Стихотворение Ф. И. Тютчева О, как убийственно мы любим (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Стихотворение Ф.И. Тютчева «О, как убийственно мы любим. » (восприятие, истолкование, оценка)

Стихотворение Ф.И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…» (1851 год) принадлежит к знаменитому «денисьевскому циклу». Этот цикл посвящен последней любви поэта – Елене Александровне Денисьевой. Отношения между поэтом и его возлюбленной окрашены в трагические тона: их брак был незаконным, из-за этого Елену Александровну отвергли в обществе. Всю свою жизнь она посвятила поэту.

Кроме того, Денисьева болела чахоткой. Несомненно, переживания, связанные с незаконной любовью, сказались на здоровье девушки. В 1864 году она умерла, оставив Ф. И. Тютчева в неутешном горе. Поэтому неудивительно, что «денисьевский цикл» весь пронизан трагизмом, к светлому чувству любви здесь всегда примешивается горечь и разочарование.

Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» написано через год после встречи Тютчева и Денисьевой. В нем поэт размышляет о переменах, произошедших в его возлюбленной. А эти перемены очень разительны. Лирический герой, страдая, спрашивает себя:

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?

Он вспоминает, что при первой встрече был очарован «волшебным взором», речью, «младенчески-живым» смехом героини. Поэт задается мучительным вопросом:

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?

Поэт сам дает неутешительный ответ:

Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Встреча двух героев оказалась «роковой»: любовь лирического героя изменила его возлюбленную до неузнаваемости: «что уцелело от нея?»

Героине «оставались лишь воспоминанья. Но изменили и оне»:

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…

В итоге – что осталось в сердце героини?

И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

Но в чем причина ее страданий, ведь любовь героев была так сильна? Да, любовь была наградой, но и наказанием, потому что она считалась «незаконной» в глазах общества:

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

Экспрессивная метафора «в грязь втоптала то, что в душе ее цвело» в полной мере передает равнодушие и жестокость толпы, уничтожившей прекрасное чувство и разрушившей жизнь героини.

Во всем случившемся герой винит себя. Он эгоистично увлекся своими чувствами, своей победой: «Давно ль, гордясь своей победой, Ты говорил: она моя…» За своими переживаниями герой совсем не думал о судьбе его незаконной жены:

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Лирический герой делает вывод:

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

В этих словах звучит «роковая» сила: что-то неподвластное человеку врывается в его жизнь и разрушает ее.

Стихотворение имеет кольцевую композицию. Одно и то же четверостишие начинает и заканчивает стихотворение. Вероятно, эти строки являются ключевыми, самыми важными, самыми выстраданными для поэта. Кажется, что герой долго размышлял и пришел к такому неутешительному выводу: «Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!»

Стихотворение насыщено риторическими восклицательными и вопросительными предложениями, передающими силу душевных мук героя. Также данное произведение содержит предложения с умолчанием («Ей оставались вспоминанья…», «И на земле ей дико стало», «Очарование ушло…» и др.) Они помогают передать боль героя, его эмоциональные сильные переживания, граничащие со слезами.

Полноправным героем стихотворения является возлюбленная поэта. Через его восприятие дается портрет девушки (до и после «встречи роковой»), внутренний мир героини, ее переживания. Разительные изменения во внешнем и внутреннем облике возлюбленной поэта передаются с помощью эпитетов и метафор, с использованием устаревшей лексики: розы ланит, улыбка уст, блеск очей, волшебный взор, смех младенчески-живой, злая боль ожесточенья, боль без отрады и без слез. Что было тому причиной? «Долгое мученье, жизнь отреченья, жизнь страданья». Сравнение «как пепл» передает силу страданий героини. Ее жизнь стала почти невыносимой, метафора «незаслуженным позором На жизнь ее она легла» подтверждает это.

Таким образом, стихотворение «О, как убийственно мы любим…» – одно из лучших стихотворений, входящих в «денисьевский цикл» Ф.И. Тютчева. Оно передает все основные темы и мотивы этого цикла: трагическую любовь, роковую предопределенность чувств, злую силу толпы, страдания обоих героев.

Анализ стихотворения «О как убийственно мы любим» (Ф. И. Тютчев)

Данное стихотворение было написано Фёдором Ивановичем Тютчевым в 1851 году, а спустя три года – в 1854 году — опубликовано в третьем номере журнала «Современник». Известно, что личная жизнь поэта не всегда была счастливой, но он транслировал свои переживания, любовные и нежные чувства в стихотворениях, посвящённых любимым и любящим женщинам.

История создания

Это стихотворение – история из жизни самого Тютчева, то есть оно автобиографично. Тютчев посвятил его своей возлюбленной Е. Денисьевой. Их отношения с поэтом начались, когда он уже был женат и имел дочерей. Денисьева была подругой девушек. Им удавалось сохранять свой роман в тайне до тех пор, пока Денисьева не родила ребёнка от поэта, это случилось как раз в 1851 году. С этих пор всё пошло по наклонной – общество осуждало влюблённых, Денисьевой были закрыты двери во все приличные дома, а Тютчев метался между законной супругой и любовницей, которая позже родила поэту ещё ребёнка. В конечном итоге из-за постоянного стресса, стыда и переживаний Денисьева умерла в раннем возрасте.

Особенности стихотворения «О, как убийственно мы любим» — это и автобиографичность произведения, и его структура. Перед нами кольцевая композиция, то есть первая и последняя строфы идентичны друг другу. Возможно, этот приём был использован автором для того, чтобы показать, что эти взаимоотношения были неким замкнутым кругом, из которого невозможно выбраться.

Жанр, направление, размер

  • «О как убийственно мы любим» — это элегия, так как стихотворение насыщено философскими размышлениями, грустью и тоской. Оно относится к любовной лирике из «Денисьевского цикла», а сам автор работал в направлении «Чистого искусства», то есть его творчество было оторвано от реальной жизни и воспевало лишь красоту мира, а также эмоции и ощущения самого поэта.
  • Используемый поэтом стихотворный размер – четырёхстопный ямб — помогает читать стихотворение плавно, аккуратно, будто на одном дыхании. Что касается рифмы, то она перекрёстная (АВАВ), а также в нём присутствует чередование мужской и женской рифмы.

Образы и символы

На протяжении всего стихотворения лирический герой ведёт монолог с самим собой. Он винит себя в несчастье, которое случилось с его возлюбленной – в начале он акцентирует внимание на своей главной вине, а далее в подробностях описывает свои чувства, воспоминания о любимой. Для лирического героя фатальной ошибкой является его эгоистичность по отношению к женщине, обернувшаяся в дальнейшем бедой.

«О как убийственно мы любим» в какой-то степени пророческое стихотворение, так как слово «убийственно» в данном случае является не просто метафорой. Поэт обвиняет своего лирического героя в том, что это он погубил девушку. Действительно, Денисьеву убило порицание общества и постоянный стыд, который появился из-за легкомысленности Тютчева. Сначала начал меняться характер девушки в негативную сторону, это описано в стихотворении, а потом она и вовсе быстро состарилась и умерла. В этом Тютчев, конечно же, винил себя, и это он передал через лирического героя.

Женский образ отражает жертвенность и слабость женщины, которую любовь топчет, будто скакун на полном ходу. Девушка напоминает цветок, который погубили из-за его же красоты.

Темы и проблемы

В данном стихотворении раскрывается основная тема несчастной любви, а также главная проблема её печальных последствий. Казалось бы, как взаимная любовь может быть несчастной? Мы видим описание раннего этапа взаимоотношений лирического героя и его любимой, это лёгкие, живые, чистые и радостные чувства. Но меньше, чем через год «живой, младенческий смех» девушки сменился на сплошную боль и страдания. Из-за чего? Почему любовь стала убийственной?

Автор не только даёт ответы на эти вопросы, но также раскрывает тему и главную проблему, которую хочет донести до читателя – он открыто пишет о том, что молодую девушку погубила его любовь. Свои искренние чувства необходимо, но в то же время невозможно оберегать от общественного мнения и внимания. Ведь именно бесконечные сплетни и осуждение окружающих разрушили не только счастливые беззаботные отношения героев, но и судьбу девушки, чью душу безжалостно «растоптала толпа».

Основная идея

Как уже было написано ранее, главная мысль и смысл стихотворения «О как убийственно мы любим» заключаются в том, что любовь не только радует, она же и убивает человека, ведь в ней скрыта не только созидательная, но и разрушительная сила. Притяжение сердец будет болезненным и трагическим, если на их пути возникнут препятствия. Так вышла и с лирическим героем, который обрек любимую на позор. Их отношения были обречены, но ни он, ни она не смогли вовремя остановиться из-за взаимной страсти.

Также, лирический герой, говорящий устами Тютчева, должен был понимать, что на нём отчасти лежит ответственность за другого человека, за его возлюбленную. Свою вину герой понимает только после случившейся трагедии. Поэтому еще одна значимая мысль произведения заключается в том, что необходимо избавиться от эгоизма и легкомысленности по отношению к другому человеку, так как именно эта несерьёзность может привести к действительно плачевным последствиям. Если девушка смогла пожертвовать собой ради любви, то ее избранник не сделал этого, отказавшись от нее во имя ее же блага.

Читайте также:  Анализ стихотворений А. А. Фета и Ф. И. Тютчева: сочинение

Средства выразительности

Тютчев использует достаточно много тропов.

  1. Например, для описания создания портрета девушки и раскрытия своих чувств он использует не только привычные эпитеты («волшебный взор», «смех младенчески живой», «встреча роковая»), но и метафоры («слепость страстей», «куда ланит девались розы», «судьбы ужасным приговором твоя любовь для ней была», «В её душевной глубине ей оставались воспоминанья»).
  2. В сравнении портрета возлюбленной при первой встрече и спустя год Тютчев использует такое средство выразительности, как оксюморон («Все опалили, выжгли слезы горючей влагою своей»).
  3. Также присутствует аллитерация («з», «ж», «л»), которая помогает поддерживать настроение стихотворения («Боль злую, боль ожесточенья, боль без отрады и без слёз!») – в этой строчке слово «боль» повторяется три раза, что также усиливает депрессивное настроение стихотворения.
  4. Первое и последнее предложения восклицательные, они демонстрируют эмоциональность лирического героя.

Анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим» Тютчева

«О, как убийственно мы любим» – одно из стихотворений, представляющих нам Ф. Тютчева как мастера любовной лирики. Оно изучается школьниками в 10 классе. Предлагаем вам ознакомиться с кратким анализом «О, как убийственно мы любим» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О, как убийственно мы любим.

История создания – произведение было написано в 1851 г, посвящено Е. Денисьевой, незаконной супруге Ф. Тютчева. Спустя 3 года, в 1854 г. было опубликовано в 3-м номере журнала «Современник».

Тема стихотворения – истинная сущность любви, которая может погубить человека, если не оберегать чувства от сплетен толпы.

Композиция – Стихотворение представляет целостный монолог лирического героя, который по смыслу состоит из двух частей: воспоминания о первой встрече и нынешнее раздумья о развитии отношений. Формально произведение делится на десять катренов.

Жанр – элегия

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«куда ланит девались розы», «толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе ее цвело».

Эпитетынезаслуженный позор», «смех младенческо-живой».

Сравнения«как северное лето, был мимолетным гостем он».

История создания

Некоторые образцы литературы следует воспринимать в контексте биографии автора, к ним относится и анализируемое произведение. История создания его началась со встречи Федора Тютчева с Еленой Денисьевой в конце 1840-х гг. На то время 47-летний поэт уже был женат, но без памяти влюбился в 24-летнюю девушку.

Эти любовные отношения развивались очень странно. Денисьева стала любовницей Тютчева, ведь брак с его законной женой Эрнестиной расторгнут не был. Вскоре Денисьева родила возлюбленному троих детей. Поэт не просто признал их, но и, с согласия Эрнестины, дал им свою фамилию.

Елена отличалась крутым нравом, поэтому частенько устраивала сцены своему избраннику, но расстаться с ним не могла. Тютчев тоже очень любил свою молоденькую музу. Общество осуждало такой союз, отчего страдали влюбленные. Смешанные чувства безграничной любви и страдания Ф. Тютчев оставил в цикле стихов, посвященных Е. Денисьевой. В него вошло и анализируемое стихотворение, созданное в 1851 году.

В стихотворении раскрывается тема несчастливой любви, которая обрела разрушительную силу под влиянием страстей и осуждений. В связи с указанной проблемой развивается идея. Автор хочет показать, что чистую любовь и объекта светлых чувств очень легко погубить, нужно уметь оберегать отношения от сплетен окружающих.

Тема раскрывается в чувственном монологе лирического героя, который полностью сливается с автором. Уже в первых строках герой рассказывает об убийственной любви и «слепости страстей». Он пытается понять, почему для его любимой прекрасное чувство стало приговором. Мужчине удается найти ответы на поставленные вопросы: его возлюбленной пришлось отречься от общества, пожертвовать собой. Строчки «Твоя любовь для ней была, и незаслуженным позором на жизнь ее она легла!» будто бы намекают на ту, кому посвящено произведение.

Слова лирического героя напоминают пазл, из которого складываются два контрастных портрета возлюбленной. В начале отношений это улыбчивая девушка с волшебным взором, блеском в глазах и «младенческо-живым» смехом. После того как «толпа» растоптала ее душу, женщине удалось сберечь только «злую боль».

Композиция

Композиция стихотворения условно делится на две части. В первой автор раздумывает над результатами убийственной любви, во второй возвращается к ее истокам, где чувства делали двух людей счастливыми.

Указанные части не отдельные, Тютчев мастерски сплетает их, предаваясь то размышлениям, то воспоминаниям. Особенностью стиха также является рефрен. Поэт повторяет первую строфу, которая выражает основную мысль и подчеркивает переживания автора и лирического героя.

Формально произведение состоит из десяти катренов (четверостиший). Некоторые из них выражают относительно завершенную мысль, другие имеют смысл только в связи с предыдущими строками.

Жанр стихотворения – элегия, так как в произведении есть философские размышления. Строки проникнуты печалью лирического героя. В основе содержания боль от разочарования и грустные раздумья. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Ф. Тютчев использует перекрестную рифмовку АВАВ, в тексте есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Для раскрытия чувств лирического героя, создания портретов его возлюбленной, раскрытия проблемы и реализации идейного звучания Ф. Тютчев использует средства выразительности.

Основной троп – метафора: «слепость страстей», «куда ланит девались розы», «судьбы ужасным приговором твоя любовь для ней была», «В ее душевной глубине ей оставались вспоминанья…» Также в тексте есть: сравнение – “как северное лето, был мимолетным гостем он” и эпитеты – “волшебны взоры”, “встреча роковая”, “смех младенческо-живой”,

Настроение стиха поддерживается при помощи аллите­рации например, согласных «з», «ж», «л»: «Боль злую, боль ожесточенья, боль без отрады и без слез!». Ритмическая организация делает эмоции и чувства, описанные в стихотворении более выразительными.

Стихотворение Ф. И. Тютчева “О, как убийственно мы любим…” (восприятие, истолкование, оценка)

Стихотворение Ф. И. Тютчева “О, как убийственно мы любим…” (1851 год) принадлежит к знаменитому “денисьевскому циклу”. Этот цикл посвящен последней любви поэта – Елене Александровне Денисьевой. Отношения между поэтом и его возлюбленной окрашены в трагические тона: их брак был незаконным, из-за этого Елену Александровну отвергли в обществе. Всю свою жизнь она посвятила поэту.
Кроме того, Денисьева болела чахоткой. Несомненно, переживания, связанные с незаконной любовью, сказались на здоровье девушки. В 1864 году она умерла, оставив Ф. И. Тютчева в неутешном горе. Поэтому неудивительно, что “денисьевский цикл” весь пронизан трагизмом, к светлому чувству любви здесь всегда примешивается горечь и разочарование.
Стихотворение “О, как убийственно мы любим…” написано через год после встречи Тютчева и Денисьевой. В нем поэт размышляет о переменах, произошедших в его возлюбленной. А эти перемены очень разительны. Лирический герой, страдая, спрашивает себя:
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Он вспоминает, что при первой встрече был очарован “волшебным взором”, речью, “младенчески-живым” смехом героини. Поэт задается мучительным вопросом:
И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Поэт сам дает неутешительный ответ:
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Встреча двух героев оказалась “роковой”: любовь лирического героя изменила его возлюбленную до неузнаваемости: “что уцелело от нея?”
Героине “оставались лишь воспоминанья… Но изменили и оне”:
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
В итоге – что осталось в сердце героини?
И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
Но в чем причина ее страданий, ведь любовь героев была так сильна? Да, любовь была наградой, но и наказанием, потому что она считалась “незаконной” в глазах общества:
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
Экспрессивная метафора “в грязь втоптала то, что в душе ее цвело” в полной мере передает равнодушие и жестокость толпы, уничтожившей прекрасное чувство и разрушившей жизнь героини.
Во всем случившемся герой винит себя. Он эгоистично увлекся своими чувствами, своей победой: “Давно ль, гордясь своей победой, Ты говорил: она моя…” За своими переживаниями герой совсем не думал о судьбе его незаконной жены:
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Лирический герой делает вывод:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
В этих словах звучит “роковая” сила: что-то неподвластное человеку врывается в его жизнь и разрушает ее.
Стихотворение имеет кольцевую композицию. Одно и то же четверостишие начинает и заканчивает стихотворение. Вероятно, эти строки являются ключевыми, самыми важными, самыми выстраданными для поэта. Кажется, что герой долго размышлял и пришел к такому неутешительному выводу: “Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!”
Стихотворение насыщено риторическими восклицательными и вопросительными предложениями, передающими силу душевных мук героя. Также данное произведение содержит предложения с умолчанием (“Ей оставались вспоминанья…”, “И на земле ей дико стало”, “Очарование ушло…” и др.) Они помогают передать боль героя, его эмоциональные сильные переживания, граничащие со слезами.
Полноправным героем стихотворения является возлюбленная поэта. Через его восприятие дается портрет девушки (до и после “встречи роковой”), внутренний мир героини, ее переживания. Разительные изменения во внешнем и внутреннем облике возлюбленной поэта передаются с помощью эпитетов и метафор, с использованием устаревшей лексики: розы ланит, улыбка уст, блеск очей, волшебный взор, смех младенчески-живой, злая боль ожесточенья, боль без отрады и без слез. Что было тому причиной? “Долгое мученье, жизнь отреченья, жизнь страданья”. Сравнение “как пепл” передает силу страданий героини. Ее жизнь стала почти невыносимой, метафора “незаслуженным позором На жизнь ее она легла” подтверждает это.
Таким образом, стихотворение “О, как убийственно мы любим…” – одно из лучших стихотворений, входящих в “денисьевский цикл” Ф. И. Тютчева. Оно передает все основные темы и мотивы этого цикла: трагическую любовь, роковую предопределенность чувств, злую силу толпы, страдания обоих героев.

Читайте также:  Анализ стихотворений А. А. Фета и Ф. И. Тютчева: сочинение

Сочинение по литературе на тему: Стихотворение Ф. И. Тютчева “О, как убийственно мы любим…” (восприятие, истолкование, оценка)

Другие сочинения:

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “О, как убийственно мы любим…” В лирике Тютчева любовь, как правило, носит оптимистичный характер. Эта тема связана с философской темой, потому что приводит лирического героя к выводу о несовершенстве земной природы человека. Стихотворение “О, как убийственно мы любим…” входит в денисьевский цикл, героиней которого была Read More .

Анализ тихотворения Ф. Тютчева “О, как убийственно мы любим” Сколько прекрасных стихов о любви подарили нам наши поэты! Их посвящают родным, возлюбленным, друзьям… Подобные произведения интересуют читателя, помогают понять внутренний мир поэта. Произведение Тютчева “О, как убийственно мы любим” было написано в начале 1851 года, посвящено Елене Денисьевой, незаконной Read More .

Стихотворение Ф. И. Тютчева “Фонтан”. (Восприятие, истолкование, оценка.) Основными темами творчества Тютчева являются природа, любовь, философские размышления о тайнах бытия – то есть темы вечные, не ограниченные той или иной эпохой. Расцвет его творчества пришелся на 40-60-е годы XIX века, когда громогласно пропагандировалось “чистое искусство” во имя практической Read More .

Стихотворение Ф. И. Тютчева “Не то, что мните вы, природа…” (Восприятие, истолкование, оценка) Если в первый период творчества Ф. И. Тютчев выступал как поэт философского плана, то в зрелом возрасте поэзия мысли обогатилась у него сложностью чувств и настроений. Для выражения сложного мира человеческой души поэт использовал ассоциации и образы природы. Он не Read More .

Стихотворение Ф. И. Тютчева “Нам не дано предугадать…” (восприятие, истолкование, оценка) Ф. И. Тютчев вошел в историю русской поэзии как поэт-философ и поэт-психолог. В его творчестве наблюдается влияние лирики Пушкина, Лермонтова, Фета. Тютчев, как последний русский романтик, творивший в эпоху реализма, считается предвестником символизма и экзистенциализма в русской поэзии. В лирике Read More .

Стихотворение Ф. И. Тютчева “Silentium!” (восприятие, истолкование, оценка) (мини-сочинение) Стихотворение “Silentium” – одно из самых сложных для понимания в творчестве Тютчева. В этом произведении поэт вскрывает проблему взаимоотношения личности с окружающим миром, и поэтому это стихотворение по праву относится к философской лирике. Уже название заключает в себе парадокс. Silentium Read More .

Стихотворение Ф. И. Тютчева “Есть в осени первоначальной…” (Восприятие, истолкование, оценка) Ф. И. Тютчев – знаменитый русский Поэт XIX века. Его творчество необыкновенно эмоционально и разнообразно. В нем можно найти и шум весенних вод, и первый гром, и страдания от безответной любви, и глубокие размышления. Большинству людей Тютчев известен, прежде всего, Read More .

Стихотворение Ф. И. Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное…” (Восприятие, истолкование, оценка) Русская классическая литература всегда активно участвовала в общественной жизни страны, горячо откликаясь на животрепещущие социальные проблемы времени. Это особенно характерно для 60-х годов XIX века, когда происходило размежевание дворянской, аристократической и революционно-демократической литературных группировок. В данной исторической ситуации отказ “чистых” Read More .

Анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим…» (Тютчев Ф. И.)

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…»

1. История создания стихотворения Ф. И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…» и его место в лирике поэта.

Стихотворение Ф. И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…» написано в 1851 году и входит в так называемый «денисьевский цикл».

«Денисьевский цикл» (название не авторское) посвящён Елене Александровне Денисьевой.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

В 1850 году 47 – летний Тютчев познакомился с двадцатичетырёхлетней Денисьевой, подругой своих дочерей. Четырнадцать лет, до самой смерти Елены Александровны, длился их союз, родилось трое детей. Поэт жил двойной жизнью, так как не мог оставить свою семью и жену. Денисьева умерла от чахотки в 1864 году, поэт винил себя в её смерти. При жизни Денисьева страдала, так как аристократический круг осудил её незаконную любовь и отвернулся от неё. Стихи Тютчева, посвящённые Денисьевой, вошли в сокровищницу мировой любовной лирики. Несомненно, цикл несёт автобиографический характер: стихийная незаконная страсть, страдания и муки любимой, её болезнь и умирание, отношение общества к незаконному союзу. Но факт отторжения обществом героини усилен, придавая ей трагический и романтический характер. В реальной действительности Денисьева посещала светские вечера и не все её осуждали.

2. Тема и идея стихотворения «О, как убийственно мы любим…».

В стихотворении раскрывается тема любви. Идею лирического произведения помогает понять следующий лексический ряд: «убийственно… любим», «в буйной слепоте страстей», «при первой встрече роковой», «судьбы ужасным приговором», «губим». Любовь – это «поединок роковой», как написал поэт в стихотворении «Предопределение». Любовь – это стихийная роковая сила, которой невозможно противостоять, которая приносит любящим страдания.

3. Лирический сюжет.

Лирический сюжет развивается с нарушением хронологической последовательности. Сначала лирический герой выводит общий закон любви, который заключается в том, что люди чаще всего губят тех, кто милей всего их сердцу. Затем он обращается к началу любви, к своей «победе» над любимой, над её сердцем. Но спустя год лирический герой с горечью осознаёт, что он принёс возлюбленной одни страдания. Он снова обращает свой взгляд в прошлое, в момент первой «роковой встречи», когда любимая была прекрасной, «младенчески-живой». Лирический сюжет снова движется к настоящему, в котором лирическая героиня утратила свою красоту, а её существование превратилось в «жизнь отреченья, жизнь страданья».

4. Образ лирической героини.

В образе лирической героини ведущим является мотив страдания. Детали портрета героини говорят об «убийственности» любви: нет «роз ланит», исчезли улыбка уст и блеск очей. Мотив краткости, мгновенности любви: сон любви – «мимолётный гость», мотив жестокости и неотвратимости судьбы: «Судьбы ужасным приговором // Твоя любовь для ней была». Образ героини сопровождает мотив толпы, которая «в грязь втоптала // То, что в душе её цвело». Любовь для героини: «судьбы ужасный приговор». «незаслуженный позор», а её жизнь – это «жизнь отреченья, жизнь страданья».

5. Образ лирического героя.

С образом лирического героя связан мотив его вины перед возлюбленной, здесь он ведёт диалог с самим собой, словно подводя итог году любви. Мотив «убийственной любви» усилен с помощью кольцевой композиции, которая подчёркивает диалектическую противоположность любви: «Мы то всего вернее губим, // Что сердцу нашему милей!». Определение любви даётся афористично: «в буйной слепоте страстей».

6. Художественные средства в создании образов.

Портрет лирической героини создаётся с помощью антитезы. Во время первой «роковой» встречи у неё были «волшебны взоры, речи // И смех младенчески- живой». Образу чистой, невинной девушки с волшебными взорами и младенчески-живым смехом противопоставлена героиня, которая через год безумных страстей утратила «улыбку уст и блеск очей». Теперь её померкнувшая красота показана с помощью метафор: «Всё опалили, выжгли слёзы // Горючей влагою своей». Двойной эпитет, излюбленный приём Тютчева, создаёт образ чистой, живой, непосредственной, невинной девушки, не знающей страданий и роковых страстей. Но этот прекрасный сон был недолговечен, он был мимолётным гостем, словно северное лето. Антитеза использована и в изображении противостояния героини и толпы: «Толпа, нахлынув, в грязь втоптала // То, что в душе её цвело». Здесь противопоставлены цветущая, нежная душа героини и грубая толпа, которая втаптывает её душу в грязь. Риторические вопросы и восклицания усиливают эмоциональность поэтической речи. Метод «двойного портретирования», который характерен для романов Достоевского, позволяет увидеть, какие стремительные изменения произошли с лирической героиней, свидетельствующие о её муках и страданиях: «Куда ланит девались розы, // Улыбка уст и блеск очей? // Всё опалили, выжгли слёзы // Горячей влагою своей». Любовь для героини: «судьбы ужасный приговор». «незаслуженный позор», а её жизнь – это «жизнь отреченья, жизнь страданья». Внутреннее состояние героини раскрывает следующий лексический ряд: «на земле ей дико стало», «очарование ушло», «от долгого мученья», «боль злую, боль ожесточенья, // Боль без отрады и без слёз!» Лексический повтор слова «боль» призван усилить мотив страданий героини, которая по накалу страстей и импульсивности не уступает героине романа Достоевского «Идиот» Настасье Филипповне.

Читайте также:  Анализ стихотворений А. А. Фета и Ф. И. Тютчева: сочинение

7. Размер стихотворения, рифма, строфика.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, самым излюбленным размером русской классической лирики 19 века, придающим особую музыкальность, ясность и прозрачность поэтической речи. Женская и мужская рифмы чередуются, способ рифмовки перекрёстный: любим – губим; страстей – милей. Стихотворение написано катренами (четверостишиями), всего 10 катренов.

8. Эмоциональная тональность стихотворения.

Эмоциональная тональность стихотворения возрастает от начала к концу. Множество риторических вопросительных и восклицательных предложений придают речи особенную экспрессивность. В стихотворении раскрываются самые разнообразные чувства: горечь, страдание, вина, оскорблённая гордость, «злая боль ожесточенья».

Стихотворение производит большое впечатление накалом страстей, трагической историей любви, вызывает чувства сожаления и сострадания.

9. Картина мира, созданная в этом стихотворении.

В стихотворении Тютчев создаёт трагическую картину мира, картину сложных, драматических, противоречивых человеческих страстей. Любовь как основа человеческого бытия выступает в двух своих проявлениях: соединении душ и в их борьбе, «поединке роковом».

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id50462

Анализ стихотворения Тютчева О как убийственно мы любим

В творчестве Ф.И. Тютчева тема любви занимает большое место. Ф. Тютчев очень любил женщин и всегда был благодарен им за то, что они были в его жизни. Произведение «О, как убийственно мы любим. » написал в 1851 году, вскоре после встречи с Еленой Денисьевой. Страсть к Елене захлестнуло его с головой, чувство Елены к нему было также огромным. Пятнадцать лет длился их роман, итогом которого стало создание денисьевского цикла стихов, шедевра лирики любви. Денисьевский цикл стихов поэта можно было бы назвать романом в стихах. Стихи этого периода с психологическим надрывом сравнивают с романами Достоевского.

Стихотворение «О, как убийственно мы любим. » условно можно разбить на три части. В первой части поэт задается вопросом: почему так произошло? Во второй части он отвечает на вопросы, а в третьей подводит печальный итог любви. В произведении много восклицательных и вопросительных знаков. Это подтверждает эмоции и страсти, бушующие в душе поэта.

Поэт дает два сравнения своей любимой. Вначале она живая, яркая с волшебным взором, а затем он сравнивает любимую с северным летом и мимолетным гостем.

Поэт все время чувствовал свою вину перед Еленой, за то, что он стал причиной отторжения ее обществом. Их связь считалась порочной, она не являлась его законной женой. Ужасным приговором называет свою любовь к Елене Тютчев. Его терзают угрызения совести, так как и с первой семьей он не порвал. Тютчев осуждает общество, жестоко относящееся к людям и их чувствам. Он называет это общество толпой, способной втоптать в грязь все самые святые чувства. Именно слово «грязь» ярко показывает, в какой атмосфере приходилось жить его любимой. Что у нее оставалось: злая, ожесточенная боль?

Осознавая свою вину за страдания любимой, Тютчев сам себе выносит приговор. Ему пришлось пережить смерть любимой и окончание такой мучительной любви.

В начале и в конце стихотворения одинаковые четверостишия. Между ними он вместил счастливую и горькую для себя любовь. Тютчеву пришлось пережить раннюю смерть своей любимой. После ее смерти он признавал, что Денисьева была его лучшей музой. Свои проникновенные, чувственные стихи он писал под впечатлением любви Елены.

Анализ стихотворения О как убийственно мы любим Тютчева

В творчестве Федора Тютчева множество произведений посвящённых природной красоте, но в тоже время наш любимый поэт уделил свое внимание, чувству любви, и создал несколько творений, которые посвятил любовной лирике. И к одному из таких произведений, можно отнести стих под названием « О как убийственно мы любим » который был написан в 1851 году. Уже одно название отражает всю суть и главный смысл стихотворения, и с первых строчек мы понимаем всю остроту проблемы заложенное в этом стихотворение. Автор в структуре своего произведения использует череду повествований или даже рассуждений лирического героя, в которых он делиться, своими печальными мыслями о разбитой на кусочки любви.

Для выражения основных мыслей Федор Тютчев в первом четверостишие сразу обособил главную тему, что в порыве бушующих, страстных чувств мы теряем то, что так незаметно, но в тоже время сильно дорого нашему сердцу. В оставшейся части произведения автор повествует читателю о последствиях и результате его любви, приводя нам серию печальных образов. И тем самым, читатели представляют, какой убийственной и позорной стала его любовь для его возлюбленной, ведь в начале стихотворения лирический герой в общих чертах нарисовал нам ее образ, полный блеска улыбки, и звонкого, детского смеха. В остальной части произведения лирический герой выплескивает свое раскаивание и сожаление о его неосторожной любви, которая смела без остатка все улыбки и радость в их отношениях. И в конце стихотворения, поэт повторяет четверостишие, тем самым подтверждая и обособляя все строки.

В произведение Федора Тютчева « О как убийственно мы любим » мне больше всего понравилось, актуальность данной темы, которая будет во все времена и поколения значима для людей. Ведь действительно, какая не была любовь, она может принести столько страданий и разочарований, и не будет стоит, всех своих чувств.

Вариант №3

Любовные отношения Тютчева были очень непростыми. В конце концов, личная жизнь поэта превратилась в настоящую трагедию, но, несмотря на это Тютчев относился к судьбе философски и был благодарен тем женщинам, которые подарили ему свою любовь и которых сам он любил всем сердцем.

Поэт был женат два раза. Первая супруга, подарив мужу трех дочерей, умерла рано. Муж тяжело переживал эту утрату. Второй раз Тютчев женился лишь спустя несколько лет. Новые отношения осложнились тайным увлечением Тютчева, превратившего брак в любовный треугольник продолжительностью в 14 лет. Роман поэта завершается ужасным скандалом. Выяснилось, что любовница поэта, являющаяся воспитанницей института благородных девиц, ждет от него ребенка.

Стихотворение «О, как убийственно мы любим», написанное в 1851 году, Тютчев адресует своей избраннице. В нем он выказывает искреннее сожаление о том, что по его вине доброе имя девушки оказалось опороченным. Он раскаивается и просит прощение за то, что не смог уберечь ее от скандалов, пересудов и людской молвы. Любовь к Тютчеву заставила несчастную девушка пройти через все унижения падшей женщины, к которой светское общество причисляло возлюбленную поэта. Ей пришлось отказаться от собственной семьи. Тютчев не отвергает девушку, не отстраняется от нее, поэт испытывает к ней чувства любви и нежности. Однако в своем стихотворении автор поражается тому, что сделали с ней тяжелые переживания и публичные порицания, которым девушка подверглась из-за любви к нему. С лица исчез румяней, глаза потускнели, улыбка угасла. Красивая, молодая и полная сил девушка заметно постарела за короткое время.

Тютчев акцентирует внимание на том, что раскаивается в содеянном – своей любовью он погубил ни в чем не повинное создание. Девушка ничем не заслужила эти страдания и эту боль, в которые превратились ее искренние чувства к поэту.

Единственное, что может утешить в этой истории – это светлые воспоминания о некогда пережитых моментах счастья. Но дело в том, что они также загублены беспощадной толпой, втоптаны ею в грязь. В результате душа героине остановится опустошенной, в ней не остается ничего, кроме боли и страдания.

Таким образом, Тютчев называет любовь к своей избраннице убийственной, ведь она полностью разрушила судьбу бедной девушки. Потомственная дворянка, девушка из высшего общества вынуждена была стать жертвой неприглядных сплетен и жестоких пересудов. А после рождения ребенка путь в высший свет был для нее полностью закрыт.

Анализ по плану

Картинка к стихотворению О как убийственно мы любим

Популярные темы анализов

Иван Бунин, очевидно, природой был предназначен для литературного творчества. С детства он увлекался поэзией и сам писал стихи. Это произведение было написано в 1887 году, когда писателю исполнилось семнадцать лет. В семнадцать лет,

Афанасий Фет – русский поэт девятнадцатого века, создатель такого поэтического жанра как лирическая миниатюра. Его творчество не отличается разнообразием тем – его не интересовали вопросы общества, только “чистая поэзия”.

«Персидские мотивы» Есенин не зря считал лучшим из всего, что было им написано. Этот цикл великолепен. Есенин давно хотел посетить Персию и рвался туда, как ненормальный. Но политическое руководство теперь уже СССР постановило:

Интересна история создания этого стихотворения. Оно было написано в 1915 году. Оно полностью отражает дух того времени. Смутное, непонятное, оно так и подталкивало уйти в другие миры, другие измерения. Или отправиться на фронты

Державин написал произведение «Вельможа» в 1794 году. Благодаря особым событиям, происходящим на тот момент в жизни поэта, оно и было создано. В 1791 году поэт получил повышение по службе и кабинет с секретарем. Награждая его такой

Ссылка на основную публикацию
×
×