Военная тема в лирике Твардовского: сочинение

Военная тема в лирике А. Твардовского

А. А. Твардовский считается признанным поэтом военной темы. Он сам прошел войну в качестве сотрудника фронтовой газеты «Красная звезда», а потому писал именно о том, что волновало обычного солдата и человека на войне.

В центре внимания поэта становятся не героические события, а военные будни, о которых он рассказывает простым языком солдата. Стихотворение «Рассказ танкиста» представляет собой воспоминание об одном военном эпизоде. Сюжет его очень прост: в тяжелом бою танкистам помог мальчишка, который разведал, откуда враги ведут огонь. Известно, что поводом для его написания послужил реальный случай при боях за Полтаву, рассказанный поэту его знакомым.

Перед читателем предстает война во всей ее ужасной реальности. Автор использует в стихотворении разговорный язык, а потому создается впечатление, что танкист, от имени которого ведется повествование, рассказывает о событиях таким же солдатам, как и он сам. Он говорит просто, в доверительной манере:

Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, столько всяких дыр.

Рассказчик употребляет много просторечных слов и выражений, таких, как «парнишка», «мальчонка», «а он гвоздит — не выглянуть из башен», «черт его поймет». Мы можем предполагать, что нынешний танкист — в прошлом обычный человек, быть может, даже крестьянин, который привык работать на земле, а не воевать. Не случайно он танком вминает пушку «в рыхлый, жирный чернозем», а потом вытирает пот со лба, как после трудной работы.

В стихотворении звучит мотив вины лирического героя за то, что он забыл спросить имя мальчика, который помог ему:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку;
А как зовут, забыл его спросить.

И в то же время, читая стихотворение, мы понимаем, что таких ребят было много. Они встречали солдат, когда те входили в город, и старались быть полезными, неся то мыло с полотенцем к танку, то «недозрелые сливы». Вся страна поднялась на борьбу с врагом. Все делали одно общее дело — приближали победу.

«Рассказ танкиста», как и многие другие стихотворения поэта, напоминает очерк, зарисовку эпизода танковой атаки, однако за всем этим описанием обычных на войне событий стоит резкое неприятие войны, ее страшной сущности, когда даже дети становятся ее невольными участниками.

Одно из самых знаменитых военных стихотворений Твардовского — это стихотворение «Я убит подо Ржевом». Героем его становится погибший солдат. У него нет имени, потому что таких безымянных героев было сотни тысяч на войне. И погиб солдат негероической смертью: ни в бою, ни в разведке, а при налете:

Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте,
На левом,
При жестоком налете.

И теперь он, как и многие другие, лежит в родной земле, став ее частью:

Я — где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я — где с облачком пыли
Ходит рожь на холме…

Погибшие спрашивают живых: взят ли Ржев, «удержались ли наши там, на Среднем Дону», не прорвался ли враг к Волге, отстояли ли Москву? Они уверены, что враг не победил, потому что они погибли за Родину:

И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она спасена.

Погибшие солдаты просят помнить о них, потому что в великой победе есть и частичка их ратного труда («наша кровная часть»). Они завещают живым жить и беречь победу, доставшуюся столь дорогой ценой:

И беречь ее свято,
Братья, счастье свое —
В память воина-брата,
Что погиб за нее.

Тему цены победы продолжает одно из самых трогательных произведений А. Твардовского — стихотворение «В тот день, когда окончилась война…». В центре внимания автора уже послевоенное время. Во время праздника за столом наступает минута, когда «прощались мы впервые со всеми, что погибли на войне». Тогда, на войне, все были в равном положении, потому что смерть могла забрать солдата в любой момент.

Судьба распорядилась так, что кому-то довелось погибнуть, а кто-то пережил войну и вернулся домой. Поэта не оставляет чувство вины перед павшими. Я живой, а другие — мертвые — вот тот мотив, который звучит во многих произведениях Твардовского, посвященных войне. Уже в 1966 году он пишет стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…». Оно — одно из самых трогательных в творчестве Твардовского. Это лирический монолог, где передаются чувства действительно страдающего человека, который постоянно осмысляет то, что происходило на войне. Видно, что лирический герой (а он здесь выражает мысли самого автора) все время решает для себя вопрос: а не виновны ли живые в смерти тех, кто погиб. Все ли они сделали для того, чтобы эти люди остались живы. С одной стороны, автор убежден, что нет никакой его «вины, в том, что другие не пришли с войны». Но с другой стороны, в стихотворении слышатся мотивы покаяния перед мертвыми, передается ощущение вины, свойственное по-настоящему совестливым людям:

В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но все же, все же, все же…

Последняя строка, где трижды повторяется слово «все же» показывает всю силу сомнений поэта, его не утихающую боль о павших. Многоточие, которым заканчивается стихотворение, говорит нам о том, что автор так и не решил для себя эту проблему и будет, наверное, всю жизнь вести сам с собой этот мучительный разговор.

Свое творчество Твардовский посвятил всем тем, кто отстоял свободу Родины: и тем, кто не вернулся с войны, и тем, кто остался в живых.

Сочинение: Военная лирика в творчестве Твардовского 2

Военная лирика в творчестве Твардовского

Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю российского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого действия.

В лирике Твардовского военная тема занимает одно из основных мест. Многие поэты хотели показать своё отношение и отношение народа к происходящей катастрофы. Твардовский не был исключением из общего правила. Он написал маленькое стихотворение, которое в полной мере раскрывает мысли автора о таком явлении, как война:

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

В 1939 поэт был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией, уже в офицерском звании, был в должности спецкорреспондента военной газеты. Следовательно эти впечатления не могли не отразиться в произведениях автора.

Bo время Великой Отечественной войны была создана поэма «Василий Теркин» (1941 — 45) — колоритное воплощение российского характера и общенародного патриотического чувства. По признанию Твардовского, “«Теркин» был… Моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю”.

Многие кроме Твардовского говорили о святости Отечественной войны. Но в чём она (святость) заключается для народа? Дело в том, что люди понимал свой великий долг перед будущими поколениями, ощущал себя причастным к тому историческому процессу, который происходил в это время в
России, и старался повернуть его на пользу собственной стране.

Каждый человек, борясь за свободу собственной родины, боролся и за тот маленький кусочек земли, на котором вырос сам. В лирике Твардовского есть образ его малой родины, «родной стороны» — Смоленщины, которую захватил неприятель:

Ветром, что ли, подунуло

С тех печальных полей, –

Что там с ней, как подумаю,

Общественная тревога порождает конкретные сюжеты и обращения, к примеру, у Твардовского есть стихотворение «Партизанам Смоленщины», которое призывает покарать пришедшего грозного неприятеля. Поэт поднимает боевой дух бойцов, заявляя: «Нет, твой неприятель не похвалится тыловой тишью!» В стихах нет конкретных образов партизан, они все обобщены, названы «весёлым народом» и даже «зоркой местью». Поэт убеждён, что победа близка, о чём говорит в финале. Но не лишь партизаны принесут победу России. В лирике Твардовского встречается образ танка, который означает для поэта еще большее, ежели просто гусеничная машина. Понятно его стихотворение, которое так и именуется – «Танк»:

И, как будто первопуток

Открывая за собой,

В сталь одетый и обутый,

Танк идёт с исходной в бой.

Поэт написал и несколько фронтовых зарисовок, в которых конкретные люди говорят о собственной военной жизни. К схожим стихам относится, к примеру, «Рассказ танкиста». В центре этого стихотворения – фигура мальчонки, помогшего найти замаскированный артиллерийский расчёт неприятеля. Это произведение ведает о прифронтовом детстве, и, что в особенности принципиально, подчёркивает необходимость роли всех и каждого в военных буднях страны. Мысленному взгляду читателя явлена таковая картина:

Что ж, бой не ждёт. –

Влезай сюда, дружище! –

Стоит парнишка – мины, пули свищут,

И лишь рубашонка пузырём…

Картинка эта запечатлевается в памяти танкиста навсегда, и, хотя он не знает имени мальчика, он уверен, что узнает его посреди тысячи лиц. Поэтом подчёркнута сплочённость народа – каждый отлично помнит собственного боевого товарища, с которым совместно они боролись против общего неприятеля. И, на самом деле, все люди сами желают помочь бойцам в военные будни. Произнесенное выше можно охарактеризовать так: крепкая связь фронта и тыла. На самом деле, эта тема красной нитью пронизывает всю военную лирику поэта. Есть посреди его стихов обращение к далёкой невесте («Песенка»), послание Украине с ее
«землёй золотой» и воспоминания о «хрупком жеребёнке», юмористический рассказ со слов некой старушки о петухе, который не давался в руки противнику.

Читайте также:  Военная лирика Твардовского: сочинение

Война закончилась, но тем не менее военная лирика Твардовского нашла своё продолжение и в послевоенное время.

Человек, прошедший войну и вышедший из неё живым, безызбежно ощущает вину перед павшими. Об этом стихотворение «Жестокая память». Память – невозможность забыть и избыть ту огромную боль, которую принесла война людям. Жестокость же ее заключается как раз в том, что нереально жить и радоваться жизни так же, как и до войны, чувствуя свою вину: «Но с радостью прежней не смею глядеть на поля и луга».

Война оставила в жизни людей глубочайшие, заметные следы. У поэта есть зарисовка на эту тему:

Полным-полно, люд в проходе

Бочком с котомками стоит.

И о лихой морской пехоте

Поёт нетрезвый инвалид.

И даже в поздней лирике поэта тема войны звучит так же остро, как и ранее. Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…» вновь затрагивает тему вины перед теми, кто не возвратился с поля боя, но с ещё огромным драматизмом.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что остальные не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто молодее, –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не смог сберечь, –

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

Финальные слова означают недоговорённость. Хотя Твардовский соображает, что никакой вины объективно нет (вправду, он полностью выполнил свой долг, пройдя всю войну в роли военного корреспондента), всё же он ее чувствует. Эта вина выражает мысль о неоплаченном долге перед погибшими защитниками России.

Чувство обязательства живых перед павшими, невозможности забвения всего происшедшего — главные мотивы военной лирики А. Твардовского. “Я жив, я пришел с войны живой и здоровый. Но сколько я недосчитываюсь… Сколько людей успели меня прочесть и, может быть, полюбить, а их нет в живых. Это была часть меня”, — писал поэт.

“Я убит подо Ржевом” — стихотворение, написанное от первого лица. Эта форма показалась Твардовскому более соответствующей идее стихотворения — единства живых и павших. Погибший солдат видит себя только “частицей народного целого”, и его тревожит, как и всех, чьи “очи померкли”, все, что свершилось позже, после него. Робкая надежда на то, что “исполнится слово клятвы святой”, вырастает в прочную веру: наконец-то попрана “крепость вражьей земли”, настал долгожданный День Победы.

Он был от плеча до плеча награжден,

Но есть ли таковая заслуга,

Что выслужил, выходил, выстрадал он? —

Пожалуй, что нет. И не нужно!

«Я убит подо Ржевом…» — это самое колоритное из стихотворений, реальный шедевр творчества поэта. Необыкновенная форма произведения – монолог погибшего солдата. В его словах чувствуется катастрофа, рвение жить и узреть мирное время:

Я – где корешки слепые

Ищут корма во тьме.

Я – где с облачком пыли

Ходит рожь на холме.

Но не лишь о себе грустит погибший солдат. Тревогу вызывает у него то, что будет с новым поколением, сумеет ли оно уберечь все великие завоевания военного времени. Несмотря на свою погибель, он говорит:
«завещаю в той жизни вам счастливыми быть».

Поэма “Василий Теркин” в жанровом отношении — свободное повествование- хроника (“Книга про бойца, без начала, без конца. ”), которое обхватывает всю историю войны — от катастрофического отступления до Победы. Главы поэмы соединены с различными событиями войны: “На привале”, “Перед боем”,
“Переправа”, “Гармонь”, “В наступлении”, “На Днепре”.

В базе поэмы — образ главенствующего героя — рядового Василия Теркина. настоящего прототипа у него нет. Это собирательный образ, соединяющий в себе обычные черты духовного вида и характера обыкновенного российского солдата.

Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд и бой, и переход на новейшие позиции, и ночлег в окопе либо прямо на земле, “заслонясь от погибели темной лишь своей спиной. ”. А герой, совершающий этот подвиг, — обыкновенный, обычный солдат:

И последнее, что можно сказать: вся поэзия Твардовского — это служение высокому долгу, включающего в себя вечное служение военной теме.

Как не один раз отмечено критиками, Твардовский первый из поэтов затронул тему ответственности живых перед павшими, той высокой ответственности, без которой жизнь вообще теряет свой смысл, ибо каково человеку переносить все невзгоды бытия, если знать, что потомки никак не оценят сделанное им и его поколением и не лишь предадут их забвению, но могут даже растоптать все их завоевания, как это, увы, не раз бывало за многовековую историю человечества… Нет, погибающий обязан хотя бы за мгновение до погибели узреть, пусть мысленно, тех, «кто из рук наших знамя подхватил на бегу», как выразился поэт еще в 1946 году («Я убит подо Ржевом»). «А по другому даже мертвому — как?»

Проходили годы, война все дальше отодвигалась в прошедшее, но боль от чувства утрат не уходила. Чем краше становилась жизнь, тем все острее ощущал поэт необходимость напоминать о тех, кто заплатил за это собственной кровью. Знаменательные даты и действия часто служили
Твардовскому поводом для того, чтоб лишний раз вынудить читателя вспомнить о тех, кто умер, отстаивая будущее собственного, народа. В 1957 году страна праздновала сорокалетие Великого Октября. Посреди многих произведений, появившихся к юбилею, стихотворение Твардовского «Та кровь, что пролита недаром» стоит домом. Кровь миллионов, пролитая в «сорокалетний этот срок», встает перед его взглядом пламенной зарей,

Cтучит в сердца, обладает нами,

Не отпуская ни на час,

Чтоб наших жертв святая память

В пути не покидала нас.

Чтоб нам, внимая славословью,

И в праздник сегодняшних побед

Не забывать, что данной кровью Дымится наш вчерашний след.

«Святая» память о погибших постоянно стучит в сердце поэта. И даже полёт Гагарина в космос вызвал у Твардовского особенные и достаточно нежданные ассоциации. В февральской книжке «Нового мира» за 1962 год было опубликовано его стихотворение «Космонавту», суть которого такая: каким бы ты, Гагарин, ни был героем из героев, не забывай о тех ребятах, что погибли в собственных «фанерных драндулетах» в 1941 году «под Ельней, Вязьмой и самой Москвой» и знай:

Они горды, они собственной причастны

Особой славе, добытой в бою,

И той одной, суровой и безгласной,

Не променяли б на твою.

Очевидно у поэта и в мыслях не было как-то принизить этими словами подвиг «разведчика мирозданья» — напротив, ставя его рядом с теми, кто ценой собственной жизни выручил родную страну от фашизма, автор оказывает ему величайшую честь:

… кровь одна, и вы — родные братья,

И не в долгу у старших младший брат.

Тех, фронтовиков, и погибших, и уцелевших, было великое множество; имена большинства из них известны только узенькому кругу однополчан и родных.

Празднуя день победы, нельзя забывать, «во что нам стала та страда», забывать, «каких и скольких отпрыской недосчитались мы, рыдая под гром победных батарей». Твардовский конкретно в тот самый вечер думал и писал о погибших:
Сколько их на свете нету, Что прочли тебя, поэт.

Используемая литература

1. Шанский Н. М. «О лирике А. Т. Твардовского», РЯШ №3, 1980

2. История российской русской литературы. Издательство «Просвещение», Москва – 1983 г., С испр.

3. Русская литература: Справочные материалы. Москва «Просвещение», 1989 г.

Тема Великой Отечественной войны в лирике А. Твардовского.

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

События Великой Отечественной войны не оставили равнодушным А.Твардовского. Он принял непосредственное участие в военных действиях, на себе испытал все тяготы и потери. В то нелегкое для всего русского народа время произведения А.Твардовского давали людям надежду на завтрашний день, дарили тепло, воспоминания о родном доме, семье.
Военная лирика поэта искренна, проста и человечна. Его внимание приковывали самые обычные картины солдатской жизни. Но в этих повседневных вещах Твардовский выражал величие подвига, силу духа каждого солдата. Стихотворения Твардовского были и остаются близкими сердцу каждого русского человека. Он сумел мудро и точно выразить боль, веру, страдания миллионов людей, опаленных войной.

Поэт ясно понимал, что на войне проверяется каждый человек. Он показывает свое истинное лицо. Война мобилизует в людях все лучшее: волю, жертвенность, победу над страхом. Герои стихотворений Твардовский – самые обычные, скромные солдаты. Но именно они ежедневно шли на подвиг, о котором сами не догадывались. Они не требовали наград и почестей, а просто и мужественно выполняли свою работу, свой долг во имя победы. Именно эти ничем непримечательные труженики войны – истинные герои и победители.
Один из них описан в стихотворении «Армейский сапожник»(1942). Перед нами – будничная картина работы старого сапожника. Он сидит на пеньке рядом с лесом, сам без ремня и пилотки. Все усилия он прилагает к тому, чтобы починить разорвавшиеся ботинки солдата. Каждое его движение отточено, аккуратно. По всему видно, что он старается починить сапоги с душой. Ведь обувь – основное для солдата.
Поэт любуется его работой, сравнивает своего героя с доктором, проявляющим заботу о бойце. Их свела война, оба оставили дом, ушли в неизвестное. Теперь они связаны невидимой, но крепкой нитью. В подобной скромности, взаимовыручке поэт видел залог будущей победы:

Читайте также:  Отголоски прошлого в поэмах: сочинение

В час добрый. Что будет – то будет.

Бывало! Не стать привыкать.

Родные великие люди.

Россия, родимая мать.

В стихотворении «Когда пройдешь путем колонн» (1943) лирический герой говорит о самых простых радостях для солдата на войне – куске черного хлеба, глотке чистой воды, ночлеге, значении дружбы, отчем доме. На войне человек переоценивает свою жизнь. Ему дорого всё, что связано с мирным существованием. Он радуется всему, что до войны воспринималось как должное. На острие смерти человек по-другому видит мир. Он не на словах, а на деле чувствует значение понятий «отвага, долг, честь».
В коротких, пронзительных сценках поэт дает нам целую историю жизни. Таким является стихотворение «В пилотке мальчик босоногий» (1943) – история маленького сироты, «Ночлег»(1944), «Награда»(1943), «Баллада о товарище»(1941-1942), «Отец и сын»(1943), повествующее о трагической встрече отца с сыном, которого все считали мертвым. Вернувшийся с фронта солдат потерял всю семью, у него остался лишь один близкий человек – сын. В нем смысл жизни этого героя, его будущее. Эти отдельные драмы людей свидетельствуют о губительности, колоссальной, разрушительной силе войны. Но эти люди не сдаются. Они защищают родную землю. Истина на их стороне.

Твардовский обладал тонким знанием жизни. Он понимал ее закономерности, верил в ее победу над смертью. Все живое чуждается войны. Новые ростки жизни продолжают тянуться к свету. Об этом говорит «Стихотворения неизвестного солдата» (1944). В нем необычайно искренно и наивно рассказывается о ласточке. Солдаты уйдут вперед, но с нетерпением будут ждать ее прилета в свои дома. В стихотворении «И цветут – и это страшно…» (1942) поэт описывает картину весеннего, розового сада, который вырос рядом с разорвавшейся бомбой:

Словно выложили ватой

Раны черные земли.

В коротком, афористичном стихотворении «Война – жесточе нету слова» (1944) лирический герой глубоко эмоционально воспринимает трагедию войны. Он справедливо пишет, что нет на земле более печального, жестокого и, в то же время, святого слова. Война вывела в русском народе те самые важные качества души, которые и помогли победить. Путь через войну стал путем к миру, к правде. Об этом не в праве забывать будущие поколения.

Одно из самых ярких стихотворений о войне – «Я убит подо Ржевом» (1945-1946). Повествование идет от лица погибшего безымянного воина. Он обращается к тем, кто смог выжить, и напоминает им о том, чтобы они помнили мертвых. Это стихотворение стало первым в русской литературе, где был использован подобный художественный прием.
Необычным было то, что реальное повествование сочетается с фантастическим. Если в начале указывается реальное место, рота, где служил солдат, то позже эти реальные очертания исчезают. Конкретный рассказ у Твардовского получает философское обобщение. Показательно, что поэт использует здесь символику. Образ матери символизирует Россию. Расширяется смысл слова «брат». Это не только обозначение кровной связи, но и символ духовного родства.

Касаясь темы Великой Отечественной войны у Твардовского, невозможно не упомянуть поэмы «Дом у дороги» и «Василий Теркин». В поэме «Василий Теркин» поэт показал фронтовую жизнь. В ней проявилось своеобразное понимание поэтом героического. Героизм проявляется не в отдельной исключительной ситуации, а в самом потоке жизни. Все, что происходит в поэме: подвиги и будни, наступления и отдых бойцов, переправа через реки и затор на фронтовом шоссе, госпиталь, описание раненых в полковом госпитале – лишено ореола героического. Эта поэма поставила вопросы жизни и смерти.
Ее главный герой – Василий Теркин. Он сразу полюбился читателям. Сама фамилия персонажа подчеркивает его типичность. Это обобщенный образ русского солдата, чей характер представлен в эволюции. В главе «Кто стрелял» показан подвиг героя, но его изображение окрашено иронией, шуткой, которые поднимают дух солдат.
В главе «Переправа» Теркин показан настоящим героем. В ледяной воде, под огнем противника, он прорвался на противоположный берег и вернулся обратно. Его отличает находчивость, сила духа, мужество, стойкость.
Теркин знает себе цену, он лишен похвальства, себялюбия. Герой осознает, что «бой идет не ради славы, ради жизни на Земле». В финале поэмы он показан человеком, рассуждающим о жизни и смерти. Теркин приходит к выводу, что он несет ответственность за все, что происходит.

Твардовскому удалось создать яркие народные характеры. В своем творчестве поэт точно передал душу русского бойца, дух Великой Отечественной войны. Его фронтовые стихотворения помогали миллионам людей преодолевать страдания, верить, продолжать жить и побеждать.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Тема войны в творчестве Твардовского

Сочинение по литературе.

Александр Трифонович Твардовский по праву считается одним из выдающихся поэтов двадцатого века. Он вошёл в литературу как участник и летописец важнейших событий своей эпохи. Поэт прошёл дорогами войны, испытал на себе все трудности солдатской жизни. Он переносил на бумагу сохранившиеся в памяти горькие впечатления искренне, ничего не изменяя и не скрывая. В творчестве Твардовского нет казённой лжи и наигранного патриотизма. Автор излагает лишь правду, реальные факты – то, что считает важным.

Ещё в годы «зимней» финской войны Твардовский увидел страшные картины сражений. В стихотворении «Две строчки» предстаёт образ «бойца-парнишки», «что был в сороковом году убит в Финляндии на льду». Эти строки сохраняют для нас память о жертвах «незнаменитой» войны.

Скорбью о погибших проникнуто и знаменитое стихотворение «Я убит подо Ржевом». В безымянной могиле покоятся защитники русской земли, погибшие при бомбёжке. Их подвиг остался неизвестным. В словах павшего бойца – только истина: мёртвым не нужна ложь. «Я – где корни слепые ищут корма во тьме; я – где с облаком пыли ходит рожь на холме», – обращается к нам герой. Его прах смешался с землёй, которую он сберёг для потомков.

В стихотворении точно подобраны языковые средства выразительности. Здесь и анафора («я – где корни», «я – где крик петушиный»), и внутренние созвучия («петлички-лычки», «корни-корма»), и аллитерация, передающая шорох шин («ваши машины. на шоссе»). За счёт этого стихотворение точнее и глубже передаёт ощущение горечи утраты, трагедию происходящего.

Лишь одно спрашивают мёртвые: побеждён ли враг? «Мы за родину пали, но она –спасена», – вот единственная отрада «безгласных». Мёртвые просят помнить о них, ведь в победе есть их «кровная часть».

Дань памяти героям Великой Отечественной войны Твардовский воздал в стихотворении «В тот день, когда окончилась война». Он прощается «со всеми, что погибли на войне», говорит, что их подвиг забыть невозможно. Народ помнит и будет чтить своих героев «не затем, что уговор». «Не избыть нам связи обоюдной» с защитниками нашей Родины. Духовное родство «даже смерти стало неподсудно». Поэт обещает в каждой «песне новой» обращаться к павшим в битве, не искажая воспоминаний о прошедших годах.

Такой песней стало стихотворение «Я знаю, никакой моей вины. ». Чувства Твардовского не потускнели со временем. Поэт бережно хранит воспоминания о тех, кто не вернулся с войны. Лирический герой осознаёт, что он «мог, но не сумел сберечь» погибших товарищей. Нельзя, уже невозможно забыть тех, кто защитил Отчизну ценой своей жизни.

Самоотверженный подвиг советского народа в борьбе с врагом находит отражение и в поэме «Василий Тёркин». Произведение не случайно названо именем главного героя. «Парень в этом роде в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе», – пишет о своём персонаже Твардовский. Эти слова позволяют понять, что образ Василия Тёркина – собирательный, объединивший характерные черты народа.

Поэт представляет соотечественников такими, какими он их увидел на войне. Как и Тёркин, они сражались «не ради славы, ради жизни на земле». Подвиг народа показан как ежедневный тяжёлый труд, работа простых солдат.

На страницах поэмы описаны правдивые картины военных будней, когда приходилось «греться бегом, мыться снегом», ночевать на мёрзлой земле, воевать в болотах, видеть, как «люди тёплые, живые шли на дно, на дно, на дно». Фронтовой быт суров и беден, но солдата выручает сила духа, смекалка и жизнелюбие.

Поэма «Василий Тёркин» стала зеркалом, отразившим жизненную силу человека и мощь народного характера.

Война в творчестве Твардовского представлена «глазами очевидца», по-народному правдиво. Ни в словах, ни в мыслях поэта нет и тени неискренности. Потомки должны узнать всё о суровой действительности того времени. Знакомство с произведениями Твардовского помогает лучше понять истинное нравственное величие народа, которое он пронёс сквозь годы тяжелейших испытаний.

Тема войны в лирике А.Т. Твардовского

Чувство обязательства живых перед павшими, невозможности забвения всего происшедшего — основные мотивы военной лирики А. Твардовского. «Я жив, я пришел с войны живой и здоровый. Но сколько я недосчитываюсь. сколько людей успели меня прочитать и, может быть, полюбить, а их нет в живых. Это была часть меня», — писал поэт.
«Я убит подо Ржевом» — стихотворение, написанное от первого лица. Эта форма показалась Твардовскому наиболее соответствующей идее стихотворения — единства живых и павших. Погибший солдат видит себя Лишь «частицей народного целого», и его волнует, как и всех, чьи «очи померкли», все, что свершилось потом, после него. Робкая надежда на то, что «исполнится слово клятвы святой», вырастает в прочную веру: наконец-то попрана «крепость вражьей земли», настал долгожданный День Победы.
Он был от плеча до плеча награжден,
Но есть ли такая награда,
Что выслужил, выходил, выстрадал он? —
Пожалуй, что нет. И не надо!
Простой факт, переданный поэту старым знакомым о боях на улицах Полтавы, послужил Твардовскому материалом для создания маленькой новеллы «Рассказ танкиста». Поэт не просто пересказал услышанное от майора Архипова, но и ощутил себя участником описываемого события и взял на себя часть вины лирического героя за то, что забыл спросить имя мальчика.
Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины. » — лаконичное и пронзительное. Оно построено как лирический монолог, где настроение колеблется между двумя чувствами: с одной стороны, автор убеждает себя в своей полной невиновности перед павшими на полях Великой Отечественной войны, с другой же — в последней строке пробивается то покаянное ощущение своей вины, которое свойственно всем совестливым людям. Троекратный повтор частицы «все же», выражающий сомнение, выводит на поверхность далеко скрытое чувство не утихающей со временем боли. «Я» — живой и «другие» — мертвые — вот основной конфликт стихотворения, так и не разрешенный в финале. Многоточие означает еще и то, что внутренний монолог не прекращен, что еще не раз лирический герой будет сам с собой вести этот мучительный разговор. Стихотворение отличает лексическая простота, отсутствие каких- либо изобразительных эффектов.
Поэма «Василий Теркин» в жанровом отношении — свободное повествование-хроника («Книга про бойца, без начала, без конца. »), которое охватывает всю историю войны — от трагического отступления до Победы. Главы поэмы связаны с различными событиями войны: «На привале», «Перед боем», «Переправа», «Гармонь», «В наступлении», «На Днепре».
В основе поэмы — образ главного героя — рядового Василия
Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный’ образ, соединяющий в себе типичные черты духовного облика и характера обыкновенного русского солдата.
Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой.
Он обыкновенный.

Читайте также:  Как в творчестве Твардовского представлена война?: сочинение

Впрочем, парень хоть куда,
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.
Образ Теркина имеет фольклорные корни, это «богатырь, сажень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой момент.
Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд и бой, и переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле, «заслонясь от смерти черной только собственной спиной. ». А герой, совершающий этот подвиг, — обыкновенный, простой солдат:
Человек простой закваски,
Что в бою не чужд опаски.
То серьезный, то потешный,
. Он идет — святой и грешный.
В образе Теркина Твардовский изображает лучшие черты русского характера — смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность своей родной земле.
Мать-земля родная наша,
В дни беды и в дни побед
Нет тебя светлей и краше,
И желанней сердцу нет.
Именно в защите Родины, жизни на земле заключается справедливость народной Отечественной войны: «Бой идет святой и правый, смертный бой не ради славы — ради жизни на земле».

«Военная тема в лирике А. Т. Твардовского»

Поэзия А. Т. Твардовского — поэзия своего времени. Все творчество А. Т. Твардовского было неразрывно связано с жизнью своей страны, своего народа. Страшные годы воен­ного лихолетья, когда сам А. Т. Твардовский был корреспон­дентом газеты «Красная звезда», не могли не найти своего отражения на страницах его поэтических произведений: «22 июня 1941 года», «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война», «9 мая», и др. Все тяготы солдат­ской доли поэт прочувствовал на себе:
Война — жесточе нету слова.
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
«Война — жесточе нету слова…» (1944)

Реализация военной темы в поэзии А. Т. Твардовского. Все стихотворения военной тематики проникнуты чувством глубокой любви к родине, к русской земле, погибнуть за свободу которой автор считает лучшей долей:
Я долю свою по-солдатски приемлю,
Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,
То лучше, чем смерть за родимую землю,
И выбрать нельзя.
«Пускай до последнего часа расплаты…» (1941)

Многие стихотворения представляли собой поэтические агитационные «листовки», призывающие на борьбу с фа­шизмом:
За Починками, Глинками
И везде, где ни есть,
Потайными тропинками
Ходит зоркая месть.
Ходит, в цепи смыкается,
Обложила весь край,
Где не ждут, объявляется
И карает…
Карай!
«Партизанам Смоленщины» (1942)

Императив был оправдан и даже необходим в годы, когда решалась будущая судьба родной земли, русского народа. Жестокость становилась порождением не меньшей жесто­кости со стороны оккупантов.

Особенности произведений военной тематики. Многие стихотворения А. Т. Твардовского имеют сюжетную осно­ву. Героями таких произведений становятся простые сол­даты, вчерашние мальчишки, быстро взрослеющие на войне:
Соленый пот глаза слепил
Солдату молодому,
Что на войне мужчиной был,
Мальчишкой числясь дома.
«Иван Громак» (1943)

Такие мальчики воевали до последнего патрона, до по­следнего вздоха, не уступая в храбрости своим отцам и стар­шим братьям:
Вот — на бросок гранаты враг,
Громак его гранатой.
Вот рядом двое. Что ж Громак?
Громак — давай лопатой.

О подвигах воинов должна была знать вся страна, они должны были воодушевлять и придавать силы. Стихотворе­ния А. Т. Твардовского достигали своей цели — поднимали боевой дух и вели защитников вперед:
Москвы не видел, но ему
Москва салютовала.
«Иван Громак» (1943)

Героями на войне становились, сами того не осознавая, даже дети. Об одном из таких парнишек «лет десяти-двенадцати» повествуется в стихотворении «Рассказ танкиста» (1941). В гари и копоти, в страшном месиве войны, такие ре­бятишки воевали наравне со взрослыми, внося свой неоце­нимый вклад в общее дело Победы:
Был трудный бой. Все ныне, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

Тема войны в послевоенные годы. Стихотворения воен­ной тематики создавались поэтом и уже в мирные годы. Те­ма памяти не оставляла автора, как не перестают болеть уже затянувшиеся раны, в которых остаются осколки. «Для меня этот период представляется таким, о котором всю жизнь хватит думать», — писал А. Т. Твардовский. Так, стихотворе­ние «Я убит подо Ржевом» (1945-1946-е) стало страшным обличением жестокости войны, которое произносит погиб­ший «в безымянном болоте» солдат. У него нет и не может быть имени, т. к. его голосом, его словами к потомкам обра­щаются все не вернувшиеся с войны солдаты:

Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки, —
Точно в пропасть с обрыва
И ни дна ни покрышки.

Для лирического героя жизнь остановилась в самый раз­гар боя, и он не успел узнать, чем закончилось сражение. Любовь к родине, стремление спасти свободу своей земли оказывается сильнее страха смерти:
И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она — спасена.

Те, кто не дошел, кто не выжил, получают право требо­вать ответа у живых, что сделали они для Победы и как про­должили борьбу. Монолог мертвого становится одновремен­но судом над войной и наказом живыми:
Пусть не слышен наш голос, —
Вы должны его знать.
Вы должны были, братья,
Устоять, как стена,
Ибо мертвых проклятье —
Эта кара страшна.

В стихотворении повторяющиеся обращения к живым как бы требуют ответа, отчета совести прежде всего перед собой, как они распорядятся доставшимся богатством — жизнью. Павшие никого не обвиняют (И никто перед нами // Из живых не в долгу), но братская связь тех, кто был в одном окопе, никогда не позволит живым «спать спокойно». На них ложится ответственность за будущее страны и за сохра­нение памяти без вести павших, своей жизнью заплативших за свободу последующих поколений.

Кульминационным моментом становится в финале сти­хотворения слова погибшего солдата:
Я вам жизнь завещаю, —
Что я больше могу?
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.

Стиль стихотворения, разговорная интонация, использо­вание народных словечек — все подчинено одной цели: со­здать монолог безымянного солдата, воплотившего в своем образе всех погибших.

Тем, кто выжил в страшном пекле, кому выпало счастье вернуться домой, все оставшиеся годы ощущали чувство ви­ны перед погибшими. Лирика Твардовского становится бо­лее глубокой, наполняется раздумьями. Возникает мотив покаяния живых перед павшими:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но все же, все же, все же…
«Я знаю, никакой моей вины…» (1966)

Своим долгом гражданина и поэта А. Т. Твардовский счи­тал необходимость сохранить память о простых солдатах, погибших рядовых, тела которых до сих пор не преданы зем­ле. Память о кровопролитной войне должна быть сохранена, чтобы никогда ни у кого не возникало желания, преследуя амбициозные или меркантильные цели, лишать человека бесценного сокровища — жизни.

Ссылка на основную публикацию
×
×