Эссе «Одаренный ребёнок. Какой он?»
статья на тему
Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? На мой взгляд, ответ не так прост, как кажется. Я считаю, что все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Но одаренность можно рассматривать и как дар «свыше» (Богом, родителями и т. п.), которым наделены единицы, избранные.
просмотреть:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_gunchenko_l.v..doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе «Одаренный ребёнок. Какой он?»
Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? На мой взгляд, ответ не так прост, как кажется. Я считаю, что все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Но одаренность можно рассматривать и как дар «свыше» (Богом, родителями и т. п.), которым наделены единицы, избранные.
Одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. При анализе разделяются «художественная» и «практическая» одарённости. Раннее проявление способностей говорит об одарённости. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.
Я заметила, что одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравиться в своем воображении создавать альтернативные системы. Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к классификации помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранить высокий порог восприятия в течении длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами они не терпят, когда им навязывают готовые ответы. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач. Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься тем, что ему еще пока не по силам.
Я убеждена в том, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творческому труду, создавать обстановку для творчества. Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научиться применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предположения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.
В последнее время в практике работы с детьми младшего школьного возраста в плане развития мышления ребенка и в плане формирования у него исследовательских умений используется также метод проектов или проектирование. Суть проектирования заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняют проект, решая какую-либо практическую исследовательскую задачу. Таким детям необходима педагогическая поддержка . Я стараюсь в селить в них уверенность в их способность жить в обществе, найти в нем свое место, сформировать адекватную Я-концепцию. Вырабатываю у одаренных детей умение правильно себя оценивать и ставить реальные цели.
Что делает одаренного ребенка счастливым? Наверное, то же, что делает счастливым всех детей: участие, поддержка, заинтересованность в нем как в личности, возможность испытания новых чувств и переживаний по поводу собственной успешности, радость от решенной трудной задачи, возможность ставить цели, достигать их, и просто мечтать. Очень важно, чтобы наше педагогическое сообщество и все, кто причастен к воспитанию и развитию ребенка, смогли бы создать для способного, одаренного, талантливого и любого ребенка именно такое счастливое для него пространство.
Оценка личных перспектив (для конкурса Одаренные дети): сочинение
В этой статье на примере конкурса Лидеры России мы расскажем вам о том, как написать эссе, а также разберем наиболее часто допускаемые ошибки. В конце статьи мы приведем пример удачного эссе на тему “О себе и своих профессиональных вызовах”.
Ранее мы уже делали полный обзор тестов Лидеров России 2019-2020 и разбирали, какие нововведения ждут конкурсантов в третьем сезоне. Одним из новшеств конкурса этого года стало задание написать эссе в самом начале дистанционного этапа оценки. Напомним, что такое эссе: это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, подразумевающее впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету.
Трудоустройство, отбор в кадровый резерв, поступление в бизнес-школу, кадровые конкурсы – все эти важные карьерные моменты часто сопровождаются таким испытанием как написание эссе. По итогам выполнения этого задания работодатели или конкурсное жюри оценивают коммуникативные навыки кандидатов – способность написать грамотное деловое письмо, умение ясно излагать и аргументировать свои мысли.
В чем особенность эссе?
Из определения эссе можно понять, что для него характерны:
– Небольшой объем (оптимально 400-600 слов или в пределах заданного лимита).
– Свободная композиция, что означает свободу в представлении информации и в ее структуре.
– Впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету. Надо заметить, что чаще всего тема эссе подбирается так, чтобы кандидат показал через текст свои личные качества, профессиональные амбиции, видение себя как специалиста, уровень компетенции в том или ином вопросе, креативность или другие навыки и способности. Например, могут быть предложены следующие темы: «Обо мне и моих профессиональных вызовах», «Я и моя карьера», «Мои жизненные цели» и т. д.
Требования к эссе в конкурсе Лидеры России
Эссе в третьем конкурсном сезоне стало обязательным заданием конкурса; его невыполнение делает невозможным участие в региональных полуфиналах конкурса (напомним, в прошлом году эссе было дополнительным задание для полуфиналистов).
В Личном кабинете этот этап участия в конкурсе стал активным для всех зарегистрированных конкурсантов с 27.10.2019 по 03.11.19 г.
Как и в прошлом году, выполнять это задание необходимо непосредственно в интерфейсе Личного кабинета, без копирования текста из другой программы. При анализе эссе задействуется одна из инноваций конкурса — оценка личностных черт кандидатов на основе автоматизированных средств анализа текстовой информации и данных, собираемых в процессе ввода текста. Один из разработчиков данной методики, управляющий партнер компании PSYCHEA Олег Клепиков отмечает: «Опираясь на особенности использованной лексики, данные структурного и метрического анализа текста, данные клавиатурного почерка можно провести индивидуальную и, что немаловажно, автоматизированную оценку личностных черт человека, сформировав психологический портрет». При этом качество написанного текста, обещают организаторы конкурса, в этом году никак не отразится на результатах конкурсантов – в отличие от тестов, эссе не будет использовано для конкурсной оценки участников. Эссе учтут при выборе наставника в случае победы в Лидерах России и проработки дальнейших вариантов развития финалиста. Сейчас вы просто участвуете в исследовании способов написания текстов успешными руководителями. Возможно, результаты этого исследования найдут свое применение в следующих сезонах Лидеров России.
Как и в прошлом году, в эссе «О себе и своих профессиональных вызовах» нужно осветить 4 большие темы: «Мое образование», «Мой карьерный путь», «Мои перспективы и планы», «Мои решения». В общей сложности по этим темам конкурсантам задается 14 вопросов, обязательных к ответу. По сути, вопросно-ответная форма конкурсного эссе облегчает выполнение задания, так как вы получаете четкое направление, о чем размышлять и о чем писать.
На разделы можно отвечать в любом порядке, можно делать паузы между ними, но после открытия блока его уже нельзя закрывать незаполненным, так как возможности редактировать блок не будет. Поэтому к выполнению этого задания нужно подойти подготовленным – как минимум, выделить 2 часа свободного времени на написание текстов, организовать себе спокойную рабочую обстановку и заранее собраться с мыслями, о чем вы будете писать.
Объем ответа в каждом вопросе строго регламентируется: от 300 до 1000 символов. Минимально это примерно 5 строк напечатанного текста.
Блок Мое образование
Какие вопросы полезно задать себе перед написанием этого раздела?
О деятельности, которой вы занимались (занимаетесь):
– что заставило меня заняться этим видом деятельности?
– почему я продолжал(ю) заниматься этим?
О человеке, которого вы считаете своим учителем:
– п очему я называю именно этого человека?
– стремлюсь ли я стать таким как он?
– какими его качествами я восхищаюсь?
– было ли сказано им что-то такое, что я буду помнить всю жизнь?
В ответе на вопрос о вашем учебном заведении не стоит перечислять все места учебы, начиная со школы – достаточно одного.
Блок Мой карьерный путь
При описании карьерного прорыва полезно спросить себя:
– почему мне запомнилось именно это событие?
– изменило ли оно меня как личность?
– как я на это отреагировал?
– было ли это откровением для меня; тем, о чем я раньше не подозревал?
Расскажите о событиях, которые повлияли на вас, в каких ситуациях вы проявили лидерские качества, как вам удалось добиться поставленных целей. Уделяйте основное внимание профессиональным достижениям, но не упускайте и личные, если они представляют вас в выгодном свете.
В разговоре об ошибках, приводите серьезные примеры, а не мелочи – продемонстрируйте свою честность. Однако постройте свой рассказ так, чтобы показать, что вы умеете брать ответственность за ошибки на себя, и обязательно расскажите, чему вы на своем опыте научились.
При описании неудач ответьте:
– чему я в результате научился?
– что полезного я вынес из этой ситуации?
При описании своих ценностей и установок порассуждайте, почему для вас та или иная ценность важна.
Блоки Мои решения и Мои перспективы и планы
Не забывайте упомянуть, какой вклад в решение обозначенных вами проблем можете внести лично вы.
Как улучшить свое эссе?
1. Перечитайте эссе несколько раз, обязательно – хотя бы один раз вслух, так как при прочтении вслух язык «запинается» об ошибки, и они сразу становятся очевидны.
2. Сократите слишком длинные предложения. Уберите лишние слова и размытые формулировки, которые не имеют смысла, если за ними не стоит описание конкретных ситуаций и результатов. Например, вместо того, чтобы написать «Карьера всегда была важна для меня», нужно описать свой опыт так, чтобы читатель сделал такой вывод сам: «Я так мечтал о карьере журналиста, что с 10 лет начал разносить газеты, а с 14 – писать статьи в детские издания».
3. Проверьте, последовательны ли ваши мысли, ведут ли они к логическому завершению темы.
4. Пишите грамотно. Грамматические и пунктуационные ошибки говорят, как минимум, о том, что вы даже не проверили собственную работу.
5. Придерживайтесь делового стиля – не употребляйте сленг и жаргонизмы, а также разговорную лексику.
6. Избавляйтесь от клише и штампов: «Я детства стремился стать. », «Моя миссия – мир во всем мире», «… – это мое призвание», «важность усердной работы и упорства», «учеба на ошибках» – они делают текст неоригинальным. Например, в ответе на вопрос «Выбирали ли вы профессию «по наследству»? можно, конечно, написать: «Я потомственный врач с опытом работы более 7 лет. Медицина – это моё призвание». Но данный ответ тривиальный и плоский, наполненный клише («потомственный врач», «мое призвание»), в нем только факты и общие слова, но нет интересной истории автора. Вот пример того, как можно более удачно составить данный ответ: «Год назад на встрече выпускников СПбГУ один из моих сокурсников вспомнил, что после вуза я собирался стать кем угодно, только не врачом. Представьте, тогда я с удивлением осознал, что это было чистой правдой – на лечебное дело, которое меня совсем не интересовало, меня отправили родители, чтобы я продолжил семейную традицию. » .
7. И наконец, самое важное – сделайте эссе как можно более персонализированным. Чтобы незнакомые с вами люди разглядели в нем образ конкретного человека, то есть Вас.
Пример эссе о себе и своих профессиональных вызовах.
Данное эссе не в формате конкурса Лидеры России (вопрос-ответ), так как из-за ограничения авторских прав публиковать задания конкурса запрещено. Мы представляем эссе в классической форме (небольшое сочинение на заданную тему). Однако оно будет полезно для понимания того, какими приемами можно пользоваться для составления удачного текста.
Как видите, написать эссе – это ответственное задание. Но относитесь к нему проще, без фанатизма. «Не заморачивайтесь, не мудрите, не пишите слишком много. Просто ответьте на вопрос простым языком так, чтобы те из нас, кто не знаком с Вашим миром, могли Вас понять», – рекомендуют в Гарвардской бизнес-школе. Отличный совет. Прислушайтесь к нему.
Test-help.com – это ресурс с обширной базой тренировочных тестов и вспомогательных информационных материалов, на котором Вы можете подготовиться к конкурсному отбору в компании международного уровня, а также к участию в любых кадровых конкурсах, включая ежегодный конкурс для управленцев Лидеры России. Чтобы стать лучшим среди конкурентов – начни тренироваться прямо сейчас!
Возможно, вам также будет интересны статьи:
Желаем вам удачи в написании эссе! Мы болеем за вас!
Как написать эссе на конкурсе «Лидеры России»
С 28 октября начинается дистанционный этап российского кадрового конкурса «Лидеры России 2019-2020». Помимо дистанционных тестов, от участников требуется написать краткое эссе о себе и своих профессиональных вызовах. Перед тем, как приступать к тексту, важно понимать, что от того, как участник опишет свою биографию или достижения, зависит выбор его будущего наставника и варианты последующего развития, при условии выхода на очный этап. Нельзя сказать, что эссе «Лидеры России» — часть тестов способностей.
Так же стоит помнить, что эссе это обязательная часть дистанционного этапа первого блока (ТИС, ТОЗ, ТУРС) и без заполненного эссе вы не перейдете на второй этап тестов (PIF, ОУП).
Формат эссе для конкурса «Лидеры России» организаторы использовали еще в 2017 году, в прошлом же году (конкурс 2018-2019) от него отказались. Это простой, но достаточно эффективный способ предварительной оценки кандидатов. Не зря он используется многими компаниями в РФ при отборе персонала на работу. Всего за 10-15 минут такой формат оценивает психологические и управленческие установки, а также умение грамотно выражать и структурировать свои мысли. Эти навыки составляют основу любой деятельности, включая управленческую.
В самом эссе «Лидеры России» 2019-2020 необходимо дать ответы на 14 вопросов на тему:
- «Мое образование»
- «Мой карьерный путь»
- «Мои перспективы и планы»
- «Мои решения»
Все 14 вопросов являются обязательными для ответа.
Участникам дается полная свобода в способе выражения своих мыслей при ответе на вопрос. Это называется проективная методика психологической оценки человека. Не имея четких указаний и плана, то, что пишет человек — проекция его намерений и характера, со всеми сильными и слабыми сторонами.
Как писать эссе Лидеру
Поскольку в конкурсе оценивается не только содержание, но и стиль подачи, в первую очередь важно быть последовательным в своем изложении, при этом оставаясь конкретным, не распыляясь на незначительные мелочи. Для конкурса достаточно текста от 600 символов, нет никакой нужды расписывать всю свою жизнь.
Верно | Неверно |
---|---|
Конкретные заявления, аргументированные или подкрепленные фактами | Общие фразы, краткое, поверхностное изложение |
Несерьезный подход говорит о слабой мотивации, а также об отсутствии желания разбираться в деталях.
Верно | Неверно |
---|---|
Баланс между конкретикой и общим планом | Перегруженность фактами, цифрами, деталями |
Хотя важность конкретики в эссе переоценить сложно, не следует этим увлекаться. Простое перечисление фактов оценивается, как отрицательная черта. Кандидат, выглядит перфекционистом, не способным видеть общую картину, зарываясь в детали.
Верно | Неверно |
---|---|
Структурированное последовательное изложение. Текст разбит на абзацы по смыслу, заголовки или подзаголовки | Сплошной текст, абзацы разбиты случайным образом |
Главные качества, которые оценивает такой формат испытания – это умение человека кратко выделять суть, определив приоритеты. Очевидно, что в 600 символов невозможно уместить рассказ обо всех достижениях и стремлениях. Еще сложнее сформировать и донести до читателя главную мысль или смысл написанного. Потому так важно структурировать текст, делая его удобочитаемым.
Верно | Неверно |
---|---|
Яркие прилагательные, позитивный фон | Сухой канцелярский текст со сложными и составными словами |
Чересчур сложные конструкции (длинные слова, сложноподчиненные предложения, узкоспециализированная терминология) говорят о том, что человек не понимает того, что пишет. Если человек разбирается в теме, он способен донести любые мысли доступным языком, сохраняя позитивный фон повествования.
Верно | Неверно |
---|---|
Использование «терминов результата» выучился, сделал, осознал | Использование «терминов процесса»: стараюсь, создаю, иду |
Глаголы, которые использует конкурсант, говорят о том, нацелен ли он на результат, или сосредоточен на самом процессе. Естественно, в контексте карьеры и управленческой работы, результат важнее процесса.
Верно | Неверно |
---|---|
Избегать канцелярских конструкций, модальных глаголов | Текст перегружен словами «нужно», «обязан», «необходимо», «вынужден» |
Если человек постоянно «вынужден» что-то делать, то его работа основана на обязательствах, а не на интересе. Понятно, что без этих слов обойтись невозможно, но лучше свести их употребление к минимуму. Кроме того, говоря «я строил», вместо: «мне нужно было построить» упрощает чтение, придавая тексту позитивный окрас.
Вывод
Эссе «Лидеры России»– это полноценное задание дистанционного этапа, способное повлиять на его результат, поэтому к нему нужно соответствующее отношение. Единого образца эссе в конкурсе «Лидеры России» нет. Также не стоит копировать других участников.
Первым шагом составляют общий план сочинения с ключевыми достижениями и навыками. Не забыв упомянуть об участии в управленческих проектах. А перед тем, как отправлять текст на конкурс, желательно показать его знакомым или близким, чтобы понять, удалось донести до читателя главную мысль или нет. Кроме того, стоит изучить примеры эссе участников конкурса «Лидеры России» прошлых лет.
отчет о работе с одаренными детьми
ОТЧЕТ
учителя Пряничниковой М.А. об организации педагогической деятельности
с одарёнными обучающимися
На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, – актуальнейшая задача школы.
К аждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь его, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания основной школы? Решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.
Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников.
Одним из направлений президентской инициативы «Наша новая школа» является формирование разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Цель моей работы с одаренными детьми: выявление, обучение, воспитание и поддержка одаренных детей, повышение социального статуса творческой личности. Создание условий для оптимального развития детей, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», «одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель». Совершенствование системы работы по стимулированию творческого самовыражения, самоутверждения и самореализации каждого учащегося в различных видах деятельности.
Задачи развития:
- развитие личности одаренных учащихся;
- развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;
- развитие позитивной Я-концепции;
- развитие творческой самостоятельности;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие рефлексивных умений.
Принципы работы с одаренными детьми:
-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
-принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
-принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
-принцип опережающего обучения;
-принцип развивающего обучения.
Провожу целенаправленную работу по выявлению и развитию различных видов детской одаренности по следующим направлениям:
1) вовлечение детей в деятельность по интересам;
2) организация научно-исследовательской деятельности учащихся;
3) организация олимпиад, соревнований, конкурсов;
4) самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы;
5) развитие умений самостоятельной работы;
6) развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов;
7) обучение творческим методам работы;
8) обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей;
9) поощрение учащихся.
План работы
Мероприятия
Сроки
Разработка и подбор диагностических психолого-педагогических методик для выявления одаренных детей.
Постоянно
Сбор предложений по расширению возможностей реализации умственного потенциала детей в урочной и внеурочной деятельности.
Август
Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год.
Диагностика учебных способностей учащихся развития каждого мотивированного ребенка. Психологическое тестирование, выявление уровня развития познавательной, мотивационной сфер учащихся, степени одаренности учащихся.
Сентябрь
Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов.
В течение года
Проведение индивидуальных занятий с обучающимися с разбором олимпиадных заданий.
В течение года
Посещение уроков коллег с целью выявления приемов разноуровневого обучения на уроках.
В течение года
Взаимопосещение уроков с целью наблюдения за деятельностью учащихся с повышенными учебными способностями.
В течение года
Подготовка к конкурсам и олимпиадам по предметам.
В течение года
Участие в олимпиадах, конкурсах-играх разного уровня.
Статья “Помощь одаренным детям”
Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все, чтобы он вырос и дал обильный плод. В.А. Сухомлинский
Работа с одаренными детьми сегодня выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства. Об этом свидетельствует Федеральная целевая программа “Дети России” и ее подпрограмма “Одаренные дети” по поддержке одаренных детей. Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”, в которой одним из ключевых направлений развития общего образования выделяется система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей в течение всего периода становления личности.
На протяжении многих веков одаренность рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики. И происходило это в первую очередь потому, что изыскания были не востребованы системой образования. Основными видами одаренности было принято спросмотреть интеллектуальную и творческую.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Наблюдения, свидетельствующие о том, что умственные возможности людей неравны, старо, как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Понятно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности – каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Чаще всего одаренность ребенка остается незамеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным. Многие родители заявляют: “Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком – таким, как все”. Родительское открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, на родителей возложена ответственность за качество образования своих детей.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем- либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу. Эти дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие “вундеркинды” с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют педагоги. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей.
Выстраивая сотрудничество с родителями нельзя действовать вслепую, а необходимо знать особенности современной семьи и ее отношение к образованию.
Для успешной работы по организации взаимодействия с родителями и всего образовательного учреждения в целом нужно проводить самодиагностику, как бы смотреть на себя со стороны (а все ли от меня зависящее сделано в этом плане). Именно это позволяет строить дальнейшую работу по улучшению эффективности сотрудничества, а также способствует выработке критериев успешности.
Основные направления работы с одаренными детьми:
1. Создание благоприятных условий для реализации интеллектуального и творческого потенциала одаренных учащихся через организацию консультативной помощи всем участникам образовательного процесса.
2. Развитие творческих способностей учащихся через индивидуальные и групповые занятия, с привлечением их к участию в олимпиадах, конкурсах и конференциях разного уровня.
Родители одаренных детей также требуют к себе внимания и работа с ними очень важна, так как очень многое в судьбе одаренного ребенка зависит от того как его талант примут родители. В целом работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что это – замечательно. Главная цель психологической помощи родителям одаренных и способных детей – помочь им понять, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде всего – ребенок.
Работа с родителями должна вестись в четырех направлениях:
психологическое сопровождение семьи способного ребенка;
информационная среда для родителей;
совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей;
поддержка и поощрение родителей на уровне школы.
В целом работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что это – замечательно.
В заключение необходимо отметить, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и талантливых детей, их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, администрацией и обязательно с их родителями. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
Список литературы: Книги по педагогика В.А. Сухомлинского.
о Межрегиональном форуме «Одаренные дети»
I. Общие положения.
1.1. Межрегиональный форум «Одаренные дети» (далее — Форум) — ежегодная общественная акция, цель которой – объединять усилия как представителей системы образования, культуры, духовенства, органов власти и управления, так и всей прогрессивной общественности края для выявления одаренных детей посредством проведения творческих конкурсов и состязаний, и оказания содействия в создании условий для развития и поддержки их талантов, чтобы представители талантливой молодежи смогли применить свою одаренность для процветания Родины и края.
1.2. Задачи Форума:
– развитие у представителей молодого поколения лидерских качеств и гражданской ответственности;
– интернациональное воспитание в духе дружбы и взаимопонимания между народами мира;
– формирование высоких моральных и нравственных качеств;
– содействие в профессиональной ориентации;
– приобщение детей к художественному и иному творчеству.
1.3. Межрегиональный форум «Одаренные дети» организуется и проводится Общественным педагогическим детско-юношеским движением «Озарение» при поддержке Министерства образования и науки Алтайского края.
II. Участники конкурса.
2.1. В конкурсе могут принимать участие школьники и студенты Сибирского федерального округа 6-18 лет.
III. Организация проведения форума.
3.1. Форум проводится в очной форме при личном присутствии участников.
3.2. Форум проводится 13.12.2019г. в МБОУ «Гимназия №40» по адресу: г. Барнаул, ул. Профинтерна, 53а.
3.3. Прием заявок до 6.12.2019г. Заявка присылается по электронной почте Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОРУМ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Ф.И. участника
Возраст
Номинация
Телефон, электронная почта
Название общеобразовательного учреждения/ Учр-я доп. обр-я
Ф.И.О. директора, телефон приемной
Руководитель
Ф.И.О.
Должность (специальность, профессия)
Телефон, электронная почта
3.4. Организационный взнос:
Организационный взнос на конкурс обязателен для всех участников и составляет:
– 550 р. за участие 1 чел. в одной номинации;
– 400 р. с каждого чел. в дуэте;
– 1200 р. за участие коллектива (от 3-х чел.).
Организационный взнос перечисляется на расчетный счет ОДА «Озарение» до 06.12.2019г. по следующим реквизитам: ИНН 2225061045 Филиал ПАО «УРАЛСИБ» в г. Новосибирск КПП 222401001 К/С 30101810400000000725 Р/С 40703810632170000024 БИК 045004725.
Скан квитанции необходимо выслать вместе с заявкой по электронной почте Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Пожалуйста, в назначении платежа указывайте ФИ ребенка и конкурс!
3.5. Время проведения:
08.30 – 09.45ч. регистрация участников.
10.00ч. – торжественное открытие Форума в актовом зале (левое крыло, 4 этаж)
10.20ч. – начало работы по номинациям.
10.20 – 12.20 – Круглый стол для педагогов «Современные подходы и условия успешной работы с одаренными детьми».
IV. Номинации и задания.
4.1. Девиз форума посвящается объявленному Указом Президента России в ознаменование 75-летия Великой Победы «Году памяти и славы»: Люди! Покуда сердца стучатся, – помните! Роберт Рождественский.
4.2. Номинации:
1. Клуб «Человек и общество» (юристы, экономисты, дипломаты, историки).
2. Секция «Гуманитарная» («Союз юных журналистов» и Литературный салон «Глаголом жечь сердца людей»)
3. Клуб юных лингвистов «Полиглот»
4. «Союз юных экологов»
5. Конкурс «Творческая мастерская» (фотография, ИЗО, народное творчество)
6. Конкурс «Театральный»
7. Конкурс «Индустрия модной одежды»
8. Конкурс «Музыкальный» (хореография, вокал, музыкальные инструменты)
9. Деловая игра «Успех моей будущей профессии» (профессии, не вошедшие в другие номинации).
4.3. Задания на Краевой форум «Одаренные дети» – 2019-20 учебный год (с учетом заданий Московского международного форума «Одаренные дети-2020»).
Задание №1
Напишите ЭССЕ. Объём работы – 1-2 стр. А4.
Номинация
Содержание эссе
1. Клуб «Человек и общество»
Напишите эссе о выдающемся отечественном или зарубежном дипломате (юристе, экономисте, историке) прошлого или современности, чья деятельность оказала влияние на понимание роли его профессии в развитии общества, или его практическая работа привела к существенным прорывам в профессиональной сфере, повлекла знаменательные изменения в жизни общества. Какова профессиональная философия деятельности героя вашего эссе? Опишите, что, по-вашему, в его профессиональной деятельности сделало его заметным и авторитетным среди коллег и общественности.
2. Секция «Гуманитарная»:
– «Союз юных журналистов»;
– Литературный салон «Глаголом жечь сердца»
Напишите эссео наиболее интересном для вас представителе журналистской (литературной) профессии прошлого или современности. Отразите, какую сферу своей профессии герой вашего эссе представлял в своем профессиональном сообществе, какие его специфические выразительные средства и приёмы вам наиболее импонируют, чем и почему. Как ваш герой представлял себе проблему непредвзятости и истины в слове, обращенном к массам людей, как понимал свою историческую ответственность за формирование общественной идеологии, за своё участие в формировании общественных настроений.
3. Клуб юных лингвистов «Полиглот»
Эссе выполняется в двух вариантах: на русском и иностранном языке.
Напишите эссео знаменитом отечественном или зарубежном переводчике или учёном-лингвисте, чьё творчество вам наиболее импонирует. Отразите в эссе, в какой конкретно сфере знаний об иностранных или мёртвых языках работал герой вашего эссе, чем он заслужил признание коллег и широкую известность, какие научные заслуги характеризуют его деятельность. Выполнял ли ваш герой объёмные труды по переводу литературной классики, что знаменательно для его переводов.
4. «Союз юных экологов»
Напишите эссе о выдающемся отечественном или зарубежном экологе прошлого или современности, чья научная и природоохранная деятельность снискала ему всеобщее признание, уважение и авторитет, кто свои именем прославил природоохранную деятельность человечества. Покажите, какова философия охраны природы у героя вашего эссе, каковы его конкретные заслуги или открытия.
5. Конкурс «Творческая мастерская» (фотография, ИЗО, народное творчество)
Напишите эссе о своём любимом художнике(фотографе, мастере), опишите, какие конкретно художественные и композиционные приёмы и выразительные средства вам наиболее близки в его творчестве, что в философии его творений вас привлекает больше всего, насколько, по-вашему, его произведения соответствуют понятию «вечного искусства». Как отразился в его творчестве принцип поиска художественной истины.
6. Конкурс «Театральный»
Напишите эссео вашем любимом актёре или режиссёре прошлого или современности, отечественном или зарубежном. Отразите, в каком конкретно направлении театрального или киноискусства работал (работает) герой вашего эссе, какова внутренняя природа, философия создаваемых им образов и постановок. Особенно ценным будет ваше эссе, если вы выберете персонаж, о котором мало написано и не повсюду говорится, но оставленный в искусстве след весьма значителен.
7. Конкурс «Индустрия модной одежды»
Напишите эссеоб известном дизайнере одежды, чьё направление и стиль наиболее близки вашему видению эстетики одежды. Опишите приёмы и выразительные средства, которые более всего восхищают ваше воображение и делают избранного вами мэтра костюма вашим кумиром. Находите ли вы в творчестве героя вашего эссе особую философию стиля, социальную судьбу разработанных им моделей, покажите, если нужно, роль этой эстетики в формировании всемирно известных брендов и направлений ведущих модных домов мира. Как относился ваш дизайнер к вопросу о границах творческой фантазии художника. Покажите знание вами основных направлений и тенденций в развитии индустрии модной одежды.
8. Конкурс «Музыкальный» (хореография, вокал, музыкальные инструменты)
Напишите эссео выдающемся певце (композиторе, музыканте-исполнителе, танцоре) прошлого или современности, творчество которого вы особенно почитаете. Опишите, к какой музыкальной школе принадлежит ваш кумир, каковы особенности данной школы, её роль в развитии мировой музыкальной культуры. Расскажите о том, какова роль используемых героем вашего эссе приёмов и выразительных средств на примере избранного вами музыкального произведения (одного или нескольких).
9. Деловая игра «Успех моей будущей профессии»
(профессии, не вошедшие в другие номинации)
Напишите эссео профессиональном пути наиболее выдающегося деятеля в области выбранной вами профессии, отразите в эссе, в какой конкретно сфере трудился герой вашего эссе, какие знаменательные успехи были на его профессиональном пути, чем он прославил свою профессию. Отразите, что конкретно в профессиональной деятельности вашего кумира вам особенно импонирует, какова философия его новшеств, открытий, новых технологий и т.п., какие трудности и преграды пришлось ему преодолевать.
Задание №2 (одинаковое для всех номинаций).
Разработайте ПЛАКАТ (формат А1) в любой технике исполнения (компьютерная вёрстка, аппликация, коллаж, рисунок, живопись, графика и т.д.) на тему форума и представьте его. Время защиты – 1-2 минуты.
Задание №3 (одинаковое для всех номинаций).
Подготовьте мультимедийную презентацию интересного и полезного для общества проекта с уклоном на выбранную профессию, который бы вы хотели реализовать в будущем. Или поделитесь опытом и проанализируйте уже реализованный вами проект. Не более 15 слайдов.
Задание № 4 (одинаковое для всех номинаций).
Для индивидуального участника – монолог от имени известного деятеля выбранной вами специальности, обращённый к современному молодому поколению на тему:
«Чем страшнее бич войны, охватывающий все бедствия и преступления, тем сильнее должна быть наша благодарность к тем мужественным соотечественникам, которые погибли, чтобы дать нам счастливый мир» В. Вольтер
Монолог не может быть от своего имени. Продолжительность – 2 мин.
ВНИМАНИЕ участникам номинации «Союз юных лингвистов»! Ваш монолог должен быть на иностранном языке!
Для коллектива (только для номинаций: «Конкурс «Театральный», Конкурс «Моделирование костюма» и Конкурс «Музыкальный» (хореография, вокал, музыкальные инструменты)» – короткая театрально-музыкальная композицию на тему 75-летия Победы.
Задание № 5 ТВОРЧЕСКОЕ (только для нижеперечисленных номинаций).
СЕКЦИЯ «ГУМАНИТАРНАЯ»:
Союз «Юные журналисты» Представьте свою работу (очерк, репортаж, журналистское расследование, статью и так далее) на тему девиза Форума.
Литературный салон «Глаголом жечь сердца людей». .Представьте жюри Ваше собственное литературное сочинение малой формы: повесть, рассказ, стихи (не более 3-х), пьесу, сценарий, новеллу, очерк и пр. Устно расскажите жюри об истории замысла, основных идеях, персонажах, композиции.
КОНКУРС «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Представьте свои творческие работы по Вашему выбору (до 3-х работ). Желательно, чтобы замысел хотя бы одной из них отражал бы девиз Форума.
КОНКУРС «ТЕАТРАЛЬНЫЙ»
Исполните на выбор (по возможности – на тему форума):
a) театральная сценка (отрывок роли);
б) сценическая декламация (обыгрывается в сценической манере).
Обязателен сценический костюм.
КОНКУРС «ИНДУСТРИЯ МОДНОЙ ОДЕЖДЫ»
Представьте Ваши творческие работы: эскизы костюмов и готовые модели одежды:
-авторский костюм (театральный костюм к образу литературного персонажа);
-костюм (элемент костюма) в любом жанре и стиле на усмотрение конкурсанта;
-национальный костюм, используя элементы национальной одежды своего края (по вашему выбору): деловой, вечерний, домашний, городской, сельский.
Дополнительно – приветствуется дефиле.
КОНКУРС «МУЗЫКАЛЬНЫЙ»
Исполните один творческий номер. Обязателен костюм. Песни исполняются «вживую», под «минус». В заявке укажите название и вид номера (хореография, вокал или музыкальные инструменты).
Фонограммы присылаются не менее чем за 5 дней до начала Форума в формате mp3 на электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Каждый файл должен содержать название коллектива/имя солиста, название произведения, населенный пункт. Прозапас непосредственно на Форум привозится флеш-карта с той же фонограммой.
Готовить защиту ВСЕХ заданий.
ЗА КОНСУЛЬТАЦИЯМИ ОБРАЩАТЬСЯ ПО ТЕЛ. 8-983-182-0695
V. Критерии оценки конкурсантов.
- Клуб «Человек и общество»
Правильность и аргументированность ответа на поставленный вопрос, оригинальность рассуждений, умение выступать перед аудиторией, знание основ государства и права, Конституции РФ, умение прочесть и уяснить закон, умение представить свое понимание вопроса в виде схем, таблиц и т.п., логика мышления. Знание исторических фактов и событий, выделение основной мысли, умение представлять себе понятие исторической перспективы и ретроспективы, умение построить свои тезисы с опорой на исторические факты и их анализ.
- Секция «Гуманитарная»
Соответствие темы и содержания произведения, глубина художественных образов, полнота раскрытия и правильность фактического изложения событий, логичность повествования, навыки построения композиции произведения, соответствие стиля содержанию изложения, владение языком и литературными приемами.
3. «Клуб юных лингвистов»
Творческий подход, коммуникативность, фонетическая правильность, грамматическая корректность, знание обычаев и традиций страны изучаемого языка.
- «Союз юных экологов»
Правильность и аргументированность ответа на поставленный вопрос, оригинальность рассуждений, умение выступать перед аудиторией, знание основ экологии, физической географии мира, основ климатологии, умение представить свое понимание вопроса в виде схем, таблиц и т.п., логика мышления.
- Конкурс «Творческая мастерская» (фотография, ИЗО, народное творчество)
Композиция, оригинальное сюжетное решение, качество исполнения, освещение, объемно-пространственные решения, творческий подход, техника, выразительность, передача фактуры, цвета, объема.
- Конкурс «Театральный»
Умение выбрать драматургический материал, техника исполнения, образность, эмоциональность, качество сценического костюма, пластическое решение номера, выразительность и техника речи, композиционная завершенность отрывка.
- Конкурс «Индустрия модной одежды»
Композиция, техника, выразительность, оригинальность, гармония цвета, интересное сюжетное решение, самостоятельность цветового и композиционного решения.
- Конкурс «Музыкальный»
Образность, динамика развития сюжета, культура обращения с материалом, художественное оформление номера, культура и профессионализм исполнения, соответствие хореографического языка музыкальному материалу, баланс традиций и новизны в исполнительской манере.
- Деловая игра «Успех моей будущей профессии»
Профессиональный имидж, новизна и нестандартность предложений, обоснованность стратегических принципов, четкость и логическая последовательность рассуждений, глубина знаний об особенностях выбранной профессии, о требованиях, предъявляемых к подобного рода специалистам, доступность изложения с учётом контингента аудитории, логика мышления.
VI. Жюри форума.
6.1. Членами жюри форума являются преподаватели ВУЗов и иных профессиональных учебных заведений, узкие специалисты разных областей жизнедеятельности, сотрудники библиотек, музеев, актеры театров и т.д.
6.2. Все записи, баллы и итоговые оценки каждого конкурсанта члены жюри фиксируют в Протоколах.
6.3. Определение победителей форума (лауреатов 1, 2 и 3 степени) происходит на основании Протоколов жюри при обсуждении очных выступлений (защиты) участников форума.
VII. Поощрение участников форума.
7.1.Победители награждаются дипломами 1, 2, 3 степени и памятными призами.
7.2. Участники, не занявшие призовых мест, награждаются дипломами участника форума.
7.3. В течение 10 рабочих дней результаты форума размещаются на сайте ОДА «Озарение» ozarenie22.su
7.4. По итогам Межрегионального форума «Одаренные дети» формируется делегация участников на Московский международный форум «Одаренные дети-2020» (25-29 марта 2020г.). Смета на поездку в Москву будет проработана и выслана позже.
Оценка личных перспектив (для конкурса Одаренные дети): сочинение Ссылка на основную публикацию