Христианские мотивы романа Л. Н. Толстого Воскресение: сочинение

Христианские мотивы романа Л. Н. Толстого Воскресение: сочинение

ВОСКРЕСЕНИЕ (1889-1899). ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ РОМАНА.

Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забнвали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, – весна была весною даже и в городе. Солнце грело, трава, оживая, росла и зеленела везде, где только не соскребли ее, не только на газонах бульваров, но и между плитами камней, и березы, тополи, черемухи распускали свои клейкие и пахучие листья, липы надували лопавшиеся почки; галки, воробьи и голуби по-весеннему радостно готовили уже гнезда, и мухи жужжали у стен, пригретые солнцем. Веселы были и растения, и птицы, и насекомые, и дети. Но люди – большие, взрослые люди – не переставали обманывать и мучить себя и друг друга. Люди считали, что священно и важно не это весеннее утро, не эта красота мира божия, данная для блага всех существ, – красота, располагающая к миру, согласию и любви, а священно и важно то, что они сами выдумали, чтобы властвовать друг над другом.

Так начинается роман Л. Н. Толстого Воскресение. В сложных предложениях, развернутых периодах, типичных для манеры Толстого, освещены разные стороны жизни, противопоставленные друг другу. Самый отбор слов выражает авторское отношение к изображаемому: люди стараются изуродовать землю (города не украшают, а уродуют ее); в городе они не живут на свободе, а жмутся на небольшом пространстве; они не мостят улицы, а забивают камнями землю.

Совсем по-иному автор говорит о весне. Ом знает и любит жизнь природы, одухотворяет ее, употребляя понятия и оценки из области нравственной жизни – мир, согласие, любовь. Вчитайтесь еще раз в эти строки и скажите, чго это: описание весеннего утра в городе или раздумья автора о природе и обществе? торжественный гимн радостям простой, естественной жизни или гневное обличение людей, живущих не так, как надо. Здесь все слилось воедино: эпическое и лирическое начала, описание и проповедь, повествование о событиях и выражение чувств автора.

Такое слияние различных элементов характерно для всего произведения. Начало романа содержит основные его мотивы: обличение несправедливо устроенного человеческого общества и тему возрождения, пробуждения к новой, настоящей жизни, пробуждения не только весенней природы, но и воскресающей человеческой души. Именно о духовном пробуждении говорит и само название романа – Воскресение.

1 Присяжные – выборные от населения лица, которые выносят решение

Путь духовного обновления. Изображение двух человеческих судеб составляет основу романа. Князь Нехлюдов, будучи присяжным в суде , узнает в подсудимой, обвиняемой в убийстве, женщину, которую он много лет тому назад соблазнил и бросил. Обмапутая н оскорбленная им Катюша Маслова попадает в публичный дом и, потеряв веру в людей, в правду, в добро и справедливость, оказывается па грани духовной смерти. Иными путями — ведя роскошную и развратную жизнь, забыв о правде н добре, – идет к окончательному нравственному падению и Нехлюдов. Встреча этих людей спасает их обоих от гибели, способствует воскрешению подлинно человеческого начала в их душах.

Катюша невинно осуждена. Нехлюдов пытается облегчить ее участь. Сначала Катюша враждебно относится к нему. Она не хочет и не может простить человека, который ее погубил, считает, что мотивы, побуждающие Нехлюдова заботиться о ее судьбе, эгоистичны. Ты мной в этой жизни услаждался, мной же хочешь и на том свете спастись! – бросает она в лицо Нехлюдову гневные слова. Но по мере воскрешения в душе Катюши возрождается и прежнее чувство любви. Ведь и Нехлюдов меняется на ее глазах. Он идет за ней в Сибирь, хочет на ней жениться. Но она отказывается от этого брака, так как боится, что он, не любя се, лишь из чувства долга решается связать с каторжной свою судьбу. Катюша находит друга – революционера Снмонсона, который так же, как и она, осужден на каторгу.

Обновление, воскрешение человеческой души показано как процесс естественный и прекрасный, подобный оживлению весенней природы. Воскресшая любовь к Нехлюдову, общение с простыми, честными и добрыми людьми -все это помогает Катюше вернуться к той чистой жизни, которою жила она в юности. Она снова обретает веру в человека, в правду, в добро. Но духовная жизнь ее обогащается и теми отрицательными впечатлениями, которые принес ей жизненный опыт. Она приходит к верному пониманию действительности: Я думаю, обижен простой народ. очень уж обижен простой парод.

Постепенно узнавая жизнь угнетенных, обездоленных, начинает отличать добро от зла и Нехлюдов. В первых главах романа автор рисует его образ нередко в сатирических тонах. Но по мере того как герой Воскресения отдаляется от привилегированного круга, голос автора и голос героя сливаются воедино и в уста Нехлюдова Толстой все чаще вкладывает обличительные мысли.

Так главные герои романа проходят путь от нравственного падения к духовному возрождению, от мрака к свету.

Сочинение: Христианские мотивы романа Л.Н. Толстого Воскресение

Христианские мотивы романа Л.Н. Толстого «Воскресение»

Автор: Толстой Л.Н.

В своем последнем романе «Воскресение» Лев Николаевич Толстой обратился к традиционной для Литературы теме раскаявшегося грешника, играющую также большую роль в христианском учении. Главный герой романа, князь Нехлюдов, когда-то совратил Катюшу Маслову, невольно положив начало ее падению. Позднее он, тоже не по злой воле, вместе с другими осудил ее к чрезмерно суровому, несправедливому наказанию. Раскаяние, начавшееся, когда князь узнал в подсудимой проститутке соблазненную им девушку, привело Нехлюдова к ней на каторгу, возбудило любовь к невинной жертве. Толстой проводит совестливого человека через лабиринт бюрократического государства, ничего общего не имеющего с христианской заповедью о любви к ближнему. Выход автор «Воскресения» видел в моральном самосовершенствовании на основе нового постижения христианских идеалов, ничего общего с которыми, по мнению писателя, не имеет официальная православная церковь. Толстой пришел к убеждению, что для постижения Бога человек не нуждается ни в специальной церковной организации, ни в церковных обрядах, а должен стремиться к следованию Божьему промыслу путем духовно-нравственного обновления и свершения добрых дел. Писатель создал собственное религиозное учение, названное «новым христианством», и отверг официальную церковь. За это он был отлучен от православия в 1901 г., вскоре после публикации «Воскресения». То, как изображена официальная церковь в романе, послужило одной из причин такого решения Священного Синода. Действительно, православные священнослужители и обряды даны в «Воскресении» крайне непривлекательно. Вот, например, сцена православного богослужения в тюремной церкви. Толстой старается описать его как бы глазами человека, абсолютно не знакомого с содержанием и деталями церковного обряда, достигая тем самым сатирического снижения происходящего. Так, риза именуется парчовым мешком, антиминс — салфеткой, иконостас — перегородкой, таинство получения тела и крови Божьей — манипуляциями. Толстой считал таинство причастия шарлатанством и был убежден, что священники, совершающие его, верят в превращение просвир и вина в плоть и кровь Христову только потому, что «исполнение треб этой веры» приносит им доход. Не случайно, что первая публикация «Воскресения» была изъята цензурой, равно как и другая, где описывался визит Нехлюдова к обер-прокурору Священного Синода Торопову. В образе последнего был слишком узнаваем тогдашний глава церковного министерства, которым фактически являлся Синод, К.К. Победоносцев. Топоров у Толстого — «человек тупой и лишенный нравственного чувства». Писатель характеризует как нелепость самой должности, которую занимает Топоров, так и полнейшее несоответствие моральных качеств обер-прокурора задачам духовно-нравственного воспитания: «. Назначение его должности состояло в поддерживании и защите внешними средствами, не исключая и насилия, той церкви, догорая, по своему же определению, установлена самим Богом и не может быть поколеблена ни вратами ада, ни какими бы то ни было человеческими усилиями. Это-то Божественное и ничем непоколебимое Божеское учреждение должно было поддерживать и защищать то человеческое учреждение, во главе которого стоял Топоров с своими чиновниками. Топоров не видел этого противоречия или не хотел его видеть и потому очень серьезно был озабочен тем, чтобы какой-нибудь ксендз, пастор или сектант не разрушил ту церковь, которую не могут одолеть врата ада. Топоров, как и все люди, лишенные основного религиозного чувства, сознанья равенства и братства людей, был вполне уверен, что народ состоит из существ совершенно других, чем он сам, и что для народа нужно то, без чего он очень хорошо может обходиться. Сам он в глубине души ни во что не верил и находил такое состояние очень удобным и приятным, но боялся, как бы народ не пришел в такое же состояние, и считал, как он говорил, священной своей обязанностью спасать от этого народ.

Так же, как в одной поваренной книге говорится, что раки любят, чтоб их варили живыми, он вполне был убежден, и не в переносном смысле, как это выражение понималось в поваренной книге, а в прямом, — думал и говорил, что народ любит быть суеверным.

Он относился к поддерживаемой им религии так, как относится куровод к падали, которою он кормит своих кур: падаль очень неприятна, но куры любят и едят ее, и потому их надо кормить падалью.

Разумеется, все эти Иверские, Казанские и Смоленские очень грубое идолопоклонство, но народ любит это и верит в это, и поэтому надо поддерживать эти суеверия. Так думал Топоров, не соображая того, что ему казалось, что народ любит суеверия только потому, что всегда находились и теперь находятся такие жестокие люди, каков и был он. Топоров, которые, просветившись, употребляют свой свет не на то, на что они должны бы употреблять его, — на помощь выбивающемуся из мрака невежества народу, а только на то, чтобы закрепить его в нем».

Толстой буквально глумится над главой официальной церкви, сама фамилия которого наводит на мрачные ассоциации с топором палача. Внешние церковные атрибуты, будь то обряды, иконы или государственные формы управления церковью, по убеждению писателя, суть суеверия, способные только оставить народ во мраке невежества и подчинить его господству жестокосердных чиновников. Князь Нехлюдов, в отличие от Топорова, отнюдь не лишен нравственного чувства и постепенно приходит к сознанию равенства и братства людей. В финале романа он, подобно Раскольникову в эпилоге «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского, просветляется и перерождается от чтения Евангелия. Нехлюдов «не спал всю ночь и, как это случается со многими и многими, читающими Евангелие, в первый раз, читая, понимал во всем их значении слова, много раз читанные и незамеченные. Как губка воду, он впитывал в себя то нужное, важное и радостное, что открывалось ему в этой книге. И все, что он читал, казалось ему знакомо, казалось, подтверждало, приводило в сознание то, что он знал уже давно, прежде, но не сознавал вполне и не верил. Теперь же он сознавал и верил.

Но мало того, что он сознавал и верил, что, исполняя эти заповеди, люди достигнут наивысшего доступного им блага, он сознавал и верил теперь, что всякому человеку больше нечего делать, как исполнять эти заповеди, что в этом — единственный разумный смысл человеческой жизни, что всякое отступление от этого есть ошибка, .тотчас влекущая за собою наказание. Это вытекало из всего учения и с особенной яркостью и силой было выражено в притче о виноградарях. Виноградари вообразили себе, что сад, в который они были посланы для работы на хозяина, был и с собственностью; что все, что было в саду, сделано для них, и что их дело только в том, чтобы наслаждаться в этом саду своею жизнью, забыв о хозяине и убивая тех, которые напоминали им о хозяине и об их обязанности к нему».

Толстой старается доказать, что непосредственное обращение к Евангелию, без всякой помощи церкви, способно преобразить человека. Главный герой «Воскресения» приходит к выводу, что люди точно так же наивно полагают, что они хозяева своей собственной жизни, тогда как в действительности посланы в мир по воле Божьей и для осуществления Божьего промысла. А следование Божьим заповедям будто бы приведет к установлению Царствия Божьего на земле. Следует отметить, что последнее утверждение противоречит не только православию, но и почти всем другим христианским конфессиям. Нехлюдов, подобно Раскольникову, проникся духом Евангелия и начал новую жизнь, «не столько потому, что он вступил в новые условия жизни, а потому, что все, что случилось с ним, с этих пор, получило для него совсем иное, чем прежде, значение. Чем кончится этот новый период его жизни, покажет будущее». Здесь парадоксальность совпадения заключается в том, что Достоевский считал именно православие лучше всего отражающим дух и идеалы первоначального христианства, тогда как Толстой создал новое христианское учение, а православие решительно отверг. Однако сами христианские идеалы двух писателей оказались практически тождественными. Только, в отличие от Достоевского, Толстой думал продолжить историю Нехлюдова, отчего и закончил «Воскресение» словами о будущем, намекая на возможность следующего романа или повести с тем же героем. В толстовском дневнике сохранилась запись от 23 июня 1900 г.: «Ужасно хочется писать художественное, и не драматическое, а эпическое — продолжение Воскресения: крестьянская жизнь Нехлюдова». Однако это намерение так и осталось неосуществленным. Толстой был писателем-реалистом и понимал трудность изображения в реалистической манере жизни человека по евангельским заветам. Ведь даже ему самому не всегда удавалось жить в соответствии с ними.

Сочинение Анализ романа Воскресение Толстого

В основу произведения писателем положена реальная история, рассказанная автору судебным чиновником о трагической судьбе девушки, некогда соблазненной молодым человеком и попавшей по его вине в тюрьму, в которой она и умирает.

Писательская мысль превращает житейскую историю в полноценное произведение, раскрывающее морально-психологические аспекты человеческих взаимоотношений, а также поднимает вопросы, затрагивающие нравственную ответственность представителей мужского пола за собственную плотскую необузданность.

Сюжетная композиция романа состоит из двух художественных частей в виде обозрения, включающего описания широчайшей панорамы эпизодов из жизни России, а также проповеднической части, которая прямо изобличает человеческое зло и ратует за победу над ним доброго и светлого.

В произведении писателем используется лаконичный принцип раскрытия душевной жизни, показанной в формах внешнего проявления, поступках героев, а также в их движениях и жестах, описанных в виде драматизма, напряженности и краткости.

Герои романа не только по замыслу писателя анализируют собственные внутренние переживания, но и пытаются отыскать ответ на вечные вопросы человеческой жизни, что выражается в движениях чувств и мыслей героев в виде удивления, недоумения, сознания сущности, возмущения, протеста.

В портретных характеристиках, описанных в романе, писатель изображает представителей различных социальных классов общества в лице дворянской верхушки, столичной бюрократии, духовенства, сектантства, крестьянского населения, купечества, тюремного начальства, уголовного люда. При этом в богатой портретной галерее произведения представлено большое количество разнообразных лиц, изображенных среди многочисленных событий, происшествий.

В описании мест действия сюжета писатель использует многообразие обширной российской территории в виде обеих столиц, нищих, разоренных деревень, помещичьих усадьб, полицейских участков, трактиров, театров, вагонов пассажирских поездов, тем самым представляя произведение в форме органического единства сюжетной структуры, сочетающей в себе напряженность фабулы и динамичность повествования.

Отличительной особенностью романа становится присутствие в нем писательского вмешательства и субъективной авторской оценки героев и их поступков, выраженных в части проповеди об острой необходимости человеческого добра.

Анализ 2

Роман Л.Н. Толстого знакомит читателя с непростой судьбой молодой арестантки Екатерины Масловой. Знакомство с главной героиней происходит в суде, где она обвиняется в совершении кражи и убийстве. Среди присяжных находится молодой барин Нехлюдов, который в юности опорочил доверчивую Катерину, и с которого началась аморальная жизнь Масловой.

Роман “Воскресенье” – это отражение моральной и политической обстановки самодержавной России. Автор говорит от лица угнетенной существующим общественным строем многомиллионной массы крестьян.

В романе представлены самые разнообразные социальные слои. Читатель знакомится с жизнью и манерами столичной дворянской верхушки, ведет представителей бюрократии, сектантства, духовенства и даже английского миссионера. Отдельный пласт представляют судейство, адвокаты, чиновники. Встречаются люди из военной среды. Обширно представлен тюремный люд. Среди них есть и невинно страдающие люди, которые попали в тюрьму вследствие вопиющий несправедливости. Лев Николаевич очень ярко описывает, как людей развращает тюрьма, как осужденные вынуждены бороться с самодержавным произволом и насилием.

Место действия романа постоянно меняется. Читатель словно следует за героем из столицы в деревню, помещичью усадьбу, тюрьму, тюремную больницу, учреждения суда, тюремные этапы и даже покойницкая.

Такое разнообразие помогает автору создавать контрастное разнообразие, чтобы ярче и нагляднее описать два мира самодержавной России. На фоне праздности и зажиточности буржуазных господ мир крестьян выглядит удручающе. Лев Николаевич Толстой таким обозом показывает социальное неравенство масс, политические изъяны в стране.

Роман “Воскресенье” кроме социально-политических проблем затрагивает проблемы нравственности и морали. С этими проблемами пытается бороться Дмитрий Нехлюдов. Как только он узнает в арестантке Катюшу Маслову, в нем сразу разгорается чувство стыда за содеянное. Муки совести Открывают герою глаза на царящее вокруг него зло. Он понимает, что совершенное им преступление – звено в цепи изъянов жизни общества. Однако на активную борьбу Нехлюдов не решается, он приходит к мысли, что стоит следовать Евангелию, чтобы достичь наибольшего блага на земле. Активными представителями борьбы с несовершенствами социальными и политическими являются революционеры-народники, с которыми Маслова отправляется по этапу.

Они проповедуя свою правду, старались донести до народа, что нужно бороться за свой нравственный идеал.

Свой роман Толстой Л.Н. заканчивает сценой чтения Евангелия Нехлюдовым. В книге герой находит для себя ответы на все волнующие его вопросы. Получается, что для борьбы с социально-политическим неравенством, для искоренения бюрократии и зла царящего во всех судах, тюрьмах, адвокатских конторах, в первую очередь нужно духовно самосовершенствоваться.

Поэтому можно смело сказать, что роман “Воскресенье” назван так от слова “воскрешение”. Имеется в виду нравственное воскрешение души человека, и в первую очередь любовь и сострадание к ближнему.

Сочинение по произведению

Роман «Воскресение» стал последним в творчестве писателя. Он написан в период разрыва автора со своим классом. Толстой встал на сторону угнетенных масс, и яростно критикует государственный порядок, построенный на порабощении народа, обнищании крестьянства. Он протестует против насилия и лицемерия, разъедающих жизнь общества.

В своем романе автор следит за двумя направлениями развития сюжета: участью Катюши и душевными муками Нехлюдова. Этим направлениям суждено пересечься. Представитель дворянства Нехлюдов по замыслу автора преодолеет дорогу от господствующего класса к растворению в народных массах.

Писатель воссоздает самые противоречивые эпизоды жизни. Читатель знакомится с бытием высокопоставленных чиновников, угрюмыми казематами, зловонными камерами, разоренными деревнями. С помощью противопоставления автор демонстрирует ложь и насилие, характеризующие буржуазное общество, показывает классовую сущность правительственного аппарата. Рассматривая суд, автор возмущен равнодушием к существу дела, преступной небрежностью в судопроизводстве, когда судьи, интересующиеся лишь собственными делами, осуждают невинных людей на каторгу.

Способствует нравственной деградации и срастание церкви с государством. Христовым именем хотят освятить насилие в тюремном заточении, для этого присягают в судах, устанавливают распятия на входах в тюрьмы. Духовники морочат голову народу, проповедуют нестяжательство, а сами сколачивают капиталы.

В финале произведения дворянин Нехлюдов делается моралистом, который знает путь установления царствия божия. Не борьба с социальным злом преобразит мир, полный несправедливости, а нравственное самоусовершенствование.

На примере Катюши автор показывает, как изменяется человеческое поведение под влиянием нравственного воскресения. Прежняя жизнь Масловой – это узаконенный разврат и пьянство. Но сблизившись на каторге с политзаключенными, она попадает под влиянием их морали. Катюша быстро движется к воскресению. Роман завершается окончательной победой духовной сущности в ней над чувственной.

Толстой демонстрирует неодобрение революционному движению, а революционеров рисует самоуверенными безнравственными людьми, стремящимися первенствовать. Автор уверен, что для борьбы с несправедливым мироустройством достаточно нравственного самосовершенствования, проповедования добра и любви, отказа от насилия.

Несмотря на ошибочную идейную направленность, роман поразительно ярко высвечивает картины народного бедствия, произвола господствующего класса и лицемерия церкви.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ романа Воскресение Толстого

Популярные сегодня темы

Шолохов в своем романе «Тихий Дон» подробно описал каждого героя. В романе особая роль отводится Дарье Мелеховой.

Это настоящая сказочная иллюстрация! И тут столько героев… Просто чувствуется, что пир-то на весь мир. Тут палаты, точно, царские! Терем какой-то с красивыми арками, потолками и окнами

Краски, которые использует художник, четко обозначают нам основной лейтмотив – «осень». Наверное, при взгляде на нее вам сразу захочется выпить чашечку горячего кофе и попросмотреть интересную книгу.

Вот начинается осенняя пора. Кто-то ее не любит из-за школьной поры, а кто-то, такой как я рад вновь увидеть своих школьных друзей и приступить к тренировкам и к совершенствованию своего мастерства.

Новаторская комедия Грибоедова имеет в конфликте две линии: любовную и социальную. Любовный треугольник — основа любовного конфликта. Начиналось всё с того, что Чацкий приехал к своей любимой девушке

Мир сочинений – это сайт, где можно найти и просмотреть бесплатно сочинения про любые темы. например: Сочинения. Христианские мотивы романа Л.Н. Толстого “Воскресение” – сочинение просмотреть бесплатно, готовые сочинения по русскому языку и по русской литературе, полное собрание сочинений, а также рефераты по литературе и сочинения за 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс бесплатно.

Христианские мотивы романа Л.Н. Толстого “Воскресение”

Сочинение “Христианские мотивы романа Л.Н. Толстого “Воскресение””

В своем последнем романе “Воскресение” Лев Николаевич Толстой обратился к традиционной для Литературы теме раскаявшегося грешника, играющую также большую роль в христианском учении. Главный герой романа, князь Нехлюдов, когда-то совратил Катюшу Маслову, невольно положив начало ее падению. Позднее он, тоже не по лютый воле, совместно с другими осудил ее к чрезмерно суровому, несправедливому наказанию. Раскаяние, начавшееся, когда князь узнал в подсудимой проститутке соблазненную им девушку, привело Нехлюдова к ней на каторгу, возбудило любовь к невинной жертве. Толстой проводит совестливого человека через лабиринт бюрократического государства, ничего общего не имеющего с христианской заповедью о любви к ближнему. Выход автор “Воскресения” видел в моральном самосовершенствовании на основе нового постижения христианских идеалов, ничего общего с которыми, по мнению писателя, не имеет официальная православная церковь. Толстой пришел к убеждению, что для постижения Бога человек не нуждается ни в специальной церковной организации, ни в церковных обрядах, а должен стремиться к следованию Божьему промыслу путем духовно-нравственного обновления и свершения добрых дел. Писатель создал свое религиозное учение, названное “новым христианством”, и отверг официальную церковь. За это он был отлучен от православия в 1901 г., вскоре после публикации “Воскресения”. То, как изображена официальная церковь в романе, послужило одной из причин такого решения Священного Синода. Действительно, православные священнослужители и обряды даны в “Воскресении” крайне непривлекательно. Вот, например, сцена православного богослужения в тюремной церкви. Толстой старается описать его как бы глазами человека, абсолютно не знакомого с содержанием и деталями церковного обряда, достигая тем самым сатирического снижения происходящего. Так, риза именуется парчовым мешком, антиминс — салфеткой, иконостас — перегородкой, таинство получения тела и крови Божьей — манипуляциями. Толстой считал таинство причастия шарлатанством и был убежден, что священники, совершающие его, верят в превращение просвир и вина в плоть и кровь Христову только потому, что “исполнение треб этой веры” приносит им барыш. Не случайно, что первая публикация “Воскресения” была изъята цензурой, равно как и другая, где описывался визит Нехлюдова к обер-прокурору Священного Синода Торопову. В образе последнего был слишком узнаваем тогдашний глава церковного министерства, которым фактически являлся Синод, К.К. Победоносцев. Топоров у Толстого — “человек тупой и лишенный нравственного чувства”. Писатель характеризует как нелепость самой должности, которую занимает Топоров, так и полнейшее несоответствие моральных качеств обер-прокурора задачам духовно-нравственного воспитания: “. Назначение его должности состояло в поддерживании и защите внешними средствами, не исключая и насилия, той церкви, догорая, по своему же определению, установлена самим Богом и не может быть поколеблена ни вратами ада, ни какими бы то ни было человеческими усилиями. Это-то Божественное и ничем непоколебимое Божеское учреждение должно было поддерживать и оберегать то человеческое учреждение, во главе которого стоял Топоров с своими чиновниками. Топоров не видел этого противоречия или не хотел его видеть и потому очень серьезно был озабочен тем, чтобы какой-нибудь ксендз, пастор или сектант не разрушил ту церковь, которую не могут одолеть врата ада. Топоров, как и все люди, лишенные основного религиозного чувства, сознанья равенства и братства людей, был полностью уверен, что народ состоит из существ совершенно других, чем он сам, и что для народа надобно то, без чего он очень хорошо может обходиться. Сам он в глубине души ни во что не верил и находил такое состояние очень удобным и приятным, но боялся, как бы народ не пришел в такое же состояние, и считал, как он говорил, священной своей обязанностью спасать от этого народ.

Так же, как в одной поваренной книге пишется, что раки любят, чтоб их варили живыми, он полностью был убежден, и не в переносном смысле, как это выражение понималось в поваренной книге, а в прямом, — думал и говорил, что народ любит быть суеверным.

Он относился к поддерживаемой им религии так, как относится куровод к падали, которою он кормит своих кур: падаль очень неприятна, но куры любят и едят ее, и потому их надо кормить падалью.

Разумеется, все эти Иверские, Казанские и Смоленские очень грубое идолопоклонство, но народ любит это и верит в это, и поэтому надо поддерживать эти суеверия. Так думал Топоров, не соображая того, что ему казалось, что народ любит суеверия только потому, что вечно находились и теперь находятся такие жестокие люди, каков и был он. Топоров, которые, просветившись, употребляют свой свет не на то, на что они должны бы употреблять его, — на помощь выбивающемуся из мрака невежества народу, а только на то, чтобы закрепить его в нем”.

Толстой буквально глумится над главой официальной церкви, сама фамилия которого наводит на мрачные ассоциации с топором палача. Внешние церковные атрибуты, будь то обряды, иконы или государственные формы менеджмента церковью, по убеждению писателя, суть суеверия, способные только оставить народ во мраке невежества и подчинить его господству жестокосердных чиновников. Князь Нехлюдов, в отличие от Топорова, отнюдь не лишен нравственного чувства и постепенно приходит к сознанию равенства и братства людей. В финале романа он, подобно Раскольникову в эпилоге “Преступления и наказания” Ф.М. Достоевского, просветляется и перерождается от чтения Евангелия. Нехлюдов “не спал всю ночь и, как это случается со многими и многими, читающими Евангелие, в первый раз, читая, понимал во всем их значении слова, много раз читанные и незамеченные. Как губка воду, он впитывал в себя то нужное, важное и радостное, что открывалось ему в этой книге. И все, что он читал, казалось ему знакомо, казалось, подтверждало, приводило в сознание то, что он знал уже давнехонько, прежде, но не сознавал полностью и не верил. Теперь же он сознавал и верил.

Но мало того, что он сознавал и верил, что, исполняя эти заповеди, люди достигнут наивысшего доступного им блага, он сознавал и верил теперь, что всякому человеку больше нечего совершать, как исполнять эти заповеди, что в этом — один разумный смысл человеческой жизни, что всякое отступление от этого есть ошибка, .тотчас влекущая за собою наказание. Это вытекало из всего учения и с особенной яркостью и силой было выражено в притче о виноградарях. Виноградари вообразили себе, что сад, в который они были посланы для работы на хозяина, был и с собственностью; что все, что было в саду, произведено для них, и что их дело только в том, чтобы наслаждаться в этом саду своею жизнью, забыв о хозяине и убивая тех, которые напоминали им о хозяине и об их обязанности к нему”.

Толстой старается аргументировать, что непосредственное обращение к Евангелию, без всякой помощи церкви, способно преобразить человека. Главный герой “Воскресения” приходит к выводу, что люди точно так же наивно полагают, что они хозяева своей собственной жизни, тогда как в реальности посланы в мир по воле Божьей и для осуществления Божьего промысла. А следование Божьим заповедям будто бы приведет к установлению Царствия Божьего на земле. Следует отметить, что последнее утверждение противоречит не только православию, но и почти всем другим христианским конфессиям. Нехлюдов, подобно Раскольникову, проникся духом Евангелия и начал новую жизнь, “не столько потому, что он вступил в новые условия жизни, а потому, что все, что случилось с ним, с этих пор, получило для него совсем иное, чем прежде, важность. Чем кончится тот самый новый срок его жизни, покажет будущее”. Здесь парадоксальность совпадения содержится в том, что Достоевский считал как раз православие лучше всего отражающим дух и идеалы первоначального христианства, тогда как Толстой создал новое христианское учение, а православие решительно отверг. Однако сами христианские идеалы двух писателей оказались практически тождественными. Только, в отличие от Достоевского, Толстой думал продолжить историю Нехлюдова, отчего и закончил “Воскресение” словами о будущем, намекая на вероятность следующего романа или повести с тем же героем. В толстовском дневнике сохранилась запись от 23 июня 1900 г.: “Ужасно хочется писать художественное, и не драматическое, а эпическое — продолжение Воскресения: крестьянская жизнь Нехлюдова”. Однако это намерение так и осталось неосуществленным. Толстой был писателем-реалистом и понимал трудность изображения в реалистической манере жизни человека по евангельским заветам. Ведь более того ему самому не вечно удавалось существовать в соответствии с ними.

Вы прочли сочинение Христианские мотивы романа Л.Н. Толстого “Воскресение”

Христианские мотивы романа Л. Н. Толстого «Воскресение»

В своем последнем романе «Воскресение» Лев Николаевич Толстой обратился к традиционной для Литературы теме раскаявшегося грешника, играющую также большую роль в христианском учении. Главный герой романа, князь Нехлюдов, когда-то совратил Катюшу Маслову, невольно положив начало ее падению. Позднее он, тоже не по злой воле, вместе с другими осудил ее к чрезмерно суровому, несправедливому наказанию. Раскаяние, начавшееся, когда князь узнал в подсудимой проститутке соблазненную им девушку, привело Нехлюдова к ней на каторгу, возбудило любовь

Похожие сочинения:

Персонажи романа Л. Н. Толстого «Воскресение»Роман «Воскресение», над которым писатель работал с перерывами десять лет, является крупнейшим произведением «позднего» Толстого. Как и в предшествующих своих.

Христианские мотивы в стихах из романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»Стихи, составляющие отдельную, заключительную часть романа «Доктор Живаго» в качестве стихов главного героя — врача Юрия Живаго, Борис Пастернак считал.

Роль портрета в романе Л. Н. Толстого «Воскресение»Роман «Воскресение» был задуман писателем как обличение существовавшего положения в стране, когда чрезмерная нищета и забитость одних соседствовала с непомерной.

«Воскресение души» (по роману «Воскресение» )Десять лет Лев Николаевич Толстой работал над романом «Воскресение». Критики называли его самым зрелым произведением писателя. Толчком к написанию романа.

Христианские мотивы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»Я живу в двадцать первом веке. Однако чем больше я наблюдаю за людьми и законами жизни, тем чаще я замечаю.

Нравственное прозрение Дмитрия Нехлюдова (по роману Л. Н. Толстого «Воскресение»)Роман «Воскресение», начатый еще в 1889 году, Л. Н. Толстой писал очень медленно, с большими остановками, и лишь с 1898.

Христианские мотивы в романе Пастернака «Доктор Живаго»Проблема революции и гражданской войны в России была очень важной для Пастернака в понимании судьбы и будущего России. Писатель верил.

Христианские мотивы в прозе М. А. Булгакова (по роману «Мастер и Маргарита»)Апофеозом творчества Булгакова без всяких сомнений можно спросмотреть роман «Мастер и Маргарита». До сих пор многие исследователи поговаривают, что у.

Христианские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»Творчество Ф. М. Достоевского считают глубоко психологичным и глубоким. Автора всегда волновало нравственное богатство человека и общества в целом. Но.

Фольклорные и христианские мотивы в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»А. И. Солженицын является одним из тех писателей, кто жил и творил в трудные годы советской России. Страдания народа, вызванные.

Христианские представления, мотивы и образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»Православие, принесенное на Русь еще в X веке, глубочайшим образом повлияло на менталитет русского народа, наложило неизгладимый отпечаток на русскую.

Античные мотивы и их роль в «Войне и мире» Л. ТолстогоВо многих произведениях русских и зарубежных писателей можно встретить античные мотивы. Не исключение и «Война и мир» Толстого. По композиции.

Роман «Воскресение» — предвестник общественных переменИщите царства Божия и правды его, а остальное приложится вам. Евангелие Роман «Воскресение», сюжет которого Толстому был подсказан известным адвокатом.

Бородинская битва — кульминация романа Л. Н. Толстого «Война и мир»26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого — это момент.

«Мысль народная» как основа художественного содержания романа-эпопеи Л. Толстого «Война и мир»В 1869 году из-под пера Л. Н. Толстого вышло одно из гениальных произведений мировой литературы — роман-эпопея «Война и мир».

«Мысль народная» как основа художественного содержания романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»В 1869 году из-под пера Л. Н. Толстого вышло одно из гениальных произведений мировой литературы — роман-эпопея «Война и мир».

Жанровое своеобразие романа Л. Н. Толстого «Война и мир»Любое литературное произведение можно отнести к какому-либо жанру — эпическому, лирическому, драматическому. «Война и мир» — большое и сложное произведение.

Мои размышления над страницами романа Л. Н. Толстого «Война и мир»«Война и мир» — русская национальная эпопея. «Без ложной скромности, это — как «Илиада», — говорил Лев Толстой писателю М.

На батарее Тушина. (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», т. I, ч. 2, гл. XX.)Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны и в те трагические месяцы позорного поражения русской армии многое поняли и осознал.

Анализ эпизода из гл.3, ч.4,т.4 романа Л. Н. Толстого «Война и мир»«Война и мир» — самое крупное произведение Льва Николаевича Толстого, одно из значительных произведений русской и мировой литературы. Этот роман-эпопея.

Смысл названия романа Л. Толстого «Война и мир»Роман «Война и мир» быль задуман как роман о декабристе, возвратившемся из ссылки, пересмотревшем свои взгляды, осудившем прошлое и ставшем.

Анализ эпизода из гл.2, ч.3, т.2 романа Л. Н. Толстого «Война и мир»О романе Л. Н. Толстого «Война и мир» можно говорить целую вечность, и все же останется что-то недосказанное. Это глубоко.

Петя Ростов в партизанском отряде (анализ 7 главы части 3 тома 4 романа Л. Н. Толстого «Война и мир»)Четвертый том романа «Война и мир» посвящен партизанской войне 1812 года, которая началась со вступления неприятеля в Смоленск. Но прежде.

Тильзитский мир. (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», т. II, ч. 2, гл. XXI.)В романе-эпопее «Война и мир» есть множество небольших, но исключительно значимых эпизодов, которые, не влияя на развитие сюжета и не.

Анализ эпилога романа Л. Н. Толстого «Война и мир»Самым важным элементом композиции романа «Война и мир» в идейном понимании является эпилог. Он несет большую смысловую нагрузку в общем.

Дуэль Пьера с Долоховым. (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», т. II, ч. I, гл. IV, V.)Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» последовательно проводит мысль о предначертанности судьбы человека. Его можно назвать фаталистом. Ярко.

Совет в Филях. (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», т. Ill, ч. 3, гл. IV.)Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» неоднократно подчеркивал предопределенность происходящих событий. Он отрицал роль личности в истории, но.

Переправа через Неман (анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»)В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» большое внимание уделяется взглядам автора на проблемы, в первую очередь, нравственные, связанные.

Художественные особенности романа Л. Н. Толстого «Война и мир»Каждое серьезное литературное произведение имеет своей целью донести до читателя точку зрения автора. В каком-то произведении это будет всего одна.

Христианские мотивы романа Л.Н. Толстого Воскресение (сочинение)

Христианские мотивы романа Л.Н. Толстого «Воскресение»

Автор: Толстой Л.Н.

В своем последнем романе «Воскресение» Лев Николаевич Толстой обратился к традиционной для Литературы теме раскаявшегося грешника, играющую также большую роль в христианском учении. Главный герой романа, князь Нехлюдов, когда-то совратил Катюшу Маслову, невольно положив начало ее падению. Позднее он, тоже не по злой воле, вместе с другими осудил ее к чрезмерно суровому, несправедливому наказанию. Раскаяние, начавшееся, когда князь узнал в подсудимой проститутке соблазненную им девушку, привело Нехлюдова к ней на каторгу, возбудило любовь к невинной жертве. Толстой проводит совестливого человека через лабиринт бюрократического государства, ничего общего не имеющего с христианской заповедью о любви к ближнему. Выход автор «Воскресения» видел в моральном самосовершенствовании на основе нового постижения христианских идеалов, ничего общего с которыми, по мнению писателя, не имеет официальная православная церковь. Толстой пришел к убеждению, что для постижения Бога человек не нуждается ни в специальной церковной организации, ни в церковных обрядах, а должен стремиться к следованию Божьему промыслу путем духовно-нравственного обновления и свершения добрых дел. Писатель создал собственное религиозное учение, названное «новым христианством», и отверг официальную церковь. За это он был отлучен от православия в 1901 г., вскоре после публикации «Воскресения». То, как изображена официальная церковь в романе, послужило одной из причин такого решения Священного Синода. Действительно, православные священнослужители и обряды даны в «Воскресении» крайне непривлекательно. Вот, например, сцена православного богослужения в тюремной церкви. Толстой старается описать его как бы глазами человека, абсолютно не знакомого с содержанием и деталями церковного обряда, достигая тем самым сатирического снижения происходящего. Так, риза именуется парчовым мешком, антиминс — салфеткой, иконостас — перегородкой, таинство получения тела и крови Божьей — манипуляциями. Толстой считал таинство причастия шарлатанством и был убежден, что священники, совершающие его, верят в превращение просвир и вина в плоть и кровь Христову только потому, что «исполнение треб этой веры» приносит им доход. Не случайно, что первая публикация «Воскресения» была изъята цензурой, равно как и другая, где описывался визит Нехлюдова к обер-прокурору Священного Синода Торопову. В образе последнего был слишком узнаваем тогдашний глава церковного министерства, которым фактически являлся Синод, К.К. Победоносцев. Топоров у Толстого — «человек тупой и лишенный нравственного чувства». Писатель характеризует как нелепость самой должности, которую занимает Топоров, так и полнейшее несоответствие моральных качеств обер-прокурора задачам духовно-нравственного воспитания: «. Назначение его должности состояло в поддерживании и защите внешними средствами, не исключая и насилия, той церкви, догорая, по своему же определению, установлена самим Богом и не может быть поколеблена ни вратами ада, ни какими бы то ни было человеческими усилиями. Это-то Божественное и ничем непоколебимое Божеское учреждение должно было поддерживать и защищать то человеческое учреждение, во главе которого стоял Топоров с своими чиновниками. Топоров не видел этого противоречия или не хотел его видеть и потому очень серьезно был озабочен тем, чтобы какой-нибудь ксендз, пастор или сектант не разрушил ту церковь, которую не могут одолеть врата ада. Топоров, как и все люди, лишенные основного религиозного чувства, сознанья равенства и братства людей, был вполне уверен, что народ состоит из существ совершенно других, чем он сам, и что для народа нужно то, без чего он очень хорошо может обходиться. Сам он в глубине души ни во что не верил и находил такое состояние очень удобным и приятным, но боялся, как бы народ не пришел в такое же состояние, и считал, как он говорил, священной своей обязанностью спасать от этого народ.

Так же, как в одной поваренной книге говорится, что раки любят, чтоб их варили живыми, он вполне был убежден, и не в переносном смысле, как это выражение понималось в поваренной книге, а в прямом, — думал и говорил, что народ любит быть суеверным.

Он относился к поддерживаемой им религии так, как относится куровод к падали, которою он кормит своих кур: падаль очень неприятна, но куры любят и едят ее, и потому их надо кормить падалью.

Разумеется, все эти Иверские, Казанские и Смоленские очень грубое идолопоклонство, но народ любит это и верит в это, и поэтому надо поддерживать эти суеверия. Так думал Топоров, не соображая того, что ему казалось, что народ любит суеверия только потому, что всегда находились и теперь находятся такие жестокие люди, каков и был он. Топоров, которые, просветившись, употребляют свой свет не на то, на что они должны бы употреблять его, — на помощь выбивающемуся из мрака невежества народу, а только на то, чтобы закрепить его в нем».

Толстой буквально глумится над главой официальной церкви, сама фамилия которого наводит на мрачные ассоциации с топором палача. Внешние церковные атрибуты, будь то обряды, иконы или государственные формы управления церковью, по убеждению писателя, суть суеверия, способные только оставить народ во мраке невежества и подчинить его господству жестокосердных чиновников. Князь Нехлюдов, в отличие от Топорова, отнюдь не лишен нравственного чувства и постепенно приходит к сознанию равенства и братства людей. В финале романа он, подобно Раскольникову в эпилоге «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского, просветляется и перерождается от чтения Евангелия. Нехлюдов «не спал всю ночь и, как это случается со многими и многими, читающими Евангелие, в первый раз, читая, понимал во всем их значении слова, много раз читанные и незамеченные. Как губка воду, он впитывал в себя то нужное, важное и радостное, что открывалось ему в этой книге. И все, что он читал, казалось ему знакомо, казалось, подтверждало, приводило в сознание то, что он знал уже давно, прежде, но не сознавал вполне и не верил. Теперь же он сознавал и верил.

Но мало того, что он сознавал и верил, что, исполняя эти заповеди, люди достигнут наивысшего доступного им блага, он сознавал и верил теперь, что всякому человеку больше нечего делать, как исполнять эти заповеди, что в этом — единственный разумный смысл человеческой жизни, что всякое отступление от этого есть ошибка, .тотчас влекущая за собою наказание. Это вытекало из всего учения и с особенной яркостью и силой было выражено в притче о виноградарях. Виноградари вообразили себе, что сад, в который они были посланы для работы на хозяина, был и с собственностью; что все, что было в саду, сделано для них, и что их дело только в том, чтобы наслаждаться в этом саду своею жизнью, забыв о хозяине и убивая тех, которые напоминали им о хозяине и об их обязанности к нему».

Читайте также:  Сцены Шенграбенского сражения и их значение в романе «Война и мир»: сочинение

Оценка статьи:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка…
Сохранить себе в:

Ссылка на основную публикацию

×

×

Название: Христианские мотивы романа Л.Н. Толстого Воскресение
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 01:07:46 19 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 7 Комментариев: 12 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно просмотреть
Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.