Василий Теркин и время: сочинение

Сочинение по поэме Василий Теркин Твардовского (8 класс рассуждение)

Твардовский показывает в своей поэме простого человека на фронте. Человек этот весельчак и балагур, какие часто попадаются в любых коллективах. Его привлекательность в том, что любые трудности он переносит с юмором, подбадривая и занимая других.

Это свидетельства очень стойкой души, сильной воли и мужественности. Шутки Василия немудреные, главное в них это постоянное присутствие духа. Он начисто лишен позы. Солдат все воспринимает просто – вот идет война, и много горя, но нужно воевать, защищать Родину. Василий Теркин лишен эгоизма: « На войне себя забудь, помни честь, однако». Он не упивается свое бедой, ведь война коснулась каждого человека без исключения. Боец знает свой долг и честно выполняет его. Василий Теркин хочет стать героем, но не из честолюбия. Он хочет прославить родной край, Смоленщину, чтоб не было ей сиротливо. Ощущая себя сыном своей земли, Теркин считает своим долгом быть сыном отважным, героическим.

Василий не гоняется за славой, за наградами, хотя в шутку говорит, что неплохо было бы прийти в сельсовет на гулянку с медалью. Героизм Теркина в его твердости, надежности, чувстве долга, любви к Родине.

Василий Теркин жалеет людей, ему хочется всем оказать помощь.

Эта любовь к людям, к сослуживцам делает его образ прекрасным. Ведь от любви к людям Теркин делается чище и возвышенней, чем любой высокодуховный человек искусства.

Твардовский в лице такого вот неказистого, обычного парня показывает все неожиданное величие нашей земли. Страна, в которой родятся и вырастают такие прекраснодушные люди, воистину велика. Враг жестоко разочаровался: за невзрачной внешностью скрывалась огромная духовная мощь, запас неистощимых сил.

Василий Теркин, простой и необразованный человек – свет нашей Родины, все лучшее, что есть в ней. Доброта, любовь, мужество, терпение, стойкость, все это делает нас и нашу землю могущественными. Завет поэта будущим поколениям, его пожелание – подражайте Василию Теркину, будьте такими как он!

Вариант 2

Поэма о Тёркине оказалась очень важна для Победы, для народа, ведь люди (особенно на фронте) ждали каждой новой главы. Темы глав разные, поэт рисует сцены фронтовой жизни, хотя иногда вспоминает довоенное.

Поэма эта читается очень легко – она временами по своему легкому стилю, музыкальности, злободневности даже напоминает частушки. Мне немного напомнило это ещё песни Высоцкого. В этих стихах такой бодрый ритм, но ими поэт передаёт и веселое, и грустное. И слова не заумные, а простые – жизненные, звучащие. Думаю, что такие стихи очень подходят самому образу Тёркина.

Такой уж парень этот Вася: весёлый, неунывающий, находчивый… Когда все грустят, он легко подбодрит. Но грустят-то не от скуки, а от ужасных условий, войны, голода, болезней, безнадёги… Но Вася умеет рассмешить товарищей даже в холодном болоте: то ли анекдот рассказал, то ли историю из жизни… И рассказчик он отличный! Слово подберёт верное, и заметит всякую мелочь, и расскажет так – с жестом, нужным тоном. Например, когда он говорил о шапке, которую ему отдала санитарка, он так показал свою встречу с той девушкой, что все вокруг упали от смеха. Или когда он вспоминает, как его чуть не обнаружили в сене, Василий классно пародирует, как немцы пели. Понятно, что для всех он друг, его просят пошутить, рассказать что-то. Но он не клоун! Часто и вежливо отказывает (например, спать пора), у него свои мысли и печали.

Вот он вспоминает, как его ранили в блиндаже, а танкисты чудом спасли. Помнит госпиталь, каждую хату, куда заходили. Часто поэт и Тёркин рассуждают о Родине, о смелости, о верности. Важное находит и в бытовом: сон солдата, походная шинель, кисет, посещение бани.

Важно, что Тёркин не только весельчак, он и философ иногда, и настоящий боец. Он чувствует и злость, и усталость. И полежать в госпитале ему приятно… денёк. Но после стыдно – как так тут на казенных харчах, а там война, твои друзья погибают? И он снова возвращается на фронт.

Все знают, как Василий сбил из винтовки немецкий самолет, стал героем. Известна и сцена рукопашного боя с немцем или глава «Переправа». Но, кроме того, что «на слуху», в поэме столько сильных сцен, столько тонких наблюдений! Меня больше всего впечатлила сцена про старушку («солдатская мать»), которой пришлось бы пешком из Берлина возвращаться, если б Тёркин не помог.

Поэт смеётся над вступлениями и выводами, так как на войне не до этого – времени нет, некогда рассказывать истории о героях. Нужно просто рассказывать хорошие истории. Часто в поэме главы перекликаются. Например, поэт вспоминает населенный пункт (тот самый!) Борки.

В общем, отличная, живая, трогательная, говорящая голосами разных людей, яркая поэма меня очень впечатлила.

Сочинение 3

Теркин Василий – герой своего военного времени. Я знаю, что это произведение очень любили, ждали с нетерпением каждой новой главы, читали все вместе прямо на фронте и в тылу. Не каждое произведение исполняет такую важную роль! Многие романы тоже любят, читают массово, обсуждают, но не на фронте ведь. Чтобы текст заставил отвлечься от фронтового быта, улыбнуться… это настолько важно!

Интересно, что Вася Теркин – не супергерой, никаких сверхспособностей у него нет, даже крутого оружия нету. У него есть юмор и оптимизм. Конечно, смелость, здравый смысл и смекалка тоже присутствуют! Но в том-то и дело, что он был похож на обычного солдата – почти на каждого, любой мог на него ровняться – подтягивать боевой дух!

Свою важную миссию этот герой выполнил, также и поэт. Но хорошо, что сейчас этот герой почти так же любим, как и раньше. Сейчас тоже актуально жизнелюбие, хотя нет глобальных, к счастью, страшных событий… Но жизнелюбие, кстати, всегда и везде ведь хорошо! А то в самых благополучных странах люди иногда чувствуют себя несчастными, бьют рекорды по самоубийствам… Дело не в качестве жизни, хотя и оно важно, а во внутреннем состоянии человека. Вот в сказках принцесса (и даже принц) сбегает из дворца от комфортной жизни.

Сейчас бы Теркин работал в офисе, но не залипал в Интернете, не покупал фаст-фуд вечером, не слушал попсу, а помогал бы людям, как раньше. Он мог бы заниматься и налаживанием переработки отходов – важная тема. И быть за здоровое питание, за спорт. Главное, чтобы не уныло. На этого героя и сейчас хочется ровняться! Особенно, когда грустно становится.

Но я знаю, что Твардовского уже тогда после войны просили продолжения этой истории. И поэт даже написал про Васю, который попал на тот свет!

И кино, я смотрел, есть по этому произведению – так сам Табаков сыграл. Задорно получилось! Не думаю, что сейчас будут переснимать этот фильм, но как ретро его приятно посмотреть.

Вообще, я таких весельчаков в жизни реальной не очень люблю. С Теркиным проще – отложил книгу и отдыхаешь, радуешься. А такие люди веселые и шумные обычно работаю водителями, они позитивные и бодрые, но от них устаёшь. Такая у них энергия, в руках всё горит (в хорошем смысле). Я сам не такой, простите. Люблю порассуждать, в телевизор смотреть и ничего не видеть, гулять один. Наверное, мне не хватает вот такой бодрости, но мне проще ее принимать из книги, а не от реальных людей.

По произведению Василий Теркин

В поэме под названием «Василий Теркин» описывается военное время, произведение показывает о том, как люди борются ради своей жизни.

Основным персонажем является храбрый солдат, который готов защищать свою родину. У Теркина имеются и плюсы и минусы. Он очень щедрый, веселый, бесстрашный. Он является настоящим защитником и патриотом. Также герой трудолюбив и скромный. Он очень мужественный, до последнего борется со смертью, даже будучи раненным. Воинский долг для него был самым важным в жизни.

Этот человек очень любит жизнь, он радуется ей даже будучи на войне. Он душа компании, солдаты очень любят его и всегда с интересом слушают его рассказы и истории, которые были каждый раз разными. Герой всегда подбадривал своих боевых солдатов, даже в самой трудной ситуации, где казалось, что смерть совсем близка. Он не дает каждому боевому товарищу упасть духом, всегда помогает во всем. Даже сам, оказавшись на волоске о смерти, он все же побеждает ее из последних сил.

Василий Теркин представлял целый народный образ, а не конкретно одного человека. Теркин никогда не отчаивался и всегда помнил о том, что должен защищать свою родину с честью и достоинством. Он считает, что нужно бороться до самого конца, несмотря на то, что война приносит много горя и слез. Герой абсолютно бескорыстен, он не преследует цель добиться какого-либо высокого звания. Он очень любит людей и ради них же и рискует своей жизнью. Он сочувствует каждому человеку, всегда старается хоть чем-то помочь.

Автор хотел показать читателям насколько сильным может оказаться человек, он показал мощь характера главного героя. Теркин описывается нам как настоящего героя, которому не страшны никакие опасности и трудности. Например, в некоторых сюжетах, описываются такие моменты, как он самостоятельно сбивает самолет врага или как о борется с фашистами.

На таких мужчинах-героях держится наша страна, и даже целый мир. Каждому нужно равняться на настоящего героя Василия Теркина. Ведь общество стало бы намного лучше, если бы таких людей было больше.

Автор произведения показала в главном герое настоящее воплощение всего народа в годы войны. Теркина он показал как бывалого солдата, работника, а также хозяина и защитником дома, который остался от его отца. Теркин сильный, стойкий человек, который умел подниматься после каждого даже тяжелого удара и смягчал все это своими шутками.

Также читают:

Картинка к сочинению Сочинение по поэме Василий Теркин Твардовского

Популярные сегодня темы

Известная на весь мир трагедия У. Шекспира «Ромео и Джульетта» является одним из самых популярных его произведений. Трагически сложившая судьба главных героев никого не оставила равнодушным.

Островский написал много разных произведений. Но одним из ярких стало «Гроза». И одним из главных героев является девушка по имени Екатерина. У нее добрый, скромный и милый характер. Родители старались

Рассказ Б. Васильева «Великолепная шестерка» – это печальная история из жизни пожилого человека, у которого за плечами военные годы, великие награды, события, о которых должны помнить молодые поколения.

В «Бесприданнице», лучшей психологической драме Александра Островского, один из героев носит фамилию Вожеватов. В ХIХ веке значение слова «вожеватый» было всем понятно. Обладатель такой фамилии должен был быть вежливым, приветливым и обходительным

В детстве у каждого человека всегда очень много друзей. Беззаботные игры, прогулки по родным дворам объединяют малышей. Если с одним из друзей происходит какой-то разлад, ссора, на замену ему тут же находится несколько новых партнеров для игр

СПАДИЛО.РУ

История создания

Во время финской войны (1939-1940 гг.) А. Т. Твардовский работал в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины». Редакция решила завести в газете специальный юмористический уголок, рассказывающий о похождениях веселого бойца. Коллективным решением было выбрано имя будущего персонажа — Вася Теркин. Твардовский подчеркивает, что поначалу Теркина звали именно Вася, а не Василий. Образ был чисто комический, что заметно даже по названиям фельетонов: «Как Вася Теркин «языка» добыл», «Как Вася Теркин поджигателей в плен взял» и т. д.

Читайте также:  Образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского Василий Теркин: сочинение

Начало серии приключений Васи положил Твардовский, написав стихотворение «На привале». В дальнейшем работа осуществлялась коллективно, но постепенно основным автором «Теркина» стал А. Щербаков.

С окончанием финской кампании «закончились» и похождения Васи. Однако Твардовский решил использовать персонаж для более серьезной работы. Он делает первые наброски к будущей поэме, но откладывает замысел после начала Великой Отечественной войны.

Вернуться к Теркину поэт решил весной 1942 г. Используя прежние наработки, Твардовский написал главы «На привале», «Переправа», «О награде» и др. Вплоть до мая 1945 г. поэма печаталась по мере написания отдельными главами.

Значение поэмы и художественного образа

Василий Теркин стал самым популярным и любимым героем для бойцов Красной Армии. С большим нетерпением солдаты ждали выпуск очередной главы. Особая притягательность образа заключалась в том, что Теркин был самым обычным человеком — «просто парень сам собой». Твардовский, в отличие от многих советских литераторов военного времени, не стремился изобразить «политически подкованного», безукоризненного во всех отношениях бойца. Поведение и образ мыслей Василия полностью укладываются в рамки понимания рядовых солдат: «А еще нельзя ли стопку?», «Обратясь к тому снаряду, справил малую нужду», «… сам с испугу Теркин немцу дал леща». Попросту говоря, черты литературного героя мог обнаружить в себе любой красноармеец или увидеть их в своем боевом товарище.

О популярности Теркина в армии свидетельствует огромный поток писем, приходящих Твардовскому во время войны. Автора просили ускорить работу над произведением, раскрыть «тайну» персонажа (кто же это на самом деле?) и даже изменить его имя (письмо Виктора Теркина).

После победы над фашистской Германией Твардовского стали заваливать письмами с просьбами продолжить похождения Василия в мирное время. Ему присылали собственные варианты («Теркин в сельском хозяйстве», «Василий Теркин на заводе» и мн. др.). Некоторые читательские продолжения поэмы даже выходили в печати. В 1954 г. была опубликована авторская вторая часть — «Теркин на том свете».

Жанр и композиция

Строго говоря, «Василий Теркин» не относится к жанру поэмы. У него нет четкой сюжетной линии, каждая глава представляет собой самостоятельное законченное произведение. В авторском вступлении Твардовский сам заявляет, что пишет «книгу про бойца без начала, без конца».

Такой стиль был обусловлен задачей, стоящей перед автором. В суровой военной обстановке у солдат не было времени на чтение объемных произведений. Читатель попросту мог не дожить до конца. Нужны были небольшие, написанные легко и доступно, художественные зарисовки. В статье «Как был написан «Василий Теркин» Твардовский замечает, что корни произведения уходят «в современную полуфольклорную поэтическую «стихию»».

Основной смысл и задачи произведения

На любой войне большое значение имеет поддержание высокого боевого духа в армии. В этом плане возрастает роль писателей, поэтов, художников, композиторов и т. д.

«Василий Теркин» стало именно тем произведением, которого ждали бойцы Красной Армии. Первые главы стали печататься в очень сложный период: план фашистского блицкрига сорвался, но положение на фронтах оставалось критическим. Никогда не унывающий и не сдающийся Василий стал символом неизбежной победы.

Твардовский работал военным корреспондентом, поэтому не понаслышке знал о войне. Он описывает знакомые каждому солдату ситуации, в которых проявляются лучшие качества главного героя. Теркин словно бы подает пример, к которому нужно стремиться. Делает он это свободно и ненавязчиво, с грубоватым солдатским юмором. Василий называет боевые действия «сабантуем» («На привале»), сбивает вражеский самолет из обычной винтовки («Кто стрелял?»), сопротивляется пришедшей к нему Смерти («Смерть и воин»).

Теркин постоянно совершает героические поступки, но остается таким же простым и близким каждому человеком: «я не гордый… зачем мне орден? Я согласен на медаль».

Несмотря на легкость изложения и юмор, «Василий Теркин» в художественном отношении стоит гораздо выше обычных военных фельетонов. Красной нитью через все произведение проходит мысль о необходимости защиты своей Родины и об изгнании врага: «Бой идет святой и правый… ради жизни на земле»; «Я там — свой, а он — чужой» и т. д. Одним из самых значительных и эмоциональных мест поэмы является просьба умирающего Теркина к Смерти: «Дашь ты мне в тот день последний [День Победы]… погулять среди живых?».

Василий Теркин стал настоящим народным героем, а сама поэма — величайшим литературным памятником беспримерному народному подвигу в годы Великой Отечественной войны.

Сочинение по поэме Василий Теркин (8 класс)

Поэзия Александра Твардовского занимает одну из ярких страниц русской литературы XX века. В произведениях военных лет поэта мы видим, как показано осмысление человеческой судьбы с философской точки зрения во время народного горя. Одной из самых знаменитых работ является поэма «Василий Теркин», где герой символизировал русского солдата в обобщенном, собирательном виде.

В самом начале произведения отчетливо показано, что Василий Теркин был рядовым пехотинцем из смоленских крестьян. Да и сама поэма построена с цепью эпизодов из жизни главного героя. Персонаж с юмором рассказывает однополчанам о том, как он воевал, как три раза находился в окружении и имел ранения. Судьба рядового бойца становится символом русского солдата, кто с неимоверными трудностями и мужеством вынес тяготы войны. Солдат несколько раз переплывает холодную реку для восстановления связи с подразделением и занимает один блиндаж неприятеля, однако тут же попадает под обстрел нашей артиллерии. По дороге на фронт боец заходит в гости к старикам и оказывает помощь по хозяйству. Сам того не ведая, солдат сбивает самолет фашистов и вступает с врагом в рукопашный бой. Видя гибель командира, Василий смело берет на себя командование и вступает в бой с немцами, врываясь в деревню. В этом сражении его вновь ранят. Лежа в поле с раной, Теркин ведет разговор со Смертью, уговаривающей не цепляться за жизнь.

Одной из главных качеств Теркина –это любовь к стране. Ведь мысли его заняты воспоминаниями об отчем крае, в котором родился и который ему так дорог. Наш герой обладает милосердием, ведь даже поверженный немец вызывает у него жалость. Парень скромный, но порой может и похвастаться, бравируя тем, что ему можно и медаль повесить за его боевые заслуги. Помимо того Василий – трудолюбивый парень. Он даже в военных условиях может и часы починить и отремонтировать старую пилу. Парень – прекрасный гармонист, бескорыстно развлекает однополчан великолепной игрой на музыкальном инструменте, даря им минуты радости.

Не случайно конец и начало поэмы отмечен лирическими отступлениями. Открытый разговор с читателем показывает картину причастности к событиям. Концовка произведения посвящена павшим героям.

Вариант 2

«Василий Тёркин» – поэма известного писателя Александра Трифоновича Твардовского, написанная в 1942 году. Всего в ней 30 глав. Именно данная поэма принесла писателю известность и народную признанность. В принципе это и нельзя назвать поэмой, сам автор не говорил точный жанр, он уходил от литературы и продвигался ближе к жизни, к реальной действительности. Свободу в творчестве Твардовскому давало такое жанровое направление, как книга. Живая книга или «Книга про бойца». Это и делало автора ближе к народу.

Сама поэма написана писателем, когда он работал военным корреспондентом, во времена финской кампании. В 1941 году начали выходить первые главы, которые печатались в газете «Красноармейская армия» . Главным героем был обычный парень, его так и характеризовал Твардовский: «обыкновенный, не наделён отменной красотой, не высок, но и не мал». Вася Тёркин – крестьянин из Смоленска, который пошёл воевать рядовым в пехоте. Его образ прятал в себе образ всего русского народа. Василий Теркин, главный персонаж поэмы, был настоящим героем, мог поддержать и помочь в самый трудный час. Даже в смутное время он шутил, был оптимистичен и верил только в самое лучшее. Как и во многих произведениях, Твардовский даёт своему персонажу «говорящую» фамилию. В каждой главе Тёркин повторял слова «Перетерпим, перетрём!»

Идея и основная мысль данного произведения заключается в праведности этого боя за жизнь и Родину, эта мысль неоднократно появляется в нескольких главах. А. Т. Твардовский пытается донести до читателя, что на каждом фронте нужен такой оптимист Тёркин, который полон оптимизма, жизненной энергии, а также надежды и героизма. Ну а самое главное – он любил свою страну.

Хронологический порядок поэмы соответствует хронологии войны, так как сам автор находился в военных действиях. Поэма в целом не закончена, так как каждая глава закончена по сюжету и композиции. Таким путем Твардовский позаботился о тех читателях, которые не дожили до следующей главы. Все произведение воспроизводит реальные события Великой Отечественной войны, например битва на реке Волге или взятие Берлина в последних главах.

Также можно сказать о Тёркине как о русском богатыре, которому не суждено пасть под какими-либо смертельными ударами. Например глава «Теркин ранен», в ней нашего героя ранят в руку, но ему помогают танкисты. Не зря говорят, что самая крепкая и честная дружба – это военная дружба.

По поэме Василий Теркин

Популярные сочинения

Как приятно иметь друзей. Дружба – одна из лучших вещей, таково мое мнение. Человек не может оставаться один, он не сможет выжить.

Я очень люблю путешествовать с моими родителями. Каждые выходные мы ездили либо на пикник, либо к бабушке в деревню, либо в другой город, находящийся неподалеку от нас. И недавно мы поехали в Москву.

Автор сатирической комедийной пьесы «Горе от ума» рассматривает проблемы взаимодействия двух поколений, разницы в убеждениях, принципах и взглядах их представителей. Фамусовское общество является воплощением светского общества Москвы

Осмысление прожитой жизни в поэме А. Т. Твардовского “По праву памяти”

Школьное сочинение

Я правду всю насчет людей

С тобой затем делю,

Что я до боли их, чертей,

Какие есть люблю.

“Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые. ” Чем-чем, а “роковыми минутами” XX век не был обделен. Поэт Александр Твардовский знал это не понаслышке. На его долю выпало стать поэтическим зеркалом трех трагических периодов, потрясших и мир, и большую и малую родину. Он пережил и перестрадал и 30-е, и 40-е, и послевоенные годы, но ему посчастливилось дожить до тех дней, когда он смог, наконец, правдиво и откровенно рассказать о пережитом.

Твардовский, как человек бескомпромиссный и честный, считал, что неправильно замалчивать черные страницы нашей истории, необходимо предать их гласности, переосмыслить эти события.

Еще в поэме “За далью — даль” были произнесены слова: “Молчанье — тоже ложь”. В его последнем, итоговом произведении — поэме “По праву памяти”— эта бесспорная мысль получила дальнейшее развитие: “Нет, все былые недомолвки домолвить ныне долг велит”. Потому что — и это первейший и всеопределяющий принцип поэта — “Одна неправда нам в убыток и только правда ко двору!”

Читайте также:  Военная лирика Твардовского: сочинение

В декабре 1963 года, окончив работу над поэмой “Теркин на том свете”, в которой была сделана попытка сатирического разоблачения тоталитаризма, Твардовский записал в рабочих набросках:

. Недосказал. Могу ль оставить

В неполноте такую речь,

Где что убавить, что прибавить —

Как долей правды пренебречь?

Годам и дням ведя отсчет.

Недосказал — и горя нету.

Нет, недосказанное жжет.

Первоначально Твардовский собирался добавить “недосказанное” как главу в поэму “За далью — даль”, но затем главы сложились в самостоятельное произведение, в котором поэт заново переосмыслил все, о чем писал раньше, — в поэму “По праву памяти”.

Эта поэма — социальное и лирико-философское раздумье о непростых путях истории, о судьбах отдельной личности, осмысление поэтом опыта всей прожитой жизни, в которой отразились тяжелые противоречия времени. Мотив поиска правды, как истины и справедливости, сквозной в поэме — от обращения к себе во вступительных строках: “Перед лицом ушедших былей не вправе ты кривить душой” — до завершающих слов о целительном настое “правды сущей”, добытой ценой жестокого опыта.

В произведении развиваются и углубляются мотивы, прозвучавшие в книге “За далью — даль” (тема репрессий в главах “Друг детства” и “Так это было”), но теперь они приобретают более личностный характер. Ведь все, о чем пишет поэт, было поистине выстрадано им самим. Речь идет о судьбе его семьи и его собственной судьбе. Потому и построена поэма как взволнованный монолог, обращенный к современникам и, главным образом, к молодым людям — к “вам, из другого поколенья”. Это страстная исповедь про то, что “душу жжет”: о попирании неписаных человеческих законов, о поругании человеческого достоинства, о неслыханном произволе 30-х годов, стоившем миллионы жизней, в том числе о поломанных судьбах своих братьев, сестер, отца, матери, высланных в 30-е годы на Северный Урал, и о многих других злодеяниях. Сама память в поэме Твардовского — это не просто взволнованное воспоминание о былом, а невозможность забыть, неотпускающая боль души, постоянное тревожное напоминание о том, что никогда не изгладится в сердце.

Первая глава поэмы “Перед отлетом” — рассказ о юности автора, о друге, с которым они наивно мечтали о счастье и верили в светлое будущее:

Готовы были мы к походу.

Что проще может быть:

Не лгать. Не трусить.

Верным быть народу.

Любить родную землю-мать,

Чтоб за нее в огонь и в воду.

То и жизнь отдать.

Молодые, уверенные в себе оптимисты, они не предполагали, что от жизни нужно ждать не только счастья. “Сомненья дух” им “был неведом”, но тем горше было разочарование, постигшее их при столкновении с действительностью. Уже в этой главе слышно предзнаменование суровой реальности, трагических конфликтов эпохи.

Глава “Сын за отца не отвечает” — отражение той неразрешимой ситуации, в которую попал сам Твардовский в начале 30-х годов. В 1934 году он был отчислен с третьего курса института как “сын кулака”.

А как с той кличкой жить парнишке,

Как отбывать безвестный срок, —

Толкует автор этих строк.

Читая поэму, мы ощущаем, как сильно была ранена душа молодого поэта, ощущаем всю глубину той великой исторической трагедии, которая обернулась личной бедой не только для него, но и для многих тысяч людей того поколения. Мы понимаем, каково было его отцу — честному крестьянину-труженику услышать жестокий и несправедливый, как говорит поэт, “слепой и дикий для круглой цифры приговор”. Ему, зарабатывавшему хлеб собственными, в сплошных мозолях руками, о которых поэт с такой любовью и горечью говорит:

В узлах из жил и сухожилий,

В мослах покрюченных перстов —

Те, что — со вздохом — как чужие,

Садясь к столу, он клал на стол.

Те руки, что своею волей —

Ни разогнуть, не сжать в кулак:

Отдельных не было мозолей —

По этому приговору отец Твардовского оказался “в тех краях, где виснул иней с барачных стен и потолка. “. Он был раскулачен не только за то, что имел крепкое хозяйство, но и за то, что выделялся из общей массы своим экстравагантным поведением: носил шляпу, к другим крестьянам относился несколько высокомерно, к тому же был женат на дочери дворянина, пусть и обедневшего, разорившегося.

Боль Твардовского понятна, ведь пострадала при этом и вся семья. Нелегко приходилось детям “врагов народа”:

И за одной чертой закона Уже равняла всех судьба: Сын кулака иль сын наркома, Сын командарма иль попа. Клеймо с рожденья отмечало Младенца вражеских кровей. И все, казалось, не хватало Стране клейменых сыновей.

Твардовский, как и многие его сверстники, не хотел отрекаться от своего отца и вынужден был скрывать свое происхождение от окружающих. Естественно, что он был искренне возмущен словами Сталина “Сын за отца не отвечает. С тебя тот знак отныне снят”. Эти слова были всего лишь красивым жестом, в действительности же отношение к детям “врагов народа” оставалось прежним.

Сталин стремился воспитать поколение, для которого государство стало бы важнее семьи, а идеалы социализма — важнее личного счастья.

Лицемерие слов, невзначай оброненных “судеб вершителем земным” .лишь подчеркивает и усугубляет не только его вину, но и тех его наследников, которые “Забыть, забыть велят безмолвно, хотят в забвенье утопить живую быль” (глава “О памяти”).

Эта “живая быль” состоит в том, что слова “отца народов” оборачиваются требованием не только подавить все личное во имя государственного, но и нарушить основные библейские заповеди: почитай отца своего и мать свою, не произноси ложного свидетельства на ближнего своего, не убий, не сотвори себе кумира. Глас “отца народов” звучит в поэме как проповедь, но проповедь — Сатаны:

Он говорил: иди за мною,

Оставь отца и, мать свою,

Все мимолетное, земное

Оставь — и будешь ты в раю.

Отринь отца и мать отринь.

Предай в пути родного брата

И друга лучшего тайком.

И душу чувствами людскими

Не отягчай, себя щадя.

И лжесвидетельствуй во имя,

И зверствуй именем вождя.

Трагическое положение личности в тоталитарном государстве порождало ее трагическое раздвоение: с одной стороны, люди поверили в идею, были преданы идеалам социализма, а с другой — жестокость воплощения идеи вступала в конфликт с их совестью, заставляя сомневаться: а все ли правильно происходит при строительстве нового общества?

Твардовский был в числе тех, кто искренне поверил в идеи социализма, но пострадал при их претворении в жизнь. Поэтому отношение его к “вождю народов” неоднозначно: образ Сталина становится одним из центральных и самых меняющихся в его поэмах. Он эволюционирует от мудрого и надежного кормчего “на многомощном корабле” в цикле “О Сталине” до тирана, не только извратившего социалистическую идею, но посягнувшего на саму природу человека.

За два года до смерти Твардовский переосмыслил всю прожитую жизнь, избавился, наконец, от всех иллюзий. Он отверг все запреты и предал гласности мучительную и горькую память о жестокой эпохе, об ужасах и преступлениях времен сталинщины:

. не те уже годочки, —

Не вправе я себе отсрочки

Еще успеть без проволочки

Немую боль в слова облечь,

Ту боль, что скрыта временами

И встарь теснила нам сердца.

В главе “О памяти” поэт открывает правду и о продолжающих эпоху сталинизма, полных лжи и показухи брежневских временах:

Забыть велят и просят лаской

Не помнить — память под печать.

Чтоб ненароком той оглаской

Непосвященных не смущать.

Твардовский не согласен с такой политикой государства. Он считает, что за нежеланием открывать правду скрывается страх перед собственным народом, а это неправильно, ведь

. кто сказал, что взрослым людям

Страниц иных нельзя прочесть?

Иль нашей доблести убудет

И на миру померкнет честь?

Он уверен, что тот, “кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу”. А ведь потомки спросят с народа и будут судить его судом поколений, судом истории. Твардовский считает, что его современники обязаны рассказать потомкам правду о прошлом и этим нравственно очиститься:

Зато и впредь как были — будем, —

Какая вдруг ни грянь гроза, —

Людьми из тех людей, что людям,

Не пряча глаз, глядят в глаза.

Поэма “По праву памяти”, в которой Александр Твардовский попытался переосмыслить время сталинизма, разобраться с тем, что происходило тогда в стране, была написана в 1963-1969 годах, но увидела свет только в 1987-м. Она оказалась удивительно созвучной духу того времени — требованиям гласности, прямого и откровенного разговора о наболевшем. Конечно, Твардовский открыл правду только в той мере, в какой она была доступна ему — члену ЦК КПСС, и двигала поэта к правде памяти не только “оттепель” и желание реабилитировать несправедливо репрессированных, но и сугубо личное обстоятельство — близость смерти, последнего срока, до которого надо успеть высказать “немую боль”. Тем не менее, появление этой поэмы еще раз подтвердило значение памяти, тема которой усиленно разрабатывалась в прозе и поэзии на протяжении последних десятилетий XX века, и подчеркнуло роль Твардовского, находившегося у истоков ее разработки.

Cочинение «”Василий Теркин” и время»

С тех пор как смолкли пушки и в “Книгу про бойца” были вписаны ее заключительные строфы, исполненные мудрости и светлой печали, прошло уже много лет. Иной читатель, иная жизнь вокруг, иное время. В каком же отношении к этому новому времени находится “Василий Теркин”? “Книга про бойца” и образ Теркина могли родиться лишь на войне. Дело не только в теме и не только в полноте и точности, с какой запечатлены здесь обстоятельства солдатского быта, переживания фронтовика — от любви к родному краю до привычки спать в шапке. Книгой своего, военного времени поэму Александра Твардовского делает прежде всего органическая и многосторонняя связь ее содержания и художественной формы с тем неповторимым состоянием народной жизни и общественного сознания, которое было характерно для периода Великой Отечественной войны.

Гитлеровское нашествие означало смертельную угрозу самому, существованию нашего общества, самому существованию русской, украинской и других наций. Перед лицом этой угрозы, под страшной тяжестью обрушившегося на страну великого бедствия все заботы мирного времени отступали на второй план. И самой характерной особенностью этого периода было единство. Единство всех слоев общества, единство народа и государства, единство всех наций и народностей, населяющих нашу страну. Любовь к Родине, тревога и ответственность за нее; ощущение родства со всем советским народом; ненависть к врагу; тоска по родным и близким, скорбь о погибших; воспоминания и мечты о мире; горечь поражений в первые месяцы войны; гордость растущей силой и успехами на тих наступающих войск; наконец, счастье великой победы — эти чувства владели тогда всеми. И хотя эта, так сказать, “общенародность” чувств отнюдь не исключала в людях побуждений и переживаний сугубо индивидуальных, на первом плане у всех было то, о чем автор “Теркина” сказал такие простые и такие единственные, всем запомнившиеся слова:

Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы—
Ради жизни на земле.

Читайте также:  Главная радость жизни в поэтике Твардовского: сочинение

Поэтическим выражением этих общенародных чувств, этого небывалого единства народного духа как раз и явилась поэма Твардовского. По точному замечанию одного из читателей, она целиком состояла “из тех самых мыслей, которыми живет и думает каждый из нас в дни войны”. И когда, например, Василий Теркин говорил своим товарищам-бойцам о том, что

. Россию, мать-старуху,
Нам терять нельзя никак.
Наши деды, наши дети,
Наши внуки не велят, —
эти слова могли повторить вместе с ним и уральский сталевар, и сибирская колхозница, и белорусский партизан, и ученый в блокадном Ленинграде.

Духу времени, его насущным потребностям отвечал и характер героя книги. Давно отмечена исключительная емкость этого характера, соединившего в себе свойства, которые во все времена и у всех народов были присущи людям труда (верность приметливого глаза, сноровка опытных рук, не любящих безделья, житейский практицизм), с теми чертами, что отличают именно русского человека, — добродушие, терпение, скромность, способность “принимать все как есть” и с юмором переносить любые невзгоды, спокойное мужество. Вместе с тем очевидно, что в Теркине, равно как и в любом другом из национальных типов, созданных нашей литературой, воплотились не все признаки русского характера. Не говоря уже о том, что герой поэмы свободен от каких бы то ни было ощутимых недостатков, в его натуре нет, например, и такого, казалось бы, традиционно русского и, несомненно, положительного качества, как правдоискательство”. Он не сомневается, не ищет “смысла жизни”. Напротив, ему

Ясно все до точки:
Надо, братцы, немца бить,
Не давать отсрочки.

Эта черта весьма характерна для времени, когда все физические и духовные силы народа были сосредоточены на одной жизненно важной и действительно вполне ясной задаче — разгромить врага, изгнать его с нашей земли. Вообще, если присмотреться к образу Теркина, то можно за-МСТи iъ, что в нем соединены лишь те национальные и общечеловеческие черты, которые нужны были народу-солдату для войны и победы. Так же обстоит дело и с присущими Теркину качествами советского человека. Он несет в себе именно те — и только те — лучшие свойства своего поколения советских людей (коллективизм, вера в победу нашего правого дела, высокое сознание своей личной ответственности “за Россию, за народ и за все на свете”), которые в годину испытаний помогли этому поколению выстоять и победить.

В литературе военных лет Теркин занимает особое место: это не просто один из литературных персонажей своей эпохи, а, если можно так выразиться, ее главный герой, наиболее глубокий, полный и художественно совершенный образ народа, воюющего “ради жизни на земле”.

Обусловленная особенностями военных лет “всеобщность” характера героя и тех чувств, какие несет он в своей душе, определила, в свою очередь, своеобразную “форму” образа, особый способ его обрисовки. Не отрываясь от земли, оставаясь понятным и близким читателю в каждом своем душевном движении, Теркин одновременно как бы приподнят над всем тем, что имеет значение лишь для отдельного человеческого существования. Это проявляется, между прочим, в том, что его фронтовая биография составлена лишь из таких положений, в которых за четыре военных года не раз побывал почти каждый фронтовик; это не личная, а, так сказать, общесолдатская судьба, — не развернутая в виде какого-либо связного “индивидуального” сюжета, но как бы наложенная вереницей отдельных картин и эпизодов на общий гигантский “сюжет” войны.

По всему своему складу и строю “Книга про бойца” есть детище военного времени, эпохи неповторимо своеобразной и уже достаточно далекой от сегодняшнего дня, отделенной от него не только временем, но и крутыми поворотами истории. Однако, как и много лет назад, поэма “Василий Теркин” остается сегодня одной из книг, самых любимых и знае-мых в народе.

Сочинение с планом по поэме Твардовского «Василий Теркин»

Поэма «Василий Теркин» — поистине редкая книга

План:
1. Особенности военной литературы.
2. Изображение войны в поэме «Василий Теркин».
а) «Василий Теркин» как Библия фронтового человека.
б) Черты характера Теркина в русских бойцах.
в) Роль героя в воспитании патриотического духа солдат.
3. Оценка поэмы критиками и народом.

За долгие четыре года, в которые продолжалась война между СССР и фашистской Германией, было написано немало литературных произведений, по праву вошедших в сокровищницу русской литературы. Среди них особое место занимает поэма Твардовского «Василий Теркин». Иван Бунин писал о ней, что «это поистине редкая книга». Может возникнуть вопрос: в чем же отличие этой книги от других?

Главное отличие заключается в непохожести на литературу военных лет. Где же еще можно встретить поэму, пронизанную юмором, в которой нет ни одной нотки пессимизма? Война – это слеза, горе, душевная боль. Простым труженикам, бойцам и без того было тяжко. Если бы поэма раскрывала только страх и ужас происходящего, она не произвела бы такого светлого впечатления. Твардовский задался целью, чтобы его поэма оживила советский народ в трудное время.

«Василий Теркин» — произведение очень оригинальное. Образ бойца-весельчака настолько понравился советским солдатам, что даже газеты, в которых по главам печаталась поэма, они хранили, берегли как зеницу ока, а не использовали на самокрутки. Это была своего рода фронтовая Библия. Каким счастьем для солдат были посылки из тыла и письма от родных, такой же радостью была для них новая глава поэмы. Поэма была им дорога, потому что история главного героя – это биография их самих, всей армии, миллионов советских солдат. Каждый мог разглядеть в Теркине какую-нибудь черту характера и воскликнуть: «Так это про меня поэма написана!». Многие стремились быть на него похожими.

«Василий Теркин» — интересное, увлекательное произведение. Правдивость, простота, народная речь покоряют читателя. Юмористические истории солдата Теркина служат средством поддержания боевого духа. Главного героя никогда не покидает оптимизм. Он поднимает настроение пехотинцам и снимает усталость, играя на гармони. Наверное, автор неслучайно использует именно этот инструмент, ведь гармошка – символ счастья, благополучия, гармонии. Сыграет простую мелодию этот русский чудо-человек – сразу повеет чем-то родным, на душе станет теплей, а вера в победу загорится ярким огнем. Как Василий Теркин поднимал своими историями, игрой на гармони настрой отчаявшимся товарищам, так и сама поэма поднимала у солдат боевой дух, давала силы сражаться дальше. Пожалуй, именно в этом заключается главное значение поэмы.

«Василий Теркин» — действительно редкая книга. В ней нет прославления Сталину, что было обычным явлением произведений военных лет. Сам Твардовский отмечал, что упоминание о руководящей роли партии не позволило бы стать поэме народной. «Книга про бойца» была довольно высоко оценена, а Твардовский был за свой труд награжден Сталинской премией, хотя ни разу не упомянул о вожде народа в поэме. Далеко не каждое произведение удостаивается такой награды и высокой оценки критиков. Даже этот факт подтверждает значимость этого произведения в русской литературе. «Василий Теркин» — это народное произведение, полюбившееся миллионам.

Характеристика персонажей: взаимоотношения Василия Теркина с фронтовыми товарищами

«Теркин, Теркин, добрый малый…» — так обращается автор к своему герою в одноименной поэме. Твардовский очень полюбил образ этого удалого бойца, великолепного товарища, чудо-человека. Но не только один Твардовский проникся симпатией к выдуманному им герою: все советские солдаты очень любили его, пытались быть на него похожи.

Еще в первой главе все солдаты замечают в своей роте нового товарища, который «парень хоть куда». Этой характеристики уже достаточно, чтобы в дальнейшем было понятно, насколько хорошо сложатся отношения у солдат.

Этому доброму и веселому человеку все доверяли. Так, танкисты с удовольствием одолжили Теркину гармошку своего погибшего командира. Василий сразу начинает исполнять задорную песенку, за что еще больше начинает нравиться боевым товарищам. Танкисты решили подарить гармонь своему новому знакомому – он и есть самый достойный ее хозяин.

Теркин находит общий язык не только со своими ровесниками, но и с людьми старшего поколения. Он не может пройти мимо избы, в которой живут не знакомые старик со старушкой. Он чинит старикам все, что у них неисправно: пилу, часы. Ему приятно находиться в компании с этими милыми людьми, но военный долг обязывает идти дальше. На пороге дед спрашивает Теркина, смогут ли русские одержать победу над фашистами, на что Теркин уверенно отвечает, что смогут. Этих же стариков Теркин встречает немного позже, будучи офицером. Узнав, что часы, которые он собственноручно чинил, украл немец, он обещает привезти новые.

В госпитале Теркин знакомится с тамбовским мальчишкой, который, несмотря на свой юный возраст, уже успел стать героем и продемонстрировал Василию свой орден. Но у Теркина более скромные желания: «Зачем мне орден? Я согласен на медаль». Однако его задевает горделивый тон мальчишки, и он пытается доказать на деле, что и в Смоленске могут быть герои.

Самым загадочным собеседником в поэме у Теркина является Косая, или смерть. Раненый боец лежит на снегу и теряет силы, но стоило Косой заявить о своем приходе, Теркин прогоняет ее, сказав, что не сдастся ни при каких условиях, даже в морозную ночь, плача от боли и бессилия.

Вот таким и был славный боец Василий Теркин. Он всегда помогал товарищам, помогал старым и бедным, на войне вел честный бой, а на «гражданке» был обычным задорным человеком. Во время войны таких «Теркиных» по стране было немного, но каждый солдат обладал хоть одной из черт этого замечательного героя, поэтому можно утверждать, что этот персонаж хоть и выдуман Твардовским, но прототип его, «русского чудо-человека», наверняка можно найти и сейчас.

Мини-сочинение

Победа в Великой Отечественной войне – главное достижение советского народа в 20 веке. Казалось бы, сколько невзгод вынесли жители этого большого государства, но им все нипочем! Ключевую роль в приближении победы сыграли не только умелые бойцы, храбро стоявшие грудью за родину, но и персоны, которые по-своему трудились в тылу. Писатели и поэты многое внесли в победу, поскольку они поднимали военный дух солдат, создавая идеальные образы, к которым все стремились. Война – событие трагическое, но жизнеутверждающий пафос военных песен и поэм настраивал солдат на оптимистический лад.

Главное произведение писателя военных лет Александра Твардовского – «Василий Теркин». С нетерпением солдаты ждали публикации новой главы в газете, с удовольствием читали и тем самым поднимали себе военных дух. Всем хотелось быть похожим на главного героя Василия Теркина, который перенял черты богатырей из русских былин. Никто не застрахован он шальной пули в военные годы, но далеко не каждый находит в себе силы, чтобы бороться за жизнь. Тяжело раненый Теркин не страшится смерти и прогоняет ее, когда она за ним приходит: «Я не звал тебя, Косая, Я солдат еще живой» — говорит Василий и побеждает в схватке со смертью.

Таким оптимистическим, жизнеутверждающим пафосом проникнута каждая глава в поэме. Солдаты, читая подобные произведения, не могли после этого не победить, ведь даже после окончания войны у них был стимул – стремиться стать похожим на их любимого героя, Василия Теркина.

Ссылка на основную публикацию
×
×