Тема любви в творчестве писателей русского зарубежья
просмотреть сочинение | |||
Тип: Свободная тема |
Тема любви всегда была основной у всех писателей. Не оставили это чувство без внимания и писатели русского зарубежья. Любовь – таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость. Именно так воспринимал это чувство И.А. Бунин.
Героям его рассказов свойственна необычайная сила и искренность чувства. Любовь захватывает человека полностью, забирает все его силы. Чтобы любовь не выдохлась, необходимо расстаться и расстаться навсегда. Именно это и происходит во всех рассказах Бунина. Все его герои живут в ожидании любви, ищут ее. Любовь у писателя долго не живет в семье, в браке, в буднях. Примером этому может служить рассказ «Солнечный удар».
Перед нами возникают образы замужней дамы и молодого офицера. Во время плавания на корабле у них вспыхивает влечение друг к другу. Поручик привык к легким победам над женщинами. Его поведение объясняется только лишь эгоистическими мотивами, интересами. Они проводят вместе всего одну ночь. Наутро женщина уезжает. Но писателя не интересует история их кратковременной, неожиданно вспыхнувшей страсти. То, что достойно внимания Бунина, случается позже, после отъезда женщины. Герой рассказа будто пробуждается от долгого сна. Его охватывают необъяснимые эмоции. Бунин подробно описывает нам страдания поручика, его тоску по той, которая, вспыхнув на секунду, исчезла из его жизни. Герою мучительно видеть равнодушие окружающего мира, ведь в тот момент, когда у него перевернулась вся жизнь, в жизни окружающих людей ровным счетом ничего не произошло. Весь окружающий мир кажется поручику бессмысленным без любимой женщины. У него обострены зрение, слух, обоняние, он остро ощущает все запахи, звуки, его душа наполнена страданием. Он будто впервые в жизни раскрылся эмоциям, все вокруг напоминает ему о безвозвратно потерянной любви. Измученный, он засыпает, а когда просыпается, то чувствует себя постаревшим на десять лет. Будто герой за одни сутки эмоционально прожил огромную, насыщенную переживаниями жизнь.
В рассказе «Руся» герой двадцать лет не может забыть чудесную девушку, в семье которой он когда-то служил репетитором. Но влюбленным пришлось расстаться, и с тех пор прошло много лет. Герой постарел, женился, но по-прежнему помнит, как «однажды она промочила в дождь ноги… и он кинулся разувать и целовать ее мокрые узкие ступни – подобного счастья не было во всей его жизни».
Героиня рассказа «Холодная осень» проводила на войну жениха холодным осенним вечером. Через месяц его убили, но чувство к нему продолжает жить в душе молодой девушки. Ей пришлось много страдать, перенести тяжелые испытания, но на пороге старости для нее важно другое: «Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Все-таки был. И это все, что было в моей жизни – остальное ненужный сон».
Замечательный рассказ о любви – «Чистый понедельник». В центре рассказа находится героиня, герой как бы при ней. Она составляет смысл его жизни: «… был несказанно счастлив каждым часом, проведенным возле нее». Героиня мудра, она, как кажется, глубже героя. Поражают ее высказывания: «Кто же знает, что такое любовь. », «Счастье, счастье… Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету». Герой все время пытается разгадать, что составляет секрет ее женского обаяния: внешность? жесты? манера держаться? Он пытается понять ее, осознать, каков источник ее духовного странничества?
В героине Бунина совмещены противоположные начала, ее душа просто соткана из противоречий. С одной стороны, она любит роскошь, светскую жизнь, но это уживается в ней с внутренней тягой к иному, значительному. Она увлекается западно-европейскими модными писателями и, в то же время, любит, прекрасно понимает и хорошо знает русскую литературу, которую периодически цитирует наизусть. За видимым европейским лоском скрывается исконно-русская душа. Героиня с тихим восторгом рассказывает о старообрядческих похоронах, наслаждается звучанием древнерусского имени. Сложность, самобытность ее души раскрывается нам не явно, а вскользь, в неожиданных фразах, мудрых и оригинальных изречениях.
Героиня умна, красива, независима, богата, но «похоже было на то, что ей ничего не нужно: ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом…» В этом мире она лишь мучительно ищет себя. Окончание рассказа, на мой взгляд, довольно предсказуемо: девушка отдается герою в их последнюю ночь, а на следующий день уезжает. Из письма рассказчик узнает, что она находится в монастыре на послушании, готовится принять постриг.
Герой очень тяжело воспринимает это расставание. Он ходит по самым грязным кабакам, спивается, опускается. В один момент его все-таки настигает некое безнадежное смирение. Именно в этот момент он в последний раз встречает свою возлюбленную в церкви среди других монахинь.
Можно ли себе представить героиню в ситуации мирского счастья? Думаю, это невозможно. Ведь Бунин никогда не рассказывал о счастливой любви, потому что соединение любящих – это уже совсем иные чувства и отношения. В тот момент, когда история любви идет к счастливому завершению, непременно появляются непредвиденные обстоятельства или разражается катастрофа, вплоть до смерти героев. Писатель пытается остановить высокое чувство на пике, на высшем взлете.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Тема любви в творчестве русских писателей.
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Урок на тему: “Тема любви в творчестве А.И.Куприна”.
просмотреть:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_no_2_urok_po_tvorchestvu_kuprina.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема любви в творчестве А.И.Куприна.
- ознакомление с фактами биографии А.И.Куприна;
- изучение особенностей отражения темы любви в трилогии о любви;
– развитие познавательных навыков учащихся; – формирование умений и навыков анализа художественного произведения;
– воспитание нравственных качеств личности.
Тема любви – вечная, как само чувство ее породившее, одухотворяла искусство всех времен и народов. Но в каждую эпоху выражала какие-то особые нравственно-эстетические ценности. Ведь любовь – это чувство, заставляющее совершать подвиги и идти на преступление, чувство, способное свернуть горы, изменить ход истории, чувство, дающее счастье и вдохновение и заставляющее страдать, чувство, без которого жизнь не имеет смысла.
Так что же все-таки такое – любовь?
На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди. А.И.Куприн не исключение. Так кто же он, писатель Куприн, чье творчество почти полностью посвящено теме любви?
Учащиеся представляют презентацию «Биография А.И.Куприна».
Еще в XVII веке Ж.-Б.Мольер писал:
В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно,
А.И.Куприн любовь считал своим критерием ценности. Он говорил: « Любовь – это самое яркое и понятное воспроизведение моего «я». Не в силе, не в личности, не в уме, не в таланте… Не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви ».
Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, Куприн создает удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь для этого в глубину веков (“Суламифь”), забираясь в лесную глушь Волынской губернии (“Олеся”), заглядывая в каморку
влюбленного отшельника, последнего романтика в жестоком и расчетливом мире (“Гранатовый браслет”).
Сегодня вы состоите в составе экспертных групп. Каждая группа работает над одним из произведений трилогии, обязанности в группе вы распределены заранее. Наша главная задача – определить особенности отражения темы любви в трилогии.
Работаем с первой группой.
Повесть «Олеся» (1898г.)
- Какую роль в повести играет пейзаж?
Слайд № 2 и слайд № 3 (Приложение № 4)
- Как рисует Куприн образ главной героини?
- Какой цвет сопровождает образ Олеси?
Слайд № 4 (Приложение № 4)
- Как изображает Ивана Тимофеевича?
- Какой вы видите в повести любовь Олеси и Ивана Тимофеевича?
- Почему они расстаются?
- Какие выводы мы можем сделать?
Сдайд № 5, 6 (Приложение № 4)
К работе приступает вторая группа.
Рассказ «Суламифь» (1908г.)
- Как изображает Куприн образ главной героини? С кем ее сравнивает и для чего?
- Как описывает автор Соломона?
- Какие цвета сопровождают героев рассказа?
Слайд № 8(Приложение № 4)
- Какую роль в рассказе играет описание звуков и ароматов?
Слайд № 9 (Приложение № 4)
- Какой вы видите в рассказе любовь Суламифь и царя Соломона?
- Почему их любовь была недолгой?
- Какие выводы мы можем сделать?
Сдайд № 10, 11 (Приложение № 4)
Рассказ «Гранатовый браслет» (1911г.)
- Какую роль в рассказе играет пейзаж?
Слайд № 13 (Приложение № 4)
- Как описывает Куприн главного героя?
- Как изображена Вера Николаевна?
- Какой цвет сопровождает Желткова?
Слайд № 14 (Приложение № 4)
- Что вы можете сказать о любви Желткова и Веры Николаевны?
- Какова роль генерала Аносова в рассказе?
- Что помогает княгине Вере понять, что мимо нее прошла большая любовь, о какой только может мечтать женщина?
- Какие выводы можно сделать?
Слайд № 15, 16 (Приложение № 4)
(слайды подготовлены учащимися при работе над проектом)
Давайте подведем итог.
В произведениях Куприна любовь представлена следующим образом.
Автор пишет о трагедиях в любви и мгновениях настоящего счастья. Чаще всего в произведениях Куприна любовь «сильна как смерть», «бескорыстная и самоотверженная, не жаждущая награды». Для многих героев она остается «величайшей тайной в мире, трагедией».
Рефлексия. (Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы.)
Закончите предложения, ответьте на вопросы в предложенных карточках:
– Что нового я узнал, работая над проектом
– Урок дал мне для жизни…
– На уроке я работал…
– Своей работой на уроке я…
– Какое впечатление сложилось у вас о творчестве А.И.Куприна?
(Пока учащиеся работают с карточками – звучит Соната № 2 Бетховена )
1. Куприн А.И. Собрание сочинений в 5 т. /Вступ. ст. Н. Жегалова – М.: Правда, 1982.
2. Паустовский К.Г. Поток жизни: (Заметки о прозе Куприна) //Паустовский К.Г. Собрание сочинений: в 9т. Т.7. – М.: 1983. – С. 470-492.
3. Чуковский К.И. Куприн //Чуковский К.И. Современники : Портреты и этюды. – М.: 1985. – С. 157 – 187.
4. Соколов – Микитов И.С. Золотое сердце //Собрание сочинений.: В 4 т. – Л.: 1987. – С. 152 – 162.
5. Тэфф Н.А. Ностальгия: Рассказы; Воспоминания. – Л.: Художественная литература, 1989. – С. 267 – 446.
6. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: ВАКО, 2012. стр. 60-68.
7. Волков А.А. Творчество А.И. Куприна. – Изд 2-е. М.: Художественная литература, 1981.
8. Михайлов О.Н. Куприн. – М.: Молодая гвардия, 1981. (ЖЗЛ)
9. Лилин В. Александр Иванович Куприн. – Л.: Просвещение, 1975.
10. Шишмаренкова Л.А. Уроки литературы в 11 классе.- Челябинск, 1998.
Любовь в произведениях русских писателей (ЕГЭ по литературе)
Эпиграф: «Без любви жить легче. Но без нее нет смысла». (Л.Н. Толстой)
Что такое любовь? Этот вопрос, несомненно, волнует каждого человека. Недаром извечным проблемам любви посвящено немало произведений художественной литературы. Особенно эта тема волновала великих русских писателей: А.П. Чехова, И. С. Тургенева, И.А. Бунина, А.И. Куприна. У каждого из них было свое, личное, отношение к любовным переживаниям, которые являлись для их героев либо серьезным испытанием, либо становились причиной тяжелой драмы, либо приводили к серьезным раздумьям и духовному обновлению.
Как рассуждает главный герой рассказа Чехова «О любви» Павел Константинович Алехин, русская интеллигенция, которую очень интересуют вопросы любви, все усложняет и предпочитает «украшать свои чувства роковыми вопросами»: честно или нечестно, умно или глупо, и к чему все это может привести? По его мнению, любовь не терпит каких-либо законов, и у каждого любящего или влюбленного проявляется по-своему.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Чужой опыт совершенно бесполезен. Именно сомнения в правильности своего влечения помешали самому Алехину любить Анну открыто и смело, признавшись в этом не только ей, но и самому себе. Понимание того, что для любви не должно быть никаких преград и оговорок, пришло к нему слишком поздно и принесло только боль и горестные воспоминания. И все-таки он осознал свою роковую ошибку: «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе». Понял, но уже был глубоко несчастлив.
О том, как важно не проглядеть свое счастье, пишет Тургенев в повести «Ася». Главный герой N, как и Алехин в рассказе Чехова «О любви», начинает понимать, насколько сильно было его чувство к Асе, только тогда, когда навсегда потерял ее любовь. Своей нерешительностью и рассудочностью он все испортил. В общем-то, он испугался светлого и сильного чувства девушки, обидев ее и оттолкнув. Спустя годы, он, «утратив все крылатые надежды и стремления», свято хранит предметы, напоминающие ему об Асе, и тоскует в полном одиночестве.
О сложностях любовных отношений также писали Бунин и Куприн. Но они по-разному подходили к этой теме. У Бунина любовь – это сильные и в то же время тревожные эмоции. Порой все заканчивается трагедией, потому что поступки влюбленных героев не всегда благородны и честны. Страстные и безответственные чувства разрушительны. Так, в рассказе «Кавказ» обманутый муж убивает себя из-за предательства жены, которая любила другого человека и скрытно уехала с ним отдыхать на Кавказ, хотя боялась и страдала. Ее украденная любовь не была счастливой в отличие от любви Верочки в рассказе Куприна «Куст сирени». Вера не просто любит своего мужа Алмазова, а жертвует ради него многим, поддерживает его и во всем помогает. Любовь дает для этого силы, которые Вере необходимы еще и потому, что Алмазов слабый, нервозный и не очень умный человек. Но для нее это не имеет значения. Она счастлива, когда муж спокоен и доволен собой.
Любовь – это очень сильное и многогранное чувство. Ее сила может быть направлена и на созидание, и на разрушение. Сколько бы ни размышляли, сколько бы ни писали, ответ на вопрос, какой должна быть любовь, каждый человек находит для себя сам. Об этом просто и точно сказал поэт К. Жане:
Два парня поспорили так горячо,
Что их услыхал бы любой.
Они говорили еще и еще
О том, что такое любовь.
«Любовь – это радость!» – один говорил.
«Нет, жертва», – ответил другой.
«Любовь – это сила, что выше всех вил!»
«Нет – слабость», – заметил другой.
«Любовь – это счастье! Любовь – это свет!», –
Один вдохновенно кричал.
«Счастливой любви не бывает и нет», –
Угрюмо другой отвечал.
Поняв, что в тупик их зашел разговор,
Друзья подошли к старику.
«Отец, ты поможешь решить этот спор,
Ты много видал на веку».
Но он отвечал им: «Вам трудно, друзья,
Понять, где тут правда, где ложь.
Любовь объяснить, к сожаленью, нельзя:
Полюбишь – тогда и поймешь!»
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id30932
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
Откроется после 5 декабря. –>
Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате
Тема любви в литературе
Любовь в литературе является одной из ключевых тем. Без нее невозможно обойтись, потому что человеческая жизнь строится на любви. Каждый человек имеет от рождения такую потребность, как любить и быть любимым. В жизни каждого человека есть это чувство, сначала родительская, потом дружеская и романтическая любовь.
Все произведения классиков касаются темы любви, разница только в том, что кто-то больше, а кто-то меньше. Одни произведения посвящаются теме любви, а другие проходят по касательной с данной темой.
Любовь бывает разной. Когда человек слышит это слово, первая ассоциация идет с романтической любовь. Однако, не стоит забывать, что любовь делится на категории. У греков для каждого вида существует свое отдельное название: агапе – безусловная любовь, филос – дружеская, эрос – страстная, сторге – родительская или семейная, мания – любовь-одержимость.
Такие произведения, как «Тарас Бульба» Гоголя и «Братья Карамазовы» Достоевского поднимают тему материнской любви. Первое произведение показывает разницу между материнской и отцовской любовью, где отец заинтересован, чтобы сыновья вышли в люди и достигли какого-то статуса, а мать любит и принимает их такими, какие они есть. Во втором произведении мать одна подняла своего сына Николая и смогла вырастить его настоящим мужчиной.
Любовь определяет то, кем станет ребенок, когда вырастет. Постоянное отвержение и выделение ошибок приведет к тому, что человек вырастет неудачником и сам не сможет никого полюбить.
Хорошим примером является зарубежное произведение под названием «Беги, малыш, беги» Круза. Мальчика ненавидели собственные родители, ребенок рос в большой семье, над ним всячески издевались. Будучи подростком, он уехал в Нью-Йорк, где вскоре примкнул к банде и стал преступником. Ему все говорили, что ничто не сможет ему помочь и исправить. Благо, Никки встретил одного проповедника. Эта встреча изменила жизнь героя в корне, он смог стать нормальным человеком.
Конечно же, по большей части литература посвящена теме романтической любви. Любви между мужчиной и женщиной. Пример подобных отношений огромное множество.
Когда речь заходит о любви, первое произведение, которое приходит на память – это «Ромео и Джульетта» Шекспира. Данный пример показывает, к чему может привести давний конфликт между семьями и любовь между детьми, которые ни в чем не виноваты. Они не могли представить жить друг без друга, всячески пытались быть вместе. Однако, сон Джульетты, который был ошибочно принят Ромео за смерть спровоцировал трагедию. Письмо, посланное возлюбленному, не было доставлено из-за эпидемии. Ромео выпил яд, а девушка, проснувшись видит труп любимого, после чего закалывает себя.
Тема любви поднимается и в комедии «Горе от ума» Грибоедова. Чацкий уехал на поиски себя, но его любовь осталась дома. Он не посчитал нужным ей что-то объяснять. Шло время, и герой хранил свою любовь, несмотря ни на что. Однако, Софья, увлекшись романами, нашла себя новый идеал, которым стал Молчалин. Теперь отношения с Александром для девушки стали ребячеством, но она еще не знает, как сильно ошиблась. Все остальные события превратились в любовный многоугольник. В конечном итоге, никто не стал счастливым.
Теме любви посвящено много разных трудов, она является самой актуальной.
2 вариант
Каждый эпизод, представленный в литературном произведении, так или иначе связан с чувствами человека. При этом водоворот событий нередко основывается именно на любви.
Любовь в произведениях литературы имеет самые разные проявления. Это могут быть отношения двух влюбленных – женщины и мужчины, также чувство раскрывается и в любви матери к ребенку. Несмотря на участников этих отношений, для всех характерен особый обмен энергией.
Каждый писатель преследует свою цель, представляя на суд читателя эмоции героев, связанных любовными интересами. Одним из ярких проявлений любовной связи является влечение друг к другу, основанное на безумстве, всепоглощающей страсти, сметающей все на своем пути. Автор рассказа И. Бунина «Солнечный удар» на примере случайной встречи двух влюбленных показал, что любовь может выглядеть как вспышка с головокружительными свиданиями, но иметь короткое продолжение. Любовь обречена на расставание. В конце произведения на виду остаются лишь спутанное сознание, ощущение несчастья и угнетенное состояние героев. Таков конец истории любви героев И. Бунина, где в основе физические отношения.
Особая гармония душ, интересов присутствует в отношениях героев А. И. Куприна «Сиреневый куст». Здесь связь между супругами держится на преданности Веры, слабохарактерности ее супруга. Но оба видят семейную жизнь именно такой. Основой их любви является жертвенность со стороны жены, податливость ее супруга не мешает семейному счастью.
Любовь может иметь иные формы. Зная о невозможности быть вместе с любимой женщиной, Желтков – главный герой «Гранатового браслета» И. А. Куприна лишь иногда задумывался о ее обреченности. Он продолжал быть наблюдателем, лишь в виде письменных посланий раскрывая переживания. Это яркий пример безответной, но настоящей любви, о которой мечтает в душе каждый человек.
Когда в любви имеет место предательство, то это приводит порой к трагическим последствиям. История недолговечных отношений покорителя женских сердец Печорина и красавицы Бэлы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» заканчивается гибелью девушки. Причиной является равнодушие в сердце мужчины, от которого возлюбленная ждала взаимности и страсти.
Таким образом, каждый писатель, который описывает в произведении любовь, на примерах доказывает ее многогранность, существование разных форм проявлений, которые имеют разные финалы.
Также читают:
Картинка к сочинению Тема любви в литературе
Популярные сегодня темы
Миша. В сказке описывается сон, который видит главный герой, находясь под впечатлением от чудесной музыкальной табакерки со сложным внутренним механическим устройством. Зовут главного героя Миша.
Мухояров представляет собой тип законченного мошенника и является одним из отрицательных героев произведения. Этот персонаж представляет собой классический тип мелкого чиновника.
Михаил Юрьевич Лермонтов написал величайшее произведение «Мцыри». Это огромный вклад в литературу. В произведении много романтических образов и моментов. Все действия происходят на территории Кавказа.
В основном, все направления и темы лирика Бальмонта проникнуты романтизмом. И всегда, даже страшные и неприятные вещи, если вдруг они попадаются в его стихах, показаны очень эстетично.
Этот случай всегда останется в моей памяти. Мне было примерно десять лет, когда я захотела кататься на коньках. Это желание появилось у меня после рассказов дяди о том
Тема любви в произведениях русских поэтов и писателей
Данная тема нашла свое отражение в литературе русских писателей и поэтов всех времен. Вот уже на протяжении более 100 лет люди обращаются к поэзии Александра Сергеевича Пушкина, находя в ней отражение своих чувств, эмоций и переживаний. Имя этого великого поэта, ассоциируется с тирады стихов о любви и дружбе, с понятием чести и Родины, возникают образы Онегина и Татьяны, Маши и Гринева. Даже самый строгий читатель сможет открыть для себя в его произведениях что-либо близкое, потому что они весьма многогранны. Пушкин был человеком, страстно откликающимся на все живое, великим поэтом, творцом русского слова, человеком высоких и благородных качеств. В многообразии лирических тем, пронизывающих стихи Пушкина, теме любви отводится столь значительное место, что поэта можно было бы назвать воспевателем этого великого благородного чувства. Во всей мировой литературе не найти более яркого примера особого пристрастия именно к этой стороне человеческих отношений. Очевидно, истоки этого чувства заложены в самой натуре поэта, отзывчивой, умеющей раскрывать в каждом человеке лучшие свойства его души. В 1818 году на одном из званых вечеров поэт встретил 19-тилетнюю Анну Петровну Керн. Пушкин восторгался ее сияющей красотой и молодостью. Спустя годы Позднее Пушкин вновь встретился с Керн, такой же обаятельной, как и прежде. Пушкин подарил ей недавно напечатанную главу Евгения Онегина, а между страниц вложил стихи, написанные специально для нее, в честь ее красоты и юности. Стихи, посвященные Анне Петровне “Я помню чудное мгновенье” знаменитый гимн высокому и светлому чувству [9]. Это одна из вершин пушкинской лирики. Стихи пленят не только чистотой и страстностью воплощенного в них чувства, но и гармоничностью. Любовь для поэта – источник жизни и радости, стихотворение “Я вас любил” – это шедевр русской поэзии. На его стихи написано более двадцати романсов. И пусть проходит время, имя Пушкина всегда будет жить в нашей памяти и пробуждать в нас лучшие чувства.
С именем Лермонтова открывается новая эпоха русской литературы. Идеалы Лермонтова беспредельны; он жаждет не простого улучшения жизни, а обретения полного блаженства, изменения несовершенства природы человека, абсолютного разрешения всех противоречий жизни. Вечная жизнь – на меньшее поэт не согласен. Однако, любовь в произведениях Лермонтова носит трагический отпечаток. На это повлияла его единственная, неразделенная любовь к другу юности – Вареньке Лопухиной. Он считает любовь невозможной и окружает себя мученическим ореолом, ставя себя вне мира и жизни. Лермонтов грустит о потерянном счастье “Душа моя должна прожить в земной неволе, Не долго. Может быть, я не увижу боле, Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других” [9].
Лермонтов подчеркивает свою отдаленность от всего мирского “Чего б то ни было земного, но я не сделаюсь рабом”. Лермонтов понимает любовь как нечто вечное, поэта не на ходит утешения в рутинных, скоротечных страстях, и если он иногда увлекается и отходит в сторону, то его строки – это не плод больной фантазии, а всего лишь минутная слабость. “У ног других не забывал я взор твоих очей. Любя других, я лишь страдал Любовью прежних дней”.
Человеческая, земная любовь кажется помехой для поэта на его пути к высшим идеалам. В стихотворении “Я не унижусь пред тобою” он пишет, что вдохновение для него дороже ненужных скорых страстей, которые способны бросить человеческую душу в бездну. Любовь в лирике Лермонтова носит роковой характер. Он пишет “Меня спасало вдохновенье от мелочных сует, но от своей души спасенья и в самом счастье нет”. В стихотворениях Лермонтова любовь – это высокое, поэтическое, светлое, чувство, однако всегда неразделенное или утраченное. В стихотворении “Валерик” любовная часть, которая в последствии стала романсом, передает горькое чувство утраты связи с возлюбленной. “Безумно ждать любви заочной? В наш век все чувства лишь на срок но я вас помню”, пишет поэт. Тема измены возлюбленной, недостойной великого чувства или не выдержавшей испытания временем становится традиционной в литературных творениях Лермонтова, связанных с его личным опытом.
Разлад между мечтой и действительностью проникает в это прекрасное чувство; любовь не приносит радость Лермонтову, он получает лишь страдания и печали: “Мне грустно, потому что я тебя люблю”. Поэта беспокоят размышления о смысле жизни. Он грустит о скоротечности жизни и хочет успеть сделать как можно больше за тот небольшой срок, который отведен ему на земле. В его поэтических размышлениях, жизнь ему ненавистна, но и смерть страшна.
Рассматривая тему любви в произведениях русских писателей нельзя не оценить вклад Бунина в поэзию данной тематики. Тема любви занимает едва ли не главное место в творчестве Бунина. В этой теме писатель имеет возможность соотнести то, что происходит в душе у человека, с явлениями внешней жизни, с требованиями общества, которое основывается на отношениях купли-продажи и в котором порой царят дикие и темные инстинкты. Бунин одним из первых в русской литературе посвятил свои произведения не только духовной, но и телесной стороне любви, с необычайным тактом касаясь самых интимных, сокровенных сторон человеческих отношений. Бунин первым осмелился сказать о том, что не обязательно телесная страсть следует за душевным порывом, что в жизни бывает и наоборот (как это случилось с героями рассказа “Солнечный удар”). И какие бы сюжетные ходы ни выбирал писатель, любовь в его произведениях всегда великая радость и великое разочарование, глубокая и неразрешимая тайна, она – и весна, и осень в жизни человека.
В разные периоды своего творчества Бунин говорит о любви с разной степенью откровенности. В его ранних произведениях герои открытые, молодые и естественные. В таких произведениях, как “В августе”, “Осенью”, “Заря всю ночь”, все события на редкость просты, краткие и значительные. Чувства персонажей двойственны, расцвечены полутонами. И хотя Бунин рассказывает о людях, чуждых нам по облику, быту, отношениям, мы сразу узнаем и осознаем по-новому собственные предощущения счастья, ожидания глубоких душевных перемен. Сближение бунинских героев редко достигает гармонии, едва появившись, оно чаще всего исчезает. Но жажда любви пылает в их душах. Печальное расставание с любимой завершают мечтательные грезы (“В августе “): “Сквозь слезы я смотрел вдаль, и где-то мне грезились южные знойные города, синий степной вечер и образ какой-то женщины, который слился с девушкой, которую я любил…” [2]. Свидание запоминается, потому что свидетельствует о прикосновении к подлинному чувству: “Была ли она лучше других, которых я любил, я не знаю, но в эту ночь она была несравненной” (“Осенью”). А в рассказе “Заря всю ночь” Бунин повествует о предчувствии любви, о нежности, которую юная девушка готова подарить своему будущему возлюбленному. При этом юности свойственно не только увлекаться, но и быстро разочаровываться. Произведения Бунина показывают нам этот для многих мучительный разрыв между мечтами и явью. “После ночи в саду, полной соловьиного свиста и весеннего трепета, юная Тата вдруг сквозь сон слышит, как ее жених стреляет галок, и понимает, что она вовсе не любит этого грубого и обыденно-приземленного человека” [5].
Большинство ранних рассказов Бунина повествует о стремлении к красоте и чистоте – это остается главным душевным порывом его персонажей. В 20-е годы Бунин писал о любви, словно сквозь призму прошлых воспоминаний, всматриваясь в ушедшую Россию и тех людей, которых уже нет. Именно так воспринимается нами повесть “Митина любовь” (1924). В этой повести писатель последовательно показывает, духовное становление героя, ведет его от любви к краху. В повести чувства и жизнь тесно переплетены. Любовь Мити к Кате, его надежды, ревность, смутные предчувствия словно бы подернуты особой печалью. Катя, мечтающая об артистической карьере, закружилась в фальшивой жизни столицы и изменила Мите. Его муки, от которых не смогла спасти связь с другой женщиной – красивой, но приземленной Аленкой, привели Митю к самоубийству. Митина незащищенность, открытость, неготовность к столкновению с грубой реальностью, неумение страдать заставляют нас острее почувствовать неотвратимость и недопустимость случившегося.
В ряде бунинских рассказов о любви описывается любовный треугольник: муж – жена – возлюбленный (“Ида”, “Кавказ”, “Прекраснейшая солнца”). В этих рассказах царит атмосфера незыблемости установленного порядка. Брак оказывается непреодолимой преградой к достижению счастья. И часто то, что дается одному, беспощадно отнимается у другого. В рассказе “Кавказ” женщина уезжает с возлюбленным, точно зная, что с момента отправления поезда для ее мужа начинаются часы отчаяния, что он не выдержит и бросится за ней следом. Он действительно ищет ее, а не найдя, догадывается об измене и стреляется. Уже здесь появляется мотив любви как “солнечного удара”, ставший особой, звенящей нотой цикла “Темные аллеи”.
Воспоминания о молодости и Родине сближают с прозой 20-30-х годов цикл рассказов “Темные аллеи”. Повествование этих рассказов ведется в прошедшем времени. Автор будто совершает попытки проникнуть в глубины подсознательного мира своих персонажей. В большинстве рассказов автор описывает телесные наслаждения, прекрасные и поэтичные, рожденные в подлинной страсти. Даже если первый чувственный порыв кажется легкомысленным, как в рассказе “Солнечный удар”, то все равно он ведет к нежности и самозабвению, а затем – к настоящей любви. Именно так происходит с героями рассказов “Визитные карточки”, “Темные аллеи”, “Поздний час”, “Таня”, “Руся”, “В одной знакомой улице”. Писатель пишет об обычных одиноких людях и их жизнях. Именно поэтому прошлое, наполненное ранними, сильными чувствами, кажется поистине золотыми временами, сливается со звуками, запахами, красками природы. Словно сама природа ведет к душевно-телесному сближению любящих друг друга людей. И сама природа ведет их к неизбежному расставанию, а иногда – к смерти.
Мастерство описания бытовых деталей, а также чувственного описания любви присуще всем рассказам цикла, но написанный в 1944 году рассказ “Чистый понедельник” предстает не просто повестью о великой тайне любви и загадочной женской душе, а некой криптограммой. Слишком многое в психологической линии рассказа и в его пейзажных и бытовых деталях кажется зашифрованным откровением. Точность и обилие деталей – не просто приметы времени, не просто ностальгия по навсегда потерянной Москве, а противопоставление Востока и Запада в душе и облике героини, уходящей от любви и жизни в монастырь.
Тема любви в творчестве писателей русского зарубежья
События 1917 года в России изменили жизнь миллионов людей. Кому-то революция принесла новые надежды и перспективы, кому-то – разочарования, крушения, расставание с домом, родными и близкими, с Родиной.
Известно, что за время событий Октябрьской революции и гражданской войны страну покинуло огромное количество русской элиты: аристократы, люди, во многом составляющие основу нации. В этих рядах было множество писателей, которые продолжали творить и за границей. Среди них – И. А. Бунин, В. В. Набоков.
Владимир Набоков, наверное, самый крупный русскоязычный писатель 20 века. Он погружает нас в свой мир, немного абсурдный, немного нелепый, немного страшный, но всегда очень интересный. Так, рассказ “Музыка” ставит перед читателем еще одну загадку – загадку человеческих взаимоотношений, человеческих чувств.
Главный герой рассказа – Виктор Иванович – приходит в гости на музыкальный вечер, где начинает чувствовать невыразимую скуку и пустоту. Но вдруг взгляд героя натыкается на его бывшую жену. Состояние Виктора Ивановича моментально меняется. Его организм, его душа и сердце начинают исполнять свою музыку, наперекор музыке пианиста Вольфа: “Откуда-то снизу, как кулак, ударило сердце, втянулось и ударило опять, – и затем пошло стучать быстро и беспорядочно, переча музыке и заглушая ее”.
С этого момента Виктор Иванович живет в мире своих воспоминаний, в мире счастья и боли. Ретроспективная композиция произведения помогает нам погрузиться в этот мир.
Набоков очень точно и психологически тонко передает состояние героя. Виктор Иванович до безумия любил и любит свою бывшую жену. Он лишь мельком взглянул на нее, успел заметить только бледность щеки, темный завиток волос, ожерелье, но в его памяти уже вспыхнула вся она, с огромной силой вспыхнула любовь.
Виктор Иванович иногда возвращается в реальность. Его голос перемежается с голосом Набокова-рассказчика. Он видит все те же руки Вольфа, слышит звуки, которые для него не складываются в музыку. Все внимание героя сосредоточено на любимой им женщине. Но ее нам не удается увидеть.
В рассказе чувство Виктора Ивановича уподобляется музыке. Неслучайно, когда мелодия, исполняемая Вольфом, подходит к концу, герой вспоминает его разрыв с женой, ее признание в измене. По мнению Набокова, тонкого знатока искусства и человеческих характеров, сильная любовь сродни талантливому музыкальному произведению. Она так же имеет свое начало, кульминацию и, к сожалению, развязку, конец, “облако пыли, ужасную весть”.
Набоков дает нам понять, что любовь есть, пока есть эта музыка чувств, только она может удержать двух людей рядом. Без нее жизнь вместе – тесная тюрьма.
Творчество другого писателя русского зарубежья – И. А. Бунина – посвящено одной основной теме – теме любви. Его сборник рассказов “Темные аллеи” – шедевр любовной прозы. При этом у Бунина особенный взгляд на природу этого чувства, его смысл, значение в жизни человека.
Согласно мнению этого писателя, любовь подобна урагану, солнечному удару. Это вспышка, которая приносит не только радость, не только дает смысл жизни, но и разрушает, делает человека несчастным, одиноким, потерянным.
Новелла “Грамматика любви” (1915) позволяет еще раз убедиться в такой позиции автора. Эпиграфом к этому произведению можно взять слова писателя: “Любовь лишь краткий гость на земле”.
Герой рассказа, помещик Ивлев, едет в дальний край своего уезда. Там, в гостях у одной княгини, он слышит о смерти помещика Хвощинского, который стал в своем краю “притчей во языцех”. Этот человек был безумно влюблен в свою крепостную Лушку. Хвощинский жил с ней, как с женой, у них родился сын.
Но Лушка вскоре умерла совсем еще молодой женщиной. Герой очень тяжело переживал эту потерю. Он закрылся у себя в доме, никуда не выходил и никого не принимал. Умер он уже в пожилом возрасте, всю оставшуюся жизнь посвятив памяти своей возлюбленной.
Название рассказа отсылает нас к книге, которую Ивлев нашел в доме Хвощинского: “Это была крохотная, прелестно изданная почти сто лет тому назад “Грамматика любви, или Искусство любить и быть взаимно любимым”.
Автор подчеркивает, что “Грамматика любви” была чуть ли не настольной книгой Хвощинского и Луши. По словам их сына, они даже клали ее по ночам под подушку. Эта “Грамматика” была внимательно прочитана и изучена героями. Об этом говорит та деталь, что многие главы были “деликатно отмечены пером, красными чернилами”. Приведенные слова из этой книги подтверждают, на мой взгляд, мысли самого Бунина о любви: “Любовь не есть простая эпизода в нашей жизни, – читал Ивлев. – Разум наш противоречит сердцу и не убеждает оного”, “Тщеславие выбирает, истинная любовь не выбирает”.
Эти мысли писателя глубоко нравственны и демократичны. Любовь не имеет никаких преград, она побеждает все расстояния, предрассудки, условности. Но природа этого чувства такова, что оно быстротечно: быстро вспыхивает и быстро угасает. Любовь связана с горечью, трагедией, болью утрат, сломанными жизнями.
Таким образом, Набоков и Бунин своеобразно и индивидуально освещают тему любви в произведениях. Но одно у этих писателей остается неизменным: оба они считают любовь наиглавнейшим чувством в жизни человека, волшебным, тонким, неповторимым.
Любовь способна приносить не только радость, но и боль, но от этого важность и значимость этого чувства не уменьшается.
Тема любви в творчестве писателей русского зарубежья: сочинение Ссылка на основную публикацию