Высоцкий для нашего поколения: сочинение

«Высоцкий для нашего поколения»

«В том состоянии, в котором находится народ, ему нужен именно Высоцкий — художник синкретический, впитавший и воплотивший всю сумятицу вкусов в нечто высшее и вместе с тем доступное», — писал известный поэт Д. Самойлов.

Смерть Высоцкого, как сказал Бродский, не только потеря для русской поэзии — это потеря для русского языка. Бард не заимствовал и не «слизывал» — он создавал: творил свой мир, свой язык. Несомненно также, что Высоцкий (одним из очень немногих) сумел в самые несвободные времена защитить честь свободного русского слова.

Так случилось — мужчины ушли, побросали посевы до срока.
Вот их больше не видно из окон, растворились в дорожной пыли.
Вытекают из колоса зерна — эти слезы несжатых полей, —
И холодные ветры проворно потекли из щелей.

Для наиболее проницательных людей талантливость Высоцкого была очевидна. Синявский в 1974 году писал «об индивидуальном, авторском голосе поэта, осмелившегося запеть от имени живой, а не выдуманной России».

Я вам мозги не пудрю — уже не тот завод:
В меня стрелял поутру из ружей целый взвод.
За что мне эта злая, нелепая стезя, —
Не то, чтобы не знаю, — рассказывать нельзя.

«Поэт после смерти принадлежит всем?» Если — да, то только творчество или вся жизнь? Высоцкий в интервью 1974 года говорил: «Да зачем вам факты моей биографии? Кому это интересно: родился, жил. В моей жизни были другие моменты, которые для меня гораздо важнее». Теперь нам интересно и важно все — не только спектакли и фильмы, песни и стихи, но также люди и события, даже мелочи и детали. Он был великим артистом, поэтом, бардом, оттого предполагал некоторую публичность проживания жизни.

Мы бдительны — мы тайн не разболтаем, —
Они в надежных жилистых руках,
К тому же этих тайн мы знать не знаем —
Мы умникам секреты доверяем, —
А мы, даст бог, походим в дураках.

Правду о Высоцком хочется знать, и она нужна, уж слишком явным было противоречие между трагическими стихами и прекраснодушными воспоминаниями. Его жизнь была «невероятной по взлету и высоте полета».

Этот день будет первым всегда и везде —
Пробил час, долгожданный серебряный час.
Мы ушли по весенней высокой воде,
Обещанием помнить и ждать заручась.

Любое время, а наше особенно, нуждается в правде и подлинности: резко возросла цена «человеческих документов» — писем, дневников, материалов.
А песни-монологи Высоцкого — это живое свидетельство поколения, откровенно говорившего с современниками и оставлявшего «послания» потомкам. Время это подтвердило. Высоцкий столь же популярен в наши дни, как и в 70-е.

От границы мы землю вертели назад
(Было дело сначала).
Но обратно ее закрутил наш комбат,
Оттолкнувшись ногой от Урала.
Не пугайтесь, когда не на месте закат,
Судный день — это сказки для старших,
Просто Землю вращают, куда захотят,
Наши сменные роты на марше.

Усилия приблизиться и понять живого Высоцкого не напрасны. Его стихи раскрывают не только безграничный талант Владимира Семеновича, но его отношение к жизни, к тем ее сторонам, которые нравились или отвергались им. Он не был сторонним наблюдателем, а всегда активным участником своей эпохи.

Но запеть-то хочется, лишь бы не мешали,
Хоть бы раз про главное, хоть бы раз — и то!
И кричал со всхрипом я — люди не дышали,
И никто не морщился, право же, никто.
Да зачем же вы тогда все: «вранье» да и «хаянье»?
Я всегда имел в виду мужиков — не дам.
Вы не слушали меня, затаив дыхание.
И теперь ханыжите, — только я не дам.

В судьбе Высоцкого, как и в судьбе любого другого большого поэта, есть и тайна, и дар. Тайна остается всегда, потому что «судьба не настигает людей извне, а рождается из глубин самого человека». Но судьба Высоцкого — это дар всем и на все времена.

Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю.
Что-то воздуху мне мало — ветер пью, туман глотаю,—
Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!

Для нашего же поколения Высоцкий — это легенда и вполне живой человек, сумевший заговорить с читателями и слушателями на понятном языке, на интересующие их темы.

Сочинение на тему «Мой любимый поэт — В.С. ВЫСОЦКИЙ»

Перед вами сочинение, которое поможет вам, если и ваш любимый поэт – это В.С. ВЫСОЦКИЙ, человек яркого и многогранного таланта. Владимир Семёнович Высоцкий — советский поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен, автор стихов и множества прозаических произведений.

Мой любимый поэт — ВЫСОЦКИЙ

Не будем утверждать, что В. Высоцкий лучше и талантливее других поэтов, но именно он интересует многих людей и как смелый, бескомпромиссный поэт-гражданин, не поступавшийся совестью в десятилетия застоя, и как раскованный человек, способный на озорство, насмешку, дерзость, умеющий верить в чудо и создавать его.

Конечно, я, как и все другие, сначала услышал Высоцкого, его громкий хриплый голос. Ведь его слушают везде и все: пожилые люди, молодежь в студенческих общежитиях, школьники. Отцы и дети. Старые и молодые. Его песни знает вся страна.

Я сначала запомнил сатирические песни, среди которых были очень острые, злые о мещанах, бюрократах, подхалимах, дураках. Потом понравились его песни о сильных, мужественных, усталых и добрых людях. Но я как-то не считал Высоцкого поэтом; тем более серьезным и значительным. Лишь потом, когда прочитал сборники его стихов «Нерв» и «Четыре четверти пути», почувствовал, что Высоцкий — своеобразный, самобытный, большой поэт.

Творчество В. Высоцкого — биография нашей страны. В своих стихах он затронул все важные или, точнее, крупные события нашей истории. Он рассказывал о войне, о трудном послевоенной времени, когда он сам был мальчиком, но, как оказалось потом, вое хорошо прочувствовал и понял. Он рассказывал о больших делах и стройках, о тяжких днях и ночах тридцать седьмого, о космосе и космонавтах, альпинистах, солдатах, пограничниках, поэтах. Высоцкий как истинный поэт пропустил время через свое сердце.

Творчество В. Высоцкого сложно и неоднозначно. Среди очень сильных стихов у него есть и несовершенные, есть «однодневки» фельетонного характера, иногда в прекрасных стихах есть слабые строчки. Но все его стихи, даже не совсем удачные по художественному мастерству, нельзя воспринимать равнодушно.

У Высоцкого много разных циклов стихов-песен: песни- сказки, песни-монологи, песни-рассказы, героико-романтические стихи о летчиках, геологах, альпинистах, любовная лирика, большой цикл военных стихов.

Родившись в 1938 году, Высоцкий знал о войне по рассказам отца-военного, его фронтовых друзей, по книгам. Но он решился, как в свое время Лермонтов, говорить от имени участников Великой Отечественной войны.

Он ставил себя на место командира, приговоренного к расстрелу, сапера, совершающего подвиг, новобранца и многих других людей. Высоцкий настолько ярко описывает события, что у слушателя невольно создается картина происходящего:

Наконец-то нам дали приказ наступать.

Отбирать наши пади и крохи, —

Но мы помним, как солнце отправилось вспять

И едва не зашло на востоке…

В этом стихотворении словно звучат голоса тех сотен тысяч солдат, которым не довелось услышать «приказ наступать». Они ушли в историю, так и не разделив общей радости Победы. Но это они летом и осенью 1941 года, как могли, сдерживали немцев, рвавшихся к Москве, и ценой своей жизни остановили их у стен столицы.

В предисловии к сборнику «Нерв» Р. Рождественский писал: «Песни Высоцкого о войне — это прежде всего песни настоящих людей… Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину».

У Высоцкого много стихов, где человек оказывается перед выбором, в самой крайней ситуации, в момент риска и ему нужны мужество, воля, одержимость, чтобы выстоять, победить:

Но мы выбираем трудный путь

Опасный, как военная тропа.

Разберись, кто ты трус иль избранник судьбы,

И попробуй на вкус настоящей борьбы.

Сам Высоцкий был сильным и стойким бойцом, который задолго до объявления войны всяческой лжи и бюрократизму обличал и уничтожал ложь, косность, рутину, пошлость и предательство. Обличал яростно, потому, наверное, и не печатали его стихов, боялись слишком «возмущенных» вопросов:

Почему же, вожак, дай ответ –

Мы затравленно мчимся на выстрел

И не пробуем — через запрет?!

Во многих стихах Высоцкого чувствовались страсть и неистовство Маяковского:

Уж лучше пусть откажут тормоза.

Досадно мне, коль слово «честь» забыто

И коль в чести наветы за глаза.

Очень много у Высоцкого стихов о свободе:

Но разве это жизнь, когда в цепях,

Но разве это выбор, если скован.

Замечательные стихи Высоцкого о дружбе, которую он, как и талант, считал редчайшим даром:

Для меня словно ветром задуло костер,

Когда он не вернулся из боя.

В цикле стихов «Баллада о любви» поэт утверждал, что любовь, объединяя двоих, объединяет и человечество, страны в единую великую Страну Любви. В песнях о любви Высоцкий, который в других стихах был подобен «пульсирующему сгустку нервов«, становился как бы воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком, который постиг все тайны бытия. И каждое слово «Баллады о любви» звучало по-особому трепетно:

Пусть поют во сне и наяву.

Я дышу, и значит — я люблю!

Я люблю, и значит — я живу!

Закончить сочинение я хочу словами Р. Рождественского:

Лучшие песни В. Высоцкого — для жизни. Они — друзья людей. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, — есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой. А еще в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память…

Владимир Семенович Высоцкий.

Владимир Семенович
Высоцкий (эссе)

Читайте также:  Отзыв на повесть В. Воскобойникова Все будет в порядке: сочинение

Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон,
Ну, а мы вместе с ним посмеемся и вместе поплачем.

Булат Окуджава (слова из песни).
Так, как я написал в заголовке этого рассказа, Высоцкого при жизни мало называли. Может быть несколько человек. А остальной 280 – миллионный советский народу его называл любовно-ласково – Володя.
Хочу, конечно – оговориться: к расхожему сейчас выражению – всеобщий любимец, надо все же добавить, – не совсем всеобщий. То есть, не повально всем он нравился.
И среди тех, кто не полностью принимал идеи песен и манеру исполнения, и её тональность, – был ваш покорный слуга.
Почему мне не по нутру были откровения Высоцкого?
На то есть несколько причин. И самая важная: их – театральность.
Владимир Высоцкий, на самом деле, был что называется – человек театра, артист, – в самом полном смысле этого понятия.
А что это означает? То и означает, что его чувства и мысли, как бы – вторичны, уже кем-то сказаны.
А артист придал им полную законченность, завершенность и снабдил своим неповторимым темпераментом.
И… эти чувства и мысли что подспудно были «внутри» советского человека запели и заговорили голосом Высоцкого.
Мне могут возразить: так это и называется – творчество! Да, творчество, но это творчество было, как бы сказать – уже оформлено и ждало только этого человека, подходящего человека.
А Владимир Высоцкий был подходящим человеком. Да, именно так, – на сто процентов подходящим. Ведь многие темы песен звучали в текстах других бардов советских, но никто так не подходил на роль выразителя народной души, как Высоцкий – и по фактуре, и по характеру, да и по свойской улыбке…
Но главное, вообще-то не фактура и не характер, ни улыбка…Главное было в другом. Владимир Высоцкий представлял собой тип совсем пропащего советского человека, который разуверился во всем, что составляло цель и смысл жизни предыдущего поколения.
Именно в 70-е годы произошел этот трагический разрыв советского государства и народа. Народу стало, грубо говоря, наплевать на государство и его вождей.
Самое интересное было, что само государство, в лице его представителей не совсем ясно это осознавали. Также монотонно звучали высокие слова с трибун, принимались планы, почины…
Но это был «холостой ход», как тогда шутили: « Петух прокукарекал, а рассвет не наступил».
Очень много, особенно после смерти Высоцкого, писали о его алкоголизме, наркомании, – и все – сокрушались: как это так, такой талант, такая известность и вот – на тебе…
Может быть, только сейчас становится понятно, что именно таким должен быть народный любимец у исчезающего «советского народа».
Ну, не может быть он «добрым молодцем», который побеждает и разит своих врагов направо и налево и режет народную «правду-матку».
Он и должен быть именно таким: похмельным, больным, с хриплым голосом и простонародным лицом уже тронутым признаками раннего старения.
О чем пел Высоцкий? О своей несбывшейся мечте, но пел не как бард, в настоящем значении этого слова, а как – артист. (Бардом можно назвать Булата Окуджаву).
Он играл свои песни. В этом его неповторимость и талант.
Были ли – на самом деле – какие-то настоящие трагедии в жизни Высоцкого?
Нет, никаких трагедий в его реальной земной жизни не было, если не считать «рукотворную» пагубную страсть.
Ничего ему не довелось пережить: ни войны, ни голода, ни холода, ни других несчастий сопровождающих советского человек всю его жизнь от юности до старости.
Ему везло в жизни необычайно, – достаточно прочитать биографию Высоцкого, написанную Владимиром Новиковым и вышедшую в серии «Жизнь замечательных людей» в 2008 году. Это настоящий научный труд, а не собрание, как писал сам Высоцкий: « …сплетен в виде версий».
Но, мы ничего не поймем в жизни поэта, певца, артиста Высоцкого, если внимательно не прочитаем его стихотворение «Мой черный человек». И абсолютно не случайно умнейший и талантливейший Эльдар Рязанов посвятил этому стихотворению телепередачу и сам читал вслух этот стих.
Кстати, это стихотворение было написано в последний год жизни Владимира Семеновича и – несомненно – носит программный, обобщающий характер. Вот, для наглядности, две строфы из этого стиха.

И. улыбаясь, мне ломали крылья,
Мой хрип порой похожим был на вой,
И я немел от боли и бессилья,
И лишь шептал: «Спасибо, что живой».

О чем это? Я ведь только что написал, что ему везло в жизни необычайно. Так это о житейских обстоятельствах, каких было мало у кого: отец военный – полковник, с войны вернулся живой.
Даже когда отец с войны вернулся с другой женщиной, это не было для маленького Володи трагедией. Он её стал считать второй мамой и с согласия родной мамы согласился поехать в Германию, где родитель продолжал военную службу.
Впоследствии, 17- летний Володя возвращается к родной матери, в Москву. Оканчивает среднюю школу и поступает на механический факультет инженерно-строительного института, который бросает в конце первого семестра. На следующий год (июнь 1956 г.) поступает в Школу – студию МХАТ.
Как мы видим, у Владимира Высоцкого уже в юности был выбор и его никто не ограничивал в этом плане.
Согласитесь, что по тогдашнему времени – это везение.
Тогда, в чем же дело? Нашел свое призвание, стал артистом известным, стал сочинять песни, которые первое время исполнял узкому кругу своих друзей.
В конце концов, приобрел всесоюзную популярность, – в чем же трагедия, почему такой надрыв слышится в его песнях?
Это строфа о том, что является главным для всякого талантливого человека: его не признавали, как талант и он не мог давать сольные концерты. Почему? – тексты не проходили советскую цезуру.
Высоцкого «спас» магнитофон. Да, именно в 60 – 70 – е годы по стране прошла так называемая «магнитофонная революция»: это позволило многомиллионно тиражировать песни Владимира Семеновича.
Складывалась парадоксальная ситуация: вся молодежь с удовольствие слушала и переписывала его песни, а руководство делало вид, что такого поэта и певца не существует.
Получалось так, что совсем не хотел Владимир Высоцкий: он, против своей воли, становился каким-то символом протеста, и даже родной отец стал называть его – антисоветчиком, – что абсолютно неверно.
Почему неверно? Потому, что с идеями, выраженными в его песнях, были согласны миллионы советских людей.
Я вспоминаю картину середины 80- х годов (Высоцкого уже нет в живых): из каждого балкона, из каждого открытого окна звучал знаменитый, хрипловатый баритон.
И это в провинции, до которой, все, что происходит в столице доходит позднее.
Сейчас-то понятно: ничего антисоветского в его песнях нет, и не было. А что же было? А разве в песнях не было неприятия той советской системы, не было протеста?
Было, – и неприятие и протест, но это было на пользу системе и все это понимали. Высоцкого слушали даже члены ЦК КПСС.
В чем же дело? Никто, ничего не хотел менять… Все это впоследствии назвали – «глухие годы застоя».
Да и в песенных текстах не было прямого призыва – разрушить. Был сарказм, юмор, был призыв к высокому уровню духовности, была нелецеприятная оценка ситуации в стране, но назвать поэта «враждебным элементом» или, по той терминологии – диссидентом (инакомыслящим) – было нельзя. Это было невозможно. Кроме того, Высоцкий, как истинный поэт, был далек от политики.
К участникам, разных – мелких тогда – правозащитных движений, появившихся в Москве и Ленинграде, относился с недоверием и их сторонился.
Он пытался достучаться до «кабинетов и прямо пишет об этом.

Я суеверен был, искал приметы,
Что, мол, пройдет, терпи, все ерунда.
Я даже прорывался в кабинеты
И зарекался: больше никогда!

Общего языка с «государственными» людьми найти не удалось. Но – и система не «задушила» поэта, как Иосифа Бродского. Оставляли лазейку в кино, в театре на Таганке у знаменитого режиссера Ю.П. Любимова, который очень понимал состояние Владимира Семеновича.
Конечно, Высоцкий – человек бунта, – уточню – внутреннего бунта личности против общепринятых правил и установок. Этот бунт ему удается и успешно реализуется, но это происходит на фоне общей подчиненности порядку, который установлен.
Именно в этом состоит его трагедия и разлад с самим собой и действительностью
И – наконец, судьба ему предоставила шанс достаточно свободно уезжать за границу, как тогда говорили – «за бугор».
Он жениться на французской актрисе – Марине Влади. В 70-х годах посещает многие страны Европы, США, даже Мексику.
Опять у него появляется выбор – изменить свою судьбу. Но,
он ничего менять не хочет. Нет и речи – остаться за границей.

В Нью-Йорке встречается с Бродским, который профессионально точно определил особенности поэтического творчества Владимира Семеновича.
Я приведу мнение Бродского, высказанное в одном из первых фильмов о Высоцком, который был снят в США в 1981 году, – через год после кончины поэта: «… Но, начав слушать Высоцкого более или менее внимательно, я понял, что мы имеем дело с поэтом. Более того, я должен сказать, что меня даже не устраивало, что сопровождается гитарой, поэтому, что сам по себе этот текст, это было совершенно замечательно. Я говорю, именно, о том, что он делал с языком, о его рифмах… Дело в том, что он пользовался совершенно феноменальными составными рифмами, а гитара помогала ему скрывать тот невероятный труд, который он затрачивал, именно на лингвистическую сторону своих песен. В принципе, они поражают людей не столько благодаря содержанию и музыки, а благодаря бессознательному усвоению этой языковой структуры. И в этом смысле потеря Высоцкого – потеря для русского языка совершенно невосполнимая». (выделено мною).
На моей страничке в «Одноклассниках» выложено фото Бродского с Владимиром Семеновичем, там приведено вышеуказанное мнение Нобелевского лауреата, а потом я излагаю свое мнение об устной речи Высоцкого: « Надо отметить, что даже простая речь Высоцкого, например – та, которой он предварял свои записи песен, что велись в студии полуподпольно – поражает необыкновенной образностью и точность определений. Несомненно, – Высоцкий являлся носителем чистейшего современного русского языка и совершенно великолепно мог пользоваться этим уникальным инструментом. В пользу этого говорит тот факт, что социальная тема, за которую его называли антисоветчиком, ушла или уходит в прошлое, а тексты остаются и не теряют своей свежести. Это признак большого таланта».
К этому сейчас могу добавить только тот неоспоримый факт, что многие строки его песен стали неотъемлемой частью русской речи и воспринимаются как афоризмы и это подтверждает правоту оценки Бродского.
Сейчас я сделаю небольшое отступление и напишу то, что проходило мимо внимания многих и многих людей, которые пытались понять трагедию жизни Высоцкого.
К своему смущению, мне следует признать, и я это признаю, что, в свое время (70-е годы) – недооценил Владимира Семеновича, как поэта – автора стихов.
Песни запоминались, именно, своей экспрессией, своей необычайной нервностью, а текст – для меня – оказывался на втором плане. То есть, я не понимал настоящего смысла стихов, которые он не читал на сцене, а – пел под гитару.
А я привык воспринимать напечатанный текст, которого – увы – не было. При жизни Высоцкого не были изданы сборники его стихотворений.
Мне долго было непонятно стремление Высоцкого – напечатать свои стихи, книгу стихов. И я считал это какой-то блажью очень популярного артиста.
Он был – на самом деле – очень популярен, как никто другой. Я даже считаю, что после него никто не достигал уровня его популярности.
Только, по прошествии времени – в 90-е годы – когда стали выходить трехтомники или даже четырехтомники его стихотворений, собранные в тематические разделы, стало понятно его стремление и все встало на свои места.
Прав был Высоцкий, который очень хотел, чтобы его поклонники имели перед собой текст его песен, а слушали – в основном – с магнитофонных лент, качество записи которых оставляло желать лучшего.
На самом деле, сборник или сборники его стихов, собранные в темы, наиболее полно раскрывают талант поэта, его внутренний мир и его эволюцию.
В. Новиков – автор наиболее полной биографии Владимира Семеновича – пишет: «Чем больше перепад между реальной известностью и официальным непризнанием, тем страшнее давление внутри души. Это природа, физика и никакие разумные успокаивающие речи тут не помогут» (ЗЖЛ, Высоцкий. М. Молодая гвардия, 2008 г.)
С этим выводом я не могу согласиться. Все происходит как раз – наоборот. Официальное непризнание Высоцкого, как поэта и певца обеспечивало независимость его песенно -исполнительского творчества. А, – при наличии «магнитофонной революции», все потуги власти играли на пользу известности и славы Владимира Семеновича.
То есть, я хочу сказать, что общественное значение творчества Высоцкого, оказывалось важнее, чем его личные переживания и болезненные зависимости.
Может быть, большая заслуга Высоцкого состоит в том, что, не призывал к прямому бунту, неповиновению, – массы, воспитанные на песнях Владимира Семеновича, во время перестройки не перешла красную черту революции, погромов…
Вопрос о творчестве Высоцкого неизбежно выводит на личные проблемы самого поэта, у которого «две судьбы»: «нелегкая» и «кривая», имея ввиду: первая – официальное непризнание, что, по мнению автора биографии, мешало его творческому развитию и алкогольная зависимость смолоду, переросшая в наркотическую.
В Новиков считает, что Высоцкий сумел блокировать эти две главные неприятности в его жизни и совершил творческий подвиг.
В принципе, я с этим согласен, – и смерть в 42 года вполне закономерна и ставит точку в его творчестве вполне справедливо. Почему справедливо?
Ведь Высоцкий достаточно молод и у него еще могло быть продолжение. Но на этот счет у меня имеется свое мнение.
Такие люди, как Владимир Высоцкий, просто так, случайно – не появляются. Это люди Рока, которым, кем-то неведомым поставлена определенная задача. Эту задачу Владимир Семенович – выполнил.
Он, один из крупнейших творцов, которые подготовили общество к тому будущему, наступившему после их смерти.
В новых условиях, я уже Высоцкого не вижу. Не понимаю, не могу объяснить самому себе, какую бы позицию занял поэт во время горбачевской перестройки и после…
Несомненно – одно: этот человек с трагической судьбой, неспокойной, неистовой натурой, редким темпераментом навсегда останется в русской культуре.

Читайте также:  Что мне больше всего нравится в творчестве Владимира Высоцкого: сочинение

Педин В. 2019 год
( 25 июня – 28 октября).

«Живая жизнь» В.С.Высоцкого

Скачать сочинение

Если не был бы я поэтом,
То, наверно, был мошенник и вор.
С. Есенин

Более 20 лет прошло со дня смерти Владимира Семеновича Высоцкого. Теперь ясно, что он не только “останется”, но будет энергично вмешиваться в жизнь живых.
“В том состоянии, в котором находится народ, ему нужен именно Высоцкий — художник синкретический, впитавший и воплотивший всю сумятицу вкусов в нечто высшее и вместе с тем доступное”, — писал известный поэт Д. Самойлов.
Смерть Высоцкого, как сказал Бродский, не только потеря для русской поэзии — это потеря для русского языка. Бард не заимствовал и не “слизывал” — он создавал: творил свой мир, свой язык. Несомненно также, что Высоцкий (одним из очень немногих) сумел в самые несвободные времена защитить честь свободного русского слова.

Так случилось — мужчины ушли, побросали посевы до срока.
Вот их больше не видно из окон, растворились в дорожной пыли.
Вытекают из колоса зерна — эти слезы несжатых полей, —
И холодные ветры проворно потекли из щелей.

Для наиболее проницательных людей талантливость Высоцкого была очевидна. Синявский в 1974 году писал “об индивидуальном, авторском голосе поэта, осмелившегося запеть от имени живой, а не выдуманной России”.

Я вам мозги не пудрю — уже не тот завод:
В меня стрелял поутру из ружей целый взвод.
За что мне эта злая, нелепая стезя, —
Не то, чтобы не знаю, — рассказывать нельзя.

“Поэт после смерти принадлежит всем?” Если — да, то только творчество или вся жизнь? Высоцкий в интервью 1974 года говорил: “Да зачем вам факты моей биографии? Кому это интересно: родился, жил. В моей жизни были другие моменты, которые для меня гораздо важнее”. Теперь нам интересно и важно все — не только спектакли и фильмы, песни и стихи, но также люди и события, даже мелочи и детали. Он был великим артистом, поэтом, бардом, оттого предполагал некоторую публичность проживания жизни.

Мы бдительны — мы тайн не разболтаем, —
Они в надежных жилистых руках,
К тому же этих тайн мы знать не знаем —
Мы умникам секреты доверяем, —
А мы, даст бог, походим в дураках.

Правду о Высоцком хочется знать, и она нужна, уж слишком явным было противоречие между трагическими стихами и прекраснодушными воспоминаниями. Его жизнь была “невероятной по взлету и высоте полета”.

Этот день будет первым всегда и везде —
Пробил час, долгожданный серебряный час.
Мы ушли по весенней высокой воде,
Обещанием помнить и ждать заручась.

Любое время, а наше особенно, нуждается в правде и подлинности: резко возросла цена “человеческих документов” — писем, дневников, материалов.
А песни-монологи Высоцкого — это живое свидетельство поколения, откровенно говорившего с современниками и оставлявшего “послания” потомкам. Время это подтвердило. Высоцкий столь же популярен в наши дни, как и в 70-е.

От границы мы землю вертели назад
(Было дело сначала).
Но обратно ее закрутил наш комбат,
Оттолкнувшись ногой от Урала.
Не пугайтесь, когда не на месте закат,
Судный день — это сказки для старших,
Просто Землю вращают, куда захотят,
Наши сменные роты на марше.

Усилия приблизиться и понять живого Высоцкого не напрасны. Его стихи раскрывают не только безграничный талант Владимира Семеновича, но его отношение к жизни, к тем ее сторонам, которые нравились или отвергались им. Он не был сторонним наблюдателем, а всегда активным участником своей эпохи.

Но запеть-то хочется, лишь бы не мешали,
Хоть бы раз про главное, хоть бы раз — и то!
И кричал со всхрипом я — люди не дышали,
И никто не морщился, право же, никто.
Да зачем же вы тогда все: “вранье” да и “хаянье”?
Я всегда имел в виду мужиков — не дам.
Вы не слушали меня, затаив дыхание.
И теперь ханыжите, — только я не дам.

В судьбе Высоцкого, как и в судьбе любого другого большого поэта, есть и тайна, и дар. Тайна остается всегда, потому что “судьба не настигает людей извне, а рождается из глубин самого человека”. Но судьба Высоцкого — это дар всем и на все времена.

Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю.
Что-то воздуху мне мало — ветер пью, туман глотаю,—
Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!

Для нашего же поколения Высоцкий — это легенда и вполне живой человек, сумевший заговорить с читателями и слушателями на понятном языке, на интересующие их темы.

2979 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Читайте также:  Владимир Семенович Высоцкий: сочинение

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

Написать сочинение -рассуждение на тему : “какое значение имеет творчество высоцкого для современного поколения? “​ ,

Ответы

«в том состоянии, в котором находится народ, ему нужен именно высоцкий — художник синкретический, впитавший и воплотивший всю сумятицу вкусов в нечто высшее и вместе с тем доступное», — писал известный поэт д. самойлов.

смерть высоцкого, как сказал бродский, не только потеря для поэзии — это потеря для языка. бард не заимствовал и не «слизывал» — он создавал: творил свой мир, свой язык. несомненно также, что высоцкий (одним из немногих) сумел в самые несвободные времена защитить честь свободного слова.

так случилось — мужчины ушли, побросали посевы до срока.

вот их больше не видно из окон, растворились в дорожной пыли.

вытекают из колоса зерна — эти слезы несжатых полей, —

и холодные ветры проворно потекли из

для наиболее проницательных людей талантливость высоцкого была очевидна. синявский в 1974 году писал «об индивидуальном, авторском голосе поэта, осмелившегося запеть от имени живой, а не выдуманной россии».

я вам мозги не пудрю — уже не тот завод:

в меня стрелял поутру из ружей целый взвод.

за что мне эта злая, нелепая стезя, —

не то, чтобы не знаю, — рассказывать нельзя.

«поэт после смерти принадлежит всем? » если — да, то только творчество или вся жизнь? высоцкий в интервью 1974 года говорил: «да зачем вам факты моей биографии? кому это интересно: родился, в моей жизни были другие моменты, которые для меня гораздо важнее». теперь нам интересно и важно все — не только спектакли и фильмы, песни и стихи, но также люди и события, даже мелочи и детали. он был великим артистом, поэтом, бардом, оттого предполагал некоторую публичность проживания жизни.

мы бдительны — мы тайн не разболтаем, —

они в надежных жилистых руках,

к тому же этих тайн мы знать не знаем —

мы умникам секреты доверяем, —

а мы, даст бог, походим в дураках.

правду о высоцком хочется знать, и она нужна, уж слишком явным было противоречие между трагическими стихами и прекраснодушными воспоминаниями. его жизнь была «невероятной по взлету и высоте полета».

этот день будет первым всегда и везде —

пробил час, долгожданный серебряный час.

мы ушли по весенней высокой воде,

обещанием помнить и ждать заручась.

любое время, а наше особенно, нуждается в правде и подлинности: резко возросла цена «человеческих документов» — писем, дневников, материалов.

а песни-монологи высоцкого — это живое свидетельство поколения, откровенно говорившего с современниками и оставлявшего «послания» потомкам. время это подтвердило. высоцкий столь же популярен в наши дни, как и в 70-е.

от границы мы землю вертели назад

(было дело сначала).

но обратно ее закрутил наш комбат,

оттолкнувшись ногой от урала.

не пугайтесь, когда не на месте закат,

судный день — это сказки для старших,

просто землю вращают, куда захотят,

наши сменные роты на марше.

усилия приблизиться и понять живого высоцкого не напрасны. его стихи раскрывают не только безграничный талант владимира семеновича, но его отношение к жизни, к тем ее сторонам, которые нравились или отвергались им. он не был сторонним наблюдателем, а всегда активным участником своей эпохи.

но запеть-то хочется, лишь бы не мешали,

хоть бы раз про главное, хоть бы раз — и то!

и кричал со всхрипом я — люди не дышали,

и никто не морщился, право же, никто.

да зачем же вы тогда все: «вранье» да и «хаянье»?

я всегда имел в виду мужиков — не .

вы не слушали меня, затаив дыхание.

и теперь ханыжите, — только я не .

в судьбе высоцкого, как и в судьбе любого другого большого поэта, есть и тайна, и дар. тайна остается всегда, потому что «судьба не настигает людей извне, а рождается из глубин самого человека». но судьба высоцкого — это дар всем и на все времена.

вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю

я коней своих нагайкою стегаю,

что-то воздуху мне мало — ветер пью, туман глотаю,—

чую с гибельным восторгом: , !

для нашего же поколения высоцкий — это легенда и вполне живой человек, сумевший заговорить с читателями и слушателями на понятном языке, на интересующие их темы.

Тема войны в поэзии В. Высоцкого

Творчество Владимира Семеновича Высоцкого многогранно. Стихотворения и песни о Великой Оте­чественной войне занимают одно из важных мест в его лирике.

Когда началась война, ему было только три года, но его стихотворения настолько проникают в душу, что ощущаешь личную причастность поэта к фронтовым событиям. Кажется, как будто он сам со своими одно­полчанами штурмовал высоту, на которой «все судь­бы с путями скрестились»: «Ползли к высоте в огне­вой полосе / Бежали и снова ложились. ». Как будто он сам, тяжело раненный, лежал в госпитале.

И однажды как в угаре,

Тот сосед, что слева, мне

Вдруг сказал: «Послушай, парень,

У тебя ноги-то нет. »

То вдруг он предстает перед нами старым, опыт­ным, много повидавшим воином, шагнувшим в бой из окопа. И, понимая, что «на этот раз» ему «не вернуть­ся», он свято верит в победу и освобождение Родины сынами, юными солдатами, надеется, что они вернут­ся живыми:

Я успеваю улыбнуться,

Я вижу, кто идет за мной.

Мы не успели. оглянуться,

А сыновья. уходят в бой.

То мы видим его еще молодым солдатом, не успев­шим испытать жизненных радостей. Увидел в небе падающую звезду и загадал самое заветное желание «выйти живым из боя», и был убит вражеской пулей, показавшейся ему в последний миг жизни упавшей с неба звездой:

Я уж решил: миновала беда

И удалось отвертеться.

Но с неба свалилась шальная звезда

Прямо под сердце…

Поэт переживает смерть друга, как свою собствен­ную смерть: «Все теперь одному, только кажется мне:/ Это я не вернулся из боя».

Только настоящая творческая личность может так сопереживать судьбе своего народа и каждого отдель­ного человека. Сам Высоцкий говорил: «Нельзя ска­зать иду в ногу со временем — это слишком высоко. Просто беспокойство времени, его парадоксы посто­янно живут во мне, требуют выражения».

И было с кого брать пример поэту. Его отец кадро­вым офицером прошел тяжелый фронтовой путь от Москвы до Берлина. Он говорил про сына: «По-моему, главное в нем то, что рос он, окруженный людьми про­стыми и честными, прошедшими через войну,— на­стоящими людьми».

Глубоки и жизненны военные стихи Высоцкого, мотивы разнообразны, в основе своей оригинальны, отчасти корнями уходят в классическую литературу. Высоцкий показывает нам человека во всех его прояв­лениях: от низменного до возвышенного, от обыден­ного до исключительного; раскрывает чудовищную сущность войны.

В стихотворении «Расстрел горного эха» поражает жуткостью картина вторжения войны в мирную жизнь. Гибель простых людей автор изображает при помощи развернутого олицетворения, через образ ве­селого горного эха.

Всю ночь продолжалась

кровавая злая потеха,

И эхо топтали — но звука никто не слыхал,

К утру расстреляли притихшее горное эхо.

И брызнули камни, как слезы, из раненых скал.

Погибают солдаты, освобождая землю, и в каждой пяди видят «все наши деревни, леса, города». Погиба­ет друг, и его фронтовой товарищ с горечью вспомина­ет: «Нам и места в землянке хватало вполне. ». «Сей­час глаза мои сомкнуться, я крепко обнимусь с зем­лей»,— произносит умирающий боец.

Землю автор олицетворяет — «почернела от горя», сравнивает с «горелой кашей», на ее живом теле, « как разрезы, траншеи легли и воронки, как раны зия­ют» , но она вынесет все, ее рано записывать в калеки.

Да, военные стихи Высоцкого трагичны, но в то же время мы не видим в них безысходности, они полны оптимизма. И этот оптимизм черпается из глубочай­шей, настоящей сыновней любви поэта к родной зем­ле: «Материнства не взять у земли, / Не отнять, как не вычерпать моря. ».

Многие поэты воспели женскую верность: К. Симо­нов «Жди меня», А. Твардовский «Дом у дороги», но в жизни бывало и иначе. Тот, кто «полмира почти через злые бои прошагал и проползал с батальоном», чудом уцелел на фронте, вернувшись домой, застает в род­ном доме «неприветливогохозяина».

Но смертельная рана зашла со спины,

И изменою в сердце застряла.

Я себя в пояснице согнул,

Силу воли позвал на подмогу:

«Извините, товарищи, что завернул

По ошибке к чужому порогу,

Дескать, мир и любовь вам

Да хлеба на стол,

Чтоб согласье по дому ходило. »

Даже в такой ситуации лирический герой остается самим собой, настоящим человеком, мужчиной.

Множество тем поднимает Высоцкий в своих про­изведениях: трагедия нерожденных детей (Я бы звез­ду эту сыну отдал просто на память. /В небе висит, пропадает звезда — некуда подать.), героизм одних и карьеризм других:

Нам говорили: «Нужна высота»

И: «Не жалеть патроны!».

Вот покатилась вторая звезда

«Мы не умрем мучительной жизнью, / Мы лучше верной смертью оживем»,— вот та великая мудрость, сформулированная В. С. Высоцким, которая обрета­ется там, у последней черты.

Не вернувшийся из боя солдат продолжает жить в душе своего товарища («Он не вернулся из боя»).

Наши мертвые нас не оставят в беде.

Наши павшие как часовые.

Отражается небо в лесу, как в воде,

И деревья стоят голубые.

Герои военных стихотворений Высоцкого, честно прожив жизнь, став частицей чистого и ясного неба, помогают нам сохранить веру в добро и справедли­вость, не заблудиться в современном суматошном мире.

Ссылка на основную публикацию
×
×