Ибсен: сочинение
РУЛЕТКА:
Княжна Джаваха
История русского
Кузьмичев Е.К.
21/03 ОТМЕЧАЕМ :
Грановский Т.Н.
Кони Ф.А.
Морозов М.В.
Рихтер Ж.
Тихонов В.А.
Фарман М.
вставятся ссылки на произведения! ——>
Стихотворения[1900]9kПоэзия
Перевод К. Д. Бальмонта.
Из стихотворения “К Венгрии”
“Юные силы, в грядущем. “
Отрывок
Возвращенье с бала в лунную ночь
Из драмы “Катилина”. Из монологов Катилины
“Свирепствуют здесь нарушенье прав. “
“К свободе полон он порывов страстных. “
“О, если б мог я хоть одно мгновенье. “
“Свобода граждан – вот к чему стремлюсь я. “
“Когда-то я мечтал. “
“О, если так. “
“Отмщенья жажду я. “
Из монолога Фурии (“О, эта жизнь без подвигов. “)
Из лирической драмы “Пир в Сульхауге”
Горный король. Скандинавская песня
Статья из сборника “Вторая книга отражений”.
Критический очерк.
Символизм и современность
Перевод с датского Р. Тираспольской (1906).
“Георг Брандес, месяца за 3 до смерти Ибсена приглашенный обществом студентов в Христиании (Осло), прочел здесь этот доклад при огромном одобрении публики.”
С приложением четырнадцати писем Г. Ибсена к Эмилии Бардах за 1889 – 1898 гг.
Луис Колома, автор романа “Безделиц”.- Его прошлое.- Колома в качестве иезуитского проповедника в Мадриде.- Его нравственно-обличительная литературная деятельность.- Покушение на его жизнь.- Об авторе романа “Африканская ферма”.- Посещение Ибсена английской мисс Твиди.- Наружность и обходительность Ибсена.- “Язык – душа народа”.- Мания порядка и чистоты у Ибсена.- О любви его к живописи.- Образ жизни Ибсена.- Ибсен и Бьорнсон о наследственности.- Любовь Бьорнсона в музыке.- Обычаи избирательной агитации во Франции: плакаты, афиши и рекламы кандидатов; типические черты людей, промышляющих выборами – расклеиватель реклам, журналист, секретарь кандидата, клакер, свистун, провожальщик, ораторы, библиотечная крыса, ученый, знаток бойких фраз; что печатают кандидаты; роль надежного избирательного комитета в Париже; социалистическая логика кулаков; ремесленный “Союз цирульников” на парижских выборах; социалистические насилия над Ивом Гюго, Можаном и Локруа.- Виктор Гюго в роли литературного папы.- Извозчик-поэт Мор и его месть.- Положение французских кандидатов в провинции.- Кандидат в депутаты и крестьяне-избиратели.- Подачки важнее речей-программ и избирательных манифестов.- О переселении американских миллионеров в Европу.- Процесс нью-йоркского банкира Седжа с Лэдлоу, вследствие динамитного покушения на его жизнь.- Архимиллионер Манвэй и покушение на него Рипея в Сан-Франциско.- Перемена фронта в американской печати относительно наследников финансового пирата Джея Гуда.- Богатейшая в свете невеста и американские панегирики по адресу мисс Эллен М. Гуд.
Норвежскій золанимъ; природныя условія норвежцевъ: матеріалистичность въ литературѣ; психологія и характеръ; характеристика Бьорнсона, его заслуги и недостатки; характеристика Ибсена, его мечтательность, туманное глубокомысліе и соціальныя драмы; Александръ Киландъ – бытописатель провинціальной жизни; Іоанасъ Ліе – бытописатель семейной жизни; норвежская реакція противъ реализма.
Текст издания: “Вѣстникъ Иностранной Литературы”, No 12, 1893.
По поводу статей в журналах: Nuova Antologii, 16 aprile 1898 и La Revue d’Art dramatique, april 1898.
(По поводу “Маленькаго Эіольфа”).
Текст издания: журнал “Сѣверный Вѣстникъ”, No 6, 1895.
(Об Ибсене и о “хмурых людях” Чехова).
Философия свободы и творчества.
«Новаторство Ибсена-драматурга. Его значение в мировой литературе»
Пьеса Г. Ибсена «Нора» («Кукольный дом») вызвала бурные споры в обществе, кое-где в гостиных даже вывешивали объявление: «Просим не говорить о \”Кукольном доме\”». Собственно, новая драма началась со слов главной героини Ибсена, сказанных мужу Гельмеру: «Нам с тобой есть о чем поговорить». Ибсен создал своеобразный жанр пьесы-дискуссии, где для персонажей главным становится не достижение жизненного успеха, а поиск истинных доказательств истины в диалоге. Пьеса-дискуссия вызвала дискуссии и в жизни.
Дело в том, что даже при сегодняшней эмансипации женщины поведение Норы — ее уход от детей — не может спросмотреться нормой, а во времена Ибсена оно оскорбляло общественную мораль.
Роль Норы — большое испытание для любой актрисы. Из знаменитых актрис Нору играли итальянка Элеонора Дузе и русская Вера Комиссаржевская. Первая сократила текст пьесы, вторая же полностью сыграла по Ибсену.
Допускалось, что в художественном произведении, и в драме в том числе, существует своя логика развития характера, которая определяет поступки героев, то есть ничего неожиданного, по этой концепции, в жизни героя быть не может. Нора — любящая мать, и, по логике нормального рассуждения, ссора с мужем не может стать причиной ее ухода от детей. Как могла эта «птичка», «белочка» решиться на такой поступок и так упорно отстаивать свою точку зрения?
Ибсен не пошел по пути стандартного разрешения событий. Он был новатором в области драматургии, поэтому психологическая неадекватность героев стала у него символом неадекватности общественных отношений. Ибсен создал аналитическую, а не психологически-бытовую пьесу, и это было ново. Ибсен показал, как человек вопреки всему, вопреки психологической достоверности отваживается быть самим собой.
«Мне нужно выяснить для себя, кто прав — общество или я, — объявляет Нора мужу. — Я уже не могу удовлетвориться тем, что говорит большинство и что пишут в книжках. Мне самой нужно подумать обо всех этих вещах и попытаться понять их».
Создав новую по настроению пьесу (аналитическую), Ибсен «не разгрузил» ее от бытовых подробностей. Так, пьеса начинается с рождественской елки, которую купила и принесла домой Нора в Святой вечер. Рождество для католиков и протестантов — главный праздник года, он является олицетворением семейного уюта и тепла. Кроме елки, драматург приводит много других бытовых подробностей. Это и неаполитанский костюм Норы, в котором она будет танцевать на вечеринке у соседей, потом в этом же костюме она начнет решительный разговор с Гельмером. Это и почтовый ящик, где лежит разоблачительное письмо от ростовщика, визитки Ранка со знаком скорой своей смерти. Уходя от Гельмера, Нора хочет взять с собой только те вещи, которые привезла из своего дома, выйдя замуж. Она «освобождается» от вещей «кукольного дома», от всего, что кажется ей неискренним, чужим. Во множестве подробностей Ибсен стремился показать «захламление» жизни в доме Гельмера. Вместе с тем эти подробности подтекста помогают читателю и зрителю разобраться в сути произошедшего.В своей речи на его чествовании в Союзе норвежских женщин в 1898 году писатель сказал: «Благодарю за тост, но я должен отклонить от себя честь сознательного содействия женскому движению. Я даже не очень уяснил его суть. И дело, за которое борются женщины, мне кажется общечеловеческим. »
Наиболее смелыми во времена Ибсена считались высказывания и действия Норы в конце пьесы, когда Гельмер, напуганный тем, что жена может оставить семью, напоминает ей о ее обязанностях перед мужем и детьми. Нора возражает: «У меня есть и другие обязанности и такие же святые. Обязанности перед собой». Гельмер прибегает к последнему аргументу: «Прежде всего ты женщина и мать. Это важнее всего». Нора отвечает (в этом месте раздавались аплодисменты): «Я уже в это не верю. Думаю, что прежде всего я человек такой же, как ты. или, по крайней мере, должна заботиться о том, чтобы стать человеком».
Став флагом феминизма на рубеже XIX—XX веков, пьеса Ибсена через сто лет не вызывает интереса там, где она встречалась некогда бурными аплодисментами, то есть в Норвегии, в России и, очевидно, в других странах. Естествен вопрос: почему? Разве ушли из жизни все проблемы, которые заставили Нору поступить так, как она поступила? Может быть, это потому, что в Норе рассматривается частный случай борьбы за освобождение личности? Однако «Кукольный дом» — это пьеса, в которой показано несоответствие между внешне благополучной жизнью и ее внутренним неблагополучием. Может, проблема освобождения человека в начале XXI века в том аспекте, в каком она поставлена в пьесе Ибсена, кажется надуманной, мол, «с жиру бесится дама», в нашей трудной жизни не до этого.
Есть еще один важный вопрос в пьесе, кроме внимания к судьбе главной героини. По мнению Ф. М. Достоевского, превращение человечества в бездумных и безмятежных кукол, подчиняющихся кукловодам (как это было в пьесе: Гельмер — Нора), представляет страшную опасность. В масштабах цивилизации «игра в куклы» ведет к созданию тоталитарных режимов и к гибели целых народов. Но этих выводов у Ибсена, естественно, быть не может. Для него семья — это и есть общество, его отпечаток. И с этим нельзя не согласиться.
Драмы Ибсена, обошедшие все театры мира, оказали сильное влияние на мировую драматургию. Интерес художника к душевной жизни героев и критика им социальной действительности становятся законами передовой драмы на рубеже XIX и XX веков.
Очень жаль, что сегодня в репертуаре наших театров почти нет пьес Г. Ибсена. Лишь изредка можно услышать музыку Эдварда Грига к другому произведению Ибсена — драме «Пер Гюнт», которая связана с народным творчеством, с миром сказки. Обаятельный образ Сольвейг, глубокий философский смысл драмы привлекли к «Пер Гюнту» внимание всех любителей прекрасного.
Ибсен Г. биография
ИБСЕН, ГЕНРИК ЮХАН (Ibsen, Henrik Johan) (1828-1906) – норвежский драматург и театральный деятель, один из известнейших классиков западноевропейского театра 19 в.
Жизнь и творчество Ибсена полны самых удивительных противоречий. Так, будучи страстным апологетом национального освобождения и возрождения национальной культуры Норвегии, он тем не менее, провел двадцать семь лет в добровольном изгнании в Италии и Германии. Увлеченно изучая национальный фольклор, он в своих пьесах последовательно разрушает романтический ореол народных саг. Сюжетная структура
Подспудный нравственный релятивизм Ибсена в сочетании с “железной” и даже тенденциозной логикой развития сюжета позволяет трактовать его пьесы чрезвычайно многообразно. Так, Ибсен признан драматургом реалистического направления, однако символисты считают его одним из важнейших основоположников своего эстетического течения. При этом его порой называли “Фрейдом в драматургии”. Исполинская сила таланта позволила ему органично сочетать
Родился 20 марта 1828 в небольшом норвежском городе Шиене в зажиточной семье, однако в 1837 его отец разорился и положение семьи переменилось. Резкий переход в социальные низы стал тяжелой психологической травмой для мальчика, и это так или иначе отразилось в его дальнейшем творчестве. Уже с 15 лет был вынужден начать зарабатывать себе на жизнь – в 1843 уехал в крохотный городишко Гримстад, где устроился на работу учеником аптекаря. Практически нищенская жизнь социального изгоя заставила Ибсена искать самореализации в иной области: он пишет стихи, сатирические эпиграммы на добропорядочных буржуа Гримстада, рисует карикатуры.
Это приносит свои плоды: к 1847 он становится весьма популярным среди радикально настроенной молодежи городка. Огромное впечатление на него произвели революционные события 1848, охватившие значительную часть Западной Европы. Ибсен дополняет свое поэтическое творчество политической лирикой, а также пишет первую пьесу Катилина (1849), проникнутую тираноборческими мотивами. Пьеса не пользовалась успехом, однако укрепила его в решении заниматься литературой, искусством и политикой.
В 1850 уезжает в Христианию (с 1924 – Осло). Его цель – поступление в университет, однако молодого человека захватывает политическая жизнь столицы. Он преподает в воскресной школе рабочего объединения, участвует в демонстрациях протеста, сотрудничает с прессой – рабочей газетой, журналом студенческого общества, принимает участие в создании нового общественно-литературного журнала “Андхримнер”. И продолжает писать пьесы: Богатырский курган (1850, начата еще в Гримстаде), Норма, или Любовь политика (1851), Иванова ночь (1852).
В этот же период знакомится с драматургом, театральным и общественным деятелем Бьернстьерне Бьернсоном, с которым находит общий язык на почве возрождения национального самосознания Норвегии. Эта бурная деятельность драматурга в 1852 обусловила его приглашение на должность художественного руководителя недавно созданного первого Норвежского национального театра в Бергене. На этом посту оставался до 1857 (сменил его Б. Бьернсон).
Этот поворот в жизни Ибсена можно спросмотреть необычайной удачей. И дело не просто в том, что все написанные им в бергенский период пьесы сразу ставились на сцене; практическое изучение театра “изнутри” помогает раскрытию многих профессиональных секретов, а значит – способствует росту мастерства драматурга. В этот период были написаны пьесы Фру Ингер из Эстрота (1854), Пир в Сульхауге (1855), Улаф Лильекранс (1856).
В первой из них он впервые перешел в своей драматургии на прозу; две последние написаны в стиле норвежских народных баллад (т. н. “богатырских песен”). Эти пьесы опять же особым сценическим успехом не пользовались, но сыграли необходимую роль в профессиональном становлении Ибсена. В 1857-1862 возглавляет Норвежский театр в Христиании. Параллельно с руководством театра и драматургической работой продолжает активную общественную деятельность, направленную в основном на борьбу с работающим Христианийским театром продатского направления (труппа этого театра состояла из датских актеров, и спектакли шли на датском языке).
Эта упорная борьба увенчалась успехом уже после того, как Ибсен оставил театр: в 1863 труппы обоих театров были объединены, спектакли стали идти только на норвежском языке, а эстетической платформой объединенного театра стала программа, разработанная при его активном участии. В это же время он написал пьесы Воители в Хельгеланде (1857), Комедия любви (1862), Борьба за престол (1863); а также поэму На высотах (1859), которая стала предтечей первой по-настоящему принципиальной драматургической удачей – пьесы Бранд (1865). Разнообразная деятельность Ибсена в норвежский период была скорее обусловлена комплексом сложнейших психологических проблем, нежели принципиальной общественной позицией.
Главной из них была проблема материального достатка (тем более что в 1858 он женился, а в 1859 родился сын) и достойного социального положения – здесь, несомненно, играли свою роль и его детские комплексы. Эта проблема естественно смыкалась с принципиальными вопросами призвания и самореализации. Недаром практически во всех его дальнейших пьесах так или иначе рассматривается конфликт между жизненной позицией героя и реальной жизнью.
И еще немаловажный фактор: лучшие пьесы Ибсена, принесшие ему мировую заслуженную славу, были написаны за пределами родины. В 1864, получив писательскую стипендию от стортинга, которой добивался почти полтора года, Ибсен с семьей уехал в Италию. Полученных средств было крайне недостаточно, и ему пришлось обратиться за помощью к друзьям. В Риме в течение двух лет он пишет две пьесы, вобравшие в себя весь предыдущий жизненный и литературный опыт – Бранд (1865) и Пер Гюнт (1866).
В театроведении и ибсенистике принято рассматривать эти пьесы комплексно, как две альтернативные трактовки одной и той же проблемы – самоопределения и реализации человеческой индивидуальности. Полярны главные герои: несгибаемый максималист Бранд, готовый пожертвовать собой и своими близкими ради выполнения собственной миссии, и аморфный Пер Гюнт, с готовностью приспосабливающийся к любым условиям. Сопоставление этих двух пьес дает отчетливую картину нравственного релятивизма автора. По отдельности же они расценивались критиками и зрителем весьма противоречиво.
Так, неистовый фанатик Бранд (которого автор в финале приводит к краху) был воспринят скандинавскими зрителями с несомненным сочувствием, а сама пьеса всегда пользовалась успехом у революционно настроенных романтиков. Ситуация с Пером Гюнтом сложилась еще более парадоксально. Именно в этой пьесе Ибсен демонстрирует свой разрыв с национальной романтикой, В ней персонажи фольклора представлены уродливыми и злобными существами, крестьяне – жестокими и грубыми людьми.
Поначалу в Норвегии и Дании пьеса была воспринята весьма негативно, чуть ли не как кощунство. Г. Х. Андерсен, к примеру, назвал Пера Гюнта худшим из когда-либо прочитанных им произведений. Однако со временем романтический флер вернулся к этой пьесе – конечно, в основном, благодаря образу Сольвейг. Этому в немалой степени способствовала музыка Эдварда Грига, написанная по просьбе Ибсена к постановке Пера Гюнта, а позже приобретшая мировую известность как самостоятельное музыкальное произведение.
Парадоксально, но факт: Пер Гюнт, в авторской интерпретации выступающий протестом против романтических тенденций, до сих пор в культурном сознании остается воплощением норвежской народной романтики. Бранд и Пер Гюнт стали для Ибсена переходными пьесами, повернувшими его в сторону реализма и социальной проблематики (именно в этом аспекте преимущественно рассматривают все его дальнейшее творчество). Это Столпы общества (1877), Кукольный дом (1879), Привидения (1881), Враг народа (1882), Дикая утка (1884), Росмерсхольм (1886), Женщина с моря (1888), Гедда Габлер (1890), Строитель Сольнес (1892), Маленький Эйольф (1894), Йун Габриель Боркман (1896). Здесь драматург поднимал актуальные вопросы современной ему действительности: ханжества и женской эмансипации, бунта против привычной буржуазной морали, лжи, социального компромисса и верности идеалам.
Символисты и философы же (А. Блок, Н. Бердяев и др.) гораздо больше, наряду с Брандом и Пером Гюнтом, – ценили иные пьесы Ибсена: дилогию Кесарь и Галилеянин (Отступничество Цезаря и Император Юлиан; 1873), Когда мы, мертвые, пробуждаемся (1899). Беспристрастный анализ позволяет понять, что во всех этих произведениях индивидуальность Ибсена остается единой. Его пьесы – и не тенденциозные социальные однодневки, и не абстрактно-символические построения; в них в полной степени есть и социальные реалии, и чрезвычайно семантически нагруженная символика, и удивительно многогранная, прихотливая психологическая сложность персонажей.
Формальное разграничение драматургии Ибсена на “социальные” и “символические” произведения – скорее вопрос субъективной интерпретации, пристрастной трактовки читателя, критика или режиссера. В 1891 вернулся в Норвегию. На чужбине он достиг всего, к чему стремился: мировой славы, признания, материального благополучия.
К этому времени его пьесы широко шли на сценах театров всего мира, количество исследований и критических статей, посвященных его творчеству, не поддавалось подсчету и могло быть сопоставлено разве что с количеством публикаций о Шекспире. Казалось бы, все это могло вылечить тяжкую психологическую травму, перенесенную им в детстве. Однако самая последняя пьеса, Когда мы, мертвые, пробуждаемся, исполнена такого пронзительного трагизма, что в это верится с трудом.
Скончался Ибсен 23 мая 1906 в Христиании.
Биография, Ибсен Генрик
Ибсен Генрик, знаменитый норвежский драматург, родился в 1828 г. в Шпене в семье коммерсанта, разорившегося в 1836 г (будущему писателю было тогда 8 лет). В школе он отличался своими “сочинениями” и склонностью к живописи. Мечтой подростка было сделаться художником, но из-за финансовых проблем в семье ему пришлось выбрать более хлебную профессию. В 16 лет юноша начал работать учеником аптекаря в Гримстаде.
В это время он пишет свои первые стихи и публикует драму “Катилина” (1850), которая стала откликом на революционные события 1848 г. в Европе. Пьеса эта встретила, однако, очень холодный прием, и некоторое сочувствие найма только в студенческой среде. В 1850 г. в Кристиании поставлена его одноактная пьеса “Богатырский курган”. В 1852-1857 гг.
Ибсен руководил в Бергене первым национальным норвежским театром, где он поставил спектакли по двум своим пьесам: “Фру Ингер из Эстрота” (1855) и “Пир в Сульхауге” (1856); а в 1857-1862 гг. он уже возглавлял Норвежский театр в Кристиании.
В конце 40 – начале 50-х гг. Ибсен обращается к сатире и гротеску. В 1864 г. он уезжает в Италию, где создает драматическую поэму “Бранд” (1866) и фи-лософско-символическую драму “Пер Гюнт” (1867), которая приносит ему известность европейского масштаба.
Затем Ибсен переезжает в Германию, где пишет историческую драму о Юлиане Отступнике “Кесарь и Галилеянин” (1873), после чего начинает новый этап в своей творческой деятельности, обратив внимание на проблемы современной ему жизни. Мировое признание приносят Ибсену пьесы “Столпы общества” (1877), “Кукольный дом” (“Нора”, 1879), “Привидения” (1881), “Враг народа” (1882), наглядно демонстрирующие несоответствие между показным лоском буржуазного общества и его “дешевой” внутренней сутью.
С середины 80-х гг. социальная критика в произведениях Ибсена ослабевает. В его поздних пьесах подтекст становится более глубоким, появляется тонкость психологического рисунка, сами произведения более символичны, наиболее часто возникает тема “сильного человека”: “Гедда Габлер” (1890), “Строитель Сольнес”(1892), “Йун Габриель Боркман” (1896).
Пьесы Ибсена шли на подмостках театров всех стран. В 1ермании в 1897 г. был даже основан специальный странствующий ибсеновский театр. Умер в 1906 г. в Христиании.
Социально-психологическая драма Генрика Ибсена «Кукольный дом»
Школьное сочинение
Творчество норвежского драматурга Генрика Ибсена условно делят на три периода. Первый (1848-1864) исследователи называют национально-романтическим.
Главная тема в произведениях этого периода — борьба Норвегии за независимость и прославление ее героического прошлого.
Продолжая лучшие традиции выдающейся народно-исторической драмы первой половины XIX столетия, Ибсен ставит в центр произведений этих лет социально-исторический аспект и неразрывно связывает с ним судьбу и развитие характеров персонажей.
Сильных героев и значительные исторические события он противопоставляет убогости и жестокости общества того времени.
Второй период творчества Ибсена (1864-1884) считается реалистическим. Это этап расцвета его драматургии, наиболее беспощадного, резкого осуждения бездуховной действительности. В эти годы было написано восемь пьес, и среди них пьеса “Кукольный дом” (1879), появление которой ознаменовало становление новой социально-психологической драмы, оказавшей огромное влияние на мировую драматургию.
Третий, символический, период творчества норвежского писателя (1884-1900) также представлен восьмью драмами, которые условно можно назвать “пьесами о человеческой душе”. В них раскрываются те или иные стороны внутренней жизни человека, хотя и ограниченные определенными социальными условиями.
В ибсеновской “новой драме” история души героев глубоко мотивирована как изнутри, так и снаружи. При этом особая роль отводится интеллектуально-аналитическим методам — постоянное выявление новых и новых сведений о предыстории героев, предыдущие события, определенные моменты душевной жизни персонажей. Ибсена интересует не только занимательный сюжет, он в первую очередь сосредоточивается на психологических изменениях, происходящих с персонажами.
“Кукольный дом” — это рассказ о семье, о людях, проживших вместе много лет, но так и не сумевших стать счастливыми — классический образец социально-психологической драмы. Эта пьеса является примером того, как социальный по своей сути конфликт — столкновение естественных человеческих стремлений и бесчеловечных законов общества — приобретает сначала нравственную окраску (в рамках семьи выясняется, морально или аморально поступила Нора, подделав подпись на векселе), а потом действие переходит в сферу психологии — основное внимание сосредоточивается на душевной борьбе главной героини.
Не случайно пьесу “Кукольный дом” часто называют просто “Нора”. Речь в ней в первую очередь идет о несправедливости, допущенной обществом по отношению к женщине.
Действие в пьесе разворачивается в преддверии светлого праздника — Рождества Христова, и начинается оно изображением иллюзии счастья главной героини. Нора, молодая красивая женщина, возвращается из города с подарками для детей и мужа.
В жизни ее семьи закончился тяжелый, период: муж получил должность директора банка, тяжелый труд и безденежье остались в прошлом. Нору окружает устроенный быт, прекрасные дети, любящий супруг. Семья занята приготовлениями к празднику. Все веселы. Нора и сама веселится, как ребенок. Этим подчеркивается первый мотив — внешнее благополучие, жизнь — несерьезная, как игра.
У Норы вроде бы есть все основания радоваться жизни и чувствовать себя счастливой, но это только иллюзия. Уже в эти минуты семья находится на грани катастрофы и не потому, что супруги не любят друг друга, а потому, что муж не признает за женой способности совершать осмысленные поступки, чем толкает ее на преступление. Несколько лет назад Торвальд надорвал здоровье на тяжелой работе и Потребовались деньги на его лечение.
Нора, внутренне недовольная тем, что для мужа она только игрушка, “легкомысленная птичка”, убеждает его, будто сама сумела собрать необходимую сумму, но не говорит, как именно ей удалось это сделать. Такая правда может разрушить семейное счастье, считает она. Теперь Нора тайно выплачивает долг. Для нее это является неоспоримым доказательством того, что она — взрослый самостоятельный человек, способный принимать решения и нести за них ответственность. Все события в пьесе разворачиваются вокруг этого “аморального” поступка Норы и ее попыток доказать, прежде всего самой себе, что она — личность.
Торвальд, даже узнав о мотивах, видит только внешнюю сторону событий — вину Норы, экономическое нарушение, не понимая внутренних порывов жены и не желая жертвовать собой, как это делала она. Тем временем события приобретают все более драматическую и даже трагическую окраску. Нильс Крогстад просит Нору повлиять на своего мужа, чтобы тот не увольнял его с занимаемой должности, и угрожает в противном случае рассказать всю правду.
Мотивы, толкнувшие Нору на преступление, были благородными, но Крогстад убеждает ее, что “закон не интересуется причинами”. Из его письма становится понятным, кто на самом деле подруга Норы Кристина Линне (что ею движет: жажда справедливости или женская зависть?), а сам Крогстад, оказывается, добывает деньги нечестным путем, чтобы содержать своих детей, рано лишившихся матери. Преступление, совершенное Крогстадом, в глазах закона такое же, как и то, что совершила Нора. Женщина возмущена несправедливостью законов, которые остаются равнодушными к моральным намерениям и мотивам поступков людей. Она глубоко переживает свое безвыходное положение, тем более что муж ее — самовлюбленный эгоист, который гордится собственной безупречностью, остается непреклонным.
Нора в отчаянии, она постоянно размышляет о создавшейся ситуации, мучительно ищет выход из нее. Но вскоре события принимают новый оборот: встреча с Кристиной изменила Крогстада, он стал великодушным, отказался от шантажа и уничтожил подложный вексель. А в жизни Норы чуда не произошло — в поступке Крогстада Торвальд видит лишь свое спасение, считая жену просто продолжением себя, своей собственностью. Нора не воспользовалась возможностью избежать неприятностей (ей стоило только попросить о помощи свою подругу), наоборот, она сознательно спровоцировала Торвальда пропросмотреть письмо, провоцируя тем самым и сцену их последнего разговора. Кажется, Хельмер готов “простить” жену, но не догадывается о том, в каком безобразном виде сам предстал перед Норой, насколько она в нем разочарована. К этому моменту Нора уже столько пережила, передумала и переоценила в своей жизни, что готова к решительным действиям. Она окончательно убедилась, что навсегда останется для мужа только птичкой, любимой дорогой игрушкой, с которой приятно играть, потому что она красивая.
Нора уже вынесла окончательный приговор своей любви: “Я увидела, что ты не тот, за кого я тебя принимала”, — говорит она Торвальду и этими словами подводит итог своему замужеству. Нора осознает, что ее семейное счастье оказалось иллюзией, что восемь лет она прожила с человеком, родила ему троих детей, но настоящей семьи они так и не создали, так и не стали по-настоящему близкими и родными друг для друга. В ее душе растет чувство отчуждения от семьи, она даже убеждает себя, что не имеет права воспитывать своих собственных детей. Боль от осознания сути прожитой жизни и разочарования в Торвальде пробудили у Норы непреодолимое желание быть самой собой, и теперь ее уже ничто не сможет остановить.
Современники Ибсена говорили, что “новая драма” началась со слов Норы, сказанных Торвальду Хельмеру: “Нам с тобой есть о чем поговорить”. Уже сами эти слова были переворотом прежде всего внутренней жизни женщины, которая почувствовала себя в состоянии освободить свое сознание от довлеющих над ним предрассудков.
Нора решается на очень трудный для себя шаг — проявить свою человеческую сущность, стать личностью наперекор обществу. Она не желает больше быть игрушкой, куклой, не способной мыслить, она не хочет, чтобы с нею играли. Она больше не будет послушно выполнять желания и прихоти других, она решительно и последовательно переступает через общепринятые нормы, которые стоят на пути обретения ею собственного “я”, она оставляет дом и семью, потому что разуверилась во всем, что ее окружало. На свете нет больше чудес, и потому Нора устремляется на поиски истины.
И тем не менее, в этой пьесе основной конфликт не разрешен. Разрешение его, то есть финал борьбы Норы с догмами общества, возможен, но только за рамками произведения. Нора ушла из семьи, но что ждет ее впереди? По-видимому, мы сами должны найти ответ на этот вопрос. Такая незавершенность развития конфликта оставляет открытый финал.
Сам Ибсен так говорил о цели любой драмы: “Пьеса не заканчивается с падением занавеса после пятого действия — настоящий финал находится за его пределами; писатель обозначил направление, в котором приходится искать этот финал, потом — наше дело, дело каждого читателя или зрителя самостоятельно дойти до этого финала путем собственного творчества”.
Ибсен Г. биография
ИБСЕН, ГЕНРИК ЮХАН – норвежский драматург и театральный деятель, один из известнейших классиков западноевропейского театра 19 в. Жизнь и творчество Ибсена полны самых удивительных противоречий. Так, будучи страстным апологетом национального освобождения и возрождения национальной культуры Норвегии, он тем не менее, провел двадцать семь лет в добровольном изгнании в Италии и Германии. Увлеченно изучая национальный фольклор, он в своих пьесах последовательно разрушает романтический ореол народных саг. Сюжетная структура его пьес выстроена
Подспудный нравственный релятивизм Ибсена в сочетании с “железной” и даже тенденциозной логикой развития сюжета позволяет трактовать его пьесы чрезвычайно многообразно. Так, Ибсен признан драматургом реалистического направления, однако символисты считают его одним из важнейших основоположников своего эстетического течения. При этом его порой называли “Фрейдом в драматургии”.
Исполинская сила таланта позволила ему органично сочетать в своем творчестве самые
Это приносит свои плоды: к 1847 он становится весьма популярным среди радикально настроенной молодежи городка. Огромное впечатление на него произвели революционные события 1848, охватившие значительную часть Западной Европы. Ибсен дополняет свое поэтическое творчество политической лирикой, а также пишет первую пьесу Катилина , проникнутую тираноборческими мотивами.
Пьеса не пользовалась успехом, однако укрепила его в решении заниматься литературой, искусством и политикой. В 1850 уезжает в Христианию . Его цель – поступление в университет, однако молодого человека захватывает политическая жизнь столицы. Он преподает в воскресной школе рабочего объединения, участвует в демонстрациях протеста, сотрудничает с прессой – рабочей газетой, журналом студенческого общества, принимает участие в создании нового общественно-литературного журнала “Андхримнер”.
И продолжает писать пьесы: Богатырский курган , Норма, или Любовь политика , Иванова ночь . В этот же период знакомится с драматургом, театральным и общественным деятелем Бьернстьерне Бьернсоном, с которым находит общий язык на почве возрождения национального самосознания Норвегии. Эта бурная деятельность драматурга в 1852 обусловила его приглашение на должность художественного руководителя недавно созданного первого Норвежского национального театра в Бергене. На этом посту оставался до 1857 . Этот поворот в жизни Ибсена можно спросмотреть необычайной удачей.
И дело не просто в том, что все написанные им в бергенский период пьесы сразу ставились на сцене; практическое изучение театра “изнутри” помогает раскрытию многих профессиональных секретов, а значит – способствует росту мастерства драматурга. В этот период были написаны пьесы Фру Ингер из Эстрота , Пир в Сульхауге , Улаф Лильекранс . В первой из них он впервые перешел в своей драматургии на прозу; две последние написаны в стиле норвежских народных баллад . Эти пьесы опять же особым сценическим успехом не пользовались, но сыграли необходимую роль в профессиональном становлении Ибсена. В 1857-1862 возглавляет Норвежский театр в Христиании. Параллельно с руководством театра и драматургической работой продолжает активную общественную деятельность, направленную в основном на борьбу с работающим Христианийским театром продатского направления . Эта упорная борьба увенчалась успехом уже после того, как Ибсен оставил театр: в 1863 труппы обоих театров были объединены, спектакли стали идти только на норвежском языке, а эстетической платформой объединенного театра стала программа, разработанная при его активном участии. В это же время он написал пьесы Воители в Хельгеланде , Комедия любви , Борьба за престол ; а также поэму На высотах , которая стала предтечей первой по-настоящему принципиальной драматургической удачей – пьесы Бранд . Разнообразная деятельность Ибсена в норвежский период была скорее обусловлена комплексом сложнейших психологических проблем, нежели принципиальной общественной позицией.
Главной из них была проблема материального достатка и достойного социального положения – здесь, несомненно, играли свою роль и его детские комплексы. Эта проблема естественно смыкалась с принципиальными вопросами призвания и самореализации. Недаром практически во всех его дальнейших пьесах так или иначе рассматривается конфликт между жизненной позицией героя и реальной жизнью.
И еще немаловажный фактор: лучшие пьесы Ибсена, принесшие ему мировую заслуженную славу, были написаны за пределами родины. В 1864, получив писательскую стипендию от стортинга, которой добивался почти полтора года, Ибсен с семьей уехал в Италию. Полученных средств было крайне недостаточно, и ему пришлось обратиться за помощью к друзьям. В Риме в течение двух лет он пишет две пьесы, вобравшие в себя весь предыдущий жизненный и литературный опыт – Бранд и Пер Гюнт . В театроведении и ибсенистике принято рассматривать эти пьесы комплексно, как две альтернативные трактовки одной и той же проблемы – самоопределения и реализации человеческой индивидуальности. Полярны главные герои: несгибаемый максималист Бранд, готовый пожертвовать собой и своими близкими ради выполнения собственной миссии, и аморфный Пер Гюнт, с готовностью приспосабливающийся к любым условиям.
Сопоставление этих двух пьес дает отчетливую картину нравственного релятивизма автора. По отдельности же они расценивались критиками и зрителем весьма противоречиво. Так, неистовый фанатик Бранд был воспринят скандинавскими зрителями с несомненным сочувствием, а сама пьеса всегда пользовалась успехом у революционно настроенных романтиков.
Ситуация с Пером Гюнтом сложилась еще более парадоксально. Именно в этой пьесе Ибсен демонстрирует свой разрыв с национальной романтикой, В ней персонажи фольклора представлены уродливыми и злобными существами, крестьяне – жестокими и грубыми людьми. Поначалу в Норвегии и Дании пьеса была воспринята весьма негативно, чуть ли не как кощунство.
Г. Х. Андерсен, к примеру, назвал Пера Гюнта худшим из когда-либо прочитанных им произведений. Однако со временем романтический флер вернулся к этой пьесе – конечно, в основном, благодаря образу Сольвейг. Этому в немалой степени способствовала музыка Эдварда Грига, написанная по просьбе Ибсена к постановке Пера Гюнта, а позже приобретшая мировую известность как самостоятельное музыкальное произведение. Парадоксально, но факт: Пер Гюнт, в авторской интерпретации выступающий протестом против романтических тенденций, до сих пор в культурном сознании остается воплощением норвежской народной романтики. Бранд и Пер Гюнт стали для Ибсена переходными пьесами, повернувшими его в сторону реализма и социальной проблематики . Это Столпы общества , Кукольный дом , Привидения , Враг народа , Дикая утка , Росмерсхольм , Женщина с моря , Гедда Габлер , Строитель Сольнес , Маленький Эйольф , Йун Габриель Боркман . Здесь драматург поднимал актуальные вопросы современной ему действительности: ханжества и женской эмансипации, бунта против привычной буржуазной морали, лжи, социального компромисса и верности идеалам.
Символисты и философы же гораздо больше, наряду с Брандом и Пером Гюнтом, – ценили иные пьесы Ибсена: дилогию Кесарь и Галилеянин , Когда мы, мертвые, пробуждаемся . Беспристрастный анализ позволяет понять, что во всех этих произведениях индивидуальность Ибсена остается единой. Его пьесы – и не тенденциозные социальные однодневки, и не абстрактно-символические построения; в них в полной степени есть и социальные реалии, и чрезвычайно семантически нагруженная символика, и удивительно многогранная, прихотливая психологическая сложность персонажей. Формальное разграничение драматургии Ибсена на “социальные” и “символические” произведения – скорее вопрос субъективной интерпретации, пристрастной трактовки читателя, критика или режиссера.
В 1891 вернулся в Норвегию. На чужбине он достиг всего, к чему стремился: мировой славы, признания, материального благополучия. К этому времени его пьесы широко шли на сценах театров всего мира, количество исследований и критических статей, посвященных его творчеству, не поддавалось подсчету и могло быть сопоставлено разве что с количеством публикаций о Шекспире. Казалось бы, все это могло вылечить тяжкую психологическую травму, перенесенную им в детстве. Однако самая последняя пьеса, Когда мы, мертвые, пробуждаемся, исполнена такого пронзительного трагизма, что в это верится с трудом.
Скончался Ибсен 23 мая 1906 в Христиании.
Биография, Ибсен Генрик Ибсен Генрик, знаменитый норвежский драматург, родился в 1828 г. в Шпене в семье коммерсанта, разорившегося в 1836 г . В школе он отличался своими “сочинениями” и склонностью к живописи. Мечтой подростка было сделаться художником, но из-за финансовых проблем в семье ему пришлось выбрать более хлебную профессию. В 16 лет юноша начал работать учеником аптекаря в Гримстаде. В это время он пишет свои первые стихи и публикует драму “Катилина” , которая стала откликом на революционные события 1848 г. в Европе. Пьеса эта встретила, однако, очень холодный прием, и некоторое сочувствие найма только в студенческой среде.
В 1850 г. в Кристиании поставлена его одноактная пьеса “Богатырский курган”. В 1852-1857 гг. Ибсен руководил в Бергене первым национальным норвежским театром, где он поставил спектакли по двум своим пьесам: “Фру Ингер из Эстрота” и “Пир в Сульхауге” ; а в 1857-1862 гг. он уже возглавлял Норвежский театр в Кристиании. В конце 40 – начале 50-х гг.
Ибсен обращается к сатире и гротеску. В 1864 г. он уезжает в Италию, где создает драматическую поэму “Бранд” и фи-лософско-символическую драму “Пер Гюнт” , которая приносит ему известность европейского масштаба. Затем Ибсен переезжает в Германию, где пишет историческую драму о Юлиане Отступнике “Кесарь и Галилеянин” , после чего начинает новый этап в своей творческой деятельности, обратив внимание на проблемы современной ему жизни.
Мировое признание приносят Ибсену пьесы “Столпы общества” , “Кукольный дом” , “Привидения” , “Враг народа” , наглядно демонстрирующие несоответствие между показным лоском буржуазного общества и его “дешевой” внутренней сутью. С середины 80-х гг. социальная критика в произведениях Ибсена ослабевает. В его поздних пьесах подтекст становится более глубоким, появляется тонкость психологического рисунка, сами произведения более символичны, наиболее часто возникает тема “сильного человека”: “Гедда Габлер” , “Строитель Сольнес” , “Йун Габриель Боркман” . Пьесы Ибсена шли на подмостках театров всех стран. В 1ермании в 1897 г. был даже основан специальный странствующий ибсеновский театр.
Генрик Ибсен — Собрание сочинений в 4 томах, просмотреть djvu
М., Искусство, 1956-1958 гг.
Ибсеновская драматургия является одной из важнейших основ для дальнейшего развития лучших традиций мирового театрального искусства. Она живет, войдя в золотой фонд классического репертуара театров во всем мире. Искусство великого норвежского драматурга — это искусство бесстрашной правды, искусство глубокого проникновения в действительность. Проникнутое боевым гуманизмом и ненавистью ко всякой фальши и лицемерию, неподкупное и страстное творчество Ибсена, стало неотъемлемой частью великого наследия прогрессивной литературы мира.
Том первый. Пьесы. 1849 — 1862 переводчики: Анна Ганзен, Петр Ганзен, Т. Сильман, Владимир Адмони
Том второй. Пьесы. 1863 — 1869 переводчики: Анна Ганзен, Петр Ганзен, А. Коваленский
Том третий. Пьесы. 1873 — 1890 переводчики: Анна Ганзен, Петр Ганзен
Том четвертый. Пьесы (1888 — 1899), стихотворения, статьи и речи, письма переводчики: Анна Ганзен, Петр Ганзен, Всеволод Рождественский, Татьяна Гнедич, Владимир Адмони, Т. Сильман
Содержание 1 тома
В. AДМОНИ. Творческий путь Генрика Ибсена 5
Катилина. Перевод А. и П. Ганзен 57
Богатырский курган, Перевод А. и П. Ганзен 175
Норма, или Любовь похитика. Перевод Т. Сильман и В. Адмони 219
Фру Ингер из Эстрота. Перевод А. и П. Ганзен 237
Пир в Сухьхауге, Перевод А. и П. Ганзен 331
Улаф Лильекранс. Перевод А. и П. Ганзен 387
Воители в Хельгеланде. Перевод А. и П. Ганзен 483
Комедия любви. Перевод А. и П. Ганзен в переработке В. Адмони 547
Комментарии. В. Берков и М. Янковский 709
Список иллюстраций 729
Содержание 2 тома
Борьба за престол. Перевод А. и П. Ганзен 5
Бранд. Перевод А. В. Коваленского 129
Пер Гюнт. Перевод А. и П. Ганзен 381
Союз молодежи. Перевод А. и П. Ганзен 637
Комментарии. В. Берков и М. Янковский 753
Список иллюстраций 771
Содержание 3 тома
Кесарь и Галилеянин 5
I. Отступничество Цезаря. Перевод А. и П. Ганзен 7
II. Император Юлиан. Перевод А. и П. Ганзен 123
Столпы общества. Перевод А. и П. Ганзен 271
Кукольный дом. Перевод А. и П. Ганзен 371
Привидения. Перевод А. и П. Ганзен 455
Враг народа. Перевод А. и П. Ганзен 529
Дикая утка. Перевод А. и П. Ганзен 633
Росмерсхольм. Перевод А. и Я. Ганзен 739
Комментарии. В. Берков и М. Янковский 827
Список иллюстраций 854
Содержание 4 тома
Женщина с моря. Перевод А. и Я. Ганзен 8
Гедда Габлер. Перевод А. и П. Ганзен 104
Строитель Сольнес. Перевод А. и П. Ганзен 198
Маленький Эйолф. Перевод А. и Я. Ганзен 286
Йун Габриэль Боркман. Перевод А. и П. Ганзен 352
Когда мы, мертвые, пробуждаемся» Перевод А. и П. Ганзен 436
СТИХОТВОРЕНИЯ 498
Норвежским скальдам. Перевод Вс. А, Рождественского 500
Пролог ко дню основания Норвежского театра (2 января 1852 г.). Перевод Т. Г. Гнедич 501
Пролог к первому представлению «Ивановой ночи» (2 января 1853 г.). Перевод В. Г. Адмони и Г. С. Сильман 504
Пролог к открытию пятого сезона Норвежского театра (5 октября 1853 г.). Перевод Вс. А. Рождественского 507
Пролог к первому представлению «Горной сказки» на сцене Норвежского театра в Кристиании. Перевод Вс. А. Рождественского 511
В картинной галерее. Перевод Вс. А. Рождественского 513
Рудокоп. Перевод Вс. А. Рождественского 526
Птица и птицелов. Перевод Т. Г. Гнедич 528
Лебедь. Перевод Г. С. Сильман 529
У Акерсхуса. Перевод Вс. А. Рождественского 530
Музыканты. Перевод Вс. А. Рождественского 533
Гага. Перевод Т. Г. Гнедич 534
Строительные планы. Перевод Я. М. Карпа 535
Цветы полевые и комнатные. Перевод Т. С. Сильман 536
Буревестник. Перевод Вс. А. Рождественского 537
На высотах. Перевод П. М. Карпа 538
К потомкам. Перевод Т. Г. Гнедич 550
Терье Викен. Перевод Т. Г. Гнедич 551
Жизненные осложнения. Перевод Т. С. Сильман 562
Даря водяную лилию. Перевод Г. Г. Гнедич 564
Светобоязнь. Перевод А. А,. Ахматовой 565
Основа веры. Перевод Т. Г. Гнедин 567
Сила воспоминания. Перевод Вс. А. Рождественского 569
Из домашней жизни. Перевод Т. Г. Гнедцц 570
Прощание. Перевод Т. И. Сильман 571
В альбом композитора. Перевод А. А. Ахматовой 572
К моему Другу, революционному оратору. Перевод В. Г. Адмони 573
Благодарность. Перевод П. М. Карпа 574
Письмо с воздушным шаром к шведской даме. Перевод В. Г. Полонской 575
Письмо в стихах к фру Хейберг. Перевод Вс. А. Рождественского 588
Сожженные корабли. Перевод Т. С. Сильман 596
Эмме Клингенфельд. Перевод А. А. Ахматовой 597
Письмо в стихах. Перевод В. Г. Адмони 598
Четверостишие. Перевод В. Г. Адмони 603
Звезды в тумане. Перевод Я. М. Карпа 604
В этом доме они… Перевод А. А. Ахматовой 605
СТАТЬИ И РЕЧИ 606
О театре студенческого общества. Перевод В. Г. Адмони 608
«Убежище в Гренландии». Студенческий водевиль в одном действии. Перевод В. Г. Адмони 610
«Косичка и меч». Пьсса в пяти актах Карла Гуцкова. Перевод В. Г. Адмони 616
Театр. Перевод В. Г. Адмони 622
«Обитель хульдры». Оригинальная пьеса в трех актах с пением и хором. Перевод А. и П. Ганзен 624
Кое-что по поводу театральных заметок П. Е. Стуба. Перевод А. и П. Ганзен 626
«Деревенская история» на сцене Кристианийского театра. Перевод А. и П. Ганзен 629
Антон Вильхельм Вихе. Перевод А. и П. Ганзен 631
«Лорд Вильям Рассел» на сцене Кристианийского театра (1857 г.). Перевод А. и П. Ганзен 633
К характеристике дирекции датского театра в Кристиании. Перевод А. и П. Ганзен 637
Еще о театральном вопросе, Перевод А. и П. Ганзен 641
Два театра в Кристиании, Перевод В. Г. Адмони 644
Театральный кризис. Перепад А. и П. Ганзен 649
«Взгляните на эпоху». Новелла Израиля Дена. Перевод А. и П. Ганвен 652
«Сигурд Злой». Драма Бьёрнстьерпе Бьёрнсоиа« Перевод А. и Я. Ганзен 654
Театр. Перевод В. Г. Адмони 656
Театр. Перевод В. Г. Адмони 659
Театр. Перевод В. Г. Адмони 662
Речь к норвежским студентам 10 сентября 1874 г. Перевод А. и П. Ганзен 665
Речь к троньемским рабочим 14 июня 1885 г. Перевод А. и П. Ганзен 668
Речь на банкете датского студенческого союза 3 октября 1885 г. Перевод В. Г. Адмони 670
Речь на празднестве в Стокгольме 24 сентября 1887 г. Перевод В. Г. Адмони 671
Речь на торжественном обеде в Кристиании 23 марта 1898 г. Перевод А. и Я. Ганзен 672
Речь на торжественном обеде в Стокгольме 13 апреля 1898 г. Перевод А. и П. Ганзен 675
Речь на празднестве, данном Норвежским союзом защиты прав женщин 26 мая 1898 г. Перевод А. и Я. Ганзен 676
ПИСЬМА (перевод А. и П. Ганзен и В. Г. Адмони) 678
1. Уле Скулеруду. 5 января 1850 г 680
2. Дирекции Норвежского театра. 16 мая 1852 г 682
3. Клеменсу Петерсену. 10 августа 1863 г 682
4. Бьёрнстьерне Бьёрнсону. 16 сентября 1864 г 683
5. Бьёрнстьерне Бьёрнсону. 28 января 1865 г 684
6. Бьёрнстьерне Бьёрнсону. 12 сентября 1865 г 686
7. Магдалене Туресен. 3 декабря 1865 г 687
8. Йуну Григу. 22 марта 1866 г. 688
9. Фредерику Хегелю. 9 июня 1866 г 689
10. Фредерику Хегелю. 5 января 1867 г 689
11. Фредерику Хегелю. 8 марта 1867 г 690
12. Фредерику Хегелю. 8 августа 1867 г 690
13. Бьёрнстьерне Бьёрнсону. 9 декабря 1867 г 691
14. Бьёрнстьерне Бьёрнсону. 28 декабря 1867 г 695
15. Фредерику Хегелю. 24 февраля 1868 г 696
16. Магдалене Туресен. 31 марта 1868 г 696
17. П. Ф. Зибольду. 19 июня 1869 г 696
18. Георгу Брандесу. 26 июня 1869 г 696
19. Георгу Брандесу. 15 июля 1869 г 698
20. Фредерику Хегелю. 14 декабря 1869 г 699
21. И. П. Андресену. 10 февраля 1870 г 699
22. Георгу Брандесу. 6 марта 1870 г 699
23. Магдалене Туресен. 5 июня 1870 г 700
24. Лауре Петерсен. 11 июня 1870 г 701
25. Петеру Хансену. 28 октября 1870 г 704
26. Георгу Брандесу. 20 декабря 1870 г 707
27. Георгу Брандесу. 17 февраля 1871 г 708
28. Георгу Брандесу. 18 мая 1871 г 709
29. Фредерику Хегелю. 12 июля 1871 г 710
30. Георгу Брандесу. 24 сентября 1871 г 710
31. Фредерику Гьертсену. 21 марта 1871 г 712
32. Георгу Брандесу. 4 апреля 1872 г 713
33. Георгу Брандесу. 23 июля 1872 г. 715
34. Эдмунду Госсу. 14 октября 1872 г. 715
35. Людвигу До. 23 февраля 1873 г 716
36. Георгу Брандесу. 30 апреля 1873 г 716
37. Редактору газеты «Morgenbladet». 23 августа 1873 г. 717
38. Эдмунду Госсу. 15 января 1874 г 718
39. Эдварду Григу. 23 января 1874 г. 719
40. Фредерику Хегелю. 23 ноября 1874 г. 721
41. Георгу Брандесу. 30 января 1875 г. 721
42. Хартвигу Лассену. 16 августа 1875 г. 722
43. Фредерику Хегелю. 23 октября 1875 г. 723
44. Хартвигу Лассену. 2 ноября 1877 г. 723
45. Йуну Паульсеиу. 20 сентября 1879 г. 724
46. Лоренцу Днтриксону, 19 декабря 1879 г 724
47. В редакцию газеты «Nationaltidende». 17 февраля 1880 г. 725
48. Людвигу Пассарге. 16 июня 1880 г 725
49. Георгу Брандесу. 3 января 1882 г. 726
50. Софусу Шандорфу. 6 января 1882 г. 727
51. Улафу Скавлану. 24 января 1882 г. 728
52. Отто Борксениусу. 23 января 1882 г. 729
53. Бьёрнстьерне Бьёрнсону. Август 1882 г. 729
54. Фредерику Хегелю* 9 сентября 1882 г 730
55. Расмусу Бьёрну Андерсону. 14 сентября 1882 г 730
56. Георгу Брандесу. 21 сентября 1882 г. 731
57. Люции Вольф. 25 мая 1883 г 731
58. Георгу Брандесу. 12 июня 1883 г 732
59. Августу Линдбергу. 2 августа 1883 г 733
60. Августу Линдбергу. 19 августа 1883 г 733
61. Фредерику Хегелю. 17 января 1884 г 733
62. Бьёрнстьерне Бьёрнсону. 28 марта 1884 г. 734
63. Георгу Брандесу. 25 нюня 1884 г 735
64. Теодору Каспари. 27 нюня 1884 г. 735
65. Бьёрнстьерне Бьёрнсону. 29 сентября 1884 г 738
66. Хансу Ф. Л. Скрёде. 14 ноября 1884 г 738
67. Л. Йозефсону. 9 апреля 1885 г 739
68. Георгу Брандесу. 10 ноября 1886 г 739
69. Бьёрну Кристенсену. 13 февраля 1887 г 740
70. Софи Реймерс. 25 марта 1887 г 740
71. Юлиусу Хоффори. 26 февраля 1888 г 741
72. Енсу Кристиану Хострупу. 2 апреля 1888 г 741
73. Георгу Брандесу. 30 октября 1888 г 742
74. Эмануэлю Ганзену, 27 ноября 1888 г 742
75. Йенсу Броге Халворсену. 18 июня 1889 г 743
76. Хансу Лиену Брэкстаду. Август 1890 г 743
77. Графу Морицу Прозору. 29 октября 1890 г 744
78. Графу Морицу Прозору. 4 декабря 1890 г 745
79. Кристиие Стен. 14 января 1891 г 745
80. Графу Морицу Прозору. 23 января 1891 г 746
81. Георгу Брандесу. 11 октября 1896 г 746
82. Георгу Брандесу. 3 июня 1897 г. 746
83. Графу Морицу Прозору. 6 марта 1900 г 747
А. П. Адмони. Эстетические взгляды Генрика Ибсена 748
М. О. Янковский. Ибсен на русской сцене 764
Комментарии. В. Я. Яерков, 3. Д. Голубева и М. О. Янковским 802
Алфавитный указатель произведений Г. Ибсена, включенных в 1—4 тт. Собрания сочинений 832
Список иллюстраций 834
Leave a Reply Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Ибсен: сочинение Ссылка на основную публикацию