«Быть может за стеной Кавказа» (что искали на Востоке герои русской литературы 19 века)
просмотреть сочинение | |||
Тип: Обзорная тема (по произведениям нескольких авторов) |
Русская литература 19 века неразрывно связана с темой Кавказа. Герои почти всех писателей того времени имеют какие-то отношения с этим «русским Востоком», его природой и народами. На мой взгляд, это вполне объяснимо. Русские вели непрерывные воины с горцами. Русские офицеры, среди которых были и писатели, отправлялись на Кавказ воевать, привозя с собой массу впечатлений и воспоминаний.
Так что же привлекало героев русской литературы в этих местах?
Для героя поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник» Восток – это, прежде всего, край сильных и свободолюбивых людей. Уставший от светского общества, своего образа жизни, герой стремится к обновлению, новым впечатлениям. На Кавказе он надеется обрести такую желанную и необходимую ему свободу духа:
Свобода! Он одной тебя
Еще искал в пустынном мире.
Страстями чувства истребя,
Охолодев к мечтам и лире.
Но здесь герой попадает в плен. Постепенно он начинает прозревать. Оказывается, свобода — это всего лишь иллюзия. Жажда жизни, которую на словах герой не ценит, заставляет его приспособиться и к плену.
Благодаря любви молодой черкешенки, герой поэмы получает возможность обрести свободу: «Ты волен,— дева говорит,— беги». Из-за безответной любви «дева гор» гибнет, герой не роняет ни слезинки. Душа его холодна и безответна.
На Кавказе иллюзии героя рушатся. Он не обретает той свободы, к которой стремился, потому что от себя не убежишь.
В 1828 году М.Ю. Лермонтов пишет поэму с одноименным названием – «Кавказский пленник». В 1837 году он создает еще одно произведение, посвященное кавказкой теме, – «Мцыри».
Обе поэмы являются похожими по тематике. Сам Лермонтов долгое время жил на Кавказе, поэтому не смог остаться равнодушным к этим местам. Смысл обеих поэм состоит в исканиях героев, которые заканчивается тем, что к ним приходит смерть. Причем никто не получает желаемого.
Оба юноши стремятся к своим идеалам, не боясь преград, лишений и даже гибели. Через своих героев Лермонтов передавал собственные мысли и чувства. Таким образом, в поэмах «Кавказский пленник» и «Мцыри» Лермонтов создал образы положительных героев, которые современниками были восприняты как образы революционеров и борцов за свободу.
Роман Лермонтова «Герой нашего времени» также тесно связан с Кавказом. Действие большинства его повестей происходит именно там. В своем романе писатель создал романтический образ восточной женщины, которая привлекла, правда, ненадолго, внимание Печорина.
Даже умирая, мучаясь от боли, Бэла ни на минуту не забывает о своем возлюбленном. Она предана ему до последней минуты. Бэла печалится, что «она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григория Александровича, и что иная женщина будет в раю его подругой». До последней минуты жизни Бэла даже не думает винить Печорина в своей смерти. Вся ее предсмертная печаль выражается в бесконечной любви к нему.
Живя одной любовью, Бэла оказалась перед смертью гордой женщиной, полной человеческого достоинства. Ее душевная жизнь ограничивалась только верой – и эту веру Бэла нарушила во имя любви. Но перед смертью она победила свою любовь. На предложение Максима Максимыча окрестить ее, она ответила, что умрет «в той вере, в какой родилась». Так состоялась своеобразная душевная победа Бэлы над Печориным.
Суровая и прекрасная природа Кавказа всегда привлекала русских писателей. Она создает романтическое настроение своей красотой, экзотичностью и скрывающимся в ней опасностям. Так, Лермонтов описывает переезд через Крестовый перевал в непогоду во всех леденящих душу подробностях. Однако природа может быть не только фоном, но и реальным действующим лицом, влияющим на судьбы героев. Например, из-за грозы происходит длительное свидание Печорина и Веры. Более того, Печорин в дневнике прямо говорит, что «воздух Кисловодска располагает к любви» и «здесь бывают завязки всех романов, которые когда-либо начинались у подошвы Машука».
Л.Н.Толстой служил на Кавказе почти в тех же местах, что и М.Ю.Лермонтов. Но воинственных горцев увидели они по-разному. Вернее, видели они одно и то же, но воспринимали своеобычно. Мцыри пленен еще ребенком, он умирает, подобно орлу в клетке. Жилин попадает в плен к иноверцам на вполне «законных» основаниях. Он противник, воин, по обычаям горцев его можно взять в плен и получить за него выкуп.
В повествовании Толстого нет романтического накала, как у Лермонтова, нет высоких чувств и высоких поступков. По мнению писателя, грязная обыденность намного страшнее. Он описывает жестокость горцев, их фанатичную веру, нелюбовь к русским. Но, в то же время, Толстой не делает из кавказцев зверей, неспособных на человеческие чувства. Жилина любит местная девушка. Она, рискуя своей жизнью, помогает пленнику бежать.
Таким образом, герои многих русских писателей 19 века волею судеб или своего желания оказывались на Кавказе. Здесь они искали себя, любовь, счастье. Восток в их представлении был землей, дающей обновление. Но оказывалось так, что Кавказ приносил испытания, боль, страдания, разочарования. Потому что от себя не убежишь. Нужно найти гармонию внутри себя, тогда любое место принесет тебе счастье.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Разное / 19 век / «Быть может за стеной Кавказа» (что искали на Востоке герои русской литературы 19 века)
Смотрите также по произведению “19 век”:
«Быть может за стеной Кавказа» (что искали на Востоке герои русской литературы 19 века)
Русская литература 19 века неразрывно связана с темой Кавказа. Герои почти всех писателей того времени имеют какие-то отношения с этим «русским Востоком», его природой и народами. На мой взгляд, это вполне объяснимо. Русские вели непрерывные воины с горцами. Русские офицеры, среди которых были и писатели, отправлялись на Кавказ воевать, привозя с собой массу впечатлений и воспоминаний.
Так что же привлекало героев русской литературы в этих местах?
Для героя поэмы А. С. Пушкина «Кавказский пленник» Восток — это, прежде всего,
Похожие сочинения:
Тема судьбы русской интеллигенции в произведениях русской литературы (20-е годы XX века)Интеллигенция — самый уязвимый класс общества, вернее, даже не класс, а прослойка. Именно из-за того, что интеллигенцию составляют люди из.
Какие герои русской литературы близки по своему типу Печорину и почему?В первой половине 19 века в русской литературе появляется новый тип героев — «лишние люди». Это герои, которые не похожи.
«Поэзия-форма любви» (М. Пришвин) (по произведениям русской литературы 20 века)«Поэзия — форма любви»… Эти слова принадлежат русскому писателю 20 века Михаилу Пришвину. Он, всю жизнь писавший прозу, очень тонко.
Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX векаВажнейшей чертой всей русской литературы XIX века справедливо считается особое внимание к человеческой личности. Можно сказать, главный герой «золотого века».
Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XIX векаЧеловек с его мыслями, чувствами, желаниями и стремлениями во все времена был в центре внимания художников слова. Писатели разных эпох.
Автор и его герои в одном из произведений русской литературы (Н. С. Лесков «Соборяне»)«Я ощущаю порой нечто на меня сходящее, когда любимый дар мой ищет действия, мною тогда овладевает некое, позволю себе сказать.
«Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть». А. П. Чехов. (По одному из произведений русской литературы. — А. С. Пушкин. «Каменный гость».)В исследованиях, посвященных «Каменному гостю», на мой взгляд, неправомерно подчеркивается в качестве трагической вины Дон Гуана, приведшей его к гибели.
Образ города в одном из произведений русской литературы XIX века…Разлетится… гнилой, склизлый город, поднимется с туманом и исчезнет, как дым, и останется Финское болото, а посреди его, пожалуй, для.
Рахметов в ряду героев русской литературы XIX века» Сильнее стучи, и тревогой Ты спящих от сна пробуди! Вот смысл глубочайший искусства; А сам маршируй впереди!» Г. Гейне.
В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века (Чехов «Тоска», Достоевский «Белые ночи», Толстой «Юность»)Русская литература — это литература глубокого психологического анализа. Одной из традиций русской классической литературы является внимание к внутренней жизни человека.
Смысл названия одного из произведений русской литературы XX векаИзвестно, что над романом «Мастер и Маргарита» — главной книгой своей жизни — Булгаков работал в течение 12 лет. Первоначально.
Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой (А. С. Пушкин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы 20 века)Великая Отечественная Война — сколько боли, страданий, смерти, потерь скрыто в этих словах. Гитлер, подобно Наполеону, прошел через половину Европу.
«Мне видеть не дано, быть может…»(О поэзии Валерия Брюсова) Чеканный, сжатый, твердый, словно кованый стих, скульптурно выпуклая четкость образов, краткая, стремящаяся к афоризму фраза —.
Реальное и фантастическое в одном из произведений русской литературы XX века. (А. и Б. Стругацкие. «Жук в муравейнике».)Аркадий и Борис Стругацкие создали много прекрасных книг. Почти все их произведения написаны в жанре фантастики Но несмотря на это.
Гамлет как литературный прототип героев русской литературы 19 векаГамлет, пожалуй, самый известный персонаж во всей мировой литературе. Те, что являлись в мир до него, невольно с ним сравниваются.
Проблемы экологии в одном из произведений русской литературы XX векаДолгие годы наша страна жила мыслью о грандиозном переустройстве жизни, о построении великого светлого будущего, где все будет подчинено творческой.
Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX векаВ своем видении истории Толстой был… национальным художником, гигантом, выражающим этические взгляды народа, сложившиеся за многие столетия. Д. С. Лихачев.
Особенности жанра одного из произве-дений русской литературы XX века(С. А. Есенин. «Анна Снегина».) Поэма «Анна Снегина» написана в стихотворной форме, но ее особенностью является слияние эпического и лирического.
Философская проблематика одного из произведений русской литературы XX векаЕсть что-то жестокое и единственно правильное в стремлении человека бороться. И счастье, когда эта борьба идет не за кусок хлеба.
Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX векаЛюбви не утаишь… А. Пушкин Тема любви — одна из основополагающих тем мировой литературы. Каждый писатель непременно отдавал ей дань.
Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XX векаРоман-эпопея — разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события.
Стихотворение А. С. Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может» (восприятие, истолкование, оценка)Любовь! Трудно представить А. С. Пушкина без любви, без особого преклонения перед женщиной. На протяжении всей истории человечества любовь являлась.
Сюжетно-композиционное своеобразие одного из произведений русской литературы XX века…Я была тогда с моим народом… А. Ахматова Моим любимым поэтом XX века является Анна Андреевна Ахматова. Удивительные поэтические строки.
Особенности образа рассказчика в одном из произведений русской литературы XIX века. (М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».)«Постепенное проникновение во внутренний мир героя… Во всех повестях одна мысль, и эта мысль выражена в одном лице, которое есть.
Особенности композиции одного из произведений русской литературы X I X века. (И. А. Гончаров. «Обломов».)Термин «композиция» часто подменяют синонимичными словами «структура», «архитектоника», «конструкция» и нередко отождествляют с сюжетом и фабулой. Честно говоря, композиция не.
Роль эпиграфа в одном из произведений русской литературы XIX века. (А. С. Пушкин. «Евгений Онегин».)Эпиграф к роману: «Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих.
«Быть может за стеной Кавказа» (что искали на Востоке герои русской литературы 19 века)
Русская литература 19 века неразрывно связана с темой Кавказа. Герои почти всех писателей того времени имеют какие-то отношения с этим «русским Востоком», его природой и народами. На мой взгляд, это вполне объяснимо. Русские вели непрерывные воины с горцами. Русские офицеры, среди которых были и писатели, отправлялись на Кавказ воевать, привозя с собой массу впечатлений и воспоминаний.
Так что же привлекало героев русской литературы в этих местах?
Для героя поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник» Восток – это, прежде всего, край сильных и свободолюбивых людей. Уставший от светского общества, своего образа жизни, герой стремится к обновлению, новым впечатлениям. На Кавказе он надеется обрести такую желанную и необходимую ему свободу духа:
Свобода! Он одной тебя
Еще искал в пустынном мире.
Страстями чувства истребя,
Охолодев к мечтам и лире.
Но здесь герой попадает в плен. Постепенно он начинает прозревать. Оказывается, свобода — это всего лишь иллюзия. Жажда жизни, которую на словах герой не ценит, заставляет его приспособиться и к плену.
Благодаря любви молодой черкешенки, герой поэмы получает возможность обрести свободу: «Ты волен,— дева говорит,— беги». Из-за безответной любви «дева гор» гибнет, герой не роняет ни слезинки. Душа его холодна и безответна.
На Кавказе иллюзии героя рушатся. Он не обретает той свободы, к которой стремился, потому что от себя не убежишь.
В 1828 году М.Ю. Лермонтов пишет поэму с одноименным названием – «Кавказский пленник». В 1837 году он создает еще одно произведение, посвященное кавказкой теме, – «Мцыри».
Обе поэмы являются похожими по тематике. Сам Лермонтов долгое время жил на Кавказе, поэтому не смог остаться равнодушным к этим местам. Смысл обеих поэм состоит в исканиях героев, которые заканчивается тем, что к ним приходит смерть. Причем никто не получает желаемого.
Оба юноши стремятся к своим идеалам, не боясь преград, лишений и даже гибели. Через своих героев Лермонтов передавал собственные мысли и чувства. Таким образом, в поэмах «Кавказский пленник» и «Мцыри» Лермонтов создал образы положительных героев, которые современниками были восприняты как образы революционеров и борцов за свободу.
Роман Лермонтова «Герой нашего времени» также тесно связан с Кавказом. Действие большинства его повестей происходит именно там. В своем романе писатель создал романтический образ восточной женщины, которая привлекла, правда, ненадолго, внимание Печорина.
Даже умирая, мучаясь от боли, Бэла ни на минуту не забывает о своем возлюбленном. Она предана ему до последней минуты. Бэла печалится, что «она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григория Александровича, и что иная женщина будет в раю его подругой». До последней минуты жизни Бэла даже не думает винить Печорина в своей смерти. Вся ее предсмертная печаль выражается в бесконечной любви к нему.
Живя одной любовью, Бэла оказалась перед смертью гордой женщиной, полной человеческого достоинства. Ее душевная жизнь ограничивалась только верой – и эту веру Бэла нарушила во имя любви. Но перед смертью она победила свою любовь. На предложение Максима Максимыча окрестить ее, она ответила, что умрет «в той вере, в какой родилась». Так состоялась своеобразная душевная победа Бэлы над Печориным.
Суровая и прекрасная природа Кавказа всегда привлекала русских писателей. Она создает романтическое настроение своей красотой, экзотичностью и скрывающимся в ней опасностям. Так, Лермонтов описывает переезд через Крестовый перевал в непогоду во всех леденящих душу подробностях. Однако природа может быть не только фоном, но и реальным действующим лицом, влияющим на судьбы героев. Например, из-за грозы происходит длительное свидание Печорина и Веры. Более того, Печорин в дневнике прямо говорит, что «воздух Кисловодска располагает к любви» и «здесь бывают завязки всех романов, которые когда-либо начинались у подошвы Машука».
Л.Н.Толстой служил на Кавказе почти в тех же местах, что и М.Ю.Лермонтов. Но воинственных горцев увидели они по-разному. Вернее, видели они одно и то же, но воспринимали своеобычно. Мцыри пленен еще ребенком, он умирает, подобно орлу в клетке. Жилин попадает в плен к иноверцам на вполне «законных» основаниях. Он противник, воин, по обычаям горцев его можно взять в плен и получить за него выкуп.
В повествовании Толстого нет романтического накала, как у Лермонтова, нет высоких чувств и высоких поступков. По мнению писателя, грязная обыденность намного страшнее. Он описывает жестокость горцев, их фанатичную веру, нелюбовь к русским. Но, в то же время, Толстой не делает из кавказцев зверей, неспособных на человеческие чувства. Жилина любит местная девушка. Она, рискуя своей жизнью, помогает пленнику бежать.
Таким образом, герои многих русских писателей 19 века волею судеб или своего желания оказывались на Кавказе. Здесь они искали себя, любовь, счастье. Восток в их представлении был землей, дающей обновление. Но оказывалось так, что Кавказ приносил испытания, боль, страдания, разочарования. Потому что от себя не убежишь. Нужно найти гармонию внутри себя, тогда любое место принесет тебе счастье.
“Быть может за стеной Кавказа” (что искали на Востоке герои русской литературы 19 века)
Русская литература 19 века неразрывно связана с темой Кавказа. Герои почти всех писателей того времени имеют какие-то отношения с этим “русским Востоком”, его природой и народами. На мой взгляд, это вполне объяснимо. Русские вели непрерывные воины с горцами.
Русские офицеры, среди которых были и писатели, отправлялись на Кавказ воевать, привозя с собой массу впечатлений и воспоминаний. Так что же привлекало героев русской литературы в этих местах? Для героя поэмы А. С. Пушкина “Кавказский пленник” Восток – это, прежде всего, край сильных и свободолюбивых людей.
Уставший от светского общества, своего образа жизни, герой стремится к обновлению, новым впечатлениям. На Кавказе он надеется обрести такую желанную и необходимую ему свободу духа: Свобода! Он одной тебя
Еще искал в пустынном мире. Страстями чувства истребя, Охолодев к мечтам и лире…
Но здесь герой попадает в плен. Постепенно он начинает прозревать. Оказывается, свобода – это всего лишь иллюзия.
Жажда жизни, которую на словах герой не ценит, заставляет его приспособиться и к плену. Благодаря любви молодой черкешенки, герой поэмы получает возможность обрести свободу: “Ты волен,- дева говорит,- беги”. Из-за безответной любви “дева гор” гибнет, герой не роняет ни слезинки.
Душа его холодна и безответна. На Кавказе иллюзии героя рушатся. Он не обретает той свободы, к которой стремился, потому что от себя не убежишь. В 1828 году М. Ю. Лермонтов пишет поэму с одноименным названием – “Кавказский пленник”.
В 1837 году он создает еще одно произведение, посвященное кавказкой теме, – “Мцыри”. Обе поэмы являются похожими по тематике. Сам Лермонтов долгое время жил на Кавказе, поэтому не смог остаться равнодушным к этим местам.
Смысл обеих поэм состоит в исканиях героев, которые заканчивается тем, что к ним приходит смерть. Причем никто не получает желаемого. Оба юноши стремятся к своим идеалам, не боясь преград, лишений и даже гибели. Через своих героев Лермонтов передавал собственные мысли и чувства.
Таким образом, в поэмах “Кавказский пленник” и “Мцыри” Лермонтов создал образы положительных героев, которые современниками были восприняты как образы революционеров и борцов за свободу. Роман Лермонтова “Герой нашего времени” также тесно связан с Кавказом. Действие большинства его повестей происходит именно там.
В своем романе писатель создал романтический образ восточной женщины, которая привлекла, правда, ненадолго, внимание Печорина. Даже умирая, мучаясь от боли, Бэла ни на минуту не забывает о своем возлюбленном. Она предана ему до последней минуты. Бэла печалится, что “она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григория Александровича, и что иная женщина будет в раю его подругой”. До последней минуты жизни Бэла даже не думает винить Печорина в своей смерти.
Вся ее предсмертная печаль выражается в бесконечной любви к нему. Живя одной любовью, Бэла оказалась перед смертью гордой женщиной, полной человеческого достоинства. Ее душевная жизнь ограничивалась только верой – и эту веру Бэла нарушила во имя любви.
Но перед смертью она победила свою любовь. На предложение Максима Максимыча окрестить ее, она ответила, что умрет “в той вере, в какой родилась”. Так состоялась своеобразная душевная победа Бэлы над Печориным. Суровая и прекрасная природа Кавказа всегда привлекала русских писателей. Она создает романтическое настроение своей красотой, экзотичностью и скрывающимся в ней опасностям.
Так, Лермонтов описывает переезд через Крестовый перевал в непогоду во всех леденящих душу подробностях. Однако природа может быть не только фоном, но и реальным действующим лицом, влияющим на судьбы героев. Например, из-за грозы происходит длительное свидание Печорина и Веры.
Более того, Печорин в дневнике прямо говорит, что “воздух Кисловодска располагает к любви” и “здесь бывают завязки всех романов, которые когда-либо начинались у подошвы Машука”. Л. Н. Толстой служил на Кавказе почти в тех же местах, что и М. Ю. Лермонтов. Но воинственных горцев увидели они по-разному.
Вернее, видели они одно и то же, но воспринимали своеобычно. Мцыри пленен еще ребенком, он умирает, подобно орлу в клетке. Жилин попадает в плен к иноверцам на вполне “законных” основаниях. Он противник, воин, по обычаям горцев его можно взять в плен и получить за него выкуп. В повествовании Толстого нет романтического накала, как у Лермонтова, нет высоких чувств и высоких поступков.
По мнению писателя, грязная обыденность намного страшнее. Он описывает жестокость горцев, их фанатичную веру, нелюбовь к русским. Но, в то же время, Толстой не делает из кавказцев зверей, неспособных на человеческие чувства. Жилина любит местная девушка.
Она, рискуя своей жизнью, помогает пленнику бежать. Таким образом, герои многих русских писателей 19 века волею судеб или своего желания оказывались на Кавказе. Здесь они искали себя, любовь, счастье. Восток в их представлении был землей, дающей обновление.
Но оказывалось так, что Кавказ приносил испытания, боль, страдания, разочарования. Потому что от себя не убежишь. Нужно найти гармонию внутри себя, тогда любое место принесет тебе счастье.
Кавказ в произведениях русской литературы (Что в них схожего и чем они отличаются)
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
В XIX веке Кавказ был пространством свободы, ничем не ограниченного духовного движения в противовес скованному условностями миру «цивилизации». Кавказ привлекает авторов своей экзотичностью, красотой. Он стал судьбою России и неизбежной темой её литературы.
просмотреть:
Вложение | Размер |
---|---|
kavkaz_v_proizvedeniyah_russkoy_literatury.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Кавказ в произведениях русской литературы
(что в них схожего и чем они отличаются).
Кавказ практически у всех русских лириков и в любом их творческом периоде пробуждал романтическое мироощущение. Сергей Есенин в своем стихотворении «На Кавказе» пишет следующее:
Издревле русский наш Парнас
Тянуло к незнакомым станам,
И больше всех лишь ты, Кавказ,
Звенел загадочным туманом.
Здесь Пушкин в чувственном огне
Слагал душой своей опальной:
“Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной”.
И Лермонтов, тоску леча,
Нам рассказал про Азамата,
Как он за лошадь Казбича
Давал сестру заместо злата.
И Грибоедов здесь зарыт,
Как наша дань персидской хмари,
В подножии большой горы
Он спит под плач зурны и тари.
Они бежали от врагов
И от друзей сюда бежали,
Чтоб только слышать звон шагов
Да видеть с гор глухие дали.
А ныне я в твою безгладь
Пришел, не ведая причины:
Родной ли прах здесь обрыдать
Иль подсмотреть свой час кончины!
В XIX веке Кавказ был пространством свободы, ничем не ограниченного духовного движения в противовес скованному условностями миру «цивилизации». Кавказ привлекает авторов своей экзотичностью, красотой.
До Пушкина Кавказ уже славил в своих громовых словах Державин (ода «На возвращение графа Зубова из Персии»), и Жуковский (в своем послании к г-ну Воейкову) романтическим пером чертил, как горцы, «…стесняясь в кружок… В дыму клубящемся сидят и об убийствах говорят».
В стихах убийства не страшны и легки, как узор на кинжалах. Пушкин застает своих горцев там же, где оставил их Жуковский, и, кажется, в тех же позах и за теми же разговорами: «В ауле на своих порогах черкесы праздные сидят. Сыны Кавказа говорят о бранных гибельных тревогах, о красоте своих коней, о наслажденьях дикой неги…» В другом месте поэт назовет эти «наслажденья» проще – «где рыскает в горах воинственный разбой».
И уже тут у Пушкина явится и первый пленник, написанный, однако, так, что ясно – пленники в горах давно обыкновенны…
Потом будут Лермонтов, Бестужев-Марлинский – Кавказ стал судьбою России и неизбежной темой ее литературы.
Образы скал, утесов, гор проходят через все творчество Лермонтова, неоднократно этот автор заявлял о своей любви к горам Кавказа. Он воспел природу Кавказа и свободолюбивых горцев. Это были романтические зарисовки, поражавшие необычными красками и могучими, неукротимыми характерами героев.
В его романтических поэмах «Мцыри» и «Демон», показаны образы сильных людей, бунтарей и протестантов, враждующих с «небом и землей». В центре внимания поэта находится личность одинокого героя, его сложный духовный мир, но не среда, в которой он живет. Автор стремится раскрыть психологию своих героев. Грозная и величественная природа противопоставлена человеку.
В романе «Герой нашего времени» природа Кавказа приближена к человеку. Просто описан быт горцев, реальная действительность, изображение живых человеческих характеров – основа образов горцев: Казбича, Азамата и Бэлы. Горцы – сильные, смелые люди. В них отразилась мечта Лермонтова о человеке, личные интересы которого не противоречат общественному укладу жизни.
В стихотворении «Валерик» поэт рисует войну как явление противоестественное, в основе своей античеловечное. Лермонтов мечтает о таком будущем, когда, как писал Пушкин, «народы, распри позабыв, В единую семью соединятся».
Могучим образам горцев Лермонтов посвящает более 10 произведений.
Непростыми были отношения России с Кавказом на протяжении XIX – XX веков. Эти события и отражаются в творчестве писателей.
Л.Н. Толстой обращался к Кавказу в течение всей жизни – от счастливых молодых и нетерпеливых «Казаков» до умного, спокойного и вместе пружинно скрученного «Хаджи-Мурата». Так пишет в своей статье критик В.Курбатов.
Что же так пленяет читателя в этих историях с их жестоким бытом, в котором так мало «дикого гения вдохновения», восхищавшего Пушкина в горцах?
«Какой уж гений, когда людей крадут и нещадно мучают их, чтобы получить выкуп, чтобы торговать страданиями человека?» – возмущается В. Курбатов.
Пушкин еще прятал это страдание за красотой стиха, за любовью юной черкешенки к русскому пленнику – время и молодость искали поэтического сюжета с непременной смертью героини в волнах дикой реки из-за невозможности разлуки.
«Кавказский пленник» романтическая поэма Пушкина, написанная во время южной ссылки. Автор поставил перед собой цель воспроизвести характер молодого человека своего времени, неудовлетворенного действительностью и охваченного жаждой свободы.
Неизменной составляющей кавказской темы является горный пейзаж:
«Пред ним пустынные равнины лежат зелёной пеленой; Там холмов тянутся грядой однообразные вершины. » – писал Пушкин.
В романтической поэме эпическая линия (Кавказ, экзотическая жизнь горцев, приход русских завоевателей) переплетается с лирической (любовь пленного русского и черкешенки).
Впервые поэт изображает романтического героя-современника. Автор не указывает ни имени героя, ни его прошлого, но немного о герое мы можем узнать по намёкам и недосказаниям. Герой поэмы жестоко разочарован. Он отправился на Кавказ — край сильных и свободолюбивых людей — обрести такую желанную и необходимую ему свободу духа, а попал в плен.
У А.С. Пушкина пленник – герой романтический, у Л.Н. Толстого – хороший друг и товарищ. Романтизма уже нет – нагляделся в молодые годы. Разве только доброе дитя – девочка Дина озаряет сюжет чистым светом.
«Кавказский пленник» Толстого – рассказ-быль. Жилин попадает в плен к иноверцам на вполне законных основаниях. Он противник, воин, по обычаям горцев его можно взять в плен и получить за него выкуп. Главный герой – Жилин, его характер соответствует фамилии – он крепкий, стойкий, жилистый. У него золотые руки, в плену он помогал горцам, чинил что-то, к нему даже лечиться приходили.
Мы видим, что в прозе Толстого Кавказ стал обрастать деталями быта, подробностями взаимоотношений, мелочами повседневности.
Как пленники сумели сбежать?
Благодаря любви молодой черкешенки, герой Пушкина получает возможность обрести свободу. «Ты волен,— дева говорит,— беги». Из-за безответной любви гибнет «дева гор».
Жилину помогла горская девочка Дина, с которой они подружились. В обоих случаях сыграли роль человеческие чувства: любовь, дружба, сострадание, а также красота человеческой души, доброта.
И это очень по-русски и именно по-христиански, что и у Пушкина, и у Толстого пленников вызволяет любовь, то спасительное чувство, которое хранит и удерживает мир.
В отличие от повести «Казаки» и военных рассказов, в повести «Xаджи-Мурат» в центре внимания автора оказывается не дворянский интеллигент с его напряженными поисками истины и смысла жизни, а «красивый и цельный тип настоящего горца», способного и на жестокость, и на хитрость, но вместе с тем внушающего искреннюю симпатию. Толстой поэтизирует образ Хаджи-Мурата, подчеркивая его свободолюбие, непокорность, близость к народной поэзии, природе, свойственное ему естественное нравственное чувство, исключающее любые сделки с совестью.
Он мечется от аварцев к Шамилю, от него к русским, как будто гонимый слепой волей войны и загнанный этой волей в смерть.
Автору хотелось понять, как хороший, с острым чувством чести, человек с детской улыбкой, сразу располагающей к нему доброе русское сердце, не может найти место на земле, льет свою и чужую кровь, дерется на той и на этой стороне и ни разу не спрашивает, зачем живет человек.
Толстой описывает ненужные набеги на Чечню по прихоти начальства веселого красавца Бутлера, которому нравилась «хорошая молодецкая жизнь» и который, чтобы «удержать свое поэтическое представление о войне, никогда не смотрел на убитых и раненых». Пишет Толстой и о «так удачно», с песней сожженных аулах, и о тех, кто возвращался в эти сожженные аулы с чувством, которое страшнее ненависти: «Это была не ненависть, а непризнание этих русских собак людьми и такое отвращение, гадливость и недоумение перед нелепой жестокостью этих существ, что желание истребления их, как желание истребления крыс… было таким же естественным…как чувство самосохранения».
Л.Толстой обличает Николая I, Шамиля – тех, кто принял на себя ответственность за целые народы и их судьбы.
К этой проблеме, поднятой великим писателем, обращается А.Приставкин в повести «Ночевала тучка золотая». Кавказская трагедия, увиденная глазами детей. Автор, поведав нам эту правду, шлет свое непрощение всем, кто обрек детей на страдания и муки.
«Это слово возникло само по себе, как рождается в поле ветер. Возникло, прошелестело, пронеслось по ближним и дальним закоулкам детдома: “Кавказ! Кавказ!” Что за Кавказ? Откуда он взялся?» – так начинается повесть о детдомовцах из голодного Подмосковья.
О Кавказе дети знают только из произведений Лермонтова и Толстого. Но им предстоит узнать этот край, воспетый писателями, с другой стороны, страшной, безжалостной, трагичной.
В повести нет тех ярких, восторженных описаний природы Кавказа, как у классиков.
«Вот и доехали они до Кавказа. До самых настоящих гор».
Ребята представляют, как будут по возвращении рассказывать, «как увидели они настоящие в дальней сиреневой дымке белеющие тучки в высоте над горизонтом, и как это оказались хребты и вершины Кавказских гор».
«За долиной, в едва различимой дали бугрились буроватые холмы, в рыжих пятнах леса, как в подтеках, а уж за ними, будто возникая прямо из воздуха, сверкали ледяными вершинами главные Кавказские горы. Они виделись еще с дороги как бы сквозь кисею, реальные, но не
настолько, чтобы ощутить их реальность.
В ясное сегодняшнее утро различались все складки ущелий на серых склонах, как и ледяные натеки, сходящие белыми кривыми штрихами вниз».
Гуманная идея – вывезти голодных детей из Подмосковья – обернулась невиданной жестокостью. Ведь в ту же пору с Северного Кавказа преступной волей Сталина изгоняли в вечную ссылку целые народы. Коренные жители, не знавшие за собой никакой вины и просто не понимавшие происходящего (да и кто бы понял!), отчаянно цеплялись за дедовскую землю, за отчий край. Солдаты выполняли приказ, уверенные, что наказывают врагов Родины. И в этом братоубийственном безумии закрутило, как щепки в омуте, детей из Подмосковья, сирот и полусирот, бедных “зверенышей” страшной войны. Звучали выстрелы, гибли люди. Гибли дети.
Нет в повести романтических и героических личностей, воспетых классиками. Есть чеченский мальчик, который спасает от гибели такого же несчастного русского брата.
«О том не пели наши оды», но Приставкин все же коснулся этой больной темы, чтобы мы могли знать прошлое и извлечь из него уроки, чтобы не повторять его ошибок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века.
Тип урока – урок-соревнованиеЦель – систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана.
Интегрированный урок по географии и литературе.
Методическая разработка урока по предмету “Литература”на тему: «Великая Отечественная война 1941-1945гг в произведениях русской литературы. Повесть Е.И.Носова «Усвятские шлемоносцы».
Методическая разработка урока литературы “Пейзаж в произведениях русской литературы” для 6 класса.
Цель: игра способствует формированию у учащихся внимательного отношения к деталям в художественном произведении, к ее роли и идейно-образной структуре.Правила игры: состоит из трех этапов, в ходе кото.
“Быть может за стеной Кавказа” (что искали на Востоке герои русской литературы 19 века)
Русская литература 19 века неразрывно связана с темой Кавказа. Герои почти всех писателей того времени имеют какие-то отношения с этим “русским Востоком”, его природой и народами. На мой взгляд, это вполне объяснимо. Русские вели непрерывные воины с горцами. Русские офицеры, среди которых были и писатели, отправлялись на Кавказ воевать, привозя с собой массу впечатлений и воспоминаний.
Так что же привлекало героев русской литературы в этих местах?
Для героя поэмы А. С. Пушкина “Кавказский пленник” Восток – это, прежде всего, край сильных и свободолюбивых людей. Уставший от светского общества, своего образа жизни, герой стремится к обновлению, новым впечатлениям. На Кавказе он надеется обрести такую желанную и необходимую ему свободу духа:
Свобода! Он одной тебя
Еще искал в пустынном мире.
Страстями чувства истребя,
Охолодев к мечтам и лире.
Но здесь герой попадает в плен. Постепенно он начинает прозревать. Оказывается, свобода – это всего лишь иллюзия. Жажда жизни, которую на словах герой не ценит, заставляет его приспособиться и к плену.
Благодаря любви молодой черкешенки, герой поэмы получает возможность обрести свободу: “Ты волен,- дева говорит,- беги”. Из-за безответной любви “дева гор” гибнет, герой не роняет ни слезинки. Душа его холодна и безответна.
На Кавказе иллюзии героя рушатся. Он не обретает той свободы, к которой стремился, потому что от себя не убежишь.
В 1828 году М. Ю. Лермонтов пишет поэму с одноименным названием – “Кавказский пленник”. В 1837 году он создает еще одно произведение, посвященное кавказкой теме, – “Мцыри”.
Обе поэмы являются похожими по тематике. Сам Лермонтов долгое время жил на Кавказе, поэтому не смог остаться равнодушным к этим местам. Смысл обеих поэм состоит в исканиях героев, которые заканчивается тем, что к ним приходит смерть. Причем никто не получает желаемого.
Оба юноши стремятся к своим идеалам, не боясь преград, лишений и даже гибели. Через своих героев Лермонтов передавал собственные мысли и чувства. Таким образом, в поэмах “Кавказский пленник” и “Мцыри” Лермонтов создал образы положительных героев, которые современниками были восприняты как образы революционеров и борцов за свободу.
Роман Лермонтова “Герой нашего времени” также тесно связан с Кавказом. Действие большинства его повестей происходит именно там. В своем романе писатель создал романтический образ восточной женщины, которая привлекла, правда, ненадолго, внимание Печорина.
Даже умирая, мучаясь от боли, Бэла ни на минуту не забывает о своем возлюбленном. Она предана ему до последней минуты. Бэла печалится, что “она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григория Александровича, и что иная женщина будет в раю его подругой”. До последней минуты жизни Бэла даже не думает винить Печорина в своей смерти. Вся ее предсмертная печаль выражается в бесконечной любви к нему.
Живя одной любовью, Бэла оказалась перед смертью гордой женщиной, полной человеческого достоинства. Ее душевная жизнь ограничивалась только верой – и эту веру Бэла нарушила во имя любви. Но перед смертью она победила свою любовь. На предложение Максима Максимыча окрестить ее, она ответила, что умрет “в той вере, в какой родилась”. Так состоялась своеобразная душевная победа Бэлы над Печориным.
Суровая и прекрасная природа Кавказа всегда привлекала русских писателей. Она создает романтическое настроение своей красотой, экзотичностью и скрывающимся в ней опасностям. Так, Лермонтов описывает переезд через Крестовый перевал в непогоду во всех леденящих душу подробностях. Однако природа может быть не только фоном, но и реальным действующим лицом, влияющим на судьбы героев. Например, из-за грозы происходит длительное свидание Печорина и Веры. Более того, Печорин в дневнике прямо говорит, что “воздух Кисловодска располагает к любви” и “здесь бывают завязки всех романов, которые когда-либо начинались у подошвы Машука”.
Л. Н. Толстой служил на Кавказе почти в тех же местах, что и М. Ю. Лермонтов. Но воинственных горцев увидели они по-разному. Вернее, видели они одно и то же, но воспринимали своеобычно. Мцыри пленен еще ребенком, он умирает, подобно орлу в клетке. Жилин попадает в плен к иноверцам на вполне “законных” основаниях. Он противник, воин, по обычаям горцев его можно взять в плен и получить за него выкуп.
В повествовании Толстого нет романтического накала, как у Лермонтова, нет высоких чувств и высоких поступков. По мнению писателя, грязная обыденность намного страшнее. Он описывает жестокость горцев, их фанатичную веру, нелюбовь к русским. Но, в то же время, Толстой не делает из кавказцев зверей, неспособных на человеческие чувства. Жилина любит местная девушка. Она, рискуя своей жизнью, помогает пленнику бежать.
Таким образом, герои многих русских писателей 19 века волею судеб или своего желания оказывались на Кавказе. Здесь они искали себя, любовь, счастье. Восток в их представлении был землей, дающей обновление. Но оказывалось так, что Кавказ приносил испытания, боль, страдания, разочарования. Потому что от себя не убежишь. Нужно найти гармонию внутри себя, тогда любое место принесет тебе счастье.
Быть может за стеной Кавказа (что искали на Востоке герои русской литературы 19 века): сочинение Ссылка на основную публикацию