Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского Идиот).: сочинение

Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»)

Действие сцены чтения пушкинского стихотворения происходит на даче Лебедева, где отдыхает князь Мышкин. Здесь собираются два семейства: Епанчиных и Иволгиных. Присутствующие разговаривают о «рыцаре бедном» Дон Кихоте, подразумевая под ним князя Мышкина. Ситуация становится довольно опасной в тот момент, когда Аглая Епанчина открыто заявляет: «Я сначала не понимала и смеялась, а теперь люблю «рыцаря бедного», а главное, уважаю его подвиги».

Чтобы снять напряжение, Лизавета Прокофьевна Епанчина просит Аглаю пропросмотреть стихотворение Пушкина о «рыцаре бедном», о котором якобы идет речь.

Данный эпизод выполняет в романе две функции. Во-первых, он раскрывает отношение Аглаи Епанчиной к Мышкину. Это первое для девушки и для Мышкина признание в любви. То, как это происходит, помогает читателю понять характер Аглаи. Открыто, почти по-детски, полушутя и играя, даже немного подтрунивая над князем, героиня признается в том, что испытывает к нему нежные чувства. В стихотворении Пушкина, которое читает Аглая, есть строчка:

А.М.Д. своею кровью

Начертал он на щите.

Декламируя, Епанчина специально изменяет буквы А.М.Д. на буквы Н.Ф.Б, явно намекая на отношения князя с Настасьей Филипповной Барашкиной. И этот укол также выглядит немного наивным, детским и легкомысленным.

В 6-ой главе младшая дочь Епанчиных произносит важнейшие слова, объясняющие смысл последующего чтения: «. В стихах этих прямо изображён человек, способный иметь идеал, во-вторых, раз поставив себе идеал, поверить ему, а поверив, слепо отдать ему всю свою жизнь. Это не всегда в нашем веке случается. Там, в стихах этих, не сказано, в чём, собственно, состоял идеал «рыцаря бедного», но видно, что это был какой-то светлый образ, образ «чистой красоты»».

Описывая реакцию собравшихся на чтение, Достоевский замечает: «Что-то тяжёлое и неприятное как бы уязвило князя». По-видимому, здесь мы видим частый у писателя мотив предчувствия, в данном случае – предчувствия неприязненных отношений Аглаи и Настасьи Филипповны.

Весь эпизод чтения пушкинского стихотворения проникнут каким-то светлым чувством. Интрига, введенная Аглаей Епанчиной, когда все участники беседы понимали, о чем и о ком идет речь, поддерживается и автором. Достоевский не раскрывает нам мысли героев, поэтому здесь практически отсутствуют внутренние монологи действующих лиц. Не открывая движения души героев, а лишь описывая внешнюю сторону происходящего, автор заставляет нас стать участниками их диалога.

Другая важнейшая функция, которую выполняет данный эпизод – раскрытие образа князя Мышкина. Дон Кихот в сцене назван отнюдь не случайно. Достоевский высоко оценивал роман Сервантеса. «Из прекрасных лиц в литературе христианской стоит всего законченнее Дон Кихот», – пишет Ф.М. Достоевский.

Образ Дон Кихота оказал большое влияние на всю русскую литературу Х1Х – ХХ веков. К нему обращались Пушкин, Гоголь, Тургенев, Платонов. Среди источников образа князя Мышкина Дон Кихот – один из важнейших.

Достоевский смотрел на «Дон Кихота», конечно же, не как на сатиру на рыцарские романы. Комический эффект от действий героя Сервантеса возникает из-за несоответствия реальности и бредовых действий Дон Кихота. Но осмеянный герой, соприкасаясь с действительностью, проявляет и разоблачает окружающую его среду.

Этот прием Достоевский использует для создания своих образов. Для его творчества характерно обращение к сюжетам, уже разработанным мировой литературой. Однако писатель наполняет их новым содержанием. Для Достоевского действия Дон Кихота – прекрасны, а окружающая действительность отвратительна. Герой не осмеивается, а возвеличивается. Дон Кихот служит одним из образцов для написания «истинно прекрасного человека» князя Мышкина в «Идиоте». Герой противостоит среде, живущей по безнравственным и противоестественным законам.

Однако между Мышкиным и Дон Кихотом есть ряд важных различий. Мышкин не бредит, как Дон Кихот, который не понимает истинного смысла происходящих событий. Князь делает все сознательно, оценивая людей и последствия своих поступков. Он сохраняет «голубиное сердце» Дон Кихота, но, в отличие от него, не вооружен, борется не мечом, а сердцем. Нравственный герой Достоевского воплощает в себе лучшие качества: смирение, кротость, чуткость, доброту, христианскую любовь, бескорыстное служение людям, безраздельную самоотдачу, жертвенное начало и мученический ореол. Как и у Дон Кихота, у Мышкина есть своя Дульсинея, которую надо расколдовать, – Настасья Филипповна.

«Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа «Идиот»).»

Действие сцены чтения пушкинского стихотворения происходит на даче Лебедева, где отдыхает князь Мышкин. Собираются два семейства: Епанчиных и Иволгиных. Сцена начинается ещё в шестой главе (в 7-й продолжается и сменяется появлением молодых «нигилистов») со слов Коли Иволгина, обращённых к Аглае Епанчиной: «Месяц назад вы „Дон-Кихота“ перебирали и воскликнули эти слова, что нет лучше „рыцаря бедного“. Не знаю, про кого вы тогда говорили: про Дон-Кихота, или про Евгения Павлыча, или ещё про одно лицо».

Присутствующие разговаривают о «рыцаре бедном», подразумевая под ним Мышкина. Ситуация становится довольно скользкой в тот момент, когда Аглая открыто заявляет: «Я сначала не понимала и смеялась, а теперь люблю „рыцаря бедного“, а главное, уважаю его подвиги». Дабы снять напряжение, Лизавета Прокофьевна Епанчина просит Аглаю пропросмотреть стихотворение Пушкина о «рыцаре бедном», о котором якобы идет речь.

Эпизод в романе выполняет две функции. Во-первых, раскрывает отношение Аглаи Епанчиной к Мышкину. Это первое признание в любви. То, как оно было совершено, помогает читателю понять характер Аглаи. Открыто, почти по-детски, полушутя и играя, даже немного подтрунивая над князем, героиня признается в том, что испытывает к князю нежные чувства. В стихотворении Пушкина, которое читает Аглая, есть строчка:

А.М.Д. своею кровью

Начертал он на щите.

Декламируя, Епанчина специально изменяет буквы А.М.Д. на буквы Н.Ф.Б, явно намекая на отношения князя с Настасьей Филипповной Барашкиной. И этот укол также выглядит немного наивным, детским и легкомысленным. Сама же она косвенно объясняет смысл этой замены: «…Этому бедному рыцарю уже всё равно стало: кто бы ни была и что бы ни сделала его дама. Довольно того, что он её выбрал и поверил её „чистой красоте“, а затем уже преклонился пред нею навеки…» Аглая убеждена, что если б потом эта дама хоть воровкой была, то он всё-таки должен был ей верить и за её чистую красоту копья ломать.

В «рыцаре же бедном», по мнению девушки, это чувство дошло уже до последней степени, до аскетизма. Она признает, что способность к такому чувству много обозначает, и что «такие чувства оставляют по себе черту глубокую».

В шестой главе Аглая Епанчина произносит важнейшие слова, объясняющие смысл последующего чтения: «…В стихах этих прямо изображён человек, способный иметь идеал, во-вторых, раз поставив себе идеал, поверить ему, а, поверив, слепо отдать ему всю свою жизнь».

Описывая реакцию собравшихся на чтение, Достоевский замечает: «Что-то тяжёлое и неприятное как бы уязвило князя». По-видимому, здесь мы видим частый у писателя мотив предчувствия, в данном случае — предчувствия неприязненных отношений Аглаи и Настасьи Филипповны.

Другая важнейшая функция, которую выполняет эпизод, — помощь в раскрытии образа князя Мышкина. Дон-Кихот в сцене назван отнюдь не случайно. Достоевский высоко оценивал роман Сервантеса. «Из прекрасных лиц в литературе христианской стоит всего законченнее Дон-Кихот», — пишет Ф.М. Достоевский

Вообще, образ Дон-Кихота оказал большое влияние на всю русскую литературу 19−20 веков. К нему обращались Пушкин, Гоголь, Тургенев, Платонов. Среди источников образа Мышкина Дон-Кихот — один из важнейших.

Достоевский смотрел на «Дон-Кихота», конечно же, не как на сатиру на рыцарские романы. Комический эффект романа Сервантеса возникает из несоответствия реальности и бредовых действий Дон-Кихота, неверно ее воспринимающего. Одновременно, соприкасаясь с действительностью, осмеянный герой проявляет и разоблачает окружающую его среду.

Эту схему Достоевский использует для создания своих образов. Для его творчества характерно обращение к сюжетам, уже разработанным мировой литературой, однако наполняемым им новым содержанием. Для писателя действия Дон-Кихота — прекрасны, а окружающая действительность отвратительна. Герой не осмеивается, а возвеличивается. Дон-Кихот служит одним из образцов для написания «истинно прекрасного человека» князя Мышкина в «Идиоте». Князь противостоит среде, живущей по антинравственным формализованным законам.

Однако между Мышкиным и Дон-Кихотом есть ряд важных отличий. Мышкин не бредит, как Дон-Кихот, непонимающий истинный смысл происходящих событий, он делает все сознательно, оценивая людей и последствия своих поступков. Мышкин сохраняет «голубиное сердце» Дон-Кихота, но, в отличие от него, не вооружен, борется не мечом, а сердцем. Нравственный герой аккумулирует в себе лучшие качества: смирение, кротость, чуткость, доброту, христианскую любовь, активно-бескорыстное служение людям, безраздельную самоотдачу, жертвенное начало и мученический ореол. Как и у Дон-Кихота, у Мышкина есть своя Дульсинея, которую надо расколдовать, — Настасья Филипповна.

Весь эпизод чтения пушкинского стихотворения проникнут каким-то светлым чувством. Интрига, введенная Аглаей Епанчиной, когда все участники беседы понимали, о чем шла речь, но не озвучивали ничьих имен, поддерживается и автором. Он не раскрывает нам мысли героев, поэтому здесь практически отсутствует внутренние монологи действующих лиц. Не открывая читателю движения души героев, а описывая лишь внешнюю сторону происходящего, автор лишает читателя «комментария» и заставляет стать одним из участников диалога.

Читайте также:  Анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Достоевского «Идиот»: сочинение

Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского “Идиот”)

Действие сцены чтения пушкинского стихотворения происходит на даче Лебедева, где отдыхает князь Мышкин. Собираются два семейства: Епанчиных и Иволгиных. Сцена начинается еще в шестой главе (в 7-й продолжается и сменяется появлением молодых “нигилистов”) со слов Коли Иволгина, обращенных к Аглае Епанчиной: “Месяц назад вы “Дон-Кихота” перебирали и воскликнули эти слова, что нет лучше “рыцаря бедного”. Не знаю, про кого вы тогда говорили: про Дон-Кихота, или про Евгения Павлыча, или еще про одно лицо”.
Присутствующие разговаривают о “рыцаре бедном”, подразумевая под ним Мышкина. Ситуация становится довольно скользкой в тот момент, когда Аглая открыто заявляет: “Я сначала не понимала и смеялась, а теперь люблю “рыцаря бедного”, а главное, уважаю его подвиги”. Дабы снять напряжение, Лизавета Прокофьевна Епанчина просит Аглаю пропросмотреть стихотворение Пушкина о “рыцаре бедном”, о котором якобы идет речь.
Эпизод в романе выполняет две функции. Во-первых, раскрывает отношение Аглаи Епанчиной к Мышкину. Это первое признание в любви. То, как оно было совершено, помогает читателю понять характер Аглаи. Открыто, почти по-детски, полушутя и играя, даже немного подтрунивая над князем, героиня признается в том, что испытывает к князю нежные чувства. В стихотворении Пушкина, которое читает Аглая, есть строчка:
А. М. Д. своею кровью
Начертал он на щите.
Декламируя, Епанчина специально изменяет буквы А. М. Д. на буквы Н. Ф. Б, явно намекая на отношения князя с Настасьей Филипповной Барашкиной. И этот укол также выглядит немного наивным, детским и легкомысленным. Сама же она косвенно объясняет смысл этой замены: “…Этому бедному рыцарю уже все равно стало: кто бы ни была и что бы ни сделала его дама. Довольно того, что он ее выбрал и поверил ее “чистой красоте”, а затем уже преклонился пред нею навеки…” Аглая убеждена, что если б потом эта дама хоть воровкой была, то он все-таки должен был ей верить и за ее чистую красоту копья ломать.
В “рыцаре же бедном”, по мнению девушки, это чувство дошло уже до последней степени, до аскетизма. Она признает, что способность к такому чувству много обозначает, и что “такие чувства оставляют по себе черту глубокую”.
В шестой главе Аглая Епанчина произносит важнейшие слова, объясняющие смысл последующего чтения: “…В стихах этих прямо изображен человек, способный иметь идеал, во-вторых, раз поставив себе идеал, поверить ему, а, поверив, слепо отдать ему всю свою жизнь”.
Описывая реакцию собравшихся на чтение, Достоевский замечает: “Что-то тяжелое и неприятное как бы уязвило князя”. По-видимому, здесь мы видим частый у писателя мотив предчувствия, в данном случае – предчувствия неприязненных отношений Аглаи и Настасьи Филипповны.
Другая важнейшая функция, которую выполняет эпизод, – помощь в раскрытии образа князя Мышкина. Дон-Кихот в сцене назван отнюдь не случайно. Достоевский высоко оценивал роман Сервантеса. “Из прекрасных лиц в литературе христианской стоит всего законченнее Дон-Кихот”, – пишет Ф. М. Достоевский
Вообще, образ Дон-Кихота оказал большое влияние на всю русскую литературу 19-20 веков. К нему обращались Пушкин, Гоголь, Тургенев, Платонов. Среди источников образа Мышкина Дон-Кихот – один из важнейших.
Достоевский смотрел на “Дон-Кихота”, конечно же, не как на сатиру на рыцарские романы. Комический эффект романа Сервантеса возникает из несоответствия реальности и бредовых действий Дон-Кихота, неверно ее воспринимающего. Одновременно, соприкасаясь с действительностью, осмеянный герой проявляет и разоблачает окружающую его среду.
Эту схему Достоевский использует для создания своих образов. Для его творчества характерно обращение к сюжетам, уже разработанным мировой литературой, однако наполняемым им новым содержанием. Для писателя действия Дон-Кихота – прекрасны, а окружающая действительность отвратительна. Герой не осмеивается, а возвеличивается. Дон-Кихот служит одним из образцов для написания “истинно прекрасного человека” князя Мышкина в “Идиоте”. Князь противостоит среде, живущей по антинравственным формализованным законам.
Однако между Мышкиным и Дон-Кихотом есть ряд важных отличий. Мышкин не бредит, как Дон-Кихот, непонимающий истинный смысл происходящих событий, он делает все сознательно, оценивая людей и последствия своих поступков. Мышкин сохраняет “голубиное сердце” Дон-Кихота, но, в отличие от него, не вооружен, борется не мечом, а сердцем. Нравственный герой аккумулирует в себе лучшие качества: смирение, кротость, чуткость, доброту, христианскую любовь, активно-бескорыстное служение людям, безраздельную самоотдачу, жертвенное начало и мученический ореол. Как и у Дон-Кихота, у Мышкина есть своя Дульсинея, которую надо расколдовать, – Настасья Филипповна.
Весь эпизод чтения пушкинского стихотворения проникнут каким-то светлым чувством. Интрига, введенная Аглаей Епанчиной, когда все участники беседы понимали, о чем шла речь, но не озвучивали ничьих имен, поддерживается и автором. Он не раскрывает нам мысли героев, поэтому здесь практически отсутствует внутренние монологи действующих лиц. Не открывая читателю движения души героев, а описывая лишь внешнюю сторону происходящего, автор лишает читателя “комментария” и заставляет стать одним из участников диалога.

Сочинение по литературе на тему: Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского “Идиот”)

Другие сочинения:

Сцена венчания Настасьи Филипповны с князем Мышкиным (анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Ф. М. Достоевского “Идиот”) Венчание князя Мышкина и Настасьи Филипповны должно было состояться в Павловске, в самый разгар дачного сезона, когда здесь отдыхало все светское общество. Эта свадьба не скрывалась, а, напротив, афишировалась. Настасья Филипповна готовила лучший наряд, чтобы предстать перед злопыхателями во всей Read More .

Сцена сожжения денег Настасьей Филипповной (Анализ эпизода из главы 16, части 1 романа Ф. М. Достоевского “Идиот”) Скандальная сцена на дне рождения Настасьи Филипповны – одна из самых поразительных и запоминающихся у Достоевского. В этой сцене в полной мере раскрывается удивительный, не имеющий аналогов ни в одном другом произведении, женский образ. Композиционно сцена является кульминацией и развязкой Read More .

Анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Достоевского “Идиот” В романе Ф. М. Достоевского “Идиот” автор пытался создать образ положительного героя, противостоящего жестокому и грязному миру хищников и честолюбцев, меркантильности и бесчеловечности окружающего общества. В центре романа – идеальный герой, правдоискатель. “Давно уже мучила меня одна мысль, – признавался Read More .

Сцена чтения пушкинского стихотворения Роман Ф. М. Достоевского “Идиот”, написанный в 1868 году, – одно из самых любимых, задушевных его творений. В авторских черновиках он назывался “Князь Христос”. Судьба князя Льва Николаевича Мышкина – страшная трагедия доброго человека, испытывающего любовь и жалость к людям, Read More .

Клевета Лужина. (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.) Роман “Преступление и наказание” был написан в 1866 году. В это время Достоевский жил в той части Петербурга, где селились мелкие чиновники, торговцы, студенты. Здесь, в тумане и пыли “серединных петербургских улиц и переулков”, родился в сознании Достоевского образ Родиона Read More .

Признание Раскольникова в преступлении. (Анализ эпизода из главы 8, части 6 романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.) Роман Достоевского “Преступление и наказание” – это роман о современ-ной России, переживавшей эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравствен-ных потрясений, роман о современном герое, вместившем в грудь свою все стра-дания, боли и раны времени. Передовая русская молодежь конца 50 – начала Read More .

Сон Раскольникова об убийстве лошади (Анализ эпизода из главы 5 части 1 романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.) Описание сна, привидевшегося Родиону Романовичу Раскольникову в вечер накануне убийства старухи процентщицы (в V главе I части романа), является одним из ключевых моментов сюжета Преступления и наказания. На первый взгляд этот уход в бессознательное на время вырывает главного героя из Read More .

Разговор Раскольникова с Соней (анализ эпизода из главы 4 части 4 романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Роман Достоевского “Преступление и наказание” – величайшее философско-психологическое произведение. Главного героя романа – Родиона Раскольникова – никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума, анализирующий свои мысли и поступки, всегда готовый прийти на помощь другим. Придавленный Read More .

Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского “Идиот”)

Действие сцены чтения пушкинского стихотворения происходит на даче Лебедева, где отдыхает князь Мышкин. Собираются два семейства: Епанчиных и Иволгиных. Сцена начинается еще в шестой главе (в 7-й продолжается и сменяется появлением молодых “нигилистов”) со слов Коли Иволгина, обращенных к Аглае Епанчиной: “Месяц назад вы “Дон-Кихота” перебирали и воскликнули эти слова, что нет лучше “рыцаря бедного”. Не знаю, про кого вы тогда говорили: про Дон-Кихота, или про Евгения Павлыча, или еще про одно лицо”. Присутствующие разговаривают о “рыцаре бедном”, подразумевая под ним Мышкина.

Читайте также:  Рогожин — характеристика литературного героя: сочинение

Ситуация становится довольно скользкой в тот момент, когда Аглая открыто заявляет: “Я сначала не понимала и смеялась, а теперь люблю “рыцаря бедного”, а главное, уважаю его подвиги”. Дабы снять напряжение, Лизавета Прокофьевна Епанчина просит Аглаю пропросмотреть стихотворение Пушкина о “рыцаре бедном”, о котором якобы идет речь. Эпизод в романе выполняет две функции. Во-первых, раскрывает отношение Аглаи Епанчиной к Мышкину.

Это первое признание в любви. То, как оно было совершено, помогает читателю понять характер Аглаи. Открыто, почти по-детски, полушутя и играя, даже немного подтрунивая над князем, героиня признается в том, что испытывает к князю нежные чувства.

В стихотворении Пушкина, которое читает Аглая, есть строчка: А. М. Д. своею кровью Начертал он на щите.

Декламируя, Епанчина специально изменяет буквы А. М. Д. на буквы Н. Ф. Б, явно намекая на отношения князя с Настасьей Филипповной Барашкиной. И этот укол также выглядит немного наивным, детским и легкомысленным. Сама же она косвенно объясняет смысл этой замены: “…Этому бедному рыцарю уже все равно стало: кто бы ни была и что бы ни сделала его дама.

Довольно того, что он ее выбрал и поверил ее “чистой красоте”, а затем уже преклонился пред нею навеки…” Аглая убеждена, что если б потом эта дама хоть воровкой была, то он все-таки должен был ей верить и за ее чистую красоту копья ломать. В “рыцаре же бедном”, по мнению девушки, это чувство дошло уже до последней степени, до аскетизма. Она признает, что способность к такому чувству много обозначает, и что “такие чувства оставляют по себе черту глубокую”. В шестой главе Аглая Епанчина произносит важнейшие слова, объясняющие смысл последующего чтения: “…В стихах этих прямо изображен человек, способный иметь идеал, во-вторых, раз поставив себе идеал, поверить ему, а, поверив, слепо отдать ему всю свою жизнь”. Описывая реакцию собравшихся на чтение, Достоевский замечает: “Что-то тяжелое и неприятное как бы уязвило князя”.

По-видимому, здесь мы видим частый у писателя мотив предчувствия, в данном случае – предчувствия неприязненных отношений Аглаи и Настасьи Филипповны. Другая важнейшая функция, которую выполняет эпизод, – помощь в раскрытии образа князя Мышкина. Дон-Кихот в сцене назван отнюдь не случайно.

Достоевский высоко оценивал роман Сервантеса. “Из прекрасных лиц в литературе христианской стоит всего законченнее Дон-Кихот”,- пишет Ф. М. Достоевский Вообще, образ Дон-Кихота оказал большое влияние на всю русскую литературу 19-20 веков. К нему обращались Пушкин, Гоголь, Тургенев, Платонов. Среди источников образа Мышкина Дон-Кихот – один из важнейших.

Достоевский смотрел на “Дон-Кихота”, конечно же, не как на сатиру на рыцарские романы. Комический эффект романа Сервантеса возникает из несоответствия реальности и бредовых действий Дон-Кихота, неверно ее воспринимающего. Одновременно, соприкасаясь с действительностью, осмеянный герой проявляет и разоблачает окружающую его среду. Эту схему Достоевский использует для создания своих образов.

Для его творчества характерно обращение к сюжетам, уже разработанным мировой литературой, однако наполняемым им новым содержанием. Для писателя действия Дон-Кихота – прекрасны, а окружающая действительность отвратительна. Герой не осмеивается, а возвеличивается.

Дон-Кихот служит одним из образцов для написания “истинно прекрасного человека” князя Мышкина в “Идиоте”. Князь противостоит среде, живущей по антинравственным формализованным законам. Однако между Мышкиным и Дон-Кихотом есть ряд важных отличий. Мышкин не бредит, как Дон-Кихот, непонимающий истинный смысл происходящих событий, он делает все сознательно, оценивая людей и последствия своих поступков. Мышкин сохраняет “голубиное сердце” Дон-Кихота, но, в отличие от него, не вооружен, борется не мечом, а сердцем.

Нравственный герой аккумулирует в себе лучшие качества: смирение, кротость, чуткость, доброту, христианскую любовь, активно-бескорыстное служение людям, безраздельную самоотдачу, жертвенное начало и мученический ореол. Как и у Дон-Кихота, у Мышкина есть своя Дульсинея, которую надо расколдовать, – Настасья Филипповна. Весь эпизод чтения пушкинского стихотворения проникнут каким-то светлым чувством.

Интрига, введенная Аглаей Епанчиной, когда все участники беседы понимали, о чем шла речь, но не озвучивали ничьих имен, поддерживается и автором. Он не раскрывает нам мысли героев, поэтому здесь практически отсутствует внутренние монологи действующих лиц. Не открывая читателю движения души героев, а описывая лишь внешнюю сторону происходящего, автор лишает читателя “комментария” и заставляет стать одним из участников диалога.

Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»).

просмотреть сочинение
Тип: Анализ эпизода

Действие сцены чтения пушкинского стихотворения происходит на даче Лебедева, где отдыхает князь Мышкин. Собираются два семейства: Епанчиных и Иволгиных. Сцена начинается ещё в шестой главе (в 7-й продолжается и сменяется появлением молодых «нигилистов») со слов Коли Иволгина, обращённых к Аглае Епанчиной: «Месяц назад вы «Дон-Кихота» перебирали и воскликнули эти слова, что нет лучше «рыцаря бедного». Не знаю, про кого вы тогда говорили: про Дон-Кихота, или про Евгения Павлыча, или ещё про одно лицо».

Присутствующие разговаривают о «рыцаре бедном», подразумевая под ним Мышкина. Ситуация становится довольно скользкой в тот момент, когда Аглая открыто заявляет: «Я сначала не понимала и смеялась, а теперь люблю «рыцаря бедного», а главное, уважаю его подвиги». Дабы снять напряжение, Лизавета Прокофьевна Епанчина просит Аглаю пропросмотреть стихотворение Пушкина о «рыцаре бедном», о котором якобы идет речь.

Эпизод в романе выполняет две функции. Во-первых, раскрывает отношение Аглаи Епанчиной к Мышкину. Это первое признание в любви. То, как оно было совершено, помогает читателю понять характер Аглаи. Открыто, почти по-детски, полушутя и играя, даже немного подтрунивая над князем, героиня признается в том, что испытывает к князю нежные чувства. В стихотворении Пушкина, которое читает Аглая, есть строчка:

А.М.Д. своею кровью

Начертал он на щите.

Декламируя, Епанчина специально изменяет буквы А.М.Д. на буквы Н.Ф.Б, явно намекая на отношения князя с Настасьей Филипповной Барашкиной. И этот укол также выглядит немного наивным, детским и легкомысленным. Сама же она косвенно объясняет смысл этой замены: “. Этому бедному рыцарю уже всё равно стало: кто бы ни была и что бы ни сделала его дама. Довольно того, что он её выбрал и поверил её «чистой красоте», а затем уже преклонился пред нею навеки. ” Аглая убеждена, что если б потом эта дама хоть воровкой была, то он всё-таки должен был ей верить и за её чистую красоту копья ломать.
В «рыцаре же бедном», по мнению девушки, это чувство дошло уже до последней степени, до аскетизма. Она признает, что способность к такому чувству много обозначает, и что “такие чувства оставляют по себе черту глубокую”.

В шестой главе Аглая Епанчина произносит важнейшие слова, объясняющие смысл последующего чтения: «. В стихах этих прямо изображён человек, способный иметь идеал, во-вторых, раз поставив себе идеал, поверить ему, а, поверив, слепо отдать ему всю свою жизнь».

Описывая реакцию собравшихся на чтение, Достоевский замечает: «Что-то тяжёлое и неприятное как бы уязвило князя». По-видимому, здесь мы видим частый у писателя мотив предчувствия, в данном случае – предчувствия неприязненных отношений Аглаи и Настасьи Филипповны.

Другая важнейшая функция, которую выполняет эпизод, – помощь в раскрытии образа князя Мышкина. Дон-Кихот в сцене назван отнюдь не случайно. Достоевский высоко оценивал роман Сервантеса. «Из прекрасных лиц в литературе христианской стоит всего законченнее Дон-Кихот»,– пишет Ф.М. Достоевский

Вообще, образ Дон-Кихота оказал большое влияние на всю русскую литературу 19-20 веков. К нему обращались Пушкин, Гоголь, Тургенев, Платонов. Среди источников образа Мышкина Дон-Кихот – один из важнейших.

Достоевский смотрел на «Дон-Кихота», конечно же, не как на сатиру на рыцарские романы. Комический эффект романа Сервантеса возникает из несоответствия реальности и бредовых действий Дон-Кихота, неверно ее воспринимающего. Одновременно, соприкасаясь с действительностью, осмеянный герой проявляет и разоблачает окружающую его среду.
Эту схему Достоевский использует для создания своих образов. Для его творчества характерно обращение к сюжетам, уже разработанным мировой литературой, однако наполняемым им новым содержанием. Для писателя действия Дон-Кихота – прекрасны, а окружающая действительность отвратительна. Герой не осмеивается, а возвеличивается. Дон-Кихот служит одним из образцов для написания «истинно прекрасного человека» князя Мышкина в «Идиоте». Князь противостоит среде, живущей по антинравственным формализованным законам.

Однако между Мышкиным и Дон-Кихотом есть ряд важных отличий. Мышкин не бредит, как Дон-Кихот, непонимающий истинный смысл происходящих событий, он делает все сознательно, оценивая людей и последствия своих поступков. Мышкин сохраняет «голубиное сердце» Дон-Кихота, но, в отличие от него, не вооружен, борется не мечом, а сердцем. Нравственный герой аккумулирует в себе лучшие качества: смирение, кротость, чуткость, доброту, христианскую любовь, активно-бескорыстное служение людям, безраздельную самоотдачу, жертвенное начало и мученический ореол. Как и у Дон-Кихота, у Мышкина есть своя Дульсинея, которую надо расколдовать, – Настасья Филипповна.

Читайте также:  Раскрытие образа: Родион Раскольников и Наполеон: сочинение

Весь эпизод чтения пушкинского стихотворения проникнут каким-то светлым чувством. Интрига, введенная Аглаей Епанчиной, когда все участники беседы понимали, о чем шла речь, но не озвучивали ничьих имен, поддерживается и автором. Он не раскрывает нам мысли героев, поэтому здесь практически отсутствует внутренние монологи действующих лиц. Не открывая читателю движения души героев, а описывая лишь внешнюю сторону происходящего, автор лишает читателя «комментария» и заставляет стать одним из участников диалога.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Идиот / Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»).

Смотрите также по произведению “Идиот”:

Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»)

Действие сцены чтения пушкинского стихотворения происходит на даче Лебедева, где отдыхает князь Мышкин. Здесь собираются два семейства: Епанчиных и Иволгиных. Присутствующие разговаривают о «рыцаре бедном» Дон Кихоте, подразумевая под ним князя Мышкина. Ситуация становится довольно опасной в тот момент, когда Аглая Епанчина открыто заявляет: «Я сначала не понимала и смеялась, а теперь люблю «рыцаря бедного», а главное, уважаю его подвиги».
Чтобы снять напряжение, Лизавета Прокофьевна Епанчина просит Аглаю пропросмотреть стихотворение

Похожие сочинения:

Сцена венчания Настасьи Филипповны с князем Мышкиным (анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»)Венчание князя Мышкина и Настасьи Филипповны должно было состояться в Павловске, в самый разгар дачного сезона, когда здесь отдыхало все.

Сцена сожжения денег Настасьей Филипповной (Анализ эпизода из главы 16, части 1 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»)Роман Ф. М. Достоевского «Идиот» — произведение, в котором воплотились творческие принципы писателя. Удивительное владение сюжетом и мастерство слова достигают.

Сцена объяснения Пьера с Элен (анализ эпизода из главы 2, части 3, тома 1 романа Л. Н. Толстого «Война и мир»)Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» подарил русской литературе галерею замечательных образов, раскрытых с психологической точностью. Прослеживая судьбы главных.

«Сон об убийстве лошади» (анализ эпизода из главы 5, части 1 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)Одна из сильнейших сторон писательского мастерства Ф. М. Достоевского — его дар психолога. Притягательность произведений одного из самых «трудных» в.

Разговор Раскольникова с Соней (анализ эпизода из главы 4 части 4 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)Роман Достоевского «Преступление и наказание» — величайшее философско-психологическое произведение. Главного героя романа — Родиона Раскольникова — никак нельзя назвать обычным.

Разговор Раскольникова с Соней Мармеладовой на ее квартире (анализ эпизода из главы 4, части 4 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)Творчество Ф. М. Достоевского представлено многими великолепными романами и рассказами, которые еще при жизни писателя были признаны классикой: «Братья Карамазовы».

Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. (Анализ эпизода из главы 5, части 3 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского — первый русский детективный роман. Но, наряду с детективным сюжетом, автор дает развернутые психологические.

В чем смысл финала романа Ф. М. Достоевского «Идиот»?Среди произведений Достоевского, созданных в шестидесятые годы, важное место занимает роман «Идиот». Достоевский работал над ним заграницей (в Швейцарии и.

Сцена у стога (анализ эпизода из 21-й главы романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»)К работе над романом Тургенев приступил в начале августа 1860 года, а закончил его в июле 1861. Появился роман в.

Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное (анализ эпизода из главы 1 части 3 тома 2 романа Л. Н. Толстого «Война и мир»)Описания природы русские писатели издавна использовали с целью охарактеризовать внутреннее состояние своих героев. Подобным приемом пользовался и Л. Н. Толстой.

Сцена раскулачивания (анализ эпизода из главы 7 книги первой романа М. А. Шолохова «Поднятая целина»)В своем романе «Поднятая целина» Шолохов с большим художественным мастерством и достоверностью описывает события, происходящие в России в 30-е годы.

Анализ эпизода главы XX части 6 романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»Роман М. Шолохова «Тихий Дон» повествует о жизни казачества в начале 20 века. Известно, что этот период был тяжелым для.

Анализ эпизода признания Раскольникова (глава 8 части 6 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)Анализ эпизода признания Раскольникова (глава 8 части 6 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») 8 глава является финальной в.

Бегство Тальберга (анализ эпизода из главы 2 части 1 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»)Россия дореволюционная — идеал Михаила Афанасьевича Булгакова. И как ни пытались его современники-писатели отказаться от нее в своих произведениях, он.

Объяснение Обломова с Агафьей Матвеевной Пшеницыной (анализ эпизода из 1-ой главы IV части романа И. А. Гончарова «Обломов»)Роман И. А. Гончарова «Обломов» можно назвать повествованием о русском национальном характере, размышлением о русской душе. Что для русского человека.

Анализ эпизода из 2 тома, 1 части главы 15 романа Л. Н. Толстого «Война и мир»Данный эпизод романа описывает момент «мирной жизни» в семье Ростовых. Мы видим, как молодежь этой семьи проводит свое время. Основными.

Анализ эпизода «Встреча Раскольникова и Сони» (глава 4 части 4 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)Анализируемый эпизод является очень важным в романе «Преступление и наказание»: именно в нем теория Раскольникова о «властьимущих» сталкивается с покорностью.

Образ князя Мышкина в романе ф. М. Достоевского «Идиот»В основе романа «Идиот» лежит попытка изобразить тип человека, достигшего полной духовной и нравственной гармонии. В «Идиоте» Достоевский попытался собрать.

Разговор Пилата с Афранием (Анализ эпизода из главы 25 части 2 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)Смысл этой, очень важной в концепции всего произведения, главы заявлен уже в самом названии, но завуалирован. И, как «тьма, пришедшая.

Тайники инженера Лисовича (анализ эпизода из главы 3 части 1 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»)Мне сразу стало ясно, что передо мной человек поразительного таланта, внутренне честный и принципиальный, очень умный, с ним, даже тяжелобольным.

Наташа в гостях у дядюшки. Анализ эпизода из главы 7, части 4, тома 2 романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»В период создания «Войны и мира» Л. Н. Толстой разрабатывает главный критерий «положительности» героя, который состоит в том, что герой.

Гибель Най-Турса и спасение Николая (анализ эпизода из 11 главы части 2 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»)Книги Булгакова читали тайком, хотя официального запрета на них не было. И поэтому души широкого круга читателей Булгаков начал завоевывать.

Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (По роману Ф. М. Достоевского «Идиот»)Федор Михайлович Достоевский принадлежит к числу великих русских писателей — реалистов XIX века. Наследие Достоевского неизменно привлекает к себе внимание.

Сцена в Александровской гимназии (анализ эпизода из главы 7 роамана М. Булгакова «Белая гвардия»)«Глубокою ночью угольная тьма залегла на террасах лучшего места в мире — Владимирской горки»… Так начинается седьмая, заключительная, глава первой.

Сцена объяснения между Наташей Ростовой и Андреем Болконским (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», глава 23, часть третья, том второй)Сцена объяснения князя Андрея с Наташей Ростовой является своего рода поворотным моментом в судьбах этих главных героев романа Толстого «Война.

Сцена захвата казака-убийцы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». (Анализ эпизода из главы «Фаталист».)Когда-то В. Набоков говорил о том, что если бы вся жизнь была просто набором нелепых случайностей и не было бы.

Анализ четвертой главы из первой части романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»Михаил Афанасьевич Булгаков не просто интереснейший писатель, самобытная личность, но и глубочайший философ. Его произведения наполнены серьезными размышлениями на различные.

Сцена объяснения Пьера с Элен (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», глава 2, часть третья, том первый)Пьер вступает в жизнь очень неопытным молодым человеком, с неустановившимся характером, слабовольным, доверчивым и наивным. Свалившееся на него наследство позволило.

Сцена объяснения Аркадия и Кати. (Анализ эпизода из романа И. С. Тургенвва «Отцы и дети», гл. XXV.)Роман «Отцы и дети» после публикации стал предметом ожесточенных споров и приобрел мировую известность. Скорее всего это произошло из-за того.

Оценка статьи:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка…
Сохранить себе в:

Ссылка на основную публикацию

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.