Тема поиска «правды сущей» и исторической памяти в лирике А. Т. Твардовского: сочинение

Тема поиска «правды сущей» и исторической памяти в лирике А. Т. Твардовского: сочинение

Главная » СОЧИНЕНИЯ по литературе для школьников » Сочинения по авторам » » Сочинение на тему Путь к Правде сущей (по ҭворчеству А. Т. Твардовского). Твардовский А.Т.

Путь к Правде сущей (по ҭворчеству А. Т. Твардовского)

Александр Твардовский выдающийся поэҭ современности. В своих произведениях он стремился запечатлеть трудный и напряженный духовный процесс, который тогда переживали сто ҭысяч деревень, сто миллионов душ, и уловить яркие проявления новых человеческих качеств, складывавшихся под воздействием огромных перемен в жизни. Форма произведений Твардовского кажется на первый взгляд очень простой. Но если внимательно вслушаться в звучание стихов поэта, мы поймем, какой вирҭуозной техникой достигается эта простота.
В годы Великой Отечественной войны Твардовский написал поэму Василий Теркин. Поэҭ испыҭывал, по собственным словам, чувство полной свободы обращения со стихом и словом в естественно сложившейся непринужденной форме изложения. В этой поэме Твардовский рассказал правду о войне, обо всем, что она принесла с собой, что открыла, о чем заставила задуматься:
А всего иного пуще
Не прожить наверняка
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.
Слова эҭи, сказанные в первой же главе Книги про бойца, были своеобразной присягой на верность истинному реализму. В главе Переправа во многом отразилось пережитое лириком еще во время войны в Финляндии, а Перед боем впечатления горестного отступления лета сорок первого. Грозный зачин главы и страшная гибель наших стриженых ребят настраивали на мужественное осознание всей трудности борьбы с люҭым врагом и неизбежности великих ратных трудов и горьких потерь. Тогда, в разгар отступления, поэҭ не корил, не ославлял, а воистину восславлял солдата подлинного героя и мученика войны, расплачивавшегося на фронте не только за собственные промахи, неопыҭность, неумелость, но и за все просчеты и ошибки, допущенные перед началом и в ходе войны самим Верховным и его окружением. Того бойца, который в сорок первом и в сорок втором шел:
. худой, голодный, Потерявший связь и часть, Шел поротно и повзводно, И компанией свободной, И один как перст подчас.
Чем дальше поэҭ и герой шли дорогами войны, тем более проникались они и народным горем, и народным гневом, и великой любовью к родной земле и ее людям. Эпизод за эпизодом представал перед нами Теркин в самых различных сиҭуациях, на которые так щедра война, и всегда он действовал, чувствовал, мыслил сообразно своему характеру, своему понятию о долге и морали.
Василий Теркин произведение высочайшего гражданского пафоса и глубокой человечности. Поэтому таким удивительным духовным здоровьем веет от этой книги. Василий Теркин понравился мне и своим искрящимся, заразительным, согревавшим душу в самое ҭяжкое время юмором.
Правда сущая присуҭствует и в поэме Твардовского Дом у дороги. В поэме главенствует лирическая стихия, начиная уже с описания последнего мирного утра Андрея Сивцова, этой изумительной по живописности и звучанию карҭины прерванного войной вековечного крестьянского труда, вплоть до горько перекликающегося с ней финала, когда вернувшийся на пепелище израненный солдат снова, как прежде, берется за косу.
Война предстает в поэме отнюдь не в стиле быстро расплодившихся батальонных полотен, а в самых простых, но ранящих сердце подробностях быҭия, определяемого отныне совсем другими, чем в мирные дни, законами, потому что хозяин теперь всему война: недоеные стада, в спешке угоняемые от наступающего врага, осоловевшие от жары и усталости дети, трясущиеся на возах, опустошенные лавиной беженцев колодцы, где ведра глухо грунҭ скребли, гремя о стенки сруба.
И так же, как во время рытья окопов и рвов живьем приваливали рожь сырой ҭяжелой глиной, давятся, ломаюҭся человеческие судьбы. И исчезаюҭ в неразборчивом, всепожирающем огне войны не то что дома люди теплые, живые, как было сказано еще в Теркине. Гибнуҭ, пропадаюҭ в безвестной дали, но порой и воскресаюҭ чуть ли не из пепла, как заново отстраиваемая Андреем Сивцо-вым хата, как весь его семейный дом без крыши, без угла, но согретый по-жилому его хозяйкой Анной в самых нечеловеческих условиях.
Величайший трагизм совершающегося соседствует в поэме с торжеством человечности, доброты, спокойствия, самоотверженности, надежды на счастье. Но у этой истории нет явственного счастливого конца, который в жизни был сужден далеко не каждой разметанной войной по свету семье. Эта томительная, грозная незавершенность поэмы еще пуще тревожиҭ нашу память, нашу совесть, ибо, как сказано в Доме у дороги, счастье не в забвенье того, что было, и мук миллионов людей.
Трудно переоценить нравственное и гражданское значение страстной приверженности Твардовского своей заветной теме, возобладавшей в его послевоенной лирике. Эта заветная тема нашла свое воплощение в таких стихотворениях, как Я убиҭ подо Ржевом, В тот день, когда окончилась война, Я знаю, никакой моей вины.
Сҭихотворение Я убиҭ подо Ржевом маленькая трагедия, первый памятник неизвестному солдату, первый зажженный в его честь вечный огонь, это завещание, завет всех мерҭвых всем живым:
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.
Идея стихотворения единство живых и павших ради жизни на Земле. Павшие за Оҭчизну, по мысли Твардовского, имеюҭ неотъемлемую кровную часть во всей жизни живых. И пока в душе нашей живет, звучиҭ торжественная, радостная и вместе скорбная музыка великой Победы, нет прощания с павшими: они, победители, вечно живые (Г. А. Миҭин).
В последние годы жизни Твардовский достиг предела лаконизма в решении заветной темы:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они кто старше, кто моложе
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,
Речь не о том, но все же, все же, все же.
Смысл этого стихотворения в том, что Твардовский, хотя и осознает, что нет его вины перед теми, кто погиб, защищая Отечество, но он чувствует себя виноватым, потому что они умирали, защищая и его, и нас, и наше будущее, и потому, что Твардовский мог тоже погибнуть, но не погиб. И нет практической вины Твардовского, но все же, все же, все же. И все мы будем виноваты, если предадим забвению память о них павших ради жизни на Земле.
Нравственная высота, достигнутая лириком, побуждала его в дальнейшем ко все более взыскательному взгляду на окружающее, на жизнь.
Находясь на вершине славы и общественного признания, Твардовский по-прежнему оставался в высшей степени требователен к себе, мучаясь тем, что недосказал всей правды о пережитом. Так появляется тема поэмы По праву памяти, подытожившей, а во многом и переосмыслившей пережитое и самим лириком, и его близкими.
Поэма По праву памяти полностью воссоздает всю испытанную куда как не только его семьей драму, когда те, кто горбел годами над землей, кропил своим бесплатным потом ее, очуҭились в скопе конского вагона, что вез куда-то за Урал, а дети подобных кулаков стали отныне именоваться отродьем, не сыном даже, асынком. В поэме зорко ухвачен этот процесс размывания связей между людьми, близкими, между словом и делом, между провозглашенным и реальной практикой, когда вскоре после декларации званье сын врага народа. вошло в права.
Конец второй главы прощальной поэмы Александра Трифоновича Твардовского дает новый поворот теме, подвергая исследуемую формулу неожиданному и глубоко справедливому переосмыслению:
. за всеобщего отца Мы оказались все в ответе. И длиҭся суд десятилетий, И не видать еще конца.
Сказано, конечно, скупо, скупо и мужественно, однако и на таком суде ведуҭ себя по-разному:
Забыть, забыть велят безмолвно, Хотят в забвенье утопить Живую боль. И чтобы волны Над ней сомкнулись. Быль забыть!
По праву памяти отвергает все запреты на память, все уговоры оглаской непосвященных не смущать и предает гласности память о трагедии народной.
Поэма досказала то, что жило, кипело, ныло в душе автора.
Перечиҭывая произведения Александра Твардовского, поистине народного поэта, мы переживаем целую эпоху народной жизни. И как, в самом деле, не благодарить жизнь, подарившую такое замечательное явление нашей литературы, как поэзия Александра Твардовского, выражающая безбрежную любовь к людям (Г. А. Миҭин).

Права на сочинение “Путь к Правде сущей (по ҭворчеству А. Т. Твардовского)” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

«Тема поиска «правды сущей» и исторической памяти в лирике А. Т. Твардовского»

Тема ответственности и памяти получила особое звучание в творчестве А.Твардовского, познавшего все тяготы Великой Отечественной войны. Поэт доказывает, что предательство своей памяти – настоящее преступление. Ныне живущие люди не в праве забывать тех, кто отдал жизни на полях сражения во имя других. Свою миссию поэт видит в том, чтобы рассказать живущим все, что он видел, пережил и прочувствовал. В этом смысле программным можно считать стихотворение Твардовского «Вся суть в одном-единственном завете …» Здесь автор говорит, что его жизненный и творческий долг – «открыть свою душу», рассказать о войне все, что у него наболело, что он считает нужным. И это – не только его долг, но и его облегчение, освобождение. Эти заветные слова он не может «передоверить» никому. Пусть он напишет не так талантливо, как Лев Толстой, но зато очень искренно и так, как он считает нужным:

* За свое в ответе,
* Я об одном при жизни хлопочу:
* О том, что знаю лучше всех на свете,
* Сказать хочу. И так, как я хочу.

Произведения А.Твардовского о памяти павших пронзительны, трагичны, глубоки. Так, в стихотворении «Я убит подо Ржевом» повествование ведется от лица погибшего воина, который обращается к тем, кто смог выжить. Воин напоминает о том, чтобы они помнили мёртвых. Хотя А.Твардовский использует прием условности, рассказ погибшего воина поражает своей точностью и правдивостью. Создаётся чувство, что мы слышим голос, призыв:

* Нам свои боевые
* Не носить ордена.
* Вам – всё это, живые
* Нам – отрада одна:
* Что недаром боролись
* Мы за родину-мать.
* Пусть не слышен наш голос,
* Вы должны его знать.

Необычным здесь было, что реальное повествование сочетается с фантастическим. Если вначале указывается место, где служил солдат, рота («Я убит подо Ржевом,/ В безымянном болоте,/ В пятой роте, на левом…), то позже эти реальные очертания исчезают. Конкретный рассказ получает философское звучание. Год спустя А. Твардовский напишет стихотворение «Жестокая память». Здесь тема войны получает новый аспект освещения – тему памяти. Вначале дана картина мирной жизни, утренней природы. Но в то же время лирический герой не может сполна наслаждаться этой красотой, потому что военные события (разрывы бомб, грохот орудий) напоминают о себе:

* И памятью той, вероятно,
* Душа моя будет больна,
* Покамест бедой невозвратной
* Не станет для мира война.

У А.Твардовского тема памяти перекликается с темой ответственности человека за всё происходящее. В середине 60-ых годов он создаёт небольшое стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…». Внешне оно напоминает страницу из дневника. Строчки построены неказисто, просто, здесь нет сложных метафор. Основная мысль выражена одной фразой: «Речь не о том, но всё же, всё же, всё же….», она глубоко проникает в сердце читателя. Хотя поэт не виновен в гибели миллионов соотечественников, но он судит себя высшим судом – судом духовным. Подобная мысль звучит в стихотворениях «Есть имена и есть такие даты», «Лежат они, глухие и немые». Главная мысль этих произведений – призыв к памяти о погибших:

* Есть имена и есть такие даты,-

* Они нетленной сущности полны.

* Мы в буднях перед ними виноваты,
* Не замолить по праздникам вины.

Русская литература всегда была сильна своими гуманистическими традициями. Пафос человеколюбия, стремления к взаимопониманию, к сопереживанию другим и готовности помочь всегда был присущ ей. Александр Трифонович Твардовский – поэт, не понаслышке знавший и видевший войну. В своих стихах он сумел передать страшные бедствия военных и послевоенных лет, горечь потери близкого человека, а также бесконечную отвагу и мужество русского народа. От лица убитого солдата звучит глубоко трагическое стихотворение «Я убит подо Ржевом». Погибший за свободу Родины достоин памяти. Он лежит, «где корни слепые Ищут корма во тьме». Не осталось ничего, что могло бы напомнить о погибшем:

* Я – где с облачком пыли
* Ходит рожь на холме;
* Я – где крик петушиный
* На заре по росе;
* Я – где ваши машины
* Воздух рвут на шоссе…

Внутренние созвучия, звукоподражания шороху шин («ваши машины… шоссе») – все это придает стихам удивительную легкость, певучесть, мелодичность, словно не человеческий голос слышим мы, а шелест листьев и трав, дуновение ветра, дыхание всего огромного мира, в котором исчез и в который как бы перевоплотился убитый солдат.

Но в то же время, обращение мертвого к живым – это утверждение идеи бессмертия павших за свободу и призыв не допустить новой войны, быть достойными тех, кто защитил ценой собственной жизни благополучие живых. Отчетлива нравственная направленность стихотворения «Сыну погибшего воина». Сама тема очень важна. Сколько у нас осталось после войны детей без отцов, которым куда труднее приходилось, чем тем, у которых отцы вернулись с войны. Светлый образ погибшего отца, по мысли Твардовского, должен служить напоминанием сыновьям о том, как надо жить, чтобы не попасть на неправильный путь.

Главная мысль стихотворений «Есть имена и есть такие даты», «Я знаю, никакой моей вины», «Лежат они, глухие и немые…» – призыв к вечной памяти о погибших в черные годины войны. Трудно найти такого поэта, в котором бы так трепетно ощущалось чувство вины за все, что произошло на войне. В горьких, скорбных тонах звучит его знаменитое:

* Я знаю, никакой моей вины
* В том, что другие не пришли с войны.
* В том, что они – кто старше, кто моложе,
* Остались там. И не о том же речь,
* Что я их мог, но не сумел сберечь, –
* Речь не о том, но все же, все же, все же…

Внешне кажется, что и строчки-то построены неказисто, можно сказать, даже прозаически, никаких художественных ухищрений, метафор, сложных образных выражений нет, а стихи проникают в самое сердце. Это происходит потому, что здесь выразилось душевное переживание поэта, судящего самого себя самым высоким судом – духовным. Ведь в простоте речи иногда глубже выражается человеческое горе.

Лирика Твардовского наиболее ярко и отчетливо затронула нравственные темы, связанные с войной. В стихах этого поэта – пафос вечной памяти и боли, а также ответственности живых перед погибшими. Лирика Твардовского глубоко личностная и исповедальная, часто повествование в его произведениях ведется от 1 лица. Все это создает эффект наибольшего сопереживания.

Тема памяти в творчестве А. Т. Твардовского

Годы Великой Отечественной войны – особая эпоха для россиян, для литературы и искусства. Все, что создавали в годы войны поэты и писатели, имело одну цель – приблизить день победы русского народа над немецкими захватчиками. Именно в это время и в первое послевоенное десятилетие самой востребованной и действенной оказалась поэзия.
В творчестве А. Т. Твардовского, познавшего тяготы военной поры, есть немало произведений, посвященных тому нелегкому времени. Для первого послевоенного десятилетия обобщающим откровением звучали строчки из поэмы “Василий Теркин”:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
И совсем неслучайно после победного мая 1945 года Твардовский вновь обращается к военной теме, переосмысливая ее на новом этапе. В 1952 году увидел свет сборник его послевоенных стихов. В лучших из них проявились характерные для поэта гражданственная публицистичность, историзм, философская глубина. Теме памяти посвящены такие стихотворения Твардовского, как “В час мира”, “Я убит подо Ржевом”, “В тот день, когда окончилась война”, “Нет, жизнь меня не обделила…”, “Молодость Родины”, “Москва”, “Сыну погибшего воина”.
От лица убитого солдата звучит глубоко трагическая исповедь “Я убит подо Ржевом”. Погибший за свободу Родины достоин памяти. Он лежит,
где корни слепые
Ищут корма во тьме,
Где травинку к травинке
Речка травы прядет,
Там, куда на поминки
Даже мать не придет.
Обращение мертвого к живым – это утверждение идеи бессмертия павших за свободу и одновременно призыв не допустить новой войны, быть достойными тех, кто защитил ценой собственной жизни благополучие живых.
Погибший солдат видит себя лишь частицей “народного целого” и его волнует, равно как и всех, чьи “очи померкли”, все, что свершилось потом, после него. Робкая надежда на то, что “исполнится слово клятвы святой”, вырастает в прочную веру – наконец-то попрана “крепость вражьей земли”, настал долгожданный День Победы.
Стихотворение “Я знаю, никакой моей вины…” – лаконичное (отличается лексической простотой, отсутствием каких-либо изобразительных средств) и потому особенно пронзительное:
Я знаю: никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,
Речь не о том, но все же, все же, все же…
Это стихотворение построено как лирический монолог, где настроение колеблется между двумя чувствами. С одной стороны, автор убеждает себя в своей полной невиновности перед павшими на полях Великой Отечественной войны, с другой же – в последней строке пробивается то покаянное ощущение своей вины, которое свойственно всем совестливым людям.
Троекратный повтор частицы “все же”, выражающей сомнение, выводит на поверхность сознания далеко скрытое чувство не утихающей со временем боли. “Я” – живой, “другие” – мертвые – вот основной конфликт стихотворения, так и не разрешенный в финале. Многоточие означает еще и то, что внутренний монолог не прекращен, что еще не раз лирический герой будет сам с собой вести этот мучительный разговор.
В стихотворении “Есть имена, и есть такие даты…” также звучит тема вечной скорби, святой памяти и неискупимой вины перед защитниками Отечества, отдавшими жизни ради сегодняшнего поколения. Автор укоряет нас в том, что помним и скорбим, произносим громкие, красивые, пафосные речи только в праздник (“Мы в буднях перед ними виноваты Не замолить по праздникам вины”). А в будней суете у каждого свои заботы, и ни в чьем сердце нет места для героев. В последних строках герой утверждает: несмотря ни на что, память о Великой Отечественной войне и слава бойцам будет вечной. Но может случиться, “нас оставят за чертой”.
Стихотворение остро и публицистично. Автор взывает к совести потомков, живущих и радующихся мирному небу. Необходимо ежеминутно помнить о тех, кто за это небо расплатился кровью.
Чувство обязательства живых перед павшими, неизбывное ощущение себя в них, а их в себе, невозможность забвения всего происшедшего – основные мотивы стихотворений Твардовского, посвященных Великой Отечественной войне: “…Я жив, я пришел с войны живой и здоровый. Но скольких я недосчитываюсь… сколько людей успели меня прочитать и, может быть, полюбить, а их нет в живых. Это была часть меня”.

Сочинение по литературе на тему: Тема памяти в творчестве А. Т. Твардовского

Другие сочинения:

Тема памяти в творчестве Твардовского (“За далью даль”, “По праву памяти”) Думаю, творчество Твардовского ассоциируется, в первую очередь, с темой войны и мира, с темой восхваления русского солдата. Национальным героем стал его Василий Теркин. Совсем иной характер носят поэмы Твардовского “За далью даль” и “По праву памяти”, так как в них Read More .

Тема поиска “правды сущей” и исторической памяти в лирике А. Т. Твардовского Тема ответственности и памяти получила особое звучание в творчестве А. Твардовского, познавшего все тяготы Великой Отечественной войны. Поэт доказывает, что предательство своей памяти – настоящее преступление. Ныне живущие люди не в праве забывать тех, кто отдал жизни на полях сражения Read More .

Служение народу, тема памяти в лирике А. Т. Твардовского Александр Трифонович Твардовский остался в истории русской литературы как талантливый народный поэт и главный редактор самого крупного в Советском Союзе литературно-художественного журнала “Новый мир”. Именно ему мы обязаны возвращением в родную литературу “врага и эмигранта” И. Бунина, произведения которого не Read More .

Тема ответственности и памяти в лирике А. Твардовского Никто не забыт, ничто не забыто… Тема ответственности и памяти получила особое значение в наше время. Возникают тенденции оставить прошлое за бортом истории, жить только настоящим, не отягощая себя традициями и событиями ушедших времен. Эти тенденции губительны для нас. Они Read More .

Как в творчестве А. Т. Твардовского представлена тема войны Поворотными для поэта А. Твардовского стали годы Великой Отечественной войны, которую он прошел фронтовым корреспондентом. В военные годы поэтический голос его приобретает ту силу, ту подлинность переживаний, без которой невозможно настоящее творчество. Стихи А. Твардовского военных лет – это хроника Read More .

Тема покаяния в поэме Твардовского “По праву памяти” Жизнь А. Твардовского пришлась, пожалуй, на самые трагические годы в истории русского народа. Он прошел “со своим народом” всю войну, на его глазах страну захлестнули сталинские репрессии, пережил поэт годы хрущевской оттепели. Он стал одним из самых значительных поэтов, писавших Read More .

Военная тема в лирике А. Т. Твардовского Чувство обязательства живых перед павшими, неизбывное ощущение себя в них, а их в себе, невозможность забвения всего происшедшего – основные мотивы военной лирики А. Твардовского. “…Я жив, я пришел с войны живой и здоровый. Но скольких я недосчитываюсь… сколько людей Read More .

Как в творчестве А. Т. Твардовского представлена тема войны? (По поэме “Василий Теркин”) 1. Преображение прежнего Васи Теркина – лубочного богатыря во всеми любимого персонажа. 2. Образ Родины в поэме. 3. Поэма “Василий Теркин” как энциклопедия войны. 4. Отношение автора к своему произведению. Помимо стихов и очерков, написанных Твардовским в пору зимней кампании Read More .

Сочинение: Александр Трифонович Твардовский (Доклад)

Александр Трифонович Твардовский.

Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году в деревне Загорье Смоленской области в семье кузнеца. Учился в сельской школе. С 1924 года, будучи комсомольцем, посылал заметки в редакции смоленских газет. В 1939 году окончил Московский институт истории, философии и литературы.

Стихи начинал писать ещё в детстве. Молодого поэта поддержал живший тогда в Смоленске поэт М. В. Исаковский, оказавший на Твардовского серьёзное влияние. В период коллективизации сельского хозяйства Твардовский был корреспондентом смоленских газет. В 1932 году он выпустил своеобразную прозаическую повесть “Дневник председателя колхоза”.

Первые поэмы Твардовского “Путь к социализму” (1931 год) и “Вступление” (1932 год) во многом предваряли замысел поэмы “Страна Муравия” (1936 год, Сталинская премия, 1941 год). Её сюжет – странствия крестьянина-единоличника Никиты Моргунка в поисках сказочного мужицккого рая – позволил Твардовскому развернуть широкую картину великого социалистического перелома в деревне. Мечты Моргунка о жизни “своим двором” терпят крах после близкого знакомства с победившим в деревне колхозным строем. Мрачным образам кулаков Бугрова и Грачёвых, сатирически обрисованному попу-“отходнику” противостоит в поэме романтическая фигура председателя Фролова, самоотверженного борца “за нашу власть и жизнь”. Цельная по композиции “Страна Муравия” написана простым и красочным народным языком, богата образами, навеянная восприятием мира крестьянином-труженником, отличается ритмическим и интонационным разнообразием.

Поэзией новой зарождающийся колхозной жизни и социалистических отношений между людьми, складывающихся в коллективном труде, проникнута предвоенная лирика Твардовского (сборники “Дорога. Стихи. 1934 – 1935”, 1938 год, “Сельская хроника”, 1939 год, “Загорье. Стихи” 1941 год).

Участие Твардовского в освободительном походе Советской Армии в Западную Белоруссию (1939 год), в войне с белофиннами (1939 – 1940 год), В Великой отечественной войне 1941 – 1945 года в качестве военного корреспондента обогатило его неисчерпаемыми наблюдениями, глубоким знанием народной жизни и народного характера. В годы войны с германским фашизмом Твардовский помимо агитационных и лирических стихов, создал выдающуюся поэму “Василий Тёркин”, получившую всенародное признание (Сталинская премия, 1946 год). Герой этой “книги про бойца” – обыкновенный рядовой солдат; в нём воплотились лучшие черты русского советского человека. Война предстаёт в поэме в своей суровой и жестокой правде, в разнообразных мелочах трудного солдатского быта. Картины, исполненные подлинного трагизма, перемежаются с проникновенными лирическими отступлениями, с лукавой, сердечной шуткой. Язык поэмы отличается лёгкостью и простотой, яркой образностью и меткостью, насыщен афоризмами, пословицами, поговорками. “Василий Тёркин”, писал Твардовский в автобиографии, был “моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю”.

В послевоенных произведениях Твардовского – в поэме “Дом у дороги” (1946 год, Сталинская премия, 1947 год), в стихотворениях “Я убит подо Ржевом” (1945-46 год), “В тот день когда окончилась война” (1948 год), “Жестокая память” (1951 год) и другие – воплощены воспоминаниями о грозных испытаниях в годы войны, чувство долга перед погибшими за счастье родины, мысль о стойкости духовных связей между советскими людьми, напоминание о возможности новых военных бурь. В 1947 году Твардовский выпустил книгу очерков и рассказов “Родина и чужбина”. В 1953-56 году опубликованы главы из поэмы “За далью – даль”, в которой нашли дальнейшее развитее реалистические черты поэзии Твардовского. Он, по истине, певец “правды сущей, правды, прямо в душу бьющей, да была б она погуще, как бы ни была горька”. В стихах Твардовского последних лет и в главе из поэмы “За далью – даль” всё более ощутимо настойчивое стремление философски осмыслить исторические судьбы народа, государства и личности, проблемы искусства, назначение художника. Для поэзии Твардовского характерны следование традициям Н. А. Некрасова, а позднее и А. С. Пушкина, творческая разработка художественных приёмов, присущих народному устно-поэтическому творчеству. Произведения Твардовского изданы в СССР (до 1954 года) тиражом в 3 681 000 экземпляров на 15-ти языках; они переведены на польский, чешский, болгарский и другие языки. Твардовский награждён орденом Ленина и другими орденами и медалями.

Осмысление прожитой жизни в поэме А. Т. Твардовского “По праву памяти”

Школьное сочинение

Я правду всю насчет людей

С тобой затем делю,

Что я до боли их, чертей,

Какие есть люблю.

“Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые. ” Чем-чем, а “роковыми минутами” XX век не был обделен. Поэт Александр Твардовский знал это не понаслышке. На его долю выпало стать поэтическим зеркалом трех трагических периодов, потрясших и мир, и большую и малую родину. Он пережил и перестрадал и 30-е, и 40-е, и послевоенные годы, но ему посчастливилось дожить до тех дней, когда он смог, наконец, правдиво и откровенно рассказать о пережитом.

Твардовский, как человек бескомпромиссный и честный, считал, что неправильно замалчивать черные страницы нашей истории, необходимо предать их гласности, переосмыслить эти события.

Еще в поэме “За далью — даль” были произнесены слова: “Молчанье — тоже ложь”. В его последнем, итоговом произведении — поэме “По праву памяти”— эта бесспорная мысль получила дальнейшее развитие: “Нет, все былые недомолвки домолвить ныне долг велит”. Потому что — и это первейший и всеопределяющий принцип поэта — “Одна неправда нам в убыток и только правда ко двору!”

В декабре 1963 года, окончив работу над поэмой “Теркин на том свете”, в которой была сделана попытка сатирического разоблачения тоталитаризма, Твардовский записал в рабочих набросках:

. Недосказал. Могу ль оставить

В неполноте такую речь,

Где что убавить, что прибавить —

Как долей правды пренебречь?

Годам и дням ведя отсчет.

Недосказал — и горя нету.

Нет, недосказанное жжет.

Первоначально Твардовский собирался добавить “недосказанное” как главу в поэму “За далью — даль”, но затем главы сложились в самостоятельное произведение, в котором поэт заново переосмыслил все, о чем писал раньше, — в поэму “По праву памяти”.

Эта поэма — социальное и лирико-философское раздумье о непростых путях истории, о судьбах отдельной личности, осмысление поэтом опыта всей прожитой жизни, в которой отразились тяжелые противоречия времени. Мотив поиска правды, как истины и справедливости, сквозной в поэме — от обращения к себе во вступительных строках: “Перед лицом ушедших былей не вправе ты кривить душой” — до завершающих слов о целительном настое “правды сущей”, добытой ценой жестокого опыта.

В произведении развиваются и углубляются мотивы, прозвучавшие в книге “За далью — даль” (тема репрессий в главах “Друг детства” и “Так это было”), но теперь они приобретают более личностный характер. Ведь все, о чем пишет поэт, было поистине выстрадано им самим. Речь идет о судьбе его семьи и его собственной судьбе. Потому и построена поэма как взволнованный монолог, обращенный к современникам и, главным образом, к молодым людям — к “вам, из другого поколенья”. Это страстная исповедь про то, что “душу жжет”: о попирании неписаных человеческих законов, о поругании человеческого достоинства, о неслыханном произволе 30-х годов, стоившем миллионы жизней, в том числе о поломанных судьбах своих братьев, сестер, отца, матери, высланных в 30-е годы на Северный Урал, и о многих других злодеяниях. Сама память в поэме Твардовского — это не просто взволнованное воспоминание о былом, а невозможность забыть, неотпускающая боль души, постоянное тревожное напоминание о том, что никогда не изгладится в сердце.

Первая глава поэмы “Перед отлетом” — рассказ о юности автора, о друге, с которым они наивно мечтали о счастье и верили в светлое будущее:

Готовы были мы к походу.

Что проще может быть:

Не лгать. Не трусить.

Верным быть народу.

Любить родную землю-мать,

Чтоб за нее в огонь и в воду.

То и жизнь отдать.

Молодые, уверенные в себе оптимисты, они не предполагали, что от жизни нужно ждать не только счастья. “Сомненья дух” им “был неведом”, но тем горше было разочарование, постигшее их при столкновении с действительностью. Уже в этой главе слышно предзнаменование суровой реальности, трагических конфликтов эпохи.

Глава “Сын за отца не отвечает” — отражение той неразрешимой ситуации, в которую попал сам Твардовский в начале 30-х годов. В 1934 году он был отчислен с третьего курса института как “сын кулака”.

А как с той кличкой жить парнишке,

Как отбывать безвестный срок, —

Толкует автор этих строк.

Читая поэму, мы ощущаем, как сильно была ранена душа молодого поэта, ощущаем всю глубину той великой исторической трагедии, которая обернулась личной бедой не только для него, но и для многих тысяч людей того поколения. Мы понимаем, каково было его отцу — честному крестьянину-труженику услышать жестокий и несправедливый, как говорит поэт, “слепой и дикий для круглой цифры приговор”. Ему, зарабатывавшему хлеб собственными, в сплошных мозолях руками, о которых поэт с такой любовью и горечью говорит:

В узлах из жил и сухожилий,

В мослах покрюченных перстов —

Те, что — со вздохом — как чужие,

Садясь к столу, он клал на стол.

Те руки, что своею волей —

Ни разогнуть, не сжать в кулак:

Отдельных не было мозолей —

По этому приговору отец Твардовского оказался “в тех краях, где виснул иней с барачных стен и потолка. “. Он был раскулачен не только за то, что имел крепкое хозяйство, но и за то, что выделялся из общей массы своим экстравагантным поведением: носил шляпу, к другим крестьянам относился несколько высокомерно, к тому же был женат на дочери дворянина, пусть и обедневшего, разорившегося.

Боль Твардовского понятна, ведь пострадала при этом и вся семья. Нелегко приходилось детям “врагов народа”:

И за одной чертой закона Уже равняла всех судьба: Сын кулака иль сын наркома, Сын командарма иль попа. Клеймо с рожденья отмечало Младенца вражеских кровей. И все, казалось, не хватало Стране клейменых сыновей.

Твардовский, как и многие его сверстники, не хотел отрекаться от своего отца и вынужден был скрывать свое происхождение от окружающих. Естественно, что он был искренне возмущен словами Сталина “Сын за отца не отвечает. С тебя тот знак отныне снят”. Эти слова были всего лишь красивым жестом, в действительности же отношение к детям “врагов народа” оставалось прежним.

Сталин стремился воспитать поколение, для которого государство стало бы важнее семьи, а идеалы социализма — важнее личного счастья.

Лицемерие слов, невзначай оброненных “судеб вершителем земным” .лишь подчеркивает и усугубляет не только его вину, но и тех его наследников, которые “Забыть, забыть велят безмолвно, хотят в забвенье утопить живую быль” (глава “О памяти”).

Эта “живая быль” состоит в том, что слова “отца народов” оборачиваются требованием не только подавить все личное во имя государственного, но и нарушить основные библейские заповеди: почитай отца своего и мать свою, не произноси ложного свидетельства на ближнего своего, не убий, не сотвори себе кумира. Глас “отца народов” звучит в поэме как проповедь, но проповедь — Сатаны:

Он говорил: иди за мною,

Оставь отца и, мать свою,

Все мимолетное, земное

Оставь — и будешь ты в раю.

Отринь отца и мать отринь.

Предай в пути родного брата

И друга лучшего тайком.

И душу чувствами людскими

Не отягчай, себя щадя.

И лжесвидетельствуй во имя,

И зверствуй именем вождя.

Трагическое положение личности в тоталитарном государстве порождало ее трагическое раздвоение: с одной стороны, люди поверили в идею, были преданы идеалам социализма, а с другой — жестокость воплощения идеи вступала в конфликт с их совестью, заставляя сомневаться: а все ли правильно происходит при строительстве нового общества?

Твардовский был в числе тех, кто искренне поверил в идеи социализма, но пострадал при их претворении в жизнь. Поэтому отношение его к “вождю народов” неоднозначно: образ Сталина становится одним из центральных и самых меняющихся в его поэмах. Он эволюционирует от мудрого и надежного кормчего “на многомощном корабле” в цикле “О Сталине” до тирана, не только извратившего социалистическую идею, но посягнувшего на саму природу человека.

За два года до смерти Твардовский переосмыслил всю прожитую жизнь, избавился, наконец, от всех иллюзий. Он отверг все запреты и предал гласности мучительную и горькую память о жестокой эпохе, об ужасах и преступлениях времен сталинщины:

. не те уже годочки, —

Не вправе я себе отсрочки

Еще успеть без проволочки

Немую боль в слова облечь,

Ту боль, что скрыта временами

И встарь теснила нам сердца.

В главе “О памяти” поэт открывает правду и о продолжающих эпоху сталинизма, полных лжи и показухи брежневских временах:

Забыть велят и просят лаской

Не помнить — память под печать.

Чтоб ненароком той оглаской

Непосвященных не смущать.

Твардовский не согласен с такой политикой государства. Он считает, что за нежеланием открывать правду скрывается страх перед собственным народом, а это неправильно, ведь

. кто сказал, что взрослым людям

Страниц иных нельзя прочесть?

Иль нашей доблести убудет

И на миру померкнет честь?

Он уверен, что тот, “кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу”. А ведь потомки спросят с народа и будут судить его судом поколений, судом истории. Твардовский считает, что его современники обязаны рассказать потомкам правду о прошлом и этим нравственно очиститься:

Зато и впредь как были — будем, —

Какая вдруг ни грянь гроза, —

Людьми из тех людей, что людям,

Не пряча глаз, глядят в глаза.

Поэма “По праву памяти”, в которой Александр Твардовский попытался переосмыслить время сталинизма, разобраться с тем, что происходило тогда в стране, была написана в 1963-1969 годах, но увидела свет только в 1987-м. Она оказалась удивительно созвучной духу того времени — требованиям гласности, прямого и откровенного разговора о наболевшем. Конечно, Твардовский открыл правду только в той мере, в какой она была доступна ему — члену ЦК КПСС, и двигала поэта к правде памяти не только “оттепель” и желание реабилитировать несправедливо репрессированных, но и сугубо личное обстоятельство — близость смерти, последнего срока, до которого надо успеть высказать “немую боль”. Тем не менее, появление этой поэмы еще раз подтвердило значение памяти, тема которой усиленно разрабатывалась в прозе и поэзии на протяжении последних десятилетий XX века, и подчеркнуло роль Твардовского, находившегося у истоков ее разработки.

Конспект урока литературы в 9 классе. А.Т.Твардовский . «Я убит подо Ржевом…» .Проблемы и интонации стихов о войне.
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Цели урока:

Образовательные:

-познакомить со стихотворением «Я убит подо Ржевом…», историей его написания и историческими событиями, послужившими основой для написания стихотворения; – дать представление о главной в послевоенное время для автора теме – теме Памяти;

Развивающие:

– углубление представления учащихся о литературном процессе послевоенного времени, об особенностях звучания темы Памяти у А.Т.Твардовского;- продолжение работы над выразительным и осмысленным чтением лирического произведения, его анализом, интерпретацией;

Воспитательные:

-воспитание интереса и уважения к русской литературе как хранительнице нравственных основ нации;

-воспитание чувства патриотизма и гордости за дела своих предков;

-оказать влияние на духовный мир учащихся, на выбор ими нравственных ориентиров.

Скачать:

Название: Александр Трифонович Твардовский (Доклад)
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 16:27:06 26 августа 2005 Похожие работы
Просмотров: 771 Комментариев: 15 Оценило: 13 человек Средний балл: 3.9 Оценка: 4 Скачать
ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 9 классе.

А.Т.Твардовский . «Я убит подо Ржевом…» .Проблемы и интонации стихов о войне.

-познакомить со стихотворением «Я убит подо Ржевом…», историей его написания и историческими событиями, послужившими основой для написания стихотворения; – дать представление о главной в послевоенное время для автора теме – теме Памяти;

– углубление представления учащихся о литературном процессе послевоенного времени, об особенностях звучания темы Памяти у А.Т.Твардовского;- продолжение работы над выразительным и осмысленным чтением лирического произведения, его анализом, интерпретацией;

-воспитание интереса и уважения к русской литературе как хранительнице нравственных основ нации;

-воспитание чувства патриотизма и гордости за дела своих предков;

-оказать влияние на духовный мир учащихся, на выбор ими нравственных ориентиров.

  • Портреты А.Т.Твардовского
  • Карта военных действий под Москвой
  • Компьютер
  • Раздаточный материал (тексты стихотворения)
  • Фотографии к теме

Эпиграф: «Вся суть в одном –единственном завете…»А.Т.Твардовский.

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.

– Ребята, с биографией и творчеством какого поэта вы познакомились на прошлом уроке?

– Расскажите об основных этапах жизни и творчества А.Т.Твардовского.

3. Постановка цели урока.

-Ребята, посмотрите внимательно на тему урока и попробуйте сформулировать цель.

4 Вступительное слово учителя. Актуализация знаний учащихся.

А.Т. Твардовский – выдающийся русский поэт XX века, участник Великой Отечественной войны, пятикратный лауреат Государственных премий, общественный деятель. Его творчество тесно слито с жизнью нашей страны и является поэтической летописью пережитой нами истории. Стремление сказать самое существенное и объективное о нашей жизни – едва ли не главное свойство поэтического творчества А. Твардовского.

Твардовского отличает превосходное знание народной жизни, народного характера и правдивость истинного реалиста, убежденного сторонника “правды сущей, правды, прямо в душу бьющей”. Его гибкий, меткий, всем доступный и будто врезающийся в суть предмета стих органически тяготеет к народному присловию, к шутке, он впитал в себя наиболее живые традиции устного поэтического творчества и уроки русских поэтов-классиков, в первую очередь Некрасова. Писатель Ф . Абрамов сказал о творчестве поэта: «Стихи неслыханной искренности и откровенности».

Уже за первый год войны у Твардовского накопился богатый запас наблюдений и впечатлений, заслуживающих серьезного разговора о тех, «кто воюет на войне». «Война всерьез, и поэзия должна быть всерьез», – делился он своими мыслями с женой в апреле 1942 года. Это и заставило военного корреспондента вернуться к начатой весной 1941 года по впечатлениям финской войны поэме «Василий Теркин»

Интуиция и мудрость подсказали Твардовскому, что «в тяжкий час земли родной» надо говорить только о главном и вековечном – о Родине большой и малой, о семье и доме, о долге и чести, о жизни и смерти. Он обращался к людям, которых, по его словам, «нельзя было не уважать, не любить» Находясь в гуще событий и ежедневно наблюдая фронтовые будни, поэт создает целый ряд стихотворений о войне, в которых воспевает мужество и героизм бойцов. Наверное, самое известное из них – это:

Я убит подо Ржевом ,
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.

В стихах поэта военных лет звучит и философское осмысление человеческой судьбы в дни всенародной трагедии. Так, в 1943 году написано стихотворение «Две строчки» . Оно навеяно фактом корреспондентской биографии Твардовского: две строчки из записной книжки напомнили ему о бойце-парнишке, которого видел он убитым, лежащим на льду еще в ту незнаменитую войну с Финляндией, что предшествовала Великой Отечественной. И подвига он не совершил, и война незнаменитая, но жизнь ему была дана единственная – через нее-то и постигает художник подлинную трагедию всякой войны, возникает пронзительное по силе лиризма ощущение.

Стихотворение 1951 года носит название «Жестокая память». Здесь память поэта восстанавливает то,что было счастьем:

Июньское свежее лето,

Любимая с детства пора,

Как будто я встал до рассвета,

Скотину погнал со двора.

Эти строки звучат плавно, воспринимаются как единый поток, доверительное признание Стихи эти — это еще и драма современной истории. Резко отграничивая мир от войны, поэт говорит:

Утратил я память июня,

Заветную память мою.

Возникает иная память, связанная с войной. Появляются приметы времени: «дым горячих воронок», «угарная пыль похода», «соль солдатской спины».

5 Введение нового материала.

Выразительное чтение стихотворения «Я убит подо Ржевом»

Есть мнение, что стихотворение написано на реальной основе. Его герой — Владимир Петрович Бросалов. Матери Бросалова прислали похоронку, в которой говорилось, что её сын погиб. Однако, позднее выяснилось, что Бросалов жив и находится в госпитале имени Н.Н.Бурденко. Этот госпиталь посещал Александр Твардовский. Случилось так, что мать Бросалова показала Твардовскому извещение о смерти сына и рассказала историю, приключившуюся с ними. Прочитав похоронку, Твардовский сказал, что обязательно напишет стихи о боях за Ржев.

6. Слово учителя:

– Итак, стихотворение было написано сразу после войны и первоначально имело название «Завещание воина». Но первая строчка стала «крылатой», стала символом так трагически и так просто оборвавшейся жизни. Так в название стихотворения вошло собственное наименование – Ржев. Тогда, в войну, это был маленький провинциальный городок. А события вокруг него развернулись очень значительные.

7. Реализация индивидуального задания. Историческая справка о боях подо Ржевом Работа с картой военных действий.

“Правду о Ржеве скажут только тогда, когда умрут все, кто здесь командовал», – так в частной беседе выразил свое отношение к событиям ветеран боев за город Ржев. Почему же это так?
Ржевская битва 1941-1943 гг. – самая кровопролитная битва за всю историю человечества. И самая замалчиваемая историками.

На Ржевском плацдарме стояли 2/3 дивизий армии “Центр” для наступления на Москву. Потери советских войск в боях под Ржевом составили более 2 миллионов человек, вдвое превысив потери в Сталинградской битве. В лесах подо Ржевом погибла 29-я армия. Сам город был превращен в лунный пейзаж. От 40.000 населения города осталось всего 248 человек. После ожесточенной 15-месячной битвы Ржев так и не был взят – немцы сами отошли на заранее подготовленные позиции.

Как же развивались события “в районе Ржева” и насколько они подходят под определение “битва”? В начале 1942 года, после успешного контрнаступления Красной Армии под Москвой, советские войска подошли к Ржеву. В Ставке Верховного Главнокомандования было принято решение без оперативной паузы продолжать движение вперед с целью завершить разгром немецко-фашистской группы армий “Центр”. 8 января началась наступательная операция, получившая название Ржевско-Вяземской. В ней участвовали войска Калининского и Западного фронтов при содействии Северо-Западного и Брянского фронтов. В рамках Ржевско-Вяземской операции были проведены Сычевско-Вяземская и Торопецко-Холмская операции. Вначале успех сопутствовал Красной Армии.

Однако к концу января ситуация резко изменилась. Немецко-фашистское командование спешно перебросило из Западной Европы 12 дивизий и 2 бригады. В результате контрударов 33-я армия и 1-й гвардейский кавалерийский корпус оказались в окружении, лишь узкий коридор связывал 22-ю, 29-ю, 39-ю армию и 11-й кавалерийский корпус со своими, позднее и он был перерезан.

Так на картах военного времени появился Ржевско-Вяземский плацдарм. Из словаря-справочника “Великая Отечественная война 1941-45”: “Ржевско-Вяземский плацдарм, выступ, образовавшийся в обороне немецко-фашистских войск в ходе наступления советских войск зимой 1941-42 г.г. на западном направлении. Ржевско-Вяземский плацдарм имел размеры до 160 км в глубину и до 200 км по фронту (у основания). Зимой 1942-43 здесь было сосредоточено около 2/3 войск группы армий “Центр”. Против этой группировки действовали основные силы Калининского и Западного фронтов”.

Со 2 по 12 июля вермахтом была проведена наступательная операция под кодовым названием “Зейдлиц” против соединений Калининского фронта, попавших в окружение. На протяжении многих лет о ней предпочитали не говорить.

В рамках летней Ржевско-Сычевской операции, проводившейся силами двух фронтов, выделяется Погорело-Городищенская операция Западного фронта. Это – единственная операция на плацдарме, получившая широкое описание: была издана книга генерал-полковника Л. М. Сандалова “Погорело-Городищенская операция”. Это наступление Красной Армии принесло некоторые успехи: были освобождены десятки населенных пунктов, в том числе и на Тверской земле – Зубцов и Погорелое Городище. Операция была определена как “первое успешное наступление советских войск в летних условиях”.

В Советской Исторической Энциклопедии одной строкой обозначена Ржевско-Сычевская наступательная операция Красной Армии, проведенная 25 ноября – 20 декабря 1942 года. И вот недавно в журнале “Вопросы истории” была опубликована сенсационная статья американского военного историка Дэвида М. Глантца “Операция “Марс” (ноябрь-декабрь 1942 г.)”. В ней говорится о том, что почти одновременно с операцией “Уран” (стратегического наступления советских войск под Сталинградом) проводилась операция “Марс”. Целью последней был разгром войск группы армий “Центр” на Ржевско-Вяземском плацдарме. Как и предыдущие, она успеха не имела.

Последняя наступательная операция, в ходе которой плацдарм был ликвидирован, называется Ржевско-Вяземской и датируется 2-31 марта 1943 года.

До сегодняшнего дня точно неизвестно скольких жизней стоило освобождение Ржевско-Вяземского плацдарма.

Через пятьдесят лет после ликвидации Ржевского выступа вышла в свет книга “Гриф секретности снят” – статистическое исследование о потерях Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. В ней приводятся такие данные:

Ржевско-Вяземская операция (8 января -20 апреля 1942 года):

безвозвратные потери Красной Армии – 272320 человек,

санитарные – 504569 человек,

всего – 776889 человек.

Ржевско-Сычевская операция (30 июля – 23 августа 1942 года):

безвозвратные потери 51482 человека,

санитарные – 142201 человек,

всего -193383 человека.

Ржевско-Вяземская операция (2-31 марта 1943 года):

безвозвратные потери – 38862 человека,

санитарные – 99715 человек,

всего – 138577 человек.

Во всех трех операциях:

безвозвратные потери – 362664 человека,

санитарные – 746485 человек,

всего – 1109149 человек.

К безвозвратным потерям отнесены убитые на поле боя, умершие от ран при эвакуации, пропавшие без вести и оказавшиеся в плену, к санитарным – раненые, контуженные, обожженные и обмороженные военнослужащие, которые были эвакуированы из районов боевых действий в армейские, фронтовые и тыловые госпиталя. Однако, если принять во внимание, что неизвестно сколько раненых вернулись в строй, сколько стали инвалидами, сколько умерли в госпиталях – общая цифра безвозвратных потерь теряет свои конкретные очертания.

Приблизительность данных о потерях на Ржевско-Вяземском плацдарме заключается еще и в том, что многие боевые действия на этом участке фронта остались вне поля зрения военных историков.

Участник этих событий маршал Советского Союза В. Г. Куликов назвал ориентировочную цифру общих потерь Красной Армии на Ржевской дуге – 2 миллиона 60 тысяч человек.

8. Беседа на выявление понимания идейного содержания стихотворения:

– От чьего лица идет повествование? Что этим достигается? (Твардовский: «Форма 1-го лица … показалась мне наиболее соответственной идее единства живых и павших «ради жизни на земле».)

– Что мы узнаем из этого поэтического монолога о самом лирическом герое?

– Чем объяснить такое количество вопросительных предложений подряд в начале стихотворения? Что волнует погибшего воина даже за чертой земной жизни?

– Как объяснить одновременное присутствие в одном тексте местоимений «ваш – наш»?

– К кому обращается лирический герой в своем монологе? Какие слова-обращения находит?

– К чему призывает погибший воин оставшихся в живых?

– Что завещает живым, а значит, и нам с вами?

Стихотворение проникнуто печальным настроением и трагическим пафосом, но наполнено оно и отчаянной верой ,надеждой на то .что живые не забудут всех без вести пропавших, убитых и услышат их глас .Главной же идеей, мыслью стихотворения является бессмертная любовь, надежда и вера в свою Родину.

Душевные переживания героя , его отчаяния и настроение поэту помогают передать многие средства художественной выразительности.(учащиеся находят их в стихотворении и выписывают в тетрадь) Он в нескольких строфах делает умолчание, недосказанность мыслей бойца. Используется большое количество метафор и олицетворений: «корни слепые ищут корма во тьме…», «ходит рожь на холме», «машины воздух рвут», «речка травы прядет» и т.д. Также присутствует много эмоциональных эпитетов: «горький мед», «безгласные мертвые», «вечная память»,»безмерное счастье» и др. Все это ,как и сравнения, анафора точно передает нам суть произведения, мы будто сами слышим голос умершего бойца, слышим как он все громче и громче взывает к выжившим, в том числе и к нам.

9 Подведение итогов урока.

– Ребята, каким настроением проникнуты стихи о войне у Твардовского?

-Чем полезен был для вас этот урок?

11. Оценивание работы учащихся на уроке.

12Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из стихотворения «Я убит подо Ржевом».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В разработку входят конспект урока, презентация, презентация ученика истории создания стихотворения. Еще рекомендую использовать биографию автора (у меня был представлен видеофильм, к сожалению, не во.

В разработку входят конспект урока, презентация, презентация ученика истории создания стихотворения. Еще рекомендую использовать биографию автора (у меня был представлен видеофильм, к сожалению, не во.

Материал урока позволяет не только познакомить со стихотворением «Я убит подо Ржевом…», историей его написания и историческими событиями, послужившими основой для написания стихотворения, но и д.

Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса.

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка.

Вашему вниманию предлагается конспект урока по немецкому языку в 7 классе по теме “Защита окружающей среды”.

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» – один из памятников и источников древнерусской литературы.

Ссылка на основную публикацию
×
×