Стихотворение Ф. И. Тютчева Silentium! (восприятие, истолкование, оценка) (мини-сочинение): сочинение

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium!» (восприятие, истолкование, оценка) (мини-сочинение)

Скачать сочинение
Тип: Анализ стихотворения

Стихотворение «Silentium» – одно из самых сложных для понимания в творчестве Тютчева. В этом произведении поэт вскрывает проблему взаимоотношения личности с окружающим миром, и поэтому это стихотворение по праву относится к философской лирике.

Уже название заключает в себе парадокс. Silentium в переводе с латинского – «молчание». У Тютчева оно дается с восклицательным знаком, это «говорящее молчание». Все стихотворение построено в форме призыва лирического героя к молчанию. И призывает он себя, обращается к своей собственной душе:

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои…

Конфликт героя проявляется во второй части стихотворения. До этого мы еще не понимаем, почему нужно скрывать свои чувства и мечты, ведь они не уродливы и не ужасны. Напротив, ими можно любоваться. Но во второй строфе раскрывается противостояние лирического героя и окружающего мира. Люди не способны понять душу другого человека:

…Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Происходит это оттого, что язык человеческий несовершенен. Невозможно выразить им все оттенки испытываемых чувств. Удивительно, что знаток языка, великий русский поэт заговорил о неумении точно описать движения души. Это указывает на особое восприятие Тютчевым мира чувств. Для него слово слишком грубо, неточно и тяжеловесно для передачи всего того, что теснится в груди:

…Как сердцу высказать себя?

Мысль изречённая есть ложь.

Откровение и понимание сугубо индивидуально для каждого человека. То, что является истиной для одного, почти никогда не может быть истиной для другого. Поэтому открывать другому «тайну» твоего познания мира – занятие бессмысленное. Тютчев пишет об этом так:

Взрывая, возмутишь ключи, –

Питайся ими – и молчи.

Внутренний мир человека ценен и прекрасен сам по себе. Он не нуждается в постоянном отражении и преломлении в окружающем мире. В последней строфе поэт говорит о самом тяжелом для достижения аспекте – самодостаточности, погруженности в себя, осознании самоценности своих ощущений. Высказывать их не имеет смысла, потому что это лишь попытка удостовериться в их действительной важности и значимости. Если же человек сам понимает и верит в свои ощущения, ему не нужны слова. Он может молчать:

Лишь жить в себе самом умей –

Есть целый мир в душе твоей

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи,-

Внимай их пенью – и молчи.

Нужно отметить, что молчание для Тютчева – это не насилие над собой. Это то естественное состояние, к которому должен прийти самодостаточный человек. Ведь в душевном мире каждого человека есть неизведанные и непонятые глубины. Достичь их, познать самого себя – разве это не цель человеческой жизни?

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с мужской клаузулой и парной рифмой. Глаголы, преимущественно в повелительном наклонении, создают общий тон стихотворения – обращение-просьбу. Мы не слышим в произведении приказания, потому что в нем никакой агрессии. Другой, не способный понять, не враг лирическому герою. Он такой же человек. Просто непонимание – это заданность нашего мира.

В стихотворении широко представлены метафоры («чувства и мечты…в душевной глубине…встают и заходят», «как сердцу высказать себя», «ключи», «питайся ими», «их оглушит наружный шум», «внимай их пенью»), эпитеты («таинственно-волшебных дум», «дневные лучи»).
Вторая строфа открывается тремя риторическими вопросами. Заведомо отрицательный ответ вносит во все стихотворение печальное настроение.

Художник не предлагает догм. Он лишь может раскрыть свое понимание жизни. Несмотря на то, что само это раскрытие противоречит идее стихотворения, оно необходимо. Это не рецепт и не руководство к действию, это попытка нарисовать картину мира, какой ее видел поэт, попытка объяснить то несоответствие и непонимание, с которым так часто человек встречается в жизни.
Как часто мы восклицаем: «Они (он, она) меня не понимают!» Тютчев в своем стихотворении пытается выявить причину этого непонимания и находит ее в ограниченности и недостаточной образности человеческого слова. И способность или неспособность правильно выражать свои мысли никак не влияет на понимание. Потому что каждый волен понимать так, как ему хочется, как ему видится. И, возможно, кто-то другой увидит в этом произведении ответ на какие-то иные вопросы, или иные ответы. И это также будет истинно.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тютчев Ф.И. / Разное / Стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium!» (восприятие, истолкование, оценка) (мини-сочинение)

Смотрите также по разным произведениям Тютчева:

Анализ стихотворения «Silentium!» Тютчева

Стихотворение “Silentium!” подвергалось огромному количеству самых противоречивых интерпретаций и до сих пор считается самым загадочным в его творчестве. Краткий анализ “Силентиум” по плану можно использовать на уроке русской литературы в 10 классе, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Silentium.

История создания – точная дата его написания неизвестна, но приблизительно оно датируется 1830 годом. Впервые в печатном виде оно вышло спустя три года в газете “Молва”.

Тема стихотворения – сохранение своего духовного мира от внешнего воздействия, противостояние окружению и сохранение внутренних сокровищ.

Композиция – трехчастная, причем сам Тютчев разделяет его, завершая каждую часть словами “и молчи!”. Все они

Жанр – это философская лирика, которая, со свойственной Тютчеву неоднозначностью, раскрывает тему взаимопонимания людей или его отсутствия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихиями.

Метафоры“встают и заходят оне”, “сердцу высказать себя”, “взрывая, возмутишь ключи”, “питайся ими – и молчи”, “есть целый мир в душе твоей”, “их оглушит шум”, “внимай их пенью”.

Эпитеты“в душевной глубине”

Сравнение“как звезды в ночи”, “мысль изреченная”, “целый мир”, “таинственно-волшебные думы”, “дневные лучи”.

История создания

О точной дате написание стихотворения история создания умалчивает, но традиционно оно датируется 1830 годом. Однако у данного произведения было сразу несколько редакций – его дважды печатали в “Современнике” и один раз – в газете “Молва”. Именно в этом издании оно и было опубликовано впервые в 1833 году. Любопытно, что при второй публикации в “Современнике” в 16-й строфе была допущена ошибка.

Интересно, что его названию, которое переводится как “Молчание” придается еще один оттенок смысла – именно этим латинским словом студентов немецких классических университетов призывали к порядку. Таким образом, его можно истолковать не только как призыв к молчанию, но и как указание на необходимость слушать. Такая трактовка основана на том, что Тютчев в свое время долго жил в Германии и посещал множество лекций в главном университете Мюнхена.

Посвящен стих теме, которая волновала многих поэтов – одиночеству творческого человека и необходимости оберегать свой внутренний мир, хранить его целостность. Последнюю мысль Тютчев высказывает достаточно безапелляционно, используя повелительное наклонение.

Кроме основной мысли, в стихотворении есть и другие идеи, которые развивает автор. Так, он говорит о лжи, что можно считать темой побочной. Тютчев говорит о том, что только молчание помогает сделать мысли (а значит, и стихи) свободными от тщеславных помыслов и обычного желания понравиться, которое присуще всем людям, в том числе тем, кто пишет стихи.

Композиция

Восемнадцатистрочное стихотворение разделено на три строфы, каждая из которых может считаться и самостоятельным произведением, но тематическое единство превращает их в единое произведение, скрепленное общей мыслью. Но есть и формальное объединяющее средство – это глагол “молчи”, использованный в конце каждой строфы в повелительном наклонении.

Таким образом композиция “Silentium!” – трехчастная, где первая часть является призывом лирического героя к читателю: он велит ему молчать, никому не раскрывая свою душу и свои сердечные порывы. Вторая строфа аргументирует ту позицию, которая высказана в первой – поэт объясняет своему читателю, почему именно он считает, что молчание необходимо.

Наконец, третья строфа показывает, что может произойти с человеком, который решится обнажить свою душу перед миром. Тютчев описывает все угрозы, которые его ждут и говорит о том, что лучшим выходом будет все-то же молчание, о необходимости которого говорилось в первой строфе. Таким образом композиция своеобразно закольцовывается.

По жанру стихотворение является философской лирикой. Важную роль играет и стихотворный размер: благодаря четырехстопному ямбу с перрихиями послание поэта получается максимально простым и ясным, но в то же время убедительным. Парная рифмовка с точной мужской рифмой также значительно упрощает восприятие.

Средства выразительности

Раскрыть мысль, вложенную в произведение, Тютчеву помогают разнообразные художественные средства, такие как:

  • Метафоры – “ встают и заходят оне”, “сердцу высказать себя”, “взрывая, возмутишь ключи”, “питайся ими – и молчи”, “есть целый мир в душе твоей”, “их оглушит шум”, “внимай их пенью” .
  • Эпитеты – “в душевной глубине”
  • Сравнение – “как звезды в ночи”, “мысль изреченная”, “целый мир”, “таинственно-волшебные думы”, “дневные лучи”.
Читайте также:  Тема Родины в творчестве Ф.И. Тютчева: сочинение

Одна из строчек этого стихотворения – “ Мысль изреченная есть ложь “- быстро стала афоризмом, а также – настоящим авторским кредо Тютчева, который считал, что только одиночество помогает поэту творить и сохранять искренность.

Стихотворение Ф. И. Тютчева Silentium! (восприятие, истолкование, оценка) (мини-сочинение): сочинение

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Silentium!» относится к философской лирике, которая занимает важное место в творчестве поэта. Из его стихотворений мы узнаем, что он думает сущности бытия, что его влечет, а что отталкивает. Поэт не предлагает читателям готовых ответов, а пылко ищет истину, вовлекая в свои размышления и читателя.

Стихотворение «Silentium!»- яркий пример таких раздумий. Написано оно в 1830 году, поэт ещё молод, но уже страстно пытается разгадать все загадки бытия. На определенный философский лад настраивает название – призыв «Молчание!», произнесенный по-латыни с восклицательной интонацией.

Основная тема стихотворения – соотношение чувства и разума. Тютчев считает, что именно в настроении сердца, во внутреннем мире человека заключен смысл существования, а слова – это лишь слабое и недостоверное отражение, которому нельзя верить.

Слова и чувства разводятся на разные полюса, воспринимаются как противоположные по смыслу понятия. У сердца свои законы, которые очень трудно постичь, а проявление логики и разума, умозрительности вовсе разрушает прелесть чувств. Именно поэтому «мысль изреченная есть ложь». «Молчи!» – лейтмотив стихотворения, призыв, открывающий стихотворение и венчающий каждую строфу.

Стихотворение метафорично: Тютчев осмысливает роль человека в мироздании. В первой строфе – попытка осознать сущность внутреннего мира. «Душевная глубина» – это внутренний космос, имеющий свои законы, созвучные с общепланетарными. Он тоже бесконечен и неделим. «Чувства и мечты» – это звезды, непостижимые, но прекрасные. Как восходят светила на небесный свод, так озаряют чувства внутренний мир. Ими можно любоваться, наслаждаться, но безмолвно!

Бесконечность ночного пространства этим и прекрасна. Именно ночью, в одиночестве, постигаются самые важные истины. Человек – часть вселенной, он подчиняется всем её законам, поэтому поединок мысли и слова вечен. «Молчи!» -это необходимо, чтобы осознать всю глубину своего внутреннего космоса.

Вторая строфа начинается с трех риторических вопросов: «Как сердцу высказать себя? \ Другому как понять тебя? \ Поймет ли он, чем ты живешь?». Глаголы «высказать», «поймет» относятся к логике, мысли, речи. Недаром именно они включены в вопросительные предложения. Обращаясь к главным вопросам человеческого бытия, Тютчев не размышляет холодно и сухо, он тревожится, терзается, колеблется, ищет. Поэтому появляется вопросительная интонация. В стихотворении нет открытых назиданий, мы ищем истину сообща. И вот она, принявшая форму афоризма: «Мысль изреченная есть ложь!».

Не остается никаких сомнений в том, что это так. Вот она, главная мысль стихотворения, являющаяся и его композиционным центром. Далее опять встречаем метафору: душа человека питается чувствами, как земля питается криницами. Вода – источник жизни на планете, она утоляет жажду в жаркий день, она – начало начал. Пытаясь изречь, облачить чувства в слова, мы “взрываем” ключи, нарушаем их целостность, “возмущаем” их чистоту. Природа такого не простит, поэтому «…молчи!»

В третьей строфе открыто высказана мысль о том, что «целый мир в душе твоей». Его не стоит выставлять на обозрение, он целостен и гармоничен. Звучный и ёмкий эпитет «таинственно-волшебные» позволяет ощутить это. День и его «наружный шум» лишь оглушит думы. День – это и есть мир логики и слова. День и ночь в этом мире находятся в вечном противоборстве. Вновь метафора – «дневные… лучи», посторонние вмешательства, губительные для мира чувств. Поэтому «…молчи!»

Заключительные строки каждой строфы имеют сходный синтаксический рисунок. Этим создается внутренний ритм и утверждается призыв. Как молитва звучит «….молчи». Предшествующие призыву глаголы «любуйся», «питайся», «внимай» обозначают действия, с помощью которых можно познать внутренний мир. Это только ощущения, основанные на интуиции, они чужды логике и стройности мысли. Большинство людей способно на эти действия только применительно к внешнему миру.

В последней строфе стоит восклицательный знак и многоточие. Это создает ощущение открытости, у читателя есть возможность поразмышлять на поднятую тему.

Как и вся поэзия Тютчева, стихотворение напонено звукописью. Уже в самом названии – звонкость сонорных «л», «н» и певучесть гласных: «и-у». Это создаёт мажорный настрой, противоречащий семантике слова. Но ведь противоречием пронизано все стихотворение! Наверное, еще и по этой причине поэт выбрал именно латинский вариант названия.

В стихотворении встречаются аллитерации, в основном, на шипящие: «душевно», «живешь», «ложь», «возмутишь», «лишь», «жить», «волшебных», «оглушит». Ощущение глубины, бездонности и тишины дополняется ассонансом на «у» : «чувства», «глубине», «встают», «любуйся», «сердцу», «другому», «умей». Когда описывается внешний мир слов, возникает звонкий, рычащий «р»: «изреченная», «наружный», «взрывая», «разгонят». Звуковая сторона дополняет смысловую, помогает прочувствовать стихотворение. Строфы, состоящие из шести строк, ямб с многочисленными пиррихиями, мужские рифмы – все служит этой цели.

Призвать к молчанию, к тому, чтобы “лишь жить в самом себе”, может только самодостаточный человек, владеющий глубоко развитыми чувствами, способный уловить диалектичность взаимоотношений чувства и слова. Для человека с неразвитым сознанием ответ на такой вопрос невозможен. Думается, что Тютчев – в этом отношении образец для подражания. Вместе с его лирическим героем можно многое постичь, прочувствовать, можно приобщиться к вечному. Но только…молчи!

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium!» (восприятие, истолкование, оценка) (мини-сочинение)

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Silentium!» относится к философской лирике, которая занимает важное место в творчестве поэта. Из его стихотворений мы узнаем, что он думает сущности бытия, что его влечет, а что отталкивает. Поэт не предлагает читателям готовых ответов, а пылко ищет истину, вовлекая в свои размышления и читателя.

Стихотворение «Silentium!»- яркий пример таких раздумий. Написано оно в 1830 году, поэт ещё молод, но уже страстно пытается разгадать все загадки бытия. На определенный философский лад настраивает название – призыв «Молчание!», произнесенный по-латыни с восклицательной интонацией.

Основная тема стихотворения – соотношение чувства и разума. Тютчев считает, что именно в настроении сердца, во внутреннем мире человека заключен смысл существования, а слова – это лишь слабое и недостоверное отражение, которому нельзя верить.

Слова и чувства разводятся на разные полюса, воспринимаются как противоположные по смыслу понятия. У сердца свои законы, которые очень трудно постичь, а проявление логики и разума, умозрительности вовсе разрушает прелесть чувств. Именно поэтому «мысль изреченная есть ложь». «Молчи!» – лейтмотив стихотворения, призыв, открывающий стихотворение и венчающий каждую строфу.

Стихотворение метафорично: Тютчев осмысливает роль человека в мироздании. В первой строфе – попытка осознать сущность внутреннего мира. «Душевная глубина» – это внутренний космос, имеющий свои законы, созвучные с общепланетарными. Он тоже бесконечен и неделим. «Чувства и мечты» – это звезды, непостижимые, но прекрасные. Как восходят светила на небесный свод, так озаряют чувства внутренний мир. Ими можно любоваться, наслаждаться, но безмолвно!
Бесконечность ночного пространства этим и прекрасна. Именно ночью, в одиночестве, постигаются самые важные истины. Человек – часть вселенной, он подчиняется всем её законам, поэтому поединок мысли и слова вечен. «Молчи!» -это необходимо, чтобы осознать всю глубину своего внутреннего космоса.

Вторая строфа начинается с трех риторических вопросов: «Как сердцу высказать себя? \ Другому как понять тебя? \ Поймет ли он, чем ты живешь?». Глаголы «высказать», «поймет» относятся к логике, мысли, речи. Недаром именно они включены в вопросительные предложения. Обращаясь к главным вопросам человеческого бытия, Тютчев не размышляет холодно и сухо, он тревожится, терзается, колеблется, ищет. Поэтому появляется вопросительная интонация. В стихотворении нет открытых назиданий, мы ищем истину сообща. И вот она, принявшая форму афоризма: «Мысль изреченная есть ложь!».
Не остается никаких сомнений в том, что это так. Вот она, главная мысль стихотворения, являющаяся и его композиционным центром. Далее опять встречаем метафору: душа человека питается чувствами, как земля питается криницами. Вода – источник жизни на планете, она утоляет жажду в жаркий день, она – начало начал. Пытаясь изречь, облачить чувства в слова, мы “взрываем” ключи, нарушаем их целостность, “возмущаем” их чистоту. Природа такого не простит, поэтому «…молчи!»

В третьей строфе открыто высказана мысль о том, что «целый мир в душе твоей». Его не стоит выставлять на обозрение, он целостен и гармоничен. Звучный и ёмкий эпитет «таинственно-волшебные» позволяет ощутить это. День и его «наружный шум» лишь оглушит думы. День – это и есть мир логики и слова. День и ночь в этом мире находятся в вечном противоборстве. Вновь метафора – «дневные… лучи», посторонние вмешательства, губительные для мира чувств. Поэтому «…молчи!»

Читайте также:  Роль эпилога в романе И. С. Тургенева Дворянское гнездо: сочинение

Заключительные строки каждой строфы имеют сходный синтаксический рисунок. Этим создается внутренний ритм и утверждается призыв. Как молитва звучит «….молчи». Предшествующие призыву глаголы «любуйся», «питайся», «внимай» обозначают действия, с помощью которых можно познать внутренний мир. Это только ощущения, основанные на интуиции, они чужды логике и стройности мысли. Большинство людей способно на эти действия только применительно к внешнему миру.
В последней строфе стоит восклицательный знак и многоточие. Это создает ощущение открытости, у читателя есть возможность поразмышлять на поднятую тему.

Как и вся поэзия Тютчева, стихотворение напонено звукописью. Уже в самом названии – звонкость сонорных «л», «н» и певучесть гласных: «и-у». Это создаёт мажорный настрой, противоречащий семантике слова. Но ведь противоречием пронизано все стихотворение! Наверное, еще и по этой причине поэт выбрал именно латинский вариант названия.
В стихотворении встречаются аллитерации, в основном, на шипящие: «душевно», «живешь», «ложь», «возмутишь», «лишь», «жить», «волшебных», «оглушит». Ощущение глубины, бездонности и тишины дополняется ассонансом на «у» : «чувства», «глубине», «встают», «любуйся», «сердцу», «другому», «умей». Когда описывается внешний мир слов, возникает звонкий, рычащий «р»: «изреченная», «наружный», «взрывая», «разгонят». Звуковая сторона дополняет смысловую, помогает прочувствовать стихотворение. Строфы, состоящие из шести строк, ямб с многочисленными пиррихиями, мужские рифмы – все служит этой цели.

Призвать к молчанию, к тому, чтобы “лишь жить в самом себе”, может только самодостаточный человек, владеющий глубоко развитыми чувствами, способный уловить диалектичность взаимоотношений чувства и слова. Для человека с неразвитым сознанием ответ на такой вопрос невозможен. Думается, что Тютчев – в этом отношении образец для подражания. Вместе с его лирическим героем можно многое постичь, прочувствовать, можно приобщиться к вечному. Но только…молчи!

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Silentium!» (восприятие, истолкование, оценка) (мини-сочинение)

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Silentium!» относится к философской лирике, которая занимает важное место в творчестве поэта. Из его стихотворений мы узнаем, что он думает сущности бытия, что его влечет, а что отталкивает. Поэт не предлагает читателям готовых ответов, а пылко ищет истину, вовлекая в свои размышления и читателя.
Стихотворение «Silentium!»- яркий пример таких раздумий. Написано оно в 1830 году, поэт еще молод, но уже страстно пытается разгадать все загадки бытия. На определенный философский лад настраивает название — призыв «Молчание!»,

Похожие сочинения:

Стихотворение «Silentium!» (Восприятие. Истолкование. Оценка.)Вселенная в стихотворениях Федора Ивановича Тютчева — это бездна, в которой человек потерян и разбит о громаду этого мира, беззащитный.

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Эти бедные селенья» (восприятие, истолкование, оценка)1855 год, год написания Тютчевым стихотворения «Эти бедные селенья…», был для России временем прихода к власти Александра II. Смена царя.

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Нам не дано предугадать…» (восприятие, истолкование, оценка)Ф. И. Тютчев вошел в историю русской поэзии как поэт-философ и поэт-психолог. В его творчестве наблюдается влияние лирики Пушкина, Лермонтова.

Стихотворение Ф. И. Тютчева «К. Б.» («Я встретил вас…») (Восприятие, истолкование, оценка)Любовная лирика поэтов всегда была самой красивой и трогательной. Стихи Тютчева на эту тему отличает необыкновенная проникновенность, глубина чувств и.

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа…» (Восприятие, истолкование, оценка.)Если в первый период творчества Ф. И. Тютчев выступал как поэт философского плана, то в зрелом возрасте поэзия мысли обогатилась.

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Фонтан». (Восприятие, истолкование, оценка.)Основными темами творчества Тютчева являются природа, любовь, философские размышления о тайнах бытия — то есть темы вечные, не ограниченные той.

Стихотворение Ф. И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…» (восприятие, истолкование, оценка)Стихотворение Ф. И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…» (1851 год) принадлежит к знаменитому «денисьевскому циклу». Этот цикл посвящен последней.

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» (Восприятие, истолкование, оценка)Ф. И. Тютчев — мастер пейзажной лирики. Его стихи — это меткие, красочные, образные зарисовки природы в разные времена года.

Анализ стихотворения «Silentium!» ТютчеваТютчев не писал для публики, в основном, он писал для себя, излагая свои мысли на бумаге. В каждом стихотворении он.

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» (Восприятие, истолкование, оценка.)Русская классическая литература всегда активно участвовала в общественной жизни страны, горячо откликаясь на животрепещущие социальные проблемы времени. Это особенно характерно.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Завещание» (восприятие, истолкование, оценка)Стихотворение Лермонтова «Завещание» было написано в 1840 году и по форме представляет собой исповедь героя перед смертью. Из слов лирического.

Сравнительный анализ стихотворений «Silentium» Ф. И. Тютчева и О. Э. МандельштамаСтихотворение Тютчева (1830 год). Ведущий троп в этом стихотворении — метафора (в основном, одушевления): «встают и заходят оне», «сердцу высказать.

Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Метаморфозы» (восприятие, истолкование, оценка)Н. А. Заболоцкий очень внимательно относился к живой человеческой душе. Он создал удивительные, психологически тонкие сюжетные зарисовки («Жена», «Неудачник», «В.

Стихотворение А. С. Пушкина «Безумных лет угасшее веселье…» (Восприятие, истолкование, оценка)Элегия свидетельствует о том, до какого состояния внутреннего просветления возвысился дух Пушкина… В. Белинский В одной статье Е. Евтушенко я.

Стихотворение А. А. Блока «Русь». (Восприятие, истолкование, оценка)Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить. Так писал.

Стихотворение А. А. Ахматовой «Сегодня мне письма не принесли…» (восприятие, истолкование, оценка)Стихотворение «Сегодня мне письма не принесли…» входит в самый первый сборник Ахматовой «Вечер». Во время составления этого сборника молодой Ахматовой.

Стихотворение А. С. Пушкина «Бесы» (восприятие, истолкование, оценка)Лирика А. С. Пушкина, говоря словами Н. В. Гоголя, «явление чрезвычайное». Она органично сочетает в себе высокую человечность, глубину и.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» (восприятие, истолкование, оценка)Лермонтов — достойный приемник Пушкина. Эпоха Лермонтова — это 30-ые годы 19-го века, время отсутствия в обществе высоких духовных и.

Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Гроза идет». (Восприятие, истолкование, оценка.)Тема грозы часто встречается в творчестве Заболоцкого. Каждый поэт ищет свои аллегории. У Пушкина потомки ассоциируются с молодыми побегами сосен.

Стихотворение А. А. Фета «Поэтам», (Восприятие, истолкование, оценка)«Дарование Фета совершенно самобытное, особенное, до того особенное, что особенность переходит у него в причудливость, подчас самую странную неясность или.

Стихотворение А. С. Пушкина «…Вновь я посетил…» (Восприятие, истолкование, оценка)Стихотворение «…Вновь я посетил…» написано в 1835 году и относится к зрелому периоду творчества А. С. Пушкина. Основная тема стихотворения.

Стихотворение А. А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати…» (восприятие, истолкование, оценка)Стихотворение «Мне ни к чему одические рати…», написанное в 1940 году, является одним из центральных в программном цикле «Тайны ремесла».

Стихотворение Г. Р. Державина «Памятник» (восприятие, истолкование, оценка)Великая сила слова, которая «металлов тверже и выше пирамид», проникает в потаенные уголки души, вызывает светлые чувства и делает человека.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Я не унижусь пред тобою…» (восприятие, истолкование, оценка)Любовь всегда была излюбленной темой поэтов. И в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова любовь являлась одной из центральных тем. Великий русский.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дума» (восприятие, истолкование, оценка)В зрелой лирике М. Ю. Лермонтова критика современности становится более социально-острой и конкретной. Протест и желание «дерзко бросить железный стих.

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье»: восприятие, истолкование, оценкаАлександр Сергеевич Пушкин — спутник многих поколений вот уже два столетия. К его имени слух привык с детства. О нем.

Стихотворение А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» (Восприятие, истолкование, оценка)А. А. Фет — величайший поэт 19 века, один из тончайших русских лириков. Его поэзия отличалась от лирики предшественников, прежде.

Стихотворение А. А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» (Восприятие, истолкование, оценка)Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…» было написано 30 декабря 1908 года. Оно входит в цикл «Возмездие» (1908 —.

Стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (восприятие, истолкование, оценка)В своих сочинениях Пушкин постоянно размышлял о предназначении поэта и природе поэтического творения. Через все его творчество прошла мысль о.

Читайте также:  Тайны мироздания в лирике Ф. И. Тютчева: сочинение

Стихотворение А. Фета «Это утро, радость эта…» (восприятие, истолкование, оценка)Стихотворение «Это утро, радость эта..» написано А. Фетом в 1881 году, оно является типичным примером поздней пейзажной лирики поэта. Природа.

Стихотворение Ф. И. Тютчева Silentium! (восприятие, истолкование, оценка) (мини-сочинение): сочинение

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Silentium!» было написано Ф.И. Тютчевым в 1830 году. Оно имело три редакции. Впервые было опубликовано 16 марта 1833 года в газете «Молва» № 33. Вторично (с ошибкой в 16-м стихе) было напечатано в «Современнике» за 1836 год. Затем было издано в третий раз – снова в «Современнике» в 1854 и 1868 годах, в так называемой «сушковско-тургеневской редакции». «Silentium!» было любимым стихотворением Л.Н. Толстого. Он включил его в «Круг чтения», сопроводив эпиграфом: «Чем уединеннее человек, тем слышнее ему всегда зовущий его голос Бога»[78 – См.: Королева Н.Ф. Ф. Тютчев «Silentium!». Поэтический строй русской лирики. Л, 1973, с. 147–159.]. В своем сборнике стихов Тютчева Толстой пометил «Silentium!» буквой «Г», отмечая особую философскую и лирическую глубину произведения. Также это стихотворение очень любил Д.И. Менделеев, цитировавший его в предисловии к «Заветным мыслям».

Слово «silentium» в переводе с латыни означает «молчание», «тишина». Однако исследователи отмечают, что слово это употреблялось в Германии в качестве призыва к гостям перед тостами, призыва студентов к тишине в аудитории перед выступлением преподавателя или перед речью одного из студентов. Такое значение выражения, вероятно, также было знакомо Тютчеву, который с 1822-го года служил в Мюнхене, в Государственной Коллегии иностранных дел, и посещал лекции в местном университете. Таким образом, мы открываем новое значение заглавия – призыв к сосредоточенному слушанию, к полной концентрации внимания.

Произведение относится к философской лирике, стиль его – романтический, открывающий многозначность смысла. Жанр – лирическое стихотворение. Известный исследователь Ю. Тынянов называл стихотворения Тютчева лирическими фрагментами. Также отметим ораторские, дидактические интонации произведения, возможное влияние на стиль его речей Цицерона и античных философов, с произведениями которых был хорошо знаком поэт.

Основная тема – вечное противостояние внешнего мира и душевной жизни. Исследователи не раз отмечали, что дуализм и полярность мироощущения Тютчева отражены в его произведениях. Чувство и явление у поэта, как правило, дается вместе с антиподом. По такой же схеме построено стихотворение «Silentium!». В первой строфе поэт обращается к невидимому собеседнику, возможно, к другу, возможно, – к самому себе. Здесь действие из мира внешнего как будто переносится во внутренний мир. Поэт настойчиво и горячо убеждает своего собеседника:

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими – и молчи.

Энергия, волевой напор переданы в этой строфе глаголами повелительного наклонения («молчи», «скрывайся» и «таи») и особым построением фразы, в которой в единую фразу соединены три предложения. И уже здесь мы наблюдаем противопоставление мира внутреннего и внешнего. Жизнь внутренняя соотнесена у поэта с ночью, чувства и мечты он сравнивает с безмолвными ночными звездами. Так в этом сравнении легкими штрихами Тютчев-романтик обозначает «приметы» жизни души: тонкость, неуловимость, смутность, неопределенность и непредсказуемость наших желаний, дум, грез. Вместе с тем «чувства и мечты» здесь приобретают определенную автономность и значительность – они живут самостоятельной, полноценной жизнью: «встают» и «заходят». Человек порою сам не в состоянии разобраться в собственных чувствах – именно к такому выводу подводит нас первая строфа стихотворения.

Вторая строфа представляет собой обращение из мира внутреннего к миру внешнему, а затем, наоборот, – снова к внутреннему. Энергичный напор, настойчивость сменяются холодным рассуждением, логикой. Вначале поэт ставит риторические вопросы, в которых звучит сомнение в самой возможности плодотворного контакта мира сердца и мира внешней жизни. Сомнение это подчеркнуто в тексте частицей «ли». Вопросы эти играют роль своеобразного тезиса в рассуждении поэта:

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?

Затем он дает однозначный ответ на свои вопросы:

Мысль изреченная есть ложь,
Взрывая, возмутишь ключи…

Душевная жизнь здесь сравнивается с незамутненными ключами. В этом опять же у Тютчева подчеркивается ее автономность, прихотливость. Чувства и переживания порою безраздельно владеют человеком, полностью подчинив себе внешнее его поведение. Таково было, очевидно, мироощущение самого поэта. Кроме того, передать свои истинные мысли и чувства человек не в состоянии. Между сознанием и речью – непреодолимая пропасть. И это один из законов человеческого общежития, который мы должны принять. И в качестве финального вывода вновь следует обращение к собеседнику: «Питайся ими – и молчи». Здесь угадывается мысль о самодостаточности личности. Человек, по Тютчеву, – это целый мир, глубины сознания и души его бесконечны. Он должен обрести желанную гармонию в собственной душе.

И именно об этом поэт говорит в третьей строфе:

Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью и молчи.

Мысль поэта здесь возвращается к первой строфе. Как отмечает Н.Ф. Королева, «таинственно-волшебные думы – это… романтические мечтания, оттенки состояний, подслушивать которые в себе так интересно юному романтическому воображению. В зрелом возрасте они могут вызвать улыбку, но не будут смешны, если были искренними. Соприкосновения с реальной жизнью они не выдерживают»[79 – Королева Н.Ф. Ф. Тютчев. «Silentium!». Поэтический строй русской лирики. Л, 1973, с. 147–159.]. Человек должен обладать особой «тонкостью слуха», чтобы вполне насладиться волшебным «пеньем», льющимся в определенные моменты в его душе. Внешняя же жизнь здесь соотнесена с дневным временем: она прозрачна, проста и понятна. Кроме того, суетна и шумлива: «Их оглушит наружный шум».

Идея произведения перекликается с основной идеей отрывка В.А. Жуковского «Невыразимое». Последний пишет об ограниченных возможностях художника «прекрасное в полете удержать»:

Едва, едва одну ее черту
С усилием поймать удастся вдохновенью…
Но льзя ли в мертвое живое передать?
Невыразимое подвластно ль выраженью?

Согласно Жуковскому, душа художника – это единственное хранилище непосредственных впечатлений и живых чувств: «Святые таинства, лишь сердце знает вас». Художнику же подвластно лишь внешнее обозначение явления («что видимо очам»), но не передача его глубинной сути («Сей внемлемый одной душой обворожающего глас»). Тютчев-романтик, думается, идет далее своего предшественника. Человек не способен передать другим свои мысли и чувства, душа невыразима словами – таково мнение этого поэта. Именно в таком плане воспринимали это произведение многие критики. Так, В. Гиппиус писал о Тютчеве: «В той мифологии, которой исполнены его стихи, свое место занимает и светлая богиня Свобода… Но облик ее неясен, как неясна и вся в целом в тютчевской поэзии этих лет поэтическая тема – «поэт и люди». И рядом с приветствием общественной свободе возникает глубоко мрачное стихотворение «Silentium!»…, в котором даны резкие формулы, отделяющие «я» не только от пушкинской «непосвященной» черни, но и от какого бы то ни было человеческого общения…»[80 – См.: Гиппиус В. Вступительная статья. – Тютчев Ф.И. Стихотворения. Л., 1936.]

Композиционно произведение делится на три части (построфно), каждая часть «полностью замкнута в себе – по смыслу, интонационно, синтаксически и музыкально. Связь частей – лишь в развитии лирической мысли, которая… и составляет лирический сюжет… Единственная формальная деталь, которой поэт позволяет себе подкрепить, подчеркнуть единство трех частей, – настойчиво повторяющиеся рифмы и последние строки…»[81 – Там же.] Начинается и заканчивается стихотворение мотивом молчания: «Молчи, скрывайся и таи» – «Внимай их пенью и молчи». В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом (с включением амфибрахия), секстинами, рифмовка – парная. Поэт использует очень скромные средства художественной выразительности: эпитет («таинственно-волшебных дум»), сравнение и метафора («Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи…»). Мы находим слова высокого стиля («оне», «звезды»), афоризмы («Другому как понять тебя?», «Мысль изреченная есть ложь»), аллитерацию («Их оглушит наружный шум»).

Ссылка на основную публикацию
×
×