Толстой А. Н.: сочинение
” в конце слова из фразы. Например:
Критерий близости
” в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:
Релевантность выражений
Поиск в интервале
Толстой, Алексей Николаевич – Сочинения [Текст]
Карточка
Сочинения [Текст] / гр. Алексей Н. Толстой. – [Москва] : Книгоиздательство писателей в Москве, 1911-1918. – 22 см.
С 6-го т. общее загл. отсутствует
Изд-во Кн. 1-2: Шиповник
Филологические науки. Художественная литература — Россия – Русская литература — кон. 19 – нач. 20 вв. (2-ая пол. 90-х гг. 19 в.-1917 г.) — Произведения художественной литературы — Собрания сочинений и сборники произведений разных жанров одного автора
Marc21
LDR | 01123nam#a2200181#ia4500 |
001 | 006664691 |
005 | 20130919105622.0 |
008 | 130917m19111918ru############000#|#rus#d |
040 | ## $a RuMoRGB $b rus $e rcr |
041 | 0# $a rus |
084 | ## $a Ш5(2=Р)53-6я44 $2 rubbk |
100 | 1# $a Толстой, Алексей Николаевич $d 1882-1945 |
245 | 00 $a Сочинения $h [Текст] $c гр. Алексей Н. Толстой |
260 | ## $a [Москва] $b Книгоиздательство писателей в Москве $c 1911-1918 |
300 | ## $c 22 см |
500 | ## $a С 6-го т. общее загл. отсутствует |
500 | ## $a Изд-во Кн. 1-2: Шиповник |
650 | #7 $a Филологические науки. Художественная литература — Россия – Русская литература — кон. 19 – нач. 20 вв. (2-ая пол. 90-х гг. 19 в.-1917 г.) — Произведения художественной литературы — Собрания сочинений и сборники произведений разных жанров одного автора $2 rubbk |
Описание
Автор | Толстой, Алексей Николаевич |
---|---|
Заглавие | Сочинения [Текст] |
Дата поступления в ЭК | 17.09.2013 |
Каталоги | Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время) |
Сведения об ответственности | гр. Алексей Н. Толстой |
Выходные данные | [Москва] : Книгоиздательство писателей в Москве, 1911-1918 |
Физическое описание | 22 см |
Примечание | С 6-го т. общее загл. отсутствует |
Изд-во Кн. 1-2: Шиповник | |
Тема | Филологические науки. Художественная литература — Россия – Русская литература — кон. 19 – нач. 20 вв. (2-ая пол. 90-х гг. 19 в.-1917 г.) — Произведения художественной литературы — Собрания сочинений и сборники произведений разных жанров одного автора |
BBK-код | Ш5(2=Р)53-6я44 |
Язык | Русский |
Состав
Сочинения [Текст] / гр. Алексей Н. Толстой. – [Москва] : Книгоиздательство писателей в Москве, 1911-1918. – 22 см.
Т. 3. – [1913]. – 176 с. ещё
На обл. загл.: Рассказы
Мелкие рассказы
Хранение: FB A 201/792;
Хранение: FB Рб 10/1226;
Хранение: FB M 56/204;
Хранение: MFK 801-13/2298;
Хранение: MK МК XII.А.7 / 8;
Хранение: OMF2 Ф 810-83/435-5;
просмотреть Толстой, Алексей Николаевич (1882-1945).
Сочинения [Текст] / гр. Алексей Н. Толстой. – [Москва] : Книгоиздательство писателей в Москве, 1911-1918. – 22 см.
Т. 4. – [1914]. – 192 с. ещё
Сказки
Хранение: FB Рб 10/1226;
Хранение: FB U 235/45;
Хранение: FB M 56/204;
Хранение: FB A 201/792;
Хранение: MFK 801-13/2299;
Хранение: MK МК XII.А.7 / 8;
Хранение: OMF2 Ф 810-83/436-3;
просмотреть Толстой, Алексей Николаевич (1882-1945).
Сочинения [Текст] / гр. Алексей Н. Толстой. – [Москва] : Книгоиздательство писателей в Москве, 1911-1918. – 22 см.
Т. 5. – 1914. – 242, [1] с. ещё
Хромой барин (роман). Овражки, Маша
Хранение: FB A 201/792;
Хранение: MFK 801-13/2335;
просмотреть Толстой, Алексей Николаевич (1882-1945).
Сочинения [Текст] / гр. Алексей Н. Толстой. – [Москва] : Книгоиздательство писателей в Москве, 1911-1918. – 22 см.
Т. 6. – [1915]. – 171, [1] с. ещё
На войне
Хранение: FB A 201/792;
Хранение: FB U 235/45;
Хранение: FB M 56/204;
Хранение: MFK 801-13/2300;
просмотреть Толстой, Алексей Николаевич (1882-1945).
Сочинения [Текст] / гр. Алексей Н. Толстой. – [Москва] : Книгоиздательство писателей в Москве, 1911-1918. – 22 см.
Т. 7. – [1915]. – 190, [1] с. ещё
Приключения Растегина (рассказы)
Хранение: FB M 56/204;
Хранение: FB A 201/792;
Хранение: MFK 801-13/2336;
просмотреть Толстой, Алексей Николаевич (1882-1945).
Сочинения [Текст] / гр. Алексей Н. Толстой. – [Москва] : Книгоиздательство писателей в Москве, 1911-1918. – 22 см.
Т. 8. – [1916]. – 183, [2] с. ещё
Земные сокровища. (Две жизни). Роман-хроника
Хранение: FB M 56/204;
Хранение: FB A 201/792;
Хранение: FB U 291/153;
Хранение: MFK 801-13/2302;
Хранение: MK МК XII.А.7 / 8;
просмотреть Толстой, Алексей Николаевич (1882-1945).
Сочинения [Текст] / гр. Алексей Н. Толстой. – [Москва] : Книгоиздательство писателей в Москве, 1911-1918. – 22 см.
Т. 9. – [1916]. – 190 с. ещё
Искры
Хранение: FB A 201/792;
Хранение: FB M 56/204;
Хранение: MFK 801-13/2301;
Хранение: MK МК XII.А.7 / 8;
Хранение: OMF2 Ф 810-83/437-1;
просмотреть Толстой, Алексей Николаевич (1882-1945).
Сочинения [Текст] / гр. Алексей Н. Толстой. – [Москва] : Книгоиздательство писателей в Москве, 1911-1918. – 22 см.
Т. 10. – [1918]. – 283, [1] с. ещё
Комедии о любви
Хранение: FB U 235/45;
Хранение: FB A 201/792;
Хранение: FB M 56/204;
Хранение: MFK 801-13/2303;
Хранение: MK МК XII.А.7 / 8;
Хранение: OMF2 Ф 810-83/438-Х;
Толстой Л.Н.
сочинение: Сочинения по литературе и русскому языку
Оцените работу |
Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910 гг.), русский писатель, прозаик, граф.
Родился в усадьбе Ясная Поляна. Среди предков писателя по отцовской линии – сподвижник Петра I – П. А. Толстой, одним из первых в России получивший графский титул. Участником Отечественной войны 1812 г. был отец писателя гр. Н. И. Толстой. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских, связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и другими знатными семьями. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина.
Когда Толстому шел девятый год, отец впервые повез его в Москву, впечатления от встречи с которой живо переданы будущим писателем в детском сочинении “Кремль”. Рано осиротев, с сестрой и братьями юный Толстой переезжает в Казань.
В Казани Толстой учился с 1844 г. сначала на восточном, а затем на юридическом факультете университета. В зрелую пору жизни писатель свободно владел английским, французским и немецким языками; читал на итальянском, польском, чешском и сербском; знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский; изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки.
Толстой увлекся самостоятельной работой над исторической темой и, оставив университет, уехал из Казани в Ясную Поляну. Затем он отправился в Москву, где в конце 1850 г. началась его писательская деятельность: незаконченная повесть из цыганского быта (рукопись не сохранилась) и описание одного прожитого дня (“История вчерашнего дня”). Тогда же была начата повесть “Детство”. Вскоре Толстой решил поехать на Кавказ, где его старший брат, Николай Николаевич, офицер-артиллерист, служил в действующей армии. Впечатления от Кавказской войны отразились в рассказах “Набег” (1853), “Рубка леса” (1855), “Разжалованный” (1856), в повести “Казаки” (1852-1863). На Кавказе была завершена повесть “Детство”, в 1852 г. напечатанная в журнале “Современник”.
Когда началась Крымская война, Толстой перевелся с Кавказа в Дунайскую армию, а затем в Севастополь. Толстой был награжден орденом Анны и медалями “За защиту Севастополя” и “В память войны 1853-1856 гг.”. Не раз Толстого представляли к награде боевым Георгиевским крестом. В армии Толстой пишет ряд проектов v о переформировании артиллерийских батарей и создании штуцерных, вооруженных нарезными ружьями батальонов.
Осенью 1856 г. вышел в отставку и отправился в полугодичное заграничное путешествие, посетив Францию, Швейцарию, Италию и Германию. В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях. Чтобы направить их деятельность по верному, с его точки зрения, пути, он издавал педагогический журнал “Ясная Поляна” (1862).
Уже в начале творческого пути Толстой становится поднадзорным писателем. Одними из первых произведений писателя стали повести “Детство”, “Отрочество” и “Юность”.
В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс.
Писатель работает над романом “Война и мир” (1863-1869). Завершив “Войну и мир”, Толстой несколько лет изучал материалы о Петре I и его времени. Однако, написав несколько глав “петровского” романа, Толстой отказался от своего замысла. В начале 1870-х гг. писателя вновь увлекла педагогика. Много труда вложил он в создание “Азбуки”, а затем и “Новой азбуки”. Тогда же им были составлены “Книги для чтения”, куда он включил много своих рассказов.
Весной 1873 г. Толстой начал работу над большим романом о современности, назвав его по имени главной героини – “Анна Каренина”.
Духовный кризис, пережитый Толстым в конце 1870 – нач. 1880 гг., завершился переломом в его мировоззрении. В “Исповеди” (1879-1882) писатель говорит о перевороте в своих взглядах, смысл которого он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону “простого трудового народа”.
В начале 1880 гг. Толстой переехал с семьей из Ясной Поляны в Москву, заботясь о том, чтобы дать образование своим подраставшим детям. Толстой принял участие в перепичи населения, после которой написал трактат “Так что же нам делать?” (1882-1886). В них писатель сделал основной вывод: “. Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!”.
В эти и последующие годы Толстой пишет также религиозно-философские сочинения: “Критика догматического богословия”, “В чем моя вера?”, “Соединение, перевод и исследование четырех Евангелий”, “Царство божие внутри вас”. В них писатель не только показал перемену в своих религиозно-нравственных воззрениях, но и подверг критическому пересмотру главные догматы и принципы учения официальной церкви.
В середине 1880 гг. Толстой и его единомышленники создали в Москве издательство “Посредник”, печатавшее для народа книги и картины. Первым из произведений Толстого, напечатанным для “простого” народа, был рассказ “Чем люди живы”.
В 1880 гг. появились повести Толстого “Смерть Ивана Ильича” и “Холстомер” (“История лошади”), “Крейцерова соната” (1887-1889). В ней, а также в рассказе “Дьявол” (1889-1890) и повести “Отец Сергий” (1890-1898) ставятся проблемы любви и брака, чистоты семейных отношений.
На основе социального и психологического контраста строится повесть Толстого “Хозяин и работник” (1895), связанная стилистически с циклом его народных рассказов, написанных в 80 гг. Пятью годами ранее Толстой написал для “домашнего спектакля” комедию “Плоды просвещения”.
Все эти произведения писателя объединены мыслью о неминуемой и близкой по времени “развязке” социальных противоречий, о замене изжившего себя общественного “порядка”. “Какая будет развязка, не знаю,- писал Толстой в 1892 г.,- но что дело подходит к ней и что так продолжаться, в таких формах, жизнь не может, я уверен”. Этой идеей одухотворено крупнейшее произведение всего творчества “позднего” Толстого – роман “Воскресение” (1889-1899).
“Воскресение” стал последним романом в творчестве писателя.
В начале 1900 гг. Святейшим Синодом Толстой был отлучен от православной церкви.
В последнее десятилетие жизни писатель работал над повестью “Хаджи-Мурат” (1896-1904), в которой стремился сопоставить “два полюса властного абсолютизма” – европейский, олицетворяемый Николаем I, и азиатский, олицетворяемый Шамилем. В это же время Толстой создает одну из лучших своих пьес – “Живой труп”. Остро прозвучала написанная в 1908 г. статья “Не могу молчать”, в которой он протестовал против репрессий над участниками событий 1905-1907 гг. К этому же периоду относятся рассказы писателя “После бала”, “За что?”.
Тяготясь укладом жизни в Ясной Поляне, Толстой не раз собирался и долго не решался ее покинуть. Но жить по принципу “вместе-врозь” уже не мог и в ночь на 28 октября (10 ноября) тайно покинул Ясную Поляну. По дороге он заболел воспалением легких и вынужден был сделать остановку на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой), где и умер. 10(23) ноября 1910 г. писателя похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал “зеленую палочку”, хранившую “секрет”, как сделать всех людей счастливыми.
Сочинения-рассуждения по русскому языку (ЕГЭ): Русский характер! Поди-ка опиши его. А.Н. Толстой (сочинение)
(1)Русский характер! (2)Поди-ка опиши его. (З)Рассказывать ли о героических подвигах? (4)Но их столько, что растеряешься, который предпочесть.
(5)На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке ядро. (6)Разумеется, у одного оно покрепче, у другого послабее, но те, у кого ядро с изъяном, тянутся, каждому хочется быть хорошим и верным товарищем.
(7)Приятель мой, Егор Дрёмов, и до войны был строгого поведения, чрезвычайно уважал и любил мать, Марью Поликарповну, и отца своего, Егора Егоровича, выполнял его завет: «Многое увидишь на свете, сынок, и за границей побываешь, но русским званием — гордись. »
(8)Про военные подвиги тоже не любил разглагольствовать: нахмурится и закурит. (9)Про боевые дела его танка мы узнавали со слов экипажа, в особенности удивлял слушателей водитель Чувилев.
— (10)Понимаешь, тигра стволом-то водит, а товарищ лейтенант как даст ему в бок, как даст ещё в башню — он и хобот задрал, как даст в третий — у тигра изо всех щелей повалил дым, пламя как рванётся из него на сто метров вверх.
(11)Так воевал лейтенант Егор Дрёмов, покуда не случилось с ним несчастье. (12)Во время Курского побоища, когда немцы уже истекали кровью и дрогнули, его танк — на бугре, на пшеничном поле — был подбит снарядом, двое из экипажа тут же убиты, от второго снаряда танк загорелся. (13)Водитель Чувилев, выскочивший через передний люк, опять взобрался на броню и успел вытащить лейтенанта: он был без сознания, комбинезон на нём горел. (14)Чувилев кидал пригоршнями рыхлую землю на лицо лейтенанта, на голову, на одежду, чтобы сбить огонь. (15)Потом пополз с ним от воронки к воронке на перевязочный пункт.
(16)Егор Дрёмов выжил и даже не потерял зрение, хотя лицо его было так обуглено, что местами виднелись кости. (17)Восемь месяцев он пролежал в госпитале, ему делали одну за другой пластические операции, восстановили и нос, и губы, и веки, и уши. (18)Через восемь месяцев, когда были сняты повязки, он взглянул на своё и теперь не своё лицо. (19)Медсестра, подавшая ему маленькое зеркальце, отвернулась и заплакала. (20)Он тотчас ей вернул зеркальце.
(21)Бывает хуже,— сказал он,— а с этим жить можно.
(22)Но больше он не просил зеркальце у медсестры, только часто ощупывал своё лицо, будто привыкал к нему.
(23)Комиссия нашла его годным к нестроевой службе. (24)Тогда он пошёл к генералу.
(25)Прошу вашего разрешения вернуться в полк. “(26)Но вы же инвалид”— сказал генерал.
(27)Никак нет, я урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью!
(28)То, что генерал во время разговора старался не глядеть на него, Егор Дремав отметил и только усмехнулся лиловыми, прямыми, как щель, губами.
(29)Да, вот они, русские характеры! (30)Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нём великая сила — человеческая красота.
* Алексей Николаевич Толстой (1882-1945 гг.) — русский советский писатель и общественный деятель, автор социально-психологических, исторических я научно- фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведенай
Дудкина Анна (группа 2 уровня)
В чем особенности русского характера? В каких жизненных обстоятельствах они проявляется особенно ярко? Над этими вопросами задумывается автор предложенного для анализа текста А.Н.Толстой, поднимая проблему русского характера.
Эта проблема актуальна во все времена. Многие писатели и мыслители задумывались об особенностях нашего народа. А.Н.Толстой рассматривает данную проблему на примере героя Егора Дремова. Во время Курского побоища Егор был изуродован так, что даже медсестра, подавшая ему зеркало в госпитале, отвернулась и заплакала. Однако удар судьбы не сломил героя. Вопреки решению медкомиссии, Дремов попросился обратно на фронт. «Я урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью», – твердо сказал он генералу.
Автор восхищается свои героем. Он уверен, что русский человек не сломается даже в самых сложных жизненных ситуациях. Стойкость, мужество и внутренняя красота – черты русского характера: «Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нём великая сила — человеческая красота».
Я полностью согласен с мнением автора. Действительно, главные черты русского народа – патриотизм, храбрость, отвага. В ответственные периоды, например, в тяжелые годы войны, эти черты раскрываются с особой силой. Свою точку зрения могу подтвердить примером из литературы.
В произведении М.Шолохова «Судьба человека» описана история жизни Андрея Соколова. Через многие испытания прошел герой: получил ранение, побывал в плену, потерял семью. Но он все смог преодолеть. Смог не озлобиться, не отчаяться, нашел в себе силы жить дальше и даже усыновил маленького мальчика, спас его от верной гибели.
Кроме того, приведу в пример героев Великой Отечественной войны. В невыносимых условиях боролись они за свободу своей Родины, за мирную жизнь народа. Многие не вернулись с войны, остановили врага ценой собственных жизней.
Заполни форму
и получи скидку 50% на видеокурс
по подготовке к ЕГЭ/ОГЭ по русскому языку или математике
от преподавателя, поднявшего результат более 2000 учеников разного уровня знаний до 80-100 баллов
Таким образом, русский народ – великий народ. Внутренняя красота, заключающаяся в силе духа, любви к Родине, мужестве, – отличительная черта национального характера.
Игорь Дорофеев, 2 уровень .
Человек на протяжении всей своей жизни предстает перед выбором, который затрагивает мир его чувств и эмоций. Над этими вопросами задумывается автор предложенного для анализа текста А. Н. Толстой, поднимая проблему нравственного выбора.
Автор рассматривает данную проблему на примере лейтенанта Егора Дремова, который, несмотря на нечеловеческие страдания и шрамы, изъявил желание продолжить боевые действия за освобождение своей родины от немецких захватчиков.
Автор считает, что человек, который предстает перед нравственным выбором, должен внезависимости от невзгод и испытаний, которые выпали на его долю, сохранить силы для принятия верного решения.
Я полностью согласен с мнением автора. Действительно, делая нравственный выбор, человек должен руководствоваться совестью, жизненными ценностями, которые берут верх над переживаниями и страданиями. По тому, что выбирает человек, можно судить о его моральном облике.
Свою точку зрения могу подтвердить примером из литературы. Так, Распутин В. Г. в своем произведении “Живи и помни” рассматривает нравственный выбор человека и его ответственность за свои поступки. На примере жизни Андрея Гуськова автор показывает, как легко оступиться, проявить слабость и совершить непоправимую ошибку.
Кроме того, приведу в пример произведение Л. Н. Толстого “Война и мир”. В данном романе Андрей Болконский во время Аустерлицкого сражения, видя как его солдаты отступают, не дрогнул и продолжил сражаться за свое Отечество, тем самым сделав свой нравственный выбор в пользу родины.
Таким образом, делая нравственный выбор, человек показывает окружающим своё истинное лиц
Биография Толстого Алексея Николаевича
Алексей Николаевич Толстой
Детские годы А.Н. Толстого прошли в небольшом имении на х. Сосновка, недалеко от Самары. В 1901 г. А. Толстой окончил Самарское реальное училище и в этом же году поступил в Петербургский технологический институт, где учился до 1907 г. Как и большинство молодежи, участвовал в студенческих демонстрациях и забастовках. Революцию 1905 г. студент Алексей Толстой встретил стихами, направленными против самодержавия, но они были еще достаточно слабыми и во многом подражательными.
В 1907 г. появился сборник стихов «Лирика», в 1910 г. — прозаический сборник «Сорочьи сказки», в 1911 г. — книга стихов «За синими горами». Как самостоятельный автор Толстой заявил о себе циклом прозаических произведений из жизни поместного дворянства: «Заволжье» (1909-1911), «Чудаки» (1911), «Хромой барин» (1912).
В годы Первой мировой войны А. Толстой работает военным корреспондентом газеты «Русские ведомости», совершает поездки на фронт, в Англию и Францию, пишет серию очерков и рассказов, посвященных войне: «На горе» (1915); «Прекрасная дама» (1916) и др.). Молодой писатель пробует себя в драматургии, публикует пьесы: «Касатка» (1916); «Нечистая сила» (1916); «Мракобесы» (1917) и др.
Революцию 1917 г. А.Н. Толстой воспринял как крушение российского государства, что вызвало решение в 1919 г. эмигрировать из страны сначала во Францию, а затем в Германию. Однако любовь к родине оказалась сильнее, и весной 1923 г. Толстой возвращается в Россию.
В произведениях 1920—1930-х гг. Толстой развивает тему критики капитализма: рассказы «Черная пятница» (1924), «Союз пяти» (1925), роман «Похождения Невзорова, или Ибикус» (1924), научно-фантастические романы «Аэлита» (1922—1923) и «Гиперболоид инженера Гарина» (1925—1927). Тема советской действительности находит отражение в таких произведениях, как рассказы «Голубые города» (1925), «Гадюка» (1928) и др.
Монументальным произведением А.Н. Толстого, несомненно, является трилогия «Хождение по мукам». Она писалась в разные периоды жизни писателя — «Сестры» (1919—1920), «Восемнадцатый год» (1927—1928), «Хмурое утро» (1940—1941) — и повествует о жизни России, прежде всего русской интеллигенции, в периоды с 1914 по 1920 гг. В 1943 г. за это произведение А.Н. Толстому была присуждена Государственная премия СССР.
Большое место в творчестве А.Н. Толстого занимает историческая тема. Писатель хорошо знал русскую историю, подчеркивал важность и необходимость ее тщательного изучения. Он писал: «Ощущение Родины — это сознание связи своей с историей своего народа… Человек, не знающий прошлого своей Родины, — человек, не помнящий родства». Начиная с 1917 г. Толстой интересуется эпохой петровских реформ (рассказ «День Петра», 1918; пьеса «На дыбе», 1929). В 1929—1930 гг. была написана первая книга романа «Петр Первый», в 1933—1934 гг. — вторая книга. Третья книга (1944—1945) осталась недописанной, так как работа над ней была прервана смертью писателя. Эпохе Петра! также посвящены два варианта пьесы «Петр!» (1934, 1938), киносценарий с одноименным названием. В 1936 г. обе части романа были переработаны для детского издания. В том же году появляется столь любимая детьми сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино», созданная по мотивам итальянской сказки «Пиноккио».
Являясь Депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва А.Н. Толстой вел большую общественную работу, был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знаком Почета», медалями. В 1938 г. он поставил вопрос о необходимости сбора устных народных сказок и как действительный член Академии наук СССР стал во главе этой работы. Было подготовлено к изданию два тома народных сказок в обработке Толстого.
С началом Великой Отечественной войны писатель активно выступал в газетах «Известия», «Правда», «Красная Звезда» с патриотическими статьями, развенчивающими миф о непобедимости фашизма. Материал он черпал из своих бесед с бойцами и командирами непосредственно на фронте. В военные годы появились «Рассказы Ивана Сударева» (1942—1944), дилогия «Иван Грозный» («Орел и орлица», 1942; «Трудные годы», 1943), за которую писателю уже посмертно (1946) была присуждена Государственная премия СССР.
А.Н. Толстой не дожил до конца войны. Он умер в расцвете творческих сил 23 февраля 1945 г.
Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-05-24
ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828-1910), граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН. Начиная с автобиографической
трилогии «Детство» (1852), «Отрочество» (1852-54), «Юность» (1855-57), исследование «текучести» внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий «неправду» сословных отношений, проходят через все его творчество. В повести «Казаки» (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея «Война и мир» (1863-69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном.
Исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее «роевым» сознанием
показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе «Анна
Каренина» (1873-77) – о трагедии женщины во власти разрушительной «преступной»
страсти – Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев. Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности («тайновидец плоти» – Д. С. Мережковский). С кон. 1870-х гг. переживавший духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и «опрощения» (породившей движение «толстовства»), Толстой приходит ко все более непримиримой критике общественного устройства – современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада «образованных классов»: роман «Воскресение» (1889-99), повесть «Крейцерова соната» (1887-89), драмы «Живой
труп» (1900, опубликована в 1911) и «Власть тьмы» (1887). Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести «Смерть Ивана Ильича», 1884-86, «Отец Сергий», 1890-98, опубликованы в 1912, «Хаджи-Мурат», 1896-1904, опубликован в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера, в т. ч. «Исповедь» (1879-82), «В чем моя вера?» (1884), где христианские учения о любви и всепрощении трансформируются в проповедь непротивления злу насилием. Стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из Ясной Поляны; умер на станции Астапово.
* * *
ТОЛСТОЙ Лев Николаевич [28 августа (9 сентября) 1828, усадьба Ясная Поляна Тульской
губернии – 7 (20) ноября 1910, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.; похоронен в Ясной Поляне], граф, русский писатель.
«Радостный период детства»
Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе «ее духовный облик»: некоторые черты матери
(блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии) и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской («Война и
мир»). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви». Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести «Детство».
Казанский университет
Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши
детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), «практическую медицину», языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».
«Бурная жизнь юношеского периода»
После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования на новых, выгодных для крепостных условиях (эта попытка запечатлена в повести «Утро помещика», 1857), осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период
часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался
музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в
конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. В семье его считали «самым пустяшным малым», а сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спустя. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.
«Война и свобода»
В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека,
выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная
простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского
круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал
для автобиографической повести «Казаки»(1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), а также в поздней повести «Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода». На Кавказе Толстой написал повесть «Детство» и отправил ее в журнал «Современник», не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями «Отрочество», 1852-54, и «Юность», 1855-57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.
В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь,
где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость
(награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в т. ч. издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл «севастопольских рассказов», вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк «Севастополь в декабре месяце» прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной «диалектики души» (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об «основании новой религии» – «религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической».
В кругу литераторов и за границей
В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок «Современника» (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили как «великую надежду русской литературы» (Некрасов). Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в «Исповеди» (1879-82): «Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел». Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 – за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии швейцарские впечатления отражены в рассказе «Люцерн»), осенью вернулся в Москву, затем – в Ясную Поляну.
В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20
школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествовал, провел полтора месяца в Лондоне (где часто виделся с А. И. Герценом), был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал популярные педагогические системы, в основном не удовлетворившие писателя. Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В 1862 издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. «Азбука» и «Новая Азбука». В 1862 в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную типографию).
«Война и мир» (1863-69)
В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Однако уже с осени 1863 он захвачен
новым литературным замыслом, который долгое время носил название «Тысяча восемьсот пятый год». Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена, опровергая тем самым шутки друзей, что она еще так молода, будто играет в куклы), и лишь в начале 1865 напечатал в «Русском вестнике» первую часть «Войны и мира». Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю. Горячие споры спровоцировали последующие части романа, в которых Толстой развивал фаталистическую философию истории. Прозвучали упреки в том, что писатель «передоверил» людям начала века интеллектуальные запросы своей эпохи: замысел романа об Отечественной войне действительно был ответом на проблемы, волновавшие русское пореформенное общество. Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку «писать историю народа» и считал невозможным определить его жанровую природу («не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории»).
«Анна Каренина» (1873-77)
В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей и
развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работал над романом о жизни современного ему общества, построив композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной рисуется по контрасту с жизнью и
домашней идиллией молодого помещика Константина Левина, близкого самому писателю и по образу жизни, и по убеждениям, и по психологическому рисунку. Начало работы совпало с увлечением прозой Пушкина: Толстой стремился к простоте слога, к внешней безоценочности тона, прокладывая себе дорогу к новому стилю 1880-х гг., в особенности к народным рассказам. Лишь тенденциозная критика интерпретировала роман как любовный. Смысл существования «образованного сословия» и глубокая правда мужицкой жизни – этот круг вопросов, близкий Левину и чуждый большинству даже симпатичных автору героев (включая Анну), прозвучал остро публицистично для многих современников, прежде всего для Ф. М. Достоевского, высоко оценившего «Анну Каренину» в «Дневнике писателя». «Мысль семейная» (главная в романе, по словам Толстого) переведена в социальное русло, беспощадные саморазоблачения Левина, его мысли о самоубийстве читаются как образная иллюстрация духовного кризиса, пережитого самим Толстым в 1880-е гг., но назревшего в ходе работы над романом.
Перелом (1880-е гг.)
Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том духовном
прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место в
повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-86), «Крейцерова соната» (1887-89, опубликована в России в 1891), «Отец Сергий» (1890-98, опубликована в 1912), драме «Живой труп» (1900, незавершена, опубликована в 1911), в рассказе «После бала» (1903, опубликован в 1911). Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Новое миропонимание писателя отражено в «Исповеди» (опубликована в 1884 в Женеве, в 1906 в России), в статьях «О переписи в Москве» (1882), «Так что же нам делать?» (1882-86, опубликована полностью в 1906), «О голоде» (1891, опубликована на английском языке в 1892, на русском – в 1954), «Что такое искусство?» (1897-98), «Рабство нашего времени» (1900,
полностью опубликована в России в 1917), «О Шекспире и драме» (1906), «Не могу молчать» (1908). Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены
им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Этот комплекс
проблем предполагал анализ Евангелия и критические штудии богословских сочинений, которым посвящены религиозно-философские трактаты Толстого «Исследование догматического богословия» (1879-80), «Соединение и перевод четырех Евангелий» (1880-81), «В чем моя вера» (1884), «Царство Божие внутри вас» (1893). Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям. В особенности широко обсуждалась его проповедь непротивления злу насилием, ставшая импульсом к созданию целого ряда художественных произведений – драмы «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть» (1887) и народных рассказов, написанных в намеренно упрощенной, «безыскусной» манере. Наряду с близкими по духу произведениями В. М. Гаршина, Н. С. Лескова и других писателей, эти рассказы выпускались издательством «Посредник», основанном В. Г. Чертковым по инициативе и при ближайшем участии Толстого, который определял задачу «Посредника» как «выражение в художественных образах учения Христа», «чтобы можно было прочесть эту книгу старику, женщине, ребенку и чтоб и тот, и другой заинтересовались, умилились и почувствовали бы себя добрее».
В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что
привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 последовала
реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально
отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.
Последний роман Толстого воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь
нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру. Повествование построено на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства (красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и фальшь, господствующая в жизни образованных слоев общества). Характерные черты позднего Толстого – откровенная, выдвинутая на первый план «тенденция» (в эти годы Толстой – сторонник нарочито тенденциозного, дидактического искусства), резкий критицизм, сатирическое начало – проявились в романе со всей наглядностью.
Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.
Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь
личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него
непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к
этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как
религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.
Полн. собр.соч. М.; Л., 1928-58. Т. 1-90. (Юбилейное изд.).
Бирюков П. И. Биография Льва Николаевича Толстого. М.; Пг., 1923. Т. 1-4.
Гусев Н. Н. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. 1828-1890. М., 1958. .То же 1891-1910. М., 1960.
Эйхенбаум Б. М. Молодой Толстой. Пг.; Берлин, 1922.
Эйхенбаум Б. М. О литературе. М., 1987.
Бочаров С. Г. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1963.
Толстой А. К.
Библиография:
I. Стихотворения графа А. К. Толстого, СПБ, 1867 (единственный прижизненный сборник); Полное собрание стихотворений, тт. I—II, СПБ, 1876 (ред. М. М. Стасюлевича; впервые объединены посмертные стихотворения Т.); Полное собрание сочинений, тт. I—IV, СПБ, 1884 (ред. кн. Д. Н. Цертелева; в дальнейшем это изд. механически перепечатывалось вплоть до 1907); Полное собр. соч., 4 тт. (12 книг), изд. А. Ф. Маркса (прилож. к журн. «Нива»), СПБ, 1907—1908 (ред. П. В. Быкова, критико-биографич. очерк С. А. Венгерова; наиболее полное изд.); Полное собрание стихотворений. Вступ. статья, ред. и примеч. И. Ямпольского, изд. «Советский писатель», (Л.), 1937 (в серии: «Библиотека поэта», Под редакцией М. Горького; самое полное изд. стихотворений Т.); Стихотворения, изд. то же, (Л.), 1936 («Библиотека поэта». Малая серия, № 41. Вступ. статья, ред. и примеч. И. Ямпольского). Письма: кроме писем, вошедших в т. IV изд. 1908, см. письма Т. к М. М. Стасюлевичу в кн.: М. М. Стасюлевич и его современники в их переписке, т. II, СПБ, 1912; к А. М. Жемчужникову — «Русская мысль», М. — П., 1915, кн. XI; к А. А. Фету — в кн.: Мои воспоминания А. Фета, ч. II, М., 1890.
II. Салтыков-Щедрин, Полн. собр. соч., т. V (О «Кн. Серебряном»); Соколов Н. М., Иллюзии поэтического творчества. Эпос и лирика гр. А. К. Толстого, СПБ, 1890; Котляревский Н., Старинные портреты, СПБ, 1907; Венгеров С. А., Алексей Толстой (критико-биографический очерк) в кн.: Полн. собр. сочин. Т., изд. А. Ф. Маркса, т. I, СПБ, 1907; Денисюк Н., Гр. А. К. Толстой. Его время, жизнь и сочинения, М., 1907; А. К. Толстой. Его жизнь и сочинения, Сборник историко-литературных статей. Сост. В. Покровский, 2-е изд., М., 1908; Назаревский Б., Гр. А. К. Толстой. Его жизнь и произведения, М., 1911; Кондратьев А. А., Гр. А. К. Толстой. Материалы для истории жизни и творчества, Петербург, 1912; Lirondelle A., Le poete A. Tolstoi, P., 1912.
III. Библиографич. указания см. в Полн. собр. соч., Т., изд. А. Ф. Маркса, т. IV, СПБ, 1908 (сост. П. В. Быков), и в упомянутых выше книгах А. Кондратьева, A. Lirondelle.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939 .
Смотреть что такое “Толстой А. К.” в других словарях:
Толстой Л. Н. — Толстой Л. Н. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828 1910). I. Биография. Р. в Ясной Поляне, бывш. Тульской губ. Происходил из старинного дворянского рода. Дед Т., граф Илья Андреевич (прототип И. А. Ростова из «Войны и мира»), к концу жизни разорился.… … Литературная энциклопедия
ТОЛСТОЙ — Лев Николаевич (род. 9 сент. 1828, Ясная Поляна – ум. 20 нояб. 1910, Астапово, Рязан. губ.) – рус. писатель и мыслитель. В автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность» (1852 – 1857), исследуя «диалектику души», выразил… … Философская энциклопедия
Толстой А. Н. — Толстой А. Н. ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич (11 января 1883 ) один из крупнейших советских писателей. Р. в Сосновке, степном хуторе Самарской губ. Воспитывался в семье отчима разорившегося помещика. Мать писательница, печаталась под псевдонимом… … Литературная энциклопедия
Толстой — Д. А., граф (1823 1889) министр просвещения и внутренних дел царской России. Начал свою служебную карьеру в департаменте духовных дел. В 1865 г. назначен его обер прокурором синода, а в 1866 г. министром народного просвещения. На этом посту… … 1000 биографий
Толстой Л.Н. — Толстой Л.Н. Толстой Лев Николаевич (1828 1910) Русский писатель Афоризмы, цитаты Толстой Л.Н. биография • Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты. • Наши добрые качества больше вредят нам в жизни, чем дурные. • Человек… … Сводная энциклопедия афоризмов
Толстой А.К. — Толстой А.К. Толстой Алексей Константинович (1817 1875) Русский писатель, поэт, драматург. Афоризмы, цитаты • Князь Серебряный: Повесть времен Иоанна Грозного , конец 1840 х 1861 • Царь, готовясь ехать в Суздаль на богомолье, объявил заране, что… … Сводная энциклопедия афоризмов
Толстой А.Н. — Толстой А.Н. Толстой Алексей Николаевич (1882 1945) Российский писатель. Афоризмы, цитаты • Золотой ключик, или приключения Буратино , 1936 *) • Не доведет тебя до добра это ученье. Вот я училась, училась, а гляди хожу на трех лапах. (лиса… … Сводная энциклопедия афоризмов
толстой — великий писатель земли русской, яснополянский мудрец Словарь русских синонимов. толстой сущ., кол во синонимов: 2 • великий писатель земли русской … Словарь синонимов
ТОЛСТОЙ — Алексей Константинович (1817 75), граф, русский писатель. Фантастические повести в стиле готического романа ( Упырь , 1841). Баллады, исторический роман Князь Серебряный (опубликован в 1863); в драматической трилогии Смерть Иоанна Грозного (1866) … Современная энциклопедия
ТОЛСТОЙ — Дмитрий Андреевич (1823 89), граф, государственный деятель и историк, президент (с 1882) Петербургской Академии наук. В 1864 80 обер прокурор Синода, в 1865 80 министр народного просвещения, сторонник классической системы и сословных начал… … Современная энциклопедия
Толстой А. Н.: сочинение Ссылка на основную публикацию