Тема родной природы в поэзии А.Твардовского
![]() | ![]() | ![]() | |
Тип: Анализ творчества поэта/писателя |
Тема родной природы – одна из основных в лирике А.Твардовского. Она неотделима от темы родины, памяти, ответственности. Любовь к своему краю невозможна без понимания родной природы, любви к российским просторам. При этом важно не только понимать ее, но и чувствовать. Сам поэт родился на Урале, с детства он проникался ощущением свободолюбия, близости к природе. Это положило основу его гуманистическим взглядам на отношения окружающей действительности и человека. Твардовский рано осознал, что каждый из нас является частью огромного мира, во многом зависит от него. Позже он застал время больших перемен, активного освоения природы человеком. Тогда человек впервые ощутил, что он является хозяином всего живого. Ему казалось, что одним усилием воли он может повернуть реки вспять, воплощать в реальность самые грандиозные проекты. Но на волне перемен нельзя было забывать о бережном отношении к природе. Твардовский прекрасно понимал, что рано или поздно она покорится человеку. При этом он тонко чувствовал настроение природы, ее характер. Особенно их роднило ощущение свободолюбия, широты:
Широко разлился Днепр.
Ни конца, ни края нет.
Наливные луга. «Разлив Днепра»
В программном стихотворении «Лес осенью» (1933) поэт проявляет себя чутким знатоком мельчайших деталей природы. Ни одна подробность не потеряна. Все вместе они создают гармоничное единство. Читая это небольшое стихотворение, поражаешься его простоте и задушевности:
Стала ель в лесу заметней –
Бережет густую тень.
Сдвинул шляпу набекрень.
В поэме «Страна Муравия» есть глава, посвящённая дороге. Она идет далеко за горизонт, через леса и степи. На ней можно встретить не тронутые человеком уголки и, в то же время, огромные рудники, заводы, шахты. Эта дорога приводит лирического героя к воспоминаниям о своем детстве. Он видит «далекий хутор», свободного ястреба, деда Гордея. Дорога здесь символизирует жизненный путь лирического героя, огромную страну накануне перемен. Она устремлена в будущее. В этой связи особое значение получает образ молодых подсадков, «весенних деревцев» как воплощение самых радужных надежд автора. А.Твардовский владеет мастерством удивительно точно передавать состояние природы в переходные моменты. В стихотворении «Перед дождем» (1937) он описывает степь перед грозой, «истомленную землю», «грозную, темную, большую тучу», «добрый гром». Вся картина дождя дана в динамике, непрерывных изменениях. К концу стихотворения буря стихает, природа успокаивается. Дружный хор растений и животных ярко представлен в ранних стихотворениях поэта. Природу он воспринимает как заботливую мать. Все описания проникнуты теплом и светом, радостью, весельем. Она вторит настроению лирического героя:
Над полями дым стоит весенний,
Я иду, живущий, полный сил. «Усадьба» (1933).
А.Твардовский считает, что люди могли бы многому научиться у природы. Об этом говорит стихотворение «Разговор с Падуном». В сравнении с этой стихией деяния людей кажутся ничтожными. Симпатии автора принадлежат тайге. Описания природы во время и после войны наполнены другими красками. Используя прием антитезы, поэт создает трагические картины разрушений и смертей. В природе царит мир и гармония. Она чужда кровопролитным человеческим войнам. В поэме «Василий Теркин» автор использует необычные сравнения, чтобы резче подчеркнуть бессмысленность и горечь войны. Например, полет майского жука сопоставлен с ревом военных самолетов. В стихотворении «…И цветут – и это страшно…»(1942) перед нами возникает картина белоснежных весенних садов. Но нежность и красота пейзажа не радует лирического героя. Эти сады выросли на военных «пожарищах». От великолепного сада остались только «мертвые ельники», пни и «дыра» как следствие разорвавшейся бомбы. Но жизнь не стоит на месте. Рядом с опустошенной землей выросли новые «розоватые» сады, словно «выложили ватой раны черные земли». В другом военном стихотворении «Отцов и прадедов примета» (1942) наливное поле ржи, густые хлеба, обилие ягод и грибов не принесет пользу человеку. Лету не «дали войти в полный цвет». Стихотворение обрывается на трагической ноте – «гром грянул – началась война». Но эта катастрофа не властна над жизнью. Наступила первая послевоенная весна:
В цветенье голых верб, орешин
И ольх над полой ширью рек
Вновь постигаешь, как поспешен
Крутой поры кипучий бег. «Как только снег начнут буравить» (1949).
В послевоенные годы А.Твардовский описывает освоение новых далеких земель Сибири и Дальнего Востока, их суровую, девственную природу. Поэт верит в мужество людей, в их победу над тяжелыми условиями жизни. Тема активного освоения природы проходит через поэму «За далью даль». В главе, посвященной Сибири, лирический герой превращается из простого наблюдателя в непосредственного участника событий. Он видит строительство плотины на Ангаре. При этом А.Твардовский воспевает мужество строителей, в реалистических красках описывает их нелегкий труд. Сама река – настоящая стихия. Поэт создает ее живой, одушевленной. Она кипит, сопротивляется вторжению человека. В этих описаниях она напоминает зверя. Но лирический герой не сомневается в победе людей. Буйный нрав реки будет подавлен. Это закономерный процесс. Последние стихотворения Н.Заболоцкого о природе окрашены светлой грустью. За творениями природы он видит недолговечность жизни. В стихотворениях «Все сроки кратки в этом мире» (1965), «На дне моей жизни, на самом донышке» (1967) лирический герой осознает, что его земной срок близится к концу. Но это не омрачает его. Лирический герой мудро и спокойно принимает природную необходимость. Ведь жизнь проходит так быстро, словно цветение сирени. В стихотворении «Чуть зацветет Иван-чай»(1969) поэт призывает нас быть чуткими, внимательными к природе, замечать ее тончайшие изменения. Только при этом условии возможна полноценная жизнь и счастье. Все надежды Н.Заболоцкого на гармоничные отношения человека и природы связаны с будущим:
Сумрак полночи мартовской серый.
Что за ним – за рассветной чертой,-
Просто день или целая эра
Заступает уже на постой.
«День прошел, и в неполном покое», 1966год.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Тема родной природы в поэзии А. Твардовского
Тема родной природы – одна из основных в лирике А. Твардовского. Она неотделима от темы родины, памяти, ответственности. Любовь к своему краю невозможна без понимания родной природы, любви к российским просторам. При этом важно не только понимать ее, но и чувствовать. Сам поэт родился на Урале, с детства он проникался ощущением свободолюбия, близости к природе. Это положило основу его гуманистическим взглядам на отношения окружающей действительности и человека. Твардовский рано осознал, что каждый из нас является частью огромного мира, во многом зависит от него. Позже он застал время больших перемен, активного освоения природы человеком. Тогда человек впервые ощутил, что он является хозяином всего живого. Ему казалось, что одним усилием воли он может повернуть реки вспять, воплощать в реальность самые грандиозные проекты. Но на волне перемен нельзя было забывать о бережном отношении к природе. Твардовский прекрасно понимал, что рано или поздно она покорится человеку. При этом он тонко чувствовал настроение природы, ее характер. Особенно их роднило ощущение свободолюбия, широты:
Широко разлился Днепр.
Ни конца, ни края нет.
Затопил берега,
Наливные луга. “Разлив Днепра”
В программном стихотворении “Лес осенью” (1933) поэт проявляет себя чутким знатоком мельчайших деталей природы. Ни одна подробность не потеряна. Все вместе они создают гармоничное единство. Читая это небольшое стихотворение, поражаешься его простоте и задушевности:
Стала ель в лесу заметней –
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шляпу набекрень.
В поэме “Страна Муравия” есть глава, посвященная дороге. Она идет далеко за горизонт, через леса и степи. На ней можно встретить не тронутые человеком уголки и, в то же время, огромные рудники, заводы, шахты. Эта дорога приводит лирического героя к воспоминаниям о своем детстве. Он видит “далекий хутор”, свободного ястреба, деда Гордея. Дорога здесь символизирует жизненный путь лирического героя, огромную страну накануне перемен. Она устремлена в будущее. В этой связи особое значение получает образ молодых подсадков, “весенних деревцев” как воплощение самых радужных надежд автора. А. Твардовский владеет мастерством удивительно точно передавать состояние природы в переходные моменты. В стихотворении “Перед дождем” (1937) он описывает степь перед грозой, “истомленную землю”, “грозную, темную, большую тучу”, “добрый гром”. Вся картина дождя дана в динамике, непрерывных изменениях. К концу стихотворения буря стихает, природа успокаивается. Дружный хор растений и животных ярко представлен в ранних стихотворениях поэта. Природу он воспринимает как заботливую мать. Все описания проникнуты теплом и светом, радостью, весельем. Она вторит настроению лирического героя:
Над полями дым стоит весенний,
Я иду, живущий, полный сил. “Усадьба” (1933).
А. Твардовский считает, что люди могли бы многому научиться у природы. Об этом говорит стихотворение “Разговор с Падуном”. В сравнении с этой стихией деяния людей кажутся ничтожными. Симпатии автора принадлежат тайге. Описания природы во время и после войны наполнены другими красками. Используя прием антитезы, поэт создает трагические картины разрушений и смертей. В природе царит мир и гармония. Она чужда кровопролитным человеческим войнам. В поэме “Василий Теркин” автор использует необычные сравнения, чтобы резче подчеркнуть бессмысленность и горечь войны. Например, полет майского жука сопоставлен с ревом военных самолетов. В стихотворении “. И цветут – и это страшно. “(1942) перед нами возникает картина белоснежных весенних садов. Но нежность и красота пейзажа не радует лирического героя. Эти сады выросли на военных “пожарищах”. От великолепного сада остались только “мертвые ельники”, пни и “дыра” как следствие разорвавшейся бомбы. Но жизнь не стоит на месте. Рядом с опустошенной землей выросли новые “розоватые” сады, словно “выложили ватой раны черные земли”. В другом военном стихотворении “Отцов и прадедов примета” (1942) наливное поле ржи, густые хлеба, обилие ягод и грибов не принесет пользу человеку. Лету не “дали войти в полный цвет”. Стихотворение обрывается на трагической ноте – “гром грянул – началась война”. Но эта катастрофа не властна над жизнью. Наступила первая послевоенная весна:
В цветенье голых верб, орешин
И ольх над полой ширью рек
Вновь постигаешь, как поспешен
Крутой поры кипучий бег. “Как только снег начнут буравить” (1949).
В послевоенные годы А. Твардовский описывает освоение новых далеких земель Сибири и Дальнего Востока, их суровую, девственную природу. Поэт верит в мужество людей, в их победу над тяжелыми условиями жизни. Тема активного освоения природы проходит через поэму “За далью даль”. В главе, посвященной Сибири, лирический герой превращается из простого наблюдателя в непосредственного участника событий. Он видит строительство плотины на Ангаре. При этом А. Твардовский воспевает мужество строителей, в реалистических красках описывает их нелегкий труд. Сама река – настоящая стихия. Поэт создает ее живой, одушевленной. Она кипит, сопротивляется вторжению человека. В этих описаниях она напоминает зверя. Но лирический герой не сомневается в победе людей. Буйный нрав реки будет подавлен. Это закономерный процесс. Последние стихотворения Н. Заболоцкого о природе окрашены светлой грустью. За творениями природы он видит недолговечность жизни. В стихотворениях “Все сроки кратки в этом мире” (1965), “На дне моей жизни, на самом донышке” (1967) лирический герой осознает, что его земной срок близится к концу. Но это не омрачает его. Лирический герой мудро и спокойно принимает природную необходимость. Ведь жизнь проходит так быстро, словно цветение сирени. В стихотворении “Чуть зацветет Иван-чай”(1969) поэт призывает нас быть чуткими, внимательными к природе, замечать ее тончайшие изменения. Только при этом условии возможна полноценная жизнь и счастье. Все надежды Н. Заболоцкого на гармоничные отношения человека и природы связаны с будущим:
Сумрак полночи мартовской серый.
Что за ним – за рассветной чертой,-
Просто день или целая эра
Заступает уже на постой.
“День прошел, и в неполном покое”, 1966год.
Осмысление прожитой жизни в поэме А. Т. Твардовского “По праву памяти”
Школьное сочинение
Я правду всю насчет людей
С тобой затем делю,
Что я до боли их, чертей,
Какие есть люблю.
“Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые. ” Чем-чем, а “роковыми минутами” XX век не был обделен. Поэт Александр Твардовский знал это не понаслышке. На его долю выпало стать поэтическим зеркалом трех трагических периодов, потрясших и мир, и большую и малую родину. Он пережил и перестрадал и 30-е, и 40-е, и послевоенные годы, но ему посчастливилось дожить до тех дней, когда он смог, наконец, правдиво и откровенно рассказать о пережитом.
Твардовский, как человек бескомпромиссный и честный, считал, что неправильно замалчивать черные страницы нашей истории, необходимо предать их гласности, переосмыслить эти события.
Еще в поэме “За далью — даль” были произнесены слова: “Молчанье — тоже ложь”. В его последнем, итоговом произведении — поэме “По праву памяти”— эта бесспорная мысль получила дальнейшее развитие: “Нет, все былые недомолвки домолвить ныне долг велит”. Потому что — и это первейший и всеопределяющий принцип поэта — “Одна неправда нам в убыток и только правда ко двору!”
В декабре 1963 года, окончив работу над поэмой “Теркин на том свете”, в которой была сделана попытка сатирического разоблачения тоталитаризма, Твардовский записал в рабочих набросках:
. Недосказал. Могу ль оставить
В неполноте такую речь,
Где что убавить, что прибавить —
Как долей правды пренебречь?
Годам и дням ведя отсчет.
Недосказал — и горя нету.
Нет, недосказанное жжет.
Первоначально Твардовский собирался добавить “недосказанное” как главу в поэму “За далью — даль”, но затем главы сложились в самостоятельное произведение, в котором поэт заново переосмыслил все, о чем писал раньше, — в поэму “По праву памяти”.
Эта поэма — социальное и лирико-философское раздумье о непростых путях истории, о судьбах отдельной личности, осмысление поэтом опыта всей прожитой жизни, в которой отразились тяжелые противоречия времени. Мотив поиска правды, как истины и справедливости, сквозной в поэме — от обращения к себе во вступительных строках: “Перед лицом ушедших былей не вправе ты кривить душой” — до завершающих слов о целительном настое “правды сущей”, добытой ценой жестокого опыта.
В произведении развиваются и углубляются мотивы, прозвучавшие в книге “За далью — даль” (тема репрессий в главах “Друг детства” и “Так это было”), но теперь они приобретают более личностный характер. Ведь все, о чем пишет поэт, было поистине выстрадано им самим. Речь идет о судьбе его семьи и его собственной судьбе. Потому и построена поэма как взволнованный монолог, обращенный к современникам и, главным образом, к молодым людям — к “вам, из другого поколенья”. Это страстная исповедь про то, что “душу жжет”: о попирании неписаных человеческих законов, о поругании человеческого достоинства, о неслыханном произволе 30-х годов, стоившем миллионы жизней, в том числе о поломанных судьбах своих братьев, сестер, отца, матери, высланных в 30-е годы на Северный Урал, и о многих других злодеяниях. Сама память в поэме Твардовского — это не просто взволнованное воспоминание о былом, а невозможность забыть, неотпускающая боль души, постоянное тревожное напоминание о том, что никогда не изгладится в сердце.
Первая глава поэмы “Перед отлетом” — рассказ о юности автора, о друге, с которым они наивно мечтали о счастье и верили в светлое будущее:
Готовы были мы к походу.
Что проще может быть:
Не лгать. Не трусить.
Верным быть народу.
Любить родную землю-мать,
Чтоб за нее в огонь и в воду.
То и жизнь отдать.
Молодые, уверенные в себе оптимисты, они не предполагали, что от жизни нужно ждать не только счастья. “Сомненья дух” им “был неведом”, но тем горше было разочарование, постигшее их при столкновении с действительностью. Уже в этой главе слышно предзнаменование суровой реальности, трагических конфликтов эпохи.
Глава “Сын за отца не отвечает” — отражение той неразрешимой ситуации, в которую попал сам Твардовский в начале 30-х годов. В 1934 году он был отчислен с третьего курса института как “сын кулака”.
А как с той кличкой жить парнишке,
Как отбывать безвестный срок, —
Толкует автор этих строк.
Читая поэму, мы ощущаем, как сильно была ранена душа молодого поэта, ощущаем всю глубину той великой исторической трагедии, которая обернулась личной бедой не только для него, но и для многих тысяч людей того поколения. Мы понимаем, каково было его отцу — честному крестьянину-труженику услышать жестокий и несправедливый, как говорит поэт, “слепой и дикий для круглой цифры приговор”. Ему, зарабатывавшему хлеб собственными, в сплошных мозолях руками, о которых поэт с такой любовью и горечью говорит:
В узлах из жил и сухожилий,
В мослах покрюченных перстов —
Те, что — со вздохом — как чужие,
Садясь к столу, он клал на стол.
Те руки, что своею волей —
Ни разогнуть, не сжать в кулак:
Отдельных не было мозолей —
По этому приговору отец Твардовского оказался “в тех краях, где виснул иней с барачных стен и потолка. “. Он был раскулачен не только за то, что имел крепкое хозяйство, но и за то, что выделялся из общей массы своим экстравагантным поведением: носил шляпу, к другим крестьянам относился несколько высокомерно, к тому же был женат на дочери дворянина, пусть и обедневшего, разорившегося.
Боль Твардовского понятна, ведь пострадала при этом и вся семья. Нелегко приходилось детям “врагов народа”:
И за одной чертой закона Уже равняла всех судьба: Сын кулака иль сын наркома, Сын командарма иль попа. Клеймо с рожденья отмечало Младенца вражеских кровей. И все, казалось, не хватало Стране клейменых сыновей.
Твардовский, как и многие его сверстники, не хотел отрекаться от своего отца и вынужден был скрывать свое происхождение от окружающих. Естественно, что он был искренне возмущен словами Сталина “Сын за отца не отвечает. С тебя тот знак отныне снят”. Эти слова были всего лишь красивым жестом, в действительности же отношение к детям “врагов народа” оставалось прежним.
Сталин стремился воспитать поколение, для которого государство стало бы важнее семьи, а идеалы социализма — важнее личного счастья.
Лицемерие слов, невзначай оброненных “судеб вершителем земным” .лишь подчеркивает и усугубляет не только его вину, но и тех его наследников, которые “Забыть, забыть велят безмолвно, хотят в забвенье утопить живую быль” (глава “О памяти”).
Эта “живая быль” состоит в том, что слова “отца народов” оборачиваются требованием не только подавить все личное во имя государственного, но и нарушить основные библейские заповеди: почитай отца своего и мать свою, не произноси ложного свидетельства на ближнего своего, не убий, не сотвори себе кумира. Глас “отца народов” звучит в поэме как проповедь, но проповедь — Сатаны:
Он говорил: иди за мною,
Оставь отца и, мать свою,
Все мимолетное, земное
Оставь — и будешь ты в раю.
Отринь отца и мать отринь.
Предай в пути родного брата
И друга лучшего тайком.
И душу чувствами людскими
Не отягчай, себя щадя.
И лжесвидетельствуй во имя,
И зверствуй именем вождя.
Трагическое положение личности в тоталитарном государстве порождало ее трагическое раздвоение: с одной стороны, люди поверили в идею, были преданы идеалам социализма, а с другой — жестокость воплощения идеи вступала в конфликт с их совестью, заставляя сомневаться: а все ли правильно происходит при строительстве нового общества?
Твардовский был в числе тех, кто искренне поверил в идеи социализма, но пострадал при их претворении в жизнь. Поэтому отношение его к “вождю народов” неоднозначно: образ Сталина становится одним из центральных и самых меняющихся в его поэмах. Он эволюционирует от мудрого и надежного кормчего “на многомощном корабле” в цикле “О Сталине” до тирана, не только извратившего социалистическую идею, но посягнувшего на саму природу человека.
За два года до смерти Твардовский переосмыслил всю прожитую жизнь, избавился, наконец, от всех иллюзий. Он отверг все запреты и предал гласности мучительную и горькую память о жестокой эпохе, об ужасах и преступлениях времен сталинщины:
. не те уже годочки, —
Не вправе я себе отсрочки
Еще успеть без проволочки
Немую боль в слова облечь,
Ту боль, что скрыта временами
И встарь теснила нам сердца.
В главе “О памяти” поэт открывает правду и о продолжающих эпоху сталинизма, полных лжи и показухи брежневских временах:
Забыть велят и просят лаской
Не помнить — память под печать.
Чтоб ненароком той оглаской
Непосвященных не смущать.
Твардовский не согласен с такой политикой государства. Он считает, что за нежеланием открывать правду скрывается страх перед собственным народом, а это неправильно, ведь
. кто сказал, что взрослым людям
Страниц иных нельзя прочесть?
Иль нашей доблести убудет
И на миру померкнет честь?
Он уверен, что тот, “кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу”. А ведь потомки спросят с народа и будут судить его судом поколений, судом истории. Твардовский считает, что его современники обязаны рассказать потомкам правду о прошлом и этим нравственно очиститься:
Зато и впредь как были — будем, —
Какая вдруг ни грянь гроза, —
Людьми из тех людей, что людям,
Не пряча глаз, глядят в глаза.
Поэма “По праву памяти”, в которой Александр Твардовский попытался переосмыслить время сталинизма, разобраться с тем, что происходило тогда в стране, была написана в 1963-1969 годах, но увидела свет только в 1987-м. Она оказалась удивительно созвучной духу того времени — требованиям гласности, прямого и откровенного разговора о наболевшем. Конечно, Твардовский открыл правду только в той мере, в какой она была доступна ему — члену ЦК КПСС, и двигала поэта к правде памяти не только “оттепель” и желание реабилитировать несправедливо репрессированных, но и сугубо личное обстоятельство — близость смерти, последнего срока, до которого надо успеть высказать “немую боль”. Тем не менее, появление этой поэмы еще раз подтвердило значение памяти, тема которой усиленно разрабатывалась в прозе и поэзии на протяжении последних десятилетий XX века, и подчеркнуло роль Твардовского, находившегося у истоков ее разработки.
Тема Родины в лирике А. Твардовского
На долю А.Твардовского выпало тяжёлое время – Великая Отечественная Война, послевоенная разруха, годы великих потрясений, строительство нового мира. Но какими бы суровыми не были испытания, он всегда оставался верным идеалам служения Родине. Именно поэтому он пошёл добровольцем на войну, был вместе со своей страной в горе и радости. В самом слове «родина» заключён великий смысл – что-то родное, близкое, дорогое.
Тему Родины открывает стихотворение «О родине» (1946). Автор показывает необозримые просторы России, ее географию, прославленные места: «теплое море Крыма», «побережье Кавказа», «рыбачий посёлок на волге», «сердце Урала», новые города Сибири, Дальнего Востока. Картина страны порождает ощущение масштабности, превосходства, гордости. Но эта любовь к большой стране тесно переплетается с любовью к «малой родине». Она рисуется, на первый взгляд, ничем не примечательной. Но ее скромное, простое описание проникнуто искренней любовью лирического героя. Для него эта маленькая, никому неизвестная сторонка – лучшее место на земле. Здесь его корни, его сердце:
Ничем сторона не богата,
А мне уже тем дорога,
Что там наудачу когда-то
Моя народилась душа.
О ней он вспоминает на войне, в чужих странах. С годами она становится всё роднее и дороже. Здесь он испытал счастье, познал «таинство родимой речи». Через малую родину поэт видит огромную страну, чувствует ответственность за неё. Именно с любви к малой родине, матери начинается любовь ко всей стране, зарождается патриотизм, который и позволил победить в тяжёлой войне. И куда бы ни бросала жизнь, как бы она ни менялась, глубокое чувство к маленькому родному краю живо в его сердце:
А только и прежде и ныне
Милей мне моя сторона-
По той по одной лишь причине,
Что жизнь достаётся одна.
Казалось бы, поэт говорит старые знакомые слова, но они трогают душу своей искренностью, простотой и задушевностью. Именно чувство любви, привязанности, близости к родной земле даёт человеку силы и нравственную опору. Это не громкая патетика, а простая истина, которую отстаивает А. Твардовский.
Тема Родины присутствует практически в каждом стихотворении А. Твардовского. В программном стихотворении «Я убит подо Ржевом» образ матери из конкретного превращается в символический. Он олицетворяет всю Россию. Наивные и близкие сердцу мотивы Родины звучат в поэме «Василий Тёркин» (возвращение солдата на Смоленщину), в «Стране Муравии»:
Земля в длину и в ширину –
Посеешь бубочку одну,
Тема настоящего и будущего России становится главной в поэме «За далью даль». Поэма была закончена в начале 60-х годов. Основу сюжета составляет путешествие лирического героя по России в транссибирском экспрессе. Путешествие длится десять суток. Вначале автор показывает географию России. При этом она получает историческое и философское объяснение. Поэтому дорога приобретает символический характер. Это символ жизни России. Наряду с бескрайними просторами автор рисует и конкретные проявления ее жизни. Лирический герой пересекает «середину земли родной» – Волгу, затем Урал, таёжную Сибирь, Дальний Восток. Эти географические образы также приобретают символический оттенок. Волга традиционно ассоциируется со Степаном Разиным, бурлаками, позже – со строительством Волго-Донского канала, расширившего возможности этой реки. Именно поэтому автор ласково называет её матушкой Волгой, вбирающей в себя семь тысяч рек. Поэтически обрисован Урал – опорный край державы. Это главная кузница страны. В военные годы она обеспечивала войска техникой. Описание Сибири позволяет автору рассказать о мужественных и сильных сибиряках. Они никогда не подведут, не предадут.
Если описание Волги, Урала, Сибири даётся из окна поезда, то на Ангаре лирический герой становится непосредственным участником событий. Он слагает гимн человеческому труду, сравнивает покорение Ангары со сражением на поле боя. Природа напоминает живое существо, которое противится людям. Ангара кипит всё сильнее, но покорение обязательно произойдёт. Автор восхищается мужеством строителей, описывает их труд как подвиг. Вместе с тем, он показывает, что среди народа есть приспособленцы, которые поехали в Сибирь за «большим рублём». В поэме вновь возникает тема «малой родины». Рассказ о батюшке Урале вызывает в памяти лирического героя картину детства. В главе «Две кузницы» показаны Урал и Загорье, без которых лирический герой не представляет своей жизни. Если Урал – кузница всей России, то Загорье – кузница автора. Здесь же он затрагивает тему исторического прошлого. На станции «Тайшет» происходит встреча лирического героя с другом детства. Рассказ друга потрясает героя, так как он пережил страшные времена культа личности. Таким образом, каждая глава поэмы символична, она открывает читателю одну даль за другой. Само слово “даль” приобретает иное звучание – это не только природное явление, но и будущее России:
Спасибо, Родина, за счастье
С тобою быть в пути твоём.
За новым трудным перевалом –
…. Она моя – твоя победа,
Она моя – твоя печаль…
А. Твардовский никогда не отделял себя от судьбы своей страны. К нему по праву можно отнести строки из песни: «… грустить с тобой, земля моя, и праздновать с тобой». Действительно, слово «Родина» не должно быть абстрактным понятием. Она неотделима от нас. Это часть нашей души, нашей силы. От нас зависит сохранение ее традиций, приумножение ее богатств. Ответственность каждого за свою судьбу, за свое отечество, в конечном счете, определяет наше будущее.
На родине А.Т. Твардовского
Классы: 7 , 8
Презентация к уроку
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Смоленская земля. Смоленщина – край столь щедрый на славные имена. Южнее Смоленска расположен небольшой городок Починок (бываю в нем несколько раз в год), а в 12 км от него хутор Загорье – место, где более 100 лет назад родился А.Т. Твардовский.
Мои ученики вряд ли в ближайшее время побывают здесь. Вот я и решила поделиться с ними впечатлениями. На основе сделанных в разные годы фотографий провести заочную экскурсию, приблизить далёкие для современного школьника годы, показать личность этого уникального человека и поэта не хрестоматийно. Так родился замысел урока литературы в 7 классе.
Цели урока:
- Рассказать о родине А.Т. Твардовского. Опираясь на факты биографии, определить тематику стихотворений поэта.
- Развивать понятие о лирическом герое.
- Закрепить умения:
– сопоставлять стихотворения разных авторов;
– работать с учебником;
– выразительно читать, передавая идеи и чувства автора. - Активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительную деятельность.
- Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою малую родину.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, презентация Microsoft PowerPoint
Ход урока
1. Организационный момент.
Объявление темы и задач урока.
2. Актуализация знаний.
Сопоставление как прием анализа для выявления общей тематики.
Назовите известных вам поэтов, певцов родной природы и земли. (С. Есенин, И. Бунин, А.Толстой)
Что объединяет этих поэтов и их произведения? (Любовь к родной земле. Ощущение связи человека и природы, выражение душевных настроений, состояний человека через описание природы.)
3. Объяснение нового материала. (Слайд № 1)
- Вступительное слово учителя. Личность писателя познается через его творчество, а основополагающим началом личности является отношение человека к тем местам, где он родился и вырос. А.Т. Твардовский пронёс свою любовь к родному краю, к своим истокам через всю жизнь, не забывая о нём ни в годы радости, ни в годину бед и разлук. Образ малой родины зримо присутствует во многих его произведениях. (Слайд № 2 )
- Работа с учебником. Чтение учениками отрывков из «Автобиографии» поэта.
(до слов «С того времени я и пишу. » Литература. 7кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Авт.-сост. В.Я. Коровина )
Итак, поэт родился на хуторе Загорье Починковского района Смоленской области 21(8) июня 1910 года в семье сельского кузнеца, как известно, кузнецы были всегда самыми нужными и уважаемыми людьми на селе. По линии отца предки Твардовского были земледельцами, кузнецами, по линии матери — людьми военными, владели поместьями, разорялись, становились однодворцами. Загорье и Починок, речка Лучеса, Борки – эти названия являются составляющими малой родины Твардовского. Дом, в котором родился поэт, не сохранился до наших дней. Годы репрессий и войны стерли с лица земли Загорье. (Слайд № 3) Осенью 1943 года Твардовский вместе с частями 32-й кавалерийской дивизии оказался около родного хутора и был потрясен увиденным: «Я не узнал даже пепелище отцовского дома. Ни деревца, ни сада, ни кирпичика или столбика от построек – все занесено дурной, высокой, как конопля, травой, что обычно растет на пепелищах. Не нашел вообще ни одной приметы того клочка земли, который, закрыв глаза, могу представить себе до пятнышка, с которым связано все лучшее, что есть во мне». (Но не всем известно, что хутор погиб не в войну, а значительно раньше, когда семья Твардовских была выселена оттуда.) [ 1 ]
Музей «Хутор Загорье» открылся 21 июня 1988 года. Но сначала была проведена огромная работа по восстановлению. Первым на хуторе Загорье появился памятный камень. Большую помощь в создании музея оказали братья Твардовского – Иван Трифонович и Константин Трифонович, его сестра Анна Трифоновна, (Слайд № 4) Младший брат поэта Иван Трифонович Твардовский, проживавший тогда в Красноярском крае, выполнил рисунки хутора, интерьера дома. А затем он переехал на родину, сам сделал всю мебель для экспозиции, Иван Трифонович был директором и смотрителем музея до конца своих дней. (Иван Трифонович Твардовский ушёл из жизни 19 июня 2003 года. Похоронен он в деревне Сельцо, что находится в километре от хутора)
- Начало заочной экскурсии по Загорью. (Слайд № 5)
На территории музейного комплекса расположен дом с пристроенным скотным двором. Подлинных вещей в музее нет, так как семья поэта – родители, братья, сестры – была репрессирована и выслана в Зауралье. Перед вами незатейливый быт семьи. На стене – часы с маятником, зеркало в резной раме. Печка и деревянная перегородка отделяют спальню, где стоит железная родительская кровать, для детей – полати. Напротив двери стоит большой шкаф, который делит горницу на две части. На столе, покрытом кружевной скатертью, – огромный самовар. Рядом деревянный жесткий диван и несколько венских стульев. В углу стоит комод. На нем швейная машинка иностранного производства. На полу постелены домотканые половики. В другом «красном» углу горницы, под «образами святых угодников», – угловой столик со стопкою книг.
Налево вешалка с расписными рушниками. Вещи, характеризующие период 1920-1930-х годов, собраны научными сотрудниками Смоленского музея-заповедника в ходе экспедиций по окрестным с Загорьем селам Починковского района. (Слайд № 7)
(Слайд № 8) На скотном дворе – стойло для коровы, для коня, как в обычном крестьянском хозяйстве. Сюда можно было войти через холодные сени из дома, чтобы зимой не ходить по холоду и снегу.
(Слайд № 9) Перед домом можно увидеть сенной сарай и баньку, в которой работал юный селькор А.Т. – так подписывал Твардовский свои первые заметки в газете «Смоленская деревня».
(Слайд № 10) За домом, несколько поодаль, стоит кузница. В ней установлен горн с мехами, наковальня, на стенах можно увидеть инструменты кузнеца.
(Слайд № 11) Колодец, молодой ельник, яблоневый сад – это тоже детали былой жизни:
- Подготовленный ученик выразительно читает из учебника «Братья» (1933 год).
(объясняется сноска в конце стихотворения) О горькой участи семьи Твардовских поэт писал в своих произведениях, например, в стихотворении «Братья» (1933 г.):
Как ты, брат?
Где ж ты, брат?
Что ж ты, брат?
На каком Беломорском канале?
Это и о старшем брате Константине, и обо всех людях-братьях, которые как враги народа были согнаны на строительство Беломорского канала. Все тяготы жизни в суровой таежном краю упали на хрупкие плечи Марии Митрофановны, т.к. отец постоянно находился в отрыве от семьи, зарабатывая на хлеб насущный.
4. Первичное применение усвоенных знаний.
Вопросы к классу:
1) Итак, с какими событиями в семье Твардовских связан финал стихотворения?
2) Что вам известно о понятии лирический герой?
Справка: Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной жизни, людям. Всякое личное переживание поэта только тогда становится фактом искусства, когда оно является художественным выражением чувств и мыслей, типичных для многих людей. Лирике свойственны и обобщение и вымысел. [ 2 ]
Известно, что в основе лирического произведения лежит художественная мысль, данная в форме непосредственного переживания. Но нельзя забывать, что лирические переживания тесно связаны с реальной жизнью того, кто создает это переживание. [ 3 ]
3) Какие чувства испытывает лирический герой, вспоминая своё детство?
5. Проверка домашнего задания.
Учащиеся читают наизусть стихотворения поэта: «Снега потемнели синие…», «Июль – макушка лета…», «Отыграли по дымным оврагам…», «На дне моей жизни…» , «В тот день, когда окончилась война…», «Я знаю никакой моей вины…» и д.р.
- Активизация мышления учащихся.
Вопросы к классу:
- О чём писал поэт? Какие жизненные ценности утверждал он своим творчеством?
- Согласны ли вы со словами А.И. Солженицына, который отмечал «русскость склада, крестьяность, земляность, неслышное благородство лучших стихов Твардовского»?
- Каковы главные темы его стихотворений?
- Какие вопросы мучают поэта-фронтовика?
Вывод: Пейзажная лирика Твардовского отличается философичностью и изобразительной силой («Июль — макушка лета»). Мир детства и юности на хуторе Загорье звучит во многих произведениях поэта: от первых до последнего – в поэме «По праву памяти». Тема «Малой Родины», линия «памяти» становится главной в творчестве поэта. Обращение к прошлому, к памяти позволяет постичь высшие моменты бытия. Память питает лиризм поэта, восстанавливает то, что было подлинным счастьем и радостью.
- Продолжение заочной экскурсии.
Как известно, все дети вырастают и рано или поздно покидают родной дом. Так случилось и с Твардовским: любимый край был глухим местом, не дающим возможности для раскрытия таланта, в котором сам поэт был очень уверен. А вот отношение Трифона Гордеевича к увлечению сына литературой было сложным и противоречивым: то он гордился им, то сомневался в благополучии его будущей судьбы, если он займется литературным делом. Отец предпочитал надежную крестьянскую работу писательской «забаве», увлечению, которое, как он считал, должно пройти у сына. Обратимся к «Автобиографии» поэта.
- Работа с учебником. Ученики читают отрывок из «Автобиографии». ( С 1924 года…причиной значительных перемен в моей жизни») (Слайд № 12)
На восемнадцатом году жизни Александр Трифонович Твардовский покинул родное Загорье. К этому времени он уже не раз был в Смоленске, однажды побывал в Москве, лично познакомился с М. В. Исаковским, стал автором нескольких десятков напечатанных стихотворений. Его манил большой мир. Но разлука давалась нелегко. После переезда в Москву А. Т. Твардовский наиболее остро почувствовал связь с малой родиной. (Слайд № 13) И родились классические незабываемые строки:
Счастлив я.
Отрадно мне
С мыслью жить любимой,
Что в родной моей стране
Есть мой край родимый.
И еще доволен я –
Пусть смешна причина,-
Что на свете есть моя
Станция Починок.
Станция Починок (1936 г.).
(Слайд № 14) Строки эти может прочитать каждый, кто оказывается на железнодорожной станции Починок. Здание вокзала украшает мемориальная доска с изображением поэта.
(Слайд № 15) Есть в городе Починок ещё одно памятное место. На центральной площади города, рядом с Домом культуры 21 июня 2010 года, в день 100-летия со дня рождения поэта, был торжественно открыт бюст А. Т. Твардовского, автором которого является скульптор Андрей Ковальчук.
Жители Смоленщины гордятся своим знаменитым земляком и свято берегут все, что связано с его именем. Ведь самое дорогое, что есть у каждого человека – это место, где он появился на свет, малая родина, и она всегда в его сердце.
В поэме « Василий Теркин» (глава «О себе») Твардовский написал:
Я покинул дом когда-то,
Позвала дорога вдаль.
Не мала была утрата,
Но светла была печаль.
И годами с грустью нежной —
Меж иных любых тревог —
Угол отчий, мир мой прежний
Я в душе моей берег.
7. Рефлексия и подведение итогов урока
Вопросы к классу: Что нового мы сегодня узнали? Смогли бы вы теперь отличить стихотворения Твардовского от стихотворений других поэтов? Изменилось ваше восприятие выученных ранее стихотворений? Какие задания больше понравились?
Вывод:
Без сомнения, Смоленщина была нравственной и эстетической опорой в творчестве А.Т.Твардовского. Она питала своими животворными соками огромный талант великого русского поэта, глубоко отразившего в своих лучших стихах, поэмах.
Домашнее задание: прочитайте в учебнике воспоминания о Твардовском, используйте их при подготовке рассказа о поэте.
А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе
Урок 77. Русская литература 9 класс ФГОС
Конспект урока “А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе”
Сегодня на уроке мы:
· узнаем, каково быть главным советским поэтом.
· попробуем понять, как Александру Трифоновичу Твардовскому удалось достичь этого положения.
· поговорим о стихах и любви к Родине.
Таких, как Александр Трифонович Твардовский, называют «поэтами от сохи».
Александр Твардовский родился 21 июня 1910 года на хуторе Загорье Смоленской губернии. Его родители, Трифон Гордеевич и Мария Митрофановна, были из семей крестьян-однодворцев.
Однодворцы находились на государственной военной службе. Земли им не полагалось. Трифон Гордеевич, работая кузнецом, сумел накопить денег и выкупить себе землю, на которой и работала вся большая семья Твардовских.
Трифон Гордеевич считался деревенским интеллигентом. Он носил шляпу вместо шапки, владел грамотой и любил читать. В его доме вечерами читали вслух Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других поэтов. Кроме того, Трифон Гордеевич прекрасно пел и знал множество песен.
Первые стихи Твардовский написал ещё до того, как начал учиться грамоте.
Поэт вспоминал, что в своём первом стихотворении он обличал мальчишек, которые разорили птичье гнездо.
В 14 лет Твардовский начал писать статьи и рассылать их в газеты. Эти заметки напечатали. Тогда молодой поэт рискнул отправить в редакцию стихи. И в 1924 году в газете «Смоленская деревня» опубликовали стихотворение Твардовского «Новая изба».
Пахнет свежей сосновой смолою,
Желтоватые стены блестят.
Хорошо заживём мы с весною,
Здесь на новый, советский лад.
Окрылённый успехом поэт поехал в Смоленск. Там он встретился с Михаилом Исаковским, работавшим в эти годы редактором газеты «Рабочий путь». Исаковский написал стихи таких знаменитых песен, как «Враги сожгли родную хату», «Катюша». Многие из песен на стихи Исаковского считаются народными, как, например, песня «Ой цветёт калина». Именно этого поэта Твардовский называл своим первым литературным наставником. В газете Исаковского опубликовали стихи Твардовского и заметку о молодом поэте.
Под влиянием Михаила Исаковского Александр Трифонович формируется как поэт. Вспомним, что в это время, в начале двадцатых годов, в моде футуризм, имажинизм, заумь обериутов. Твардовский отказывается от модного поиска новых художественных средств.
Он считает новые слова, синтаксис и грамматику ненужными излишествами. Так же, как эпатажность и сложные философские теории. По мнению поэта, писать нужно об окружающем мире, о человеке, о том, с чем встречаешься каждый день. И стихи должны быть чёткими, понятными, простыми.
В раннем творчестве Твардовский проявил себя как тонкий пейзажный лирик. Мы можем видеть это в стихотворении «Весенние строчки». Оно было написано в 1925 году и посвящено малой родине поэта – хутору Загорье в Смоленской области.
Стихотворение наполнено радостью, в нём описывается весеннее утро.
Не торопясь, понемногу
Солнце встаёт над бугром.
Солнце, как тонкий орешник,
Выросло медным кустом.
Маленький радостный дом.
Мир в стихотворении полон света и тепла, он открыт человеку:
Радость угретых завалин,
Радость открытых ворот.
Таким же радостным настроением пропитано стихотворение «Урожай»:
На душе простор-веселье,
Непочатый счастья край.
Валит хлеб златой метелью.
Здравствуй, Новый урожай.
Если в «Весенних строчках» воспевается расцвет природы, то «Урожай» – настоящий гимн её щедрости.
Лирический герой стихотворения – простой крестьянин, труженик. Твардовский воспевает тяжёлый, но благодарный труд крестьянина:
Под овсяный говор нивы
Жарким потом обольюсь.
Я вдвойне тогда счастливый,
Если вволю потружусь.
Корни лирики Твардовского – в его крестьянском детстве. Поэт знает, что такое тяжёлый труд, и не боится его. Он искренне любит скупую болотистую природу родных мест, чувствует неразрывную связь с землёй. В его стихах нет ничего нарочитого, никаких заигрываний с фольклором, стремлений нарядиться в лапти, которое отличало так называемых «крестьянских поэтов». Эту искренность и простоту стихов и прозы Твардовский сохранит до конца своих дней.
Закончив школу, Александр Трифонович Твардовский уехал в Смоленск.
Там он работал внештатным корреспондентом сразу нескольких газет. Но в штат молодого поэта не брали, а прокормиться таким трудом было невозможно. И Твардовский решил перебраться в Москву.
Жизнь в столице ничем не отличалась от смоленской. Его так же держали внештатным корреспондентом, иногда публиковали стихотворения. В 1930 году Твардовский вернулся в Смоленск и поступил в Смоленский педагогический институт.
В Смоленске он встретил свою первую и единственную любовь – студентку филологического факультета Марию Горелову. Они вскоре поженились, хотя семья поэта была против этого брака. Супруги прожили вместе больше 40 лет, вырастили 2 дочерей. Мария была его редактором и другом, помощником. Удивительно, но у Твардовского нет любовной лирики. Хотя красивые жесты поэт делать умел. По словам современников, каждый день рождения он дарил жене букет сирени. А раздобыть в конце января сирень даже в наше время весьма непросто.
В 1931 году в семью Твардовского пришла беда. Его родителей раскулачили и выслали в Сибирь. Поэт пытался помочь родне, но ему быстро объяснили, что «Бывают такие времена, когда нужно выбирать между папой-мамой и революцией». Твардовский оставил свои попытки, хоть и надеялся, что однажды жизнь исправит эту несправедливость.
Поэт тоже грозила опасность. Помимо ярлыка «кулацкого сына» были ещё и обвинения в том, что его стихи не отвечают духу социализма. Спасла Твардовского посвящённая коллективизации поэма «Страна Муравия».
Опубликовали её в 1936 году. Поэма получила одобрение и читателей, и критики, и власти. Именно с неё началась его слава. Сам же поэт «Страну Муравию» считал точкой отсчёта своей литературной деятельности. Его сборники стихов стали активно печатать и переиздавать.
Твардовский снова перебрался в Москву, стал членом коммунистической партии. В 1939 году он закончил Московский институт философии, литературы и истории, поэт перевёлся туда из Смоленского пединститута.
После получения диплома поэта призвали в армию. Военным корреспондентом Твардовский прошёл освободительный поход на Западную Белоруссию от польских захватчиков и Советско-финскую войну.
В тысяча девятьсот сорок первом году Твардовского наградили Сталинской премией за поэму «Страна Муравия».
Так же, как и Михаил Шолохов, Твардовский отдал свою награду в фонд обороны страны и ушёл на фронт военкором.
В годы войны он дважды попадал в окружение, чудом вырываясь оттуда. В 1943 году поэт оказался на своей малой родине во время освобождения Смоленской области. «Родное Загорье. Только немногим жителям здесь удалось избежать расстрела или сожжения. Местность так одичала и так непривычно выглядит, что я не узнал даже пепелище отцовского дома», – вспоминал Твардовский.
Страшные годы войны не могли не отразиться в произведениях поэта. Твардовский известен прежде всего своей военной лирикой. Помимо множества заметок, очерков и статей для военных газет, Твардовский писал стихотворения, поэму «Василий Тёркин» и поэму «Дом у дороги».
Военная тема не оставляла поэта и тогда, когда началась мирная жизнь. В 1947 году была издана книга Твардовского «Родина и чужбина», рассказывающая о том, что видел поэт во время боевых действий на родине и за рубежом. В 50-е годы Твардовский писал поэму «За далью – даль», в которой тоже есть строки о войне.
В 1966 году поэт пишет одно из самых сильных стихотворений о войне.
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, –
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же.
Можно сказать, что война осталась с Твардовским на всю жизнь.
В послевоенные годы Твардовский работал главным редактором журнала «Новый мир». Пост редактора этого журнала Твардовский занимал дважды. Первый раз с редакторского поста его сняли за попытку напечатать сатирическую поэму «Тёркин на том свете».
Во времена хрущёвской оттепели журнал «Новый мир» считался передовым. В нём печатались такие авторы, как Василь Быков, Владимир Войнович, Василий Шукшин, Чингиз Айтматов, Владимир Тендряков. С «Новым миром» связан и литературный дебют Солженицына.
Твардовский напечатал рассказы «Один день Ивана Денисовича» и «Матрёнин двор». Его отговаривали, ведь журнал могли закрыть из-за этих публикаций.
«Если я не могу напечатать это, зачем мне тогда журнал?» — сказал поэт.
Но журнал только стал популярнее на волне борьбы с культом личности Сталина. В эти годы Твардовский работал над своей поэмой «По праву памяти», в которой описывал ужасы коллективизации.
Писал он и литературоведческие статьи о творчестве Александра Блока, Ивана Бунина, Самуила Маршака.
Правда, с началом брежневской эпохи политика резко изменилась. Началась борьба с диссидентами. «Новый мир» теперь осуждался как антипатриотический. Твардовского вынудили уйти с поста главного редактора в 1970 году.
Вскоре писатель перенёс инсульт. Кроме того, у него обнаружили рак лёгких. Умер Твардовский в декабре 1981 года. Похоронили его на Новодевичьем кладбище.
«Нельзя понять и оценить поэзию Твардовского, не почувствовав, в какой мере вся она, до самых своих глубин, лирична. И вместе с тем она широко, настежь открыта окружающему миру и всему, чем этот мир богат, – чувствам, мыслям, природе, быту, политике», – писал Самуил Яковлевич Маршак о творчестве поэта.