Любовь и природа в творчестве Ф. И. Тютчева: сочинение

Сочинение на тему Природа в лирике Тютчева (в творчестве, поэзии) 10 класс

Природа всегда была интересна большинству русских писателей, она занимала основную часть в их творчестве. Также не оставила равнодушным она писателя Тютчева Федора Ивановича – он гениальный лирик, его мир полный таинства и гармонии. Природа очень хорошо раскрыта в его стихотворениях. Тютчев видел природу с разных сторон и раскрывал ее в разных направлениях. Лирика Тютчева играла большую роль во всей русской поэзии. Он всегда природу описывал в ярких красках, свежую и манящею, читая его стихах, природа умеет чувствовать, грустить и радоваться. Природа в воображении Тютчева одухотворена и поэтична, хорошо проявилась во всем известном стихотворении « Летний вечер ».

Смотря на его творчество можно сделать вывод, что он очень любил природу в такие времена года как весна и осень. Это заметно в его стихотворении «Осенний вечер» природа не теряет своей красоты, она прекрасна всегда. Как удивительно наблюдать за листиком, который плавно опускается на землю, люди всегда не обращают особого внимания, и не задумываться какая красота окружает нас всех. Красота осенних вечеров полна трепетного дыхания, живая и неповторима.

Читая поэзию Тютчева на душе становиться спокойно, создается такое ощущение, что мир наполнен гармонией. Природа Тютчева прекрасно в любых его правлениях. Противоположным стихотворением спокойному стилю об осени, раскрывается в стихотворении « Весенняя гроза ». В этом произведении поэт описал обворожительную весну и первый весенний майский гром, читая строки этого стихотворения, ощущаешь на живо, запах свежей грозы в воздухе.

Поэзия Ф. И. Тютчева бывает разная земная, живая и неповторимая, радостная которую невозможно забыть.
Природа сама прекрасна и совершенна спасибо писателям, которые открывают нам глаза своими прекрасными произведениями о природе.

Сочинение на тему Природа в лирике Тютчева

Федор Иванович Тючев – это великий поэт девятнадцатого века. С помощью своего поэтического таланта он очень точно выбирает очень яркие сравнения природы. Он сумел отобразить всю ее красоту и величие.

Поэзия этого поэта бывает очень и очень разной. Но она всегда такая неповторимая. Природа, которую нельзя уже забыть, если хоть когда-либо прочувствовал эту красоту. Читая стихотворения этого поэта, представляешь природу, как что-то воодушевленное, живое. А ведь это потому, что поэт любит природу и она ему небезразлична. Благодаря своему таланту Федор Иванович хочет дать возможность своему читателю приблизиться и полюбить природу. Окунаясь в творчество этого выдающегося поэта понимаешь, что Ф.И.Тючев очень любил природу осенью и весной. В своих стихотворениях он показывает природу с разных сторон, его природа умеет грустить, радоваться.

Глядя на произведения поэта не произвольно напрашивается вывод того, что автор больше всего любит природу в весенние и осенние времена года. Примером этому служит его стих «Осенний вечер». В этом стихотворении автор передает всю красоту природы, хоть уже и осень, но природа не утратила свою красоту. Она так же осталась прекрасна. Человек никогда не задумывается о том, как прекрасна природа. А если присмотреться и понаблюдать за падающим на землю листиком, как он плавно кружась, опускается на землю. Эта красота жива, она неповторима.

Автор показывает своему читателю не одно какое-либо состояние природы, он показывает ее разнообразие оттенков и состояний.

Погружаясь в поэзию Федора Ивановича, чувствуешь себя безмятежно, умиротворенно. Полной противоположностью стихотворению «Осенний вечер» является стихотворение «Весенняя гроза». В этом стихотворении поэт дает возможность своему читателю окунуться в зарождение новой жизни, так как само название стихотворения говорит об этом. Окунуться в прекрасную весеннюю пору. Читая это произведение, начинаешь чувствовать запах свежей грозы в майском весеннем воздухе, а так же слышать раскаты первого грома.

Много своих стихотворений Тючев посвятил природе не просто в разное время года, однако, и в различное время суток.

Ночь так же является одной из главных тем в поэзии Федора Ивановича. Ночь, описанная автором не только обыкновенно красива, ее красота царственна. Показывая своему читателю ночь, автор рисует ее чистой и святой, полной незримых тайн и загадок.

Автор догадывался, что люди – это частичка природы, и они могут черпать силу и энергию от самой матушки природы. Природа является большим кладом вдохновения и основой счастливой жизни.

Природа в лирике Тютчева

Несколько интересных сочинений

Большая часть поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» под названием «Крестьянка» посвящена русским женщинам. Странники, ищущие счастливого человека среди мужчин, в этой части произведения решили обратиться еще к женщине

Труд души – само по себе необычное понятие. Как душа может трудиться? Хотя сказал поэт, что душа должна трудиться и день, и ночь. (Не помню, кто именно сказал, так как по программе мы еще не проходили это.)

В сказке Прившина большое значение уделено матушке-природе, которая держит этот хрупкий мир. А ведь действительно, природа даёт жизнь всей нашей планете.

Произведение относится по жанровой направленности к драматической драме, хотя сам писатель называет свое творение повестью, написанную в форме драмы.

Моя школа через десять лет станет еще лучше и красивее. Нынешние первоклашки пойдут в 10 и 11 классы. Станут выпускниками. К тому времени, я думаю во всей школе установят пластиковые окна.

Природа в лирике Тютчева в творчестве, поэзии сочинение

Основное значение поэзии Тютчева – понимание природы через внутренние человеческие переживания. Все лирические стихотворения поэта пронизаны возвышенным драматизмом и необыкновенной красотой.

Поэт точно изображает загадочную привлекательность природы, используя красочные эпитеты и сравнения, мягко переходя от одного времени года к другому. Одухотворение природных явлений и наделение их чувствами, по мнению поэта, рождает в человеке все самое невероятное и прекрасное.

Произведение «Осенний вечер» заставляет читателя задуматься о тихом увядании природы, не теряющей при этом своей чудесной красоты. Тютчев в спокойных тонах описывает осеннее небо, летящий с дерева лист, сорвавшийся под порывом резкого ветра, и в тоже время наслаждается последним теплым вечером. Картина осени насыщена живым, трепетным дыханием, поэтому и легкий шелест деревьев, и светлость вечера полны необъяснимой прелестью и грустью осиротевшей планеты.

Описывая окружающую природу в виде живого существа, поэт раскрашивает в разнообразные краски, оттенки и состояния, пытаясь передать бытие природы.

Стихотворение «Весенняя гроза», наоборот, передает предчувствие новой зарождающейся жизни, повествует о пробуждении природы, ведь первая майская гроза – это безумная и мощная стихия, способная на неистовства.

Глубокомысленными размышлениями наполнены и стихи «Море и утес», в которых поэт описывает разрушающую и неистовую силу природных явлений, ее агрессивную темную сторону, но в то же время завораживающую своим могуществом, своенравием и буйством.

Другой темой лирики природы поэта являются не только разные времена года, но и разные времена суток, в частности, ночная тема, которой посвящены многие его стихи. В них природа имеет философское значение и позволяет проникнуть в потайные уголки человеческой души. Ночь в изображении Тютчева не только красива, величественна, но и священна, но и полна тайн и загадок.

Творчество Тютчева – это неповторимая и возвышенная поэзия, которая бывает и грустной, и радостной, живой, и холодной. С точки зрения поэта, природа – самый лучший задушевный собеседник.

Сочинение Изображение природы в лирике Тютчева

Лирика одного из величайших русских поэтов, Фёдора Ивановича Тютчева, отражает его глубокую духовность. Основной тематикой, проходящей через всё его творчество, является взаимодействие человека и природы, его места в огромном мире. Поэзия Тютчева пропитана его мироощущением, мировоззренческой концепцией. Человек, по его мнению, всегда несёт в себе хаос, так как не в состоянии справиться со своими страстями. Природа же представляется как часть единого, непостижимого мира.

В отличие от человека, природа есть вечный покой, который, однако, не подразумевает отсутствие изменений. Жизнь и развитие природы упорядочены: подчиняются некоему высшему закону. Природа всегда в движении, постоянно перетекает из одного состояния в другое. Однако, все эти процессы лишь звенья в замкнутой цепи. Жизнь природы циклична: каждый процесс повторяется, имея при этом связь с предыдущим и последующим.

В лирике Тютчева природа всегда одушевлена: жива и способна чувствовать. То есть она видится ему таким же живым организмом, как человек (эта мысль схожа с воззрениями философов античности, которой в юности увлекался Тютчев). Она содержит в себе величие и красоту, которые воодушевляют Тютчева, в них он черпает жизненные силы и любовь к миру.

Поэт в особых отношениях с этой частью мира: его любовь прослеживается в восторженных чувствах и внимательности к деталям. Фёдор Иванович подмечает мельчайшие, не видимые для обывательского глаза подробности, которые позволяют ему в полной мере насладиться дивно созданной природой. Она преподносится автором как некая колдунья, способная красотой своей обольстить человека. Она очаровывает своим прекрасным устройством.

Особенное место среди системы образов природы занимает ночь. В разные времена года, в любой обстановке она символизирует некое таинство. Минула дневная суета и солнечный свет: человек остаётся наедине с собой и огромным, недоступным его сознанию, миром. Обстановка этого уединения и отрешения от земных забот приводит к тому, что человек как бы «очищается» от всего мирского и может ступить за порог обыденности. Ночь приносит человеку чувство причастности к тем самым непостижимым законам и силам, движущим все процессы в мире. В это время суток человек становится частью единого целого, которое включает в себя и природу.

В своей лирике через тему природы Тютчев передаёт, в первую очередь, мировоззрение, жизненную философию. Очаровательная в своей непостижимой красоте, земная природа есть единственное первозданное, к чему может прикоснуться человек. Поэт восторгается её величием и прелестью, чувствуя при этом её причастность к первоосновам мира. Именно через единение с природой, которое становится достижимо в состоянии покоя (чаще всего ночью), человек может приблизиться к основам мироздания, к великому таинству жизни.

Вариант 3

Как и большинство русских писателей к этой теме о природе, Тютчев относился с особым чувством, которое не понять многим, он старался раскрыть и передать всю красоту скрытой и девственно чистой природы. Автор в своей лирике природу изображал как живого человека, который может все чувствовать и переживать грустить и радость. А также тонко передавать боль, причиненную, от руки человека природе мог, только Тютчев.

Проанализировав всю творческую жизнь Ф.И.Тютчева можно с уверенностью сказать, что с особым и тонким чувством он писал больше всего про осень и весну. Он любил передавать красоту этих времен года. Довольно подробно это можно увидеть в его стихотворениях посвященным этим временам года. Он с трепетностью пытался показать людям того, что они из-за повседневной суеты не замечают всей красоты природы.

Прочитав хоть одно его произведение, оно не вызывает негативных чувств, а наоборот, только положительные чувства и на душе становиться так легко и спокойно. Ведь Тютчев был писателем широкого профиля и писал с разных взглядов, но в любых его направлениях изображается образ природы как самый прекрасный, яркий и неповторимый образ, который, живет и все чувствует.

Читайте также:  Федор Тютчев и литературные общества: сочинение

С глубочайшей уверенностью можно сказать, что Федор Иванович Тютчев был добрым и душевным человеком, гениальным поэтом того времени. Ведь только такой человек мог разглядеть в окружающей природе, того, что не видит вооруженным взглядом обычный человек. И не смотря, не на что он остался, известным и по сей день. И с особым удовольствием читают и изучают его творчество. Автор в своих произведениях, раскрывает все тонкости и красоты непревзойденной природы. С душевным трепетом старается донести все же до читателя, чтоб хоть прочитав, его произведение он обратил, внимание на прекрасную природу. И от чистого сердца всем писателям русской литературы можно сказать большое спасибо, за то, что открывают глаза читателя на происходящее вокруг. На то, что не видит и не обращает внимания человек на происходящее и это печально.

Также читают:

Картинка к сочинению Природа в творчестве Тютчева

Популярные сегодня темы

Попрощавшись с супругой, царь отправляется в путь. Жена ожидает его, с грустью смотря в окошко. В ночи рождается будущая царевна. Вскоре приезжает царь. Супруга умирает.

Древнерусское произведение представляет собой эпическую поэму, созданную неизвестным автором, предположительно старым монахом, повествование которой посвящено реальным событиям, произошедшим в русской истории

В наше время инновации идут так быстро, что одна не успевает сменить другую. На данный момент идёт урбанизация и глобализация всего и вся.

Жизнь – процесс, который очень трудно описать словами. Это понятие люди используют для описания деятельности всех существ на земле. Жизнь – это бесценный дар, данный нам самой природой.

«Куст сирени» – рассказ Александра Ивановича Куприна, раскрывающий тему любви между мужем и женой. Произведение стало одной из самых известных работ писателя: его восторженно встретила критика и читатели

Образы природы в лирике Ф. И. Тютчева

Школьное сочинение

Человек и Вселенная, смысл жизни, взаимоотношения человека и природы, хаос и Космос, жизнь, любовь. Вечные темы, волновавшие писателей и поэтов во все времена. Волновали они и Ф.И. Тютчева. Но образы, которые выбирал поэт для воплощения своих мыслей, стиль изложения, глубина и значительность смысла, вкладываемого им в каждую строку, отличают его от всех других авторов. Многие стихотворения Тютчева — это минутные впечатления. В мгновенных ощущениях он старался выразить всего себя, свои мысли и чувства, свои переживания и тревоги, свое восприятие мира, которое часто строится на параллелях, сравнениях жизни человека и мира природы.

Очарование русской природы вошло в сердце поэта еще в юные, годы, когда он жил в своем родовом имении — селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Позже это чувство укрепилось, когда молодой дипломат приезжал из чинного Мюнхена в Россию, когда он окончательно вернулся на родину. Природа навсегда вошла в поэзию Тютчева и стала основным объектом его воспроизведения. Он не уставал любоваться лесом в осеннюю непогоду или ширью нолей, встречающих раннюю весну.

В русской лирике трудно найти художника, в творчестве которого мир природы занимал бы такое значительное место, но в своих стихах Тютчев стремился не столько к изображению пейзажа, сколько выражал свое переживание в связи с ним, свое неравнодушное отношение к нему. Он постоянно переосмыслял увиденные картины природы.

Произведения Тютчева отличаются особой глубиной, неповторимыми интонациями и оттенками чувств. У него редки зорко увиденные тонкие пейзажные детали вроде “паутины тонкого волоса”, который “блестит на праздной борозде”, — поэтической подробности, восхищавшей Л.Н. Толстого, но всегда присутствует “осердеченная” мысль, глубокая и сильная.

Одна из таких глубоких и сильных мыслей — суждение о хаосе, заключенном в природе. Этот хаос предстает перед взглядом поэта в виде непостижимой тайны и обнаруживается в бурных природных стихиях.

Например, в раннем стихотворении “О чем ты воешь, ветр ночной. ” поэт, вслушиваясь в звуки этой стихии, стремится разгадать тайну, скрытую в хаосе природного мира:

О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь безумно?

Что значит странный голос твой:

То глухо жалобный, то шумный?

Поэт хочет слиться со “страшными песнями”, с тем “беспредельным”, что в них ощущается, хочет познать “древний хаос”, и в то же время ночное завывание пугает его, обнаруживая страшные силы и бездны:

О! бурь заснувших не буди —

Под ними хаос шевелится.

От этого неистового ветра, воющего ночью, и в человеческой душе рождается подобная буря, хаос, мятежные мысли и страсти.

Все в этом стихотворении соткано из противоречий. Голос ветра “странный”, но говорит “понятным сердцу языком”; песни его “страшны”, но повесть его “любимая”; хаос ужасен, но он же и “родимый”. Но такие противоречия — характерная черта поэзии Тютчева — художественно оправданны: навстречу “ночному ветру” рвется родственная ему “ночная душа” человека.

Поэт обращается к “беспредельному”, возвышенному в природе, и язык стихотворения обретает высокое звучание: появляются книжные слова— “хаос”, “ветр”, “сетуешь”, становятся частыми повторы. Эмоциональный подъем отражается в употреблении междометия “о” вопросов, восклицаний, повторяющихся союзов, недоговоренностей.

Тютчеву удается мастерски соединить сжатость своих стихотворений и силу чувства, которая мгновенно охватывает каждого, кто прочитает его строки. Вероятно, в этом и заключается особенность мироощущения автора, который не просто писал стихи, он мыслил поэтическим языком. И поэтому его мысли выливались в такие стройные мелодичные строки:

Святая ночь на небосклон взошла,

И день отрадный, день любезный,

Как золотой покров, она свила,

Покров, накинутый над бездной.

Не случайно, говоря о поэзии Тютчева, И.С. Тургенев отмечал “неподдельность его вдохновения”, “поэтическое дуновение, которым веет от его страниц”.

В природе Тютчева привлекает ее постоянное обновление. Он способен искренне радоваться появлению на кустах и деревьях первых листочков, освещенных лучами солнца, чувствовать, как весною “воздух дышит”, слышать, как ветер “в поле стебль колышет” и “елей ветви шевелит”. Ярким выражением обновления жизни представляется поэту гроза, когда свет сменяется тьмой, сверканиями молний и потом снова светом, когда жар чередуется со свежестью, а тишина с громовыми раскатами.

Природная стихия в стихотворении “Весенняя гроза” представлена во всей ее слуховой, осязательной и зрительной ощутимости. Мы видим, как “повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит”, осязаем брызнувший дождик и летящую пыль; слышим “шум нагорный” молодых раскатов, птичий не умолкающий “гам лесной”.

Яркие образы в стихотворениях поэта не только сверкают и блестят, они словно поют, проникая не столько словами, сколько настоящей музыкой в наши сердца:

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя.

Грохочет в небе голубом.

Все фонетические средства языка поэт подчиняет передаче музыки майской грозы: повторяется слог “гро-“: грозу, гром, грохочет; рокочет звук “р”: первый, резвяся, играя; шумит громкое “г”, эхом отдаются певучие “о” и “а”, которые, по наблюдению поэта Вс. А. Рождественского, передают чувство простора и легкости. Перед нами не просто картина грозы, восхитившая и поразившая тонкую душу, — это передача радостного обновления в природе, победное утверждение весны, торжество молодости и красоты.

Всю свою жизнь поэт не переставал восхищаться окружающей красотой и стремился передать все величие, все великолепие окружающего мира, донести эту красоту до читателей с помощью неповторимых интонаций, мелодичных, поющих и звенящих звуков, тонов и полутонов. Тютчев любил весну — как выражение красоты и полноты жизни, как торжество нового, сильного, светлого. Такой же идеей пробуждения и обновления в природе пронизано и с детства знакомое нам стихотворение — “Весенние воды” (Весна идет, весна идет. ), при чтении которого мы невольно проникаемся теми же чувствами, которые испытывает автор.

Тютчев не дает полного и точного описания событий и явлений. Он лишь наводит нас на определенное восприятие происходящего. Его стихотворения заставляют не только задумываться, размышлять, но и чувствовать, переживать, ощущать, погружаясь в волшебный мир звуков, запахов, красок и эмоций. Тонким переплетением образов, намеков, интонаций Тютчев как талантливый художник слова вводит нас в особый мир скрытого, незримого внутреннего понимания сути. Именно это плавное, незаметное погружение читателя в глубины мира, глубины явлений, иногда даже — самого себя и является одной из важнейших черт поэзии Тютчева. Вслушаемся в чудесные строки стихотворения “Утро в горах”:

Лазурь небесная смеется,

Ночной омытая грозой,

И между гор росисто вьется

Долина светлой полосой.

Лишь высших гор до половины

Туманы покрывают скат,

Как бы воздушные руины

Волшебством созданных палат.

Как тонко подобраны здесь слова, характеристики, как умело с помощью лишь нескольких штрихов поэт погружает нас в необъятные просторы горных долин и в глубину небесной лазури.

Но стихотворения Тютчева о природе не всегда несут в себе легкий восторг, веселье, беззаботность и умиротворенность. Творчество поэта вобрало в себя глубокие философские рассуждения о сущности человека, о смысле жизни, о таинстве мира, Вселенной. И часто чувство тревоги, тоски, страха перед неизвестностью врывается в произведения поэта совершенно иными интонациями, как, например, в стихотворении “День и ночь”:

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами —

Вот отчего нам ночь страшна.

Трагическое мироощущение так же характерно для Тютчева, как и упоение жаждой жизни. И это сближает его творчество с творчеством великих композиторов, которые могли в одном произведении отразить и радость весенней капели, и тревоги предчувствия и ожидания чего-то страшного, неотвратимого.

Эмоциональный мир лирики природы Тютчева так же богат, разнообразен и насыщен, как сама душа человека. Природа близка и родственна человеку потому, что она и сама одухотворена: она для поэта чувствующее и мыслящее существо, способное не только рождаться, обновляться и умирать, но и переживать, говорить, кричать, негодовать, смеяться и восторгаться. Этому посвящено стихотворение “Не то, что мните вы, природа. “, в котором поэт говорит о полноте бытия в природном мире и богатстве переживаний этого бытия:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Тютчев вступает в полемику со скептиками, которые не признают этой полноты природной жизни. А поэт, в отличие от них, способен не только любоваться природой, но и живо ощущать ее тайны, ее негодующие бури, ее демонические “жесты”, голоса, “поступки”, “чувства”. За внешней назидательностью строк проступает глубокое поэтическое содержание. Художник видит лучи, проникающие в самую душу, ощущает цветение весны, созревание плода, слышит говор леса, беседу звезд, совещание грозы, неземные языки рек. Пантеизм Тютчева отражается во многих его произведениях о природе и оттого его природа так многоголоса, насыщена красками, звуками, благоуханиями.

Изображение природы неотделимо у Тютчева от философского размышления о ней. Миниатюра “Природа — сфинкс. И тем она сильней. ” исполнена мудрого раздумья о сути природы: загадка она, сфинкс, губящий человека, или же “Загадки нет и не было у ней”. В таинственности природы кроется ее поэтическая прелесть. Она и загадочна, и ясна в своей одушевленности, она хаотична и гармонична одновременно. Снова перед нами “осердеченная” мысль, глубокая и сильная, согретая чувством’ любви. Прав был В. Брюсов, подметивший, что “любование многообразными проявлениями жизни природы” представляется Тютчеву “высшим блаженством, доступным человеку”.

Читайте также:  Человек и природа в лирике Тютчева: сочинение

Любовь и природа в лирике Ф.И. Тютчева

Ф.И. Тютчев – певец природы. Но он изображает ее как диалектик: в движении, развитии, бурных проявлениях, переходных состояниях. Воспевая красоту природы, Тютчев выступает не как бездушный воздыхатель, а как мыслитель, размышляющий над загадками мироздания, о вечных вопросах существования человека.

У поэта-философа был особый взгляд на природу. Для его лирики характерна философия пантеизма (пантеизм – учение о живой душе бога, разлитой в природе). В осознании природы как живой, божественной сущности, Тютчев не был новатором. В этом он близок к Шеллингу. Но то, в чем предшественники видели лишь поэтическую условность, Тютчев воспринимал, как символ веры в таинственную жизнь, таящуюся в природу.

Природа воодушевлена, она живет своей жизнью, радуется, печалится, как человек. Соотнося природу и человека, он ставит их на один уровень, разрушая барьеры между этими мирами.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Душа за душой, волна за волной…

Человек, так же как и его страдания, радости, не мыслим без природы. Ровно так же, как природа не мыслима без человека.

Разрушение естественных и понятных для многих границ, помогает Тютчеву расширять и собственные границы – он отличается неожиданными, смелыми и дерзкими ассоциациями:

Впросонках слышу я – и не могу…

Но Тютчев понимает, что далеко не все видят и понимают природу, принимая и понимая ее живой характер. Автор с горечью говорит о таких личностях:

Природа для поэта сфинкс, загадка, она вечна, а человек – лишь, «мыслящий тростник», хотя и «царь земли». Человек уходит, а природа остается.

Любовная лирика Ф.И. Тютчева характеризуется описанием катастрофических исходов для замкнутых, уединенных и сосредоточенных на себе личностей. Поэт показывает, как чистое и открытое чувство ломает мир этих людей, надламывая их эгоизм, выводя человека из духоты одиночества, что дает ему возможность сделать глоток свежего воздуха.

Но Тютчев показывает, что любовь не в состоянии обеспечить все душевные требования: желаний слишком много, поэтому они неизбежно прорываются наружу. Любовь не сдерживает напора и под натиском неутомимого бунта превращается в беспощадную страсть.

Именно это явление объясняет одну характерную особенность любви: она лишена благообразия и гармонии, в ней нет чистоты, свойственной пушкинской поэзии. В любовной поэзии Тютчева прослеживается иное чувство: хаотичное, разрушительное. Чувство, которым человек не может управлять осознанно.

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Любовь, которую мы можем прочувствовать в стихотворениях Тютчева, трагична еще и потому, что обещает влюбленному больше, чем в состоянии принять его природа. Именно поэтому человек не выдерживает высокого напряжения и сгорает от любви:

Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали..
…Любила ты, и так, как ты, любить
—Нет, никому еще не удавалось!
О господи. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…

Лирика Тютчева уникальна тем, что он показал не только прекрасные моменты любовных переживаний, но и ужасные мгновения их распада.

И что ж от долгого мученья
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

Важной особенностью произведений Тютчева о любви является драматизм испытываемого чувства, которое не находит отклика в обществе. Общество не принимает и не понимает многих душевных порывов. Как, например, не приняло любовь Тютчева к Денисьевой. Любовь обостряется под влиянием социума, хотя общество и старается ее растоптать.

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла.
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

Но особый накал внутреннего драматизма любовного чувства сломленного под влиянием социальных обстоятельств чувствуется в стихотворении:

Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.
Толпа вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,
И ты невольно постыдилась
И тайн и жертв, доступных ей.
Ах, если бы живые крылья
Души, парящей над толпой,
Ее спасали от насилья
Бессмертной пошлости людской!

Стихотворение «О, как убийственно мы любим», так же как и «Чему молилась ты с любовью», относится к «Денисьевскому циклу». Циклу, который посвящен последней любви поэта. Любви, которая в глазах общества считалась предосудительной.

В каждом отдельно взятом стихотворении из цикла прослеживается образ толпы, не знающей ни сострадания, но чувства жалости, толпы, которая не умеет слышать и понимать искренность чувств. Именно поэтому эта толпа становится губительной атмосферой, как для любви, так и для самой любимой.

Тема природы в лирике Федора Ивановича Тютчева

Тема природы в лирике Тютчева считается одной из самых известных, которая прославила русского поэта – мыслителя среди народа, как «певца природы». И этому имеется предельно ясное объяснение.

Федор Тютчев искренне восхищается природой, ее красотой и многообразностью. Природа в поэзии автора изображена в красках, наполнена изобилием звуков и запахов. Особенно полно выражена любовь к природе в стихотворениях поэта, который очеловечивает ее, присваивая толику эмоций и чувств.

В особенности, Тютчева привлекала смена сезонов, переход между временами года. По мнению поэта, природа, окружающая нас, живая, многогранная, умеет проявлять чувства и имеет прочную духовную связь с человеком.

Такие глубокие по своей натуре описания природы можно заметить в большинстве произведений автора («Люблю грозу в начале мая», «Осенний вечер» и др.). Отрывок из стихотворения «Не то, что мните вы, природа»:

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык …»

В этом стихотворении Тютчев становится на защиту природы, заявляя, что она по своей сущности ни от кого не зависит и не бездушна. Она имеет свой голос и свободу («в ней есть душа, …язык»). Тютчев считает, что те, кто видит в окружающем мире лишь кладовую полезных материалов, жалок, нравственно уродлив и духовно ограничен.

Такие люди никогда не поймут неповторимость окружающего мира, его красоту и их никогда не постигнет вдохновение. Тютчев не понимал, как можно быть такими черствыми и не проявлять уважения к природе (по мнению поэта, родной матери человека).

Тема природы в стихотворениях Тютчева для детей

Уважительному отношению к природе, пониманию окружающего мира стали обучать еще с ранних лет. И стихотворения из творчества Фёдора Ивановича, дошедшие до настоящего времени, сильно в этом помогают.

В раннем возрасте детям легче понять природу, насладиться ее роскошью. В процессе обучения дети понимают всю ценность окружающего мира и чувствуют с ним взаимосвязь.

Нельзя исключать того, что вместе с тем дети также обучаются проявлению чувств к родине. Ведь природа напрямую с ней связана, и, в первую очередь, любовь проявляется к родным пейзажам, деревьям, бескрайним просторам.

В школьную программу, начиная с младших классов, включены такие популярные произведения Тютчева, как «Весенняя гроза», «Листья».

А вот отрывок из стихотворения «Осенний вечер»:

«Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь».

В этом стихотворении Фёдор Иванович передал ощущения печали и внутреннюю опустошенность в период своего пребывания в Мюнхене. Поэт выразил чувства тоски по родине, показывая, что он не забыл свой дом, и связь с родной землей так же прочна.

Но в то же время поэт старается не поддаваться депрессивному настроению, описывая и приятные мгновения («таинственная прелесть», «легкий шелест», «тихая лазурь»).

Тютчев производит параллель между человеком и природой, считая, что в природе каждый может рассмотреть свое отражение, будто бы смотрясь в зеркало. В произведении природа переживает изменения, и автор сочувствует этому, однако подчеркивает, что не стоит этого бояться.

История не пишется само собой, а создается человеком и окружающим его миром. Все когда-нибудь применит новые формы, осень сменится зимой, зрелость – старостью. Вместе с тем придет что-то новое и необычное: удивительная зима или мудрость.

Автор хотел объяснить, что жизнью надо наслаждаться здесь и сейчас, ценить каждый ее момент.

Пейзажная лирика

Пейзажная лирика помогла Тютчеву рассказать о своих чувствах по отношению к «Великой матери».

Автор любил вдаваться в детали, досконально описывая особенности и характерные черты конкретной местности, чтобы читатель мог соединить воедино весь пейзажный образ в своем воображении.

Исключительное внимание поэт уделял весне. Весна у автора, как и у большинства других людей, ассоциируется с пробуждением заспанной природы, остротой ощущений, радостными событиями, смехом и улыбкой. Такие стихотворения всегда переполнены восторгом и торжествующим ликованием души, сменой чего-то устаревшего на новое.

Прочитаем два отрывка из «Весенней грозы»:

«Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом».

Анализ этого произведения прост и понятен. Стихотворение охарактеризовано приходом весны, вознесением творческого потенциала, описанием зрелищного и удивительного явления природы. Весенняя гроза в изображении автора несет в себе два смысла, одно из которых связано со страшным и опасным явлением.

С другой стороны, гроза сопровождается радостным событием окончательного перехода с зимы на весну:

«Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит».

Люди счастливы, так как вместе с уходом зимы, их покидают все негативные эмоции и моменты, которые смывает чистый дождь. Весь окружающий мир переполняется радостными эмоциями, а человек находит гармонию во взаимосвязи с природой.

Сочинение на тему: «Душа и природа в поэзии Тютчева»

Интересно, что Федор Тютчев оказался самым понятным и близким по духу автором для многих людей. Он настолько полно передавал настроение свое и природы, что в последствии стал почитаемым кумиром многих людей.

Тютчев помог людям прочувствовать их единство с окружающим миром, увидеть его красоту и начать ценить, дорожить каждым прожитым моментом.

И все это оправдано, ведь в творчестве Фёдора Ивановича тема природы играет значительную роль, отображает всю глубину эмоций, передающих состояние не только человека, но и природы в целом. Это может говорить лишь об одном: человеческая душа и природа неразрывно связаны между собой.

Даже самые короткие стихотворения отражают состояние природы, как озеро – облик человека. Такое явное сопоставление человека и природы можно увидеть в произведении «Еще земли печален вид»:

«Душа, душа, спала и ты…

Но что же вдруг тебя волнует,

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты?».

Всегда наступает момент, когда необходимо написать сочинение на заданную тему. Чаще всего при выборе темы, связанной с природой, многие учащиеся останавливаются на теме природы. Для того, чтобы добиться максимально положительного результата и получить удовольствие от проделанной работы, необходимо изучить всю возможную информацию.

Главное, не только прочитать, но и понять суть написанного, погрузиться в мир поэта, постараться уловить мысль и чувства, которыми тот хотел поделиться.

Читайте также:  Философская система мира в лирике Ф. И. Тютчева: сочинение

План сочинения в таком случае будет состоять из нескольких обязательных пунктов: биографии автора, главных тем его творчества, описания проблемы, которую поэт поднимает, и отрывков произведений с последующим анализом. В конце нужно высказать свое мнение по указанной теме, описать свои чувства и эмоции.

Любовь и природа в творчестве Ф.И. Тютчева. 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9

Цели и задачи:

  • Познакомить учащихся с любовной и пейзажной лирикой Ф.И. Тютчева.
  • Дать краткий обзор жизненного и творческого пути Ф.И. Тютчева.
  • Развивать навыки выразительного чтения.
  • Продолжить знакомство учащихся с приемами анализа стихотворения.

Оборудование:

    Мультимедиа проектор и интерактивная доска.
  • Музыкальный центр и диск с музыкальными композициями.
  • Пейзажные иллюстрации, картины.
  • Портреты Ф.И.Тютчева, Амалии Крюденер, Элеоноры Петерсон, Эрнестины Дернберг, Елена Александровна Денисьевой.

Эпиграфы к уроку:

Не то, что мните вы природа:
Не слепок. Не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык:
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность:

Сегодня на уроке мы поведем разговор об известном поэте Федоре Ивановиче Тютчеве, чье поэтическое творчество украшает русскую культуру. Поэтическое наследие Тютчева – небольшого объема. Но он принадлежал к числу гениальных русских поэтов. Лев Толстой, высоко ценивший Тютчева, ставил перед его стихами пометы: Глубина, Красота, Чувства.[4]

Тютчева принято называть певцом любви и природы. Он был действительно мастером стихотворных пейзажей, но его вдохновенные стихи начисто лишены пустого и безумного любования, они глубоко философичны. Для Тютчева природа отождествляется с человеком, природа для него – разумное существо, наделенное способностью любить, страдать, ненавидеть. [2]

Запишите тему нашего урока “Любовь и природа в творчестве Ф.И.Тютчева”.

Растет интерес к жизненному и творческому пути поэта.

Биография писателя (как вариант сообщение ученика):

Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября/ 5 декабря 1803 года в Орловской губернии в стародворянской семье среднего достатка, где сильны были патриархальные начала.

Тютчев получил хорошее домашнее образование под руководством поэта-переводчика Семена Егоровича Раича. Под влиянием учителя будущий поэт рано приобщился к литературному творчеству и в двенадцать лет поступает на словесное отделение Московского университета.

В 1821 году едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место в русской дипломатической миссии в Баварии. За границей Тютчеву предстоит провести 22 года.

В конце 20-х годов в “Современнике” была опубликована большая подборка стихов Федора Ивановича. После этой публикации на Тютчева обратили внимание в литературных кругах, но признание пришло лишь в конце 1850-х годов.

Лирику Ф.И. Тютчева условно подразделяют на философскую, пейзажную, гражданскую и любовную.

Умер Тютчев 15/27 июля 1873 года. “Милый, умный, как день умный, Федор Иванович! Прости – прощай!” – с горечью отозвался на известие об этой смерти И.С. Тургенев.[2]

Наследие великого русского поэта чтят, любят и берегут его потомки – любители русской поэзии.

С самого детства входит в нашу жизнь удивительная, завораживающая чистотой чувства, ясностью и красотой образов поэзия Ф.И. Тютчева:

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера:

Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора: [1]

Прекрасные строки! Чем больше читаешь Тютчева, тем явственнее чувствуешь близость живой природы.

– Какие еще стихотворения поэта о природе вам известны?

(Выразительное чтение стихотворений “Весенняя гроза”, “Чародейкою-зимою” и другие.)

Очень созвучны стихотворения Ф.И. Тютчева и музыка П.И.Чайковского.

У Тютчева много прекрасных стихотворений о природе, а Чайковский написал целый цикл музыкальных композиций под названием “Времена года”.

Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла “Времена года” (по выбору учителя).

На столах листочки с распечатками стихотворений.

В стихотворении “Осенний вечер“, написанном в 1830 году, все проникнуто таинственной прелестью потухающего осеннего дня. (Выразительное чтение стихотворения наизусть учеником).

Беседа по содержанию:

– О чем это стихотворение?

– Какую картину вы представили?

– Чем объясняется таинственность осенних вечеров?

– При помощи каких художественных средств – тропов, передает автор состояние природы?

(Автор использовал средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, олицетворения:)

Так непроста, полна таинственности природа в поэзии Тютчева.

Запись в тетрадях:

Тютчев верил, что природа жива, что она имеет душу. Поэт слышал и понимал язык природы. Живая жизнь природы отразилась в его поэтических образах – сравнениях, олицетворениях, метафорах. [4]

Повторяющиеся в поэзии Тютчева эпитеты выражают не только внешне воспринимаемую гармонию и красоту мира, но и таинственную глубинную жизнь природы.

Нам близок Тютчев, вдохновенный созерцатель природы; нам дорог Тютчев, чуткий знаток человеческого сердца. Поэтому большое место в творчестве поэта отводится любовной лирике.

Полны особенной трогательности строки, пронизанные этим великим чувством.

Обратите внимание на доску. Здесь записаны своеобразные “формулы” любви, слова о любви всемирно известных художников, поэтов и писателей:

    “Тебе любовь – как высшая награда:”

“Любовь – над бурей поднятый маяк,

Не меркнущий во мраке и тумане.
Любовь – звезда, которою моряк
Определяет место в океане”
Уильям Шекспир.

  • “Только влюбленный имеет право на звание человека”
    А.Блок.
  • Человеку не прожить без любви, ведь в жизни каждого она занимает особое место. Настоящая любовь всегда остается в сердце, она не подвластна ни времени, ни тяжелым жизненным обстоятельствам, ни даже смерти. По-настоящему счастлив тот, у кого такая любовь была, кого посетило это прекрасное чувство.

    На доске портреты женщин, тех, кто удостоился внимания поэта, кому посвящены лучшие его строки.

    Несколько слов о каждой из них.

    Сообщения. 1-й ученик:

    Первая жена – Элеонора Ботмер – подарила ему троих детей-дочерей, которых он проникновенно любил. В 1838 году по роковой случайности на корабле, на котором она плыла вместе с дочерьми, возник пожар. Проявив неженское мужество, Элеонора Федоровна спасла дочерей, но не смогла уберечь себя. Спустя несколько месяцев она скончалась от нервного потрясения. Тютчев тяжело переживал смерть жены. Проведя ночь у ее гроба, он поседел. Смерть жены потрясла поэта, омрачив многие годы горечью воспоминаний.[2]

    Твой милый образ, незабвенный,
    Он предо мной везде, всегда,
    Недостижимый, неизменный,
    Как ночью на небе звезда:
    “Еще томлюсь тоской желаний”, 1849 г.

    Вторая жена великого русского поэта – Эрнестина Пфеффель – в высшем свете слыла первой красавицей. Ей он посвятил стихотворение “Люблю глаза твои, мой друг”.

    В Мюнхене Ф.И. Тютчев влюбился в молодую и прекрасную Амалию фон Лерхенфельд, которая так и не стала никогда его женой, но другом осталась на всю жизнь. Незадолго до смерти в 1870 году Тютчев посвящает ей замечательные строчки “Я встретил вас ” – “КБ” (сокращение переставленных слов Баронессе Крюгер).

    Амалию фон Лерхенфельд

    (Прослушивание романса “Я встретил вас:” в исполнении талантливого ученика или записи в исполнении И.Козловского).

    – Какие чувства вызывает у поэта встреча с любимой?

    – Как соотносится мир души лирического героя и мир природы?

    Радость воспоминаний, восторг от встречи, возвращение нежных чувств. Перед лицом поэта пролетели приятные минуты общения с любимой:

    4-й ученик (Проецируется портрет Е.А.Денисьевой).

    Целую бурю чувств пережил Тютчев, когда, будучи женат 11 лет, 15 июля 1850 года, он впервые увидел прекрасную русскую девушку Елену Александровну Денисьеву. Любовь бурным потоком захватила сердце поэта. Но свет не принял этой беззаконной любви. Елену отвергли прежние знакомые, родственники, друзья. Как свои собственные страдания, переживал Федор Иванович муки любимой женщины. После смерти Елены Александровны для Ф.И.Тютчева начались долгие 9 лет душевной пытки. [2]

    Елена Александровна Денисьева

    Глубокое чувство, испытанное поэтом на склоне лет, подарило русской поэзии цикл стихов, именуемый “денисьевским” циклом (название не авторское). Абсолютно все стихи проникнуты глубоким психологизмом, человечностью, благородством.

    Обратимся к стихотворению “Она сидела на полу“, посвященное 2-й жене поэта. Их отношения складывались нелегко: жена знала о любви мужа к Денисьевой. Возможно, испытывая острое чувство горечи, она уничтожила часть своей переписки. (Выразительное чтение стихотворения наизусть учеником)

    – Сколько лирических героев в этом стихотворении? (Двое – мужчина и женщина)

    – Почему письма сравниваются с золой? Что символизирует зола?

    Остывшая зола – результат действия огня. Когда была любовь – был огонь, страсть, когда любовь прошла – остался прах, зола.

    – Какое душевное состояние женщины показывает нам автор?

    Печаль о навсегда ушедшем чувстве.

    – Какое чувство вызывает у лирического героя картина, которую он наблюдает?

    – Какие слова помогают передать это чувство?

    Остывшую, брошенный, грустно, невозвратимо:[3]

    Следующее стихотворение Тютчева “О, как убийственно мы любим”.

    (Выразительное чтение стихотворения).

    – Любовь – это источник жизни, но обратите внимание на первую строку: “О, как убийственно мы любим:”. В чем же убийственный характер любви?

    – Какую функцию несет междометие О, с которого начинается строчка?

    Запись в тетради:

    Любовь по Тютчеву – не только радость, но и борьба: настоящая любовь не может существовать без препятствий, без страданий: Поэт боготворить даже мгновения любви, потому что они дают человеку чудодейственную возможность для величайшего проявления духовных сил, для безраздельного слияния со всеобщим. И как не вспомнить слова поэта, выведенные в качестве эпиграфа к уроку:

    Пускай скудеет в жилах кровь,
    Но не скудеет в сердце нежность:

    Любовь по Тютчеву – основной мотив творчества, источник обогащения души, способ связи человека с миром, со всем живым. Есть любовь – есть ощущение Родины.

    В 1866 году возникло знаменитое стихотворение “Умом Россию не понять”.

    Выразительное чтение учеником:

    Умом Россию не понять,
    Аршином общим не измерить
    У ней особенная стать:
    В Россию можно только верить.

    Такое четверостишие, полное глубокого смысла, написал человек, проживший 22 года за границей. Поэт покинул Россию, когда ему едва исполнилось 18 лет.

    – Как вы думаете, какие мысли выразил поэт этими строками?

    В конце урока прозвучит стихотворение Ф.И. Тютчева “Чему бы жизнь нас не учила” (Выразительное чтение наизусть).

    Хочется надеяться, что наш урок прошел не зря, и как сказал поэт:

    Не все, что здесь цвело, увянет,
    Не все, что было здесь, пройдет!

    Встав взрослее, вы вновь откроете томик стихотворений Федора Ивановича Тютчева и насладитесь лирическими строками его поэзии. Ведь великий поэт всегда современен, потому что пишет о вечном: о любви, о природе.

    Написать анализ одного из стихотворения Ф.И.Тютчева (по выбору ученика). (Восприятие, истолкование, оценка).

    На этом урок наш завершается. Спасибо всем, кто участвовал. Оценки за урок.

  • Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений, Л., 1987.
  • Кузина Л.Н, “Ф.И.Тютчев в жизни и творчестве”, М.: “Русское слово”, 2006.
  • Тютчев Ф.И., лирика. “Анализ текста. Основное содержание. Сочинения”, М.: Дрофа, 2002.
  • Ковтунова И.И., “Языковые портреты русских поэтов. Федор Тютчев”, газета “1 сентября”, 1-7 апреля 2002 года, стр.1-7.
  • Ссылка на основную публикацию
    ×
    ×