Сочинение по роману Герой нашего времени Лермонтова 9 класс рассуждение
В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» описывается жизнь молодого офицера Печорина.
Образ Печорина олицетворяет собой особенности молодого поколения, жившего в 30-х годах 19 века.
Выходец из аристократического общества, Печорин стоит на ступень выше представителей своего класса того времени. Это умный и образованный молодой человек, но чересчур самовлюблённый и самоуверенный в себе.
Он очень точно и ярко даёт оценку окружающим его людям, но делает это со злой иронией и сарказмом, подчёркивая недостатки и слабые стороны человека. Ему ничего не стоит унизить и оскорбить, использовать в своих корыстных целях и даже убить.
Ко всем событиям, происходящим в его жизни, Печорин относится с чувством пресыщения и разочарования избалованного человека.
Своим мировоззрением и поведением Печорин противопоставляет себя всему обществу, которое его отрицает, он является «лишней» фигурой в этом мире.
У Печорина нет верных и преданных друзей, так жертвы как он не способен вникать в чувства и мысли другого человека.
Хотя он с долей критики относится к себе, беспристрастно оценивая свои нелицеприятные поступки, Печорин слишком горд и доволен собой.
Печорин – рассудительный человек, все его поступки подвластны разуму, но не велению сердца.
Он разочарован жизнью, у него нет никаких целей, он сам себя сравнивает с «нравственным калекой», человеком, в котором атрофирована лучшая часть души.
Отношение Печорина к женщинам – это ещё один способ удовлетворить своё честолюбие. Ему доставляет огромное удовольствие подчинить человека своей воле, внушить ему чувство страха и преклонения, влюбить в себя, а добившись этого – унизить и наслаждаться страданиями своей жертвы с чувством собственного превосходства.
В своём стремлении «любить весь мир», Печорин всем приносит только боль и страдания.
В натуре Печорина борются противоречивые чувства: стремясь к великому, он совершает низкие подлые поступки, и винит в этом общество, в котором он живёт.
Вся трагическая сущность Печорина в том, что он не смог найти своего предназначения в жизни, не сумел использовать свои благородные порывы души на благо окружающего общества.
Вариант 2
В произведении “Герой нашего времени” писатель раскрывает множество тем и идей, связанных непосредственно с людской жизнью и бытом. В произведение также есть тема взаимонепонимания в отношениях и проблема не взаимной любви.
Из повествования мы знакомимся с Максим Максимычем, человеком, пережившим немало. Он рассказывает офицеру, приехавшему на Кавказ историю про Печорина и его покойную возлюбленную Бэлу. Живя на Кавказе, Печорин очень скучал, ведь делать там было практически нечего. Но в один день он влюбляется в девушку по имени Бэла и вот уже через некоторое время он увозит её жить к себе в дом. Но спустя время его любовь ослабевает, что очень обижает Бэлу, ведь она всем сердцем любит Печорина. И вот спустя некое время происходит переломный момент, Бэлу похищает бандит Казбич, ранит её, и бросает её по дороге, а спустя два дня Бэла умирает. Это очень ранит Печорина, несмотря на его холодность к ней и он уезжает жить в Грузию. Рассказав эту печальную историю, Печорин прощается с рассказчиком, молодым офицером.
В этой главе ключевой проблемой автор старался выделить проблему людского эгоизма. Как бы показывая нам, насколько Печорин эгоистичен по отношению к своей бывшей возлюбленной Бэле. Открывшись ему, она начинает ему быстро наскучивать, из-за отсутствия трудностей ему попросту перестаёт быть интересно. В этом и раскрывается эгоизм Печорина.
Скоро по прибытию в город Владикавказ герой снова встречается со старым другом, Максим Максимычем, прогуливаясь по улицам они встречают того же Печорина, но он быстро отрекается от своего старого друга и уезжает в Персию. Оскорблённый и обиженный данным фактом Максим Максимыч принимает решение отдать дневники Печорина, которые находятся у него дома, и отдаёт их рассказчику.
Вскоре рассказчик узнает, что Печорин умирает по пути из Персии в Россию, вследствие чего рассказчик публикует его дневники как литературное произведение, назвав его “Дневники Печорина”. “Дневники” состоят из трёх глав, в которых описываются события, происходившие с Печориным до встречи с Бэлой.
В них описывается и удивительная поездка Печорина в Тамань, где его чуть не убивают, его знакомство с княжной Мери, также его поединок со старым другом из которого он выходит победителем, после чего его и отправляют в наказание на Кавказ в крепость N, где он знакомится с Бэлой.
Я считаю, что главной проблемой обсуждаемой в произведении, является самые гнусные стороны человеческой личности, такие как эгоизм, безосновательная злость, зависть и т.д. Автор старательно и детально описывает эти проблемы через характеры персонажей данного произведения, чтобы лучше донести его смысл и посыл.
Сочинение рассуждение Герой нашего времени Лермонтова
Что тут рассуждать? Я думаю, что этот самый герой времени так «неглубоко» чувствует, так быстро «остывает и переключается», что сам страдает. А как страдают окружающие люди?
Вот, например, Бэла. Почти случайно оказавшись у местного князя в гостях на балу, точней, на пиру, Печорин увидел её – красавицу. Женщины света ему наскучили, а тут такая яркая, юная. И он хочет её заполучить в «собственность». Обманом, воровством он добивается цели. Тут уж, если ему чего-то захотелось, ничто не важно – ни мораль, ни правила… И он её украл. Пока ему интересно, Печорин пытается пленницу «приручить». А она ведь горянка, плюс – княжна! Она гордая, понимает свой позор, плачет… Но он потихоньку, полегоньку очаровывает её. И когда она влюбилась, то ему стало скучно. Он начал пропадать на охоте и ещё где-то. Ему самому вроде бы стыдно! Сам ей жизнь сломал, сам столько вложил сил в их отношениях, но вот – надоело. И он опять идёт на поводу у своих изменчивых чувств, настроений, не пытается узнать её получше, понять… Тут, наверное, дело в том, что его чувства слишком легко меняются. Но это ещё не беда, он очень уж идёт за ними. Например, когда есть курс, ловим ветер, а чуть ветер подул в другую сторону, так мы и курс меняем! Нет бы подождать чуть… А сесть на вёсла, попробовать изменить ситуацию. Вообще, поведение этого «героя» кажется мне каким-то женским – в плохом смысле слова, «стрекозиным». Кажется, люблю одну, а вот, кажется, другую… Так и с домашним животным не делают! Завёл кота, а после подумал, что вот тот с черными ушками был бы лучше… И что отнёс того обратно? А если он тебе в тапки нагадит?!
В общем, явно не читал Печорин «Маленького принца». Или читал, поэтому ему стыдно, но не принял.
Да, меня больше всего поразила эта первая история о Бэле. Как она умирала, бедняжка… Даже Максим Максимович, насмотревшийся войн, плакал, а этот «герой», мало того, что не плакал, он ещё и не хотел на умирающую смотреть… А она жила лишь им. И он понимает, что в его сердце ни любви, ни жалости.
А дальше – что? То же самое. И княжна, та самая, Мери, и контрабандисты… Всюду он оставался таким же эгоистичным. Единственное, что в нём оставалась – совесть. Она не влияла на его поступки! Он лишь писал дневник, пытаясь себя понять. Но в то же время он боится всмотреться в себя, осознать, сколько натворил.
Вот на курорте ему, видите ли, скучно. И от нечего делать он заводит роман с девушкой, в которую влюблён его приятель. (Немного похоже на «Онегина».) И опять губит всех… Ради шутки, от которой и ему самому не смешно. Он так носится со своими чувствами, а на чувства других ему плевать. Отбирают у человека разум, как говорится, чтобы наказать, но и чувства тоже отбирают ради этого.
Думаю, что этот герой создан Лермонтовым, чтобы показать, как ужасно быть таким «героем».
Образец 4
Михаил Юрьевич Лермонтов написал за свою короткую жизнь много произведений, каждое из которых имеет свою уникальную историю создания и потаенные смыслы. Роман, который состоит из нескольких повестей, каждая из которых является индивидуальной главой, носит название «Герой нашего времени». Это прекрасное произведение я прочитал недавно в школе и в голове возникло не мало интересных вопросов, поднялись глобальные темы. Что есть любовь? Каков смысл жизни и предназначение человека? Какого человека можно назвать эгоистичным и самовлюбленным?
Главным героем роман является молодой военный по фамилии Печорин. Он приехал служить на Кавказ, где с ним произошло не мало забавных историй. Каждая из них имеет свой смысл и посыл.
Некоторые поступки Георгия не поддаются моральному объяснению и тогда ставится вопрос: все ли можно объяснить с точки зрения морали? Действия главного героя – не всегда.
Первой главой по списку стоит глава «Бэла». Здесь главный герой поступает очень плохо, украв девушку из родного дома. Мало того, можно сказать, что он даже безнравственный. Как можно было предложить сделку: украсть коня – украсть Бэлу. Печорина можно назвать человеком холодным, пассивно жестоким, но никак не глупым. Это тот человек, которого искалечило непосредственно время. Это основная мысль и сама цель написания рома Михаила Юрьевича Лермонтова. Страшная идея заключена в том, что от нечего делать гибнет и вянет большая часть молодежи. Лермонтов поднял эту тему не зря. Он желал всем сердцем донести мысль, что молодые, энергичные, славные умы из-за общественных запретов превращаются в унылых, жестоких людей. Все потому, что им некуда девать энергию. Прав ли Михаил Юрьевич Лермонтов? Определенно. Надо расходовать куда-то запас, эмоций, чувств, сил, иначе это превратится в пустоту.
Но каков смысл жизни для главного героя данного лермонтовского произведения? Весьма не легко дать точный и верный ответ на этот вопрос. Жизнь однозначно искалечила этого человека, потому он и стал таким жестоким, черствым. Мне кажется, что автор хочет донести основную мысль такую, что отсутствие любви искалечит любого.
Замечательное произведение Лермонтова заставляет задуматься о многих вещах, порассуждать и найти для себя лично ответы на волнующие сердечко вопросы.
Также читают:
Картинка к сочинению Сочинение по роману Герой нашего времени
Популярные сегодня темы
В поэме Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» описывается ситуация, когда семь мужиков в споре решают найти человека, кому живется весело и вольготно на Руси.
Летние каникулы для меня всегда были долгожданным событием, которое я ждал с нетерпением весь учебный год. Обычно все три месяца находился дома, в городе.
В рассказе «Валя» речь идёт о маленьком мальчике, который воспитывается в приёмной семье. Условия воспитания у него были хорошие, у мальчика есть игрушки и книжки, он любит просмотреть. Со сцены читающего мальчика и начинается рассказ.
В своем небольшом рассказе автор раскрывает три «вечные темы»: тема «отцы и дети», темы «любви» и тема «добра и зла».
Щи, солянка, окрошка, осетрина, холодец (он же студень), разносолы, пироги… Количество исконно русских блюд поражает воображение даже самых избалованных гурманов. И каждое из этих лакомств имеет свою символику,
Сочинение Герой нашего времени по произведению Лермонтова 9, 10 класс
В одном из произведений Лермонтова «Герой нашего времени» рассказывается про жизнь молодого и красивого офицера Печорина. Как раз его образ был построен на молодом поколении, которое жило в девятнадцатом веке.
Он вышел из аристократического общества, именно поэтому он считает, что является намного выше, чем все остальные люди. Хотя сам Печорин умный и образованный человек, вот только у него имеются и отрицательные стороны, которые также очень сильно видно. Он очень сильно любит себя и порой ему неважно ничье мнение, а свое мнение он считает выше остальных. Кроме этого частенько бывает, что он уверенный в себе, хотя другие понимают, что он не прав, но спорить с ним не решаются.
Он может любому человеку дать характеристику, даже тому, кого видит впервые. Вот только делает он это со злостью и у людей на него всегда имеется большой зуб. Он открыто заявляет про все отрицательные стороны каждого человека, хотя сам человек делал до этого все, чтобы они не проявились. Также он может обозвать или унизить любого человека и считает это вполне нормальным. И за это не считает нужным просить прощения, ведь он сделал все правильно и люди должны быть ему благодарны за это.
Все что происходит с ним он считает ненормальным и старается сделать все для того чтобы его жизнь поменялась в лучшую сторону и ему совсем неважно, что от этого могут пострадать другие люди.
Ему не нравится общество, в котором ему приходится жить и поэтому он считает, что на других людей он совершенно не похож.
У него нет лучших друзей, которые бы смогли не только подсказать ему что и как лучше сделать, но и поддержать в трудную минуту. Ему даже некому дать совет, да в принципе он не нуждается в этом. Многие люди старались поделиться с ним тайнами и секретами, а также спросить его мнение по всему этому вопросу. Но взамен они получали только унижения и оскорбления, а потом об этих тайнах и секретах узнавали еще и другие люди, которым об этом знать не нужно было.
Конечно, бывают моменты, когда он себя контролирует и даже старается в чем-то ограничить, но это очень быстро проходит и все становится на круги своя.
Жизнь его совсем не радует, и поэтому у него нет даже мыслей на будущее и планов. Он живет одним днем. Он считает себя калекой, у которого нет самых лучших органов, при помощи которых можно полноценно и радостно жить.
Ему нравится, когда женщины бегают за ним и унижаются, а он своим видом показывает, что она недостойна его и что ей еще нужно хорошенько постараться чтобы он хотя бы взглянул на нее.
Сочинение 2
Лермонтов Михаил Юрьевич – величайший писатель своего времени, умеющий очень точно раскрывать характеры своих героев. О жизни одного из них, Печорина, как раз рассказывается в произведении «Герой нашего времени». Печорин – весьма умный и умеющий держать себя в обществе человек, однако в нём есть огромный минус – самовлюблённость и чрезмерная самоуверенность. Обладая даром точно оценивать людей, раскрывать их отрицательные черты, Печорин делает это чересчур уж открыто, не стесняясь кого-то обидеть, он часто пользуется сарказмом и злыми шутками, чем напоминает читателю самого Лермонтова, ведь он также, как и его герой, очень резко высказывался о людях, в которых видел что-то дурное, из-за чего даже был убит.
Печорин – разочаровавшийся в жизни молодой человек, который пресытился всем, что в ней есть, ему всё надоело, но так как нужно как-то жить, он сам придумывает себе «развлечения». Во-первых, Печорин старается ещё больше отдалиться от мира, становится особняком, критикует общество, во-вторых, он ломает судьбы, что помогает ему чувствовать себя живым, но, к сожалению, и это ненадолго, поэтому он находит всё новые и новые приключения. С женщинами Григорий Александрович относится совершенно не как добрый человек. Он влюбляет в себя даже тех, кто изначально относится к нему негативно, заставляет их страдать, мучиться и даже быть готовыми «бежать на край света» с ним, но всегда бросает девушек, оставляя им разбитые сердца. Так было, например, с Бэлой. Он не способен любить, он, кажется, вообще не может испытывать чувств, но таким его сделало общество, жизнь.
Даже со своими друзьями Печорин поступает не по-человечески. Ситуация с Максимом Максимычем, когда тот вновь встретил Печорина, очень показательна. Григорий уже остыл, ему не захотелось радушно встречать бывшего товарища. Печорину всё быстро надоедает.
В произведении затронуто много тем, однако главной, на мой взгляд, является тема дурных человеческих черств, особенно таких, как огромное самолюбие и злость. Печорин является таким, но всё это неспроста. Время и общество – факторы, сделавшие его таким. Он не может найти своего жизненного предназначения, из-за чего становится таким и рушит жизни и другим, и себе.
Герой нашего времени по произведению
Популярные сочинения
Практически всем известны первые строки второй (внутренней) части романа – как раз о Пилате. Несколько раз повторяют и сами герои произведения про «кровавый подбой». Наверное, в этой первой характеристике Понтия
Искусство играет важную роль в жизни человека. А что такое искусство? Читаем определение этого слова в толковом словаре С.И. Ожегова: «Искусство – творческое отражение
Андрий является младшим сыном казака Тараса Бульбы в повести. Он весьма образованный молодой человек, учится в академии Киева. Был очень способным юношей и ему легко доставалась учеба
«Дополнительная глава к роману «Герой нашего времени»»
Случай с Вуличем окончательно убедил меня в тщетности собственного существования. Почему? Зачем? Где смысл жалких дней, которые я переживаю один за другим? В чем найти мне отраду? Ни любовь, ни дружба мне недоступны. Да я и не верю в их существование. Тщеславие, праздность, страсть уже давно не греют мою душу. Да и есть ли она у меня, бессмертная и божественная? Однако и покончить со всем этим разом я не могу… Не хватает смелости? Однако я никогда не считал себя трусом. Да это и не страх. Не знаю, но что-то держит мою руку, когда я подношу курок к виску, что-то не дает мне совершить этот «самый страшный грех».
Может, я еще на что-то надеюсь? Вряд ли… Это проклятый инстинкт, воля к жизни, которая есть и у самого ничтожного и пустого существа на этой земле, не дает мне убить себя! Что ж, буду более «гуманен» к себе — буду искать завершения всего иным способом.
Беседа с одним раненым офицером в трактире, куда мы зашли с Максимом Максимычем перекусить, натолкнула меня на интересную мысль. Я давно чувствовал, что Кавказ надоел мне. Кажется, что и тут я не нашел того, чего искал. Скучно — думается, все видел, все знаю. Все та же пустота в душе, все то же желчное томление…
Персия! Дорога займет не так уж много времени и, надеюсь, развлечет меня. К тому же — опасность! Пока Россия воюет с Персией, возможно, я смогу принести какую-нибудь пользу отечеству. Звучит высокопарно и смешно… А главное, я в это сам не верю…
Но все же Персия – это занятно. Стоит попробовать…
Вторую неделю в пути — все же отправился в дорогу, несмотря на протесты командующего и жалобные взгляды старика штабс-офицера, с которым я служил. Дорога отвратительная, впрочем, как и погода, — дожди, грязь, слякоть. Лошади за день едва проходят то, что в хорошую погоду одолевают за три часа. Приходится делать много остановок — кажется, я теперь знаю все трактиры и постоялые дворы, что «скрашивают» дорогу в Персию.
На втором дне пути у меня появился спутник — молодой совсем офицеришка Михайлов, тоже направляется в Персию — служить переводчиком. Забавный такой мальчишка… Несколько высокомерен, но иногда интересно поболтать с ним — развеять романтические мечты и сбить спесь. Удивительно, чем резче я говорю с ним, тем, кажется, более он ко мне привязывается… Все-таки как странна и ничтожна человеческая природа! Кажется, за всю свою жизнь я не встречал еще ни одного достойного человека… Боюсь, что и не встречу.
Одно достоинство у погоды, провожающей меня в Персию, — трудности в пути отвлекают от гнетущих мыслей.
А все-таки любопытный мальчишка этот Михайлов! В Персии его ожидает невеста, какая-то таинственная Насреди, которую он иногда, забывшись, называет Сашенькой. Очень любопытно, когда и где они успели познакомиться… Вот мне, кажется, и развлечение появилось в пути. Не считая, конечно, отвратительной дороги…
Скоро будет месяц, как я добираюсь до Персии. Погода улучшилась, так же, как и картины природы вокруг. Чем больше мы приближаемся к древнему иранскому царству, тем колоритнее пейзажи нас окружают. Постепенно густая зелень сменяется на более низкорослую и суровую растительность, горные пейзажи Кавказа уже давно остались позади. Теперь каждый день я любуюсь равнинными, коричнево-желтыми далями Востока.
Еще немного — и мы прибудем в Тегеран. Именно туда едет Михайлов. Я напросился в гости к нему на несколько дней, под предлогом первоначального устройства. На самом деле, мне интересно посмотреть на невесту этого молодчика и на его родных — оказывается, в Тегеране при русском посольстве служит его отец, женатый вторым браком.
Чем ближе мы к столице Персии, тем неспокойнее обстановка. Присутствие войны или, по крайней мере, отсутствие мира, ощущается на каждом шагу. Вчера, не доезжая какой-то деревни, попали в перестрелку. Почти в каждом населенном пункте встречаем отрезанные головы, нанизанные на стены домов, враждебные взгляды, неприязненные слова.
Думается мне, что персы — очень фанатичный народ. Первостепенную роль в их жизни играет вера. И во имя нее они готовы на все… Во многом поведение этого народа сродни поведению кавказцев…
Зато у этих людей есть смысл жизни. Вера дает смысл… Отчего же я ни во что не верю?
До Тегерана несколько дней пути. Как ни странно, Персия очаровывает меня все больше и больше. Восточный колорит, непривычный нашему глазу быт, совершенно другие нравы… И необычная красота женщин, в сочетании в прелестным, но, к сожалению, совершенно незнакомым мне языком. Выручает Михайлов, который лепечет на персидском довольно сносно.
Рано утром прибыли в Тегеран. Михайлов звал меня отдохнуть с дороги, но я решил сначала доложиться командованию. Чтобы потом развлечься знакомством с его семейством.
Генерал, командующий нашими войсками, принял меня довольно радушно. Его румяное лицо расплылось в широкую улыбку, но глаза почему-то настойчиво не желали взглянуть на меня. Этот старик все стремился узнать, что же привело меня в красивую, но опасную Персию. Мои патриотические объяснения не удовлетворили генерала Амосова. Как, впрочем, и меня самого.
Но, черт побери, не раскрывать же перед ним душу! Тем более, что я и сам себя не вполне понимаю. Хотя сейчас, кажется, немного лучше разбираюсь в своей черствости и тоске, чем раньше.
Иногда мне чертовски не хватает доктора Вернера! Хоть с кем-то поговорить на равных, хоть с кем-то немного облегчить душу…
Что-то я стал слишком часто произносить это слово — «душа». Смешно себя слушать — как старая барышня… Старею, черт побери…
Если бы я был восторженным юнцом, то признался бы себе, что очарован семейством Михайловых. Положительные со всех сторон люди: чрезвычайно образованный и умный отец, немногословная жена, из немок или голландок. Отец чем-то напоминает мне Вернера. При случае хочу испытать его — завести разговор на какую-нибудь компрометирующую тему. Посмотрим, как поведет себя этот образцовый дипломат… Тем более, что в доме наверняка полно шпионов, у меня уже есть две-три персоны на примете на эту роль.
Интересно, интересно, кажется, на несколько дней жизнь может перестать быть такой уж «скучной штукой».
Положительно, Михайлов не дурак. Его невеста достойна всяческих похвал. Одно плохо — стара. Выяснилось, что загадочная Сашенька-Насреди — дочь второй жены дипломата. От первого брака. И сама уже успела замужем побывать за местным чиновником. Запутанный клубок.
Глаза этой вдовствующей дамы выдают в ней ум. В сочетании с опытностию они делают эту женщину довольно привлекательной. У меня даже мелькнула мысль приударить немного за ней — позлить Михайлова и, может быть, испытать новые ощущения, ведь я никогда не увлекался дамами бальзаковского возраста. Что-то в этой Сашеньке есть… притягательное.
Ее нельзя назвать красивой — слишком смуглое лицо, довольно тщедушное тело, тихий невыразительный голос. Лишь глаза — небольшие, черные, по-персидски удлиненные… Они как будто пронизывают насквозь. Неудивительно, что Михайлов не отходит от своей Насреди ни на шаг. Хотя назвать ее невестой он поторопился. Сашенька смотрит на своего сводного брата, как на маленького полусумасшедшего щенка. Не думаю, что она стремится сейчас выйти замуж. Но какая-то тайная мысль, какая-то роковая тайна в ней все же есть.
Боже мой! эта тихоня оказывается что-то вроде эмансипе. Посещает какие-то собрания, куда не пускают мужчин. Михайлов утверждает, что у нее ораторский дар, как у Цицерона. Любопытно было бы ее послушать. Права женщин… Вероятно, замужество у этой дамы было крайне неудачным.
Вчера, «прекрасным, наполненным пряными ароматами вечером», как пишут в женских романах, встретил у ворот дома госпожу Насреди. Смелая дама — ходит одна, в европейском наряде… Неужели она ничего не боится? Предложил проводить ее, но в ответ получил лишь холодный, обжигающий взгляд. Не лезьте, мол, сударь, не в свое дело. Хорошо же, лезть не буду. Начну свое дело.
В доме Михайловых пропал секретный доклад, который дипломат получил в срочной депеше. Перерыли весь дом, начиная от комнат членов семьи и заканчивая жильем прислуги. Исчез! Отец Михайлова ходит бледный, ночью был сердечный приступ, жена прячет от него оружие.
Своим визитом осчастливил полковник Аносов. О потере документа знают, кажется, все русские в Тегеране. Дипломату грозит тюрьма или сумасшедший дом. По крайней мере, с постели он не встает, около него постоянно дежурит доктор и жена. Все домашние хлопоты на себя взяла госпожа Несреди.
Удары судьбы смягчают людей. Заставляют их искать поддержки у своих ближних. Или строить коварные планы, которые могут осуществиться при помощи ближних. Только такое объяснение я могу дать поведению Сашеньки, которая, необъяснимым образом, изменила свое ко мне отношение — мило улыбается, ведет светскую беседу ни о чем, интересуется, что мне подать на завтрак. Странная дама… Иногда она кажется такой беззащитной и хрупкой, что даже во мне на мгновение просыпается человечность. А иногда она замыкается в себе, и мы снова и снова обмениваемся с ней колкостями и едкими выпадами. Хотя и в них есть польза — я тренирую на Сашеньке свое остроумие и язвительность. Несмотря на то, что она женщина, госпожа Насреди оказалась достойным противником. Эдакий Вернер в юбке. Я даже уважаю ее за это.
Сегодня объяснялся с Михайловым. Этот Ромео ревнует меня к своей богоподобной Саше. Только из уважения к гостеприимству его дома я объяснил этому молодчику, что не имею на вдовствующую госпожу никаких видов. Я вижу в ней кого угодно, только не женщину. Уж слишком умна, язвительна и самостоятельна.
Говорят, что пути господни неисповедимы. Вот и мне пришлось испытать на себе верность этих слов. Никогда в жизни меня самого не добивалась женщина. А теперь, кажется, это происходит. Сегодня ночью Госпожа Насреди прислала мне записку, в которой признавалась в любви: «Я вижу в вас неординарного, но бессмысленно проживающего свою жизнь человека. Ваш скучающий взгляд, ваша обессиленная фигура говорят о пустоте вашей души… Сначала я думала, что вы, как и я, скрываете в своем сердце какую-то тайну, иссушающую вас. Но вскоре поняла, что причина вашей тоски — в другом…
Вы не нашли счастья в своей стране, быть может, вы сможете обрести покой на другом конце света? Я не предлагаю вам себя ни в качестве жены, ни в качестве любовницы, хотя я люблю вас. Я предлагаю вам бежать, уплыть со мной в Америку. Я буду вашей спутницей, вашей компаньонкой, вашим другом.
Я уже не стремлюсь иметь детей, стать хорошей женой и матерью. Я хочу работать на благо женщин, помогать страждущим. Думаю, именно в этом мое призвание. Оставаться более в кругу своей семьи не могу — они ждут от меня замужества или монастыря. Уехать же в Америку мать никогда мне не позволит.
У вас есть время подумать. Если вы решитесь, жду вас послезавтра вечером у центральной мечети».
Уехать в Америку? Со странной, почти незнакомой мне женщиной? Думаю, это было бы еще одно испытание судьбы. Но нет, и это уже кажется мне скучным …
Почти не удивил даже юный Михайлов, который оказался предателем, укравшим секретный документ и сведший в могилу своего отца. Еще одно подтверждение никчемности и пустоты нашего, да и будущего, как я убеждаюсь, поколения. Женщины не могут быть женщинами, а мужчины — мужчинами. Независимо от того места, где они находятся.
События в семье Михайловых еще больше опустошили меня. Теперь мне и вовсе ничего не интересно. Все одно и то же — все пресно, тоскливо и ужасающе тягостно.
Скоро возвращаюсь в Россию…”
На этом дневник Печорина обрывается. По дороге из Персии он погиб от случайной пули ребенка, укравшего у своего отца оружие. Тело Печорина было отправлено на родину и похоронено в фамильном склепе, рядом с предками и современниками. Этот факт — еще одно подтверждение того неразрешимого противоречия прошлого и настоящего, которое угнетало и, в конце концов, убило героя своего времени.
Напишите Сочинение рассуждение м.ю Лермонтова «герой нашего времени» опираясь на текст. план сочинения (1)Вступление (2) Авторская позиция (3) 1 аргумент(из текста) (4) 2 аргумент (из текста или жизненного опыта(5) вывод.
Ответ
План
1. Вступление. «Герой нашего времени» – центростремительное произведение.
2. Печорин – главный герой романа:
1) прием сопоставления как один из главных в раскрытии образа Печорина;
2) главный герой – фигура романтическая и трагическая;
3) конфликт Печорина с обществом;
4) духовное богатство натуры Печорина, рефлексия как главная отличительная черта этого образа;
5) отсутствие жизненной цели – главная причина страданий героя;
3. Заключение. Печорин – романтический герой, символ «лишнего человека».
Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец.
И то и другое будет ложно.
М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени.
По своему типу роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – произведение центростремительное. В центре системы его художественных образов находится один персонаж – Григорий Александрович Печорин, все остальные герои располагаются вокруг него, помогая раскрытию этого характера.
На протяжении всего романа автор сопоставляет Печорина с другими персонажами произведения, формируя из них пары. Это помогает Лермонтову отчетливее и полнее показать характер «героя времени», высветить все нюансы его противоречивой натуры. Так, в романе мы встречаем следующие пары: Печорин – Максим Максимович («антипод»), Печорин – Грушницкий («пародия»), Печорин – Вулич («фаталист»), Печорин-Вернер («друг»), Печорин – женские образы («любовь»), Печорин – горцы («естественные люди») и другие.
В результате сочетания в романе многих новаторских приемов (нехронологической композиции, приема исповеди, «парного сравнения» героев и т.д.) перед нами встает фигура трагическая, страдающая, живущая сложной духовной жизнью, страстно жаждущая обновления: «я чувствую в душе моей силы необъятные. »; «…а все живешь – из любопытства: ожидаешь чего-то нового. Смешно и досадно!»
Однако мы видим, что всеми обстоятельствами жизни (социально-историческими и личными) Печорин обречен на бездействие: «Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший свет жизни».
Безусловно, этот персонаж – герой своего времени, времени сомнений и скептицизма. Лермонтов показывает нам, что в условиях 30-40-ых годов 19 века любые усилия личности на пути к самореализации оказывались бесполезными, а отношения личности и общества – антагонистическими.
Конфликт Печорина с аристократической средой, к которой он принадлежал, очевиден с первых страниц романа, как очевидно его глубокое презрение к обществу, превращающему человека в нравственного калеку. «И тогда в груди моей родилось отчаяние – не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой…» – говорит Григорий Александрович княжне Мери, слагая эпитафию своей полумертвой душе.
Духовное и интеллектуальное превосходство героя над миром, в котором он вынужден жить, выливается в форму неприятия этого мира, а самой главной чертой характера Печорина становится индивидуализм и эгоизм: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия».
Эти качества, как мы убеждаемся на протяжении всего романа, не приносят герою ни счастья, ни удовлетворения. Печорин честно осознает свои пороки, и его самый суровый нравственный суд обращен на себя самого: «Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая…»
Вообще, в «Герое нашего времени» впервые в русской литературе появляется персонаж, сознательно ставящий перед собой главные вопросы человеческого бытия – о смысле жизни человека и о своем назначении на земле. Так, в ночь перед дуэлью с Грушницким Печорин рассуждает: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашивая себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое…». Но собственный приговор судьбе не оставляет возможности для самоутешения: «. Но я не угадал этого назначения. ».
Отсутствие цели в жизни – в этом один из главных источников трагедии Печорина, поэтому мелки его поступки, пуста и бесплодна его кипучая деятельность. Тоскуя по гармонии человеческих отношений, душа этого героя жаждет света и добра, но не находит себе приюта в мире дисгармонии, социального и духовного рабства. Единственно возможная форма самореализации, которая доступна Печорину, – это неприятие обстоятельств, противостояние им и самопознание. Очень верно отметил В.Г. Белинский, что в герое Лермонтова «есть тайное сознание, что он не то, чем самому себе кажется. ».
Считается, что Печорин – один из вариантов русского «лишнего человека», уже известного по роману Пушкина «Евгений Онегин». Но в отличие от этого персонажа, в Печорине отразилось другое время и другие, принципиально важные, черты – развитие личностного и общественного самосознания, рефлексия, желание понять причины своих несчастий, чтобы оставить потомкам хотя бы этот «горестный анализ».
Сочинение Дополнительная глава к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
***
Случай с Вуличем окончательно убедил меня в тщетности собственного существования. Почему? Зачем? Где смысл жалких дней, которые я переживаю один за другим? В чем найти мне отраду? Ни любовь, ни дружба мне недоступны. Да я и не верю в их существование. Тщеславие, праздность, страсть уже давно не греют мою душу. Да и есть ли она у меня, бессмертная и божественная? Однако и покончить со всем этим разом я не могу… Не хватает смелости? Однако я никогда не считал себя трусом. Да это и не страх. Не знаю, но что-то держит мою руку, когда я подношу курок к виску, что-то не дает мне совершить этот «самый страшный грех».
Может, я еще на что-то надеюсь? Вряд ли… Это проклятый инстинкт, воля к жизни, которая есть и у самого ничтожного и пустого существа на этой земле, не дает мне убить себя! Что ж, буду более «гуманен» к себе – буду искать завершения всего иным способом.
***
Беседа с одним раненым офицером в трактире, куда мы зашли с Максимом Максимычем перекусить, натолкнула меня на интересную мысль. Я давно чувствовал, что Кавказ надоел мне. Кажется, что и тут я не нашел того, чего искал. Скучно – думается, все видел, все знаю. Все та же пустота в душе, все то же желчное томление…
Персия! Дорога займет не так уж много времени и, надеюсь, развлечет меня. К тому же – опасность! Пока Россия воюет с Персией, возможно, я смогу принести какую-нибудь пользу отечеству. Звучит высокопарно и смешно… А главное, я в это сам не верю…
Но все же Персия – это занятно. Стоит попробовать…
***
Вторую неделю в пути – все же отправился в дорогу, несмотря на протесты командующего и жалобные взгляды старика штабс-офицера, с которым я служил. Дорога отвратительная, впрочем, как и погода, – дожди, грязь, слякоть. Лошади за день едва проходят то, что в хорошую погоду одолевают за три часа. Приходится делать много остановок – кажется, я теперь знаю все трактиры и постоялые дворы, что «скрашивают» дорогу в Персию.
***
На втором дне пути у меня появился спутник – молодой совсем офицеришка Михайлов, тоже направляется в Персию – служить переводчиком. Забавный такой мальчишка… Несколько высокомерен, но иногда интересно поболтать с ним – развеять романтические мечты и сбить спесь. Удивительно, чем резче я говорю с ним, тем, кажется, более он ко мне привязывается… Все-таки как странна и ничтожна человеческая природа! Кажется, за всю свою жизнь я не встречал еще ни одного достойного человека… Боюсь, что и не встречу.
Одно достоинство у погоды, провожающей меня в Персию, – трудности в пути отвлекают от гнетущих мыслей.
***
А все-таки любопытный мальчишка этот Михайлов! В Персии его ожидает невеста, какая-то таинственная Насреди, которую он иногда, забывшись, называет Сашенькой. Очень любопытно, когда и где они успели познакомиться… Вот мне, кажется, и развлечение появилось в пути. Не считая, конечно, отвратительной дороги…
***
Скоро будет месяц, как я добираюсь до Персии. Погода улучшилась, так же, как и картины природы вокруг. Чем больше мы приближаемся к древнему иранскому царству, тем колоритнее пейзажи нас окружают. Постепенно густая зелень сменяется на более низкорослую и суровую растительность, горные пейзажи Кавказа уже давно остались позади. Теперь каждый день я любуюсь равнинными, коричнево-желтыми далями Востока.
***
Еще немного – и мы прибудем в Тегеран. Именно туда едет Михайлов. Я напросился в гости к нему на несколько дней, под предлогом первоначального устройства. На самом деле, мне интересно посмотреть на невесту этого молодчика и на его родных – оказывается, в Тегеране при русском посольстве служит его отец, женатый вторым браком.
***
Чем ближе мы к столице Персии, тем неспокойнее обстановка. Присутствие войны или, по крайней мере, отсутствие мира, ощущается на каждом шагу. Вчера, не доезжая какой-то деревни, попали в перестрелку. Почти в каждом населенном пункте встречаем отрезанные головы, нанизанные на стены домов, враждебные взгляды, неприязненные слова.
Думается мне, что персы – очень фанатичный народ. Первостепенную роль в их жизни играет вера. И во имя нее они готовы на все… Во многом поведение этого народа сродни поведению кавказцев…
Зато у этих людей есть смысл жизни. Вера дает смысл…Отчего же я ни во что не верю?
***
До Тегерана несколько дней пути. Как ни странно, Персия очаровывает меня все больше и больше. Восточный колорит, непривычный нашему глазу быт, совершенно другие нравы… И необычная красота женщин, в сочетании в прелестным, но, к сожалению, совершенно незнакомым мне языком. Выручает Михайлов, который лепечет на персидском довольно сносно.
***
Рано утром прибыли в Тегеран. Михайлов звал меня отдохнуть с дороги, но я решил сначала доложиться командованию. Чтобы потом развлечься знакомством с его семейством.
Генерал, командующий нашими войсками, принял меня довольно радушно. Его румяное лицо расплылось в широкую улыбку, но глаза почему-то настойчиво не желали взглянуть на меня.
Дополнительная глава к роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”
*** Случай с Вуличем окончательно убедил меня в тщетности собственного существования. Почему? Зачем? Где смысл жалких дней, которые я переживаю один за другим?
В чем найти мне отраду? Ни любовь, ни дружба мне недоступны. Да я и не верю в их существование.
Тщеславие, праздность, страсть уже давно не греют мою душу. Да и есть ли она у меня, бессмертная и божественная? Однако и покончить со всем этим разом я не могу… Не хватает смелости?
Однако я никогда не считал себя трусом. Да это и не страх. Не знаю, но что-то держит мою руку, когда я подношу
Может, я еще на что-то надеюсь? Вряд ли… Это проклятый инстинкт, воля к жизни, которая есть и у самого ничтожного и пустого существа на этой земле, не дает мне убить себя! Что ж, буду более “гуманен” к себе – буду искать завершения всего иным способом. *** Беседа с одним раненым офицером в трактире, куда мы зашли с Максимом Максимычем перекусить, натолкнула меня на интересную мысль.
Я давно чувствовал, что Кавказ надоел мне. Кажется, что и тут я не нашел того, чего искал. Скучно – думается, все видел, все знаю.
Все та же пустота
Звучит высокопарно и смешно… А главное, я в это сам не верю… Но все же Персия – это занятно. Стоит попробовать… *** Вторую неделю в пути – все же отправился в дорогу, несмотря на протесты командующего и жалобные взгляды старика штабс-офицера, с которым я служил. Дорога отвратительная, впрочем, как и погода, – дожди, грязь, слякоть.
Лошади за день едва проходят то, что в хорошую погоду одолевают за три часа. Приходится делать много остановок – кажется, я теперь знаю все трактиры и постоялые дворы, что “скрашивают” дорогу в Персию. *** На втором дне пути у меня появился спутник – молодой совсем офицеришка Михайлов, тоже направляется в Персию – служить переводчиком. Забавный такой мальчишка… Несколько высокомерен, но иногда интересно поболтать с ним – развеять романтические мечты и сбить спесь.
Удивительно, чем резче я говорю с ним, тем, кажется, более он ко мне привязывается… Все-таки как странна и ничтожна человеческая природа! Кажется, за всю свою жизнь я не встречал еще ни одного достойного человека…
Боюсь, что и не встречу. Одно достоинство у погоды, провожающей меня в Персию, – трудности в пути отвлекают от гнетущих мыслей. *** А все-таки любопытный мальчишка этот Михайлов! В Персии его ожидает невеста, какая-то таинственная Насреди, которую он иногда, забывшись, называет Сашенькой. Очень любопытно, когда и где они успели познакомиться… Вот мне, кажется, и развлечение появилось в пути.
Не считая, конечно, отвратительной дороги… *** Скоро будет месяц, как я добираюсь до Персии. Погода улучшилась, так же, как и картины природы вокруг. Чем больше мы приближаемся к древнему иранскому царству, тем колоритнее пейзажи нас окружают. Постепенно густая зелень сменяется на более низкорослую и суровую растительность, горные пейзажи Кавказа уже давно остались позади. Теперь каждый день я любуюсь равнинными, коричнево-желтыми далями Востока. *** Еще немного – и мы прибудем в Тегеран.
Именно туда едет Михайлов. Я напросился в гости к нему на несколько дней, под предлогом первоначального устройства. На самом деле, мне интересно посмотреть на невесту этого молодчика и на его родных – оказывается, в Тегеране при русском посольстве служит его отец, женатый вторым браком. *** Чем ближе мы к столице Персии, тем неспокойнее обстановка. Присутствие войны или, по крайней мере, отсутствие мира, ощущается на каждом шагу. Вчера, не доезжая какой-то деревни, попали в перестрелку.
Почти в каждом населенном пункте встречаем отрезанные головы, нанизанные на стены домов, враждебные взгляды, неприязненные слова. Думается мне, что персы – очень фанатичный народ. Первостепенную роль в их жизни играет вера.
И во имя нее они готовы на все… Во многом поведение этого народа сродни поведению кавказцев… Зато у этих людей есть смысл жизни. Вера дает смысл…Отчего же я ни во что не верю? *** До Тегерана несколько дней пути. Как ни странно, Персия очаровывает меня все больше и больше.
Восточный колорит, непривычный нашему глазу быт, совершенно другие нравы… И необычная красота женщин, в сочетании в прелестным, но, к сожалению, совершенно незнакомым мне языком. Выручает Михайлов, который лепечет на персидском довольно сносно. *** Рано утром прибыли в Тегеран. Михайлов звал меня отдохнуть с дороги, но я решил сначала доложиться командованию.
Чтобы потом развлечься знакомством с его семейством. Генерал, командующий нашими войсками, принял меня довольно радушно. Его румяное лицо расплылось в широкую улыбку, но глаза почему-то настойчиво не желали взглянуть на меня. Этот старик все стремился узнать, что же привело меня в красивую, но опасную Персию.
Мои патриотические объяснения не удовлетворили генерала Амосова. Как, впрочем, и меня самого. Но, черт побери, не раскрывать же перед ним душу!
Тем более, что я и сам себя не вполне понимаю. Хотя сейчас, кажется, немного лучше разбираюсь в своей черствости и тоске, чем раньше. Иногда мне чертовски не хватает доктора Вернера! Хоть с кем-то поговорить на равных, хоть с кем-то немного облегчить душу… Что-то я стал слишком часто произносить это слово – “душа”.
Смешно себя слушать – как старая барышня…Старею, черт побери… *** Если бы я был восторженным юнцом, то признался бы себе, что очарован семейством Михайловых. Положительные со всех сторон люди: чрезвычайно образованный и умный отец, немногословная жена, из немок или голландок. Отец чем-то напоминает мне Вернера. При случае хочу испытать его – завести разговор на какую-нибудь компрометирующую тему. Посмотрим, как поведет себя этот образцовый дипломат…Тем более, что в доме наверняка полно шпионов, у меня уже есть две-три персоны на примете на эту роль.
Интересно, интересно, кажется, на несколько дней жизнь может перестать быть такой уж “скучной штукой”. *** Положительно, Михайлов не дурак. Его невеста достойна всяческих похвал. Одно плохо – стара. Выяснилось, что загадочная Сашенька-Насреди – дочь второй жены дипломата. От первого брака.
И сама уже успела замужем побывать за местным чиновником. Запутанный клубок. Глаза этой вдовствующей дамы выдают в ней ум. В сочетании с опытностию они делают эту женщину довольно привлекательной.
У меня даже мелькнула мысль приударить немного за ней – позлить Михайлова и, может быть, испытать новые ощущения, ведь я никогда не увлекался дамами бальзаковского возраста. Что-то в этой Сашеньке есть… притягательное. Ее нельзя назвать красивой – слишком смуглое лицо, довольно тщедушное тело, тихий невыразительный голос.
Лишь глаза – небольшие, черные, по-персидски удлиненные… Они как будто пронизывают насквозь. Неудивительно, что Михайлов не отходит от своей Насреди ни на шаг. Хотя назвать ее невестой он поторопился.
Сашенька смотрит на своего сводного брата, как на маленького полусумасшедшего щенка. Не думаю, что она стремится сейчас выйти замуж. Но какая-то тайная мысль, какая-то роковая тайна в ней все же есть. *** Боже мой! эта тихоня оказывается что-то вроде эмансипе.
Посещает какие-то собрания, куда не пускают мужчин. Михайлов утверждает, что у нее ораторский дар, как у Цицерона. Любопытно было бы ее послушать.
Права женщин…Вероятно, замужество у этой дамы было крайне неудачным. *** Вчера, “прекрасным, наполненным пряными ароматами вечером”, как пишут в женских романах, встретил у ворот дома госпожу Насреди. Смелая дама – ходит одна, в европейском наряде… Неужели она ничего не боится? Предложил проводить ее, но в ответ получил лишь холодный, обжигающий взгляд. Не лезьте, мол, сударь, не в свое дело.
Хорошо же, лезть не буду. Начну свое дело. *** В доме Михайловых пропал секретный доклад, который дипломат получил в срочной депеше. Перерыли весь дом, начиная от комнат членов семьи и заканчивая жильем прислуги.
Исчез! Отец Михайлова ходит бледный, ночью был сердечный приступ, жена прячет от него оружие. *** Своим визитом осчастливил полковник Аносов. О потере документа знают, кажется, все русские в Тегеране.
Дипломату грозит тюрьма или сумасшедший дом. По крайней мере, с постели он не встает, около него постоянно дежурит доктор и жена. Все домашние хлопоты на себя взяла госпожа Несреди. *** Удары судьбы смягчают людей. Заставляют их искать поддержки у своих ближних. Или строить коварные планы, которые могут осуществиться при помощи ближних.
Только такое объяснение я могу дать поведению Сашеньки, которая, необъяснимым образом, изменила свое ко мне отношение – мило улыбается, ведет светскую беседу ни о чем, интересуется, что мне подать на завтрак. Странная дама… Иногда она кажется такой беззащитной и хрупкой, что даже во мне на мгновение просыпается человечность. А иногда она замыкается в себе, и мы снова и снова обмениваемся с ней колкостями и едкими выпадами.
Хотя и в них есть польза – я тренирую на Сашеньке свое остроумие и язвительность. Несмотря на то, что она женщина, госпожа Насреди оказалась достойным противником. Эдакий Вернер в юбке. Я даже уважаю ее за это. *** Сегодня объяснялся с Михайловым.
Этот Ромео ревнует меня к своей богоподобной Саше. Только из уважения к гостеприимству его дома я объяснил этому молодчику, что не имею на вдовствующую госпожу никаких видов. Я вижу в ней кого угодно, только не женщину. Уж слишком умна, язвительна и самостоятельна. *** Говорят, что пути господни неисповедимы. Вот и мне пришлось испытать на себе верность этих слов.
Никогда в жизни меня самого не добивалась женщина. А теперь, кажется, это происходит. Сегодня ночью Госпожа Насреди прислала мне записку, в которой признавалась в любви: “Я вижу в вас неординарного, но бессмысленно проживающего свою жизнь человека. Ваш скучающий взгляд, ваша обессиленная фигура говорят о пустоте вашей души…
Сначала я думала, что вы, как и я, скрываете в своем сердце какую-то тайну, иссушающую вас. Но вскоре поняла, что причина вашей тоски – в другом… Вы не нашли счастья в своей стране, быть может, вы сможете обрести покой на другом конце света? Я не предлагаю вам себя ни в качестве жены, ни в качестве любовницы, хотя я люблю вас. Я предлагаю вам бежать, уплыть со мной в Америку.
Я буду вашей спутницей, вашей компаньонкой, вашим другом. Я уже не стремлюсь иметь детей, стать хорошей женой и матерью. Я хочу работать на благо женщин, помогать страждущим.
Думаю, именно в этом мое призвание. Оставаться более в кругу своей семьи не могу – они ждут от меня замужества или монастыря. Уехать же в Америку мать никогда мне не позволит. У вас есть время подумать. Если вы решитесь, жду вас послезавтра вечером у центральной мечети”. *** Уехать в Америку?
Со странной, почти незнакомой мне женщиной? Думаю, это было бы еще одно испытание судьбы. Но нет, и это уже кажется мне скучным… *** Почти не удивил даже юный Михайлов, который оказался предателем, укравшим секретный документ и сведший в могилу своего отца.
Еще одно подтверждение никчемности и пустоты нашего, да и будущего, как я убеждаюсь, поколения. Женщины не могут быть женщинами, а мужчины – мужчинами. Независимо от того места, где они находятся. События в семье Михайловых еще больше опустошили меня.
Теперь мне и вовсе ничего не интересно. Все одно и то же – все пресно, тоскливо и ужасающе тягостно. Скоро возвращаюсь в Россию…” На этом дневник Печорина обрывается. По дороге из Персии он погиб от случайной пули ребенка, укравшего у своего отца оружие.
Тело Печорина было отправлено на родину и похоронено в фамильном склепе, рядом с предками и современниками. Этот факт – еще одно подтверждение того неразрешимого противоречия прошлого и настоящего, которое угнетало и, в конце концов, убило героя своего времени.
Дополнительная глава к роману М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени: сочинение Ссылка на основную публикацию