Стихотворение Ф. И. Тютчева Не то, что мните вы, природа (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Стихотворение Ф.И.Тютчева «Не то, что мните вы, природа. » (восприятие, истолкование, оценка)

Скачать сочинение
Тип: Анализ стихотворения

Тютчев – один из выдающихся поэтов девятнадцатого века. Его творчество разностороннее и глубокое. В своих стихах Тютчев обращается к теме поэта и поэзии, к темам любви, народа и, конечно же, к теме природы. Природа у него – это особая жизнь; космос, который живет по определенным законам, и человек, как часть этого космоса, также подчиняется всеобщим законам мира. Однако, чаще всего, человек забывает о своей принадлежности к этому миру, людям свойственно воспринимать себя, как что-то исключительное. Тютчев обожествляет природу. Материалисты к концу девятнадцатого века старались отказаться от этого поэтического понимания природы. Но Тютчев противостоял этой идее всей душой. Своеобразным ответом материалистам стало стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» В этом лирическом произведении автор показывает всю красоту природы, ее живость. Он осуждает тех, кто не признал души в окружающем мире:

Не то, что мните вы, природа;

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Тютчев понимает, что материалисты посредственны и живут одним днем: «Они не видят и не слышат, живут в сем мире, как впотьмах». Тютчевские пейзажные зарисовки неотделимы от человека, его душевного состояния, его чувств. И отрицание природы для Тютчева просто немыслимо. Поэт счастлив, что в его жизни природа оставалась тем естественным светом, который помогал ему жить и радоваться жизни. Автор противопоставляет себя материалистам:

Лучи к ним в душу не сходили,

Весна в груди их не цвела.

При них леса не говорили

И ночь в звездах нема была.

Поэт идет, на мой взгляд, от «противного», говоря о том, чего не имели эти люди. Тютчев таким образом указывает на то, что сам имеет и чем богат:

И языками неземными,

Волнуя реки и леса

В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза.

Пейзаж Тютчева образен и точен. Поражает в стихах поэта мастерство деталей, имеющих исключительно большое значение в его поэтических миниатюрах.

Стихотворение музыкально и пластично. Подобно живописцу, который кладет на холст мазок к мазку в естественной, живой их гармонии, с какой-то бархатной, грудной теплотой выговаривает Тютчев слоги своих стихов. Поэт обращается к своим оппонентам с риторическими вопросами:

Вы зрите лист и цвет на древе

Иль их садовник приклеил?

И зреет плод в родимом чреве

Игрою внешних, чуждых сил?

В последней строфе автор обращается к невидимому собеседнику и своеобразно делает вывод:

Не их вина, пойми, коль, может

Органа жизнь глухонемой

Увы, души в нем не встревожит

И голос матери самой.

Таким образом, можно утверждать, что в стихотворении присутствует не только лирический герой, но и оппонент, и невидимый собеседник-соратник.

В стихотворении Тютчев прибегает к инверсии, которая способствует созданию величественного образа природы.

Тютчев не награждает объект своих размышлений яркими эпитетами. Образность достигается глаголами, которые придают динамичность стихотворению (“лучи не сходили”, “весна не цвела”, “зреет плод”, “леса не говорили”, “ночь нема была”, “гроза не совещалась”).

Образ природы так же создается за счет имен существительных, являющимися своеобразными признаками, которыми обладает природа: «в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык».

Природа обладает своим языком, который способен понять и выучить не каждый:

Волнуя реки и леса

В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза.

Но автор не обвиняет своих оппонентов, хотя считает этих людей глухими не только к окружающему миру, но и к самим себе, в первую очередь. Лирическому герою искренне жаль этих людей.
В синтаксическом плане стихотворение представляет систему сложных и простых предложений, осложненных однородными сказуемыми. Таким образом, здесь можно говорить об эмоциональной возбужденности лирического героя. Риторические вопросы во второй строфе лишь утверждают и усугубляют бесчувственность материалистов.

Тютчев тверд в своем понимании природы. Он обожествляет ее и делает неотъемлемой частью жизни поэта.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тютчев Ф.И. / Разное / Стихотворение Ф.И.Тютчева «Не то, что мните вы, природа. » (восприятие, истолкование, оценка)

Смотрите также по разным произведениям Тютчева:

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа. » (восприятие, истолкование, оценка)

Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)

Многое в поэтике Ф. И. Тютчева на первый взгляд может показаться традиционным. Не он один сопоставлял явления природы с душевными переживаниями человека. Но в то время, как у других подобный приём сравнения или уподобления был всего лишь изобразительным средством, и притом одним из многих, у Тютчева он вытекал из самых глубин его мировосприятия и был без преувеличения основным.

Основная черта, преобладающая в лирических произведениях Ф. Тютчева, — это какое-то всеобщее предметное чувство, носящее космический характер. В то же время чувство имеет вполне объективный и реалистический характер. Тютчев ощущал себя частицей мира, а потому считал все чувства и настроения человека проявлением космического бытия как такового. Жизнь, явления и процессы, происходящие в ней, воспринимались поэтом как проявления самой природы, космоса, как состояния и действия живой вселенской души. Природа для него — сгусток страстей, сил, чувств, а отнюдь не мёртвый материал, послушный воле художника:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Так Тютчев начинает одно из своих стихотворений, созданное весной 1836 года. Это произведение в полной мере отражает те поэтические особенности, которые я прежде перечислил. Стихотворение передаёт на редкость живое и непосредственное чувство природы, царящее в сердце поэта. В нём нет ни мифологических образов, встречающихся в лирике Тютчева, ни явных олицетворений. Однако природа здесь рисуется как некое одушевленное целое. И это не просто художественный приём. Только человек, искренне веривший в таинственную жизнь природы, мог с такой страстностью и убеждённостью говорить о её душе, свободе, любви и особом языке.

Первая строфа — это идейная основа стихотворения, главное положение, которое поэт всем дальнейшим содержанием объясняет и доказывает. Неслучайно второе и третье четверостишия композиционно отделены от остальных. Этим поэт делает интонационные и тем самым смысловые паузы, отделяющие одну мысль от другой. Он предлагает задуматься нам над сказанным. Следующие после начальной строфы строки рисуют яркие образы окружающего мира:

Вы зрите лист и цвет на древе:

Иль их садовник приклеил?

Иль зреет плод в родимом чреве

Игрою внешних, чуждых сил.

Поэт обращается к читателю с риторическим вопросом. Но с какой целью? Какую идею он хочет донести до нас, рисуя образы природы? Ответ на эти вопросы мы узнаем только в самом конце стихотворения. А пока поэт расширяет свой «руг зрения, который с конкретных образов листа, цвета, плода переходит на пространство огромного земного пространства:

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

Замкнутая жизнь плода «в родимом чреве» не даёт ему возможность ощутить всю красоту и гармонию, царящую в природе. Он не осознаёт, что мир вокруг него дышит, живёт и радует тех, кто слит с ним воедино:

Лучи к ним в душу не сходили,

Весна в груди их не цвела,

Читайте также:  Поэт гармонии и красоты (по лирике Ф. И. Тютчева): сочинение

При них леса не говорили,

И ночь в звездах нема была!

Для закрытой, ограниченной разумом души неповторимый мир красок и звуков недоступен. Поэт не разделяет в четверостишиях времена года, природные явления и образы. Наоборот, он старается соединить их, для того, чтобы дать читателю прочувствовать всю полноту и цельность единой живой души мира. Окружающая природа — это солнечный, лучистый день и звёздная ночь, это моря, реки и леса, ведущие «языками неземными» разговор. Вслушайся в голоса природы, и в твоей душе расцветёт весна. Даже гроза, в реальной жизни столь опасное явление в стихотворении преображается и становится «дружеской». Постепенно мы начинаем понимать смысл, который поэт вложил в образное содержание стихотворения. Образы природы служат Тютчеву для воплощения его дум о человеке. Двойной смысл содержания — прямой, связанный с миром природы, и переносный, иносказательный, связанный с внутренним миром человека, подчёркивается самой композицией. Так в первой строфе поэт обращается напрямую к нам, читателям, говоря об ошибочности мнения о безликости природы. Стихотворение, таким образом, представляет собой своего рода композиционно-смысловую параллель. Так поэт говорит о человеческой слепоте и глухости в восприятии окруясающего мира:

Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)

Сочинение на тему: “Не то, что мните вы, природа. “

Сочинение написано в рамках подготовки к выпускному экзамену и соответствует всем заявленным критериям.

Скачать:

ВложениеРазмер
chelovek_i_priroda_v_otechestvennoy_literature.docx15.4 КБ

Предварительный просмотр:

Не то, что мните вы природа…

Сочинение по литературе

ученицы 11А класса

г. Ярцево Смоленской обл.

Человек и природа всегда существовали вместе. Но со времени роста технического прогресса человек забыл свое место в природе. Сегодня он живёт в мире железа и бетона, в окружении автомобилей и всевозможных электронных устройств. Почему же мы отгородились от мира природы пластиком, сталью, бетоном, не понимая, что эта искусственная изоляция угнетает нас, отрицательно влияет на наше здоровье и психику. Природа – наш дом. Но человек целенаправленно день за днём уничтожает его. Ещё каких-то сто лет назад в наших городах было больше деревьев, в реках текла чистая вода, а воздух был чист и прозрачен. Сегодня нетронутых уголков на нашей планете остаётся с каждым годом всё меньше, и мы не отдаем себе отчёт в том, что постепенно привыкаем к отсутствию живой природы вокруг. И если нам ещё есть что вспомнить, то, возможно, наши дети будут принимать такой железобетонный мир за норму. Кто же научит сегодняшнее поколение любить и беречь природу? В первую очередь, русская классическая литература.

Известный поэт 19 века Ф. Тютчев писал:

Не то, что мните вы природа

Не слепок, не бездушный лик, –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…..

Поэт выступает против тех, кто недооценивает природу, говорит о людской глухоте, очерствении души из-за отдаления человека от природы. Через всё произведение автор проводит мысль о том, что “глухие” люди не умеют чувствовать, а, следовательно, не умеют жить.

И если для них она безлика, то для Тютчева природа – “голос” матери самой. В этих четырёх строчках сконцентрировано то истинное отношение к Природе, которое и должно быть присуще каждому человеку. Поэтому это стихотворение и сегодня не потеряло своей актуальности.

Свой голос в защиту природы поднимали не только поэты, но и писатели. Б. Васильев – один из них. С душевной болью пишет он о взаимоотношениях человека с природой в романе “ Не стреляйте в белых лебедей”. Отношение к природе как бы разделяет героев произведения на два лагеря: на тех, кто понимает и любит природу, и других – жестоких, безжалостных. Главный герой Егор Полушкин тесно связан с природой, при виде того, как уничтожаются её богатства, страдает всей душой. Он не может понять, что движет людьми, когда они сжигают муравейник. Он не понимает, как человек, царь природы, может спокойно наблюдать, как от огня “корчились тысячи маленьких существ”. Сам Егор влюблён в лес, в реку, в природу в целом. Он и в людях пытается разбудить тягу к доброму и прекрасному: привозит на теперь уже мертвое Черное озеро пару лебедей, чтобы возродить уничтоженную красоту. Природная деликатность, нравственная чистота Егора не находят отклика в окружающей среде. Открытый, мягкий характер Егора – источник всех его неудач. Он погибает на посту, как и положено “старшему сыну” природы, защищая дело всей своей жизни, о котором он просто и задушевно говорит на столичном совещании: «А природа, она всё покуда терпит. Она молчком умирает, долголетно. И никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это – царём-то зваться. Сын он ей, старший сыночек! Так разумней же будь, не вгоняй в гроб “маменьку!». Роман Б. Васильева заставляет нас задуматься о своём отношении к природе. Автор хочет донести мысль о том, что нельзя человеку отрываться от природы, быть с ней во враждебных отношениях.

Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране. Об этом говорил непревзойдённый мастер русского пейзажа К.Г. Паустовский. Нельзя не согласиться с ним. Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой берёзки. Стоит чаще наслаждаться естественной красотой нашей Земли, пока у нас есть такая возможность. Разобщенность с природой, противостояние ей неизменно ведет человека к духовной гибели, нравственной нищете, а вот взаимодействие с тем, что нас окружает, – путь к миру, к гармонии, к ладу с природой и самим собой. Закончить свое сочинение я хочу строками из стихотворения Е. Евтушенко:

Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа» Тютчева

Ф. И. Тютчев обладал даром видеть душу природы, доказательством чего является стихотворение, о котором пойдет речь в статье. Его детально разбирают старшеклассники, а в 4 классе оно рекомендовано для внеклассной работы. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Не то, что мните вы, природа» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Не то, что мните вы, природа.

История создания – стихотворение было написано в 1836 г, в том же году его опубликовали в журнале «Современник».

Тема стихотворения – душа природы, ее истинная сущность.

Композиция – По смыслу произведение делится на две части: рассказ о душе природы и раздумья над жизнью людей, которые не умеют понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 катренов, в первоначальном варианте их было 8.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«в ней есть душа, в ней есть свобода», «лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела», «леса не говорили».

Эпитеты«не слепок, не бездушный лик», «родимое чрево», «чуждые силы», «языки неземные», «беседа дружеская».

Сравнение«живут в сем мире, как впотьмах».

История создания

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа» Ф. И. Тютчев написал в 1836 г. Поэт считал, что природа неподвластна никому и ничему. Эта позиция отобразилась в произведении. Цензура посчитала, что такие мысли неприемлемы, ведь противоречат церковной точке зрения. Так из текста было «выброшено» две строфы (вторую и четвертую). Недостающие части пытался восстановить Н. Сушков. Он обратился к Федору Ивановичу, но тот ответил, что не может вспомнить строки.

Исследователи творчества Ф. И. Тютчева считают, что стихотворение поэт создал под впечатлением от произведения Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…». Впервые творение Тютчева было напечатано в журнале «Современник» в 1836 г.

Мотивы природы очень популярны в литературе разных народов и эпох. Многие поэты изображали природу, как существо с широкой душой. Такой образ воссоздал и Ф. И. Тютчев. В анализируемом стихотворении Федор Иванович раскрыл тему истинной сущности природы, души. Главные герои произведения – природа, природные явления, и люди, которые не умеют слушать и слышать окружающий мир. Обо всех них рассказывает лирический герой.

В первых строках герой обращается к невидимым слушателям, пытаясь опровергнуть их ложное мнение об окружающем мире. Он утверждает, что природа не безлична, что у нее есть душа, любовь и язык. Она развивается независимо от «внешних, чуждых сил» .

Четвертый катрен начинается строкой «Они не видят и не слышат». Кто такие «они» можно только догадываться, так как предыдущая строфа была изъята цензурой. Скорее всего, под этим образом скрываются те, кому природа чужда и безразлична. Жизнь таких людей лирический герой сравнивает с тьмой. Они не пускают в свою душу весну и лучи, не верят, что в море тоже есть жизнь. Природа, видя такое отношение к себе, тоже отказывается от общения: «при них леса не говорили, и ночь в звездах нема была».

В последних стихах автор посредством метафоры утверждает, что таким людям даже мать не сможет помочь, если они сами не захотят измениться.

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения несложная. Его содержание делится на две части: рассказ о душе природы и раздумья над жизнью людей, которые не умеют понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 катренов, в первоначальном варианте их было 8. Изъятие строф исказило смысл. Не заметить их отсутствие сложно, поэтому при печати произведения на их месте ставят точки.

Жанр произведения – элегия. Поэт раздумывает над вопросом, который тревожил и тревожит умы многих писателей и философов. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Строки объединены перекрестной рифмовкой АВАВ. В произведении представлены мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Образ природы Ф. И. Тютчев создал помощи художественных средств. Также они являются инструментом для донесения идеи. Ключевую роль играют метафоры: «в ней есть душа, в ней есть свобода», «лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела», «леса не говорили» . В наборе метафор есть и олицетворения, которые позволяют очеловечить природу и природные явления. Выразительности философским раздумьям придают эпитеты: «не слепок, не бездушный лик», «родимое чрево», «чуждые силы», «языки неземные», «беседа дружеская» и сравнение – «живут в сем мире, как впотьмах ».

Привлекает внимание и интонация. В произведении автор использовал риторические вопросы, восклицательные предложения и оборванные синтаксические конструкции. Они помогают передать эмоции лирического героя, сделать акценты на самом важном. Например, последний катрен, выражающий главную мысль, состоит из трех восклицательных предложений.

Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа» (Ф.И. Тютчев)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 15.11.2019 · Обновлено 15.11.2019

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа» считается одним из самых значимых в творчестве Тютчева. В этом произведении автор первые громко и ясно высказал свою позицию, защищая то, что мило его сердцу – природу. Многомудрый Литрекон предлагает Вам свой разбор этого стихотворения по плану.

История создания

Тютчев написал стихотворение в 1836 году. В том же году оно было опубликовано в журнале «Современник», но со значительными цензурными правками. Дело в том, что автор вступил в полемику с церковными мыслителями того времени, которые определяли роль природы как декорации для человека. Но вторая и четвертая строфы, где развивалась его мысль об этом, были вырезаны цензорами, и остались лишь те части стихотворения, которые были адресованы материалистам — сторонникам популярной на тот момент философской точки зрения. Они считали, что природа — мастерская для людей, где следует работать и доводить до ума то, что уже есть. Однако Тютчев был представителем и сторонником направления «чистого искусства», главной идеей которого было восхищение окружающим миром — идеалом гармонии и воплощением высшей мудрости. Таким образом, смысл стихотворения «Не то, что мните вы, природа» — это вызов обществу, погрязшему в чужеродной и оторванной от реальности философии, которое разучилось понимать красоту и величие природы.

К сожалению, утраченные строфы, где было высказано мнение против церковных постулатов, навсегда утрачены, и мы знакомимся с неполным текстом.

Жанр, направление, размер

По жанровой структуре стихотворение можно отнести к элегии: оно имеет грустную тональность и насыщенную философскую проблематику.

Тютчев был сторонником чистого искусства, то есть выступал за то, чтобы политика, различные социальные волнения не входили в сферу творчества. Именно поэтому большинство стихотворений написано в философском духе и относится к философской лирике. Не стало исключением и «Не то, что мните вы, природа…».

Размер стихотворения – четырёхстопный ямб.

Композиция

Значительная часть композиционного элемента стихотворения была утрачена в результате губительного действия цензуры. Из-за неё в стихотворении отсутствуют две строфы, вторая и четвертая, которая, возможно, выражала явную авторскую позицию, неприемлемую для цензоров. Итого из восьми катренов до нас дошли только 6.

Оставшуюся часть произведения можно поделить пополам: в первой части речь идёт о душе природы, вторая же часть посвящена судьбе тех людей, которые не понимают природу, не слышат её язык, речь.

Образы, символы

  • Лирический герой – это тот образ, который скрепляет саму структуру стихотворения своей ясной и четкой позицией. В данном случае автор стихотворения и лирический герой совпадают, потому что у них одна и та же позиция. Читатель слышит речь мыслящего и рассуждающего человека, который, тем не менее, не разучился восхищаться природой и видеть в ней красоту, душу, смысл.
  • Образ природы – один из наиболее важных образов в системе ценностей Тютчева с точки зрения чистого искусства и его мировоззрения как творческой личности. Природа здесь становится как будто живой, ведь автор даже наделяет её языком, что, как мы знаем, свойственно только людям. Она же имеет свободу и может испытывать любовь. Природа в лирике Тютчева самодостаточна и самобытна. Она всегда была, есть и будет, независимо от того, что о ней думает человек. Мир живет и развивается сам по себе. Его ценность неоспорима.
  • В тексте присутствует незримый оппонент лирического героя, который мнит природу ошибочно. Это «глухонемой» человек, который пытается проникнуть «в жизнь органа», то есть тот, кто лишен способности понимать природу и ценить ее. Он заблуждается, считая, что люди или какие-то высшие силы наполняют пейзажи за окном смыслом. они ценны сами по себе.

Темы, настроение, проблемы

Основная проблема стихотворения «Не то, что мните вы, природа» — заблуждения людей, которые не могут внять голосу пейзажа и понять его суть. Можно сказать, что автор поднимает здесь не только проблему уважительного отношения к природе и взаимодействия человека и природы, но и обращает наше внимание на тех людей, которые вовсе не считают окружающий мир чем-то самодостаточным и ценным. Их Тютчев обвиняет даже в том, что они глухи к голосу матери, что является одним из самых страшных преступлений.

Тема природы, как мы уже говорили ранее, довольно популярна в творчестве поэта, поэтому она поднимается и здесь, при этом сузить эту широкую тему можно до подтемы «взаимоотношения природы и человека». Современники поэта считали пейзажи реквизитом для жизни и материалом для работы, но не видели высшего смысла и права окружающего мира жить вне причинно-следственных связей и нужд человека. Он — не венец природы, а ее сын, который должен относиться к матери почтительно.

Настроение стихотворения «Не то, что мните вы, природа», в отличие от многих других произведений поэта, даже несколько боевое, особенно это подчеркивается в финальной строфе, где автор бросает обвинение в сторону глухих и безразличных к природе людей.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Не то, что мните вы, природа» – показать истинную сущность окружающего мира, а также продемонстрировать его ценность, независимую от людей и их мнений. Автору хочется донести до читателей, что природа обладает такими же правами и чувствами, как и человек. Она — самостоятельный организм, подчиненный тайным закономерностям развития мира. Ее необходимо уважать и понимать.

Для нас природа является матерью, ведь именно от нее мы получаем все то, без чего невозможна наша жизнь. Поэтому нужно почтительно относиться к ней и уметь замечать ее красоту просто так, без повода и расчета. Человек обязан беречь природу, прислушиваться к ней, ведь она живая.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Не то, что мните вы, природа» передают все оттенки чувства и мысли поэта:

  • Безусловно, на первом месте среди средств выразительности будет стоять олицетворение, ведь саму природу автор оживляет, говоря, что у нее есть не только душа, свобода и любовь, но и язык.
  • Присутствуют в стихотворении и эпитеты: «не слепок, не бездушный лик», «родимое чрево».
  • Метафоры играют явно не последнюю роль в создании образа природы: «в ней есть душа, в ней есть свобода», «леса не говорили».
  • Сравнение же относится к созданию образа людей, глухих к природе, автор говорит, что они живут в этом мире, как впотьмах.

Cочинение «Художественный анализ поэзии Тютчева «Не то что мните вы природа»»

Если в первый период творчества Ф.И.Тютчев выступал как поэт философского плана, то в зрелом возрасте поэзия мысли обогатилась у него сложностью чувств и настроений. Для выражения сложного мира человеческой души поэт использовал ассоциации и образы природы. Он не просто рисовал состояние души, а ее “биение”, движение внутренней жизни, изображая незримую таинственность жестов внутреннего мира через зримую диалектику явлений природы. Поэту было присуще умение передать не сам предмет, а те его характерные пластические признаки, по которым он угадывается. Поэт побуждал читателя самого “дорисовать” то, что только намечалось в поэтическом образе.

Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык. В этих четырех строчках сконцентрировано то истинное отношение к Природе, которое изначально присуще нашей русской цивилизации. В поэзии Тютчев стремился осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны космоса и человеческого бытия. Человеческое “я” по отношению к природе — не капля в океане, а две равные беспредельности. Внутренние, незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике явлений природы.

Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?

Невероятно мастерство поэта в создании фонетических и живописных образов, сочетание звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образов. Звуковой и цветовой строй лирики Тютчева неповторим в нераздельности впечатлений от красок и звуков, в художественном образе интегрируется “звук цвета” и “цвет звука” (”чуткие звезды”; луч, врывающийся в окно “румяным громким восклицаньем”, и т.п.)

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Учитывая особенности поэтического стиля Тютчева, интерпретируя его тексты о природе, необходимо не только обратить внимание на их философский характер, но и проследить эволюцию смыслов и настроений.

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь, глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой.

Поэзия Тютчева определялась исследователями как философская лирика, в которой, по словам Тургенева, мысль “никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно”. Тютчев возрождает определенные черты античного мировосприятия, и в то же время в его позиции выступает самостоятельная личность, которая сама по себе — целый мир. Тютчев утверждает в своей лирике образ человека, достойного Вселенной. Он утверждает потенциальную божественность человеческой личности. Природа Тютчева поэтична и одухотворена. Она живая, может чувствовать, радоваться и грустить:

Сияет солнце, воды блещут,Во всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Одухотворение природы, наделение ее человеческими чувствами, духовностью порождает восприятие природы как огромного человеческого существа. Особенно ярко это проявляется в стихотворении «Летний вечер». Закат у поэта ассоциируется с «раскаленным шаром», который скатила со своей головы земля; «светлые звезды» у Тютчева приподнимают небесный свод:

И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ногея
Коснулись ключевые воды.

Близко по тематике стихотворение «Осенний вечер». В нем слышится та же одухотворенность природы, восприятие ее в виде живого организма:
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест…

Картина осеннего вечера полна живого, трепетного дыхания. Вечерняя природа не только какими-то отдельными признаками похожа на живое существо: «…на всем та кроткая улыбка увяданья, что в существе разумном мы зовем божественной стыдливостью страданья», она вся живая и очеловеченная. Вот почему и шелест листьев легкий и томный, светлость вечера полны неизъяснимой притягательной прелести, и земля не только грустная, но и по-человечески сиротеющая.

Изображая природу как живое существо, Тютчев наделяет ее не только разнообразными красками, но и движением. Поэт рисует не одно какое-нибудь состояние природы, а показывает ее в разнообразии оттенков и состояний. Это то, что можно назвать бытием, бытием природы. В стихотворении «Вчера» Тютчев изображает солнечный луч. Мы не только видим движение луча, как он постепенно пробрался в комнату, «ухватился за одеяло», «взобрался на ложе», но и чувствуем его прикосновение. Живое богатство тютчевской природы ограниченно. Да, природа живая, возвышенная, но далеко не все предметно-живое трогает поэта. Ему чужды прозаическое обличье поэзии, ее обыденность и предметная простота. Природа у Тютчева универсальна, она проявляется не только на земле, но и через космос.

Одна из основных тем лирики природы Тютчева — тема ночи. Многие тютчевские стихи посвящены природе не просто в разные времена года, но и в разные времена суток, в частности ночью. Здесь природа несет в себе философский смысл. Она помогает проникнуть в «тайное тайных» человека. Тютчевская ночь не просто красива, ее красота величественна:

…На мир дневной спустилася завеса;
Изнемогло движенье, труд уснул…
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся чудный еженочный гул…
Откуда он, сей гул непостижимый.
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном.

Мастерство Тютчева поражает. Он умеет найти в самых обыкновенных природных явлениях то, что служит точнейшим зеркальным отображением красоты, и описать это простым языком. Тютчевская поэзия бывает возвышенной и земной, радостной и грустной, живой и космически холодной, но всегда неповторимой, такой, которую нельзя забыть, если хоть раз прикоснешься к ее красоте. «О Тютчеве не думает тот, кто его не чувствует, тем самым, доказывая, что он не чувствует поэзии». Эти слова Тургенева как нельзя лучше показывают великолепие поэзии Тютчева.

Ссылка на основную публикацию
×
×