В.А. Жуковский и К.Н. Батюшков – первые русские поэты-романтики: сочинение

В.А. Жуковский и К.Н. Батюшков – первые русские поэты-романтики: сочинение

Мука незнания – вечна
  • Главная
  • Сочинение
  • Литература
  • Батюшков и Жуковский – первые русские поэты-романтики

Батюшков и Жуковский – первые русские поэты-романтики

Батюшков и Жуковский – первые русские поэты-романтики

Русский романтизм принято делить на несколько периодов: начальный (1801-1815), зрелый (1815-1825) и период последекабристского развития. Однако по отношению к начальному периоду условность этой схемы бросается в глаза. Ибо заря русского романтизма связана с именами Жуковского и Батюшкова, поэтов, чье творчество и мироощущение трудно ставить рядом и сравнивать в рамках одного периода, настолько различны их цели, устремления, темпераменты. В стихах обоих поэтов еще ощущается властное влияние прошлого – эпохи сентиментализма, но если Жуковский еще глубоко укоренен в ней, то Батюшков гораздо ближе к новым веяниям. Белинский справедливо отмечал, что для творчества Жуковского характерны “жалобы на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии, которое Бог знает в чем состояло”. Действительно, в лице Жуковского романтизм делал еще свои первые робкие шаги, отдавая дань сентиментальной и меланхолической тоске, смутным, едва уловимым сердечным томлениям, одним словом, тому сложному комплексу чувств, который в русской критике получил название “романтизм средних веков”. Совсем иная атмосфера царит в поэзии Батюшкова: радость бытия, откровенная чувственность, гимн наслаждению. Пластичность и изящная определенность формы сближает его с классической литературой античности.

Жуковского по праву считают ярким представителем русского эстетического гуманизма. Чуждый сильным страстям, благодушный и кроткий Жуковский находился под заметным влиянием идей Руссо и немецких романтиков. Вслед за ними он придавал большое значение эстетической стороне в религии, морали, общественных отношениях. Искусство приобретало у Жуковского религиозный смысл, он стремился увидеть в искусстве “откровение” высших истин, оно было для него “священным”. Для немецких романтиков характерно отождествление поэзии и религии. То же самое мы находим и у Жуковского, который писал: “Поэзия есть Бог в святых мечтах земли”. В немецком романтизме ему особенно близким было тяготение ко всему запредельному, к “ночной стороне души”, к “невыразимому” в природе и человеке. Природа в поэзии Жуковского окружена тайной, его пейзажи призрачны и почти нереальны, словно отражения в воде:

Как слит с прохладою растений фимиам!

Как сладко в тишине у брега струй плесканье!

Как тихо веянье зефира по водам

И гибкой ивы трепетанье!

Чувствительная, нежная и мечтательная душа Жуковского как будто сладко замирает на пороге “оного таинственного света”. Поэт, по меткому выражению Белинского, “любит и голубит свое страдание”, однако страдание это не уязвляет его сердце жестокими ранами, ибо даже в тоске и печали его внутренняя жизнь тиха и безмятежна. Поэтому, когда в послании к Батюшкову, “сыну неги и веселья”, он называет поэта-эпикурейца “родным по Музе”, то трудно поверить в это родство. Скорее мы поверим добродетельному Жуковскому, который дружески советует певцу земных наслаждений: “Отвергни сладострастья погибельны мечты!”

Батюшков – фигура во всем противоположная Жуковскому. Это был человек сильных страстей, а его творческая жизнь оборвалась на 35 лет раньше его физического существования: совсем молодым человеком он погрузился в пучину безумия. Он с одинаковой силой и страстью отдавался как радостям, так и печалям: в жизни, как и в ее поэтическом осмыслении, ему – в отличие от Жуковского – была чужда “золотая середина”. Хотя его поэзии также свойственны восхваления чистой дружбы, отрады “смиренного уголка”, но его идиллия отнюдь не скромна и не тиха, ибо Батюшков не мыслит ее без томной неги страстных наслаждений и опьянения жизнью. Временами поэт так увлечен чувственными радостями, что готов безоглядно отринуть гнетущую мудрость науки:

Ужели в истинах печальных

Угрюмых стоиков и скучных мудрецов,

Сидящих в платьях погребальных

Между обломков и гробов,

Найдем мы жизни нашей сладость?

От них, я вижу, радость

Летит, как бабочка от терновых кустов.

Для них нет прелести и в прелестях природы,

Им девы не поют, сплетаясь в хороводы;

Для них, как для слепцов,

Весна без радости и лето без цветов.

Подлинный трагизм редко звучит в его стихах. Лишь в конце его творческой жизни, когда он стал обнаруживать признаки душевного недуга, под диктовку было записано одно из его последних стихотворений, в котором отчетливо звучат мотивы тщеты земного бытия:

Ты помнишь, что изрек,

Прощаясь с жизнию, седой Мельхиседек?

Рабом родился человек,

Рабом в могилу ляжет,

И смерть ему едва ли скажет,

Зачем он шел долиной чудной слез,

Страдал, рыдал, терпел, исчез.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

Репетиторство

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В. Жуковский и К. Батюшков — первые русские поэты-романтики

Русский романтизм принято делить на несколько периодов: начальный , зрелый и период последекабристского развития. Однако по отношению к начальному периоду условность этой схемы бросается в глаза. Ибо заря русского романтизма связана с именами Жуковского и Батюшкова, поэтов, чье творчество и мироощущение трудно ставить рядом и сравнивать в рамках одного периода, настолько различны их цели, устремления, темпераменты. В стихах обоих поэтов еще ощущается властное влияние прошлого — эпохи сентиментализма, но если Жуковский еще глубоко укоренен в ней, то Батюшков гораздо ближе к новым веяниям.

Белинский справедливо отмечал, что для творчества Жуковского характерны «жалобы на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии, которое Бог знает в чем состояло». Действительно, в лице Жуковского романтизм делал еще свои первые робкие шаги, отдавая дань сентиментальной и меланхолической тоске, смутным, едва уловимым сердечным томлениям, одним словом — тому сложному комплексу чувств, который в русской критике получил название «романтизм средних веков». Совсем иная атмосфера царит в поэзии Батюшкова: радость бытия, откровенная чувственность, гимн наслаждению. Пластичность и изящная определенность формы сближает его с классической литературой античности. Жуковского по праву считают ярким представителем русского эстетического гуманизма.

Чуждый сильным страстям, благодушный и кроткий Жуковский находился под заметным влиянием идей Руссо и немецких романтиков. Вслед за ними он придавал большое значение эстетической стороне в религии, морали, общественных отношениях. Искусство приобретало у Жуковского религиозный смысл, он стремился увидеть в искусстве «откровение» высших истин, оно было для него «священным».

Для не мецких романтиков характерно отождествление поэзии и религии. То же самое мы находим и у Жуковского, который писал: «Поэзия есть Бог в святых мечтах земли». В немецком романтизме ему особенно близким было тяготение ко всему запредельному, к «ночной стороне души», к «невыразимому» в природе и человеке.

Природа в поэзии Жуковского окружена тайной, его пейзажи призрачны и почти нереальны, словно отражения в воде: Как слит с прохладою растений фимиам! Как сладко в тишине у брега струй плесканье! Как тихо веянье зефира по водам И гибкой ивы трепетанье!

Чувствительная, нежная и мечтательная душа Жуковского как будто сладко замирает на пороге «оного таинственного света». Поэт, по меткому выражению Белинского, «любит и голубит свое страдание», однако страдание это не уязвляет его сердце жестокими ранами, ибо даже в тоске и печали его внутренняя жизнь тиха и безмятежна. Поэтому, когда в послании к Батюшкову, «сыну неги и веселья», он называет поэта-эпикурейца «родным по Музе», то трудно поверить в это родство.

Скорее мы поверим добродетельному Жуковскому, когда он дружески советует певцу земных наслаждений: «Отвергни сладострастья погибельны мечты!» Батюшков — фигура во всем противоположная Жуковскому. Это был человек сильных страстей, а его творческая жизнь оборвалась на 35 лет раньше его физического существования: совсем молодым человеком он погрузился в пучину безумия. Он с одинаковой силой и страстью отдавался как радостям, так и печалям: в жизни, как и в ее поэтическом осмыслении, ему — в отличие от Жуковского — была чужда «золотая середина». Хотя его поэзии также свойственны восхваления чистой дружбы, отрады «смиренного уголка», но его идиллия отнюдь не скромна и не тиха, ибо Батюшков не мыслит ее без томной неги страстных наслаждений и опьянения жизнью. Временами поэт так увлечен чувственными радостями, что готов безоглядно отринуть гнетущую мудрость науки: Ужели в истинах печальных Угрюмых стоиков и скучных мудрецов, Сидящих в платьях погребальных Между обломков и гробов, Найдем мы жизни нашей сладость?

От них, я вижу, радость Летит, как бабочка от терновых кустов. Для них нет прелести и в прелестях природы, Им девы не поют, сплетаясь в хороводы; Для них, как для слепцов, Весна без радости и лето без цветов. Подлинный трагизм редко звучит в стихах Батюшкова.

Лишь в конце его творческой жизни, когда он стал обнаруживать признаки душевного недуга, под диктовку было записано одно из его последних стихотворений, в котором отчетливо звучат мотивы тщеты земного бытия: Ты помнишь, что изрек, Прощаясь с жизнию, седой Мельхиседек? Рабом родился человек, Рабом в могилу ляжет, И смерть ему едва ли скажет, Зачем он шел долиной чудной слез, Страдал, рыдал, терпел, исчез.

В. Жуковский и К. Батюшков — первые русские поэты-романтики

Другие сочинения по теме:

Тема урока: Великие русские поэты Цели: Углубить знания учащихся о великих национальных поэтах, развивать поэтический слух, учить замечать сходство и различие в произведениях, воспитывать языковое.

Какое же сочинение представил Батюшков на суд цензоров Вольного общества? Как мы помним, от Е. Петухова до наших дней исследователи были уверены в том, что это «Перевод 1-й Сатиры Буало».

Війна 1812 року у віршах В. А. Жуковського «Співак у стані російських воїнів» і К. Н. Батюшкова «До Дашкову» Батюшков К. Н Перечитаємо два вірші, присвячені війні 1812 року. Одне написано напередодні бою при Тарутиному, друге вже після того, як ворог був.

Батюшков Костянтин Миколайович Дата народження — 29 травня — 1787 Дата смерті — 19 липня — 1855 Поет, прозаїк Народився 18(29) травня 1787.

Эстетическая программа Константина Николаевича Батюшкова Константин Николаевич Батюшков (1787-1855). Эстетическая программа Батюшкова сформулирована им в работах: «Нечто о поэте и поэзии» (1815), «Речь о влиянии.

Антологические стихотворения Константина Николаевича Батюшкова Крупным событием в литературе явился выход в 1817 г. «Опытов в стихах и прозе» (в двух частях) К. Н. Батюшкова.

Пушкин и Жуковский Сложный и запутанный вопрос о связях Пушкина с его учителем — Жуковским, крупнейшим русским поэтом. Вокруг этого вопроса сталкивались разные.

Читайте также:  Стихотворение Н. Заболоцкого Гроза идет (Восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Василий Андреевич Жуковский — краткая биография Василий Андреевич Жуковский — краткая биография Необычайная судьба Василия Андреевича Жуковского достаточно хорошо известна. Он родился 29 января 1783 года.

Константин Николаевич БАТЮШКОВ Очерк жизни и творчества Эту статью о поэте Константине Николаевиче Батюшкове , определившем облик русской культуры эпохи романтизма, предваряют три.

В. Жуковский и К. Рылеев — два романтика В. Жуковский и К. Рылеев писали свои романы в стихах. Благодаря Жуковскому чувство заговорило в русской поэзии легко. Жуковский пробудил.

К. Рылеев и В. Жуковский — два романтика К. Рылеев и В. Жуковский писали свои романы в стихах. Благодаря Жуковскому чувство заговорило в русской поэзии легко. Жуковский пробудил.

М. Цветаева и К. Батюшков К вопросу о творческом диалоге К восьмому стихотворению цикла «Плащ» Марина Цветаева в качестве эпиграфа выбрала следующую строку: «Я берег.

Его стихов пленительная сладость — Жуковский В. А. «Песня» В статье Сочинения Александра Пушкина Белинский назвал В. А. Жуковского первым русским романтиком. Жуковский открыл романтизм для русской литературы. В.

Прозаические произведения Батюшкова Обзор литературной деятельности Батюшкова был бы неполон без характеристики его прозаических произведений. Как прозаик Батюшков остался вне той традиции реально-бытовой.

Первый русский романтик. Жуковский У самых истоков русского романтизма стоял один из ярчайших литераторов начала XIX века — Василий Андреевич Жуковский. Он является своеобразным.

Жуковский и Пушкин К Пушкину Жуковский всегда относился с восхищенной, восторженной нежностью, за что и Пушкин платил ему горячей дружбой. В юности Пушкин.

Романтизм — важнейшее направление в западноевропейской литературе в первые десятилетия XIX века Слово «романтизм» французское, корень его — «роман», восходящий, в свою очередь, к вульгарной латыни. Его первичный смысл — «римский», относящийся.

Василий Андреевич Жуковский Василий Андреевич Жуковский родился 9 февраля 1783 года в селе Мишенское Белевского уезда Тульской губернии. Он был незаконнорожденным сыном помещика.

Княгиня Трубецкая в поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины» Русские женщины Некрасов Н. А Княгиня Трубецкая в поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины» Н. А. Некрасов одним из первых обратился к теме декабристов. В.

Русский романтизм Русский романтизм принято делить на несколько периодов: начальный , зрелый и период последекабристского развития. Однако по отношению к начальному периоду.

Батюшков и Жуковский – первые русские поэты-романтики

Романтизм в русской литературе. В.А. Жуковский как наиболее яркий представитель русского романтизма, его творчество и описание природы в произведениях. Творчество К.Н. Батюшкова, расцвет его поэтического таланта, философское осмысление случившегося.

РубрикаЛитература
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления12.07.2015
Размер файла22,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Батюшков и Жуковский – первые русские поэты-романтики

В начале ХIХ века на смену классицизму и сентиментализму в русской поэзии, как и во всей русской литературе, приходит романтизм. Русский романтизм принято делить на несколько периодов: начальный (1801-1815), зрелый (1815-1825) и период после декабристского развития.

Своеобразными художественными средствами русские поэты-романтики воссоздали в своем творчестве сложное содержание исторической эпохи начала ХIХ века, отразив в нем думы и чаяния лучших представителей русского общества того времени.

Заря русского романтизма связана с именами В.А.Жуковского и К.Н.Батюшкова, поэтов, чье творчество и мироощущение трудно ставить рядом и сравнивать в рамках одного периода, настолько различны их цели, устремления, темпераменты.

В стихах обоих поэтов еще ощущается властное влияние прошлого – эпохи сентиментализма, но если Жуковский еще глубоко укоренен в ней, то Батюшков гораздо ближе к новым веяниям.

Белинский справедливо отмечал, что для творчества Жуковского характерны “жалобы на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии, которое Бог знает в чем состояло”[1]. Действительно, в лице Жуковского романтизм делал еще свои первые робкие шаги, отдавая дань сентиментальной и меланхолической тоске, смутным, едва уловимым сердечным томлениям, одним словом, тому сложному комплексу чувств, который в русской критике получил название “романтизм средних веков”.

Жуковского по праву считают ярким представителем русского эстетического гуманизма. Чуждый сильным страстям, благодушный и кроткий Жуковский находился под заметным влиянием идей Руссо и немецких романтиков. Вслед за ними он придавал большое значение эстетической стороне в религии, морали, общественных отношениях. Искусство приобретало у Жуковского религиозный смысл, он стремился увидеть в искусстве “откровение” высших истин, оно было для него “священным”.

Для немецких романтиков характерно отождествление поэзии и религии. То же самое мы находим и у Жуковского, который писал: “Поэзия есть Бог в святых мечтах земли”. В немецком романтизме ему особенно близким было тяготение ко всему запредельному, к “ночной стороне души”, к “невыразимому” в природе и человеке.

Описания природы, играющие важную роль в элегической поэзии Жуковского, представляют собой не объективные изображения примет действительности, но их субъективные восприятия поэтом, преломленные в его сознании, в его чувстве.

Позднее это восприятие внешнего мира, углубляясь и развиваясь по мере обращения от сентиментального к романтическому миропониманию, примет характер, исключающий вообще всякие объективные признаки: описания природы станут у Жуковского описаниями лишь его внутренних душевных состояний, хотя и возникших под известным воздействием внешнего мира.

Природа в поэзии Жуковского окружена тайной, его пейзажи призрачны и почти нереальны, словно отражения в воде:

«…Все тихо: рощи спят; в окрестности покой;

Простершись на траве под ивой наклоненной,

Внимаю, как журчит, сливаяся с рекой,

Как спит с прохладою растений фимиам!

Как сладко в тишине у брега струй плесканье!

Как тихо веянье зефира по водам

И гибкой ивы трепетанье! (Вечер. Элегия) [2]

Поэтически выраженный внутренний мир человека явился подлинным открытием Жуковского, и этим прежде всего определяется его место в истории русской поэзии. Лиризмом , субъективностью проникнута вся его поэзия, оригинальная или переводная, собственно лирическая, балладная или повествовательная.

Тридцать девять баллад, написанных Жуковским составляют очень значительный и цельный раздел в творчестве поэта. Произведение этого жанра «Людмила» – представило собой решительный разрыв с богатырски – сказочными традициями ХVIII в.

То, что привлекало Жуковского в балладном жанре, заключалось не столько в фантастических сюжетах немецких и английских баллад, не в «чертях и ведьмах» самих по себе, сколько в психологической основе этих сюжетов, в пронизывающих большую часть баллад идеях трагической обреченности человека, и неизбежного возмездия виновному в преступлении против человечности или даже ни в чем не виновному, кроме запретной- с точки зрения ходячей житейской морали-любви.

Убеждение в обреченности человека, подвластного высшей, вне его лежащей и непреодолимой силе составляет одну из самых существенных черт мировоззрения Жуковского. Идея обреченности человека , бессильного бороться с судьбой, проходит через все его творчество- и не только балладного, хотя именно в балладах она выражена сильнее всего.

Царь Всевышний правосуден;

Твой услышал стон Творец;

Час твой бил, настал конец».[2]

Чувствительная, нежная и мечтательная душа Жуковского как будто сладко замирает на пороге “ оного таинственного света“. Поэт, по меткому выражению Белинского, “ любит и голубит свое страдание”, однако страдание это не уязвляет его сердце жестокими ранами, ибо даже в тоске и печали его внутренняя жизнь тиха и безмятежна. Поэтому, когда в послании к Батюшкову , “сыну неги и веселья”,он называет поэта -эпикурейца “родным по Музе”, трудно поверить в это родство. Скорее поверим добродетельному Жуковскому, который дружески советует певцу земных наслаждений: “Отвергни сладострастья погибельны мечты!”

Батюшков – фигура во всем противоположная Жуковскому. Это был человек сильных страстей, а его творческая жизнь оборвалась на 35 лет раньше его физического существования: совсем молодым человеком он погрузился в пучину безумия.

Совсем иная атмосфера царит в поэзии Батюшкова: радость бытия, откровенная чувственность, гимн наслаждению. Он с одинаковой силой и страстью отдавался как радостям, так и печалям: в жизни ,как и в ее поэтическом осмыслении, ему -в отличии от Жуковского- была чужда “золотая середина”. Если важнейшей заслугой Жуковского Белинский считал то, что он “ ввел в русскую поэзию романтизм”, то заслугу Батюшкова видел он в том, что тот внес в русскую поэзию “красоту идеальной формы”, которая позволила ему запечатлеть в своей поэзии окружающий мир, а также и внутренний мир человека во всей определенности и ясности. Хотя его поэзии также свойственны восхваления чистой дружбы, отрады “смиренного уголка”, но его идиллия отнюдь не скромна и не тиха.

В эти годы Батюшковым были созданы произведения, заслужившие ему славу “певца любви”, славу” беспечного поэта-мечтателя, философа-эпикурейца, жреца любви, неги и наслаждения”

Временами поэт так увлечен чувственными радостями , что готов безоглядно отринуть гнетущую мудрость науки:

Угрюмых стоиков и скучных мудрецов,

Сидящих в платьях погребальных

Между обломков и гробов,

Найдем мы жизни нашей сладость?

От них, я вижу, радость

Для них нет прелести и в прелестях природы.

Им девы не поют, сплетаясь в хороводы:

Для них, как для слепцов,

Весна без радости и лето без цветов(Мечта)[3]

Подлинный трагизм редко звучит в его стихах. Лишь в конце его творческой жизни, когда он стал обнаруживать признаки душевного недуга, под диктовку было записано одно из его последних стихотворений, в котором отчетливо звучат мотивы тщеты земного бытия:

Ты знаешь, что изрек ,

Прощаясь с жизнью, седой Мельхиседек?

Почему имена этих талантливых поэтов неразрывно связаны между собой? Прежде всего, благодаря тому, что новое направление в русской поэзии – романтизм, в стиле которого писали оба поэта, получило широкое распространение среди их современников и последователей.

Но главной причиной того, почему творчество В.А Жуковского и К.Н. Батюшкова постоянно находится в сопоставлении друг с другом, является то, что возвышенный ими в русской поэзии романтизм звучит в их многочисленных стихотворениях совершенно по-разному.

Примечательно, что один из самых страстных поэтов русской поэзии родился и прожил большую часть своей жизни в холодной, северной части России – в Вологде. Его стихотворение было впервые опубликовано в журнале «Новости литературы» в 1805 году и носило название «Послание к стихам моим». Батюшков принимал участие в прусском походе и войне со Швецией, но это не мешало ему продолжать свою поэтическую деятельность.

Поэзия Батюшкова пропитана страстностью, любовью к земной жизни и любовью к своей Отчизне. Ему удалось соединить классицизм и сентиментализм в пылкой и жизнеутверждающей лирике, полной сильных и ярких эмоций. Его стихотворение «Вахканка» – это своеобразное провозглашение романтической лирики, а стихотворение «Мечта» – манифест его личности, как поэта. Последнее стихотворение сделало Батюшкова признанным и талантливым поэтом.

Читайте также:  Стихотворение Н. Заболоцкого Гроза идет (Восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Но ему не чужды и другие темы – как и любой другой поэт, он описывает то, что ему пришлось пережить на личном опыте. Речь идет о войне и тех страданиях, которая она принесла русскому народу. Стихотворение «К Дашкову» раскрывает перед читателями образы войны 1812 года, и патриотические мысли Батюшкова. Но любые призывы поэта звучат довольно грубо и жестко, как и сама сущность войны, которую ему пришлось пережить. жуковский батюшков творчество романтизм

В отличие от эмоциональной лирики Батюшкова, Жуковский на своем творческом пути придерживался более степенных и зрелых поэтических направлений. В представлении Жуковского, романтизм – это все-таки развитие основ классицизма и сентиментализма, и в отличие от своего друга, его лирике не чужды эти направления

Стихотворения Жуковского более кроткие и спокойные, в них нет эмоциональных накалов и сильных проявлений чувств. Даже о войне он пишет совершенно по-другому, он видит ее глазами победителей, он взывает славить и чествовать героев войны.

И нельзя забывать о религиозном смысле в творчестве Жуковского, темы его стихотворений напрямую связаны с поиском высших истин. Ему больше присуща таинственность и мистичность, в отличие от более прямолинейного и реалистичного Батюшкова.

Расцвет поэтического талана Жуковского приходится на 1808-1812 года. Особо знаменитой стала его баллада «Людмила», которая является олицетворением начала эпохи романтизма в русской литературе. И именно Жуковский стал автором первого официального гимна России – «Молитва русских».

Война 1812 года в стихотворениях Жуковского “Певец во стане русских воинов” и Батюшкова “К Дашкову”

Перечитаем два стихотворения, посвященные войне 1812 года. Одно написано накануне сражения при Тарутине, второе уже после того, как неприятель был изгнан за пределы России. Однако в их стихотворениях отражены два совершенно различных взгляда на войну. И Жуковский, и Батюшков декларируют свои позиции с первых строк. Для одного война – удаль, храбрость, подвиги героев. Для другого – смерть, кровь, разрушения.

Наполним кубок круговой!

Дружнее! Руку в руку!

Запьем вином кровавый бой

И с падшими разлуку.

Кто любит видеть в чашах дно,

Тот бодро ищет боя…

О, всемогущее вино, веселие героя!

Мой друг! я видел море зла

И неба мстительные кары:

Врагов неистовых дела,

Войну и гибельны пожары.

И в дальнейшем оба стихотворения соответствуют тому, что в них заложено с самого начала. Певец Жуковского произносит здравицы героям войны, Древней Руси, Родине, Богу, Петру, Суворову. Батюшков же повествует об ужасах войны, о ее бессмысленности.

Но несмотря на столь глубокие различия, у поэтов проскальзывают сходные мысли. Например, у обоих звучит тема мщения. В стихотворении Жуковского слышатся призывы:

За гибель – гибель, брань – за брань,

И казнь тебе, губитель!

Вожди славян, хвала и честь!

Отчизна к вам взывает: месть!

Читая эти строки, настораживаешься: слишком уж воинственно-жестоко звучат призывы поэта.

Батюшков же утверждает: совесть приказывает ему забыть о музах и харитах, пока не отмщена Москва и враг не изгнан с русских земель.

Вообще Батюшков меньше, чем Жуковский, пишет о сражениях и подвигах. Он видит оборотную, непарадную сторону войны:

Я видел сонмы богачей,

Бегущих в рубищах издранных,

Я видел бледных матерей,

Из милой родины изгнанных.

Лишь угли, прах и камней горы

Лишь груды тел кругом реки,

Лишь нищих бледные полки

Везде мои встречали взоры.

Жуковский перечисляет героев войны – живых и павших, давая каждому “послужной список”. Прославляя их, поэт стремится укрепить боевой дух соотечественников, помочь им переломить ход войны. И действительно, по свидетельству современников, стихотворение Жуковского облетело всю русскую армию; его переписывали, читали, учили наизусть.

Стихотворение Батюшкова не так тесно привязано к определенному периоду истории. Единственное, что указывает в нем на события 1812 года, – упоминание о сгоревшей Москве. В остальном же это философское размышление на тему “Война. Мир. Поэт”.

Надо заметить, что практически всегда в человеческой истории нация, подвергшаяся агрессии, создает мощный пласт патриотической литературы. Так было, например, во время монголо-татарского нашествия на Русь. И лишь какое-то время спустя, оправившись от нанесенного удара, преодолев боль и ненависть, мыслители и поэты задумываются обо всех ужасах войны для обеих сторон, о ее жестокости и бессмысленности.

Стихотворение Жуковского – один из всплесков патриотической воинственности, вызванной нашествием врага. А послание Батюшкова – философское осмысление случившегося. Война для поэта – безусловное зло.

Позиция Батюшкова ближе: герои героями, подвиги подвигами, а война это горе. Поэт знал это не понаслышке. Но нельзя и не признавать важной роли стихотворения Жуковского накануне решающего сражения. Оно ободрило воинов, внушило им волю к победе. Вообще, несмотря на очевидную разницу, эти два стихотворения не следует противопоставлять. Их авторы не спорят между собой, а дополняют друг друга.

Жуковский с поэтом Батюшковым он познакомился в литературном обществе «Арзамас», и впоследствии стал не только его покровителем и наставником, но и близким другом. И важно отметить то, что помимо поэзии Жуковский занимался другой деятельностью – он был главным чтецом при императрице Марии Федоровне, и именно он был наставником наследника, будущего императора Александра II.

1. В.Г.Белинский. Полное собрание сочинений т.VII М.,1955.

2. Великие поэты. Василий Жуковский. Звезда любви. М.,2013.

3. Великие поэты. Константин Батюшков. Мечта. М.,2012.

4. История русской литературы XIXвека:1800-1830-е годы.Учеб.для студ.высш.учеб.заведений:В 2-ч./Под ред.В.Н.Аношкиной,Л.Д.Громовой.М.,2001.

5. История русской поэзии. Т 1.Издательство «Наука»., Ленинград.,1968.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Путь Жуковского к романтизму. Отличие русского романтизма от западного. Созерцательность романтики творчества, эклектизм ранних произведений поэта. Философское начало в лирике поэта, жанровое своеобразие баллад, значение для русской литературы.

курсовая работа [58,7 K], добавлен 03.10.2009

Антологию русской поэзии. Василий Андреевич Жуковский – один из корифеев русского сентиментализма и основоположник романтизма в отечественной поэзии, его жизненный и творческий путь. Появление новых метрических размеров, жанр романтической баллады.

реферат [19,6 K], добавлен 28.12.2009

Характеристика языковой ситуации начала XIX века. Творчество К.Н. Батюшкова и школа гармонической точности. Исторический экскурс на уроках русского языка. Лингвистические и литературные взгляды русского писателя, творчество К. Батюшкова в школьном курсе.

дипломная работа [141,1 K], добавлен 23.07.2017

Детство и годы учения В.А. Жуковского. История романтической любви Василия Андреевича и ее отражение в поэзии. Его балладное творчество. Жуковский гражданин и патриот. Служба в должности наставника-воспитателя великого князя Александра Николаевича.

реферат [18,0 K], добавлен 19.07.2011

Основные факты биографии Константина Николаевича Батюшкова (1787-1855) – предшественника А.С. Пушкина, поэта раннего русского романтизма, родоначальника новой “современной” русской поэзии. Аникреонтические и эпикурейские мотивы в творчестве поэта.

презентация [2,3 M], добавлен 05.09.2013

Жизненный и творческий путь выдающего русского поэта Василия Андреевича Жуковского. Основные вехи биографии Жуковского. Создание поэтических и прозаических произведений, многочисленных литературных заметок и переводов, увлечение русской стариной.

презентация [895,2 K], добавлен 25.02.2014

К.Н. Батюшков — русский поэт, предшественник А.С. Пушкина. Соединяя литературные открытия классицизма и сентиментализма, он явился одним из родоначальников новой, “современной” русской поэзии. Изучение биографии и литературной деятельности поэта.

презентация [1,0 M], добавлен 10.12.2011

Условия развития русской литературы в XIX веке. Изумительно яркий расцвет и одно из первых мест в Европе. Пушкин, Карамзин, Жуковский, Крылов, Грибоедов, Тютчев, Лермонтов, Гоголь, Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Тургенев, Герцен, Некрасов.

реферат [27,5 K], добавлен 06.09.2006

Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Знакомство Пушкина с поэтом Жуковским. Влияние южной ссылки Пушкина на его творчество. Издание в 1827 году литературного журнала “Московский вестник”. Творчество 1830-х годов. Последние годы жизни поэта.

реферат [16,1 K], добавлен 13.10.2009

М.Ю. Лермонтов как продолжатель романтических традиций В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского, поэтов-декабристов. Влияние Байрона на раннее творчество поэта, воплощение принципов романтизма и пессимистического реализма в его произведениях.

реферат [19,3 K], добавлен 28.05.2014

Сочинение: Жуковский и Батюшков первые русские поэты-романтики

Жуковский и Батюшков первые русские поэты-романтики

Русский романтизм в литературе разделяют на такие периоды: первоначальный (1801—1815), зрелый (1815—1825) и эпоха последекабристского созревания. Но условность настоящей схемы по отношению к начальному периоду четко бросается в глаза. Так как начало русского романтизма соединено с широко известными именами Жуковского и Батюшкова, прославленных поэтов, творчество и мироощущение которых нелегко ставить близко и сопоставлять в пределах одного этапа, до такой степени неодинаковы их цели, склонности и темпераменты.

В произведениях этих поэтов еще чувствуется диктаторское воздействие минувшего — поры сентиментализма. Так, если Жуковский еще сильно укоренен в ней, то Батюшков гораздо ближе к свежим веяниям. Белинский законно подмечал, что для творчества Жуковского специфичны “жалобы на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии, которое Бог знает в чем состояло”. Истинно, в личности Жуковского романтизм формировал уже личные стержневые несмелые поступки, возвращая дань чувствительной и меланхолической скуке, неопределенным, еле уловимым душевным томлениям, словом сказать, тому сложному комплексу чувств, который в русской критике получил название “романтизм средних веков”. Совершенно другая атмосфера царит в поэзии Батюшкова: радость бытия, откровенная чувственность, гимн наслаждению. Пластичность и изящная определенность формы сближает его с классической литературой античности.

Как слит с прохладою растений фимиам!

Как сладко в тишине у брега струй плесканье!

Как тихо веянье зефира по водам

И гибкой ивы трепетанье!

Поэт, по меткому выражению Белинского, “любит и голубит свое страдание”, однако страдание это не уязвляет его сердце жестокими ранами, ибо даже в тоске и печали его внутренняя жизнь тиха и безмятежна. Поэтому, когда в послании к Батюшкову, “сыну неги и веселья”, он называет поэта-эпикурейца “родным по Музе”, то трудно поверить в это родство. Скорее мы поверим добродетельному Жуковскому, который дружески советует певцу земных наслаждений: “Отвергни сладострастья погибельны мечты!”

Батюшков — фигура во всем противоположная Жуковскому. Это был человек сильных страстей, а его творческая жизнь оборвалась на 35 лет раньше его физического существования: совсем молодым человеком он погрузился в пучину безумия. Он с одинаковой силой и страстью отдавался как радостям, так и печалям: в жизни, как и в ее поэтическом осмыслении, ему — в отличие от Жуковского — была чужда “золотая середина”. Хотя его поэзии также свойственны восхваления чистой дружбы, отрады “смиренного уголка”, но его идиллия отнюдь не скромна и не тиха, ибо Батюшков не мыслит ее без томной неги страстных наслаждений и опьянения жизнью. Временами поэт так увлечен чувственными радостями, что готов безоглядно отринуть гнетущую мудрость науки:

Ужели в истинах печальных

Угрюмых стоиков и скучных мудрецов,

Сидящих в платьях погребальных

Между обломков и гробов,

Найдем мы жизни нашей сладость?

От них, я вижу, радость

Летит, как бабочка от терновых кустов.

Для них нет прелести и в прелестях природы,

Им девы не поют, сплетаясь в хороводы;

Для них, как для слепцов,

Весна без радости и лето без цветов.

Настоящий, подлинный трагизм необыкновенно редко слышится в его произведениях. Только лишь в завершение его созидательной творческой жизни, когда несчастный поэт начал выказывать симптомы душевного заболевания, под диктовку была сделана запись одного из его последних стихотворений. В нем явственно раздаются темы напрасности мирской жизни:

В.А. Жуковский и К.Н. Батюшков – первые русские поэты-романтики: сочинение

Меню сайта

В. Жуковский и К. Батюшков – первые русские поэты-романтики

Русский романтизм принято делить на несколько периодов: начальный (1801—1815), зрелый (1815—1825) и период последекабристского развития. Однако по отношению к начальному периоду условность этой схемы бросается в глаза. Ибо заря русского романтизма связана с именами Жуковского и Батюшкова, поэтов, чье творчество и мироощущение трудно ставить рядом и сравнивать в рамках одного периода, настолько различны их цели, устремления, темпераменты.

В стихах обоих поэтов еще ощущается властное влияние прошлого — эпохи сентиментализма, но если Жуковский еще глубоко укоренен в ней, то Батюшков гораздо ближе к новым веяниям. Белинский справедливо отмечал, что для творчества Жуковского характерны “жалобы на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии, которое Бог знает в чем состояло”. Действительно, в лице Жуковского романтизм делал еще свои первые робкие шаги, отдавая дань сентиментальной и меланхолической тоске, смутным, едва уловимым сердечным томлениям, одним словом — тому сложному комплексу чувств, который в русской критике получил название “романтизм средних веков”. Совсем иная атмосфера царит в поэзии Батюшкова: радость бытия, откровенная чувственность, гимн наслаждению. Пластичность и изящная определенность формы сближает его с классической литературой античности.
Жуковского по праву считают ярким представителем русского эстетического гуманизма. Чуждый сильным страстям, благодушный и кроткий Жуковский находился под заметным влиянием идей Руссо и немецких романтиков. Вслед за ними он придавал большое значение эстетической стороне в религии, морали, общественных отношениях. Искусство приобретало у Жуковского религиозный смысл, он стремился увидеть в искусстве “откровение” высших истин, оно было для него “священным”. Для не мецких романтиков характерно отождествление поэзии и религии. То же самое мы находим и у Жуковского, который писал: “Поэзия есть Бог в святых мечтах земли”. В немецком романтизме ему особенно близким было тяготение ко всему запредельному, к “ночной стороне души”, к “невыразимому” в природе и человеке. Природа в поэзии Жуковского окружена тайной, его пейзажи призрачны и почти нереальны, словно отражения в воде:

Как слит с прохладою растений фимиам!
Как сладко в тишине у брега струй плесканье!
Как тихо веянье зефира по водам
И гибкой ивы трепетанье!

Чувствительная, нежная и мечтательная душа Жуковского как будто сладко замирает на пороге “оного таинственного света”. Поэт, по меткому выражению Белинского, “любит и голубит свое страдание”, однако страдание это не уязвляет его сердце жестокими ранами, ибо даже в тоске и печали его внутренняя жизнь тиха и безмятежна. Поэтому, когда в послании к Батюшкову, “сыну неги и веселья”, он называет поэта-эпикурейца “родным по Музе”, то трудно поверить в это родство. Скорее мы поверим добродетельному Жуковскому, когда он дружески советует певцу земных наслаждений: “Отвергни сладострастья погибельны мечты!”
Батюшков — фигура во всем противоположная Жуковскому. Это был человек сильных страстей, а его творческая жизнь оборвалась на 35 лет раньше его физического существования: совсем молодым человеком он погрузился в пучину безумия. Он с одинаковой силой и страстью отдавался как радостям, так и печалям: в жизни, как и в ее поэтическом осмыслении, ему — в отличие от Жуковского — была чужда “золотая середина”. Хотя его поэзии также свойственны восхваления чистой дружбы, отрады “смиренного уголка”, но его идиллия отнюдь не скромна и не тиха, ибо Батюшков не мыслит ее без томной неги страстных наслаждений и опьянения жизнью. Временами поэт так увлечен чувственными радостями, что готов безоглядно отринуть гнетущую мудрость науки:

Ужели в истинах печальных
Угрюмых стоиков и скучных мудрецов,
Сидящих в платьях погребальных
Между обломков и гробов,
Найдем мы жизни нашей сладость?
От них, я вижу, радость
Летит, как бабочка от терновых кустов.
Для них нет прелести и в прелестях природы,
Им девы не поют, сплетаясь в хороводы;
Для них, как для слепцов,
Весна без радости и лето без цветов.

Подлинный трагизм редко звучит в стихах Батюшкова. Лишь в конце его творческой жизни, когда он стал обнаруживать признаки душевного недуга, под диктовку было записано одно из его последних стихотворений, в котором отчетливо звучат мотивы тщеты земного бытия:

Ты помнишь, что изрек,
Прощаясь с жизнию, седой Мельхиседек?
Рабом родился человек,
Рабом в могилу ляжет,
И смерть ему едва ли скажет,
Зачем он шел долиной чудной слез,
Страдал, рыдал, терпел, исчез.

Общая характеристика русского романтизма, его основные направления (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев)

Эпоха 1800—1830-х годов была насыщена крупными историческими событиями. Они оказали несомненное воздействие на развитие литературы. В частности, это выразилось в том, что с 1815–1816 гг. в связи с организацией первых декабристских обществ возникает гражданское, или социальное, течение русского романтизма, а после 1825 г. русский романтизм вступает в новую фазу своей эволюции.

Если самую большую ценность в земном мире представляет личность, индивидуальность, то все, что препятствует проявлению ее свободного духа (а романтики не идеализировали реальный мир, в котором свободный дух не может выразиться полностью), враждебно ей. Романтизм сознательно и принципиально обособил личность от земного мира. Это означает, что окружающая среда может погубить личность, но изменить ее она не в силах. Личность всегда равна себе и не зависит от обстоятельств. Подобно отношениям с обществом, складываются и отношения личности с природой.

Человек воспринимает мир не только разумом и не только чувством, а всем существом. Романтизм – литературное направление, которое поставило в центр художественного изображения, носящего в той или иной степени мистериальный характер, одинокую свободную личность, проникнутую мистическим вечным томлением по бесконечному и не обусловленную ни историческими, ни социальными обстоятельствами, а потому обладающую чертами исключительности и таинственности.

Если в европейских странах личная независимость человека стала свершившимся фактом и многие страны освободились или освобождались от феодальных пут, то в России целое сословие – крестьяне – находилось в крепостной зависимости. В России гораздо сильнее, чем в других странах, было влияние патриархально-общинных отношений и связей. В ней дольше были влиятельными просветительские идеи.

Романтизм в России прошел несколько стадий развития:

• 1810-е гг. – возникновение и формирование психологического течения; ведущие поэты Жуковский и Батюшков;

• 1820-е гг. – возникновение и формирование гражданского, или социального, течения в поэзии Ф.Н. Глинки, П.А. Катенина, К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера, А.А. Бестужева-Марлинского; зрелость психологического романтизма, в котором главными фигурами были А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, П.А. Вяземский, Н.М. Языков;

• 1830-е гг. – возникновение философского течения в поэзии Баратынского, поэтов-любомудров, Тютчева, в прозе В.Ф. Одоевского; проникновение романтизма в прозу и широкое его распространение в жанре повести; расцвет романтизма в творчестве Лермонтова и признаки кризиса: засилье эпигонской (подражательной) поэзии, лирика Бенедиктова, «кавказские» («восточные») повести А.А. Бестужева-Марлинского;

• 1840-е гг. – закат романтизма, его вытеснение с переднего плана литературы; из действующего субъекта литературного процесса романтизм все более превращается в его объект, становясь предметом художественного изображения и анализа.

Деление романтизма на различные течения происходило по следующим критериям:

к психологическому течению(ЖУКОВСКИЙ) русского романтизма принадлежат романтики, исповедовавшие идеи самовоспитания и самоусовершенствования личности в качестве наиболее верного пути преображения действительности и человека;

к течению гражданского, или социального, романтизма относятся романтики, считавшие, что человек воспитывается прежде всего в социальной, общественной жизни, а, стало быть, он предназначен для гражданской деятельности;

к философскому течению русского романтизма причислены романтики, полагавшие, что место человека в мире предопределено свыше, его жребий предначертан на небесах и всецело зависит от общих законов мироздания, а вовсе не от социальных и психологических причин. Между этими течениями нет непроницаемых граней, а различия относительны: поэты разных течений не только полемизируют, но и взаимодействуют друг с другом.

Первоначально романтизм побеждает в поэзии Жуковского и Батюшкова, что было обусловлено:

-карамзинской реформой литературного языка;

-скрещением поэтических принципов «сентиментальной» литературы с принципами «легкой поэзии»;

-дискуссиями по проблемам литературного языка, которые открыли и очистили дорогу романтизму.

В.А. Жуковский 1783–1852Однажды Жуковский сказал: «Жизнь и поэзия – одно». Жуковский считал поэтический дар даром Божиим. Жуковский, выдвинув в слове на первый план эмоциональные признаки, вторичные значения, необычайно расширил возможности поэзии прежде всего в передаче чувств, психологического состояния, душевного настроения и внутреннего мира человека. До Жуковского жизнь сердца в русской поэзии не поддавалась убедительному художественному выражению и освещению. Он первым открыл сферу внутренней жизни.

К.Н. Батюшков 1787–1855«Маленькая философия» Батюшкова заключала в себе убежденность в том, что чувственные и духовные земные наслаждения возможны для человека с добродетельной душой, что личное счастье доступно одинокой личности в мечтах, в уединении от окружающей среды, в погружении в мир высоких духовных и культурных интересов. В пожаре Отечественной войны сгорела «маленькая философия» Батюшкова. Так в лирику Батюшкова входят исторические и философские темы.

Особенность лирики Рылеева заключается в том, что он не только наследует традиции гражданской поэзии прошлого столетия, но и усваивает достижения новой, романтической поэзии Жуковского и Батюшкова, в частности поэтический стиль Жуковского, используя те же устойчивые стиховые формулы. Рылеев начинает складывать новый для русской литературы жанр – думы, лироэпического произведения, сходного с балладой. Как романтик, Рылеев поставил в центр национальной истории личность патриота свободолюбца. Декабристская романтическая поэма отличалась остротой конфликта – психологического и гражданского, неминуемо приводившего к катастрофе. Это характеризовало действительность, в которой погибали благородные, чистые духом герои, не обретавшие счастья.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Жуковский и Батюшков первые русские поэты-романтики
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 01:26:55 07 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 9 Комментариев: 5 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать