Ф. И. Тютчев — поэт чистого искусства: сочинение

Ф. И. Тютчев — поэт «чистого» искусства

Аист зеленеет молодой.
Смотри, как листьям молодым
Стоят овеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым…
Ф. И. Тютчев
Творчество Федора Ивановича Тютчева — одна из вершин русской классической поэзии. Наверное, трудно найти человека, который не знал и не любил бы его лирические и романтические произведения. Любовь и природа — вот два основных мотива «чистого» искусства Тютчева, а одной из ярких примет его творчества является преобладание пейзажей.
Особенно привлекают поэта переходные,

промежуточные моменты природы: он изображает осенний день, с грустью напоминающий об ушедшем лете:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Или же осенний вечер, как первый предвестник холодной зимы:
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть…
Характерные начала его стихотворений: «Как хорошо ты, о море ночное…», «Люблю грозу в начале мая…» или «Как весел грохот летних бурь…» — красноречиво говорят о том восторге перед величием и красотой, многообразием

Идейно-тематическое содержание произведений Ф. И. Тютчева Тютчев — поэт-философ, а потому главное содержание его творчества — это раздумья о жизни, человеке, мироздании. Философский взгляд поэта окрашивает все темы его лирики. По.

Биография Тютчев Федор Иванович (1803 — 1873) (1803-1873) — поэт. Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с 1813 года руководил С.

Биография и творчество Ф. И. Тютчева Федор Иванович Тютчев родился в родовитой дворянской семье в селе Овстуг Орловской губернии 23 ноября 1803 года. В 1810 году семья Тютчевых переезжает в Москву.

Тема любви в поэзии Тютчева и Фета Не будет преувеличением сказать, что к теме любви обращаются все поэты. И, наверное, для каждого любовная лирика связана с личными переживаниями. Поэтому в творчестве разных.

Лирический герой Ф. И. Тютчева и А. А. Фета Тютчев и Фет, обусловившие развитие русской поэзии второй половины XIX века, вошли в литературу как поэты «чистого искусства», выражающие в своем творчестве романтическое понимание духовной.

Философские темы лирики Тютчева 1 вариант Центральной темой творчества Федора Ивановича Тютчева, впервые в истории русской литературы, являются «предельные основания бытия», общественные вопросы мироустройства. Лирический герой его поэзии не.

Поэтический мир Ф. И. Тютчева В конце 1858 г. Тургенев написал Фету: «…о Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». Обратите внимание.

ПРИРОДА В ЛИРИКЕ Ф. И. ТЮТЧЕВА Лирика Тютчева занимает особое место в русской поэзии. В свежих и волнующе при- тягательных стихах Тютчева красота поэти- ческих образов сочетается с глубиною мысли и.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИРИКИ Ф. И. ТЮТЧЕВА Художническая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам ро- мантического искусства. Романтизм Тютчева проявляется.

Отображение основных принципов теории «чистого» искусства в творчестве Тютчева Творчество Тютчева — вершина русской классической поэзии XIX в. Он является приверженцем так называемого «чистого» искусства, искусства, абсолютно лишенного приземленности, политической направленности. «Чистое искусство» создавало.

Философская лирика Тютчева Литературное наследие его невелико: несколько публицистических статей и около 50 переводных и 250 оригинальных стихотворений, среди которых довольно много неудачных. Зато среди остальных есть жемчужины.

Человек и природа в лирике Тютчева Лирика Тютчева занимает особое место в русской поэзии. В свежих и волнующе притягательных стихах Тютчева красота поэтических образов сочетается с глубиною мысли и остротой философских.

Особенности поэтического мировоззрения Тютчева Ф. И. Тютчев принадлежал к литературному поколению русских романтиков-«любомудров» , что, в первую очередь, и определило своеобразие художественного мировосприятия этого великого русского поэта. Его лирику.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но.

Вершина «чистой поэзии» С детских лет с нами стихи Федора Ивановича Тютчева. Я еще не умела читать, но уже знала наизусть: Люблю грозу в начале мая, Когда весенний.

Тютчев – поэт “чистого” искусства

Аист зеленеет молодой.
Смотри, как листьям молодым
Стоят овеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым.
Ф. И. Тютчев
Творчество Федора Ивановича Тютчева – одна из вершин русской классической поэзии. Наверное, трудно найти человека, который не знал и не любил бы его лирические и романтические произведения. Любовь и природа – вот два основных мотива “чистого” искусства Тютчева, а одной из ярких примет его творчества является преобладание пейзажей.
Особенно привлекают поэта переходные, промежуточные

Лирика природы Тютчева (“Есть в осени первоначальной.”) Поэтическое произведение, как известно, по своему содержанию гораздо сложнее прозаического: здесь и огромный тематический материал, “втиснутый” в весьма ограниченную форму, и приращение смыслов, ускользающих от невнимательного взгляда, и масса недосказанного.

Сочинение по стихотворению Тютчева “Не то, что мните вы, природа” Одно из самых замечательных явлений русской поэзии – стихотворения Ф. И. Тютчева о пленительной русской природе. Ни для кого из русских поэтов, кроме разве его младшего современника А. Фета, природа.

Психологизм лирики Ф. И. Тютчева Психология – это наука о душе, наука о познании внутреннего мира человека. Люди, занимающиеся психологией, могут глубоко понять своего собеседника, а подчас играть его чувствами, тем самым управляя его сознанием.

Стихотворение Тютчева (Я встретил Вас – и все былое.) Любовная лирика занимает важное место в поэзии Федора Ивановича Тютчева. В каждом лирическом стихотворении мы видим женский образ, многосторонний и сложный женский характер. Стихотворение “Я встретил вас – и все.

Русский поэт-философ Муза, правду соблюдая, Глядит, а на весах у ней Вот эта книжка небольшая Томов премногих тяжелей. Фет Поэт-философ, Федор Иванович Тютчев создал замечательные лирические монологи о смысле жизни, о назначении.

Человек, природа, мироздание в лирике Ф. И. Тютчева. Философская проблематика стихотворения “Silentium!” Будучи современником Пушкина, Ф. И. Тютчев, тем не менее, был идейно связан с другим поколением – поколением “любомудров”, которое стремилось не столько активно вмешаться в жизнь, сколько осмыслить ее. Эта.

Любовь как “поединок роковой” в лирике Ф. И. Тютчева Любовь с силою Архимедова рычага движет миром. И. А. Гончаров Этот “всемогущий рычаг” двигает и Ф. И. Тютчева. Тютчев – поэт любви! Но любовь у него не тиха, не спокойна.

Ф. И. Тютчев – поэт “чистого” искусства Аист зеленеет молодой. Смотри, как листьям молодым Стоят овеяны березы, Воздушной зеленью сквозной, Полупрозрачною, как дым. Ф. И. Тютчев Творчество Федора Ивановича Тютчева – одна из вершин русской классической поэзии.

“Поединок роковой.” (любовь в лирике Ф. И. Тютчева) Тютчевские любовные романы не похожи на пушкинские: легкое отношение к любви ему не знакомо. “Кляну коварные старанья Преступной юности моей. И ласки легковерных дев, И слезы их, и поздний ропот.”.

Идеи лирики Тютчева Выдающийся русский лирик Федор Иванович Тютчев был во всех отношениях противоположностью своему современнику и почти ровеснику Пушкину. Если Пушкин получил очень глубокое и справедливое наименование “солнца русской поэзии”, то Тютчев.

Читайте также:  Ф. И. Тютчев один из крупнейших русских поэтов: сочинение

Стихотворение Ф. И. Тютчева “Есть в осени первоначальной.” Одной из главных тем лирики Ф. И. Тютчева является тема природы, в которой поэт пытался найти образец гармонии мира. Природа в его стихах одушевлена, ее состояние тождественно состоянию души человека.

Образ родины в лирике Тютчева Русская литература XIX в. щедро одарила нас бесценными высокодуховными произведениями, познакомила со многими выдающимися поэтами, среди которых особое место принадлежит моему любимому поэту Ф. И. Тютчеву. О его творчестве можно.

Язык метафор в стихотворениях Тютчева Экстатические переживания поэта в его единении с мирозданием или в любви к женщине также выражаются на языке метафор. Но метафоры получают здесь иное, противоположное назначение по сравнению с метафорами лирического.

Глубина анализа восприятия природы в лирике Тютчева Восхищение прелестью природы, то в буйстве ее стихийных сил, то в ее увядании, выражается, естественно, в изображении природы, лирических “пейзажей”. В этом изображении поэт опирается обычно на традиционные приемы, первоначально.

Поэзия Федора Ивановича Тютчева и Афанасия Афанасьевича Фета Федор Иванович Тютчев дворянин, был дипломатом, 22г. Прослужил за границей, но Россию помнил, поэтому многие его стихи о русской природе: “Что ты плачешь над водами Ива макушку свою склонив и.

Лирика Тютчева в моем восприятии Ф. И. Тютчев – один из самых любимых и известных поэтов. Его имя сопровождает нас всю жизнь. Еще в младших классах, сидя за партой, мы читаем по слогам и учим.

Сочинение о природе по произведениям Ф. И. Тютчева, Фета Живя в тесном, шумном индустриальном городе, довольно сложно оценить всю красоту и глубину стихотворений о природе. Вроде бы понимаешь, что это на самом деле прекрасно, но что-то внутри молчит, не.

Поэзия – это музыка. Размышление по поэзии Ф. И. Тютчева Поэзия – это музыка, волнующая душу, наполняющая ее безграничной любовью к человеку, природе, родине. Сам язык поэзии настраивает на глубокое понимание и внутреннее осмысление происходящего вокруг, поэзия проникает в самые.

Содержание стихотворения Тютчева “Есть в осени первоначальной” Стихотворение “Есть в осени первоначальной.” было написано 22 августа 1857 года по дороге в Москву из своего родового имения Ов-стуг. Перед нами удивительно красивая пейзажная зарисовка, в которой изображение природы.

Единство мира природы и внутреннего мира человека в поэзии Тютчева Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья, И в оный час явлений и чудес Живая колесница мирозданья Открыто катится в святилище небес. Ф. И. Тютчев В отличие от Пушкина или.

Сейчас вы читаете: Тютчев – поэт “чистого” искусства

Подготовка к эссе «Мое понимание поэзии чистого искусства в лирике А. Фета и Ф. Тютчева» в 11 классе

Темы эссе, посвященные поэзии, традиционно трудны для школьников. Поэтому мы предлагаем рекомендации, которые помогут выпускнику успешно справиться с работой такого типа. Стихотворения приведены в полном объеме, чтобы при написании эссе ученик выбрал сам понравившиеся строки для аргументации своих размышлений.

О поэзии вообще и лирике ФЕТА и Тютчева в частности

Есть мнение, что поэзию невозможно научиться понимать…

Рассуждая о прозе, мы можем (нас этому учат в школе) ответить на вопрос – о чем этот роман, повесть, рассказ. Самые прозорливые в конце концов поймут, какова идея автора. Кому-то эта идея не понравится, кто-то поспорит с ее актуальностью, кто-то переложит эту идею на себя и полюбит раз и навсегда автора потому только, что его, автора, мысли близки и понятны, а кто-то «отложит» этого писателя, поняв его величие (этому учат в школе), но не приняв его методы, способы доведения мысли до читателя (так нередко случается с Н.В. Гоголем – мешает «излишняя» детализация, Л.Н. Толстым – мешает «излишняя» описательность, Ф.М. Достоевским – мешает «излишняя» эмоциональность и так далее).

ПОНЯТЬ же поэзию, наверное, невозможно. Принято считать, что стихи можно только ВОСПРИНЯТЬ, прочувствовать. А такой навык выработать крайне непросто. И возможно ли? Поэтому одни «любят» поэзию, другие «не любят». О понимании речь идет редко. Поэты, создавая свои лирические произведения, конечно, задумываются о том, О ЧЕМ они. Но нередко это О ЧЕМ уходит на второй-третий план, а на первый выходят эмоции, внутреннее состояние, подтекст. Но все же лирику отдельно взятого поэта принято делить по темам. Тема дружбы у А.С. Пушкина, тема поэта и поэзии у М.Ю. Лермонтова, тема Родины у С. Есенина, тема любви у А. Ахматовой, крестьянская тема Н.А. Некрасова. Такими формулировками мы пытаемся приблизить стихотворение к своему пониманию жизни (известно ведь, что в жизни есть место и дружбе, и любви…). Однако в русской литературе есть поэты, стихотворения которых сложно уложить в рамки «тем». Это Ф.И. Тютчев и А.А. Фет.

По мнению многих писателей 40-х годов 19 века, литература, в том числе и поэзия, должна ставить вполне определенные социальные задачи: анализ действительности, указание на проблемы общества самого широкого спектра, изучение социальных типов. Если для прозы круг этих проблем был привычен, то поэзия привыкла к темам более высокого, духовного порядка. И если Некрасову было под силу вводить в свои стихотворения, к примеру, повествовательное начало, бытовую лексику, то Фет был категорически против такой «прозаизации», против корректировки высокого назначения поэзии – нести прекрасное.

Так, принято считать, что темами стихотворений А.А. Фета были любовь и природа и отношение к ним человека. Его импрессионистическая потребность уловить и запечатлеть «миг красоты» без относительно того, кто сегодня управляет страной, каковы социально-экономические потребности общества, что происходит с дворянами и крестьянами, и определяет «чистоту» его поэзии, «чистоту», призванную не воспитывать и клеймить, не обобщать и анализировать, а духовно облагораживать, обогащать оттенками чувств:

Одним толчком согнать ладью живую

С наглаженных отливами песков,

Одной волной подняться в жизнь иную,

Учуять ветр с цветущих берегов,

Тоскливый сон прервать единым звуком,

Упиться вдруг неведомым, родным,

Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец –

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак и венец!

(Одним толчком согнать ладью живую…

К сожалению, поэтическое новаторство Фета не было оценено в полной мере его современниками… Время требовало иного. Однако уже очень скоро, на рубеже столетий, поэты-символисты будут восхищаться лирикой Фета, признают его одним из своих учителей, и его поэзия в трагические переломные годы российской истории будет особенно нужна своей первозданностью, легкостью, своей чистотой.

Поэт-философ Ф.И. Тютчев также основным темами своей лирики видел традиционные «чистые» темы природы и любви. Однако описания природы в стихотворениях Тютчева вполне определенно подчинены его философии – философии пантеизма, когда единственным божеством, единственно всевластной сущностью является Природа. Человек же, внутренне всегда с нею связанный, как связаны между собой часть и целое, оказывается в роли не активно действующего и чувствующего, а в роли подчиняющегося. Отсюда такое количество самых разнообразных олицетворений в стихотворениях поэта:

Читайте также:  Восприятие и истолкование стихотворения Ф. И. Тютчева Певучесть есть в морских волнах: сочинение

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

(Не то, что мните вы, природа…)

Всем известное стихотворение поэта «Весенние воды», поражающее своей динамикой, яркостью красок, по сути, лишено наблюдателя – человека. Он и не нужен. Природа самодостаточна и абсолютна.

Философской является также непременная тютчевская формула Хаос-Космос = Ночь-День, присутствующая во многих его стихотворениях, посвященных, казалось бы, природе. Она описывает соотношение рационального, подконтрольного воле и разуму человека с дневным – космическим началом, тогда как все непостижимое, страшное совершается ночью, когда властвует Хаос:

О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь безумно.

Что значит странный голос твой,

То глухо жалобный, то шумно?

…О, страшных песен сих не пой

Про древний хаос, про родимый!

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!

Из смертной рвется он груди,

Он с беспредельным жаждет слиться.

О, бурь заснувших не буди —

Под ними хаос шевелится.

(О чем ты веешь ветр ночной?…)

Если любовная лирика у Фета практически не отделима от темы природы, то у Тютчева эта вечная, «чистая» тема самостоятельна, она более, чем у кого бы то ни было, биографична. Трагическая история любви поэта к реальной женщине сформировала его ощущение безысходности, страха за любимую, невозможности счастливого исхода («О, как убийственно мы любим…»).

Так что же важнее для поэзии? Служить обществу, «глаголом жечь сердца людей», звучать, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных», когда поэт – это тот, кто «гражданином быть обязан»? Или воспевать «шепот, робкое дыханье, трели соловья…», понимать, что «мысль изреченная есть ложь», а потому сокрыться ото всех и творить прекрасное и чистое? Вопрос открыт.

Брянская М.А, преподаватель кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ им.М.В.Ломоносова

Материал для подготовки к эссе по другим темам здесь .

Ф. И. Тютчев — поэт чистого искусства: сочинение

Русская поэтическая традиция XIX века богата и значима. Совершенно особое место в ней принадлежит поэзии Ф. Тютчева, чутко устремленного к природе, драматически ощущавшего ее тесную связь с человеком. Творчество Федора Ивановича Тютчева – одна из вершин русской классической поэзии. Наверное, трудно найти человека, который не знал и не любил бы его лирические и романтические произведения. Любовь и природа – вот два основных мотива «чистого» искусства Тютчева, а одной из ярких примет его творчества является преобладание пейзажных зарисовок.

И надо думать, что полюбил русскую природу поэт не в блестящих гостиных Мюнхена и Парижа, не в туманных сумерках Петербурга, не в патриархальной Москве.

Эта красота с юных лет вошла в сердце поэта с лесов и полей, окружавших его милый Овстуг, с тихих лугов и необозримых голубых небес родной Брянщины. Особенно привлекают поэта переходные, промежуточные моменты природы: он изображает осенний день, с грустью напоминающий об ушедшем лете:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Или же осенний вечер, как первый предвестник холодной зимы:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть.

Характерные начала его стихотворений: «Как хорошо ты, о море ночное. », «Люблю грозу в начале мая. » или «Как весел грохот летних бурь. » – красноречиво говорят о том восторге перед величием и красотой, многообразием и бесконечностью природного царства, которым насквозь проникнуто творчество Ф. И. Тютчева. Природа в его стихах разнообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. «В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…» – убежден поэт. Словно живое, мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.

Тени сизые сместились,

Цвет поблекнул, звук уснул —

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул.

Творческая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху повсеместного торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Так же, как и Фета, его относят к поэтам «чистого» искусства, искусства, чуждого агрессии, политичности, грубости.

Его стихи наполнены чувственностью, нежностью, любовью к родной русской природе, любовью к женщине. Поэт осмысливает женскую натуру, стремится понять ее сущность, место в жизни и ее судьбу. В своих прежних стихотворениях поэт говорил о конфликте человека с природой, с хаосом ночи, с неумолимым движением времени, отнимающим молодость. Женские образы в стихотворениях Тютчева полны какой-то нереальности, женственности, любви, они напрямую отождествляются с природой. Как, например, стихотворение, посвященное его последней любви – Елене Денисьевой:

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь на всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Не правда ли, эти строки перекликаются со многими стихами о природе, где сказано:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

В душевном состоянии лирического героя Тютчева можно найти не только общечеловеческое, но и характерное для любовных переживаний дворянского героя пятидесятых годов, отраженных в русской литературе этого периода, в творчестве Тургенева, Гончарова, Островского. Ф. И. Тютчев – поэт поистине «чистого», светлого искусства. Его поэтическое слово воплотило в себе неисчерпаемое богатство художественного смысла, оно полно глубокого философствования, размышлений о сущности бытия.

Хотя основной фонд наследия поэта – это всего лишь чуть меньше двухсот лаконичных стихотворений (если не принимать во внимание юношеские стихи, переводы, стихи на случай и стихи, продиктованные поэтом во время тяжелой предсмертной болезни), его лирика вот уже более века остается актуальной и интересной. Столетие назад великий русский поэт А. А. Фет с полным правом сказал о собрании тютчевских стихотворений:

Ф. И. Тютчев – поэт “чистого” искусства

Русская поэтическая традиция XIX века богата и значима. Совершенно особое место в ней принадлежит поэзии Ф. Тютчева, чутко устремленного к природе, драматически ощущавшего ее тесную связь с человеком. Творчество Федора Ивановича Тютчева – одна из вершин русской классической поэзии. Наверное, трудно найти человека, который не знал и не любил бы его лирические и романтические произведения. Любовь и природа – вот два основных мотива “чистого” искусства Тютчева, а одной из ярких примет его творчества является преобладание пейзажных зарисовок.

И надо думать, что полюбил русскую природу поэт не в блестящих гостиных Мюнхена и Парижа, не в туманных сумерках Петербурга, не в патриархальной Москве. Эта красота с юных лет вошла в сердце поэта с лесов и полей, окружавших его милый Овстуг, с тихих лугов и необозримых голубых небес родной Брянщины. Особенно привлекают поэта переходные, промежуточные моменты природы: он изображает осенний день, с грустью напоминающий об ушедшем лете:

Читайте также:  Стихотворение Ф. И. Тютчева Нам не дано предугадать (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Или же осенний вечер, как первый предвестник холодной зимы:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть.

Характерные начала его стихотворений: “Как хорошо ты, о море ночное. “, “Люблю грозу в начале мая. ” или “Как весел грохот летних бурь. ” – красноречиво говорят о том восторге перед величием и красотой, многообразием и бесконечностью природного царства, которым насквозь проникнуто творчество Ф. И. Тютчева. Природа в его стихах разнообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. “В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. ” – убежден поэт. Словно живое, мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.

Тени сизые сместились,

Цвет поблекнул, звук уснул –

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул.

Творческая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху повсеместного торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Так же, как и Фета, его относят к поэтам “чистого” искусства, искусства, чуждого агрессии, политичности, грубости.

Его стихи наполнены чувственностью, нежностью, любовью к родной русской природе, любовью к женщине. Поэт осмысливает женскую натуру, стремится понять ее сущность, место в жизни и ее судьбу. В своих прежних стихотворениях поэт говорил о конфликте человека с природой, с хаосом ночи, с неумолимым движением времени, отнимающим молодость. Женские образы в стихотворениях Тютчева полны какой-то нереальности, женственности, любви, они напрямую отождествляются с природой. Как, например, стихотворение, посвященное его последней любви – Елене Денисьевой:

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь на всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Не правда ли, эти строки перекликаются со многими стихами о природе, где сказано:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

В душевном состоянии лирического героя Тютчева можно найти не только общечеловеческое, но и характерное для любовных переживаний дворянского героя пятидесятых годов, отраженных в русской литературе этого периода, в творчестве Тургенева, Гончарова, Островского. Ф. И. Тютчев – поэт поистине “чистого”, светлого искусства. Его поэтическое слово воплотило в себе неисчерпаемое богатство художественного смысла, оно полно глубокого философствования, размышлений о сущности бытия.

Хотя основной фонд наследия поэта – это всего лишь чуть меньше двухсот лаконичных стихотворений (если не принимать во внимание юношеские стихи, переводы, стихи на случай и стихи, продиктованные поэтом во время тяжелой предсмертной болезни), его лирика вот уже более века остается актуальной и интересной. Столетие назад великий русский поэт А. А. Фет с полным правом сказал о собрании тютчевских стихотворений:

39. Поэзия «чистого искусства»: а. А. Фет, ф. И. Тютчев.

Признаки поэзии «чистого искусства»: поэзия намеков, догадок, умолчаний; стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта; искусство не должно быть связано с жизнью; поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира; это поэзия для избранных.

Основные темы поэзии «чистого искусства»: любовь, природа, искусство.

Лирику отличает богатство оттенков: нежность и душевная теплота.

Образность, нетрадиционность сравнений, эпитетов; очеловечивание природы, нахождение отзвука своим настроениям и чувствам.

Певучесть и музыкальность.

Поэзия А. А. Фета

Природа в стихотворениях поэта: как представлено в творчестве русская весна пушистыми вербами, первым ландышем, просящим солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, пчелами, вползающими «в каждый гвоздик душистой сирени», журавлями, кричащими в степи. Русское лето сверкающим жгучим воздухом, синим, подернутым дымкой небом, золотыми переливами зреющей ржи под ветром, лиловым дымом заката, ароматом скошенных цветов над меркнущей степью. Русская осень пестрыми лесными косогорами, птицами, потянувшими вдаль или порхающими в безлистных кустах, стадами на вытоптанных жнивьях. Русская зима бегом далеких саней на блестящем снегу, игрой зари на занесенной снегом березе, узорами мороза на двойном оконном стекле

Явления природы у А. А. Фета описываются детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фет описывает не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и др, и каждая птица показана в ее своеобразии.

Поэзия Ф. И Тютчева

Особенности поэзии Ф. И. Тютчева

♦ Творчеству Тютчева присуще живое ощущение Бесконечности и Вечности как реальности, а не каких-то отвлеченных , абстрактных категорий.

♦ Тютчев – открыватель новых образных миров в поэзии.

♦ Масштаб поэтических ассоциаций Тютчева поразителен

♦ Наиболее ярко «двойное бытие» расколотой человеческой души выражено в любовной лирике Тютчева.

Любовная лирика: Что такое любовь – «самоубийство», «блаженство и безнадежность», «поединок роковой», «буйная слепота страстей», это стихия.

40. «Синтетический» реализм а. П. Чехова. Чеховская проза.

Литературная работа Чехова заключалась в том, что он в трудное для русского реализма время защищал классическую традицию, поднял художественный образ на недосягаемую для «размывателей» высоту, обновил и утвердил среди разброда и декадентских шатаний «конца века» реалистический творческий метод, сделав его панорамным, охватившим всю изменившуюся многоликую Россию.

Отсюда непонятная на первый взгляд суровость в его оценках классического наследия. Чехов не отказывается от этого наследия и не подвергает его сомнению. Он глядит на Толстого, Тургенева и Достоевского с определенной исторической дистанции и берет у них только жизнеспособное и необходимое, и, прежде всего принцип реалистического отражения русской действительности, показ ее через художественный образ. Чехов искал и добивался новых характеров, образов, деталей, упростил и сделал предельно емким и выразительным язык своей прозы и драм. Он неожиданно вернул в эпос лирику, сумел показать в прозе и пьесах настроение изнутри сюжета, через глубокий, постоянно ощутимый подтекст и точно увиденные детали.

Критический реализм Чехова этого периода приобрел новые особенности – пафос обличения сочетается с пафосом утверждения, обозначаются первые контуры положительного героя.

Сила Чехова как писателя заключалась в сочетании талантливости, ума, обшей и эстетической культуре, образованности. Естественно-научные и медицинские знания обогатили его как художника. Они дали ему большой материал для многих произведений, в том числе и произведений, написанных в годы перелома (“Припадок”, “Именины”, “Скучная история” и др.). Чехов гордился тем, что отдельные жизненные факты (припадок, роды и пр.) он изобразил в полном соответствии с данными медицинской науки. Эти знания, научный метод помогли ему выработать художественные принципы изображения действительности, “исследовательский” творческий метод.

Чехов умел творчески воспринимать литературные образы и цитаты и органично включать их в тексты своих писем и сочинений.

Тонкий юмор Чехова был печален, его мягкий, ненавязчивый, но до конца идущий в своем творческом анализе жизни реализм показал тогдашнюю «пореформенную» русскую жизнь в ее разобщенности, потере силы, воли, высокого пафоса и красоты, основы, размывании и опошлении всех подлинных чувств, снижении общественных и личных идеалов.

Ссылка на основную публикацию
×
×