Человек и биосфера (По произведению В. П. Астафьева “Царь-рыба”)
В первой половине семидесятых годов XX века в Советском Союзе впервые были подняты проблемы экологии. В эти же годы Виктор Астафьев написал повествование, в рассказах «Царь-рыба». Главные герои «Царь-рыбы» — это Природа и Человек. Критики назвали произведение социально-философским. Мысли и чувства автора имеют общечеловеческое значение. Название повествованию дала глава «Царь-рыба», имеющая обобщенный символический смысл. Царь-рыба — это огромный осетр. С царь-рыбой борется человек: это символ освоения и укрощения природы. Борьба завершается драматически. Тяжело раненная царь-рыба не сдается человеку, она уходит от него, унося в своем теле крючки. Очень драматично выглядит финал борьбы — рыба уходит от человека, чтобы умереть: «Яростная, тяжело раненная, но не укрощенная, она грохнулась где-то в невидимости, плеснулась в холодной заверти, буйство охватило освободившуюся, волшебную царь-рыбу». Речь в повествовании идет и о трагедии Человека, который связан с Природой теснейшей связью, но забыл об этом и губит себя и ее.
Мы росли в эпоху Чернобыля. Нам всегда будут памятны кошмары картины ядерной катастрофы. Если человечество не сумеет изменить свое сознание, то новые катастрофы просто неизбежны. А ведь несколько десятилетий назад А. И. Вернадский создал свое учение о ноосфере — сфере человеческого разума, где необходимо «мыслить и действовать… не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или союзов, но и планетарном аспекте». Понятие «человечество» возникло несколько веков назад, однако лишь в последние годы люди начали учиться чувствовать себя человечеством — нераздельной общностью.
Почему проблемы экологии приобретают такую остроту? Ответ прост: сегодня человечество оказывает на природу такое же по силе влияние, как, например, самые сильные шторма или мощные извержения вулканов. А нередко человечество и превосходит стихийные разрушительные силы природы. Возвращение к «райскому саду», то есть к нетронутой природе, уже абсолютно невозможно. Однако вопросы взаимоотношений человека и природы должны решаться с учетом этического фактора.
В повествовании «Царь-рыба» все герои — главные. Это и Аким, и Николай Петрович, Киряга и многие другие.
Виктор Астафьев сделал одним из главных героев и образ автора, стремясь к провозглашению и утверждению дорогих его сердцу нравственных принципов. Виктор Астафьев новаторски переходит от повествования к размышлению, от картин природы к публицистике. Выбор автором формы произведения — повествование в рассказах — не случаен. Эта форма позволила Астафьеву отстраниться от строгой сюжетности повествования, чего не позволяет, например, форма романа.
Одна из главных задач «Царь-рыбы» — обличение браконьерства в наиболее широком толковании этого слова. Ведь браконьер — это не только человек, ворующий рыбу или зверя у государства. Браконьер — это и тот, кто строит над чистым озером атомную электростанцию, и тот, кто дает разрешение на вырубку девственных лесов.
танцию, и тот, кто дает разрешение на вырубку девственных лесов.
«Царь-рыба» — это не сборник тематически связанных между собой рассказов, а именно повествование. Всепоглощающая идея автора о нераздельности Человека и Природы плавно перетекает из главы в главу, раскрываясь все с новых и новых сторон, вбирая в себя новые смыслы, расширяя объем философской, экономической, социальной задачи, стоящей перед всеми людьми. Большое идейно-художественное значение имеет и место действия «Царь-рыбы» — Сибирь. Эти огромные неосвоенные пространства одновременно являются и сокровищем, и болью России. Богатства Сибири основываются экстенсивно, без мысли о завтрашнем дне. «Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа». Виктор Астафьев не дает готовых ответов на поставленные в повествовании ответы. От читателя требуется мужество, доброта, мудрость, чтобы понять: царь-рыбу сможет спасти только человек. Это задача настоящего и будущего.
Тема природы и человека в творчестве В. П. Астафьева
Школьное сочинение
В наше время очень много говорится об экологических проблемах, об угрозе, которая нависла не только над природой, но и над нами — людьми. И это понятно, ведь мы — часть природы, одно из звеньев цепи, которая когда-то была прочной и надежной. Как же так случилось, что мы сами порвали эту цепь? Откуда возникло это нелепое, чудовищное противостояние между природой и человеком? Когда-то кто-то решил объявить человека “царем природы”. Но “царь” этот оказался злым, жестоким и беспощадным. Он превратил окружающий мир не просто в подчиненного, а в раба. Точнее, попытался превратить. Потому что природа не сдается просто так. Человек объявил ей войну,— она готова дать достойный ответ. И тут вспоминаются слова Егора Полушкина из романа Е. Васильева “Не стреляйте в белых лебедей”: “Никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это — царем-то зваться. Сын он ее, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку!”
Экологические вопросы не раз затрагивались в литературе. Взаимоотношениям природы и человека посвящено немало стихов, рассказов, повестей и романов. Потому что писатели и поэты, обладая чутким сердцем, отзывчивой душой и наблюдательным взглядом, не могут не заметить, а заметив, не могут остаться равнодушными к тому злу, которое все чаще причиняет человек окружающей его природе. Особенно остро конфликт между природой и человеком-потребителем раскрывается в произведениях современных писателей. И все чаще они рассматривают этот конфликт с философской точки зрения — как противостояние беззащитной красоты и наступательного, вселенского зла. Говоря об отношении человека к природе, большинство авторов идут дальше, глубже, перенося эти отношения в социальную сферу, делая их мерилом человеческих чувств, личности и общества в целом.
Именно такой философский подход использует в своем творчестве известный русский писатель Виктор Петрович Астафьев — признанный мастер, знающий и чувствующий природу, требующий бережного к ней отношения. Тема природы и человека в той или иной мере звучит во всех его произведениях. С помощью ее Астафьев стремится решать глобальные проблемы времени, искать пути совершенствования личности, пробуждать в человеке чувство сострадания. Тема природы захватила писателя с самых первых его рассказов для детей, где она в основном выражается в восторженном отношении к окружающему миру, в восхищении его красотой. Впоследствии же эта тема углубляется автором и начинает звучать уже как тема экологическая. Защита природы, защита человеческого в человеке — вот основная мысль, которая проходит через все творчество писателя. Она связана с высокими гуманистическими традициями всей русской классической литературы.
В большинстве произведений Астафьева главными действующими лицами являются природа, человек и сам автор. При этом природа выступает то в виде конкретных пейзажей, то как абстрактная философская категория. Разнообразными красками рисует писатель человека, чей образ в основном зависит от отношения к окружающему миру — как к миру природы, так и к миру людей. Каждый персонаж у Астафьева сложен и многогранен. И задача автора заключается в том, чтобы увидеть и оценить многообразные взаимосвязи человека и природы.
В рассказах писателя мы сталкиваемся с двумя противоположными видами этих взаимоотношений: с одной стороны, те, кто бездумно и жестоко уничтожает природу, с другой — те, кто стремится всеми способами сохранить, спасти окружающий мир. В этом отношении к природе проявляется в целом нравственная сущность человека. С теплотой и сочувствием рисует В. Астафьев образы душевных, чистых сердцем людей, например главная героиня рассказа “Людочка”, сохранившая жестоких жизненных условиях доброту, порядочность, милосердие и уважение к людям. В этом произведении затронуты важнейшие вопросы: загрязнение окружающей среды, падение общественной нравственности и деградация личности. Все эти вопросы тесно взаимосвязаны и переплетаются между собой.
В городском парке люди выкопали канаву и проложили по ней трубу, а вот закопать забыли. “С годами к канаве приползло и разрослось, как ему хотелось, всякое дурнолесье и дуркотравье: бузина, малинник, тальник, волчатник, одичалый смородник, не рожавший ягод, и всюду развесистая полынь, жизнерадостные лопухи и колючки. Кое-где дурнину эту непролазную пробивало кривоствольными черемухами, две-три вербы, одна почерневшая от плесени упрямая береза росла и, отпрянув сажень на десять, вежливо пошумливая листьями, цвели в середине лета кособокие липы”. Что же сделал с когда-то буйной и красивой природой человек? Как мог допустить все это? Вырублены леса, уничтожены цветы, плодородная в прошлом земля изрыта канавами, залитыми грязной зловонной водой. Уничтожив красоту, человек порвал все связи с окружающим миром. Он поработил природу, заставил работать на себя. Но чего он этим добился? Только постепенного самоуничтожения! Вместо того чтобы жить в согласии с природой, наслаждаться ее красотой и обогащать свой внутренний мир общением с ней, человек вынужден теперь бороться за собственное выживание.
Что же, как говорит Астафьев в повести “Царь-рыба”, “пришла пора отпросмотреться за грехи, пробил крестный час”. Люди ужасно эгоистичны и лицемерны, они не способны чувствовать чужую боль. Даже то, что еще осталось от природы, они испоганили, так как считали это ничьим. И в этом изуродованном мире все чаще появляются такие “изуродованные” люди, как Стрекач из “Людочки” — жалкое, нравственно одичавшее существо, которое собрало в себе все гадкое и подлое, что только может быть в человеке.
В. Астафьев в своих произведениях ставит вопрос не только об экологии природы, но и об экологии души. “Забылся в человеке человек!” —говорит писатель, и от этого все беды человеческие, все катастрофы. Разорваны связи человека с природой — отсюда великие нравственные потери, утрата человеком живой души. Автор убежден, что спасать природу необходимо не только вокруг человека, но и в нем самом.
Неразумность борьбы человека с окружающим миром, призрачность его победы, нравственные потери, которые несет человек от такой борьбы, показывает Астафьев в “Царь-рыбе”. Рисуя противостояние человеческого и бесчеловечного, добра и зла, раздумывая о роли человека на земле, он стремится найти смысл жизни, отыскать вечные истины — то, на что мог бы стереться человек, чтобы выжить. В схватке с рыбой, перед лицом смерти, Игнатьич, герой повести, пересматривает всю свою жизнь, исповедуется перед самим собой и раскаивается. Он понимает, в чем его грех: всякое насилие над природой неизбежно приведет к гибели самого человека.
Автор показывает пробуждение души своего героя, полное нравственное перерождение, которое и спасает его от смерти. “Клянусь родом и подом: брошу рыбачить. ” — обещает Игнатьич. И сдерживает свое обещание. Потому что постигает главную истину: смысл человеческой жизни в том, чтобы всегда оставаться человеком, не идти против своей совести. Не случайно, освободившись от рыбы, герой ощутил, что “ему сделалось легче”. “Телу — оттого, что рыба не тянула вниз. душе — от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения”. Да, человеческая душа очерствела, человек беспощадно губит природу, приближая возможные экологические катастрофы, приближая собственную гибель. Но все же В. Астафьев решительно не согласен с тем, что наступило время разрушения и ничего исправить нельзя. Он не может спокойно воспринимать надругательство над природой и убежден, что остались еще люди, которые, как и он, не утратили духовной чистоты. Еще есть шанс на спасение у человека и человечества. И этот шанс в том, чтобы оглянуться, осознать свои ошибки, увидеть красоту природы и сделать все возможное, чтобы сберечь, сохранить, приумножить эту красоту. Потому значительная роль отведена в произведениях Астафьева таким людям, как Аким, которого автор сравнивает со стойким северным цветком. Мать “подарила ему братьев и сестер, тундру и реку, чистое небо, солнце. цветок, протыкающий землю веснами, звуки ветра, белизну снега. “. И он благодарен ей за это. Всю доброту, все тепло своего сердца Аким с радостью отдает окружающим: “Дети и собаки его любили — верный признак души открытой и незлой”. Верой в лучшее будущее, в то, что человечество одумается и тем самым спасет себя, проникнуты пейзажи Астафьева.
Красота природы, слияние с ней дают его героям силы для существования. Природа выступает единственным источником энергии и успокоения. Она очищает мысли и душу.
Писатель обращается к каждому из нас, призывая помнить, что природа и человек неразрывно связаны между собой. Губя природу, мы губим самих себя, разрушая связи не только с окружающим миром, но и с себе подобными. Поэтому, чтобы выжить и не потерять себя, мы обязаны соблюдать разумное равновесие между человеком, его внутренним миром и окружающей его природой.
Астафьев в своих произведениях выражает надежду на то, что еще не поздно осознать все это и наладить гармоничные отношения с миром.
“Красота спасет мир”, — говорил Ф. М. Достоевский. Так давайте же научимся видеть эту красоту! Давайте впустим ее в свои сердца и будем беречь, как самое дорогое в жизни!
Человека и природа в рассказе Царь-рыба Астафьева сочинение
Рассказ «Царь – рыба» – один из рассказов одноименного сборника новелл писателя В. Астафьева.
В рассказе автор поднимает две главных проблемы – отношения человека с обществом и отношения человека с природой.
Главный герой – зажиточный деревенский житель Зиновий Игнатьевич Утробин. Он испокон веку живет в этой глухой сибирской деревне, знает ее окрестности, реку и лес. Игнатьич хороший промысловый рыбак и охотник. С односельчанами у него ровные бытовые отношения – он всегда приходит на помощь, словом и делом. Но все, что Игнатьич не делает – делает без искренности в сердце, без души. Поэтому душевных отношений с окружающими людьми у него не возникает, даже с родным братом, на которого Игнатьич смотрит с высока, пренебрежительно.
Всю жизнь главный герой наживает богатство, основной источник которого – богатая природа края. В погоне за добычей не обходится и без нарушения закона – браконьерства. Но для Игнатьича это не проблема, он считает, что лес богат, всего и на всех хватит.
Вместе с ос своим потребительским отношением к природе, Игнатьич искренне восхищается ее красотой, мощью, но считает, что человек стоит над природой.
Кульминационным моментом рассказа становится рыбалка главного героя, когда ему попадается огромных, сказочных размеров осетр – Царь – Рыба. Утробин считает себя чуть ли не избранным, что ему попал такой улов.
Поначалу Зиновий, как промысловый рыбак, прикидывает, сколько много икры в рыбе, и сколько с этого можно поиметь. Когда же понимает, что в одиночку с уловом не справится, его жадность и упертость не позволяет позвать на помощь. Он все еще надеется взять верх над мощью природы в лице огромной умной рыбины.
Когда силы рыбака в битве иссякли, он оказывается в воде, наравне с рыбиной. Вся жизнь проплывает у него перед глазами. В минуты беспомощности и зависимости от Царь – Рыбы Зиновий Игнатьевич переосмысливает всю свою жизнь – насколько он был неправ по отношению к людям, к природе. Осознает мощь и величие окружающего мира, окружающей природы, зависимость человека от нее.
Зависимость от природы помогает преодолеть гордыню Зиновию Игнатьевичу – он не только зовет на помощь людей, но и просит Бога помочь ему, отцепить рыбину. Разговаривает с самой рыбиной уже не как с источником дохода, а как с частью могущественной природы, от которой зависит жизнь человека.
Борьба человека с природой в облике Царь – Рыбы олицетворяет противоборство губительного использования человеком природы и самой Матушки – природы.
Сочинение Проблема взаимоотношений человека и природы в рассказе Царь-рыба
Темы природы постоянно присутствует в рассказах русского писателя Виктора Астафьева. Но особо выделяется из них «Царь-рыба». Главный герой предстает перед нами человеком удачливым, хорошим производственником. Дом его лучший в деревне, и вежлив он со всеми. Деревенские зовут его заискивающе Игнатьичем. Денег за помощь не берет ни с кого, и никому в помощи не отказывает. Есть за что уважать человека.
И сам о себе Зиновий Игнатьевич очень высокого мнения, не зря ведь он так снисходителен к другим, так любит поучать.
Да вот так ли он хорош на самом деле, как о нем думают другие и сам?!
Хороший работник, а, не оговаривая причин, в депутаты не выбрали. Ведь он браконьер, и все это знают. Общественная жизнь не для Игнатьича, он заботится только о наживе. И кажется ему, будто он всесилен и так будет всегда. Зиновий Игнатьевич не верит в Бога, но суеверен, – помнит все дедушкины поверья, приметы, – и придерживается их. В общем, Астафьев без прикрас изобразил глупого и жадного человека, а ведь это самый культурный человек в деревне. Кажется мне, что эти качества присущи, в общем, всему человечеству. Нам кажется, будто природа для нас создана, и надругаемся над ней безжалостно. Ведь совсем немного нужно человеку для жизни, а людям все мало.
В случае с Зиновием Игнатьевичем природа показала, кто действительно силен. Зацепив огромную рыбу, не смог с ней справится. Не зря дедушка говорил, что нельзя человеку с нечистой совестью ловить Царь-рыбу. Если бы Игнатьич не покаялся в своем грехе, он бы погиб. Причиной возможной гибели была жадность: рыбак не хотел делиться ни с кем.
Писатель говорит нам всем, что природа сильнее людей, и неуважение к ней может погубить все человечество. Равнодушие людей к проблемам экологии и защиты окружающей среды происходят от сердечного ожесточения. Потребительское отношение к окружающему миру свидетельствует о бесконечном эгоизме насельников планеты. Какое мы все имеем право так бездумно израсходовать природные ресурсы? Ведь это бесчестно по отношению ко всему живому и будущим поколениям людей. Мы ответственны за состояние природы, но это вовсе не значит, будто бы природа перед нами в долгу.
Проблема и взаимоотношения человека и природы
Также читают:
Картинка к сочинению Человека и природа в рассказе Царь-рыба Астафьева
Популярные сегодня темы
Герои произведения являются простыми деревенскими жителями. В книге автор коня с розовой гривой олицетворяет заветную мечту каждого деревенского мальчика. Читая строки
В «Ревизоре» автор попытался отобразить всю правдивую ситуацию, которая сложилась в то время в большинстве российских городов. Она была связана с тем, что чиновники на местах были коррумпированы
Роман Лермонтова «Герой нашего времени» не всеми воспринимается одинаково, многие мнения сталкиваются между собой, образуя дискуссию.
В поэзии А. С. Пушкина отмечается наличие всех форм литературы: от драматических произведений, наполненных серьёзностью, до сказок. Часто и много поэт писал статьи, содержащие критику, занимался исследованиями
Каждый день приносит человеку немало радостных событий. Но порой в серых буднях мы пропускаем те вещи, которые могли бы сделать нас еще счастливее. Они могут касаться чего угодно.
Анализ «Царь-рыба» Астафьев
С произведением Астафьева “Царь-рыба” учащиеся знакомятся на уроках литературы в 11 классе. Его проблематика особенно актуальна своей экологической направленностью. В рассказе “Царь-рыба” анализ художественного и смыслового содержания целесообразно начинать с истории создания и знакомства с мировоззрениями автора. Только после знакомства с личностью писателя и его литературными принципами можно проводить полный анализ произведения, с которым вы можете познакомиться в нашей статье.
Краткий анализ
Год написания -1976 год.
История создания – тяжёлая кропотливая работа по реализации замысла автора о варварском отношении человека к природе и его нравственной ответственности перед ней.
Тема – ответственность человека перед природой, потребительское отношение к окружающему живому миру и нравственное опустошение человека.
Композиция – кольцевая композиция, классическая трёхчастная структура.
Жанр – повествование в рассказах.
Направление – реализм.
История создания
Смысл названия рассказа, который является ключевым в одноимённом цикле, раскрывается в сюжете произведения постепенно. Главный герой попадает в ситуацию, когда сам становится жертвой своего промысла. Это заслуженная участь для того, кто много лет расхищал матушку-природу, но стать кормом для рыб обессиленный человек не желает и обращается к Богу. В памяти Игнатьича всплывают слова деда, который предупреждал, что встреча с царь-рыбой может обернуться бедой, если совесть рыбака нечиста. Именно огромное безмолвное, но, определённо, обладающее разумом существо заставляет человека пересмотреть свою жизнь и раскаяться.
В старину осетра называли не иначе, как “царь-рыбой”, так же, как орла – царём птиц. Именно это слово воскресил в своём произведении Виктор Астафьев. Царь-рыба – символ величия и разума природы, которая гораздо сильнее человека. Образ “доисторического” существа напоминает читателю о том, что он лишь малая часть огромной необъятной вечной силы природы.
Работа над циклом рассказов, поиск нужной формы давались писателю нелегко. Огромная ответственность перед собой, большое количество материала, важные моменты, которые нельзя было упустить из виду – всё это делало творческий процесс титанически сложным.
В 1976 году была опубликована книга новелл “Царь-рыба”, она получила высокую оценку критики и признание читателей. В 1978 году Астафьев получает государственную премию СССР за своё произведение.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Астафьев раскрывает тему отношений человека с природой, человека и общества. Потребительское отношение людей к окружающему миру стало основной проблемой двадцатого века. Человек берёт у природы больше, чем ему нужно. Это может обернуться страшной трагедией.
Главный герой рассказа Зиновий Игнатьич чувствует себя в родном селе хозяином и полноправным владельцем всех богатств природы. Браконьерство давно перестало быть для жителей села чем-то постыдным – это их обыкновенный промысел, в котором они соревнуются, не щадя ничего на своём пути.
У Игнатьича – лучший дом в деревне, у него есть всё, что только душа пожелает, он имеет огромную сумму на своём счету в банке, но жажда и привычка брать от природы по-максимуму приводит его к опасной ситуации.
Идея рассказа в том, что человек должен жить в гармонии с природой, иначе ему грозит смерть. После прочтения рассказа приходит единственно верный вывод – чтобы ценить природу человек должен вспомнить, что он её часть. История, произошедшая с Игнатьичем, символизирует будущее человечества (оно попадётся в свои же ловушки), если люди не пересмотрят своё отношение с природой.
Композиция
У рассказа классическая трёхчастная композиция с экспозицией, но без эпилога. Развязка наступает неожиданно, когда Игнатьич чувствует, что рыба вырвалась и уплыла, что означает – у него есть шанс на жизнь. Последние слова рассказа звучат мудро и торжественно, главный герой преклоняется перед могущественной силой, которая дала ему возможность исправить ошибки и продолжить свой земной путь. Рассказ имеет кольцевую композицию, связанную с темой воды, как могущественной стихии: он “попадает” в воду в начале произведения и вновь “возрождается” из воды, после того, как река даёт ему второй шанс.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Царь-рыбы».
По объёму и содержанию цикл новелл Астафьева претендовали на жанр романа. Но писатель не хотел брать такую масштабную ответственность в художественном плане, его больше интересовала смысловая часть будущего произведения. Автор назвал свою книгу “повествованием в рассказах”, многие литературоведы называют их новеллами из-за яркого сюжета.
Таким образом, жанр повествования в рассказах подчёркивает их обособленность, но общность героев и идеи делает книгу цельной и легкой для восприятия. Единое художественное пространство в цикле рассказов служит одной важной цели – обличить браконьерство и варварское отношение к природе, остановить масштабную экологическую катастрофу, которая грозит человечеству.
Сочинение по рассказу Царь-рыба
В рассказе В.П. Астафьева «Царь-рыба» мы можем наблюдать такую проблематику, как противоборство отдельного человека с целым обществом. Центральным героем произведения является Игнатьич. Игнатьич это мастер на все руки, умелый рыбак, хороший механик, готовый в любую секунду бросить все свои дела и помочь нуждающемуся человеку. Вместе с положительными качествами, в нем также присутствуют некое превосходство и снисходительность по отношению к остальным жителям поселка. Именно из-за этого между ними находится огромная пропасть, ведь мы видим, что Игнатьич будто бы выше всех остальных своих земляков, чем те очень недовольны и раздражены.
Мы сразу понимает, что перед нами очень противоречивый герой. Это его качество можно объяснить его самостоятельностью. С самого детства ему приходилось надеяться только на самого себя. Все, что он имеет, было добыто непосильным трудом. В процессе становления, Игнатьич будто бы отдалился от общества и остался сам по себе.
В душе у героя образовался свой маленький мирок со своими правилами и законами. С одной стороны, мы видим, что он бескорыстно помогает односельчанами, но в то же время, этой помощью он выработал в них особое к себе отношение. В обмен на свою помощь он не просит ничего, кроме как спокойствия. Больше всего он не хочет того, чтобы к нему кто-то лез и учил жизни. Молчаливость также отталкивала от него людей.
Вскоре Игнатьич твердо встает на ноги и невольно становится над обществом. Благодаря своей безвозмездной помощи, каждый в селе оказался чем-то ему обязан, каждому он чем-то помог и выручил. Он ходит в чистой одежде, в его доме порядок, он мастер на все руки, и это вызывает в жителях села некое психологическое отторжение. Игнатьич, сам того не понимая, становится объектом раздражения для всего села.
Показав читателю настоящего Игнатьича, Астафьев приступает к подготовкам по наказанию своего персонажа. Вскоре перед героем образуется царь-рыба, про которую он знал о своего деда. Эта встреча почти убила Игнатьича. Но, вместе с тем, благодаря царь-рыбе наш герой многое осознает и искренне просит прощения у всех людей. После этого он чует, что его душа, наконец, освободилась от тяжести. И у Игнатьича началась совершенно другая жизнь, настоящая.
Это произведение, как мне кажется, учит нас умению просить прощение и каяться в своих грехах. Каждый из нас на протяжении жизни совершает плохие поступки, но нужно уметь найти в себе мужество для того, чтобы в нужный момент извиниться перед тем, кто был незаслуженно обижен. Расплата придет в любом случае. В рассказе мы видим сплетение реальности и фантастики, отчего произведение выглядит с одной стороны как реальная жизнь человека, а с другой стороны как сказка. Астафьев мастерски сумел тесно связать два мира, и донести до читателя свои мысли честности и правде.
2 вариант
Автор рассказа “Царь-рыба”, Виктор Петрович Астафьев выдвигает проблему, о который хоть раз задумывался каждый человек на земле. Проблема взаимоотношения людей с природой. Именно эта тема лежит в основе рассказа. Во время прочтения мы наблюдаем любовь и уважение к своей Родине, к обширным могучим лесам, к рекам протекающим по всей стране и к животным, для которых природа является домом. “Царь-рыба” это произведение, состоящие из маленьких рассказов и истории, но связанных между собой одной темой. Все истории в рассказе принадлежат главным героям, жителям деревни. У каждого из них свои переживания, принципы, радости и огорчения. В рассказе описана жизнь деревни и ее жителей, довольно достоверно и правдиво без всяких приукрашиваний ситуаций.
Одним из главных героем произведения является Зиновий Игнатьич. Он добрый, хороший и честный человек, готовый всегда прийти на помощь и никому в ней не отказывает. Но не настолько он хорош, как моно подумать. У него есть проблемы и неразрешенный конфликты, а также безответственное отношение к природе и всему живому. Подтверждения этим словам легко можно найти в тексте рассказа. Ведь он опытный браконьер, хороший рыбак. Его родной брат завидовал черной завистью, ведь улов был действительно богат и хорош.
С самого детства, главный герой рос, надеясь только на себя. Он был самостоятельным, не просил помощи у других и со всем справлялся сам. Его отдаление от общества сказалось на нем в более сознательном возрасте.
Большим переворотом в жизни Игнатьича стала встреча с Царь-рыбой. Как будто сама судьба направила ее к главному герою. Положившись только на свои силы, Игнатьич оплошал. Впоследствии, это решение чуть не стоило ему жизни. В нем произошли сильные изменения, пока он находился под водой вместе с Царь-рыбой. Царь-рыба напомнила главному герою о важности и честности жизни, об ответственности за все свои совершенные поступки. Борьба между двумя персонажами олицетворяла борьбу человека с природой. В конце схватки, Игнатьич признает тот факт, что природа сильная и могущая сила, у которой ни может быть не сверженных противников.
Произведение Астафьева передает всем читателям огромный смысл и знания. Оно рассказывает нам о важности гармонии между человеком и природой. Нужно ценить, уважать ухаживать и заботиться о том что окружает нас изо дня в день. Нужно жить в гармонии с природой и с ее обитателями.
По рассказу Царь-рыба
Популярные сочинения
«Вечера на хуторе близ Диканьки» наверное, одно из любимых произведений школьников. В нём множество весёлых, мистических и реалистических сюжетов, которые не могут не запасть в сердце читателю.
Лето самая любимая пора многих мальчишек и девчонок. Но к большому сожалению оно слишком быстро заканчивается. Теплые летние деньки, переполненные весёлыми играми и развлечениями потихоньку сменяются осенью.
Сочинение по рассказу Царь-рыба Астафьева
Автор в произведении рассказывал и природной красоте и могуществе и о взаимоотношению их с людьми. Героями являются жители деревни, каждый из которых переживает разные события в своей жизни.
Одним из персонажей является справедливый человек по имени Зиновий Игнатьевич. Зиновий хороший человек, который старался всем и во всем помогать. Но также в нем и присутствовали отрицательные качества, например, он совсем неуважительно относится к природе. Зиновий заядлый рыбак, также он занимался браконьерством. Также мужик занимается охотой.
На протяжении всей своей жизни мужчина занимается тем, что наживается на природе и ее богатствах, он считает, что она очень богат, а лес огромен и что всего и на всех хватит надолго. Он думает, что человек должен стоять над природой.
Однажды Царь-рыба стала для героя посланником судьбы. Эта рыба была осетром огромного размера. Между ними возникла борьба, это был поединок между человеком и природой. Позже Зиновий ощутил природную силу и ее красоту.
Герой был жаден по поводу ловли рыбы. В деревне даже проводили соревнования между рыболовами по ловле большого количества рыбы. Такое наплевательское отношение привело к тому, что истребилась вся рыба и природа начала погибать. Встреча Зиновьевича и рыбы стало кульминационным моментом для него.
Когда герой повстречал царь-рыбу, то в нем боролось сразу несколько чувств, он очень хотел ее выловить, но и испытывал страх. У Зиновия не получается справиться с такой добычей, он надумывает позвать своего брата, чтоб тот ему помог, но из-за своей жадности не может этого сделать, так как не хочет делиться своей славой. Также герой думал о том, какое же количество икры может быть в этой огромной рыбе и сколько денег можно было бы за это получить.
Зиновий Игнатьевич понадеялся сам на себя. И это чуть ли не стоило ему жизни. Человек преобразовался пока находился в воде вместе с этой рыбой. В тот момент он остался совсем беспомощным и зависимым, он переосмыслил свои поступки по отношению к природе. Рыба дала ему понять, что стоит отвечать за свои поступки. В результате чего герой все же признает тот факт, что природа очень сильна и перед ней не может быть победителя.
Мужчина все же позвал на помощь людей, также он просил Бога, чтобы помогли ему отцепить могучую рыбу. Зиновий начинает разговаривать с ней, но уже на так как прежде, а как с частью величавой природы, которая обладает могучей силой, ведь от это рыбы зависела его жизнь.
Вариант 2
Произведение «Царь – рыба» написал Астафьев. В нем он повествует о красоте природы, и о взаимоотношениях между людьми природы. Персонажи этого произведения обыкновенные люди, которые живут в деревне, в жизни каждого происходят различные события.
Главный герой Зиновий Игнатьевич справедливый, хороший человек, который всем и во всем помогал. Но он не любил природу. Он был рыбаком и браконьером.
Всю свою жизнь он наживается на природе, считая, что человек главный во всем и стоит над природой.
В один из дней, когда он рыбачил, поймал Царь – рыбу. Она была осетром большого размера. Они стали бороться – это была борьба между человеком и природой.
В деревне, где жил Зиновий постоянно проводились соревнования по ловле рыбы. И в итоге в реке истребили почти всю рыбу. Природа начала медленно погибать. Когда герой встретился с царь – рыбой, то в нем боролись несколько чувств. Он хотел вытащить её из реки и одновременно он боялся. Одному ему было трудно справиться с такой огромной рыбиной, но и с братом он не хотел делиться славой и деньгами.
Герой рассчитывал сам справиться, и чуть не поплатился за это жизнью. Пока он боролся с ней под водой, он многое переоценил в жизни. В момент борьбы он остался беспомощным перед лицом могучей природы. Эта рыба показала главному персонажу, что в жизни важны честность и ответственность за свои поступки. По окончанию борьбы признал, что природа сильна и её не победит. Он искренне просит прощение у своих односельчан за свое плохое отношение к ним. После этого он чувствует, что у него с души упал груз. И у Зиновия после встречи с царь – рыбой началась новая настоящая жизнь.
Мужчина в итоге позвал на помощь, он просил и Бога о помощи, только отцепиться бы от сильной рыбы. Он обращается к рыбе, как к части природы, ведь именно от рыбы в тот момент зависела его жизнь.
Цель рыбы была в сохранении экологического богатства. Цель браконьера уничтожение животного мира.
Проблемы, поднятые автором в этом произведении остры в наше время, как никогда. В то время, когда писалось это произведение, вопрос экологии не стоял так остро, как сейчас.
Этот рассказ учит людей просить прощение и каяться в своих грехах.
По рассказу Царь-рыба
Несколько интересных сочинений
Майя Кузьминична Копытцева – заслуженный художник Российской Федерации. За годы свой творческой жизни Копытцева создала картины пожалуй почти во всех жанрах изобразительного искусства.
О чем эта небольшая повесть Пушкина? Если кратко: о растоптанном человеческом достоинстве, и при исполнении служебных обязанностей, и о человеческом.
Мне нравится ходить в апреле в лес. Я люблю слушать, как пробуждается природа весной. Когда начинается таяние снегов, то повсюду слышны журчания ручейков.
В познавательном произведении автора «Живое пламя» рассказывается о моментально быстром цветении таких цветов, как маки и всех соотношений, которые появлялись у одного из главных персонажей произведения
Жанровая принадлежность – это повесть, написанная для детей. Данная работа была написана для фильма, писалась под определенный киносценарий.
Человек и биосфера (По произведению В. П. Астафьева Царь-рыба): сочинение Ссылка на основную публикацию