Главная радость жизни в поэтике Твардовского: сочинение

Все школьные сочинения по литературе

Сочинение Твардовский – характеристика поэзии

Сочинение А. Т. Твардовский.

Александр Трифонович Твардовский – талантливый поэт, который в своих стихах отобразил историю России ХХ века. В его произведениях находим отклик на ключевые исторические события того времени и раздумья поэта над ними.

А. Твардовский начал писать в 20-е годы ХХ столетия. Его ранние стихотворения рассказывают об обновлениях, которые происходят в деревне, о необходимости и важности колхозного строительства. Так, одна из первых поэм писателя называется «Путь к социализму» и воспевает отказ от старых традиций и образа жизни.

Будучи советским поэтом, А. Твардовский запечатлел все этапы построения нового советского государства: коллективизацию, войну и послевоенные годы восстановления державы. Освещая эти события, поэт поднимает проблемы не только гражданского характера, но и всенародные. А. Твардовский умело употребляет в своих поэмах живую разговорную речь, прибегает к фольклору. Его лирический герой – человек из народа, простой, но мудрый труженик, который способен размышлять о своей судьбе. Во всех произведениях автор раскрывает сложный внутренний мир лирического героя, его духовный рост в процессе окультуривания.

В конце 20-х – начале 30-х гг. для А. Твардовского начинается сложный период в жизни. В это время происходило его становление как поэта, но внешние обстоятельства не давали автору сосредоточиться на творчестве. Семью поэта раскулачили, и он долгое время переживал внутренние противоречия, которые вылились в поэмах «По праву памяти» и «Страна Муравия».

Наступившая война резко изменила жизнь А. Твардовского. Поэт прошел ее в качестве фронтового корреспондента. В этот период он создает действительно художественно сильные произведения, которые можно назвать хроникой военных лет. Автор рассказывает о героизме солдат и о реалиях военной жизни, описывая армейский быт («Армейский сапожник»). А. Твардовский воспринимает войну как трагедию, ведь она принесла много горя своему народу. В это время поэт размышляет о парадоксах жизни и о превратностях судьбы, его творчество приобретает философские черты.

Поэтический язык поэта эмоционален, он пишет образно, но понятно. Главным произведением этого этапа считается поэма «Василий Теркин», в которой воспевается сила духа русского воина. Герой поэмы – собирательный образ, символизирующий русского солдата. В образе Василия Теркина автор соединил лучшие народные черты с автобиографическими, а реальность объединил с фантастическими поступками, что характерно для фольклорного жанра.

После окончания войны А. Твардовским написана поэма «Дом у дороги», которая является своеобразным воспоминанием в стихах. Поэт призывает оставшихся в живых помнить ошибки прошлого, не забывать уроки, которые преподала сама жизнь. Автор восхищается силой и мужественностью русского народа, стойкостью его солдат, преданностью любви русских женщин. В последующих поэмах поэт осмысливает пройденную народом дорогу, чтобы лучше понять настоящее страны. Самым значительным произведением этого периода считается стихотворение «Я убит подо Ржевом». Речь поэта опять-таки обращена к живым. Он призывает выживших бороться, ведь это единственная отрада для мертвого – знать, что он погиб не зря, что его страна спасена.

Лирическое творчество А. Твардовского отобразило народную жизнь в трагический для России период. Поэт говорил о важности нравственности и поддержания связи между разными поколениями, подчеркивая постоянство человеческих ценностей.

Сочинение на тему Радость жизни. Что такое радость жизни

Говорят, что у абсолютно каждого человека есть своя радость жизни. У кого-то она большая, у кого-то маленькая, одни измеряют ее финансовым благополучием, другие – душевным комфортом и теплом.

Лично для меня само словосочетание «радость жизни» является комплексным и не может включать в себя лишь какой-то один элемент. К примеру, мало у кого получается быть счастливым, когда ты тяжело болен или, когда у кого-то из близких тебе людей серьезные проблемы.

С одной стороны, моя радость жизни состоит в том, что у меня прекрасная семья, которую я очень люблю и ценю. Эти люди каждый день делают мою жизнь лучше, именно они занимались моим воспитанием, играли со мной в детстве, заботились обо мне и старались делать все возможное, чтобы вырастить из меня счастливого и доброго человека, за что я испытываю к ним самые теплые чувства, в первую очередь, благодарности.

Кроме того, радость жизни иметь верных друзей, которые никогда не оставят в трудную минуту, смогут разделить не только радостные, но и непростые моменты жизни, и именно такие лучезарные люди меня и окружают, а я, в свою очередь, ими очень дорожу.

Радость жизни еще и в том, чтобы быть здоровым, иметь шанс ходить, разговаривать, быть интеллектуально развитой личностью, которая, то и дело, стремиться делать себя только лучше, постоянно узнавая что-то новое и развиваясь.

Еще большую радость дает осознание, что все мы в нашем государстве сейчас живем в мире, все хорошо и стабильно. Безусловно, незначительные трудности всегда возникают во всех сферах нашей жизни – работе, учебе, обществе, но самое главное, что мы умеет решать их мирным путем, что нам не приходится переживать все те ужасы воин, которые видели наши предки.

Каждый маленький успех мой и моих близких, я расцениваю как еще один повод для радости. Неважно, идет речь о победе на соревнованиях, хорошей оценке, приглашению на праздник, семейном пикнике или чем-либо еще, самое главное уметь радоваться мелочам, понимая, что именно они все в совокупности делают нас счастливыми.

Для того чтобы с легкостью переживать все возникающие в нашей жизни неприятные ситуации, всем нам необходимо уметь радоваться – радоваться за себя, за других, радоваться жизни со всеми ее проявлениями.

Сочинение Радость жизни

Каждый человек индивидуален и уникален, и это касается не только внешности. В первую очередь мы все различаемся внутренним миром – душой, эмоциями, отношением к различным ситуациям, которые с нами происходят. Ведь это не секрет, что одно и то же происшествие воспринимается каждым человеком по-своему. Один может маленькую проблемку раздуть до невероятных размеров и страдать из-за пустяка. А кто-то наоборот, даже столкнувшись с очень серьёзными трудностями не станет отчаиваться, а будет искать положительные моменты.

Так же дело обстоит и с жизненными радостями. Одни люди не замечают того хорошего что с ними происходит и их окружает, другие же даже в обыкновенных вещах видят волшебство и вдохновение на жизнь. Я скорее отношусь ко второму типу людей. Стараюсь не зацикливаться на проблемах, тем более если они легко решаются. Не хочу забивать свою жизнь отрицательными мыслями и эмоциями. Зато очень внимательно отношусь к даже незначительным положительным ситуациям и вещам.

Мне кажется что найти радость в жизни это достаточно нетрудный процесс. Стоит только оглянуться вокруг и будет видно что очень многое может радовать – лучи солнце, светящие с утра в окошко, вкусный завтрак, пение птиц, здоровье близких людей, любимое хобби и многое другое. Стоит представить хотя бы на минуту сколько людей лишены таких обычных жизненных мелочей и тогда начинаешь ценить свою жизнь и радоваться всему что с тобой происходит.

И самое главное это не только уметь радоваться самому тому что окружает тебя в жизни, но и постараться научить этому своих детей в будущем, и делиться своей радостью с другими сейчас. Это ведь совсем не трудно – лишний раз улыбнуться незнакомому прохожему, сделать комплимент приятному тебе человеку, поблагодарить маму за вкусную еду, похвалить младшую сестру за небольшое достижение. Эти небольшие мелочи поднимут настроение окружающим тебя людям и принесут немного радости в их жизни.

Читайте также:  Тема человеческой судьбы в поэме А. Твардовского Василий Теркин: сочинение

9 класс, 15.3. ОГЭ

Также читают:

Картинка к сочинению Радость жизни

Популярные сегодня темы

Роман «Поднятая целина» близок к предыдущей работе под названием «Тихий Дон» представлением дальнейшего расцвета творческих сил народа, бурного роста его сознания. Произведение появилось в 1932 году.

В рассказе Верую Шукшин предлагает довольно простое и оригинальное решение проблемы тоски и уныния. Главным героем выступает взрослый мужчина по имени Максим, семейный и вполне состоявшийся

Психологизм в литературе – это такой способ и подход к написанию художественного произведения, при котором автор предпринимает попытку раскрыть внутренний мир и духовную составляющую личности своего персонаж через описание его чувств

Всякий раз, когда я оказываюсь на улице где прошло мое детство, мне сразу становится легко и спокойно на душе. Ведь здесь прошли лучшие годы моей жизни – это годы моего детства.

Известное произведение под названием «Сотников» написано белорусским писателем Василем Быковым. Оно относится по своему жанру к повести. Данное творение стало популярно не только на Родине автора

klassreferat.ru

Меню сайта

Главная радость жизни в поэтике Твардовского

Молодость его была трудной, но было в ней много светлого, хорошего, что смог унести с собой в жизнь. И начинающим писателям он не желал легкой жизни. хотя по себе знал, как иные трудности могут отравить жизнь и что дальше будет все труднее, «как по-своему мне сейчас труднее, чем в моей трудной молодости», но человек обязан «находить в себе силы одолевать трудности и обретать, может быть, главную радость жизни» .

Сам он, несомненно, умел «находить в себе силы», чтобы обрести главную радость жизни:

* И что мне малые напасти
* И незадачи на пути,
* Когда я знаю это счастье
* Не мимоходом жизнь пройти.

* Не мимоездом, стороною
* Ее увидеть без хлопот,
* Но знать горбом и всей спиною
* Ее крутой и жесткий пот.

Перелистайте том писем Твардовского. Сколько таких крупиц понимания чужого горя, стремления облегчить чью-то беду, переложить, если можно, часть ее на свои плечи, найдете вы там! И это — лишь малая доля того, что делал в этом плане Твардовский. Однако все это не надо понимать так, будто был он прост и доступен. Часто бывал он труден не только для других — для самого себя. Многие вспоминают, что у него было сложное чувство собственного достоинства, которое многим казалось гордыней; поставленные перед самим собой задачи в русской литературе были чрезвычайно высоки, — только по ним одним соизмерял он свою жизнь. И когда читаешь воспоминания о нем, перед глазами встает реальный человек — «живой, дорогой и трудный», обладающий удивительной притягательной силой обаяния своей личности.

В одном из писем А. П. Чехов писал: «…когда в литературе есть Толстой, то легко и приятно быть литератором, даже сознавать, что ничего не сделал и не делаешь, не так страшно, так как Толстой делает за всех. Его деятельность служит оправданием тех упований и чаяний, какие на литературу возлагаются. Только один его нравственный авторитет способен держать на известной высоте так называемые литературные настроения и течения. Без него бы это было беспастушное стадо или каша, в которой трудно было бы разобраться»’.

Вероятно, то же чувство испытывали Ф. Абрамов и Ч. Айтматов, Я. Брыль и В. Быков, К. Воробьев и Ю. Трифонов, А. Прасолов и А. Жигулин — всех и не перечислишь, кому казалось «легко и просто быть литератором», когда в литературе был Александр Трифонович Твардовский. Но почему был? Он есть и будет в литературе всегда.

Мнение Твардовского становилось для писателей законом, от него исходила некая притягательная сила, не поддаться которой было невозможно. Это был «огромный духовный костер, который обогревает нас и сегодня, — писал Федор Абрамов. — Не знаю, ктокак, а я и сегодня,- когда пишу — с кем советуюсь, на кого оглядываюсь? На Твардовского»1

Многое видел и предвидел Твардовский, вот почему его строка отзывается через 20, 30 и 40 лет. Кто в наше время не слышал о книге Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо»? Сейчас вышла и другая ее книга — «Последние свидетели». Обе книги — одного жанра, которому нет пока точного определения. Более двух десятилетий назад Твардовский написал стихотворение, оставшееся почему-то в «пасынках»:

* Лежат они, глухие и немые,
* Под грузом плотной от годов земли —
* И юноши, и люди пожилые,
* Что на войну вслед за детьми пошли,
* И женщины, и девушки-девчонки,
* Подружки, сестры наши, медсестренки,
* Что шли на смерть и повстречались с ней
* В глухих краях иль на родной сторонке…

И еще раньше «на той войне незнаменитой» поэт понимал, очень хорошо понимал, что «у войны не женское лицо». Разве не о том стихотворение «Письмо»? О враче, недавней выпускнице института, что «в пути (войны) возмужала, стала крепче чуть-чуть», «а бывало — нет сил. Первый раненый, помню, мне воды подносил»? И на это слово Твардовского позднее откликнулась Светлана Алексиевич.Эпиграфом к произведениям Алеся Адамовича и Янки Брыля, Василя Быкова и Даниила Гранина, Вячеслава Кондратьева и Константина Воробьева, да просто ко всему периоду нынешней советской литературы можно с полным правом поставить строки Твардовского: «Суда живых — не меньше павших суд». И не случайно, выступая в Останкинской студии на творческом вечере, Федор Абрамов назвал нынешний период в нашей литературе — периодом Твардовского

«Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Чем-чем, а «роковыми минутами» наша эпоха не обделена. Твардовский прекрасно понимал это. И в наши дни с особой силой по-новому зазвучали многие строки поэта, датированные 50—60-ми годами. Нещадно изобличающие, бичующие бюрократизм, очковтирательство, показуху: «И вели за шагом шаг эти знаки всуе, без отрыва от бумаг дальше указуя», «и особый наш уклад, что от мала до велика все у нас руководят» или «обозначено в меню, а в натуре нету». Немало таких строк и в посмертно опубликованной поэме «По праву памяти».

Главная радость жизни в поэтике Твардовского

Молодость его была трудной, но было в ней много светлого, хорошего, что смог унести с собой в жизнь. И начинающим писателям он не желал легкой жизни. хотя по себе знал, как иные трудности могут отравить жизнь и что дальше будет все труднее, “как по-своему мне сейчас труднее, чем в моей трудной молодости”, но человек обязан “находить в себе силы одолевать трудности и обретать, может быть, главную радость жизни” .

Сам он, несомненно, умел “находить в себе силы”, чтобы обрести главную радость жизни:

И что мне малые напасти И незадачи на пути, Когда я знаю это счастье Не мимоходом жизнь пройти.

Не мимоездом, стороною Ее увидеть без хлопот, Но знать горбом и всей спиною Ее крутой и жесткий пот.

Перелистайте том писем Твардовского. Сколько таких крупиц понимания чужого горя, стремления облегчить чью-то беду, переложить, если можно, часть ее на свои плечи, найдете вы там! И это – лишь малая доля того, что делал в этом плане Твардовский. Однако все это не надо понимать так, будто был он прост и доступен. Часто бывал он труден не только для других – для самого себя. Многие вспоминают, что у него было сложное чувство собственного достоинства, которое многим казалось гордыней; поставленные перед самим собой задачи в русской литературе были чрезвычайно высоки, – только по ним одним соизмерял он свою жизнь. И когда читаешь воспоминания о нем, перед глазами встает реальный человек – “живой, дорогой и трудный”, обладающий удивительной притягательной силой обаяния своей личности.

Читайте также:  Как в творчестве Твардовского представлена война?: сочинение

В одном из писем А. П. Чехов писал: “. когда в литературе есть Толстой, то легко и приятно быть литератором, даже сознавать, что ничего не сделал и не делаешь, не так страшно, так как Толстой делает за всех. Его деятельность служит оправданием тех упований и чаяний, какие на литературу возлагаются. Только один его нравственный авторитет способен держать на известной высоте так называемые литературные настроения и течения. Без него бы это было беспастушное стадо или каша, в которой трудно было бы разобраться”‘.

Вероятно, то же чувство испытывали Ф. Абрамов и Ч. Айтматов, Я. Брыль и В. Быков, К. Воробьев и Ю. Трифонов, А. Прасолов и А. Жигулин – всех и не перечислишь, кому казалось “легко и просто быть литератором”, когда в литературе был Александр Трифонович Твардовский. Но почему был? Он есть и будет в литературе всегда.

Мнение Твардовского становилось для писателей законом, от него исходила некая притягательная сила, не поддаться которой было невозможно. Это был “огромный духовный костер, который обогревает нас и сегодня, – писал Федор Абрамов. – Не знаю, ктокак, а я и сегодня,- когда пишу – с кем советуюсь, на кого оглядываюсь? На Твардовского”1

Многое видел и предвидел Твардовский, вот почему его строка отзывается через 20, 30 и 40 лет. Кто в наше время не слышал о книге Светланы Алексиевич “У войны не женское лицо”? Сейчас вышла и другая ее книга – “Последние свидетели”. Обе книги – одного жанра, которому нет пока точного определения. Более двух десятилетий назад Твардовский написал стихотворение, оставшееся почему-то в “пасынках”:

Лежат они, глухие и немые, Под грузом плотной от годов земли – И юноши, и люди пожилые, Что на войну вслед за детьми пошли, И женщины, и девушки-девчонки, Подружки, сестры наши, медсестренки, Что шли на смерть и повстречались с ней В глухих краях иль на родной сторонке.

И еще раньше “на той войне незнаменитой” поэт понимал, очень хорошо понимал, что “у войны не женское лицо”. Разве не о том стихотворение “Письмо”? О враче, недавней выпускнице института, что “в пути (войны) возмужала, стала крепче чуть-чуть”, “а бывало – нет сил. Первый раненый, помню, мне воды подносил”? И на это слово Твардовского позднее откликнулась Светлана Алексиевич.

Эпиграфом к произведениям Алеся Адамовича и Янки Брыля, Василя Быкова и Даниила Гранина, Вячеслава Кондратьева и Константина Воробьева, да просто ко всему периоду нынешней советской литературы можно с полным правом поставить строки Твардовского: “Суда живых – не меньше павших суд”. И не случайно, выступая в Останкинской студии на творческом вечере, Федор Абрамов назвал нынешний период в нашей литературе – периодом Твардовского

“Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые”. Чем-чем, а “роковыми минутами” наша эпоха не обделена. Твардовский прекрасно понимал это. И в наши дни с особой силой по-новому зазвучали многие строки поэта, датированные 50-60-ми годами. Нещадно изобличающие, бичующие бюрократизм, очковтирательство, показуху: “И вели за шагом шаг эти знаки всуе, без отрыва от бумаг дальше указуя”, “и особый наш уклад, что от мала до велика все у нас руководят” или “обозначено в меню, а в натуре нету”. Немало таких строк и в посмертно опубликованной поэме “По праву памяти”.

Художественные особенности поэзии А.Т. Твардовского

Когда речь заходит о поэзии Александра Твардовского, в первую очередь вспоминаются слова: «Вот стихи, а всё понятно, всё на русском языке». В своём творчестве Твардовский перенял традиции русской классики – Пушкина, Лермонтова, Некрасова.
Всё творчество этого поэта можно разделить на несколько этапов. Оно разнообразно в тематическом и жанровом отношении. Ранняя лирика Твардовского посвящена теме природы. Только сельский житель, выросший в деревне, любящий малую родину, тонко чувствующий запахи земли, ветра, трав, может так просто и правдиво нарисовать картину сельской осени:
День пригреет – возле дома
Пахнет позднею травой,
Яровой сухой соломой
И картофельной ботвой.
И хотя земля устала,
Всё ещё добра, тепла:
Лён разостланный отава
У краёв приподняла…
Создаётся впечатление присутствия в деревне. Надо обладать чутким зрением, чтобы увидеть, как отава – трава, выросшая под осень на месте скошенной, – приподняла лён, расстеленный для сушки. Мы охотно верим поэту, своими глазами видевшему все «мелочи» сельской жизни, неоднократно перечувствовавшему осеннюю прелесть природы.
В 30-е годы большая часть стихотворений поэта являются сюжетными по содержанию, носят очерковый характер. Главный герой в них – сельский труженик: хлебороб, плотник, скотник, печник, шофёр. Зачастую мы не встретим здесь лирического героя, либо он присутствует в роли эпического персонажа. Нет здесь и метафорической образности, необычных ритмов, сложных композиционных приёмов. Все стихотворения, созданные до Великой Отечественной войны, объединены под названием «Сельская хроника».
Но Твардовский писал не только о труде, но и о любви («Соперники», «Невесте», «Размолвка»). Здесь явно звучит голос лирического героя, появляется диалогическая речь. Отношения влюблённых немного наивны, а рассказчик добр даже к более удачливому сопернику:
Пусть он смелый,
Пусть известный,
Пусть ещё побьёт рекорд,
Но и пусть мою невесту
Хорошенько любит,
Чёрт.
В годы Великой Отечественной войны Твардовский пишет великолепнейшее произведение, памятник русскому солдату, – поэму «Василий Тёркин». В образе Васи Тёркина воплощены главные черты русского национального характера. Произведение ценно не только с точки зрения идеи, но и в художественном плане. Поэт создал новую оригинальную форму. Определение жанра как «книги» дало возможность автору вольно изображать картины боёв и мирной жизни, бегло, как в очерке, вводить новых героев, массовые сцены перемежать с характеристиками героев.
Композиция поэмы также оригинальна. Чёткой хронологии в ней нет, просто показываются отдельные периоды военного времени. В «Книге про бойца» много лирических отступлений, поэтому мы можем назвать её лиро-эпической вещью. Обращается Твардовский здесь и к фольклорным традициям.
В послевоенные годы Твардовский в поэмах (например, «Дом у дороги») и стихах («В час мира», «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война» и др.) поднимает тему памяти о страшных событиях 1941-1945 гг. В этот период в его произведениях проявились характерные для поэта гражданственная публицистичность, историзм, философская глубина.
В 1950-1960 годы Твардовский работает над поэмой «За далью – даль». Для неё он выбрал форму путевого дневника: на поезде «Москва – Владивосток» путешественник-пассажир просто заносит в путевую тетрадь всё, что видит из окна вагона. Такое направление сюжета не ново в русской и зарубежной литературе. Здесь возникает тот же образ дороги, который брал за основу когда-то А. Н. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»), Н. А. Некрасов («Кому на Руси жить хорошо»).
Свободное построение поэмы даёт возможность включить в текст множество тем и проблем – в своих рассуждениях повествователь уходит то в страну детства, то в военные годы, то размышляет о сегодняшнем дне страны. Основная же дорожная магистраль – это магистраль духовная, связанная с судьбой Родины, с её историей, с характерами отдельных людей, с радостями и печалями народа.
В 1960-е годы Твардовский возвращается к теме памяти о войне:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они – кто старше, кто моложе,-
Остались там. И не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…
Традиционно для поэтики Твардовского строки здесь построены просто, прозаически, нет сложных метафор, сложных образных выражений, но душевное переживание остро чувствуется именно в этой простоте и прозрачности.
За сорок шесть лет творческой работы Александром Твардовским созданы не только стихи и поэмы, но и очерки, фронтовые записки, статьи. В художественном отношении он во многом следовал традициям русской классической литературы. В произведениях Твардовского мы не найдём «приукрашенности», сложных аллегорий, глубокой метафоричности. Его художественное слово отличается простотой и искренностью.
Не всё удалось блестяще выразить Твардовскому в своём творчестве. Жанр лирики хуже давался поэту. Но он прав в главном: то, что «знал лучше всех на свете», он выразил в основном честно и художественно убедительно, не «передоверяя» никому.

Читайте также:  Военная лирика Твардовского: сочинение

Сочинение на тему: Лирика Твардовского и Своеобразие творчества

Лирика. Своеобразие творчества.

Первые стихи Твардовского появились в печати в 1925 г. Но все, что написано поэтом до 1929 г., сам он считал беспомощным и не включал позже в собрание сочинений.

В первых сборниках «Дорога», «Загорье», «Сельская хроника» Твардовский пишет о новой деревне, о людях села. Он обраща­ется к теме крестьянского труда, передает его поэзию. В стихах 1930-х годов Твардовский создает обобщенный образ человека из народа, воплощающего в себе духовную красоту, высокую мораль (цикл стихов о Даниле, «Ивушка», «Не стареет твоя кра­сота…»).

Уже в сборниках 1930-х годов проявляется своеобразная по­этическая манера Твардовского. Основу его поэзии составляют традиции народно-поэтического творчества: установка на раз­говорный язык, не осложненный метафорами и поэтическими фигурами; использование меткого народного слова, пословиц, поговорок, введение в стих устойчивых поэтических оборотов фольклора. Из народной поэзии вошли в творчество Твардов­ского некоторые постоянные мотивы, например мотив дороги, Дома, испытания героя на пути к счастью или к цели. Можно говорить и о более глубоком влиянии народно-поэтического твор­чества на поэзию Твардовского. Это сказывается в тех мировоз­зренческих принципах, которые положены в основу образа ге­роя и определяют его характер: традиционные крестьянские ценности, народная мораль, народное отношение к труду. Та­кие качества и определили подлинную народность поэзии Твар­довского.

В поэзии 1930-х годов развиваются такие черты, как повествовательность, событийность, которые позже приведут Твар­довского к жанру баллады («Отец и сын», «Баллада о товари­ще», «Баллада об отречении»). В годы Великой Отечественной войны в поэзии Твардовского сливаются публицистический на­кал, лирическая эмоциональность, эпический взгляд на собы­тия. Стихи военной поры объединены в сборники «Возмездие» и «Фронтовая хроника». Военная поэзия Твардовского тематически не отличалась от творчества других поэтов. Основные темы — непокоренная Родина («Партизанам Смоленщины»), высокое мужество и патриотизм советского солдата («Когда пройдешь путем колонн…», «Граница», «Новогоднее слово»), священная месть («Возмездие»).

Тема войны, памяти о погибших за свободу Родины остается одной из главных в творчестве Твардовского и в послевоенный период («Я убит подо Ржевом…»).

И у мертвых, безгласных Есть отрада одна:

Мы за родину пали,

Но она — спасена…

Послевоенные стихи Твардовского наполняются философским осмыслением времени. Поэт говорит о смысле жизни и творче­ства («Нет, жизнь меня не обделила…», «Признание»), о чести человека, о связи человека с природой («Разговор с Падуном», «Снега потемнеют синие…»).

К концу 1960-х годов Твардовский многое понял и переос­мыслил:

…вольно или невольно Было, вышло не то, не так.

Историю советской страны он воспринимает как суровый опыт, который должны учесть будущие поколения. Он судит себя и своих сверстников с высоких нравственных позиций, понима­ет, что долг поэта говорить правду, «как бы ни была горька». Твардовский считает необходимым, чтобы каждый человек сде­лал все, чтобы исправить ошибки в жизни. В стихотворении «Час мой утренний, час контрольный…» поэт уверен, что можно еще повернуть историю:

Но еще не бездействен ропот Огорченной твоей души.

Приобщая к опыту опыт,

Час мой, дело свое верши.

Введение в Чехословакию в 1968 г. советских танков болью ото­звалось в лирике Твардовского. Он воспринял этот акт как наступ­ление на свободу, как крушение всех надежд («В чем хочешь чело­вечество вини…», «Маркс, Энгельс, Ленин, знать бы вам…»).

Твардовский ощущает свою трагическую вину за то, что про­исходит в нашей стране. Он лирически анализирует собствен­ную биографию, а через нее — биографию всего поколения, поднимается до философского осмысления «жестокой судьбы»:

Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они — кто старше, кто моложе — Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, —

Речь не о том, но все же, все же, все же…

Чувство сопричастности общей судьбе было неотъемлемой частью мышления поэта в его поздней лирике. Его стихи — это разговор с самим собой, наедине.

Обобщающие темы позднего творчества — я и мир, я и путь жизни, я и смерть, я и народ. Это опыт познания через самопо­знание. В лирическом цикле «Памяти матери» поэт в воспомина­ниях путешествует с матерью по дорогам ее жизни и всего наро­да. Мотив связи времен организует весь цикл и сливается с мо­тивом Дома, истоков. Память присуща не только человеку, но и природе. В стихотворениях «Как неприютно этим соснам в пар­ке…», «Газон с утра из-под машинки…», «Береза» память при­роды — это метафора связи всего в мироздании, выражение един­ства. Поэт обостренно чувствует конец личного бытия отдельно­го человека, отмеренность срока жизни. Но общность всего в мире, текучесть времени позволяют преодолеть эту конечность, обрести продолжение в потомках, в шелесте деревьев, в метель­ной круговерти. Трагизм неизбежного конца просветляется соз­нанием ненапрасности жизни («Прощаемся мы с матерями…», «Время, скорое на расправу»).

От констатации фактов социалистического строительства через постижение души народной на войне Твардовский при­шел к философскому пониманию жизни и судьбы человека и страны.

Дополнительная литература.

Акаткин В.М. Александр Твардовский: Стихи и проза. Воронеж, 1977.

Бердяева О.С. Лирика Александра Твардовского. Вологда, 1989.

Дементьев В. Александр Твардовский. М., 1976.

Кондратович А.И. Александр Твардовский. Поэзия и личность. М., 1978.

Кулинич А.В. Александр Твардовский. Очерк жизни и творчества. Киев, 1988.

Любарева Е.П. Эпос А. Т. Твардовского. М., 1982.

Македонов А.В. Творческий путь Твардовского: Дома и дороги. М., 1981.

Ссылка на основную публикацию
×
×