Нравственные проблемы в освещении Твардовского-лирика: сочинение

Нравственные проблемы в освещении Твардовского-лирика

Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

Творчество Твардовского разнообразно в жанровом и тематическом отношении. Писал поэт о природе, о Родине, о колхозной жизни, о любви, о матери, о войне, о нравственности. Лучшими остались стихи-воспоминания, связанные с военными годами….
Тема памяти о Великой Отечественной войне и миллионах жизней, унесённых этой войной, тесно переплетается с темой нравственности.
Отчётлива нравственная направленность стихотворения «Сыну погибшего воина». Сама тема очень важна. Сколько у нас осталось после войны детей без отцов, которым куда труднее приходилось, чем тем, у которых вернулись отцы с войны. Автор обращается с напутственным словом к сыну, который «раньше срока возмужал заметно», как бы от имени погибшего героя.
Жизнь сложна, непредсказуема. У молодого человека, оставшегося без твёрдого плеча отца, без его мудрого слова, дорога жизни во много раз труднее и опаснее. Конечно, скорбь о родном человеке не должна заглушать радости сына («Ты памятью героя и отца Не отлучён от радостей заветных»). Ведь сама победа была подарена молодому поколению, чтобы оно наслаждалось жизнью. Поэт пишет:
Но если ты, случится как-нибудь,
По глупости, по молодости ранней
Решишь податься на постыдный путь,
Забыв о чести, долге и призванье:

Товарища в беде не поддержать,
Во чьё-то горе обратить забаву,
В труде схитрить. Солгать. Обидеть мать.
С недобрым другом
Поравняться славой…
Светлый образ погибшего отца, по мысли Твардовского, должен служить напоминанием сыновьям о том, как надо жить, чтобы не попасть на неправедный путь.
В 1966 году появились такие стихи-воспоминания, как «Есть имена и есть такие даты», «Я знаю, никакой моей вины», «Лежат они, глухие и немые»… Главная мысль этих и подобных им стихотворений – это призыв к вечной памяти о погибших в черные годы войны. Трудно найти такого поэта, который так чувствовал свою вину за всё произошедшее. В горьких, скорбных тонах звучат знаменитые строки:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они – кто старше, кто моложе, –
Остались там. И не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…
Внешне кажется, что строки слишком просты, даже прозаически. Но стихи проникают в самое сердце, потому что выразилось здесь душевное переживание поэта, судящего себя самого самым высоким судом – духовным. Именно благодаря прозаической угловатости и добивается должного эффекта автор. В простоте речи иногда глубже выражается человеческое горе.
За годы, прошедшие со дня окончания войны, поэт похоронил немало коллег, товарищей, близких его сердцу людей. В 1965 году ему пришлось проститься со своей матерью, Марией Митрофановной. Памяти матери поэт посвятил четыре стихотворения: «Прощаемся мы с матерями», «В краю, куда их вывезли гуртом», «Как не спеша садовники орудуют», «Ты откуда эту песню…». Печаль по поводу смерти родительницы звучит пронзительно, грусть передаётся читателям. Видимо, писались они в угнетённом состоянии духа (все они созданы один за другим в год похорон).
В поэме «По праву памяти» поэт ставит вопрос о забвении. После публикации поэмы критика сразу же заговорила о гражданской честности писателя, о его мужестве, о стремлении правдиво рассказать о трагедийном времени, в котором ему, правдивому человеку, приходилось жить. Читая страницы написанного, видишь в лице рассказчика образ поэта-гражданина, смело разоблачающего тоталитарное государство с его диктаторским режимом.
Вступление и три главы («Перед отлётом», «Сын за отца не отвечает», «О памяти») осуждают сталинский произвол в стране и доказывают, как трудно жилось в то время, когда любое проявление своего мнения каралось законом. Слова поэта обращены в основном к молодым, к тем, кто только понаслышке знает о тех трудных годах, когда
Во имя собственных святынь
Той жертвы требовали строго:
Отринь отца и мать отринь.
В главах «Сын за отца не отвечает» и «О памяти» много полемики с воображаемым читателем, защитником сталинских идей, с теми, кто «Забыть, забыть велят безмолвно Хотят в забвеньи утопить Живую боль». Прав поэт в своём гневе. Память о прошлом должна жить не только ради точности исторических событий, а правда нужна, прежде всего, для новых поколений, чтобы не повторялись ошибки. «Одна неправда нам в убыток И только правда – ко двору» – справедливо замечает Твардовский.
Тема нравственности в творчестве Твардовского тесно переплетается с темой памяти – о прошедшей войне, о погибших близких людях, о тоталитарном режиме. Писал всегда Твардовский только о том, чему был свидетель, что пережил на своём личном опыте.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Нравственные проблемы в освещении Твардовского-лирика: сочинение

Нравственные проблемы в освещении Твардовского-лирика

Творчество Твардовского разнообразно в жанровом и тематическом отношении. Писал поэт о природе, о Родине, о колхозной жизни, о любви, о матери, о войне, о нравственности. Лучшими остались стихи-воспоминания, связанные с военными годами….
Тема памяти о Великой Отечественной войне и миллионах жизней, унесённых этой войной, тесно переплетается с темой нравственности.
Отчётлива нравственная направленность стихотворения «Сыну погибшего воина». Сама тема очень важна. Сколько у нас осталось после войны детей без отцов, которым куда труднее приходилось, чем тем, у которых вернулись отцы с войны. Автор обращается с напутственным словом к сыну, который «раньше срока возмужал заметно», как бы от имени погибшего героя.
Жизнь сложна, непредсказуема. У молодого человека, оставшегося без твёрдого плеча отца, без его мудрого слова, дорога жизни во много раз труднее и опаснее. Конечно, скорбь о родном человеке не должна заглушать радости сына («Ты памятью героя и отца Не отлучён от радостей заветных»). Ведь сама победа была подарена молодому поколению, чтобы оно наслаждалось жизнью. Поэт пишет:
Но если ты, случится как-нибудь,
По глупости, по молодости ранней
Решишь податься на постыдный путь,
Забыв о чести, долге и призванье:

Товарища в беде не поддержать,
Во чьё-то горе обратить забаву,
В труде схитрить. Солгать. Обидеть мать.
С недобрым другом
Поравняться славой…
Светлый образ погибшего отца, по мысли Твардовского, должен служить напоминанием сыновьям о том, как надо жить, чтобы не попасть на неправедный путь.
В 1966 году появились такие стихи-воспоминания, как «Есть имена и есть такие даты», «Я знаю, никакой моей вины», «Лежат они, глухие и немые»… Главная мысль этих и подобных им стихотворений – это призыв к вечной памяти о погибших в черные годы войны. Трудно найти такого поэта, который так чувствовал свою вину за всё произошедшее. В горьких, скорбных тонах звучат знаменитые строки:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они – кто старше, кто моложе, –
Остались там. И не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…
Внешне кажется, что строки слишком просты, даже прозаически. Но стихи проникают в самое сердце, потому что выразилось здесь душевное переживание поэта, судящего себя самого самым высоким судом – духовным. Именно благодаря прозаической угловатости и добивается должного эффекта автор. В простоте речи иногда глубже выражается человеческое горе.
За годы, прошедшие со дня окончания войны, поэт похоронил немало коллег, товарищей, близких его сердцу людей. В 1965 году ему пришлось проститься со своей матерью, Марией Митрофановной. Памяти матери поэт посвятил четыре стихотворения: «Прощаемся мы с матерями», «В краю, куда их вывезли гуртом», «Как не спеша садовники орудуют», «Ты откуда эту песню…». Печаль по поводу смерти родительницы звучит пронзительно, грусть передаётся читателям. Видимо, писались они в угнетённом состоянии духа (все они созданы один за другим в год похорон).
В поэме «По праву памяти» поэт ставит вопрос о забвении. После публикации поэмы критика сразу же заговорила о гражданской честности писателя, о его мужестве, о стремлении правдиво рассказать о трагедийном времени, в котором ему, правдивому человеку, приходилось жить. Читая страницы написанного, видишь в лице рассказчика образ поэта-гражданина, смело разоблачающего тоталитарное государство с его диктаторским режимом.
Вступление и три главы («Перед отлётом», «Сын за отца не отвечает», «О памяти») осуждают сталинский произвол в стране и доказывают, как трудно жилось в то время, когда любое проявление своего мнения каралось законом. Слова поэта обращены в основном к молодым, к тем, кто только понаслышке знает о тех трудных годах, когда
Во имя собственных святынь
Той жертвы требовали строго:
Отринь отца и мать отринь.
В главах «Сын за отца не отвечает» и «О памяти» много полемики с воображаемым читателем, защитником сталинских идей, с теми, кто «Забыть, забыть велят безмолвно Хотят в забвеньи утопить Живую боль». Прав поэт в своём гневе. Память о прошлом должна жить не только ради точности исторических событий, а правда нужна, прежде всего, для новых поколений, чтобы не повторялись ошибки. «Одна неправда нам в убыток И только правда – ко двору» – справедливо замечает Твардовский.
Тема нравственности в творчестве Твардовского тесно переплетается с темой памяти – о прошедшей войне, о погибших близких людях, о тоталитарном режиме. Писал всегда Твардовский только о том, чему был свидетель, что пережил на своём личном опыте.

Читайте также:  Василий Теркин и время: сочинение

Нравственная проблематика лирики А. Твардовского

Понятие нравственности неразрывно связано с другими не менее важными, – духовность, идейность, мораль. Всё это занимает в жизни общества и человека то место, где в той или иной степени проявляются две сущности – душа и интеллект. Представление человека об идеале невозможно без тех высоко моральных качеств, которые присущи личности, живущей по законам справедливости.

Русская литература всегда стремилась к воспитанию в читателе именно таких черт, которые позволяли бы самосовершенствоваться. Философское понятие нравственности во многом созвучно с тем, как оно интерпретируется в литературе. Если в творчестве писателя или поэта в качестве основной выделяют нравственную проблематику, это означает приоритет отражения индивидуального взгляда автора на личность человека, влияние событий, происходящих в окружающем мире, а также духовную сущность людей, живущих в ту эпоху.

А.Твардовский – одни из тех русских поэтов, кто обладал высокими нравственными принципами, жил в соответствии с ними и творчество своё соотносил с собственными представлениями о чести, достоинстве, благородстве. Его произведения отличает достоверность и объективность, а лирический герой всегда искренен и честен, так как автор общается с читателем на равных, желая пробудить в нём или сформировать те лучшие качества, что делают человека личностью.

В ранней лирике поэта, которая представляет собой своеобразные страницы лирического дневника, отчётливо звучит тема дружеского участия в судьбах других людей, желание помочь тем, кто в этом нуждается. Одно из таких стихотворений – «Друг мой вовремя уехал. », где лирический герой терпим к тем недостаткам, что присущи его другу, так как уверен, что человек он, хотя и легкомысленный, но не желающий другим зла.

От его сплошного смеха

эти слова характеризуют не столько друга, сколько автора высказывания, который готов понять и простить многое, так как «каркала ему гадалка умереть от пули шалой». Таким образом, умение понять человека, поддержать его – это то, что характеризует личность, обращённую не только к самому себе, но и к другим: «Я его люблю, пожалуй».

Тема дружбы и единения перед лицом опасности найдёт дальнейшее развитие в произведениях, созданных в период Великой Отечественной войны, потребовавшей от человека всех его нравственных и физических сил для победы над врагом.

Одно из самых ярких стихотворений, написанных А. Твардовским о войне, – «Я убит подо Ржевом». Простой солдат, от чьего лица ведётся повествование, обладает высокими моральными качествами, среди которых приоритетно чувство патриотизма, присущее истинному сыну отечества. Выполнив свой долг до конца, он не может быть спокоен, так как его тревожит судьба страны:

Удержались ли наши

Там, на Среднем Дону?

Этот месяц был страшен,

Было всё на кону.

Чувство единения перед лицом опасности сплотило людей, проявивших мужество и героизм при защите родной земли. В этом стихотворении лирический герой многократно повторяет обращение «братья», что создаёт нерушимое единство живых и павших во имя великой победы. Размышления поэта о тяжёлых испытаниях, выпавших на долю его современников, завершаются фразой, наполненной глубокой мудростью:

Я вам жить завещаю, –

что я больше могу?

Тема жизни и смерти приобретает с течением времени в лирике А.Твардовского новое звучание: при подведении жизненных итогов важно осознавать, что жизнь прожита не зря, что есть такие достижения, которые позволяют делиться мудростью с другими людьми. Своим нравственным долгом поэт считает сохранить в памяти потомков уроки прошлого, а также предостеречь от возможных ошибок.

Философскую лирику поэта в последние годы его жизни отличает серьёзность в рассмотрении важных вопросов и ироничность по отношению к себе как к человеку, стремящемуся преподнести урок нравственности и морали своим читателям. Стихотворение «Что нужно, чтобы жить с умом?» – одно из тех, где лирический герой полностью соотнесён с самим автором. Подводя своеобразные итоги, он несколько насмешливо говорит о философском осмыслении жизни, заявляя об этом в первой же строфе:

Что нужно, чтобы жить с умом?

Понять свою планиду:

Найти себя в себе самом

И не терять из виду.

Форма этого произведения более похожа на воображаемый диалог с тем, кто готов выслушать мнение умудрённого и опытного человека. Если в первых трёх строфах лирический герой размышляет о собственной жизни, то последние две – прямой совет всем, для кого подобная жизненная позиция близка и понятна. Каков же он, этот современник поэта? Какими нравственными принципами руководствуется? Труд для него – «всех основ основа»; другими словами, должно быть дело, без которого жизнь лишена смысла. Необходимо служить своему призванию честно, думая не только о настоящем, но и о будущем. Один из советов даёт возможность оценить благородство души:

Сурово спрашивать себя,

С других не столь сурово.

Поэт, глубоко и серьёзно осмысливающий миропорядок и личность, их взаимоотношения и взаимовлияние, не мог не коснуться тем, без которых трудно представить жизнь людей. Всегда будут в приоритете духовные искания, мечты и стремления к идеалу, идеи самосовершенствования и самопознания. А. Твардовский сумел сохранить интерес к жизни вообще и человеку в частности, несмотря на сложную судьбу, что редко баловала его, а если и одаривала, то впоследствии жестоко испытывала. Свои уроки жизни он получал и в мирное время, и на войне, был в почёте и в немилости, не имел возможность открыто заявлять о своих убеждениях. В его произведениях нет осуждения поступков и действий человека. Думаю, ему была близка другая цель: стремление помочь человеку осознать сою истинную сущность, проявляя то лучшее, что даровано людям.

Нравственные проблемы в освещении Твардовского-лирика

Творчество Твардовского разнообразно в жанровом и тематическом отношении. Писал поэт о природе, о Родине, о колхозной жизни, о любви, о матери, о войне, о нравственности. Лучшими остались стихи-воспоминания, связанные с военными годами…
Тема памяти о Великой Отечественной войне и миллионах жизней, унесенных этой войной, тесно переплетается с темой нравственности.
Отчетлива нравственная направленность стихотворения “Сыну погибшего воина”. Сама тема очень важна. Сколько у нас осталось после войны детей без отцов, которым куда труднее приходилось, чем тем, у которых вернулись отцы с войны. Автор обращается с напутственным словом к сыну, который “раньше срока возмужал заметно”, как бы от имени погибшего героя.
Жизнь сложна, непредсказуема. У молодого человека, оставшегося без твердого плеча отца, без его мудрого слова, дорога жизни во много раз труднее и опаснее. Конечно, скорбь о родном человеке не должна заглушать радости сына (“Ты памятью героя и отца Не отлучен от радостей заветных”). Ведь сама победа была подарена молодому поколению, чтобы оно наслаждалось жизнью. Поэт пишет:
Но если ты, случится как-нибудь,
По глупости, по молодости ранней
Решишь податься на постыдный путь,
Забыв о чести, долге и призванье:
Товарища в беде не поддержать,
Во чье-то горе обратить забаву,
В труде схитрить. Солгать. Обидеть мать.
С недобрым другом
Поравняться славой…
Светлый образ погибшего отца, по мысли Твардовского, должен служить напоминанием сыновьям о том, как надо жить, чтобы не попасть на неправедный путь.
В 1966 году появились такие стихи-воспоминания, как “Есть имена и есть такие даты”, “Я знаю, никакой моей вины”, “Лежат они, глухие и немые”… Главная мысль этих и подобных им стихотворений – это призыв к вечной памяти о погибших в черные годы войны. Трудно найти такого поэта, который так чувствовал свою вину за все произошедшее. В горьких, скорбных тонах звучат знаменитые строки:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они – кто старше, кто моложе, –
Остались там. И не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,
Речь не о том, но все же, все же, все же…
Внешне кажется, что строки слишком просты, даже прозаически. Но стихи проникают в самое сердце, потому что выразилось здесь душевное переживание поэта, судящего себя самого самым высоким судом – духовным. Именно благодаря прозаической угловатости и добивается должного эффекта автор. В простоте речи иногда глубже выражается человеческое горе.
За годы, прошедшие со дня окончания войны, поэт похоронил немало коллег, товарищей, близких его сердцу людей. В 1965 году ему пришлось проститься со своей матерью, Марией Митрофановной. Памяти матери поэт посвятил четыре стихотворения: “Прощаемся мы с матерями”, “В краю, куда их вывезли гуртом”, “Как не спеша садовники орудуют”, “Ты откуда эту песню…”. Печаль по поводу смерти родительницы звучит пронзительно, грусть передается читателям. Видимо, писались они в угнетенном состоянии духа (все они созданы один за другим в год похорон).
В поэме “По праву памяти” поэт ставит вопрос о забвении. После публикации поэмы критика сразу же заговорила о гражданской честности писателя, о его мужестве, о стремлении правдиво рассказать о трагедийном времени, в котором ему, правдивому человеку, приходилось жить. Читая страницы написанного, видишь в лице рассказчика образ поэта-гражданина, смело разоблачающего тоталитарное государство с его диктаторским режимом.
Вступление и три главы (“Перед отлетом”, “Сын за отца не отвечает”, “О памяти”) осуждают сталинский произвол в стране и доказывают, как трудно жилось в то время, когда любое проявление своего мнения каралось законом. Слова поэта обращены в основном к молодым, к тем, кто только понаслышке знает о тех трудных годах, когда
Во имя собственных святынь
Той жертвы требовали строго:
Отринь отца и мать отринь.
В главах “Сын за отца не отвечает” и “О памяти” много полемики с воображаемым читателем, защитником сталинских идей, с теми, кто “Забыть, забыть велят безмолвно Хотят в забвеньи утопить Живую боль”. Прав поэт в своем гневе. Память о прошлом должна жить не только ради точности исторических событий, а правда нужна, прежде всего, для новых поколений, чтобы не повторялись ошибки. “Одна неправда нам в убыток И только правда – ко двору” – справедливо замечает Твардовский.
Тема нравственности в творчестве Твардовского тесно переплетается с темой памяти – о прошедшей войне, о погибших близких людях, о тоталитарном режиме. Писал всегда Твардовский только о том, чему был свидетель, что пережил на своем личном опыте.

Читайте также:  Тема человеческой судьбы в поэме А. Твардовского Василий Теркин: сочинение

Сочинение по литературе на тему: Нравственные проблемы в освещении Твардовского-лирика

Другие сочинения:

Лирика Александра Твардовского Поэзия А. Твардовского стала одной из ярких страниц истории русской литературы XX века, сама судьба этого человека и поэта глубоко символична. А. Твардовский вошел в литературу в середине 1920-х годов. В своем раннем творчестве поэт воспевал новую деревенскую жизнь, колхозное Read More .

Лирика А. Т. Твардовского Лирика Твардовского – это по преимуществу выражение самых простых, доступных любому труженику, но вместе с тем наиболее глубоких и общечеловеческих чувств. Она открывает душе такие основы человеческой жизни, как труд, родина, любовь, земля. Значительный интерес представляют стихи Твардовского воен­ных лет, Read More .

Лирика и своеобразие творчества А. Т. Твардовского Первые стихи Твардовского появились в печати в 1925 г. Но все, что написано поэтом до 1929 г., сам он считал беспомощным и не включал позже в собрание сочинений. В первых сборниках “Дорога”, “Загорье”, “Сельская хроника” Твардовский пишет о новой деревне, Read More .

Военная лирика Твардовского Война – жесточе нету слова. Война – печальней нету слова Война – святее нету слова В тоске и славе этих лет. И на устах у нас иного Еще не может быть и нет. А. Т. Твардовский С июня 1941 года Read More .

Нравственные проблемы в повести Н. М. Карамзина “Наталья, боярская дочь” Повесть “Наталья, боярская дочь” не так известна, как другие произведения Н. М. Карамзина. Но она важна в творчестве писателя, потому что затрагивает многие нравственные вопросы, волновавшие его современников. Одним из таких вопросов в повести является проблема чести. В основном, на Read More .

Нравственные проблемы в повести “Обмен” Юрий Трифонов – сын профессионального революционера. В 1937 году отца арестовали. А сын закончил университет. Его первый роман “Студенты” получил Сталинскую премию. Это был традиционный для своего времени роман о веселой, насыщенной и интересной жизни. Затем Трифонов ломает свою стезю, Read More .

Нравственные проблемы в романе “Разгром” Роман “Разгром” называют первой и последней удачей Фадеева. Судьба писателя сложилась драматично: после удачного литературного дебюта он стал советским функционером, растратил силы и талант на службе у партии. Однако “Разгром”, опубликованный в 1927 году, – действительно талантливое произведение. Роман показал, Read More .

Нравственные и социальные проблемы в повести Куприна Биография Куприна была насыщена разнообразными событиями, которые давали писателю богатую пищу для его литературных трудов. Повесть “Поединок” уходит корнями в тот период жизни Куприна, когда он приобретал опыт военного человека. Желание служить в армии было в юности страстным и литературное Read More .

Сочинение: Нравственная проблематика лирики А.Т. Твардовского

Понять Твардовского — понять эпоху во всем ее дра­матизме, сложностях и противоречивости». Так, 1930 год — это насильственное создание в деревне коллективных хо­зяйств, сопровождавшееся так называемым раскулачивани­ем. Твардовский в своих стихах и очерках старался показать то, что вселяло надежду на правомерность и благо «великого перелома». Делал это тогда Твардовский исходя из того созна­ния, что «нужно иметь мужество видеть положительное» — позже он с горечью напишет об этом в своем дневнике. Таким образом, складывается очень сложная нравственная пробле­матика всей лирики Твардовского.

Вся лирика Твардовского — это подвижное, динамиче­ское единство. Поэт часто работал над объемными вещами не один год. Более того, все его отдельные произведения ощути­мо связаны между собой. Верность однажды избранным или естественно выраставшим один из другого мотивам и харак­терам возникала под властью того, что писатель назвал одна­жды «генеральной думой», которая предполагает одержи­мость чувством, задачей, поиском. У самого Твардовского на протяжении всей творческой жизни таким чувством остава­лись внимание к ближнему и сопричастность судьбам рус­ского народа. Он всегда считал необходимым, даже «говоря как будто про себя, говорить очень не «про себя», а про самое главное».

В качестве символов стабильности и развития выступают в творчестве Твардовского два главных его образа — дом и дорога. Они задают пространственно-временные объемы ху­дожественному миру поэта, главными проблемами для кото­рого всегда оставались проблемы нравственности и духовно­сти человека: дом — это традиции, извечные основы человеческой жизни, а дорога — это испытания, обновление, поиск. Творческая ценность обеспечивается широтой образ­ной системы, в которой объединяются современное и непре­ходящее. Характерно, что любимые герои поэта — это неис­требимо жизнестойкие правдоискатели Никита Моргунок, Василий Теркин, Анна и Андрей Сивцовы; отец (из поэмы «По праву памяти»). Все эти типы — коренные, самобытно и духовно деятельные представители народного сообщества. Отличительное свойство художественного метода писате­ля — конкретность. Твардовский стремится сблизиться с персонажем, увидеть в нем реального человека, найти родст­венную душу.

В своей лирике Твардовский прежде всего сопереживает — поэтому пророчеств в ней никогда нет. И соответственно его стиль не рассчитан на то, чтобы поражать своими красотами. Поэт исповедует эстетику слова “простого, выношенного и сдержанного — именно такое слово способно к передаче важ­нейших нравственных истин о человеке и для человека.

В стихах поэта военных лет звучит философское осмысле­ние человеческой судьбы в дни всенародной трагедии. Так, в 1943 году написано стихотворение «Две строчки». Оно на­веяно фактом корреспондентской биографии Твардовского: две строчки из записной книжки напомнили ему о бойце-оарнишке, которого видел он убитым, лежащим на льду еще в ту «незнаменитую» войну с Финляндией, что предшество­вала Великой Отечественной: «Мне жалко той судьбы дале­ки, / Как,будто мертвый, одинокий, / Как будто это я лежу. »

Уже после войны, в 1945 — 1946 годах, Твардовский соз­дает, может быть, самое сильное свое произведение о вой-ае — «Я убит подо Ржевом». Ведь именно после войны люди получили возможность вспомнить, оценить и осмыслить во­енные события: во время войны было не до того. Знаковым является и название города, использованное в названии сти­хотворения: бои подо Ржевом были одними их самых крово­пролитных в истории Великой Отечественной войны. Стихо­творение написано от первого лица, это страстный монолог мертвого, его обращение к живым. Обращение с того света, обращение, на которое имеет право лишь мертвый, — судить живых, строго требовать от них ответа.

Читайте также:  Военная лирика Твардовского: сочинение

Стихотворение заво­раживает ритмом, оно довольно велико по объему, но прочи­тывается на одном дыхании. Знаменательно, что в нем не­сколько раз, почти рефреном звучит обращение, восходящее к глубоким пластам традиций: древнерусским воинским тра­дициям, традиции христианской. Это обращение — «братья» («Вы должны были, братья, / Устоять, как стена»). В этом стихотворении отразилась самая глубокая и одновременно самая простая мысль, с которой тысячи советских солдат шли в бой, зная, что скорее всего их ждет смерть:

И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она — спасена.

В лирике Твардовского отчетливее всего проступает ори­гинальная концепция личности, сумевшей не раствориться в массе, не поддаться тоталитарной унификации и вместе с тем способной хранить и развивать в себе чувства многих. Имен­но сознание ответственности перед людьми, неусыпная па­мять спасали от раздвоенности, однако согласие с самим со­бой обреталось далеко не всегда. Твардовский пробовал скрываться от реальных противоречий за идиллией («Сель­ская хроника»), за формулами намеренно сглаженными я умиротворенными (некоторые главы поэмы «За далью – даль»), иногда он, напротив, воспарял на волне обезличенных государственных идей, но всякий раз это порождал0 творческое разочарование и бессилие. Нравственная пробле’ матика тех тем, которых касался Твардовский, не позволял» и не допускала компромиссов.

Главная, самая больная для поэта тема — тема историче­ской памяти — нашла отражение в лирике Твардовского 1950 — 1960-х годов. Памяти погибших на войне посвящены такие проникновенные строки:

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они, кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь —
Речь не о том, но все же, все же, все же.

За открытым финалом стихотворения — целый мир чело­веческих переживаний, целая философия, которая могла сформироваться у людей, чье поколение видело столько страшных и жестоких испытаний, что каждый выживший ощущал это как чудо или награду, может быть незаслужен­ную. И сам Твардовский по мере сил в своей поэзии старался отдать дань памяти тем, кто погиб для того, чтобы он жил.

Стихотворение «В тот день закончилась война» с трагиче­ской силой говорит о глухой разлуке с павшими, особенно остро осознаваемой под гром победных салютов теми, кому повезло выжить в пекле войны.

Такова нравственная проблематика лирики Твардовско­го. Она звучала абсолютно во всех темах, которые поднима­лись поэтом: человек на войне и пос.ле нее, человек в услови­ях тоталитарного общества, тема памяти.[/sms]

Сочинение на тему: Лирика Твардовского и Своеобразие творчества

Лирика. Своеобразие творчества.

Первые стихи Твардовского появились в печати в 1925 г. Но все, что написано поэтом до 1929 г., сам он считал беспомощным и не включал позже в собрание сочинений.

В первых сборниках «Дорога», «Загорье», «Сельская хроника» Твардовский пишет о новой деревне, о людях села. Он обраща­ется к теме крестьянского труда, передает его поэзию. В стихах 1930-х годов Твардовский создает обобщенный образ человека из народа, воплощающего в себе духовную красоту, высокую мораль (цикл стихов о Даниле, «Ивушка», «Не стареет твоя кра­сота…»).

Уже в сборниках 1930-х годов проявляется своеобразная по­этическая манера Твардовского. Основу его поэзии составляют традиции народно-поэтического творчества: установка на раз­говорный язык, не осложненный метафорами и поэтическими фигурами; использование меткого народного слова, пословиц, поговорок, введение в стих устойчивых поэтических оборотов фольклора. Из народной поэзии вошли в творчество Твардов­ского некоторые постоянные мотивы, например мотив дороги, Дома, испытания героя на пути к счастью или к цели. Можно говорить и о более глубоком влиянии народно-поэтического твор­чества на поэзию Твардовского. Это сказывается в тех мировоз­зренческих принципах, которые положены в основу образа ге­роя и определяют его характер: традиционные крестьянские ценности, народная мораль, народное отношение к труду. Та­кие качества и определили подлинную народность поэзии Твар­довского.

В поэзии 1930-х годов развиваются такие черты, как повествовательность, событийность, которые позже приведут Твар­довского к жанру баллады («Отец и сын», «Баллада о товари­ще», «Баллада об отречении»). В годы Великой Отечественной войны в поэзии Твардовского сливаются публицистический на­кал, лирическая эмоциональность, эпический взгляд на собы­тия. Стихи военной поры объединены в сборники «Возмездие» и «Фронтовая хроника». Военная поэзия Твардовского тематически не отличалась от творчества других поэтов. Основные темы — непокоренная Родина («Партизанам Смоленщины»), высокое мужество и патриотизм советского солдата («Когда пройдешь путем колонн…», «Граница», «Новогоднее слово»), священная месть («Возмездие»).

Тема войны, памяти о погибших за свободу Родины остается одной из главных в творчестве Твардовского и в послевоенный период («Я убит подо Ржевом…»).

И у мертвых, безгласных Есть отрада одна:

Мы за родину пали,

Но она — спасена…

Послевоенные стихи Твардовского наполняются философским осмыслением времени. Поэт говорит о смысле жизни и творче­ства («Нет, жизнь меня не обделила…», «Признание»), о чести человека, о связи человека с природой («Разговор с Падуном», «Снега потемнеют синие…»).

К концу 1960-х годов Твардовский многое понял и переос­мыслил:

…вольно или невольно Было, вышло не то, не так.

Историю советской страны он воспринимает как суровый опыт, который должны учесть будущие поколения. Он судит себя и своих сверстников с высоких нравственных позиций, понима­ет, что долг поэта говорить правду, «как бы ни была горька». Твардовский считает необходимым, чтобы каждый человек сде­лал все, чтобы исправить ошибки в жизни. В стихотворении «Час мой утренний, час контрольный…» поэт уверен, что можно еще повернуть историю:

Но еще не бездействен ропот Огорченной твоей души.

Приобщая к опыту опыт,

Час мой, дело свое верши.

Введение в Чехословакию в 1968 г. советских танков болью ото­звалось в лирике Твардовского. Он воспринял этот акт как наступ­ление на свободу, как крушение всех надежд («В чем хочешь чело­вечество вини…», «Маркс, Энгельс, Ленин, знать бы вам…»).

Твардовский ощущает свою трагическую вину за то, что про­исходит в нашей стране. Он лирически анализирует собствен­ную биографию, а через нее — биографию всего поколения, поднимается до философского осмысления «жестокой судьбы»:

Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они — кто старше, кто моложе — Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, —

Речь не о том, но все же, все же, все же…

Чувство сопричастности общей судьбе было неотъемлемой частью мышления поэта в его поздней лирике. Его стихи — это разговор с самим собой, наедине.

Обобщающие темы позднего творчества — я и мир, я и путь жизни, я и смерть, я и народ. Это опыт познания через самопо­знание. В лирическом цикле «Памяти матери» поэт в воспомина­ниях путешествует с матерью по дорогам ее жизни и всего наро­да. Мотив связи времен организует весь цикл и сливается с мо­тивом Дома, истоков. Память присуща не только человеку, но и природе. В стихотворениях «Как неприютно этим соснам в пар­ке…», «Газон с утра из-под машинки…», «Береза» память при­роды — это метафора связи всего в мироздании, выражение един­ства. Поэт обостренно чувствует конец личного бытия отдельно­го человека, отмеренность срока жизни. Но общность всего в мире, текучесть времени позволяют преодолеть эту конечность, обрести продолжение в потомках, в шелесте деревьев, в метель­ной круговерти. Трагизм неизбежного конца просветляется соз­нанием ненапрасности жизни («Прощаемся мы с матерями…», «Время, скорое на расправу»).

От констатации фактов социалистического строительства через постижение души народной на войне Твардовский при­шел к философскому пониманию жизни и судьбы человека и страны.

Дополнительная литература.

Акаткин В.М. Александр Твардовский: Стихи и проза. Воронеж, 1977.

Бердяева О.С. Лирика Александра Твардовского. Вологда, 1989.

Дементьев В. Александр Твардовский. М., 1976.

Кондратович А.И. Александр Твардовский. Поэзия и личность. М., 1978.

Кулинич А.В. Александр Твардовский. Очерк жизни и творчества. Киев, 1988.

Любарева Е.П. Эпос А. Т. Твардовского. М., 1982.

Македонов А.В. Творческий путь Твардовского: Дома и дороги. М., 1981.

Ссылка на основную публикацию
×
×