“Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество
Школьное сочинение
Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.
Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть “униженным и оскорбленным” глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: “Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами”. Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.
По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.
Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.
Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.
Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.
Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.
Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее “каморке”, которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — “задавленного бедностью”, “изуродованного нищетой” “бедного и больного студента”.
Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.
Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. “Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою”, — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.
Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. “Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. “
Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. “За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения”. Не правда ли — благородный, оправданный выход?!
Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти “от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. “. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.
И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы”.
Достоевский и украинская литература: сочинение
Все произведения Федора Михайловича Достоевского по праву заслуживают внимания читателя. В великолепной плеяде писателей XIX в., среди которых ярко выделяются имена Л. Н. Толстого, А. Н. Островского, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевский, по моему мнению, может занять почетное первое место. До глубины души потрясают и заставляют задумываться его бессмертные произведения «Бедные люди», «Идиот», «Бpатья Каpамазовы» и, конечно, «Пpеступление и наказание»!
Замечательно, что появился такой шанс выpазить сугубо личные мысли о твоpчестве моего любимого писателя – Ф. М. Достоевского. В детские и юношеские годы Достоевский страстно любил просмотреть – Библию, произведения Н. М. Карамзина, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, особенно увлекался творчеством А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. По признанию писателя, смерть Пушкина потрясла его едва ли не больше, чем кончина матери.
Чеpез весь pоман кpасной нитью проходят вопросы: как спасти «униженных и оскоpбленных? как освободить общество от власти зла и несправедливости?
Перед нами сразу же возникает образ Раскольникова, втиснутого в рамки убогого прозябания, задавленного еще в большей степени, чем все остальные герои Достоевского, из-за природного ума и высокой восприимчивости. Hам пpеподносится социальная основа пpеступления Pаскольникова. Выявляются вся нищета, бедность и ничтожность существования Pас-кольникова, а также его сестры Дунечки, образованной девушки, вынужденной пойти в гувеpнантки к детям Свидpигайлова.
Pаскольников узнает о жизни Сонечки «по желтому билету». Мысль о том, что эти люди – жеpтвы обстоятельств, не оставляет равнодушным никого. Pаскольников не может и не хочет миpиться с этой неспpаведливостью, но и спасение одного человека не пpинесет ему покоя.
В произведении присутствуют философские размышления над идейной подоплекой пpеступления Pодиона Pаскольникова. Раскольников, одержимый собственной теорией, считает, что людей можно поделить на две гpуппы – на «тваpей дpожащих» и на «пpаво имеющих». Пpедставители пеpвой гpуппы не пpизнают и не желают зла никому. А люди из втоpой гpуппы могут идти на pазличные пpеступления, pатуя за спасение «униженных и оскоpбленных». Pаскольникову остается лишь пpовеpить, достоин ли он пpинадлежать ко втоpой гpуппе.
По моему мнению, Достоевский не пpиемлет теоpию Pаскольникова, да и сам герой в душе понимает всю порочность своей идеи, однако разум проповедует иное. Ожесточенная борьба разума с духом и составляет трагедию Родиона Романовича.
Если наяву Раскольников пытается заглушить голос совести, то во снах верх берет его подсознание, в котором запечатлено истинное отношение героя к своей теории. Как же можно пpокомментиpовать эти сны? По-моему, каждая каpтина сна уносит нас далеко от стpашной теоpии.
В пеpвом сне о лошади Достоевский пpедставил зло вокpуг Pаскольникова в виде пьяных мужиков. А пpотест мы видим и воспpинимаем как кpик pебенка, сильный, но в то же вpемя недостаточный для изменения окpужающего миpа. Втоpой сон повествует нам о том, что зло не уничтожить злом! Тpетий же сон говоpит о том, что если все люди пpевpатятся в «пpаво имеющих», то миp захлебнется в кpови. Сон посетил Pаскольникова уже на катоpге и помог отказаться молодому человеку от его ужасной теоpии.
Хотелось бы заметить еще одну интеpесную деталь pомана. Автоp показывает пpотивопоставление «убийцы и блудницы». Судьбы Сонечки и Pаскольникова можно назвать в чем-то похожими. Только почему же у одной в душе после всей грязи царят спокойствие и гармония, а душа другого разрывается от метаний и сомнений?
Думаю, ответ на этот вопрос заключается в том, что Сонечка постоянно жертвует собой ради ближних, да, собственно, и само ее грехопадение – не что иное, как очередная жертва во имя страждущих.
Раскольников же одержим честолюбивыми помыслами. Достоевский показал оба пути, но не сделал ни одного вывода о верности или неверности этих путей, предоставляя читателю возможность самому определить, что есть добро и зло в этом мире.
Биография Достоевского
Федор Михайлович Достоевский (1821-1881)
Ф.М. Достоевский родился 11 ноября 1821 года в Москве в семье штабного лекаря. Отец писателя, Михаил Андреевич Достоевский, был потомком старинного великорусского рода бояр Ртищевых. Мать, Мария Федоровна Нечаева, происходила из обеспеченной купеческой семьи, разорившейся в 1812 году. Она была очень религиозной, ежегодно возила детей в Троице-Сергиеву лавру, учила их Ветхому и Новому Завету. Кроме того, она любила литературу, обладала даром слова. В доме родителей читали вслух «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина, стихотворения В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.
В 1832 году Федор и его старший брат Михаил начали заниматься с учителями, с 1833 года — обучались в пансионах. Свои отроческие впечатления от жизни в пансионе Достоевский запечатлел позже в романе «Подросток».
В 1837 году умерла Мария Федоровна, и вскоре отец отправил Федора, и Михаила в Петербург для дальнейшего обучения. А в 1839 году в семье умер отец. Федор к тому времени учился в Главном инженерном училище в Петербурге. По окончании училища служит в Петербургской инженерной команде. Но в 1844 году подает в отставку, решив зарабатывать литературным трудом. Первые пробы пера — не дошедшие до нас драмы «Мария Стюарт» и «Борис Годунов». Они были написаны в начале 40-х годов. В 1846 году Достоевский издает свое первое сочинение — повесть «Бедные люди». Она была опубликована в «Петербургском сборнике» Некрасова и получила восторженную оценку Белинского.
Вскоре Достоевский входит в кружок Белинского, однако чувствует себя там неуютно: многие подсмеивались над молодым писателем, да и сам критик иногда о его творчестве отзывался резко. С весны 1847 года Достоевский стал посещать собрания кружка М.В. Петрашевского. В апреле 1849 года Достоевский прочитал на собрании петрашевцев знаменитое письмо Белинского к Гоголю. На собрании присутствовал провокатор. И вскоре Достоевский вместе с другими участниками кружка был арестован и заточен в самом страшном застенке Петропавловской крепости, где пробыл 8 месяцев. Его приговорили к смертной казни, но затем приговор был заменен каторгой на четыре года с последующим разжалованием в рядовые. Церемония казни состоялась 22 декабря (по старому стилю) 1849 года в 8 часов утра на Семеновском плацу в Петербурге. О том, как это было, Достоевский рассказал через 18 лет в романе «Идиот»: «Этот человек был взведен вместе с другими на эшафот, и ему прочитан был приговор смертной казни расстрелянием за политическое преступление. Минут через двадцать прочтено было и помилование и назначена другая степень наказания; но, однако же, в промежутке между двумя приговорами он прожил под несомненным убеждением, что через несколько минут он вдруг умрет». Помилование, дарованное писателю, гласило: «Сослать в каторжную работу на четыре года, а потом рядовым».
В ночь с 24 на 25 декабря (по старому стилю) 1849 года он был отправлен в Сибирь, в Омский острог. На каторге у Достоевского усилились эпилептические припадки, к которым он был предрасположен. Впечатления этих лет легли в основу «Записок из мертвого дома» (1860-1862). После освобождения, в 1854 году он служит рядовым в Семипалатинске, в конце 1855 года получает чин унтер-офицера, а через год — прапорщика. Писателю оказывает поддержку барон А.Е. Врангель, который ходатайствует за него в Петербурге. И в 1857 году Достоевскому возвращают дворянство, он получает возможность выйти в отставку и уехать в Россию.
В Семипалатинске Достоевский познакомился с Марией Дмитриевной Исаевой, возник роман. Однако она была замужем за губернским секретарем А.И. Исаевым. После смерти мужа, в 1857 году, Мария Дмитриевна и Достоевский обвенчались.
В Семипалатинске Достоевский написал повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели» (обе вышли в 1859).
Летом 1859 года писатель переезжает в Тверь, а в конце того же года едет в Петербург, где вместе с братом Михаилом издает журнал «Время» (вскоре был закрыт), затем – журнал «Эпоха» (закрыт в 1865 году). В 1860-1861 годах он пишет роман «Униженные и оскорбленные». В 1862 году Достоевский впервые едет за границу, он посещает Париж, Лондон, Женеву. В 1863 году состоялась вторая заграничная поездка, во время которой он познакомился с А.П. Сусловой. Впечатления от этого знакомства, игра в рулетку в Баден-Бадене, во время которой он проиграл все свои сбережения и деньги А.П. Сусловой, — все эти события легли в основу романа «Игрок» (1866).
В апреле 1864 года от чахотки умерла жена писателя Мария Дмитриевна, а вскоре — старший брат, Михаил. Достоевский очень тяжело переживал смерть близких людей. У него возникло много долгов, нужно было помогать семье покойного брата и содержать своего пасынка, сына Марии Дмитриевны. В этот период он сближается со своей стенографисткой А.Г. Сниткиной, которая поддерживала его в трудные минуты. В феврале 1867 года он обвенчался с А.Г. Сниткиной и вместе с ней уехал за границу, где пробыл более четырех лет. И в Баден- Бадене история вновь повторилась — Достоевский вновь все проиграл в рулетку, даже платья жены. Однако после этой истории он дал обещание жене — больше никогда не играть.
Вскоре в Женеве у них родился ребенок, который, к несчастью, прожил всего три месяца. Затем Достоевский живет в Вене, в Милане. В 1869 году в Дрездене, родилась дочь Любовь. А затем в 1871 году в Петербурге — сын Федор. Дела семьи стали потихоньку налаживаться. С 1873 года Достоевский становится редактором газеты-журнала «Гражданин», в котором публикует свои очерки, фельетоны, рассказы.
60-70 годы — время больших творческих поисков в жизни писателя. В 1863-1864 году Достоевский пишет повесть «Записки из подполья», которая становится важной вехой на пути к большим романам. В 1865-1866 годах он работает над романом «Преступление и наказание», в 1867-1868 годах написан роман «Идиот», в 1871-1872 годах — роман «Бесы», в 1875 году — роман «Подросток», в 1979-1880 годах — роман «Братья Карамазовы».
В последние годы жизни он работает над «Дневником писателя», в 1877 году становится членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. В последние годы жизни Достоевский страдал эмфиземой. Умер он 9 февраля 1881 года. Похоронен был в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Достоевский и украинская литература
Подобно другим русским классикам, Достоевский проявлял интерес к Украине, ее народу и культуре. Об этом свидетельствует, например, публикация на страницах журнала «Время», который он редактировал, статьи Аполлона Григорьева «Тарас Шевченко».
Произведения великого русского писателя еще при его жизни приобрели популярность в Украине. С Достоевским была знакома X. Д. Алчевская, известная украинская общественная деятельница, много потрудившаяся в области народного образования. Она переписывалась с автором «Преступления и наказания» и оставила о нем теплые воспоминания.
С большим вниманием относился к творчеству Достоевского И. Я. Франко. Не все в произведениях великого русского писателя он принимал, но все же, по его убеждению, европейская литература, начиная с 70-х гг., развивалась под влиянием реализма русских писателей, прежде всего Достоевского и Толстого, «с их резким анализом глубин человеческой души».
Конечно, и мировоззрение, и художественный метод Достоевского и Франко во многом отличались. Однако украинский писатель не мог не учитывать творческих достижений одного из своих предшественников, порою принимая его, порою отталкиваясь от него.
По мнению А. В. Чичерина, ни один русский писатель не оставил в прозе Франко такого следа, как Достоевский. Это отразилось, например, в повестях «Основи суспільності», «Перехресні стежки», в которых особое внимание уделено образам людей с раздвоенным сознанием, а острая социальная критика сочетается с углубленным психологическим анализом.
И другие выдающиеся деятели украинской литературы высоко ценили достижения Достоевского-реалиста и отмечали его влияние на мировую культуру. Так, Леся Украинка считала, что польский писатель С. Жеромский был близок Достоевскому бесконечной жалостью и сочувствием ко всем униженным и обездоленным. Ольга Кобылянская в автобиографии писала, что на нее наибольшее влияние сказали Тургенев и Достоевский. М. М. Коцюбинский считал Достоевского одним из тех писателей, которые влияли на формирование его литературных вкусов.
Лишь совсем недавно мы наконец-то получили возможность в полный голос заговорить о выдающемся писателе Владимире Винниченко, творчество которого долгое время замалчивалось. В его произведениях явственно отразились традиции Достоевского. Как считает один из лучших литературоведов украинской диаспоры Юрий Бойко, Винниченко в мастерстве развития психологических коллизий шел за своим учителем, но не утрачивал при этом своей оригинальности. Он не стал «маленьким Достоевским», а остался Винниченко с присущими ему тревогами, украинской печалью, с мыслями о формировании украинской индивидуальности. Тема «Достоевский и Винниченко» еще ждет своего исследователя.
Первые переводы произведений Достоевского на украинский язык появились еще в 70-е гг. XIX в. В 1876 г. во львовском журнале «Правда» был опубликован рассказ «Мужик Марей» в переводе А. Я. Конисского. Спустя несколько лет, в 1885 г., Франко перевел повесть «Слабое сердце». Роман «Преступление и наказание» был опубликован во Львове в 1887 г. в переводе М. Подолинского. Достоевского переводили также М. М. Коцюбинский, Т. И. Бордуляк, О. П. Косач.
Салтыков-Щедрин и украинская литература Творчество Салтыкова-Щедрина сыграло немалую роль в усилении сатирического направления в украинской литературе. Весьма показательно, что именно Шевченко первым оценил все принципиальное значение уже ранних произведений писателя. 5 сентября 1857 г. великий украинский поэт записал в своем дневнике: «Как хороши «Губернские. просмотреть далее.
Л. Н. Толстой и украинская литература Толстой сыграл важную роль в истории русско-украинских культурных связей. Он искренне сочувствовал страданиям украинского народа, с возмущением писал о жестоких репрессиях царского правительства против участников крестьянских волнений в Харьковской и Полтавской губерниях. В ряде его произведений с большой симпатией нарисованы. просмотреть далее.
Тургенев и украинская литература Интерес к Украине, ее народу, истории и культуре был в высшей степени характерен для Тургенева. Этот интерес сказался в его художественном творчестве, обогащая великого русского писателя новыми образами и мотивами, способствуя более широкому охвату жизни. Симпатии его к Украине, идейным. просмотреть далее.
Чехов и украинская литература Чехов знал произведения многих представителей украинской литературы. Еще в детстве он познакомился с пьесой И. П. Котляревского «Москаль-чарівник». Но особенно высоко Чехов ценил творчество великого сына украинского народа Тараса Шевченко. В 1887 г. И. А. Белоусов, тогда начинающий поэт, прислал. просмотреть далее.
Некрасов и украинская литература Интерес к жизни и культуре украинского народа у Некрасова был столь же постоянным, как и у других выдающихся представителей русской литературы. Еще в начале 40-х гг. он выступал с положительной рецензией на пьесу украинского писателя Г. Квитки-Основьяненко «Шельменко-денщик». Его же. просмотреть далее.
Сочинение на тему «Украинская литература» Украинская литература — значимая составляющая культуры нашего народа. Поэты, писатели, драматурги — воплощали свое мировоззрение, раскрывали важные проблемы человеческой личности и жизни вообще. Традиции украинского художественного слова берут свое начало со времен Киевской Руси, а своими корнями уходят древних представлений. просмотреть далее.
Ф. М. Достоевский и Украина В Украине интерес к творчеству Ф. М. Достоевского возник еще при жизни писателя. С Федором Михайловичем была лично знакома и долго переписывалась Христина Алчевская. Известный украинский педагог-просветитель оставила нам воспоминания о своем любимом писателе, в которых подчеркивала, что это был. просмотреть далее.
ДОСТОЕВСКИЙ (ОТРЫВОК) Над Достоевским тяготела одна власть. Он был поэтом нашей совести. Оттого именно он так болезненно близок читателю, и притом не только на своих патетических страницах, но даже в «скверных эпизодах», и это вовсе не тот интерес, которым захватывает нас Уэллс. просмотреть далее.
Достоевский в кружке Петрашевского. Каторга и ссылка Болезненно восприняв резкие отзывы, Достоевский все-таки продолжает писать. В 1848 году появляются «Белые ночи» (повесть о чиновнике-мечтателе, который влюбился в простую девушку и помог ей отыскать возлюбленного), а в 1849 году — «Неточка Незванова» и ряд других произведений. Писатель в. просмотреть далее.
Островский и украинская культура Творчество А. Н. Островского сыграло важную роль в укреплении идейно-художественных связей русской и украинской культур. Русский драматург постоянно проявлял живой интерес к украинской литературе и театру. В детстве среди учителей Островского был некто Тарасенко, о котором мы ничего не знаем. просмотреть далее.
ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881) Родился в семье военного хирурга, который был убит своими крепостными за жестокие поборы. Его мать происходила из московской купеческой семьи. Когда юноше исполнилось семнадцать лет, его против воли отправили в военную академию. Подать в отставку он. просмотреть далее.
Достоевский сегодня Интерес к творчеству Ф. М. Достоевского вот уже третье столетие не ослабевает во всем мире. В США и Великобритании, Германии и Японии, других государствах, не говоря уже о России и Украине, написаны сотни исследований, посвященных анализу произведений писателя. Международное общество. просмотреть далее.
Сочинение на тему: «Почему Ф. М. Достоевский осуждает бунт Раскольникова?» Произведение «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского несет, на мой взгляд, огромный смысл и большой урок всем, кто пытается решить свои проблемы, поступив нечестно, жесткого, противозаконно. С самого начала понятно авторское отношение к главному герою. Писатель жалеет, но в то. просмотреть далее.
ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ Достоевский Федор Михайлович считается одним из великих русских писателей, его книги являются частью мировой литературы. В дополнение к 35 романам, он оставил миру, большое количество рассказов. Он особенно прославился такими работами как «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы». 9 февраля 1881. просмотреть далее.
Достоевский в современном мире Я протестую! Достоевский бессмертен! М. А. Булгаков Есть немало писателей, восторженно принятых современниками, слава которых оказалась быстротечной и непонятной потомкам. И наоборот, есть великие художники и мыслители, значение которых со временем не только не уменьшается, но и раскрывается по-настоящему в. просмотреть далее.
Федор Михайлович Достоевский. Биография Федор Михайлович Достоевский — русский прозаик, мыслитель и публицист, который в своем творчестве поднимал важнейшие проблемы духовной жизни и расширял границы реалистического изображения человека. В центре внимания Достоевского была тема борьбы «Бога с дьяволом» в человеческой душе, для художественного воссоздания. просмотреть далее.
Мой Ф. М. Достоевский (размышления о прочитанном) Я знаю силу слов, Я знаю слов набат… В. В. Маяковский С творчеством Ф. М. Достоевского я познакомилась два года назад. В его книгах меня привлекает неординарность мыслей, полнота образов и гениальное искусство автора, который создает таинственное, даже мистическое произведение. просмотреть далее.
Преступление и Наказание — Достоевский Роман «Преступление и наказание» был задуман Ф. М. Достоевским на каторге «в тяжелую минуту грусти и саморазложения». Именно там, на каторге, писатель столкнулся с «сильными личностями» ,ставящими себя выше нравственных законов общества. На вопрос: можно ли уничтожать одних людей ради. просмотреть далее.
Мой Достоевский (размышления о прочитанном) «Преступление и наказание» — роман, который традиционно считают произведением, наиболее характерным для Ф. М. Достоевского. В нем автор собрал и обобщил темы, которые были заявлены писателем ранее: «униженные и оскорбленные», «маленький человек», искания человеческой души, вера и неверие, теория и. просмотреть далее.
Достоевский и революция Патриотизм Достоевского никогда не был официальным, «мундирным», но всегда покоился именно на глубокой вере в духовные силы народа. Буржуазному идеалу, основанному на формуле «всеобщего счастья», Достоевский противопоставлял идею государства, устроенного на основаниях истинно духовной свободы: «Я хочу не такого общества. просмотреть далее.
Ф. М. Достоевский
Ф. М. Достоевский
43. «Достоевский – художник. бездны человеческой, человеческой бездонности» (Н. А. Бердяев)
В. Г. Белинский заметил еще в молодом Ф. М. Достоевском «талант необыкновенный и самобытный», который «резко отделился от всей толпы наших писателей». Эта самобытность Достоевского выразилась прежде всего в том, что писатель продемонстрировал удивительное умение войти в глубину психологии героя. У его предшественников было много быта и мало живого человека. У Достоевского же живой человек явился из среды «униженных и оскорбленных», и каждый из этих людей был целой вселенной со своим миром чувств, мыслей. Каждый герой произведений Достоевского настолько индивидуален, что его не спутаешь ни с кем.
Все герои Достоевского удивительно сложны и противоречивы. И все они живут как бы с содранной кожей, абсолютно незащищенные от жестокого внешнего мира, Достоевский как настоящий психолог проникает в самую бездну человеческого сознания, людской психологии, вскрывает противоречивую душу каждого своего героя. Писатель по-другому, не так, как его предшественники, смотрит на проблемы героя. Он показывает, насколько интересен и необычен может быть каждый отдельно взятый человек, пусть это даже «маленький человек», нищий и задавленный жизнью.
Идя по стопам Гоголя, Достоевский в своих произведениях раскрывает тему маленького человека. Но опять же он раскрывает ее с точки зрения глубинной психологии каждого человека. Если Гоголь смотрит на своего героя Акакия Акакиевича как бы со стороны, подмечает в нем черты униженности и забитости и взывает к гуманным чувствам читателя, то Достоевский подходит к этой теме с новых, более радикальных позиций. Он меняет точку зрения, поэтому зачастую уже не автор, а сам герой, «маленький человек», обретает голос, начинает судить и себя, и окружающую его среду. Это помогает автору глубже проникнуть в души героев, посмотреть на них изнутри, показать их самосознание. Известный исследователь поэтики романов Достоевского М. М. Бахтин пишет по этому поводу следующее: «Мы видим, не кто он есть, а как он осознает себя. То, что выявлял автор, выполняет теперь герой, освещая себя со всех возможных точек зрения».
Особенно сильно это качество проявилось в первом романе Достоевского «Бедные люди», главный герой которого, Макар Девушкин, пускается в описание своих чувств, рассуждает о литературе и обнажает перед читателем свою душу.
В. Н. Майков писал, что Достоевский – поэт по преимуществу психологический, потому что для него становится более важной душа человека, то, как она изменяется под воздействием окружающих ее фактов, окружающей среды. И оказывается, что герои Достоевского кажутся забитыми и бессловесными только со стороны. А на самом деле их душа сложна и противоречива, и прежде всего потому, что они обладают обостренным чувством своего Я.
Герои Достоевского – это люди глубоко страдающие, остро переживающие социальные и психологические катастрофы. Они чутко откликаются на любое унижение своего достоинства. Многие исследователи отмечали, что Достоевский создает своих героев с открытой, обнаженной душой. Но чем больше вглядываешься в душу, тем больше понимаешь, что она сильно изранена жизненными обстоятельствами, которые помутили ее чистоту и искренность. Поэтому так много в душах героев противоречий. С одной стороны, они добры и искренни, но с другой – порой их больная душа заставляет их быть эгоистами. Это качество особенно заметно в героях романа «Идиот», и больше всего в образе героини Настасьи Филипповны.
Это человек, который с юношеских лет был предан поруганию и затаил злобу на всех людей. Эта душевная рана постоянно болит у Настасьи Филипповны и порождает противоречивый комплекс чувств. С одной стороны, в ее душе присутствует доверчивость и простодушие, а с другой – сознание оскорбленной гордости, тайный стыд за незаслуженное, но совершившееся нравственное падение. Поэтому на людях на поверхности души героини бушуют чувства, которые порой доводят ее до цинических поступков. А в глубине души у нее таится чуткое сердце, жаждущее любви и прощения.
Достоевский не просто вскрыл душевные противоречия героев своих романов, не просто проник в бездны их души, но и показал, что в них таятся душевная щедрость и красота, которые не могут быть сломлены даже самыми тяжелыми условиями жизни.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Достоевский и украинская литература: сочинение Ссылка на основную публикацию