Образ Сони Мармеладовой и тема духовного подвига
просмотреть сочинение | |||
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения |
«Преступление и наказание» – социально-психологический и социально-философский роман, написанный Фёдором Михайловичем Достоевским и впервые опубликованный в 1866 году. Изначально автор задумывал написать роман «Пьяненькие», сюжетом которого стала бы история семьи Мармеладовых и Сонечки в частности, однако позже он принял решение объединить ещё не законченный роман с набросками романа о преступнике Родионе Раскольникове, убившем старуху-процентщицу. Таким образом, объединив два романа в один, Достоевский получил одно единое произведение с двумя полноценными сюжетными линиями, центральными персонажами которого стали Родион Раскольников и Сонечка Мармеладова. В романе образ Сони – это образ человека праведного, совершившего духовный подвиг, человека «с большим сердцем». Также Соня очень хороша раскрыта автором как личность и как персонаж, что вызывает дополнительный интерес к ней.
Соня Мармеладова – единственная дочь от первого брака у страшного пьяницы Семёна Мармеладова. «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами», – так описывает внешность Сонечки сам автор. Если представить себе девушку, подходящую этому описанию, можно увидеть маленькую и хрупкую девушку в самом расцвете своей молодости. Судя по описанию, она должна быть ещё и невероятно скромной и застенчивой. Именно такой мне и представляется Соня Мармеладова. Её мать умерла, а отец женился на Катерине Ивановне, женщине из разорившейся дворянской семьи, у которой уже было три своих ребёнка. Мармеладов женится на ней в основном из-за чувства сострадания к ней и её детям. Все деньги, которые появляются в семье, расходуются в основном Семёном на выпивку, что означает, что детям и жене почти не достаётся денег, и они находятся в крайне бедственном положении, в состоянии полной нищеты. Екатерина, став мачехой Сони, позволяла себе нередко упрекать девушку во многом, однако Соня понимает весь ужас положения семьи и не держит на неё зла. Чтобы помочь своей семье финансово, Соня «пошла по жёлтому билету», то есть пошла работать на панель, потому что другого, более оптимального, выхода из ситуации не видела. Этот поступок она совершает с целью помочь близким: мачехе и своим сводным братьям и сёстрам. Такие её действия не говорят о том, что Соня плоха и грязна. Она нашла выход из, казалось бы, безвыходной ситуации и смогла помочь своим близким. Скорее эти действия говорят о том, что Мармеладова – невероятно великодушный и добрый человек, готовый пойти на всё ради близких. Более того, она вынесла этот позор и продолжала жить, и к тому же она не потеряла одну из главных вещей в своей жизни – веру. Таким образом, «жёлтый билет» Сони не говорит читателю о её слабости или грешности. Он, напротив, указывает на великодушие и высокую духовную составляющую образа героини.
Соня Мармеладова также сыграла большую роль в развитии другой сюжетной линии романа, линии Раскольникова. В конце концов две эти истории сошлись в одну. Вероятно, этого и хотел Достоевский, когда объединял роман «Пьяненькие» и наброски нового романа о Раскольникове. Именно ей Родион признаётся в убийстве старухи и рассказывает свою теорию о «низших людях» и, собственно, «людях». Соня отвергает эту теорию, потому что она человек глубоко религиозный. Для неё единственный закон по жизни – «закон Божий». Согласно ему, нет на свете людей, способных и наделённых возможностью решать судьбу других людей, то есть не может быть «необыкновенных людей», ставших центром теории Раскольникова. Соня считает себя грешной перед богом, своего рода преступницей, однако если Раскольников переступил через закон и жизнь другого человека, то она переступила через свою жизнь, сделала самопожертвование. Сонечка полюбила Раскольникова и пошла на каторгу за ним. Она, можно сказать, поменяла Родиона своей любовью, к тому же поменялась сама. Таким образом, получается, что два преступника, сойдясь вместе, поменялись в лучшую сторону. Раскольников осознал свою ошибку, неверность своей теории, а Соня перестала быть «девушкой лёгкого поведения». Положительные личностные качества ещё не до конца зачерствели в них и раскрылись при таких вот странных условиях.
26716 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Образ Сони Мармеладовой и тема духовного подвига
Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:
Тема духовного подвига в романе «Преступление и наказание»
Центр дистанционного образования «Эйдос»
ТЕМА ДУХОВНОГО ПОДВИГА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Предмет, тип работы: Литература, исследование
Автор: Зверева Ольга, 10 А класс, МОУ Усть-Ордынская СОШ №1, п. Усть-Ордынский
, учитель русского языка и литературы, МОУ Усть-Ордынская средняя школа №1 им. В.Б. Борсоева, п. Усть-Ордынский
, учитель информатики, МОУ Усть-Ордынская средняя школа №1 им. В.Б. Борсоева, п. Усть-Ордынский
WEB-адрес, по которому размещена работа:
http://edu. *****/borsoyevets/default. asp? ob_no=49842
Почему я выбрала эту тему:
Я решила провести работу над романом «Преступление и наказание», потому что этот роман, написанный еще в XIXв., не теряет своей актуальности и сейчас. Мне кажется, что читателям будет интересно подробнее узнать о натуре Сони Мармеладовой.
Я хочу, чтобы люди лучше узнали и поняли Соню Мармеладову, которая жертвует своей жизнью во благо своих близких, идет по «желтому билету» только потому, что другого выхода у нее нет. В своем исследовании я постараюсь раскрыть ее суть.
Я хочу донести до читателей всю сложность положения Сони, и доказать, что она все-таки заслуживает уважения и сострадания.
План работы: 1.Нравственный идеал Достоевского.
2.Описание жизни Сони.
3.Поступок, который определил дальнейшую жизнь Сони.
5.Соня и теория Родиона Раскольникова.
Главные выводы работы, ее назначение и применение:
Достоевского «Преступление и наказание» – это сложный психологический роман, который не всегда бывает понятен и интересен читателю, поэтому, я считаю, что данную работу можно будет просмотреть для того, чтобы лучше осознать значение романа, понять, что Достоевский не хочет показать, что Соня – безнравственная девушка, а всего лишь человек, который оказался в сложной ситуации, и который в течение всей своей жизни пытается искупить свой грех.
Роман «Преступление и наказание» тесно связан с нашей жизнью, потому что таких, как Соня, к сожалению, в нашей жизни много, поэтому в своей работе я хочу помочь читателям понять мысль Достоевского о том, что человек имеет право на ошибку, но он должен осознать ее, понять всю неправильность своего поступка и только после этого обрести счастье и духовный покой.
Вывод: каждый человек имеет право на ошибку, но он должен осознать ее, сделать все для того, чтобы ее искупить. Соня с самого начала знает, что грешна, но она совершила этот грех не для себя, не ради выгоды, а для того, чтобы ее родные и близкие были счастливы, она пожертвовала собой ради счастья других. Да, она совершила грех, но душа ее по-прежнему чиста и хочет любить. Ведь именно , единственную отдушину своей души, именно в ней он увидел своего ангела-хранителя, который готов к самопожертвованию и состраданию. Соня признает вину за свое «ремесло»: «Да ведь я… бесчестная… я великая грешница…», но все-таки она морально и нравственно чиста.
Для меня данная работа была очень интересна, хоть и оказалась сложнее, чем я думала, Соня Мармеладова – воплощение настоящей русской женщины, которая превозмогая все тяготы жизни, идет вперед, не останавливаясь ни перед чем. Она не признает за собой права судить других людей и что-либо навязывать им. Ее путь к истине лежит через веру, и это отражает надежды самого Достоевского, его взгляды на возможность исправления и очищения людей от греха и зла. В трудные минуты жизни Раскольников приходит именно к ней за помощью, и Соня, обладающая удивительным чувством всепрощения, протягивает ему руку помощи. Из любви к ближнему творит Сонечка добро, и по великому нравственному закону добро и любовь возвращаются к ней: осознавший свою вину и стремящийся к ее искуплению Раскольников «знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания». Наградой Сонечке становится не только искренняя благодарность Раскольникова, но и его истинное раскаяние, духовное воскрешение: «он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим..». В образе Сонечки Мармеладовой воплощены духовная сила и красота – качества, призванные, по мнению Достоевского, «спасти наш мир».
Оценивать саму себя безусловно сложно, но я считаю, что данное исследование в общем удалось. Данное исследование помогло мне понять всю сущность Сони Мармеладовой. Я знаю, что некоторые относятся к ней не очень доброжелательно, считают что она не заслуживает уважения и сострадания, я же пыталась доказать обратное. Натура Сонечки намного сложнее и глубже, чем думают некоторые, она добра, проста и очень чиста нравственно. Да, она пошла по «желтому билету», но сделала это только во спасение своих близких, которых очень любила, поэтому, несомненно, она заслуживает уважения и сострадания. Вся ее жизнь – жертвоприношение во благо близких людей, путь искупления своих грехов и помощь нуждающимся. Именно она помогла Родиону Раскольникову возродиться и нравственно и морально. Образ Сони Мармеладовой – идеал Достоевского, воплощенный в доброй и простой девушке, оказавшейся в сложном положении. Жизнь бывает очень суровой, но нужно найти в себе силы и идти вперед, именно так и поступает Соня Мармеладова, оказавшаяся в семье с пьющим отцом и маленькими детьми. Что может быть хуже? Но судьба преподносит ей еще один «сюрприз» – забирает жизни обоих родителей, что стало бы с маленькими детьми, если бы у Сони опустились руки? Страшно подумать, ведь даже самоубийство в ее случае было бы не выходом. Но нашлись добрые люди, которые определили маленьких сироток в детдом и оставили им наследство. А сама Соня оказалась свободна и безгрешна. Мне кажется вся ее жизнь – это духовный подвиг во имя человечества.
Достоевского «Преступление и наказание» интересно читателям размышлениями о положительно прекрасном человеке, поисками нравственного идеала.
Положительно прекрасный человек, по утверждению самого автора, это честный человек, самоотверженный, с чувством долга, с умением любить и прощать. Человек, который самосовершенствуется и вся жизнь которого посвящена служению людям. Эти «прекрасные черты сердца» Достоевский видел и находил в женщине. В его записной книжке есть такие слова: «надежда в женщинах, спасение от женщин». Именно в женщинах есть доброта и благородство, доверчивость и открытость, простодушие и скромность, но нет эгоизма. Есть самопожертвование и любовь.
Нравственный идеал Достоевского воплощен в образе Сони Мармеладовой. Вся ее жизнь состояла в соблюдении христианских заповедей, в желании победить свою грешность напряженным духовным усилием.
Сонечка – это совсем молоденькая девушка, можно сказать, еще ребенок, малого роста, худенькая, но «довольно хорошенькая блондинка», с «замечательными» голубыми глазами. Она дочь Семена Захаровича Мармеладова, бывшего титулярного советника, уволенного по «сокращению штатов». У него была большая семья, трое маленьких детей остались без средств. Сам Мармеладов начал пить, пропивать все вещи. Тогда Соня, чувствуя, что иного выхода из этой страшной ситуации нет, пошла по «желтому билету». Она искренне хотела помочь своим близким, которых она горячо любила. Только из чувства глубокого сострадания она пошла по этому бесчестному пути. Я считаю, что это великий подвиг со стороны Сони. Она совершила поступок, противный ее совести, сделала то, что противоречило ее сознанию. Но она пошла на эту сделку с совестью только ради того, чтобы спасти от голода и нищеты своих родных, чтобы хоть немного облегчить их жизнь. Это было проявлением настоящего мужества Сони. Она не упрекала родных в том, что они вынудили ее пойти на это, она относилась к ним только с пониманием и любовью.
Впервые мы видим Соню в момент трагической смерти отца. Она появилась в квартире Мармеладовых потерянная, казалось, она еще не осознавала всего происходящего. Отец, умирая, просил у нее прощения за все: »Соня! Дочь! Прости!» В этих словах выражены тоска и чувство вины перед ней. Перед смертью приходит покаяние, и это, наверное, очень важно перед тем, как уйти в мир иной. Соня простила отца: «он умер у нее на руках»
Вслед за отцом умерла от чахотки его жена Катерина Ивановна. Умирая, она тоже просила прощения за грубость, оскорбления, побои, каялась в своих грехах перед Соней. Отец и мачеха чувствовали ответственность за ее позор, понимали, что виноваты перед ней. Но широкая душа Сонечки и не держала на них зла. Она руководствовалась только чувством сострадания, она шла на позор и унижение ради спасения близких.
Соня познала все тяготы жизни, но не опустилась на «дно», сохранила в душе человеческое тепло, милосердие и любовь. От нее исходит свет, который притягивает к ней людей, делая их лучше и чище.
Поэтому, я думаю, она и привлекала Родиона Раскольникова, сбившегося с истинного пути, потерявшего нравственные ориентиры. Он оказался под влиянием собственной бесчеловечной теории, согласно которой разделял людей на два разряда: на высших и низших, на имеющих право преступить все законы и на «тварей дрожащих» Он превратился в фанатика своей идеи и начал действовать вопреки человеческой природе, возомнив себя «Наполеоном» Это приводит к трагическим последствиям: он убил двух невинных женщин. Раскольников сам становится жертвой теории, он испытывает мучения, нравственные страдания от содеянного, его натура, с детства впитавшая христианскую заповедь «не убий», не давала ему преодолеть ощущение преступности своего поступка. Вспоминая сон Раскольникова об избиении лошади, мы отчетливо понимаем, что даже подсознательно он сам протестует против убийства и жестокости. Теперь он был растерян, однако, охваченный своей теорией, не хотел отказываться от нее.
Тогда судьба свела его с Соней Мармеладовой. Она стала ему любопытна, потому что по-иному смотрела на жизнь: видела в людях хорошее, жалела их, считала, что все люди – творения Бога. Раскольников, веривший только в свою теорию, ожидал увидеть человека, сосредоточенного на своих бедах, но увидел другое. В Соне он увидел силу, позволяющую ей жить. Она твердо ощущала внутренние границы, знала, что можно, а что нельзя. Она понимала, откуда начинается безнравственность. Раскольников это почувствовал. Он увидел в ней свое спасение, поддержку, он раскрылся перед ней до конца, ничего не скрывая и не щадя себя.
Соня, узнав про его тяжелое положение, понимает, как трудно Раскольникову, какое он чувствует мучение от содеянного. «Экое страдание!»- вырвался вопль у Сони. Она «бросилась ему на шею, обняла его руками, заплакала навзрыд» Соня понимала несправедливость, бесчеловечность «наполеоновской» идеи Раскольникова, который не учел главного, что любое убийство противно природе человека. Она твердо знала, что за любым преступлением должно следовать наказание, что надо исправлять свои ошибки, каяться в содеянном. «Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поцелуй землю, поклонись всему свету, а потом скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда Бог опять тебе жизни пошлет», – упрашивала его Соня. Она говорила: » Вместе страдать пойдем» Соня понимала, что, если Раскольников пришел к ней, признался, значит, ему нужна помощь. «Раскольников смотрел на нее и чувствовал, как много на нем было ее любви» А любовь была молчаливая, ненавязчивая, но светлая и преобразующая.
Соня помогала Раскольникову поверить в себя, признать свои ошибки и испытать от них жгучую боль. Бескорыстная христианская любовь Сони способствовала очищению Раскольникова. Его признание в убийстве – это уже первый шаг к истине, это его нравственная победа.
На каторге своей заботой, робким пожатием руки она создавала ощущение постоянного присутствия рядом с ним. Все каторжане полюбили Соню. Полюбили за то, что была отзывчива к чужому горю, проста, скромна и добра. Завидев ее, «все снимали шапки, все кланялись», называли ее не Сонечкой, а Софьей Семеновной. Раскольников все это видел и слышал, ему нравилось то, что Соню ценили, уважали. Может, впервые в жизни он признал в каторжанах, в «тварях дрожащих», людей.
После долгой разлуки из-за его болезни, получив записку от Сони, Раскольников впервые почувствовал, как «сильно и больно билось сердце» Это было уже ожившее сердце, открывшееся для любви. Очень важно, что сильное чувство прорвалось наружу, так долго таясь в его душе. И слезы Раскольникова- это слезы благодарности за веру в него, за терпение, за любовь. Несомненно, это было началом духовного возрождения. Я понимаю, как была счастлива Сонечка. Ведь это было не чудом или случайностью, это было выстрадано верой в добро и верой в Бога.
Благодаря Сонечке, Достоевский показывает Раскольникову необходимость выражать себя не через человеконенавистнические идеи, а через любовь и доброту, через служение ближним. Именно Соня учит любить людей такими, какие они есть, прощать их, понимать, что, живя так, человек изменяется к лучшему, силой любви преображая все вокруг себя.
По моему мнению, в романе «Преступление и наказание» писатель выразил свои сокровенные мысли о нравственном идеале гуманизма, о том, что единственная система нравственных ценностей, испытанная временем,- это Евангелие. Легенда о Лазаре помогает понять финал романа. Раскольников должен воскреснуть духовно, нравственно переродиться.
Таким образом, Достоевский приводит своего героя и нас вместе с ним к такой простой и такой трудно выполнимой истине: » Главное – люби других как себя!»
Подвиг Сони Мармеладовой
1 ответ
Поступок Сони Мармеладовой, героини романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», можно назвать подвигом.
Девушка жила, соблюдая нравственные и христианские законы, до тех пор, пока ее семья не попала в бедственное положение. Девушка была вынуждена пойти торговать своим телом, чтобы обеспечить семью средствами для существования.
Соня после совершения такого греха испытывала душевные муки, раскаянье. Это самый настоящий подвиг девушки. Она принесла себя в жертву ради жизни своих близких.
Оценка: 4.1 ( 9 голосов)
- 1. Поступки Сони Мармеладовой
- 2. Роль Сони Мармеладовой в судьбе Раскольникова
- 3. Соня Мармеладова, сочинение (образ Сони)
- 4. Преступление и наказание: цитаты Сони Мармеладовой (образ, характеристика, описание)
- 5. Милосердие Сони Мармеладовой
- 6. Образ Сони Мармеладовой кратко (портрет, характер, внешность)
- 7. Принципы Сони Мармеладовой
Знаете ответ?
Предметы
Новые вопросы
Рейтинг сайта
- 1. Даниил Кошелев 625
- 2. Игорь Проскуренко 451
- 3. Владимир Кунтин 196
- 4. Николай Алексеев 150
- 5. Арина Процанова 147
- 6. Виолетта Иванова 122
- 7. Полина Томашец 121
- 8. Арина Бутусова 96
- 9. Александр Кузьмин 64
- 10. Елизавета Кузьмина 63
- 1. Кристина Волосочева 18,535
- 2. Ekaterina 18,121
- 3. Юлия Бронникова 18,110
- 4. Darth Vader 17,256
- 5. Алина Сайбель 16,787
- 6. Мария Николаевна 15,775
- 7. Лариса Самодурова 15,735
- 8. Liza 15,165
- 9. TorkMen 14,876
- 10. Влад Лубенков 13,530
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Сочинение: Образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»
Автор: Guru · 25.04.2017
Сочинение-характеристика по литературе на тему «Преступление и наказание»: Соня Мармеладова (с цитатами). Правда и духовный подвиг Сони Мармеладовой. Мое отношение к героине
«Преступление и наказание» является самым известным романом Федора Достоевского, как и в России, так и за рубежом. Писателю удавалось уловить тонкую организацию человеческой души, раскрыть ее и увидеть причины, которые побуждают человека совершать те или иные поступки.
Образ Сонечки Мармеладовой в романе является воплощением духовной чистоты и доброты. Узнает о ней читатель со слов ее отца Семена Мармеладова, который давно потерял веру в улучшение своего положения и в собственное исправление. Он — бывший титульный советник, лишивший себя благ и людского уважения, скатившийся до нищеты и ежедневной попойки. У него есть дети и жена, пораженная страшной болезнью — чахоткой. Мармеладов отзывается о Сонечке со всей отцовской теплотой, благодарностью и простой человеческой жалостью. Соня — его единственная родная дочь, которая безропотно терпит притеснения со стороны мачехи, и под конец решается на отчаянный шаг — становится публичной женщиной, чтобы хоть как-то обеспечить нужды семьи.
Вот какой рисует Соню Мармеладову автор: «Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней». Нелегкая судьба Сони Мармеладовой отразилась в ее грустном облике.
В начале повествования у читателя возникает искреннее сочувствие к девушке, чья участь состояла из страданий и унижений. Соня выставила на продажу свое тело, этот поступок покрыл ее позором в глазах благородных и благополучных людей, которые видели в ней лишь уличную женщину. Но только родные и близкие знали настоящую Соню Мармеладову, и после ее узнает Родион Раскольников, главный герой романа. И вот теперь перед читателями предстает не только приниженная и бедная девушка, а сильная и стойкая душа. Душа, которая под гнетом обстоятельств не потеряла веру в людей и в жизнь. Роль Сони Мармеладовой в судьбе Раскольникова очень важна: именно она подтолкнула его к раскаянию и осознанию своей вины. Вместе с ней он приходит к Богу.
Соня любит и жалеет своего отца, не держит зла на больную мачеху, ведь она понимает, что они все несчастны, как и она сама. Девушка не осуждает Раскольникова за преступление, а просит его обратиться к Богу и покаяться. Маленькая и робкая Соня не поселила в своем сердце ненависть к миру, который так жестоко с ней обошелся. Ее могут обидеть, оскорбить, ведь героиня романа — скромная и безответная девушка, ей сложно постоять за себя. Но она находит силы жить дальше, сочувствовать и помогать ближним, не требуя ничего взамен, не теряя человечности и доброты.
Источник духовной стойкости Сони кроется в жаркой и искренней вере в Бога. Вера не оставляла героиню на протяжении всего романа, она вселяла в несчастную душу силы для встречи нового дня. Духовный подвиг Сони Мармеладовой заключается в самоотречении ради семьи. Весьма символично, что она в первый раз продает себя за 30 рублей, то же число серебренников получил Иуда, продав Христа. Как и Сын Божий, героиня принесла себя в жертву ради людей. Мотив самопожертвования Сони пронизывает весь роман.
Вместо того чтобы бросить вызов и вступить в борьбу со своим жалким существованием, ответить всем тем, кто попирал и унижал, собрать все обиды, что так долго таило сердце, — Соня Мармеладова выбрала иной путь. Путь, который проложен самим Богом, — честность, доброта, сострадание и любовь. Вот поэтому Раскольников выбрал ее для излияния своих душевных мук, проникаясь к ней истинным уважением. Ведь маленький и слабый с виду человек способен на большие и благородные поступки. Значение образа Сони Мармеладовой в том, что она своим примером показала Родиону, как спасти человечество без ритуальных убийств: сильной и преданной любовью до самоотречения.
“Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество
Школьное сочинение
Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.
Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть “униженным и оскорбленным” глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: “Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами”. Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.
По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.
Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.
Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.
Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.
Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.
Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее “каморке”, которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — “задавленного бедностью”, “изуродованного нищетой” “бедного и больного студента”.
Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.
Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. “Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою”, — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.
Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. “Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. “
Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. “За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения”. Не правда ли — благородный, оправданный выход?!
Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти “от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. “. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.
И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы”.
Соня Мармеладова и Родион Раскольников в романе «Преступление и наказание»
Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» в этот период сочетались в характере писателя с неверием в насильственную переделку мира. Убежденный, что ни в каком устройстве общества невозможно избегнуть зла, что зло исходит из души человека, Достоевский отвергал революционный путь преобразования общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.
Родион Раскольников и Соня Мармеладова – два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова – нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.
Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони – идея смирения. Но каково содержание и бунта, и смирения – тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время.
Соня – высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина – Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.
Раскольников же страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. Он не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление. Хотя Сонечка, также как и Раскольников, переступает через себя, она все же переступает не так, как он. Она приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей. И в этом воплотились мысли автора о том, что человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание достигать истинного счастья.
По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.
Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню пропросмотреть из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание – к искуплению вины.
В образе Сони автор воплотил самые лучшие качества человека: жертвенность, веру, любовь и целомудрие. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня смогла сохранить чистоту души и веру в то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием». Соня, «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», который, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее. Героиня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало, русскую стихию: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено друг другу, отражает внутренние противоречия, тревожившие душу писателя.
Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников же уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Он говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама.
Загнанная жизнью в последний и уже совершенно безвыходный угол, Соня и перед лицом гибели пытается что-то предпринять. Она, как и Раскольников, действует по закону свободного выбора. Но, в отличие от Родиона, Соня не разуверилась в людях, она не нуждается в примерах, чтобы установить, что люди по природе своей добры и заслуживают светлой доли. Только Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она проникает «сквозь коросту» в суть людских душ, не спешит осуждать; чувствует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова.
Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.
Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, – она обдумала его и выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим выходом – оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно бы вызволило ее из зловонной ямы. «Ведь справедливее, – восклицает Раскольников, – тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! – А с ними-то что будет? – слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Мера воли и решимости у Сони была выше, чем это мог предположить Родион. Чтобы удержаться от самоубийства, ей нужно было больше стойкости, больше опоры на саму себя, чем для того, чтобы броситься «головой в воду». От воды ее удерживала не столько мысль о грехе, сколько «о них, своих». Соне разврат был горше смерти. Смирение не предполагает самоубийства. И это показывает нам всю силу характера Сони Мармеладовой.
Натуру Сони можно определить одним словом – любящая. Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони «идеальным». Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. В образе Сони Мармеладовой автор представил пример всеобъемлющей, всепрощающей любви, заключенной в характере героини. Любовь эта не завистлива, не требует ничего взамен, она даже какая-то невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней. Она переполняет все ее существо, но никогда не выходит наружу в форме слов, только в виде поступков. Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней. Даже отчаявшийся Мармеладов преклоняется перед ней, даже сумасшедшая Катерина Ивановна падает перед ней ниц, даже вечный развратник Свидригайлов уважает Соню за это. Не говоря уже о Раскольникове, которого эта любовь спасла и исцелила.
Герои романа остаются верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Но оба они понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его близость. Автор романа, путем нравственных исканий и размышлений, пришел к мысли о том, что каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает его. Поэтому в эпилоге, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский говорит о том, что «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».
Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, – страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, вероятнее всего, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников в наши дни будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока «мир стоит». В этом и заключается великий бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.
► Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:
Филантропический подвиг Мармеладова: сочинение Ссылка на основную публикацию