«Победителю ученику от побеждённого учителя» (Жуковский и Пушкин: история одной дружбы)
![]() | ![]() | ![]() | |
Тип: Свободная тема |
Пушкин признавал себя учеником Жуковского. Но, учась у него, он перерастал своего предшественника и преодолевал его влияние, в общем чуждое основным устремлениям пушкинского творчества. Сравнение сказок Пушкина с одновременно написанными сказками Жуковского показывает, например, насколько внешне воспринимал задачу народности искусства Жуковский и насколько глубоко проникнут был ею Пушкин.
Сам Жуковский, умевший понимать и ценить прекрасное, рано осознал, что ему предстоит уступить дорогу гению Пушкина. В день, когда Пушкин закончил свою первую поэму «Руслан и Людмила», Жуковский подарил ему свой портрет, на оборотной стороне которого рукой великого представителя романтизма была написана историческая фраза: «Победителю ученику от побеждённого учителя».
В одном из писем (12 ноября 1824 года) Жуковский пишет Александру Сергеевичу: «Ты имеешь не дарование, а гений. Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастия и обратить в добро заслуженное… Ты рожден быть великим поэтом; будь же этого достоин. В этой фразе вся твоя мораль, все твое возможное счастие и все вознаграждения…».
В чем же заключается следование Пушкина Жуковскому в творчестве?
Прежде всего, в том, что Василий Андреевич Жуковский был признанным мастером романтической прозы. Именно он стоял у истоков этого литературного течения в России, именно его произведения – например, баллады «Светлана», «Людмила» – до сих пор являются признанными эталонами романтического искусства, выводящего на сцены исключительных героев и ставящего их в исключительные обстоятельства.
А Александр Сергеевич Пушкин, как известно, в начале своего творческого пути так же следовал романтическим традициям. Его поэму (в частности, «Руслан и Людмила»), сказки, раннюю лирику, первые главы романа в стихах «Евгений Онегин» можно назвать данью Жуковскому.
Но постепенно Пушкин уходит от романтизма к реализму, и Жуковский, с его оторванной от реальной жизни лирикой, перестает быть для поэта учителем.
Но не только творчество объединяло двух мастеров слова. Их объединяла и дружба. Между ними велась оживленная переписка. Так, сохранилась записка Пушкина, которую тот написал другу, когда не застал его однажды дома:
Штабс-капитану, Гете, Грею,
Томсону, Шиллеру привет!
Им поклониться честь имею,
Но сердцем истинно жалею,
Что никогда их дома нет.
Вообще, Пушкин и Жуковский были очень дружны. На правах старшего товарища Василий Андреевич не раз выручал своего друга. Так, в конце 1824 года, когда Пушкин поссорился со своим отцом и тот обвинил его в том, что он хотел его избить, Жуковский заступился за поэта перед властями. Так как положение Пушкина было отчаянным (ему уже присудили ссылку в родное поместье – Михайловское), обвинение в «избиении» могло усугубить наказание (угрожали ссылкой в Сибирь).
В 1825-м году Жуковский также пришел поэту на помощь – он заступился за него перед царем, когда Пушкин был в подозрении после восстания декабристов. Дело в том, что Жуковский служил при дворе и имел возможность прямого доступа к властьдержащим. Он сумел сохранить при дворе безупречную честность, нравственную чистоту и прямоту характера. Ни почести, ни награды не могли заставить его позабыть о «святейшем из званий: человек». Трусость и раболепство были чужды Жуковскому. Он много раз заступался за опальных героев. Все это привело, в конце концов, к тому, что Николай 1 стал подозревать Жуковского в свободомыслии и политической неблагонадежности.
Жуковский был также очень близким духовным другом Пушкина. Он не раз помогал поэту в трудные моменты жизни, умел приободрить, вселить уверенность, успокоить… Но он не смог уберечь друга от гибели… После смерти Пушкина Жуковский написал стихотворение, в котором выразил боль и недоумение от произошедших трагических событий:
Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем
Мертвому прямо в глаза; были закрыты глаза,
Было лицо его мне так знакомо, и было заметно,
Что выражалось на нем, – в жизни такого
Мы не видали на этом лице…
…мнилось мне, что ему
В этот миг предстояло как будто какое виденье,
Что-то сбывалось над ним… И спросить мне хотелось: что видишь?
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / «Победителю ученику от побеждённого учителя» (Жуковский и Пушкин: история одной дружбы)
Смотрите также по разным произведениям Пушкина:
«Победителю ученику от побеждённого учителя» (Жуковский и Пушкин: история одной дружбы)
Пушкин признавал себя учеником Жуковского. Но, учась у него, он перерастал своего предшественника и преодолевал его влияние, в общем чуждое основным устремлениям пушкинского творчества. Сравнение сказок Пушкина с одновременно написанными сказками Жуковского показывает, например, насколько внешне воспринимал задачу народности искусства Жуковский и насколько глубоко проникнут был ею Пушкин.
Сам Жуковский, умевший понимать и ценить прекрасное, рано осознал, что ему предстоит уступить дорогу гению Пушкина. В день, когда Пушкин закончил свою первую поэму «Руслан и Людмила», Жуковский подарил ему свой портрет, на оборотной стороне которого рукой великого представителя романтизма была написана историческая фраза: «Победителю ученику от побеждённого учителя».
В одном из писем (12 ноября 1824 года) Жуковский пишет Александру Сергеевичу: «Ты имеешь не дарование, а гений. Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастия и обратить в добро заслуженное… Ты рожден быть великим поэтом; будь же этого достоин. В этой фразе вся твоя мораль, все твое возможное счастие и все вознаграждения…».
В чем же заключается следование Пушкина Жуковскому в творчестве?
Прежде всего, в том, что Василий Андреевич Жуковский был признанным мастером романтической прозы. Именно он стоял у истоков этого литературного течения в России, именно его произведения – например, баллады «Светлана», «Людмила» – до сих пор являются признанными эталонами романтического искусства, выводящего на сцены исключительных героев и ставящего их в исключительные обстоятельства.
А Александр Сергеевич Пушкин, как известно, в начале своего творческого пути так же следовал романтическим традициям. Его поэму (в частности, «Руслан и Людмила»), сказки, раннюю лирику, первые главы романа в стихах «Евгений Онегин» можно назвать данью Жуковскому.
Но постепенно Пушкин уходит от романтизма к реализму, и Жуковский, с его оторванной от реальной жизни лирикой, перестает быть для поэта учителем.
Но не только творчество объединяло двух мастеров слова. Их объединяла и дружба. Между ними велась оживленная переписка. Так, сохранилась записка Пушкина, которую тот написал другу, когда не застал его однажды дома:
Штабс-капитану, Гете, Грею,
Томсону, Шиллеру привет!
Им поклониться честь имею,
Но сердцем истинно жалею,
Что никогда их дома нет.
Вообще, Пушкин и Жуковский были очень дружны. На правах старшего товарища Василий Андреевич не раз выручал своего друга. Так, в конце 1824 года, когда Пушкин поссорился со своим отцом и тот обвинил его в том, что он хотел его избить, Жуковский заступился за поэта перед властями. Так как положение Пушкина было отчаянным (ему уже присудили ссылку в родное поместье – Михайловское), обвинение в «избиении» могло усугубить наказание (угрожали ссылкой в Сибирь).
В 1825-м году Жуковский также пришел поэту на помощь – он заступился за него перед царем, когда Пушкин был в подозрении после восстания декабристов. Дело в том, что Жуковский служил при дворе и имел возможность прямого доступа к властьдержащим. Он сумел сохранить при дворе безупречную честность, нравственную чистоту и прямоту характера. Ни почести, ни награды не могли заставить его позабыть о «святейшем из званий: человек». Трусость и раболепство были чужды Жуковскому. Он много раз заступался за опальных героев. Все это привело, в конце концов, к тому, что Николай 1 стал подозревать Жуковского в свободомыслии и политической неблагонадежности.
Жуковский был также очень близким духовным другом Пушкина. Он не раз помогал поэту в трудные моменты жизни, умел приободрить, вселить уверенность, успокоить… Но он не смог уберечь друга от гибели… После смерти Пушкина Жуковский написал стихотворение, в котором выразил боль и недоумение от произошедших трагических событий:
Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем
Мертвому прямо в глаза; были закрыты глаза,
Было лицо его мне так знакомо, и было заметно,
Что выражалось на нем, – в жизни такого
Мы не видали на этом лице…
…мнилось мне, что ему
В этот миг предстояло как будто какое виденье,
Что-то сбывалось над ним… И спросить мне хотелось: что видишь?
Дружба Пушкина и Жуковского
Знакомство поэтов
В 1815г. Жуковский, по дороге в Павловск, не раз заезжал в Царское Село, где познакомился с 16-тилетним лицеистом, автором нескольких напечатанных стихотворений, сыном и племянником его близких московских знакомых Александром Пушкиным.
Долгая дружба двух поэтов была основана не только на литературной преемственности, но и на общности многих воззрений. 19сентября 1815г.
Жуковский писал П.А. Вяземскому: «Я сделал ещё приятное знакомство с нашим молодым чудотворцем Пушкиным… Он мне обрадовался и крепко прижал руку мою к сердцу…Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который нас всех перерастет». Ни тени зависти, только восхищение талантом, – в этом весь Жуковский. 27 ноября 1815г. он подарил Пушкину 1-й том своих стихотворений. После выхода Пушкина из Лицея Жуковский ввел его в литературное общество «Арзамас»; на «субботах» – еженедельных литературных вечерах у Жуковского – Пушкин читал новые песни «Руслана и Людмилы», а когда закончил поэму получил от Жуковского его портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя». В черновой редакции 3-ей главы «Онегина» Пушкин писал о первых годах своего общения с Жуковским:
И ты, глубоко вдохновенный,
Всего прекрасного певец,
Ты идол девственных сердец,
Не ты ль, прекрасным увлеченный,
Не ты ль мне руку подавал
И к славе чистой призывал.
Когда над головою Пушкина разразилась первая буря – ему грозили Соловки или Сибирь,- отец поэта Сергей Львович поспешил за помощью к Жуковскому. Общие усилия друзей помогли смягчить участь юного поэта. После отъезда Пушкина на юг он не виделся с Жуковским 7 лет (в 1826г., когда Пушкина освободили, серьезно больной Жуковский был за границей, и они встретились только в конце октября 1827г. в Петербурге.). Интенсивной и важной для Пушкина была их переписка в годы ссылки (часть писем, посланных Пушкиным из Кишинева и Одессы, до нас не дошла).
В 1824г. Пушкин вновь обращается за помощью к Жуковскому: на этот раз ему грозила серьезными неприятностями бурная ссора с отцом. Опальный поэт, оказавшийся к тому же «неблагодарным и непочтительным» сыном, был бы окончательно скомпрометирован в глазах царя и ещё долго не получил бы разрешение воротиться в столицы. Жуковский помог уладить дело. Наконец, в те же годы, узнав о нездоровье Пушкина (на самом деле это был предлог, с помощью которого Пушкин рассчитывал вырваться из Михайловского и, возможно, даже перебраться за границу), Жуковский хлопочет о враче, предостерегает от опрометчивых поступков, умоляет проявить терпение.
«Ты имеешь не дарование, а гений – пишет он Пушкину.- Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастья… Обстоятельства жизни, счастливые или несчастливые, – шелуха. Ты скажешь, что я проповедую со спокойного берега утопающему. Нет! Я стою на пустом берегу, вижу в волнах силача и знаю, что он не утонет, если употребит свою силу, и только показываю ему лучший берег, к которому он непременно доплывет, если захочет сам. Плыви, силач!» Воспользовавшись сменой правления, он пытался вызволить Пушкина из ссылки. Узнав об этом, Пушкин писал Плетневу: «Не смею надеяться, но мне было бы сладко получить свободу от Жуковского, а не от кого другого». В 1829 – 1830гг. Жуковский участвовал в борьбе за издание «Бориса Годунова» и преуспел в этом. Под влиянием Пушкина Жуковский пишет “Спящую царевну”, “Войну мышей и лягушек” и “Сказку о царе Берендее” (1831).
Пушкин никогда не забывал, кому он обязан немалой долей своей поэтической силы. В 20-х годах Жуковский почти не писал стихов, и многие друзья Пушкина числили его по ведомству литературной истории. Пушкин мог сколько угодно шутить по этому поводу, особенно с Вяземским, но истинное значение Жуковского он представлял себе в полной мере. На упреки по адресу Жуковского в мистицизме, пренебрежении проблемам века, содержавшиеся в письме Рылеева (эту позицию разделял и Кюхельбекер). Пушкин возражал: «Не совсем соглашаюсь со строгим приговором о Жуковском. Зачем кусать нам груди кормилицы нашей? Потому что зубки прорезались? Что не говори, Жуковский имел решительное влияние на дух нашей словесности».
Первое лето после свадьбы (18 февраля 1831) Пушкины проводят в Царском Селе. Европейские революции, польское восстание и кровавые холерные бунты внутри страны — предмет его постоянных размышлений, отразившихся в эпистолярии и обусловивших появление имперских по духу стихотворений «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина». Общение с Жуковским и Н.В. Гоголем, занятым «Вечерами на хуторе близ Диканьки», взаимно стимулировало обращение к фольклору («Сказка о царе Салтане. »). Вопрос о сложных, чреватых катастрофой отношениях между властью, дворянством и народом становится для Пушкина важнейшим («Дубровский», отношение к Петру I и его наследию (с 1832 идут архивные разыскания для «Истории Петра»); «объективизм» сменяется трагическим восприятием истории («Медный всадник»); «милость», неотделимая от человеческого взаимопонимания и коренящаяся в религиозном чувстве, мыслится выше объективной, но ограниченной «справедливости» 1832-33; «История Пугачева», 1833; «Капитанская дочка», 1836).
Доклад «Победителю ученику от побеждённого учителя» В.А. Жуковский и А.С. Пушкин.
- Дмитрий Обольянинов 3 лет назад Просмотров:
1 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Комитет по образованию административного городского округа «Город Калининград» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 38 Доклад «Победителю ученику от побеждённого учителя» В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Работу выполнили ученики 7 «Б» класса Новикова Дарья Матвеева Евгения Руководитель: Щеглова А.А. Калининград 2010 год
2 Замечательные достижения В.А. Жуковского в области лирической поэзии составляют одну из важнейших страниц в истории русской поэзии начала XIX в. Это балы новая эпоха в поэзии, подготовившая появление А.С. Пушкина первого русского национального поэта, про которого Достоевский сказал: «У нас ведь всё от Пушкина». История их удивительных взаимоотношений необыкновенно интересна и поучительна. Они познакомились в Царском Селе, когда Жуковский прибыл сюда с почетной миссией чтеца при вдовствующей императрице Марии Федоровне. Пушкин воспитанник Лицея, Жуковский известный поэт, пользующийся расположением царской семьи, занимающий там должность преподавателя русского языка, а с начала царствования Николая I, наставник цесаревича Александра. «Я сделал еще приятное знакомство, писал Жуковский П.А. Вяземскому, с нашим молодым чудотворцем Пушкиным. Милое, живое творение! Он мне обрадовался и крепко прижал руку мою к сердцу. Это надежда нашей словесности Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет». Вот с каких ранних пор Жуковский, без тени зависти или ревности, угадал в 16-летнем юноше будущее русской поэзии. Блестящее дарование юного Пушкина было замечено не только Жуковским. В стихотворении «К Жуковскому» (1816) Пушкин называет еще два великих имени, отметивших его талант. Это был Н.М.Карамзин «страж верный прошлых лет, наперсник муз любимый приветливым меня вниманьем ободрил» и Г.Р. Державин, «славный старец наш, царей певец избранный, крылатым гением и грацией венчанный, в слезах обнял меня дрожащею рукой, и счастье мне предрек» вспоминает Пушкин о своем выступлении на переходном экзамене, в 1815 году, когда он в присутствии Державина читал «Воспоминания в Царском Селе». Этот момент торжества 16-летнего поэта, так же как и «субботы» Жуковского, воплощен в живописи в картине И.Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене» (1911), о чем много лет спустя, вспоминая лицейские годы, Пушкин скажет в «Онегине»: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил» Картина Репина выполнена в типично реалистической манере, но в эффектной позе Пушкина слишком уж много театральности и пафоса. Гораздо поэтичнее рисует сцену экзамена Ю.Н. Тынянов в романе «Пушкин». Державин, больной старик, приглашенный для почета, слушавший выступавших сквозь дымку скуки и дремоты, вдруг очнулся и замер, услышав звонкий голос «школяра с быстрыми горячими глазами голос был звонкий, прерывчатый, гибкий, словно какую-то птицу занесло сюда ветром». На торжественном обеде, который устроил после экзамена министр народного просвещения А.К.Разумовский, в ответ на его предложение «образовать Пушкина в прозе», Державин ответил с досадой: «Оставьте его поэтом!» и отмахнулся неучтиво» (Тынянов). Державин, Карамзин, Жуковский три столпа отечественной литературы и истории благословили Пушкина на творчество. Особенно сблизились Пушкин и Жуковский в период их общего участия в литературном обществе «Арзамас», которое было создано в октябре 1815 года по
3 инициативе Жуковского, ставшего секретарем общества. Все члены общества имели прозвища, заимствованные из баллад Жуковского: сам Жуковский Светлана («О, не знай сих страшных снов, ты, моя Светлана»), Пушкин, прозванный лицейскими товарищами Французом, здесь именовался Сверчком; В.Л. Пушкин, дядя поэта, выбранный старостой «Арзамаса» в шутку его называли «Староста Вот Я Вас» и другие известные литераторы. История «Арзамаса» сама по себе необычайно интересна шумными веселыми сборищами 20-летних и 30-летних, в тех и других бурлили молодость и озорство, они откровенно резвились, устраивали театрализованные шутливые посвящения в члены союза с переодеваниями и обязательным красным колпаком, которую носили во времена французской революции, сочиняли пародии и эпиграммы в адрес писателей, выступавших против сближения литературного языка с разговорным. Это было новое скрепление литературных и дружеских связей, уже существовавших прежде между приятелями. Далее это была школа взаимного литературного обучения, литературного товарищества. А главное, заседания «Арзамаса» были сборным местом, куда люди разных возрастов, иногда даже и разных воззрений и мнений по другим посторонним вопросам, сходились потолковать о литературе, сообщить друг другу свои труды и опыты. Некоторые эпизоды из биографии Пушкина, связанные с Жуковским, стали хрестоматийными. В Петербурге Жуковский традиционно устраивал в своем доме литературные субботы, и Пушкин с юности был их постоянным посетителем. «Субботнее собрание у Жуковского» так называется картина работы одного из художников школы А.Г.Венецианова. В обширном, уставленном книгами и скульптурами кабинете Жуковского собрались друзья: писатели, музыканты, ученые. Среди них Пушкин, Крылов, Гоголь, композитор Глинка, сам хозяин. Однажды, увидев, как Жуковский небрежно выбросил не нужный ему более черновик, Пушкин решительно полез под стол, достал скомканный листок, бережно его расправил, прибавив: «Что Жуковский бросает, то нам еще пригодится». Правота этой полушутливо брошенной фразы очевидна: Пушкин испытал в раннем своем творчестве огромное и благотворное влияние Жуковского. Пушкину-лицеист хорошо знал поэзию Жуковского, он наизусть декламировал его баллады и элегии, как оригинальные, так и переводные с английского, немецкого, восхищаясь их задумчивым лиризмом, гибкостью и разнообразием слога, а в балладах еще и духом народности, описанием «преданий старины глубокой», русских национальных обрядов, идущих от языческой мифологии; лунных пейзажей с некоей магической таинственной силой, что так ярко потом отзовется в 5 главе «Евгения Онегина», в повести «Метель», в балладе «Жених» и многих стихотворениях. В своих ранних юношеских стихах и записках Пушкин нередко цитирует Жуковского. В 1817 г. Жуковский напечатал фантастическую поэму «Вадим» вторую часть большой поэмы «Двенадцать спящих дев» (первая часть ее «Громобой» вышла еще в 1811 г.). Его герой (которому поэт не случайно дал имя Вадима легендарного героя восстания новгородцев против князя Рюрика) идеальный юноша, стремящийся к подвигам и в то же время чувствующий в своей душе
4 таинственный зов к чему-то неизвестному, потустороннему. Действие поэмы происходит то в Киеве, то в Новгороде. Вадим побеждает великана и спасает киевскую княжну, которую предназначает ему в жены ее отец. Эта поэма написана с большой поэтической силой, прекрасными стихами. На «Вадима» Пушкин ответил «Русланом и Людмилой», тоже сказочной поэмой из той же эпохи, c рядом сходных эпизодов. Но все ее идейное содержание резко полемично по отношению к идеям Жуковского. Вместо таинственно-мистических чувств и почти бесплотных образов у Пушкина все земное, материальное. Остроумная, блестящая, искрящаяся весельем поэма Пушкина сразу рассеяла мистический туман, окруживший в поэме Жуковского народные сказочные мотивы и образы. Добродушный Жуковский сам признал свое поражение в этой литературной борьбе, подарив Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя, в тот высоко-торжественный день, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». Эта поэма поставила Пушкина на первое место среди русских поэтов. Жуковский был не только литературным учителем и наставником Пушкина. Будучи от природы человеком мягким, добрым и участливым, Жуковский многим помогал и делал добро, но его отношение к Пушкину было особым. Отеческое и любовное, оно вмещало в себя заботу и помощь, защиту и заступничество от немилости царя и недоброжелателей. Впервые Жуковский, пользовавшийся при дворе немалым влиянием, вступился за своего ученика и друга, когда Пушкину в 1820 году грозила Сибирь за сочинение «стихов на вольность», за «сумасбродные и опасные идеи», как сказано было в одном из донесений. Гнев царя был велик, и изгнания Пушкин не избежал, но Сибирь была заменена «отпуском» ссылкой в южные края. Жуковский был для Пушкина ангелом-хранителем, старающимся отвести от него любые неприятности. В нем жила потребность опекать, удержать от оплошного шага, подсказав верный, подставить свои ладони. «Не ты ль мне руку дал в завет любви священной», написал Пушкин Жуковскому, отвечая ему истинно сыновней любовью, хоть случалось ему и спорить, не соглашаться со своим учителем. В ссылку в Михайловское в 1824 году Жуковский пишет Пушкину письмо: «На все, что с тобою случилось, что ты сам на себя навлек, у меня один ответ: ПОЭЗИЯ. Ты имеешь не дарование, а гений. Ты рожден быть великим поэтом; будь же этого достоин. В этой фразе вся твоя мораль, все твое возможное счастие и все вознаграждения. Обстоятельства жизни, счастливые или несчастливые, шелуха. Ты скажешь, что я проповедую с спокойного берега утопающему. Нет! я стою на пустом берегу, вижу в волнах силача и знаю, что он не утонет, если употребит свою силу, и не только показываю ему лучший берег, к которому он непременно доплывёт, если захочет сам. А я обнимаю тебя. Плыви, силач. По данному мне полномочию предлагаю тебе первое место на русском Парнасе». Обратимся к черновым, интимным строкам «Вновь я посетил. ».
5 Утрачена в бесплодных испытаньях Была моя неопытная младость, И бурные кипели в сердце чувства И ненависть и грезы мести бледной. Но здесь меня таинственным щитом Святое провиденье осенило, Поэзия, как ангел-утешитель, Спасла меня, и я воскрес душой, – писал Пушкин. Никто не радовался сильнее Жуковского, так и не узнавшего до конца своих дней, что такое зависть. В начале 1826 года, после поражения декабристов, Жуковский, опять же вместе с Карамзиным, ведет сложную, нам во многом невидимую работу по вызволению Пушкина. Двадцать декабристов показали, что вольные стихи Пушкина сформировали их мировоззрение. Ты ни в чем не замешан это правда. Но в бумагах каждого из действовавших находятся стихи твои. Это худой способ подружиться с правительством. Ты знаешь,как я люблю твою музу и как дорожу твоей благоприобретенною славою ибо умею уважать Поэзию и знаю, что ты рожден быть великим поэтом и мог бы быть честью и драгоценностию России. Все события жизни Пушкина гг. протекают на глазах у Жуковского. Появление в Петербурге Дантеса, его настойчивые ухаживания за Н.Н.Пушкиной, напоминающие больше преследования, сплетни, анонимное издевательское письмо Пушкину. Ответом на такой пасквиль может быть только вызов на дуэль, и Пушкин его отправляет. Жуковский, совместно с другими, близкими Пушкину людьми, пытается уладить скандал, получивший огласку в свете. Но обстоятельства таковы, что дуэль удается лишь отсрочить на 3 месяца. Трагедии не избежать, и она происходит 27 января на Черной речке. С момента дуэли, когда раненого Пушкина вносят на руках в его квартиру на Мойке, Жуковский неотлучно при нем. Проходит три дня, в приемной дома на Мойке и на улице толпится народ. Жуковский вывешивает на дверях квартиры бюллетени о состоянии Пушкина. И если первые два оставляют хоть крошечную надежду, то последний, написанный 29 января 1837 года, «Больной находится в весьма опасном положении», эту надежду рушит. В 2.45 время смерти Пушкина Жуковский останавливает часы в его кабинете и зарисовывает план квартиры, где проходят последние дни и минуты поэта. Всё, что делал и сделал Жуковский в эти дни, можно назвать только одним словом подвиг. Самоотверженный поступок во имя любви к Пушкину. Он сражался за своего ученика: за его творчество, за его жизнь, свободу, за будущее его семьи. Вовремя вспомнив, что надо снять с мертвого Пушкина маску, он вызвал лучшего мастера скульптурного портрета С.И.Гальберга. Сделанная им маска (единственная) самое достоверное свидетельство строения лица Пушкина. Потом стали жить без Пушкина. Жуковский сразу получил царский приказ разобрать бумаги погибшего; вскоре к нему был приставлен для надзора жандармский генерал-майор Дубельт.
Романтик и «побеждённый учитель». Почему Жуковский женился только в 58 лет
Имя Василия Жуковского знакомо каждому со школьной скамьи. Несмотря на всероссийскую славу и звание классика отечественной поэзии, о личной жизни Жуковского известно довольно мало.
Поэт, переводчик, друг Пушкина, учитель и наставник императора Александра II – путь Василия Андреевича к успеху, народному признанию и императорским регалиям был долгим и трудным. Незаконнорожденный сын провинциального дворянина стал известным поэтом и приобрел огромный авторитет при императорском дворе. Но личное счастье пришло к нему лишь в 58 лет.
Бастард, сын турчанки
Провидение уготовило будущему поэту множество испытаний с самого рождения – появившийся на свет 9 февраля 1783 года Василий был сыном богатого белёвского помещика Афанасия Бунина и турчанки Сальхи, взятой в плен во время русско-турецкой войны. Чтобы избежать огласки и позора, Бунин попросил своего знакомого – бедного дворянина Андрея Григорьевича Жуковского усыновить и окрестить мальчика. Так сын Афанасия Бунина стал Василием Андреевичем Жуковским.
По законам того времени незаконнорожденный сын дворянина не мог претендовать на титул и наследство. Поэтому, чтобы обеспечить мальчику право на образование и хоть какую-то «путёвку в жизнь», отец записал шестилетнего Василия в Астраханский гусарский полк. Так Жуковский-младший стал дворянином и получил право учиться в Тульском народном училище.
В возрасте 14 лет мальчик поступил в Московский университетский благородный пансион, где получали образование видные государственные деятели того времени. Среди друзей Жуковского были будущий министр юстиции Дмитрий Дашков, историк Александр Тургенев и его брат Андрей. Все они вошли в состав Собрания – особого литературного общества, председателем которого был избран Жуковский.
В 1797 году к 14-летнему Жуковскому впервые пришел поэтический успех. Его «Мысли при гробнице», написанные под впечатлением от смерти своей крестной матери Варвары Афанасьевны Юшковой, стали настоящим открытием для всего просвещенного литературного сообщества того времени.
Учитель принцессы и наставник императора
В 1802 году, закончив обучение, молодой поэт встречается с Николаем Карамзиным, который знакомит его с новым модным направлением русской поэзии – сентиментализмом. В то же время Жуковский начинает серьезно заниматься переводами – адаптирует для отечественного читателя труды западных сентименталистов.
Затем Жуковский пробует себя в журналистике, работая в журнале «Вестник Европы», не забывая, впрочем, о поэзии и переводах. В 1812 году, после начала Отечественной войны, несмотря на свой дворянский титул и чин, дающие право на должность в регулярной армии, Жуковский самостоятельно записывается в ополчение и участвует в боях. Его баллада «Певец во стане русских воинов», написанная в военном лагере, быстро разошлась по всем подразделениям русской армии и сделала поэта знаменитостью.
В 1816 году 33-летний Василий Жуковский создаёт первый официальный российский гимн – «Молитву русских». Гимн не был авторским, а представлял собой, скорее, вольный перевод английской песни God save the King, но, тем не менее, произведение Жуковского в Российской империи исполняли вплоть до революции 1917 года.
В 1816 году Василий Жуковский начинает карьеру при императорском дворе – сначала становится чтецом при императрице Марии Фёдоровне, затем учит русскому языку принцессу Шарлотту, впоследствии ставшую женой Николая I и после принятия православия наречённой Александрой Фёдоровной.
В 1825 году Василий Андреевич получает чин надворного советника и занимается воспитанием и обучением будущего императора Александра II. О поэзии тоже не забывает – в эти годы из-под его пера выходят стихи «Цвет завета», «Море», а также баллада «Вадим».
Жуковский никогда не забывал своих друзей-поэтов и активно им покровительствовал. Лучшим его другом стал Александр Сергеевич Пушкин – именно Василий Андреевич стал наставником будущего светила русской поэзии. После того, как стихи Пушкина получили признание, Жуковский подарил поэту портрет со знаменитой надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя». Этот подарок Александр Сергеевич бережно хранил до конца своей жизни.
Авторитет Жуковского при дворе был огромным, и он этим успешно пользовался – Василий Андреевич несколько раз выручал попавшего в опалу Пушкина, выкупил из крепостных поэта и живописца Тараса Шевченко, вызволил из ссылки Герцена и спас от петли декабристов, заменив смертную казнь поселением в Сибири.
Любовь на всю жизнь
Несмотря на впечатляющие успехи в поэзии и благосклонность императорской семьи, в личной жизни Василий Андреевич долгое время был глубоко несчастен. Долгие годы он был безнадежно влюблён в юную Марию Протасову – дочь своей сводной сестры. Жуковский активно оказывал девушке знаки внимания и помогал её семье, но мать Марии была непреклонна и не давала благословления на брак, считая близкое родство потенциальных супругов неприемлемым.
Впрочем, и сама Маша страсти к Василию не испытывала, искренне считая его своим другом и учителем. В 1816 году Мария Протасова стала женой хирурга Ивана Мойера – это событие стало сильнейшим потрясением для поэта. Спустя семь лет, 18 марта 1923 года, Мария Мойер скончалась во время родов. Ребёнка спасти не удалось. Находясь в отъезде, Жуковский не успел на похороны. В память о своей возлюбленной поэт написал стихотворение под названием «9 марта 1823 года» – в этот день он в последний раз видел её. Позднее на могиле Марии Мойер был установлен каменный крест, выполненный по эскизу Жуковского. Свою любовь к Марии он пронес через всю свою жизнь.
Семейное счастье поэт обрёл лишь на 58-м году жизни – в Дюссельдорфе он сочетался браком с 19-летней Елизаветой Рейтерн, дочерью своего давнего друга, художника Евграфа Рейтерна, постоянно проживающего в Германии. Последние годы жизни Василий Андреевич Жуковский прожил в Дюссельдорфе и Франкфурте-на-Майне, в окружении своей новой семьи.
Елизавета Евграфовна окружила супруга заботой и вниманием. Слабое здоровье жены не позволяло Жуковскому перевезти семью в Россию, и он с головой ушёл в работу. В 1849 году вышел полный перевод «Одиссеи» Гомера – одно из самых известных произведений поэта. 24 апреля 1852 года Василий Андреевич Жуковский умер в Баден-Бадене, вдали от родины, на которую он так и не успел вернуться. Смерть любимого мужа стала тяжёлым ударом для Елизаветы Евграфовны – она пережила Жуковского всего на четыре года.
“Победителю ученику от побежденного учителя” (Жуковский и Пушкин: история одной дружбы)
Пушкин признавал себя учеником Жуковского. Но, учась у него, он перерастал своего предшественника и преодолевал его влияние, в общем чуждое основным устремлениям пушкинского творчества. Сравнение сказок Пушкина с одновременно написанными сказками Жуковского показывает, например, насколько внешне воспринимал задачу народности искусства Жуковский и насколько глубоко проникнут был ею Пушкин.
Сам Жуковский, умевший понимать и ценить прекрасное, рано осознал, что ему предстоит уступить дорогу гению Пушкина. В день, когда Пушкин закончил свою первую поэму “Руслан и Людмила”, Жуковский подарил ему свой портрет, на оборотной стороне которого рукой великого представителя романтизма была написана историческая фраза: “Победителю ученику от побежденного учителя”.
В одном из писем (12 ноября 1824 года) Жуковский пишет Александру Сергеевичу: “Ты имеешь не дарование, а гений. Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастия и обратить в добро заслуженное… Ты рожден быть великим поэтом; будь же этого достоин. В этой фразе вся твоя мораль, все твое возможное счастие и все вознаграждения…”.
В чем же заключается следование Пушкина Жуковскому в творчестве?
Прежде всего, в том, что Василий Андреевич Жуковский был признанным мастером романтической прозы. Именно он стоял у истоков этого литературного течения в России, именно его произведения – например, баллады “Светлана”, “Людмила” – до сих пор являются признанными эталонами романтического искусства, выводящего на сцены исключительных героев и ставящего их в исключительные обстоятельства.
А Александр Сергеевич Пушкин, как известно, в начале своего творческого пути так же следовал романтическим традициям. Его поэму (в частности, “Руслан и Людмила”), сказки, раннюю лирику, первые главы романа в стихах “Евгений Онегин” можно назвать данью Жуковскому.
Но постепенно Пушкин уходит от романтизма к реализму, и Жуковский, с его оторванной от реальной жизни лирикой, перестает быть для поэта учителем.
Но не только творчество объединяло двух мастеров слова. Их объединяла и дружба. Между ними велась оживленная переписка. Так, сохранилась записка Пушкина, которую тот написал другу, когда не застал его однажды дома:
Штабс-капитану, Гете, Грею,
Томсону, Шиллеру привет!
Им поклониться честь имею,
Но сердцем истинно жалею,
Что никогда их дома нет.
Вообще, Пушкин и Жуковский были очень дружны. На правах старшего товарища Василий Андреевич не раз выручал своего друга. Так, в конце 1824 года, когда Пушкин поссорился со своим отцом и тот обвинил его в том, что он хотел его избить, Жуковский заступился за поэта перед властями. Так как положение Пушкина было отчаянным (ему уже присудили ссылку в родное поместье – Михайловское), обвинение в “избиении” могло усугубить наказание (угрожали ссылкой в Сибирь).
В 1825-м году Жуковский также пришел поэту на помощь – он заступился за него перед царем, когда Пушкин был в подозрении после восстания декабристов. Дело в том, что Жуковский служил при дворе и имел возможность прямого доступа к властьдержащим. Он сумел сохранить при дворе безупречную честность, нравственную чистоту и прямоту характера. Ни почести, ни награды не могли заставить его позабыть о “святейшем из званий: человек”. Трусость и раболепство были чужды Жуковскому. Он много раз заступался за опальных героев. Все это привело, в конце концов, к тому, что Николай 1 стал подозревать Жуковского в свободомыслии и политической неблагонадежности.
Жуковский был также очень близким духовным другом Пушкина. Он не раз помогал поэту в трудные моменты жизни, умел приободрить, вселить уверенность, успокоить… Но он не смог уберечь друга от гибели… После смерти Пушкина Жуковский написал стихотворение, в котором выразил боль и недоумение от произошедших трагических событий:
Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем
Мертвому прямо в глаза; были закрыты глаза,
Было лицо его мне так знакомо, и было заметно,
Что выражалось на нем, – в жизни такого
Мы не видали на этом лице…
…мнилось мне, что ему
В этот миг предстояло как будто какое виденье,
Что-то сбывалось над ним… И спросить мне хотелось: что видишь?
Сочинение по литературе на тему: “Победителю ученику от побежденного учителя” (Жуковский и Пушкин: история одной дружбы)
Другие сочинения:
Краткое содержание Людмила Жуковский Людмила Людмила на распутье ждет своего любимого, который должен вернуться домой из военного похода. Но в прошедшей мимо дружине ее друга не оказалось, и опечаленная девушка идет домой, думая, что больше никогда не сможет полюбить. Дома на расспросы матери Людмила Read More .
А. С. Пушкин “Повести Белкина”. Тема и идейный смысл одной из них “Повести покойного Ивана Петровича Белкина” А. С. Пушкина положили начало русской реалистической повести XIX века. Под общим названием объединены пять повестей (“Выстрел”, “Метель”, “Гробовщик”, “Станционныйсмотритель”, ” Барышня-крестьянка ” ). В “Повестях Белкина” Пушкин опирается на традиции повествовательной прозы конца 20-х Read More .
Сюжет, герои и проблематика одной из баллад В. А. Жуковского (“Людмила”) “Что ни говори, – писал Пушкин Рылееву, – Жуковский имел решительное влияние на дух нашей словесности, к тому же переводный слог его останется всегда образцовым”. Колумбом, открывшим “Америку романтизма”, назвал Жуковского Белинский. Первые стихи и элегии Жуковского сразу же приобрели Read More .
Василий Андреевич Жуковский “Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль И внемлет им, вздохнет о славе младость Утешится безмолвная печаль И резвая задумается радость”. А. С. ПУШКИН. Василий Андреевич Жуковский родился 23 января 1783 года под Тулой. Рос нормальным молодым человеком, очень Read More .
Жуковский и его лирика Никто не имел и не будет иметь слога, Равного в могуществе и разнообразии слогу его. А. С. Пушкин Жуковский был первым, кто внес в нашу литературу романтическое начало, сосредоточился на внутреннем мире человека; он явил читателю русский язык в его Read More .
Жуковский – Гений перевода Василий Андреевич Жуковский – прекрасный поэт XIX века, удивительно добрый человек, отзывчивый и гуманный, тонкий ценитель искусства, придал русской поэзии, по словам В. Г. Белинского, недостававший ей оттенок мечтательной грусти, задушевности и сердечности, “первым на Руси заговорил элегическим языком жалобы Read More .
Жуковский Василий Андреевич (1783-1852) Жуковский сыграл очень важную роль в истории русской литературы. Он был первым русским романтиком, подготовившим своим творчеством почву для дальнейшего качественно нового этапа литературного развития. Читатели сразу же приняли новое поэтическое слово, которое нес с собой Жуковский. Их увлекали внутренняя Read More .
Трагедия бунтаря или история крушения одной теории (по роману Федора Достоевского “Преступление и наказание”) Роман “Преступление и наказание” написан Ф. М. Достоевским в 1866 году и является одной из вершин его творчества. Это произведение резко выделялось на фоне литературы того времени. “Преступление и наказание” – роман на первый взгляд об убийстве. Но это не Read More .