Как в творчестве Твардовского представлена война?: сочинение

Как в творчестве Твардовского представлена война?

Скачать сочинение
Тип: Сочинение по картине

В этом году мы отпраздновали шестьдесят три года со дня победы в Великой Отечественной войне. Нелегко досталась эта победа всему русскому народу. Война оставила кровоточащий рубец в истории нашего Отечества, в сердцах ветеранов-людей, которые ценой собственной жизни и здоровья спасли нас и дали нам шанс продолжить жизнь мирно. Война потребовала миллионы человеческих жертв, принесла муки и страдания каждой семье и каждому человеку. В нашей памяти вечно будут жить немеркнущие подвиги советских людей, совершенные на фронте и в тылу, в борьбе за честь, свободу и независимость нашей Родины. Любовь к Отечеству в эту тяжкую годину обрела другое лицо, она превратилась в ненависть к врагу, к захватчику и удвоилась, объединив всех, кто только мог встать на защиту страны.
Что поможет нам помнить героев Великой Отечественной войны? Письма фронтовиков, их правдивые истории, художественные произведения. Литература 20го века отразила войну во всех ее проявлениях: героизм и мужество русского солдата, тяжелый труд в тылу, женщина на войне, ужасы плена. В произведениях К.Воробьева, Ю. Бондарева, Б. Васильева и многих других, чье творчество мы можем отнести к « лейтенантской» прозе, ярко отражается тема служения Родине.
А.Т.Твардовский так же не обошел вниманием все, что пережил человек на войне. Многие его стихотворения составили фронтовую хронику, так как сам автор участвовал в финской кампании и Великой Отечественной войне. В его творчестве нашлось место и публицистическим призывам, когда он в стихотворении «Бойцу Южного фронта» писал:
Настанет срок- народ- герой
Сметет врага с земли родной,
И слава первого удара – одна навеки за тобой.
Некоторые его стихотворения очень похожи на « новеллы» о героях войны. К ним относятся такие стихотворения, как «Рассказ танкиста», «Дом бойца». Все они пропитаны необычайной любовью к земляку, солдату, герою, к Родине, которую он призван защитить. Теплотой согреты строки о родной стороне и о народе, который должен добить фашиста в стихотворении «Партизанам Смоленщины»:
Эй, родная, смоленская,
Сторона деревенская,
Эй, веселый народ,
Бей! Наша берет!
Среди суровых будней войны находилась минутка солдату и для отдыха. Вдали от дома грустил солдат по родному очагу, крепко скучал по жене и детям, мечтал о встрече с любимой. Радостным было мгновение, когда выпадало счастье получить письмо из дома, а ведь часто бывало и так, что простая незамысловатая, бытовая забота скрашивала отдых солдата, поэту стихотворение Твардовского о таких мгновениях особенно реалистичны и дополняют картины войны. Это стихотворение «Спичка», «Армейский сапожник». Все же непреходящее значение имеют произведения поэта, тяготеющие к раздумьям об ужасах войны, о подвиге, о смерти. Образцом этой тематики является стихотворение «Я убит подо Ржевом». Как реквием звучат строки:
И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она спасена.
Это стихотворение рассказывает смысл существования солдата, смысл солдатского братства, когда погибший обращается к живым, воюющим и заставляет из помнить о своей великой миссии, вдохновляет их на бой:
Вы должны были братья,
Устоять, как стена,
Ибо мертвых проклятье-
Эта кара страшна.
Конечно, творчество Твардовского нельзя рассматривать без его поэмы «Василий Теркин», в которой о военной жизни рассказывает простой советский солдат Вася Теркин. Это должен был быть веселый, удачливый боец, фигура условная, лубочная». Хотя я думаю, герой поэмы «Василий Теркин» доказал, что он существует и без фантазии автора, а фигура он вовсе не «лубочная», а реальная и обычная. Да и сам автор пишет о своем герое:
Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.
В поэме Твардовский постоянно рассуждает о том, кто же такой этот Василий Теркин? Поэт пытается разгадать его характер, его сущность, то, что помогало громить фашистов, то, что их пугало в простом русском солдате. Так, по моему мнению, следуя примеру Шолохова, автор рассуждает о русском народном характере, который был воплощен в каждом солдате. Без такого солдата, мастера войны, родина не могла обойтись. Он нужен, чтобы поднять дух однополчан, чтобы помочь по хозяйству старикам в освобожденной деревне, чтобы совершить подвиг, и при этом желание у Теркина одно: победить и испытать счастье мирной жизни. Ведь солдатам так необходима была поддержка и умение видеть суровый военный быт сквозь призму мирной жизни, где есть место шутке, где обычные мирные вещи: вода, еда – так же нужны солдату. Фронтовая жизнь, несмотря на весь ужас войны, была многогранна. События жизни каждого солдата- героя война щедро насыщала, поэтому у Твардовского каждая глава в поэме – это событие, которое солдат должен перенести, в ратном труде победить врага и, самое главное, постараться выжить. В каждой из этих глав Теркин проявляет себя так, как проявлял себя каждый русский солдат, который был одержим одним желанием:
Впрочем, что там думать, братцы,
Надо немца бить спешить.
Вот и все, что Теркин вкратце
Вам имеет доложить
В бою у Твардовского всякое бывает: здесь и грохот пушек, и холод ночи, и ненависть к врагу, и ранения, но автор, мне кажется, сознательно старается обойти тему смерти солдата на войне. Его Теркин должен жить, и герой не даром говорит читателям, таким же бойцам, как и он:
-Разрешите доложить…
Коротко и просто:
Я большой охотник жить
Лет до девяносто.
С утверждением вечной жизни простого русского народа Твардовский освещает одну из основных тем творчества – тему памяти о народном подвиге. Поэту же Твардовский отводит главную роль в сохранении этой памяти для будущих поколений «во имя тех, кто все отдав» не оставил «ничего при себе». Пройдя войну, Твардовский чувствовал «навечное обязательство живых перед павшими» и невозможность забвения. Именно это стало основным мотивом его послевоенной лирики. Я уверена, что эти слова писателя должны и для нас, потомков героев Великой Отечественной войны, стать девизом, ведь избежать воин можно лишь помня о прошедших войнах.

11171 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

Военная тема в лирике А. Твардовского

А. А. Твардовский считается признанным поэтом военной темы. Он сам прошел войну в качестве сотрудника фронтовой газеты «Красная звезда», а потому писал именно о том, что волновало обычного солдата и человека на войне.

В центре внимания поэта становятся не героические события, а военные будни, о которых он рассказывает простым языком солдата. Стихотворение «Рассказ танкиста» представляет собой воспоминание об одном военном эпизоде. Сюжет его очень прост: в тяжелом бою танкистам помог мальчишка, который разведал, откуда враги ведут огонь. Известно, что поводом для его написания послужил реальный случай при боях за Полтаву, рассказанный поэту его знакомым.

Перед читателем предстает война во всей ее ужасной реальности. Автор использует в стихотворении разговорный язык, а потому создается впечатление, что танкист, от имени которого ведется повествование, рассказывает о событиях таким же солдатам, как и он сам. Он говорит просто, в доверительной манере:

Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, столько всяких дыр.

Рассказчик употребляет много просторечных слов и выражений, таких, как «парнишка», «мальчонка», «а он гвоздит — не выглянуть из башен», «черт его поймет». Мы можем предполагать, что нынешний танкист — в прошлом обычный человек, быть может, даже крестьянин, который привык работать на земле, а не воевать. Не случайно он танком вминает пушку «в рыхлый, жирный чернозем», а потом вытирает пот со лба, как после трудной работы.

В стихотворении звучит мотив вины лирического героя за то, что он забыл спросить имя мальчика, который помог ему:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку;
А как зовут, забыл его спросить.

И в то же время, читая стихотворение, мы понимаем, что таких ребят было много. Они встречали солдат, когда те входили в город, и старались быть полезными, неся то мыло с полотенцем к танку, то «недозрелые сливы». Вся страна поднялась на борьбу с врагом. Все делали одно общее дело — приближали победу.

«Рассказ танкиста», как и многие другие стихотворения поэта, напоминает очерк, зарисовку эпизода танковой атаки, однако за всем этим описанием обычных на войне событий стоит резкое неприятие войны, ее страшной сущности, когда даже дети становятся ее невольными участниками.

Одно из самых знаменитых военных стихотворений Твардовского — это стихотворение «Я убит подо Ржевом». Героем его становится погибший солдат. У него нет имени, потому что таких безымянных героев было сотни тысяч на войне. И погиб солдат негероической смертью: ни в бою, ни в разведке, а при налете:

Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте,
На левом,
При жестоком налете.

И теперь он, как и многие другие, лежит в родной земле, став ее частью:

Я — где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я — где с облачком пыли
Ходит рожь на холме…

Погибшие спрашивают живых: взят ли Ржев, «удержались ли наши там, на Среднем Дону», не прорвался ли враг к Волге, отстояли ли Москву? Они уверены, что враг не победил, потому что они погибли за Родину:

И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она спасена.

Читайте также:  Тема памяти в лирике А. Т. Твардовского: сочинение

Погибшие солдаты просят помнить о них, потому что в великой победе есть и частичка их ратного труда («наша кровная часть»). Они завещают живым жить и беречь победу, доставшуюся столь дорогой ценой:

И беречь ее свято,
Братья, счастье свое —
В память воина-брата,
Что погиб за нее.

Тему цены победы продолжает одно из самых трогательных произведений А. Твардовского — стихотворение «В тот день, когда окончилась война…». В центре внимания автора уже послевоенное время. Во время праздника за столом наступает минута, когда «прощались мы впервые со всеми, что погибли на войне». Тогда, на войне, все были в равном положении, потому что смерть могла забрать солдата в любой момент.

Судьба распорядилась так, что кому-то довелось погибнуть, а кто-то пережил войну и вернулся домой. Поэта не оставляет чувство вины перед павшими. Я живой, а другие — мертвые — вот тот мотив, который звучит во многих произведениях Твардовского, посвященных войне. Уже в 1966 году он пишет стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…». Оно — одно из самых трогательных в творчестве Твардовского. Это лирический монолог, где передаются чувства действительно страдающего человека, который постоянно осмысляет то, что происходило на войне. Видно, что лирический герой (а он здесь выражает мысли самого автора) все время решает для себя вопрос: а не виновны ли живые в смерти тех, кто погиб. Все ли они сделали для того, чтобы эти люди остались живы. С одной стороны, автор убежден, что нет никакой его «вины, в том, что другие не пришли с войны». Но с другой стороны, в стихотворении слышатся мотивы покаяния перед мертвыми, передается ощущение вины, свойственное по-настоящему совестливым людям:

В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но все же, все же, все же…

Последняя строка, где трижды повторяется слово «все же» показывает всю силу сомнений поэта, его не утихающую боль о павших. Многоточие, которым заканчивается стихотворение, говорит нам о том, что автор так и не решил для себя эту проблему и будет, наверное, всю жизнь вести сам с собой этот мучительный разговор.

Свое творчество Твардовский посвятил всем тем, кто отстоял свободу Родины: и тем, кто не вернулся с войны, и тем, кто остался в живых.

Сочинение: Как в творчестве Твардовского представлена война

Как в творчестве Твардовского представлена война?

В этом году мы отпраздновали шестьдесят три года со дня победы в Великой Отечественной войне. Нелегко досталась эта победа всему русскому народу. Война оставила кровоточащий рубец в истории нашего Отечества, в сердцах ветеранов-людей, которые ценой собственной жизни и здоровья спасли нас и дали нам шанс продолжить жизнь мирно. Война потребовала миллионы человеческих жертв, принесла муки и страдания каждой семье и каждому человеку. В нашей памяти вечно будут жить немеркнущие подвиги советских людей, совершенные на фронте и в тылу, в борьбе за честь, свободу и независимость нашей Родины. Любовь к Отечеству в эту тяжкую годину обрела другое лицо, она превратилась в ненависть к врагу, к захватчику и удвоилась, объединив всех, кто только мог встать на защиту страны.

Что поможет нам помнить героев Великой Отечественной войны? Письма фронтовиков, их правдивые истории, художественные произведения. Литература 20го века отразила войну во всех ее проявлениях: героизм и мужество русского солдата, тяжелый труд в тылу, женщина на войне, ужасы плена. В произведениях К.Воробьева, Ю. Бондарева, Б. Васильева и многих других, чье творчество мы можем отнести к « лейтенантской» прозе, ярко отражается тема служения Родине.

А.Т.Твардовский так же не обошел вниманием все, что пережил человек на войне. Многие его стихотворения составили фронтовую хронику, так как сам автор участвовал в финской кампании и Великой Отечественной войне. В его творчестве нашлось место и публицистическим призывам, когда он в стихотворении «Бойцу Южного фронта» писал:

Настанет срок- народ- герой

Сметет врага с земли родной,

И слава первого удара — одна навеки за тобой.

Некоторые его стихотворения очень похожи на « новеллы» о героях войны. К ним относятся такие стихотворения, как «Рассказ танкиста», «Дом бойца». Все они пропитаны необычайной любовью к земляку, солдату, герою, к Родине, которую он призван защитить. Теплотой согреты строки о родной стороне и о народе, который должен добить фашиста в стихотворении «Партизанам Смоленщины»:

Эй, родная, смоленская,

Эй, веселый народ,

Среди суровых будней войны находилась минутка солдату и для отдыха. Вдали от дома грустил солдат по родному очагу, крепко скучал по жене и детям, мечтал о встрече с любимой. Радостным было мгновение, когда выпадало счастье получить письмо из дома, а ведь часто бывало и так, что простая незамысловатая, бытовая забота скрашивала отдых солдата, поэту стихотворение Твардовского о таких мгновениях особенно реалистичны и дополняют картины войны. Это стихотворение «Спичка», «Армейский сапожник». Все же непреходящее значение имеют произведения поэта, тяготеющие к раздумьям об ужасах войны, о подвиге, о смерти. Образцом этой тематики является стихотворение «Я убит подо Ржевом». Как реквием звучат строки:

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за родину пали,

Это стихотворение рассказывает смысл существования солдата, смысл солдатского братства, когда погибший обращается к живым, воюющим и заставляет из помнить о своей великой миссии, вдохновляет их на бой:

Вы должны были братья,

Устоять, как стена,

Ибо мертвых проклятье-

Эта кара страшна.

Конечно, творчество Твардовского нельзя рассматривать без его поэмы «Василий Теркин», в которой о военной жизни рассказывает простой советский солдат Вася Теркин. Это должен был быть веселый, удачливый боец, фигура условная, лубочная». Хотя я думаю, герой поэмы «Василий Теркин» доказал, что он существует и без фантазии автора, а фигура он вовсе не «лубочная», а реальная и обычная. Да и сам автор пишет о своем герое:

Впрочем, парень хоть куда.

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

В поэме Твардовский постоянно рассуждает о том, кто же такой этот Василий Теркин? Поэт пытается разгадать его характер, его сущность, то, что помогало громить фашистов, то, что их пугало в простом русском солдате. Так, по моему мнению, следуя примеру Шолохова, автор рассуждает о русском народном характере, который был воплощен в каждом солдате. Без такого солдата, мастера войны, родина не могла обойтись. Он нужен, чтобы поднять дух однополчан, чтобы помочь по хозяйству старикам в освобожденной деревне, чтобы совершить подвиг, и при этом желание у Теркина одно: победить и испытать счастье мирной жизни. Ведь солдатам так необходима была поддержка и умение видеть суровый военный быт сквозь призму мирной жизни, где есть место шутке, где обычные мирные вещи: вода, еда — так же нужны солдату. Фронтовая жизнь, несмотря на весь ужас войны, была многогранна. События жизни каждого солдата- героя война щедро насыщала, поэтому у Твардовского каждая глава в поэме – это событие, которое солдат должен перенести, в ратном труде победить врага и, самое главное, постараться выжить. В каждой из этих глав Теркин проявляет себя так, как проявлял себя каждый русский солдат, который был одержим одним желанием:

Впрочем, что там думать, братцы,

Надо немца бить спешить.

Вот и все, что Теркин вкратце

Вам имеет доложить

В бою у Твардовского всякое бывает: здесь и грохот пушек, и холод ночи, и ненависть к врагу, и ранения, но автор, мне кажется, сознательно старается обойти тему смерти солдата на войне. Его Теркин должен жить, и герой не даром говорит читателям, таким же бойцам, как и он:

Коротко и просто:

Я большой охотник жить

Лет до девяносто.

С утверждением вечной жизни простого русского народа Твардовский освещает одну из основных тем творчества — тему памяти о народном подвиге. Поэту же Твардовский отводит главную роль в сохранении этой памяти для будущих поколений «во имя тех, кто все отдав» не оставил «ничего при себе». Пройдя войну, Твардовский чувствовал «навечное обязательство живых перед павшими» и невозможность забвения. Именно это стало основным мотивом его послевоенной лирики. Я уверена, что эти слова писателя должны и для нас, потомков героев Великой Отечественной войны, стать девизом, ведь избежать воин можно лишь помня о прошедших войнах.

Как в творчестве Твардовского представлена война

Война оставила кровоточащий рубец в истории нашего Отечества, в сердцах ветеранов-людей, которые ценой собственной жизни и здоровья спасли нас и дали нам шанс продолжить жизнь мирно. Война потребовала миллионы человеческих жертв, принесла муки и страдания каждой семье и каждому человеку. В нашей памяти вечно будут жить немеркнущие подвиги советских людей, совершенные на фронте и в тылу, в борьбе за честь, свободу и независимость нашей Родины. Любовь к Отечеству в эту тяжкую годину обрела другое лицо, она превратилась в ненависть к врагу, к захватчику и удвоилась, объединив всех, кто только мог встать на защиту страны.

Что поможет нам помнить героев Великой Отечественной войны? Письма фронтовиков, их правдивые истории, художественные произведения. Литература 20го века отразила войну во всех ее проявлениях: героизм и мужество русского солдата, тяжелый труд в тылу, женщина на войне, ужасы плена. В произведениях К.Воробьева, Ю. Бондарева, Б. Васильева и многих других, чье творчество мы можем отнести к « лейтенантской» прозе, ярко отражается тема служения Родине.

Читайте также:  Военная тема в лирике Твардовского: сочинение

А.Т.Твардовский так же не обошел вниманием все, что пережил человек на войне. Многие его стихотворения составили фронтовую хронику, так как сам автор участвовал в финской кампании и Великой Отечественной войне. В его творчестве нашлось место и публицистическим призывам, когда он в стихотворении «Бойцу Южного фронта» писал:

Настанет срок- народ- герой

Сметет врага с земли родной,

И слава первого удара — одна навеки за тобой.

Некоторые его стихотворения очень похожи на « новеллы» о героях войны. К ним относятся такие стихотворения, как «Рассказ танкиста», «Дом бойца». Все они пропитаны необычайной любовью к земляку, солдату, герою, к Родине, которую он призван защитить. Теплотой согреты строки о родной стороне и о народе, который должен добить фашиста в стихотворении «Партизанам Смоленщины»:

Эй, родная, смоленская,

Эй, веселый народ,

Среди суровых будней войны находилась минутка солдату и для отдыха. Вдали от дома грустил солдат по родному очагу, крепко скучал по жене и детям, мечтал о встрече с любимой. Радостным было мгновение, когда выпадало счастье получить письмо из дома, а ведь часто бывало и так, что простая незамысловатая, бытовая забота скрашивала отдых солдата, поэту стихотворение Твардовского о таких мгновениях особенно реалистичны и дополняют картины войны. Это стихотворение «Спичка», «Армейский сапожник». Все же непреходящее значение имеют произведения поэта, тяготеющие к раздумьям об ужасах войны, о подвиге, о смерти. Образцом этой тематики является стихотворение «Я убит подо Ржевом». Как реквием звучат строки:

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за родину пали,

Это стихотворение рассказывает смысл существования солдата, смысл солдатского братства, когда погибший обращается к живым, воюющим и заставляет из помнить о своей великой миссии, вдохновляет их на бой:

Вы должны были братья,

Устоять, как стена,

Ибо мертвых проклятье-

Эта кара страшна.

Конечно, творчество Твардовского нельзя рассматривать без его поэмы «Василий Теркин», в которой о военной жизни рассказывает простой советский солдат Вася Теркин. Это должен был быть веселый, удачливый боец, фигура условная, лубочная». Хотя я думаю, герой поэмы «Василий Теркин» доказал, что он существует и без фантазии автора, а фигура он вовсе не «лубочная», а реальная и обычная. Да и сам автор пишет о своем герое:

Впрочем, парень хоть куда.

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

В поэме Твардовский постоянно рассуждает о том, кто же такой этот Василий Теркин? Поэт пытается разгадать его характер, его сущность, то, что помогало громить фашистов, то, что их пугало в простом русском солдате. Так, по моему мнению, следуя примеру Шолохова, автор рассуждает о русском народном характере, который был воплощен в каждом солдате. Без такого солдата, мастера войны, родина не могла обойтись. Он нужен, чтобы поднять дух однополчан, чтобы помочь по хозяйству старикам в освобожденной деревне, чтобы совершить подвиг, и при этом желание у Теркина одно: победить и испытать счастье мирной жизни. Ведь солдатам так необходима была поддержка и умение видеть суровый военный быт сквозь призму мирной жизни, где есть место шутке, где обычные мирные вещи: вода, еда — так же нужны солдату. Фронтовая жизнь, несмотря на весь ужас войны, была многогранна. События жизни каждого солдата- героя война щедро насыщала, поэтому у Твардовского каждая глава в поэме – это событие, которое солдат должен перенести, в ратном труде победить врага и, самое главное, постараться выжить. В каждой из этих глав Теркин проявляет себя так, как проявлял себя каждый русский солдат, который был одержим одним желанием:

Впрочем, что там думать, братцы,

Надо немца бить спешить.

Вот и все, что Теркин вкратце

Вам имеет доложить

В бою у Твардовского всякое бывает: здесь и грохот пушек, и холод ночи, и ненависть к врагу, и ранения, но автор, мне кажется, сознательно старается обойти тему смерти солдата на войне. Его Теркин должен жить, и герой не даром говорит читателям, таким же бойцам, как и он:

Коротко и просто:

Я большой охотник жить

Лет до девяносто.

С утверждением вечной жизни простого русского народа Твардовский освещает одну из основных тем творчества — тему памяти о народном подвиге. Поэту же Твардовский отводит главную роль в сохранении этой памяти для будущих поколений «во имя тех, кто все отдав» не оставил «ничего при себе». Пройдя войну, Твардовский чувствовал «навечное обязательство живых перед павшими» и невозможность забвения. Именно это стало основным мотивом его послевоенной лирики. Я уверена, что эти слова писателя должны и для нас, потомков героев Великой Отечественной войны, стать девизом, ведь избежать воин можно лишь помня о прошедших войнах.

Тема войны в творчестве Твардовского

Сочинение по литературе.

Александр Трифонович Твардовский по праву считается одним из выдающихся поэтов двадцатого века. Он вошёл в литературу как участник и летописец важнейших событий своей эпохи. Поэт прошёл дорогами войны, испытал на себе все трудности солдатской жизни. Он переносил на бумагу сохранившиеся в памяти горькие впечатления искренне, ничего не изменяя и не скрывая. В творчестве Твардовского нет казённой лжи и наигранного патриотизма. Автор излагает лишь правду, реальные факты – то, что считает важным.

Ещё в годы «зимней» финской войны Твардовский увидел страшные картины сражений. В стихотворении «Две строчки» предстаёт образ «бойца-парнишки», «что был в сороковом году убит в Финляндии на льду». Эти строки сохраняют для нас память о жертвах «незнаменитой» войны.

Скорбью о погибших проникнуто и знаменитое стихотворение «Я убит подо Ржевом». В безымянной могиле покоятся защитники русской земли, погибшие при бомбёжке. Их подвиг остался неизвестным. В словах павшего бойца – только истина: мёртвым не нужна ложь. «Я – где корни слепые ищут корма во тьме; я – где с облаком пыли ходит рожь на холме», – обращается к нам герой. Его прах смешался с землёй, которую он сберёг для потомков.

В стихотворении точно подобраны языковые средства выразительности. Здесь и анафора («я – где корни», «я – где крик петушиный»), и внутренние созвучия («петлички-лычки», «корни-корма»), и аллитерация, передающая шорох шин («ваши машины. на шоссе»). За счёт этого стихотворение точнее и глубже передаёт ощущение горечи утраты, трагедию происходящего.

Лишь одно спрашивают мёртвые: побеждён ли враг? «Мы за родину пали, но она –спасена», – вот единственная отрада «безгласных». Мёртвые просят помнить о них, ведь в победе есть их «кровная часть».

Дань памяти героям Великой Отечественной войны Твардовский воздал в стихотворении «В тот день, когда окончилась война». Он прощается «со всеми, что погибли на войне», говорит, что их подвиг забыть невозможно. Народ помнит и будет чтить своих героев «не затем, что уговор». «Не избыть нам связи обоюдной» с защитниками нашей Родины. Духовное родство «даже смерти стало неподсудно». Поэт обещает в каждой «песне новой» обращаться к павшим в битве, не искажая воспоминаний о прошедших годах.

Такой песней стало стихотворение «Я знаю, никакой моей вины. ». Чувства Твардовского не потускнели со временем. Поэт бережно хранит воспоминания о тех, кто не вернулся с войны. Лирический герой осознаёт, что он «мог, но не сумел сберечь» погибших товарищей. Нельзя, уже невозможно забыть тех, кто защитил Отчизну ценой своей жизни.

Самоотверженный подвиг советского народа в борьбе с врагом находит отражение и в поэме «Василий Тёркин». Произведение не случайно названо именем главного героя. «Парень в этом роде в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе», – пишет о своём персонаже Твардовский. Эти слова позволяют понять, что образ Василия Тёркина – собирательный, объединивший характерные черты народа.

Поэт представляет соотечественников такими, какими он их увидел на войне. Как и Тёркин, они сражались «не ради славы, ради жизни на земле». Подвиг народа показан как ежедневный тяжёлый труд, работа простых солдат.

На страницах поэмы описаны правдивые картины военных будней, когда приходилось «греться бегом, мыться снегом», ночевать на мёрзлой земле, воевать в болотах, видеть, как «люди тёплые, живые шли на дно, на дно, на дно». Фронтовой быт суров и беден, но солдата выручает сила духа, смекалка и жизнелюбие.

Поэма «Василий Тёркин» стала зеркалом, отразившим жизненную силу человека и мощь народного характера.

Война в творчестве Твардовского представлена «глазами очевидца», по-народному правдиво. Ни в словах, ни в мыслях поэта нет и тени неискренности. Потомки должны узнать всё о суровой действительности того времени. Знакомство с произведениями Твардовского помогает лучше понять истинное нравственное величие народа, которое он пронёс сквозь годы тяжелейших испытаний.

Осмысление прожитой жизни в поэме А. Т. Твардовского “По праву памяти”

Школьное сочинение

Я правду всю насчет людей

С тобой затем делю,

Что я до боли их, чертей,

Какие есть люблю.

“Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые. ” Чем-чем, а “роковыми минутами” XX век не был обделен. Поэт Александр Твардовский знал это не понаслышке. На его долю выпало стать поэтическим зеркалом трех трагических периодов, потрясших и мир, и большую и малую родину. Он пережил и перестрадал и 30-е, и 40-е, и послевоенные годы, но ему посчастливилось дожить до тех дней, когда он смог, наконец, правдиво и откровенно рассказать о пережитом.

Твардовский, как человек бескомпромиссный и честный, считал, что неправильно замалчивать черные страницы нашей истории, необходимо предать их гласности, переосмыслить эти события.

Читайте также:  Тема родной природы в поэзии А. Твардовского: сочинение

Еще в поэме “За далью — даль” были произнесены слова: “Молчанье — тоже ложь”. В его последнем, итоговом произведении — поэме “По праву памяти”— эта бесспорная мысль получила дальнейшее развитие: “Нет, все былые недомолвки домолвить ныне долг велит”. Потому что — и это первейший и всеопределяющий принцип поэта — “Одна неправда нам в убыток и только правда ко двору!”

В декабре 1963 года, окончив работу над поэмой “Теркин на том свете”, в которой была сделана попытка сатирического разоблачения тоталитаризма, Твардовский записал в рабочих набросках:

. Недосказал. Могу ль оставить

В неполноте такую речь,

Где что убавить, что прибавить —

Как долей правды пренебречь?

Годам и дням ведя отсчет.

Недосказал — и горя нету.

Нет, недосказанное жжет.

Первоначально Твардовский собирался добавить “недосказанное” как главу в поэму “За далью — даль”, но затем главы сложились в самостоятельное произведение, в котором поэт заново переосмыслил все, о чем писал раньше, — в поэму “По праву памяти”.

Эта поэма — социальное и лирико-философское раздумье о непростых путях истории, о судьбах отдельной личности, осмысление поэтом опыта всей прожитой жизни, в которой отразились тяжелые противоречия времени. Мотив поиска правды, как истины и справедливости, сквозной в поэме — от обращения к себе во вступительных строках: “Перед лицом ушедших былей не вправе ты кривить душой” — до завершающих слов о целительном настое “правды сущей”, добытой ценой жестокого опыта.

В произведении развиваются и углубляются мотивы, прозвучавшие в книге “За далью — даль” (тема репрессий в главах “Друг детства” и “Так это было”), но теперь они приобретают более личностный характер. Ведь все, о чем пишет поэт, было поистине выстрадано им самим. Речь идет о судьбе его семьи и его собственной судьбе. Потому и построена поэма как взволнованный монолог, обращенный к современникам и, главным образом, к молодым людям — к “вам, из другого поколенья”. Это страстная исповедь про то, что “душу жжет”: о попирании неписаных человеческих законов, о поругании человеческого достоинства, о неслыханном произволе 30-х годов, стоившем миллионы жизней, в том числе о поломанных судьбах своих братьев, сестер, отца, матери, высланных в 30-е годы на Северный Урал, и о многих других злодеяниях. Сама память в поэме Твардовского — это не просто взволнованное воспоминание о былом, а невозможность забыть, неотпускающая боль души, постоянное тревожное напоминание о том, что никогда не изгладится в сердце.

Первая глава поэмы “Перед отлетом” — рассказ о юности автора, о друге, с которым они наивно мечтали о счастье и верили в светлое будущее:

Готовы были мы к походу.

Что проще может быть:

Не лгать. Не трусить.

Верным быть народу.

Любить родную землю-мать,

Чтоб за нее в огонь и в воду.

То и жизнь отдать.

Молодые, уверенные в себе оптимисты, они не предполагали, что от жизни нужно ждать не только счастья. “Сомненья дух” им “был неведом”, но тем горше было разочарование, постигшее их при столкновении с действительностью. Уже в этой главе слышно предзнаменование суровой реальности, трагических конфликтов эпохи.

Глава “Сын за отца не отвечает” — отражение той неразрешимой ситуации, в которую попал сам Твардовский в начале 30-х годов. В 1934 году он был отчислен с третьего курса института как “сын кулака”.

А как с той кличкой жить парнишке,

Как отбывать безвестный срок, —

Толкует автор этих строк.

Читая поэму, мы ощущаем, как сильно была ранена душа молодого поэта, ощущаем всю глубину той великой исторической трагедии, которая обернулась личной бедой не только для него, но и для многих тысяч людей того поколения. Мы понимаем, каково было его отцу — честному крестьянину-труженику услышать жестокий и несправедливый, как говорит поэт, “слепой и дикий для круглой цифры приговор”. Ему, зарабатывавшему хлеб собственными, в сплошных мозолях руками, о которых поэт с такой любовью и горечью говорит:

В узлах из жил и сухожилий,

В мослах покрюченных перстов —

Те, что — со вздохом — как чужие,

Садясь к столу, он клал на стол.

Те руки, что своею волей —

Ни разогнуть, не сжать в кулак:

Отдельных не было мозолей —

По этому приговору отец Твардовского оказался “в тех краях, где виснул иней с барачных стен и потолка. “. Он был раскулачен не только за то, что имел крепкое хозяйство, но и за то, что выделялся из общей массы своим экстравагантным поведением: носил шляпу, к другим крестьянам относился несколько высокомерно, к тому же был женат на дочери дворянина, пусть и обедневшего, разорившегося.

Боль Твардовского понятна, ведь пострадала при этом и вся семья. Нелегко приходилось детям “врагов народа”:

И за одной чертой закона Уже равняла всех судьба: Сын кулака иль сын наркома, Сын командарма иль попа. Клеймо с рожденья отмечало Младенца вражеских кровей. И все, казалось, не хватало Стране клейменых сыновей.

Твардовский, как и многие его сверстники, не хотел отрекаться от своего отца и вынужден был скрывать свое происхождение от окружающих. Естественно, что он был искренне возмущен словами Сталина “Сын за отца не отвечает. С тебя тот знак отныне снят”. Эти слова были всего лишь красивым жестом, в действительности же отношение к детям “врагов народа” оставалось прежним.

Сталин стремился воспитать поколение, для которого государство стало бы важнее семьи, а идеалы социализма — важнее личного счастья.

Лицемерие слов, невзначай оброненных “судеб вершителем земным” .лишь подчеркивает и усугубляет не только его вину, но и тех его наследников, которые “Забыть, забыть велят безмолвно, хотят в забвенье утопить живую быль” (глава “О памяти”).

Эта “живая быль” состоит в том, что слова “отца народов” оборачиваются требованием не только подавить все личное во имя государственного, но и нарушить основные библейские заповеди: почитай отца своего и мать свою, не произноси ложного свидетельства на ближнего своего, не убий, не сотвори себе кумира. Глас “отца народов” звучит в поэме как проповедь, но проповедь — Сатаны:

Он говорил: иди за мною,

Оставь отца и, мать свою,

Все мимолетное, земное

Оставь — и будешь ты в раю.

Отринь отца и мать отринь.

Предай в пути родного брата

И друга лучшего тайком.

И душу чувствами людскими

Не отягчай, себя щадя.

И лжесвидетельствуй во имя,

И зверствуй именем вождя.

Трагическое положение личности в тоталитарном государстве порождало ее трагическое раздвоение: с одной стороны, люди поверили в идею, были преданы идеалам социализма, а с другой — жестокость воплощения идеи вступала в конфликт с их совестью, заставляя сомневаться: а все ли правильно происходит при строительстве нового общества?

Твардовский был в числе тех, кто искренне поверил в идеи социализма, но пострадал при их претворении в жизнь. Поэтому отношение его к “вождю народов” неоднозначно: образ Сталина становится одним из центральных и самых меняющихся в его поэмах. Он эволюционирует от мудрого и надежного кормчего “на многомощном корабле” в цикле “О Сталине” до тирана, не только извратившего социалистическую идею, но посягнувшего на саму природу человека.

За два года до смерти Твардовский переосмыслил всю прожитую жизнь, избавился, наконец, от всех иллюзий. Он отверг все запреты и предал гласности мучительную и горькую память о жестокой эпохе, об ужасах и преступлениях времен сталинщины:

. не те уже годочки, —

Не вправе я себе отсрочки

Еще успеть без проволочки

Немую боль в слова облечь,

Ту боль, что скрыта временами

И встарь теснила нам сердца.

В главе “О памяти” поэт открывает правду и о продолжающих эпоху сталинизма, полных лжи и показухи брежневских временах:

Забыть велят и просят лаской

Не помнить — память под печать.

Чтоб ненароком той оглаской

Непосвященных не смущать.

Твардовский не согласен с такой политикой государства. Он считает, что за нежеланием открывать правду скрывается страх перед собственным народом, а это неправильно, ведь

. кто сказал, что взрослым людям

Страниц иных нельзя прочесть?

Иль нашей доблести убудет

И на миру померкнет честь?

Он уверен, что тот, “кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу”. А ведь потомки спросят с народа и будут судить его судом поколений, судом истории. Твардовский считает, что его современники обязаны рассказать потомкам правду о прошлом и этим нравственно очиститься:

Зато и впредь как были — будем, —

Какая вдруг ни грянь гроза, —

Людьми из тех людей, что людям,

Не пряча глаз, глядят в глаза.

Поэма “По праву памяти”, в которой Александр Твардовский попытался переосмыслить время сталинизма, разобраться с тем, что происходило тогда в стране, была написана в 1963-1969 годах, но увидела свет только в 1987-м. Она оказалась удивительно созвучной духу того времени — требованиям гласности, прямого и откровенного разговора о наболевшем. Конечно, Твардовский открыл правду только в той мере, в какой она была доступна ему — члену ЦК КПСС, и двигала поэта к правде памяти не только “оттепель” и желание реабилитировать несправедливо репрессированных, но и сугубо личное обстоятельство — близость смерти, последнего срока, до которого надо успеть высказать “немую боль”. Тем не менее, появление этой поэмы еще раз подтвердило значение памяти, тема которой усиленно разрабатывалась в прозе и поэзии на протяжении последних десятилетий XX века, и подчеркнуло роль Твардовского, находившегося у истоков ее разработки.

Ссылка на основную публикацию
×
×