ленина и большевиков.
Он не может согласиться с ограничением демократии, свободы слова. “Зачем?” становится постоянным словом на страницах его статей. “Зачем закрывать газеты, истреблять политических противников?” Вновь и вновь предупреждает Горький рабочий класс, что насилие над демократией приведет к тому, что в конце концов “рабочий класс должен будет заплатить за ошибки и преступления своих вождей — тысячами жизней, потоками крови”. С глубочайшей горечью предсказывает Горький кровавые схватки, гражданскую войну, окончательное падение нравственности.
Обозначив симптомы болезни, указав на ее тяжелый характер, Горький оказался не в состоянии понять ее причины и найти правильный метод лечения.
И художник-реалист все более побеждается романтиком-утопистом. Как наивны обращения Горького к крестьянам, которые должны будут осознать свое несоответствие социализму и перевоспитаться. Он даже сам не замечает, как превращается в наивного мечтателя, пытающегося увидеть в разрушенной России будущую страну чудес. “Если мы заставим энергично работать всю массу мозга каждой страны — мы создадим страну чудес”, — пишет он за месяц до закрытия газеты, 17 мая 1918 года. Так романтик 90-х годов, даже пройдя школу реализма, превращается в утописта в 1918 году.
Статьи Горького этого периода становятся все более не отвечающими рубрике, под которой они печатались: ранее “несвоевременные”, они становятся все более “своевременными”, созвучными для новой власти. Он призывает “смягчать” нравы большевиков, говорит о необходимости оказания им помощи. Голос его последних статей звучит тихо. Он не требует, не настаивает, не возмущается, не кричит. Он тихо просит, обращаясь неизвестно к кому: “Надо что-то делать, необходимо бороться с процессом физического и духовного истощения интеллигенции, надо почувствовать, что она является мозгом страны”.
И снова, как когда-то, когда Горький не принимал эгоизма крестьянского собственника, летом 1918 года, перейдя на позиции откровенного утопического социализма, он обрушивается и на рабочих, и на ремесленников, и на мещан, не способных выработать в себе новые формы мышления, чувств. Уже предлагается создавать новых людей — “необходимо ускорить рост и развитие новых сил, необходимо тотчас же создавать условия для воспитания нового человека”.
Конечно, и сегодня иные мысли Горького вызывают желание спорить с писателем, да и история не во всем оправдывает его, но, читая книгу, преклоняешься перед его самоотверженным, бесстрашным умом. Перед нами великий человек, восставший против великого времени. Буревестник, который не принял Бури.
Сочинение ««Несвоевременные мысли» М. Горького»
Я в этот мир пришел, чтобы не соглашаться.
М. Горький
Особое место в наследии Горького занимают статьи, печатавшиеся в газете «Новая жизнь», которая выходила в Петрограде с апреля 1917 по июнь 1918 года. После победы Октября «Новая жизнь» бичевала издержки революции, ее «теневые стороны» (грабежи, самосуды, расстрелы). За это ее остро критиковала партийная печать. Кроме того, газету дважды приостанавливали, и в июне 1918 года закрыли совсем.
Горький первым сказал о том, что не следует думать, будто революция сама по себе «духовно искалечила или обогатила Россию». Только теперь начинается «процесс интеллектуального обогащения страны — процесс крайне медленный». Поэтому революция должна создать такие условия, учреждения, организации, которые помогали бы развитию интеллектуальных сил России. Горький считал, что народу веками жившему в рабстве, надо прививать культуру, давать пролетариату систематические знания, ясное понимание своих прав и обязанностей, учить начаткам демократии.
В период борьбы против Временного правительства и установления диктатуры пролетариата, когда повсюду лилась кровь, Горький ратовал за пробуждение в душах добрых чувств с помощью искусства: «Для пролетариата дары искусства и науки должны иметь высшую ценность, для него — это не праздная забава, а пути углубления в тайны жизни. Мне странно видеть, что пролетариат в лице своего мыслящего и действующего органа «Совета Рабочих и Солдатских депутатов» относится так равнодушно к отсылке на фронт, на бойню, солдат-музыкантов, художников, артистов драмы и других нужных его душе людей. Ведь посылая на убой свои таланты, страна истощает сердце свое, народ отрывает от плоти своей лучшие куски». Если политика разъединяет людей на остро враждующие группы, то искусство открывает в человеке общечеловеческое: «Ничто не выпрямляет душу человека так легко и быстро, как влияние искусства, науки».
Горький помнил о непримиримости интересов пролетариата и буржуазии. Но с победой пролетариата развитие России должно было пойти по демократическому пути! А для этого надо было прежде всего прекратить грабительскую войну (в этом Горький сходился с большевиками). Угрозу демократии писатель видит не только в деятельности Временного правительства, в вооруженной борьбе, но и в поведении крестьянских масс с их древними «темными инстинктами». Эти инстинкты выливались в погромы в Минске, Самаре и других городах, в самосуды над ворами, когда людей убивали прямо на улицах: «Во время винных погромов людей пристреливают, как волков, постепенно приучая к спокойному истреблению ближнего. »
В «Несвоевременных мыслях» Горький подходил к революции с морально-нравственных позиций, страшась неоправданного кровопролития. Он понимал, что при коренной ломке общественного строя вооруженных столкновений не избежать, но при этом выступал против бессмысленной жестокости, против торжества разнузданной массы, которая напоминает зверя, почуявшего запах крови.
Основная идея «Несвоевременных мыслей» — нерасторжимость политики и нравственности. Пролетариат должен быть великодушен и как победитель, и как носитель высоких идеалов социализма. Горький протестует против арестов студентов и разных общественных деятелей (графини Паниной, книгоиздателя Сытина, князя Долгорукова и др.), против расправы с кадетами, убитыми в тюрьме матросами: «Нет яда более подлого, чем власть над людьми, мы должны помнить это, дабы власть не отравила нас, превратив в людоедов еще более мерзких, чем те, против которых мы всю жизнь боролись». Статьи Горького не оставались без ответа: большевики проводили расследования и наказывали виновных. Как и всякий настоящий писатель, Горький находился в оппозиции к властям, на стороне тех, кому в данный момент было плохо. Полемизируя с большевиками, Горький тем не менее призывал деятелей культуры сотрудничать с ними, ибо только таким образом интеллигенция могла выполнить свою миссию просвещения народа: «Я знаю, что они производят жесточайший научный опыт над живым телом России, я умею ненавидеть, но я хочу быть справедливым».
Горький назвал свои статьи «несвоевременными», но его борьба за подлинную демократию была начата вовремя. Другое дело, что новую власть очень скоро перестало устраивать наличие любой оппозиции. Газету закрыли. Интеллигенции (в том числе и Горькому) позволили уехать из России. Народ очень скоро попал в новое рабство, прикрытое социалистическими лозунгами и словами о благе простых людей. Горький надолго был лишен права высказываться открыто. Но то, что он успел опубликовать — сборник «Несвоевременные мысли» — останется бесценным уроком гражданского мужества. В них — искренняя боль писателя за свой народ, мучительный стыд за все, что происходит в России, и вера в ее будущее, несмотря на кровавый ужас истории и «темные инстинкты» народных масс, и вечный призыв: «Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения!»
Несвоевременные мысли» Максима Горького
I. М. Горький и «Новая жизнь». («Новая жизнь» — это газета, выходившая в Петрограде с апреля 1917 по июнь 1918 года. Горький печатал свои статьи в этой газете, которая рассказывала о теневых сторонах революции — грабежах, самосудах, расстрелах. Газета как бы опровергала слова партии о бескровности революции, и за это ее критиковала партийная печать. Дважды выпуск газеты приостанавливали, а в июне 1918-го ее закрыли совсем. Сотрудничество в этой газете характеризует Горького как человека мыслящего.)
II. Дать народу культуру — значит вывести его из рабства. (Горький, размышляя над итогами революции, сказал, что не следует думать, будто революция уже самим своим фактом «духовно искалечила или обогатила Россию». Только теперь начинается «процесс интеллектуального обогащения страны — процесс крайне медленный». Горький считал, что народу, много лет жившему в рабстве, необходимо прививать культуру, давать пролетариату систематические знания, ясное понимание своих прав и обязанностей, учить азам демократии.)
III. «Ничто не выпрямляет душу человека так легко и быстро, как влияние искусства, науки». (В период борьбы против Временного правительства и установления диктатуры пролетариата, когда кровь лилась всюду, Горький выступал за пробуждение в людях добрых чувств: «Для пролетариата дары искусства и науки должны иметь высшую ценность, для него — это не праздная забава, а пути углубления в тайны жизни. Мне странно видеть, что пролетариат в лице своего мыслящего и действующего органа «Совета Рабочих и Солдатских депутатов» относится так равнодушно к отсылке на фронт, на бойню, солдат — музыкантов, художников, артистов драмы и других нужных его душе людей. Ведь посылая на убой свои таланты, страна истощает сердце свое, народ отрывает от плоти своей лучшие куски». Если политика разъединяет людей, то искусство объединяет, ибо открывает общечеловеческое в человеке.)
IV. В чем видит писатель угрозу демократии? (Во-первых, Горький считал, что нужно прекратить грабительскую войну (тут его позиция совпадает с позицией большевиков). Во-вгорых, борясь с Временным правительством, надо не погрязнуть в вооруженной борьбе. В-третьих, серьезную угрозу демократии представляло поведение крестьянских масс, с их древними «темными инстинктами», которое вылилось в погромы в Минске, Самаре и других городах, в самосуды над ворами, когда людей убивали легко прямо на улицах: «Во время винных погромов людей пристреливают, как- волков, постепенно приучая к спокойному истреблению ближнего. »)
V. М. Горький и революция. (В «Несвоевременных мыслях» М. Горький высказывает опасение относительно неоправданного кровопролития. Даже понимая, что вооруженного столкновения не избежать, он выступал против бессмысленной жестокости, против варварства, торжества разнузданной массы, которая напоминает зверя, почуявшего запах крови. Итак, признавая право народа изменить общество, Горький выступал против кровавого террора, против насилия в революции.)
VI. Идея «Несвоевременных мыслей». (Основная идея работы Горького в том, что политика и нравственность нерасторжимы. По мысли Горького, пролетариат должен
быть великодушен и как победитель, и как носитель высоких идеалов социализма. Он протестует против арестов студентов, общественных деятелей, например графини Паниной, книгоиздателя Сытина, князя Долгорукова и других. Он против кровавого террора: «Нет яда более подлого, чем власть над людьми, мы должны помнить это, дабы власть не отравила нас, превратив в людоедов еще более мерзких, чем те, против которых мы всю жизнь боролись».) VII. «Несвоевременные мысли» — гражданский подвиг М. Горького. (Горький оказался в оппозиции к новой власти, хотя пытался быть справедливым и призывал интеллигенцию помогать просвещению народа. То, что он успел опубликовать сборник «Несвоевременные мысли», — акт гражданского мужества писателя. Он, как и большинство интеллигенции, испытывал мучительный стыд за все, что происходит в России. Призывал: «Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения!» Горький верил в свой народ и будущее России, потому и написал «Несвоевременные мысли».)
Проблематика «Несвоевременных мыслей»
Горький выдвигает ряд проблем, которые пытается осмыслить и разрешить. Одной из самых значительных среди них является историческая судьба русского народа.
Опираясь на весь свой предшествующий опыт и на свою многими делами подтверждённую репутацию защитника порабощённых и униженных, Горький заявляет: «Я имею право говорить обидную и горькую правду о народе, и я убеждён, что будет лучше для народа, если эту правду о нём скажу я первый, а не те враги народа, которые теперь молчат да копят месть и злобу, чтобы. плюнуть злостью в лицо народа. »
Принципиальным является расхождение во взглядах на народ между Горьким и большевиками. Горький отказывается «полуобожать народ», он спорит с теми, кто, исходя из самых благих, демократических побуждений, истово верил «в исключительные качества наших Каратаевых».
Начиная свою книгу сообщением о том, что революция дала свободу слову, Горький объявляет своему народу «чистую правду», т.е. такую, которая выше личных и групповых пристрастий. Он считает, что освещает ужасы и нелепости времени для того, чтобы народ увидел себя со стороны и попытался измениться в лучшую сторону. По его мнению, народ сам виноват в своем бедственном положении.
Горький обвиняет народ в том, что тот пассивно участвует в государственном развитии страны. Виноваты все: на войне люди убивают друг друга; воюя, они разрушают то, что построено; в битвах люди ожесточаются, звереют, снижая уровень культуры: учащаются воровство, самосуды, разврат. По мнению писателя, России угрожает не классовая опасность, а возможность, одичания, бескультурья. Все обвиняют друг друга, с горечью констатирует Горький, вместо того, чтобы «противостоять буре эмоций силу разума». Вглядываясь в свой народ, Горький отмечает, «что он пассивен, но жесток, когда в его руки попадает власть, что прославленная доброта его души – карамазовский сентиментализм, что он ужасающе невосприимчив к внушениям гуманизма и культуры».
Проанализируем статью, посвящённую «драме 4 июля» – разгону демонстрации в Петрограде. В центре статьи воспроизведена (именно воспроизведена, а не пересказана) картина самой демонстрации и её разгона. А затем следует рефлексия автора на увиденное собственными глазами, завершающаяся итоговым обобщением. Достоверность репортажа и непосредственность впечатления автора служат основой для эмоционального воздействия на читателя. И происшедшее, и раздумья – всё происходит словно на глазах читателя, потому, очевидно, столь убедительно звучат выводы, как будто родившиеся не только в мозгу автора, но и в нашем сознании. Мы видим участников июльской демонстрации: вооружённых и невооружённых людей, «грузовик-автомобиль», тесно набитый разношёрстными представителями «революционной армии», что мчится «точно бешеная свинья». (Далее образ грузовика вызывает не менее экспрессивные ассоциации: «гремящее чудовище», «нелепая телега».) Но затем начинается «паника толпы», испугавшейся «самой себя», хотя за минуту до первого выстрела она «отрекалась от старого мира» и «отрясала его прах с ног своих». Перед глазами наблюдателя предстаёт «отвратительная картина безумия»: толпа при звуке хаотических выстрелов повела себя как «стадо баранов», превратилась в «кучи мяса, обезумевшего от страха».
Горький ищет причину происшедшего. В отличие от абсолютного большинства, винившего во всём «ленинцев», германцев или откровенных контрреволюционеров, он называет главной причиной случившегося несчастья «тяжкую российскую глупость», «некультурность, отсутствие исторического чутья».
А.М. Горький пишет: «Порицая наш народ за его склонность к анархизму, нелюбовь к труду, за всяческую его дикость и невежество, я помню: иным он и не мог быть. Условия, среди которых он жил, не могли воспитать в нем ни уважения к личности, ни сознания прав гражданина, ни чувства справедливости, – это были условия полного бесправия, угнетения человека, бесстыднейшей лжи и зверской жестокости».
Еще один вопрос, привлекающий пристальное внимание Горького, – пролетариат как творец революции и культуры.
Писатель в первых же своих очерках предупреждает рабочий класс, «что чудес в действительности не бывает, что его ждет голод, полное расстройство промышленности, разгром транспорта, длительная кровавая анархия… ибо нельзя же по щучьему веленью сделать социалистическими 85% крестьянского населения страны».
Горький предлагает пролетариату вдумчиво проверить свое отношение к правительству, осторожно отнестись к его деятельности: «Мое же мнение таково: народные комиссары разрушают и губят рабочий класс России, они страшно и нелепо осложняют рабочее движение, создают неотразимо тяжкие условия для всей будущей работы пролетариата и для всего прогресса страны».
На возражения оппонента о том, что рабочие включены в состав правительства, Горький отвечает: «Из того, что рабочий класс преобладает в Правительстве, еще не следует, что рабочий класс понимает все, что делается Правительством». По мнению Горького, «Народные комиссары относятся к России как к материалу для опыта, русский народ для них – та лошадь, которой ученые – бактериологи прививают тиф для того, чтобы лошадь выработала в своей крови противотифозную сыворотку». «Большевистская демагогия, раскаляя эгоистические инстинкты мужика, гасит зародыши его социальной совести, поэтому Советская власть расходует свою энергию на возбуждение злобы, ненависти и злорадства».
По глубокому убеждению Горького, пролетариат должен избежать содействия разгромной миссии большевиков, его назначение в другом: он должен стать «аристократией среди демократии в нашей мужицкой стране».
«Лучшее, что создала революция, – считает Горький, – это сознательный, революционно настроенный рабочий. И если большевики увлекут его разбоем, он погибнет, что вызовет в России длительную и мрачнейшую реакцию».
Спасение пролетариата, по убеждению Горького, в его единении с «классом трудовой интеллигенции», ибо «трудовая интеллигенция есть один из отрядов великого класса современного пролетариата, один из членов великой рабочей семьи». К разуму и совести рабочей интеллигенции обращается Горький, надеясь на то, что их союз будет способствовать развитию культуры России.
«Пролетариат – творец новой культуры, – в этих словах заключена прекрасная мечта о торжестве справедливости, разума, красоты». Задача пролетарской интеллигенции – объединение всех интеллектуальных сил страны на почве культурной работы. «Но для успеха этой работы следует отказаться от партийного сектантства, – размышляет писатель, – одной политикой не воспитаешь «нового человека», путем превращения методов в догматы мы служим не истине, а увеличиваем количество пагубных заблуждений»
Третьим проблемным звеном «Несвоевременных мыслей», тесно примыкающих к двум первым, стали статьи о взаимосвязях революции и культуры. Это стержневая проблема публицистики Горького 1917-1918 годов. Не случайно, издавая свои «Несвоевременные мысли» отдельной книгой, писатель дал подзаголовок «Заметки о революции и культуре».
Горький готов ради прекрасных результатов революции пережить жестокие дни 1917 года: «Мы, русские, народ еще не работавший свободно, не успевший развить все свои силы, все способности, и когда я думаю, что революция нам даст возможность свободной работы, всестороннего творчества, – мое сердце наполняется великой надеждой и радостью даже в эти проклятые дни, залитые кровью и вином».
Он приветствует революцию потому, что «лучше сгореть в огне революции, чем медленно гнить на помойке монархии». В эти дни, по убеждению Горького, рождается новый Человек, который, наконец, сбросит с себя, веками накопленную грязь нашего быта, убьет нашу славянскую лень, войдет в общечеловеческую работу устроения планеты нашей смелым, талантливым Работником. Публицист призывает каждого внести в революцию «все лучшее, что есть в наших сердцах», или хотя бы убавить жестокость и злобу, опьяняющие и порочащие рабочего – революционера.
Эти романтические мотивы перебиваются в цикле хлесткими правдивыми фрагментами: «Наша революция дала полный простор всем дурным и зверским инстинктам. мы видим, Что среди служителей Советской власти то и дело ловят взяточников, спекулянтов, жуликов, а честные, умеющие работать, чтоб не умереть с голода, торгуют на улицах газетами». «Полуголодные нищие обманывают и грабят друг друга – этим наполнен текущий день». Горький предупреждает рабочий класс о том, что за все бесчинства, грязь, подлость, кровь будет отвечать революционный рабочий класс: «Рабочий класс должен будет заплатить за ошибки и преступления своих вождей – тысячами жизней, потоками крови».
По мнению Горького, одна из самых первостепенных задач социальной революции состоит в очищении душ человеческих – в избавлении «от мучительного гнёта ненависти», в «смягчении жестокости», «пересоздании нравов», «облагораживании отношений». Чтобы осуществить эту задачу, есть только один путь – путь культурного воспитания.
Какова же главная идея «Несвоевременных мыслей»? Главная идея Горького и сегодня весьма злободневна: он убежден, что лишь научившись трудиться с любовью, лишь поняв первостепенное значение труда для развития культуры, народ сможет действительно творить свою историю.
Он призывает оздоровить болота невежества, потому что на гнилой почве не привьется новая культура. Горький предлагает, по его мнению, действенный способ преобразований: «Мы относимся к труду, точно он проклятие нашей жизни, потому что не понимаем великого смысла труда, не можем любить его. Облегчить условия труда, уменьшить его количество, сделать труд легким и приятным возможно только при помощи науки. Только в любви к труду мы достигнем великой цели жизни».
Высшее проявление исторического творчества писатель видит в преодолении стихии природы, в умении с помощью науки управлять природой: «Будем верить, что человек почувствует культурное значение труда и полюбит его. Труд, совершаемый с любовью, становится творчеством».
Облегчить человеческий труд, сделать его счастливым поможет, по убеждению Горького, наука: «Нам, русским, особенно необходимо организовать наш высший разум – науку. Чем шире, глубже задачи науки – тем обильнее практические плоды ее исследования».
Выход из кризисных положений он видит в бережном отношении к культурному достоянию страны и народа, в сплочении работников науки и культуры в развитии промышленности, в духовном перевоспитании народных масс.
Таковы идеи, образующие единую книгу «Несвоевременных мыслей», книгу актуальных проблем революции и культуры.
«Несвоевременные мысли» М. Горького
Я в этот мир пришел, чтобы не соглашаться. М. Горький
Особое место в наследии Горького занимают статьи, печатавшиеся в газете «Новая жизнь», которая выходила в Петрограде с апреля тысяча девятисот семнадцатого по июнь 1918 года. После победы Октября «Новая жизнь» бичевала издержки революции, ее «теневые стороны» . За это ее остро критиковала партийная печать.
Кроме того, газету дважды приостанавливали, и в июне 1918 года закрыли совсем.
Горький первым сказал о том, что не следует думать, будто революция сама по себе «духовно искалечила или обогатила Россию». Только теперь начинается «процесс интеллектуального обогащения страны — процесс крайне медленный». Поэтому революция должна создать такие условия, учреждения, организации, которые помогали бы развитию интеллектуальных сил России.
Горький считал, что народу веками жившему в рабстве, надо прививать культуру, давать пролетариату систематические знания, ясное понимание своих прав и обязанностей, учить начаткам демократии.
В период борьбы против Временного правительства и установления диктатуры пролетариата, когда повсюду лилась кровь, Горький ратовал за пробуждение в душах добрых чувств с помощью искусства: «Для пролетариата дары искусства и науки должны иметь высшую ценность, для него — это не праздная забава, а пути углубления в тайны жизни. Мне странно видеть, что пролетариат в лице своего мыслящего и действующего органа «Совета Рабочих и Солдатских депутатов» относится так равнодушно к отсылке на фронт, на бойню, солдат-музыкантов, художников, артистов драмы и других нужных его душе людей. Ведь посылая на убой свои таланты, страна истощает сердце свое, народ отрывает от плоти своей лучшие куски».
Если политика разъединяет людей на остро враждующие группы, то искусство открывает в человеке общечеловеческое: «Ничто не выпрямляет душу человека так легко и быстро, как влияние искусства, науки».
Горький помнил о непримиримости интересов пролетариата и буржуазии. Но с победой пролетариата развитие России должно было пойти по демократическому пути! А для этого надо было прежде всего прекратить грабительскую войну .
Угрозу демократии писатель видит не только в деятельности Временного правительства, в вооруженной борьбе, но и в поведении крестьянских масс с их древними «темными инстинктами». Эти инстинкты выливались в погромы в Минске, Самаре и других городах, в самосуды над ворами, когда людей убивали прямо на улицах: «Во время винных погромов людей пристреливают, как волков, постепенно приучая к спокойному истреблению ближнего…»
В «Несвоевременных мыслях» Горький подходил к революции с морально-нравственных позиций, страшась неоправданного кровопролития. Он понимал, что при коренной ломке общественного строя вооруженных столкновений не избежать, но при этом выступал против бессмысленной жестокости, против торжества разнузданной массы, которая напоминает зверя, почуявшего запах крови.
Основная идея «Несвоевременных мыслей» — нерасторжимость политики и нравственности. Пролетариат должен быть великодушен и как победитель, и как носитель высоких идеалов социализма. Горький протестует против арестов студентов и разных общественных деятелей , против расправы с кадетами, убитыми в тюрьме матросами: «Нет яда более подлого, чем власть над людьми, мы должны помнить это, дабы власть не отравила нас, превратив в людоедов еще более мерзких, чем те, против которых мы всю жизнь боролись».
Статьи Горького не оставались без ответа: большевики проводили расследования и наказывали виновных. Как и всякий настоящий писатель, Горький находился в оппозиции к властям, на стороне тех, кому в данный момент было плохо. Полемизируя с большевиками, Горький тем не менее призывал деятелей культуры сотрудничать с ними, ибо только таким образом интеллигенция могла выполнить свою миссию просвещения народа: «Я знаю, что они производят жесточайший научный опыт над живым телом России, я умею ненавидеть, но я хочу быть справедливым».
Горький назвал свои статьи «несвоевременными», но его борьба за подлинную демократию была начата вовремя. Другое дело, что новую власть очень скоро перестало устраивать наличие любой оппозиции. Газету закрыли. Интеллигенции позволили уехать из России. Народ очень скоро попал в новое рабство, прикрытое социалистическими лозунгами и словами о благе простых людей.
Горький надолго был лишен права высказываться открыто. Но то, что он успел опубликовать — сборник «Несвоевременные мысли» — останется бесценным уроком гражданского мужества. В них — искренняя боль писателя за свой народ, мучительный стыд за все, что происходит в России, и вера в ее будущее, несмотря на кровавый ужас истории и «темные инстинкты» народных масс, и вечный призыв: «Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения!»
«Несвоевременные мысли» М. Горького
Другие сочинения по теме:
Краткое содержание цикла статей Горького «Несвоевременные мысли» Книга состоит из коротких заметок М. Горького, печатавшихся в петроградской газете «Новая жизнь» с 1 мая 1917 по 16 июня.
Мысли о Человеке и его назначении в произведениях Горького Свои мысли о Человеке и его назначении Горький с большой силой развил в романтико-философском этюде — поэме «Человек» — произведении.
Сатира Горького на мещанский образ жизни Тема ренегатствующей интеллигенции была очень злободневной. Она привлекала внимание предшественников Горького — Помяловского и Щедрина, была одной из магистральных в.
О литературной мысли конца XVIII века В литературной мысли конца XVIII века занимали определенное место и суждения немецкого поэта Шиллера. В его главном теоретическом труде «Письма.
«Экспрессия анализа, яркость аргументации, поэзия мысли» Гоголеведческие штудии Юрия Манна Имя Юрия Владимировича Манна давно известно читателям «Литературы». Он ее давний и всегда желанный автор, он.
Интересные подробности жизни и творчества М. Горького Познакомившись с легендарным писателем-революционером в 1905 г., Ленин сразу попытался его привлечь на свою сторону, поскольку понимал, что сила влияния.
Вопросы и ответы к творчеству М. Горького 1. Почему слова Сатина о человеке не являются истиной? Слова Сатина о том, что человек — это звучит гордо, на.
Значение творчества М. Горького в мировой литературе. Краткое изложение текста Величие и мировое значение творчества Горького заключается в том, что, выступив в эпоху начинающегося крушения капитализма, Художник выразил в своем.
Царство «Желтого Дьявола» в цикле Горького «В Америке» За время пребывания в Америке, наряду с романом «Мать» и пьесой «Враги», Горький написал серию памфлетов, очерков и публицистических статей.
Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького В жизни всегда есть место подвигам. М. Горький На становление и развитие реализма в русской литературе, несомненно, оказывали влияние течения.
Романтический пафос ранних произведений М. Горького В ранний период своего творчества Горький вступил как романтик. Романтическое бунтарство писателя питалось неприятием действительности. Горький мечтал о сильных, волевых.
Характеристика цикла рассказов М. Горького «По Руси» Сборник «По Руси» создавался с 1912 по 1917 год. В этих рассказах о России Горький как бы возвращается к мотивам.
Пушкинская поэзия мысли В 1828 г. Пушкиным было написано стихотворение того же цикла — «Поэт и толпа». Оно вызвало самые разноречивые толки, «которые.
Первые произведения Горького: «Старуха Изергиль» Первые произведения Горького «Макар Чудра», «Девушка и смерть», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Песня о Соколе» — сразу привлекли к себе внимание.
Ранний романтизм Горького. Краткое изложение текста В конце 90-х годов XIX века читатель был поражен появлением трех томов «Очерков и рассказов» нового писателя — М. Горького.
Образ босяцкой вольницы в рассказах Горького Герои Горького разделяют боль многих, стремятся соотнести свою судьбу с судьбой всех обездоленных. Горький создал большой цикл рассказов о босяках.
Гимн свободе человека в рассказах Горького Герои рассказа — молодые, гордые красавцы цыгане Лойко Зобар и Радда — горячо полюбили друг друга. Но еще сильнее каждый.
Романтические произведения М. Горького В своих «хождениях по Руси» М. Горький вглядывался в темные углы жизни и потратил много писательских сил на то, чтобы.
Анализ рассказа Горького Бывшие люди Произведение «Бывшие люди» появилось в свет в 1897 году. Основой для написания данного очерка была жизненная ситуация, которая заставила молодого.
Тема маленького и лишнего человека в творчестве М. Горького Тема «маленького» и «лишнего» человека присутствует в литературе еще со времен А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. С каких.
«Несвоевременные мысли» – анализ произведения М. Горького
История создания
Максим Горький некоторое время прожил в Италии. Накануне Первой мировой войны он решил вернуться в Россию. Приехав, удивился тому, как изменилась страна и люди. В тяжелый период для государства писатель принимал активное участие в противостояниях национальной розни, критиковал убийственный дух войны. Он создавал публицистические статьи, где отстаивал свою точку зрения.
«Несвоевременные мысли» Максим Горький написал в 58 статьях. Это произведение было опубликовано в известной тогда газете «Новая жизнь». Журнал, в котором печатались рассказы автора, просуществовал всего год, а после его признали оппозиционным органом печати.
Очерки и конспекты Горького были противоречивыми и поэтому они попадали в закрытый фонд русской литературы. Наименование книги считается парадоксальным, так как автор всегда что-то рассказывает, повествует и разъясняет.
После презентации «Песни о Буревестнике» автор был назван «певцом революции». Он прошел тяжелый путь социалистической революции самостоятельно. Каждый раз, издавая новые произведения на разные темы, старался выразить свою позицию и своевременность в обществе. Анализ «Несвоевременных мыслей» Горького дает понять, о чем размышлял в то время писатель. К этому выводу помогают прийти цитаты, тезисы его сочинений. Каждый раз он призывает отстаивать свои интересы и идеалы каждого. Но в этом произведении автор использует новые интонации, такие как:
Горький в очерке «Несвоевременные мысли» пытается выдвинуть и кратко описать цикл происходящих событий, решить их и переосмыслить. К подобному выводу наталкивает анализ поэмы «Человек». Автор в этом произведении описывал подобные мысли.
Идеей создания книги стали актуальные проблемы современности и культуры 20−30 годов.
Краткое содержание
Вся книга состоит из заметок публициста. Главной его мыслью было то, что политическая победа — это только начало. Российский народ может одержать победу только в случае развития культуры.
Он отмечал, что сильный человек должен использовать в качестве оружия только духовность и культурность. Самыми сильными врагами автор считал глупость и жестокость по отношению друг к другу. Пока человек не освободится от насилия, он не будет свободным в душе.
После октябрьских событий писатель осознал, что все идет не по плану и задумался, к чему приведет революция. В этот момент он был погружен в размышления об изменении жизни всего народа и что будет делать пролетариат.
Горький считал, что у людей появилась возможность избавиться от рабства и стать мыслящими личностями. Но время показало, что это не так, итог был противоположный. Кроме этого, революция пробудила в людях животные инстинкты и жестокость. В это время уровень преступности стал выше, и царила безнаказанность.
Писатель на все происходящее смотрит по-своему. Он не хочет заниматься самообманом, а старается сказать всю правду в лицо. Горький подчеркивает всю жестокость людей, которые получили власть и потеряли человечность. Невозможно из рабов сотворить культурную личность.
Если человек на протяжении всей жизни был подвержен оскорблениям и унижениям в его душе не остается доброты. Как только появляется малейшая возможность отомстить своим обидчикам, человек воспользуется ей, забыв про все моральные качества.
В тексте рассказа писатель критикует известных деятелей:
Таким образом, он хочет донести простому народу то, что эти люди не дадут им свободы, они жаждут власти.
Публицистика «Несвоевременные мысли» вызывает смешанные чувства, как и сама революция в целом. Автор произведения смело выражает свои чувства. Он искренне и смело описывал эмоции, не боясь последствий. Довольно жесткий взгляд Горького на историю революции помогает своевременно сделать правильные выводы и оценить творчество других писателей того времени. Мысли автора были близки для каждого, кто пережил революционное время.
«Несвоевременные мысли» М. Горького: сочинение Ссылка на основную публикацию