Сравнение образа зимы в лирике Тютчева и Фета: сочинение

Сравнение поэзии А. Фета и Ф. Тютчева. (Литература XIX века)

В творчестве известных русских поэтов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета можно проследить многие общие темы философской, любовной, пейзажной лирики. Для творцов на первом месте стоят не социальные конфликты и потрясения гражданского общества, а проблемы жизни человеческой души – понятие истинной красоты, любовь и горечь утраты, наслаждение прелестью природы, осознание смысла искусства.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Особенное место в своих поэтических работах писатели отводят описанию красоты природы и осмыслению ценности взаимоотношений, взаимопроникновения природы и человека. В понимании поэтов-романтиков натура является мерилом прекрасного, центром гармонии мира, отражением внутреннего состояния человека.

Тематика весны как переходного этапа, периода обновления становится объединяющей для стихотворений “Еще земли печален вид. ” (Ф. Тютчев) и “Еще весны душистой нега. ” (А. Фет). Данные работы связаны поэтической идеей весны как момента возрождения природы и пробуждения человеческой души. Основной задачей для поэтов становится осмысление связи мира натуры и человека, при этом движение их мысли постепенно переходит от живой и одухотворенной пейзажной зарисовки к сфере эмоций.

Однако при этом поэтические работы значительно отличаются друг от друга: в стихотворении Ф. Тютчева движения человеческой души созвучны зримой диалектике природы, чувства находятся в гармонии с окружающей натурой, ощущается светлое, легкое настроение; А. Фет же уделяет гораздо большее внимание конкретным деталям весеннего пейзажа, а человек отходит на второй план, проявляется едва заметный трагический и напряженный разлад с природой. В стихотворении Ф. Тютчева с легкостью прочитывается аллегорический подтекст: спящая и холодная природа символизирует человеческую душу, весенние изменения пейзажа – пробуждение чувств, весна – любовь, глыбы снега – негативные эмоции. Аллегорическая основа стихотворения А. Фета вряд ли поддается объяснению, так как поэту важно передать живые образы весны, эмоциональное впечатление от наблюдения за кратким мигом преображения природы.

В обоих стихотворениях так или иначе задействованы похожие образы весенней природы, совпадают ключевые слова: “весна”, “нега”. Однако подходы к описанию картины весны у Ф. Тютчева и А. Фета существенно отличаются. У Ф. Тютчева создается целостный образ весенней натуры, в котором преобладает отвлеченность и обобщенность, а все редкие введенные детали являются аллегориями и символами (“глыбы снега” – усталость и безразличие души, “мертвый стебль” – тяжелые воспоминания о прошлом, “блестит лазурь” – появление стремлений к искренности и чувственности, первые следы пробуждения). Пейзаж весны у А. Фета “дробится” на множество кусочков, дается в фрагментах, конкретных и предметных деталях, в которых с трудом можно отыскать глубокое значение символа (“телега”, “овраги полны снега”, “замороженный путь”, “краснеет липа”, “березник чуть желтеет”, “соловей”, “смородинный куст” и т.д.).

В стихотворениях сохраняется постепенное движение от пейзажной зарисовки к миру личных чувств, однако при этом композиция работ отличается. Первая строфа в стихотворении Ф. Тютчева посвящена описанию одухотворенной весенней природы, во второй же строфе происходит философское развитие темы, раскрываются ощущения человека и подводится итог скрытому размышлению о единстве природы и духовного мира. Поэтическую работу А. Фета аналогично можно разделить на две части, противостоящие друг другу, на что указывает союз “но” в первой строке третьей строфы: яркое описание предвесенней природы открывается в первой части, а затем впервые вводится человек и его чувства, однако они становятся очередной деталью весеннего пейзажа, духовный мир человека оказывается неотделим от представленной картины природы, несамостоятелен; во второй части стихотворения преодолевается драматизм и едва заметная тревожность первой части с помощью чувства гармонии мира.

Стихотворения Ф. Тютчева и А. Фета также значительно отличаются на лексическом и синтаксическом уровнях. Ф. Тютчев использует слова высокого стиля и сложные фразовые обороты: “стебль”, “лазурь”, “редеющий сон”, “золотит мечты”, что делает стихотворение более возвышенным и одухотворенным, в то время как А. Фет с целью конкретизации и упрощения описания перемежает слова высокого стиля (“весть”, “снизойти”) и бытовую лексику (“телега”, “румянец”). В первой строфе стихотворения Ф. Тютчева преобладают конкретные существительные, создающие реальный визуализированный образ, однако во второй строфе их сменяют отвлеченные существительные, привлеченные для более чувственного описания жизни человеческой души. На протяжении всего стихотворения А. Фет обращается исключительно к конкретным существительным, дающим детальное и отрывистое, импрессионистичное описание природы. При этом различается основа изображения многоплановой картины природы в работах поэтов: Ф. Тютчев уделяет большое внимание звукам весны (“дышит”, “стебль колышет”, “елей ветви шевелит”), а А. Фет создает яркий, пятнистный пейзаж с помощью введения цветов (“краснеет липа”, “чуть желтеет”, “в смородинном кусте”). Философскую направленность и глубокую задумчивость поэтической работы Ф. Тютчева подчеркивают фигуры умолчания и риторические вопросы, осложненные предложения. Недоговоренность и вопрошающий характер утверждений оставляют читателю возможность составить личное впечатление от наступающей весны, поделиться собственными размышлениями. Стихотворение А. Фета не претендует на философичность и смысловую обобщенность, что отражается и в синтаксисе: предложения не осложнены однородными членами, однозначны, исключительно утвердительны.

Стихотворения звучат по-разному благодаря разной строфике и использованию пиррихиев, несмотря на то, что размер работ одинаков: четырехстопный ямб со сложной рифмовкой. Стихотворение Ф. Тютчева ощущается более размеренным, замедленным из-за почти полного отсутствия пиррихиев, а форма восьмистишия также способствует созданию ритма плавного размышления. У А. Фета многочисленные пиррихии ускоряют повествование, делают его легким, не позволяют запинаться и уделять внимание каким-то определенным строкам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при близости поэтической идеи и темы стихотворений, работы поэтов отражают их самобытную концепцию мира. У Ф. Тютчева пейзаж и внутренний мир человека взаимопроникающи, дополняют и поясняют друг друга как две равные беспредельности. Для А. Фета красота природы становится ведущей во всех проявлениях, а мир чувств человека походит на дополняющую, гармоничную, но далеко не главную деталь природы.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id37159

Сравнение образа зимы в стихотворениях А.А. Фета и Ф.И. Тютчева

В произведениях Ф.И. Тютчева и А.А. Фета огромное значение уделяется образу природы: в их стихотворениях она всегда одушевлена и неразрывно связана с духовным состоянием лирического героя. Однако порой изображения одних и тех же явлений природы в стихах этих двух поэтов проникнуты совершенно различным настроением.

Очень не похожи взгляды писателей на зимнее время года.

В стихотворении Фета «Какая грусть! Конец аллеи» зима олицетворяет унылое, опустошённое душевное состояние, когда человек ощущает груз прожитой жизни, многочисленных ошибок, «умирающих трудов». В эту пору «дума засыпает», «на небе ни клочка лазури», а в мыслях лирического героя царит беспросветный туман. Но, как и во всей лирике Фета, в этом произведении есть надежда на светлое будущее, в котором наступит долгожданная весна и своим теплом разгонит пелену тяжких раздумий.

А все надежда в сердце тлеет,

Что, может быть, хоть невзначай,

Опять душа помолодеет,

Опять родной увидит край,

Где бури пролетают мимо,

Где дума страстная чиста,-

И посвященным только зримо

Цветет весна и красота

В стихотворении важную роль играют анафоры («…Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи…», «Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край»). Они подчеркивают циклический характер жизни природы и человека.

В стихотворении Тютчева «Чародейкою зимою» царит совершенно другое настроение.

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, –

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой.

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Здесь зима сравнивается с доброй волшебницей, украшающей мир «снежной бахромою», «лёгкой цепью пуховой». Красочные эпитеты, присущие всей лирике Тютчева, помогают читателям живо представить себе зимний лес, блестящий от пушистого снега, поражающий взгляд «ослепительной красой». Пейзаж, описанный поэтом, напоминает лубочную картинку, иллюстрацию к какой-нибудь сказке.

Изображения зимнего времени года у Тютчева и Фета, как видно из этих двух произведений, совершенно не похожи друг на друга. Разница состоит в том, что стихотворение «Чародейкою зимою» – это просто пейзаж, красивая картинка, мастерски запечатлённая поэтом. Оно не несёт в себе глубоких эмоций и переживаний. А произведение Фета «Какая грусть! Конец аллеи» больше относится к философской лирике, чем к пейзажной. В нём автор размышляет о цикличности человеческой жизни и явлений природы, о возможности снова ощутить дыхание весны и молодость духа. Но нельзя сказать, что какое-то из этих стихотворений более выдающееся, чем другое – они оба отличаются своеобразным и красочным стилем.

Ещё одно стихотворение Ф.И. Тютчева о зиме, относящееся к раннему периоду творчества – стихотворение «Листья», которое было написано в 1830 году, когда его автору едва исполнилось 17 лет. С первых строк произведение можно отнести к пейзажной лирике, так как поэт описывает зимний лес, укрытый шапками снега. В нем есть сравнение (Их тощая зелень, как иглы ежа…) На его взгляд гораздо честнее, поступают березы и осины, листья которых, отмирая, падают на землю. И лишь некоторые из них даже зимой проглядывают из-за снежных шапок, являя собой весьма печальное и удручающее зрелище. Люди, словно листья, радуются солнечным лучам, ветру и росе. «Но птички отпели, цветы отцвели», — отмечает автор, намекая на то, что молодость проходит очень быстро, зрелость приносит разочарование, а старость – болезни и осознание собственной никчемности. «Так что же нам даром висеть и желтеть?», — вопрошает автор. Третья часть «Но птички отпели, цветы отцвели», — отмечает автор, намекая на то

что молодость проходит очень быстро, зрелость приносит разочарование, а старость – закончить свой земной путь и отправиться в вечное путешествие, чем досаждать окружающим своими капризами, болезнями и нравоучениями.

Четвёртая часть «Сорвите, умчите, мы ждать не хотим, летите, летит е! Мы с вами летим!», — именно так юный Тютчев формулирует свое отношение к старости. Автор рассчитывает на то, что его жизнь оборвется внезапно, и у него не будет времени на сожаления о том, что она оказалась столь скоротечной. В данном стихотворении снег – это наступление смерти, в которой поэт видит покой и радость.

Таким образом можно сделать вывод о том, что у А.А. Фета снег – это что-то одновременно и светлое, и тёмное, а у Ф.И. Тютчева снег – это старость, смерть, в его стихах нет надежды на то, что произойдёт что – то хорошее, что наступит весна и всё будет по-прежнему.

Сравнение образа зимы в лирике Тютчева и Фета

В произведениях Ф. И. Тютчева и А. А. Фета очень много значит образ природы: в их стихотворениях она всегда одушевлена и неразрывно связана с духовным состоянием лирического героя. Однако порой изображения одних и тех же явлений природы в стихах этих двух поэтов проникнуты совершенно различным настроением. Очень не похожи взгляды писателей на зимнее время года. В стихотворении Фета “Какая грусть! Конец аллеи” зима олицетворяет унылое, опустошенное душевное состояние, когда человек ощущает груз прожитой жизни, многочисленных ошибок, “умирающих

В эту пору “дума засыпает”, “на небе ни клочка лазури”, а в мыслях лирического героя царит беспросветный туман. Но, как и во всей лирике Фета, в этом произведении есть надежда на светлое будущее, в котором наступит долгожданная весна и своим теплом разгонит пелену тяжких раздумий. А все надежда в сердце тлеет, Что, может быть, хоть невзначай, Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край, Где бури пролетают мимо, Где дума страстная чиста,- И посвященным только зримо Цветет весна и красота. В стихотворении важную роль играют анафоры . Они подчеркивают циклический характер жизни природы

Здесь зима сравнивается с доброй волшебницей, украшающей мир “снежной бахромою”, “легкой цепью пуховой”. Красочные эпитеты, присущие всей лирике Тютчева, помогают читателям живо представить себе зимний лес, блестящий от пушистого снега, поражающий взгляд “ослепительной красой”. Пейзаж, описанный поэтом, напоминает лубочную картинку, иллюстрацию к какой-нибудь сказке. Изображения зимнего времени года у Тютчева и Фета, как видно из этих двух произведений, совершенно не похожи друг на друга. Разница состоит в том, что стихотворение “Чародейкою зимою” – это просто пейзаж, красивая картинка, мастерски запечатленная поэтом.

Оно не несет в себе глубоких эмоций и переживаний. А произведение Фета “Какая грусть! Конец аллеи” больше относится к философской лирике, чем к пейзажной. В нем автор размышляет о цикличности человеческой жизни и явлений природы, о возможности снова ощутить дыхание весны и молодость духа.

Но нельзя сказать, что какое-то из этих стихотворений более выдающееся, чем другое – они оба отличаются своеобразным и красочным стилем.

Художественные особенности “Слова о полку Игореве” “Слово о полку Игореве” – выдающийся памятник литературы Древней Руси. По многим параметрам его можно назвать шедевром, равного которому нет во всем искусстве мирового Средневековья. Так, например, уникален жанр “Слова”.

Стихотворение А. А. Фета “Весенний дождь” А. А. Фет – величайший поэт 19 века, приверженец поэзии “чистого искусства”. В его стихотворениях нет гражданских мотивов, они не поднимают общественных вопросов и проблем, терзавших умы поэтов – сторонников.

Федеративна Республіка Німеччина Німеччина – федераційна республіка до складу якої входить 16 земель, які мають свої закони та уряди, рівні права в федерації та рівно представлені у верхній палаті парламенту – бундесраті. Нижня.

Почему одинок Базаров Четвертый роман Тургенева “Отцы и дети” был опубликован в феврале 1862 года. Действие романа происходит летом 1859 года, перед крестьянской реформой. В статье “По поводу “Отцов и детей” Тургенев признался.

Тренировочная работа по химии “Реакции ионного обмена” 9 класс 1. Реакции ионного обмена идут до конца, если образуется малодиссоциирующее вещество: А)выпадает осадок, Б)выделяется газ , SO 2 , NH 3 ), В)образуется вода. 2. Не забывайте при написании уравнений.

Поэзия Бунина “Ищу я в этом мире сочетанья Прекрасного и вечного. Вдали Я вижу ночь: пески среди молчанья И звездный свет над сумраком земли.” И. Бунин Иван Алексеевич Бунин – выдающийся русский.

Сюжет, герои и проблематика баллады В. А. Жуковского “Светлана” Жуковский обратился в балладе “Светлана” к мифологическому сюжету о “свадьбе с мертвецом”. Ранее этот сюжет был использован немецким поэтом Г. А. Бюргером в его романтической балладе “Ленора”. Жуковский перевел “Ленору”.

Размышления о творчестве Николая Рубцова Николай Михайлович Рубцов родился в селе Емецк Архангельской области, расположенном на берегу Северной Двины. Ему было пять лет, когда началась Великая Отечественная война. Н. Рубцов оказался в детском доме села.

Особенности композиции одного из произведений русской литературы X I X века Термин “композиция” часто подменяют синонимичными словами “структура”, “архитектоника”, “конструкция” и нередко отождествляют с сюжетом и фабулой. Честно говоря, композиция не имеет однозначного толкования, под композицией иногда понимают и чисто внешнюю.

Ролевая игра на уроках литературы в старших классах Ролевая игра – самая интересная для учащихся форма урока. Это может быть заседание участников “круглого стола” , “телепередача” с участием “литературного обозревателя”, “режиссера фильма” по данному произведению и даже… “писателя”.

Эволюция художественных образов в лирике А. Ахматовой На рубеже прошлого и нынешнего столетий, накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени “женская”.

Проблематика произведений Солженицина В своем творчестве, а в частности в произведениях “Один день Ивана Денисовича”, Солженицын затрагивает различные проблемы: проблема уважения, проблема сострадания, проблема отношений между человеком и государством, а точнее между личностью.

Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Образ Петербурга присутствует почти в каждом произведении Достоевского. Петербург строился при Петре 1 на “крови и жертвах” простого народа. В нем сошлись Европа и Россия. Писатель не говорит о великолепной.

Рецензия на рассказ “Драгоценная пыль” из сборника К. Г. Паустовского “Золотая роза” Рисуя ветку, надо слышать, как свистит ветер. Тин Нун Константин Георгиевич Паустовский был настоящим художником слова. Благодаря своему таланту он мог перенести читателя в любой уголок красивейшей страны – России.

Тесты по психологии №1 ” Большая пятерка” личностных качеств Инструкция: оцени применимость к себе каждого из приведенных ниже утверждений. Свои ответы обозначай одной из трех цифр: 0- Нет, это не обо мне; 1- Иногда.

Как я писала свое первое сочинение Все люди в своей жизни что-либо делают впервые и запоминают этот момент на всю жизнь. Эх! Помню свой первый класс, как я впервые переступила порог школы и впервые села за.

Наполеон в романе “Война и мир” Образ Наполеона в романе ‘Война и мир’ Образ Наполеона в “Войне и мире” – одно из гениальных художественных открытий Л. Н. Толстого. В романе французский император действует в тот период.

Конспект урока по географии “Экономические регионы Казахстана” 9 класс География, 9класс Дата: 20.04.2015г Урок №:29 Тема: Обобщ Ающие п Овторение “Экономические регионы Казахстана” Цель урока: 1) Обобщить знания, полученные в ходе изучения раздела ” Экономические регионы Казахстана “, проверить.

Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина Пьеса Горького “На дне”, безусловно, носит социально-философский характер. В ней раскрывается не только постепенное моральное “умирание” людей, попавших в тяжелейшие социальные условия, но и философские взгляды автора на различные проблемы.

Одинок я – нет отрады “Солнцем нашей поэзии” называют Пушкина. В таком случае, Лермонтова по праву можно назвать нашим месяцем, или, вернее, падающей звездой. Ибо, как и у падающей звезды, жизнь его была коротка, но.

Сейчас вы читаете: Сравнение образа зимы в лирике Тютчева и Фета

Сравнение образа зимы в лирике Тютчева и Фета

В произведениях Ф. И. Тютчева и А. А. Фета очень много значит образ природы: в их стихотворениях она всегда одушевлена и неразрывно связана с духовным состоянием лирического героя. Однако порой изображения одних и тех же явлений природы в стихах этих двух поэтов проникнуты совершенно различным настроением.
Очень не похожи взгляды писателей на зимнее время года.
В стихотворении Фета «Какая грусть! Конец аллеи» зима олицетворяет унылое, опустошенное душевное состояние, когда человек ощущает груз прожитой жизни, многочисленных ошибок,

Похожие сочинения:

Философские мотивы и средства их поэтической выразительности в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. ФетаТворчество Ф. И. Тютчева и А. А. Фета развивалось в русле романтизма второй волны. По тематике их произведения очень близки.

Вечные темы в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. ФетаКогда на душе неспокойно, нет ничего лучше, чем посидеть в мягком кресле с томиком стихов в руках. Стихи помогают нам.

Анализ стихотворений А. А. Фета и Ф. И. ТютчеваВ стихотворении «Я тебе ничего не скажу» А. А. Фет уходит от злобы дня. Он погружается в мир романтики. Фет.

Сравнительный анализ стихотворений Ф. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» и А. Фета «Море и звезды»Стихотворения Ф. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» и А. Фета «Море и звезды» представляют собой «философские пейзажи». Любованье.

Лирический герой Ф. И. Тютчева и А. А. ФетаТютчев и Фет, обусловившие развитие русской поэзии второй половины XIX века, вошли в литературу как поэты «чистого искусства», выражающие в.

Особенности стихотворений А. А. Фета «Фонтан» и Ф. И. Тютчева «Фонтан» (сопоставительный анализ)Смысловой план. Стихотворение Тютчева «Фонтан» — это размышление над трагическим несоответствием между стремлением человеческой мысли объять и познать все законы.

Любовь как «поединок роковой» в лирике Ф. И. ТютчеваЛюбовь с силою Архимедова рычага движет миром. И. А. Гончаров Этот «всемогущий рычаг» двигает и Ф. И. Тютчева. Тютчев —.

Хаос и космос в лирике ТютчеваМир природы и человека в восприятии Тютчева не завершен, он находится в состоянии мучительного творческого развития. Это развитие в философской.

Сравнительный анализ стихотворения любовной тематики Тютчева «К. Б.» и Фета «Старые письма»Без преувеличения можно сказать, что Афанасий Афанасьевич Фет и Федор Иванович Тютчев — одни из величайших поэтов, которые обогатили не.

Внутренний и внешний мир в лирике А. А. Фета«Из живущих в Москве поэтов всех даровитее господин Фет». В. Г. Белинский Произведения Афанасия Афанасьевича Фета по праву принадлежат к.

Человек и природа в лирике А. А. ФетаБольшинство произведений Афанасия Афанасьевича Фета посвящено описанию природы. «Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию…».

Поиски смысла бытия в лирике Ф. И. ТютчеваФ. И. Тютчев, несомненно, великий трагический поэт. Его раздумья о мире, жизни, человеке глубоки и зачастую горестны. Мотивы безысходного отчаяния.

Тема любви в лирике А. А. ФетаВ лирике А. А. Фета немаловажную роль играет тема любви. Создание прекрасных стихов о любви объясняется не только великим даром.

Человек и природа в русской литературе (по лирике Ф. И. Тютчева)(По лирике Ф. И. Тютчева) Две души живут в груди моей, всегда враги. И. В. Гете «Фауст» Не то, что.

Образы природы в лирике А. А. ФетаА. А. Фет — поэт лирический, и только лирический, что было особенно ненавистно большинству его современников. И это удивляет, потому.

Человек и природа в лирике Ф. И. ТютчеваЛирика Тютчева занимает особое место в русской поэзии. В свежих и волнующе притягательных стихах Тютчева красота поэтических образов сочетается с.

Образ родины в лирике Ф. И. ТютчеваКак всякий русский поэт, Федор Тютчев не мог быть только поэтом лирическим. Вся его поэзия проникнута глубоким, мистическим чувством к.

«Природа — Сфинкс.» (тайны мироздания в лирике Ф. И. Тютчева.)Тютчевская «страна» необычна — она то залита солнечным светом, то покрыта сумраком, но всегда узнаваема, близка. Если начать вспоминать стихи.

Основные мотивы в лирике А. А. ФетаЧто такое мотив? Мотив — это смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в пределах ряда произведений. В творчестве любых писателей и.

Женские образы в лирике Ф. И. Тютчева и в прозе И. С. ТургеневаДва великих русских художника слова — Ф. И. Тютчев и И. С. Тургенев — при всей внешней непохожести имеют много.

Анализ стихотверения Фета А. А. «Чудная картина»Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна. Свет небес высоких И блестящий снег И саней далеких Одинокий.

Философская система мира в лирике Ф. И. ТютчеваФ. И. Тютчев, на мой взгляд, был одним из наиболее проницательных в русской литературе поэтов-философов. Его стихи нельзя назвать лирикой.

Сравнение образа Ужа и Сокола (по произведению М. Горького «Песнь о Соколе»)Романтические произведения М. Горького 90-ых годов — своеобразная визитная карточка писателя. Именно они принесли молодому Горькому известность. 90-ые годы —.

Философская система мира в лирике Ф. ТютчеваФ. И. Тютчев, на мой взгляд, был одним из наиболее проницательных в русской литературе поэтов-философов. Его стихи нельзя назвать лирикой.

«И я слышу, как сердце цветет…» Какова подача образа в этой строчке? (по стихотворению Фета «Я тебе ничего не скажу…»)Образ «И я слышу, как сердце цветет…» присутствует во второй строфе стихотворения Фета: Целый день спят ночные цветы, Но лишь.

Тема любви в лирике А. ФетаВ поэзии Фета чувство любви соткано из противоречий: это не только радость, но и муки, и страдания. В фетовских «песнях.

Образ родины в лирике ТютчеваРусская литература XIX в. щедро одарила нас бесценными высокодуховными произведениями, познакомила со многими выдающимися поэтами, среди которых особое место принадлежит.

Стихотворение А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»Афанасий Афанасьевич Фет — один из замечательнейших поэтов-лириков. Главные его темы были — любовь, красота, природа. Стихотворение «Ель рукавом мне.

«…и поединок роковой…» (тема любви в лирике Ф. И. Тютчева)«…И поединок роковой…» — строки из поздней любовной лирики Ф. И. Тютчева, довольно широко известной. Но поэт обращался к теме.

Сочинение Природа в творчестве Фета и Тютчева

Фет и Тютчев были лучшими друзьями. Ф.А. Тютчев хорошо отзывался о таланте А.А.Фета. А Фет в Тютчеве видел свой идеал поэта. Их творчество взаимосвязано. Они любили писать о прекрасной природе. Они сходятся во мнении о матери природе и чувственно ощущают ее.
Картины с описанием природы и образом человеческой души, были важны для русской литературы. Такое описание в своем творчестве использовали многие поэты 19 века. Такие великие литераторы как Лермонтов, Тютчев, Пушкин, и Фет.

К примеру, Тютчев глубоко чувствовал происходящие изменения в природе. Творчество Ф.И.Тютчева неоднократно пересекается с творчеством Пушкина. А Фет наоборот старается писать в определенно скрытой форме, он в своем творчестве опирается на ассоциативные связи, а не на открытое сравнение природы и человеческой души.

Стоит отметить, что Фета и Тютчева связывают обоюдные пристрастия к огням ночного неба и синему бездонному морю. В своем творчестве они четко и чувственно описывают загадочную и могущественную силу природы. Для них природа является носительницей прекрасного образа. Они считали, что когда человеку становится очень трудно и одиноко, то он сможет найти поддержку и вдохновение именно в природе.

Тютчев в своем творчестве стремится понять природу, становясь частичкой природы. Стремление поэта разгадать все секреты таинственной природы, доводят великого литератора до гибели. На пике своей карьеры известного русского литератора. Он начинает видеть природу в образе всепоглощающей бездны. От видения, которой ему становится жутко и появляется ненависть к природе. Вот так вот меняется мнение одного из великих литераторов 19 века. Но так Тютчев начал понимать про подлинную любовь Фета к матери природе. Так как никогда не стремился быть одним целым с природой, он чувствовал себя всего лишь на всего органической частичкой природы. Его стихотворения наполнены эмоциональным восприятием мира. Он представляет себя первооткрывателем природы. Образ природы в лирике Фета – это храм где царит чувство вдохновения, так же она является место, где хочется забыть обо всем и наслаждаться красотой ее. Он был чудесным пейзажистом, который мог передать даже мельчайшие изменения в природе даже на протяжении дня. Изображение природы у Фета как будто растворяется в лирике. Что отличает его от Тютчева.

Тютчев был натуральным философом. У Тютчева образ природы, является не столько пейзажем, сколько космосом, так как он пишет про звезды, море и воды.

Подводя итоги, можно выделить, то, что однозначно каждый выдающийся поэт любил и чувствовал все красоты великой и могущественной природы по-своему. И поэтому пытался донести до читателя все свои чувства в своих произведениях

Также читают:

Картинка к сочинению Природа в творчестве Фета и Тютчева

Популярные сегодня темы

Печорин – фигура неоднозначная, очень противоречивая. Симпатичный молодой человек дворянского происхождения, воспитанный, получивший приличное образование. Умный и талантливый, отличный манипулятор.

Астафьев считается самым профессиональным, а также и самым читаемым автором. Он родился еще до наступления войны и поэтому он на себе ощутил всю боль данной войны. Он очень хорошо понимал чувства обычного человека.

Александр Николаевич Островский в пьесе «Гроза» не только рассказывает читателю о взаимоотношениях в семье, о конфликте между поколениями, предательстве, боли, но и достаточно ясно передаёт купечество

Известнейший советский художник – живописец Нестеров Михаил Васильевич очень любил осеннюю пору. Именно в этот период времени, творец получал особое вдохновение.

Зачастую, произнося слово «семья», мы незаметно для себя подбираем в голове синонимы к нему – счастливая, дружная, любящая… Но что значит настоящая семья? Какой она должна быть и далека ли от идеальной?

Сочинение по лирике Тютчева и Фета

Тютчев и Фет, обусловившие развитие русской поэзии второй половины XIX века, вошли в литературу как поэты «чистого искусства», выражающие в своем творчестве романтическое понимание духовной жизни человека и природы. Продолжая традиции русских писателей-романтиков первой половины XIX века (Жуковского и раннего Пушкина) и немецкой романтической культуры, их лирика была посвящена философско-психологическим проблемам.

Отличительной особенностью лирики этих двух поэтов явилось то, что она характеризовалась глубиной анализа душевных переживаний человека. Так, сложный внутренний мир лирических героев Тютчева и Фета во многом схож.

Лирический герой — это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной деятельности, людям. Своеобразие мироощущения, миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят соответственное выражение в форме, в стиле его произведений. Лирический герой отражает те или иные характерные черты людей своего времени, своего класса, оказывая огромное влияние на формирование духовного мира читателя.

Как в поэзии Фета, так и Тютчева, природа соединяет два плана: .внешне пейзажный и внутренне психологический. Эти параллели оказываются взаимосвязанными: описание органического мира плавно переходит в описание внутреннего мира лирического героя.

Традиционным для русской литературы является отождествление картин природы с определенными настроениями человеческой души. Этот прием образного параллелизма широко использовали Жуковский, Пушкин, Лермонтов. Эту же традицию продолжили Фет и Тютчев.

Так, Тютчев применяет прием олицетворения природы, который необходим поэту, чтобы показать неразрывную связь органического мира с жизнью человека. Часто его стихи о природе содержат раздумья о судьбе человека. Пейзажная лирика Тютчева приобретает философское содержание.

Для Тютчева природа — загадочный собеседник и постоянный спутник в жизни, понимающий его лучше всех. В стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?» (начало 30-х годов) лирический герой обращается к миру природы, беседует с ним, вступает в диалог, который внешне имеет форму монолога:

Понятным сердцу языком
Твердишь о непонятной муке —
И роешь и взрываешь в нем
Порой неистовые звуки.

У Тютчева нет «мертвой природы» — она всегда полна движения, на первый взгляд незаметного, но на самом деле непрерывного, вечного. Органический мир Тютчева всегда многолик и разнообразен. Он представлен в 364
постоянной динамике, в переходных состояниях: от зимы к весне, от лета к осени, от дня к ночи:

Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул —
Жизнь, движенья разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул…
(«Тени сизые смесились», 1835)

Это время суток переживается поэтом как «час тоски невыразимой». Проявляется желание лирического героя слиться с миром вечности: «Все во мне и я во всем». Жизнь природы наполняет внутренний мир человека: обращение к истокам органического мира должно переродить все существо лирического героя, а все тленное и преходящее — уйти на второй план.

Прием образного параллелизма встречается и у Фета. Причем чаще всего он используется в скрытой форме, опираясь, прежде всего, на ассоциативные связи, а не на открытое сопоставление природы и человеческой души.

Весьма интересно используется этот прием в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…» (1850), которое построено на одних существительных и прилагательных, без единого глагола. Запятые и восклицательные знаки тоже передают великолепие и напряжение момента с реалистической конкретностью. Это стихотворение создает точечный образ, который при близком рассмотрении дает хаос, «ряд волшебных изменений», а в отдалении — точную картину. Фет, как импрессионист, основывает свою поэзию, и, в частности, описание любовных переживаний и воспоминаний, на непосредственной фиксации своих субъективных наблюдений и впечатлений. Сгущение, но не смешение красочных мазков придает описанию любовных переживаний остроту и создает предельную четкость образа любимой. Природа в стихотворении предстает участницей жизни влюбленных, помогает понять их чувства, придавая им особую поэтичность, таинственность и теплоту.

Однако свидание и природа описаны не просто как два параллельных мира — мира человеческих чувств и природной жизни. Новаторством в стихотворении явилось то, что и природа, и свидание показаны рядом отрывочных свиданий, связать которые в единую картину должен сам читатель.

В финале стихотворения портрет возлюбленной и пейзаж сливаются воедино: мир природы и мир человеческих чувств оказываются неразрывно связанными.

Однако в изображении природы у Тютчева и Фета есть и глубокое различие, которое было обусловлено прежде всего различием поэтических темпераментов этих авторов.

Тютчев — поэт-философ. Именно с его именем связано течение философского романтизма, пришедшее в Россию из германской литературы. И в своих стихах Тютчев стремится понять природу, включив ее е систему философских взглядов, превратив в часть своего внутреннего мира. Этим стремлением вместить природу в рамки человеческого сознания была продиктована страсть Тютчева к олицетворению. Так, в стихотворении «Весенние воды» ручьи «бегут и блещут и гласят».

Однако стремление понять, осмыслить природу приводит лирического героя к тому, что он чувствует себя оторванным от нее; поэтому во многих стихотворениях Тютчева так ярко звучит стремление раствориться в природе, «слиться с запредельным» («О чем вы воешь, ветр ночной?»).

В более позднем стихотворении «Тени сизые смесились…» это желание проступает еще более явно:

Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, темный, благовонный,
Все залей и утеши.

Так, попытка разгадать тайну природы приводит лирического героя к гибели. Об этом поэт пишет в одном из своих четверостиший:

Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

В поздней лирике Тютчев осознает, что человек является созданием природы, ее вымыслом. Природа видится ему как хаос, внушающий поэту страх. Над ней не властен разум, и поэтому во многих стихотворениях Тютчева появляется антитеза вечности мироздания и мимолетности человеческого бытия.

Совершенно иные отношения с природой у лирического героя Фета. Он не стремится «подняться» над природой, анализировать ее с позиции разума. Лирический герой ощущает себя органичной частью природы. В стихотворениях Фета передается чувственное восприятие мира. Именно непосредственность впечатлений отличает творчество Фета.

Для Фета природа является естественной средой. В стихотворении «Сияла ночь, луной был полон сад…» (1877) единство человеческих и природных сил чувствуется наиболее ясно:

Сияла ночь. Луной был полон сад, лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.

Тема природы у этих двух поэтов связана с темой любви, благодаря которой также раскрывается характер лирического героя. Одной из главных особенностей тютчевской и фетовской лирики было то, что в основе ее лежал мир духовных переживаний любящего человека. Любовь в понимании этих поэтов — глубокое стихийное чувство, наполняющее все существо человека.

Для лирического героя Тютчева характерно восприятие любви как страсти. В стихотворении «Я очи знал, — о, эти очи!» это реализуется в словесных повторах («страстной ночи», «страсти глубина»). Для Тютчева минуты любви — «чудные мгновенья», которые превносят в жизнь смысл («В непостижимом моем взоре, жизнь обнажающем до дна…»).

У этого поэта жизнь сравнивается с «временем золотым», когда «жизнь заговорила вновь» («К. В.», 1870). Для лирического героя Тютчева любовь — дар, посланный свыше, и некоторая магическая сила. Это можно понять из описания образа возлюбленной.

В стихотворении «Я очи знал, — о, эти очи!» важны эмоции не лирического героя, а внутренний мир возлюбленной. Ее портрет является отражением духовных переживаний.

Дышал он (взор) грустный, углубленный,
В тени ресниц ее густой,
Как наслажденье, утомленный
И, как страданье, роковой.

Внешний облик лирической героини показан не как реально достоверный, а таким, каким его воспринимал сам герой. Конкретной деталью портрета являются лишь ресницы, для описания же взора возлюбленной используются прилагательные, передающие чувства лирического героя. Таким образом, портрет возлюбленной является психологическим.

Для лирики Фета было характерно наличие параллелей между явлениями природы и любовными переживаниями («Шепот, робкое дыханье…»).
В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад…» пейзаж плавно переходит в описание образа возлюбленной: «Ты пела до зари, в слезах изнемогая, что ты одна — любовь, что нет любви иной».

Так, любовь наполняет жизнь лирического героя смыслом: «ты одна -вся жизнь», «ты одна- любовь». Все треволнения, по сравнению с этим чувством, уж не столь значимы:

…нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Для любовной лирики Тютчева характерно описание событий в прошедшем времени («Я очи знал, — о, эти очи!», «Я встретил вас- и все былое…»). Это означает, что поэт осознает чувство любви как давно ушедшее, поэтому восприятие его трагично.

В стихотворении «К. Б.» трагизм любви выражается в следующем. Время влюбленности сравнивается с осенью:

Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас…

В данном контексте это время года является символом гибельности и обреченности высокого чувства.

То же ощущение наполняет стихотворение «О, как убийственно мы любим!» (1851), вошедшее в «Денисьевский цикл». Лирический герой размышляет о том, к чему же может привести «поединок роковой двух сердец»:

Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.

Трагизм наполняет и стихотворение «Последняя любовь» (1854). Лирический герой и здесь осознает, что любовь, возможно, будет гибельной: «Сияй, сияй, прощальный свет любви последней, зари вечерней!». И тем не менее ощущение обреченности не мешает лирическому герою любить: «Пускай скудеет в жилах кровь, но в сердце не скудеет нежность…» В последних строках Тютчев лаконично характеризует само чувство: «Ты и блаженство, и безнадежность».

Однако любовная лирика Фета тоже наполнена не только чувством надежды и упования. Она глубоко трагична. Чувство любви очень противоречиво; это не только радость, но и муки, страдания.

Стихотворение «На заре ты ее не буди» все наполнено двояким смыслом. На первый взгляд, показана безмятежная картина утреннего сна лирической героини, но уже второе четверостишие сообщает напряжение и разрушает эту безмятежность: «И подушка ее горяча, и горяч утомительный сон». Появление эпитетов, таких, как «утомительный сон», указывает не на безмятежность, а на болезненное состояние, близкое к бреду. Далее объяснятся причина этого состояния, стихотворение доводится до кульминации: «Все бледней становилась она, сердце билось больней и больней». Напряжение нарастает, а последние строки совершенно меняют всю картину: «Не буди ж ты ее, не буди, на заре она сладко так спит». Финал стихотворения представляет контраст с серединой и возвращает читателя к гармонии первых строк.

Таким образом, восприятие лирическим героем любви сходно для обоих поэтов: несмотря на трагизм этого чувства, оно вносит в жизнь смысл. Лирическому герою Тютчева присуще трагическое одиночество. В стихотворении философского характера «Два голоса» (1850) лирический герой принимает жизнь как борьбу, противостояние. И «хоть бой и неравен, борьба безнадежна», важен сам поединок. Это стремление к жизни пронизывает все стихотворение: «Мужайтесь, боритесь, о храбрые други, как бой ни жесток, ни упорна борьба!». Тем же настроением проникнуто стихотворение «Цицерон» (1830).

В стихотворении «ЗПегШит» (1830), затрагивающем тему поэта и поэзии, лирический герой понимает, что не всегда будет принят обществом: «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?». Важным здесь оказывается мир душевных переживаний героя: «Лишь жить в себе самом умей — есть целый мир в душе твоей».

У лирического героя Фета мировосприятие не столь трагично. В стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую» (1887) лирический герой ощущает себя частью Вселенной: «Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, чужое вмиг почувствовать своим». Противоречие с окружающим миром здесь только внешнее (оксюморон «неведомым, родным»). «Цветущие берега» и «жизнь иная» — описание того таинственного идеального мира, из которого приходит к поэту вдохновение. Рационально этот мир непознаваем, потому что он «неведом»; но, встречаясь с проявлениями его в повседневности, поэт интуитивно ощущает родство с «неведомым». Утонченная восприимчивость поэта по отношению к явлениям внешнего мира не может не распространиться и на чужое творчество. Способность к творческому сопереживанию — важнейшая черта истинного поэта.

В стихотворении «Кот поет, глаза прищуря» (1842) Фет не изображает предметы и душевные переживания в их причинно-следственной связи. Для поэта задача построения лирического сюжета, понимаемого как последовательность душевных состояний лирического «я», сменяется задачей воссоздания атмосферы. Единство мировосприятия мыслится не как полнота знаний о мире, а как совокупность переживаний лирического героя:

Кот поет, глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре,
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.

Так, лирический герой Фета и лирический герой Тютчева воспринимают реальность по-разному. У лирического героя Фета мироощущение более оптимистично, и мысль об одиночестве не выдвинута на первый план.

Итак, лирические герои Фета и Тютчева имеют как сходные, так и различные черты, но в основе психологии каждого лежит тонкое понимание мира природы, любви, а также осознание своей судьбы в мире.

2 вариант

Девятнадцатый век подарил человечеству бесценные духовные сокровища. Среди замечательных писателей и поэтов этого поистине золотого века достойное место принадлежит А. А. Фету и Ф. И. Тютчеву.
Ф. И. Тютчев — лирик, его стихотворения полны философии и психологии. Певец природы, мастер стихотворного пейзажа, выражающего чувства человека. Мир лирики Тютчева наполнен таинственностью и загадками. Излюбленный прием поэта — антитеза: «дольный мир» противостоит «высям ледяным», тусклая земля — блистающему грозой небу, свет — тени. Тютчев не ограничивал себя в описании природы. В его стихотворениях мы видим и утро в горах, и ночное море, и летний вечер. Тютчев старается запечатлеть таинственные картины природы при переходе из одного состояния в другое. К примеру, в стихотворении «Тени сизые смесились… » мы можем увидеть, как наступает ночь, поэт постепенно описывает нам сначала то, как сгущаются сумерки, а после — наступление ночи. Изобилие глаголов и бессоюзных конструкций помогают Ф. И. Тютчеву сделать стихотворения динамичными. Поэт относится к природе, как к живому существу, поэтому в своих стихотворениях одухотворяет ее:

«Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода
В ней есть любовь, в ней есть язык… .».

Лирика А. А. Фета занимает особое место среди шедевров русской литературы. И это не удивительно — Афанасий Афанасьевич Фет был новатором своего времени в области стиха, обладал особым, неповторимым даром тончайшего лирика. Его поэтическая манера письма, «фетовский почерк»; придали его поэзии неповторимое очарование и прелесть. Фет был новатором во многих отношениях. Он раскрепощал слово, не заковывал его в рамки традиционных норм, а творил, стремясь выразить свою душу и чувства, наполняющие ее. Удивляет то, как изображена природа у Фета. Она настолько очеловечена, что мы часто встречаем «травы в рыдании», «овдовевшую лазурь», «лес проснулся, весь проснулся, веткой каждой».

Этих великий поэтов Золотого века объединяет, прежде всего, патриотизм и огромная…

любовь к России. Их поэзия — это выражение богатой внутренней жизни авторов, результат неутомимой работы мысли, вся палитра чувств, волновавших их. Тютчева и Фета объединяют вечные темы: природа, любовь, красота. Наиболее ярко в творчестве Тютчева изображена природа. С самого детства живут в памяти сказочные строки:

«Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит…
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой… «

Фет — один из замечательнейших поэтов-пейзажистов. В его стихах весна сходит на землю «невестою-царицей». Фет описывает природу детально, ни один штрих не ускользает от его пристального взгляда:

«Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья…»

Лучшими в лирике Тютчева, на мой взгляд, являются стихи о любви. В ранних произведениях любовь — радость, восторг, «весна в груди». В более поздних все чаще звучат трагические ноты. Все, о чем писал поэт, было пережито и перечувствовано ки самим. Наиболее трогательным является «Денисьевский цикл», посвященный Е. А. Денисьевой, самой большой любви поэта. Любимая для Тютчева — «неразгаданная тайна», «живая прелесть дышит в ней».
Основополагающей для всего творчества Фета является тема любви. Этому способствовали драматические обстоятельства, имевшие место в дни его ранней молодости. Находясь на службе в Херсонской области, Фет познакомился с Марией Лазич — девушкой из небогатой семьи. Они полюбили друг друга, но будущий поэт, не имевший никаких средств к жизни, не смог на ней жениться. Девушка вскоре трагически погибла. Всю жизнь, до конца дней Фет не мог ее забыть. Очевидно, жизненная драма внутри, как подземный ключ, питала его лирику.
В творчестве замечательных русских поэтов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета на первом месте стояли не социальные конфликты, не политические потрясения, а жизнь человеческой души — любовь и горечь утраты, путь от юношеской восторженности к стариковской мудрости и великодушию, размышления о жизни и смерти, о смысле творчества, о беспредельности Вселенной, о величии природы.

Ссылка на основную публикацию
×
×