Согласны ли вы с мнением, что поэзия Тютчева есть не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину?: сочинение

Согласны ли вы с мнением, что «поэзия Тютчева есть…не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину…»?

Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

Поэзия Ф.И. Тютчева вырастала на русской почве, но, вместе с тем, он наследовал достижения западноевропейской поэзии. Она с потрясающей силой передает мятежные состояния, выражает бунтарскую стихию человеческой природы. Это – поэзия мысли, которая всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы. Это поэзия сильных, смелых и оригинальных образов, разнообразная по тональности, замечательная по ритмам и звучаниям, самобытная, темпераментная, эмоциональная, умная.
Тютчев-поэт устремлен в сферу идеалов. Он стремится своими стихами передать красоту природы и внутреннего мира человека. Человек хочет раскрыть в стихах то, что он любит, что вызывает его восторг, перед чем он преклоняется, на что направлены его желания и нравственные цели.
В поэзии Тютчева содержится сложная и богатая гамма романтических стремлений, чувств и впечатлений. Та романтика, которую поэт воспринял из жизни и собственной души и ввел в стихи, заключена в непознанно-сокровенном, в таинственно-волшебных думах, грезах и снах человека, в тайнах жизни природы и человеческого сердца.
В философской лирике Тютчева выделяется «поэзия дня» и «поэзия ночи». Первая понимается поэтом как вечно молодой, радостный, гармоничный, телесный и одухотворенный мир:
Лазурь небесная смеется,
Ночной омытая грозой,
И между гор росиста вьется
Долина светлой полосой.
Поэт слышит вечный хор в природе, она для него – орган поющий. День сияет как блистательный покров, природа светится изнутри, освещенная огнем солнца. Природа не мираж, не призрачный фантом, она реальность мира. В пластических образах он стремится запечатлеть её формы и краски, бытие в пространстве и времени.
Явления природы имеют свои характеры, входят в конфликты с другими явлениями. Злая Зима и веселая Весна обладают характерами, подобно человеческим. Поэт постоянно вводит в стихотворения образы рек, озер, ручьев, потоков воды, дождевых капель, струй фонтана, морских волн:
Не то, что мните вы, природа!
Не шепот, не бездушный лик…
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Светлому миру гармонического наслаждения в поэзии Тютчева противопоставлен мрачный мир хаоса, холода, тьмы и мертвой неподвижности. Часто это не только противопоставления погоды и сезона, но именно края: тепла севера и юга.
Философская концепция и поэтический мир стихов Тютчева едины. У него получилась своеобразная романтическая мистерия вселенского бытия. В ней величие и драматизм, благодать дня и страхи ночи, радость жизни и трагизм смерти. Пластические грациозные герои мира дневного находятся в тайном и явном конфликте видимого, сущего с тайным, неразгаданным, составляет главную драматическую коллизию вселенского единства.
По представлениям Тютчева, глубинное в человеке раскрывается не в жизненной повседневности, а в особые, исключительные моменты жизни человека, относительно длинные или короткие периоды, дни, часы, миги. Различные типы стихотворений – это варианты лирического монолога, имеющие определенную нравственно-психологическую установку, задачу самораскрытия. В зависимости от того, какой момент сильного и сокровенного душевного движения оказался в центре внимания поэта, в его лирике появляются исповеди, думы, молитвы.
Проблема жизненных путей получила у Тютчева конкретное и общефилософское раскрытие. Жизнь человека – общение с людьми, с природой, с миром. Человек должен вместить в себя много впечатлений, чувств, дум, новых мест, зрелищ, людей.
Бытие человека Тютчев понимает как неустанное движение. Лирического героя философской лирики поэта отличает стремление сохранения в неприкосновенности нравственного лица души от посягательств бессмертной пошлости людской, жестокого суда людского:
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои…
Тютчевская лирика – это, наверное, единственная в своем роде лиротрагедия. По непримиримости столкнувшихся в ней начал и по силе самого столкновения Тютчев может быть сравним в нашей литературе с Достоевским. Культ личности и его ниспровержение, заявление духовности природы и сомнения в этом, утверждение Бога и его отрицание.
Лирика Тютчева – лирика грандиозных обобщений – породила и особый поэтический язык. Его стиль – тоже результат ухода от всего житейского, натуралистического, бытового. Уже современники называли поэта архаистом, столь необычны и высоки казались его стихи. Поэту, имеющему дело с целым мирозданием, со всей природой, характерно стремление к широким обобщениям, к определению устойчивого, конечного, постоянного. Отсюда простота, первозданность, идеальность его образов. Один из любимых его поэтических эпитетов – «золотой». Этот эпитет, как и вообще любой тютчевский образ, фокусирует бытие, устанавливает связь отдаленных вещей и явлений. Самые необычные комбинации типа «поющие деревьев» у Тютчева – результат ощущения единства мира.
Стихи Ф. Тютчева философичны по глубине, по способности выйти к главным вопросам бытия: жизнь и смерть, вера и безверие, хаос и космос. Поэзия Тютчева не провозглашение окончательных истин, не сообщение об итогах поиска, но сам неостановимый поиск.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тютчев Ф.И. / Разное / Согласны ли вы с мнением, что «поэзия Тютчева есть…не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину…»?

Смотрите также по разным произведениям Тютчева:

“Поэзия Тютчева есть…не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину…”

На дворе XXI век. В литературе появляются новые имена, которые, несомненно, заслуживают внимания и уважения. Но не стоит забывать, что в русской литературе XIX века есть творчество писателей, остающихся до сих пор неразгаданной загадкой, некой тайной. На мой взгляд, без понимания классической русской литературы нельзя понять современных писателей, поскольку в своем творчестве они опираются на предыдущее поколение, используют их опыт. К числу таких писателей, которые для меня загадочены и интересены, относится и Федор Тютчев.

Мою мысль подтверждают

На самом же деле, его стихи следует читать с карандашом в руке. Например, стихотворение “Silentium” . Многими читателями слова Тютчева “мысль изреченная есть ложь” понимаются как то, что поэт отрывает мысль от слова, высказывает неверие в способность слова выразить то, о чем думает человек. Однако Тютчев хотел сказать этими словами, что мысль изреченная есть ложь, во всяком случае – часто ложь, потому что найденное и взятое слово не всегда выражает то, что поэту хотелось бы сообщить своим читателям. Тютчев в своем творчестве стремился к предельной конкретности описаний, к выделению едва ли не самых неповторимых, изначально существенных признаков тех или иных явлений.

Это стихотворение отражает “трагизм времени”, обреченность человека на “внутреннее одиночество”. Идея “Silentium” ассоциируется с жалобами поэта на невозможность выразить свое состояние словами. Этот вопрос всегда волновал поэта, ибо слова по сути своей несовершенны. Чтобы убедиться в этом, необходимо процитировать: Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, – Питайся ими – и молчи. Тютчев акцентирует внимание на богатстве духовного мира человека. Он отстаивает неповторимость этого мира. Поэт желает сказать человеку: “Ты особый, уникальный”.

Отсюда и – “другому, как понять тебя?”. В связи с этим, если ты человек особый и неповторимый, то и богатство своего внутреннего мира нельзя адекватно выразить словами. “Язык души, – утверждает И. П. Щеблыкин, – богаче словесного языка, и даже – звукового”. Вот почему: “Мысль изреченная есть ложь”. Основной смысл стихотворения, на мой взгляд, это то, что каждый поэт, писатель должен быть уважителен к своему слову, к своим думам, размышлениям.

Он должен быть скромным, немногословным, тогда сможет сохранить богатство своей души. Стихотворение Тютчева “Наш век” также требует небольшого толкования: Не плоть, а дух растлился в наши дни И человек отчаянно тоскует… Здесь речь идет о человеческом дуже, о нравственности личности. И. П. Щеблыкин утверждает, что “самое страшное, по Тютчеву, что может произойти в процессе “растления” человеческого духа – это безверие. Человек оттого и тоскует, что теряет или уже потерял веру в Бога”.

С этими словами нельзя не согласиться. Действительно, безверие порождает рассудочность, которая, в свою очередь, порождает гордыню, мешает человеку понять свои истинные отношения с Богом. В этом и заключается главная причина внутреннего разложения человека: Нет веры к вымыслам чудесным, Рассудок все опустошил… Таким образом, мы убедились, что лирика Тютчева философична, что ее образные характеристики обладают большой емкостью, что может привести к неправильному истолкованию тех или иных суждений.

Почти в каждой тютчевской фразе заключено несколько смыслов. Поэтому необходимо с большим вниманием анализировать его стихотворения, и только тогда мы сможем понять назначение Тютчева как поэта-мыслителя.

“Великое счастье свободы не должно быть омрачено преступлениями против личности, иначе-мы убьем свободу своими же руками…” Роман Евгения Замятина “Мы” был написан в 1921 году. Над романом он работал в годы Гражданской войны, и поэтому в нем подняты основные проблемы человеческой жизни и будущего России. Произведение.

Читайте также:  Стихотворение Ф. И. Тютчева Не то, что мните вы, природа (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Стихотворение А. С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье…” и романс М. Глинки Лирика, отражая жизнь, изображает переживания человека, его мысли и чувства, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами. А музыка – это искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах. К числу важнейших.

Н. А. Некрасов Примерный текст сочинения. Краткое изложение текста Н. А. Некрасов о роли и назначении поэта Особенность русской литературы состоит в том, что она всегда была теснейшим образом связана с актуальными проблемами общественной жизни. Великих писателей России глубоко.

Конспект урока для 1 класса “Путешествие в страну Измеряйка” Управление образования Исполнительного комитета Заинского муниципального района Конспект урока для 1 класса “Путешествие в страну Измеряйка” Подготовила Воспитатель Гришина Ирина Ивановна 2012 г. Программные задачи 1. Формировать представление детей об.

Образ Кутузова и средства его создания в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” – одно из величайших произведений гениального русского писателя, по праву вошедшего в сокровищницу мировой литературы. Толстой описывает в нем целую эпоху человеческой жизни, объясняет ход истории, показывает.

Шенграбенское сражение. Проблема “истинного и ложного героизма”. В чем разница между поведением Долохова и Тимохина? Война 1805г. Обстановка в театре военных действий была следующей: тридцатипятитысячная русская армия отступает, преследуемая стотысячной французской армией под начальством Наполеона. Кутузов послал наперерез врагам четырехтысячный авангард Багратиона, который, опередив французов.

“Революция обнаруживает и высоту человеческой природы, и истребление духовных ценностей” Н. А. Бердяев План I. Трагедия революционных потрясений и войн. II. Писатели – летописцы истории. 1. Непосредственные участники революционных событий. 2. Булгаков – отражатель противоречий эпохи: А) судьба интеллигенции в период “смуты” –.

Наташа Ростова. “Счастье, надежда, свет” Среди многих действующих лиц романа одна Наташа вызывает у автора чувство самой глубокой и неизменной симпатии. Она стала своеобразным эталоном, так как помогает писателю оценивать нравственные качества других персонажей. Так.

Как раскрывается характер городничего по мере развития действия пьесы Н. В. Гоголя “Ревизор”? Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – один из главных героев комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”. Еще из “Замечаний для господ актеров” мы узнаем, что городничий – это практичный и неглупый человек.

Выразительные средства поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос” Каждый писатель вырабатывает своеобразный стиль исходя из своих художественных задач. В зависимости от темы и идеи произведения ведется отбор средств выразительности. В поэме “Мороз, Красный нос” очень большую роль играет.

“Ведомство тьмы” и “ведомство света” в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” “Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”… Эти слова из поэмы Ф. Гете “Фауст”, взятые М. Булгаковым в качестве эпиграфа к первой части его.

Мое впечатление от романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман Булгакова “Мастер и Маргарита”, мне кажется, одно из самых загадочных и интересных произведений в русской литературе. Каждый пласт романа, будь то сюжет, система образов героев, композиция, язык повествования –.

Тема отчего дома в поэзии С. А. Есенина Ой ты Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу… С. Есенин Сергей Есенин – великий русский поэт. Главная и определяющая черта его поэзии – народность. Ему не.

Любовь к родине Грибоедова Мне не случалось в жизни видеть человека, который бы так пламенно, так страстно любил отечество, как Грибоедов любил Россию,- вспоминал один из знакомых поэта-драматурга. Эта любовь к Родине нашла яркое.

Характеристика Лизы и Эраста В повести “Бедная Лиза ” Карамзин затрагивает тему противостояния города и деревни. В ней главные герои являются примерами этого противостояния. Лиза – крестьянская девушка. После смерти отца она и ее.

Виды и структура планов воспитательной работы Структура плана воспитательной работы класса включает в себя следующие разделы: Психолого – педагогическая характеристика класса, анализ состояния здоровья детей . Задачи воспитательной работы классного руководителя Содержание, методы, формы совместной деятельности.

Функции и значение гротеска в изображении города Глупова и его градоначальников в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина “История одного города” Салтыков прибегает только к такому роду карикатуры, который преувеличивает истину как бы посредством увеличительного стекла, но никогда не извращает полностью ее сущность. И. С. Тургенев. Незаменимым и первым средством сатиры.

Противоречивая натура Печорина Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” – первый в русской литературе роман, в центре которого представлена не биография человека, а именно личность человека – его душевная и умственная жизнь.

Образ уездного города в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” События комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” происходят в 1831 году в некотором уездном городе. Как сказал о нем городничий “Да, отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не.

Философская лирика Н. Заболоцкого Николай Алексеевич Заболоцкий принадлежит к первому поколению русских писателей, вступивших в литературу уже после революции. Вся его жизнь – это подвиг ради поэзии. Когда заходит разговор о поэтическом мастерстве, всегда.

Сейчас вы читаете: “Поэзия Тютчева есть…не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину…”

Согласны ли вы с мнением, что поэзия Тютчева есть не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину?: сочинение

С.Л. Франк, русский мыслитель и автор статей по литературе и эстетике, был выслан в 1922 году из России. По мысли Франка, объективный мир познаётся не только “ограниченными” средствами аналитического мышления, но открывается через “живое знание”, одним из важнейших источников которого является искусство. Для раскрытия картины мира Франк обращается к литературе, потому что видит в ней средство опытного познания. Натурфилософский взгляд на мир выражается в его статье «Космическое чувство в поэзии Тютчева» (Русская мысль. 1913. № 11). Поэтому сочинение следует построить на раскрытии своеобразия темы природы и мирового устройства в творчестве поэта.

Мир для Тютчева — это единство противоположностей: прошлого и современного, дня и ночи, разумного и чувственного, внутреннего и внешнего. Человек, стремясь к идеалу, должен слиться с миром природы, ощутить себя причастным к “божественно-всемирной жизни”. Но идеал этот недостижим из-за несовершенства отношений человека и мира. Конкретно-реалистическая детализация образов природы воспринимается Тютчевым во вселенском, космическом контексте.

Стихи Тютчева о природе — это трепетный рассказ о его собственной душе. Они полны размышлений, символов, обобщений, отчего мысли художника и образные картины обретают особую осязаемость. Природа не только многолика, но и очеловечена, одухотворена, живёт своей “чудной жизнью”, у неё есть душа, есть язык, есть тайны. Знаменательно, что поэт нигде не изображает определённого времени года. Он созерцает природу в переходные периоды: от зимы к весне, от лета к осени, от вечера к ночи. В этом философия движения времени, постоянно меняющегося бытия. Стихи полны размышлений о законах устройства мира.

Начало стихотворения «Как весел грохот летних бурь…» проникнуто восторгом перед красотой и разнообразием природного царства. Восклицание в начале текста передаёт восхищение природой, которая подобна гигантскому живому существу. Слова со значением “большого размера”: широколиственно, исполины и др., — подчёркивают величие и мощь природы, которая являет собой огромный и единый организм. Она часть Вселенной и подобна ей по размерам и внутренней силе. Ощущение торжественности достигается обилием многосложных слов: нахлынувшая, опрометчиво-безумно — и архаической лексикой: прах, под незримою пятой, ропщут.

Бесконечность и целостность природы подчёркивает композиция текста. В нём два предложения, но очень больших и сложных по структуре. Мощная восклицательная интонация к середине второй строфы как бы “надламывается”, восторг сменяется тревогой. Образы становятся мельче, “человечнее”. “Жёлтый лист”, который, “крутясь, слетает на дорогу”, символизирует печаль, утрату, умирание. Но вечный закон в том, что летняя мощь непременно сменится спокойствием и мудростью осени. Переходное состояние природы, как и человеческая жизнь, выглядит непрочным, обречённым на гибель.

Для стихотворения «Есть в осени первоначальной…» характерны интонации раздумья, спокойного размышления. Чудесен короткий переход лета в осень, который на Руси издавна прозвали “бабьим летом”. Многосложные слова с пиррихиями придают стиху широту, свободу, создавая величие и гармонию изображённой картины. Важные признаки осени подчёркиваются прилагательными с оценочным значением. Во второй строфе поэтическое время идёт назад, в пору сбора урожая. Образные картины в ней более динамичны, детальны, приближены к глазам читателя. Слова: серп и колос, пусто и простор — символизируют страду и покой, динамику и статику. Поле подобно человеку, отдыхающему после тяжёлого труда. Паутины тонкий волос на праздной борозде — главная примета начала осени. В словах пустеет и не слышно видны признаки приближающейся зимы, но они ещё едва заметны. Свободные и широкие интонации третьей строфы заключают текст в смысловое кольцо. В природе это “чистая и тёплая лазурь” хрустального дня и лучезарного вечера. А для человека это передышка после долгой и утомительной работы. Природа и человек как бы слились в образе отдыхающего поля.

Читайте также:  Тема Родины в творчестве Ф.И. Тютчева: сочинение

Космический масштаб изображения мира виден в стихотворении «Неохотно и несмело…». В нём описано величественное явление природы — гроза и её характерные признаки: гром, молния, тучи. Выразительны глаголы-метафоры, разнообразна цветовая палитра, показывающая, как колорит текста становится светлее, радостнее. Центральная картина — вспышка молнии, но в финале вновь появляется солнце, залившее мир сиянием. Кольцевая композиция подчёркивает философскую мысль о том, что гроза — явление временное, что солнце снова воссияет на небе. Торжественность стихотворению придаёт устаревшая и возвышенная лексика.

В стихотворении «Летний вечер» представить природу живым существом, похожим на человека, помогают метафоры. На голове земли покоится раскалённый шар солнца. “Жилы” природы способны к “сладкому трепету”, а её горячим ногам прохладно летним вечером, как от прикосновения к живительной ключевой воде. Интересно поэтическое пространство текста, приобретающее космический, вселенский масштаб. Природа — исполин, упирающийся ногами в землю и приподнимающий головой небесный свод. Но поэта привлекают не только природные метаморфозы. Летним вечером изменяется состояние человека, которому заход солнца и появление звёзд несут облегчение: “Грудь дышит легче и вольней, освобождённая от зною”.

Музыкальность текста создаётся многочисленными аллитерациями. При изображении раскалённого шара солнца преобладает звук “р”, а образы земли и морской волны создаются “влажными” аллитерациями на “л”. Летняя ночь наполнена глухими согласными звуками, которые слышны только в тишине. Торжественность картине придаёт использование архаической лексики, удлинённых, многосложных слов и поэтического синтаксиса. (Необходимо, чтобы в сочинении эти положения были подкреплены примерами.)

В стихотворении «Осенний вечер» природа дана в единстве тёмных и светлых сил. От явных примет осени поэт восходит к изображению состояния человека. Конкретные существительные сменяются абстрактными, наполняя бытовые реалии бытийным, космическим содержанием, потому что и природа, и человек подчинены общим, божественным законам мирозданья. Переход к поздней осени изображён в диалектическом единстве союза и борьбы стихий. Поэт воспринимает осенний пейзаж философски, задумываясь о проблемах жизни и смерти. Исключительность момента подчёркивается лексикой высокого стиля: томный, ветр, изнеможенье и др., цветовыми и звуковыми образами.

В стихотворении «Не то, что мните вы, природа…» поэт спорит со сторонниками материалистической философии, для которых природа есть лишь бесчувственное тело, лишённое души. Утверждая родство между природой и человеком, поэт считает, что она обладает умиротворяющей, исцеляющей силой. Природа — творец мысли и красоты. Поэтому “лист и цвет на древе” сродни плодам труда человеческих рук и мысли. Плод в природе зреет, как человек в утробе матери, то есть по непреложным законам бытия. Но современный человек, заражённый микробом материалистического познания, не верит в божественную сущность природы и не может услышать её душу. Трагедию человечества поэт видит в разобщении людей и “мировой души”, нарушении целостности мира.

Философский смысл приобретает описание вечернего сумрака в стихотворении «Тени сизые смесились…». Тишина внешнего мира необходима для слияния с миром природы. Но вечерняя пора — “час тоски невыразимой”, потому что, сливаясь с природой, человек утрачивает часть своего собственного “я”. Слова “Всё во мне, и я во всём!” напоминают читателю о единой “мировой душе”. Обилие многоточий, коротких синтаксических конструкций, фрагментарность описаний указывают на раздробленность мира внешнего в период наступления сумерек. Множество глаголов в повелительном наклонении усиливают динамику картины. Звуковые образы рисуют торжественную тишину в момент мирового таинства — “растворения” человека в природе. Во имя единения с ней нужно “вкусить уничтоженья”, утратить самого себя.

Для раскрытия темы сочинения можно интерпретировать и такие стихотворения, как «О чём ты воешь, ветр ночной. », «День и ночь», «Последний катаклизм» и другие.

Таким образом, Тютчев видит в явлениях природы космические законы мироздания и человеческого существования. Поэт-романтик, он считает дневную жизнь не более чем сном, когда не видна мрачная бездна мироустройства. Приоткрыв покров “снов”, можно увидеть, как под уснувшими бурями “хаос шевелится” и земля, как “лёгкий чёлн”, плывёт в пылающей бездне. Как солнце преображает дневной мир, так внешняя человеческая жизнь скрывает истинные глубины души. Как ночью открывается таинственная бездна, грозящая гибелью, так и в душе человека борются стихийные силы, способные его уничтожить. Лишь выявляя их закономерности, человек может познать сущность бытия, всеобщие законы мирозданья и самого себя.

«Поэзия Тютчева есть. не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину. »

Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

На дворе XXI век. В литературе появляются новые имена, которые, несомненно, заслуживают внимания и уважения. Но не стоит забывать, что в русской литературе XIX века есть творчество писателей, остающихся до сих пор неразгаданной загадкой, некой тайной.
На мой взгляд, без понимания классической русской литературы нельзя понять современных писателей, поскольку в своем творчестве они опираются на предыдущее поколение, используют их опыт. К числу таких писателей, которые для меня загадочены и интересены, относится и Федор Тютчев. Мою мысль подтверждают слова И. С. Тургенева: “Каждое его стихотворение начиналось мыслью, но мыслью, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием чувства или сильного впечатления; вследствие этого, если можно так выразиться, свойства происхождения своего, мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно”.

Поэзия Тютчева требует глубокого понимания и осмысления проблем, поставленных поэтом. На первый взгляд может показаться, что Тютчев писал о простых вещах, не требующих глубокого осмысления. На самом же деле, его стихи следует читать с карандашом в руке. Например, стихотворение “Silentium” (“Молчание”, 1830). Многими читателями слова Тютчева “мысль изреченная есть ложь” понимаются как то, что поэт отрывает мысль от слова, высказывает неверие в способность слова выразить то, о чем думает человек. Однако Тютчев хотел сказать этими словами, что мысль изреченная есть ложь, во всяком случае – часто ложь, потому что найденное и взятое слово не всегда выражает то, что поэту хотелось бы сообщить своим читателям.

Тютчев в своем творчестве стремился к предельной конкретности описаний, к выделению едва ли не самых неповторимых, изначально существенных признаков тех или иных явлений. Это стихотворение отражает “трагизм времени”, обреченность человека на “внутреннее одиночество”. Идея “Silentium” ассоциируется с жалобами поэта на невозможность выразить свое состояние словами. Этот вопрос всегда волновал поэта, ибо слова по сути своей несовершенны.Чтобы убедиться в этом, необходимо процитировать:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, –

Питайся ими – и молчи.

Тютчев акцентирует внимание на богатстве духовного мира человека. Он отстаивает неповторимость этого мира. Поэт желает сказать человеку: “Ты особый, уникальный”. Отсюда и – “другому, как понять тебя?”. В связи с этим, если ты человек особый и неповторимый, то и богатство своего внутреннего мира нельзя адекватно выразить словами. “Язык души, – утверждает И.П. Щеблыкин, – богаче словесного языка, и даже – звукового”. Вот почему: “Мысль изреченная есть ложь”. Основной смысл стихотворения, на мой взгляд, это то, что каждый поэт, писатель должен быть уважителен к своему слову, к своим думам, размышлениям. Он должен быть скромным, немногословным, тогда сможет сохранить богатство своей души.

Стихотворение Тютчева “Наш век” (1851) также требует небольшого толкования:

Не плоть, а дух растлился в наши дни

И человек отчаянно тоскует…

Здесь речь идет о человеческом дуже, о нравственности личности. И.П. Щеблыкин утверждает, что “самое страшное, по Тютчеву, что может произойти в процессе “растления” человеческого духа – это безверие. Человек оттого и тоскует, что теряет или уже потерял веру в Бога”. С этими словами нельзя не согласиться. Действительно, безверие порождает рассудочность, которая, в свою очередь, порождает гордыню, мешает человеку понять свои истинные отношения с Богом. В этом и заключается главная причина внутреннего разложения человека:

Нет веры к вымыслам чудесным,

Рассудок все опустошил…

Таким образом, мы убедились, что лирика Тютчева философична, что ее образные характеристики обладают большой емкостью, что может привести к неправильному истолкованию тех или иных суждений. Почти в каждой тютчевской фразе заключено несколько смыслов. Поэтому необходимо с большим вниманием анализировать его стихотворения, и только тогда мы сможем понять назначение Тютчева как поэта-мыслителя.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тютчев Ф.И. / Разное / «Поэзия Тютчева есть. не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину. »

Смотрите также по разным произведениям Тютчева:

Согласны ли вы с мнением, что «поэзия Тютчева есть…не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину…»?

Поэзия Ф.И. Тютчева вырастала на русской почве, но, вместе с тем, он наследовал достижения западноевропейской поэзии. Она с потрясающей силой передает мятежные состояния, выражает бунтарскую стихию человеческой природы. Это – поэзия мысли, которая всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы. Это поэзия сильных, смелых и оригинальных образов, разнообразная по тональности, замечательная по ритмам и звучаниям, самобытная, темпераментная, эмоциональная, умная.
Тютчев-поэт устремлен в сферу идеалов. Он стремится своими стихами передать красоту природы и внутреннего мира человека. Человек хочет раскрыть в стихах то, что он любит, что вызывает его восторг, перед чем он преклоняется, на что направлены его желания и нравственные цели.
В поэзии Тютчева содержится сложная и богатая гамма романтических стремлений, чувств и впечатлений. Та романтика, которую поэт воспринял из жизни и собственной души и ввел в стихи, заключена в непознанно-сокровенном, в таинственно-волшебных думах, грезах и снах человека, в тайнах жизни природы и человеческого сердца.
В философской лирике Тютчева выделяется «поэзия дня» и «поэзия ночи». Первая понимается поэтом как вечно молодой, радостный, гармоничный, телесный и одухотворенный мир:
Лазурь небесная смеется,
Ночной омытая грозой,
И между гор росиста вьется
Долина светлой полосой.
Поэт слышит вечный хор в природе, она для него – орган поющий. День сияет как блистательный покров, природа светится изнутри, освещенная огнем солнца. Природа не мираж, не призрачный фантом, она реальность мира. В пластических образах он стремится запечатлеть её формы и краски, бытие в пространстве и времени.
Явления природы имеют свои характеры, входят в конфликты с другими явлениями. Злая Зима и веселая Весна обладают характерами, подобно человеческим. Поэт постоянно вводит в стихотворения образы рек, озер, ручьев, потоков воды, дождевых капель, струй фонтана, морских волн:
Не то, что мните вы, природа!
Не шепот, не бездушный лик…
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Светлому миру гармонического наслаждения в поэзии Тютчева противопоставлен мрачный мир хаоса, холода, тьмы и мертвой неподвижности. Часто это не только противопоставления погоды и сезона, но именно края: тепла севера и юга.
Философская концепция и поэтический мир стихов Тютчева едины. У него получилась своеобразная романтическая мистерия вселенского бытия. В ней величие и драматизм, благодать дня и страхи ночи, радость жизни и трагизм смерти. Пластические грациозные герои мира дневного находятся в тайном и явном конфликте видимого, сущего с тайным, неразгаданным, составляет главную драматическую коллизию вселенского единства.
По представлениям Тютчева, глубинное в человеке раскрывается не в жизненной повседневности, а в особые, исключительные моменты жизни человека, относительно длинные или короткие периоды, дни, часы, миги. Различные типы стихотворений – это варианты лирического монолога, имеющие определенную нравственно-психологическую установку, задачу самораскрытия. В зависимости от того, какой момент сильного и сокровенного душевного движения оказался в центре внимания поэта, в его лирике появляются исповеди, думы, молитвы.
Проблема жизненных путей получила у Тютчева конкретное и общефилософское раскрытие. Жизнь человека – общение с людьми, с природой, с миром. Человек должен вместить в себя много впечатлений, чувств, дум, новых мест, зрелищ, людей.
Бытие человека Тютчев понимает как неустанное движение. Лирического героя философской лирики поэта отличает стремление сохранения в неприкосновенности нравственного лица души от посягательств бессмертной пошлости людской, жестокого суда людского:
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои…
Тютчевская лирика – это, наверное, единственная в своем роде лиротрагедия. По непримиримости столкнувшихся в ней начал и по силе самого столкновения Тютчев может быть сравним в нашей литературе с Достоевским. Культ личности и его ниспровержение, заявление духовности природы и сомнения в этом, утверждение Бога и его отрицание.
Лирика Тютчева – лирика грандиозных обобщений – породила и особый поэтический язык. Его стиль – тоже результат ухода от всего житейского, натуралистического, бытового. Уже современники называли поэта архаистом, столь необычны и высоки казались его стихи. Поэту, имеющему дело с целым мирозданием, со всей природой, характерно стремление к широким обобщениям, к определению устойчивого, конечного, постоянного. Отсюда простота, первозданность, идеальность его образов. Один из любимых его поэтических эпитетов – «золотой». Этот эпитет, как и вообще любой тютчевский образ, фокусирует бытие, устанавливает связь отдаленных вещей и явлений. Самые необычные комбинации типа «поющие деревьев» у Тютчева – результат ощущения единства мира.
Стихи Ф. Тютчева философичны по глубине, по способности выйти к главным вопросам бытия: жизнь и смерть, вера и безверие, хаос и космос. Поэзия Тютчева не провозглашение окончательных истин, не сообщение об итогах поиска, но сам неостановимый поиск.

Читайте также:  Федор Тютчев и литературные общества: сочинение

“Поэзия Тютчева есть…не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину…”

На дворе XXI век. В литературе появляются новые имена, которые, несомненно, заслуживают внимания и уважения. Но не стоит забывать, что в русской литературе XIX века есть творчество писателей, остающихся до сих пор неразгаданной загадкой, некой тайной.

На мой взгляд, без понимания классической русской литературы нельзя понять современных писателей, поскольку в своем творчестве они опираются на предыдущее поколение, используют их опыт. К числу таких писателей, которые для меня загадочены и интересены, относится и Федор Тютчев. Мою мысль подтверждают слова И. С. Тургенева: “Каждое его стихотворение начиналось мыслью, но мыслью, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием чувства или сильного впечатления; вследствие этого, если можно так выразиться, свойства происхождения своего, мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно”. Поэзия Тютчева требует глубокого понимания и осмысления проблем, поставленных поэтом.

На первый взгляд может показаться, что Тютчев писал о простых вещах, не требующих глубокого осмысления. На самом же деле, его стихи следует читать с карандашом в руке. Например, стихотворение “Silentium” (“Молчание”, 1830). Многими читателями слова Тютчева “мысль изреченная есть ложь” понимаются как то, что поэт отрывает мысль от слова, высказывает неверие в способность слова выразить то, о чем думает человек. Однако Тютчев хотел сказать этими словами, что мысль изреченная есть ложь, во всяком случае – часто ложь, потому что найденное и взятое слово не всегда выражает то, что поэту хотелось бы сообщить своим читателям.

Тютчев в своем творчестве стремился к предельной конкретности описаний, к выделению едва ли не самых неповторимых, изначально существенных признаков тех или иных явлений. Это стихотворение отражает “трагизм времени”, обреченность человека на “внутреннее одиночество”. Идея “Silentium” ассоциируется с жалобами поэта на невозможность выразить свое состояние словами. Этот вопрос всегда волновал поэта, ибо слова по сути своей несовершенны.

Чтобы убедиться в этом, необходимо процитировать: Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи, – Питайся ими – и молчи. Тютчев акцентирует внимание на богатстве духовного мира человека. Он отстаивает неповторимость этого мира.

Поэт желает сказать человеку: “Ты особый, уникальный”. Отсюда и – “другому, как понять тебя?”. В связи с этим, если ты человек особый и неповторимый, то и богатство своего внутреннего мира нельзя адекватно выразить словами. “Язык души, – утверждает И. П. Щеблыкин, – богаче словесного языка, и даже – звукового”.

Вот почему: “Мысль изреченная есть ложь”. Основной смысл стихотворения, на мой взгляд, это то, что каждый поэт, писатель должен быть уважителен к своему слову, к своим думам, размышлениям. Он должен быть скромным, немногословным, тогда сможет сохранить богатство своей души. Стихотворение Тютчева “Наш век” (1851) также требует небольшого толкования: Не плоть, а дух растлился в наши дни

И человек отчаянно тоскует… Здесь речь идет о человеческом дуже, о нравственности личности. И. П. Щеблыкин утверждает, что “самое страшное, по Тютчеву, что может произойти в процессе “растления” человеческого духа – это безверие.

Человек оттого и тоскует, что теряет или уже потерял веру в Бога”. С этими словами нельзя не согласиться. Действительно, безверие порождает рассудочность, которая, в свою очередь, порождает гордыню, мешает человеку понять свои истинные отношения с Богом. В этом и заключается главная причина внутреннего разложения человека:

Нет веры к вымыслам чудесным, Рассудок все опустошил… Таким образом, мы убедились, что лирика Тютчева философична, что ее образные характеристики обладают большой емкостью, что может привести к неправильному истолкованию тех или иных суждений.

Почти в каждой тютчевской фразе заключено несколько смыслов. Поэтому необходимо с большим вниманием анализировать его стихотворения, и только тогда мы сможем понять назначение Тютчева как поэта-мыслителя.

Ссылка на основную публикацию
×
×