Поэма По праву памяти: сочинение

Cочинение «Тема покаяния в поэме Твардовского «По праву памяти»»

Жизнь А. Твардовского пришлась, пожалуй, на самые трагические годы в истории русского народа. Он прошел «со своим народом» всю войну, на его глазах страну захлестнули сталинские репрессии, пережил поэт годы хрущевской оттепели. Он стал одним из самых значительных поэтов, писавших о Великой Отечественной войне. Еще во время войны Твардовский создает поэму «Василий Теркин» и многочисленные стихотворения, написанные прямо на фронте. В годы хрущевской оттепели Твардовский был главным редактором журнала «Новый мир», где мужественно отстаивал право на публикацию произведений А. Солженицына, Б. Можаева и других талантливых писателей, которые пытались в своем творчестве осмыслить страшные уроки недавней советской истории. В 1966–1969 годы Твардовский предпринимает попытку такого переосмысления в поэме «По праву памяти»…

Поэма была создана в 1963–1969 годах, а напечатана только в 1987 году. В ней поэт попытался переосмыслить время сталинизма, разобраться в том, что происходило тогда в стране. Ведь Сталин был кумиром поколения, и одновременно в стране царило беззаконие, по масштабам сопоставимое только с ужасами фашизма. Твардовский, человек бескомпромиссный и честный, считал, что неправильно замалчивать эти черные страницы нашей истории, необходимо предать их гласности, осмыслить эти события. Он ставил целью нравственное очищение поколения той эпохи. В декабре 1963 года, окончив поэму «Теркин на том свете», Твардовский записал в рабочих набросках:

…Недосказал. Могу ль оставить

В неполноте такую речь,

Где что убавить, что прибавить —

Так долей правды пренебречь.

Годам и дням ведя отсчет.

Недосказал — и горя нету…

Нет, недосказанное жжет.

Первоначально поэт собирался добавить «недосказанное» как главу к поэме «За далью — даль». Затем главы сложились в самостоятельное произведение, получившее название «По праву памяти», — последнее, итоговое произведение поэта. Поэма вобрала в себя настроение и мотивы поэта, которые Твардовский планировал воплотить в автобиографической пьесе «Пан», затем хотел написать прозаическое произведение, но все-таки создал поэму. Он торопился рассказать о наболевшем:

…Не те уже годочки —

Не вправе я себе отсрочки

Предоставлять. Гора бы с плеч —

Еще успеть без проволочки

Немую боль в слова облечь.

Главная тема поэмы «По праву памяти» — покаяние. Проблема памяти перерастает здесь в проблему ответственности перед будущими поколениями за нежелание разбираться в прошлом: «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу». Мы не в праве забывать свое страшное прошлое, потому что оно касается всех нас, даже тех «непосвященных», кто не был свидетелем событий: А к слову — о посвященных:

Где взять их? Все посвящены!

Не по отметкам и рубцам,

Так мимоездом, мимоходом,

Так через тех, кто сам…

События тех лет имели такое огромное влияние на судьбу всего народа, что забвение их — самая страшная ошибка, которая может привести к трагическим последствиям. Тема преемственности, связи поколений находит очень сильное звучание в поэме. Она построена как взволнованный монолог, исповедь о том, что «душу жжет». Первая глава поэмы «Перед отлетом» — воспоминания автора о своей юности, о друге, с которым они наивно мечтали и верили в будущее:

Готовы были мы к походу.

Что проще может быть:

Не лгать. Не трусить,

Верным быть народу.

Любить родную землю-мать,

Чтобы за нас в огонь и в воду.

А если что — и жизнь отдать.

Не предполагали уверенные в себе оптимисты, что не только счастья следовало ждать от жизни. В этой главе между строк возникает предзнаменование суровой исторической реальности, трагических конфликтов эпохи.

Вторая часть поэмы называется «Сын за отца не отвечает». Само это название воспроизводит распространенный официальный штамп сталинского времени. Времени, когда детей принуждали отказываться от родителей; когда отец доносил на сына, а сын на отца, — времени всеобщего страха. Вопреки сталинской формуле (сын за отца не отвечает), в те годы уже появилось и другое выражение — «враг народа»:

Пять ровно слов… Но год от года

На нет сходили те слова,

И званье сын врага народа

Уже при них вошло в права.

Сам Твардовский вначале 30-х годов волей системы был поставлен в ту самую неразрешимую ситуацию, которую он описал во второй главе поэмы. В 1934 году он был отчислен с третьего курса института как «сын кулака»:

А как с той кличкой жить парнишке,

Как отбывать безвестный срок, —

Толкует автор этих строк.

Читая поэму, мы ощущаем теперь всю глубину трагического чувства, пережитого Твардовским. Это не вина в обычном смысле слова, а великая историческая трагедия обернулась личной бедой для него, как и для многих других людей его поколения. Боль Твардовского понятна: отец его был большой труженик (вспомним описание мозолистых рук отца в поэме), обладающий смекалкой и жизнестойкостью. Он был раскулачен не столько за свое крепкое хозяйство, нажитое нелегким трудом, сколько за экстравагантное поведение: носил шляпу, чуждался других крестьян, относясь к ним несколько высокомерно, был женат на дочери дворянина- однодворца (разорившегося). Пострадала при этом вся семья. Детям «врагов народа» приходилось нелегко:

И за одной чертой закона

Уже равняла всех судьба:

Сын кулака иль сын наркома,

Сын командарма иль попа…

Клеймо с рожденья отмечало

Младенца вражеских кровей.

И все, казалось, не хватало

Стране клейменных сыновей.

Вот почему Твардовский, долгое время вынужденный скрывать свое происхождение от окружающих, возмущен фразой Сталина:

Сын за отца не отвечает.

С тебя тот знак отныне снят

…Конец твоим лихим невзгодам,

Держись бодрей, не прячь лица.

Благодари отца народов,

Что он простил тебе отца

Твардовский не хочет отрекаться от отца на самом деле, не хочет использовать дарование стать «непомнящим родства». Кроме того, высказывание Сталина было только красивым жестом, на деле ж ничего не изменилось, отношение к детям «врагов народа» в стране осталось прежним. Сталин хотел воспитать человека, для которого государство важнее семьи, идеалы социализма — личного счастья. Твардовский подчеркивает, что отказ от родства — самое подлое предательство:

Ясна задача, дело свято, —

С тем — к высшей цели — прямиком

Предай в пути родного брата

И друга лучшего тайком.

И душу чувствами людскими,

Не отягчай, себя щадя.

Эпоха требовала подавления личного во имя государственного:

Забудь, откуда вышел родом,

И осознай, не прекословь:

В ущерб любви к отцу народов —

Любая прочая любовь.

Искренне поверив в новые святыни, молодое поколение оказывалось под угрозой нравственного самоуничтожения:

И лжесвидетельствуй во имя,

И зверствуй именем вождя.

Трагическое положение личности порождало ее трагическое раздвоение: с одной стороны, люди верили в идею,

Осмысление прожитой жизни в поэме А. Т. Твардовского “По праву памяти”

Школьное сочинение

Я правду всю насчет людей

С тобой затем делю,

Что я до боли их, чертей,

Какие есть люблю.

“Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые. ” Чем-чем, а “роковыми минутами” XX век не был обделен. Поэт Александр Твардовский знал это не понаслышке. На его долю выпало стать поэтическим зеркалом трех трагических периодов, потрясших и мир, и большую и малую родину. Он пережил и перестрадал и 30-е, и 40-е, и послевоенные годы, но ему посчастливилось дожить до тех дней, когда он смог, наконец, правдиво и откровенно рассказать о пережитом.

Твардовский, как человек бескомпромиссный и честный, считал, что неправильно замалчивать черные страницы нашей истории, необходимо предать их гласности, переосмыслить эти события.

Еще в поэме “За далью — даль” были произнесены слова: “Молчанье — тоже ложь”. В его последнем, итоговом произведении — поэме “По праву памяти”— эта бесспорная мысль получила дальнейшее развитие: “Нет, все былые недомолвки домолвить ныне долг велит”. Потому что — и это первейший и всеопределяющий принцип поэта — “Одна неправда нам в убыток и только правда ко двору!”

В декабре 1963 года, окончив работу над поэмой “Теркин на том свете”, в которой была сделана попытка сатирического разоблачения тоталитаризма, Твардовский записал в рабочих набросках:

. Недосказал. Могу ль оставить

В неполноте такую речь,

Где что убавить, что прибавить —

Как долей правды пренебречь?

Годам и дням ведя отсчет.

Недосказал — и горя нету.

Нет, недосказанное жжет.

Первоначально Твардовский собирался добавить “недосказанное” как главу в поэму “За далью — даль”, но затем главы сложились в самостоятельное произведение, в котором поэт заново переосмыслил все, о чем писал раньше, — в поэму “По праву памяти”.

Эта поэма — социальное и лирико-философское раздумье о непростых путях истории, о судьбах отдельной личности, осмысление поэтом опыта всей прожитой жизни, в которой отразились тяжелые противоречия времени. Мотив поиска правды, как истины и справедливости, сквозной в поэме — от обращения к себе во вступительных строках: “Перед лицом ушедших былей не вправе ты кривить душой” — до завершающих слов о целительном настое “правды сущей”, добытой ценой жестокого опыта.

В произведении развиваются и углубляются мотивы, прозвучавшие в книге “За далью — даль” (тема репрессий в главах “Друг детства” и “Так это было”), но теперь они приобретают более личностный характер. Ведь все, о чем пишет поэт, было поистине выстрадано им самим. Речь идет о судьбе его семьи и его собственной судьбе. Потому и построена поэма как взволнованный монолог, обращенный к современникам и, главным образом, к молодым людям — к “вам, из другого поколенья”. Это страстная исповедь про то, что “душу жжет”: о попирании неписаных человеческих законов, о поругании человеческого достоинства, о неслыханном произволе 30-х годов, стоившем миллионы жизней, в том числе о поломанных судьбах своих братьев, сестер, отца, матери, высланных в 30-е годы на Северный Урал, и о многих других злодеяниях. Сама память в поэме Твардовского — это не просто взволнованное воспоминание о былом, а невозможность забыть, неотпускающая боль души, постоянное тревожное напоминание о том, что никогда не изгладится в сердце.

Читайте также:  Василий Теркин и время: сочинение

Первая глава поэмы “Перед отлетом” — рассказ о юности автора, о друге, с которым они наивно мечтали о счастье и верили в светлое будущее:

Готовы были мы к походу.

Что проще может быть:

Не лгать. Не трусить.

Верным быть народу.

Любить родную землю-мать,

Чтоб за нее в огонь и в воду.

То и жизнь отдать.

Молодые, уверенные в себе оптимисты, они не предполагали, что от жизни нужно ждать не только счастья. “Сомненья дух” им “был неведом”, но тем горше было разочарование, постигшее их при столкновении с действительностью. Уже в этой главе слышно предзнаменование суровой реальности, трагических конфликтов эпохи.

Глава “Сын за отца не отвечает” — отражение той неразрешимой ситуации, в которую попал сам Твардовский в начале 30-х годов. В 1934 году он был отчислен с третьего курса института как “сын кулака”.

А как с той кличкой жить парнишке,

Как отбывать безвестный срок, —

Толкует автор этих строк.

Читая поэму, мы ощущаем, как сильно была ранена душа молодого поэта, ощущаем всю глубину той великой исторической трагедии, которая обернулась личной бедой не только для него, но и для многих тысяч людей того поколения. Мы понимаем, каково было его отцу — честному крестьянину-труженику услышать жестокий и несправедливый, как говорит поэт, “слепой и дикий для круглой цифры приговор”. Ему, зарабатывавшему хлеб собственными, в сплошных мозолях руками, о которых поэт с такой любовью и горечью говорит:

В узлах из жил и сухожилий,

В мослах покрюченных перстов —

Те, что — со вздохом — как чужие,

Садясь к столу, он клал на стол.

Те руки, что своею волей —

Ни разогнуть, не сжать в кулак:

Отдельных не было мозолей —

По этому приговору отец Твардовского оказался “в тех краях, где виснул иней с барачных стен и потолка. “. Он был раскулачен не только за то, что имел крепкое хозяйство, но и за то, что выделялся из общей массы своим экстравагантным поведением: носил шляпу, к другим крестьянам относился несколько высокомерно, к тому же был женат на дочери дворянина, пусть и обедневшего, разорившегося.

Боль Твардовского понятна, ведь пострадала при этом и вся семья. Нелегко приходилось детям “врагов народа”:

И за одной чертой закона Уже равняла всех судьба: Сын кулака иль сын наркома, Сын командарма иль попа. Клеймо с рожденья отмечало Младенца вражеских кровей. И все, казалось, не хватало Стране клейменых сыновей.

Твардовский, как и многие его сверстники, не хотел отрекаться от своего отца и вынужден был скрывать свое происхождение от окружающих. Естественно, что он был искренне возмущен словами Сталина “Сын за отца не отвечает. С тебя тот знак отныне снят”. Эти слова были всего лишь красивым жестом, в действительности же отношение к детям “врагов народа” оставалось прежним.

Сталин стремился воспитать поколение, для которого государство стало бы важнее семьи, а идеалы социализма — важнее личного счастья.

Лицемерие слов, невзначай оброненных “судеб вершителем земным” .лишь подчеркивает и усугубляет не только его вину, но и тех его наследников, которые “Забыть, забыть велят безмолвно, хотят в забвенье утопить живую быль” (глава “О памяти”).

Эта “живая быль” состоит в том, что слова “отца народов” оборачиваются требованием не только подавить все личное во имя государственного, но и нарушить основные библейские заповеди: почитай отца своего и мать свою, не произноси ложного свидетельства на ближнего своего, не убий, не сотвори себе кумира. Глас “отца народов” звучит в поэме как проповедь, но проповедь — Сатаны:

Он говорил: иди за мною,

Оставь отца и, мать свою,

Все мимолетное, земное

Оставь — и будешь ты в раю.

Отринь отца и мать отринь.

Предай в пути родного брата

И друга лучшего тайком.

И душу чувствами людскими

Не отягчай, себя щадя.

И лжесвидетельствуй во имя,

И зверствуй именем вождя.

Трагическое положение личности в тоталитарном государстве порождало ее трагическое раздвоение: с одной стороны, люди поверили в идею, были преданы идеалам социализма, а с другой — жестокость воплощения идеи вступала в конфликт с их совестью, заставляя сомневаться: а все ли правильно происходит при строительстве нового общества?

Твардовский был в числе тех, кто искренне поверил в идеи социализма, но пострадал при их претворении в жизнь. Поэтому отношение его к “вождю народов” неоднозначно: образ Сталина становится одним из центральных и самых меняющихся в его поэмах. Он эволюционирует от мудрого и надежного кормчего “на многомощном корабле” в цикле “О Сталине” до тирана, не только извратившего социалистическую идею, но посягнувшего на саму природу человека.

За два года до смерти Твардовский переосмыслил всю прожитую жизнь, избавился, наконец, от всех иллюзий. Он отверг все запреты и предал гласности мучительную и горькую память о жестокой эпохе, об ужасах и преступлениях времен сталинщины:

. не те уже годочки, —

Не вправе я себе отсрочки

Еще успеть без проволочки

Немую боль в слова облечь,

Ту боль, что скрыта временами

И встарь теснила нам сердца.

В главе “О памяти” поэт открывает правду и о продолжающих эпоху сталинизма, полных лжи и показухи брежневских временах:

Забыть велят и просят лаской

Не помнить — память под печать.

Чтоб ненароком той оглаской

Непосвященных не смущать.

Твардовский не согласен с такой политикой государства. Он считает, что за нежеланием открывать правду скрывается страх перед собственным народом, а это неправильно, ведь

. кто сказал, что взрослым людям

Страниц иных нельзя прочесть?

Иль нашей доблести убудет

И на миру померкнет честь?

Он уверен, что тот, “кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу”. А ведь потомки спросят с народа и будут судить его судом поколений, судом истории. Твардовский считает, что его современники обязаны рассказать потомкам правду о прошлом и этим нравственно очиститься:

Зато и впредь как были — будем, —

Какая вдруг ни грянь гроза, —

Людьми из тех людей, что людям,

Не пряча глаз, глядят в глаза.

Поэма “По праву памяти”, в которой Александр Твардовский попытался переосмыслить время сталинизма, разобраться с тем, что происходило тогда в стране, была написана в 1963-1969 годах, но увидела свет только в 1987-м. Она оказалась удивительно созвучной духу того времени — требованиям гласности, прямого и откровенного разговора о наболевшем. Конечно, Твардовский открыл правду только в той мере, в какой она была доступна ему — члену ЦК КПСС, и двигала поэта к правде памяти не только “оттепель” и желание реабилитировать несправедливо репрессированных, но и сугубо личное обстоятельство — близость смерти, последнего срока, до которого надо успеть высказать “немую боль”. Тем не менее, появление этой поэмы еще раз подтвердило значение памяти, тема которой усиленно разрабатывалась в прозе и поэзии на протяжении последних десятилетий XX века, и подчеркнуло роль Твардовского, находившегося у истоков ее разработки.

Сочинение отзыв по поэме “По праву памяти”

Совсем недавно мною была прочитана поэма А. Твардовского, которая называется “По праву памяти”. Это неизвестное мне раньше творение глубоко потрясло меня той открытостью выражения эмоций и чувств, которыми оно пронзено от начала и до конца. Наряду с этим, оно пробудило во мне заинтересованность и к самому поэту. Александр Твардовский, известен своими произведениями о войне, знаменит и своей активной общественной деятельностью. В хрущевское время он был главным редактором журнала “Новый мир”. Своими усилиями в буквальном смысле

Твардовский: Стихи, которые не печатаются Случались неудачи с публикацией и в Смоленске, не всегда все шло легко и гладко. Были в те годы в газетах рубрики “Чьи стихи, куда посланы”, “Стихи, которые не печатаются. Ответ.

Василий Теркин – кто же он такой То серьезный, то потешный, Нипочем что дождь, что снег, – В бой, вперед, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный, Русский чудо-человек. А. Твардовский. Василий Теркин Поэма “Василий Теркин”.

Солдатские будни Но покуда вздох в запасе, Толку нет о смертном часе. В муках тверд и в горе горд, Теркин жив и весел, черт! А. Твардовский Александр Трифонович Твардовский пришел в большую.

Тема войны в лирике А. Т. Твардовского Чувство обязательства живых перед павшими, невозможности забвения всего происшедшего – основные мотивы военной лирики А. Твардовского. “Я жив, я пришел с войны активный и здоровый. Но сколько я недосчитываюсь. сколько.

Отголоски прошлого в поэмах Писать стихи Александр Трифонович Твардовский начал с раннего детства. Судьба крестьянства в годы коллективизации – основная тема первых поэм Твардовского: “Путь к социализму” (1931 г.), “Вступление” (1933 г.). Но настоящую.

Нравственная проблематика лирики А. Т. Твардовского В жизни поэта было много испытаний, горьких впечатлений и переживаний. Пройдя дорогами Великой Отечественной в качестве сотрудника фронтовой газеты “Красная звезда”, увидев ужасы войны, Твардовский говорил в своих стихах о.

Тема “большой” и “малой” родины (по поэме А. Т. Твардовского “Василий Теркин”) В жизни человека нередко происходят события, коренным образом меняющие взгляд на окружающую действительность. Одним из таких событий, к сожалению, является война. Это страшное слово заставляет нас смотреть другими глазами не.

Василий Теркин фактически олицетворяет весь народ В годы войны Твардовский делал все, что требовалось для фронта, часто выступал в армейской и фронтовой печати: “писал очерки, стихи, фельетоны, лозунги, листовки, песни, статьи, заметки.” (5, 116). Но главный.

Произведение А. Т. Твардовского “о времени и о себе.” Русский поэт, журналист, переводчик, лауреат многих литературных премий. Судьбу Твардовского можно назвать типичной для человека советского времени: поэт свято верит в идеалы, провозглашенные большевиками, со временем проходит через разочарование, на.

Читайте также:  Главная радость жизни в поэтике Твардовского: сочинение

Сталинское время через призму поэзии А. Твардовского (Второй вариант) Кто прячет прошлое ревниво, Тот вряд ли с будущим в ладу. А. Твардовский А. Т. Твардовский принадлежал к тому поколению людей, которые в своей жизни испытали множество бед и неразрешимых.

О великом подвиге народа в годы войны (на примере поэмы “Василий Теркин”) Художественная литература периода Великой Отечественной войны имеет ряд характерных черт. Главные ее особенности – патриотический пафос и установка на всеобщую доступность. Удачнейшим примером такого произведения по праву считается поэма Александра.

Автор и его герой в поэме “Василий Теркин”. Движение сюжета поэмы В “Василии Теркине” мало противопоставлений, зато много движения, развития – прежде всего в образах главного героя и автора, их контактах между собой и с другими персонажами. Первоначально они дистанцированы: во.

Герой и народ в поэме Памятник литературному герою – вещь вообще-то редкая, но в нашей стране такой памятник установлен Василию Теркину, и, как мне кажется, герой Твардовского заслужил эту честь по праву. Этот памятник, можно.

Образ главного героя в поэме А. Т, Твардовского “Василий Теркин” В самый разгар Великой Отечественной войны, когда вся наша страна защищала родину, в печати появляются первые главы поэмы А. Т. Твардовского “Василий Теркин”, где в образе главного героя был выведен.

В чем своеобразие поэмы А. Т. Твардовского “Василий Теркин” “Теркин” был для меня. моей лирикой, моей Публицистикой, песней и поучением, анекдотом И присказкой, разговором по душам и репликой к случаю. А. Твардовский Во время Великой Отечественной войны А. Т.

Образ солдата-героя в поэме А. Т. Твардовского “Василий Теркин” Поэма “Василий Теркин” написана Твардовским на основе личного опыта автора – участника Великой Отечественной войны. В жанровом отношении это свободное повествование-хроника (“Книга про бойца, без начала, без конца.”), которое охватывает.

Детские годы Твардовского Учились в той же школе два брата Сиводедовы – Василий и Егор. Старший, Василий, пятью годами старше Шуры, был в девятом классе. Пользовался он большим уважением. К нему-то и потянулся.

Анализ поэмы “Василий Теркин” А. Т. Твардовского Александр Трифонович Твардовский родился на Смоленщине в семье простого крестьянина. В 1939 году писатель призван в красную армию. Он работал военным корреспондентом. Здесь начинает складываться образ Васи Теркина – образ.

Речевая характеристика героя (По одному из произведений русской литературы XX века – А. Т. Твардовский “Василий Теркин” ) А. Т.Твардовский писал о войне не понаслышке. В самом начале войны он, как и многие другие писатели и поэты, ушел на фронт. И проходя по дорогам войны, поэт создал удивительный.

Одна из вершин русской поэзии (поэма А. Т. Твардовского “Василий Теркин”) Великого русского поэта А. Т. Твар­довского всегда интересовала судьба своей страны в переломные моменты истории. Еще в начале 30-х годов он со­здал поэтическую картину сложной эпохи коллективизации в поэме “Стра­на.

Сейчас вы читаете: Сочинение отзыв по поэме “По праву памяти”

Сочинение «Тема памяти в поэме А. Т. Твардовского «По праву памяти»

Сам А. Т. Твардовский не считал, что стихи, составляющие поэму «По праву памяти», – это самостоятельное произведение; он писал их как продолжение к поэме «За далью – даль». При жизни поэта эти стихи, конечно, не могли быть опубликованы, хотя сам А. Т. Твардовский незадолго до смерти подготовил их к печати. В конце 60-х годов в общественно-политической жизни страны усилились негативные тенденции, наступило то, что позже получило емкое название – «застой». Даже та полугласность, которая была возможна во времена хрущевской «оттепели», сошла на нет. И потому стихам Твардовского о сталинизме «настал свой черед» только в конце 80-х, во времена подлинной гласности.

Поэма «По праву памяти» итоговое произведение А. Т. Твардовского, это его раздумья о прожитой жизни – и своей, и страны. Он возвращается к минувшим событиям и судит их как человек и гражданин – по праву памяти. Память не лжет, память высветляет людей и события в их истинном виде, память свободна от ошибок сиюминутности.

Композиционно поэма делится на три части. Первая часть называется «Перед отлетом» и рисует юность поэта. Деревенский паренек мечтает покинуть свое захолустье, променять его «на целый белый свет». Сам Твардовский и его современники мечтали «дорваться вдруг до всех наук», им грезились большие дела, грандиозные открытия, жизнь интересная и увлекательная. Впереди виделось только счастье, которым обязательно должны быть вознаграждены молодой энтузиазм и творческий порыв.

В то же время у людей поколения 20-30-х годов было ощущение, что, страна находится в кольце врагов, что со всех сторон молодой Советской республике угрожают вражеские силы. И потому молодое поколение было готово «к походу», в котором за победу нужно было «и жизнь отдать».

Эта юношеская смесь ожидания счастья и готовности пожертвовать собой во имя Родины составляет пафос первой части поэмы. Все это было «жизнь тому назад», и на закате дней поэт вспоминает себя прежнего со светлой грустью.

Вторая часть имеет совсем другую тональность, которая определяется уже названием – «Сын за отца не отвечает». Здесь зловещим призраком оживают воспоминания о сталинских репрессиях. Сам Твардовский всю жизнь носил на себе клеймо «кулацкого не сына, а сынка», и в молодости он даже скрывал свое происхождение. Теперь, в конце жизни, поэт размышляет, как могло случиться, что целое поколение уже от рождения ощущало себя виновным в том, за что отвечать никак не могло. Государство считало опасными «младенцев вражеских кровей». Звание «сын врага народа» перечеркивало всю судьбу и даже жизнь человека. С каждым годом таких людей становилось все больше, «и все, казалось, не хватало стране клейменых сыновей».

Когда чаша людского гнева переполнилась, партия и ее рулевой делали крутой вираже: появлялись статьи вроде «Головокружения от успехов» или формулировки типа «Сын за отца не отвечает». Но после того как сотни тысяч людей, получив зловещее прозвище ЧСИР – член семьи изменника Родины, были безвинно сосланы или брошены в тюрьмы, эта фальшивая фраза вождя никому реально не могла помочь.

Несправедливость и жестокость были возведены в ранг государственной политики, при которой репрессиям и насильственной депортации были подвергнуты целые народы. Поразительнее всего, что, несмотря на происходящее, многие люди сохраняли наивную любовь, даже благоговение по отношению к «отцу народов». Пропагандистская машина работала так дьявольски искусно, что люди забыли вековые нравственные правила. Донос на близкого человека, публичное отречение от отца, обвиненного по 58-й статье, – все это считалось (и многими – искренне!) гражданской доблестью. Именем Сталина оправдывались страшные преступления:

И душу чувствами людскими

Не отягчай, себя щадя.

И лжесвидетельствуй во имя,

И зверствуй именем вождя.

Прошли годы, стали отцами дети тех страшных лет, и теперь они в ответе за «всеобщего отца».

Заключительная часть поэмы называется «О памяти». От имени своего поколения, от имени тех, кто стал «лагерной пылью», поэт судит прошлое. Он гневно обвиняет Сталина в бесчеловечной жестокости и задается вопросом: как же могло случиться, что истинное лицо «отца народов» было неведомо людям? Ответ А. Т. Твардовского вполне в духе своего времени. Ему кажется, что все дело «в лукавой подмене», в том, что имена Ленина и Сталина были «грубо сдвоены», что Сталина считали продолжателем ленинского дела, в то время как он им никогда не был. Сталин грубо исказил ленинские идеи, и задача состоит в том, чтобы вернуться к ленинским нормам партийной и общественной жизни.

Сегодня новые факты, документальные свидетельства изменили наше представление и о Ленине. Конечно, он не был кровавым диктатором, как Сталин, но многие злодеяния сталинского режима связаны с ленинскими идеями, например с идеей об усилении классовой борьбы в ходе строительства социализма. Но мы не можем обвинять А. Т. Твардовского в его видении истории, потому что каждый человек, даже большой художник, ограничен в своих взглядах рамками времени.

Разоблачение сталинизма, даже такое яркое, исполненное большой художественной силы, сегодня уже не кажется откровением. Но поэма «По праву памяти» все-таки вызывает благодарные читательские чувства, потому что в ней живое, правдивое и выстраданное слово большого художника о своей эпохе.

«Сочинение отзыв по поэме «По праву памяти»»

Совсем недавно мною была прочитана поэма А. Твардовского, которая называется «По праву памяти». Это неизвестное мне раньше творение глубоко потрясло меня той открытостью выражения эмоций и чувств, которыми оно пронзено от начала и до конца. Наряду с этим, оно пробудило во мне заинтересованность и к самому поэту. Александр Твардовский, известен своими произведениями о войне, знаменит и своей активной общественной деятельностью. В хрущевское время он был главным редактором журнала «Новый мир». Своими усилиями в буквальном смысле слова преподнес читателям творения многих беллетристов, которые были запрещены во время правления Сталина. Поэму «По праву памяти» Твардовский писал почти три года , закончил ее в шестьдесят девятом году.

Однако во времена «застоя» из идейных воззрений она была издана только восемнадцать лет спустя, что, бесспорно, только увеличивает интерес к ней. Испытывая на закате лет острую надобность поспеть сообщить о самом важном, в чем-то раскаяться, что-то предотвратить, А. Твардовский в поэме думает о драматической судьбе его поколения. Писатель вложил в маленькое по своим размерам творение всю боль, которая была вызвана воспоминаниями об ужасных деяниях той поры. Поэма поделена на три части, следует отметить, что первая часть противопоставлена остальным. В ней писатель повествует простую, грустную историю, как два молодых человека, намереваясь оставить родные края, мыслят о будущем, грезят быть полезными для страны, родному народу.

Читайте также:  Лирические стихотворения о мужестве Твардовского: сочинение

Однако уже в конце первой части автор сгущает краски. Он дает понять, скоро их беспечная юность закончится и жизнь встретит их не очень приветливо. Из второй части поэмы мы познаем жуткую «быль» о том, какие муки заставлены были выдерживать дети репрессированных родителей.

Причем огромное число этих людей не только не совершали преступлений, но по-разному старались помочь державе подняться из разрухи и бедности. Отца самого писателя раскулачили и он был сослан на Северный Урал. Твардовскому пришлось входить в жизнь и в литературу с метой кулацкого сына. Но главной задачей второй части поэмы было изобразить ту страшную простоту, с какой принимали важные решения, которые могли бы изменить жизнь миллионов людей.

Волнения и эмоции людей не только не брали в расчет, их просто не существовало.

И государственная огромная машина выращивала и скрупулезно готовила тех, кто потом мог стать звеном этого бездушного механизма. Отличительной чертой поэмы является то, что при достаточно небольшом объеме текста у писателя получается поведать о многом. Автор размышляет и о своей собственной вине перед своими родителями, и о том, что за всеобщего родоначальника мы очутились все в ответе. Третья часть поэмы является своеобразным предупреждением нам, последователям и потомкам, не застигшим эту пору. Писатель предостерегает нас об опасности позабыть всю безжалостность той власти, которая распоряжалась государством долгие десятилетия. И это по-настоящему актуально не только для периода, когда была написана поэма, когда страной правил Л. И. Брежнев, а также и для наших дней. Поколение, для которого были написаны слова поэмы, не имело возможности осознать их правильность и значительность. Результаты этого мы испытываем уже сейчас, следя за митингами и демонстрациями, участники которых несут портреты Сталина.

В этом маленьком творении у Твардовского получилось сформулировать массу всевозможных чувств и волнений советской интеллигенции, вернее, той части, которая, старалась противостоять государственному строю, не поддаваться натиску сверху, сберечь человеческий облик, не опозорить свою совесть.

Нашему поколению, которое находится на пороге взрослой жизни и видит неустойчивость коллективного сознания, именно нам не только полезно, а жизненно важно постигать как историю, так и беллетристику нашего государства для того, чтобы в ответственный момент не совершить фатальной оплошности и не повергнуть ее в хаос, нищету и разруху.

Красочным примером подобной литературы, познание которой позволяет формировать активную жизненную позицию, является именно поэма Твардовского «По праву памяти». Она обрисовывает только малую часть тех событий, которые были пережиты народом. Но она довольно глубокая и обстоятельная, и может заставить размышлять над прошедшим, оценить сегодняшний день и предупредить ужасающие промахи в будущем.

Сочинение отзыв по поэме “По праву памяти”

Совсем недавно мною была прочитана поэма А. Твардовского, которая называется “По праву памяти”. Это неизвестное мне раньше творение глубоко потрясло меня той открытостью выражения эмоций и чувств, которыми оно пронзено от начала и до конца. Наряду с этим, оно пробудило во мне заинтересованность и к самому поэту. Александр Твардовский, известен своими произведениями о войне, знаменит и своей активной общественной деятельностью. В хрущевское время он был главным редактором журнала “Новый мир”. Своими усилиями в буквальном смысле слова преподнес читателям творения многих беллетристов, которые были запрещены во время правления Сталина. Поэму “По праву памяти” Твардовский писал почти три года, закончил ее в шестьдесят девятом году.
Однако во времена “застоя” из идейных воззрений она была издана только восемнадцать лет спустя, что, бесспорно, только увеличивает интерес к ней. Испытывая на закате лет острую надобность поспеть сообщить о самом важном, в чем-то раскаяться, что-то предотвратить, А. Твардовский в поэме думает о драматической судьбе его поколения. Писатель вложил в маленькое по своим размерам творение всю боль, которая была вызвана воспоминаниями об ужасных деяниях той поры. Поэма поделена на три части, следует отметить, что первая часть противопоставлена остальным. В ней писатель повествует простую, грустную историю, как два молодых человека, намереваясь оставить родные края, мыслят о будущем, грезят быть полезными для страны, родному народу.
Однако уже в конце первой части автор сгущает краски. Он дает понять, скоро их беспечная юность закончится и жизнь встретит их не очень приветливо. Из второй части поэмы мы познаем жуткую “быль” о том, какие муки заставлены были выдерживать дети репрессированных родителей.
Причем огромное число этих людей не только не совершали преступлений, но по-разному старались помочь державе подняться из разрухи и бедности. Отца самого писателя раскулачили и он был сослан на Северный Урал. Твардовскому пришлось входить в жизнь и в литературу с метой кулацкого сына. Но главной задачей второй части поэмы было изобразить ту страшную простоту, с какой принимали важные решения, которые могли бы изменить жизнь миллионов людей.
Волнения и эмоции людей не только не брали в расчет, их просто не существовало.
И государственная огромная машина выращивала и скрупулезно готовила тех, кто потом мог стать звеном этого бездушного механизма. Отличительной чертой поэмы является то, что при достаточно небольшом объеме текста у писателя получается поведать о многом. Автор размышляет и о своей собственной вине перед своими родителями, и о том, что за всеобщего родоначальника мы очутились все в ответе. Третья часть поэмы является своеобразным предупреждением нам, последователям и потомкам, не застигшим эту пору. Писатель предостерегает нас об опасности позабыть всю безжалостность той власти, которая распоряжалась государством долгие десятилетия. И это по-настоящему актуально не только для периода, когда была написана поэма, когда страной правил Л. И. Брежнев, а также и для наших дней. Поколение, для которого были написаны слова поэмы, не имело возможности осознать их правильность и значительность. Результаты этого мы испытываем уже сейчас, следя за митингами и демонстрациями, участники которых несут портреты Сталина.
В этом маленьком творении у Твардовского получилось сформулировать массу всевозможных чувств и волнений советской интеллигенции, вернее, той части, которая, старалась противостоять государственному строю, не поддаваться натиску сверху, сберечь человеческий облик, не опозорить свою совесть.
Нашему поколению, которое находится на пороге взрослой жизни и видит неустойчивость коллективного сознания, именно нам не только полезно, а жизненно важно постигать как историю, так и беллетристику нашего государства для того, чтобы в ответственный момент не совершить фатальной оплошности и не повергнуть ее в хаос, нищету и разруху.
Красочным примером подобной литературы, познание которой позволяет формировать активную жизненную позицию, является именно поэма Твардовского “По праву памяти”. Она обрисовывает только малую часть тех событий, которые были пережиты народом. Но она довольно глубокая и обстоятельная, и может заставить размышлять над прошедшим, оценить сегодняшний день и предупредить ужасающие промахи в будущем.

Сочинение по литературе на тему: Сочинение отзыв по поэме “По праву памяти”

Другие сочинения:

Тема покаяния в поэме Твардовского “По праву памяти” Жизнь А. Твардовского пришлась, пожалуй, на самые трагические годы в истории русского народа. Он прошел “со своим народом” всю войну, на его глазах страну захлестнули сталинские репрессии, пережил поэт годы хрущевской оттепели. Он стал одним из самых значительных поэтов, писавших Read More .

О великом подвиге народа в годы войны в поэме “По праву памяти” Литература именно тогда воспитывает, когда она менее всего занята вопросами воспитания. И песни, и сказки, и лирическая поэзия, и героические сказания – все это пробуждает в человеке человеческое, что несет в себе те нравственные ценности, которые за долгую свою историю Read More .

Тема памяти в творчестве Твардовского (“За далью даль”, “По праву памяти”) Думаю, творчество Твардовского ассоциируется, в первую очередь, с темой войны и мира, с темой восхваления русского солдата. Национальным героем стал его Василий Теркин. Совсем иной характер носят поэмы Твардовского “За далью даль” и “По праву памяти”, так как в них Read More .

Трагедия поколения в поэме А. Ахматовой “Реквием” и в поэме А. Твардовского “По праву памяти” На протяжении всей своей истории Россия терпела множество невзгод. Войны с иноземным врагом, междоусобные распри, народные смуты – тени этих событий смотрят на нас сквозь “вуаль времен минувших” со страниц древних рукописей и пожелтевших книг. XX век превзошел все предыдущие Read More .

Гражданское переосмысление поэмы Твардовского “По праву памяти” Великие события, произошедшие в нашей стране, отразились в творчестве Александра Трифоновича Твардовского и в форме прямого их изображения, и в форме связанных с ним отдельных переживаний-размышлений. В этом смысле его творчество в высшей степени злободневно. В конце 60-х Твардовский пишет Read More .

Поэма “По праву памяти” Смыкая возраста уроки. Сама собой приходит мысль – Ко всем, с кем было по дороге Живым и павшим отнестись. А. Твардовский Великие события, произошедшие в нашей стране, отразились в творчестве Александра Трифоновича Твардовского и в форме прямого их изображения, и Read More .

Идейно-художественные особенности поэмы Твардовского “По праву памяти” Поэма “По праву памяти” была написана в середине 70-х годов 20 века. Автор писал: “Кажется, впервые за долгий срок почувствовал приближение поэтической темы, того, что не сказано и что мне, а значит, и не только мне, нужно обязательно высказать”. В Read More .

Анализ поэмы Твардовского “По праву памяти” За несколько месяцев до начала работы над поэмой “По праву памяти” А. Т. Твардовский писал: “Кажется, впервые за долгий срок почувствовал приближение поэтической темы, того, что не сказано и что мне, а значит, и не только мне, нужно обязательно высказать. Read More .

Ссылка на основную публикацию
×
×