“Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине” (по поэзии С. Есенина)
Школьное сочинение
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Россия, великая Русь с ее грустными и раздольными песнями, наполненными то светлой печалью, то молодецкой удалью, то бунтарским духом; милая Русь с кандальным сибирским звоном и сельской тишиной, веселым девичьим смехом и горем матерей, потерявших на войне своих сыновей, с ранних лет и на всю жизнь запала в сердце поэта Сергея Есенина. “Какой чистый, и какой русский поэт”, — говорил о нем М. Горький. И действительно, в поэзии Есенина отразились самые яркие черты русского национального характера, его “беспокойная, дерзкая сила”, сердечность, эмоциональность, размах, глубокая человечность.
От проникновенных стихов о стране “березового ситца” с синевой озер, шумом зеленых дубрав, бескрайними степными раздольями до тревожных раздумий о судьбе России в “суровые грозные годы” — каждая строка у Есенина согрета чувством безграничной любви к родине:
Любовь к родному краю
“Моя лирика жива одной большой любовью, — говорил сам поэт, — любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве” . О чем бы ни писал Есенин, какие бы тревоги ни бушевали в его сердце, душу его всегда согревал светлый образ родины, в мыслях его всегда была родная сторона, ее судьба, ее прошлое, настоящее, ее будущее.
Многоликая и живая Русь “светила” во всех его стихотворениях. Но в своем творчестве С. Есенин не только признавался в любви к родине, но и высказывал твердую веру в русского человека, в его будущие великие дела.
История Руси знавала разные времена. Не всегда они были радостными и светлыми — русским людям не раз приходилось переживать грозные дни войн и лишений. В стихах Есенина образ родины выступает в такие моменты суровым и печальным:
Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса.
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.
И все-таки даже в такие минуты поэту дорога и близка Русь. И он ни на миг не перестает верить, что беда обойдет его родной край стороной, что русский народ выстоит и выдержит любые испытания и выйдет победителем из любых сражений. Поэтому в стихотворениях послереволюционных лет неизменно звучит твердая вера в Россию, в великое будущее ее народа. И никакие печальные события в истории страны, никакие печальные картины русского быта не в силах уменьшить любовь Есенина к родной стороне. “Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь”, — пишет он в стихотворении “Спит ковыль. “.
Все вокруг: природа, деревенские избы, крестьяне, работающие на полях, наполняет душу поэта теплотой и любовью. Ведь все это — приметы его родного края:
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, плачут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
Сердце Есенина всегда с народом, с Россией. Потому с такой нежностью и любовью выписаны в его произведениях образы русских людей-тружеников. Здесь мы встречаем и крестьян, у которых “заглушила засуха засевки, сохнет рожь, и не всходят овсы”, и девочку-малютку, что со слезами на глазах просит “хлеба черствого кусок”; и старого деда, что “согнувши спину, чистит вытоптанный ток”; и старушку-мать, у которой сын ушел воевать в далекую страну; и людей в кандалах, тяжело бредущих по песчаной дороге. Часто видим мы в его поэзии сиротливые избы деревень и одиноких матерей, с надеждой смотрящих вдаль. И все же:
Я люблю эти хижины хилые
С поджиданьем седых матерей, —
неизменно пишет Сергей Есенин. И вновь и вновь признается в искренней, нежной, негасимой любви ко всей России:
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Поэту довелось жить во времена великих перемен и крутых поворотов в истории страны. Его родной край, родная страна менялась с каждым днем. Эти перемены не могли не волновать Есенина. Он сознавал, что далеко не всегда прогресс положительно сказывается на облике его родины. Ему было грустно видеть, как постепенно гибнут русские деревни, сознавать, что “конь стальной победил коня-живого”. Его душу обжигает тревога за будущее России:
Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли.
Печальными думами поэта проникнуты многие стихотворения, такие как “Возвращение на родину”, “Русь уходящая”, “Русь советская”.
С грустью смотрит он на родную деревню, которая словно стала чужой: на месте отчего дома он видит лишь “золу да слой дорожной пыли” и даже старая мельница “стоит, глаза смежив”. “В своей стране я словно иностранец”, — мрачно констатирует Есенин. Но при этом он не собирается отказываться от своей родины. Его любовь не становится меньше от осознания грустных перемен. Он провозглашает свою верность родному краю: “Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”. Неизменным остается главное убеждение Есенина:
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.
Яркие, эмоциональные, живые строки Сергея Есенина, посвященные родине, пронизанные восхищением, любовью, глубоким патриотизмом, продолжают волновать и души современных читателей. Они никогда не потеряют своей актуальности, потому что поэт призывал бережно относиться к памяти о прошлом, к национальной культуре. Все это — чувства, которые должен воспитывать в себе каждый гражданин своей страны. Патриотизм Есенина понятен и близок всем народам, которые когда-либо боролись или борются за свою самостоятельность и берегут свою национальную самобытность.
Лирический герой поэзии С. А. Есенина
Время, в которое жил и творил С. А. Есенин, было одной из самых сложных эпох в истории российского государства. Бурные события, происходившие в стране, сказывались на жизни каждого человека, жившего в это время в нашем государстве. А особенно сильно — на судьбах людей, наделенных сверхчувствительностью, обостренной восприимчивостью. К таким людям и относился Сергей Александрович Есенин. Его стихи — это искренняя исповедь романтической души, привлекающая одухотворенностью, стремлением воспеть лучшие человеческие качества. Есенинская поэзия правдиво раскрывает поиски сложной души поэта. Его мировоззрение меняется вместе с изменением окружающей обстановки. Все это нашло свое отражение в лирике С. А. Есенина, а значит, повлияло и на образ лирического героя, прошедшего вместе с автором сложный путь эволюции.
Ранняя поэзия С. А. Есенина наполнена образами русских крестьян. В ней описывается деревенский быт: мужики сетуют на засуху, «скинув шапки, молясь и вздыхая»; рыбаки поют «где-то вдали, на изломе реки, древнюю песню»; «щенки кудлатые заползают в хомуты»:
По лугу со скрипом
Первые стихи поэта отражают мир радостный и многоцветный. Все в нем живет и дышит, радуется и развивается. Россия предстает перед нами в виде бескрайних родных полей, лугов, озер и рек. На рязанской земле он впервые увидел и костер зари, и серебристую луну, и шелест тростника, и голубую гладь. Его поэзия полна задушевности, одухотворенности: Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет. Ранняя поэзия С. А. Есенина по своему настроению напоминает народные песни. От матери поэт слышал сказания, поговорки, загадки. Именно фольклор укрепил его чувство любви к народу и к Родине:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь.
Лес да монастырь.
. Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Первые стихотворения С. А. Есенина насыщены религиозными образами. Позднее он скажет: «Ото многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции». Молодой поэт исповедовал христианскую мораль, но Христос для него не Бог, а, прежде всего, идеальный человек. Иисуса, по мнению автора, как и многих других святых, можно встретить вместе с «каликами» и «богомолками» на дорогах святой крестьянской Руси. Лирический герой этого периода наполнен вселенской гармонией. Он странник, «захожий богомолец», идущий в «скуфье смиренным иноком», нашедший свои святыни в самой русской земле:
Я молюсь на алы зори,
Причащаюсь у ручья.
Его храм создан самой российской природой:
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.
Одно из основных чувств, которые испытывает лирический герой — это любовь к родине:
Но не любить тебя, не верить
Я научиться не могу.
В сердце поэта с ранних лет запала Россия, ее бескрайние поля, раздольные песни, сельская тишина, звонкий девичий смех. «Моя поэзия богата одной любовью — любовью к Родине. Это — ведущая ее тема, которая питает все мое творчество», — писал С. А. Есенин.
О, Русь — малиновое поле,
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
В 1915 году мировоззрение поэта резко изменяется, в его спокойный поэтический мир врывается образ грешника и богоборца:
Не ищи меня ты в Боге,
Не зови любить и жить.
Я пойду по той дороге
Буйну голову сложить.
Период отрытого противостояния лирического героя Богу пришелся на тяжелое для страны время — время революции 1917 года. Год спустя он пишет целый цикл из десяти небольших поэм, в которых лирический герой провозглашает себя пророком и описывает «иную страну», «где живет божество живых». Отрекаясь от христианства, он восклицает:
Тело, христово тело,
Выплевываю изо рта.
Но такое настроение не долго царит в душе С. А. Есенина. Вскоре он, а вместе с ним и его лирический герой, возвращается к традиционной крестьянской философии, проникнутой, по мнению поэта, идеей связи человека с космосом. В творчестве появляется образ луны. Она принимает непосредственное участие в судьбе лирического героя. Это отчетливо видно в стихотворении «Я последний поэт деревни. »:
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.
В этом же стихотворении звучит горькая для поэта мысль о том, что крестьянская культура постепенно умирает. Лирический герой осознает неизбежность происходящих перемен в России. Также он признает закономерный и естественный путь человека от рождения к смерти. В стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу», написанном в -зрелый период жизни, в1922 году, поэт рассматривает проблему, встающую перед каждой личностью — приятие или неприятие неумолимого течения времени, ухода молодости, жизненных сил. Это стихотворение стоит чуть особняком в творчестве С. А. Есенина. Оно отражает мировоззренческую концепцию поэта. Тема этого произведения — размышление зрелого человека о прошедшей жизни, о ее смысле:
Я теперь скромнее стал в желаньях.
Жизнь моя! Иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Но все-таки «утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств» не оставляют глубокой болезненной раны в душе поэта. Он понимает, что человек — это частица природы, а значит нужно просто подчиниться естественным законам мирозданья:
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь.
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Лирический герой принимает смиренно все, что несет ему жизнь. Но его смирение не угнетающее, это восприятие мира целиком, во всем его многообразии. Неожиданные” яркие образы этого стихотворения сделали его одним из самых известных в творчестве С. А. Есенина.
Горечь по поводу исчезновения крестьянской Руси приводит поэта к трагическому ощущению одиночества, ненужности в новой жизни. Свою раненую душу поэт прячет под маской. Обостренные до предела отношения поэта с окружающим миром, двойственность своего лирического героя отразились в цикле стихотворений «Москва кабацкая». В одном из произведении этого цикла «Исповеди хулигана» за напускной бравадой есенинского хулигана:
Я нарочно иду нечесаным,
С головой, как керосиновая лампа, на плечах.
Сохраняется верность истинным ценностям поэта:
Я очень люблю родину. Единственный путь достижения гармонии для лирического героя — это любовь, что и нашло свое отражение в стихотворении «Любовь хулигана»:
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Иногда лирическому герою ближе всех людей становятся животные:
Средь людей я дружбы не имею.
Я другому покорился царству.
Каждому здесь кобелю на шею
Я готов отдать свой лучший галстук.
После возвращения из длительной заграничной поездки, С. А. Есенин предпринимает активную попытку преодолеть мировоззренческий кризис. Он создает цикл стихотворений «Персидские мотивы», самым известным из которых стало «Шаганэ ты моя, Шаганэ». В нем лирический герой признается, что как бы ни были прекрасны чужие страны, ничто не заменит ему красоты родного края:
. Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Большинство произведений этого цикла проникнуто ностальгией. Лирический герой не может не думать «про волнистую рожь при луне», про «рязанские раздолья». Даже сама прекрасная Шаганэ не в состоянии затмить северную девушку. Там на севере, девушка тоже, Может, думает обо мне. Краткий период относительной гармонии быстро заканчивается для С. А. Есенина. И опять на душе появляется тягостное ощущение одиночества и трагической для поэта ненужности новой России. В стихотворении «Русь советская» он восклицает:
Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый
Бог весть, с какой далекой стороны.
Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец.
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
В этом стихотворении ярко проявляется раздвоенность лирического героя, внутренняя борьба между приятием и неприятием новой жизни в России. Ближе и роднее своей страны, своего народа у поэта нет. И ему ничего не остается кроме как принять обновленную Русь:
Как есть все принимаю-
Отдам всю душу октябрю и маю.
Поэт приносит своеобразную клятву верности своей стране:
Когда по всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, —
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
С. А. Есенин пытается понять всем своим существом новую систему ценностей российского государства. В произведении «Неуютная жидкая лунность» лирический герой «через каменное и стальное» видит будущую мощь родной страны.
Родной с детства поэту мир деревни постепенно, но безвозвратно уходил. И сам Есенин все чаще стал задумываться о смерти. Эти мысли нашли свое отражение и в его произведениях. В стихотворении «Отговорила роща золотая. » лирический герой осознает невозвратимость прожитых лет, он сравнивает себя с рощей и журавлями, а свою молодую душу — с «сиреневой цветью»:
. Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
Трагизм неминуемого конца жизни человека сглаживается утверждением лирического героя, а значит и самого поэта, что жизнь не заканчивается смертью. Этот оптимизм отчетливо просматривается и в последнем стихотворении С. А. Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья. »:
Обещает встречу впереди.
Поэт рано ушел из жизни, но успел оставить нам прекрасное поэтическое наследие. В стихотворения он вкладывал всю свою душу. Очень точно о его творчестве сказал писатель А. Толстой: «. Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души».
Лирический герой С.А. Есенина
Полтора десятилетия, которые творил С. Есенин, были одной из самых сложных и непредсказуемых эпох в русской истории. Бурные события, происходившие в стране, сказывались на жизни каждого человека, а особенно сильно — на судьбах гениев, наделенных сверхвосприимчивостью. Вместе с изменением окружающей обстановки менялось мировоззрение Есенина. Все это находило отражение в лирике поэта, а значит, влияло на образ лирического героя, прошедшего сложный путь эволюции.
Молодой Есенин исповедовал христианскую мораль, но Христос для него не Бог, а, прежде всего, идеальный человек. Иисуса, как и многих святых, можно встретить идущим вместе с «каликами» и «богомолками» по дорогам святой крестьянской Руси, изображенной в стихах поэта. Лирический герой раннего Есенина необычайно гармоничен. Он странник, «захожий богомолец» («Гой ты, Русь, моя родная. »), идущий в «скуфье смиренным иноком» («Пойду в скуфье смиренным иноком. »). Его святыни — в самой русской земле: «Я молюсь на алы зори /Причащаюсь у ручья» («Я — пастух; мои палаты. »); его храм создан русской природой: «За прощальной стою обедней /Кадящих листвой берез» («Я последний поэт деревни. »); он безмерно любит свою родину.
Но не любить тебя, не верить
Я научиться не могу.
(«Запели тесаные дроги. »)
Уже в эти годы Есенин пишет:
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
(«Край любимый!
Сердцу снятся. »)
В осознании бренности всего сущего также проявляется гармоничность лирического героя, который совершенно примирен с естественным циклом жизни.
Но в 1915 году в этот спокойный мир врывается образ грешника и богоборца:
Не ищи меня ты в боге,
Не зови любить и жить.
Я пойду по той дороге
Буйну голову сложить.
(«Наша вера не погасла. »)
Эта тема берет начало в ранней лирике («Разбойник», 1917) и проходит через все творчество Есенина.
Единственный период открытого противостояния лирического героя Богу пришелся на время революции 1917 года. В 1918 году Есенин пишет цикл из десяти небольших поэм. В самой известной из них, «Инонии», лирический герой провозглашает себя пророком и описывает «иную страну», «где живет божество живых». Он восклицает, отрекаясь от христианства: «Тело, Христово тело, /Выплевываю изо рта». Но вскоре Есенин, а вместе с ним и его лирический герой, возвращается к традиционной крестьянской философии, проникнутой, по мнению поэта, идеей связи человека с космосом. Луна принимает непосредственное участие в судьбе героя:
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.
(«Я последний поэт деревни. »)
В стихотворении — мысль о том, что крестьянская культура безропотно умирает, Россия-храм гибнет. Лирический герой осознает неизбежность происходящего на родине. Так же закономерен и естествен путь от юности к «увяданию». В стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу. » развивается мысль о бренности жизни: «. Все пройдет, как с белых яблонь дым», лирический герой примирен с существующим порядком и благословляет то, «что пришло процвесть и умереть». Огромное эмоциональное напряжение этого стихотворения достигается путем использования обращений («сердце», «дух бродяжий»), лексических повторов («реже, реже», «все мы, все мы»), инверсий («Увяданья золотом охваченный. »), вопросов («Жизнь моя? иль ты приснилась мне?»), неповторимой цветописи (белый, золотой, розовый). Неожиданно яркие образы стихотворения сделали его одним из самых известных в творчестве Есенина.
Горечь по поводу исчезновения Руси крестьянской приводит поэта к трагическому ощущению своего одиночества, ненужности в новой жизни. Свою нежную, ранимую душу лирический герой прячет под маской эпатажа. Ярче всего двойственность героя, обостренные до предела отношения поэта с окружающим миром отразились в цикле «Москва кабацкая». В «Исповеди хулигана» за напускной бравадой («Я нарочно иду нечесаным, /С головой, как керосиновая лампа, на плечах») угадывается верность истинным ценностям («Я люблю родину. Я очень люблю родину!») персонажа, созданного лириком.
Единственный путь достижения гармонии — это чистая любовь (цикл «Любовь хулигана»: «В первый раз я запел про любовь, /В первый раз отрекаюсь скандалить») и воспоминания о родном селе и мире материнской заботы, противопоставленном греховной жизни в городе («Письмо матери»). Иногда ближе всех людей лирическому герою становятся животные:
Средь людей я дружбы не имею.
.
Каждому здесь кобелю на шею
Я готов отдать мой лучший галстук.
(«Я обманывать себя на стану. »)
Та же мысль звучит и в стихотворении «Собаке Качалова», где поэт поверяет свои самые сокровенные думы именно Джиму, а не его хозяину или гостям.
Активную попытку преодолеть мировоззренческий кризис автор предпринимает во время создания цикла «Персидские мотивы». Лирический герой стремится обрести душевный покой в любви к прекрасной персиянке. Ему удается на время забыть о своем одиночестве: «Ты сказала, что Саади. », поэт сосредоточен исключительно на «милой Шаганэ». Но большинство произведений проникнуто ностальгией. В «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » автор не может не думать «про волнистую рожь при луне», про «рязанские раздолья». Даже сама Шаганэ не в состоянии затмить северную девушку.
Краткий период относительной гармонии во время южной поездки заканчивается. Возвращается ощущение одиночества и своей ненужности в новой России. В «Руси советской» лирический герой восклицает: «. В своей стране я словно иностранец». Ему близка только природа, которая, как и поэт, не приемлет новшеств: «клены морщатся» при рассказе красноармейца. Здесь вновь проявляется раздвоенность лирического героя, который готов отдать «всю душу октябрю и маю» за свободу творчества: «. лиры милой не отдам». Это продолжение по-новому выраженной борьбы со своим вторым «я», закончившейся победой лирического героя над темной стороной души в поэме «Черный человек» (1925).
До этой победы Есенин предпринял попытку принять новую систему ценностей. В стихотворении «Письмо к женщине» он провозглашает «хвалу и славу рулевому», возможно, имея в виду Ленина. В произведении «Неуютная жидкая лунность. » лирический герой «через каменное и стальное» видит «мощь. родной стороны». Он пытается примириться с победой паровоза над жеребенком из «Сорокоуста», но замечает: «Может, в новую жизнь не гожусь. » Наконец, в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая. » автор ясно говорит устами лирического героя, чтобы он остался поэтом «золотой бревенчатой избы».
Близкий Есенину мир деревни уходил. И сам поэт все чаще задумывался о смерти. Особенно ярко эти мысли звучат в стихотворении «Отговорила роща золотая. ». Его автор был готов уже уйти из жизни, он осознавал невоз- вратимость прожитых лет. Лирический герой, проходящий через свой жизненный путь, сопоставляется в этом стихотворении и с рощей, и с журавлями, а его молодая душа — с «сиреневой цветью». Здесь снова возникает мотив связи человека с космосом:
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Трагизм смерти сглаживается утверждением того, что жизнь не заканчивается смертью:
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава-
Особой вехой в развитии лирического героя Есенина стало создание поэмы «Анна Снегина» (1925).
Сергей — это одновременно и главный, и лирический герой, и автор, и рассказчик. Но многие оценки происходящего, переживания, реакции на те или иные события могли принадлежать самому поэту. Произведение очень оптимистично: Есенин нашел то, что помогает человеку выстоять. Средство спасения от всех невзгод — чистое чувство юношеской любви, пронесенное через всю жизнь.
Доля оптимизма присутствует и в самом последнем стихотворении Есенина. Лирический герой верит, что жизнь души не заканчивается со смертью тела:
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди, –
написал он в прощальном послании другу.
Сочинение Лирический герой в стихотворениях Есенина
Сергей Есенин – это жемчужина русской поэзии. В своих произведениях молодой поэт отражал свои переживания, мысли и чувства. Многие стихотворения Сергея Александровича автобиографичны, поэтому наполнены не только любовными переживаниями, но и трагизмом. Проводя параллель между взрослением поэта и его стихами, можно заметить, как росло его творчество. Даже сам Есенин говорил, что его биографию можно изучать по собственным произведениям.
Что привлекает читателя в творчестве Сергея Есенина? Простота и легкость описываемых событий! Лирический герой Есенина – это он сам, любящий окружающую природу, свою деревню и малую родину. Это образ «скандалиста и хулигана», простого русского человека. Есенинские стихи подтверждают, что его лирическому герою свойственна эмоциональность и буйство характера, в то же время многие строки раскрывают все нежность и тончайшие нотки души этого образа.
Любовь к рязанской земле, родине поэта, раскрывается во многих стихотворениях, например, «Тихий ветер. Вечер сине-хмурый…». Именно Есенин является основоположником деревенской поэзии. Благодаря описанию простых бытовых вещей герой, в текстах Есенина, оживает, становится реальным и осязаемым. Читатель представляет красивого, голубоглазого юношу, со светлыми кудрявыми волосами.
Помимо этого, многие стихи раскрывают его нежные чувства к своей матери. Самым узнаваемыми считаются «Письмо матери» и «Разбуди меня завтра рано…». Именно в этих произведениях автор показывает лирического героя, как непутевого, но любящего сына. И здесь читатель становится уверен в том, что лирический герой и Сергей Есенин – это одно и то же лицо.
Прослеживая творческий путь поэта, можно заметить, как меняется его лирика с переездом в город. В стихотворении «Я усталым таким еще не был…» герой начинает грустить по рязанским просторам, его не радуют победы и не огорчают неудачи. Лирический герой становится равнодушен к окружающей его городской суете и общественности. Это относится и к самому автору.
Несмотря на то, что Есенин, человек эмоциональный и способный на сильные чувства, его любовь не всегда прекрасна и имеет счастливый конец. Все свои любовные переживания автор переносит на бумагу – в стихотворения. Порой, лирический герой Есенина – это беспробудный пьяница, который заливает свою грусть алкоголем и хождением по кабакам. В стихотворении «Москва», автор четко расставляет приоритеты, вплетая в строки частички своей непутевой жизни (…Но всю ночь напролёт, до зари, / Я читаю стихи проституткам / И с бандитами жарю спирт…).
Лирический герой Есенина, как и сам автор, всегда юн душой. Это заставляет Сергея Александровича не оглядываться назад и не задумываться о собственном будущем.
Вариант 2
«Мне кажется, я пишу стихи для самых близких», «настоящее искусство возникает там, где между читателем и автором образуется сердечное доверие к друг другу», по этим цитатам С. А. Есенина и М. Горького соответственно можно понять , что лирический герой Есенина – сам Есенин.
Все, что написано в его стихах имеет прямое отношение к нему самому: любовь, восхищение, напряженность, тревога, жалость, умиление, думы.
Ранняя лирика Есенина пропитана любовью к Родине. Детство в деревне на всю жизнь напоило сердце поэта крестьянской песней и крестьянским восприятием жизни:
«Зыбко пенились зори за рощей,
Как холстины ползли облака,
И туманно по быльнице тощей
Меж кустов ворковала река.»
Здесь лирический герой с тихим восторгом вспоминает утренний пейзаж природы. Шум реки сравним с воркованием птиц, свет зари с пеной. Предметы и явления крестьянского быта Есенин воспринимает и передает метафорично и образно «. в хворосте белые веки луны», «…оловом светится лужная голь».
Близок сердцу Есенина кроме быта крестьян и пейзажей Родины, мир животных. Животных поэт любил и жалел: «дряхлая, выпали зубы, свиток годов на рогах» пишет так он о корове, у которой отняли «белоного телка» и «не дали матери сына». «И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове» это строка категорично выражает отношение поэта к животным.
В период первой мировой войны обостряется социальная позиция поэта. В чувствах героя все заметнее становится неприятие царского режима, отчужденность от монархического строя и горечь о погибающих напрасно на войне:
«Девушка рисует мертвых на поляне,
На груди у мертвых – красные цветы.
Нежный шелк выводит храброго героя,
Тут герой отважный – принц ее души.
Он лежит, сраженный, в жаркой схватке боя,
И в узорах кровьи смяты камыши.»
Молодая девушка теряет любимого и поэт горюет об этом.
«Видят они поле –
Это поле боя,
Сына видит в поле –
Павшего героя.
На груди широкой
Запеклася рана,
Сжали руки знамя
Вражеского стана.»
Сочувствует Есенин и матерям потерявших сыновей.
В период революции Сергей Александрович принимает всем сердцем октябрь и май. Восхваляет в поэме «Товарищ» образ рабочего. Пишет еще несколько произведений о народном революционном духе, о справедливости восстаний и беспощадности царской России: «Небесный барабанщик», поэма «Пугачев», и «Песнь о великом походе». Поэт отрекается от старых устоев и стремится к новому «сокройся, сгинь ты, племя смердящих снов и дум! На каменное темя несем мы звездный шум.» .Поэт ставит себя в один ряд с пролетариями, с восстающими против всякого закрепощения и эксплуатирования, готов делать шаг в будущее, в новый мир.
Послереволюционная политика линии НЭПа сначала ввергает поэта в отчаяние и смущение. В это время он возвращается в Константиново, в котором не был 8 лет, и там видит сильно изменившееся родное село. Поэту кажется, что он не на своем месте, что здесь он не нужен. Но немного погодя Есенин понимает, что это лишь начало новой жизни. Здесь Есенин становится лириком-философом и мыслит социальные и нравственные проблемы в отношениях деревни и города «уж не село, а вся земля им мать». Воспоминания о прошлом деревни будят в сердце поэта жажду обновления деревни:
«Мне теперь по душе иное
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной страны.»
Смерть В. И. Ульянова воспринимается поэтом тяжело. Несколько часов проводит он в Колонном зале у гроба вождя. Зимой 1921-1922 Есенин задумывает поэму, в которой одним из главных лиц должен был быть Ленин. Есенин хочет написать о масштабности, простоте и человечности Ленина, «капитана, который открыл для мира, наконец, никем невиданную сушу». Так в поэме «Анна Снегина» есть афористичное высказывание:
«Скажи,
Кто такое Ленин?
Я тихо ответил:
Он – вы.»
После, в 1922-1923 годах, сильное влияние на Есенина оказывает поездка за границу. В свободно дышащей Европе Есенин почти ничего не пишет, кроме писем. Там он задумывает пьесу «Страна негодяев» и пишет драматические строки «Москвы кабацкой».
По возвращении поэта охватывает страсть работать, создавать новое и 1924-1925 годы становятся годами, насыщенными творческой работой. Он сочиняет вдвое больше стихотворений нежели за 6 лет до этого. Есенин утверждает лирику в революционную эпоху, прокладывает путь молодой советской поэзии. Условные образы лирика воспринимались читателем, как выражение свежести чувств. Три цвета лирики Есенина постоянно фигурируют в его произведениях: «золотые далекие дали», «синий плат небес», «да, мне нравилась девушка белом, но теперь я люблю в голубом».
Лирический герой честен «я сердцем никогда не лгу» сам пишет о себе поэт.
Есенин ушел из жизни преждевременно, но уже в 20-30 е годы его традиции получили развитие в творчестве М. Исаковского, А. Прокофьева, П. Васильева и Б. Корнилова.
Лирический герой в стихотворениях Есенина
Несколько интересных сочинений
Одна из самых узнаваемых картин об осени – картина Левитана «Золотая осень». Каждый знает, что на ней изображено: тонкая река
На картине Клода Моне изображен Вестминстерский дворец – место где заседает парламент Англии. Это красивейшее здание находится в Лондоне.
Произведение «Братья Карамазовы» является очень философским и психологическим произведением Федора Достоевского состоящий из 12 книг. По сути этот роман нам повествует о противостоянии двух братьев в суде.
В 1714 году в России был издан указ об обязательном образовании дворян. В случае неисполнения предписания царя недоучкам-недорослям, считавшимися несознательными, было запрещено вступать в брак
Так уж устроена жизнь, что каждый человек должен быть образованным. И поэтому, мы ходим в школу. Раньше в России богатых детей учили на дому учителя и гувернёры, а дети из бедных семей были вообще без образования.
Лирический герой в творчестве С.А. Есенина
«Мои стихи — моя биография», — писал о себе Есенин. Это ощущение нерасторжимого единства бытия и творчества сопутствовало поэту на протяжении всего его пути — и в жизни, и в литературе. Действительно, лирический герой Есенина очень близок мироощущению автора и, как и всякое творение, в которое вдохнули жизнь, меняется, обретает новые черты по мере духовного взросления самого поэта.
Лирический герой его ранней поэзии — веселый и бесшабашный парень, радостно и без страха взирающий в будущее. Прямо и просто он выражает свои чувства. Стихи Есенина этого периода изобилуют картинами природы родной Руси. Именно через них поэт раскрывает мир своих чувств; его лирический герой словно растворен в любимой природе:
Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.
Излюбленным образом поэта становится образ пастуха, который чувствует себя дома среди лесов и полей:
Я пастух — мои палаты
Межи зыбистых полей.
Тема бродяжничества, странничества также привлекает поэта в этот период творчества. Его герой стремится обойти вселенную, чтобы напитать душу «березовым молоком» матери-земли, воспевая ее в проникновенных стихах-молитвах:
Как прохожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
Ранняя любовная лирика поэта отличается откровенно языческой чувственностью, для которой не существует никаких запретов. Позже, по мере духовного взросления поэта, в ней звучат уже нотки печали, а в зрелый период творчества любовь предстает перед ним как неумолимая, роковая и грозная сила («Персидские мотивы»).
Переломом в поэзии Есенина становится 1916 год, когда поэт, наивный и неискушенный, окунается в атмосферу большого города с его головокружительными контрастами, соблазнами славы и власти, хмелем предреволюционного брожения умов. Поэт ощущает себя пророком новой религии:
Не устрашуся гибели,
Ни копий, ни стрел дождей, —
Так говорит по Библии
Пророк Есенин Сергей.
В его стихах все чаще встречаются картины зари — символа обновления:
Верю, завтра рано
Чуть забрезжит свет
Новый над туманом
Есенин наделяет своего героя титанической силой и мощью, он суров, деятелен и активен по контрасту с баловнем родной природы в ранних стихах поэта. Революцию Есенин воспринимает восторженно:
О, Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
Довольно гнить и ноять,
И славить взлетом гнусь —
Уж смыла, стерла деготь
Революция для него — обновляющая, освобождающая, созидающая стихия:
Не губить пришли в мир,
А любить и верить.
В стране происходят разительные перемены, но это, увы, не тот светлый, лазурный мир, не «мужицкий рай», к которому с детства так тянуло Есенина. К поэту приходит разочарование в идеалах революции, он чувствует, что перестает понимать свой народ, а народ — его: «Без меня будут юноши петь, / Не меня будут старцы слушать».
Есенин ощущает, что он чужд новой России. Именно в этот период он пишет свой знаменитый цикл стихов «Москва кабацкая». Лирический герой — гуляка и хулиган, прячущий за беспечностью и удалью растущую тоску и отчаяние. В вине, разгуле он ищет забвения, в его стихах все чаще звучит предчувствие безвременной кончины, появляются мотивы ностальгии. Смена времен года символизирует для него трагический путь одинокого заблудившегося странника в мире, который перестал быть родным и понятным.
Лирический герой мучительно переживает этот разлад, его душа — «вся в крови». Прежняя тема бродяжничества наполняется иными, трагическими мотивами — отчужденности и неприкаянности. Ему некуда идти, у него уже нет дома, нет родины:
Да, теперь решено. Без возврата
Я покинул родные поля.
Разлад в его душе усугубляется. Критическое отношение к себе, отчаяние и недовольство собой приводят к тому, что в его стихах появляется чувство отстраненности по отношению к себе и своему творчеству. Появляется тема двойничества, которая достигает своего апогея в поэме «Черный человек», написанной уже в конце жизни:
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
В конце жизни лирический герой сливается с автором. Поэт предчувствует свою гибель. Итогом его творчества становятся такие
стихотворения, как «Не жалею, не зову, не плачу», «До свиданья, друг мой, до свиданья». В этом прощании поэта слышится полная покорность судьбе. Былой бунтарь смиряется и раскрывает объятия смерти. Она не страшит его, ибо это — желанный отдых от мучительных раздумий, сомнений и неизбежных ошибок, сопутствующих жизни.
Лирический герой в стихотворениях Есенина
Время, в которое жил и творил русский поэт С.А. Есенин считается одной из сложных эпох российского государства, и может быть своего рода лирических эпох. Эта эпоха особенно повлияло на судьбы людей обладающих сверхчувствительностью.
Таким являлся и Есенин. Вся его жизнь, его биография – вложена в его стихи. Лирика поэта – это его автобиографический герой. Каков он? Все зависит от определенных событий жизни автора.
Лирический герой Есенина, единство с природой, в родном крае, в них он черпает свою силу, мощь, которая сопутствует поэту на всем пути его жизни и творчества. Данный герой действительно близок мировоззрению самого автора. Он может быть и печальным, и влюбленным, и надменным и патриотичным.
В ранней юности Есенина, его поэзия весела и бесшабашна, радостна и бесстрашна, таким и является его лирический герой. Выражая свои чувства в стихах, чувствуется его открытость, любовь к Родине и природе, также присутствует романтичность, стремление воспеть лучшие человеческие черты человека, также есть и тоска. В ранних стихах чаще воспета крестьянская жизнь их быт, их проблемы. Через стихи он выражает свои чувства и здесь лирический герой утопает в любимой родной природе, где мир ярок и многоцветен.
Позже Есенинская лирика раскрывает определенный сложный этап в его душе – этап перехода, эволюции. Она отражена в образах странников. Здесь его герой стремится познать вселенную, чтобы наполнить ею свою душу «с молоком матери земли». Чаще стала встречаться печаль на страницах творчества Есенина, по мере взросления автора. А позже улавливаются в стихах и нотки любви. Такой бесшабашной, необузданной, страстной и роковой.
Переломным стал момент, когда из лирического героя, наивного и неискушенного юнца взрастает образ пророка, воспевающий новую предреволюционную страну. Герой активен, суров, деятелен – все, что необходимо новой России. Но длилось это недолго.
На смену пришло смятение, он не может смириться с переменами. Вскоре лирический герой вновь погружается в любовь к крестьянскому быту, но присутствует и мифические образы. Здесь глубже описаны проблемы человечества, каждого человека, уходящего времени, молодости, жизненных сил.
Есенин печалится, что нет больше крестьянской Руси. Герой прячется под маской, пряча чувства человека, которого потрепала жизнь, где он сносил удар за ударом. На смену боли и полученных ран приходит смирение, принятие того, что уготовано судьбой. Преображение лирического героя в одинокого человека.
Лирический герой Есенина многогранен. Все этапы лирики Есенина – это его жизнь, собранная по крупицам.
2 вариант
Сергей Александрович Есенин подарил миру русской поэзии, безусловно, большое количество прекрасных стихотворений, которые пользуются невероятной популярностью даже сегодня. Лирический герой Сергея Александровича является прототипом его самого. Он, если можно так назвать, «на одной волне» с природой, ощущает ее настроения и мастерски передает его при помощи своего человеческого языка. Есенин был рязанским мальчиком, который с детства чувствовал каждый листок, цветочек на своей земле и мастерски изображал его внутренний мир в своих стихотворениях. Также в творчестве Сергея Александровича прослеживаются мистические мотивы, христианские и даже языческие символы. Персонажи мистические переселились в реальный мир у этого автора.
Сам автор, когда был пик популярности его творчества (1924) считал, что читатели должны в первой степени обратить внимание на чувствование с точки зрения лирической составляющей. Вся эго поэзия пропитана этим самым чувством.
Языческое и христианское переплетено в творчестве Сергея Александровича. Связываются различные временные эпохи. Любой предмет, имеющийся во Вселенной, становится у Есенина символом чего-то великого. К примеру, всего лишь какой-то клен является у рязанского поэта целым деревом жизни, а не каким-то деревцем. В публицистическом тексте «Ключи Марии» Есенин дает четко понять это. Его лирический персонаж принимает весь окружающий мир сквозь эти самые символы и чувствует себя единым с окружающей Вселенной. Собственное «я» и природа сплетены.
Мне думается, что абсолютно в каждом стихотворении Сергея Александровича имеется отсылка к родине, родной России. Лирический персонаж отдается рассуждениям о судьбе России, сравнивает ее с кораблем. Она для него и мать и Богородица.
В «Письме к матери» Есенин обращается к России, которая оставляется им во время отъезда в другие страны. Чувства и видение мира поэта передаются метафорически, а еще с помощью цвета, запаха, звуков. Есенинское жилье – это село, точнее – его образ. Также она сравнивается с колесницей, что несется вперед.
Цвета лирического героя этого поэта: красный, синий, золотистый, а также их тона. Именно такого цвета одеяния у Богородицы. Эти цвета используются при написании икон.
Вообще Есенин также в своих стихах фокусирует читателя на запахах. Значимое место занимают в творчестве этого поэта и праздники. Они народные, религиозные. При помощи упоминания о них народный поэт как бы объясняет, когда происходит действие, время его.
Лирический герой Есенина – человек, который живет душой и сердцем в Руси и любит все, что с нею связано.
Также читают:
Картинка к сочинению Лирический герой в стихотворениях Есенина
Популярные сегодня темы
Изображение картины как мы видим, включает весеннее время года, на картине преобладают блеклые и неясные краски, земля только недавно освободилась от зимнего покрывала
Пьеса М.Горького «На дне» отображает реалии мира несчастных людей и человеческой души в целом. В ней содержатся различные эпизоды, которые в целом создают драму пьесы. Пьеса повествует о совершенно разных трех правдах
Красавица Муха Цокотуха. У неё и брюшко позолоченное. Пошла погулять по полю и нашла денежку. Мечта многих современных людей. Только деньги на полях не валяются. Многие из них пришли в запустение и там ничего не найдёшь.
Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева Муму весьма замечательное и грустное творение. Это произведение покорило меня после прочтения первых страниц невозможно не сопереживать глухонемому Герасиму
Рассказ «Третий сын» появился у Платонова не случайно. Ко времени его написания автор уже пережил смерть матери и имел представление о том, как это хоронить близкого человека. А хоронили маму все 11 ее детей вместе с мужем.
Лирический герой С. А. Есенина: сочинение Ссылка на основную публикацию