Анализ эпизода. Последняя встреча Мери с Печориным (М. Ю. Лермонтов, “Герой нашего времени”)
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Анализ эпизода.
Последняя встреча Мери с Печориным (М. Ю. Лермонтов, “Герой нашего времени”)
просмотреть:
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ эпизода. Последняя встреча Мери с Печориным (М. Ю. Лермонтов, “Герой нашего времени”) | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Последняя встреча Мери с Печориным (М. Ю. Лермонтов, “Герой нашего времени”)
Эпизод, в котором оба литературных героя встречаются в последний раз, начинается со слов: “. я зашел к княгине проститься. ”, и заканчивается следующим предложением: “Я поблагодарил, поклонился почтительно и вышел.”
Этот отрывок чрезвычайно важен для понимания авторского замысла. Главный герой - Григорий Александрович Печорин - открывается читателю в несколько ином свете, нежели, например, в новелле “Бэла”.
Итак, в данном эпизоде - двое: княжна Мери и Печорин.(Третий персонаж - старая княгиня Лиговская - “участвует” лишь в начале выбранного нами отрывка, и ее речь, обращенная к главному герою, служит доказательством благородства Печорина: “ - Послушайте, мсье Печорин! Я думаю, что вы благородный человек. ” И, хотя эта героиня - персонаж второстепенный, он важен: благодаря оценке умудренной жизненным опытом княгини веришь, что она не ошибается).
Каковы главные герои эпизода? Княжна Мери - юная, неопытная девушка, без памяти влюбившаяся в светского обольстителя; Печорин, молодой, но уже пресыщенный салонными вечерами и кокетливыми женщинами офицер, от скуки рушащий чужие судьбы.
Повествование ведется от первого лица, и этот авторский прием дает возможность читателю”увидеть”, почувствовать состояние главного героя: “Прошло минут пять; сердце мое сильно билось, но мысли были спокойны, голова холодна;как я ни искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери. ” Трогательно описание облика девушки, данное героем:” . ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду; ее бледные губы напрасно старались улыбнуться; ее нежные руки, сложенные на коленях, были так худы и прозрачны, что мне стало жаль ее.”
Печорин, со свойственной ему прямотой, сразу ставит все точки над “i” в объяснении с Мери: “. вы знаете, что я над вами смеялся. Вы должны презирать меня.” (Он намеренно жесток с девушкой, чтобы у той не осталось даже призрака надежды на взаимность; он похож на хирурга, который ампутирует ногу или руку, чтобы не заразился весь организм). Но, говоря столь страшные слова, сам находится в волнении и смятении: “Это становилось невыносимо: еще минута, и я бы упал к ногам ее. ” Это благородный поступок, несмотря на кажущуюся его жестокость (как тут не вспомнить “отповедь” Онегина Татьяне?) Герой не боится себя оклеветать (“. вы видите, я играю в ваших глазах самую жалкую и гадкую роль. ”) Можно быть абсолютно уверенным, он совершает над собой насилие.
Печорин удивителен, прекрасен в этом эпизоде, насколько этот человек умеет видеть и чувствовать! “Она обернулась ко мне бледная, как мрамор, только глаза ее чудесно сверкали. ”
Мери достойно выходит из невыносимо мучительной для нее ситуации. “Я вас ненавижу. - сказала она.”
Данный эпизод дополняет портрет главного героя, доказывая, что тот способен на глубокие чувства и благородные поступки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к изучению романа “Герой нашего времени”.
Интеллект-карта разработана ученицей 10 класса “А” Пелымской Анастасией. Она дает возможность вспомнить всех основных героев произведения, прослеживает связь между ними, дает краткую характеристику пе.
Данный урок даёт возможность, проанализировав главу, ответить на вопросы:кто же такой Печорин, почему именно эта глава является центральной в романе.
Тип урока: урок обощения знаний.Форма урока: урок – суд.Каждый из учеников во время урока побывает на месте кого – либо из героев романа или выступит в роли свидетелей и присяжных заседателей, в резул.
Урок литературы (технология “Развития критического мышления через чтение и письмо”).
Задания типа “узнай героя” очень распространены в моей педагогической практике. Они позволяют и контролировать процесс чтения к уроку ( не секрет, что дети часто прибегают к краткому содер.
В данной разработке представлен анализ повести “Княжна Мери” (первый урок) с применением проблемной технологии.
«Последний разговор Печорина с княжной Мери (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа «Герой нашего времени»)»
Михаила Юрьевича Лермонтова можно по праву назвать великой личностью, гениальным поэтом и прозаиком. Несмотря на раннюю смерть, он оставил потомкам огромное литературное наследие.
Роман Лермонтова «Герой нашего времени» называют новаторским. В описании характера своего главного героя, Печорина, автор использовал глубокий психологизм. Это было большим новшеством.
Взяв за основу тему пушкинского романа в стихах, Лермонтов создал произведение уникальное, непохожее ни на что. Его роман состоит из нескольких повестей, расположенных вопреки хронологическому порядку. Сначала мы видим героя глазами других персонажей, затем он сам анализирует свою душу в дневнике. Пожалуй, глубже всего характер Печорина предстает перед читателем в повести «Княжна Мери».
С молодой княжной Печорин познакомился в Кисловодске. Его кровь взбудоражила возможность переманить ее внимание от пафосного Грушницкого к себе. Но герой вновь заигрался. Чем дальше, тем больше ему хотелось абсолютной власти над личностью молодой девушки. В отношении к Мери Печорин не видит граней между добром и злом, не признает никаких моральных ограничений. Путем точного расчета он влюбляет в себя княжну и даже, кажется, сам увлекается ею.
Но эти чувства, как и все, что испытывает Печорин, оказались недолгими. Тем не менее, девушка влюблена. Она не понимает до конца природу чувств Печорина к ней и доводит себя до нервного расстройства. Герой понимает, что заигрался, и пришло время «расставить все точки над i». Перед отъездом в крепость N он приходит к Мери с целью объясниться.
Когда княжна выходит к Печорину, мы видим, насколько она больна: «Дойдя до середины комнаты, она пошатнулась… Ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду… Ее нежные руки, сложенные на коленях, были так худы и прозрачны, что мне стало жаль ее».
Любовь не принесла ожидаемой радости, восторга, счастья. Вместе с этими эмоциями пришли страдания, неясность, постоянное нервное напряжение. Важно заметить, что в душе героя нет ни «искры любви к милой Мери». Он испытывает лишь жалость к жертве своего тщеславия и эгоизма.
Как помочь девушке разлюбить себя? Заглушить в ней любовь ненавистью и презрением. Именно так решил поступить Печорин. Он признается Мери в том, что смеялся над ней, разыгрывая из себя влюбленного, и подводит ее к выводу: «Следственно, вы меня любить не можете…». Не думаю, что княжна ожидала такого поворота событий. Об этом говорит ее поведение: «Она отвернулась, облокотилась на стол, закрыла глаза рукою, и … в них блеснули слезы».
Печорин признается сам себе, что в этот момент готов был упасть к ее ногам. Значит, в этом человеке еще живут чувства, которые он часто сам от себя скрывает. Если бы Мери была ему безразлична, он не жалел бы ее так остро. А эта жалость косвенно говорит о раскаянии героя. Он начал свою игру с привлечения к себе внимания молодой девушки. Все ходы в этой партии были расписаны наперед. Не ожидал Печорин лишь одного — своего увлечения княжной. Потом, в один из моментов, герою показалось, что он сам влюбился. Но это, как всегда, было ненадолго.
Оставшаяся внутри нежность делает объяснение Печорина с Мери очень трудным. Он вновь играет роль, не позволяя себе показать истинные эмоции. Поэтому самые жестокие фразы герой произносит «с принужденной усмешкою» и «твердым голосом».
Григорий Александрович говорит Мери о невозможности на ней жениться: «вы сами видите, что я не могу на вас жениться, если б вы даже этого теперь хотели, то скоро бы раскаялись». В этой фразе Печорин не лукавит. Действительно, его женитьба на княжне принесла бы молодой девушке одни лишь страдания. Герой сознает свое непостоянство в чувствах. Он мог бы быть счастлив с Мери в течение очень недолгого времени. Затем наступила бы давно знакомая ему скука.
Печорин топчет любовь Мери, помогая ей быстрее избавиться от этого чувства: «Вы видите, я играю в ваших глазах самую жалкую и гадкую роль, и даже в этом признаюсь; вот все, что я могу для вас сделать… Видите ли, я перед вами низок. Не правда ли, если даже вы меня и любили, то с этой минуты презираете?». Конечно же, его слова возымели желанный эффект. «Я вас ненавижу» — говорит Печорину Мери. На этом герои расстаются.
Печорин объяснился с Мери. Был ли этот поступок честным? Возможно. Но теперь эта молодая девушка еще долго будет чувствовать себя обманутой и оскорбленной в своих лучших чувствах. Ее жизнь еще только начинается, но после Печорина она будет отравлена недоверием к окружающим. Вероятно, Мери больше никогда не будет счастлива. Поступок Печорина жесток даже не оттого, что он обманул молодую княжну, а оттого, что своей жестокой игрой он сломал ее юную жизнь. Мери еще долго будет помнить этот страшный урок.
Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова “Герой на-шего времени”.)
Многие писатели разных эпох и народов стремились запе-чатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек раз-ных эпох? Пушкин в романе “Евгений Онегин” запечатлел мо-лодого человека 20-х годов: умного, неудовлетворенного суще-ствующей действительностью, жизнь которого так и прошла без пользы. Не успели отгреметь страсти вокруг Онегина, как вслед за ним появился другой герой – Григорий Печорин, мо-лодой человек, представляющий поколение 30-х годов XIX века, из романа М. Ю. Лермонтова
Сравнительный анализ поэм “Мцыри” и “Песня про купца Калашникова” “Мцыри” и “Песня про купца Калашникова” с точки зрения жанра сходны – это поэмы. Первая представляет собой романтическую лирическую поэму, вторая – реалистическую историческую поэму. Поэтому они различаются и по.
Тема рока, фатума в романе Лермонтова “Герой Нашего Времени” Печорин любит сомневаться во всем, поэтому он воздерживается от прямолинейного суждения. Герой приходит к мысли, что при любых обстоятельствах, несмотря ни на что, нужно действовать, проявлять свою волю и решимость.
Сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про купца Калашникова” Поэма М. Ю. Лермонтова “Песня про купца Калашникова” проникнута духом протеста. Обращение к прошлому было обусловлено недовольством поэта окружающей действительностью, поисками в минувших веках людей с сильным характером и крепкой.
Значение письма Веры к Печорину После прочтения письма Веры к Печорину мы понимаем, что сердце главного героя не “камень”. Он всегда был любим женщинами. И однажды, сам испытал это чувство. Его избранницей стала Вера. В.
Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Когда волнуется желтеющая нива.” (Восприятие, истолкование, оценка.) Когда открываешь томик Лермонтова и погружаешься в мир его удивительной,- пронизанной безысходной грустью поэзии, то почему-то никогда не можешь представить его улыбающимся или спокойным. В памяти всплывает лицо с мрачными.
Исследуя роман Лермонтова “Герой нашего времени” Некоторые читатели предполагали, что в лице Печорина Лермонтов изобразил самого себя. Конечно, многие мысли и чувства автор передал своему герою. Но специально в предисловии к роману поэт писал, что Печорин.
Печорин и Грушницкий в романе Михаила Лермонтова “Герой нашего времени” Главный герой – Печорин – личность яркая, однако раскрыть многие его качества помогает появление на сцене Грушницкого. Противостояние Печорина и Грушницкого показано в главе “Княжна Мери”. Повесть ведется от лица.
Калашников – носитель национальных черт русского народа Находясь в ссылке за стихотворение “Смерть поэта”, Михаил Юрьевич Лермонтов обращается к эпохе Ивана IV Грозного, чтобы ответить на вопрос: почему же лучшие люди России погибают? Отвечая на этот вопрос.
Истории любви Григория Печорина. Анализ раздела “Княжна Мэри” Повесть “Княжна Мэри” состоит из отдельных журнальных записей Печорина, которые разрешают заглянуть в самые потаенные уголки сердца героя. Пейзажные зарисовки природы Кавказа свидетельствуют о способности Печорина захватываться прекрасным, о его.
Характеристика образа Мери, княжна Мери, княжна – героиня одноименной повести. Имя Мери образовано, как сказано в романе, на английский манер. Характер княжны М. в романе обрисован подробно и выписан тщательно. М. в романе –.
Идейно-тематическая связь поэмы “Мцыри” с лирикой М. Ю. Лермонтова Поэма “Мцыри” – один из последних классических образцов русской романтической поэзии. Проблематика этого произведения тесно связана С центральными темами лирического творчества Лермонтова: темой одиночества, неудовлетворенности окружающим миром, жаждой борьбы и.
“Да, заслужил я жребий мой!” (трагический герой поэмы “Мцыри”.) “Мне прежде снился сон прекрасный, Виденье дивной красоты. Действительность! Ты речью властной Разогнала мои мечты.” Дж. Г. Байрон Совсем не случайно мое сочинение о творчестве М. Ю. Лермонтова предваряет эпиграф.
Герой и героини. По роману М. Лермонтова “Герой нашего времени” Лермонтов начал писать роман “Герой нашего времени” в 1838 году. Через два года он вышел отдельным изданием и сразу же вызвал ожесточенные споры. Ведь в этом произведении Лермонтов жизнью Печорина.
Назовите и прокомментируйте основные мотивы лирики Михаила Лермонтова У нас одна душа, одни и те самые мучения; Становление Лермонтова-Художника отображает его лирический герой. Сначала – это непосредственно связанный с личностью самого автора искатель высоких общественных идеалов, который напряженно.
Гражданское звучание лирики М. Ю. Лермонтова Стихи М. Ю. Лермонтова известный литератор В. Ходасевич назвал “.поэзией страдающей совести”. Совесть поэта чутко реагировала на все проявления несправедливости в русском обществе. Со всей строгостью “судьи и гражданина” Лермонтов.
“СТРАННАЯ ЛЮБОВЬ” К РОДИНЕ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА Великий Русский критик В. Г. Белинский назвал поэзию М. Ю. Лермонтова “совсем новым звеном в цепи Исторического развития нашего общества”. Связано это было, прежде всего, с тем, что М. Ю.
Монологическое размышление автора в стихотворении “Дума” Противоречие между высоким сознанием дворянского интеллигента, страстной внутренней активностью души и внешней бездеятельностью, прожиганием жизни в маскарадном чаду, в бессмысленном существовании ведет к мрачным проклятиям “Думы” (1838). Трусость выдвигается причиной.
Сравнительная характеристика Онегина и Печерина Жизнь моя, ты откуда идешь и куда? Отчего мне мой путь столь неясен и таен? Для чего я не ведаю цели труда? Почему я влеченьям своим не хозяин? Пессо Пушкин.
Как сговор Печорина с Азаматом повлиял на судьбу Бэлы? (По роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Роман “Герой нашего времени” критикой был воспринят неоднозначно. Белинский назвал роман Лермонтова произведением, представляющем “совершенно новый мир искусства”, увидел в писателе “глубокое знание человеческого сердца и современного общества”, “богатство содержания.
Независимость личного сознания героя в поэме “Мцыри” Мцыри попадает под власть “обстоятельств” и хотя эти обстоятельства прямо не названы, логика поэмы приводит к тому, что сознание Мцыри вовсе не безразлично к внешним обстоятельствам – воспитание в чуждой.
Сейчас вы читаете: Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова “Герой на-шего времени”.)
Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
Многие писатели разных эпох и народов стремились запечатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек разных эпох? Пушкин в романе «Евгений Онегин» запечатлел молодого человека 20-х годов: умного, неудовлетворенного существующей действительностью, жизнь которого так и прошла без пользы. Не успели отгреметь страсти вокруг Онегина, как вслед за ним появился другой герой — Григорий Печорин, молодой человек, представляющий поколение 30-х годов XIX века, из романа М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени». И опять та же судьба, трагическая, неординарная. Страстное стремление героев понять смысл жизни, поиски истины, с одной стороны, и бесцельное, паразитическое существование, с другой стороны, — это трагический разлад мечты и действительности.
Сам М. Ю. Лермонтов определил цель романа «Герой нашего времени» как изображение всего поколения. Он подчеркивал, что «история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Но душа Григория Александровича Печорина отнюдь не мелкая, ведь, как мы понимаем, читая
Краткое содержание романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» «Эта книга испытала на себе еще недавно несчастную доверчивость некоторых читателей и даже журналов… Иные ужасно обиделись… что им ставят в пример такого безнравственного человека.
Краткое изложение произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» О герое: публика восприняла его с раздражением. Одни потому, что им в пример ставят столь безнравственного человека, другие потому, что автор якобы нарисовал свой не.
Краткое содержание «Герой нашего времени» Над романом «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов работал в 1838-1840 гг. Идея его родилась еще во время ссылки писателя на Кавказ в 1838 году.
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но.
Краткое содержание романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова Бэла Автор едет из Тифлиса на перекладных и по дороге знакомится со штабс-капитаном Максимом Максимычем. Мужчины останавливаются в ауле, чтобы переночевать, и между ними завязывается.
Почему повесть «Княжна Мери» занимает центральное место в романе «Герой нашего времени»? Реализм, как направление в литературе, имеет очень долгую историю. Еще Александр Сергеевич Пушкин изобразил сложный и противоречивый характер Евгения Онегина, главного героя одноименного романа в.
Образ Печорина Роман состоит из пяти самостоятельных глав, объединенной фигурой Печорина, общей темой, авторской идеей. Впечатление «разорванности» повествования отражает мысль о «разорванности» жизни героя, отсутствии в ней.
Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является одним из первых реалистических романов в русской литературе. Лермонтов в своем произведении рисует образ человека, в судьбе.
Печорин как представитель «лишних людей» (Сочинение-рассуждение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени.
Краткое содержание Герой нашего времени Лермонтов М. Ю. Лермонтов Герой нашего времени 30-е годы прошлого века. Завоевание Кавказа, знавшее при Алексее Петровиче Ермолове куда более «бурные дни», близится к завершению. «Чуждые.
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» (вариант 2) Все поэты во все времена воспевали жен- щин, им слагали гимны, посвящали стихи, во имя женщин шли на подвиг. Женщин на- зывают прекрасной половиной человечества.
«Герой нашего времени» Лермонтова в кратком содержании 30-е годы прошлого века. Завоевание Кавказа, знавшее при Алексее Петровиче Ермолове куда более «бурные дни», близится к завершению. «Чуждые силы», конечно, тяготят «край вольности святой».
Женские образы в романе «Герой нашего времени» Женские образы в романе «Герой нашего времени» удались Лермонтову на славу. Так охарактеризовал эту особенность романа писателя знаменитый критик того времени В. Г. Белинский. Белинский.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ ПЕЧОРИНА (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто иль темно, Меж тем, под бременем познанъя и сомненья, В бездействии состарится оно. М.
Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова — образ неоднозначный. Его нельзя назвать положительным, но и отрицательным он не является. Многие его поступки достойны.
Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова “Герой на-шего времени”.)
Многие писатели разных эпох и народов стремились запе-чатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек раз-ных эпох? Пушкин в романе “Евгений Онегин” запечатлел мо-лодого человека 20-х годов: умного, неудовлетворенного суще-ствующей действительностью, жизнь которого так и прошла без пользы. Не успели отгреметь страсти вокруг Онегина, как вслед за ним появился другой герой – Григорий Печорин, мо-лодой человек, представляющий поколение 30-х годов XIX века, из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. И опять та же судьба, трагическая, неординарная. Страстное стремле-ние героев понять смысл жизни, поиски истины, с одной сто-роны, и бесцельное, паразитическое существование, с другой стороны, – это трагический разлад мечты и действительности.
Сам М. Ю. Лермонтов определил цель романа “Герой нашего времени” как изображение всего поколения. Он подчеркивал, что “история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”. Но душа Григория Александровича Печорина отнюдь не мелкая, ведь, как мы понимаем, читая роман, он человек необыкновен-ный. Именно поэтому для Лермонтова важно как можно глубже раскрыть характер Печорина. Поэтому он и прибегает к весь-ма необычному построению романа.
В повести “Княжна Мери” намечены основные мотивы все-го романа: стремление Печорина к активным действиям, любо-пытство, толкающее его к экспериментированию над окружаю-щими и над собой, его безрассудная храбрость и стремление понять, что движет людьми, выявить мотивы их поступков, по-стичь их психологию.
“Княжна Мери” построена на дневниковых записях, это по-чти ежедневная летопись жизни Печорина. При этом главный герой описывает не столько сами события (похоже, они вооб-ще его не интересуют), сколько свои мнения, чувства, словно он тщательно исследует, анализирует свою душу и тех людей, с которыми сталкивает его жизнь.
Дневник Печорина не раз напоминает “Думу” Лермонтова: читая роман, убеждаешься в правильности строк:
К добру и злу постыдно равнодушны…
..И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви…
Это равнодушие никому не мешает, пока все идет гладко. Но что делать, когда приходит буря? А ведь Печорин не мо-жет жить без бурь, он сам их создает (на ум приходят строч-ки из лермонтовского “Паруса”, прекрасно характеризующие мо-лодого человека: “А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой”). Так вот, в подобной ситуации холодное рав-нодушие Печорина может обернуться и оборачивается злом.
От – доктора Вернера молодой человек узнает о приезде на Кавказ Веры. Когда он встречается с ней, то мы понимаем, что ее-то он любит, однако же любит лишь “для себя”, не думает о ней, о-гом, что мучит ее. Налицо явное противоречие: если он любит Веру, то зачем ухаживать за Мери? Так как же об-стоят дела с Мери?
16 мая молодой человек делает в своем журнале следую-щую запись: “В продолжение двух дней мои дела ужасно про-двинулись”. Что же это за дела? Он занят тем, что влюбляет в себя княжну из желания развеять скуку, досадить Грушниц-кому или бог знает из какого другого. Ведь он даже сам не по-нимает, зачем это делает: Мери, считает Печорин, он не лю-бит. Главный герой верен себе: ради развлечения он вторгает-ся в жизнь другого человека.
“Из чего же я хлопочу?” – спрашивает он себя и отвеча-ет: “Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся душой!” Это же чистейший эгоизм! И кроме страданий, он ничего не может принести ни Печорину, ни окру-жающим.
Комедия, задуманная Печориным, превращается в траге-дию. Защищая честь оклеветанной Мери, он вызывает Грушниц-кого на дуэль. И здесь, на дуэли, он проводит такой экспери-мент над юнкером, на который решится далеко не каждый. Он стоит под дулом пистолета, желая проверить, насколько Груш-ницкий подчинен злу, хватит ли у него сил и подлости убить безоружного (мы ведь знаем, что пистолет молодого человека не был заряжен). Чудом он остается в живых. Однако оказы-вается вынужденным убить юнкера. Грушницкий погибает.
“Княжна Мери” показывает нам истинную трагедию Григо-рия Печорина. Ведь такую недюжинную натуру, огромную энер-гию он тратит на пустяки, на мелкие интриги. Это ли не тра-гично?! Особенно это заметно в последнем эпизоде, когда Пе-чорин перед отъездом зашел в дом Литовских, где княгиня предложила ему жениться на ее дочери. Печорин поговорил с Мери наедине, признался, что смеялся над ней: “Как я не ис-кал в груди моей хоть искры любви к милой Мери, но стара-ния мои были напрасны”.
Итак, в “Княжне Мери” нам раскрывается душа человечес-кая. Мы видим, что Григорий Александрович Печорин – чело-век противоречивый, неоднозначный. Сам он перед дуэлью го-ворит: “Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерза-вец. И то и другое будет ложно”. И действительно, эта повесть показывает и хорошие качества молодого человека (поэтич-ность натуры, незаурядный ум, проницательность), и плохие черты его характера (ужаснейший эгоизм). Действительно, на-стоящий человек не бывает исключительно плохим или хоро-шим.
Эта глава играет главнейшую, центральную роль в рома-не, так как позволяет читателю самостоятельно проследить раз-витие характера главного героя, узнать о формировании его натуры, “себялюбивой и сухой”, как сказал бы А. С. Пушкин. А вот его слова из исповеди Мери: молодой человек признается ей, что такое вот общество Грушницких сделало из него “нравствен-ного калеку”. Видно, что эта “болезнь” прогрессирует: изнуря-ющее чувство пустоты, скуки, одиночества все больше овла-девает главным героем. В конце повести, находясь в крепос ти, он уже не видит тех ярких красок, которые так радовали его на Кавказе. “Скучно”, – заключает он.
Все основные вопросы романа – социальные, психологи-ческие и философские – поднимаются именно в этой повести (вот почему она занимает центральное положение в романе) и плавно переходят в завершающую новеллу “Фаталист”, где ге-рой снова пытается решить важную загадку: в чем истинное предназначение человека, каков смысл бытия, какую роль в жизни человека играет свобода, судьба, вера? Становится по-нятно, что своим поведением Печорин во многом обязан отсут-ствию нравственных заповедей, выработанных верой в какую-то высшую идею.
Ччитая роман, мы понимаем, что Григорий Александрович Печорин как бы поднес зеркало ко всему своему поколению. Честно говоря, неплохо бы и нам посмотреться в это зеркало, тем более что и мы ведь живем в то время, когда, разрушив старые принципы, еще не выработали новые, когда царят ра-зочарование и безверие. Не теряем ли мы человеческого об-лика? Не становимся ли “нравственными калеками”? Не стоит ли поискать ответ в романе “Герой нашего времени”, а особен-но в главе “Княжна Мери”.
Сочинение по литературе на тему: Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова “Герой на-шего времени”.)
Другие сочинения:
Последний разговор Печорина с княжной Мери (анализ эпизода из главы “Княжна Мери” романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Михаила Юрьевича Лермонтова можно по праву назвать великой личностью, гениальным поэтом и прозаиком. Несмотря на раннюю смерть, он оставил потомкам огромное литературное наследие. Роман Лермонтова “Герой нашего времени” называют новаторским. В описании характера своего главного героя, Печорина, автор использовал глубокий Read More .
Дуэль Печорина с Грушницким (анализ эпизода из главы “Княжна Мери” романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Центром романа Лермонтова “Герой нашего времени” является повесть “Княжна Мери”. Эта повесть захватывает самый большой временной отрезок жизни Печорина. Дуэль помогает читателю лучше понять главного героя. Изначально в романе существует противопоставление Грушницкого и Печорина. В первом отображен тип романтика, ставшего Read More .
Встреча Печорина с Максимом Максимычем (анализ эпизода из главы “Максим Максимыч” романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Роман Лермонтова “Герой нашего времени” – произведение удивительное и интересное. Необычна уже сама композиция романа. Во-первых, произведение состоит из повестей, что само по себе неординарно. Во-вторых, они расположены не по хронологии, как традиционно принято. Все повести разбиты на две части: Read More .
Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) В романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” эпизод последней встречи Печорина и Максима Максимыча, на первый взгляд, не самый значимый и даже, можно сказать, совсем не значимый для тех событий, о которых читатель узнает в дальнейшем. Сама повесть “Максим Read More .
Взаимоотношения Печорина с Верой. Письмо Веры. Анализ эпизода (по роману “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова) И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Эти лермонтовские строки как нельзя лучше характеризуют “героя своего времени” – Печорина. В стихах Read More .
Письмо Веры Печорину (анализ фрагмента главы “Княжна Мери” из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Михаил Юрьевич Лермонтов – один из немногих писателей в мировой литературе, чьи проза и лирические произведения одинаково совершенны. В последние годы жизни Лермонтов создает свой удивительно глубокий роман “Герой нашего времени” (1838 – 1841). Это произведение можно назвать образцом социально-психологической Read More .
Пари Печорина с Вуличем. (Анализ главы “Фаталист” романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Проблема судьбы уже не раз возникала на страницах романа Лермонтова. В “Бэле” Максим Максимыч говорил о Печорине: “Ведь есть, право, такие люди, у которых на роду написано, с ними должны случиться разные необыкновенные вещи”. В “Тамани” Печорин спрашивает себя: “…зачем Read More .
Взаимоотношения Печорина с другими персонажами романа Лермонтова “Герой нашего времени” Взаимоотношения Печорина с другими персонажами романа Лермонтова Герой нашего времени”. Роман Лермонтова “Герой нашего времени” создан как бы “на стыке” двух художественных методов: романтизм и реализма. Согласно романтическим канонам, образ главного героя разработан максимально глубоко и полно и противопоставлен всем Read More .
Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.)
Многие писатели разных эпох и народов стремились запечатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек разных эпох? Пушкин в романе “Евгений Онегин” запечатлел молодого человека 20-х годов: умного, неудовлетворенного существующей действительностью, жизнь которого так и прошла без пользы. Не успели отгреметь страсти вокруг Онегина, как вслед за ним появился другой герой — Григорий Печорин, молодой человек, представляющий поколение 30-х годов XIX века, из романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. И опять та же судьба, трагическая, неординарная. Страстное стремление героев понять смысл жизни, поиски истины, с одной стороны, и бесцельное, паразитическое существование, с другой стороны, — это трагический разлад мечты и действительности.
Сам М.Ю. Лермонтов определил цель романа “Герой нашего времени” как изображение всего поколения. Он подчеркивал, что “история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”. Но душа Григория Александровича Печорина отнюдь не мелкая, ведь, как мы понимаем, читая роман, он человек необыкновенный. Именно поэтому для Лермонтова важно как можно глубже раскрыть характер Печорина. Поэтому он и прибегает к весьма необычному построению романа.
В повести “Княжна Мери” намечены основные мотивы всего романа: стремление Печорина к активным действиям, любопытство, толкающее его к экспериментированию над окружающими и над собой, его безрассудная храбрость и стремление понять, что движет людьми, выявить мотивы их поступков, постичь их психологию.
“Княжна Мери” построена на дневниковых записях, это почти ежедневная летопись жизни Печорина. При этом главный герой описывает не столько сами события (похоже, они вообще его не интересуют), сколько свои мнения, чувства, словно он тщательно исследует, анализирует свою душу и тех людей, с которыми сталкивает его жизнь.
Дневник Печорина не раз напоминает “Думу” Лермонтова: читая роман, убеждаешься в правильности строк:
К добру и злу постыдно равнодушны. .
..И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.
Это равнодушие никому не мешает, пока все идет гладко. Но что делать, когда приходит буря? А ведь Печорин не может жить без бурь, он сам их создает (на ум приходят строчки из лермонтовского “Паруса”, прекрасно характеризующие молодого человека: “А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой”). Так вот, в подобной ситуации холодное равнодушие Печорина может обернуться и оборачивается злом.
От доктора Вернера молодой человек узнает о приезде на Кавказ Веры. Когда он встречается с ней, то мы понимаем, что ее-то он любит, однако же любит лишь “для себя”, не думает о ней, о том, что мучит ее. Налицо явное противоречие: если он любит Веру, то зачем ухаживать за Мери? Так как же обстоят дела с Мери?
16 мая молодой человек делает в своем журнале следующую запись: “В продолжение двух дней мои дела ужасно продвинулись”. Что же это за дела? Он занят тем, что влюбляет в себя княжну из желания развеять скуку, досадить Грушницкому или бог знает из какого другого. Ведь он даже сам не понимает, зачем это делает: Мери, считает Печорин, он не любит. Главный герой верен себе: ради развлечения он вторгается в жизнь другого человека.
“Из чего же я хлопочу?” — спрашивает он себя и отвечает: “Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся душой!” Это же чистейший эгоизм! И кроме страданий, он ничего не может принести ни Печорину, ни окружающим.
Комедия, задуманная Печориным, превращается в трагедию. Защищая честь оклеветанной Мери, он вызывает Грушницкого на дуэль. И здесь, на дуэли, он проводит такой эксперимент над юнкером, на который решится далеко не каждый. Он стоит под дулом пистолета, желая проверить, насколько Грушницкий подчинен злу, хватит ли у него сил и подлости убить безоружного (мы ведь знаем, что пистолет молодого человека не был заряжен). Чудом он остается в живых. Однако оказывается вынужденным убить юнкера. Грушницкий погибает.
“Княжна Мери” показывает нам истинную трагедию Григория Печорина. Ведь такую недюжинную натуру, огромную энергию он тратит на пустяки, на мелкие интриги. Это ли не трагично?! Особенно это заметно в последнем эпизоде, когда Печорин перед отъездом зашел в дом Литовских, где княгиня предложила ему жениться на ее дочери. Печорин поговорил с Мери наедине, признался, что смеялся над ней: “Как я не искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери, но старания мои были напрасны”.
Итак, в “Княжне Мери” нам раскрывается душа человеческая. Мы видим, что Григорий Александрович Печорин — человек противоречивый, неоднозначный. Сам он перед дуэлью говорит: “Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. И то и другое будет ложно”. И действительно, эта повесть показывает и хорошие качества молодого человека (поэтичность натуры, незаурядный ум, проницательность), и плохие черты его характера (ужаснейший эгоизм). Действительно, настоящий человек не бывает исключительно плохим или хорошим.
Эта глава играет главнейшую, центральную роль в романе, так как позволяет читателю самостоятельно проследить развитие характера главного героя, узнать о формировании его натуры, “себялюбивой и сухой”, как сказал бы А.С. Пушкин. А вот его слова из исповеди Мери: молодой человек признается ей, что такое вот общество Грушницких сделало из него “нравственного калеку”. Видно, что эта “болезнь” прогрессирует: изнуряющее чувство пустоты, скуки, одиночества все больше овладевает главным героем. В конце повести, находясь в крепос ти, он уже не видит тех ярких красок, которые так радовали его на Кавказе. “Скучно”, — заключает он.
Все основные вопросы романа — социальные, психологические и философские — поднимаются именно в этой повести (вот почему она занимает центральное положение в романе) и плавно переходят в завершающую новеллу “Фаталист”, где герой снова пытается решить важную загадку: в чем истинное предназначение человека, каков смысл бытия, какую роль в жизни человека играет свобода, судьба, вера? Становится понятно, что своим поведением Печорин во многом обязан отсутствию нравственных заповедей, выработанных верой в какую-то высшую идею.
Читая роман, мы понимаем, что Григорий Александрович Печорин как бы поднес зеркало ко всему своему поколению. Честно говоря, неплохо бы и нам посмотреться в это зеркало, тем более что и мы ведь живем в то время, когда, разрушив старые принципы, еще не выработали новые, когда царят разочарование и безверие. Не теряем ли мы человеческого облика? Не становимся ли “нравственными калеками”? Не стоит ли поискать ответ в романе “Герой нашего времени”, а особенно в главе “Княжна Мери”.
Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М.Ю.Лермонтова Герой на-шего времени.): сочинение Ссылка на основную публикацию