Тема совести в произведениях русской литературы (В.С.Высоцкий. Стихи и песни).: сочинение

Тема совести в произведениях русской литературы (В.С.Высоцкий. Стихи и песни).

Скачать сочинение

Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!
Может, кто-то когда-то поставит свечу
Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
За веселый манер, на котором шучу.
В. Высоцкий

Первый сборник стихов Высоцкого назывался “Нерв”. И название точно отражало идейную сущность его стихов, манеру исполнения, тематику. На нервах, растягивая согласные, “кричал” он свои надежды и упреки в лицо сытой диктатуре. К нему прекрасно подходят слова Пушкина:

. в тот жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

У Высоцкого, конечно, совершенно иная стилистика, другие метафоры и аллегории. Но суть остается той же:

. В землю бросайте зерна —
Может, появятся всходы.
Ладно, я буду покорным —
Дайте же мне свободу. .
Лили на землю воду —
Нету колосьев — чудо!
Мне вчера дали свободу.
Что я с ней делать буду?

Если где-то в чужой неспокойной ночи
ты споткнулся и ходишь по краю, не таись,
не молчи, до меня докричи —
я твой голос услышу, узнаю.

Много неясно в странной стране,
можно заплутаться и заблудиться.
Даже мурашки ползут по спине,
если представить, что может случиться.
Вдруг будет пропасть и нужен прыжок.
Струсишь ли сразу? Прыгнешь ли смело?
А? Э. Так-то, дружок, в этом все дело.

Два слова войскам — несмотря на успехи,
Не прячьте в чулан или старый комод
Небесные легкие ваши доспехи, —
Они пригодятся еще через год.

Гололед на земле, гололед,
Целый год напролет, целый год,
Будто нет ни весны, ни лета.
Чем-то скользким одета планета,
Люди, падая, бьются об лед.
Гололед на земле, гололед.
Целый год напролет, целый год.

Обычно поэтов упоминают по фамилии: “У тебя есть что-нибудь из Евтушенко?”, “Последнюю песню Окуджавы слышал?”, “Вознесенского читал?”.
К Высоцкому относились как к родственнику: “Пойдем Володю слушать”. И это не было фамильярностью, просто он в каждой семье стал своим.
Нарочитое умолчание после его смерти прорвалось как взрыв. Будто прокололи кэгэбэшный гнойник. Будто порвали цепи страха.
Власти, наверное, были в шоке, пытаясь жалкими железными рогатками на тротуарах сдержать людей. А они все шли и шли. Проститься!
На смерть В.Шукшина Высоцкий писал:

Еще — ни холодов, ни льдин,
Земля тепла. Красна калина.
А в землю лег еще один
На Новодевичьем мужчина.

. Гроб в фунт разрытый опуская
Средь Новодевичьих берез,
Мы выли, друга отпуская
В загул без времени и края.
А рядом куст сирени рос.
Сирень осенняя. Нагая.

Он будто предвидел свою смерть. Как и в стихах:

. А внизу говорят — от добра ли, от зла ли, не знаю:

Хорошо, что ушел! Без него стало дело верней. —
Паутину в углу с образов я ногтями сдираю,
Тороплюсь, потому что за домом седлают коней.
Открылся Лик — я встал к нему лицом,

И Он поведал мне светло и грустно:

Пророков нет в отечестве своем,
Но и в других отечествах не густо.

Надо сказать, что провидение поэтов существует. И тут нет никакой мистики. Высоцкий, например, предвидел даже то, что после смерти его признают официально:

. Я умру. говорят, мы когда-то всегда умираем.
Съезжу на дармовых, если в спину сподобят ножом, —
Убиенных щадят, отпевают и балуют раем.
Не скажу про живых, а покойников мы бережем.

Он промчался по нашей земле ярко и скоротечно. Гамлет XX века, который “ставил правильный ответ, но не находил нужного вопроса”:

Но гениальный всплеск похож на бред,
В рожденье смерть проглядывает косо.
А мы все ставим каверзный ответ.
И не находим нужного вопроса.

2315 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

Сочинение на тему «Мой любимый поэт — В.С. ВЫСОЦКИЙ»

Перед вами сочинение, которое поможет вам, если и ваш любимый поэт – это В.С. ВЫСОЦКИЙ, человек яркого и многогранного таланта. Владимир Семёнович Высоцкий — советский поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен, автор стихов и множества прозаических произведений.

Мой любимый поэт — ВЫСОЦКИЙ

Не будем утверждать, что В. Высоцкий лучше и талантливее других поэтов, но именно он интересует многих людей и как смелый, бескомпромиссный поэт-гражданин, не поступавшийся совестью в десятилетия застоя, и как раскованный человек, способный на озорство, насмешку, дерзость, умеющий верить в чудо и создавать его.

Конечно, я, как и все другие, сначала услышал Высоцкого, его громкий хриплый голос. Ведь его слушают везде и все: пожилые люди, молодежь в студенческих общежитиях, школьники. Отцы и дети. Старые и молодые. Его песни знает вся страна.

Я сначала запомнил сатирические песни, среди которых были очень острые, злые о мещанах, бюрократах, подхалимах, дураках. Потом понравились его песни о сильных, мужественных, усталых и добрых людях. Но я как-то не считал Высоцкого поэтом; тем более серьезным и значительным. Лишь потом, когда прочитал сборники его стихов «Нерв» и «Четыре четверти пути», почувствовал, что Высоцкий — своеобразный, самобытный, большой поэт.

Творчество В. Высоцкого — биография нашей страны. В своих стихах он затронул все важные или, точнее, крупные события нашей истории. Он рассказывал о войне, о трудном послевоенной времени, когда он сам был мальчиком, но, как оказалось потом, вое хорошо прочувствовал и понял. Он рассказывал о больших делах и стройках, о тяжких днях и ночах тридцать седьмого, о космосе и космонавтах, альпинистах, солдатах, пограничниках, поэтах. Высоцкий как истинный поэт пропустил время через свое сердце.

Творчество В. Высоцкого сложно и неоднозначно. Среди очень сильных стихов у него есть и несовершенные, есть «однодневки» фельетонного характера, иногда в прекрасных стихах есть слабые строчки. Но все его стихи, даже не совсем удачные по художественному мастерству, нельзя воспринимать равнодушно.

У Высоцкого много разных циклов стихов-песен: песни- сказки, песни-монологи, песни-рассказы, героико-романтические стихи о летчиках, геологах, альпинистах, любовная лирика, большой цикл военных стихов.

Родившись в 1938 году, Высоцкий знал о войне по рассказам отца-военного, его фронтовых друзей, по книгам. Но он решился, как в свое время Лермонтов, говорить от имени участников Великой Отечественной войны.

Он ставил себя на место командира, приговоренного к расстрелу, сапера, совершающего подвиг, новобранца и многих других людей. Высоцкий настолько ярко описывает события, что у слушателя невольно создается картина происходящего:

Наконец-то нам дали приказ наступать.

Отбирать наши пади и крохи, —

Но мы помним, как солнце отправилось вспять

И едва не зашло на востоке…

В этом стихотворении словно звучат голоса тех сотен тысяч солдат, которым не довелось услышать «приказ наступать». Они ушли в историю, так и не разделив общей радости Победы. Но это они летом и осенью 1941 года, как могли, сдерживали немцев, рвавшихся к Москве, и ценой своей жизни остановили их у стен столицы.

В предисловии к сборнику «Нерв» Р. Рождественский писал: «Песни Высоцкого о войне — это прежде всего песни настоящих людей… Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину».

У Высоцкого много стихов, где человек оказывается перед выбором, в самой крайней ситуации, в момент риска и ему нужны мужество, воля, одержимость, чтобы выстоять, победить:

Но мы выбираем трудный путь

Опасный, как военная тропа.

Разберись, кто ты трус иль избранник судьбы,

И попробуй на вкус настоящей борьбы.

Сам Высоцкий был сильным и стойким бойцом, который задолго до объявления войны всяческой лжи и бюрократизму обличал и уничтожал ложь, косность, рутину, пошлость и предательство. Обличал яростно, потому, наверное, и не печатали его стихов, боялись слишком «возмущенных» вопросов:

Почему же, вожак, дай ответ –

Мы затравленно мчимся на выстрел

И не пробуем — через запрет?!

Во многих стихах Высоцкого чувствовались страсть и неистовство Маяковского:

Уж лучше пусть откажут тормоза.

Досадно мне, коль слово «честь» забыто

И коль в чести наветы за глаза.

Очень много у Высоцкого стихов о свободе:

Но разве это жизнь, когда в цепях,

Но разве это выбор, если скован.

Замечательные стихи Высоцкого о дружбе, которую он, как и талант, считал редчайшим даром:

Для меня словно ветром задуло костер,

Когда он не вернулся из боя.

В цикле стихов «Баллада о любви» поэт утверждал, что любовь, объединяя двоих, объединяет и человечество, страны в единую великую Страну Любви. В песнях о любви Высоцкий, который в других стихах был подобен «пульсирующему сгустку нервов«, становился как бы воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком, который постиг все тайны бытия. И каждое слово «Баллады о любви» звучало по-особому трепетно:

Пусть поют во сне и наяву.

Я дышу, и значит — я люблю!

Я люблю, и значит — я живу!

Закончить сочинение я хочу словами Р. Рождественского:

Лучшие песни В. Высоцкого — для жизни. Они — друзья людей. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, — есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой. А еще в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память…

Тема войны в поэзии В. Высоцкого

Творчество Владимира Семеновича Высоцкого многогранно. Стихотворения и песни о Великой Оте­чественной войне занимают одно из важных мест в его лирике.

Когда началась война, ему было только три года, но его стихотворения настолько проникают в душу, что ощущаешь личную причастность поэта к фронтовым событиям. Кажется, как будто он сам со своими одно­полчанами штурмовал высоту, на которой «все судь­бы с путями скрестились»: «Ползли к высоте в огне­вой полосе / Бежали и снова ложились. ». Как будто он сам, тяжело раненный, лежал в госпитале.

И однажды как в угаре,

Тот сосед, что слева, мне

Вдруг сказал: «Послушай, парень,

У тебя ноги-то нет. »

То вдруг он предстает перед нами старым, опыт­ным, много повидавшим воином, шагнувшим в бой из окопа. И, понимая, что «на этот раз» ему «не вернуть­ся», он свято верит в победу и освобождение Родины сынами, юными солдатами, надеется, что они вернут­ся живыми:

Я успеваю улыбнуться,

Я вижу, кто идет за мной.

Мы не успели. оглянуться,

А сыновья. уходят в бой.

То мы видим его еще молодым солдатом, не успев­шим испытать жизненных радостей. Увидел в небе падающую звезду и загадал самое заветное желание «выйти живым из боя», и был убит вражеской пулей, показавшейся ему в последний миг жизни упавшей с неба звездой:

Я уж решил: миновала беда

И удалось отвертеться.

Но с неба свалилась шальная звезда

Прямо под сердце…

Поэт переживает смерть друга, как свою собствен­ную смерть: «Все теперь одному, только кажется мне:/ Это я не вернулся из боя».

Только настоящая творческая личность может так сопереживать судьбе своего народа и каждого отдель­ного человека. Сам Высоцкий говорил: «Нельзя ска­зать иду в ногу со временем — это слишком высоко. Просто беспокойство времени, его парадоксы посто­янно живут во мне, требуют выражения».

И было с кого брать пример поэту. Его отец кадро­вым офицером прошел тяжелый фронтовой путь от Москвы до Берлина. Он говорил про сына: «По-моему, главное в нем то, что рос он, окруженный людьми про­стыми и честными, прошедшими через войну,— на­стоящими людьми».

Глубоки и жизненны военные стихи Высоцкого, мотивы разнообразны, в основе своей оригинальны, отчасти корнями уходят в классическую литературу. Высоцкий показывает нам человека во всех его прояв­лениях: от низменного до возвышенного, от обыден­ного до исключительного; раскрывает чудовищную сущность войны.

В стихотворении «Расстрел горного эха» поражает жуткостью картина вторжения войны в мирную жизнь. Гибель простых людей автор изображает при помощи развернутого олицетворения, через образ ве­селого горного эха.

Всю ночь продолжалась

кровавая злая потеха,

И эхо топтали — но звука никто не слыхал,

К утру расстреляли притихшее горное эхо.

И брызнули камни, как слезы, из раненых скал.

Погибают солдаты, освобождая землю, и в каждой пяди видят «все наши деревни, леса, города». Погиба­ет друг, и его фронтовой товарищ с горечью вспомина­ет: «Нам и места в землянке хватало вполне. ». «Сей­час глаза мои сомкнуться, я крепко обнимусь с зем­лей»,— произносит умирающий боец.

Землю автор олицетворяет — «почернела от горя», сравнивает с «горелой кашей», на ее живом теле, « как разрезы, траншеи легли и воронки, как раны зия­ют» , но она вынесет все, ее рано записывать в калеки.

Читайте также:  Тема войны в творчестве Владимира Высоцкого: сочинение

Да, военные стихи Высоцкого трагичны, но в то же время мы не видим в них безысходности, они полны оптимизма. И этот оптимизм черпается из глубочай­шей, настоящей сыновней любви поэта к родной зем­ле: «Материнства не взять у земли, / Не отнять, как не вычерпать моря. ».

Многие поэты воспели женскую верность: К. Симо­нов «Жди меня», А. Твардовский «Дом у дороги», но в жизни бывало и иначе. Тот, кто «полмира почти через злые бои прошагал и проползал с батальоном», чудом уцелел на фронте, вернувшись домой, застает в род­ном доме «неприветливогохозяина».

Но смертельная рана зашла со спины,

И изменою в сердце застряла.

Я себя в пояснице согнул,

Силу воли позвал на подмогу:

«Извините, товарищи, что завернул

По ошибке к чужому порогу,

Дескать, мир и любовь вам

Да хлеба на стол,

Чтоб согласье по дому ходило. »

Даже в такой ситуации лирический герой остается самим собой, настоящим человеком, мужчиной.

Множество тем поднимает Высоцкий в своих про­изведениях: трагедия нерожденных детей (Я бы звез­ду эту сыну отдал просто на память. /В небе висит, пропадает звезда — некуда подать.), героизм одних и карьеризм других:

Нам говорили: «Нужна высота»

И: «Не жалеть патроны!».

Вот покатилась вторая звезда

«Мы не умрем мучительной жизнью, / Мы лучше верной смертью оживем»,— вот та великая мудрость, сформулированная В. С. Высоцким, которая обрета­ется там, у последней черты.

Не вернувшийся из боя солдат продолжает жить в душе своего товарища («Он не вернулся из боя»).

Наши мертвые нас не оставят в беде.

Наши павшие как часовые.

Отражается небо в лесу, как в воде,

И деревья стоят голубые.

Герои военных стихотворений Высоцкого, честно прожив жизнь, став частицей чистого и ясного неба, помогают нам сохранить веру в добро и справедли­вость, не заблудиться в современном суматошном мире.

Основные темы и художественные приемы поэзии В.С. Высоцкого – Лекции по русской литературе XX века (1940 – 1985)

Владимир Высоцкий (1938-1980). (1938-1980), русский поэт, прозаик, актер театра и кино. Родился 25 января 1938 в Москве. В 1961 написал свою первую песню Татуировка, положившую начало своеобразному песенному циклу, тематически связанному с бытом криминальной среды, а стилистически – с поэтикой городского романса и «блатного» фольклора. Эти глубоко ироничные песни не сразу нашли адекватное восприятие: молва отождествляла Высоцкого с его персонажами, на протяжении всей жизни поэту приходилось опровергать различные легендарные версии его биографии. В первой половине 1960-х годов Высоцкий начал исполнять песни, аккомпанируя себе на гитаре, в дружеских компаниях, позднее – на публичных вечерах и концертах. Благодаря магнитофонным записям круг слушателей Высоцкого стремительно расширялся, за короткое время он приобрел всенародную популярность и одновременно вызвал недовольство советских официальных кругов.

В 1968 в прессе появляются инспирированные властями статьи, осуждающие песенное творчество Высоцкого, и его репутация приобретает оттенок крамольности. Многолетняя концертная работа Высоцкого постоянно сталкивается с внешними трудностями, широчайшая известность его текстов сопровождалась негласным запретом на их публикацию. Это обусловило глубокий драматизм судьбы Высоцкого как литератора, считавшего доминантой своего песенного творчества поэтические тексты, писавшего также и непесенные стихотворения, пробовавшего силы в прозе (неоконченный Роман о девочках, 1977, и др.).

В 1981 был выпущен первый стихотворный сборник Высоцкого – «Нерв», однако большая часть его произведений и после кончины автора оставалась под негласным запретом. В 1987 Высоцкому была посмертно присуждена Государственная премия СССР, согласно официальной формулировке – «за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме Место встречи изменить нельзя и авторское исполнение песен». С 1988 началась не ограниченная цензурными рамками публикация стихотворных и прозаических текстов Высоцкого, появились монографии и статьи о его творчестве, мемуарные книги.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

Высоцкий обогатил поэзию элементами живой разговорной речи, колоритными персонажами, острой сюжетностью повествования. На формирование художественных принципов Высоцкого оказали влияние футуристическая поэзия (прежде всего – Маяковский), проза 1920-1930-х годов (Бабель, Зощенко, Булгаков), модернисты-шестидесятники Вознесенский, Ахмадулина и в особенности Окуджава – создатель жанра «авторской песни». Произведения Высоцкого изобилуют интертекстуальными элементами – неожиданными перекличками с классической поэзией и прозой, сатирическим травестированием шедевров (в частности, пушкинских), пародийным переосмыслением формул и клише советской эпохи.

Основные черты художественного мира Высоцкого определились во второй половине 1960-х годов, когда сложились основные тематические пласты его лирики (жизнь криминальной среды, война, спортивный цикл, бытовая сатира, сказочные песни, аллегорические истории о животных и др.), выявилась тяга автора к тематической «энциклопедичности», к драматической конфликтности сюжетов, к гиперболической разработке характеров. С самого начала Высоцкий тяготел к семантической двуплановости художественного построения, считая непременным условием полноценной песни наличие в ней «второго дна». Этот подтекст в одних случаях обладал памфлетно-политической направленностью («иноходец» как метафора инакомыслия, «Жираф большой – ему видней!» как формула конформизма), в других – придавал сюжетам философическую глубину и обобщенность, в третьих фиксировал равноправие взаимоисключающих точек зрения на явление или проблему (Песня про первые ряды, Кто кончил жизнь трагически, тот – истинный поэт…). Диалогичное, «двуголосое» слово Выссоцкого соединяет книжность и просторечие, романтику и приземленность, патетическую серьезность и ироническую раздвоенность. Способность к перевоплощению и всепониманию обеспечила и убедительность монологических исповедей поэта (Я не люблю, Мой черный человек в костюме сером… и др.). Поэзия Высоцкого отмечена жанровым разнообразием, творческим остроумием, афористичностью. Многие выражения Высоцкого постоянно цитируются в повседневной речи и в газетных заголовках, становясь «крылатыми словами». Умер Высоцкий в Москве 25 июля 1980 года.

К концу 60-х гг. относятся первые (в основном — нотные) публикации произведений Высоцкого. В это же время в официальной прессе появляется ряд статей, содержащих критику произведений Высоцкого, где им было отказано не только в художественности, но и в “высокой идейности, подлинной гражданственности”. Поэтическим откликом Высоцкого на эти события стала “Охота на волков” (1968). В эти годы Высоцкий пробует работать и в других жанрах: повесть “Жизнь без сна” (1968, название дано при первой публикации в парижском журнале “Эхо”; в отечественном самиздате распространялась под названием “Дельфины и психи”; в СССР впервые опубликована в 1989 г., заявка на киносценарий “Удивительная история очень молодого человека из Ленинграда и девушки из Шербурга” (1969; опубликована в 1992 г.) и киносценарий “Как-то все вышло. ” (1969—1970). Но ни один из замыслов Высоцкому реализовать не удалось. В 1970—1971 гг. он работает над поэмой для детей “Вступительное слово про Витьку Кораблева и друга закадычного Ваню Дыховичного” в 2 частях для издательства “Детская литература”, которым она так и не была принята. В октябре 1970 г. в Театре на Таганке начинаются репетиции спектакля по пьесе У. Шекспира “Гамлет”, где Высоцкий играл главную роль. Эта актерская работа Высоцкого стала вехой не только на его актерском, но и на поэтическом поприще, оказав заметное влияние на все его последующее творчество. Все чаще в произведениях Высоцкого затрагиваются вопросы жизни и смерти, человеческого предназначения, общечеловеческой связанности и ответственности, так или иначе окрашенные “гамлетовской” темой: “Бег иноходца” (1970), “Горизонт” (1971), “Кони привередливые” (1972). Одно из центральных мест в поэзии этого периода (1968—1973) занимает стихотворение “Мой Гамлет” (1972), в котором размышлениям о судьбах своего поколения и о своей собственной судьбе Высоцкий придал форму лирико-философского монолога, позволяющего не только лучше понять искания самого поэта, но еще и представить его видение образа Гамлета.

В жанровом отношении этот период творчества поэта более однороден, чем предшествующий: наряду с лирико-философским монологом Высоцкий все чаще обращается к жанру баллады. “Гамлетовским” содержанием наполнен цикл баллад, написанный к фильму “Бегство мистера Мак-Кинли” (1973): “Баллада о маленьком человеке”, “Баллада о манекенах”, “Баллада об уходе в рай”, “Прерванный полет”. Впервые появляются произведения исповедальной (“Я не люблю”, 1969; “Маски”, 1971; “Памятник”, 1973; “Когда я отпою и отыграю”, 1973) и любовной лирики (“Мне каждый вечер зажигает свечи”, 1968; “Маринка, слушай, милая Маринка”, 1969; “Нет рядом никого, как ни дыши”, 1969; “Люблю тебя сейчас”, 1973). Одновременно с этим формируется и собственно лирический герой Высоцкого. В этот период созданы наиболее значительные произведения о войне — “Песня о Земле” (1969), “Он не вернулся из боя” (1969), “Мы вращаем Землю” (1972). В 1973 г. совместно с Мариной Влади Высоцкий совершает свою первую зарубежную поездку, впечатления от которой нашли отражение в цикле стихов “Из дорожного дневника”. Позднее первое стихотворение этого цикла “Ожидание длилось, а проводы были недолги” опубликовано с купюрами в альманахе “День поэзии. 1975”. Это была единственная прижизненная публикация стихов Высоцкого в подобном издании. В эти годы Высоцкий часто выезжает за границу, подолгу живет в Париже, где работает над циклами, заказанными ему режиссером С. Тарасовым для фильма “Стрелы Робин Гуда” и драматургом Э. Володарским для спектакля “Звезды для лейтенанта”. В 1977 г. Высоцкий впервые выступает в Париже на празднике “Юманите” и на вечере советской поэзии в “Павийон де Пари” с группой поэтов (К. Симонов, Б. Окуджава, Е. Евтушенко, Р. Рождественский, О. Сулейменов, В. Коротич). В последующие годы (1978—1979) Высоцкий много выступает за рубежом: в Германии, Италии, США, Канаде. В 1979 г. Высоцкий — один из участников альманаха “Метрополь”, организованного Вик. Ерофеевым и В. Аксеновым, исключенными впоследствии из Союза писателей. В этот альманах Высоцким было представлено около 20 произведений, разнообразных как в жанровом отношении, так и по времени их написания: от самых ранних (“Ребята, напишите мне письмо. “) до более зрелых (“Банька по-белому”, “На смерть Шукшина”, “Горизонт”).

Наиболее зрелый этап творчества поэта — 1973—1980-е гг. Центральное место в поэзии Высоцкого этого периода занимает тема Судьбы — от судьбы отдельной личности до судьбы целого поколения и всего народа. Для этого этапа наиболее характерны жанры философского монолога и баллады, нередко — с ярко выраженным притчевым началом (“Две судьбы”, “Притча о Правде и Лжи”). В 1970-е гг. Высоцкий часто работает на радио, многие из спектаклей с его участием записаны на диски: “Зеленый фургон”, “Мартин Иден”, “Незнакомка” и “Маленькие трагедии”. Большой цикл написан им для музыкальной сказки “Алиса в Стране чудес” (1977). В эти годы Высоцкий продолжает работать в театре. В конце 1970-х гг. он работает над прозой (“Роман о девочках”, 1977), киносценарием (“Венские каникулы”, в соавторстве с Э. Володарским), пробует свои силы в режиссуре, вынашивает идею создания “авторского” кино.

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

Лирический герой и язык поэзии Высоцкого

Обычно, анализируя то или иное классическое произведение, говоря о том или ином авторе, литературоведы и критики говорят о языке и стиле “под занавес”, в конце книги или статьи. В случае с Высоцким (как с Зощенко и с Платоновым) начинать надо с языка, которым заговорил со слушателем лирический герой поэзии Высоцкого. Прежде всего бросается в глаза чисто языковой феномен, который, в значительной мере, и лежит в основе небывалой массовой популярности именно Высоцкого, а не кого-либо другого из создателей авторской песни. Лирический герой Высоцкого пришел в литературу, к слушателю и читателю со своим языком: незакрепощенной разговорной, а часто и жаргонной, приблатненной лексикой; выразительной, короткой и точной фразой; непредсказуемой, свободной, часто надрывной интонацией; незамысловатыми, легко усваиваемыми ритмами:

Я был душой дурного общества,

И я могу сказать тебе:

Прекрасно знали в КГБ.

В меня влюблялася вся улица

И весь Савеловский вокзал.

Я знал, что мной интересуются,

Но все равно пренебрегал.

(“Я был душой дурного общества”)

В сравнении с предшествующими годами это был действительно новый язык – уличный язык эпохи сталинских лагерей и следующих за ней десятилетий. По свидетельству академика Д.С. Лихачева, лагерная лексика в ту лагерную эпоху получила небывалое распространение (и неудивительно: полстраны сидело в лагерях, полстраны лагеря охраняло), она проникла и в среду интеллигенции, где многие научились лихо “ботать по фене”. Высоцкий в своих песнях тоже заговорил этим языком, но использовал его в художественных целях (см. об этом далее), творчески: именно Высоцкий, с его “абсолютно подлинным языковым чутьем” (И. Бродский), стал одним из самых заметных голосов своей эпохи, своего времени, он уловил, преобразил и ввел в поэзию, художественно узаконил этот своеобразный “шершавый язык плаката”, которым говорила, “корчилась улица”, безъязыкая (говоря словами В. Маяковского) до прихода поэта. Без такого языка не было бы лирического героя Высоцкого, по крайней мере такого, каким мы его себе представляем.

Читайте также:  Мой любимый поэт (В. Высоцкий): сочинение

Одной из причин популярности Высоцкого было то, что он обратился к жанру, уже получившему распространение в ту лагерную эпоху – жанру блатной (Высоцкий отказывался от этого слова), или дворовой, песни, своеобразному сниженному варианту былого городского романса. Правда, она (блатная песня) была до Высоцкого за пределами художественности, была, так сказать, беспородной, подворотно-заборной, но она жила своей жизнью, была популярна и до него. Это был мощный пласт народной культуры. Сам поэт позднее говорил об этом так: “Начинал я с песен, которые многие почему-то называют дворовыми, уличными. Это была такая дань городскому романсу, который был в то время совершенно забыт. И у людей, вероятно, была тяга к не упрощенной, а именно простой человеческой интонации. Они были бесхитростными, эти первые песни, и была в них одна, но пламенная страсть: извечное стремление человека к правде, любовь к его друзьям, женщине, близким людям”2.

Главное в этих песнях – живое, невыхолощенное слово, взятое из жизни, из разговорной речи, а тоска по ней в эпоху идеологических и речевых штампов, канцелярщины и пустопорожнего языка официальной прессы была велика. В песнях Высоцкого выплеснулась народная (бытовая и фольклорная) речевая стихия, которая в его творчестве обрела статус художественности, а дворовая песня стала удачной (для новой аудитории нового времени) формой разговора лирического героя со слушателем-читателем. Высоцкий развил жанр и доказал, что дворовая песня способна быть не только сентиментально-уголовно-мещанской, но и “социально-злободневной и философско-углубленной, гротесково-комической и исповедально-лирической”3. Высоцкий придал этому несерьезному фольклорному жанру серьезность, этическую и философскую значимость, ввел в литературу, и явление получило со временем иное название – “авторская песня” (хотя, конечно, не только благодаря одному Высоцкому)

Владимир Высоцкий. Это имя знакомо каждому русскому человеку. К нему можно относится по-разному: можно любить и ненавидеть, признавать и не признавать. К нему нельзя быть равно-душным. Ведь все его песни-стихи написаны кровью сердца. Не случайно, наверное, выбрано на-звание его первого сборника – “Нерв”. Владимир Высоцкий – это феномен 70-х годов. Кто-то из критиков сказал, что наступит время, и будем изучать эпоху 70-х годов по творчеству В. Вы-соцкого.

Необычно для поэта начинал В. Высоцкий свое творчество. Его первыми произведениями были па-родии на так называемый блатной фольклор. Но те, кто любит у Высоцкого стихи и песни только этого жанра, не знают о Высоцком ничего.

Позже, когда Высоцкий уже обрел опыт в поэзии, в его творчестве стали подниматься серьезные темы: любовь, прошедшая война, отношения между людьми и другие. Кажется, что перед нами разные поэты, настолько разнообразен Высоцкий.

То это нежно влюбленный мужчина:

Я дышу,- и, значит, я люблю!

Я люблю,- и, значит, я живу!

Его лирические стихи навеяны огромной любовью к Марине Влади. Это была странная любовь, ме-сяцами они не виделись, общаясь лишь по телефону, но эту любовь Высоцкий пронес через всю жизнь.

То поэт преображался в бывалого фронтовика, прошедшего всю войну:

Наконец-то нам дали приказ наступать,

Отбирать наши пяди и крохи.

Но мы помним, как солнце отправилось вспять

И едва не взошло на востоке.

Многие воевавшие люди действительно принимали Высоцкого за фронтовика, писали ему письма, в которых спрашивали его, не однополчанин ли он их. Высоцкого очень трогали эти письма, и он часто говорил: “Лучше получать письма, где тебя принимают за своего однополчанина, чем письма, где тебя считают товарищем по камере”. Поэт считал, что пусть война давно кончи-лась, но в памяти народа должна остаться вечная память о погибших в боях за Отечество.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы,

Все судьбы в единую слиты.

У братских могил нет заплаканных вдов,

Сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах не ставят крестов,

Но разве от этого легче.

Значительное место в поэзии Высоцкого занимает сатира, в которой поэт высмеивает различные пороки общества: пьянство, бескультурье, хамство, сплетничество:

Ходят сплетни, что не будет больше слухов,

И ходят слухи, будто сплетни запретят.

Ни для кого не секрет, что он был болен алкоголизмом, принимал наркотики. Но он никогда не жаловался на свою судьбу. Были моменты, когда поэт был близок к самоубийству:

Даже от песен стал уставать,

Лечь бы на дно, как подводная лодка,

Чтоб не могли запеленговать.

Много было у Высоцкого друзей. Были среди них настоящие, но были и “однодневки”, случайные собутыльники, и те, кто после его смерти стали сами себя называть “друзьями Володи”. Вот эти-то “друзья” и не давали ему печататься в годы опалы. А настоящим своим друзьям он по-свящал стихи:

Он не выше ни званьем, ни ростом,

Не за славу, не за плату.

А на свой необычный манер

Он по жизни шагал над помостом

По канату, натянутому, как нерв!

Это стихотворение посвящено клоуну Леониду Енгибарову, умершему на арене.

Несколько стихотворений Высоцкого посвящено сталинским лагерям, точнее, обитателям этих ла-герей. Однажды ему рассказали историю удачного побега: трое мужчин вырвались из лагеря. В долгих исканиях по тайге они голодали, так как дичь попадалась редко. И старик, чувствуя близкий конец, заставляет двух молодых людей поклясться, что когда он умрет, они разрежут его на куски и будут есть его мясо, чтобы выжить и свидетельствовать. Вместе с ними свиде-телем выступает поэт.

Высоцкий оставался смелым и прямым.

Вот уже более десяти лет, как нет с нами Владимира Высоцкого, но он в наших душах, в наших умах. Поэзия и весь облик его – это метафора поэтов 19 века. Высоцкий пел под гитару, но считал себя поэтом. Он и был поэт.

Интересен тот факт, что если он писал песни о моряках, то моряки считали его своим, если об альпинистах, то – альпинистом, если о заключенных, то думали, что он “сидел”. На самом деле ничего этого не было в действительности. Он как очень талантливый человек как-то особым чутьем угадывал тему, доносил до слушателя именно тот смысл, который был в ней заложен. Это свойство говорит о необычайной талантливости этого человека.

Высоцкий умер, безвременно ушел еще молодым. Но он вечно останется в сердце благодарного народа.

Сочинение на тему: “Совесть” – примеры текстов с аргументами

Пример сочинения

В толковом словаре С. И. Ожегова даётся такое определение совести: это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Кроме того, Ф. М. Достоевский говорил, что совесть есть действие Бога в душе человека. Это действительно так: она поддерживает чистоту души человека и свет в его сердце.

Совесть с самого детства показывает, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Она есть у каждого, сопровождая человека на всём его жизненном пути. Но далеко не все прислушиваются к ней: многие предпочитают игнорировать её голос, пытаются договориться с ней, находят лазейки в собственной душе, чтобы поступить неправильно. Это характерно для людей, не получивших достаточно воспитания. Если родители в детстве объяснили человеку, что главное — прислушиваться к голосу совести, он вырастет честным и справедливым, если же нет ― бессовестным и эгоистичным.

Но даже у самого подлого человека совесть всё-таки существует. Именно она терзает и гложет душу, не позволяет спокойно спать по ночам, заставляет думать о совершённой ошибке, проводить анализ своего поступка, снова и снова прокручивая в памяти этот момент. Это состояние можно описать будто бы наличием какого-то тяжёлого камня на душе. Поэтому человек, не совершающий некрасивых поступков, чувствует себя легко и свободно.

Впрочем, нужно понимать, что в мире нет идеальных людей, да и в жизни иногда случаются такие истории, когда просто невозможно не совершить неблаговидный поступок. В этом случае не стоит корить себя за содеянное до конца своих дней.

Но, чтобы не стать бесчестным человеком, лучше всего прислушаться к своим внутренним чувствам, извиниться перед людьми, перед которыми виноват, и раскаяться — тогда груз с души непременно спадёт.

Цитаты о совести

Многие известные люди, будь то учёные или писатели, приводили свои высказывания о совести. Некоторые из них:

  1. Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен (Публий Овидий Назон).
  2. Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь (Артур Шопенгауэр).
  3. Без совести и при большом уме не проживёшь (Максим Горький).
  4. Никогда не поступайте против совести, даже если этого требуют государственные интересы (Альберт Эйнштейн).
  5. Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть! (Денис Фонвизин).

В литературных произведениях

Сильными аргументами к сочинению о совести могут стать сюжеты литературных произведений, в которых затрагивается эта нравственная тема.

Проблемы порядочности очень актуальны и упоминаются во многих текстах различных известных писателей.

Некоторые примеры совести в литературе:

  1. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» — пожалуй, самый яркий пример совести в русской литературе. Зарубив топором старуху-процентщицу и её кроткую сестру Лизавету, внезапно вернувшуюся в квартиру, после этого поступка Родион Раскольников долго испытывает муки совести, осознавая, что, совершив убийство, убил и себя тоже, перешагнув через закон и мораль. В итоге он приходит к раскаянию и признаётся в преступлении.
  2. А. С. Грибоедов «Горе от ума». Александр Чацкий отличается критическим отношением к окружающей действительности, независимостью взглядов, проявлением высоких моральных качеств. Он практически в одиночку противостоит «фамусовскому обществу», старым взглядам, ущемлениям прав крестьян. Он не боится критиковать произвол, деспотизм, лесть, лицемерие. Именно чувство справедливости толкает его на борьбу с пережитками прошлого, обличая все его изъяны.
  3. Н. В. Гоголь «Мёртвые души». Чичиков является хорошим примером бессовестного человека. Автор показывает, как формировался характер героя: с самого детства он был предприимчивым и беспринципным. Повзрослев, он решил стать чиновником, чтобы свободно проворачивать «не очень чистые дела». Одним из его качеств стало приспособленчество: ради достижения своих авантюрных целей он мог подстроиться под каждого человека. Впрочем, в произведении присутствует много других персонажей, в той или иной мере живущих не по совести.
  4. Л. Н. Толстой «Война и мир». Накануне Бородинского сражения Долохов, человек по натуре жёсткий, извиняется перед Пьером, чем удивляет Безухова. В момент опасности и всеобщей трагедии в нём просыпается совесть. Позже он проявляет себя как порядочный человек, когда с другими казаками и гусарами освобождает пленных, в том числе и Пьера. Совесть и честь имеют большое значение и для Николая Ростова. Он проигрывает большую сумму денег Долохову, хотя обещал отцу, что больше не будет играть в карты. Это пробуждает в нём чувство вины. Но отец не оставляет его в беде и спасает от бесчестья, из-за чего он слёзно даёт ему и себе слово, что вернёт деньги и теперь уж точно никогда больше не будет играть. Впоследствии Ростов поступит так же по отношению к отцу, вступив в наследство и приняв все его долги.
  5. А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Когда Онегин убивает Ленского на дуэли, он понимает, что лишил жизни своего ещё совсем молодого, легкомысленного друга. Он страдает от душевных мук, что в итоге заставляет его уехать. Ещё один пример из этого произведения — честность и порядочность Татьяны Лариной. Уже будучи замужней женщиной, она признаётся, что ещё любит Онегина, но, несмотря на эти чувства, верность и преданность мужу для неё важнее: «Но я другому отдана, И буду век ему верна». Это характеризует её как очень совестливого человека.
  6. А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Во время бурана молодой офицер Пётр Гринёв сталкивается с Емельяном Пугачёвым, тогда ещё никому не известным беглым казаком, и дарит ему свой заячий тулуп за то, что тот помогает ему добраться до постоялого двора. Позднее, уже во времена пугачёвщины, Гринёва заключают под стражу и собираются казнить. Но Пугачёв узнаёт в нём человека, когда-то спасшего его: моральные качества заставляют его помнить добро, поэтому он поступает по совести, отпустив Гринёва.
  7. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». За свою жизнь Печорин совершил немало поступков, которые он честно описывал в своём дневнике, пускаясь в рассуждения о совести. Его дневник таил наблюдения ума над терзаниями души. По вине Печорина умерла прекрасная девушка Бэла, холодностью Печорина был обижен его старый друг Максим Максимыч, на дуэли Печориным был застрелен его бывший сослуживец Грушницкий, а также он играл чувствами юной княжны Мери. Всё это накладывает отпечаток на душу героя. Он путешествует, уверяя себя, что от скуки, но на самом деле — нигде не может обрести покоя.
  8. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Прокуратор Иудеи Понтий Пилат отправляет на смерть Иешуа Га-Ноцри. Сам он не хочет этого, он понимает, что поступает неправильно, но обстоятельства заставляют его вынести именно такое решение. Впоследствии он мучается угрызениями совести и раскаивается. Единственное, чего он хочет — прощения, свободы от тяжкого груза, который лёг на его сердце.
  9. М. А. Булгаков «Собачье сердце». Шариков, который получил человеческий облик, но не обрёл человеческие моральные качества, является отличным примером бессовестности. Он не испытывает благодарности за то, что для него делают, злоупотребляет добротой и терпением профессора Преображенского, совершает подлые и низкие поступки, за которые не испытывает стыда. Значит, совесть — важное качество и показатель человечности, отличающий людей от животных.
  10. Н. М. Карамзин «Бедная Лиза». Богатый дворянин Эраст обманывает наивную юную крестьянку Лизу, признавшись ей в любви и играя её чувствами, но в итоге женится на другой женщине по расчёту. От горя Лиза погибает, бросившись в глубокий пруд. Узнав об этом, Эраст до конца дней своих сожалеет о том, что так поступил с ней, остаётся несчастлив в браке и посещает могилку Лизы, терзаясь муками совести.
  11. И. А. Гончаров «Обломов». Михей Андреевич Тарантьев и его кум Иван Матвеевич Мухояров несколько раз поступают нечестно по отношению к Илье Ильичу Обломову, пользуясь тем, что он простодушен и несведущ в хозяйственных делах. Например, они заставляют его подписать бумагу о найме жилья на совершенно грабительских для него условиях. Их не заботят вопросы совести, они нечестны, хитры, думают только о наживе.
  12. Д. И. Фонвизин «Недоросль». Госпоже Простаковой явно незнакомы такие понятия, как совесть и честность. Она беспринципна, двулична и невежественна. Желая «прибрать к рукам» наследство дальней родственницы Простаковых, молодой девушки Софьи, она собирается выдать её замуж за своего сына, неуча Митрофанушку. Ради этого она готова идти на любые хитрости и уловки.
  13. М. А. Шолохов «Судьба человека». И во время войны, и после неё простой шофёр Андрей Соколов не раз сталкивается с нравственным выбором, но он привык жить по законам совести. Он с трудом принимает решение убить предателя, готового выдать своего командира. Затем, находясь в плену, резко отказывается от предложения врагов, не желая предавать своих товарищей за кусок хлеба и другие жалкие подачки, стойко выносит все пытки и унижения. В честный бой за родину его направляют доблесть, честь и ощущение причастности к судьбе родной страны. А уже в мирное время он берёт на себя ответственность за воспитание маленького мальчика-сироты. Это тоже является его нравственным выбором.
  14. В. Астафьев «Конь с розовой гривой». Мальчик Витя идёт собирать землянику, чтобы бабушка могла продать её и купить для него пряник в виде коня. Но он съедает ягоды с соседскими ребятишками, а потом идёт на обман, набрав в туесок травы и прикрыв её сверху ягодами. Вскоре он осознаёт свою ошибку, его терзает совесть. В итоге он признаётся в своём поступке, за что бабушка всё-таки награждает его пряником.
  15. М. Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть». У людей пропадает совесть, после чего они начинают жить без нравственных терзаний, не задумываясь над своими поступками. Между тем олицетворённую совесть находит пьяница, но, испугавшись, незамедлительно подбрасывает её другому человеку, а тот, в свою очередь, другому. Никто не хочет жить с совестью, потому что она мешает людям совершать неблагочестивые поступки. Наконец она просит очередного человека отдать её маленькому ребёнку. В ребёнке она растворяется, чтобы он вырос достойным и честным человеком.
Читайте также:  Высоцкий мой любимый поэт: сочинение

В реальной жизни

Ежедневно практически каждый сталкивается с вопросами морали и нравственности даже в незначительных мелочах. Поэтому можно привести примеры совести из жизни:

  1. Порядочный человек никогда не возьмёт чужое, поэтому пользуется доверием у окружающих. Но, к примеру, один из учеников взял в классе ручку, не собираясь её возвращать. Он поступил нечестно.
  2. В детстве каждый мог совершить ошибку или сделать что-то, что расстроит родителей: например, случайно разбить дорогую вазу или получить двойку за то, что не выучил уроки. В такие моменты возникает выбор: признаться в этом, но получить наказание, или промолчать. Лучше всего рассказать обо всём, ничего не утаивая, и тогда на душе будет легко.
  3. Совестливый человек никогда не оставит в беде того, кто нуждается в помощи. Зимой можно помогать бездомным животным, которые страдают от холода, кормить их, ухаживать за ними. Такое проявление доброты наполнит сердце счастьем. Нельзя проходить мимо чужой беды: наверное, почти каждый сталкивался с такой ситуацией, когда нужно было перевести бабушку через дорогу или уступить место в транспорте женщине с тяжёлыми сумками. Поступить так — значит, совершить благородный поступок.

Таким образом, можно сделать вывод, что совесть играет в жизни человека очень важную роль, и жить по чести и справедливости — это тоже искусство.

Тема Войны в поэзии В.Высоцкого

Разработка урока посвящена творчеству В.Высоцкого.

Просмотр содержимого документа
«Тема Войны в поэзии В.Высоцкого»

Тема: «Тема войны в поэзии Высоцкого».

дать представление о жизни и творчестве поэта;

ответить на проблемный вопрос: как представлена война в поэзии Высоцкого?

раскрыть своеобразие военной лирики В.Высоцкого, сопричастность поэта, гражданскую позицию;

способствовать воспитанию уважения к величайшему чувству любви, воспитывать в ученике гражданина своей Родины;

определить, каким же был лирический герой В.С. Высоцкого;

развивающие задачи: развивать основы монологической речи, сопоставления, анализа, обобщения;

развивать ассоциативное мышление.

Тип урока: комбинированный урок.

Тема войны в поэзии Владимира Высоцкого

Все меньше вас, участники войны, –

Осколки бродят, покидают силы.

Не торопитесь, вы и не должны

К однополчанам в братские могилы.

1. Слово учителя. “Нельзя об этом забывать. Война всегда будет нас волновать, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой -то степени владеет пером. Мы дети военных лет, для нас это вообще никогда не забудется.. У всех нас совесть болит из-за того, что мы не приняли в этом участия. Я отдаю дань этому времени своими песнями. Это почётная задача- писать о людях, которые воевали. И самое главное, я считаю, что во время войны просто есть больше возможности, больше пространства для раскрытия человека, ярче он раскрывается. Тут уже не соврешь, люди на войне всегда на грани , за секунду или за полшага до смерти. Люди чисты, и при них всегда интересно писать,”- так говорил В.Высоцкий о своих военных произведениях.

– Звучит песня ” На братских могилах”

2.Сообщение ученика .Биография В.Высоцкого

Высоцкий родился 25 января 1938 г. в Москве, в семье служащих. Отец, Семён Владимирович Высоцкий (1916—1997), — кадровый военный, полковник. Мать, Нина Максимовна (урождённая Серёгина) (1912—2003), — по специальности переводчик с немецкого. Раннее детство Владимир провёл в московской коммунальной квартире на Первой Мещанской улице. Во время Великой Отечественной войны два года жил с матерью в эвакуации в городе Бузулук на Урале. В 1943 г. возвратился в Москву, на 1-ю Мещанскую улицу, 126. В 1945 г. пошел в первый класс 273-й школы Ростокинского района. В 1947—1949 с отцом и его второй женой, Евгенией Степановной Лихалатовой-Высоцкой проживал в г. Эберсвальде (Германия), где научился играть на фортепиано.

3. Ученик. Будучи сыном офицера-фронтовика, живя с ним среди военных, он хорошо знал их жизнь, много слышал от отца и его фронтовых друзей о войне, о героизме и трусости. Тема войны для Высоцкого- это прежде всего тема благодарности тем, кто не дожил до Победы, кто остался жив, пройдя все дороги войны.

В одной из телепередач Высоцкий сказал:” Почему я обращаюсь к военной тематике? Вопрос, по- моему, праздный.” И далее, собираясь исполнить песню “Мы вращаем землю”, поэт- патриот заявляет:” Её исполнять надо петь стоя”. Так и поет. Для него это тема святая.

– Звучит песня о войне.

4.Учитель. На многое в военной теме поэт взглянул по-новому, с позиции человека сегодняшнего дня .Сказал так, как до него ещё никто не говорил .Высоцкий создал в литературе свою ” творческую лабораторию”. Он попробовал себя в разных интонациях, искал для своих “пьес” всё новые и новые краски, новые детали .Слово у поэта приобретает гиперболичность. Удивительна образность, метафоричность военного стиха.

– Чтение и анализ стихотворения “Смерть истребителя”.

-От какого лица ведется повествование в стихотворении? Что усиливает это прием?

(Повествование ведется от лица самолета. Это изобразительный и композиционный прием усиливает трагичность происходящего.)

Как ведется себя машина? Почему её одушевляет поэт?

( Машина одушевлена: самолет, оружие летчика,”устал от ран”)

Я – “Як”-истребитель, Мотор мой звенит,

Небо – моя обитель,

Но тот, который во мне сидит,

Считает, что он – истребитель.

Почему машина “взбунтовалась” против человека?

В этом бою мною “юнкерс” сбит,

Я сделал с ним, что хотел.

А тот, который во мне сидит,

Изрядно мне надоел.

– Какой вывод можно сделать?

( На войне даже “терпенью машины бывает предел”, а человек делает своё ратное дело, делает даже за пределами сил! И если он гибнет в своей машине , то и ей гореть на земле. Не машины в конечном итоге решали судьбу победы, а человек.)

5. Чтение и анализ стихотворения “Звезда”.

В каких словах поэт подчеркивают трагизм стихотворения?

Я бы звезду эту сыну отдал,
Просто на память…
В небе висит, пропадает звезда —
Некуда падать.

Какой смысл вкладывает автор в слово”звезда”?

( “Звезда”- это не только награда, но и символ смерти.)

Вот снова упала, и я загадал —
Выйти живым из боя!
Так свою жизнь я поспешно связал
С глупой звездою.

– Как поэт изображает героизм одних и карьеризм других?

Нам говорили: «Нужна высота!»

И «Не жалеть патроны!»

Вон покатилась вторая звезда –

Какой художественный прием использует автор?

( Развернутая антитеза :”нам”-“вам”)

– В какой строчке стихотворения подчеркнут мотив случайности, недолговечности?

Звезд этих в небе — как рыбы в прудах,
Хватит на всех с лихвою.
Если б не насмерть,- ходил бы тогда
Тоже героем.

Что утверждает в этом стихотворении Высоцкий?

( Главное на этой земле ни чины, ни награда, а сама жизнь.)

6.Чтение и анализ стихотворения “Песня о погибшем друге”.

-Кому посвящено стихотворение “Песня о погибшем друге”?

“Посвящается маршалу авиации дважды Герою Советского Союза Н. М. Скоморохову и его погибшему другу. В 43-м году, во время великой воздушной битвы над Кубанью, был такой человек, летал в небе, – Скоморохов, Николай Скоморохов. Он сейчас жив, генерал-полковник, дважды Герой Советского Союза. Был эпизод, когда он сбил “бриллиантовую двойку”: это была знаменитая немецкая дивизия “Удэт”, они все были кавалеры Бриллиантовых Крестов, лично награжденные Гитлером, настоящие асы. И вот двое – двойка из этой эскадрильи – сбили друга Николая Скоморохова, его близкого друга. И тогда Скоморохов стал вылетать на индивидуальную охоту – поспит несколько минут и снова вылетает – искать именно тех двоих: он запомнил, что у них были за номера на фюзеляжах. Он их нашел, достал и сбил обоих – в одном бою двух уничтожил. И один даже спрыгнул с парашютом, попал на нашу территорию, взяли его в плен. И он стал спрашивать: “Кто меня сбил?” Ну а ему говорят: ” Скоморохов”. Он говорит :”Это неправда, нас предупреждают: “Осторожно! Скоморохов в воздухе!”. Но это было так на самом деле. И вот в память о погибшем друге Николая Михайловича Скоморохова я написал эту песню,”- писал В.Высоцкий.

– Как в этом стихотворении поэт усиливает горечь утраты боевого товарища?

– Какой прием использован в строчках:

Он уснул – не проснулся,
Он запел – не допел.
Так что я вот вернулся,
Глядите – вернулся, —
Ну а он – не успел.,

– Почему герой чувствует себя виноватым?

– Почему герою приходится оправдываться ?

Военные стихи Высоцкого- это стихи о настоящих людях. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых .Таким людям можно доверить и собственную жизнь , и родину. Такие люди не подведут.

Сегодня не слышно биенье сердец —
Оно для аллей и беседок.
Я падаю, грудью хватая свинец,
Подумать успев напоследок:
«На этот раз мне не вернуться,
Я ухожу – придет другой».
Мы не успели оглянуться —
А сыновья уходят в бой!

Звучит песня “Давно смолкли залпы орудий”.

Какой бы памятник я поставил В.Высоцкому?

Выучить наизусть понравившееся стихотворение поэта.

Ссылка на основную публикацию
×
×