Тема судьбы и рока в произведениях Жуковского: сочинение

Сочинение: Тема судьбы и рока в произведениях Василия Жуковского

Тема судьбы и рока в произведениях Василия Жуковского

Василий Андреевич Жуковский является одним из первых русских романтиков. Его по праву считают отцом русского романтизма. Белинский писал о нем: «Истинная заслуга Жуковского состоит в том, что он ввел в русскую поэзию романтизм».

На тематику его произведений во многом повлияло его собственное мироощущение, положение в обществе. Так как он был незаконнорожденным сыном помещика Бунина, он чувствовал свою ущербность и выражал свои переживания в произведениях. Таким образом, часть его произведений приобрела биографический характер. Основными мотивами его творчества являются природа, любовь, рок и судьба, воспоминание. Патриотическая тема, тема поэта и поэзии также были ведущими.

Жуковский ввел в русскую литературу такие жанры, как элегия, баллада, лирический отрывок (фрагмент), романс, песня.

Одним из первых произведений Жуковского был свободный перевод элегии английского поэта-сентименталиста Т. Грея «Сельское кладбище» (1802 г.). Эта элегия отличается единством настроения и сосредоточенностью на душевных переживаниях, связанных с картинами природы и раздумьями, через которые раскрывается не условный образ, а индивидуальный характер автора. Элегия начинается с описания вечера — спокойного, безмятежного состояния природы:

В туманном сумраке окрестность

Повсюду тишина; повсюду мертвый сон;

Лишь изредка, жужжа, вечерний жук

Лишь слышится вдали рогов унылый звон.

Затем изображается картина скромного сельского кладбища, на котором поэт предается меланхолическим размышлениям, взирая на могилы поселян, с которыми он сравнивает пышную жизнь богатых вельмож, презирающих бедных и украшающих могилы богатыми памятниками, отражающими их суетное тщеславие. Смерть поэт рассматривает как неизбежный финал жизни любого человека:

На всех ярится смерть — царя, любимца славы,

Всех ищет грозная… и некогда найдет;

Всемощныя судьбы незыблемы уставы:

И путь величия ко гробу нас ведет!

Лирический герой предается размышлениям о влиянии социальной принадлежности на его судьбу:

Но просвещенья храм, воздвигнутый веками,

Угрюмою судьбой для них был затворен.

Их рок обременил убожества цепями,

Их гений строгою нуждою умерщвлён.

Особое сочувствие автора вызывает могила рано умершего юноши. Настроению соответствует мелодичный строй речи элегии. Жуковский часто использует повторы («Повсюду тишина; повсюду мертвый сон…»), анафору, то есть единогласие, присущее почти всем произведениям Жуковского. Возрастающая экспрессивная выразительность, эмоциональная окраска смыслового значения слов придают произведению особую красоту.

Новые стороны поэтического дарования Жуковского раскрылись в элегии «Вечер», написанной в 1806 году. В этой элегии отражается душа с ее малейшими оттенками и переживаниями. Вечер — наиболее подходящее время для созерцания природы. Жуковскому удается передать движение в природе, тончайшие оттенки природных красок. Поэт прибегает к олицетворению, метафорам, эпитетам, которые усиливают впечатление от картины вечера. Жуковского по праву считают создателем лирического пейзажа в русской литературе.

На фоне природы лирический герой предается воспоминаниям об ушедших друзьях, любви и постепенно приходит к вопросу о своем собственном назначении в жизни, о своей судьбе, о судьбе и роке в жизни человека:

Мне рок судил: брести неведомой стезей.

Быть другом мирных сел, любить красы природы…

И, взор склонив на пенны воды,

Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.

Лирический герой не сопротивляется своей судьбе, а принимает ее: «Так петь есть мой удел, но долго ль. » Смерть воспринимается автором как естественный уход от действительности, как смена вечера ночью. Особенное место тема судьбы и рока занимает в балладах Жуковского. «Баллада — мой избранный род поэзии», — писал Жуковский. Всего им было создано 39 баллад. Баллада «Людмила» является образцом баллады начального периода романтизма. «Людмила» — вольный перевод баллады «Ленора» немецкого поэта Бюргера. В своей версии этого произведения

Жуковский придает ей большую степень задумчивости и меланхолии, усиливает моралистический элемент, утверждает идею смирения перед волей господней. Основная идея произведения носит христианский характер. Она заключается в словах матери Людмилы: «Рай — смиренным воздаянье, ад — бунтующим сердцам». Людмила возроптала на Бога, поэтому и погибла, то есть героиня наказывается за отступление от веры. Основной мотив «Людмилы» — мотив рока, неотвратимости судьбы. На примере Людмилы автор показывает, что всякое опротивление человека уготованной ему судьбе — бесполезно и бессмысленно.

Уже в этой ранней балладе Жуковский проявил себя как художник, стремящийся воссоздать внутренний мир своего героя. Так поэт передает душевные переживания Людмилы: тревогу и грусть по милому, надежду на свидание, скорбь, отчаяние, радость, страх. Образы и мотивы дополняют романтический колорит произведения: ночь, мираж, привидения, саван, могильные кресты, гроб, мертвец.

Романтическому характеру баллады соответствует ее язык. Жуковский часто использует лирико-эмоциональные эпитеты: «милый друг», «безотрадная обитель», «прискорбные очи», «нежный друг». Поэт обращается к своему любимому эпитету «тихий» — «тихо едет», «тихая дубрава», «тихий хор». Для баллады характерны вопросительно-восклицательные интонации: «Близко ль, милый?», «А, Людмила?», рефрены: «Светит месяц, дол сребрится, мертвый с девушкою мчится».

Жуковский стремится придать своему произведению народный колорит. Он использует просторечные слова и выражения — «миновались», «ждет-пождет» и постоянные эпитеты: «борзый конь», «ветер буйный», использует традиционные сказочные выражения.

В балладе «Светлана» Жуковский предпринял попытку создать самостоятельное произведение, опирающееся в своем сюжете на национальные обычаи русского народа. Он использовал древнее поверье о гадании крестьянских девушек в ночь перед Крещением.

В отличие от «Людмилы», сюжет которой мрачен, а развязка весьма печальна, «Светлана» — радостная баллада. Основная ее идея — вера в провиденье. В отличие от Людмилы, Светлана не роптала на Бога и не противилась своей судьбе и за это была вознаграждена долгожданной встречей со своим женихом. Счастливая концовка идеализирует ситуацию. Получается, что наяву всем сопутствует счастье, а несчастья могут быть только во сне. Эта идеализация подкрепляется итоговым рассуждением:

Лучший друг нам в жизни сей

Вера в Провиденье.

Благ Зиждителя закон:

Здесь несчастье — лживый сон;

Главная заслуга Жуковского в том, что он первый в отечественной поэзии создает художественно убедительный образ русской девушки. Недаром Пушкин, создавая образ Татьяны Лариной, опирался на художественный образ Жуковского. Образ Светланы дан психологически точно. Она предстает перед читателем то молчаливо-грустной, тоскующей по исчезнувшему жениху, то пугливо-робкой — во время гадания, то в состоянии ужаса — во время сна. Сон занимает центральное место в произведении. Именно мотив сна позволяет автору развернуть балладный сюжет: путешествие Светланы в гости к мертвецу. Однако в отличие от Людмилы, Светлана не забывает о Боге. Оказавшись в избушке с мертвецом, она молится перед иконой Спасителя, и к ней спускается ангел-хранитель в образе голубя и спасает ее от притязаний мертвеца.

Итак, Жуковский был первым русским поэтом-романтиком, который обратился в своем творчестве к внутреннему миру человека, к индивидуальной личности, сосредоточив свое внимание на внутренних переживаниях человека, на его стремлении к идеальному, возвышенному миру. Почти во всех произведениях затрагивается тема судьбы и рока, являющаяся центральной в миропонимании поэтов-романтиков. Хотя во всех произведениях она представлена по-разному: «Сельское кладбище» — неотвратимость смерти, как естественного финала жизни, влияние судьбы на жизнь человека; «Вечер»— размышления автора о своем собственном предназначении в жизни, о своей собственной судьбе; «Людмила» и «Светлана» — вера в Бога, повиновение судьбе, то есть Богу, его воле, или сопротивление ей, но вывод из всех этих произведений следует один: человек — раб судьбы, и пытаться изменить, воспротивиться судьбе абсолютно невозможно, потому что за сопротивление человек понесет кару Бога.

Тема судьбы и рока в произведениях Жуковского: сочинение

Классическая литература

Зарубежная литература

Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 г. Впервые Жуковский выступил в печати, когда ему было 14 лет. Он очень рано приобрел широкую по тому времени популярность и литературный авторитет. Романтические поэмы, сказки, баллады, элегии принесли Жуковскому настоящую славу.

Жуковский является одним из первых русских романтиков. Его считают отцом русского романтизма. Основными мотивами его творчества являются природа, любовь, рок и судьба, воспоминание.

Между тем стихами Жуковского, и патриотическими, и элегическими, зачитывалась молодежь. Они пленяли музыкальностью, романтическим настроением, таинственностью.

Будучи человеком добрым и отзывчивым, Жуковский взял на себя нелегкую миссию — использовать свою близость к правительству для помощи тем, кто оказался в опале, особенно литераторам, писателям.

Личная жизнь его не сложилась. С юности он преданно любил свою племянницу и ученицу Машу Протасову, но не мог жениться на ней из-за родства. Он стал другом Маши и ее мужа. Скончалась она совсем молодой. Вся эта трагическая история отразилась и в его стихах. После смерти Марии он писал:

О милых спутниках, которые нам

Своим присутствием животворили,

Не говори с тоской: их нет

Но с благодарностью: были.

Многие лирические стихи Жуковского стали известными романсами и, положенные на музыку, распевались по всей России:

Минувших дней очарованье,

Зачем опять воскресло ты?

Кто разбудил воспоминанье

И замолчавшие мечты.

Более всего Жуковский известен своими романтическими балладами «Людмила», «Светлана», «Ивиковые журавли» и т. д.

Рассмотрим балладу «Людмила». Эта баллада является образцом баллады начального периода романтизма. Жуковский придает ей большую степень задумчивости и меланхолии, усиливает моралистический элемент, утверждает идею смирения перед волей господней. Основная идея произведения носит христианский характер. Она заключается в словах матери Людмилы: «Рай — смиренным воздаянье, ад — бунтующим сердцам». Людмила возроптала на Бога, поэтому и погибла, т. е. героиня наказывается за отступление от веры. Основной мотив «Людмилы» — мотив рока, неотвратимости судьбы. Жуковский передает душевные переживания Людмилы: тревога и грусть по милому, надежда на свидание, скорбь, отчаяние, радость, страх. Образы и мотивы дополняют романтический колорит произведения: ночь, мираж, привидения, саван, могильные кресты, гроб, мертвец.

В балладе «Светлана» Жуковский предпринял попытку создать самостоятельное произведение, опирающееся в своем сюжете на национальные обычаи русского народа. Он использовал древнее поверье о гадании крестьянских девушек в ночь перед Крещением.

В отличие от «Людмилы», сюжет которой мрачен, а развязка весьма печальна, «Светлана» — радостная баллада. Основная ее идея — вера в провидение. В отличие от Людмилы Светлана не роптала на Бога и не противилась своей судьбе, и за это была вознаграждена долгожданной встречей со своим женихом.

Светлана — один из важнейших для Жуковского поэтических образов, связывающий воедино его судьбу и творчество. Имя Светланы стало для Жуковского символическим обозначением особого миросозерцания и мироощущения, светлой веры, призванной осветить своим присутствием мрачную сущность жизни. Оно оказалось своего рода талисманом, защищающим от злых сил.

Главная заслуга Жуковского в том, что он первый в отечественной поэзии создает художественно убедительный образ русской девушки. Образ Светланы дан психологически точно. Она предстает перед читателем то молчаливо-грустной, тоскующей по исчезнувшему жениху, то пугливо-робкой — во время гадания.

Характер творчества Жуковского во многом определен его жизненным личным опытом и жизненными принципами.

Эмоциональная строка его жизни рано определялась готовностью к моральным мнениям, страданиям, мыслью о закономерности утрат. В мире, где, по его поэтическому определению, все «иль жертва, иль губитель, он предпочитал быть жертвой».

Тема судьбы и рока в произведениях Василия Жуковского

Василий Андреевич Жуковский является одним из первых русских романтиков. Его по праву считают отцом русского романтизма. Белинский писал о нем: «Истинная заслуга Жуковского состоит в том, что он ввел в русскую поэзию романтизм».

На тематику его произведений во многом повлияло его собственное мироощущение, положение в обществе. Так как он был незаконнорожденным сыном помещика Бунина, он чувствовал свою ущербность и выражал свои переживания в произведениях. Таким образом, часть его произведений приобрела биографический характер. Основными мотивами его творчества являются природа, любовь, рок и судьба, воспоминание. Патриотическая тема, тема поэта и поэзии также были ведущими.

Жуковский ввел в русскую литературу такие жанры, как элегия, баллада, лирический отрывок (фрагмент), романс, песня.

Одним из первых произведений Жуковского был свободный перевод элегии английского поэта-сентименталиста Т. Грея «Сельское кладбище» (1802 г.). Эта элегия отличается единством настроения и сосредоточенностью на душевных переживаниях, связанных с картинами природы и раздумьями, через которые раскрывается не условный образ, а индивидуальный характер автора. Элегия начинается с описания вечера — спокойного, безмятежного состояния природы:

В туманном сумраке окрестность

Повсюду тишина; повсюду мертвый сон;

Лишь изредка, жужжа, вечерний жук

Лишь слышится вдали рогов унылый звон.

Затем изображается картина скромного сельского кладбища, на котором поэт предается меланхолическим размышлениям, взирая на могилы поселян, с которыми он сравнивает пышную жизнь богатых вельмож, презирающих бедных и украшающих могилы богатыми памятниками, отражающими их суетное тщеславие. Смерть поэт рассматривает как неизбежный финал жизни любого человека:

На всех ярится смерть — царя, любимца славы,

Всех ищет грозная… и некогда найдет;

Всемощныя судьбы незыблемы уставы:

И путь величия ко гробу нас ведет!

Лирический герой предается размышлениям о влиянии социальной принадлежности на его судьбу:

Но просвещенья храм, воздвигнутый веками,

Угрюмою судьбой для них был затворен.

Их рок обременил убожества цепями,

Их гений строгою нуждою умерщвлён.

Особое сочувствие автора вызывает могила рано умершего юноши. Настроению соответствует мелодичный строй речи элегии. Жуковский часто использует повторы («Повсюду тишина; повсюду мертвый сон…»), анафору, то есть единогласие, присущее почти всем произведениям Жуковского. Возрастающая экспрессивная выразительность, эмоциональная окраска смыслового значения слов придают произведению особую красоту.

Новые стороны поэтического дарования Жуковского раскрылись в элегии «Вечер», написанной в 1806 году. В этой элегии отражается душа с ее малейшими оттенками и переживаниями. Вечер — наиболее подходящее время для созерцания природы. Жуковскому удается передать движение в природе, тончайшие оттенки природных красок. Поэт прибегает к олицетворению, метафорам, эпитетам, которые усиливают впечатление от картины вечера. Жуковского по праву считают создателем лирического пейзажа в русской литературе.

На фоне природы лирический герой предается воспоминаниям об ушедших друзьях, любви и постепенно приходит к вопросу о своем собственном назначении в жизни, о своей судьбе, о судьбе и роке в жизни человека:

Мне рок судил: брести неведомой стезей.

Быть другом мирных сел, любить красы природы…

И, взор склонив на пенны воды,

Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.

Лирический герой не сопротивляется своей судьбе, а принимает ее: «Так петь есть мой удел, но долго ль. » Смерть воспринимается автором как естественный уход от действительности, как смена вечера ночью. Особенное место тема судьбы и рока занимает в балладах Жуковского. «Баллада — мой избранный род поэзии», — писал Жуковский. Всего им было создано 39 баллад. Баллада «Людмила» является образцом баллады начального периода романтизма. «Людмила» — вольный перевод баллады «Ленора» немецкого поэта Бюргера. В своей версии этого произведения

Жуковский придает ей большую степень задумчивости и меланхолии, усиливает моралистический элемент, утверждает идею смирения перед волей господней. Основная идея произведения носит христианский характер. Она заключается в словах матери Людмилы: «Рай — смиренным воздаянье, ад — бунтующим сердцам». Людмила возроптала на Бога, поэтому и погибла, то есть героиня наказывается за отступление от веры. Основной мотив «Людмилы» — мотив рока, неотвратимости судьбы. На примере Людмилы автор показывает, что всякое опротивление человека уготованной ему судьбе — бесполезно и бессмысленно.

Уже в этой ранней балладе Жуковский проявил себя как художник, стремящийся воссоздать внутренний мир своего героя. Так поэт передает душевные переживания Людмилы: тревогу и грусть по милому, надежду на свидание, скорбь, отчаяние, радость, страх. Образы и мотивы дополняют романтический колорит произведения: ночь, мираж, привидения, саван, могильные кресты, гроб, мертвец.

Романтическому характеру баллады соответствует ее язык. Жуковский часто использует лирико-эмоциональные эпитеты: «милый друг», «безотрадная обитель», «прискорбные очи», «нежный друг». Поэт обращается к своему любимому эпитету «тихий» — «тихо едет», «тихая дубрава», «тихий хор». Для баллады характерны вопросительно-восклицательные интонации: «Близко ль, милый?», «А, Людмила?», рефрены: «Светит месяц, дол сребрится, мертвый с девушкою мчится».

Жуковский стремится придать своему произведению народный колорит. Он использует просторечные слова и выражения — «миновались», «ждет-пождет» и постоянные эпитеты: «борзый конь», «ветер буйный», использует традиционные сказочные выражения.

В балладе «Светлана» Жуковский предпринял попытку создать самостоятельное произведение, опирающееся в своем сюжете на национальные обычаи русского народа. Он использовал древнее поверье о гадании крестьянских девушек в ночь перед Крещением.

В отличие от «Людмилы», сюжет которой мрачен, а развязка весьма печальна, «Светлана» — радостная баллада. Основная ее идея — вера в провиденье. В отличие от Людмилы, Светлана не роптала на Бога и не противилась своей судьбе и за это была вознаграждена долгожданной встречей со своим женихом. Счастливая концовка идеализирует ситуацию. Получается, что наяву всем сопутствует счастье, а несчастья могут быть только во сне. Эта идеализация подкрепляется итоговым рассуждением:

Лучший друг нам в жизни сей

Вера в Провиденье.

Благ Зиждителя закон:

Здесь несчастье — лживый сон;

Главная заслуга Жуковского в том, что он первый в отечественной поэзии создает художественно убедительный образ русской девушки. Недаром Пушкин, создавая образ Татьяны Лариной, опирался на художественный образ Жуковского. Образ Светланы дан психологически точно. Она предстает перед читателем то молчаливо-грустной, тоскующей по исчезнувшему жениху, то пугливо-робкой — во время гадания, то в состоянии ужаса — во время сна. Сон занимает центральное место в произведении. Именно мотив сна позволяет автору развернуть балладный сюжет: путешествие Светланы в гости к мертвецу. Однако в отличие от Людмилы, Светлана не забывает о Боге. Оказавшись в избушке с мертвецом, она молится перед иконой Спасителя, и к ней спускается ангел-хранитель в образе голубя и спасает ее от притязаний мертвеца.

Итак, Жуковский был первым русским поэтом-романтиком, который обратился в своем творчестве к внутреннему миру человека, к индивидуальной личности, сосредоточив свое внимание на внутренних переживаниях человека, на его стремлении к идеальному, возвышенному миру. Почти во всех произведениях затрагивается тема судьбы и рока, являющаяся центральной в миропонимании поэтов-романтиков. Хотя во всех произведениях она представлена по-разному: «Сельское кладбище» — неотвратимость смерти, как естественного финала жизни, влияние судьбы на жизнь человека; «Вечер»— размышления автора о своем собственном предназначении в жизни, о своей собственной судьбе; «Людмила» и «Светлана» — вера в Бога, повиновение судьбе, то есть Богу, его воле, или сопротивление ей, но вывод из всех этих произведений следует один: человек — раб судьбы, и пытаться изменить, воспротивиться судьбе абсолютно невозможно, потому что за сопротивление человек понесет кару Бога.

Похожие работы

Своим учителем в поэзии Жуковский считал Карамзина, главу русского сентиментализма. Сущность романтизма Жуковского очень точно охарактеризована Белинским, сказавшим, что он стал «певцом сердечным утра».

Краткий очерк жизненного пути личностного и творческого становления известного российского писателя и переводчика В. А. Жуковского история его несчастной любви к племяннице по отцу. Придворная служба литератора и обстоятельства его переезда в Германию.

Как известно, В.А. Жуковский – поэт-романтик. Но его романтизм, в отличие от других, имеет свою специфику – в его произведениях наблюдается очень много мистических образов, деталей, понятий. Даже такое классическое понятие, как романтический дуализм (двоемирие), Жуковский раскрывает с оттенком мистицизма (что связано с его верой в загробный мир).

Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 г. Впервые Жуковский выступил в печати, когда ему было 14 лет. Он очень рано приобрел широкую по тому времени популярность и литературный авторитет. Романтические поэмы, сказки, баллады, элегии принесли Жуковскому настоящую славу.

Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 г. Он основоположник русского романтизма. Белинский говорил, что Жуковский дал для русской поэзии «душу и сердце». «Душа и сердце» присутствуют в произведениях, где Жуковский говорит о природе.

Баллада В.А. Жуковского «Светлана» Автор: Жуковский В.А. Баллада В.А. Жуковского «Светлана» является произведением романтизма. Здесь описаны чувства, возвышающие человека: «Милый друг далеко; Мне судьбина умереть в грусти одинокой». Светлана любит, страдает, верит, боится, очень много чувств она испытывает в балладе.

Стихотворение В.А.Жуковского “Море”. (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Жуковский В.А. Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою.

Основоположником русского романтизма по праву считают Жуковского, избравшего главным предметом своей поэзии мир человеческой души.

В начале XIX столетия в России сложилось новое литературное течение – романтизм. Он пришел на смену. Психологическое течение русского романтизма возглавили Жуковский и Батюшков.

А. Жуковский писал лирические стихотворения на всем протяжении своего творческого пути. Но он не случайно получил прозвище «балладника». Популярность Жуковскому принесли прежде всего баллады.

ТЕМА СУДЬБЫ И РОКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ВАСИЛИЯ ЖУКОВСКОГО

allpoetry.ru

Василий Андреевич Жуковский является одним из первых русских романтиков. Его по праву считают отцом русского романтизма. Белинский писал о нем: “Истинная заслуга Жуковского состоит в том, что он ввел в русскую поэзию романтизм”.

На тематику его произведений во многом повлияло его собственное мироощущение, положение в обществе. Так как он был незаконнорожденным сыном помещика Бунина, он чувствовал свою ущербность и выражал свои переживания в произведениях. Таким образом, часть его произведений приобрела биографический характер. Основными мотивами его творчества являются природа, любовь, рок и судьба, воспоминание. Патриотическая тема, тема поэта и поэзии также были ведущими.

Жуковский ввел в русскую литературу такие жанры, как элегия, баллада, лирический отрывок (фрагмент), романс, песня.

Одним из первых произведений Жуковского был свободный перевод элегии английского поэта-сентименталиста Т. Грея “Сельское кладбище” (1802 г.). Эта элегия отличается единством настроения и сосредоточенностью на душевных переживаниях, связанных с картинами природы и раздумьями, через которые раскрывается не условный образ, а индивидуальный характер автора. Элегия начинается с описания вечера — спокойного, безмятежного состояния природы:

В туманном сумраке окрестность

Повсюду тишина; повсюду мертвый сон;

Лишь изредка, жужжа, вечерний жук

Лишь слышится вдали рогов унылый звон.

Затем изображается картина скромного сельского кладбища, на котором поэт предается меланхолическим размышлениям, взирая на могилы поселян, с которыми он сравнивает пышную жизнь богатых вельмож, презирающих бедных и украшающих могилы богатыми памятниками, отражающими их суетное тщеславие. Смерть поэт рассматривает как неизбежный финал жизни любого человека:

На всех ярится смерть — царя, любимца славы,

Всех ищет грозная… и некогда найдет;

Всемощныя судьбы незыблемы уставы:

И путь величия ко гробу нас ведет!

Лирический герой предается размышлениям о влиянии социальной принадлежности на его судьбу:

Но просвещенья храм, воздвигнутый веками,

Угрюмою судьбой для них был затворен.

Их рок обременил убожества цепями,

Их гений строгою нуждою умерщвлён.

Особое сочувствие автора вызывает могила рано умершего юноши. Настроению соответствует мелодичный строй речи элегии. Жуковский часто использует повторы (“Повсюду тишина; повсюду мертвый сон…”), анафору, то есть единогласие, присущее почти всем произведениям Жуковского. Возрастающая экспрессивная выразительность, эмоциональная окраска смыслового значения слов придают произведению особую красоту.

Новые стороны поэтического дарования Жуковского раскрылись в элегии “Вечер”, написанной в 1806 году. В этой элегии отражается душа с ее малейшими оттенками и переживаниями. Вечер — наиболее подходящее время для созерцания природы. Жуковскому удается передать движение в природе, тончайшие оттенки природных красок. Поэт прибегает к олицетворению, метафорам, эпитетам, которые усиливают впечатление от картины вечера. Жуковского по праву считают создателем лирического пейзажа в русской литературе.

На фоне природы лирический герой предается воспоминаниям об ушедших друзьях, любви и постепенно приходит к вопросу о своем собственном назначении в жизни, о своей судьбе, о судьбе и роке в жизни человека:

Мне рок судил: брести неведомой стезей.

Быть другом мирных сел, любить красы природы…

И, взор склонив на пенны воды,

Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.

Лирический герой не сопротивляется своей судьбе, а принимает ее: “Так петь есть мой удел, но долго ль. ” Смерть воспринимается автором как естественный уход от действительности, как смена вечера ночью. Особенное место тема судьбы и рока занимает в балладах Жуковского. “Баллада — мой избранный род поэзии”, — писал Жуковский. Всего им было создано 39 баллад. Баллада “Людмила” является образцом баллады начального периода романтизма. “Людмила” — вольный перевод баллады “Ленора” немецкого поэта Бюргера. В своей версии этого произведения

Жуковский придает ей большую степень задумчивости и меланхолии, усиливает моралистический элемент, утверждает идею смирения перед волей господней. Основная идея произведения носит христианский характер. Она заключается в словах матери Людмилы: “Рай — смиренным воздаянье, ад — бунтующим сердцам”. Людмила возроптала на Бога, поэтому и погибла, то есть героиня наказывается за отступление от веры. Основной мотив “Людмилы” — мотив рока, неотвратимости судьбы. На примере Людмилы автор показывает, что всякое опротивление человека уготованной ему судьбе — бесполезно и бессмысленно.

Уже в этой ранней балладе Жуковский проявил себя как художник, стремящийся воссоздать внутренний мир своего героя. Так поэт передает душевные переживания Людмилы: тревогу и грусть по милому, надежду на свидание, скорбь, отчаяние, радость, страх. Образы и мотивы дополняют романтический колорит произведения: ночь, мираж, привидения, саван, могильные кресты, гроб, мертвец.

Романтическому характеру баллады соответствует ее язык. Жуковский часто использует лирико-эмоциональные эпитеты: “милый друг”, “безотрадная обитель”, “прискорбные очи”, “нежный друг”. Поэт обращается к своему любимому эпитету “тихий” — “тихо едет”, “тихая дубрава”, “тихий хор”. Для баллады характерны вопросительно-восклицательные интонации: “Близко ль, милый?”, “А, Людмила?”, рефрены: “Светит месяц, дол сребрится, мертвый с девушкою мчится”.

Жуковский стремится придать своему произведению народный колорит. Он использует просторечные слова и выражения — “миновались”, “ждет-пождет” и постоянные эпитеты: “борзый конь”, “ветер буйный”, использует традиционные сказочные выражения.

В балладе “Светлана” Жуковский предпринял попытку создать самостоятельное произведение, опирающееся в своем сюжете на национальные обычаи русского народа. Он использовал древнее поверье о гадании крестьянских девушек в ночь перед Крещением.

В отличие от “Людмилы”, сюжет которой мрачен, а развязка весьма печальна, “Светлана” — радостная баллада. Основная ее идея — вера в провиденье. В отличие от Людмилы, Светлана не роптала на Бога и не противилась своей судьбе и за это была вознаграждена долгожданной встречей со своим женихом. Счастливая концовка идеализирует ситуацию. Получается, что наяву всем сопутствует счастье, а несчастья могут быть только во сне. Эта идеализация подкрепляется итоговым рассуждением:

Лучший друг нам в жизни сей

Вера в Провиденье.

Благ Зиждителя закон:

Здесь несчастье — лживый сон;

Главная заслуга Жуковского в том, что он первый в отечественной поэзии создает художественно убедительный образ русской девушки. Недаром Пушкин, создавая образ Татьяны Лариной, опирался на художественный образ Жуковского. Образ Светланы дан психологически точно. Она предстает перед читателем то молчаливо-грустной, тоскующей по исчезнувшему жениху, то пугливо-робкой — во время гадания, то в состоянии ужаса — во время сна. Сон занимает центральное место в произведении. Именно мотив сна позволяет автору развернуть балладный сюжет: путешествие Светланы в гости к мертвецу. Однако в отличие от Людмилы, Светлана не забывает о Боге. Оказавшись в избушке с мертвецом, она молится перед иконой Спасителя, и к ней спускается ангел-хранитель в образе голубя и спасает ее от притязаний мертвеца.

Итак, Жуковский был первым русским поэтом-романтиком, который обратился в своем творчестве к внутреннему миру человека, к индивидуальной личности, сосредоточив свое внимание на внутренних переживаниях человека, на его стремлении к идеальному, возвышенному миру. Почти во всех произведениях затрагивается тема судьбы и рока, являющаяся центральной в миропонимании поэтов-романтиков. Хотя во всех произведениях она представлена по-разному: “Сельское кладбище” — неотвратимость смерти, как естественного финала жизни, влияние судьбы на жизнь человека; “Вечер”— размышления автора о своем собственном предназначении в жизни, о своей собственной судьбе; “Людмила” и “Светлана” — вера в Бога, повиновение судьбе, то есть Богу, его воле, или сопротивление ей, но вывод из всех этих произведений следует один: человек — раб судьбы, и пытаться изменить, воспротивиться судьбе абсолютно невозможно, потому что за сопротивление человек понесет кару Бога.

Сочинение на тему “Тема судьбы и рока в произведениях В. А. Жуковского”

Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 г. Впервые Жуковский выступил в печати, когда ему было 14 лет. Он очень рано приобрел широкую по тому времени популярность и литературный авторитет. Романтические поэмы, сказки, баллады, элегии принесли Жуковскому настоящую славу.

Жуковский является одним из первых русских романтиков. Его считают отцом русского романтизма. Основными мотивами его творчества являются природа, любовь, рок и судьба, воспоминание.

Между тем стихами Жуковского, и патриотическими, и элегическими, зачитывалась молодежь. Они пленяли музыкальностью, романтическим настроением, таинственностью.

Будучи человеком добрым и отзывчивым, Жуковский взял на себя нелегкую миссию -использовать свою близость к правительству для помощи тем, кто оказался в опале, особенно литераторам, писателям.

Личная жизнь его не сложилась. С юности он преданно любил свою племянницу и ученицу Машу Протасову, но не мог жениться на ней из-за родства. Он стал другом Маши и ее мужа. Скончалась она совсем молодой. Вся эта трагическа история отразилась и в его стихах. После смерти Марии он писал:

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

«О милых спутниках, которые нам свет Своим присутствием животворили, Не говори с тоской: их нет Но с благодарностью: были».

Многие лирические стихи Жуковского стали известными романсами и, положенные на музыку, распевались по всей России.

«Минувших дней очарованье, Зачем опять воскресло ты?

Кто разбудил воспоминанье И замолчавшие мечты. »

Более всего Жуковский известен своими романтическими балладами «Людмила», «Светлана», «Ивиковые журавли» и т. д.

Рассмотрим балладу «Людмила». Эта баллада является образцом баллады начального периода романтизма. Жуковский придает ей большую степень задумчивости и меланхолии, усиливает моралистический элемент, утверждает идею смирения перед волей господней. Основная идея произведения носит христианский характер. Она заключается в словах матери Людмилы: «Рай – смиренным воздаянье, ад – бунтующим сердцам». Людмила возроптала на Бога, поэтому и погибла, т. е. героиня наказывается за отступление от веры. Основной мотив «Людмилы» – мотив рока, неотвратимости судьбы. Жуковский передает душевные переживания Людмилы: тревога и грусть по милому, надежда на свидание, скорбь, отчаяние, радость, страх. Образы и мотивы дополняют романтический колорит произведения: ночь, мираж, привидения, саван, могильные кресты, гроб, мертвец.

В балладе «Светлана» Жуковский предпринял попытку создать самостоятельное произведение, опирающееся в своем сюжете на национальные обычаи русского народа. Он использовал древнее поверье о гадании крестьянских девушек в ночь перед Крещением.

В отличие от «Людмилы», сюжет которой мрачен, а развязка весьма печальна, «Светлана» – радостная баллада. Основная ее идея – вера в провидение. В отличие от Людмилы Светлана не роптала на Бога и не противилась своей судьбе, и за это была вознаграждена долгожданной встречей со своим женихом.

Светлана – один из важнейших для Жуковского поэтических образов, связывающий воедино его судьбу и творчество. Имя Светланы стало для Жуковского символическим обозначением особого миросозерцания и мироощущения, светлой веры, призванной осветить своим присутствием мрачную сущность жизни. Оно оказалось своего рода талисманом, защищающим от злых сил.

Главная заслуга Жуковского в том, что он первый в отечественной поэзии создает художественно убедительный образ русской девушки. Образ Светланы дан психологически точно. Она предстает перед читателем то молчаливо-грустной, тоскующей по исчезнувшему жениху, то пугливо-робкой – во время гадания.

Характер творчества Жуковского во многом определен его жизненным личным опытом и жизненными принципами.

Эмоциональная строка его жизни рано определялась готовностью к моральным мнениям, страданиям, мыслью о закономерности утрат. В мире, где, по его поэтическому определению, все «иль жертва, иль губитель, он предпочитал быть жертвой».

Тема судьбы и рока в произведениях Жуковского – сочинение

Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 г. Впервые Жуковский выступил в печати, когда ему было 14 лет. Он очень рано приобрел широкую по тому времени популярность и литературный авторитет. Романтические поэмы, сказки, баллады, элегии принесли Жуковскому настоящую славу.

Жуковский является одним из первых русских романтиков. Его считают отцом русского романтизма. Основными мотивами его творчества являются природа, любовь, рок и судьба, воспоминание.

Между тем стихами Жуковского, и патриотическими, и элегическими, зачитывалась молодежь. Они пленяли музыкальностью, романтическим настроением, таинственностью.

Будучи человеком добрым и отзывчивым, Жуковский взял на себя нелегкую миссию — использовать свою близость к правительству для помощи тем, кто оказался в опале, особенно литераторам, писателям.

Личная жизнь его не сложилась. С юности он преданно любил свою племянницу и ученицу Машу Протасову, но не мог жениться на ней из-за родства. Он стал другом Маши и ее мужа. Скончалась она совсем молодой. Вся эта трагическая история отразилась и в его стихах. После смерти Марии он писал:

О милых спутниках, которые нам

Своим присутствием животворили,

Не говори с тоской: их нет

Но с благодарностью: были.

Многие лирические стихи Жуковского стали известными романсами и, положенные на музыку, распевались по всей России:

Минувших дней очарованье,

Зачем опять воскресло ты?

Кто разбудил воспоминанье

И замолчавшие мечты.

Более всего Жуковский известен своими романтическими балладами «Людмила», «Светлана», «Ивиковые журавли» и т. д.

Рассмотрим балладу «Людмила». Эта баллада является образцом баллады начального периода романтизма. Жуковский придает ей большую степень задумчивости и меланхолии, усиливает моралистический элемент, утверждает идею смирения перед волей господней. Основная идея произведения носит христианский характер. Она заключается в словах матери Людмилы: «Рай — смиренным воздаянье, ад — бунтующим сердцам». Людмила возроптала на Бога, поэтому и погибла, т. е. героиня наказывается за отступление от веры. Основной мотив «Людмилы» — мотив рока, неотвратимости судьбы. Жуковский передает душевные переживания Людмилы: тревога и грусть по милому, надежда на свидание, скорбь, отчаяние, радость, страх. Образы и мотивы дополняют романтический колорит произведения: ночь, мираж, привидения, саван, могильные кресты, гроб, мертвец.

В балладе «Светлана» Жуковский предпринял попытку создать самостоятельное произведение, опирающееся в своем сюжете на национальные обычаи русского народа. Он использовал древнее поверье о гадании крестьянских девушек в ночь перед Крещением.

В отличие от «Людмилы», сюжет которой мрачен, а развязка весьма печальна, «Светлана» — радостная баллада. Основная ее идея — вера в провидение. В отличие от Людмилы Светлана не роптала на Бога и не противилась своей судьбе, и за это была вознаграждена долгожданной встречей со своим женихом.

Светлана — один из важнейших для Жуковского поэтических образов, связывающий воедино его судьбу и творчество. Имя Светланы стало для Жуковского символическим обозначением особого миросозерцания и мироощущения, светлой веры, призванной осветить своим присутствием мрачную сущность жизни. Оно оказалось своего рода талисманом, защищающим от злых сил.

Главная заслуга Жуковского в том, что он первый в отечественной поэзии создает художественно убедительный образ русской девушки. Образ Светланы дан психологически точно. Она предстает перед читателем то молчаливо-грустной, тоскующей по исчезнувшему жениху, то пугливо-робкой — во время гадания.

Характер творчества Жуковского во многом определен его жизненным личным опытом и жизненными принципами.

Эмоциональная строка его жизни рано определялась готовностью к моральным мнениям, страданиям, мыслью о закономерности утрат. В мире, где, по его поэтическому определению, все «иль жертва, иль губитель, он предпочитал быть жертвой».

Читайте также:  Романтизм Жуковского (баллада Лесной царь): сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Тема судьбы и рока в произведениях Василия Жуковского
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 01:03:28 04 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 85 Комментариев: 0 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать