Восприятие и истолкование стихотворения Ф. И. Тютчева Певучесть есть в морских волнах: сочинение

Восприятие и истолкование стихотворения Ф.И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…»

Скачать сочинение
Тип: Анализ стихотворения

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…» было написано 17 мая 1865 года. Оно относится к поздней лирике поэта и представляет собой философское размышление, раздумье. Следовательно, по жанру это стихотворение можно отнести к элегии.
Композиционно произведение делится на несколько частей, противопоставленных друг другу. Самому произведению предшествует эпиграф из древнеримской поэзии – «Est in arundineis modulatio musica ripis» (Есть музыкальная стройность в прибрежных тростниках (лат.)). Он определяет основной мотив стихотворения – гармоничность и мудрость мира природы. Кроме того, этот эпиграф можно считать составляющей первой части стихотворения.
Сама же первая часть синтаксически отделена от второй композиционной части тире:
Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.

Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе,-
В этой части лирический герой в очередной раз убеждается и затем утверждает, что мир природы, окружающей человека, гармоничен. Что это значит? Все в природе следует мудрым законам, которые приводят к благу и процветанию, к миру и покою. Если и возникают какие-то споры или противоречия, то они быстро разрешаются (в стихийных спорах), и даже в них чувствуется гармония. Все в мире природы действует в согласии и единстве, в подчинении одному главному, всеобщему закону.
Вторая часть стихотворения противопоставлена первой. Она описывает мир человеческого общества:
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
Человек давно уже отделился и отдалился от природы. Он мнит себя свободным. Но лирический герой утверждает, что это «призрачная свобода». На самом деле люди связаны по рукам и ногам, потому что не знают, как стать счастливыми, как добиться гармонии в своей душе и среди других людей.
Важно, что сам человек осознает свой разлад с природой, но уже не может вернуться к ее истокам. Поздно.
Третья часть состоит из вопросов лирического героя:
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?
Он мучительно вопрошает: «Как возник трагический разлад между человеком и всем окружающим, природой?» Герой пытается понять причины человеческой оторванности от мира природы. Пытается понять, почему мы не можем жить по законам гармонии, пример которых каждый день дает нам природа? Почему люди противопоставлены ей, а не живут в согласье и единстве? Получается, что человек противопоставлен всему, кроме него самого, лишь его голос выбивается из «общего хора».
Четвертая часть – кульминационная – состоит из последней строфы стихотворения:
И от земли до крайних звезд
Все безответен и поныне
Глас вопиющего в пустыне,
Души отчаянной протест?
В этой части, с помощью риторических вопросов, рисуется тягостная картина положения человека в современном Тютчеву мире. Человек несчастлив и одинок. Рисуются масштабы его одиночества – «И от земли до крайних звезд». Одиночество человека подчеркивается метафорой «глас вопиющего в пустыне».
Человек одинок, один на один со своей душевной болью, попытками стать счастливым, постичь гармонию. Душа его протестует против своего отчаянного положения, но не находит ответов на возникающие вопросы. «Почему?» – вопрошает лирический герой вместе с другими. «Почему?» – страдает он и не находит ответа.
В данном стихотворении присутствуют художественные средства, помогающие раскрыть тему и идею произведения. Первая часть стихотворения наполнена эпитетами: «в стихийных спорах», «стройный мусикийский шорох», «в зыбких камышах», «невозмутимый строй», «созвучье полное». Все они призваны создать картину гармоничной, умиротворяющей и прекрасной жизни природы. Единственная метафора первой части – «шорох струится» – подчинено той же задаче.
Вторая часть насыщена метафорами: «в общем хоре», «душа не то поет», «ропщет тростник». Интересно. что поэт одушевляет мир природы и мир человека, соединяя их .Он показывает, что изначально все едино, все вышло из одного источника. Подтверждает эту мысль и сравнение души человека с морем: «Душа не то поет, что море» и эпитеты: «призрачной свободе», «общем хоре», «мыслящий тростник».
Художественные средства третьей части призваны передать трагедию одиночества человека в мире. Этому помогают эпитет «души отчаянной», гипербола «и от земли до крайних звезд», библейская цитата «глас вопиющего в пустыне».
Противопоставленность первой части стихотворения второй подчеркивает тире, разбивающее сложное бессоюзное предложение на две части. Вторая и третья часть произведения построены на риторических вопросах, подчеркивающих безнадежность положения человека, его глобальное одиночество.
Строфы стихотворения имеют кольцевую рифмовку, в которой чередуются мужские и женские рифмы.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихием, что придает ему элегическую плавность и задумчивость.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тютчев Ф.И. / Стихотворения / Восприятие и истолкование стихотворения Ф.И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…»

Смотрите также по произведению “Стихотворения”:

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…» (восприятие, толкование, оценка)

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Певучесть есть в морских волнах…» Ф.И. Тютчева было напечатано в журнале «Русский вестник» в 1865 году, а затем – в 1868 году. По поводу первой редакции И.С. Аксаков писал Е.Ф. Тютчевой: «В Русском вестнике, в последней книжке, напечатаны стихи Федора Ивановича. Прекрасные стихи, полные мысли, не нравится мне в них одно слово, иностранное: протест»[93 – См.: Аксаков И.С. Биография Федора Ивановича Тютчева. М., 1886.]. Мнение Аксакова, очевидно, было принято Тютчевым во внимание: в списке М.Ф. Тютчевой-Бирилевой (1865) четвертая строфа отсутствует. Как отмечают исследователи, вряд ли дочь поэта самовольно сократила последнюю строфу. Вероятно, редактированием произведения занимался сам Тютчев. Написано же стихотворение было в Петербурге, во время поездки на острова. В это время умерла возлюбленная поэта, Е. Денисьева. И Тютчев вместе с ее сестрой, М. А. Георгиевской, ездил на острова, где они вспоминали о покойной. Утраченная строфа представляла собой риторический вопрос, в котором угадывались чувства поэта:

И от земли до крайних звезд
Все безответен и поныне
Глас вопиющего в пустыне,
Души отчаянной протест?

Произведение мы можем отнести к философской и пейзажной лирике. Жанр его – лирический фрагмент. Основная тема – гармоничная, разумная жизнь природы и дисгармония человеческого существования.

Эпиграф к стихотворению («Есть музыкальная стройность в прибрежных тростниках») заимствован у римского поэта IV века до н. э. Авзония. В первой строфе поэт утверждает, что в природе есть «певучесть», музыкальность, созвучие «ее дум и чувств». Несмотря на споры, гармонично сосуществуют все стихии – вода, воздух, огонь и земля. Стройная музыка слышится ему в шуршании камышей. Природа у Тютчева самодостаточна, значительна, спокойна и непоколебима. Все в ней гармонично, разумно, упорядоченно, в отличие от человеческой жизни:

Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, —
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.

Человек в этом произведении – «мыслящий тростник». Этот образ восходит к известному афоризму Паскаля: «Человек не более как самая слабая тростинка в природе, но это – тростинка мыслящая». И в душе человека, и в самом существовании его нет того созвучья дум и чувств, той полноты и гармонии, что разлита в природе. Сама свобода его – призрачна. И это, по Тютчеву, одна из трагедий человечества:

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?

Стихотворение заканчивается риторическим вопросом, который остается у поэта без ответа. В подтексте его угадывается и отчаяние, и мысль о неразумности человеческой судьбы и призрачности счастья, и осознание глубочайшего драматизма этого разлада, диссонанса в существовании человека и природы.

В основе композиции произведения лежит принцип антитезы. Стихотворение делится на две части. Первая часть – это описание «созвучья полного» в природе. Вторая часть – мучительное ощущение диссонанса нашего существования. Песня человеческой судьбы не может звучать в унисон с природой. У Тютчева звучит протест против этой несправедливости: «ропщет мыслящий тростник». Это бунт жизни и любви против смерти, обращенный к равнодушной, самодостаточной природе.

Стихотворение написано катренами, размер его – четырехстопный ямб, перебиваемый местами пиррихиями. Рифмовка – кольцевая. Поэт использует скромные средства художественной выразительности: эпитет («в зыбких камышах», «призрачной свободе»), метафору («душа не то поет, что море»), синтаксический параллелизм («Певучесть есть в морских волнах, Гармония в стихийных спорах»), риторический вопрос («И отчего же в общем хоре Душа не то поет, что море, И ропщет мыслящий тростник?»).

Стихотворение «Певучесть есть в морских волнах…» как нельзя лучше отражает мироощущение поэта. Как точно заметил один из критиков, «чувство пропасти», на краю которой находится каждый человек в каждое мгновение своей жизни, – удивительное свойство, придающее поэзии Тютчева головокружительную остроту. Присутствие этой «всепоглощающей и миротворной бездны» в стихах и письмах Тютчева роднит его с Паскалем, ставившем между собой и пространством стул, чтобы отгородиться от мерещившейся ему пропасти»[94 – См: Кушнер А.С. Аполлон в снегу. Заметки на полях. Л., 1991.].

Тема философского осмысления природы в лирике Ф. Тютчева (На примере стихотворения «Певучесть есть в морских волнах…»)

Одно из замечательных явлений русской поэзии — это стихотворения Ф. И. Тютчева о природе. С удивительной точностью и любовью поэт создал незабываемые картины «осени первоначальной», весенней грозы, летнего вечера, ночного моря, утра в горах. Все в природе представляется поэту живым, полным глубокого значения, все говорит с ним «понятным сердцу языком».

Читайте также:  Стихотворение Ф. И. Тютчева Не то, что мните вы, природа (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Пейзажную лирику Тютчева, если быть точным, нужно назвать пейзажно-философской, так как картины природы, мысли о ней и ощущение взаимосвязи жизни природы и человека здесь сплетены воедино.

Стихотворение «Певучесть есть в морских волнах. » как раз и представляет собой замечательный образец такой лирики. В нем, как и во многих других произведениях поэта, речь идет о водной стихии. Тютчев часто обращается к образам моря, реки, ручья, фонтана: движение воды, по мысли поэта, сродни человеческой душе.

Читая стихотворение, мы представляем себе лирического героя — мыслящего и творческого человека, умеющего тонко чувствовать. Он стоит на морском берегу и любуется открывающимся ему морским пейзажем.

Конкретного описания моря поэт не дает. Лишь через ощущение лирического героя мы представляем его то спокойным, «струящимся», то бурным и штормящим «в стихийных спорах».

Тютчев по праву считается мастером пейзажной лирики. Но сам по себе пейзаж у него возникает довольно редко. Чаще образы природы служат поэту для воплощения его дум о человеке, о смысле и устройстве жизни. В данном стихотворении морской пейзаж является отправной точкой, поводом для рассуждения лирического героя о природе и человеке. Мерный звук морского прибоя невольно настраивает на размышления.

Латинский эпиграф к стихотворению — «Есть музыкальная стройность в прибрежных тростниах» — в сущности показывает отношение поэта к природе. По его мысли, природа совершенна, и челоеку никогда не возвыситься над ней:

Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе…

Тютчеву в высокой степени доступна передача эмоциональных ощущений, вызванных в человеке явлениями внешнего мира. В стихотворении «Певучесть есть в морских волнах. » мы явно ощущаем преклонение лирического героя перед миром природы. В шуме морского прибоя ему слышится удивительная музыка. Она рождается волнами, движением моря, его жизнью:

Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,

И стройный мусикийских шорох
Струится в зыбких камышах.

С помощью сочетаний звуков «ст», «сп» и повторения звука «ш» поэту удается добиться передачи звукового фона моря. Весь ритм стихотворения, подчеркнутый аллитерациями и ассонансами, вызывает слуховое ощущение движущейся морской стихии. Шум моря сливается с совершенной музыкой, рожденной им. Звукопись, в свою очередь, является основой построения зрительной картины. Тютчеву удалось добиться синтеза нескольких видов искусств: поэзии, музыки и живописи. В стихотворении всего несколько строк. Но стоит закрыть глаза, и каждый из нас сможет представить себе свой морской пейзаж и будто наяву услышит музыку моря.

Природа в стихотворении предстает неким мыслящим живым существом. Она не статична, она все время в движении. У нее есть душа, которая открывается не всем, и язык, понятный не каждому. Море поет, а «мыслящий тростник» ропщет. Звуки, сливаясь воедино, опять рождают удивительную гармонию.

Совершенная природа, воплощенная здесь в морской стихии, не может не заставить человека задуматься о том, почему все не так гармонично в его жизни. Возникает противопоставление природы и человека. С природой связаны такие слова и словосочетания, как «гармония», «стройный», «невозмутимый строй», полное «созвучье». Причем гармония эта рождается не только состоянием покоя природы, она есть и в буйстве стихий. Именно поэтому автор рифмует слова «море» и «в хоре», желая подчеркнуть свою мысль о том, что в мире природы миллионы звуков стихий сливаются в единый и стройный хор.

С человеком же, напротив, ассоциируется слово «разлад». Лирический герой ощущает свой разлад с природой. «Душа не то поет, что море», — констатирует он и задается вопросом: «Откуда, как разлад возник?» Будучи частью природы и ее порождением, человек отделился от нее, утратив понимание мира природы, потеряв слияние с ней, а, значит, по мысли поэта, он потерял глубинное, сокровенное знание о жизни, то самое знание, которое, возможно, позволило бы построить человеческий мир на более верных и гармоничных началах.

Казалось бы, теперь, оторвавшись от природы, человек получил хотя бы одно достижение — свободу от нее и возвысился над миром. Но и это не так. Сама рифмовка «природа» — «свобода» подчеркивает эту мысль Тютчева. Свободу же человека автор называет «прозрачной», потому что, в сущности своей, слишком мал и неопытен человек перед лицом природы.

Стихотворение «Певучесть есть в морских волнах. » рождает печальное, если не сказать, грустное настроение. Мы явно ощущаем здесь тревогу поэта за то, что ожидает мир. Быть может, многие наши беды отого, что мы оторвались от природы, что человек стал фальшивой нотой в стройном «общем хоре». Если бы мы научились понимать и ценить природу, то, возможно, и жизнь наша стала бы более гармоничной. Образами природы Ф. И. Тютчев выражает свои сокровенные мысли и чувства, сомнения и мучительные вопросы.

Тютчев Певучесть есть в морских волнах

Вторник, 7 марта 2017 г.
Рубрика: Книги и Литература
Метки: Тютчев, стихотворение, анализ
Автор статьи: lololo
Любимый поэт Льва Николаевича Толстого, автор, глубоко уважаемый Пушкиным, Некрасовым и Тургеневым, занимал в литературе XIX века особое место. Являясь представителем философской поэзии, предоставляя читателю возможность размышления над тайнами мироздания, Фёдор Иванович Тютчев писал стихотворения, наполненные глубокими образами. Одним из самых ярких, по мнению современников и критиков, является произведение «Певучесть есть в морских волнах. », написанное 11 мая 1865 года.

Анализ содержания

Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.

Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе,-
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?

Стихотворение композиционно разбито на две части, имеющие противоположное настроение и две основные темы. Размышления лирического героя направлены на осознание гармонии, которая объединяет стихии. При этом особое внимание уделяется описанию пейзажа и его тонкостям. Герой наслаждается увиденным. Мерный гул волн, шорох камыша навевают на героя чувство умиротворенности. Даже стихию автор воспринимает лишь как возможность восстановить нарушенное равновесие в силах природы.

Далее размышления лирического героя приводят к человеческим отношениям. И вот автор развивает мысль о том, что люди живут обособленно, существуют отдельно от природы. И эта самостоятельность, которую человек воспринимает как свободу, противопоставляет его окружающему миру. Автор задает философский вопрос, почему люди не могут существовать так же гармонично, как и природные стихии? Его душа, которая должна звучать созвучно вселенной, но раздираемая внутренними противоречиями, осознает потребность существовать в гармонии с природой.

В четвертой строфе, которая не публикуется в популярных изданиях, лирический герой обращается к библейской мудрости, называет крик души «гласом вопиющего в пустыне». Ни земля, ни небо не дают ответа на вопрос, поскольку он кроется в глубинах самой человеческой сущности. Природа не может дать ощущение гармонии, она лишь подает людям пример. Поэтому Тютчев изображает человека в образе камыша, который растет на самой кромке моря, пытается роптать, однако погибает без единения с природой, лишившись ее питательной силы.

Художественные приемы, используемые автором

Исходя из того, что стихотворение «Певучесть есть в морских волнах. » содержит философские раздумья, его относят к лирическим произведениям, наполненным глубокой грустью, характерной для творчества Тютчева. Разнообразие художественных приемов, используемая автором в первой части произведения, отделенной от второй при помощи синтаксиса, помогает красочно описать гармоничное состояние природы. Применение метафор, приём, используемый Тютчевым постоянно, оживляет морские волны, камыши и подаёт читателю готовую картинку с живой красотой природы.

Большую роль в создании возвышенной атмосферы, побуждающей читателя к философии, играет использование заимствованных элементов, принадлежащих Священному Писанию, цитат великого французского философа Блеза Паскаля и древнеримского поэта. При этом фраза Авсония выступает в качестве эпиграфа, который дополняет главную тему стихотворения. Цитаты, органично вписанные в текст без явного указания на источник, при помощи ассоциаций и обращения к глубокой человеческой памяти образованного человека, предоставляют читателю расширить границы осознания основной идеи. Небольшое четырехстопное стихотворение не может содержать в себе ответы на вопросы мироздания, поэтому Тютчев, при помощи художественных приемов, позволяет читателю искать ответ в философских размышлениях.

История написания

В силу сложившихся обстоятельств, долгое время своей жизни Федор Иванович был вынужден жить в Санкт-Петербурге. Шумный, грязный город и его особый климат угнетали писателя. Кроме того, это отрицательным образом сказывалось и на здоровье Тютчева. Поэтому он совершал длительные прогулки в пригороде. Великолепие природы, ее строгость и необъяснимая красота побуждали автора к философским размышлениям. В общей сложности, писатель провел в Санкт-Петербурге тридцать лет. Из них первые десять — только наездами. Однако и эти недолгие поездки в Северную столицу позволили найти утешение в близлежащих морских просторах, лесах и полях.

Там, где обыватели видели лишь грозную стихию, Федор Иванович находил гармонию и единение. Большинство жителей побережья Балтийского моря воспринимали бескрайние бушующие просторы исключительно как средство существования, источник пищи и прибыли. Для Тютчева же море являлось источником вдохновения.

Стихотворение «Певучесть есть в морских волнах. » было написано во время одной из прогулок по побережью. Его грусть и драматизм основаны на личностных переживаниях автора. Именно 11 мая 1865 года исполнилось девять дней с даты смерти его детей. Вследствие тяжелой болезни, годовалый сын и дочь от любимой женщины скончались, что писатель очень тяжело переживал.

Первоначально, написанное в дороге стихотворение не имело названия. Его первая публикация в журнале «Русский вестник», в том же, 1865 году, была озаглавлена редактором В. Брюсовым «Подражание». Интересной особенностью этой публикации является то, что стихотворение имело все четыре строфы. В последующих редакциях автор сократил его до трех четверостиший. Последняя же строфа, как правило, печаталась в примечаниях или разделе «варианты». Многочисленные автографы, принадлежащие перу Тютчева, предлагают различное количество строф. Последний сборник сочинений, выпущенный еще при жизни Федора Ивановича, также содержал стихотворение в сокращенном варианте.

Современники связывают такие изменения с отзывом, полученным от Ивана Сергеевича Аксакова, который в письмах к дочери автора, Анне Федоровне, отзывался о стихотворении, как о прекрасных и полных смысла, но смущала публициста последняя строфа, в которой он нашел иностранные слова.

Философия в творчестве Тютчева

первый датируют 20-ми годами XIX века, произведения, написанные в этот период, отличаются поверхностностью, однако имеют скрытый философский подтекст, в них объединены такие понятия, как любовь и природа;

второй период длился на протяжении 30-40-х годов, в произведениях великого поэта звучат тревожные нотки, философские мысли становятся все более глубокими, наиболее популярной темой становятся путешествия и переезды литературного героя;

третий, последний, период окрашен нотами глубокого отчаяния и безысходности.

Хотя философское направление является главной темой практически всех произведений Тютчева, это нельзя считать его характерной отличительной чертой. Скорее, такое направление является модным веянием, нашедшим отражение в литературе того времени.

Жизнь в Германии, где Федор Иванович занимал дипломатическую должность, позволила ему провести сравнительный анализ отсталой России и реформистских прогрессивных идей, которые активно культивировались в Европе. Возвращение на Родину показало, что принципы новой цивилизации находят отражение в умах соотечественников. Это пугало и печалило поэта. В своих произведениях он предугадывает политические, общественные и личностные кризисы, которые могут возникнуть на основе грядущих изменений.

Особую роль в своем творчестве Тютчев уделяет размышлениям о роли славян в судьбе всего мира. Именно здесь можно увидеть первые идеи о том, что объединение славянских народов, с их исконной верой и обычаями, поможет образовать сильное и влиятельное государство. Однако Тютчев видел Византию центром этого нового православного государства, а Софию его святыней.

Восприятие и истолкование стихотворения Ф. И. Тютчева Певучесть есть в морских волнах: сочинение

Без него нельзя жить.

Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Единство мира, обеспеченное единством противоположностей (внутреннего и внешнего, прошлого и настоящего, сна и бодрствования, непостижимого и рационального). Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, «с божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент (осколок классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающей образ старых лирических или эпических жанровых форм).

Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.

Вопросы для повторения

— В чем своеобразие поэзии Тютчева?

— Как соотносятся философская лирика Тютчева и философия Шеллинга?

— Каким образом выражена хрупкость, призрачность бытия в стихотворениях «Призрак», «Как неожиданно и ярко », «День и ночь»?

— Как показано одиночество в стихотворениях «Странник», «Пошли, Господь, свою отраду », «Душа моя — элизиум теней »?

— Как идея живого единства и цельности всего мироздания, стремление к слиянию с природой находят воплощение в стихотворениях «Мировая душа», «Пиллинг», «Не то, что мните вы, природа », «Певучесть есть в морских волнах », «Весна», «Проблеск», «Видение»?

— В чем заключаются натурфилософские поиски Тютчева?

— Как в любовной лирике Тютчева раскрываются драматические переживания героя?

Стихотворения

«Есть в осени первоначальной » (1852)

«Осенний вечер» (1830)

«Умом Россию не понять » (1866). (Каким размером написано стихотворение?)

«Весенние воды» (1830)

«Еще земли печальный вид » (1836)

«Неохотно и несмело » (1849)

«Что ты клонишь над водами » (1836)

«Как весел грохот летних бурь » (1851)

«Молчание! (Silentium)» (1830)

«Я помню время золотое » (1836)

«О чем ты воешь, ветр ночной. » (1836)

«Зима недаром злится » (1836)

«Не то, что мните вы, природа » (1836)

«Еще томлюсь тоской желаний » (1848)

«Слезы людские, о слезы людские » (1848)

«Русской женщине» (1848—1849)

«О, как убийственно мы любим » (1851)

«В разлуке есть высокое значенье » (1851)

«Чему молилась ты с любовью » (1851—1852)

«Чародейкою Зимою » (1852)

«Ты, волна моя морская » (1852)

«Последняя любовь» (1852—1854)

«Эти бедные селенья » (1855)

«Весь день она лежала в забытьи » (1864)

«Как хорошо ты, о море ночное » (1865)

«Нам не дано предугадать » (1869)

«Весенняя гроза» (1854)

«Я встретил вас » (1870) и другие стихотворения.

Вспомним наизусть

«О, как убийственно мы любим » (1851)

«Эти бедные селенья » (1855)

«Умом Россию не понять » (1866)

«Чему молилась ты с любовью » (1851—1852)

«Весенние воды» (1830)

«Неохотно и несмело » (1849)

«Летний вечер» (1828)

«Нам не дано предугадать » (1869)

«Она сидела на полу » (1858)

«Есть в осени первоначальной » (1852)

Темы сочинений

Философский характер лирики Тютчева.

Пейзажная лирика Тютчева.

Лирика Тютчева в моем восприятии.

Мое любимое стихотворение Тютчева (восприятие, оценка, истолкование).

Чтение и рецензирование сочинения

Лирика Ф. И. Тютчева в моем восприятии

Среди громов, среди огней,
Среди клокочущих страстей,
В стихийном, пламенном раздоре,
Она с небес слетает к нам —
Небесная к земным сынам,
С лазурной ясностью во взоре —
И на бунтующее море
Льет примирительный елей.

Ф. И. Тютчев. «Поэзия»

С детских лет нам сопутствует поэзия Федора Ивановича Тютчева. Я еще не умела читать, но уже знала наизусть:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

В России все — от мала до велика — знают это стихотворение.

Строки стихотворения «Весенняя гроза», его образы и его звучание слились для меня с образом и звучанием весенней грозы, стали ее выражением. Оно давно стало наиболее емким и поэтически точным выражением грозы над полем, лесом, садом, над зелеными просторами зачинающейся весны в России.

Стихотворение «Весенняя гроза» по праву называют классическим. Оно выдержало труднейшее испытание временем и осталось живым произведением русской поэзии.

Несколько слов я хочу сказать о самом поэте. Федор Иванович Тютчев родился в селе Овстуг Орловской губернии, в семье брянского помещика И. Н. Тютчева. Первоначальное образование он получил дома, под руководством поэта Раича, пробудившего в своем питомце любовь к литературе. Пятнадцатилетним мальчиком за стихотворное подражание поэту Горацию Тютчев был принят в Общество любителей российской словесности. По окончании Московского университета Тютчев поступил на службу в Коллегию иностранных дел и был послан за границу. Там, в Германии и Италии, он прожил двадцать два года. Многолетнее пребывание за рубежом только внешне отдалило Тютчева от родины. На чужбине Тютчев вырос в глубоко своеобразного поэта-лирика, изумительного мастера русского слова.

Своеобразной была судьба Тютчева-поэта. Долгое время в читательских кругах его или попросту не замечали, или же считали поэтом «для немногих». Когда-то И. С. Тургенев утверждал: «О Тютчеве не спорят, — кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». Но поэты бывают разные, и сама поэзия многолика. Любовь к тому или иному поэту зависит прежде всего от причин субъективных, индивидуальных, и навязать ее нельзя.

Некогда Фет назвал Тютчева «одним из величайших лириков, существовавших на земле».

Тютчева принято называть певцом природы. Автор «Весенней грозы» и «Весенних вод» был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах, воспевающих картины и явления природы, нет бездумного любования.

Когда я читаю и перечитываю стихотворения Федора Ивановича Тютчева, то размышляю о загадках мироздания, о вековых вопросах человеческого бытия. Идея торжества природы и человека пронизывает собой лирику Тютчева, определяя некоторые основные особенности его поэтики. Для него природа — такое же одушевленное, «разумное» существо, что и человек:

«В ней есть душа, в ней есть свобода. В ней есть любовь, в ней есть язык». Через обращение к природе Тютчев нередко раскрывает сложный мир человеческой души во всем богатстве его переживаний.

К лучшим созданиям Тютчева принадлежат и любовные стихотворения, проникнутые глубочайшим психологизмом, подлинной человечностью, благородством и прямотой в раскрытии сложнейших душевных переживаний:

Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло

Это одно из самых моих любимых стихотворений. Читаешь его и слышишь неповторимый голос Козловского, поющего этот романс. Это одно из самых задушевных стихотворений поэта. На склоне лет Тютчев испытал самое большое в своей жизни чувство — любовь к Е. А. Денисьевой. Именно с этой «последней любовью» связаны многие шедевры тютчевской лирики:

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Или другие пронзительные строки:

Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.

Эти и другие стихотворения («Не говори: меня он, как и прежде, любит », «Весь день она лежала в забытьи »), взятые вместе, образуют так называемый «денисьевский цикл», по своей проникновенности и трагической силе в передаче сложной и тонкой гаммы чувств не имеющий равного не только в русской, но и в мировой любовной лирике. Эти лучшие образцы любовной лирики Тютчева тем замечательны, что в них личное, индивидуальное, пережитое самим поэтом поднято до значения общечеловеческого.

Тютчев писал о природе, писал о любви. Это и давало, казалось бы, основание относить его к жрецам «чистой поэзии». Но критик Н. А. Добролюбов находил, что поэту доступны «и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая душа, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни». К числу таких дум о современности принадлежит и замечательное стихотворение «Русской женщине», рисующее беспросветную женскую долю старой России.

Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои

И жизнь твоя пройдет незрима,
В краю безлюдном, безымянном,
На незамеченной земле, —
Как исчезает облак дыма
На небе тусклом и туманном,
В осенней беспредельной мгле

В другом стихотворении — «Эти бедные селенья », несмотря на славянофильскую идеализацию терпения и смирения, якобы присущих русскому народу, сказались свойственные поэту гуманизм, и гражданский пафос, и чувство Родины.

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Поэзия Тютчева — это своеобразная лирическая исповедь человека, посетившего «сей мир в его минуты роковые», в эпоху крушения веками складывавшихся социальных устоев, нравственных догм и религиозных верований. Самого себя поэт осознает «обломком старых поколений», вынужденным уступить дорогу «новому, младому племени». И в то же время он сам, детище нового века, несет в своей душе «страшное раздвоение». Как ни горько ему плестись «с изнеможением в кости навстречу солнцу и движенью», он испытывает не тоскливое томление о прошлом, а сильное влечение к настоящему. Однажды он писал:

Не о былом вздыхают розы
И соловей в ночи поет;
Благоухающие слезы
Не о былом Аврора льет, —
И страх кончины неизбежной
Не сеет с древа ни листа:
Их жизнь, как океан безбрежный,
Вся в настоящем разлита.

Эти строки многое разъясняют в лирике Тютчева. Стремление жить в «настоящем» было до конца дней присуще поэту.

Читая стихи Тютчева, я вновь и вновь поражаюсь неисчерпаемому богатству русского языка. Взыскательное отношение к стихотворному мастерству отличает Тютчева. Несмотря на то что поэт «не писал, а лишь записывал свои стихи», он не раз возвращался к записанному, отделывал, отчеканивал то, что как бы невольно сорвалось с его пера, добиваясь предельной ясности и точности образа.

В своем знаменитом стихотворении «Молчание!» поэт признавался:

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.

Однако стихи Тютчева служат лучшим доказательством не бессилия, а могущества слова. Мысль никогда не оборачивалась в них ложью. И как бы ни был сложен в душе поэта строй «таинственно-волшебных дум», они, вопреки его собственному мнению, все больше и больше находят путь к сердцу другого.

Рецензия. В сочинении «Лирика Ф. И. Тютчева в моем восприятии» верно и глубоко раскрыта предложенная тема, показано при этом хорошее знание творчества поэта. Сочинение очень личностное, эмоциональное, в нем отражены мотивы лирики Ф. И. Тютчева, чутко подмечено, что поэзия Тютчева — своеобразная лирическая исповедь человека, посетившего «сей мир в его минуты роковые».

Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи, в которой присутствует большой элемент эссеистики.

Работа отличается зрелостью суждений и выводов, свободным владением литературным языком.

Современное прочтение классики

Новейшие публикации о Ф. И. Тютчеве

Игнатенко Л. А. «Я встретил вас » // Литература в школе. — 1995. — № 2.

Есин А. Б. Русская литература 19 века. — М.: Флинта, 1997.

Харитонова О. Н. Любовная лирика Ф. И. Тютчева // Литература школе. — 1998. — № 1.

Кошелев В. А. Легенда о Тютчеве // Литература в школе. — 1998. — № 1.

Маркина Е. Е. Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной » // Русский язык в школе. — 1998. — № 2.

Летопись жизни и творчества Ф. И. Тютчева, 1803—1844. — «Литограф»: Музей-усадьба «Мураново» им. Ф. И. Тютчева, 1999. — С. 342.

«Певучесть есть в морских волнах» Анализ

В русской литературе XIX века особое место принадлежит Федору Ивановичу Тютчеву, создавшему, по мнению И. С. Тургенева, «речи, которым не суждено умереть». Одна из центральных тем в его зрелой лирике — тема любви, особым драматизмом раскрывающаяся в стихах, посвященных Е. А. Двнисьевой. Состояние влюбленности для поэта столь же естественно, как и напряженные мысли о вечных вопросах бытия.

Читая стихотворение «Певучесть есть в морских волнах …», представляется человек, одиноко стоящий на берегу моря и размышляющий о жизни и смерти, любви и свободе, сиюминутном и вечном …

У Тютчева немного стихотворений с точными датами. В данном случае она известна — 11 мая 1865 года. Стихотворение писались прямо в коляске, во время поездки автора на острова в Петербурге на девятый день смерти его детей от Денисьевой.

«Певучесть есть в морских волнах,

Гармония в стихийных спорах,

И стройный мусикийский шорох

Струится в зыбких камышах».

В этих строках виден поэт особого философского склада — у него не только дар пейзажиста, но и своя философия природы. Его ум бьется над загадками мироздания, стараясь проникнуть в тайну противоречивого единства природы и человека.

«Невозмутимый строй во всем,

Созвучье полное в природе, _

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею сознаем».

Тютчев говорит о разъединении человека с природой как о чем-то противоестественном, не соответствующем «невозмутимому строю» природного бытия. Душа, поющая не то, что море, противопоставляется «созвучью полному в природе».

Человек — это тростник, стоящий перед огромной вселенной-морем. Но это тростник «мыслящий», он ропщет в общем хоре, вместо того чтобы издавать стройный шорох в гармонии с бытием.

«Откуда, как разлад возник?

И от чего же в общем хоре

Душа не то поет, что море,

И ропщет мыслящий тростник?»

«Пытаясь понять его причину, автор предполагает, что разлад существует более в сознании человека, а не в действительности. Как говорится в 4-й, не публикуемой в последствии строфе, человеческой души отчаянный протест остается «гласом вопиющего в пустыне. Причина разлада с природой заключена в самом человеке. Не она отвергает его, а он сам, погруженный в злые страсти, не в силах принять в себя ее гармонический и благодатный мир. В то же время общий строй бытия природы таков, что живая индивидуальность выделена из него.

Тютчев считает, что этот разлад — временный протест, после чего происходит либо слияние с природой, либо гибель (не случайно поэт сравнивает человека с тростником, который растет не на суше, а в «прибрежных камышах» и погибает без воды).

Язык стихотворения поражает своей красочностью, живостью, трепетностью слов и оборотов. Поэт использует метафору «мыслящий тростник» — человек, эпитеты «стихийные споры», «зыбкие камыши», «призрачная свобода». И что интересно: от произведения не веет сочиненностью, оно кажется само собой родившимся.

Природа в стихотворении, словно живое существо. Она чувствует, дышит, грустит. Само по себе одушевление природы обычно для поэзии, но для Тютчева это не просто олицетворение, не просто метафора: живую красоту природы. Он «принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину».

В «Певучести …» немало реминисценций: это и «мыслящий тростник» Блеза Паскаля, который писал, что человек всего лишь тростинка, но он возвышеннее вселенной, «ибо имеет сознание» ; и римский поэт Авсоний, вложивший в слова «естъ музыкальная стройность в прибрежных камышах» (эпиграф к стихотворению) христианский подтекст, и не вошедший в итоговую редакцию библейский «глас вопиющего в пустыне».

Ф. И. Тютчев пытается познать беспредельные миры непознанного: таинственный «океан» вселенского бытия и сокровенные стороны человеческой души. Это очень характерное для поэта стихотворение, где явление в природе подобно тому, что происходит в душе человека. Стихийные споры потрясают не только природу, но и внутреннюю жизнь человека, обогащая ее многообразием чувств, но чаще оставляя после себя боль утраты и душевную опустошенность.

«И от земли до крайних звезд

Все безответны и поныне.

Глас вопиющего в пустыне,

Души отчаянный протест».

Читая стихотворение «Певучесть есть в морских волах …» понимаешь, что размышления автора становятся и твоими личными размышлениями. Мысль Тютчева всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно. В этом и состоит загадка поэзии и философии Ф. И. Тютчева.

Жанр: лирическое стихотворение (вид лирики — пейзажная, философская).

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
Композиционно стихотворение в виде лирического фрагмента распадается на три части.

Часть 1

Высказывается мысль, что в мире природы всё подчинено всеобщему закону гармонии: «Невозмутимый строй во всём, // Созвучье полное в природе».

Часть 2

Осознание разлада человечества с природой: «Лишь В нашей призрачной свободе // Разлад мы с нею сознаём».

Часть 3

Лирический герой пытается понять причины человеческой оторванности от мира природы: «Откуда, как разлад возник?»; он признаёт, что свобода человека «призрачна».

Часть 4

Человек несчастлив и одинок, не может постичь гармонию мира:

Всё безответен и поныне
Глас вопиющего в пустыне.

ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Тема: разлад между человеком и природой.
Идея: личное «я» мешает человеку полностью стать частью природы.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

Эпитеты: в стихийных спорах, в зыбких камышах, невозмутимый строй, созвучье полное.

Метафоры: шорох струится, в общем хоре, душа не то поёт, ропщет тростник.

Риторический вопрос:

И отчего же в общем хоре
Душа не то поёт, что море,
И ропщет мыслящий тростник?

Ссылка на основную публикацию
×
×