Образ Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души: сочинение

Образ и характеристика Плюшкина в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

В знаменитой поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» ярко представлены характеры людей на примере помещиков. В их чертах показаны все слабости, которые могут быть у человека. Одним из таких выраженных слабостей является скупость и жадность. Эти две черты составляют основу образа Плюшкина.

Плюшкин изображается, как запустивший не только себя, но и всю деревню, помещик. Его скупость оставила свой отпечаток на всём, в том числе и на обстановке дома. Когда Чичиков оказался в комнате Плюшкина, ему показалось, что она необитаема. На всём лежал большой слой пыли, стояли сломанные предметы, исписанные мелкие бумажки – всё имело неопрятный вид. И в самом углу комнаты была большая куча с мусором. И вот эта куча как нельзя лучше отражает характер Плюшкина. Он туда складывал всё, что ему попадалось, любую мелочь, которой он потом всё равно не пользовался. Так ведут себя все скупцы – куча отражает то, что они копят различный хлам только лишь для того, чтобы он просто был. Так они ощущают себя богаче материально потому, что такие люди не обогащают свой внутренний мир, захламляя его ненужными вещами и мыслями.

У Плюшкина не всегда была так сильно видна скупость: у него была семья, которая сдерживала эти черты характера. Когда он остался один, ему стало не о ком заботиться, стараться как-то развивать свой характер, и только лишь одна цель у него появилась – это как можно больше скопить что-либо. Скупым людям не важно, что копить – им всё мало, скупость становится всё больше, и они уже не смотрят на то, что копят. Таким образом, скупые пытаются восполнить нехватку в человеческих чувствах – любви, дружбе, понимании. Потому что, когда Плюшкин вспомнил про своего друга юности, выражение его лица преобразилось – он смог почувствовать те эмоции, которые у него были в детстве и юности. Но с такими людьми никто не хочет общаться, говорить с ними не о чем и поэтому они становятся всё более жадными.

Возможно, если бы у Плюшкина рядом был кто-нибудь из близких людей, который бы не говорил с ним о деньгах, а пытался развить его внутренний мир, то тогда он бы не был таким жадным, скупым. Потому что, когда к нему приходила дочь, то разговор всё равно возвращался к деньгам. Получается, Плюшкин не интересовал никого как личность, и из-за этого он становится безразличным к чувствам других и ценит только материальное. Если бы с ним был человек, который стремился бы помогать ему, улучшить его характер, то Плюшкин был бы добрым и справедливым помещиком.

Вариант 2

Читая поэму Гоголя, мы узнаем что Плюшкин, был последним помещиком, которого встретил Чичиков в своем путешествии. Писатель высмеивает своего персонажа, так как тот был очень жаден и скуп. Главный герой похож на паразита, который присасывается к своей жертве и пьет соки до последней капли, до последнего вздоха.

Год назад он был совершенно другим человеком. Очень счастливым и добрым. У него была замечательная любящая семья, жена и дети. Плюшкин был прекрасным другом и товарищем. Его поместье процветало, он прекрасно руководил им. Рабочие с большим уважением относились к своему работодателю. Но внезапно умирает от болезни его жена. И это подкосило главного героя. Жена была для него главной опорой и музой. Ведь она вдохновляла Плюшкина на работу. Но собрал свои силы в крепкий мужской кулак, он еще как-то держался на плаву. Спустя время с родительского дома сбегает его любимая дочь. Да и с кем, с офицером, Плюшкин до смерти ненавидел армию. И это следующий удар в сердце главного героя. А сын отказывается от статской службы и уходит служить в полк.

Плюшкин совсем опускает руки, но добивает его смерть его любимой младшей дочурки. И его существование окончено, он потерял смысл жизни, все его любимые люди умерли и предали. Если раньше он трудился на благо своей семьи, то сейчас Плюшкин сходит с ума. Теперь все свои силы он направил в одно русло, собирает все добро и делает склады. Ему больше не нужны его рабочие, работаю и хорошо. Он не обращает на них ни какого внимания.

Когда Чичиков объезжал поместье Плюшкина, он был в ужасе от того как все медленно распадается и увядает. Покосившийся забор, домики вот-вот упадут. Но эти люди, жившие там, смирились с такой жизнью, а Плюшкин собирает с них дань полотном и хлебом. Люди обнищали, а Плюшкин собирает добро под своей крышей и никак им не пользуется. Люди со слезами на глазах смотрели, как все это пропадает и лежит мертвым грузом. У них пропало уважение к хозяину, но они так же работали на него. Но некоторые не выдержали такого издевательства над собой и около восьмидесяти человек сбежали от такого помещика. Плюшкин даже не стал их искать, так как ему было все равно на происходящее вокруг. Главная его цель, это завладеть добром, да как можно больше.

Гоголь описал своего героя, как смерть, так как что попадет в руки помещику, сразу хоронятся во тьме. Из-за его безразличия и равнодушия поместье превратилось в огромную свалку добра. Свалка та принадлежит лишь одному человеку. Но люди надеются, что после смерти Плюшкина в родное гнездо вернутся его дочь и сын. Они поставят поместье на ноги, и жизнь польется новым ручьем.

Сочинение Характеристика Плюшкина 9 класс

В произведении Гоголя «Мертвые души» есть весьма интересный персонаж, зовут его Плюшкин Степан. К сожалению, в жизни, такие как он часто встречаются.

И так это совсем еще не старый, высокий мужчина. Одет он, достаточно своеобразно, если не присматриваться, то можно подумать, что это пожилая женщина. Степан богатый помещик, у него огромная усадьба, много душ, но при первом взгляде на окружающую его обстановку можно подумать, что человек находится в стесненных обстоятельствах. Вокруг страшная разруха, одежду и самого барина и его слуг давно надо сменить на новую. Несмотря на богатые урожаи и забитые амбары он питается сухарями, что тогда говорить о слугах, которые умирают от голода, как мухи.

Плюшкин не всегда был таким жадным и скупым. При жене он просто старался экономить, но после ее смерти, с каждым годом становился все подозрительнее, жадность и скопидомство все сильнее овладевало им. Теперь не просто экономил Степан, но и складывал деньги и не тратил их даже на необходимые нужды. Для него перестали существовать дети, и внуки только цель наживы двигала им. Стараясь, как больше накопить он просто выпал из жизни. Он уже и сам не понимал, зачем копит и для чего. Становясь старше, в нем все больше проявляется равнодушие к людям. Ни дочери, ни сыну денег не дает, в нем живет какая-то жестокость к собственным детям. Степан не просто стал мелочным и ничтожным человеком, а потерял чувство собственного достоинства и следом уважение соседей и своих крестьян.

Есть вещи, о которых он совсем не заботится, хотя именно они требуют первостепенного внимания, зато строго следит за графином с наливкой. Плюшкин давно уже не живет, а доживает свой век в страшном унынии и желании нажиться еще сильнее. Правда проблески человечности еще бывают. Продав мертвые души он, изъявил желание помочь покупателю оформить купчую, что это проснувшееся доброта или понимание того что не только он занимается обогащением?

Как важно когда в жизни случаются трагедии, чтобы кто-то был рядом. Поддержал не только деньгами, а морально. Многие, зациклившись на своем горе, как Плюшкин начинают деградировать. Степана Плюшкина надо пожалеть, а не презирать и осуждать.

Встреча с Плюшкиным

В произведении Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 6-ой главе главный герой приезжает в поместье Степана Плюшкина. Автор говорит, что раньше ему было любопытно изучать незнакомое место и его хозяев. На этот раз он приезжает равнодушно. При этом писатель детально описывает все, что видит персонаж.

Все деревенские строения были ветхими: крыши сквозили, окна без стекол. Затем Чичиков увидел две сельские церкви, которые были пустыми и истрепавшимися. Следом показывается господский дом. Внешне он старый, потерпевший непогоду. Открытыми были лишь два окна, а остальные – заставлены или забиты досками. В тексте мы узнаем, что внутри был жуткий беспорядок, ощущается холод, словно из погреба. Известно, что дом является отражением своего хозяина. Из описания поместья следует, что Плюшкин – человек старый, что доказывают и его слова о седьмом десятке. Кроме этого, Гоголь рассказывает нам о скупости помещика. Он собирает абсолютно все, что видит, и складывает в одну кучу. В дороге к Плюшкину Чичиков узнал о прозвище «заплатанный». Одним словом народ описал внешность помещика и всего его хозяйства.

На первый взгляд он выглядит нищим, жалким, но главный персонаж знает о том, что у этого человека более тысячи душ. Это был худощавый старик с выступающим вперед подбородком. У него маленькие глазки и высоко выросшие брови. Взгляд кажется подозрительным и беспокойным. Одет в засаленные и рваные вещи. Также, мы узнаем о его прошлом. Оказалось, что он резко изменился после смерти его жены.

Когда Чичиков все-таки решил заговорить о сделке, помещик показал нам свою душу. Он упрекает крестьян абсолютно во всем, а также, не доверяет им. Ежегодно от него сбегают люди. В амбарах у Плюшкина гниет много продовольствия, которого он никому не дает. Он считает, что крестьяне прожорливые. Ходит к ним, чтобы под видом заботливости наесться. Кроме этого, он лицемерный, что доказывают его слова о своем добродушии.

Поэма заключается не только в покупке душ умерших крестьян, но и в том, чтобы читатель увидел души этих людей. Каждый из них уже мертв душевно. На примере Плюшкина Гоголь показывает скупость, негостеприимность, мелочность, ничтожество, лицемерие и жадность. Помещик даже родным детям, нуждающимся в его помощи, не дал никаких денег, имея при этом огромные запасы. С такими людьми невозможно найти общий язык. Он готов отдать даже то, чего уже нет, ради одной лишь наживы.

Образец 5

В поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя перед нами проходит целая галерея помещиков. Завершается она Плюшкиным.

Степан Плюшкин принципиально отличается от прочих помещиков. Характер героя дан в развитии. На его примере Гоголь показывает, как человек постепенно стал «прорехой на человечестве».

Чичиков встречается с Плюшкиным в его имении, в котором все находится в запустении. Барский дом похож на могильный склеп. Только сад напоминает о жизни, которая резко противопоставлена безобразной жизни помещика. От имения Плюшкина веет плесенью, гнилью, смертью.

При первой встрече Чичикова с Плюшкиным непонятно, кто перед ним, во всяком случае на помещика не похож – какая-то фигура. Внешность помещика такова, что, если бы Чичиков увидел его у церкви, принял бы за нищего. В доме Плюшкина темно, тянет холодом. Все комнаты заперты, кроме двух, в одной из них и обитал помещик. Везде беспорядок, горы мусора. Здесь остановилась жизнь – об этом символизируют остановившиеся часы.

Но так было не всегда. Автор показывает, как постепенно Плюшкин деградировал до такого состояния. Когда-то он был хорошим хозяином, имел семью, общался с соседями. Но жена умерла, дети ушли из дома, он остался один. Им овладела тоска и отчаяние. Плюшкин становится скупым, мелочным и подозрительным. Он и не испытывает потребности с кем-либо общаться, даже с родными детьми и внуками. Во всех видит врагов.

Плюшкин – раб вещей. Тащит в дом все подряд. Бессмысленно заполняет склады, амбары, где все потом гниет. Бесчисленные богатства пропадают зря. Крестьян Плюшкин считает тунеядцами, ворами. Они у него в деревне живут плохо, голодают. В результате такой жизни крестьяне умирают или бегут из усадьбы.

Предложение Чичикова относительно мертвых душ изумило Плюшкина. Он рад такой сделке. Чичиков приобрел у Плюшкина не только мертвых, но и беглых людей по низкой цене и был в хорошем расположении духа.

Образ этого помещика вызывает грусть. В человеке уничтожено все человеческое. Душа Плюшкина омертвела от жадности. В лице Плюшкина Гоголь изобразил духовную деградацию, доведенную до последней черты.

9 класс по литературе

Образ и характеристика Плюшкина

Несколько интересных сочинений

Одной из моих любимых картин А.А. Дейнеки является полотно «Зима. Девочка у окна». Данная картина была написана в 1931 году к стихотворению Н. Асеева «Кутерьма» в рамках работ гражданско-лирической линии.

Произведение «Отцы и дети» знакомо многим. Его автор, Тургенев Иван Сергеевич, на страницах смог описать конфликт двух поколений и показать читателю мнение и идеи как «отцов»

Люди, которые целенаправленно идут к своей цели, для которых нет никаких преград к тому, чему они стремятся, весьма опасны, ведь для них девиз и кредо по жизни – «Цель оправдывает средства»

Произведение по жанровой направленности относится к лирической прозе, отдельными фрагментами воспринимающейся в форме прозаичного стихотворения.

Наиболее острая проблема современности – защита того, что нас окружает. Угроза экологической катастрофы нависла над планетой. И многое зависит от того, сможет ли молодое поколение защитить природу от бездумного топора

Сочинение на тему: Образ Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Плюшкин стал последним помещиком, которого Чичиков встретил на своём пути. Он представляет собой вершину жадности, скупости и ограниченности помещиков того времени, что и высмеивает Гоголь в своем произведении. Мне Плюшкин представляется похожим на хмель, растущий у его дома, который душит другие деревья и кустарники и покушается на соседние стволы.
Когда-то экономный и счастливый хозяин, он имел любящую семью и являлся примером для соседей и друзей. Его поместье жило и работало, а он умело руководил им, являясь строгим, но ответственным хозяином для своих крестьян. Но смерть жены нанесла ему непоправимый удар. После этого, его дочь, возможно, не желая того, сделала отцу еще больнее, когда сбежала с офицером, хотя и знала, что её отец всегда испытывал отвращение к армии. Будто специально, сын вместо достойной статской службы выбирает полк. К тому времени, как умирает младшая дочь Плюшкина, он уже окончательно опустился. Он потерял всё, что любил и чем гордился, постарел и тронулся рассудком. Все свои силы он направил на маниакальное собирание добра; он больше не видит трудолюбие своих крестьян и не замечает того, что скапливается в его чуланах.
Пока Чичиков проезжает по его деревне, он видит покосившиеся, почти мертвые дома. Разруха и уныние царят в поместье, как и в душе его хозяина. Но там все еще живут люди, уже смирившиеся с самодурством Плюшкина. Они всё ещё обязаны выплачивать ему оброк, ткать полотно и печь хлеб. Можно представить, насколько больно им должно было видеть, как всё это пылится и истлевает под рогожами и в погребах. Они и сами опустились и лишь посмеиваются над хозяином, не прекращая ему подчиняться. Только восемьдесят человек решили изменить свою жизнь и убежать, хотя лень, скупость и безразличие помещика не дают ему начать поиски. Жизнь в поместье потеряла свой смысл, и все его обитатели живут как бы по инерции.
Показательны слова Гоголя о том, что Плюшкин хоронит всё, что попадает в его руки. Он словно сама смерть: не имеет пола, практически не тратит на себя деньги, так как ест в людской, создаёт вокруг себя разруху и тьму. Хочется только надеяться, что после его собственной смерти его дочь и, возможно, офицер, назвавшийся его племянником, принесут жизнь в поместье. Дети снова будут бегать по дому, окна откроются, и деревня снова обретёт звуки кипящей работы.
В разговоре с Чичиковым Плюшкин показывает себя как отвратительный хозяин. Единственное, о чем он волнуется, как бы не потратить слишком много на своего гостя. Он не стесняется отдавать распоряжение счистить испорченный слой с сухаря, некогда бывшего куличом, и возмущается мухам в «ликёрчике», который он предлагает гостю. Предложение Чичикова избавить Плюшкина от затрат на мертвые души, купить беглые да еще и взять на себя все расходы по оформлению сделки вызывает на лице старика настоящий восторг, которого, возможно, не было на нем видно десятки лет. Он, будто оправдываясь за свое опущение, обвиняет своих крепостных перед Чичиковым в лени и воровстве. Единственное человеческое чувство, которое всплывает на его лице при воспоминании о бывшем друге, – и то похоронено навсегда. Чичиков уезжает, а старик остаётся один со своей пылью, символизирующей всё наносное и мелкое, что его окружает, и двадцатью четырьмя рублями, которые ему не пригодятся никогда.
Правда, есть версия, что в следующих частях поэмы Гоголь собирался показать возрождение Плюшкина, но я абсолютно не понимаю, как это могло бы случиться, и очень жалею, что второй том не сохранился и я не смогу узнать, таков ли был авторский замысел на самом деле.
Плюшкин является очень душным и тёмным персонажем, заставляющим нас, читателей, съёжиться и выйти подышать. Возможно, похожая участь ждёт и Чичикова в конце его сложного и нечестного пути к успеху. Плюшкин – это не выбор, это состояние задавленного печалями человека, потерявшего рассудок и старающегося поправить свое положение любым способом, но, вместо этого, заражающего тленом всех вокруг.

Читайте также:  Выбор профессии: сочинение

Сочинение Плюшкин в Мертвых душах (Образ и характеристика)

Николай Васильевич Гоголь нередко называл своих героев символично для раскрытия характера. Имена персонажей помогали читателям понять и определить характер героя. Так, своего персонажа Плюшкина он наделил многими характеристиками: скупостью и жадностью, в чем выражается его фамилия. Цель жизненных интересов Плюшкина – накопление имущества без какого-либо смысла. Иными словами, он пытается накопить вещи, а добро копится, но не тратится. В этом вся сущность гоголевского персонажа.

Описывая внешность скупого человека, Гоголь наделил его женственными чертами. У него худощавое лицо, очень длинный подбородок. Глаза маленькие, похож на маленького зверька. Плюшкин не любил бриться, поэтому ходил с отросшей бородой, которая выглядела весьма непривлекательно. Зуб один у него отсутствовал. Костюм выглядел непривлекательно, он был настолько заношен, что напоминал одежду нищего. На нем было надето длинное платье, что напоминало ключницу. Шапка на голове была женская. Плюшкин своим видом не похож на дворянина, его можно было спутать с нищим.

Гоголь описал Плюшкина, как человека с непростой судьбой. Его жена умерла, оставив ему детей. После её смерти, он начал хандрить. Вероятно, что после давних событий он приобрел подобное обличие. После кончины матери его детей, а впоследствии и смерти дочери, он зачерствел душой. Он не знал понятие любви и симпатии к окружающим людям. К близким родственникам он был далек и равнодушен.

Персонаж любил уединяться от внешнего мира, поэтому был одинок. Он, практически, не общался с друзьями, с соседями. Ему нравилась подобная жизнь, так как считал, что посещение гостей – пустая трата времени. Не нужно ездить в гости и никого не звать. Отчего все сторонились причуд чудного старика, похожего на нищего.

Гоголь показал героя, как живущего человека без предопределенного смысла. Он был настолько скуп и мелочен, что свой накопленный капитал, не знает, как его правильно тратить. Плюшкин на самом деле любит просто копить, но не тратить имущество. Несмотря на большое богатство, герой проживает скудно, жалея потратить немного денег на себя или своих родственников. Он не замечает, что ходит в лохмотьях, не обращает внимание на свою рваную одежду. Он считает, что у него очень мало накопления и запасы скоро кончаться. На самом деле, запасов очень много, денежных средств хватит, чтобы выстроить хороший дом.

Плюшкин любит скандалить и ссориться. Гоголь наделил его придирчивостью. Сам Плюшкин считает, что никто не может оценить его добросердечие и заботу.

2 вариант

Плюшкин – самая мертвая душа в поэме. Пасть ниже, чем человек, собирающий в свой дом мусор, потерянные вещи, разное тряпье просто невозможно.

Данный помещик является скупердяем, человеконенавистником, отшельником и жмотом до боли в зубах. Несмотря на то, что он владеет огромным поместьем, которое приносит соответствующий доход, он не продает его и даже не тратить, а лишь только складирует. Наблюдать гниение сена, других продуктов у него вполне нормально. Он постоянно обзывает своих людей ворами и жуликами, совершенно им не доверяет. За что те в свою очередь неприкрыто над ним насмехаются. В его же деревне люди не уважают его и глумятся над его отвратительной привычкой собирать за всеми остатки. Народ всегда шутил, когда он начинал это делать: «Рыбак вышел на рыбалку» – говорили они.

Плюшкин явный социофоб и скорее всего образ жизни отшельника его бы и спас, а даже возможно бы и воскресил, но, увы, для него это неисполнимо. И даже самому Чичикову, гению подстройки под абсолютно любого собеседника, потрясающему манипулятору с трудом удалось хоть как-то склонить его на свою сторону. Жадность в образе Плюшкина возведена в апогей и доходит до крайней точки: жадности к себе. Он ходит в настолько бедной одежде, что любой гражданин, находившийся рядом с ним, непременно дал бы ему подачку. Чичикову он предстоит как нечто смешанное между мужчиной и женщиной, сначала герой думает, что это явная старая баба, из-за платья, вылезающего из-под его верхней одежды. Гоголь описывает помещика, как человека бедного, даже нищего, сутулого, беззубого, неухоженного и очень худого. Глаза его, «как две мышки виднелись из-под бровей, следили за собеседником зорко и неотрывно. Низкие убеждения по поводу людей, сделали его взгляд подозрительным, отталкивающим и возможно даже пугающим. Вся его фигура не вызывает жалости, а лишь только сильное отвращение.

Однако Плюшкин не всегда был таким. Раньше это был статный, важный, уважаемый, добрый и любимый в публике помещик. Его хозяйство процветало, поместье росло, крестьяне были довольны условиями. Он часто принимал с визитами и учил гостей искусству, культуре, мастерству управления столько большим поместьем. У него была отличая жена, которую он очень любил. Она была умна, гостеприимна и помогала ему вести дела. Но она рано умерла, и после этого Плюшкин встал на тропу нравственной смерти: поругался со всеми друзьями, знакомыми, соседями, стал более скуп и недоверчив. Ускорило его падение сначала смерть дочери, потом другая его дочь сбежала с молодым офицером, а сын, вопреки его наказанию, поступил в полк. Так, постепенно, он и стал тем, кем является.

Образ Плюшкина помогает читателю понять, что на самом деле для Гоголя значит понятие «мертвая душа».

Характеристика (Образ Плюшкина) 3

Имя героя – олицетворение скупости. Плюшкин – это человек, обделенный эмоциями, бессмысленно проживающий свои дни.

В поэме подробно описана биография персонажа. Впервые он предстает перед читателем пожилым человеком, превратившим себя в затворника. Жена, некогда пробуждавшая чувства и наполнявшая его жизнь содержанием, давно почила. В прежнее время Плюшкин был заботливым отцом и трепетно относился к своим детям. В период, когда семья была полной, помещик вел себя иначе. Он привечал гостей и всегда находил поводы для радости. Конечно, он уже тогда был рачительным хозяином, но его экономность не принимала крайних форм.

Смерть жены кардинально изменила Плюшкина. Больше он никому не доверял и все сильнее ожесточался. Прежде семейное благополучие сглаживало негативные стороны его характера. Теперь же, оставшись один, Плюшкин окончательно опустился. 60-летний помещик духовно обнищал и прекратил общение не только с соседями, но и с собственными детьми.

Проводя дни в одиночестве, Плюшкин предался накопительству. Он доверху набил амбары добром, которое гнило от того, что им никто не пользовался. Однако Плюшкин отказывается замечать, что излишки припасов издают зловоние, а продолжает наполнять короба. Будучи владельцем крупного состояния, он живет впроголодь и одевается в потрепанные обноски. Помещик давно не знает о том, что происходит в его огромном хозяйстве, но исправно контролирует уровень наливки в бутылке. День за днем Плюшкин азартно копит материальные ресурсы, не имея представления о том, как их расходовать.

Жилище героя отражает его духовную пустоту. Господский дом и деревенские избы обветшали и прохудились. Во многих домах провалена крыша, окна заткнуты тряпками. Все имение словно распадается на куски, подчеркивая оторванность героя от реальности. Он увлекся бессмысленными действиями и не замечает главного. Характер Плюшкина состоит из противоречий. У него хватает средств, чтобы жить в роскоши, но он уподобился нищему. Подневольные крестьяне умирают от нищеты и тяжелого быта, а он ничего не делает, чтобы их спасти. В то же время он чрезвычайно набожен.

Образ Плюшкина наглядно показывает, как низко может пасть человек. Герой бережет свое богатство, но не догадывается о том, что давно внутренне разорился, перестав духовно развиваться. Утратив способность чувствовать стыд или угрызения совести, Плюшкин окончательно превратился в мертвую душу.

Сочинение 4

На страницах произведений Гоголя можно встретить множество персонажей, имена которых в наше время являются нарицательными. К ним относится и Плюшкин.

Сейчас мы говорим «плюшкин», имея в виду человека, скупость и жадность которого достигают невероятных размеров. Он постоянно что-то копит без определенной цели, просто чтобы копить. Такая характеристика полностью соответствует образу помещика Плюшкина в «Мертвых душах».

Внешность Плюшкина в поэме мы видим глазами главного героя. Чичиков встречает худого старика в странном платье. Именно платье смущает героя, который долго не может определить, какого пола человек перед ним. Состояние одежды помещика ужасно, и скорее подошло бы нищему, чем хозяину усадьбы. Образ дополняет женский колпак.

Из рассказа помещика можно узнать, что в молодости он не был таким скупердяем. У него была вполне счастливая семья ‒ жена и трое детей. Именно после смерти жены характер помещика начал портиться. Он долгое время не мог справиться с хандрой, и в итоге нашел смысл жизни в бесполезных накоплениях. Отношения с детьми разладились, и они покинули родительский дом.

Теперь помещик живет в уединении, не имеет друзей, не желает общаться с соседями. Да и соседи не заинтересованы в разговоре с чудаком Плюшкиным. Он искренне недоумевает, зачем люди ездят друг к другу в гости, ведь это совершенно бесполезная трата времени. Ему нравится аскетический образ жизни, так как он позволяет копить, практически ничего не тратя на себя.

Каких-то определенных целей в жизни у Плюшкина нет. Годы аскетизма и накоплений позволили ему стать обладателем значительного капитала, который он не собирается использовать. Плюшкину нравится сам процесс накопления, преумножения денег. При этом помещик постоянно жалуется на бедность, отсутствие достаточного количества земли и припасов. На самом деле беда помещика в том, что неиспользуемые запасы зерна и других продуктов приходят в негодность прямо в хранилищах.

Из-за жадности хозяина поместье Плюшкина находится в полнейшем запустении. Изгородь прохудилась, ворота вот-вот упадут, две церкви на территории усадьбы заброшены. Господский дом кажется нежилым. Он порос мхом и плесенью, окна заколочены, внутри темнота и холод. В комнатах все в беспорядке, повсюду пыль и паутина. Сам дом более всего напоминает свалку, ведь Плюшкин копит все, не выбрасывая даже сломанные и бесполезные вещи.

Не в лучшем состоянии и крестьянское хозяйство. Плюшкин постоянно обвиняет крестьян в воровстве и недостаточном усердии, но это не так. Помещик настолько запугал своих крепостных, что они предпочитают голодать или решиться на побег, чем взять что-либо у хозяина. В деревне ни одного целого дома, люди одеты в лохмотья, выглядят худыми и голодными.

Плюшкин ‒ яркий пример жадности и скупости, переходящих всякие границы. При этом он губит не только себя, но и своих крепостных, зависящих от него. Именно от Плюшкина Чичиков получает ужасающее количество «мертвых душ», так как в его имении люди постоянно умирают от голода или бегут.

Плюшкин в Мертвых душах

Популярные сочинения

В своем произведении «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь сумел передать яркие и колоритные образы запорожских казаков. Все герои повести имеют судьбы, уготованные им свыше и отличные друг от друга.

Почти во всех произведениях Лескова Николая Семеновича показывается особенный вид героя из народа – он показывает человека, который борется за сохранение моральных норм и старается жить праведно

Выбирать между добром и злом в нашей жизни всегда очень тяжело, ведь нельзя предугадать к чему же, в конце концов, приведет этот выбор. Может все будет отлично и наши желания исполняться

Характеристика и Образ Плюшкина в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

Образ Плюшкина в поэме «Мертвые души» является самым запоминающимся и ярким среди других не менее интересных, но таких, же порочных героев. Прозвище персонажа говорит само за себя и олицетворяет его характер и сущность. Человек, который годами копит ненужное «барахло», которому сложно расставаться с вещами запоминается настолько, что его имя стало нарицательным и актуально даже в наше время.

Гоголь не просто описывает Плюшкина, как человека безмерно жадного, опустившегося, бездушного и беспринципного, он дает возможность раскрыть этот образ нам, через описание его внешности, через манеру одеваться. То, каким при первом знакомстве увидел его Чичиков, в засаленном халате, тряпкой на шее вместо платка, странным колпаком на голове, больше напоминающего нищего, нежели богатого помещика. Внешний вид выдавал в нем скрягу и нище брода, нежели состоятельного помещика. Скупердяйство и коллекционирование мусора довело его до абсурда. Для этого человека главная цель – приобретать ненужные вещи.

Читайте также:  Рецензия на трилогию о русских женщинах Ф. А. Абрамова: сочинение

Описание имения и дома, обветшалого, неухоженного, бездушного, как и сам хозяин, производило впечатление, что жизнь здесь остановилась. Некогда процветающее, наполненное радостью жизни, любовью жены, смехом детей, ухоженное поместье со смертью жены приходит в запустение. Такое же запустение и «захламление» происходит в душе хозяина. Еще недавно яркая и сильная личность, к которой приезжали соседи поучиться экономному ведению хозяйства, превращается в существо, поглощенное страстью скупости. Мертвые души Плюшкин продал с радостью, посчитав Чичикова глупцом. Старик, на седьмом десятке неизвестно для кого и чего копил свое состояние. Скупость и злоба сделали его угрюмым, нелюдимым и заточенным в свой одинокий мир.

Куда пропали чувства доброты, семейной радости и отцовства? Он проклял сына, который застрелился из-за того что не смог погасить карточный долг, а нуждающейся дочери и внукам нет желания помогать, несмотря на то, что сено, мука и хлеб гниют в его амбарах. Помещик постепенно превращался в злого, очерствевшего старика, доживавшего свою скудную жизнь в одиночестве и злобе. Конечно, можно было попробовать оправдать Плюшкина, но он не использовал шанс что-либо исправить. Ему совершенно безразличны окружающие люди, он одержим своими целями.

Гниль, характерная Плюшкину, встречается в людях и в наше время. Существование, таких как Гоголевский персонаж людей, совершенно бессмысленно, так как они отравляют своей сущностью, желчью и злобой. Образ Плюшкина в поэме представлен в комическом освещении, который извратился из-за богатства и денег.

Вариант 2

Плюшкин – один из героев произведения Гоголя «Мертвые души», личность странная, противоречивая и не слишком понятная для многих.

Плюшкин – неопрятный несимпатичный старичок шестидесяти с лишним лет. Подбородок у него острый, выдающийся вперед. Глазки – маленькие, постоянно бегающие. Бороденка неопрятная. Одежда заношенная и грязная: халат засален до невозможности и порван сзади, на шее – непонятная тряпочка вместо привычного галстука. На первый взгляд даже пол его определить трудно: скорее, он – баба, а не мужик.

Но он не всегда был таким: много лет тому назад он был хорошим хозяином, рачительным и экономным. Да, он был не очень щедр, но это была «мудрая скупость». Жена, трое детей, учитель француз для сына и мадам для дочерей. Все изменилось со смертью жены: тщательность перешла в подозрительность, а бережливость – в скупость. Да и дом постепенно стал пустеть: сначала с штабс – ротмистром сбежала старшая дочь. Сын пошел служить, и отпала необходимость в учителе. Мадам прогнали – узнали, что она помогла старшей дочери сбежать. Младшая дочь умерла, и Плюшкин остался один. Но его нисколько не тяготило одиночество: ведь никто не помешает теперь копить, хранить и богатеть.

С годами скупость стала его страстью, страстью жестокой и ненасытной. И хотя Плюшкин каждый день «кормил» эту страсть новыми поступления в свои амбары и закрома, она требовала все больше и больше. Добра было столько, что его нельзя было износить, съесть и потратить за несколько жизней. Ничего не использовалось, а новые поступления не прекращались – оброк собирался по-прежнему, каждый день Плюшкин приносил в дом что-нибудь нужное для него: потерянную шпору или забытое у колодца ведро. Собранное крестьянами добро гнило и пылилось во дворе, найденные Плюшкиным вещи складывались в большую пыльную кучу в углу комнаты. Для изящных вещиц и бумажных клочков было припасено место на бюро и подоконнике.

Постепенно стала пустеть и душа Плюшкина, чувства его притупились. И дом, этот «дряхлый инвалид», как бы чувствуя состояние хозяина, тоже стал меняться: душа Плюшкина закрылась, и закрылись почти все окна в доме, остались только два окна, которые можно было растворить. Остальные были закрыты ставнями или заколочены досками. Крыша дома прохудилась, деревянная ограда и ворота были покрыты плесенью. И сад возле дома был запущен и беспорядочен, хотя и поражал какой-то своей живописностью, какую нельзя выдумать ни природе, ни искусству.

И крестьянское село тоже было в жутком запустении: дома разваливались, дороги рассыпались, барское добро гнило между изб. Во многих домах не было стекол, крыши были дырявыми. Да, везде была «мерзость запустения», но она была очень гармоничной – все было унылым, дряхлым и безнадежным.

Бежавшая когда-то из имения старшая дочь попыталась наладить отношения с папенькой, но ему это было не надо: отвлекало от приумножения богатства. В приезд дочери Плюшкин обошелся «малыми потерями»: подарил внуку пуговицу, вещь в хозяйстве незаменимую. Подарки дочери взял без особой благодарности. Денег не дал. И сыну отказал в деньгах, тем самым перечеркнув все отношения. Так и пошло. Постепенно гости и покупщики перестала ездить к Плюшкину, и он остался совершенно один. Но ему это было только на руку: не надо было кормить чужих лошадей.

Плюшкин очень похож на другого героя из классической литературы – Иудушку Головлева Салтыкова – Щедрина. В обоих случаях – безграничное равнодушие к окружающим и чудовищная скупость. Оба имени давно уже стали именами нарицательными. Только Плюшкин, в отличие от Иудушки, не «пустословит» и не пытается подвести подо все какую-то философскую базу.

Плюшкин, богатейший помещик, живет в нищете: душ много имеет, а обедает «хуже пастуха». Говорят, что нищета является не образом жизни, а состоянием души. Может, в этом виновата старость, бесчувственная и бесчеловечная, по словам Гоголя. А, может, что-то совсем другое.

Сочинение 3

Степан Плюшкин – один из персонажей поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души».

О прошлом Плюшкина автор рассказал мало. Известно, что он был женат, и у него было трое детей: две дочери и сын. У него было процветающее, красивое поместье. Плюшкин самый богатый человек среди людей в поэме. В его доме часто устраивались балы, а сам он был примером для других в ведении хозяйства. Плюшкин к этому делу подходил с умом и завидной умной экономностью.

Но после смерти жены этот человек стал сильно меняться в худшую сторону. Его неглубокие чувства стали приобретать негативный характер. Экономность Плюшкина превратилась в страшную скупость. Поместье он свое полностью забросил. Его крестьяне все время голодают и умирают от этого. Кто-то сбегает, но все равно умирает в тюрьме. Степану Плюшкину все время кажется, что они воруют его вещи и постоянно обвиняет их в этом. Ремонт поместья не делался очень давно. Из-за погодных условий его дом принял неопрятный и заброшенный вид. Казалось, что там никто не живет. Сено и хлеб, которые он зачем-то берег, гнили. Внутри дома был беспорядок: старые поломанные вещи, которые Плюшкин не выбрасывал, смешались со старой мебелью и мусором. В комнатах было темно, за исключением его комнаты. При всем этом этот человек все равно оставался самым богатым среди всех: у него было около тысячи рабочих людей.

В поэме ему шел седьмой десяток. Когда Чичиков приехал к нему, то издалека он даже не понял, кто к нему идет. Плюшкин был похож на бесполое существо: непонятно было – мужчина это или женщина. Было ощущение, что к нему направляется слуга, но это оказался сам хозяин поместья – Плюшкин. Одет он был в лохмотья. Халат уже не был похож на одежду, а на какую-то тряпку. Рукава были полностью пропитаны сальностью. Сам хозяин, похоже, давно не мылся и забыл, что такое гигиена вообще. У него были жесткие белые волосы. Лицо его не выражало никаких чувств. Имел выступающий вперед подбородок, на который он плевал, когда говорил.

Плюшкин не любил гостей. Отношения с детьми он давно порвал. Сын сбежал в армию (которого отец позже проклял), одна дочь умерла, а другая поспешила выйти замуж. Им он ничем не помогал.

А когда-то Степану Плюшкину завидовали. Его поместье процветало, и он был прилежным семьянином.

Сочинение Образ и характеристика Плюшкина

Образы помещиков играют ключевую роль в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Каждый помещик уникален и представляет собой яркий тип личности. По сути всех помещиков того времени можно разделить на эти типы. Важными чертами для характеристики того или иного героя являются его дом, усадьба и реакция на необычное предложение Чичикова о продаже умерших крестьян.

Пестрая галерея господ ужасает неприятными чертами характера. Будто автор специально раскинул череду помещиков по принципу: один пошлее другого. Начинается она «сахарным» Маниловым, чье поместье затягивает нас вместе с главным героем. И заканчивается «прорехой на человечестве» – Плюшкиным. Алчный и низменный, он больше всех поражает читателя. Даже мужики из соседних окрестностей, у которых Чичиков узнает дорогу к поместью, называют последнего барина «заплатанным».

Село, по которому ведет дорога к господскому дому, поражает проезжающих убогостью и нищетой. Обветшалые крестьянские избы, оскудевшие угодья и грязные дворы. Помещичья усадьба не выглядит жилым помещением. Скорее напоминает старинный замок, оплетенный паутиной, который давно покинули люди. Хотя есть свидетельство того, что когда-то и дом, и хозяйство были крепкими, а хозяин зажиточным.

Чичиков въезжает во двор и замечает как не то баба, не то мужик ругается с возницей. Герой, решивший, что это ключница интересуется: дома ли хозяин. Бесполое существо удивляется приезду незнакомого человека и провожает его в комнату.

Чичикова ошеломляет беспорядок внутри. Будто сюда принесли весь хлам и ненужные вещи со всей округи. И, действительно, выясняется, что Плюшкин собирает разные ненужные предметы на улице и складирует их на полу. Это может быть кем-то оставленное ведро, осколки посуды или перышко. Не меньший шок герой испытывает, когда понимает, что встретила его не ключница, а помещик – хозяин дома.

Барин был одет в засаленный, заношенный халат весь в прорехах, а на шее красовались обрывки тряпья. Маленькие глазки бегали, будто сверлили собеседника. Герой был настороженным, подозрительным, неспокойным. Если не знать, что это зажиточный помещик, то можно на улице принять его за нищего. У читателя возникает ужас и жалость к герою.

Плюшкина можно считать самым прописанным образом из всех помещиков. Потому что это единственный герой с историей, своеобразной биографией. Когда-то это был хороший помещик, бережливый хозяин и прекрасный семьянин. Все у него было на своем месте. Его умению экономить можно было позавидовать. Люди из соседних поместий приезжали к нему поучиться вести хозяйство. Но все изменилось, когда герой потерял супругу. А дети нелицеприятным образом, без отцовского благословения, покинули дом.

Скупость росла с каждым годом, пока не заменила все чувства барина. Хозяйство стало пустеть, потому, что герой жалел денег абсолютно на все. Жадность завладела им.

Персонаж радуется возможности получить деньги за умерших крестьян. И даже не осведомляется о законности сделки. В благодарность даже угощает Чичикова сухарем, оставшимся от привезенного дочерью кулича. И стопкой ликера, не раз разбавленного. Для него это великая щедрость и знак особого расположения.

После знакомства с этим героем у читателя остается неприятный осадок. С одной стороны, он вызывает жалость. С другой – отвращение.

Вариант 5

В своем сатирическом произведении «мертвые души» автор нам показывает, много помещиков, которые живут в разных деревнях.

Самый яркий образ для меня это Плюшкин, который из-за своей жалости потерял все человеческие качества. Плохое впечатление производит все имущество Плюшкина. Ему было все ровно на деревенские дома. Ведь бревна, из которых построены дома уже были гнилыми, в некоторых домах нет стекол, и ничего не оставалось, как затыкать тряпками.

Дом Плюшкина тоже выглядел очень нищенски, хотя он был не бедным человеком. Внутри дома было непонятно, что можно сказать – мусорка: валялись исписанные бумаги, стояла рюмка чем-то наполнена, а в ней уже куча мух плавало, какие-то непонятные тряпки валялись на полу. Исходя из этого, можно подумать, что там никто не живет.

Хозяин дома Плюшкин выглядит подстать своего жилища. Лицо обычное, а маленькие глаза бегают как у мышки. Он одет очень бедно, и вещи грязные, непонятно что на нем одето вообще. Глядя на его одежду, трудно определить, мужчина он, или женщина. Плюшкин похож на человека, который просит милостыню. Были времена когда он был очень хорошим хозяином, у него было все и семья, и дети, и уважение других людей к себе.

Все соседи с радостью приезжали к Плюшкину в гости. Но после того как его жена умерла он резко изменился. Он стал жадным, подозрительным, и встревоженным. Его старшая дочка вышла замуж, втайне от отца, за военного человека, и уехала жить в другой город. А младшая дочка умерла.

Плюшкин из-за своей скупости, не вникал в жизнь своих дочерей, и на их просьбы о помощи, всегда отказывал. Его жадность привела его к полному перевоплощению, и он стал похож на бедного человека собирающего всякий хлам. Его дела в убытке никто не хочет иметь с ним никаких дел, покупать у него товар. В итоге этого его хлеб, и сено гнили, холсты превращались в пыль а, мука стояла гнила в подвалах. Но сам Плюшкин все боялся остаться голодным и пойти по миру на старости лет. Гоголь нам показывает, что Плюшкин убил все человеческое, он испортил жизнь себе и людям поднимал налоги, не думая о том, чем люди будут платить.

Мне кажется, что он изменился, когда потерял дорогого человека, свою жену и не смог жить дальше без нее. Я считаю нельзя опускать руки и идти только вперед.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Плюшкина в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

Попрощавшись с супругой, царь отправляется в путь. Жена ожидает его, с грустью смотря в окошко. В ночи рождается будущая царевна. Вскоре приезжает царь. Супруга умирает.

В жизни каждого из нас, так или иначе, появляются люди, которые нас чем-то обижают. Это могут быть как совершенно незнакомые люди, например хамоватая женщина в очереди в продуктовом магазине

Тема любви в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» раскрыта многогранно, удивительно и противоречиво. Непростая судьба главного героя Юрия Живаго, интеллигента, принявшего не без некоторых сомнений революцию

У каждого лето ассоциируется с разным: для кого это возможность отдохнуть от школы, прекрасные поездки на море или к бабушке в деревню, отдых в летнем лагере. Лето – это чудесное время года с массой занятий и развлечений

Образ Прекрасной Дамы очень важен для Александра Блока, он даже так назвал один из самых своих известных циклов. Этот образ постоянно встречается в его стихах.

Образ Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души: сочинение

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Сочинение. Образ Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Читайте также:  Рецензия на повесть Ф. А. Абрамова Поездка в прошлое: сочинение

Галерея «мертвых душ» заканчивается в поэме Плюшкиным. Истоки данного образа в комедиях Плавта, Мольера, в прозе Бальзака. Однако, вместе с тем, гоголевский герой -порождение русской жизни. «В среде всеобщего мотовства и разорения. в обществе Петуховых, Хлобуевых, Чичиковых и Маниловых . человека мнительного и неглупого . невольно должен был охватить страх за свое благополучие. И вот скупость естественно становится той манией, в которую развивается его напуганная мнительность . Плюшкин – русский скупец, скупец от боязни за будущее, в устройстве которого русский человек так беспомощен», – замечает дореволюционный критик.
Основные черты Плюшкина – скупость, жадность, жажда накопительства и обогащения, настороженность и подозрительность. Черты эти мастерски переданы в портрете героя, в пейзаже, в описании обстановки и диалогах.
Очень выразительна внешность Плюшкина. Характерно, что Гоголь представляет здесь несколько портретов героя. Первый портрет Плюшкина – это неопределенное впечатление Чичикова, который долго не мог распознать, кто перед ним: «баба или мужик». Здесь Гоголь использует прием «узнавания», которое «происходит по всем законам комического». Сначала Чичиков решает, что встретил ключницу, потом он увидел, что это «скорее ключник». И только в процессе разговора с «ключникам» Павел Иванович выяснил, что перед ним хозяин усадьбы.
Второй портрет героя также дан в восприятии Чичикова. Здесь Гоголь как бы предваряет субъективное восприятие внешности героями Толстого и Тургенева. «Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая носом, они высматривают, не затаился ли где кот. ». В этом портрете Гоголь использует развернутое сравнение, прием, характерный для его творческой манеры. Одновременно здесь присутствует гротескный мотив сближения человека с животным.
Примечателен наряд Плюшкина засаленный и рваный халат, наверченное на шее тряпье. Портретом этим восхищался С. Шевырев. «Плюшкин так живо видится нам, как будто мы его припоминаем на картине Альберта Дюрера в галерее Дориа. » – писал критик.
Маленькие бегающие глазки, похожие на мышей, свидетельствуют о настороженности и подозрительности Плюшкина, порожденной страхом за свое имущество. Лохмотья его напоминают одежду нищего, но никак не помещика, имеющего тысячу с лишним душ.
В третьем портрете Плюшкина мы видим динамику его душевных движений. Вспомнив о своей былой дружбе с председателем, помещик оживляется. «И на деревянном лице вдруг скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства, явление, подобное неожиданному появлению на поверхности вод утопающего, произведшему радостный крик в толпе, обступившей берег». И далее Гоголь развертывает начатое сопоставление. «Но напрасно обрадовавшиеся братья и сестры кидают с берега веревку и ждут, не мелькнет ли вновь спина или утомленные бореньем руки, – появление было последнее. Глухо все, и еще страшнее и пустыннее становится после того затихнувшая поверхность безответной стихии. Так и лицо Плюшкина вслед за мгновенно скользнувшим на нем чувством стало еще бесчувственней и еще пошлее». Этот портрет уже дан в авторском восприятии. Таким образом, мы не можем говорить о статичности портрета героя, как не статичен и сам образ Плюшкина.
Рассмотрим описание обстановки в усадьбе Плюшкина. В описании деревни помещика продолжает развиваться мотив нищеты. Во всех деревенских строениях заметна «какая-то особенная ветхость», избы сделаны из старых и темных бревен, крыши похожи на решето, в окнах нет стекол. Дом самого Плюшкина смотрится «каким-то дряхлым инвалидом». Местами он в один этаж, местами в два, на ограде и воротах – зеленая плесень, сквозь дряхлые стены виднеется «нагая штукатурная решетка», из окон открыты только два, остальные – заставлены или забиты. «Нищенский вид» здесь метафорически передает духовную нищету героя, жесткую ограниченность его мировосприятия патологической страстью к накопительству.
Позади дома тянется сад, такой же заросший и заглохший, который, однако, «вполне живописен в своем картинном запустении». «Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев. Белый колоссальный ствол березы. подымался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе, как . мраморная сверкающая колонна. Местами расходились зеленые чащи, озаренные солнцем. »
Ослепительно белый, мраморный ствол березы, зеленые чащи, яркое, сверкающее солнце – по своей живописности, наличию световых эффектов пейзаж этот напоминает нам картины природы в произведениях Тургенева и Толстого. Здесь уже нет той условности в изображении природы, которая в целом присутствует в поэме. Это описание отличается от остальных пейзажей поэмы. Во-первых, картина природы здесь создает «диссонанс» в целостной обрисовке образа Плюшкина. В главах, посвященных остальным помещикам, пейзаж соответствует общей атмосфере повествования. Во-вторых, описание природы здесь отражает философские размышления Гоголя. Е.А. Смирнова отмечает, что сад здесь может символизировать человеческую душу: личная воля каждого определяет «запущенность» нравственных качеств или же расцвет их. Философская символика здесь сближает гоголевский пейзаж с пейзажами Пушкина и Тургенева. Кроме того, стоит отметить, что по яркости своих красок и наличию световых эффектов пейзаж этот контрастен описанию внутреннего убранства помещичьего дома, воссоздающему атмосферу безжизненности, смерти, могилы.
Войдя в дом Плюшкина, Чичиков сразу же попадает в темноту «он ступил в темные, широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери».
Далее Гоголь развивает намеченный здесь мотив смерти, безжизненности. В другой комнате помещика (куда попадает Чичиков) – сломанный стул, «часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил свою паутину»; люстра в холстинном мешке, благодаря слою пыли похожая «на шелковый кокон, в котором сидит червяк». На стенах Павел Иванович замечает несколько картин, но сюжеты их вполне определенны – сражение с кричащими солдатами и тонущими конями, натюрморт с «висевшею головою вниз уткой».
В углу комнаты на полу навалена огромная куча старого хлама, сквозь огромный слой пыли Чичиков замечает там кусок деревянной лопаты и старую подошву сапога. Картина эта символична. Как замечает И.П. Золотусский, куча Плюшкина это «надгробный холм над идеалом материалиста». Исследователь отмечает, что всякий раз, когда Чичиков встречается с кем-либо из помещиков, он совершает «осмотр своих идеалов». Плюшкин в данном случае «представляет собой» состояние, богатство. Фактически это самое главное, к чему стремится Чичиков. Именно денежная независимость открывает для него дорогу к комфорту, счастью, благополучию и т. д. Все это неразрывно слито в сознании Павла Ивановича с домом, семьей, родственными связями, «наследниками», уважением в обществе.
Плюшкин же проделывает в поэме обратный путь. Герой как будто открывает нам оборотную сторону чичиковского идеала – мы видим, что дом помещика полностью запущен, семьи у него нет, все дружеские и родственные связи он разорвал, в отзывах о нем других помещиков нет и намека на уважение.
А ведь был когда-то Плюшкин бережливым хозяином, был женат, и «сосед заезжал к нему пообедать» и поучиться у него хозяйству. И все было у него не хуже, чем у других: «приветливая и говорливая хозяйка», славившаяся хлебосольством, две миловидные дочки, «белокурые и свежие, как розы», сын, «разбитной мальчишка», и даже учитель-француз. Но «добрая хозяйка» его и младшая дочь умерли, старшая сбежала со штаб-ротмистром, «сыну пришла пора на службу», и Плюшкин остался в одиночестве. Гоголь внимательно прослеживает этот процесс распада человеческой личности, развитие в герое его патологической страсти. Одинокая жизнь помещика, вдовство, «седина в жестких волосах», сухость и рационализм характера («. человеческие чувства . не были в нем глубоки. ») – все это дало «сытую пищу скупости». Потакая своему пороку, Плюшкин постепенно разорял все свое хозяйство. Так, сено и хлеб у него гнили, мука в подвалах превращалась в камень, холсты и материи «обращались в пыль». Страсть Плюшкина к накопительству стала поистине патологической: каждый день он ходил по улицам своей деревни и собирал все, что подвернется под руку: старую подошву, бабью тряпку, железный гвоздь, глиняный черепок. Чего только не было на дворе помещика: «бочки, пересеки, ушаты, лагуны, жбаны с рыльцами и без рылец, побратимы, лукошки. ». «Заглянул бы кто-нибудь к нему на рабочий двор, где наготовлено было на запас всякого дерева и посуды, никогда не употреблявшейся, – ему бы показалось, уж не попал ли он в Москву на щепной двор, куда ежедневно отправляются расторопные тещи и свекрухи . делать свои хозяйственные запасы. » пишет Гоголь. Подчиняясь жажде наживы и обогащения, герой постепенно утратил все человеческие чувства: он перестал интересоваться жизнью своих детей и внуков, рассорился с соседями, отвадил всех гостей.
Характеру героя в поэме целиком соответствует и его речь. Как отмечает В.В. Литвинов, речь Плюшкина представляет собой «одно непрерывное брюзжание»: жалобы на окружающих – на родственников, крестьян, и брань со своими дворовыми.
В сцене купли-продажи мертвых душ Плюшкин, как и Собакевич, начинает торговаться с Чичиковым. Однако если Собакевич, не заботясь о моральной стороне вопроса, вероятно, догадывается о сути аферы Чичикова, то Плюшкин даже не задумывается об этом. Услышав о том, что можно получить «прибыль», помещик как будто забывает обо всем: он «ожидовел», «руки его задрожали», деньги от Чичикова он «принял в обе руки и понес их к бюро с такою же осторожностью, как будто бы нес какую-нибудь жидкость, ежеминутно боясь расхлестать ее». Таким образом, моральная сторона вопроса уходит от него сама собой – она просто меркнет под напором «нахлынувших чувств» героя.
Именно эти «чувства» выводят помещика из разряда «равнодушных». Белинский считал Плюшкина «лицом комическим», гадким и отвратительным, отказывая ему в значительности чувстве. Однако в контексте творческого замысла автора, представленной в поэме жизненной истории героя данный характер представляется самым сложным среди гоголевских помещиков. Именно Плюшкин (вместе с Чичиковым), по замыслу Гоголя должен был появиться нравственно возрожденным в третьем томе поэмы. Именно поэтому писатель представляет нам жизненную историю героя, пейзаж здесь перестает быть условным, портрет не совсем статичен. Думается, Гоголь сознательно нарушает единую тональность повествования.

Сочинение: образ Плюшкина в поэме «Мертвые души»

Автор: Guru · 24.03.2017

Краткое сочинение: Мертвые души, образ Плюшкина для 9 класса

По замыслу Гоголя поэма была задумана в трех частях на манер «Божественной комедии» Данте. «Мертвые души» — это «Ад», где все герои, включая главного, по-своему порочны. В первую очередь, конечно же, это те самые пресловутые помещики, которые иерархично выстроены от легких пороков к одним из самых худших. «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого»,- подтверждает эту мысль сам автор. И самым пропащим из них, по мнению Гоголя, является Степан Плюшкин, корыстолюбивый скряга, «прореха на теле человечества», один из самых ярких и запоминающихся образов в поэме, описанный автором со скрупулезной точностью.

Как и у прочих помещиков, описание характера героя начинается с его имения. В случае с Плюшкиным это вдвойне важно, так как Гоголь рисует его портрет через детали интерьера. Этот прием действует по принципу «что снаружи, то и внутри», так как, например, аккуратный человек будет сам выглядеть достойно и так же содержать свое хозяйство. Но с Плюшкиным все ровно наоборот. Чичиков, подъезжая к его деревне, сразу же заметил «какую-то особенную ветхость на всех деревенских строения», а позже увидел сам барский дом, который вблизи «показался теперь еще печальнее». Такой пейзаж уже наводит на мысль о характере и социальном положении помещика: небрежный, беспорядочный и бедный. Но у Плюшкина было немало денег, душ и запасов, вся его бедность происходит изнутри. Это самый скупой скряга во всей русской литературе, имя которого стало нарицательным. Как только Чичиков входит в «печальный» дом, то мы только сильнее утверждаемся в этих мыслях. «Он вступил в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба»,- сравнение очень показательно, ведь издавна погребом называли место, где хранится различная утварь, которую приносят в дом по надобности. Плюшкин же видит надобность во всем: «Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину».

Позже Гоголь объясняет, что это нагромождение ненужных вещей в доме вызвано маниакальным собирательством помещика. У многих людей есть привычка не выбрасывать старые вещи или приобретать ненужные на случай, что «вдруг пригодится», но здесь эта черта возведена автором в гротескную форму. Это даже не попытка обогащения, а привычка к накоплению. Хозяйство стало убыточным именно из-за этой черты характера Плюшкина: сено и хлеб никуда не применялись, отчего гнили в амбарах, мука в подвалах давно превратилась в камень. Помещик не пользовался накопленным, он просто копил, это стало его смыслом жизни.

А ведь раньше он жил совсем по-другому: был женат, имел детей, прибыльное хозяйство. Эта «мудрая скупость» была обычной бережливостью. Плюшкин был просто создан для бизнеса, он точно знал, как преумножить богатство, и ему нравилось этим заниматься: «Двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни; везде во все входил зоркий взгляд хозяина и, как трудолюбивый паук, бегал хлопотливо, но расторопно, по всем концам своей хозяйственной паутины».

Пока был «жив» Плюшкин, «жило» и его хозяйство. Умерла жена и «Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее». Все начало рушиться, он стал чахнуть. Многие ломаются перед тяжелыми обстоятельствами, и не всем выпадает возможность начать все заново. И вся вина Плюшкина заключается в том, что у него был шанс перевоспитаться, которым он пренебрег. Его сбежавшая дочь приезжала к отцу, знакомила с внуками, даже подарила ему новый халат, но тот отверг её, еще сильней закутавшись в свой паучий кокон. Он влачит свое жалкое существование: он только досаждает своим крестьянам большим оброком и не дает им спокойно жить. Такие люди не задумываются о ближних, подчиненных и прочих людях, зависящих от них. Плюшкины безразличные, скупые, глупые люди, существование которых абсолютно бессмысленно. Наверное, поэтому Гоголь ставит его на последнюю ступеньку в своей иерархии пороков. Все остальные помещики при своей «пошлости» не приносят столько вреда, а эта «прореха» зияет на теле человечества и со временем становится только больше.

Ссылка на основную публикацию
×
×