Примечания
- ↑ОТКРОВЕНИЯ ВДОВЫ ПЕЛЫХА
- ↑ 123Вдова Игоря Пелиха простила виновника аварии
Игорь Иванович Пелих — Игорь Пелых Ігор Дмитрович Пелих Имя при рождении: Игорь Дмитриевич Пелых Род деятельности: Телеведущий … Википедия
Ссылки
- Сайт памяти (укр .)
- Ігор Пелих: «За спиною „Рогів та копит“ немає багатих „дядь“ із волохатими руками» (укр .). Телекритика (11 марта 2007). (недоступная ссылка — история ) Проверено 8 мая 2010.
- Лиза ХворсИгорь Пелых: «Факт, что тебя показывают по телевизору, часто только мешает». Простобанк Консалтинг (22 января 2009). Архивировано из первоисточника 25 февраля 2012.Проверено 8 мая 2010.
Wikimedia Foundation . 2010 .
1974 год — Годы 1970 · 1971 · 1972 · 1973 1974 1975 · 1976 · 1977 · 1978 Десятилетия 1950 е · 1960 е 1970 е 1980 е · 1990 е … Википедия
Полуйчик Игорь – Пятое послание Рода
21 марта 2019 года
21 марта 2019 года
Детство
Игорь появился на свет 10 августа 1980 года в Ленинграде. Семья была творческая, его родители – художники. Мама – коренная жительница Северной столицы, окончила технический ВУЗ. По материнской линии все родственники пережили блокаду. С папой Игоря она познакомилась, когда тот приехал в Ленинград поступать в институт. Отец был родом из села Раковка Михайловского района Волгоградской области. Все предки по папиной линии были казаками.
Детство Игоря проходило в историческом центре Ленинграда, среди дворцов, что, несомненно, наложило на него свой отпечаток. А вот лето мальчик всегда проводил на реке Медведице на родине отца в селе Раковка. Любимым занятием было строительство игрушечного хутора на заднем дворе. С двоюродным братом они сооружали домики под камышовыми крышами, ставили маленькие снопы, делали из вишневых веток плетни. А потом придумывали, что в каждой хибарке должен кто-то проживать – доярка или тракторист.
В Раковке Игорь познакомился с московским мальчиком Алексеем Ляховым, который тоже каждое лето приезжал к родным в деревню. Эта мужская и крепкая дружба растянулась на долгие годы.
С шести лет Игорь пел сначала для своих бабушек, потом для друзей. Петь мог по несколько часов в день. В школьные годы начал рисовать и писать рассказы о людях, о жизни в Раковке.
Отучился пять лет и в течение года проходил школу жизни в труппе «Белого театра». Ездили по малым городам и селам Ленинградской и Московской областей, ставили детские спектакли в деревенских клубах, заброшенных кинотеатрах и почти не работающих дворцах культуры. Наряжались в самодельные костюмы и играли для детей, сидящих в холодных залах в шапках и варежках.
Васильев Борис Львович
Российский писатель. Сценарист. Лауреат Государственной премии и Премии Президента России. Известен по произведениям «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война».
Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в городе Смоленск. Мальчик появился на свет в семье командира Красной Армии, Льва Александровича. С началом Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона, который 3 июля 1941 года направлен под Смоленск, где попал в окружение.
Васильев самостоятельно вышел из окружения в начале октября 1941 года. Получил направление в полковую кавалерийскую школу, а затем, в пулеметную школу, после окончания которой служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время воздушного десанта под Вязьмой 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией доставлен в госпиталь.
После этого ранения Васильев демобилизовали из действующей армии и осенью 1943 года направили на учебу в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени Сталина. В 1946 году окончил инженерный факультет академии, работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании капитан-инженер.
Первым произведением Васильева стала пьеса «Танкисты», которая не раз ставилась в Центральном театре Советской Армии. Первая книга: сборник сценариев «Клуб веселых и находчивых», в которой является составителем и автором вступительной статьи. Первое прозаическое произведение «Иванов катер».
Огромный читательский резонанс получила повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие». По мотивам данной повести поставлены фильмы в России и Китае, написана опера Кирилла Молчанова. Среди других произведений писателя: пьесы, повести, рассказы, исторические романы, автобиографии. Широко известны: «В списках не значился», «Завтра была война».
Еще одна грань творчества Васильева: исторические романы. Из-под пера Бориса Львовича вышел целый ряд романов на тему ранней истории Руси: «Вещий Олег», «Александр Невский», «Князь Святослав», «Владимир Красное Солнышко», «Владимир Мономах».
Знаменитый писатель проявил себя и как активный общественно-политический деятель. Васильев являлся депутатом I Съезда Народных депутатов Советского Союза, членом Комиссии съезда по расследованию событий 1989 года в Тбилиси, членом Комиссии при Президенте Российской Федерации по правам человека.
Борис Львович Васильев скончался 11 марта 2013 года в Москве на 89-м году жизни. Похоронен с воинскими почестями на Ваганьковском кладбище столицы.
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (14 июля 2004 года) – за выдающиеся заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 мая 1999 года) – за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы
Орден Отечественной войны II степени (11 марта 1985 года)
Орден Трудового Красного Знамени (7 августа 1981 года)
Орден Дружбы народов (27 мая 1994 года) – за большой личный вклад в развитие современной литературы и отечественной культуры
Орден Дружбы народов (16 ноября 1984 года)
Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1999 года (17 февраля 2000 года)
Государственная премия СССР (1975) – за фильм «А зори здесь тихие…»
Премия Ленинского комсомола (1974) – за фильм «А зори здесь тихие…»
Почетная грамота Президента Российской Федерации (23 марта 2009 года) – за большой вклад в развитие отечественной литературы и культуры, многолетнюю творческую деятельность
Памятный приз Венецианского кинофестиваля (1972) – за фильм «А зори здесь тихие…»
Главный приз Всесоюзного кинофестиваля (1973) – за фильм «А зори здесь тихие…»
Премия имени А. Д. Сахарова «За гражданское мужество» (1997)
Премия Ника (2002)
Специальный приз «За честь и достоинство» литературной премии «Большая книга» (2009)
Независимая премия движения имени академика А. Д. Сахарова «Апрель»
Международная литературная премия «Москва-Пенне»
Премия Союза писателей Москвы «Венец»
Премия Российской академии кинематографических искусств «Ника» – «За Честь и Достоинство».
Собрания сочинений
Собрание сочинений в трех томах. – М.: Любимая Россия, 2004.
Собрание сочинений в восьми томах. – М.: «Русич», 1994. – Т. 1-5
Собрание сочинений в пяти томах. – М.: Вагриус, 1999. – 5 000 экз.
Избранное в двух томах. – М., 1988.
Отдельные произведения и сборники
А зори здесь тихие: повесть // Юность. – 1969. – № 8.
В списках не значился: повесть // Юность. – 1974. – № 2-4.
Вам привет от бабы Леры: роман // Нева. – 1988. – № 12. – С. 6-91.
Великолепная шестерка: рассказ // Юность. – 1980. – № 6.
Ветеран: рассказ // Юность. – 1976. – № 4.
Встречный бой: повесть // Юность. – 1979. – № 5.
Вы чье, старичье?: рассказ // Новый мир. – 1982. – № 5.
Гибель богинь: повесть // Нева. – 1986. – № 7.
Глухомань: роман (2001)
Длинный день: сценарий (1960)
Жила-была Клавочка: повесть // Юность. – 1987. – № 1.
Завтра была война: повесть // Юность. – 1984. – № 6.
Иванов катер: повесть // Новый мир. – 1970. – № 8, 9.
Кажется, со мной пойдут в разведку: повесть // Юность. – 1980. – № 2.
Карнавал: повесть // Согласие. – 1991. – № 1, 2.
Капля за каплей: повесть (1991)
Красные жемчуга: повесть
Короткая рокировка: повесть
Летят мои кони… Повесть о своем времени // Юность. – 1982. – № 6.
«Мир восклицательный знак»: рассказ // Юность. – 1985. – № 6.
Не стреляйте белых лебедей: роман // Юность. – 1973. – № 6, 7.
Неопалимая купина: рассказ // Знамя. – 1986. – № 2.
Отрицание отрицания. – АСТ, Астрель, 2013. – 426 с.
Очередной рейс: сценарий (1958)
Очередь: рассказ // Огонек. – 1988. – № 16. – С. 20-24.
Победители: повесть
Пятница: рассказ // Юность. – 1970. – № 6.
Розыск продолжать: повесть // Смена. – 1986. – № 16-18.
Рослик пропал: Повесть
Самый последний день…: повесть // Юность. – 1970. – № 11.
Скобелев, или Есть только миг… (является ответвлением от романа «Были и не были»)
Старая «Олимпия»: рассказ // Юность. – 1975. – № 6.
Стучите и откроется: пьеса (1955)
Суд да дело…: повесть // Человек и закон. – 1983. – № 11-12.
Танкисты: пьеса (1954)
«Холодно, холодно…»: рассказ
Экспонат №… // Юность. – 1986. – № 3.
Серия исторических романов «Романы о Древней Руси»
Вещий Олег (1996)
Ольга, королева русов (2001)
Князь Святослав (2006)
Владимир Красное Солнышко (2007)
Александр Невский (1997; переизданный под другим названием роман «Князь Ярослав и его сыновья»)
Государева тайна (2009)
Владимир Мономах (2010)
Серия исторических романов «История рода Олексиных»
Картежник и бретер, игрок и дуэлянт: Записки прапрадеда (1998)
Были и небыли (1977-1980)
Книга 1. Господа волонтеры
Книга 2. Господа офицеры
Утоли моя печали (1997)
И был вечер, и было утро (1987)
Дом, который построил Дед (1991, 1993)
Ровесница века (1988; переизданный под другим названием роман «Вам привет от бабы Леры»)
Театральные постановки
1970 – «А зори здесь тихие» – Ленинградский театр юного зрителя (первая постановка в СССР – премьера состоялась 9 мая 1970 года. Режиссер – Семен Димант).
1970 – «А зори здесь тихие» – Омский театр для детей и молодежи
1971 – «А зори здесь тихие» – Театр драмы и комедии на Таганке, Москва; постановка Юрия Любимова
1971 – «А зори здесь тихие» – Центральный Театр Советской Армии, Москва
1971 – «В списках не значился» – Омский театр для детей и молодежи
1975 – «В списках не значился» – «Ленком»; инсценировка Юрия Визбора, постановка Марка Захарова
1977 – «А зори здесь тихие» – Театральная студия «Пришельцы», г. Павлоград (ныне – театр им. Б. Е. Захавы), постановка Анатолия Ревы
1985 – «Завтра была война» – театр им. В. Маяковского
2005 – «Завтра была война» – Театр юношеского творчества, Санкт-Петербург
2010 – «А зори здесь тихие» – Театр юношеского творчества, Санкт-Петербург
2010 – «А зори здесь тихие», музыкальная драма А. Кротова по мотивам повести
Новосибирский театр музыкальной комедии
2011 – «А зори здесь тихие» – Санкт-Петербургский театр «Мастерская»
2012 – «Завтра была война» – Театральная студия социального спектакля «КЭВС», Санкт-Петербург
2013 – «А зори здесь тихие» – Театральная студия социального спектакля «КЭВС», Санкт-Петербург
2012 – «А зори здесь тихие» – Борисоглебский драматический театр им. Н. Г. Чернышевского
2011-2013 – «А зори здесь тихие» – Театральная студия «Мистерия» во Дворце детей и молодежи, Тверь
2015 – «Завтра Была Война» – Учебный театр Пермской Государственной Академии искусства и культуры, Пермь
2015 – «Завтра была война» – Самарский академический театр драмы
2015 – «Ты – мое воскресение» по рассказу «Пятница» – Театральная Компания Ковчег, негосударственный театр-студия Ленинградской области, спектакль Победитель Дельфийских игр России 2015 года в номинации «ТЕАТР»
2015 – «Завтра на войне не бывает» по повести «А зори здесь тихие» – Кукольно-драматическая студия Галактика, город Минск, Беларусь.
Экранизации
«Очередной рейс» (1958)
«Сержанты» (1958)
«Длинный день» (1961)
«След в океане» (1964)
«Королевская регата» (1966)
«На пути в Берлин» (1969)
«А зори здесь тихие» (ТВ) (1970)
«Офицеры» (1971)
«А зори здесь тихие» (1972)
«Самый последний день» (1972)
«Иванов катер» (1972)
«Самый последний день» (телеспектакль) (1973)
«Одиночество» (ТВ) (1974)
«Аты-баты, шли солдаты…» (1976)
Вещий Олег (1996)
Ольга, королева русов (2001)
Князь Святослав (2006)
Владимир Красное Солнышко (2007)
Александр Невский (1997; переизданный под другим названием роман «Князь Ярослав и его сыновья»)
Государева тайна (2009)
Владимир Мономах (2010)
Литература
Литературным дебютом и началом творческой биографии Бориса Васильева стала пьеса «Танкисты», вышедшая в 1954 году и посвященная смене поколений в армии послевоенной страны. Но спектакль, получивший название «Офицер», после двух пробных постановок в Театре Советской армии в декабре 1955 года был запрещен Главным политуправлением Советской армии без объяснения причин.
Борис Васильев
После этой неудачи Васильев продолжает заниматься драматургией. Его пьесу «Стучите и откроется» в 1955 году поставили театры Черноморского флота и Группы войск в Германии.
Васильев пробует свои силы и как сценарист. Здесь его работа дала щедрые всходы: по сценариям Бориса Васильева были поставлены художественные фильмы «Очередной рейс» и «Длинный день». А в 1971 году на экраны вышел фильм «Офицеры», получивший широчайшую известность.
Кадр из фильма «Офицеры»
Потом снова неудача. Первое прозаическое произведение Васильева «Иванов катер», как и пьесу «Танкисты», ждала непростая судьба. В 1967 году повесть была принята Твардовским к публикации в «Новом мире», но произведение увидело свет только в 1970 году.
Что такое настоящая слава, Борис Васильев узнал в 1968 году, когда в популярном журнале «Юность» вышла его знаменитая повесть «А зори здесь тихие…». С этого года начинается долгое и успешное сотрудничество писателя с журналом «Юность». На его страницах впервые увидели свет лучшие произведения Бориса Васильева. Всего через год повесть «А зори здесь тихие…» была поставлена на сцене театра на Таганке и стала одной из самых известных постановок 1970-х годов. А в 1972 году повесть была успешно экранизирована Станиславом Ростоцким. Потом – еще две экранизации.
Кадр из экранизации романа “А зори здесь тихие. ” (1972)
К теме войны Борис Васильев обращается в большинстве своих произведений. Повести «В списках не значился», «Завтра была война», рассказы «Ветеран», «Великолепная шестерка», «Вы чье, старичье?», «Неопалимая купина» – это все Великая Отечественная война. Все названные произведения экранизированы. Некоторые по несколько раз.
Произведение «Не стреляйте белых лебедей» появилось в печати в 1973 году и сразу заняло особое место среди книг автора. Главный герой романа Егор Полушкин – рядовой лесник, который вступается в неравную схватку с браконьерами за вверенную ему территорию леса. В результате Егор гибнет, как и лебеди, которых он защищал от злодеев. Вывод, к которому подводит читателя Васильев, – уязвимость добра, необходимость его защиты всем миром, а не в одиночку.
Кадр из экранизации романа «Не стреляйте белых лебедей»
Роман «Были и небыли», увидевший свет в 1977 году, Борис Васильев посвятил своим предкам, судьбе русской интеллигенции. В книге описывались события XIX века, русско-турецкой войны, в которой участвовали два прадеда писателя.
Еще одна грань творчества Васильева – исторические романы. В последние годы из-под пера Бориса Львовича вышел целый ряд романов на тему ранней истории Руси: «Вещий Олег», «Александр Невский», «Князь Святослав», «Владимир Красное Солнышко», «Владимир Мономах».
Кадр из экранизации романа “А зори здесь тихие. ” (2015)
Борис Васильев открыто выражал свою поддержку Перестройке, а затем и новому режиму, который установился при Борисе Ельцине и Владимире Путине. В конце 80-х писатель стал депутатом I Съезда народных депутатов СССР. А вскоре он сдал партийный билет КПСС. В 1993 году подписал «Письмо сорока двух» – публичное обращение либерально настроенной интеллигенции к президенту с просьбой применить силу при разгоне Верховного Совета.
В 2000-е годы Васильев повторно занялся общественной жизнью, заняв место в Комиссии при Президенте Российской Федерации по правам человека.
Кадр из экранизации романа «Не стреляйте белых лебедей»
Происхождение и ранние годы
Мама писателя Елена Николаевна
Отец писателя Лев Александрович
В Смоленске, 21 мая 1924 года, у четы русских интеллигентов Льва Александровича и Елены Николаевны родился сын Борис. Отец мальчика начинал свою карьеру в качестве офицера Царской армии, продолжил ее – в Красной и закончил – уже в Советской. Мать (в девичестве Алексеева) – дворянка из очень старинного рода, связанного с А. С. Пушкиным и Л.Н. Толстым. Отец и родной дядя Елены Николаевны были вдохновителями кружка народников, так называемых «чайковцев», участвовали в организации коммун в Соединенных Штатах Америки.
Свою первую пьесу Васильев написал в 1954 году, она вышла под названием «Танкисты» и была посвящена смене армейских поколений в послевоенное время. В дальнейшем она и еще несколько произведений легли в основу сценария к фильму «Офицеры». В эти годы автор все чаще пробует себя как сценарист.
Борис Львович Васильев
Борис Васильев – автор многочисленных книг, по мотивам которых сняли 15 полнометражных фильмов, представитель поколения, которое родилось после смерти Вождя революции и храбро сражалось на полях Великой Отечественной войны.
Литература
Первой пьесой стали «Танкисты». По этому произведению поставили спектакль, но его запретило Главное политическое управление. Эта неудача не сломила дух писателя. Следующая пьеса увидела свет в двух театрах, всё прошло хорошо. Васильев решает использовать свои сценарные навыки. Появился всем известный фильм «Офицеры», который стал необычайно популярным у советских зрителей. Писатель написал произведение в прозе «Иванов катер». Твардовский одобрил повесть, но напечатали её только через 3 года.
Впервые настоящий успех пришёл к Борису Васильеву после выхода повести «А зори здесь тихие…». Её напечатали в журнале «Юность». Руководство журнала продлило сотрудничество с писателем, на его страницах появлялись все произведения Бориса Львовича. Театр на Таганке первым поставил на своей сцене повесть о девушках, которых воспел автор. Затем режиссёр Станислав Ростоцкий экранизировал произведение автора. Тема войны является основной у писателя. То, что касается военной тематики, всё было экранизировано самыми разными режиссёрами.
Необычным стало произведение «Не стреляйте в белых лебедей». Тема защиты добра всем миром. Следующим вышел в свет роман о русской интеллигенции, который во многом стал автобиографичным. Повествование рассказывало о прадедах Васильева, прошедших русско-турецкую войну. Большую часть творчества у писателя занимают романы с исторической подоплёкой. В основном, писатель обращается к историческому времени ранней Руси. Он пишет о великих русских князьях и русских героях: Александр Невский, Владимир Мономах и другие.
Васильев никогда не был равнодушно настроен к тому, что происходило в его стране. Писатель поддерживал перестроечный период в России, выражал доверие Ельцину, затем Путину. Бориса Львовича выбрали депутатом I съезда народных депутатов, а через некоторое время сдал билет Компартии. Через 7 лет он снова стал активным в политической жизни страны и был назначен в Комиссию по правам человека.
Васильев никогда не был равнодушно настроен к тому, что происходило в его стране. Писатель поддерживал перестроечный период в России, выражал доверие Ельцину, затем Путину. Бориса Львовича выбрали депутатом I съезда народных депутатов, а через некоторое время сдал билет Компартии. Через 7 лет он снова стал активным в политической жизни страны и был назначен в Комиссию по правам человека.
Борис Васильев: Я прожил достаточно длинную жизнь
Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Родом из дворян, отец Васильев Лев Александрович – кадровый офицер царской, Красной и Советской армии, “чудом пережил три армейских чистки, бивших больше всего по бывшим офицерам царской армии. ” (“Век необычайный”, М., 2003). Мать, урожденная Алексеева – Елена Николаевна Тихонова – из известного старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Льва Толстого.
Поколение Васильева – первое поколение, родившееся после окончания открытой гражданской войны, оказалось поколением, выросшим в состоянии продолжающейся скрытой гражданской войны. “Конечно, мы не ощущали всего ужаса перманентного террора, – напишет он позже, – но наши родители, родственники, старшие братья и сестры испытали его в полной мере. Нам в наследство досталось полностью разрушенное правовое пространство, а нашим внукам – разрушенное идейное. Ни отец, ни мама никогда мне ничего не рассказывали о себе. Ни о своем детстве, ни о своей молодости. Они исходили из главного принципа того времени, когда я был ребенком: чем меньше я буду знать о прошлом, тем спокойнее будет моя жизнь”.
Влияние семейных нравственно-философских традиций на формирование своего мировоззрения Борис Васильев считает решающим: “Меня воспитывали еще по старинке, как это было принято в провинциальных семьях русской интеллигенции, почему я безусловно человек конца 19-го столетия. И по любви к литературе, и по уважению к истории, и по вере в человека, и по абсолютному неуменью врать. ”.
Это было созидательное воспитание. В отличие от разрушительного воспитания Советского времени с его лозунгами, идеологией, его враждебностью к любому инакомыслию, показательными судами над “врагами народа” и массовыми репрессиями и расстрелами. “Советская власть весьма основательно разрушала семьи, как в городе, так и на селе, не уставая при этом утверждать, что воспитание подрастающего поколения в прочных руках государства. Боже, кого только нам не предлагали в роли воспитателей! Школу и пионерскую организацию, комсомол и великие стройки Коммунизма, армию и рабочий коллектив… Мы вырастали в атмосфере команд. Мы маршировали, выкрикивая лозунги к обозначенной вождями цели”. Вождям “восторженно кричали “Ура!”. Врагам кричали “Смерть!” еще задолго не только до суда, но и задолго до следствия, поскольку газеты натравливали нас сразу же после арестов очередных врагов. Мы были детьми гражданской войны, а она продолжалась вплоть до Великой Отечественной. И в этой гражданской войне – негромкой, ползучей, – наше поколение принимало самое активное участие. Но и расплата этого поколения за вынужденную слепоту была непомерно жестокой – Это на его телах забуксовали танки Клейста и Гудериана”.
Рано проявившиеся у Бориса Васильева увлечение историей и любовь к литературе с детства переплелись в его сознании. Учась в воронежской школе, он играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал. Когда закончил 9-й класс, началась Великая Отечественная война.
Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительского комсомольского батальона, и 3-го июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 г., потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе был направлен, сперва в кавалерийскую, а затем в пулеметную полковую школу, которую и закончил. Служил в 8-м воздушно-десантном гвардейском полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время воздушного десанта 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.
Поколению мальчишек начала 20-х годов, суждено было почти всем сложить свои головы в Великой Отечественной войне. В живых их осталось только 3 процента, и Борис Васильев чудом оказался среди них: “. мне и вправду выпал счастливый билет. Я не умер от тифа в 34-м, не погиб в окружении в 41-м, парашют мой раскрылся на всех моих семи десантных прыжках, а в последнем – боевом, под Вязьмой, в марте 43-го – я нарвался на минную растяжку, но на теле не оказалось даже царапины” (“Век необычайный”, М., 2003).
Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированный войск, где встретил свою будущую жену – Зорю Альбертовну Поляк, которая училась в той же академии, ставшую его постоянной спутницей. После окончания в 1946 году инженерного факультета академии работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Демобилизовался в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте о демобилизации назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.
Начало литературной деятельности оказалось для писателя полным непредвиденных осложнений. Первым произведением, вышедшим из-под его пера, стала пьеса “Танкисты” (1954) – о том, как непросто в человеческом и профессиональном планах проходила в послевоенной армии смена поколений. Эта пьеса под названием “Офицер” была принята к постановке в Центральном театре Советской армии, но после двух общественных просмотров в декабре 1955 незадолго до премьеры спектакль был запрещен ГЛАВПУРОМ (Главным политическим управлением армии). Позднее Борис Васильев напишет об этом эпизоде: “А может быть, это-то и хорошо, что запретили без всякого объяснения? Если бы надавали замечаний, я бы растратил уйму времени, пьесу все равно бы угробили (в этом ведомстве своих мнений не меняют), а я бы привык доделывать да переделывать по указаниям, слухам, мнениям. Я слушаю только редакторов, устраняю их замечания или принимаю к сведению, но никогда ничего не переделываю во имя, так сказать, сиюминутного момента”. Вслед за запретом спектакля был рассыпан по распоряжению “сверху” типографский набор “Офицера” в журнале “Театр”, руководимом известным драматургом Н.Ф.Погодиным.
Несмотря на неудачи, Борис Васильев не бросает драматургии: его пьеса “Стучите и откроется” в 1955 поставлена театрами Черноморского флота и Группы войск в Германии. Одновременно по приглашению Н.Ф.Погодина он посещает сценарную студию при Главкино, в результате чего по сценариям Васильева были поставлены кинофильмы “Очередной рейс” (1958), “Длинный день” (1960) и другие. И всё же кинематографическая судьба его складывалась далеко не безоблачно. Ему приходилось писать ради заработка сценарии для телепередачи КВН (“Клуб веселых и находчивых”), сочинять подтекстовки к киножурналам “Новости дня” и “Иностранная хроника”.
Непросто складывалась судьба первого прозаического произведения Васильева “Иванов катер” (М.,1967) – А.Т.Твардовский принял повесть для публикации в “Новом мире”. Но после его смерти она почти три года пролежала в редакционном портфеле и увидела свет лишь в 1970 (“Новый мир”, № 8, 9). К этому времени в журнале “Юность” (1969, № 8) уже была напечатана другая повесть автора – “А зори здесь тихие. ”. Именно с нее, получившей огромный читательский резонанс, писательская судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать в ысоту. “Зори. ” многократно переиздавались и переиздаются вплоть до нынешнего дня, претерпели множественные музыкальные и сценические интерпретации, по ним был снят в 1972 году одноименный фильм, удостоенный многих премий, в том числе Государственной премии СССР.
Замысел повести возник у Васильева в результате внутреннего несогласия с тем, как освещаются в литературе те или иные военные события и проблемы. Серьезная увлеченность “лейтенантской прозой” сменилась с годами убежденностью, что он видит войну совсем другими глазами. Васильев вдруг осознал, что это не “его” война. Его притягивают судьбы тех, кто оказался на войне оторванным от своих, лишенным связи, поддержки, медицинской помощи, кто, защищая Родину до последней капли крови, до последнего дыхания, должен был рассчитывать только на собственные силы и решения. Тут не мог не сказаться военный опыт писателя. Мотив патриотизма звучит в повести высоко и трагично, и, вместе с тем, проза эта устремлена навстречу вечно продолжающейся жизни.
Тихие зори на 171-м разъезде, на крошечном, насчитывающем всего-то двенадцать дворов, клочке земли, со всех сторон окруженном войной, становятся молчаливыми свидетельницами поразительного противостояния пятерых девочек-зенитчиц матерым вражеским десантникам. А в действительности – женского противостояния войне, насилию, убийствам, всему тому, с чем несовместима сама суть женщины. Одна за другой обрываются пять судеб, и с каждой, почти осязаемо, становятся тише и тише зори над землей. И так же поразят они, тихие зори, тех, кто придет сюда через годы после окончания войны и прочитает ее страницы заново.
Повесть вобрала в себя характерные особенности васильевской прозы. Ее философско-нравственная, с мелодраматическим оттенком, составляющая несет на себе печать авторской личности – романтически увлекающейся, чуткой и слегка сентиментальной, склонной к иронии и прозорливой. Это проза мужественного и честного писателя, органически не принимающего компромисса между истиной и ложью.
Борис Васильев не щадит читателя: концовки его произведений в основном трагичны, ибо он убежден, что искусство не должно выступать в роли утешителя, его функции – обнажать перед людьми, жизненные опасности в любых их проявлениях, будить совесть и учить сочувствию и добру.
Тему войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, Васильев продолжил в повестях “В списках не значился” (1974); “Великолепная шестерка” (1980), “Вы чье, старичье?” (1982), “Неопалимая купина” (1986), “Завтра была война” (1986), и других.
Основанная на документальном материале повесть “В списках не значился” может быть отнесена к жанру романтической притчи. Сложный фронтовой путь главного героя, лейтенанта Плужникова, которому автор дал имя своего погибшего школьного товарища, путь преодоления лишений, страха смерти, голода и усталости, приводит к укреплению в молодом человеке чувства достоинства, обращает его к тем ценностям, которые были заложены в нем семейными преданиями, приобщенностью к отечественной истории и культуре: долгу, чести, наконец, патриотизму – чувству, по-васильеву, интимному и сокровенному.
В начале 80-х гг. Васильев публикует два произведения, очень близких по внутренней проблематике. Это – автобиографическая повесть “Летят мои кони” (1984), глубоко искренняя и полная тепла по отношению ко всему, что составляло его юность, и повесть “Завтра была война” – наверное, одно из наиболее жестких произведений писателя. На его страницах зловеще царит предвоенная эпоха, в столкновении с напором которой ломаются, подлеют, опустошаются или, наоборот, закаляются души и характеры и подростков, и взрослых. Идет процесс ломки старой культуры и создания новой, а, значит, и изменения системы нравственных координат: “. так было во всех семьях, инерционно стремившихся передать нам нравственность вчерашнего дня, тогда как улица – в самом широком смысле – уже победно несла нравственность дня завтрашнего. Но это не рвало нас на части, не сеяло дисгармонию, не порождало конфликты: это двойное воздействие в конечном итоге и создало тот сплав, который так и не смогла пробить крупповская сталь” (“Летят мои кони”).
Рассказы Васильева о послевоенных судьбах фронтовиков неизменно проникнуты горечью – слишком многие из недавних солдат оказались потерянными в мирной жизни, – и чувством вины перед ними за равнодушие и бессердечие общества. Писатель видит в этом закономерные последствия войны, ни миллионные жертвы которой, ни громкие победы не в силах предотвратить чудовищное падение нравов воюющих сторон. Война узаконивает убийства и развращает души вседозволенностью, она возвращает в мирную жизнь людей опустошенных. А это опасно сказывается и на последующих поколениях, и на ходе всей истории.
Повесть “Не стреляйте в белых лебедей” (1973), перекликающаяся по нравственной направленности со многими васильевскими произведениями, всё-таки занимает в творчестве писателя особое место. В поединке с циничными и жестокими браконьерами гибнет, забитый ими до смерти, главный герой, воспринимаемый в деревне как “божий бедоносец”, Егор Полушкин, вступившийся за доверенную его охране природу. Веривший в свою правоту и человеческую справедливость, он становится жертвой зла, вызывая у читателя гневную реакцию по отношению к убийцам. Стреляющие в лебедей и забивающие ногами их защитника, они, прежде всего, убивают в себе всё человеческое. Острая жалость и безмерное сострадание вызывает нелепо оборвавшаяся судьба лесника. Добро уязвимо, как всякое нравственное начало, и требует от нас защиты не в одиночку, а всем миром. Вокруг романа развернулась бурная полемика, ряд критиков упрекал писателя в излишнем сен¬тиментализме и – отчасти – в самоповторении (“Литературное обозрение”, 1973, №№ 11,12).
История русской интеллигенции, переплетенная с историей России, нашла свое художественное воплощение в романе “Были и небыли” (1977), повествующем об истории рода Алексеевых (в романе и в других книгах – Олексиных), а именно об участии двух прадедов автора в русско-турецкой войне. Избрав жанр семейного романа, наиболее полно отвечающего его замыслам, Васильев отслеживает на примере семьи зарождение русской интеллигенции, пытается определить ее сущность. Хроника событий в романе многопланова. Со временем он объединил 6 произведений, действие в которых происходит с пушкинских времен до середины ХХ века: “Картежник и бретер, игрок и дуэлянт: Записки прапрадеда” (1998), “Были и небыли”, “Утоли моя печали” (1997); “И был вечер, и было утро” (1989), “Дом, который построил Дед” (1993), “Вам привет от бабы Леры” (1988). В них Васильев представляет читателям героическую, возвышенную и трагическую судьбу интеллигенции, ее деяния и заблуждения, пытаясь, с одной стороны, определить ту глубинную духовно-нравственную константу, что давала ей силы и способность в любых ситуациях оставаться самой собой, с другой – осознать меру ее исторической и моральной ответственности. Она, в конце концов, встала на сторону насилия, разрушила многовековую монархию и привела к власти левоэкстремистские силы. Она и сама подверглась жесточайшим репрессиям, но благодаря тому, что ее традиции не были полностью уничтожены, сумела неформально возглавить народ во время Отечественной войны, что и привело к победе.
Влияние семейных нравственно-философских традиций на формирование своего мировоззрения Борис Васильев считает решающим: “Меня воспитывали еще по старинке, как это было принято в провинциальных семьях русской интеллигенции, почему я безусловно человек конца 19-го столетия. И по любви к литературе, и по уважению к истории, и по вере в человека, и по абсолютному неуменью врать. ”.
Это было созидательное воспитание. В отличие от разрушительного воспитания Советского времени с его лозунгами, идеологией, его враждебностью к любому инакомыслию, показательными судами над “врагами народа” и массовыми репрессиями и расстрелами. “Советская власть весьма основательно разрушала семьи, как в городе, так и на селе, не уставая при этом утверждать, что воспитание подрастающего поколения в прочных руках государства. Боже, кого только нам не предлагали в роли воспитателей! Школу и пионерскую организацию, комсомол и великие стройки Коммунизма, армию и рабочий коллектив… Мы вырастали в атмосфере команд. Мы маршировали, выкрикивая лозунги к обозначенной вождями цели”. Вождям “восторженно кричали “Ура!”. Врагам кричали “Смерть!” еще задолго не только до суда, но и задолго до следствия, поскольку газеты натравливали нас сразу же после арестов очередных врагов. Мы были детьми гражданской войны, а она продолжалась вплоть до Великой Отечественной. И в этой гражданской войне – негромкой, ползучей, – наше поколение принимало самое активное участие. Но и расплата этого поколения за вынужденную слепоту была непомерно жестокой – Это на его телах забуксовали танки Клейста и Гудериана”.
Награды писателя
2009 – Литературная премия «Большая книга» – специальный приз «За честь и достоинство»
2004 – Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени – за выдающиеся заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность
2003 – Премия Ника – за Честь и Достоинство
где-то между 1998 и 2005 (точный год найти не удалось) – Премия Союза писателей Москвы “Венец”
1999 – Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени – за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы; Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства
1998 – Международная литературная премия “Москва-Пенне” – как самому популярному и читаемому писателю за роман “Утоли моя печали. “
1997 – Премия им. А. Д. Сахарова “Апрель” – «За гражданское мужество»
1994 – Орден Дружбы народов – за большой личный вклад в развитие современной литературы и отечественной культуры
1987 – Золотая медаль имени А.Довженко за сценарий к кинофильму “Завтра была война”
1975 – Государственная премия СССР – за фильм “А зори здесь тихие”
1974 – Премия имени Ленинского комсомола
2003 – Премия Ника – за Честь и Достоинство
Биография Васильева Бориса Львовича
Русский писатель Васильев Борис Львович появился на свет в 1924 году в семье офицера и матери-дворянки. После 9 класса, которые он окончил в средней школе в Воронеже, в 1941 году по собственному желанию уехал на фронт. Но, получив контузию, в 1943 году отправился учиться в Военную академию бронетанковых и механизированных войск, которую окончил в 1948 году, и стал работать на Урале на должности испытателя колесно-гусеничного транспорта.
Как рассказывал сам Васильев, ему удалось чудом выжить во время Великой Отечественной войны. Он мог скончаться от тифа в 1934 году, мог погибнуть в окружении в 1941 году. Он прыгал с парашютом множество раз и всегда тот раскрывался. Даже тогда, когда он получил контузию, на его теле не было ни одной царапины.
Из армии Васильев уволился в 1954 году и заявил, что причиной его ухода является желание развиваться в сфере писательства.
Первым творением писателя стала пьеса «Танкисты», в которой рассказывалось про то, как преобразовывались поколения в армии в стране в послевоенные годы. В 1955 году должен был состояться спектакль по пьесе, однако цензура этого не допустила.
Но даже не смотря на все сложности, Васильев продолжает развивать свое творчество и пробует себя в роли сценариста, написав пьесы «Очередной рейс», «Длинный день».
Настоящее признание Борису Васильеву пришло после того, как была опубликована его повесть «А зори здесь тихие…», которая была удостоена нескольких наград и была телеэкранизирована. Здесь раскрыта тема войны, трагизм гибели светлых душ, женское милосердное начало, которые переплелись между собой и создали грустную историю, пропитанную смелостью, отвагой и патриотизмом.
Повесть была напечатана в журнале «Юность» и Васильев вспоминал, что главный редактор сразу после прочтения лишь пожелал заменить два слова. После этого он подписал одобрение на печать, что и послужило доказательством того, насколько сильной и трогательной была повесть.
Борис Васильев в своих работах практически всегда делает конец мрачным и драматичным, так как он считает, что литература не должна утешать. Он показывал, насколько мир жесток и сколько в нем опасности, обнажал людские души, чтобы у читателей просыпалась совесть и они учились доброте и сочувствию.
Тема войны Васильеву была очень близка, он считал, что видит ее по-своему. Он это хорошо передал в «В списках не значился», «Вы чье, старичье?», «Завтра была война», и многих других.
В 80-х годах публикует автобиографические произведения «Летят мои кони» и «Завтра была война».
В повести «Летят мои кони» Борис Васильев описал все то теплое и хорошее, что его окружало в юности, его доброе отношение ко всему. Второе произведение, «Завтра была война», стало одним из самых жестоких. В нем описывается время до войны, когда ломались или, наоборот, закалялись души всех, и молодых, и старых.
Повесть «Не стреляйте в белых лебедей» стала очень особенной для Бориса Васильева, так как в ней раскрыта его главная философия. В произведении рассказывается о гибели лесника, который заступился за лебедей, за природу, которую уничтожали браконьеры. Лесник погиб, так как стал на защиту прекрасного, доброго. Борис Васильев хотел донести до общественности то, насколько уязвимо добро, что его нужно защищать, но не поодиночке, а всем миром.
В последние годы своей жизни Борис Васильев написал несколько произведений по истории Руси, как «Вещий Олег», «Князь Святослав», «Владимир Мономах», и многие другие.
Борис Васильев за всю свою жизнь получил большое количество званий и наград как за литературные успехи, так и за участие в боевых действия во время Великой Отечественной войны.
Борис Васильев скончался на 89 году жизни в Солнечногорске, где последнее время жил и работал. Все его произведения заставляют взглянуть внутрь себя, задуматься о почтительности и гордости, о прошлом, настоящем и будущем, найти в себе романтизм и доброту, которые есть в каждой человеческой душе.
Настоящее признание Борису Васильеву пришло после того, как была опубликована его повесть «А зори здесь тихие…», которая была удостоена нескольких наград и была телеэкранизирована. Здесь раскрыта тема войны, трагизм гибели светлых душ, женское милосердное начало, которые переплелись между собой и создали грустную историю, пропитанную смелостью, отвагой и патриотизмом.
Биография Васильев Борис Львович
Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец — Васильев Лев Александрович (1892 г. рожд.), кадровый офицер царской, впоследствии — Красной и Советской армии. Мать — Алексеева Елена Николаевна (1892 г. рожд.), из старинного дворянского рода, связанного с общественным движением XIX века; её отец и дядя были организаторами народнического кружка «чайковцев», проходили по «процессу 193-х», участвовали в создании в Америке коммун фурьеристского типа. Супруга — Поляк Зоря Альбертовна.
Рано проявившиеся у Бориса Васильева увлечение историей и любовь к литературе «с детства переплелись в его сознании». Учась в воронежской школе, он играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал. Когда окончил 9-й класс, началась война.
Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.
Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И. В. Сталина (впоследствии имени Р. Я. Малиновского), где встретил свою будущую жену Зорю Альбертовну Поляк, которая училась в той же академии, ставшую его постоянной спутницей. Его сокурсниками были ставший затем литературоведом сын известного поэта Евгений Пастернак и Георгий Степанов, в дальнейшем крупный ученый в области механики.
После окончания в 1946 году инженерного факультета он работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. В 1952 году вступил в КПСС. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.
Начало литературной деятельности оказалось для писателя полным непредвиденных осложнений.
Первым произведением, вышедшим из-под его пера, стала пьеса «Танкисты» (1954) — о том, как непросто в человеческом и профессиональном планах проходила в послевоенной армии смена поколений. Эта пьеса под названием «Офицер» была принята к постановке в Центральном театре Советской Армии, но после двух общественных просмотров в декабре 1955 года незадолго до премьеры спектакль был запрещен Главным политическим управлением армии. Вслед за запретом спектакля был рассыпан по распоряжению «сверху» набор «Офицера» в журнале «Театр», руководимом известным драматургом Н. Ф. Погодиным.
Несмотря на неудачи, Борис Васильев не бросает драматургию: его пьеса «Стучите и откроется» в 1955 году поставлена театрами Черноморского флота и Группы войск в Германии. Одновременно по приглашению Н. Ф. Погодина он посещает сценарную студию при Главкино, в результате чего по сценариям Васильева были поставлены кинофильмы «Очередной рейс» (1958), «Длинный день» (1960) и др. Ради заработка приходится писать сценарии для телепередачи КВН («Клуб веселых и находчивых»), сочинять подтекстовки к киножурналам «Новости дня» и «Иностранная хроника».
Первая книга писателя — сборник сценариев «Клуб веселых и находчивых» (М., 1968), в котором он выступил составителем и автором вступительной статьи.
Непросто складывалась судьба и первого прозаического произведения Васильева «Иванов катер» (1967): А. Т. Твардовский принял повесть для публикации в «Новом мире». Oна почти 3 года пролежала в редакционном портфеле и увидела свет лишь в 1970 году (№ 8—9). К этому времени в журнале «Юность» (1969, № 8) уже была напечатана другая повесть автора — «А зори здесь тихие…». Именно с неё, получившей огромный читательский резонанс, писательская судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать высоту. «Зори…» многократно переиздавались и переиздаются вплоть до нынешнего дня, претерпели множественные музыкальные и сценические интерпретации, по ним был снят в 1972 году популярный одноимённый фильм.
Тему войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, Васильев продолжил в повестях «В списках не значился» («Юность», 1974, № 2—4); «Завтра была война» («Юность», 1984, № 6), в рассказах «Ветеран» («Юность», 1976, № 4), «Великолепная шестерка» («Юность», 1980, № 6), «Вы чье, старичье?» («Новый мир», 1982, № 5), «Неопалимая купина» («3намя», 1986, № 2) и др.
Борис Васильев — лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, Независимой премии движения имени академика А. Д. Сахарова «Апрель», международной литературной премии «Москва-Пенне», премии Союза писателей Москвы «Венец», Российской академии кинематографических искусств «Ника» — «За Честь и Достоинство». Член Союза писателей Москвы и Союза кинематографистов России, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» II степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Дружбы народов, многими медалями.
Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И. В. Сталина (впоследствии имени Р. Я. Малиновского), где встретил свою будущую жену Зорю Альбертовну Поляк, которая училась в той же академии, ставшую его постоянной спутницей. Его сокурсниками были ставший затем литературоведом сын известного поэта Евгений Пастернак и Георгий Степанов, в дальнейшем крупный ученый в области механики.
Борис Васильев
В семнадцать лет Борис Васильев ушел на фронт. В одном интервью он сказал: «Война беспощадна – она остается в человеке на всю жизнь, если он воевал, конечно, а не скрипел пером где-то в тылу». Великая Отечественная война на долгие годы определила творчество писателя, его произведения «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Великолепная шестерка» стали классикой фронтовой литературы.
Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Его отец, Лев Васильев, в молодости выбрал военную карьеру и незадолго до начала Первой Мировой войны поступил в школу прапорщиков. В 1915 году офицера отправили на фронт. Хорошие отношения с бойцами подразделения спасли ему жизнь во время революции: когда солдаты массово переходили на сторону большевиков, они не тронули начальство и предложили Васильеву присоединиться к Красной Армии. После гражданской войны он стал кадровым военным. В мемуарах «Век необычайный» Борис Васильев вспоминал: «В нашей семье никогда не упоминали о прошлом. Его как бы вообще не существовало, а отсчет шел только с Гражданской войны. О том, что было раньше, стали рассказывать мама и, в особенности, тетя Таня уже после смерти отца, в 70-х годах – и то по моим настойчивым просьбам».
Экранизации
Чёрт! Опять. Опять у них не получилось.
Биография Игоря Пелыха Ссылка на основную публикацию