Стихотворение Н. Заболоцкого Гроза идет (Восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Гроза идёт» (восприятие, истолкование, оценка)

В стихотворении «Гроза идёт», созданном именно в 1957 году, очень ярко показано это триединство. В нём особенно искусно слиты воедино образная система и мысль художника. Произведением он выражает надежду на то, что всё-таки сохранил в себе способность быть самим собой. Заболоцкий остро ощущал деформирующее воздействие и мощного пресса официальной идеологии, и постоянного чувства несвободы. Эти тяжёлые мысли, гнетущие поэта, воплощаются в стихотворении в ДЕух образах: образе кедра и лирического героя. Они оба находятся в противостоянии стихии. Во время грозы молнии раскололи кедр надвое, и теперь поэт рисует его «мёртвую крону» подпирающую небосклон. Такая же судьба постигла душевный мир лирического героя. Житейские «грозы» не раз встречали его и «огнём сжигали на лету». Трагизм поэтической ситуации состоит в противоречии личности и общества, давящего на него. В этом слышится своеобразная музыка, имеющая напряженный, тревожный мотив. Созданию такой тональности способствует особая манера поэта.

Стихотворение можно разделить на две смысловые части, которые рисуют два поэтических пространства.

Первые две строфы рисуют образ расщеплённого кедра. Пространство, занимаемое этим образом безгранично: кедр соединяет землю и небо:

Вот он — кедр у нашего балкона,

Надвое громами расщеплен,

Он стоит и мёртвая корона

Подпирает тёмный небосклон.

Близость лирического героя и кедра определена уже в первой строке словосочетанием «у нашего балкона». Заболоцкий олицетворяет образ кедра, одушевляет его. Поэт метафорически называет сгоревшую крону «мёртвой короной», тем самым подчёркивая величие и царственность дерева.

Лирический герой говорит о страшной ране, пролегающей сквозь «живое сердце» кедра. Громы и молнии обрушились на него, но не смогли до конца сломить его мощь. Поэт вновь использует язык метафор для того, чтобы передать глубокий лиризм поэтической ситуации:

Сквозь живое сердце древесины

Пролегает рана от огня,

Иглы почерневшие с вершины

Осыпают звёздами меня.

В третьей строфе лирический герой проводит параллель между судьбой кедра и своей собственной. Он обращается к дереву с просьбой о песне, которая, возможно, исцелит раненую душу. В этом четверостишии поэт говорит уже не о кедре, а о «дереве печали», символизирующем внутреннюю боль и страдания. Теперь в центре внимания оказывается образ лирического героя, который является выражением собственных переживаний Заболоцкого. Стоит отметить, что в стихотворении отражены переломные моменты в жизни поэта. Молнии в стихотворении «Гроза идёт» символизируют, прежде всего, ужас пережитого заключения. Наряду с этим, жизнь в СССР, ограничивающая человека в свободе слова и свободе выбора, а также семейные неурядицы «раскололи» душу поэта, как дерево во время грозы.

Я, как ты, ворвался в высоту,

Но меня лишь молнии встречали

И огнем сжигали на лету.

Последняя строфа является, на мой взгляд, самой важной в идейном понимании стихотворения. Поэт задумчиво спрашивает кедр, почему, израненный молниями, он остался в живых. Жизненные невзгоды внесли в его душу болезненные противоречия: с одной стороны поэт ощущает себя разбитым, с другой — он всё ещё способен чувствовать, переживать и мыслить. Он сумел пронести сквозь все беды и ненастья любовь, желания и «песни до конца».

Я, как ты, не умер у крыльца,

И в душе всё тот же лютый голод,

И любовь, и песни до конца.

Удивителен стилистический приём, который использует автор в третьей и четвертой строфах. Сначала, в части сложного предложения «я, как ты, ворвался в высоту», поэт однозначно сопоставляет центральные образы стихотворения. Царственный кедр, соединяющий землю с «тёмным небосклоном», ассоциируется в сознании автора с его собственной судьбой. Он также «ворвался в высоту», но не реальную, а творческую.

В последней строфе Заболоцкий строит подобное предложение, но уже в этом контексте оно воспринимается неоднозначно. Читатель может истолковывать судьбу кедра по-разному. С одной стороны, это простое сравнение. Тогда мы не акцентируем внимание на этой строке. С другой стороны, сравнение «как ты» можно понять и в значении «в отличие от тебя», тогда получается, что кедр погиб. Заболоцкий предоставляет читателю выбор в трактовке последней строфы.

В заключение, скажем о стихотворении Н. Заболоцкого «Гроза идет» в целом. Как мне кажется, важной его особенностью является удивительная простота и непосредственность слога. Произведение невероятно легко читать и слушать, ни одну строку нельзя назвать тяжеловесной и грубой. Слова подобраны Заболоцким настолько верно, что ощущение законченности и полновесности не оставляет нас ни разу. С одной стороны, избранная поэтом структурно-образная система стихотворения не является новой, однако, с другой стороны, именно такой выбор позволяет поэту передать свои чувства и эмоции с максимальной точностью и выразительностью. Художественная откровенность оголяет внутренние противоречия автора. Наверное, поэтому в моей душе стихотворение «Гроза идет» нашло особый отклик и тем самым запомнилось на всю жизнь.

Анализ стихотворения Заболоцкого Гроза идет

Cочинение «Анализ стихотворения “Гроза идет” Заболоцкого»

Пейзажная лирика Н.А. Заболоцкого всегда философична но сути. Это же качество присуще в полной мере стихотворению «Гроза идет».

В образе грозы выражается мотив жизненных испытаний. Для создания чувства неотвратимости этих препятствий Н.А. Заболоцкий использует анафорические повторы («Движется. », «Сколько раз. »), инверсию («Туча. движется, огромна и тягуча, с фонарем в приподнятой руке»).

Основным изобразительно-выразительным средством в стихотворении является олицетворение. Это соответствует натурфилософской позиции, которую занимал Н.А. Заболоцкий. Природа для автора произведения — живое существо. В первой строфе стихотворения туча напоминает злую ведьму из волшебной сказки. Она приближается к лирическому герою с фонарем в приподнятой руке как колдунья, способная нанести непоправимый вред.

Во второй строфе разговор о враждебной силе надвигающейся тучи конкретизируется. Лирический герой вспоминает о том, что уже не раз становится жертвой разбушевавшейся стихии. Однако грозная туча в своей воинствующей позе все же прекрасна: «Она сверкала серебром» (художественный эффект найденного образа подчеркивает аллитерация «с»).

Туча «каменный выкатывала гром» (звуковое удвоение «ка» в ударных слогах также способствует созданию выразительности образа).

Н.А. Заболоцкий — мастер словесного рисования. Высокой степенью художественной выразительности обладает образ «сломанных молний». Эпитет «сломанный» метко отражает причудливые зигзагообразные траектории, по которым электрический разряд уходит в землю.

Могущественную силу грозы показывает отношение к ней лирического героя, который, увидев ее, «замедлял робкие шаги И стоял, сливаясь поневоле С белым блеском вольтовой дуги!». Даже название физического явления под пером Н.А. Заболоцкого превращается в поэтичный художественный образ.

Дополнительный эффект в стихотворении производят восклицательные предложения, выражая эмоциональное чувство не столько страха, сколько восхищения.

В четвертой строфе центральным образом становится образ кедра, пострадавшего от грозы. Кедр персонифицируется, наделяется живым сердцем. Даже расщипленный надвое и почерневший, он все равно выглядит величественным: «Он стоит, и мертвая корона Подпирает темный небосклон».

В двух последних строфах лирический герой сравнивает себя с этим «деревом печали». В этом стихотворении судьба лирического героя легко проецируется на жизнь самого автора, который, едва успев пробиться к славе, получить литературную известность («ворваться в высоту»), был репрессирован, но не очерствел душой и не перестал писать стихи.

Похожие сочинения

В.М. – мой любимый поэт. Конечно, в наши дни отношение к нему изменилось. Многие мои сверстники думают, что, кроме стихов о Ленине и партии, поэт ничего не писал. Но это совсем не так. Да, В.М. во имя революции наступал на «горло собственной песне». смотреть целиком

Стихотворение-крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к людям: «Послушайте!» Таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает свою речь, надеясь быть услышанным и понятым. Лирический герой стихотворения не просто произносит, а, я. смотреть целиком

В этом стихотворении можно выделить две части: первая (3 четверостишия) внешне спокойная, во второй происходят сражения, льётся кровь. В первой части время течёт лениво, медленно, как река. Но вызов брошен, и войско отправляется в путь. Пока ещё всё. смотреть целиком

Стихотворение “…Вновь я посетил…” написано Пушкиным в 1835 году, в селе Михайловском в тяжёлое для него время. Назрел конфликт с великосветским обществом, которое не могло простить Пушкину его духовного превосходства. Хозяйство разваливается, растут. смотреть целиком

Тридцатые годы 19 века – время решения сложных социальных и философских проблем, время глубоких раздумий над смыслом жизни, над местом человека в мире и обществе. Поэзия Лермонтова стала художественным отражением этих раздумий. Название “Дума”. смотреть целиком

При прочтении стихотворения «Ушла. Но гиацинты жда­ли…» возникает ощущение скрытой угрозы и безвольности по­эта, отдающегося порождению тёмных миров, выпивающих жизнь. Поэт словно бьётся в паутине, пленённый земными отра­жениями дьявольских соблазнов. смотреть целиком

Стихотворение А.А. Блока «Осенняя воля» навеяно лермонтовским произведением «Выхожу один я на дорогу…». Образ пути, дороги нужно понимать здесь в широком фило­софском аспекте. Лирический герой предстает здесь в образе странника, бредущего по дорогам. смотреть целиком

Анализ стихотворения Заболоцкого Н.А. «Гроза идет»

«Гроза идет»

Пейзажная лирика Н.А. Заболоцкого всегда философична по сути. Это же качество присуще в полной мере стихотворе­нию «Гроза идет».

В образе грозы выражается мотив жизненных испытаний. Для создания чувства неотвратимости этих препятствий Н.А. Заболоцкий использует анафорические повторы («Движет­ся…», «Сколько раз…»), инверсию («Туча… движется, ог­ромна и тягуча, с фонарем в приподнятой руке»).

Основным изобразительно-выразительным средством в стихотворении является олицетворение. Это соответствует на­турфилософской позиции, которую занимал Н.А. Заболоцкий. Природа для автора произведения — живое существо. В пер­вой строфе стихотворения туча напоминает злую ведьму из волшебной сказки. Она приближается к лирическому герою с фонарем в приподнятой руке как колдунья, способная нанести непоправимый вред.

Во второй строфе разговор о враждебной силе надвигаю­щейся тучи конкретизируется. Лирический герой вспоминает о том, что уже не раз становится жертвой разбушевавшейся стихии. Однако грозная туча в своей воинствующей позе все же прекрасна: «Она сверкала серебром» (художественный эф­фект найденного образа подчеркивает аллитерация «с»).

Туча «каменный выкатывала гром» (звуковое удвоение «ка» в ударных слогах также способствует созданию вырази­тельности образа).

Н.А. Заболоцкий — мастер словесного рисования. Высо­кой степенью художественной выразительности обладает об­раз «сломанных молний». Эпитет «сломанный» метко отража­ет причудливые зигзагообразные траектории, по которым электрический разряд уходит в землю.

Могущественную силу грозы показывает отношение к ней лирического героя, который, увидев ее, «замедлял робкие ша­ги И стоял, сливаясь поневоле С белым блеском вольтовой ду­ги!». Даже название физического явления под пером Н.А. За­болоцкого превращается в поэтичный художественный образ.

Дополнительный эффект в стихотворении производят вос­клицательные предложения, выражая эмоциональное чувство не столько страха, сколько восхищения.

Читайте также:  В.А. Жуковский и К.Н. Батюшков – первые русские поэты-романтики: сочинение

В четвертой строфе центральным образом становится об­раз кедра, пострадавшего от грозы. Кедр персонифицируется, наделяется живым сердцем. Даже расщипленный надвое и по­черневший, он все равно выглядит величественным: «Он сто­ит, и мертвая корона Подпирает темный небосклон».

В двух последних строфах лирический герой сравнивает себя с этим «деревом печали». В этом стихотворении судьба лирического героя легко проецируется на жизнь самого авто­ра, который, едва успев пробиться к славе, получить литера­турную известность («ворваться в высоту»), был репрессиро­ван, но не очерствел душой и не перестал писать стихи.

На этой странице искали :
  • анализ стихотворения заболоцкого гроза
  • Заболоцкий Гроза анализ
  • анализ стихотворения Заболоцкого Гроза идёт
  • заболоцкий гроза идёт анализ
  • анализ стихотворения гроза идёт

Анализ стихотворения Н.Заболоцкого «Гроза идет»

Никакие беды и испытания не смогли победить любовь к жизни и жажду творчества у поэта Н.А.Заболоцкого. В 1938 г. он был арестован за «антисоветские произведения», с подорванным здоровьем вышел из лагеря лишь в 1944 г. Написанное в 1957 г. стихотворение «Гроза идет» тесно связано с биографией поэта, его нелегкой судьбой.

В основе произведения – картины надвигающейся грозы, образы кедра и лирического героя, близкого самому автору. Стихотворение представляет собой не только пейзажную зарисовку. Природа была очень близка поэту, в ней он видел настоящую жизнь, поэтому данное произведение можно отнести к философской лирике Заболоцкого.

Стихотворение начинается с эпической картины: приближается гроза, которая вызывает у нас ощущение опасности, беды. Настроение тревоги подчеркивается эпитетом «нахмуренная туча», а анафорический повтор «движется» указывает на неотвратимость этого события.

Поэт нарисовал образ тучи, которая напоминает нам живое могучее существо. Неоднократно она «молниями била»: жизненные грозы настигали лирического героя. Но он преодолел страх, не сломался и выдержал, став победителем.

Мужество самого поэта Н.А.Заболоцкого выражено в образах кедра и лирического героя. Кедр «надвое громами расщеплен», героя стихотворения «молнии … огнем сжигали на лету». Несмотря на смертельную рану, дерево держится, подпирает небеса своей «мертвой короной». Встретив «в высоте» молнии, вдохновленный его стойкостью лирический герой «не умер у крыльца», как кедр. Он по-прежнему испытывает страстное желание творить, каким бы глубоким не оставался след от душевных ран.

Жизнь природы у поэта уподобляется жизни людей. Не случайно в стихотворении много олицетворений. Туча «ловила, била, выкатывала гром», молнии «сжигали огнем», кедр «умер у крыльца», а в его древесине — «живое сердце», сквозь которое «пролегает рана от огня».

Поэт использует язык метафор. Метафорой выражен образ тучи: она «движется … с фонарем в приподнятой руке». У кедра – «мертвая корона», подпирающая небосклон. Героя «звездами» осыпают с вершины дерева иглы.

Анафорические повторы мы наблюдаем в первой строфе («движется»), второй и третьей («сколько раз»), шестой и седьмой («я, как ты»). В стихотворении автор употребляет и другие стилистические фигуры речи, такие как инверсия («пролегает рана», «иглы почерневшие»), обращение («дерево печали»). Чувство страха и восхищения помогают передать поэту восклицательные предложения.

Стихотворение «Гроза идет» дает нам возможность лучше представить личность Н.А.Заболоцкого, который сумел мужественно преодолеть сложнейшие испытания судьбы. сохранить горячее желание творить и созидать.

«Гроза идет» Н.Заболоцкий

Движется нахмуренная туча,
Обложив полнеба вдалеке,
Движется, огромна и тягуча,
С фонарем в приподнятой руке.

Сколько раз она меня ловила,
Сколько раз, сверкая серебром,

Сломанными молниями била,
Каменный выкатывала гром!

Сколько раз, ее увидев в поле,
Замедлял я робкие шаги
И стоял, сливаясь поневоле
С белым блеском вольтовой дуги!

Вот он — кедр у нашего балкона.
Надвое громами расщеплен,
Он стоит, и мертвая корона
Подпирает темный небосклон.

Сквозь живое сердце древесины
Пролегает рана от огня,
Иглы почерневшие с вершины
Осыпают звездами меня.

Пой мне песню, дерево печали!
Я, как ты, ворвался в высоту,
Но меня лишь молнии встречали
И огнем сжигали на лету.

Почему же, надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца,
И в душе все тот же лютый голод,
И любовь, и песни до конца!

Анализ стихотворения Заболоцкого «Гроза идет»

Стихотворение «Гроза идет», написанное в 1957 году, относится к последнему этапу творчества Заболоцкого, когда он стал ближе к классическим традициям русской поэзии. В его произведениях того периода ощущается влияние сразу нескольких авторов девятнадцатого столетия – Пушкина, Тютчева и Баратынского. Рассматриваемый текст относится к натурфилософской лирике. Первые строки произведения – описание пейзажа. Заболоцкий рассказывает читателям о наступлении грозы. Здесь важную роль играет движение – обратите внимание, в начальном четверостишии глагол «движется» повторяется дважды. За счет этого возникает ощущение, что нарисованную поэтом картину мы видим в настоящем времени. Получается даже несколько кинематографично. Самый яркий образ первой строфы – туча «с фонарем в приподнятой руке». Она напоминает персонажа старых историй – то ли стражника, то ли колдуна, то ли обычного крестьянина, пошедшего поздним вечером или даже ночью проверить скотину в хлеву.

В четвертой строфе появляется ключевой образ стихотворения – кедр, громами расщепленный на две части, раненый в сердце огнем. Его мертвая корона выступает в качестве опоры для небосклона. Соответственно, дерево это можно считать своеобразным связующим звеном между двумя мирами – земным и небесным, физическим и духовным. В последних двух четверостишиях лирический герой сравнивает себя с кедром – измученным, но сумевшим выстоять. В финальных строках явно просматриваются параллели с жизнью самого Заболоцкого. Как дерево из стихотворения, он «ворвался в высоту», но встретили его там лишь молнии. Советская власть откровенно не жаловала творчество Николая Алексеевича. Сборник «Столбцы», увидевший свет в 1929 году, получил издевательские отзывы от критиков. Следующая волна травли была вызвана публикацией поэмы «Торжество земледелия». В 1938 году Заболоцкого арестовали, абсолютно беспочвенно обвинив в антисоветской пропаганде. Несколько лет он провел в лагерях, на свободу выйдя только в 1944.

В последней строфе стихотворения «Гроза идет» лирический герой называет себя расколотым надвое. Он не понимает, почему дерево умерло после удара молнии, а ему удалось не просто пережить все жизненные бури, все невзгоды, но и остаться человеком, умеющим чувствовать, способным творить. Никаких ответов Заболоцкий в конце не дает, предоставляя читателям возможность самостоятельно попытаться отыскать их.

Помогите, пожалуйста, написать анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого “Гроза” (Содрогаясь от мук. )

Честно, сначала пыталась сама написать – ничего не вышло. =( а в интернете пробовала найти – без результатов. может не там искала? тогда, где искать-то?

Марина Баженова Мастер (2316) 8 лет назад

несколько советов:
1.обрати внимание в каком году написано стихотворение.
2.сколько лет автору в эту пору было (может он развелся или влюбился ну т. е может у него стимул какой был побудивший написать даное произведение.
3.разбери на столбци (например одни будут у тебя где приобладают положительное а другие где наоборот) так тебе будет легче анализировать. ну и вперед. удачи.
а вообще не мешало бы и прочитать биографию автора.

Дмитрий Харченко Профи (996) 8 лет назад

Стихотворение
Н. Заболоцкого «Гроза идет»
(Восприятие,
истолкование, оценка)
И мы должны
понять, что есть значок, Который посылает нам природа.
Н. Заболоцкий
Поэт мысли,
философских раздумий, тонкий лирик — таким вошел в русскую поэзию XX века
Николай Заболоцкий. В его жизни было многое: учеба на историко-филологическом
факультете Московского университета, переписка с К. Циолковским, арест и
ссылка, но главное, в его жизни всегда была поэзия. Поэзия, в которой
Заболоцкий отстаивал красоту человека и природы.
Стихотворение
“Гроза идет”, написанное в 1957 году, относится к последнему периоду творчества
поэта, который исследователи называли “классическим”. В стихах, созданных в это
время, весьма ощутима традиция А. Пушкина, Е. Баратынского и особенно Ф.
Тютчева.
Однако
Заболоцкий не повторяет готовые поэтические системы великих предшественников, а
раскрывает в них новые возможности: Движется нахмуренная туча, Обложив полнеба
вдалеке, Движется, огромна и тягуча, С фонарем в приподнятой руке.
Конечно же, для
Тютчева был невозможен образ тучи с фонарем в руке. Чтобы создать его, надо
было пройти через метафорические поиски поэзии XX века.
В стихотворении
сохранен тютчевский параллелизм проходящих через все стихотворение описаний
природы и душевной жизни, мыслей лирического героя. Говоря о молчании, поэт
признается: Сколько раз она меня ловила, Сколько раз, сверкая серебром,
Сломанными молниями била, Каменный выкатывала гром.
Лирический
герой не только эмоционально воспринимает природное явление, в данном случае
грозу, не только соотносит его со своими душевными переживаниями, он
по-тютчевски разрушает грань между человеком и природой. И это приводит к таким
смелым и неожиданным ассоциациям: Сколько раз, ее увидев в поле, Замедлял я
робкие шаги И стоял, сливаясь поневоле С белым блеском вольтовой дуги.
И сразу же поэт
переносит наше внимание на дерево, расщепленное молнией. Для классической
поэзии этот образ достаточно традиционен, но Заболоцкий и здесь находит свое
осмысление. Сожженное дерево становится опорой небосклону: Вот он — кедр у
нашего балкона, Надвое громами расщеплен, Он стоит, и мертвая корона Подпирает
темный небосклон.
Эта стойкость
“мертвого” дерева сродни судьбе лирического героя, страдавшего, познавшего горе
и радость, любовь и ненависть, но не сломившегося.
Перед нами три
стадии сопоставления чувств лирического героя с расколотым деревом.
Вначале дерево,
поддерживая человека, сообщает ему жизнь: Иглы почерневшие с вершины Осыпают
звездами меня.
Затем
оказывается, что судьба лирического героя тяжелее “раны от огня”, нанесенной
кедру: Пой мне песню, дерево печали! Я, как ты, ворвался в высоту, Но меня лишь
молнии встречали И огнем сжигали на лету.
А в финале
стихотворения уже утверждается величие человека, его неукротимая жажда жить,
любить, творить: Почему же, надвое расколот, Я, как ты, не умер у крыльца, И в
душе все тот же лютый голод, И любовь, и песни до конца! Таким образом,
стихотворение “Гроза идет” — не просто пейзажная зарисовка. Мне кажется, что
перед нами яркий образец лирики философской. Заболоцкий обращается к темам
жизни и смерти, смысла бытия человека.
В стихотворении
даны реальные детали пейзажа: обложенное тучами небо, расщепленное молнией
дерево. Но философичность этого произведения неизбежно приводит к усилению его
метафоричности: “сверкая серебром”, “нахмуренная туча”. Здесь природа не
противостоит человеку, как это было в ранней лирике Заболоцкого. Она выступает
заодно с ним, оттеняет его душевное состояние, его веру в победу жизни над
смертью.
Многочисленные
олицетворения, встречающиеся в этом стихотворении, свидетельствуют не только об
уподоблении природы человеку. В них заложен более глубокий символический смысл:
вслед за Тютчевым Заболоцкий увидел в природе настоящую жизнь. Поэтому туча
способна “ловить”, “бить”, а “живое сердце” дерева “осыпать

Читайте также:  В.А. Жуковский и К.Н. Батюшков – первые русские поэты-романтики: сочинение

Послушайте стихотворение Заболоцкого Гроза идет

Стихотворение Н. Заболоцкого «Гроза идет» (Восприятие, истолкование, оценка)


И мы должны понять, что есть значок,
Который посылает нам природа…
Н. Заболоцкий

Поэт мысли, философских раздумий, тонкий лирик — таким вошел в русскую поэзию XX века Николай Заболоцкий. В его жизни было многое: учеба на историко-филологическом факультете Московского университета, переписка с К. Циолковским, арест и ссылка, но главное, в его жизни всегда была поэзия. Поэзия, в которой Заболоцкий отстаивал красоту человека и природы.
Стихотворение “Гроза идет”, написанное в 1957 году, относится к последнему периоду творчества поэта, который исследователи называли “классическим”. В стихах, созданных в это время, весьма ощутима традиция А. Пушкина, Е. Баратынского и особенно Ф. Тютчева.
Однако Заболоцкий не повторяет готовые поэтические системы великих предшественников, а раскрывает в них новые возможности:

Движется нахмуренная туча,
Обложив полнеба вдалеке,
Движется, огромна и тягуча,
С фонарем в приподнятой руке.

Конечно же, для Тютчева был невозможен образ тучи с фонарем в руке. Чтобы создать его, надо было пройти через метафорические поиски поэзии XX века.
В стихотворении сохранен тютчевский параллелизм проходящих через все стихотворение описаний природы и душевной жизни, мыслей лирического героя. Говоря о молчании, поэт признается:

Сколько раз она меня ловила,
Сколько раз, сверкая серебром,
Сломанными молниями била,
Каменный выкатывала гром.

Лирический герой не только эмоционально воспринимает природное явление, в данном случае грозу, не только соотносит его со своими душевными переживаниями, он по-тютчевски разрушает грань между человеком и природой. И это приводит к таким смелым и неожиданным ассоциациям:

Сколько раз, ее увидев в поле,
Замедлял я робкие шаги
И стоял, сливаясь поневоле
С белым блеском вольтовой дуги.

И сразу же поэт переносит наше внимание на дерево, расщепленное молнией. Для классической поэзии этот образ достаточно традиционен, но Заболоцкий и здесь находит свое осмысление. Сожженное дерево становится опорой небосклону:

Вот он
кедр у нашего балкона,
Надвое громами расщеплен,
Он стоит, и мертвая корона
Подпирает темный небосклон.

Эта стойкость “мертвого” дерева сродни судьбе лирического героя, страдавшего, познавшего горе и радость, любовь и ненависть, но не сломившегося.
Перед нами три стадии сопоставления чувств лирического героя с расколотым деревом.
Вначале дерево, поддерживая человека, сообщает ему жизнь:

Иглы почерневшие с вершины
Осыпают звездами меня.

Затем оказывается, что судьба лирического героя тяжелее “раны от огня”, нанесенной кедру:

Пой мне песню, дерево печали!
Я, как ты, ворвался в высоту,
Но меня лишь молнии встречали
И огнем сжигали на лету.

А в финале стихотворения уже утверждается величие человека, его неукротимая жажда жить, любить, творить:

Почему же, надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца,
И в душе все тот же лютый голод,
И любовь, и песни до конца!

Таким образом, стихотворение “Гроза идет” — не просто пейзажная зарисовка. Мне кажется, что перед нами яркий образец лирики философской. Заболоцкий обращается к темам жизни и смерти, смысла бытия человека.
В стихотворении даны реальные детали пейзажа: обложенное тучами небо, расщепленное молнией дерево. Но философичность этого произведения неизбежно приводит к усилению его метафоричности: “сверкая серебром”, “нахмуренная туча”. Здесь природа не противостоит человеку, как это было в ранней лирике Заболоцкого. Она выступает заодно с ним, оттеняет его душевное состояние, его веру в победу жизни над смертью.
Многочисленные олицетворения, встречающиеся в этом стихотворении, свидетельствуют не только об уподоблении природы человеку. В них заложен более глубокий символический смысл: вслед за Тютчевым Заболоцкий увидел в природе настоящую жизнь. Поэтому туча способна “ловить”, “бить”, а “живое сердце” дерева “осыпать звездами”. Барьеры между миром человека и миром природы разрушены: природа страдает и живет подобно человеку, а человек, подобно явлению природы, испытывает такие же чувства.
Однако в стихотворении “Гроза идет” существует и иной мотив: человек может вынести гораздо больше испытаний, но не согнуться и не умереть.
Пейзажная лирика Заболоцкого никогда не была просто описательной. Его лирический герой не только эмоционально воспринимает природу, но и стремится осмыслить ее жизнь, тесно связанную с жизнью человека.
Пройдя сложный жизненный и поэтический путь, Николай Заболоцкий пришел к классической ясности философской лирики. Это и является свидетельством неувядаемой силы его поэзии.

Сочинение на тему «Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Гроза идёт» (восприятие, истолкование, оценка)»

Последние три года, отпущенные Заболоцкому судьбой, ознаменовали новый период в его жизни и творчестве. В 1957 году его творческая активность достигла наивысшего уровня. В стихотворениях этого времени особенно наглядно проявляется, провозглашенная им ранее тройственность стихотворного процесса, и, соответственно, триединство внутренних составляющих стихотворного произведения. Мысль — Образ — Музыка — вот идеальная тройственность, к которой стремится поэт.

В стихотворении «Гроза идёт», созданном именно в 1957 году, очень ярко показано это триединство. В нём особенно искусно слиты воедино образная система и мысль художника. Произведением он выражает надежду на то, что всё-таки сохранил в себе способность быть самим собой. Заболоцкий остро ощущал деформирующее воздействие и мощного пресса официальной идеологии, и постоянного чувства несвободы. Эти тяжёлые мысли, гнетущие поэта, воплощаются в стихотворении в ДЕух образах: образе кедра и лирического героя. Они оба находятся в противостоянии стихии. Во время грозы молнии раскололи кедр надвое, и теперь поэт рисует его «мёртвую крону» подпирающую небосклон. Такая же судьба постигла душевный мир лирического героя. Житейские «грозы» не раз встречали его и «огнём сжигали на лету». Трагизм поэтической ситуации состоит в противоречии личности и общества, давящего на него. В этом слышится своеобразная музыка, имеющая напряженный, тревожный мотив. Созданию такой тональности способствует особая манера поэта.

Стихотворение можно разделить на две смысловые части, которые рисуют два поэтических пространства.

Первые две строфы рисуют образ расщеплённого кедра. Пространство, занимаемое этим образом безгранично: кедр соединяет землю и небо:

Вот он — кедр у нашего балкона,
Надвое громами расщеплен,
Он стоит и мёртвая корона
Подпирает тёмный небосклон.

Близость лирического героя и кедра определена уже в первой строке словосочетанием «у нашего балкона». Заболоцкий олицетворяет образ кедра, одушевляет его. Поэт метафорически называет сгоревшую крону «мёртвой короной», тем самым подчёркивая величие и царственность дерева.

Лирический герой говорит о страшной ране, пролегающей сквозь «живое сердце» кедра. Громы и молнии обрушились на него, но не смогли до конца сломить его мощь. Поэт вновь использует язык метафор для того, чтобы передать глубокий лиризм поэтической ситуации:

Сквозь живое сердце древесины
Пролегает рана от огня,
Иглы почерневшие с вершины
Осыпают звёздами меня.

В третьей строфе лирический герой проводит параллель между судьбой кедра и своей собственной. Он обращается к дереву с просьбой о песне, которая, возможно, исцелит раненую душу. В этом четверостишии поэт говорит уже не о кедре, а о «дереве печали», символизирующем внутреннюю боль и страдания. Теперь в центре внимания оказывается образ лирического героя, который является выражением собственных переживаний Заболоцкого. Стоит отметить, что в стихотворении отражены переломные моменты в жизни поэта. Молнии в стихотворении «Гроза идёт» символизируют, прежде всего, ужас пережитого заключения. Наряду с этим, жизнь в СССР, ограничивающая человека в свободе слова и свободе выбора, а также семейные неурядицы «раскололи» душу поэта, как дерево во время грозы.

Пой мне песню, дерево печали!
Я, как ты, ворвался в высоту,
Но меня лишь молнии встречали
И огнем сжигали на лету.

Последняя строфа является, на мой взгляд, самой важной в идейном понимании стихотворения. Поэт задумчиво спрашивает кедр, почему, израненный молниями, он остался в живых. Жизненные невзгоды внесли в его душу болезненные противоречия: с одной стороны поэт ощущает себя разбитым, с другой — он всё ещё способен чувствовать, переживать и мыслить. Он сумел пронести сквозь все беды и ненастья любовь, желания и «песни до конца».

Почему же, надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца,
И в душе всё тот же лютый голод,
И любовь, и песни до конца.

Удивителен стилистический приём, который использует автор в третьей и четвертой строфах. Сначала, в части сложного предложения «я, как ты, ворвался в высоту», поэт однозначно сопоставляет центральные образы стихотворения. Царственный кедр, соединяющий землю с «тёмным небосклоном», ассоциируется в сознании автора с его собственной судьбой. Он также «ворвался в высоту», но не реальную, а творческую.

В последней строфе Заболоцкий строит подобное предложение, но уже в этом контексте оно воспринимается неоднозначно. Читатель может истолковывать судьбу кедра по-разному. С одной стороны, это простое сравнение. Тогда мы не акцентируем внимание на этой строке. С другой стороны, сравнение «как ты» можно понять и в значении «в отличие от тебя», тогда получается, что кедр погиб. Заболоцкий предоставляет читателю выбор в трактовке последней строфы.

В заключение, скажем о стихотворении Н. Заболоцкого «Гроза идет» в целом. Как мне кажется, важной его особенностью является удивительная простота и непосредственность слога. Произведение невероятно легко читать и слушать, ни одну строку нельзя назвать тяжеловесной и грубой. Слова подобраны Заболоцким настолько верно, что ощущение законченности и полновесности не оставляет нас ни разу. С одной стороны, избранная поэтом структурно-образная система стихотворения не является новой, однако, с другой стороны, именно такой выбор позволяет поэту передать свои чувства и эмоции с максимальной точностью и выразительностью. Художественная откровенность оголяет внутренние противоречия автора. Наверное, поэтому в моей душе стихотворение «Гроза идет» нашло особый отклик и тем самым запомнилось на всю жизнь.

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Стихотворение Н. Заболоцкого «Гроза идет» (Восприятие, истолкование, оценка)

И мы должны понять, что все сочинения на a l l soch © 2005 есть значок, Который посылает нам природа… Н. Заболоцкий Поэт мысли, философских раздумий, тонкий лирик — таким вошел в русскую поэзию XX века Николай Заболоцкий. В его жизни было многое: учеба на историко-филологическом факультете Московского университета, переписка с К. Циолковским, арест и ссылка, но главное, в его жизни всегда была поэзия. Поэзия, в которой Заболоцкий отстаивал красоту человека и природы. Стихотворение “Гроза идет”, написанное в 1957 году, относится к последнему периоду творчества поэта, который исследователи называли “классическим”.

Читайте также:  В.А. Жуковский и К.Н. Батюшков – первые русские поэты-романтики: сочинение

В стихах, созданных в это время, весьма ощутима традиция А. Пушкина, Е. Баратынского и особенно Ф. Тютчева. Однако Заболоцкий не повторяет готовые поэтические системы великих предшественников, а раскрывает в них новые возможности: Движется нахмуренная туча, Обложив полнеба вдалеке, Движется, огромна и тягуча, С фонарем в приподнятой руке. Конечно же, для Тютчева был невозможен образ тучи с фонарем в руке. Чтобы создать его, надо Было пройти через метафорические поиски поэзии XX века. В стихотворении сохранен тютчевский параллелизм проходящих через все стихотворение описаний природы и душевной жизни, мыслей лирического героя. Говоря о молчании, поэт признается: Сколько раз она меня ловила, Сколько раз, сверкая серебром, Сломанными молниями била, Каменный выкатывала гром. Лирический герой не только эмоционально воспринимает природное явление, в данном случае грозу, не только соотносит его со своими душевными переживаниями, он по-тютчевски разрушает грань между человеком и природой. И это приводит к таким смелым и неожиданным ассоциациям: Сколько раз, ее увидев в поле, Замедлял я робкие шаги И стоял, сливаясь поневоле С белым блеском вольтовой дуги. И сразу же поэт переносит наше внимание на дерево, расщепленное молнией.

Для классической поэзии этот образ достаточно традиционен, но Заболоцкий и здесь находит свое осмысление. Сожженное дерево становится опорой небосклону: Вот онКедр у нашего балкона, Надвое громами расщеплен, Он стоит, и мертвая корона Подпирает темный небосклон. Эта стойкость “мертвого” дерева сродни судьбе лирического героя, страдавшего, познавшего горе и радость, любовь и ненависть, но не сломившегося. Перед нами три стадии сопоставления чувств лирического героя с расколотым деревом.

Вначале дерево, поддерживая человека, сообщает ему жизнь: Иглы почерневшие с вершины Осыпают звездами меня. Затем оказывается, что судьба лирического героя тяжелее “раны от огня”, нанесенной кедру: Пой мне песню, дерево печали! Я, как ты, ворвался в высоту, Но меня лишь молнии встречали И огнем сжигали на лету. А в финале стихотворения уже утверждается величие человека, его неукротимая жажда жить, любить, творить: Почему же, надвое расколот, Я, как ты, не умер у крыльца, И в душе все тот же лютый голод, И любовь, и песни до конца! Таким образом, стихотворение “Гроза идет” — не просто пейзажная зарисовка. Мне кажется, что перед нами яркий образец лирики философской. Заболоцкий обращается к темам жизни и смерти, смысла бытия человека. В стихотворении даны реальные детали пейзажа: обложенное тучами небо, расщепленное молнией Дерево. Но философичность этого произведения неизбежно приводит к усилению его метафоричности: “сверкая серебром”, “нахмуренная туча”. Здесь природа не противостоит человеку, как это было в ранней лирике Заболоцкого. Она выступает заодно с ним, оттеняет его душевное состояние, его веру в победу жизни над смертью. Многочисленные олицетворения, встречающиеся в этом стихотворении, свидетельствуют не только об уподоблении природы человеку.

В них заложен более глубокий символический смысл: вслед за Тютчевым Заболоцкий увидел в природе настоящую жизнь. Поэтому туча способна “ловить”, “бить”, а “живое сердце” дерева “осыпать звездами”. Барьеры между миром человека и миром природы разрушены: природа страдает и живет подобно человеку, а человек, подобно явлению природы, испытывает такие же чувства.

Однако в стихотворении “Гроза идет” существует и иной мотив: человек может вынести гораздо больше испытаний, но не согнуться и не умереть. Пейзажная лирика Заболоцкого никогда не была просто описательной. Его лирический герой не только эмоционально воспринимает природу, но и стремится осмыслить ее жизнь, тесно связанную с жизнью человека. Пройдя сложный жизненный и поэтический путь, Николай Заболоцкий пришел к классической ясности философской лирики.

Это и является свидетельством неувядаемой силы его поэзии.

Стихотворение Н. Заболоцкого «Гроза идет» (Восприятие, истолкование, оценка)

И мы должны понять, что есть значок,
Который посылает нам природа…
Н. Заболоцкий
Поэт мысли, философских раздумий, тонкий лирик — таким вошел в русскую поэзию XX века Николай Заболоцкий. В его жизни было многое: учеба на историко-филологическом факультете Московского университета, переписка с К. Циолковским, арест и ссылка, но главное, в его жизни всегда была поэзия. Поэзия, в которой Заболоцкий отстаивал красоту человека и природы.
Стихотворение «Гроза идет», написанное в 1957 году, относится к последнему периоду творчества

Похожие сочинения:

Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Гроза идет». (Восприятие, истолкование, оценка.)Тема грозы часто встречается в творчестве Заболоцкого. Каждый поэт ищет свои аллегории. У Пушкина потомки ассоциируются с молодыми побегами сосен.

Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Метаморфозы» (восприятие, истолкование, оценка)Н. А. Заболоцкий очень внимательно относился к живой человеческой душе. Он создал удивительные, психологически тонкие сюжетные зарисовки («Жена», «Неудачник», «В.

Стихотворение Б. Л. Пастернака «Снег идет» (восприятие, истолкование, оценка)Бориса Леонидовича Пастернака по праву называют одним из наиболее значимых поэтов двадцатого века. Он является великим мастером слова и философом.

Стихотворение Н. А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» (восприятие, толкование, оценка)Стихотворение «О красоте человеческих лиц» написано в 1955-м году. Главная тема заявлена уже в названии. Автор с любовью описывает каждое.

Стихотворение С. А. Есенина «Отговорила роща золотая…» (восприятие, истолкование, оценка)С. А. Есенин по праву занимает одно из первых мест в русской поэзии. За свою недолгую жизнь поэт создал ряд.

Стихотворение А. С. Пушкина «…Вновь я посетил…» (Восприятие, истолкование, оценка)Стихотворение «…Вновь я посетил…» написано в 1835 году и относится к зрелому периоду творчества А. С. Пушкина. Основная тема стихотворения.

Стихотворение И. А. Бунина «Крещенская ночь» (восприятие, истолкование, оценка)Иван Алексеевич Бунин в литературе 20 века стал продолжателем традиций русской классической поэзии. Творчество Пушкина, Тютчева, Фета, Майкова, Полонского было.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Завещание» (восприятие, истолкование, оценка)Стихотворение Лермонтова «Завещание» было написано в 1840 году и по форме представляет собой исповедь героя перед смертью. Из слов лирического.

Стихотворение А. Фета «Заря прощается с землею…» (Восприятие, истолкование, оценка)…Фет я только средь поющих. А. Фет Афанасий Афанасьевич Фет — выдающийся русский лирик, сумевший в своих стихах передать всю.

Стихотворение Б. Л. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!» (восприятие, истолкование, оценка)Борис Леонидович Пастернак является замечательным поэтом и прозаиком 20 века. Его можно в полной мере назвать писателем-эстетом, тонко и глубоко.

Стихотворение И. А. Бунина «Одиночество» (восприятие, истолкование, оценка)Поэзия Бунина получила различную оценку в современной ему критике. Сторонники «новой поэзии» считали его плохим стихотворцем, не использующим современных словесных.

Стихотворение А. А. Фета «Весенний дождь» (восприятие, истолкование, оценка)А. А. Фет — величайший поэт 19 века, приверженец поэзии «чистого искусства». В его стихотворениях нет гражданских мотивов, они не.

Стихотворение А. С. Пушкина » К морю» (Восприятие, истолкование, оценка)Море… Умом мы понимаем, что море — это огромное количество соленой воды, в которой обитают животные и растения. Из учебников.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» (восприятие, истолкование, оценка)Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» написано между маем и июлем 1841 года, в год смерти поэта.

Стихотворение А. С. Пушкина «Погасло дневное светило…» (Восприятие, истолкование, оценка.)Пушкинская поэзия открывает нам неповторимую прелесть родной природы. Под влиянием его изумительных стихов мы совершаем путешествие к морю, любуемся с.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина» (восприятие, истолкование, оценка)Стихотворение «Родина» Михаил Юрьевич Лермонтов написал в 1841 году. Оно явилось одним из самых значительных произведений русской лирики XIX века.

Стихотворение И. А. Бунина «Одиночество» (истолкование, восприятие, оценка)Иван Алексеевич Бунин вошел в русскую литературу как поэт, но остался в ней преимущественно как прозаик. Возможно, это связано с.

Стихотворение Н. А. Некрасова «О, Муза! Я у двери гроба…» (истолкование, восприятие, оценка)«Муза мести и печали»,— так определил Некрасов общий характер своей поэзии. Мотивы «мести», призывы к борьбе с угнетателями, тесно переплетенные.

Стихотворение Некрасова «Рыцарь на час» (восприятие, истолкование, оценка)Еще в 1860 году поэт Некрасов задумал большую автобиографическую поэму «Рыцарь на час» с главным героем Валежниковым. Но в печати.

Стихотворение А. С. Пушкина «Безумных лет угасшее веселье…» (Восприятие, истолкование, оценка)Элегия свидетельствует о том, до какого состояния внутреннего просветления возвысился дух Пушкина… В. Белинский В одной статье Е. Евтушенко я.

Стихотворение Анчар (восприятие, истолкование, оценка)Стихотворение «Анчар» один из самых ярких примеров философской лирики Пушкина, которую составляют стихотворения, где поэт излагает свой взгляд на природу.

Стихотворение С. Есенин «О красном вечере задумалась дорога… (Восприятие, истолкование, оценка)Чувство родины — основное в моем творчестве С. Есенин Сергей Александрович Есенин — истинный поэт России. К вершинам творчества он.

Стихотворение А. С. Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может» (восприятие, истолкование, оценка)Любовь! Трудно представить А. С. Пушкина без любви, без особого преклонения перед женщиной. На протяжении всей истории человечества любовь являлась.

Стихотворение С. А. Есенина «Запели тесаные дроги…» (Восприятие, истолкование, оценка.)Россия — страна бескрайняя… И характер русский широкий, раздольный, но такой же нерациональный, разбросанный. Сколько свободной земли в России, незасеянных.

Стихотворение А. С. Пушкина «Бесы» (восприятие, истолкование, оценка)Лирика А. С. Пушкина, говоря словами Н. В. Гоголя, «явление чрезвычайное». Она органично сочетает в себе высокую человечность, глубину и.

Стихотворение Б. Л. Пастернака «Гамлет» (восприятие, истолкование, оценка)Бориса Леонидовича Пастернака поистине можно назвать настоящим художником слова и звука. Всесторонне одаренный, он с детства занимался музыкой, после гимназии.

Стихотворение Блока «С доблестях. о подвигах, о славе…» (восприятие, истолкование, оценка)Стихотворение А. А. Блока «С доблестях. о подвигах, о славе…» по жанру представляет собой послание, Это разговор с портретом далекой.

Стихотворение А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» (Восприятие, истолкование, оценка)А. А. Фет — величайший поэт 19 века, один из тончайших русских лириков. Его поэзия отличалась от лирики предшественников, прежде.

Стихотворение А. Фета «Это утро, радость эта…» (восприятие, истолкование, оценка)Стихотворение «Это утро, радость эта..» написано А. Фетом в 1881 году, оно является типичным примером поздней пейзажной лирики поэта. Природа.

Стихотворение А. А. Фета «Еще майская ночь…» (Восприятие, истолкование, оценка)А. А. Фет заслуженно и широко известен как тонкий лирик, чуткий художник, создавший яркие, незабываемые картины природы, отразив сложнейшие переживания.

Ссылка на основную публикацию
×
×