Роль эпилога в романе И. С. Тургенева Дворянское гнездо: сочинение

Смысл романа Дворянское гнездо Тургенева

По мнению самого И.С. Тургенева, его роман «Дворянское гнездо» имел оглушительный успех у читателей. Правдивые, близкие народу персонажи, проблемы, характерные для всего общества, увлекательный сюжет являются отправной точкой произведения. Но какой смысл несёт в себе роман «Дворянское гнездо»? На какие ценности, важные события и проблемы хотел обратить внимание читателей И.С. Тургенев? О чем эта книга?

Смысл названия книги «Дворянское гнездо»

По названию произведения можно сразу сделать вывод, что роман принадлежит перу И.С. Тургенева. Символичные лейтмотивы творчества непревзойдённого мастера слова нашли отражение в заглавии.

Образ гнезда. И.С. Тургенев остро переживал проблемы в личной жизни. Поэтому для автора на первом месте всегда были семейные ценности, домашний очаг и доверительные отношения с родными. Главная идея названия глубоко связана с личным счастьем героев. Ориентация на истинные ценности, мораль и нравственность — то, что подчёркивает И.С. Тургенев в своей книге.

Лаврецкий наделён таким сильным «инстинктом счастья», что даже после первой серьёзной неудачи не сдаётся, а находит в себе силы для новых свершений. Он смеётся в лицо судьбе и никогда не отчаивается и не отпускает руки. Но жизнь готовит для него новые испытания. Герой никак не может поймать птицу счастья за хвост.

Но образ несколько расширен. Это не только домашний очаг конкретного семейства, это вся обобщенная культура дворянства. В произведении показан природный и бытовой уклад сословия, их традиции, обычаи и ценности.

Смысл произведения «Дворянское гнездо»

Лучшие представители дворянского сословия описаны в романе И.С. Тургенева. Из судьбы, жизненные ценности, моральные устои и проблемы. Писатель сам относился к старинному дворянскому роду. Иван Сергеевич с некоторой грустью говорит о том, что это сословие постепенно уходит в прошлое. Их возвышенные идеалы, стремления и чрезмерные переживания становятся неинтересны обществу. «Дворянские гнезда» постепенно исчезают.

Авто подробно описывает родословные главных персонажей. Мастеру слова важно запечатлеть эти данные на бумаге и показать, как менялись мировоззрения дворянского сословия во времени. Психология высшего класса начиналась с «дикого братства». Но ум и образованность дворянства сделали своё дело. И вот, эти «гнезда» уже научились сопереживать ближнему и преклоняться перед традициями и обычаями других народов.

Символ малой Родины — образ гнезда. Но его обитатели предпочли этому месту другие края. Новая молодёжь стремятся при любой возможности отправиться за границу, они хорошо владеют французским языком и во всем пытаются подрожать иностранцам. Эти странные тенденции выглядят нелепо и даже абсурдно. Тетушка Лаврецкого грезит стилем Людовика XV, иностранная система воспитания внезапно вытеснила русские методы обучения.

Связь поколений разорвана, современники писателя не знают своих корней. Молодые люди не чтут традиции и не отдают дань предкам.

Однако есть и те персонажи, которые решили остаться в родном «гнезде». Только их жизнь напоминает жалкое существование. Они погрязли в сплетнях, слухах и мелких интригах. Безынициативное, бездельное и неинтересное существование.

За основу романа «Дворянское гнездо» взята любовная история Лизы и Фёдора. Однако героям не суждено стать счастливыми. Их надежды на светлое будущее разрушены, личное и безмятежное счастье в их паре невозможно. Трагедия отдельно взятых персонажей перекликается с крахом дворянского сословия в целом. На примере одной пары И.С. Тургенев показал, что происходило в обществе в его время.

Смысл финала «Дворянское гнездо»

Почему личное счастье между Лизой и Лаврецким оказалось невозможным? За 8 лет Фёдор сильно изменился: он постарел, осунулся не только физически, но и морально. Их счастье было лишь миражом, который неожиданно рассеялся. Новость о гибели Варвары Павловны оказалась чудовищной ошибкой. Героиня предстала перед Фёдором именно тогда, когда он поднялся духовно, поборол в себе внутренний конфликт и был готов к новым свершениям. Спокойствие, гармония и возможность счастья были очень близко.

В жизни главного героя произошёл перелом: Лаврецкий не позволял больше себе думать о личном счастье. Все своё внимание он устремил на крестьян. Герой стал прекрасным хозяином, он стал прислушиваться к просьбам и желаниям простого народа. Он тал уважать традиции и обычаи своих крестьян.

Каков жизненный итог латного героя? Почему он так и обрёл личное счастье? Оглянувшись на события прошлых лет, Лаврецкий понял, что большая часть его жизни прошла мимо него. С ним остались только невесёлые воспоминания о бесцельно прожитых днях. Удалось ли Фёдору смириться с несбывшихся мечтами и утраченной навсегда молодостью. Скорее всего, да. Тихая и безмятежная улыбка главного персонажа в финале произведения «Дворянское гнездо» — ещё одно тому подтверждение.

Этот роман — очередная попытка И.С. Тургенева найти героя своего времени в дворянском сословии. Его главный персонаж и получился таким: истинным патриотом своего народа, своих традиций и обычаев.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.5 / 5. Количество оценок: 2

Сочинение по роману Тургенева «Дворянское гнездо»

«…Во внутреннем мире человека доброта — это солнце» (В. Гюго)

Доброта — это любовь к миру и людям, бескорыстное стремление к благу, способность сочувствовать и сострадать. Это важнейшее нравственное качество человека, освещающее всю его жизнь. Как заметил В. Гюго, «…во внутреннем мире человека доброта — это солнце».

Эта тема раскрывается в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо». Здесь присутствует героиня, наделенная природной добротой, сердечностью, благородством, склонностью к самопожертвованию. Это Лиза Калитина.

Этот образ — один из самых поэтичных образов русской литературы. Героиня эта напоминает нам пушкинскую Татьяну. Она обладает добрым сердцем, тонкостью чувств, способностью к самопожертвованию, душевной цельностью. «Лиза знает, как ей думать, чувствовать и поступать во всех обстоятельствах жизни: в ней нет ни сомнений, ни колебаний…» — пишет А.И. Незеленов.

Поведение Лизы просто и естественно. Как и пушкинскую героиню, ее воспитывала нянюшка, простая крестьянка, Агафья Васильевна. Именно она привила девочке особое религиозное чувство, ту самую мистическую любовь, в которой раскрылись такие качества Лизы, как скромность, совестливость, терпеливость, милосердие, интерес к жизни простых людей. «Лизе и в голову не приходило, что она патриотка, но ей было по душе с русскими людьми, русский склад ума ее радовал, она, не чинясь, по целым часам беседовала со старостой материнского имения, когда он приезжал в город, и беседовала с ним как с ровней, без всякого барского снисхождения».

Тургенев рассказывает нам, как прошло детство героини, описывает ее занятия. Родители практически не занимались девочкой: отец «терпеть не мог… нянчиться с писклятами», да и некогда ему было, а мать, «ленивую барыню», «утомляла всякая постоянная забота». Сначала Лиза находилась «на руках гувернантки, девицы Моро из Парижа», а затем, после смерти отца, воспитанием ее занималась тетка, Марфа Тимофеевна. Очень любила девочка и свою нянюшку, Агафью Васильевну, которая открыла ей новый, неведомый мир. Они постоянно были вместе. Ровным и мерным голосом Агафья рассказывала девочке «житие Пречистой Девы, житие отшельников, угодников Божиих, святых мучениц», рассказывала, «как жили святые в пустынях, как спасались, голод терпели и нужду…». Лиза ее слушала — «и образ вездесущего, всезнающего Бога с какой-то сладкой силой втеснялся в ее душу, наполнял ее чистым, благоговейным страхом, а Христос становился ей чем-то близким, знакомым, чуть не родным».

В отличие от других детей, Лиза не любила шумных детских игр и кукол, она росла тихой, задумчивой, серьезной, глаза ее «светились тихим вниманием и добротой». «Особенно блестящими способностями, большим умом ее Бог не наградил», читала она не слишком много, но у нее обо всем были свои суждения, «шла она своей дорогой». Она любила ходить в церковь и молилась «с каким- то сдержанным и стыдливым порывом». Ко всем окружающим Лиза относилась ровно, «она любила всех и никого в особенности». «Вся проникнутая чувством долга, боязнью оскорбить кого бы то ни было, с сердцем добрым и кротким», она жила своей тихой внутренней жизнью.

Лиза много размышляла, ее суждения о людях отличались глубиной и точностью. Так она инстинктивно почувствовала, что за человек Паншин, и отказалась выходить за него замуж. Рассказывая историю Паншина, Тургенев как бы мимоходом замечает: «…в душе он был холоден и хитр, и во время самого буйного кутежа его умный, карий глаз все караулил и высматривал; этот смелый, свободный юноша никогда не мог забыться и увлечься вполне».

И наоборот, Лиза полюбила Лаврецкого, почувствовав его чистую, бесхитростную душу. Героиня вносит мир и свет в «нравственный быт скептика», она пытается искоренить в душе его эгоизм, недоверие, возродить в нем исконно русские черты — смирение, милосердие. И под влиянием любви он преображается, в чувстве Лаврецкого сливается все: и любовь к родине, и глубокое религиозное чувство, и жажда настоящего дела, деятельной, достойной жизни.

Однако счастью героев не суждено состояться — к Лаврецкому возвращается жена. И Лиза уходит в монастырь, считая себя не вправе разрушать семью, лишать ребенка отца. И в финале в романе звучит мысль о бренности нашей жизни, о конечности счастья, о перипетиях судьбы. Человек не родится для счастья, но должен выполнить свою особую миссию, и в этом глубочайший трагизм бытия.

Таким образом, доброта — это главное душевное свойство человека, определяющее весь его духовный облик и его судьбу.

klassreferat.ru

Меню сайта

Роль эпилога в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»

В произведениях Тургенева эпилогам всегда отводится особое место: в них сообщается о дальнейшей судьбе героев, их жизненных итогах, проясняется авторская позиция, звучит тема жизни и смерти.

Роман «Дворянское гнездо» имеет сжатую композицию. Действие протекает в очень короткие сроки – немногим более двух месяцев. Каждая сюжетная линия романа уходит в далекое прошлое, вычерчивается строго последовательно. Действие в романе развивается медленно, как бы соответствуя медленному течению жизни дворянской усадьбы. При этом объясняется каждый его поворот, каждая ситуация.

Читайте также:  Стихотворение Ф. И. Тютчева Эти бедные селенья (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

О событиях романа, о драме любимых им героев Тургенев повествует спокойно. Он вполне объективен, видит свою задачу в анализе и верном воспроизведении жизни, не допуская никакого вмешательства в нее воли автора. Свою душу Тургенев проявляет лишь в удивительном лиризме, который составляет своеобразие художественной манеры писателя. В «Дворянском гнезде» этот лиризм разлит везде, где появляются Лаврецкий и Лиза, окружая глубоким сочувствием печальную историю их любви, проникая в картины природы. Иногда Тургенев прибегает к авторским отступлениям, углубляющим те или иные мотивы романа.

В эпилоге «Дворянского гнезда» звучит элегический мотив скоротечности жизни, стремительного бега времени. Прошло восемь лет, ушла из жизни Марфа Тимофеевна, не стало матери Лизы Калитиной, умер Лемм, постарел душой и телом Лаврецкий. В течение этих восьми лет совершился, наконец, перелом в его жизни: он перестал думать о собственном счастье и добился того, чего хотел – сделался хорошим хозяином, выучился пахать землю, улучшил быт своих крестьян. В сцене встречи Лаврецкого с молодым поколением дворянского гнезда Калитиных выражено предчувствие Тургеневым ухода в прошлое целой эпохи русской жизни.

Роман появился в печати в 1859 году, накануне крестьянской реформы, которая очень много изменила не только в жизни крестьянства, но и всего общества. Русское дворянство оказалось перед лицом таких жизненных испытаний, которые обернулись трагедией для многих его представителей.

В романе рядом с Лаврецким оказываются те силы, которые связаны со светлым будущем, здоровым, открытым всему лучшему. Не случайно действие в эпилоге происходит весной: «Опять повеяло с неба сияющим счастьем весны; опять улыбнулась она земле и людям; опять под ее лаской все зацвело, полюбило и запело». Дом Калитиных как будто помолодел. Он, казалось, кипел жизнью и переливался весельем через край, из окон на улицу неслись радостные звуки звонких молодых голосов, беспрерывного смеха. Как элегическое прощание с жизнью звучат слова Лаврецкого: «Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!»

Герой живет в ожидании конца. Обращаясь к молодому поколению, Лаврецкий говорит: «Играйте, веселитесь, растите, молодые силы… жизнь у вас впереди, и вам легче будет жить: вам не придется, как нам, отыскивать свою дорогу, бороться, падать и вставать среди мрака: мы хлопотали о том, как бы уцелеть, – сколько нас не уцелело – а вам надобно дело делать, работать».

Особенно впечатляющим моментом в эпилоге является картина последнего свидания Лизы и Лаврецкого. Оно безмолвно, как то чувство, которое не умерло в душах героев. И автор не хочет прикасаться к нему, предоставляя нам право домыслить и дочувствовать самим.

В данной ситуации Тургенев остается верен собственным художественным принципам. Он всегда был убежден, что художник должен быть «тайным» психологом. Все, что чувствует героиня, выражает ее внешность: «Она прошла близко мимо него, прошла ровной, торопливо-смиренной походкой и не взглянула на него; только ресницы обращенного к нему глаза чуть-чуть дрогнули, только еще слегка наклонила она свое исхудалое лицо – и пальцы сжатых рук, перевитые четками, еще крепче прижались друг к другу».

Образы тишины и безмолвия вообще имеют символическое значение для Тургенева. Этот образ – выражение внутренней тишины духа, внутренней нравственной деятельности, высшей духовной красоты. Красота и обаяние тихой жизни видятся и слышатся Лаврецкому в его неказистом Васильевском, где жила тетка Глафира. Только после того, как герой услышал эту тишину русской жизни, он смог понять и полюбить Лизу с тишиной ее веры, с глубокой скрытой красотой ее души. Не углубляясь в диалектику души своих героев, Тургенев, тем не менее, передает всю полноту их внутренней жизни.

Эпилог романа является концентрированным выражением всей его проблематики, символического, образного значения. В нем заключен основной лирико-трагический мотив, передана атмосфера и настроение увядания, исполненного поэзии заката. При этом Тургенев показывает, что в русском обществе подспудно зреют новые, лучшие, светлые силы.

Таким образом, художественная манера Тургенева-писателя с полной силой реализована в эпилоге романа «Дворянское гнездо».

Роль эпилога в романе И. С. Тургенева “Дворянское гнездо”

В произведениях Тургенева эпилогам всегда отводится особое место: в них сообщается о дальнейшей судьбе героев, их жизненных итогах, проясняется авторская позиция, звучит тема жизни и смерти.
Роман “Дворянское гнездо” имеет сжатую композицию. Действие протекает в очень короткие сроки – немногим более двух месяцев. Каждая сюжетная линия романа уходит в далекое прошлое, вычерчивается строго последовательно. Действие в романе развивается медленно, как бы соответствуя медленному течению жизни дворянской усадьбы. При этом объясняется каждый его поворот, каждая ситуация.
О событиях романа, о драме любимых им героев Тургенев повествует спокойно. Он вполне объективен, видит свою задачу в анализе и верном воспроизведении жизни, не допуская никакого вмешательства в нее воли автора. Свою душу Тургенев проявляет лишь в удивительном лиризме, который составляет своеобразие художественной манеры писателя. В “Дворянском гнезде” этот лиризм разлит везде, где появляются Лаврецкий и Лиза, окружая глубоким сочувствием печальную историю их любви, проникая в картины природы. Иногда Тургенев прибегает к авторским отступлениям, углубляющим те или иные мотивы романа.
В эпилоге “Дворянского гнезда” звучит элегический мотив скоротечности жизни, стремительного бега времени. Прошло восемь лет, ушла из жизни Марфа Тимофеевна, не стало матери Лизы Калитиной, умер Лемм, постарел душой и телом Лаврецкий. В течение этих восьми лет совершился, наконец, перелом в его жизни: он перестал думать о собственном счастье и добился того, чего хотел – сделался хорошим хозяином, выучился пахать землю, улучшил быт своих крестьян. В сцене встречи Лаврецкого с молодым поколением дворянского гнезда Калитиных выражено предчувствие Тургеневым ухода в прошлое целой эпохи русской жизни.
Роман появился в печати в 1859 году, накануне крестьянской реформы, которая очень много изменила не только в жизни крестьянства, но и всего общества. Русское дворянство оказалось перед лицом таких жизненных испытаний, которые обернулись трагедией для многих его представителей.
В романе рядом с Лаврецким оказываются те силы, которые связаны со светлым будущем, здоровым, открытым всему лучшему. Не случайно действие в эпилоге происходит весной: “Опять повеяло с неба сияющим счастьем весны; опять улыбнулась она земле и людям; опять под ее лаской все зацвело, полюбило и запело”. Дом Калитиных как будто помолодел. Он, казалось, кипел жизнью и переливался весельем через край, из окон на улицу неслись радостные звуки звонких молодых голосов, беспрерывного смеха. Как элегическое прощание с жизнью звучат слова Лаврецкого: “Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!”
Герой живет в ожидании конца. Обращаясь к молодому поколению, Лаврецкий говорит: “Играйте, веселитесь, растите, молодые силы. жизнь у вас впереди, и вам легче будет жить: вам не придется, как нам, отыскивать свою дорогу, бороться, падать и вставать среди мрака: мы хлопотали о том, как бы уцелеть, – сколько нас не уцелело – а вам надобно дело делать, работать”.
Особенно впечатляющим моментом в эпилоге является картина последнего свидания Лизы и Лаврецкого. Оно безмолвно, как то чувство, которое не умерло в душах героев. И автор не хочет прикасаться к нему, предоставляя нам право домыслить и дочувствовать самим.
В данной ситуации Тургенев остается верен собственным художественным принципам. Он всегда был убежден, что художник должен быть “тайным” психологом. Все, что чувствует героиня, выражает ее внешность: “Она прошла близко мимо него, прошла ровной, торопливо-смиренной походкой и не взглянула на него; только ресницы обращенного к нему глаза чуть-чуть дрогнули, только еще слегка наклонила она свое исхудалое лицо – и пальцы сжатых рук, перевитые четками, еще крепче прижались друг к другу”.
Образы тишины и безмолвия вообще имеют символическое значение для Тургенева. Этот образ – выражение внутренней тишины духа, внутренней нравственной деятельности, высшей духовной красоты. Красота и обаяние тихой жизни видятся и слышатся Лаврецкому в его неказистом Васильевском, где жила тетка Глафира. Только после того, как герой услышал эту тишину русской жизни, он смог понять и полюбить Лизу с тишиной ее веры, с глубокой скрытой красотой ее души. Не углубляясь в диалектику души своих героев, Тургенев, тем не менее, передает всю полноту их внутренней жизни.
Эпилог романа является концентрированным выражением всей его проблематики, символического, образного значения. В нем заключен основной лирико-трагический мотив, передана атмосфера и настроение увядания, исполненного поэзии заката. При этом Тургенев показывает, что в русском обществе подспудно зреют новые, лучшие, светлые силы.
Таким образом, художественная манера Тургенева-писателя с полной силой реализована в эпилоге романа “Дворянское гнездо”.

Роль эпилога в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»

В произведениях Тургенева эпилогам всегда отводится особое место: в них сообщается о дальнейшей судьбе героев, их жизненных итогах, проясняется авторская позиция, звучит тема жизни и смерти.

Роман «Дворянское гнездо» имеет сжатую композицию. Действие протекает в очень короткие сроки – немногим более двух месяцев. Каждая сюжетная линия романа уходит в далекое прошлое, вычерчивается строго последовательно. Действие в романе развивается медленно, как бы соответствуя медленному течению жизни дворянской усадьбы. При этом объясняется каждый его поворот, каждая ситуация.

О событиях романа, о драме любимых им героев Тургенев повествует спокойно. Он вполне объективен, видит свою задачу в анализе и верном воспроизведении жизни, не допуская никакого вмешательства в нее воли автора. Свою душу Тургенев проявляет лишь в удивительном лиризме, который составляет своеобразие художественной манеры писателя. В «Дворянском гнезде» этот лиризм разлит везде, где появляются Лаврецкий и Лиза, окружая глубоким сочувствием печальную историю их любви, проникая в картины природы. Иногда Тургенев прибегает к авторским отступлениям, углубляющим те или иные мотивы романа.

В эпилоге «Дворянского гнезда» звучит элегический мотив скоротечности жизни, стремительного бега времени. Прошло восемь лет, ушла из жизни Марфа Тимофеевна, не стало матери Лизы Калитиной, умер Лемм, постарел душой и телом Лаврецкий. В течение этих восьми лет совершился, наконец, перелом в его жизни: он перестал думать о собственном счастье и добился того, чего хотел – сделался хорошим хозяином, выучился пахать землю, улучшил быт своих крестьян. В сцене встречи Лаврецкого с молодым поколением дворянского гнезда Калитиных выражено предчувствие Тургеневым ухода в прошлое целой эпохи русской жизни.

Читайте также:  Любовь и природа в творчестве Ф. И. Тютчева: сочинение

Роман появился в печати в 1859 году, накануне крестьянской реформы, которая очень много изменила не только в жизни крестьянства, но и всего общества. Русское дворянство оказалось перед лицом таких жизненных испытаний, которые обернулись трагедией для многих его представителей.

В романе рядом с Лаврецким оказываются те силы, которые связаны со светлым будущем, здоровым, открытым всему лучшему. Не случайно действие в эпилоге происходит весной: «Опять повеяло с неба сияющим счастьем весны; опять улыбнулась она земле и людям; опять под ее лаской все зацвело, полюбило и запело». Дом Калитиных как будто помолодел. Он, казалось, кипел жизнью и переливался весельем через край, из окон на улицу неслись радостные звуки звонких молодых голосов, беспрерывного смеха. Как элегическое прощание с жизнью звучат слова Лаврецкого: «Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!»

Герой живет в ожидании конца. Обращаясь к молодому поколению, Лаврецкий говорит: «Играйте, веселитесь, растите, молодые силы… жизнь у вас впереди, и вам легче будет жить: вам не придется, как нам, отыскивать свою дорогу, бороться, падать и вставать среди мрака: мы хлопотали о том, как бы уцелеть, – сколько нас не уцелело – а вам надобно дело делать, работать».

Особенно впечатляющим моментом в эпилоге является картина последнего свидания Лизы и Лаврецкого. Оно безмолвно, как то чувство, которое не умерло в душах героев. И автор не хочет прикасаться к нему, предоставляя нам право домыслить и дочувствовать самим.

В данной ситуации Тургенев остается верен собственным художественным принципам. Он всегда был убежден, что художник должен быть «тайным» психологом. Все, что чувствует героиня, выражает ее внешность: «Она прошла близко мимо него, прошла ровной, торопливо-смиренной походкой и не взглянула на него; только ресницы обращенного к нему глаза чуть-чуть дрогнули, только еще слегка наклонила она свое исхудалое лицо – и пальцы сжатых рук, перевитые четками, еще крепче прижались друг к другу».

Образы тишины и безмолвия вообще имеют символическое значение для Тургенева. Этот образ – выражение внутренней тишины духа, внутренней нравственной деятельности, высшей духовной красоты. Красота и обаяние тихой жизни видятся и слышатся Лаврецкому в его неказистом Васильевском, где жила тетка Глафира. Только после того, как герой услышал эту тишину русской жизни, он смог понять и полюбить Лизу с тишиной ее веры, с глубокой скрытой красотой ее души. Не углубляясь в диалектику души своих героев, Тургенев, тем не менее, передает всю полноту их внутренней жизни.

Эпилог романа является концентрированным выражением всей его проблематики, символического, образного значения. В нем заключен основной лирико-трагический мотив, передана атмосфера и настроение увядания, исполненного поэзии заката. При этом Тургенев показывает, что в русском обществе подспудно зреют новые, лучшие, светлые силы.

Таким образом, художественная манера Тургенева-писателя с полной силой реализована в эпилоге романа «Дворянское гнездо».

Музыка в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»

Р оман И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» был написан в 1858 году. Сам автор впоследствии отмечал, что «Дворянское гнездо» имело самый большой успех, который когда-либо выпадал ему на долю.

Главная сюжетная линия романа отражает историю любви главных героев — Лизы Калитиной и Лаврецкого. Можно говорить о преобладании в романе романтического настроения, связанного также с образом старого музыканта Лемма — представителя немецкой романтической культуры. Романтическое настроение романа создаётся и поддерживается беспрерывно звучащей со страниц книги музыкой, ведь музыка способна выразить самые тонкие оттенки человеческих чувств и переживаний, раскрыть внутренний мир человека. Музыкой усиливается и оттеняется эмоциональность романа. Музыку сочиняют сами персонажи, она отражает их душевное состояние в отдельные моменты, передаёт окружающую их бытовую атмосферу, дополняя красоту природы, усиливая лиризм и общий поэтический колорит романа.

Музыка всегда играла огромную роль в жизни И.С. Тургенева и персонажей его произведений. (Ребята без труда вспомнят повесть «Ася», роман «Отцы и дети».) Но музыка для писателя, точнее, отношение героев романа к музыке — это ещё и средство характеристики персонажей, способ выражения авторского отношения к ним.

фортепьяно в столовой дома И.С. Тургенева
в Спасском-Лутовинове. Фото Ю.Кавера

— Какие вам известны средства характеристики персонажей литературных произведений? (Портрет, речь, внутренний монолог, поступки героя, прямые авторские характеристики, интерьер, пейзаж и т.д.)

С егодня на уроке мы увидим в действии некоторые из перечисленных нами способов, но в центре нашего внимания будет редкое и непривычное средство характеристики — музыка.

— Знакомство с персонажами начнём с Владимира Николаевича Паншина. Кто он такой? (Гл. 4.)

— Как к нему относятся обитатели дома Калитиных? (“Марья Дмитриевна в нём души не чаяла”, “Гедеоновский… заискивал в молодом блестящем чиновнике из Петербурга”, он нравится Лизе, его обожает Леночка.)

— Чем вызвано это отношение? (Он ловкий, умный, недурён собой, любезный, талантливый.)

— Как Тургенев пишет о его талантах? (“…Мило пел, бойко рисовал, писал стихи, весьма недурно играл на сцене”.) Какое отношение автора к “талантам” Паншина чувствуется в этих словах?

— Как каждый из присутствовавших в доме отнёсся к романсу, который исполнял Паншин? (Гл. 4: со слов “Когда он кончил” до слов “…понравилось произведение молодого дилетанта”.)

— Кто ещё из персонажей романа назвал романс Паршина “премиленьким”? (Беленицына.) Что мы знаем о ней? (Гл. 28.)

— Все ли слушатели с восторгом приняли романс Паншина? (“Старый человек, которому… романс Паншина… не доставил удовольствия” — гл. 4.)

— Что могло не понравиться Лемму в пении Паншина? (Позёрство, искусственность, к тому же Лемм не любит лёгкую музыку.)

В этом фрагменте Тургенев, характеризуя своего героя, выражает мнение некоторых своих современников. Романс, как и народную песню, в середине XIX века считали поверхностным и легкомысленным жанром музыки. На такие сочинения смотрели как на вещи, способные развлечь, развеять скуку. Тексты романсов повествовали о грусти, печали, сердечной тоске, неразделённой любви. Именно таков романс, исполняемый Паншиным.

— Как вы думаете, почему ему не удалось сыграть бетховенскую сонату? (“Своё и заученное он играл очень мило”. Кстати, рисовал Паншин всё время один и тот же пейзаж, то есть лучше всего у него получалось заученное.)

— Как отношение к музыке характеризует Паншина? (Легкомыслие, поверхностность, пустота, тщеславие, фальшь, самовлюблённость.)

— Найдите в тексте романа оценку Паншина Леммом (гл. 23 — “Душа его не прекрасна”) и Лаврецким (гл. 26 — “Сердца-то у него нету”).
Характеризуя манеру игры Паншина, Тургенев дважды пишет: “Паншин быстро провёл пальцами по клавишам” (гл. 6). Кому из персонажей романа свойственна та же черта? (“Варвара Павловна… быстро пробежала пальцами по клавишам” — гл. 39.)

— Какие стихи, как и почему декламирует Паншин? (“…Прочёл хорошо, но слишком сознательно и с ненужными тонкостями, несколько стихотворений Лермонтова (тогда Пушкин не успел ещё опять войти в моду)” — глава 33.) Что хочет сказать Тургенев? Кто из героев романа исполняет музыкальное произведение потому, что оно вошло в моду? (Варвара Павловна “сыграла несколько шопеновских мазурок, тогда только что входивших в моду” — гл. 14.)

— Послушаем фрагмент одной из мазурок Шопена. Как эта музыка характеризует Варвару Павловну?

Здесь мы снова встречаемся с понятием “лёгкая музыка”, по Тургеневу. Речь идёт о мазурке — народном польском танце.

— Что ещё исполняет Варвара Павловна на страницах романа? (Гл. 39 — “Сыграла этюд Герца. В нём было очень много силы и проворства”; “Заиграла шумный штраусовский вальс, начинавшийся такой сильной и быстрой трелью…)

Вальс — это бальный танец, долгое время бывший под запретом Церкви и в то время снова входивший в моду. Вальсы австрийского композитора Иоганна Штрауса пользовались в аристократических салонах особой популярностью.

— Послушаем фрагмент вальса Штрауса. Почему именно вальс играет Варвара Павловна? (Вальс соответствует её характеру, состоянию, образу жизни — см. конец 40-й главы.)

— Почему она закончила вальс “ариею из «Лучии» Доницетти с ударениями на чувствительных нотках”? (“Она сообразила, что весёлая музыка нейдёт к её положению”.)

— Какая ещё музыка приводила Варвару Павловну в восторг? (Гл. 15 — “…Приходила в восторг от итальянской музыки”; “Лист у ней играл два раза и так был мил, так прост — прелесть!”)

Ференц Лист — известный венгерский музыкант — путешествовал по всей Европе, давая концерты в самых богатых и известных салонах. Считалось большой удачей заполучить этого модного пианиста для выступления в доме на званом вечере или балу.

— Перечитайте описание квартиры, найденной Варварой Павловной в Париже. Какие эпитеты повторяются? (Гл. 15 — “модных”, “премиленькую”, “прелестный”.) Что добавляет это описание к характеристике Варвары Павловны? (Мы видим в Варваре Павловне те же черты, что и в Паншине: легкомыслие, поверхностность, лицемерие, легковесность чувств, расчётливость, хищничество.)

— Выражает Тургенев своё отношение к Варваре Павловне уже известным нам способом — она, как и Паншин (в отличие от Лемма, Лаврецкого и Лизы), поёт романс. Какой романс и почему исполняет Варвара Павловна? (Гл. 16; ответ ученика, готовившего индивидуа­льное задание, — краткое сообщение о поэме А.С. Пушкина «Цыганы» и романсе «Старый муж, грозный муж».)

Неслучайно Варвара Павловна встречена в доме Калитиных так же, как и Паншин: сухо Марфой Тимофеевной, с восторгом — Марьей Дмитриевной, которая сразу заметила, что Варваре Павловне должно познакомиться с Паншиным, который “сочиняет премило” и “один может её вполне оценить”. И действительно, Паншин и Варвара Павловна обнаруживают родство душ и полное единомыслие (гл. 40). “Собрат” — так обращается Варвара Павловна к Паншину, хвалит его исполнение известным нам эпитетом “прелестно” и предлагает ему спеть дуэтом. Голосом Варвара Петровна владела очень “ловко”, Паншин пел “как настоящий певец”. В дальнейшем мы узнаём, что Паншин не раз навещал Варвару Павловну в Лавриках и “до поздней ночи высокие комнаты дома и самый сад оглашались звуками музыки, пенья и весёлых французских речей” (гл. 44). И в конце концов Варвара Павловна “поработила” Паншина, приобретя над ним “неограниченную, безвозвратную, безответную власть” (гл. 45).

Читайте также:  Стихотворение Тютчева (Я встретил Вас и все былое): сочинение

Ч ем объяснить такое ироническое отношение автора к одному из своих героев? Разъясняя подробности замысла своего романа, Тургенев писал: “Я — коренной, неисправимый западник… однако я, несмотря на это, с особенным удовольствием вывел в лице Паншина все комические и пошлые стороны западничества, я заставил славянофила Лаврецкого «разбить его на всех пунктах»”. Исходя из этих слов, можно сделать вывод, что Паншин и Лаврецкий противопоставлены друг другу.

Но печально, что Варвара Павловна имела над Лаврецким такую же власть, как и над Паншиным. Он подчиняется капризам жены, покорно отправляясь с ней за границу, узнав о её измене, тем не менее готов был простить её, лишь бы снова быть с нею рядом, потом стал равнодушен ко всему, а в конце ему так и не хватило сил порвать с нею навсегда: “Но я вижу: надо покориться… Я сойдусь с вами, буду вас снова считать моей женой…” (гл. 43). Любовь к Лизе встряхивает его, но затем он снова подчиняется обстоятельствам, не сопротивляется своей несчастной судьбе. Ни западнику Паншину, ни славянофилу Лаврецкому нельзя доверить ни судьбу женщины (Лизы), ни судьбу России.

— К кому из героев романа судьба была так же безжалостна, как и к Лаврецкому? Что ещё объединяет Лаврецкого и Лемма? (“. Живое воображение”, “смелость мысли”, “что-то доброе, честное” — эти слова Тургенева о Лемме можно отнести и к Лаврецкому.)

Но главное — это любовь к музыке: Лемм “музыку знал основательно”, “поклонник Баха и Генделя, знаток своего дела”, “стал бы в ряду великих композиторов своей родины” (гл. 5). Лаврецкий “страстно любил музыку, дельную, классическую” (гл. 21).

Послушаем несколько фрагментов из произведений Баха и одной из кантат Генделя. Как характеризует Лемма его увлечение такой музыкой? Почему именно кантату сочиняет он для подарка Лизе? Чем близка ему эта музыка? (Кантата — торжественная песнь, преимущественно хоровая.)

Сравните романс, исполненный Паншиным, с любимой музыкой Лемма. Чем объяснить презрение Лемма к “премиленькому” пению?

— А как Паншин относится к серьёзной музыке? (“Она иногда скучна” — гл. 4.)

— Была ли ещё у Лемма причина для нелюбви к Паншину? (Это чувство, которое Лемм испытывал к Лизе.)

Чувства Лемма проявляются то в угрюмой неловкости, то в музыке, в которой раскрывается его душа. В романе можно выделить два эпизода, когда Лемм выражает свои чувства через музыку (гл. 26 и 34). Выпишем, какими словами характеризует Тургенев в этих фрагментах музыку и её автора.

Глава 26: “музыка оказалась запутанной и неприятно напряжённой”, “силился выразить что-то страстное, глубокое, но ничего не вышло”, “сгорбился, съёжился и отошёл”.

Глава 34: “дивные, торжествующие звуки”, “певучим, сильным потоком струились они”, “сладкая, страстная мелодия”, “сияла, томилась вдохновением, счастьем, красотою”, “величественным движением руки”, “повелительно указал”, “гордо и строго взглянул”, “орлиный взор”, “и высоко, и вдохновенно поднималась голова”, “преобразившееся лицо”.

— Чем объяснить такую перемену в самой музыке и в её исполнителе? (Исследователь творчества Тургенева С.Петров считает, что одна из причин в том, что во втором эпизоде отражено не только романтическое чувство Лемма, но и глубокое, чистое чувство Лизы, её счастье.)

В этом эпизоде Тургенев воплощает одну из своих заветных идей о том, что красота произведений искусства, могучая сила творчества возвышает человека, преображает его. Чудаковатый, нелепый Лемм становится неузнаваемым, когда творит свою музыку.

Л иза — единственная героиня, чей чудесный образ нарисован с глубокой симпатией и светлой грустью. Лиза появляется в романе в конце третьей главы и на протяжении всей четвёртой главы не говорит ни слова. Но у нас уже складывается представление о ней через подарок, какой она получает от Лемма. Что это за подарок? (Духовная кантата.)

— Что мы узнаём о кантате из пятой главы? Как этот подарок характеризует Лизу? (Религиозность, духовность, возвышенность, к тому же этот подарок уже предсказывает дальнейшую судьбу Лизы — уход в монастырь.)

— Как характеризует Лемм свою ученицу? (“Она очень чиста сердцем”— гл. 23.)

И опять с Леммом согласен Лаврецкий: “С вашей ясной душой”, — говорит он Лизе (гл. 29). Чистота сердца и ясность души Лизы проявляются в церкви. (Чтение фрагмента 31-й главы.)

— Кого напоминает Лиза в этом эпизоде? (Катерину Кабанову. Неслучайно имя Катерина означает “чистая”.)

— Как и все персонажи романа, Лиза знает и любит музыку. Она просит Паншина найти для неё увертюру Оберона из оперы К.М. Вебера. (Сообщение ученика об этой опере, прослушивание фрагмента из неё.)

Карл Вебер — соотечественник и современник Лемма, они даже родились в один год — в 1786-м. Это не случайно, в характере и судьбах этих людей много общего: жизненные трудности, невзгоды, большая работоспособность, трудолюбие. Вебер известен как основатель немецкой романтической оперы, Лемм тоже в глубине души романтик (гл. 5). Возможно, это он советует Лизе обратить внимание на увертюру оперы Вебера «Оберон», которая славилась красочностью, яркостью музыки. Ведь всё, что касалось Лизы, было связано у Лемма с чем-то возвышенным, светлым, романтическим. И эта музыка являлась своеобразным портретом девушки, к которой Лемм испытывал самые нежные чувства. Но любимый композитор Лизы не Бах, не Гендель и не Вебер, как у её учителя. Какую музыку дважды исполняет Лиза на страницах романа? (Бетховена — гл. 6 и 21.)

— Послушаем фрагмент из произведений Бетховена. Как любовь к этой могучей музыке характеризует Лизу? Почему именно Бетховена “делает” Тургенев любимым композитором Лизы? (Интересно, что Паншин не смог исполнить именно музыку Бетховена, и это тоже его определённым образом характеризует, ему чужда и непонятна музыка Бетховена.)

В музыке Бетховена слышны героические, смелые, решительные, трагические интонации. Вся жизнь Бетховена — борьба. Борьба с самим собой, с обществом, с болезнью, смертью. Лиза тоже боролась с собой, со своим чувством к Лаврецкому. Тургенев подчёркивает таким образом сложный, мучительный, трагический характер выбора девушки между жизнью среди людей и служением Богу.

— Как отнеслась Лиза к спору между Паншиным и Лаврецким о путях развития России? (гл. 34). Как это её характеризует? Какую героиню она напоминает в этом эпизоде? (Подобно пушкинской Татьяне, Лиза была “русская душою”. Её отличала необычайная нравственная чуткость, честность, цельность. Как и на Татьяну, огромное влияние на Лизу оказала её няня, Агафья Власьевна.)

— Почему же Лиза уходит в монастырь? (Не только из-за несчастной любви, но и из чувства долга — гл. 42: “Нам обоим остаётся исполнить наш долг”. Она жертвует собой, отказывается от личного счастья, чтобы пострадать подобно тому, как страдали святые угодники. И Татьяна отказывается от любви во имя долга. Кстати, первым заметил внутреннее сходство Татьяны Лариной и Лизы Калитиной Ф.М. Достоевский, сказав в своей Пушкинской речи, что Татьяна и Лиза воплощают собой положительный тип русской женщины.)

Есть и иное мнение о причинах поступка Лизы. М.Кучерская считает, что Лиза с самого начала не верила в возможность личного счастья и восприняла “воскрешение” Варвары Петровны как закономерное наказание за отход от любви к Богу, вытесненной любовью к Лаврецкому. Поэтому со смирением и успокоением возвращается она в свою “келейку” («Литература». 2001. № 41).

Откроем последние страницы романа. Через восемь лет Лаврецкий вновь оказывается в доме Калитиных, в котором автор выделяет единственный сохранившийся с тех лет предмет — фортепьяно. (Чтение эпилога со слов “А Лаврецкий вернулся в дом” до конца предложения.) Этот слабый, но чистый звук снова напомнил Лаврецкому о Лизе, и роман окончится выражением веры в молодое поколение, которое сумеет найти свой путь к счастью: “Играйте, веселитесь, растите, молодые силы…” (Сравните с пушкинским: “Здравствуй, племя младое, незнакомое!”) В «Дворянском гнезде» Тургенев прощался с прошлым и обращал свой взор к новому поколению, в котором он видел будущее России.

Д очитав роман, мы простились не только с его героями, но и с Россией, которую мы потеряли. Речь о том высочайшем уровне музыкальной культуры, которым обладали представители дворянского общества того времени. Насыщая, пропитывая свой роман музыкой, Тургенев рассчитывал на того читателя, который прекрасно знает, что такое кантата и мазурка, в чём заключаются различия между Бахом и Шопеном и почему не удаётся Паншину доиграть сонату Бетховена, а романс он исполняет с лёгкостью и не один раз. Мы, поколение XXI века, “страшно далеки” от подобного умения понимать классическую музыку, и это нас совсем не украшает.

Как и роман, наш урок заканчивается на грустной ноте, но, чтобы сделать эту грусть светлой, послушаем музыку, написанную на стихи И.С. Тургенева. Ирония судьбы: он, не считавший романс достойным внимания жанром, стал автором слов одного из красивейших русских романсов. Всё меняется со временем, может быть, и мы обретём когда-нибудь утраченное? (Звучит романс «Утро туманное».)

Ссылка на основную публикацию
×
×