“ЧЕРНАЯ ЗЛОБА, СВЯТАЯ ЗЛОБА” (А. Блок и революция)
Неотвратимость возмездия. Пожалуй, это
главное в блоковском восприятии революции.
Слишком долго в стране царили унижение, и
“грязь, и мрак, и нищета”. Слишком долго
правили “сытые”.
Капитализм воспринимался Блоком как не-
что чуждое, дьявольское, демоническое. Бес-
правные, замученные непосильным трудом ра-
ботяги, согнутые спины – это жизнь. Но жел-
тые, как глаза ночного зверя, окна, этот
“недвижный кто-то, черный кто-то”, который
то считает народ, то нехорошо смеется – кто
он? Это описание
Related posts:
Александр Блок и Революция (на примере поэмы “Двенадцать” и статьи “Интеллигенция и Революция”)Блок воспринял Октябрьскую революцию как уникальную возможность для грандиозного духовного обновления, для построения новой жизни по законам красоты и гармонии. Эти настроения отразила поэма “Двенадцать”, которую поэт считал лучшим из всего им написанного, и статья “Интеллигенция и. Революция”, создававшиеся одновременно – в январе 1918 г. В “Двенадцати” Блок приветствовал крушение старого мира и торжество новой […].
Блок и революцияПроблема отношения Блока к революции сложна и загадочна. С одной стороны, завершая “Двенадцать” образом Христа, несущего флаг, Блок дает понять, что революция – явление положительное, но, несмотря на это, в сцене убийства звучат ноты искренней жалости и сострадания к убитой девушке, бывшей, в общем-то, представительницей старого и отжившего мира. Эта позиция дает нам возможность предположить, […].
Александр Блок и РеволюцияБлок принял Октябрьскую революцию как редкостную возможность для огромного внутреннего обновления, для устройства новой жизни по канонам красоты и гармоничного созвучия. Такие настроения отобразил Блок в поэме “Двенадцать”, которую считал наилучшим из всех произведений, им написанных. Об этом говорилось в статье “Интеллигенция и Революция”, создававшейся в то же время – в январе 1918 г. В […].
Размышление: А. Блок и революцияНеотвратимость возмездия. Пожалуй, это главное в блоковском восприятии революции. Слишком долго в стране царили унижение, и “грязь, и мрак, и нищета”. Слишком долго правили “сытые”. Капитализм воспринимался Блоком как нечто чуждое, дьявольское, демоническое. Бесправные, замученные непосильным трудом работяги, согнутые спины – это жизнь. Но желтые, как глаза ночного зверя, окна, этот “недвижный кто-то, черный кто-то”, […].
Интеллигенция и революция – Александр Блок“Россия гибнет”, “России больше нет”, “вечная память России” – слышу я вокруг себя. Но передо мной – Россия: та, которую видели в устрашающих и пророческих снах наши великие писатели. Россия – буря. России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и – по-новому великой. Европа сошла с ума: цвет человечества, […].
Александр Блок и революция (Поэма “Двенадцать”)Блок встретил революцию восторженно и упоенно. Близкий поэту человек писал: “Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами”. В числе очень немногих тогда представителей художественной и научной интеллигенции поэт сразу же заявил о своей готовности сотрудничать с большевиками, с молодой Советской властью. Отвечая на анкету одной из буржуазных газет “Может ли интеллигенция работать с большевиками?”, […].
Краткое содержание Интеллигенция и революция в сокращении (Блок Александр)Русская интеллигенция стенает о гибели России, о ее уничтожении. В эти неспокойные дни можно убедиться, что сбываются самые страшные пророчества прогрессивных русских писателей. Россия переживает бурю, ее раздирают на части, топчут, унижая. Однако, Россия встрепенется, соберет все свои силы и выйдет из всей этой круговерти обновленной и великой. Иначе Россия не была бы Россией. Вся […].
Революция в творчестве Александра Блока Ненавидя, кляняРеволюция в творчестве Александра Блока Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель – я знаю Все равно: принимаю тебя! (Александр Блок) У нашего отряда в пионерлагере был девиз: “И вечный бой! Покой нам только снится” , который мне очень нравился. Лишь много позже я узнал, что слова написал “настоящий, волею божьей поэт” , по […].
Революция и старый мир в поэме “Двенадцать” А. А. БлокаПоэма “Двенадцать” – непосредственный отклик Блока на свершившуюся революцию. Написав ее, поэт записал в дневнике: “Сегодня я гений”. Поэма значительно отличается по стилю от всего, что было создано Блоком. В ней отчетливо проступает фольклорная основа, выражающаяся в использовании частушечного ритма, пословиц, городского романса. Поэма полифонична, вмещает в себе множество интонаций и точек зрения. Основной принцип […].
“МОЯ РЕВОЛЮЦИЯ”“МОЯ РЕВОЛЮЦИЯ” В ноябре 1917 года Маяковский написал стихотворение “Наш марш”. Это было первое стихотворение поэта после Октября и, вероятно, первое вообще лирическое стихотворение, славящее Октябрьскую революцию. Оно было очень восторженным, хотя еще и столь же отвлеченным. Оно было “космическим”. “Наш марш” говорил о том, как был взбудоражен, переполнен радостью поэт в первые дни после […].
Понимание и анализ финала по поэме Двенадцать (Блок Александр)Когда красногвардейцы понимают свою роль в жизни страны: … Так идут державным шагом… Блок благословляет их, сопоставляя с образом Христа: Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз – Впереди – Иисус Христос. Как Христос разрушил устои язычества, проповедовав христианство; так и революция уничтожила порядки старого самодержавного мира. И когда Блок ставит […].
Воспел или “отпел” пролетарскую революцию А. А. Блок? (по поэме А. А. Блока “Двенадцать”)Воспел или “отпел” пролетарскую революцию А. А. Блок? (по поэме А. А. Блока “Двенадцать”) Великий поэт “серебряного века” Александр Блок считал свою жизнь неразрывно связанной с родиной. По мнению одних критиков, он всем сердцем воспринял и принял революцию в России. По мнению других, людьми того круга, к которому относился А. Блок, все эти события воспринимались […].
Сочинение на тему: Революция и старый мир в поэме “Двенадцать”Поэма “Двенадцать” – непосредственный отклик Блока на свершившуюся революцию. Написав ее, поэт записал в дневнике: “Сегодня я гений”. Поэма значительно отличается по стилю от всего, что было создано Блоком. В ней отчетливо проступает фольклорная основа, выражающаяся в использовании частушечного ритма, пословиц, городского романса. Поэма полифонична, вмещает в себе множество интонаций и точек зрения. Основной принцип […].
Образ символ Христа по поэме Двенадцать (Блок Александр)С 1910 по 1921 год Блок работал над поэмой “Возмездие”, которая осталась незаконченной. В этой автобиографической поэме о трех поколениях дворянской семьи, показанной на фоне событий конца XIX – начала XX века, Блок хотел подвести итог своим размышлениям над судьбами русского дворянства, буржуазной цивилизации и самодержавия. В его творчестве тема ненависти и гнева закономерно перерастала […].
Смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге”. А. А. Блок. (По произведениям русской литературы. – Александр Блок. Стихи.)В целом поэзия Александра Блока воспринимается как на редкость откровенная и искренняя лирическая исповедь, раскрывающая душевный мир человека, потрясенного предельно обострившимися в его ^поху общественно-историческими противоречиями. / Связующим началом этой поэзии, точкой притяжения ее различных и многообразных тем служит образ самого поэта (или, точнее сказать, лирического героя), от лица которого идет лирическая исповедь. Блок открыто […].
Анализ стихотворения Толстого “Нас не преследовала злоба…”В январе 1851 года жизнь Алексея Константиновича Толстого навсегда изменилась. На маскараде, проходившем в Большом театре, граф познакомился с Софьей Андреевной Миллер. Изначально женщина, скрывавшая свое лицо под маской, приглянулась Тургеневу. Тот пригласил ее на встречу и захватил с собой Толстого. В итоге Иван Сергеевич в даме разочаровался. Позже он написал, что увидел “лицо чухонского […].
Александр Блок и Михаил ВрубельЗагадкой эпохи и символом времени называли двух романтических гениев ХХ века – художника Михаила Врубеля и поэта Александра Блока. В своем творчестве А. Блок часто использовал врубелевские образы, мотивы и символы. Давно поселилась в лирике поэта и “демоновская” тема Михаила Врубеля. По творческому мироощущению, по радости и горечи познания искусства, по влюбленности в русскую стихию […].
Блок А. А. Душа парила ввысь и там звезду нашлаБлок! Без него я не могу представить нашу большую литературу. Владимир Маяковский писал: “Творчество Александра Блока – целая поэтическая эпоха”. Блок как бы соединяет два века русской культуры. В ранних стихах он продолжает традиции интимной лирики Жуковского, Фета, затем в его поэзии появляются мотивы, родственные стихам Лермонтова: Я, отрок, зажигаю свечи, Огонь кадильный берегу, Она […].
“Интеллигенция и революция” Блока краткое содержание“Россия гибнет”, “России больше нет”, “вечная память России” – слышу я вокруг себя. Но передо мной – Россия: та, которую видели в устрашающих и пророческих снах наши великие писатели. Россия – буря. России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и – по-новому великой. Европа сошла с ума: цвет человечества, […].
С. Есенин и А. Блок – великие поэты России…Я и Цезарь – будем оба В веках равны перед судьбой… А. Блок Творчество А. Блока и С. Есенина – это целая поэтическая эпоха, эпоха недавнего прошлого, оказавшая огромное влияние на всю современную поэзию. Литературные вкусы Александра Блока формировались под влиянием традиций русской классики, почитаемой в семье воспитывавшего его деда. Творчество этого великого поэта можно […].
Роль символов по поэме Двенадцать (Блок Александр)Поэма “двенадцать” оказалась в числе последних произведение, написанных Блоком. Он создал ее в 1918г., когда находился на пике воодушевления идеей революции и общего преобразования. В поэме важна каждая деталь, любая строчка – все это несет определенный смысл. В своей поэме Блок ставил больше вопросов, которые волновали его самого. Ответов же он найти так и не […].
Бунин и русская революцияИван Алексеевич Бунин считается последним русским классиком, который хорошо сумел запечатлеть Россию конца XIX – начала XX века. Этот автор причислял себя к поколению Тургенева и Льва Толстого, нежели к поколению Горького и Вересаева. Нас всегда будет интересовать тайна творчества Ивана Бунина. Так почему же невозможно представить русскую литературу без его имени? Почему же его […].
Что услышал Блок в “музыке революции”?“Двенадцать” – поэма переворота. Не только и не столько поэма, описывающая общую атмосферу, царящую в погибающей после революции стране, сколько поэма переворота в погибающей душе самого поэта. Эта поэма – насмешка над “революцией”. Блок в каждом слове, в каждом звуке высмеивает в бессильной злобе кровавый разгул стихии: Злоба, грустная злоба Кипит в груди… Черная злоба, […].
И в тайне ты почиешь, Русь. А. БлокРодина, Россия – одна из главных тем в творчестве каждого поэта. И тем не менее Россия Блока – это особое явление, это имя эпохи, погибшей после революции. Как никто другой, Блок отразил в своих стихах о России распространенные тогда среди интеллигенции чувства – восхищение своей страной, сострадание нелегкой доле, ощущение избранности, тревога за ее судьбу, […].
Два мира борьба по поэме Двенадцать (Блок Александр)Творчество Александра Блока начиналось с воспевания банального “розового облака грез”, чем занимались все камерные поэты. Пройдя сложный путь становления, он пришел к созданию одного из самых сильных произведений русской поэзии-поэмы “Двенадцать”. В ней отображена эпоха разрушений и тоска по другой музыке “нового века”, которая “взойдет средь всех несчастных поколений”. В начале ХХ века поэма “Двенадцать” […].
Поэты символисты: А. Блок и его произведенияБлок относится к поэтам Серебряного века русской литературы. Сложное время, обусловленное масштабностью происходящих в России социальных потрясений, породило непростую и слегка таинственную символику в творчестве Блока. Вместе с тем, именно Блок является любимейшим поэтом множества современников. Поэт воспринимает окружающую действительность очень остро. Минуя разум, его произведения проникают в сердце каждого думающего и интеллигентного человека. Своего […].
Александр Александрович БлокПоэтическая судьба А. А. Блока была связана с самым крупным литературным течением русского модернизма начала XX в. – Символизмом. Хотя хронологически Блок принадлежал ко второму поколению символистов – младосимволизму (вместе с Блоком младосимволистами были Андрей Белый, С. М. Соловьев, В. И. Иванов), – именно его творчество, по мнению многих его современников, явилось наиболее законченным и […].
“От своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель – с отвлеченной идеей, а как поэт – с интимной любовью”Основная часть творчества Александра Блока относится к дореволюционному периоду, времени полной дискредитации человеческих чувств. В этом мире все фальшиво и продажно: и дружба, и любовь, и сострадание… Единственным чистым чувством остается для Блока любовь к Родине. Только на нее может опереться истерзанная одиночеством, непониманием окружающих и фальшью чувств душа поэта. Путь Блока не прост и […].
Символизм в творчестве и поэзии (Блок Александр)Творчество Александра Александровича Блока (1880-1921) явилось соединительным звеном между русской классической поэзией XIX века и новой, советской поэзией. Судьба поэта была во многом необычной и поучительной: принадлежа к дворянской интеллигенции” он осознал историческую обреченность буржуазного строя, перешел на сторону народа, приветствовал Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Начало поэтического пути Блока было связано с символизмом – одним […].
Сочинение на тему: “Революция в литературе”Особую роль в процессе поиска настоящих героев для решения общественных проблем сыграли Лев Николаевич Толстой и Федор Михайлович Достоевский. Эти два писателя абсолютно разные по мировоззрению и условиям жизни, по своим художественным приемам и манере, смогли оказать огромное влияние на ускорение революционного процесса русского общества. Лев Николаевич Толстой был ненавистником Французской революции и считал, что […].
Тема революции по поэме Двенадцать (Блок Александр)Поэма Александра Блока “Двенадцать” насквозь пропитана духом и настроениями революционных событий 1917 года. Автор переплетает в поэме тревогу и страх буржуазии с решительностью и острой агрессией революционеров красного знамени. В качестве главного героя поэмы выступают 12 молодых ребят, которые добровольно стали в первые ряды революционного движения. Они смело и уверенно шагают в даль, не обращая […].
Любовь в стихах и творчестве (Блок Александр)В поэзию Блока вторгалась также музыка самой жизни с ее прозаическими интонациями, что в наибольшей степени проявилось в поэме “Двенадцать” Идеалом поэта было гармоническое единство человеческой жизни и природы, которое он называл “мировым оркестром”. Этой музыке бытия он противопоставлял “антимузыкальность” буржуазной и мещанской жизни, используя в музыкальном строе своей поэтической речи диссонансы, звуковые контрасты, резкие, […].
Блок и НекрасовСтихотворения “Ангел – хранитель” А. Блока и “Рыцарь на час” Н. А. Некрасова на первый взгляд не имеют между собой ничего общего. Действительно, А. Блок и Некрасов – это совершенно разные писатели, каждый из которых отличается своим самобытным стилем, характером произведений, они жили и творили, по – существу, в разных эпохах: “Рыцарь на час” был […].
Блок и Пушкин о назначении поэтаА мир прекрасен, как всегда А. Блок Блок остро ставит вопрос о долге, великой ответственности художника, поэта перед народом и обществом, утверждает, что “единственное оправдание для писателя” – не суждения литературной среды и критики, а “неподкупное мнение читателя”, “голос публики”, “не голос, а как бы легкое дуновение души народной”. Блока волнует нравственная основа творчества писателя, […].
Стихи детям о природе (Блок Александр)Стихи, которые вы сейчас будете просмотреть, написал русский поэт Александр Александрович Блок. А. Блок родился давно, почти сто лет назад. В пять лет он написал свое первое стихотворение и “опубликовал” его в журнальчике, который сделал в подарок маме. Потом таких журналов было много, некоторые величиной всего со спичечный коробок. Один из журналов Саша назвал “Корабль”, […].
Родина и революция в лирике С. ЕсенинаС. Есенин – великий, самобытный, истинно русский поэт. Тема Родины всегда была основной в его творчестве, проникнутом глубокой любовью к деревенской, “избяной” Руси, к простой красоте русской природы. Нехитрый крестьянский быт, такие же бесхитростные, открытые люди, заливные луга и голубые озера окружали поэта с детства и взлелеяли его необыкновенный поэтический талант. Край любимый! Сердцу снятся […].
И опять идут двенадцать. А. БлокАлександр Александрович Блок гениальный мастер слова, одним из первых русских поэтов сумевший услышать и перелить в стихи музыку революции. В поэме Двенадцать Блок пытался запечатлеть время такое необычное, бурное и интересное. Поэма состоит из двенадцати глав, это число еще раз повторится в двенадцати революционных солдатах, охраняющих порядок в Петрограде, и в полунамеке на учеников Иисуса, […].
Символика цвета по поэме Двенадцать (Блок Александр)Символика цвета в поэме А. Блока “Двенадцать”. Поэма “Двенадцать” была написана в 1918 году, сразу же после революции и прихода к власти большевиков. Наверное, поэтому поэма отличается напряженностью и динамичностью, отражает возбужденное состояние автора. В поэме употребляется всего три цвета: черный, белый, красный. Белый цвет необходим для приема антитезы: Черный вечер. Белый снег. Но черен […].
А. А. Блок в воспоминаниях современниковАЛ. Ахматова: “И снова я уже после Революции (21 января 1919 г.) встречаю в театральной столовой исхудалого Блока с сумасшедшими глазами, и он говорит мне: “Здесь все встречаются, как на том свете”. А вот мы втроем (Блок, Гумилев и я) обедаем (5 августа 1914 г.) на Царскосельском вокзале в первые дни войны (Гумилев уже в […].
Анализ поэмы “Двенадцать” Блок А. АНазвание поэмы воспроизводит ключевой новозаветный мотив (двенадцать апостолов Христа. Число главных героев, красногвардейцев, предопределило композицию произведения (двенадцать глав). Согласно блоковской помете на рукописи (“И был с разбойником. Жило двенадцать разбойников”), число это восходит также к поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова. Появление в поэме коллективного, своего рода собирательного образа Двенадцати (персонифицирован, особо […].
«Черная злоба, святая злоба» (А. Блок и революция)
Неотвратимость возмездия. Пожалуй, это главное в бло-ковском восприятии революции. Слишком долго в стране царили унижение, и «грязь, и мрак, и нищета». Слишком долго правили «сытые».
Капитализм воспринимался Блоком как нечто чуждое, дьявольское, демоническое. Бесправные, замученные непосильным трудом работяги, согнутые спины — это жизнь. Но желтые, как глаза ночного зверя, окна, этот «недвижный кто-то, черный кто-то», который то считает народ, то нехорошо смеется — кто он? Это описание фабрики в одноименном стихотворении.
. Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине.
Я слышу все с моей вершины: Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредутся, Навалят на спины кули, И в жолтых окнах засмеются, Что этих нищих провели. И на фоне нищеты крестьян и рабочих — убогость существования тех, кому по воле судьбы досталась более благополучная жизнь. И что же — «они скучали, и не жили», эта благополучная жизнь была абсолютно пуста и никчемна, чинные обеды, какие-то старухи. И — возмущение оттого, что «встревожен их прогнивший хлев». «Шипят пергаментные речи, с трудом шевелятся мозги». На пороге революция 1905 года.
И жгут им слух мольбы о хлебе И красный смех чужих знамен!
Старый мир доживает последние дни. Бог с ним, пусть доживает, но «чистым детям неприлично их старой скуке подражать».
Революция — первая, провальная — оказывается трагической и кровавой. Гибнут невинные люди.
Шли на приступ. Прямо в грудь Штык наточенный направлен. Кто-то крикнул: «Будь прославлен!» Кто-то шепчет: «Не забудь!»
Рядом пал, всплеснув руками, И над ним сомкнулась рать. Кто-то бьется под ногами, Кто — не время вспоминать.
Только в памяти веселой Где-то вспыхнула свеча. И прошли, толпой тяжелой Тело теплое топча. Но тогда все заслоняет романтика:
Что же! Громче будет скрежет, Слаще боль и ярче смерть! Не жаль такой жизни — полной бессмысленной, отупляющей работы. Не жаль и такого прошлого с его мертвящей скукой и пошлостью, с его удушающей несправедливостью. Хочется перемен, о революции грезится, как о грозе — что грянет, очистит, освежит. Да и сколько народу терпеть?
В голодной и больной неволе И день не в день, и год не в год. Когда же всколосится поле, Вздохнет обиженный народ? Неотвратимость революции понимали практически все. Но вот — грянула. И что же? Террор, разруха, первобытная дикость.
Блок так объяснял происходящее в стране: «Почему дырявят древний собор? — Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой. Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? — Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа».
Он писал о том, что к революции примазались «сотни жуликов, провокаторов, черносотенцев, людей, любящих погреть руки». Он еще не знал, как много будет этих примазавшихся, и сколько власти они приберут к рукам.
Пока интеллигенция оплакивает утерянную Россию, Блок пишет «Двенадцать». И старый мир в поэме, «поджавший хвост», — это глупая старушка-курица, буржуй, «как пес голодный», писатель, витийствующий о гибели, брюхастый поп, барынька в каракуле. И — все. Нет, он не идеализирует пришедших на смену. Все эти петьки и андрюхи с их «грустной злобой», кипящей в груди, с бессмысленным убийством, в поисках «незримого врага», «ко всему готовы, ничего не жаль» — все это далеко от совершенства. Но с ними — Иисус Христос. Ибо с кем и быть Ему, если не с униженными, лишенными любви, тепла, — не с сильными же мира сего!
Когда-то Блок потерял горячо любимую жену — потому что не видел, не замечал живого человека за придуманным образом. Теперь он так же идеализирует революцию, не в силах поверить в неправильность выбранного Россией пути.
Он умер очень рано, в 1921 году. Это, возможно, спасло его от более горькой судьбы — погибнуть от рук тех, кого славил, во имя идеи пренебрегая такими «мелкими» трагедиями, как искалеченные судьбы, казни.
Тема святости и греха в поэме А.Блока «Двенадцать»
России суждено пережить муки,
унижения, разделение; но она выйдет
из этих унижений новой и —
по-новому — великой.
А. Блок
Поэма Александра Блока «Двенадцать» была написана в первую зиму после октябрьского переворота. В стране постепенно устанавливается власть большевиков, между представителями различных слоев общества возникают новые, совершенно недопустимые ранее отношения, когда правда оказывается на стороне вчерашних рабочих, ощетинившихся на подлых «буржуев» сотнями штыков и винтовок.
В поэме «Двенадцать» ярко и реалистично переданы события, происходившие в стране в то переломное время. Александр Блок, с одно стороны, воспевал революцию как способ перехода к лучшей жизни, но и показывал ее отрицательные, греховные стороны: ненависть людей друг к другу, их склонность к унижению, жестокости и даже к убийству женщин.
Сюжет поэмы поставлен в параллель библейской легенде: образ Иисуса Христа, двенадцать учеников — двенадцать апостолов. Рождество Христово, учение Христа, первые двенадцать его последователей — все это когда-то ознаменовало начало новой эры. Новая эра, в понимании Блока, — это обновление общественного сознания. Вместо языческих верований и жертвоприношений богам утвердилась новая вера, связанная с необходимостью всеобщего равенства. Такое же обновление, по замыслу автора, происходит и в России. С одной стороны — мир отживший заслуживает уничтожения. Поэт радуется, что на смену этому безобразному миру идет нечто новое, возможно, более совершенное. С другой стороны — это утверждающееся новое в каких-то деталях неразрывно связано с прошлым:
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди.
Черная злоба, святая злоба.
Реальный мир разделен на две контрастные половины. Конкретным проявлением действительности является «буржуи на перекрестке», «голодный пес», публичный дом, офицерский разврат, «разборка» с ударом ножа, убийство офицера, поп и т. д.
В то же время, «святое» начало революции связано с идеей обновления. И претворять в жизнь это «святое» призваны двенадцать апостолов – красноармейцев. Им поручено великое дело – защищать революцию, хотя их путь лежит через грех – кровь, насилие, жестокость. С помощью образа двенадцати красноармейцев Блок раскрывает тему пролитой крови, насилия в период великих исторических перемен, тему вседозволенности. “Апостолы революции” оказываются способны убивать, грабить, нарушать Христовы заповеди, но без этого, по мнению автора, невозможно осуществить задачи революции. Блок считал, что путь к гармоничному будущему лежит через хаос, кровь.
Образ Христа в поэме олицетворяет веру Блока в преодоление кровавого греха, в исход из кровавого настоящего к гармоничному будущему. Его образ символизирует не только веру автора в святость задач революции, не только оправдание “святой злобы” революционного народа, но и идею принятия Христом очередного греха человека, идею прощения и надежду, что люди придут к его заветам, к идеалам любви, к вечным ценностям. Иисус идет впереди двенадцати красноармейцев, которые проходят путь от свободы “без креста” к свободе с Христом.
Духовно слепым “двенадцати” не дано видеть Христа, для них он незрим. Эти апостолы нового мира только смутно чувствуют его присутствие. Их отношение к Христу трагически двойственно: они окликают его дружеским словом “товарищ” и, вместе с тем, стреляют в него. Но Христа нельзя убить, как нельзя убить в себе совесть, любовь, жалость. Пока живы эти чувства, жив и человек.
Несмотря на кровь, грязь, преступления, все то “черное”, что несет с собой революция, есть в ней и “белая” правда, мечта о свободной и счастливой жизни, ради которой ее апостолы и убивают, и умирают. Значит, Христос, призрачно возникший в финале поэмы, является у Блока символом духовно-нравственного идеала человечества.
Вся поэма строится на контрастах: контрастах цвета, контрастах темпа и мелодики стиха, контрастности действий героев:
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем Божьем свете!
Черное небо и белый снег — символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе. Грозный вихрь нарушает спокойное течение жизни, принимает всемирные масштабы, очистительная буря революции несет новые идеи, несовместимые со всем устоявшимся укладом старого мира. Вместе с тем революция — это и кровь, грязь, преступления, Блок не скрывает ее черной стороны.
В конце поэмы возникает, еще недоступное людям начало духовного обновления. Христос, появляющийся в финале поэмы, взят не как религиозная личность, не как образ евангельской легенды, а как символ начала новой эры. Образ этот возник у автора неожиданно, и «вместо Христа должен быть кто-то другой». Но именно этот образ понятен всем, именно он символизирует обновление.
Того обновления, того просветления, которое воспел Александр Блок в своей поэме, в сущности не произошло. Та революция, о которой написана одна из замечательнейших поэм, не оправдала его ожиданий. Эта революция легла тяжким грузом на русский народ, предопределив развитие истории на много лет вперед.
Гимн или реквием? Поэма А. Блока «Двенадцать» (Школьные сочинения)
Достаточно долгое время советские идеологи нахваливали Александра Блока за создание поэмы «Двенадцать» и за «верное понимание и воспевание революции». А совсем недавно, апологеты преобразований, воинствующе настроенные, начали, наоборот, злословить по поводу блоковской поэмы. Но мало кто, действительно, желал понять смысл этого творения, разобраться в нём насколько только возможно и услышать её истинное звучание!
Следует понимать, что Александр Блок никогда не был певцом, потому как это всегда было, где-то рядом возле литературы, а уж тем более – певцом победившего класса! Он искренне воспринимал революцию, как единственный метод для преобразования уже существующего порядка, или даже непорядка … Блок полагал, что революция справедлива и верил, что она создаст лучшее будущее потомкам.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Все надежды крушатся разом, в связи с трагической смертью …
В поэме, практически нигде не слышится голос самого автора. Весь сюжет просматривается глазами двенадцати большевиков, которые идут по городу, в котором царствует Хаос. И большевики радуются этому, так как они – частичка этого хаоса. В идеале, они должны служить порядку и закону, а в поэте, раскрывается их суть – порождение Хаоса. Они рушат мир вокруг себя, быт и символом их является – ветер.
На всем божьем свете!»
И не только он «завивает» «белый снежок»! Каждый человек в этой поэме неустойчив:
Блок подчёркивает идеал Хаоса не только присутствием ветра, но и пожаром. Ведь после пожара – ничего не остаётся, лишь пепелище.
«Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем».
Строчка за строчкой читается озлобленность главных героев поэмы:
«Злоба, грустная злоба
Чёрная злоба, святая злоба…»
Есть в поэме и описания оружия, которые направлены не на защиту людей, а против них, против порядка, против закона, против России, которой блок дорожил и любил:
«Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь –
Сразу видно, что автор не приемлет «свободу без креста»! Эта свобода – может только уничтожать! Погибает Катька, и неважно, кто она и откуда … Конечно, автору она небезразлична, как большевикам в поэме. Эта женщина, единственная, которая способна возрождать, а не уничтожать и рушить. Убив её, большевики убивают несоизмеримо больше, а не только убрав с дороги продажную женщину. И даже страх и раскаяние Петьки – жестоко высмеивается двенадцатью, которые идут дальше: «С кем? И куда»
С ними рядом нет никого, правда, они этого и не замечают: «Только нищий пёс голодный ковыляет позади». Собака – это символ в поэме, характеризующая старый мир, который существовал ранее и как-то держался на плаву. Но, этот мир не нужен двенадцати!
«- Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пёс паршивый,
Большевики уходят, не осознавая, что оставили после себя и что ждут их впереди. Да они вообще не способны созидать! Просто «идут державным шагом» вперёд, в никуда … За ними стелется пеленой тьма. НО, поэт окрашивает финал поэмы светом, а это – самый важный символ!
«…Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос».
Появление Бога в поэме, каждый читатель может трактовать по-своему, как понимает. Скажем, для автора – Бог, не просто персонаж Библии, не просто легенда, в данном случае, Иисус – вывод поэмы, спасатель и главный Судья. Его появление в поэме – вполне понятно. Раз есть служитель Тьмы, стало быть, должен быть и Свет, который сперва, не ощутим большевиками, а потом – вселяет в них страх:
«- Кто там машет красным флагом?
– Приглядись-ка, эка тьма!
– Кто там ходит беглым шагом,
Хоронясь за все дома?»
Судья их уводит, и потом уходит сам. Осталась только разрушенная Земля, уничтоженная Россия. Невероятная трагедия для автора! Поэма испещрена символами, множество разнообразных образов, а вот финал один и он предрекал – нет у России иного пути. Она изранена, она погибает, а спасать страну – некому. На то, что придёт Вечная Жена – надежды нет. Никто ничего уже не исправит. И что же получается? Автор – певец Космоса, поэт Гармонии, тот, кто смог написать гимн Хаосу и воспеть Тьму? Нет, он тот, кто скорбит по стране, оплакивает Россию, ведь он – частица поруганного мира, убитой державы, которая медленно переходит в состояние угнетения и небытия …
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id51246
«Черная злоба, святая злоба» (А. Блок и революция): сочинение
Неотвратимость возмездия. Пожалуй, это главное в блоковском восприятии революции. Слишком долго в стране царили унижение, и «грязь, и мрак, и нищета». Слишком долго правили «сытые».
Капитализм воспринимался Блоком как нечто чуждое, дьявольское, демоническое. Бесправные, замученные непосильным трудом работяги, согнутые спины — это жизнь. Но желтые, как глаза ночного зверя, окна, этот «недвижный кто-то, черный кто-то», который то считает народ, то нехорошо смеется — кто он? Это описание фабрики в одноименном стихотворении.
. Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.
Я слышу все с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули,
И в жёлтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.
И на фоне нищеты крестьян и рабочих — убогость существования тех, кому по воле судьбы досталась более благополучная жизнь. И что же — «они скучали, и не жили», эта благополучная жизнь была абсолютно пуста и никчемна, чинные обеды, какие-то старухи. И — возмущение оттого, что «встревожен их прогнивший хлев». «Шипят пергаментные речи, с трудом шевелятся мозги». На пороге революция 1905 года. И жгут им слух мольбы о хлебе и красный смех чужих знамен! Старый мир доживает последние дни. Бог с ним, пусть доживает, но «чистым детям неприлично их старой скуке подражать».
Революция — первая, провальная — оказывается трагической и кровавой. Гибнут невинные люди.
Шли на приступ. Прямо в грудь Штык наточенный направлен. Кто-то крикнул: «Будь прославлен!» Кто-то шепчет: «Не забудь!»
Рядом пал, всплеснув руками,
И над ним сомкнулась рать.
Кто-то бьется под ногами,
Кто — не время вспоминать.
Только в памяти веселой
Где-то вспыхнула свеча.
И прошли, толпой тяжелой
Тело теплое топча.
Но тогда все заслоняет романтика:
Что же! Громче будет скрежет,
Слаще боль и ярче смерть!
Не жаль такой жизни — полной бессмысленной, отупляющей работы. Не жаль и такого прошлого с его мертвящей скукой и пошлостью, с его удушающей несправедливостью. Хочется перемен, о революции грезится, как о грозе — что грянет, очистит, освежит. Да и сколько народу терпеть?
В голодной и больной неволе
И день не в день, и год не в год.
Когда же заколосится поле,
Вздохнет обиженный народ?
Неотвратимость революции понимали практически все. Но вот — грянула. И что же? Террор, разруха, первобытная дикость.
Блок так объяснял происходящее в стране: «Почему дырявят древний собор? — Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой. Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? — Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа».
Он писал о том, что к революции примазались «сотни жуликов, провокаторов, черносотенцев, людей, любящих погреть руки». Он еще не знал, как много будет этих примазавшихся, и сколько власти они приберут к рукам.
Пока интеллигенция оплакивает утерянную Россию, Блок пишет «Двенадцать». И старый мир в поэме, «поджавший хвост», — это глупая старушка-курица, буржуй, «как пес голодный», писатель, витийствующий о гибели, брюхастый поп, барынька в каракуле. И — все. Нет, он не идеализирует пришедших на смену. Все эти петьки и андрюхи с их «грустной злобой», кипящей в груди, с бессмысленным убийством, в поисках «незримого врага», «ко всему готовы, ничего не жаль» — все это далеко от совершенства. Но с ними — Иисус Христос. Ибо с кем и быть Ему, если не с униженными, лишенными любви, тепла, — не с сильными же мира сего!
Когда-то Блок потерял горячо любимую жену — потому что не видел, не замечал живого человека за придуманным образом. Теперь он так же идеализирует революцию, не в силах поверить в неправильность выбранного Россией пути.
Он умер очень рано, в 1921 году. Это, возможно, спасло его от более горькой судьбы — погибнуть от рук тех, кого славил, во имя идеи пренебрегая такими «мелкими» трагедиями, как искалеченные судьбы, казни.
«Черная злоба, святая злоба» (А. Блок и революция)
Неотвратимость возмездия. Пожалуй, это главное в бло-ковском восприятии революции. Слишком долго в стране царили унижение, и «грязь, и мрак, и нищета». Слишком долго правили «сытые».
Капитализм воспринимался Блоком как нечто чуждое, дьявольское, демоническое. Бесправные, замученные непосильным трудом работяги, согнутые спины — это жизнь. Но желтые, как глаза ночного зверя, окна, этот «недвижный кто-то, черный кто-то», который то считает народ, то нехорошо смеется — кто он? Это описание фабрики в одноименном стихотворении.
… Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине.
Я слышу все с моей вершины: Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредутся, Навалят на спины кули, И в жолтых окнах засмеются, Что этих нищих провели. И на фоне нищеты крестьян и рабочих — убогость существования тех, кому по воле судьбы досталась более благополучная жизнь. И что же — «они скучали, и не жили», эта благополучная жизнь была абсолютно пуста и никчемна, чинные обеды, какие-то старухи… И — возмущение оттого, что «встревожен их прогнивший хлев». «Шипят пергаментные речи, с трудом шевелятся мозги»… На пороге революция 1905 года.
И жгут им слух мольбы о хлебе И красный смех чужих знамен!
Старый мир доживает последние дни. Бог с ним, пусть доживает, но «чистым детям неприлично их старой скуке подражать».
Революция — первая, провальная — оказывается трагической и кровавой. Гибнут невинные люди.
Шли на приступ. Прямо в грудь Штык наточенный направлен. Кто-то крикнул: «Будь прославлен!» Кто-то шепчет: «Не забудь!»
Рядом пал, всплеснув руками, И над ним сомкнулась рать. Кто-то бьется под ногами, Кто — не время вспоминать.
Только в памяти веселой Где-то вспыхнула свеча. И прошли, толпой тяжелой Тело теплое топча… Но тогда все заслоняет романтика:
Что же! Громче будет скрежет, Слаще боль и ярче смерть! Не жаль такой жизни — полной бессмысленной, отупляющей работы. Не жаль и такого прошлого с его мертвящей скукой и пошлостью, с его удушающей несправедливостью. Хочется перемен, о революции грезится, как о грозе — что грянет, очистит, освежит. Да и сколько народу терпеть?
В голодной и больной неволе И день не в день, и год не в год. Когда же всколосится поле, Вздохнет обиженный народ? Неотвратимость революции понимали практически все. Но вот — грянула. И что же? Террор, разруха, первобытная дикость.
Блок так объяснял происходящее в стране: «Почему дырявят древний собор? — Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой. Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? — Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа».
Он писал о том, что к революции примазались «сотни жуликов, провокаторов, черносотенцев, людей, любящих погреть руки». Он еще не знал, как много будет этих примазавшихся, и сколько власти они приберут к рукам.
Пока интеллигенция оплакивает утерянную Россию, Блок пишет «Двенадцать». И старый мир в поэме, «поджавший хвост», — это глупая старушка-курица, буржуй, «как пес голодный», писатель, витийствующий о гибели, брюхастый поп, барынька в каракуле.
упая старушка-курица, буржуй, «как пес голодный», писатель, витийствующий о гибели, брюхастый поп, барынька в каракуле… И — все. Нет, он не идеализирует пришедших на смену. Все эти петьки и андрюхи с их «грустной злобой», кипящей в груди, с бессмысленным убийством, в поисках «незримого врага», «ко всему готовы, ничего не жаль» — все это далеко от совершенства. Но с ними — Иисус Христос. Ибо с кем и быть Ему, если не с униженными, лишенными любви, тепла, — не с сильными же мира сего!
Когда-то Блок потерял горячо любимую жену — потому что не видел, не замечал живого человека за придуманным образом. Теперь он так же идеализирует революцию, не в силах поверить в неправильность выбранного Россией пути.
Он умер очень рано, в 1921 году. Это, возможно, спасло его от более горькой судьбы — погибнуть от рук тех, кого славил, во имя идеи пренебрегая такими «мелкими» трагедиями, как искалеченные судьбы, казни…
«Черная злоба, святая злоба» (А. Блок и революция): сочинение Ссылка на основную публикацию