Лирика Ф.И. Тютчева в моем восприятии: сочинение

Сочинение: Лирика Тютчева в моем восприятии

Ф. И. Тютчев — один из самых любимых и известных поэтов. Его имя сопровождает нас всю жизнь. Еще в младших классах, сидя за партой, мы читаем по слогам и учим наизусть его стихотворения, которые покоряют своей выразительностью, образностью, какой-то неземной загадочностью и напевностью. Я до сих пор помню его стихи, которые впервые прочитал так давно:

Зима недаром злится,

Весна в окно стучится

И гонит со двора…

Сказочное сражение. Я так любил это стихотворение. Мне было весело от того, что Весна прогнала ведьму Зиму. Помню его стихотворение об осени:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

И до сих пор, как в детстве, меня захватывает, увлекает за собой тайна его стиха:

Околдован, лес стоит

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит…

Читаю эти строки, и перед глазами появляются лес «под снежной бахромою» и «чародейка Зима», которая пленила «волшебным сном» все живое в этом лесу. Это — как сказка, как чудесные сны, которые снятся только в детстве.

Позднее я узнаю Тютчева ближе, знакомлюсь с его уже. более серьезной лирикой. И чем больше я его читаю, тем интереснее, таинственнее, загадочнее становятся его стихи.

Лирика Тютчева — одна из вершин русской поэзии XIX века. Тютчева часто называют поэтом мысли, но ему доступны самые разные оттенки человеческих настроений и страстей, ему присуще тонко развитое чувство природы. При жизни Тютчева его маленькие лирические произведения не сразу нашли дорогу к сердцу читателей. Слава пришла к нему лишь на шестом десятке лет. А сколько пришлось пережить, испытать за это время! Впервые его стихи были напечатаны в 1836 году в пушкинском «Современнике». И лишь в пятидесятом году вышел первый поэтический сборник его стихов.

Гениальный художник, глубокий мыслитель, тонкий психолог — таким предстает он в стихах, темы которых вечны: смысл человеческого бытия, жизнь природы, связь с ней человека, любовь.

Важная особенность лирики Тютчева — ее космический характер. Мысль поэта обнимает все мироздание, в его воображении встают грандиозные картины, в которых небо противопоставлено земле, горы — долинам, север — югу. При этом поэт искренне верит, что у неба, звезд, гор, моря — своя, таинственная жизнь, и она притягивает его своей загадочностью:

Не то, что мните вы, природа.

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Многие поэты XIX века уподобляли природу живому существу, но у Тютчева она превратилась в самостоятельный, многоголосый, «стоокий» мир. Он то чарует поэта гармоничной красотой, то внушает страх грозной хаотичностью.

Вообще, поэзия Тютчева — это поэзия контрастов. Его излюбленные полюса — день и ночь. День обычно светел и лучезарен, он дарит блаженный покой. Но этот покой обманчив: под «покровом златотканным» мира дневного скрыт «древний хаос». Наступает ночь — и пробуждаются стихийные силы природы:

…Но меркнет день — настала ночь;

Пришла — и с мира рокового

Ткань благодатного покрова

Сорвав, отбрасывает прочь

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами

Вот отчего нам ночь страшна

Человек в поэзии Тютчева занимает непонятное, какое-то двусмысленное положение «мыслящего тростника». Мучительная тревожность, тщетные попытки понять свое предназначение неотступно преследуют поэта:

Стоим мы слепо пред Судьбою.

Не нам сорвать с нее покров…

Но Тютчев писал не только о природе, о бытии, о мироздании. У него есть изумительные стихи о любви — «денисьевский цикл», в который входят стихотворения, по-; священные Е, А. Денисьевой. Тютчев полюбил ее, когда ему было уже под пятьдесят. Это была его последняя любовь. В их любви не было безоблачного счастья. Для Тютчева она была «блаженно-роковой», для Денисьевой — «убийственной», а для них обоих — неотвратимой, как сама судьба. «Денисьевский цикл» — это одна из самых печальных, самых возвышенных и самых горьких любовных повестей человечества.

О, как убийственно мы любим,

Как с буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей

Среди стихов Тютчева есть такие, которые просто завораживают. Одно из них вот это:

Душа хотела б стать звездой,

Но не тогда, как с неба полуночи

Сил светила, как живые очи,

Глядят на сонный мир земной,

Но днем, когда сокрытые, как дымом

Палящих солнечных лучей,

Они, как божества, горят светлей

В эфире чистом и незримом.

Когда я читаю эти строки — в душе какой-то трепет. Кажется, что вот-вот я пойму что-то очень для меня важное. Но, очарованный звучанием слов и зримостью картины, чувствуешь, что оттенки мысли поэта тебе еще недоступны, осознаёшь, что для понимания такую поэзию нужно читать еще и еще…

Многие из тютчевских стихов стали хрестоматийными, многие положены на музыку. Вот, например, один из самых известных романсов на стихи Тютчева «Весенние воды»:

Еще в полях белеет слёг,

А воды уж весной шумят, —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Кажется, сама вдохновенная музыка весны заговорила в этих строках. Композитор Сергей Рахманинов лишь воплотил ее хрустальную мелодию в своем романсе.

Закончить свою работу я хочу строками из стихотворения А. Н. Апухтина «Памяти Ф. И. Тютчева»:

Лирика Ф. И. Тютчева в моем восприятии

Лирика Ф. И. Тютчева в моем восприятии

Для меня поэзия — это музыка, волнующая душу, наполняющая ее безграничной любовью ко всему: к человеку, к природе, к Родине, к животным. Сам язык поэзии настраивает на глубокое понимание и внутреннее осмысление происходящего вокруг. Поэзия проникает в самые тайные уголки моей души. Она мне ближе, нежели проза. Может быть, это потому, что в детстве мне обычно читали произведения в стихотворной форме? Ведь детские впечатления — самые прочные. Я наизусть помню и сейчас:

Люблю грозу в начале мая.
Зима недаром злится.

Эти строки написал поэт, который впоследствии стал для
меня одним из самых понятных и любимых, — Ф. И. Тютчев.
Восприятие стихов менялось с возрастом: в детстве они
способствовали развитию чувствительности, далее у меня было желание узнать побольше о самом поэте, сейчас я пытаюсь осмыслить, переоценить свое отношение к его творчеству.
Недавно я подробно изучила биографию Тютчева и по его высказываниям поняла жизненную позицию автора, чувства и переживания, выплеснувшиеся в стихи. По его произведениям можно определить, находится ли автор в состоянии внезапно нахлынувшей меланхолии или, наоборот, радостного вдохновения — настолько обнажена в них душа Тютчева:

О, вещая душа моя!
О, сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!

Свои стихотворения поэт ронял, как цветы «мгновенного вдохновения». Его произведения исполнены истинного, самобытного таланта. В них пульсирует мысль и неподдельное чувство.
Но, бесспорно, главное достоинство его творений заключается в живом, грациозном и верном изображении природы. Именно его описания природы мне ближе всего, несмотря на то что этой теме уделяли огромное внимание такие корифеи русской поэзии, как Жуковский, Баратынский, Пушкин, Лер-монтов. Наверное, это потому, что Тютчев прекрасно понимает природу, ему доступны тайные, неуловимые черты и оттенки ее.
Я заметила, что его стихотворения очень коротки, но между тем ни к одному из них нечего добавить. Каждое слово I метко, полновесно. Оттенки в его произведениях, как писал | Некрасов, «расположены с таким искусством, что в целом обрисовывают предмет как нельзя лучше». Полностью под-тверждает слова Некрасова тютчевское «Утро в горах»:

Лазурь небесная смеется,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой.

Язык Тютчева поразил меня своей красочностью, живостью, почти пушкинской красотой оборотов. И что интересно: от его стихотворений не веет сочиненностью, они кажутся сами собой вырвавшимися по тому или иному случаю.

О, не кладите меня
В землю сырую —
Скройте, заройте меня
В траву густую!

Его недаром называют певцом природы. Но, конечно, поэт полюбил ее не в гостиных Мюнхена и Парижа, не в туманных сумерках Петербурга и даже не в патриархальной Москве первой четверти XIX века. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце Тютчева именно с полей и лесов, окружавших его милый Остуг.
Кому незнакомо чувство трепетной любви и нежности, с которым относишься к любому деревцу, цветку, былинке, выросшим на земле твоих предков, на земле, где ты родился? Наверное, именно эти чувства побудили поэта к написанию таких стихотворений, как «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою зимою», «Первый лист».
Иногда он даже обожествляет природу, одновременно пытаясь разгадать ее тайны.

Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

А какой свежестью, ободряющей силой веет от стихотворения «Весенние воды»:

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят.

В моем восприятии это одна из лучших картин, написанных пером Тютчева. Читая стихотворение, чувствуешь пробуждающуюся силу весны. У меня, например, в это чудное время года весело и легко на душе. Может быть, такое же состояние было и у автора этих строк? Скорее всего. Вооду-шевленный, полный сил и задора, он и написал это «бурлящее» стихотворение.
У поэта любовь к природе неразрывна с любовью к родине. Но не все в России так радует его, как красота родных просторов. Происходящие события не созвучны его личному мировоззрению. Суждения прекрасно характеризуют мерзость создавшейся в стране политической обстановки: «В России кан-целярия и казарма. Все движется около кнута и чина».
Судя по лирике, автор ее был врагом чинопочитания, лишен всякого желания выслужиться, является противником крепостного права:

Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?

Соблюдая по возможности все внешние светские приличия, Тютчев не раболепствовал перед ними душой, не покорялся условной светской «морали», хранил полную свободу мысли и чувства.
Для поэта Россия представлялась незыблемой громадой, «ковчегом спасения» для Европы. Однако такой была лишь «внешняя оболочка» России. В глубине своей она была «краем долготерпения». Ответственность за беды народные, военные проигрыши автор возлагает на царя. Именно в его адрес была направлена резкая, обличительная эпиграмма:

Не Богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые, и злые, —
Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.

Какое чувство вызвало у меня это стихотворение? Конечно, неоднозначное. Еще три года назад я бы полностью согласилась с Тютчевым. Но сейчас все изменилось. Страна с радостью и благоговением встречает родственников бывших монархов, чувствуется желание возврата к старому. Мое поколение наблюдает, как низвергается все, чем жила Россия 70 с лишним лет. Сейчас трудно занять какую-то твердую позицию. Я, честно говоря, колеблюсь. Неоднозначен был в своем поведении и Тютчев. Он принадлежал к привилегированному классу, участвовал в дворянских политических кружках, был знаком с некоторыми декабристами. Однако его возмущали насильст-венные методы, выбранные ими для борьбы. Зная о готовящемся бунте и о многом догадываясь, он придерживался строгого нейтралитета. Но в 1826 году поэт вдруг выступил с резкой критикой декабристского движения:

Вас развратило самовластье,
И меч его вас поразил, —
И в неподкупном беспристрастье
Сей приговор закон скрепил.
Народ, чуждаясь вероломства,
Поносит ваши имена —
И ваша память от потомства,
Как труп в земле схоронена.
(«14 декабря 1826 года»)

Основываясь на произведениях таких авторов, как Пушкин, Одоевский, я привыкла судить о декабристах как о героях. Остаюсь при своем мнении и сейчас, несмотря на приведенные выше строчки. Во-первых, это стихотворение было написано вдали от родины, в Мюнхене, во-вторых, представления поэта о восстании были составлены по слухам, поэтому в большинстве своем не отражали действительности. Россия для Тютчева была как бы огромным живописным полотном, о достоинствах которого он мог судить лишь издали, не понимая смысл происходящего; все на родине становилось неясным, чуждым. В конце жизни, так и не поняв загадки России, поэт писал:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

Свою беззаветную веру в Родину Тютчев старался прививать и детям. Мне вспоминается маленький, но сосредоточивший в себе столько смысла отрывок из письма поэта к дочерч, в котором он пишет, что в России она найдет больше любви, чем где бы то ни было, ощутит все доброе в ее народе и будет счастлива, что родилась русской.
Но, какие бы стихи Тютчева я ни читала, больше всего меня потрясла любовная лирика. Поэт был счастлив в любви, не мог жить без любви, любил с ранней молодости до глубокой старости. Для него это было время золотое — время сплошной влюбленности в жизнь, в блестящее общество молодых, пре-красных женщин.
Будучи некрасив внешне, маленького роста, лысоватый, худощавый, он пользовался большой популярностью среди дам высшего света Москвы, Петербурга, Парижа, Мюнхена. В чем же заключался секрет обаяния Тютчева? Я думаю, он покорял женщин своим интеллектом и незаурядной романтической натурой. В его любимых стихотворениях невыразимое чувство таинственности:

Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподнимешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг.

В большей части своих произведений поэт тщательно скрывает своего адресата, и лишь по едва заметным приметам можно догадаться, к кому оно обращено:

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.

Эти строки посвящены второй жене Тютчева — Эрнестине Федоровне. Наблюдая роман своего мужа, она сохранила самообладание, достоинство и любовь к нему. На склоне лет поэт оценит это и поймет, что ушло из его жизни со смертью жены:

Любима ты, и так, как ты, любить —
Нет, никому еще не удавалось!
О, господи. И это пережить.
И сердце на клочки не разорвалось.

15 лет длился «блаженно-роковой» роман Тютчева с Е. Л. Денисьевой, в течение которых автором был создан знаменитый денисьевский цикл, шедевр русской любовной лирики. В него вошли такие стихотворения, как «Предопределение», «О, не тревожь меняукорой справедливой. », «Вразлуке есть высокое значенье. », «Последняя любовь».

О, как убийственно мы любим
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей! —

писал Тютчев.
Действительно, сам он стал причиной отторжения обществом его возлюбленной: связь их считалась порочной. Испытывая удушающее чувство стыда, поэт пишет свое обращение к Денисьевой:

Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.

Толпа вошла, толпа вломилась В святилище души твоей, И ты невольно постыдилась И тайн и жертв, доступных ей.
Интересна еще одна сторона любовной лирики поэта. Эту особенность я наблюдала лишь у Пушкина в «Евгении Онегине»: пытаясь проникнуть в самые сокровенные уголки сердца, поэт-мужчина берет на себя роль женщины, он пишет от имени влюбленной женщины. Тютчев пытался понять и выразить чувства Денисьевой:

Не говори: меня он, как и прежде, любит,
Мной, как и прежде, дорожит.
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть вижу, нож в руке его дрожит.
Он мерит воздух мне так бережно и скудно.
Не мерят так и лютому врагу.
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу.

Тем временем жизнь поэта уже подходит к концу. Кажется, должны зазвучать стихотворения, в которых автор подводит итоги своего бытия. Но наперекор болезням, старости продолжают звучать ноты любви:

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней.
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Я люблю творения Тютчева за то, что мысль любого его произведения не является просто мыслью, а всегда навеяна образами, взятыми из мира души или природы. Еще я люблю его стихи за тонкий вкус — «плод многостороннего образования». Для меня он отличается от всех единением талантливости и человечности. Поэт не ищет популярности. Его талант не направлен на толпу, понять его может не каждый. Я поняла только небольшую долю его творчества. Тютчев научил меня замечать то, чего раньше я не замечала, любоваться тем, что не бросается в глаза.

  • stepa
  • 22.02.2012

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные или авторизированные пользователи.

Сочинение на тему Лирика Тютчева

Каждый из нас хотя бы раз прочитал в своей жизни стихотворение Тютчева. И вряд ли к произведению поэта останется равнодушным. Все поэтические работы пронизаны свежестью и чистотой мыслей. Тютчев умело отражает в своих трудах самое простое необычным и красивым слогом, и оно представлено нам в другом мире. Именно Федор Иванович может дать в сравнение кроткую улыбку увяданья со стыдливостью страдания разумного существа, капли дождя со слезами человека.

Его произведения многообразны и отличаются друг от друга. В них мы видим, как поэт подходит к проблемам с философской точки зрения. Любовь представлена разными образами. Так, весна отражает пору, когда все пробуждается и приходит обновленная жизнь. Эта мысль особенно четко видна в стихотворении « Вешние воды». Осень для поэта- период, когда можно спокойно поразмышлять. Поэтому именно в это время года Тютчев создает работу «Умом Россию не понять». В лирических произведениях природа всегда прекрасна. Именно в них поэт пытается вслушаться в ее звуки и понять тайну неизведанной души, где происходит слияние природы и человека.

Самым ярким примером великолепного творчества Тютчева является работа «Осенний вечер». Стихотворение проникнуто конкретными переживаниями, вызванными тоской, но в тоже время пронизанными мыслями поэта о притаившихся бурях хаоса. 12 строчек показывает нам философское раздумье о времени. Поэт замечает повсюду покорную улыбку увяданья. Загадочная прелесть природы включает в себя и зловещий блеск деревьев, и предсмертную багряность осенней листвы. Незадолго до создания этого стихотворения была написана другая работа –« Летний вечер». И если сравнить 2 этих труда, то можно заметить, что если в 1 работе поэт все больше говорил о земле, и о том, что с ней было связано, то в «Летнем вечере» много строчек посвящено небу и звездам.

Не может оставить равнодушным читателя в лирике Тютчева любовная тема. Ведь только в любви человек может полностью открыть свое сердце и обнажить душу. Сам поэт был счастлив. Он любил с самой ранней юности и до конца своих дней. Немало строк он посвятил Амалии Лерхенфельд. Но особенно нежно он выразил свои чувства в стихотворении, посвященном Е.А.Денисьевой. Его любовная лирика душевна и порой загадочна. Интересен тот момент, что Тютчев в своих произведениях пишет от имени женщины, от ее имени. И поэтому получаются очень трогательные работы.

Поэзия Федора Ивановича выражает сильное стремление к правде, показывая свое душевное состояние. Его стихи будут вечно в сердцах читателей.

2 вариант

Лирику Тютчева нередко сравнивают с творчеством Фета. Действительно, эти поэты были во многом созвучны, они оба склонялись к так называемому чистому искусству. Речь идет об искусстве ради искусства, ради созерцания красоты и идеального.

В противовес подобному творчеству следует указать, например, лирику Некрасова, социально ориентированную. Некрасов считал, что нужно писать про социальную ситуацию, беды народа и подобное. Фет, Тютчев и другие представители чистого искусства склонялись к тому, чтобы оставить творчество не загрязненным пространством и предоставить другим областям заботиться о народе и его нуждах.

Между Фетом и Тютчевым был некоторый творческий диалог, хотя судьба этих людей во многом различалась, они действительно были похожи в творчестве и, вероятно, отлично чувствовали друг друга. Именно поэтому для анализа лирики Тютчева я возьму известное эссе Фета. Он написал отдельную, довольно насыщенную статью, где провел разбор творчества своего современника.

Начинает свой разбор Фет с указания на сочетание между широтой мысли и конкретностью примера, которые используются в поэзии. Он говорит о том, что в качественных стихах наиболее ценится, когда мысль, содержание, которое идет подтекстом, является более глобальной, а выражается такое содержание в каких-либо простых и ясных примерах. Так Фет приводит пример со стихами про сожженное письмо, подчеркивая, каким не рутинным является этот автор.

Как над горячею золой
Дымится свиток и сгорает,
И огнь, сокрытый и глухой,
Слова и строки пожирает,

Далее следует рассуждение, которое перекликается с самым началом эссе Фета, который говорить, что буквально каждое стихотворение Тютчева подобно светящему солнцу, пусть иногда и с пятнами, но разве, люди смотрят на пятна, когда смотрят на солнце? Для примера берется любое стихотворение Тютчева и Фету выпадают Осенние вечера.
Тут дается указание на глубокое понимание Тютчевым природы, возможность и умении искать в природе душу и нечто живое.

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть.
Что в существе разумном мы зовем
Возвышенной стыдливостью страданья.

Этот факт подтверждается и словами самого Тютчева:

Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик.

Своеобразная декларация авторского принципа и отношения к природе дает четкое разграничение между обывательским восприятием и поэтическим. Умением отыскать нечто действительно потаенное и нечто не всегда заметное простому человеку, об этом продолжает и сам Тютчев:

В ней есть душа, в ней есть свобода,
И ней есть любовь, в ней есть язык.

По большей части он писал именно о природе, но его произведения совсем не кажутся скучными. Даже для современного искушенного и зачастую огрубевшего читателя. Тютчев интересен своим талантом говорить о чувствах и создавать переливы между восприятием внешнего мира, его феноменами и внутренней жизнью, восприятием мира и тонкими движениями человеческой душевной организации.

Также читают:

Картинка к сочинению Лирика Тютчева

Популярные сегодня темы

Короткий рассказ Бунина Красавица, который занимает не более страницы, порождает гораздо больше рассуждений, которым может не хватить и джины страниц. В основе сюжета новое обручение пожилого чиновника с красивой девушкой

Собака была бездомная и никому не нужная. Её все обижали и отовсюду гнали. Дети дразнили, кидали камнями, палками, а дворовые собаки лаяли на неё. Единожды услышав теплые слова от пьяного человека

Одним второстепенных образов считается Симеон. Симеон относится к отрицательным персонажам. Герою присуще лицемерие, жестокость и цинизм.

Повесть «Роковые яйца» можно назвать антиутопией, которая усиливается за счет авантюрного сюжета и научно-фантастического колорита. Можно сказать, что данным творением автор откликается на культурную

Алексей Иванович Швабрин представляется нам одним из неблагоприятных героев этого сочинения. Он молодой человек из состоятельной семьи благородного рода. Когда он был офицером

Лирика Тютчева в моем восприятии

Ф. И. Тютчев – один из самых любимых и известных поэтов. Его имя сопровождает нас всю жизнь. Еще в младших классах, сидя за партой, мы читаем по слогам и учим наизусть его стихотворения, которые покоряют своей выразительностью, образностью, какой-то неземной загадочностью и напевностью. Я до сих пор помню его стихи, которые впервые прочитал так давно:

Зима недаром злится,

Весна в окно стучится

И гонит со двора…

Сказочное сражение. Я так любил это стихотворение. Мне было весело от того, что Весна прогнала

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

И до сих пор, как в детстве, меня захватывает, увлекает за собой тайна его стиха:

Околдован, лес стоит

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит…

Читаю эти строки, и перед глазами появляются лес “под снежной бахромою” и “чародейка Зима”, которая пленила “волшебным сном” все живое в этом лесу. Это – как сказка, как чудесные сны, которые снятся только

Позднее я узнаю Тютчева ближе, знакомлюсь с его уже. более серьезной лирикой. И чем больше я его читаю, тем интереснее, таинственнее, загадочнее становятся его стихи.

Лирика Тютчева – одна из вершин русской поэзии XIX века. Тютчева часто называют поэтом мысли, но ему доступны самые разные оттенки человеческих настроений и страстей, ему присуще тонко развитое чувство природы. При жизни Тютчева его маленькие лирические произведения не сразу нашли дорогу к сердцу читателей. Слава пришла к нему лишь на шестом десятке лет. А сколько пришлось пережить, испытать за это время!

Впервые его стихи были напечатаны в 1836 году в пушкинском “Современнике”. И лишь в пятидесятом году вышел первый поэтический сборник его стихов.

Гениальный художник, глубокий мыслитель, тонкий психолог – таким предстает он в стихах, темы которых вечны: смысл человеческого бытия, жизнь природы, связь с ней человека, любовь.

Важная особенность лирики Тютчева – ее космический характер. Мысль поэта обнимает все мироздание, в его воображении встают грандиозные картины, в которых небо противопоставлено земле, горы – долинам, север – югу. При этом поэт искренне верит, что у неба, звезд, гор, моря – своя, таинственная жизнь, и она притягивает его своей загадочностью:

Не то, что мните вы, природа.

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Многие поэты XIX века уподобляли природу живому существу, но у Тютчева она превратилась в самостоятельный, многоголосый, “стоокий” мир. Он то чарует поэта гармоничной красотой, то внушает страх грозной хаотичностью.

Вообще, поэзия Тютчева – это поэзия контрастов. Его излюбленные полюса – день и ночь. День обычно светел и лучезарен, он дарит блаженный покой.

Но этот покой обманчив: под “покровом златотканным” мира дневного скрыт “древний хаос”. Наступает ночь – и пробуждаются стихийные силы природы:

…Но меркнет день – настала ночь;

Пришла – и с мира рокового

Ткань благодатного покрова

Сорвав, отбрасывает прочь

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами

Вот отчего нам ночь страшна

Человек в поэзии Тютчева занимает непонятное, какое-то двусмысленное положение “мыслящего тростника”. Мучительная тревожность, тщетные попытки понять свое предназначение неотступно преследуют поэта:

Стоим мы слепо пред Судьбою.

Не нам сорвать с нее покров…

Но Тютчев писал не только о природе, о бытии, о мироздании. У него есть изумительные стихи о любви – “денисьевский цикл”, в который входят стихотворения, по-; священные Е, А. Денисьевой. Тютчев полюбил ее, когда ему было уже под пятьдесят. Это была его последняя любовь.

В их любви не было безоблачного счастья. Для Тютчева она была “блаженно-роковой”, для Денисьевой – “убийственной”, а для них обоих – неотвратимой, как сама судьба. “Денисьевский цикл” – это одна из самых печальных, самых возвышенных и самых горьких любовных повестей человечества.

О, как убийственно мы любим,

Как с буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей

Среди стихов Тютчева есть такие, которые просто завораживают. Одно из них вот это:

Душа хотела б стать звездой,

Но не тогда, как с неба полуночи

Сил светила, как живые очи,

Глядят на сонный мир земной,

Но днем, когда сокрытые, как дымом

Палящих солнечных лучей,

Они, как божества, горят светлей

В эфире чистом и незримом.

Когда я читаю эти строки – в душе какой-то трепет. Кажется, что вот-вот я пойму что-то очень для меня важное. Но, очарованный звучанием слов и зримостью картины, чувствуешь, что оттенки мысли поэта тебе еще недоступны, осознаешь, что для понимания такую поэзию нужно читать еще и еще…

Многие из тютчевских стихов стали хрестоматийными, многие положены на музыку. Вот, например, один из самых известных романсов на стихи Тютчева “Весенние воды”:

Еще в полях белеет слег,

А воды уж весной шумят, –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Кажется, сама вдохновенная музыка весны заговорила в этих строках. Композитор Сергей Рахманинов лишь воплотил ее хрустальную мелодию в своем романсе.

Закончить свою работу я хочу строками из стихотворения А. Н. Апухтина “Памяти Ф. И. Тютчева”:

Ни у домашнего простого камелька,

Ни в шуме светских фраз и суеты салонной

Нам не забыть его, седого старика,

С улыбкой едкой, с душою благосклонной!

Похожие сочинения:

Лирика Ф. И. Тютчева в моем восприятии Многие годы для Тютчева 15 июля было числом “блаженно-роковым”. В этот день летом 1850 года он впервые увидел Елену Александровну Денисьеву. Любовь к Денисьевой вспыхнула внезапно. Впрочем, и раньше ему.

Лирика М. Лермонтова в моем восприятии “Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и.

Герои и сюжеты баллад Жуковского в моем восприятии Даже невозможно представить себе, что бы мы делали без Жуковского – переводчика. Ведь для многих из нас “Одиссея” Гомера – это его “Одиссея”, один из вариантов “Слова о полку Игореве”.

ЛИРИКА Ф. И. ТЮТЧЕВА Некоторые факты биографии поэта: знакомство с Жуковским, поэтами-любомудрами, дипломатическая служба в Германии и др. Философская лирика и раздумья поэта о смысле человеческого быгия, о красоте земного мира, драматизме человеческих чувств.

Лирика Тютчева В мире поэзии имя Тютчева – “величайший лирик на земле”. Об этом свидетельствует растущий из года в год интерес к нему и у нас, на родине поэта, и усилившееся внимание.

Любовная лирика Ф. И. Тютчева В 1850-1860-х гг. создаются лучшие произведения любовной лирики Тютчева, потрясающие психологической правдой в раскрытии человеческих переживаний. Ф. И. Тютчев – поэт возвышенной любви. Особое место в творчестве поэта занимает цикл.

Философская лирика Тютчева Литературное наследие его невелико: несколько публицистических статей и около 50 переводных и 250 оригинальных стихотворений, среди которых довольно много неудачных. Зато среди остальных есть жемчужины философской лирики, бессмертные и недосягаемые.

Философская лирика Ф. И. Тютчева Среди всего стихотворного наследия, созданного знаменитым русским поэтом девятнадцатого века Федором Ивановичем Тютчевым, можно выделить особый пласт стихотворений, называемых философской лирикой. Название это не случайно: как и многие передовые люди.

Пейзажная лирика Ф. И. Тютчева Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Красочными пейзажами восхищался А. С. Пушкин, воспевал природное величие и стихию романтик М. Ю.

Тест по творчеству Ф. И. Тютчева 1. Под чьим влиянием складывались эстетические взгляды Ф. И. Тютчева? А. Ломоносова Б. Пушкина В. Лермонтова Г. Некрасова 2. Кому посвящены строки Ф. И. Тютчева “Тебя, как первую любовь, России.

Русская природа в изображении Тютчева и Фета Перелистаем страницы сборников стихотворений Тютчева и Фета. Тема взаимоотношений, взаимопроникновения природы и человека занимает значительное место в творчестве этих поэтов. Вопрос об отношении к природе для них – это вопрос.

Поэзия Ф. И. Тютчева Эстетические взгляды Тютчева складывались под влиянием Пушкина. Ему Тютчев посвятил два своих сборника, именно с ним вел постоянный поэтический диалог. В стихотворении “29 января 1837 года” Тютчев дает оценку деятельности.

Биография Тютчева Федор Иванович Тютчев – знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Автор более 400 стихотворений. Ранние годы Родился Федор Иванович Тютчев 23 ноября 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской губернии. В.

Поэзия Федора Тютчева Федор Тютчев – один из величайших поэтов-классиков своего времени. XIX век подарил человечеству не одного известного мыслителя, но имя Тютчева не затерялось среди таких истинно великих поэтов как Пушкин и.

День и ночь в поэзии Ф. И. Тютчева В каждом его стихотворении чувствуется не только взгляд художника, но и ум мыслителя. В. Брюсов Среди поэтов XIX века Ф. И. Тютчев выделяется своим стремлением осмыслить тайны мироздания, разгадать язык.

Стихотворение Тютчева “О, как убийственно мы любим…” Тема любви в творчестве Ф. И.Тютчева занимаеи немалое место. Поэт был счастлив в любви, не мог жить без любви, любил с ранней молодости до глубокой старости. Будучи некрасив внешне, маленького.

Богатство художественного смысла в поэзии Ф. И. Тютчева Творчество Тютчева – одна из немногих высочайших вершин отечественной и мировой лирики. Тютчевское поэтическое слово воплотило в себе поистине неисчерпаемое богатство художественного смысла, хотя основной фонд наследия поэта – это.

Анализ стихотворения Тютчева “Неман Федор Тютчев вошел в историю русской литературы как непревзойденный лирик. Однако мало кто знает о том, что среди его произведений есть стихи, посвященные историческим событиям 1812 года. Тема войны с.

“Главное достоинство стихотворений Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы” Особое место в лирике Тютчева занимает тема природы. Писарев отметил: “в сознание читателя Тютчев вошел прежде всего как певец природы…” Природа Тютчева поэтична и одухотворена. Она живая, может чувствовать, радоваться.

Любовь и природа в творчестве Ф. И. Тютчева Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Ф. И. Тютчев Стихи великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева с детских.

“ГОСУДАРЬ РАСПРОВЕЛИКИЙ” В ВОСПРИЯТИИ ПОЭТОВ ПОСЛЕОКТЯБРЬСКОГО ПЕРИОДА КЛАССИКА М. И. ЦВЕТАЕВА “ГОСУДАРЬ РАСПРОВЕЛИКИЙ” В ВОСПРИЯТИИ ПОЭТОВ ПОСЛЕОКТЯБРЬСКОГО ПЕРИОДА В молодости Марина Цветаева не скрывала своей неприязни к Петру Великому. Она очень любила Москву и не могла простить.

Природа в восприятии И. С. Тургенева Одной из самых мучительных загадок для Тургенева всегда была Природа, ибо она для писателя являлась истинным Божеством. В ее сущности он пытался обрести гармонию и покой. Но Природа и ужасала.

Анализ стихотворения Пушкина “Что в имени тебе моем? В жизни Александра Пушкина было достаточно много романтических увлечений, и каждой из своих избранниц поэт посвящал удивительные стихи, возвышенные и утонченные. Однако сам Пушкин Признавался, что роковой страстью его жизни.

Вопросы и ответы к поэзии Ф. И. Тютчева Какие особенности изображения пейзажа вы смогли бы выделить, анализируя стихотворение Ф. И. Тютчева “Как сладко дремлет сад темно-зеленый…”? Прием олицетворения природы является одним из основных в ее изображении. Этому подчинены.

ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Ф. И. ТЮТЧЕВА Ф. И. Тютчев наряду с Пушкиным является одним из самых цитируемых русских поэтов. Его стихотворения “Умом Россию не понять…” и “Люблю грозу в начале мая…” известны, пожалуй, всем. Близки стихи.

Место лирики Тютчева в русской поэзии Лирика Тютчева занимает особое место в русской поэзии. В свежих и волнующе притягательных стихах Тютчева красота поэтических образов сочетается с глубиною мысли и остротой философских обобщений. Его лирика – это.

В чем сходство и различие взглядов Тютчева и Фета на поэзию? Чье понимание поэзии Вам ближе? Имена Тютчева и Фета в истории литературы всегда стоят рядом. И не только потому, что они современники, поэты одной эпохи. Некрасов ведь тоже близок им по времени, но это совершенно.

Мое любимое стихотворение Ф. И. Тютчева Среди наиболее талантливых и знаменитых поэтов XIX в. особое место принадлежит Федору Ивановичу Тютчеву. Тургенев так писал о нем в одном из журналов того времени: “О Тютчеве не спорят: кто.

Анализ стихотворения Тютчева “День вечереет, ночь близка Тютчев – певец ночи. Темное время суток любил он гораздо больше дня, приносящего с собой ненавистный шум, говор и движение. По мнению поэта, солнечный свет скрывает от человека звездную бездну.

О восприятии произведений Карамзина Читая повесть “Бедная Лиза” и стихотворение “Осень”, наш современник испытывает совсем иные чувства, чем первые читатели Карамзина. Их образ мира был иным, им не свойственна была рефлексия. Для людей конца.

ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА В МОЕМ ВОСПРИЯТИИ

ЛИРИКА Ф.И.
ТЮТЧЕВА В МОЕМ ВОСПРИЯТИИ

Без него
нельзя жить. Л.И. Толстой

С детских
лет с нами стихи Федора Ивановича Тютчева. Я
еще не умела читать, но уже знала наизусть:
Люблю грозу
в начале мая,
Когда
весенний, первый гром,
Как бы
резвяся и играя,
Грохочет в
небе голубом.
В России
все — от мала до велика — знают это
стихотворение. Строки стихотворения “Весенняя
гроза”, его образы и его звучание слились
для меня с образом и звучанием весенней
грозы, стали ее выражением. Оно давно стало
наиболее емким и поэтически точным
выражением грозы над полем, лесом, садом,
над зелеными просторами зачинающейся весны
в России.
Стихотворение
“Весенняя гроза” по праву называют
классическим. Оно выдержало труднейшее
испытание временем и осталось живым
произведением русской поэзии.
Несколько
слов я хочу сказать о самом поэте. Федор
Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в
селе Овстуг Орловской губернии, в семье
брянского помещика И.Н. Тютчева.
Первоначальное образование он получил дома,
под руководством поэта Раи-ча, пробудившего
в своем питомце любовь к литературе.
Пятнадцатилетним мальчиком за
стихотворное подражание поэту Горацию
Тютчев был избран сотрудником Общества
любителей российской словесности. По
окончании Московского университета Тютчев
поступил на службу в Коллегию иностранных
дел и в 1822 году был послан за границу. Там, в
Германии и Италии, он прожил двадцать два
года. Многолетнее пребывание за рубежом
только внешне отдалило Тютчева от Родины.
На чужбине Тютчев вырос глубоко
своеобразным поэтом-лириком, изумительным
мастером русского слова.
Своеобразной
была судьба Тютчева — поэта. Долгое время в
читательских кругах его или попросту не
замечали, или же считали поэтом “для
немногих”. Когда-то И. С. Тургенев утверждал:
“О Тютчеве не спорят, — кто его не
чувствует, тем самым доказывает, что он не
чувствует поэзии”. Но поэты бывают разные,
и сама поэзия многолика. Любовь к тому или
иному поэту зависит прежде всего от причин
субъективных, индивидуальных, и навязать ее
нельзя. Некогда Фет назвал Тютчева “одним
из величайших лириков, существовавших на
земле”.
Тютчева
принято называть певцом природы. Автор “Весенней
грозы” и “Весенних вод” был тончайшим
мастером стихотворных пейзажей. Но в его
вдохновенных стихах, воспевающих картины и
явления природы, нет бездумного любования.

Когда я
читаю и перечитываю стихотворения Федора
Ивановича Тютчева, то размышляю о загадках
мироздания, о вековечных
вопросах человеческого бытия. Идея
торжества природы и человека пронизывает
собою лирику Тютчева, определяя некоторые
основные особенности его поэтики. Для него
природа — такое же одушевленное, “разумное”
существо, что и человек: “В ней есть душа, в
ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней
есть язык. ” Через обращение к природе
Тютчев нередко раскрывает сложный мир
человеческой души во всем богатстве его
переживаний.
К лучшим
созданиям Тютчева принадлежат и любовные
стихотворения, проникнутые глубочайшим
психологизмом, подлинной человечностью,
благородством и прямотой в раскрытии
сложнейших душевных переживаний:
Я встретил
вас — и все былое
В отжившем
сердце ожило;
Я вспомнил
время золотое —
И сердцу
стало так тепло.
Это одно из
самых моих любимых стихотворений. Читаешь
его и слышишь неповторимый голос
Козловского, поющего этот романс. Это одно
из самых задушевных стихотворений поэта. На
склоне лет Тютчев испытал самое большое в
своей жизни чувство — любовь к ЕЛ.
Денисьевой. Именно с этой “последней
любовью” связаны многие шедевры
тютчевской лирики:
О, как
убийственно мы любим,
Как в
буйной слепоте страстей
Мы то всего
вернее губим,
Что сердцу
нашему милей!
Давно ль,
гордясь своей победой,
Ты говорил:
она моя.
Год не
прошел — спроси и сведай,
Что уцелело
от нея?
Или другие
пронзительные строки:
Чему
молилась ты с любовью,
Что, как
святыню, берегла,
Судьба
людскому суесловью
На
поруганье предала.
Эти и
другие стихотворения (“Не говори: меня он,
как и прежде, любит. ”, “… Весь день она
лежала в забытьи. ”), взятые вместе,
образуют так называемый “денисьевский
цикл”, по своей проникновенности и
трагической силе в передаче сложной и
тонкой гаммы чувств не имеющий равного не
только в русской, но и в мировой
любовной лирике. Эти лучшие образцы
любовной лирики Тютчева тем замечательны,
что в них личное, индивидуальное, пережитое
самим поэтом, поднято до значения
общечеловеческого. Тютчев писал о природе,
писал о любви. Это и давало, казалось бы,
основание относить его к жрецам “чистой
поэзии”. Но великий критик Н.А. Добролюбов
находил, что поэту доступны “и знойная
страстность, и суровая энергия, и глубокая
душа, возбуждаемая не одними стихийными
явлениями, но и вопросами нравственными,
интересами общественной жизни”. К числу
таких дум о современности принадлежит и
замечательное стихотворение “Русской
женщине”, рисующее беспросветную женскую
долю старой России:
Вдали от
солнца и природы,
Вдали от
света и искусства,
Вдали от
жизни и любви
Мелькнут
твои младые годы,
Живые
помертвеют чувства,
Мечты
развеются твои.
И жизнь
твоя пройдет незрима,
В краю
безлюдном, безымянном,
На
незамеченной земле, —
Как
исчезает облик дыма
На небе
тусклом и туманном,
В осенней
беспредельной мгле.
В другом
стихотворении — “Эти бедные селенья. ”,
несмотря на славянофильскую идеализацию
терпения и смирения, якобы присущих
русскому народу, сказались свойственный
поэту гуманизм, и гражданский пафос, и
чувство Родины: “Эти бедные селенья, Эта
скудная природа — Край родной
долготерпенья, Край ты русского народа”.
Поэзия
Тютчева — это своеобразная лирическая
исповедь человека, посетившего “сей мир в
его минуты роковые”, в эпоху “старых
поколений”, вынужденных уступить дорогу “новому,
младому племени”. И в то же время он сам —
детище нового века — несет в своей душе “страшное
раздвоение”. Как ни горько ему плестись “с
изнемождением в кости, навстречу солнцу и
движенью”, он испытывает не тоскливое
томление о прошлом, а страшное влечение к
настоящему.
Не о былом
вздыхают розы
И соловей в
ночи поет;
Благоухающие
слезы
Не о былом
Аврора льет, —-
И страх
кончины неизбежной
Не свеет с
древа ни листа:
Их жизнь,
как океан безбрежный,
Вся в
настоящем разлита.
Эти строки
многое разъясняют в лирике Тютчева.
Стремление жить в “настоящем” было до
конца дней присуще поэту.
Читая стихи
Тютчева, я вновь и вновь поражаюсь
неисчерпаемому богатству русского языка.
Взыскательное отношение к стихотворному
мастерству отличает Тютчева. Несмотря на то,
что поэт “не писал, а лишь записывал свои
стихи”, он не раз возвращался к записанному,
отделывал, отчеканивал то, что как бы
невольно сорвалось с его пера, добиваясь
предельной ясности и точности образа.
В своем
знаменитом стихотворении “Silentium!
(Молчание!)”
поэт признавался:
Как сердцу
высказать себя?
Другому как
понять тебя?
Поймет ли
он, чем ты живешь?
Мысль
изреченная есть ложь.
Однако
стихи Тютчева служат лучшим
доказательством не бессилия, а могущества
слова. Мысль никогда не оборачивалась в них
ложью. И как бы ни был сложен в душе поэта
строй “таинственно-волшебных дум”, они,
вопреки его собственному сомнению, все
больше и больше находят путь к сердцу
другого.

Лирика Ф.И.Тютчева в моём восприятии.

Небесный свод, горящий славой звёздной,

Таинственно глядит из глубины,-

И мы плывём, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

«Как океан объемлет шар земной…»

I . Тютчев- открыватель новых образных миров поэзии. «На пороге как бы двойного бытия»- эта строчка- ключ ко всему Тютчеву.

II «О! нашей мысли обольщенье…» (Вечные вопросы в лирике Тютчева).

1. Диалог человека со своей душой в лирике Тютчева.

2. « и самого меня являешь ты очам души моей…»

первый биограф поэта И.С.Аксаков видел трагедию существования Тютчева в том, что «он не находил ни успокоения своей мысли, ни мира своей душе. Вера, признаваемая умом, призываемая сердцем, не владела им всецело, не управляла волей, недостаточно освещала жизнь, а потому не вносила в неё ни гармонии, ни единства…».

«Впусти меня! – Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью»…

Утрата ясного и цельного смысла человеческой жизни, трагическая раздвоенность, разлад меж сердцем и умом – вот удел человека в век «растления не плоти, но духа».

Путь человека в этом мире- через отчаяние, соединённое со страстной жаждой веры, к смирению и Свету Божественной истины.

Анализ стихотворения на выбор:

… и чувства нет в твоих очах… не знаю я, коснётся ль благодать… наш век… всё, что сберечь мне удалось…

не рассуждай, не хлопочи.. пошли, господь свою отраду…и т.д.

3. человек и природа в лирике Тютчева.

4. «Два проявления стихии одной…».

5. «Но чем мы долее глядим, те легче нам дыщать…»

пейзажную лирику Тютчева точнее будет назвать пейзажно-философской. Природа для поэта- просто второе имя жизни.

Так в стихотворении «Осенний вечер» изображается не только «вечер года», но и «короткое», а по тому «светлое» увядание человеческой жизни.

Разумное начало человека и разум природы могут находить общий язык. Родство это выражается именно в наличии общего языка, в возможности общения и понимания.

Трагедия человека, как понимает её поэт, в разладе с природой. Миг соединения с жизнью природы, растворения в ней- высшее блаженство, доступное человеку на земле.

Анализ стихотворения на выбор:

…осенний вечер…что ты клонишься над водами…листья..о чём ты воешь, ветер ночной. тени сизые смесились..

6. Любовь в лирике Тютчева.

С одной стороны, любовь и её «очарование»- это «жизни ключ», это «чудесный плен», «чистый огонь», «союз души с родиной»4 с другой стороны, любовь представляется ему «буйной слепотой страстей», «борьбой неравной двух сердец», «поединком роковым», в котором:

Мы то всего вернее губим,

Что сердце нашему милей.

Анализ стихотворения на выбор:

.. ты, ты моё земное провиденье… я встретил вас и всё былое…весь день она лежала в забытьи.. любила… о, как убийственно мы любим … и т. д.

7. в Россию можно только верить.

8. концепция исторической мысли России в лирике Тютчева.

9. ты- лучших будущих времён глагол, и жизнь и просвещенье

III Благодарение Тютчеву за бесценный дар- его поэзию.

Поэзия Тютчева учить, быть может, самому главному- мужественному приятию жизни.

Чему бы жизнь нас не учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

И эта вера не обманет

Того, кто ею лишь живет…

« на мне дано предугадать, как слово наше отзовётся»,- размышлял Тютчев. Его «слово» отзывается в наших душах, заставляя их сладостно трепетать, от прикосновения к прекрасному.

Темы и проблемы лирики Тютчева.

I Нравственные проблемы: тема лбви приобретает философскую окраску; преобладает мысль о быстротечности бытия человеческих чувств.

II Философские проблемы:

1. жизнь и смерть.

2. человек, мир и космос.

3. тема природы (утверждение непознаваемости мира. Восприятие человека, как частицы космоса.

III Гражданская и политическая проблематика.

1. приобретает философскую окраску.

2. преобладает тема России, её судьбы, её роли в мире.

3. среди собственной политической лирики наиболее известен ответ на оду Пушкина «Вольность» и стихотворение о декабристах.

IV Эстетические проблемы:

Тема назначения поэта и поэзии.

1. интерес к вопросам художественной формы.

2. возвращение к античным образцам поэзии.

3. сомнение в возможности поэта выразить своё чувство и знание в слове.

4. утверждение вторичности поэзии по отношению к реальности.

Вариант 2

Среди громов, среди огней,

Среди клокочущих страстей,

В стихийном пламенном раздоре,

Она с небес слетает к нам-

Небесная, к земным сынам,

С лазурной ясностью во взоре-

И на бунтующее море

Льёт примирительный елей.

С детских лет нам сопутствует поэзия Ф.И.Тютчева. я ещё не умела читать, но уже знала наизусть:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

В России все- от мала до велика- знают это стихотворение.

Строки стихотворения «Весенняя гроза», его образы и звучание слилось для меня с образом и звучание весенней грозы, стали её выражением. Оно давно стало наиболее ёмким поэтически точным выражением грозы над полем, лесом, садом, над зелёными просторами зачинающейся весны в России.

Стихотворение «Весенняя гроза» по праву называют классическим. Оно выдержало труднейшее испытание временем и осталось живым произведением русской поэзии.

Своеобразной была судьба Тютчева- поэта. Долгое время в читательских кругах его или попросту не замечали, или же считали поэтом «для немногих». Когда-то И.С.Тургенев утверждал: «о Тютчеве не спорят,- кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». Но и поэты бывают разные, и сама поэзия многолика, Любовь к тому или иному поэту зависит , прежде всего, от причин субъективных, индивидуальных, и навязать её нельзя.

Некогда Фет назвал Тютчева «одним из величайших лириков, существующих на земле».

Тютчева принято называть певцом природы. Автор «весенней грозы» и Весенних вод» был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах, воспевающих картины и явления природы, нет безумного любования. Когда я читаю и перечитываю стихотворения Тютчева, от размышляю о загадках мироздания, о вековых вопросах человеческого бытия. Идея торжества природы и человека пронизывают собой лирику Тютчева, определяя некоторые основные особенности его поэтики. Для него природа- такое же одушевлённое, «разумное» существо, что и человек: «В ней есть душа, в ней есть свобода. В ней есть любовь, в ней есть язык».

Через обращение к природе Тютчев нере6дко раскрывает сложный мир человеческой души во всём богатстве её переживаний.

К лучшим созданиям Тютчева принадлежат и любовные стихотворения, проникнутые глубочайшим психологизмом, подлинной человечностью, благородством и прямотой в раскрытии сложнейших человеческих переживаний:

Я встретил вас – и всё былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое-

И сердцу стало так тепло…

Это одно из самых моих любимых стихотворений. Читаешь его и слышишь неповторимый голос Козловского, поющего этот романс. Это одно из самых задушевных стихотворений поэта. На склоне лет Тютчев испытал самое большое в своей жизни чувство-любовь к Е.А.Денисьевой. именно с этой «последней любовью» связаны многие шедеврю лирики Тютчева:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя…

Год не прошёл- спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Или другие пронзительные строки:

Чему молилась ты с любовью,

Что, как святыню берегла,

Судьба людскому суесловью

На поруганье предала.

Эти и другие стихотворения, взятые вместе, образуют, так называемый «денисьевский цикл», по всеё своей проникновенности и трагической силе в передаче сложной и тонкой гаммы чувств не имеющий равного не только в русской, но и в мировой любовной лирике. Эти лучшие образцы любовной лирики Тютчева тем замечательны, что в них личное, индивидуальное, пережитое самим поэтом поднято до значения общечеловеческого.

Поэзия Тютчева – это своеобразная лирическая исповедь человека, посетившего «сей мир в минуты роковые», в эпоху крушения века складывавшихся социальных устоев, нравственных догм и религиозных верований. Самого себя поэт осознаёт «обломком срарых поколений», вынужденным уступить дорогу «новому, младому племени». И в это же время он сам, детище нового века, несёт в своей душе «страшное раздвоение». Как ни горько ему плестись «с изнеможением в кости навстречу солнцу и движенью», он испытывает не тоскливое томление о прошлом, а сильное влечение к настоящему. Однажды он писал:

Не о былом вздыхают розы

И соловей в ночи поёт;

Не о былом аврора льёт,-

И страх кончины неизбежной

Не сеет с дерева листа:

Их жизнь, как океан безбрежный,

Вся в настоящем разлита.

Это строки многое разъясняют в лирике Тютчева. Стремление жить в «настоящем» было до конца дней присуще поэту.

Читая стихи Тютчева, я вновь и вновь поражаюсь неисчерпаемому богатству русского языка. Взыскательное отношение к стихотворному мастерству отличает Тютчева. Несмотря на то, что поэт 2не писал, а лишь записывал свои стихи», он на раз возвращался к записанному, отделывал, отчеканивал то, что как бы невольно сорвалось с пера, добиваясь предельной ясности и точности образа.

в своём знаменитом стихотворении «молчание!» поэт признавался:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живешь?

Мысль изречённая есть ложь.

Однако стихи Тютчева служат лучшим доказательством не бессилия, а могущества слова . мысль никогда не оборачивалась в низ ложью. И как бы ни был сложен в душе поэта строй «таинственно-волшебных дум», они, вопреки его собственному мнению, всё больше и больше находят путь к сердцу другого.

Вариант 3.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась – это был конец пары: “Что-то тут концом пахнет”. 8773 – | 8305 – или читать все.

Читайте также:  Человек и природа в лирике Тютчева: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Лирика Тютчева в моем восприятии
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 04:53:46 16 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 612 Комментариев: 5 Оценило: 2 человек Средний балл: 3.5 Оценка: неизвестно Скачать