Стихотворение Ф. И. Тютчева Эти бедные селенья (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Эти бедные селенья» (восприятие, истолкование, оценка)

Скачать сочинение
Тип: Анализ стихотворения

1855 год, год написания Тютчевым стихотворения «Эти бедные селенья…», был для России временем прихода к власти Александра II. Смена царя всегда сопровождалась ростом надежды на улучшения в общественной и государственной жизни. Тяжелое царствование Николая I, ненавидевшего и всячески пресекавшего свободу, закончилось. Вместе с этим в душе русских людей опять начали подниматься вопросы, которые при прошлом царе могли привести на виселицу или в Сибирь: вопросы о свободе и равенстве.

Анализируемое стихотворение относится к так называемой политической лирике Тютчева. Поэт долгое время состоял на госслужбе, поэтому, высказываясь на любую политическую тему, он должен был быть особенно осторожен. Ведь отступничество, а именно так и рассматривалось вольнодумие, каралось весьма сурово.

Основная тема стихотворения – закабаленность русского человека. Здесь речь идет о крепостном праве. Надо отметить, что Тютчев долгое время работал послом в Европе, где рабство и любое подобие крепостного права исчезло много веков назад. Поэтому, видя попрание человеческих законов в родной стране, поэт не мог оставаться равнодушным.

Прием, на котором строится все стихотворение, – иносказание. Используя «эзопов язык», Тютчев раскрывает свой взгляд на судьбу России и ее народа.

В первой же строфе мы встречаемся лицом к лицу с российской деревней, такой, какой ее видит поэт:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа –

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Сразу же вводится и основная тема: говорится о повальной бедности и долготерпении простого русского народа. Но лирический герой стихотворения вовсе не ненавидит свою родную сторону за это униженное состояние. Напротив, он любит ее всем сердцем, и оттого его боль при виде страданий России становится нестерпимой.

В судьбе русского народа герой видит что-то святое и величественное. Смирение людей перед своей рабской участью кажется ему христианским. Гордыня, не свойственная русскому человеку, – это удел других народов:

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Вообще, христианский мотив звучит в произведении довольно четко. Всем хорошо известно, что Иисус не принадлежал к высшим социальным слоям, а был простым плотником, бедным человеком. Провозгласив равенство между людьми, сын Божий и не представлял, что в некоторых странах рабство, самая страшная форма унижения людей, продержится еще целых восемнадцать с половиной веков после распятия.

У Тютчева образ Христа и образ русского крестьянина сближаются до почти полного их слияния. Это позволяет поэту сравнить страдания русского крепостного с крестом, который Иисус нес на Голгофу. А также предположить, что «царь небесный» мог явиться на землю в образе раба, крепостного:

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде царь небесный

В последней строчке звучит и вовсе по тем временам крамольная мысль: земля русская благословлена ее крепостными. Они есть цари истинные, небесные, а не преходящие, земные.

Это стихотворение написано четырехстопным хореем. Рифма перекрестная, преимущественно женская.

В произведении использованы художественные средства, присущие «эзопову языку»: иносказания («в рабском виде царь небесный»), перифразы («царь небесный», «крестная ноша»), метафоры и эпитеты («край долготерпенья», «взор иноплеменный», «наготе смиренной»).

Таким образом, данное стихотворение раскрывает поэта Тютчева как художника-гуманиста. Не только мир чувств был важен для него. Он анализировал и высказывал в творчестве свои взгляды на различные аспекты человеческой жизни. В произведении «Эти бедные селенья…» Тютчев выразил гнетущее чувство несправедливости. Поэт не призывает к насильственным методам. Отнюдь, насилие для свержения тирании для него было равнозначно насилию тирании. Поэтому русский народ, по Тютчеву, – христианский мученик. И выжить народу помогает, так же, как и мученику, вера и терпение. А их русскому народу не занимать!

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тютчев Ф.И. / Разное / Стихотворение Ф. И. Тютчева «Эти бедные селенья» (восприятие, истолкование, оценка)

Смотрите также по разным произведениям Тютчева:

Эти бедные селенья тютчев средства выразительности. Анализ стихотворения «Эти бедные селенья…

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.

Анализ стихотворения «Эти бедные селенья» Тютчева

Фёдор Иванович Тютчев — известный русский писатель и лирик, заслуженно признанный классиком. Его поэзия отличается единством тем и образов, а его стихотворения некоторые называют «фрагментами», как будто они — части одного большого целого — вся поэзия Тютчева.

Стихотворение «Эти бедные селенья» относится к политической лирике. Оно написано 13 августа 1855 года и отражает взгляд поэта на состояние страны. На момент написания произведения крепостное право в России ещё не было отменено, что отразилось на творчестве. Тютчев в завуалированной форме говорит о смиренной терпимости русского народа и о неспособности противостоять власти. Русский народ беден и несвободен, а страна истощена.

Несмотря на политическую тему стихотворения, Тютчев использует христианские мотивы и образ Христа, называя его «царём небесным». Он говорит этим, что у России есть свой неповторимый путь, а русский народ озарён «тайным» светом, который представляет собой глубокое религиозное чувство, веру, патриархальность, что свойственно русским людям. Одна из главных мыслей Тютчева в этом произведении заключается в том, что русских людей, кротких и смиренных по своей природе, спасает их терпение, их надежда и вера в свет.

Стихотворение написано четырёхстопным хореем, а рифма здесь перекрёстная и в основном женская. Всё произведение строится на иносказаниях («в рабском виде царь небесный»). В качестве выразительных средств используются метафоры, эпитеты («край долготерпенья», «наготе смиренной», «взор иноплеменный») и перифразы («крестная ноша», «царь небесный»), а также ярко просматривается противопоставление «родного» и «инороднего».

С первых строк поэт призывает увидеть окружающую людей действительность. Селенья в глазах лирического героя, который отражает взгляд самого Тютчева, «бедные», природа — «скудная». Однако восклицание «Край ты русского народа!» явно даёт понять, что герой любит свою страну и свой народ и даже восхищается ими. Во второй строфе автор завуалированно сравнивает «смиренную наготу» нашей страны с «гордым взором иноплеменным».

Лирическое произведение Фёдора Тютчева «Эти бедные селенья» раскрывает поэта с неожиданной стороны. Здесь мы видим классика не как исследователя внутреннего мира человека, мира чувств, но как художника-гуманиста, который изучает и рисует разные аспекты человеческой жизни, и в этом стихотворении ярко отражено гнетущее чувство несправедливости.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья. » – одно из немногих произведений поэта, где философские мотивы уступают место социальной проблематике. Поэт, будучи чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхене, более двадцати лет прожил за границей. У него неизбежно напрашивалось сопоставление сытной и комфортной обстановки немецкой жизни и полуголодной неустроенной жизни русского народа. Ф.И. Тютчев, как любой писатель-гуманист, был противником крепостного права. В нем он видел причину нищеты и ущербности русского народа. Приезжая на родину, он с болью смотрел на покосившиеся избы и бесхозяйственность, несовместимые с глубинной духовностью: «Эти бедные селенья, Эта скудная природа – Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!» Анафорические повторы усиливают настроение безысходности. Восклицательная интонация первой строфы призвана привлечь внимание читателя к проблеме, ставшей глубинной душевной мукой автора. Ф.И. Тютчев пытается объяснить, с каким презрением и высокомерием на всю эту нищету взглянет иностранец: «Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной». Однако самому поэту ведома та глубина и тонкость русской души, которая воспитана православной культурой. Он верит в счастливое будущее России, поэтому в заключительной строфе так пронзительно звучат патриотические строки: «Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исходил, благословляя». Финальный аккорд произведения, таким образом, подчеркивает еще раз контраст между рабским видом и высочайшей душевной красотой и благородством. Душевная доброта, терпение и смирение – вот те ценности, которыми так дорожит поэт в характере русского человека. Именно их он благословляет именем царя небесного и наделяет тайным светом.

Свет – устойчивый символ в поэтике индивидуального стиля Ф.И. Тютчева. Свет ассоциируется неизменно с высшей земной ценностью. Поруганная родина с ее неяркой красотой все равно озарена тайным светом, лишь она любима и желанна поэтом. Однако не следует смешивать либеральную настроенность Ф.И. Тютчева с революционностью. Известно, например, что он с осуждением отнесся к восстанию декабристов. Но в чем точно нельзя упрекнуть талантливого поэта и мыслителя, так это в отсутствии патриотизма. Не случайно на протяжении всего стихотворения переплетаются и сменяют друг друга аллитерации «р» и «с», словно растворяя в себе слова «Русь», «Россия».

Таким образом, в стихотворении «Эти бедные селенья. » прослеживается три основных мотива: изображение страдающей России, погрязшей в нищете и рабстве, противопоставление родины и стороны иноплеменной (как более благополучной, но все равно чужой) и религиозная символика, представленная определениями («крестный», «небесный», «смиренный»), а главное – образом царя небесного, который становится в произведении незримым свидетелем народных мук и страданий, единственным, на кого остается уповать в создавшейся ситуации.

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Эти бедные селенья. » — одно из немногих произведений поэта, где философские моти-вы уступают место социальной проблематике. Поэт, будучи чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхе-не, более двадцати лет прожил за границей. У него неизбежно напрашивалось сопоставление сытной и комфортной обста-новки немецкой жизни и полуголодной неустроенной жизни русского народа. Ф. И. Тютчев, как любой писатель-гуманист, был противником крепостного права. В нем он видел причину нищеты и ущербности русского народа. Приезжая на родину, он с болью смотрел на покосившиеся избы и бесхозяйствен-ность, несовместимые с глубинной духовностью: «Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!» Анафорические повторы усилива-ют настроение безысходности. Восклицательная интонация первой строфы призвана привлечь внимание читателя к про-блеме, ставшей глубинной душевной мукой автора. Ф. И. Тютчев пытается объяснить, с каким презрением и высо-комерием на всю эту нищету взглянет иностранец: «Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной». Однако самому поэту ве-дома та глубина и тонкость русской души, которая воспитана православной культурой. Он верит в счастливое будущее Рос-сии, поэтому в заключительной строфе так пронзительно зву-чат патриотические строки: «Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исхо-дил, благословляя». Финальный аккорд произведения, таким образом, подчеркивает еще раз контраст между рабским ви-дом и высочайшей душевной красотой и благородством. Ду-шевная доброта, терпение и смирение — вот те ценности, ко-торыми так дорожит поэт в характере русского человека. Именно их он благословляет именем царя небесного и наделя-ет тайным светом.

Свет — устойчивый символ в поэтике индивидуального стиля Ф. И. Тютчева. Свет ассоциируется неизменно с высшей земной ценностью. Поруганная родина с ее неяркой красотой все равно озарена тайным светом, лишь она любима и желанна поэтом. Однако не следует смешивать либеральную настроен-ность Ф. И. Тютчева с революционностью. Известно, напри-мер, что он с осуждением отнесся к восстанию декабристов. Но в чем точно нельзя упрекнуть талантливого поэта и мысли-теля, так это в отсутствии патриотизма. Не случайно на про-тяжении всего стихотворения переплетаются и сменяют друг друга аллитерации «р» и «с», словно растворяя в себе слова «Русь», «Россия». Материал с сайта

Таким образом, в стихотворении «Эти бедные селенья. » прослеживается три основных мотива: изображение страдаю-щей России, погрязшей в нищете и рабстве, противопоставле-ние родины и стороны иноплеменной (как более благополуч-ной, но все равно чужой) и религиозная символика, представленная определениями («крестный», «небесный», «смиренный»), а главное — образом царя небесного, который становится в произведении незримым свидетелем народных мук и страданий, единственным, на кого остается уповать в создавшейся ситуации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Ф. И. Тютчев всю свою жизнь смотрел на мир как поэт, не претендуя на это звание. Более 20 лет он жил за границей, служа там дипломатом – это и было делом его жизни. Но именно тоска по Родине пробудила в нем те прекрасные чувства, благодаря которым потомки могут читать его великий стихи. В этой статье мы проведем анализ Тютчева «Эти бедные селенья».

Читайте также:  Ф. И. Тютчев — поэт чистого искусства: сочинение

Любовь автора к Родине

Ф. И. Тютчев, находясь вне России, очень скучал по ней, и каждый приезд сюда считал личным праздником. Любя Родину, он, конечно, осознавал, как отстала она от прогрессивной Европы. При этом поэт никогда своего происхождения не стыдился. В 1855 году «Эти бедные селенья» Тютчев выпускает из-под пера. Именно в этом произведении он объясняет, почему же бедная Россия с ее голодными и ветхими деревнями ему дороже сытой и лощеной Европы. А все дело в великом русском народе! Самородки и гении, добрые и отзывчивые, терпеливые люди умеют нести тяжкую ношу с настоящим благородством, какого европейцу и не снилось.

Поэт называет Россию «краем долготерпенья». Он знает, что страна несовершенна. Но также знает Тютчев и то, что пока русский народ богат внутренне, он вытерпит все! Главным качеством народа он считает духовность, ведь Россия, по мнению Ф. И. Тютчева, страна, избранная Богом.

Ф.И. Тютчев «Эти бедные селенья»: анализ контрастов

Наиболее важный контраст в произведении – противопоставление гордости и смирения. Гордыня – это смертный грех, застилающий взор человеку, а смирение – путь к спасению у христиан. В этом и кроется глубокий подтекст стиха, выходящий на религиозно-философскую тематику.

Произведение поражает читателя еще одним контрастом – противопоставление убогого внешнего вида селений и великой силы духа русских людей. Постоянная тоска по Родине заставляет поэта-философа смотреть на нее иначе. С грустью пишет он о природе России, ее деревнях, заброшенных и одиноких. Серые ветхие избенки и тропы, уходящие в поля, вызывают в его сердце щемящее чувство тоски.

Но именно этот пейзаж может гармонировать с чистой и смиреной душой русского человека.

Тютчев «Эти бедные селенья»: деление на строфы

Стихотворение в целом представляет собой повествовательную и описательную лирику. В нем поэт делится с читателями своими чувствами и настроением. Анализ Тютчева “Эти бедные селенья” нужно проводить и с точки зрения деления на строфы. Стих состоит из трех строф. В первой строфе мы вместе с автором видим «бедные селенья» и «край долготерпенья». Тютчев сочувствует людям, живущим здесь. Анафора («эти-эта», «край-край») придает особую экспрессивную окраску строкам, усиливая параллелизм и выразительность слов. Восклицательная интонация привлекает внимания читателя к проблеме. Во второй строфе речь заходит о загадке русской души, которую никогда не понять иностранцу, «взору иноплеменных». Третья строфа показывает идею стихотворения, его смысл. Тютчев верит в то, что Бог не оставил русскую землю, он благословил ее. Анализ Тютчева «Эти бедные селенья» помогает понять, насколько автор верит в счастливое будущее своей Родины.

Символ света в лирике Тютчева

Ценность человеческой души – смирение, доброта, духовность – вот, что ценит поэт в русском народе. Именно их он наделяет тайным светом и благословляет. Свет – это устойчивый символ всей лирики Ф.И. Тютчева, он ассоциируется с высшей земной ценностью. Неяркая красота России все равно освещена этим невидимым светом. Но нельзя смешивать либерализм автора с революционизмом. Известно, что он был против восстания декабристов. Но в отсутствии патриотизма Тютчева никто обвинить не посмеет.

Не зря анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья» выявляет интересные аллитерации. Звуки «Р» и «С» слышны в каждой строфе, они словно отождествляются со словами Россия и Русь.

Тютчев пишет свое великое произведение с использованием перекрестных женских рифм.

Тютчев и жил, и чувствовал, и мыслил как поэт. А между тем на звание поэта никогда не претендовал. Свои «поэтические упражнения» именовал «бумагомаранием», печататься не стремился, оценкой собратьев по перу не интересовался, даже стихов не собирал. Они были в письмах к родным и знакомым, их находили забытыми в книгах и деловых бумагах, на счетах и подорожных.
Лирику Ф. Тютчева обычно называют философской. Русская поэзия знает философские стихи, когда поэты прямо излагали свои воззрения, применяя их к конкретному случаю, иллюстрируя образами. Этого никак нельзя сказать о Тютчеве. Его поэзия – это человеческое «я» со своими вечными вопросами перед лицом мира, прежде всего, перед ликом природы. Но тютчевская лирика, часто называемая лирикой природы, не просто поэтизация тех или иных пейзажей. У него, даже когда речь идет о локальной картине, мы всегда оказываемся как бы перед целым миром.
Органичное, врожденное и усиленное жизненным опытом смирение Тютчева утверждалось также и в его эстетическом освоении и осмыслении мира. И все более это укрепляло поэта в убеждении, что без веры человеку невозможно подлинно существовать в этом мире. Он ясно осознавал несовершенство, противоречивость, слабость, порой и губительность волевых проявлений собственного человеческого «я», и ему становится неприкрыто явным гордое самовозвеличивание.
Гражданско-философская поэзия Тютчева во многом близка взглядам славянофилов в их духовном стремлении к Истине. Однако в жизни поэту приходилось одолевать эти проблемы собственными силами и в одиночку. От поэта потребовался истинный подвиг, и он этот подвиг совершил.
Отторгнутый от России в самой юности, когда ему было восемнадцать лет, замкнутый в дальний Мюнхен, предоставленный самому себе, Тютчев один переживает на чужбине весь процесс внутреннего развития, от юности до зрелого мужества. Он возвращается в Россию, когда ему пошел уже пятый десяток. Двадцать два года лучшей поры жизни проведены поэтом за границей.
Любовь к России, вера в её будущее, убеждение в её верховном историческом призвании владели поэтом могущественно, упорно, безраздельно, с самых ранних лет и до последнего воздыхания. Они жили в нем в степени какой-то стихийной силы, более властной, чем всякое иное, личное чувство. Россия была для него высшим интересом жизни.
Одно из пророческих откровений поэта, оставленное без ответа современниками, оказалось обращенным через их головы прямо в ложе времени – откровение о России:
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты Русского народа.
В сострадании своему народу Тютчев не был одинок в русской поэзии. Но именно его справедливые мысли оказались наполнены благочестивым и любовным отношением. Поэт не ограничивается лишь внешним постижением понятия «Россия»:
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и только светит
В наготе твоей смиренной.
Важнейшее здесь – противопоставление гордыни и смирения. Эти понятия порой постигаемы лишь на религиозном уровне. Гордыня – источник мирового зла, смирение – основа спасения, без которой оно невозможно. В христианском значении гордыня застилает взор, смирение открывает истинное зрение.
Тютчев же дает подлинное осмысление внешней мудрости родной земли: за скудностью укрывается смирение, освещающее собою и терпение, покорность воле Христа:
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.
Не называя прямо, поэт подводит читателя к важнейшему для него понятию – Святая Русь. Данное стихотворение имеет глубокий религиозно-философский подтекст и звучание. Уже многие современники отмечали, что по силе лирического чувства это стихотворение во всей нашей поэзии имеет очень немного равных себе. При этом многие критики отмечали, что если пейзаж «бедных селений» и может казаться живописным, то применять эстетическую мерку к таким явлениям, как обездоленность русского народа, скудность русской земли, – значит иметь черствое сердце.
В стихотворении поражает контраст между неприглядностью внешнего и внутренним величием духа народа. Постоянное чувство тоски вызывала у Тютчева скудность, бедность, которую он видел в русской жизни и переносил на русскую природу. С какой тоскливой грустью он пишет о впечатлении полной заброшенности и одиночества, которое неизменно вызывают эти серые избы и тропинки, теряющиеся в полях. Но именно такая жизнь гармонирует с долготерпением и смирением русского народа.
Поэтическое откровение Тютчева, высказавшего самые заветные мысли о России, о ее высоком призвании и верном служении, прочно вошло в культурное сознание нашего народа. Строки из стихотворения «Эти бедные селенья…» часто цитируют поэты и писатели, историки и священники, публицисты и политики. Оно, как лакмусовая бумажка, высвечивает глубины внутреннего мира человека, направление его духовных устремлений и религиозных исканий. По сути, отношение к тютчевскому откровению – это отношение к выбору жизненного пути.

Анализ стихотворения Тютчева Эти бедные селенья (краткий и полный)

Долгое время Тютчев жил за границей. И поэт прекрасно понимал, что Россия проигрывает по уровню культуры Германии или Франции. Но он считал, что у русского народа есть собственные черты, которых нет у европейских людей. Это такие замечательные черты, как доброта, отзывчивость, терпеливость, целеустремленность, человеколюбие.

Простые крестьяне несли свой крест с огромным достоинством, и поэт понимал, что такого нет ни у одного европейца, даже у самого именитого.

Поэт возвращается в Россию и пишет стихотворение о том, почему же для него Россия лучше и ближе, чем Европа, которая является сытой и ни в чем себе не отказывает. Автор не пытается скрыть какие-либо проблемы страны и говорит, что Россия очень далека от совершенства. Но автор отмечает, что все это не имеет никакого значения, ведь Россия является великой державой. По его мнению, эта страна была избрана Богом. Он считает, что духовность – это самое замечательное качество страны.

В своем произведении Тютчев говорит о том, что ни смотря на нищету людей и рабский труд Россия – воистину великая страна. Автор отмечает, что Бог благословил Россию, именно поэтому она является духовной.

Анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья…»

Стихотворение «Эти бедные селенья…» написано по дороге из Москвы в родовое имение Тютчева — Овстуг и представляет собой смесь описательной и повествовательной лирики.

В стихотворени поэт делится своим настроением. мыслями, вызванными тем, что он видит вокруг себя. В стихотворении дается обобщающий образ современной поэту русской жизни, поэтическая картина жизни народа. Тему стихотворения определить не просто.

Стихотворение состоит из трех строф. В первой строфе автор видит видит «бедные селенья» и «скудную природу» — все это «край русского народа». Тютчев называет его «край родной долготерпенья». В этой строке мы видим сочувствие поэта к людям, живущим в»этих бедных селеньях».

Особую выразительность этой строфе придает анафора. Повторяемое в начале каждой строки слова получают значительную эмоциональную нагрузку, усиливает параллелизм строк и их выразительность:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа —

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Во второй строфе поэт говорит о загадке русской души, которую не понять «взору иноплеменных»:

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Третья строфа отражаает идейный смысл стихотворения, заключающегося в вере поэта в то, что Царь Небесный не оставил «земли родной» и «исходил благословляя» ее.

Поэт преклоняется перед нравственной силой русского народа и верит в него.

Анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья»

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья…» — одно из немногих произведений поэта, где философские моти­вы уступают место социальной проблематике. Поэт, будучи чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхе­не, более двадцати лет прожил за границей. У него неизбежно напрашивалось сопоставление сытной и комфортной обста­новки немецкой жизни и полуголодной неустроенной жизни русского народа. Ф.И. Тютчев, как любой писатель-гуманист, был противником крепостного права. В нем он видел причину нищеты и ущербности русского народа.

Приезжая на родину, он с болью смотрел на покосившиеся избы и бесхозяйствен­ность, несовместимые с глубинной духовностью: «Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!» Анафорические повторы усилива­ют настроение безысходности. Восклицательная интонация первой строфы призвана привлечь внимание читателя к про­блеме, ставшей глубинной душевной мукой автора. Ф.И. Тютчев пытается объяснить, с каким презрением и высо­комерием на всю эту нищету взглянет иностранец: «Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной».

Однако самому поэту ве­дома та глубина и тонкость русской души, которая воспитана православной культурой. Он верит в счастливое будущее Рос­сии, поэтому в заключительной строфе так пронзительно зву­чат патриотические строки: «Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исхо­дил, благословляя». Финальный аккорд п

роизведения, таким образом, подчеркивает еще раз контраст между рабским ви­дом и высочайшей душевной красотой и благородством. Ду­шевная доброта, терпение и смирение — вот те ценности, ко­торыми так дорожит поэт в характере русского человека. Именно их он благословляет именем царя небесного и наделя­ет тайным светом.

Читайте также:  Тема Родины в творчестве Ф.И. Тютчева: сочинение

Свет — устойчивый символ в поэтике индивидуального стиля Ф.И. Тютчева. Свет ассоциируется неизменно с высшей земной ценностью. Поруганная родина с ее неяркой красотой все равно озарена тайным светом, лишь она любима и желанна поэтом. Однако не следует смешивать либеральную настроен­ность Ф.И. Тютчева с революционностью. Известно, напри­мер, что он с осуждением отнесся к восстанию декабристов. Но в чем точно нельзя упрекнуть талантливого поэта и мысли­теля, так это в отсутствии патриотизма. Не случайно на протяжении всего стихотворения переплетаются и сменяют друг друга аллитерации «р» и «с», словно растворяя в себе слова «Русь», «Россия».

Таким образом, в стихотворении «Эти бедные селенья…» прослеживается три основных мотива: изображение страдаю­щей России, погрязшей в нищете и рабстве, противопоставле­ние родины и стороны иноплеменной (как более благополуч­ной, но все равно чужой) и религиозная символика, представленная определениями («крестный», «небесный», «смиренный»), а главное — образом царя небесного, который становится в произведении незримым свидетелем народных мук и страданий, единственным, на кого остается уповать в создавшейся ситуации.

Анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья…»

Более двадцати лет жизни Тютчев прожил заграницей, из них двадцать в Мюнхене, где служил чиновником в Русской дипломатической миссии. Именно жизнь в Европе развила в Тютчеве особую любовь к романтизму.

Прожив почти четверть века не на Родине, Федор Иванович скучал по России, каждый свой приезд в Петербург или Москву считал великим праздником. Тютчев любил свою Родину, но при этом он ясно осознавал, что по уровню развития культуры Россия стоит далеко от Европы. Но поэт не корил никого в этом, не стеснялся своего происхождения, а лишь горестно замечал, что вина в этом висит уж точно не на плечах простого народа. Именно русский народ – самородки, гении страны, в их сознании, душах и умах живут такие черты, которых нет и в помине у европейцев. Это доброта, отзывчивость, великодушие, терпимость, смирение. Простые крестьяне, которых били кнутами, к которым относились как к вещи, несли свою ношу с таким благородством, которому бы позавидовал самый образованный немец того времени.

В 1855 году Тютчев опубликовал стихотворение «Эти бедные селенья…». В нем автор как раз и пытается объяснить, почему Россия, с ее разрухой и голодом, царившим по деревням, все-таки ему ближе, чем сытая довольная Европа.

Автор пытается подобрать точное определение своей родной стране. В итоге Тютчев приходит к мнению, что Россия – страна терпенья. В этом его точка зрения близка к Некрасову. Поэт считает, что Россия далека от совершенства, у нее много проблем, но русский народ богат нравственно, он может справится с любыми трудностями и останется таким же.

Тютчев считает, что Россия – страна, которая была избрана Богом. Поэт уверен, что духовность – главное достояние русского народа, и важно не потерять ее ни при каких обстоятельствах.

Стихотворение «Эти бедные селенья…» написано по дороге из Москвы в родовое имение Тютчева — Овстуг и представляет собой смесь описательной и повествовательной лирики.

В стихотворени поэт делится своим настроением. мыслями, вызванными тем, что он видит вокруг себя. В стихотворении дается обобщающий образ современной поэту русской жизни, поэтическая картина жизни народа. Тему стихотворения определить не просто.

Стихотворение состоит из трех строф. В первой строфе автор видит видит «бедные селенья» и «скудную природу» — все это «край русского народа». Тютчев называет его «край родной долготерпенья». В этой строке мы видим сочувствие поэта к людям, живущим в»этих бедных селеньях».

Особую выразительность этой строфе придает анафора. Повторяемое в начале каждой строки слова получают значительную эмоциональную нагрузку, усиливает параллелизм строк и их выразительность:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа —

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Во второй строфе поэт говорит о загадке русской души, которую не понять «взору иноплеменных»:

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Третья строфа отражаает идейный смысл стихотворения, заключающегося в вере поэта в то, что Царь Небесный не оставил «земли родной» и «исходил благословляя» ее.

Поэт преклоняется перед нравственной силой русского народа и верит в него.

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья»

Стихотворение «Эти бедные селенья» датируется 13 августа 1855 года.
Начинается стихотворение с анафорически построенных строк, которыми поэт призывает разглядеть окружающую действительность:

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Эпитеты «бедные», «скудная» несвойственны природной лирике поэта, они заставляют задуматься о действительно трудной судьбе «русского народа».
Во второй строфе особо ярко нашла отражение славянофильская позиция поэта:

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Красочно просматривается противопоставление «своего» и «чужого», «родного» и «инородного». У России свой путь, своя неповторимая судьба. Для западного взгляда это лишь отсталая и дикая страна, в которой угнетенный народ подавлен и смиряется со своей долей.

Однако Россия озарена «тайным», то есть почти невидимым, непонятным и неразличимым светом, рассмотреть и понять который не в силах иноземец, не знающий истинную русскую действительность. А свет этот представляет собой глубокую патриархальность, веру. Самая высшая красота – это религиозное чувство, а оно свойственно русским людям.

Россия – страна, хранимая Богом, благословленная им. Поэтому и появляется в стихотворении религиозная символика:

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословляя.

Христос у Тютчева словно бы становится свидетелем народного «долготерпения», народного страдания. Он – единственный, на кого можно уповать и надеяться.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, перекрестные женские рифмы придают ему некую плавность, песенность и, в то же время, законченность.

Слушать стихотворение Тютчева Эти бедные селенья

Анализ стихотворения Тютчева Эти бедные селенья

Это стихотворение было написано Тютчевым после его возвращенья на родину из-за границы. В нем представляет он перед читателем то, что предстало перед его взором – общий вид его страны, а точнее – условия, в которых проживал простой народ. Автор и любуется родной природой, и, одновременно с этим, испытывает грусть.

Что же так затронуло душу поэта? Он видит край, где живут его соплеменники бедным и убогим внешне. Это звучит с первых строк: бедные селения, скудность природы. Положение русского простого народа незавидно.

Но, хоть и беден он материально, зато – богат духовно. Мысль об этом перекликается и в дальнейших строках произведения с бедностью и убогостью. Автору знакома широкая русская душа. Она терпелива. Она смиренна. Она богата и прекрасна.

С горечью подмечает поэт и то, что иностранец, привыкший жить в совсем других условиях, и не заметит всей духовной глубины народа. В глаза бросится ему лишь материальная нищета, за которой не увидит он остального. Сам же Тютчев прекрасно знал и осознавал красоту внутреннюю людей, живущих в незавидных условиях.

Этому и посвящено стихотворение. В нем выражает автор свое восхищение народом, который не теряет надежды и веры в любых условиях. А через материальную, видимую, бедность его исходит тайный свет всех его внутренних достоинств. В строках, написанных им, звучат одновременно и восхищение, и горечь, сожаление.

Подчеркивает еще раз в последнем четверостишии Тютчев все богатство своего народа: он сравнивает его с царем небесным, ходящем в рабском виде по родной земле. Смысл этой фразы заключается в том, что русский простой человек, заслуживая лучшего, довольствуется тем, что есть. И, при этом он не теряет своих достоинств, что делает его еще величественнее. Но, это остается незамеченным.

Анализ стихотворения Эти бедные селенья Тютчева

Федор Иванович Тютчев великий русский поэт, который долгое время прожил далеко от дома, за границей. Приезжал домой очень редко, но за эти короткие встречи с родным краем писал много произведений. Тютчев очень любил Россию и всегда проводил границу между ней и Европой. Писатель говорил, что люди в Европе совсем другие не такие добрые, человеколюбивые как в России. Он очень много стихов посвятил Родине и замечал многие детали. Он делал как бы сравнение между родным краем и европейскими городами.

В данном стихотворении писатель пишет о том, что хоть и Россия полна недостатков, он все равно ее любит. Тютчев пишет, что встречаются бедные селенья, где люди очень тяжело работают на полях, чтобы выжить. Он говорит, что это край русского народа и неважно, сколько недостатков, но она родная и любимая страна.

Тютчев пишет, что не все могут понять Великую Русь. Люди, которые здесь не проживают, никогда не поймут всей красоты этой страны. Тютчев отмечает, что Россия очень много выстрадала и прошла. Народ России всегда тяжело работал и никогда не жаловался на несправедливость. Никто не смог её сломить и поставить на колени, хотя много кто хотел. Писатель говорит, что другие жители стран хоть и смотрят на неё свысока, но никто не знает как здесь красиво и хорошо.

В последнем куплете стихотворения Тютчев пишет, что вся страна благословлена самим царем небесным. В России очень много времени посвящают духовности народа, особенно в небольших селениях, где народ много времени находится в мольбах. Русский народ умеет благодарить всевышнего за их дары на полях. Каждый русский человек с гордостью и высоко поднятой головой несет свой крест судьбы, при этом не жалуется ни на что. Тютчев говорит, что в России человек всегда благодарен подаренному ему новому дню.

Лишь русский человек способен радоваться всему, что его окружает, видит во всем положительную сторону и борется с несправедливостью. Именно поэтому Тютчев, бросив свою работу в Европе, вернулся обратно в родную Россию, где он проработал 20 лет в сфере дипломатии. Писатель понимал, что России далеко до стран Европы, но все же предпочел вернуться.

Кратко по плану

Картинка к стихотворению Эти бедные селенья

Популярные темы анализов

Анна Ахматова стала знаменитой, прежде всего, благодаря любовной лирике, в которой отразился весь спектр эмоций женщины, страдающей от безответной любви или неудачных отношений. Исключением не стало и стихотворение «А ты думал,

Стихотворения о несчастной любви – первое, что приходит на ум при упоминании имени Анны Андреевны Ахматовой. Женщина действительно прославилась благодаря любовной лирике,

Утро на берегу озера было опубликовано в “Отечественных записках «в 1854 году. Было написано оно в момент некоторой ненависти Никитина на жизнь. Об этом он поведал своему приятелю Второву, а также сообщил, что возможно его все же

Стихотворение написано в 1923 году в то время когда Есенин встретил Августу Миклашевскую. Он думал, что она станет его последней любовью и посвятил строки данного произведения ей. Их роман продлился не долго, но именно про нее он

Поэтическая сила творчества А.Н. Апухтина заключается в его проницательности, искренности, любви к родному краю. Не является исключением и его сочинение «В полдень», которое демонстрирует тонкую связь внутреннего мира автора с внешним,

Стихотворение Ф. И. Тютчева “Эти бедные селенья” (восприятие, истолкование, оценка)

1855 год, год написания Тютчевым стихотворения “Эти бедные селенья…”, был для России временем прихода к власти Александра II. Смена царя всегда сопровождалась ростом надежды на улучшения в общественной и государственной жизни. Тяжелое царствование Николая I, ненавидевшего и всячески пресекавшего свободу, закончилось. Вместе с этим в душе русских людей опять начали подниматься вопросы, которые при прошлом царе могли привести на виселицу или в Сибирь: вопросы о свободе и равенстве.
Анализируемое стихотворение относится к так называемой политической лирике Тютчева. Поэт долгое время состоял на госслужбе, поэтому, высказываясь на любую политическую тему, он должен был быть особенно осторожен. Ведь отступничество, а именно так и рассматривалось вольнодумие, каралось весьма сурово.
Основная тема стихотворения – закабаленность русского человека. Здесь речь идет о крепостном праве. Надо отметить, что Тютчев долгое время работал послом в Европе, где рабство и любое подобие крепостного права исчезло много веков назад. Поэтому, видя попрание человеческих законов в родной стране, поэт не мог оставаться равнодушным.
Прием, на котором строится все стихотворение, – иносказание. Используя “эзопов язык”, Тютчев раскрывает свой взгляд на судьбу России и ее народа.
В первой же строфе мы встречаемся лицом к лицу с российской деревней, такой, какой ее видит поэт:
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Сразу же вводится и основная тема: говорится о повальной бедности и долготерпении простого русского народа. Но лирический герой стихотворения вовсе не ненавидит свою родную сторону за это униженное состояние. Напротив, он любит ее всем сердцем, и оттого его боль при виде страданий России становится нестерпимой.
В судьбе русского народа герой видит что-то святое и величественное. Смирение людей перед своей рабской участью кажется ему христианским. Гордыня, не свойственная русскому человеку, – это удел других народов:
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Вообще, христианский мотив звучит в произведении довольно четко. Всем хорошо известно, что Иисус не принадлежал к высшим социальным слоям, а был простым плотником, бедным человеком. Провозгласив равенство между людьми, сын Божий и не представлял, что в некоторых странах рабство, самая страшная форма унижения людей, продержится еще целых восемнадцать с половиной веков после распятия.
У Тютчева образ Христа и образ русского крестьянина сближаются до почти полного их слияния. Это позволяет поэту сравнить страдания русского крепостного с крестом, который Иисус нес на Голгофу. А также предположить, что “царь небесный” мог явиться на землю в образе раба, крепостного:
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.
В последней строчке звучит и вовсе по тем временам крамольная мысль: земля русская благословлена ее крепостными. Они есть цари истинные, небесные, а не преходящие, земные.
Это стихотворение написано четырехстопным хореем. Рифма перекрестная, преимущественно женская.
В произведении использованы художественные средства, присущие “эзопову языку”: иносказания (“в рабском виде царь небесный”), перифразы (“царь небесный”, “крестная ноша”), метафоры и эпитеты (“край долготерпенья”, “взор иноплеменный”, “наготе смиренной”).
Таким образом, данное стихотворение раскрывает поэта Тютчева как художника-гуманиста. Не только мир чувств был важен для него. Он анализировал и высказывал в творчестве свои взгляды на различные аспекты человеческой жизни. В произведении “Эти бедные селенья…” Тютчев выразил гнетущее чувство несправедливости. Поэт не призывает к насильственным методам. Отнюдь, насилие для свержения тирании для него было равнозначно насилию тирании. Поэтому русский народ, по Тютчеву, – христианский мученик. И выжить народу помогает, так же, как и мученику, вера и терпение. А их русскому народу не занимать!

Читайте также:  Стихотворение Ф. И. Тютчева Silentium! (восприятие, истолкование, оценка) (мини-сочинение): сочинение

Сочинение по литературе на тему: Стихотворение Ф. И. Тютчева “Эти бедные селенья” (восприятие, истолкование, оценка)

Другие сочинения:

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “Эти бедные селенья” Стихотворение “Эти бедные селенья” датируется 13 августа 1855 года. Начинается стихотворение с анафорически построенных строк, которыми поэт призывает разглядеть окружающую действительность: Эти бедные селенья, Эта скудная природа Край родной долготерпенья, Край ты русского народа! Эпитеты “бедные”, “скудная” несвойственны природной лирике Read More .

Анализ стихотворения Тютчева “Эти бедные селенья” Стихотворение Ф. И. Тютчева “Эти бедные селенья…” – одно из немногих произведений поэта, где философские моти­вы уступают место социальной проблематике. Поэт, будучи чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхе­не, более двадцати лет прожил за границей. У него неизбежно напрашивалось сопоставление Read More .

Стихотворение Ф. И. Тютчева “Silentium!” (восприятие, истолкование, оценка) (мини-сочинение) Стихотворение “Silentium” – одно из самых сложных для понимания в творчестве Тютчева. В этом произведении поэт вскрывает проблему взаимоотношения личности с окружающим миром, и поэтому это стихотворение по праву относится к философской лирике. Уже название заключает в себе парадокс. Silentium Read More .

Стихотворение Ф. И. Тютчева “Silentium!” (восприятие, истолкование, оценка) Ф. И. Тютчев – известный русский поэт XIX века. Его творчество очень эмоционально и разнообразно: в нем мы услышим и шум весенних вод, и первый гром, и страдания от безответной любви, и философские размышления о смысле жизни. Философская лирика – Read More .

Стихотворение Ф. И. Тютчева “Нам не дано предугадать…” (восприятие, истолкование, оценка) Ф. И. Тютчев вошел в историю русской поэзии как поэт-философ и поэт-психолог. В его творчестве наблюдается влияние лирики Пушкина, Лермонтова, Фета. Тютчев, как последний русский романтик, творивший в эпоху реализма, считается предвестником символизма и экзистенциализма в русской поэзии. В лирике Read More .

Стихотворение Ф. И. Тютчева “О, как убийственно мы любим…” (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение Ф. И. Тютчева “О, как убийственно мы любим…” (1851 год) принадлежит к знаменитому “денисьевскому циклу”. Этот цикл посвящен последней любви поэта – Елене Александровне Денисьевой. Отношения между поэтом и его возлюбленной окрашены в трагические тона: их брак был незаконным, Read More .

Стихотворение Ф. И. Тютчева “Есть в осени первоначальной…” (Восприятие, истолкование, оценка) Ф. И. Тютчев – знаменитый русский Поэт XIX века. Его творчество необыкновенно эмоционально и разнообразно. В нем можно найти и шум весенних вод, и первый гром, и страдания от безответной любви, и глубокие размышления. Большинству людей Тютчев известен, прежде всего, Read More .

Стихотворение Б. Л. Пастернака “Любить иных – тяжелый крест…”. (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение Б. Л. Пастернака “Никого не будет в доме…”. (Восприятие, истолкование, оценка) Любовная лирика занимает большое место в творчестве Пастернака. Наверное, нет ни одного человека на земле, который бы никогда не испытывал этого чувства. Стихотворения о любви карактерны для творчества Пастернака 1930-х годов. Любовь понимается поэтом очень широко, в бытийном и философском Read More .

Эти бедные селенья Тютчев

Среда, 18 января 2017 г.
Рубрика: Книги и Литература
Метки: Тютчев, стихотворение, анализ
Автор статьи: lololo
Федор Иванович Тютчев не только ощущал окружающее пространство и понимал его, жил как поэт, но на такое звание никогда не претендовал. Он был скромным писателем и никогда не рвался в ряды известных людей. Свое занятие, связанное с написанием стихотворением, Тютчев называл «бумагомаранием». Он не стремился печататься во всемирно известных печатных изданиях, не желал знать оценку своим произведениям и, даже не собирал свои стихи. Они излагались в различных письмах и черновиках, которые автор время от времени отправлял своим знакомым, стихотворения можно было найти среди ценных бумаг или в забытых книгах.

Особенности творчества Ф.И. Тютчева

Лирика Тютчева относится к философскому направлению. В то время в русской поэзии данное направление было весьма развито. Многие поэты писали философские стихотворения, излагая на бумаге свое мировоззрение и привязывая тот или иной текст к определенному событию, максимально качественно раскрывая образы лирических героев. Федор Иванович в этом непохож на своих современников.

Созданные автором произведения олицетворяли человеческую сущность, у которой присутствовали неиссякаемые вопросы перед лицом всего мира, здесь были сравнения с натуральной природой и ее особенностями. Лирику, создаваемую Тютчевым, можно смело отнести к лирике природы, а не описанию особенностей натуральных ландшафтов и образов. Каждая описываемая ситуация или тематика переносит читателя не к определенной лирической картине, а показывает весь мир, имеющий свои исключительные особенности.

Фёдор Иванович всегда имел особенное смирение, которое только усиливалось под действием жизненного опыта. Именно это олицетворяло его эстетическое освоение и осмысление вещей, происходящих в мире. Такие особенности всё больше убеждали автора в том, что без определенной веры во что-либо человек не сможет существовать в настоящем мире. Поэт всецело осознавал насколько несовершенно, противоречиво и слабо, а порой даже губительно проявление собственного «я» у каждой человеческой личности. Он открыто заявлял, что у каждого человека присутствует свое собственно самовозвеличивание.

Произведения Фёдора Ивановича Тютчева имели гражданско-философское направление. Взгляды, раскрываемые в произведениях, напоминали о мыслях славянофилов и духовном стремлении к постижению истины. Следует отметить, что в преодолении жизненных проблем автору никто не помогал, ему приходилось со всем справляться самостоятельно – в одиночку. Поэту необходимо было сделать определенный подвиг для себя, и он его сделал, совершил все максимально качественно.

Тютчев был отдалён от России еще в самом раннем молодом возрасте. Его отправили на работу в Германию, а именно город Мюнхен по достижению восемнадцатилетнего возраста. Здесь он был предоставлен только себе и все возникающие время от времени проблемы решал самостоятельно. Федор сам переживал процесс внутреннего развития, который длился с самой юности до зрелого возраста. Вернулся на свою родину автор только тогда, когда ему пошёл пятый десяток. Жизнь за границей продлилась более 22 лет и оказала огромное влияние на формирование его личности.

Автор никогда не терял связь с Россией, верил в ее лучшее будущее, и был убежден, что верховное историческое призвание поможет справиться со многими проблемами. Родина владела поэтом с особенной могущественностью, упорством, безраздельностью. Свои взгляды Фёдор Иванович не скрывал и не изменял им. Наоборот, те взгляды, которых придерживался поэт, придавали ему особую силу и мощь.

Анализ произведения «Эти бедные селенья…»

Поэтом было создано большое количество произведений. Одни описывали особенности природы, совмещенные с жизнедеятельностью человека, другие рассказывали о любви. Были и стихотворения, рассказывающие про особенности родины автора. Ярким примером является шедевр, получивший название «Эти бедные селенья…». Данное творение – своеобразное откровение автора, который обладал определенными пророческими чертами.

Федор Иванович Тютчев сострадал своему народу и в этом он не был одинок. Многие современники той эпохи также писали в данном направлении, частично осуждая русского человека и стараясь направить его на истинный путь. Автор излагал мысли благочестиво, они были наполнены особенным и осторожным любовным отношением к родине. Он старался раскрыть особенности всей России, давая читателю возможность заглянуть в её самые отдалённые уголки.

Следует отметить, что в произведении «Эти бедные селенья…» отслеживается особенное противопоставление, где присутствует как гордыня, так и исключительное смирение. Зачастую такие особенности можно понять лишь на религиозном уровне. Гордыня представляет собой определенный источник всего зла в мире, она приводит к непоправимым последствиям. В данном случае основой для спасения является именно смирение, без которого обойтись невозможно, смирение со всей окружающей обстановкой и жизненными проблемами. Если посмотреть на два этих понятия с христианской точки зрения, то гордыня способна просто-напросто застелить взор, а смирение откроет человеку истинное зрение, позволит трезво взглянуть на происходящую ситуацию.

Основная мысль шедевра

В строках Стихотворения «Эти бедные селенья…» отслеживается максимально сконцентрированное понятие мудрости. Автор показывает, что именно за скудностью скрывается само смирение, способное осветить собой покорность воле Бога, а также проявить терпение.

Автор не дает прямых высказываний, а постепенно приводит читателя к мысли, раскрывающей понятие Святой Руси. В стихотворении присутствует религиозный подтекст и особенное звучание с философскими нотами. Многие современники той эпохи отмечали, что произведение Федора Ивановича Тютчева «Эти бедные селенья…» является самым сильным, обладает максимально раскрытыми лирическими ощущениями и равных данному творению нет и не будет. Были и противники такого высказывания. Они утверждали, что не стоит сравнивать пейзажность русской природы с обездоленностью и скудностью русской земли. Такие эстетические мерки, некоторых критиков, указывали на то, что у автора в момент написания было неспокойно на душе.

Стихотворение «Эти бедные селенья…» поражает читателя своей исключительной контрастностью. Здесь максимально четко описана неприглядность как внешнего, так и внутреннего величия духовного состояния человека. В строках отслеживается факт, что при написании произведения у автора присутствовало чувство тоски. Тютчев постоянно видел скудность, бедность русского народа, именно поэтому он старался перенести данные ощущения на природу. Тоскливая грусть максимально точно передает впечатления заброшенности и постоянного одиночества. Эти особенные ощущения вызывают заброшенные людьми избы и заросшие тропы, которые теряются на полях и давно никем не используются. Несмотря на всю грусть, именно эти особенности позволяют точно раскрыть долгосмиренность и терпение, присутствующее русскому человеку.

Федор Иванович Тютчев создавал по-настоящему изысканные творения, которые способны вызвать у человека и помочь осознать самые заветные мысли о родине. Читатель понимает о его высоком призвании, а также обязанности в верном служении. Именно такие шедевры прочно входят в осознание культуры всего народа.

Ссылка на основную публикацию
×
×