Сравнительная характеристика Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых: сочинение

Сравнительная характеристика Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых

Братья Кирсановы представляют в романе Тургенева поколение «отцов». В их лице автор создал образы двух представителей господствующего класса, чтобы показать особенности, присущие ему.

Братья в чем-то похожи. Оба средних лет – одному 45, другому 44 года. И тот и другой умные и добрые люди.

Николай Петрович, служивший ранее гражданским чиновником в Министерстве уделов, имел невзрачную внешность и не уделял большого внимания одежде. Он был вдовцом и имел взрослого сына Аркадия. Николай Петрович по своим манерам сельский житель, предпочитающий пребывание в своем поместье. Он хороший сельский хозяин, посвящающий много времени улучшениям в своем поместье.

Однако Павел Петрович – отставной гвардейский офицер, он был красив и одевался с изяществом. Это был закоренелый холостяк с манерами светского человека, проживший бурную жизнь. Он не занимается практической деятельностью, предпочитая жить на доходы с поместий.

Эти различия показывают два основных образа жизни дворян того времени, каждый из них определяет поведение в отношении радикального нигилиста Базарова, стремящегося разрушить их мир.

Николай Петрович, в результате спокойной и размеренной жизни, не обладает твердым характером, окружающие считают его трусливым. При столкновении с Базаровым он склонен к компромиссам и уступкам. Даже его собственный сын, находящийся под идейным влиянием нигилиста, пытается учить его. Любовь к мечтам помогает ему уходить в свой иллюзорный мир и откладывать неприятные решения. Такие противники, встреченные базаровыми на пути, укрепляли их веру в то, что старый мир стоит непрочно и его легко разрушить, приложив небольшие усилия.

Однако Павел Петрович – военный человек, поэтому более резок, горд и склонен бороться с врагами, а не искать с ними соглашения. Пусть в романе столкновение происходит в интеллигентной форме, через теоретические споры за столом, но видно, что отставной гвардеец готов отстаивать свои интересы. Он не ищет кто прав, а сам нападает на Базарова.

Однако Павел Петрович, в отличие от своего брата, практичен и не склонен к романтике. Эти черты позволяют ему сразу чувствовать опасность, исходящую от новой идеологии отрицания, распространившейся среди молодежи.

Два типа российского дворянства, показанные Тургеневым – это не просто образы жизни, обусловленные внешними причинами. Это олицетворение активного и пассивного отношения к жизни, преобладание одного из которых и погубило старую Россию.

Вариант 2

Кирсановы являются одними из центральных героев знаменитого произведения Ивана Сергеевича Тургенева. В этом рассуждении мы сравним двух братьев и постараемся выявить их сходства и различия.

Павел Петрович – старший брат в семье. Ему примерно сорок пять лет. Николай Петрович младше на год – ему исполнилось сорок четыре.

Старший – очень красивый мужчина. Он прекрасно выглядит для своего возраста – на его лице не заметно и следа морщинок. Лицо этого мужчины, хоть и тронутое старческой желтизной, было необыкновенно чистое. У его брата были седые жиденькие волосы, маленькие глаза, а еще он немного прихрамывал.

Старший брат одевается со вкусом, в то время как младший носит скромную одежду, например, запыленное пальто.

Старший из братьев раньше служил, сейчас он – офицер в отставке. Его брат раньше трудился чиновником.

Старший – закоренелый холостяк, который к старости сожалеет о выпавшей на его долю неженатой судьбе. Николай Петрович когда-то был женат, но его жена умерла, оставив ему сына, которого персонаж воспитывает в одиночку.

В молодые годы Павел Петрович вращался в высших кругах Петербурга, а его брат практически всю жизнь прожил в деревне, в глуши.

Оба брата – довольно умные мужчины. Кроме незаурядного ума, у них есть доброе сердце.

Павла Петровича друзья считали смелым человеком. Брат же не только не был замечен в храбрых поступках, но напротив, прослыл трусом.

Павел – практичный человек. Он не любит мечтать и романтиком его тоже не назовешь. Его брат – Николай Петрович, наоборот, большой мечтатель и романтик, и к тому же, абсолютно непрактичен, из-за чего его иногда обманывают.

Павел Петрович Кирсанов – очень гордый мужчина. Многие знакомые и друзья вполне обоснованно и не беспричинно считали его настоящим гордецом. Николай Петрович Кирсанов в этом вопросе является полной противоположностью своему старшему брату – он не только не гордый, но и самокритичный человек.

Павел Петрович – очень холодный и сдержанный человек, в то время как его младший брат – мужчина мягкий и ласковый. Он и сам говорит о себе, что он мягкий и слабый человек.

Павел Петрович Кирсанов хоть и провел всю жизнь неженатым мужчиной, был однажды страстно влюблен в одну княгиню, однако, эту любовь нельзя было назвать счастливой. Николай Петрович же со своей возлюбленной был очень счастлив. Они жили хорошо и тихо, любили друг друга спокойной любовью.

Сравнительная характеристика Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых

Несколько интересных сочинений

Александр Островский, является автором произведения Гроза. Главным объектом данного произведения, является противостояние молодого и и старшего поколения. На протяжении всей пьесы автор

В комедии раскрывается тема неправильного воспитания и подхода к личности человека. Митрофан Простаков вызывает у меня негативное отношение. Он растет глупым, жестоким и необразованным мальчиком

Учитель в жизни каждого человека играет роль наставника, который опытной рукой направляет в нужное русло. Тяжелый труд иногда остается недооцененным. Обучить и передать свои знания младшему поколению

Моя семья – это я, папа, мама, сестра и кот. Мы редко видимся с другими родственниками, потому что они живут далеко, а вот всей семьёй каждый вечер проводим вместе.

Эпилог романа «Преступление и наказание» Достоевского занимает особое место в произведении. Он пронизан светом духовности и надежды на прекрасное будущее

Характеристика братьев Кирсановых

1 ответ

Сравнительная характеристика Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых, героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Таблица.

Ничем не примечателен, красотой не отличался. «Прихрамывал, черты имел маленькие, приятные, но несколько грустные, небольшие черные глаза и мягкие жидкие волосы». Седой в свои годы мужчина.

«…лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной…».

Одевается скромно, ходит в деревенском запыленном пальто, к моде не стремится.

Одевается модно, изящно, красиво, на английский манер.

Был женат один раз. После смерти жены стал сам воспитывать сына Аркадия.

Женат никогда не был. Был влюблен лишь однажды несчастливо.

Работал в министерстве уделов, куда его устроил отец, воспользовавшись своими связями.

Офицер гвардейского полка в отставке.

Отношение к светской жизни

Не выходит в свет, так как всю жизнь живет в деревне.

Светский человек, был известен в обществе.

Умный, добросердечный человек, мягкий и ласковый, однако труслив и непрактичен в быту. Самокритичный и не гордый, простой. Романтик.

Умный, добрый, смелый человек, практичный в быту. Холодный и сдержанный. Гордый. Не романтичен и не сентиментален.

Отношение к любви

Любил свою жену, с которой они жили дружно, воспитывали сына Аркадия, однако жена умерла молодой.

Через много лет после ее смерти герой обретает счастье с Фенечкой.

Был страстно влюблен лишь однажды в замужнюю княгиню Р. Он не смог добиться ее расположения, оставил карьеру и переехал к брату. Испытывал симпатию к Фенечке, однако это было несерьезно.

Отношение к труду

Трудолюбивый человек, не сидит без дела. Но иногда «он охотно ленился».

Не занимается ничем, не трудится. Ведет образ жизни благородного дворянина.

Отношение к Базарову

«Побаивался» Базарова за его резкие взгляды.

Ненавидит Базарова, считает его теорию несостоятельной.

Оценка: 4.5 ( 23 голоса)

  • 1. Николай Петрович Кирсанов – внешность
  • 2. Отношения братьев Кирсановых
  • 3. Семья Кирсановых в романе Отцы
  • 4. Сравнение братьев Кирсановых
  • 5. Павел Петрович Кирсанов – характер
  • 6. Какую оценку братьям Кирсановым дал Базаров?
  • 7. Взаимоотношения в семье Кирсановых

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. Даниил Кошелев 399
  2. 2. Игорь Проскуренко 303
  3. 3. Владимир Кунтин 162
  4. 4. Арина Бутусова 96
  5. 5. Александр Афанасьев 57
  6. 6. Виолетта Иванова 51
  7. 7. Илья Ковбаса 50
  8. 8. Михаил Kосьянов 46
  9. 9. даниил Михура 42
  10. 10. Анастасия Лобаева 39
  1. 1. Кристина Волосочева 18,485
  2. 2. Юлия Бронникова 18,125
  3. 3. Ekaterina 18,046
  4. 4. Darth Vader 17,181
  5. 5. Алина Сайбель 16,787
  6. 6. Мария Николаевна 15,775
  7. 7. Лариса Самодурова 15,735
  8. 8. Liza 15,165
  9. 9. TorkMen 14,876
  10. 10. Влад Лубенков 13,530

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Читайте также:  Деревенские мальчишки в рассказе Тургенева Бежин луг: сочинение

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Сравнение Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых сочинение сравнительная характеристика

Так часто бывает, что дети, рожденные от одних родителей, являются антагонистами, и непросто разглядеть в них братское или сестринское сходство. Тургенев, играя на контрастах, показал двух людей, в которых течет одна и та же кровь, которые родились в одну эпоху, но сердца которых бьются не в такт, а разум лелеет свои замыслы.

Если бы Тургенев не обозначил заранее, что они братья, читателю было бы непросто сделать это самому. Говоря о Павле Петровиче, нужно сказать, что это человек самых изысканных манер и безукоризненных правил. Его западный аристократизм диссонирует с простотой и традиционностью его брата, Николя.

Павел обладает утонченностью натуры, все в нем правильно, гладко, с блеском, но именно, наверное, поэтому в нем не чувствуется искры жизни. Его выученная улыбка не отражает искренней радости, а глаза, когда он смотрит на что-то красивое, лишь отражают красоту, сами не воспроизводя ее. Павел скептик, нетерпимый к мнению, которое не совпадает с его собственным. Вспомним, что именно контраст во взглядах с Базаровым привел к дуэли, причем зачинщиком был сам Павел Петрович. С одной стороны, это говорит о рыцарском духе, о том, что он готов защищать свои убеждения хоть под дулом оружия, но с другой – о его нетерпимости. Еще одна интересная черта связана с дуэлью.

Павел Петрович мнит себя истинным либералом, полагает, что воспитывает себя духе современности, но стал бы убежденный либерал прибегать к такому способу решения проблем, как дуэль? Ведь события происходят после отмены крепостного права, в 1860-х, когда дуэли уже давно ушли в прошлое. Павел Кирсанов, несмотря на все его слова о либерализме, консерватор в душе, что доказывает и его поведение, и неуместное и неправильное употребление слов, и его праздная жизнь. Тем не менее, он неплохой человек, просто он сильно страдал, а впоследствии каждый переносит страдания по-своему. Павел сохранил любовь к одной женщине, пронеся это чувство сквозь годы. В этом братья особенно похожи, потому что Николай тоже всю жизнь любил свою жену, боготворил в ней женщину и уважал человека, и эти чувства остались даже после его вторичного вступления в брак. Павел защищается от тоски и печальных воспоминаний своей холодностью, он колок, как дождь, но это лишь маска, которая на самом деле скрывает израненное любовью сердце. Этот человек умело скрывает свои чувства, поэтому он кажется всем таким грубым.

Напротив, его брат, Николай Петрович, человек мягкий, сентиментальный и романтичный, и все его внутренние переживания отображаются в его лице, словах, поведении. Он глубоко чувствует искусство, к которому его брат равнодушен; его сердце поет, когда он читает знакомые строки Пушкина, когда слышит великолепные мелодии. Он чувственен, робок и нежен, и его чувства не сидят в нем самом, но распространяются на всех людей.

В противовес эгоцентризму его брата, Николай великодушен, подвержен альтруизму. Все его благие намерения в пользу крестьян, его желание облегчить их печальную долю-это ли не благородство? Николай стремится к прогрессу, как и его брат, но если Павел делает это лишь на словах, то Николай пытается воплотить в жизнь свои замыслы. Он выписывает современные книги и журналы, пробует ввести в сельскохозяйственный оборот новую технику, общается с молодежью, но, увы, все тщетно, несмотря на его старания. Он не склонен руководить прогрессом, но его искреннее желание не отстать от времени весьма трогательно. Он кажется слабым, но он смог перенести утрату любимого человека, тогда как его брат замыкается в своем горе, не желая выйти из этого круга. И словно в благодарность за стойкость судьба вознаграждает его семейным счастьем, которого ему так недоставало.

Несмотря на противоречие во взглядах, два брата воссоединились под крышей одного дома, продолжая писать каждый свою историю жизни.

Павел и Николай Петрович сравнительная характеристика

В романе «Отцы и дети», который был написан перед началом реформы, существует проблема между отношениями поколений. Эту проблему автор рассматривает с одной стороны как общественно – исторического конфликта поколений, а с другой стороны конфликт детей и родителей в самой семье. С первой точки зрения автор рассматривает Павла Петровича, а его брата Николая Петровича во второй. Этим и определяется их роль в романе, и различие их характеров, и судеб.

Павлу Петровичу сорок пять лет, он в детстве был очень красивым, у него необыкновенно правильное лицо, желчное, но морщин нет. Он шикарно одевался, особенно красив изящный утренний костюм. Павел Петрович, отставной офицер, он одинокий холостяк, все свою молодость он провел в высшем обществе, он умный, добрый, и смелый. Так же он не романтичный человек, и никогда не мечтал. Он был высокого мнения о себе, и очень гордый. Он сильно влюбился в одну княгиню, и поставил всю жизнь на карту женской любви.

Павел Петрович не любит нигилиста Базарова и открыто с ним спорит. По его мнению, аристократы играют большую роль в развитии общества, их идеал монархия, и либеральные реформы. Он уверен, что они не ценят народ, и их традиции, но он успокаивает себя тем, что их мало. Он получает удовольствие от эпохи своего народа, не понимая его по сути. Он считает, что он нигилист, но это не мешает ему нюхать табак английский. Зато он считает либералов, нахалами, и циниками.

Николай Петрович на год младше своего брата. Он немного хромал, черты у него были маленькие и очень приятные, но грустные маленькие темные глаза и мягкие седые волосы. Одевался он очень скромно, это мы видим, как автор его описывает «в потрепанном пальто, и клетчатых панталонах», «огромные пуговицы его деревенское пальто». Работал он чиновником, он один воспитывал сына. Он сам считает себя сельским жителем.

Николай Петрович добрый умный человек, но он трусливый. Он сам по себе романтичный, любитель помечтать. Но он не практичный человек. В нем нет гордости, и он самокритичен, он мягкая, ласковая, и нежная натура. Он был очень счастлив в браке, и в любви. Он никогда не ленился, брался за любую работу. Но он немного боялся нигилиста Базарова. Его жизнь однообразная, и скучная, ему нравилась всегда музыка. Он относиться гораздо проще к новому поколению, и готов даже вникать в жизнь молодежи.

Прочитав роман «отцы и дети», мы увидели главными героями двух братьев, они совершено разные люди, и у каждого своя точка зрения на жизнь.

Также читают:

Картинка к сочинению Сравнение Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых

Популярные сегодня темы

Хотя рассказ Бунина Цифры имеет довольно простое содержание и композицию, он говорит о по-настоящему значимых аспектах человеческого существования. Перед нами конфликт между отцами и детьми

В поэзии А. С. Пушкина отмечается наличие всех форм литературы: от драматических произведений, наполненных серьёзностью, до сказок. Часто и много поэт писал статьи, содержащие критику, занимался исследованиями

Это очень приятная картина, семейная и светлая. Кажется, что я видел её уже где-то… На какой-то пачке чая, по-моему. Здесь всё так естественно. Она совсем не похожа на старые фамильные портреты

Дремов Егор обыкновенный и незаурядный военнослужащий. Он крепкий, здоровый, с вьющимися волосами. У Егора есть девушка. Покидая родной город парень уверен, что Катя будет ждать его всегда

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт. Несмотря на недолгую жизнь, творческое наследие Лермонтова является неоценимым вкладом в литературу. Основная тема лирика поэта – философские рассуждения о смысле жизни

Сравнительная характеристика братьев Кирсановых

Павел ПетровичНиколай Петрович
Красив и самоуверен, всегда нравился женщинам. Жизнь его поначалу пред­ставляла череду сплошных удач. Учил­ся в пажеском корпусе, в 28 лет был уже капитаном — его ждала блестя­щая карьера. Его жизнь сломила не­разделённая любовь к княгине Р. Он вышел в отставку, преследовал кня­гиню, 10 лет прожил бесцветно и бес­плодно, а теперь остаток жизни про­водит в деревне с братом. Прирож­дённый аристократ, своим внешним лоском и поведением создаёт о себе впечатление как о человеке самона­деянном и самовлюблённом.Тихий и кроткий, он не произносит гневно-пламенных речей, как его брат и будто бы не принимает участия в мировоззренческом споре «отцов» и «детей». Однако этот человек играет важную роль в идейной структуре ро­мана. В молодости сломал ногу — это поме­шало ему сделать военную карьеру. Но он не впал в уныние, не озлобился на весь мир, а учился в университете и женился. 10 лет жил с женой в любви и согласии. После смерти жены отдал все­го себя делам поместья и воспитанию сына. Затем жизнь подарила ему лю­бовь к крепостной девушке Фенечке.
У него нет убеждений, вместо них — «принсипы», которые сводятся к со­блюдению внешних приличий. То же самое пристрастие к «внешним эффек­там» есть и у Базарова (бакенбарды, балахон, развязность), у обоих неужив­чивость с окружающим миром.Он настоящий противник нигилизма, но в споры не вступает, так как пони­мает, что его аргументы не будут убе­дительны ни для брата, ни для База­рова. Он просто живёт в согласии со своим сердцем и совестью.
Форма без содержания — в этом суть Павла Петровича. Это ярко проявляет­ся в описании его кабинета, где в ка­честве символа России он держит на столе пепельницу в форме мужицкого лаптя (к сожалению, это его един­ственная связь с народом).Все его представления о гармоничном существовании (о единении с приро­дой, о поэзии, о любви), которым он обладает, можно понять только раз­витой душой — ею не обладают ни «уездный аристократ», ни «предводи­тель нигилистов».
Его суждения самонадеянны и поверх­ностны (он толкует о Гёте и Шиллере, но вряд ли их прочёл). Он оказывается несостоятельным оппонентом для Ба­зарова: все его слова — лишь слова, они не подкрепляются никакими дей­ствиями.Внутренняя сила Николая Петровича, его интеллигентность и гармоничность вызывают симпатию и уважение. Вдумчивый читатель должен заметить: сильная личность — это не всегда неординарность и вызывающее поведение.
Читайте также:  Герои-антагонисты в романе И. С. Тургенева Отцы и дети: сочинение

Изображение дворянских усадеб в романе

Усадьба Н. П. Кирсанова

В начале романа автор описывает родовое гнездо Аркадия. Это печальная картина: серые и неприглядные поля, низкие кустарники, оборванные мужики, покосившиеся крыши. Усадьба состоит из нового господского деревянного дома, выкрашенного серой краской, фермы, пруда с солё­ной водой, сада с плохо растущими деревьями и крестьянских деревенек. Лучше всего прижилась у Николая Петровича беседка из сирени и ака­ций. (Эти сирень и акации свидетельствуют о чистоте его души.) Бесед­ку можно сравнить с «храмом уединённого размышления» у Манилова. Крестьяне здесь обленились, приказчик — большой плут. Но Николай Петрович всё-таки старается что-то сделать для улучшения хозяйства, а главное — сглаживает в доме, как может, все недоразумения. Лишними в этом доме Николая Петровича кажутся люди с конфликтным характе­ром: Павел Петрович и Базаров.

Усадьба А. С. Одинцовой

Усадьба полностью отражает характер хозяйки. Тёмные деревья сада, аллея стриженых ёлок — всё дышит холодностью и расчётом, строгим порядком. Дом стоит на пологом открытом холме, словно показывает неприступность. По архитектуре красив, был задуман в Александров­ском стиле, но выкрашен жёлтой краской (напоминает тюрьму — огра­ничение свободы). Даже церковь похожа на строгого могучего воина. Единственное место, свободное от строгих устоев, — портик, заросший кустами (этого портика Одинцова боится, поскольку когда-то увидела в нём ужа). Внутреннее убранство поражает строгостью, даже запах в доме — как в министерском учреждении. Все лакеи надменны и старомодны. В доме живут по раз и навсегда заведённому порядку. Одинцова хорошо управляет хозяйством, и крестьяне у неё поставлены на оброк. Здесь всё делается по плану и «катится словно по рельсам».

Усадьба Базаровых

Самое скромное и бедненькое имение. Базаровым принадлежат небольшая деревушка и господский домик с шестью комнатками. Но этот крошеч­ный уголок гораздо ближе к природе, чем имения Кирсанова и Одинцо­вой. Дом окружён берёзовой рощей. Именно в имении родителей Евгений Базаров ощущает себя ничтожным по сравнению с окружающим миром. Мужики в этой деревне немного распущенны, но добры. Василий Ивано­вич живёт не за счёт доходов от своей деревни, а за счёт лечения людей.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

Особенности композиции романа И. С. Тургенева “Рудин”

Школьное сочинение

С чего начать произведение? Чем его закончить? На какие части оно будет делиться? Что надо сообщить читателю сразу, а что потом? О чем рассказать подробно и о чем коротко? От чьего лица вести повествование? Эти и многие другие вопросы, возникающие перед писателем, связаны с композицией художественного произведения. И решать эти вопросы нужно не порознь, а вместе, на основе единого композиционного принципа. Некоторые ученые называют такой принцип архитектоникой (по-гречески — “строительное искусство”). Не случайно, что это слово по происхождению и смыслу близко к слову “архитектура”. Подобно архитектору, писатель вырабатывает какой-то план, проект будущего здания, и сам же выступает строителем своего словесного здания.

Продумывая композицию, писатель стремится к тому, чтобы читатель поверил в правду художественного изображения и с наибольшей глубиной воспринял внушаемые ему мысли и чувства. При этом писатель исходит из своего понимания действительности и законов и принципов художественного творчества данной эпохи.

В 50-е годы И. С. Тургенев впервые обращается к жанру романа, ставшему в дальнейшем основным в его творчестве, так как роман — большое эпическое произведение, и сюжет его содержит больше фабульных линий и поворотов, чем, скажем, сюжет рассказа. “Форма и условия романа, — писал В. Г. Белинский о главной особенности этого жанра, — удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни, и вот, мне кажется, тайна его необыкновенного успеха. “

В романе ставятся важнейшие проблемы эпохи, воссоздаются широкие картины общественной жизни, изображается жизнь человека в его многообразных и сложных связях с другими людьми, социальной средой, народом. Потому-то в романе всегда больше действующих лиц, чем в рассказе или повести, судьбы героев сталкиваются и переплетаются.

Жанр романа наиболее полно отвечал стремлению Тургенева глубоко исследовать современную ему жизнь, духовную историю героя его времени.

В ту пору, когда писался роман “Рудин”, начиналась новая эпоха в жизни России. И.С. Тургенев считал, что наступило время реформ и преобразований. Главная идея романа “Рудин” состоит в том, что в русской жизни наступило время, когда знания, культура, свободолюбивые настроения должны соединиться с преобразовательной, практической деятельностью. Эта идея не получила в романе яркого художественного воплощения в образе положительного героя, хотя она и является основой тургеневской критики Рудина. Как признавал сам писатель, в середине 50-х годов ему еще были неясны настоящие представители новых передовых общественных идей — разночинцы-демократы, которые пришли на смену дворянской интеллигенции.

Современные Тургеневу критики и писатели определили историческое значение деятельности дворянской интеллигенции 30-40-х годов и критически раскрыли социальную сущность типа “лишних людей”, их характер и духовный облик. Революционные демократы показали, что время Рудиных прошло. Добролюбов писал: “. Теперь нужны нам не такие люди, которые бы еще более возвышали нас над окружающей действительностью, а такие, которые бы подняли — или нас научили поднять — самую действительность до уровня тех разумных требований, какие мы уже сознали”.

Уродливые стороны жизни Тургенев изображал в большинстве своих Произведений и в то же время, запечатлевая “образ и давление времени”, он показывал и передовых людей. Как ни мало их было, в них, по словам Герцена, “было будущее России”, на этих людях, по убеждению Тургенева, лежала обязанность “быть передавателями цивилизации народу”. Изображение этих людей — чаще всего небогатых, образованных дворян — и занимает самое большое место в повестях Тургенева 40-50-х годов. Только в этой среде возникал тогда сознательный протест против несправедливого устройства общества. Однако во всех своих начинаниях — общественных и личных — эти герои неизменно терпят неудачи, им не находится места в жизни, они становятся, по выражению одного из таких героев, “лишними людьми”.

Таков Дмитрий Рудин — обаятельный собеседник, умный, образованный, и, несомненно, талантливый человек. Он искренне и честно хочет добра и счастья для народа, умеет увлечь других своим красноречием, внушить им благородные стремления, но в практических делах оказывается робким и беспомощным. К тому же личный конфликт обнаруживал общественную, социальную несостоятельность “лишних людей”. Покорность судьбе, то есть обстоятельствам, парализует все начинания Рудина, как и других тургеневских героев этого типа. Нежелание жить так, как живут все — быть чиновником или помещиком, — делало лучших людей “лишними” в России, а сознание своей практической беспомощности в условиях огромной крепостной страны делало их бессильными перед судьбой. А.М. Горький писал: “Приняв во внимание все условия времени — и гнет правительства, и умственное бессилие общества, и отсутствие в массах крестьян сознания своих задач, — мы должны будем признать, что мечтатель Рудин. был человеком более полезным, чем практик. Мечтатель — он являлся пропагандистом идей революционных, он был критиком действительности. “

В “Рудине” наиболее ярко проявляются особенности мастерства Тургенева-романиста. Именно в этом романе писатель представил замечательный образец сжатой композиции, которая открывает широкие возможности для богатого содержанием действия и обрисовки характеров.

Главное, что отличает композицию романа “Рудин”, — это ее необычная простота, отсутствие всякого рода эффектов. Простота достигается несложной фабулой и соподчиненностью всех элементов произведения одному центральному образу, что определило монологический характер романа и ход развития событий. Но ни простота в ходе действия, ни небольшой объем романа, ни ограниченность действующих лиц не помешали увлекательной, занимательной фабуле “Рудина”.

Читайте также:  Сочинение на тему Муму по произведению Тургенева: сочинение

Действие в романе протекает последовательно, с ясной мотивировкой каждой ситуации, но без ненужных эпизодов и деталей. При этом Тургенев не увлекается бытовыми описаниями, что было характерно для значительной части прозы 40-х годов.

В произведении любого жанра полная художественная глубина достигается тогда, когда в композиционном строительстве активно участвует слово, индивидуальный авторский язык, своя, неповторимая интонация. Все это находит отражение в изображении Тургеневым персонажей романа. Главное внимание писатель уделяет не их психологии, а их духовной жизни. Роман насыщен рассуждениями на философские и научные темы, спорами об искусстве, просвещении, морали; он начинается со спора Рудина и Пигасова об убеждениях и системах. Рудин произносит горячие речи “о значении просвещения и науки, об университетах. “. С Наташей и Басистовым Рудин часто и долго в течение двух месяцев беседует о долге человека, искусстве, свободе и любви. Воспоминания Лежнева о кружке Покорского показывают образ Рудина-оратора, произносящего вдохновенные речи о Гегеле, истине и общечеловеческих идеалах.

Внутренняя задача композиции — непрерывность движения художественной мысли и чувства. Для этого нужно, чтобы каждый новый композиционный элемент включался в связи со всеми предыдущими. Такая связь частей и целого может считаться идеалом художественной композиции. Тургенев показывает Рудина в определенной социальной среде. Он сталкивает своего героя и ставит его в определенные отношения с людьми разного типа, с различными мировоззрениями и идеалами, разным уровнем образования и разной социальной сущности. Автор заставляет Рудина, внутренний мир которого, его психологический облик дан в связи с его стремлениями к общественной деятельности, действовать на различных поприщах, показывая его удачи и поражения, взлеты и падения, достоинства и недостатки. Но при этом фигуры, события и впечатления не заслоняют и не мешают друг другу. Все в романе подчинено главной идее, все гармонирует между собой и целым. Не случайно критика “Современника” видела в “Рудине” новый плодотворный этап в творческом развитии Тургенева. В обзорной статье Н.А. Некрасов отмечал: “При многих недостатках “Рудина” в художественном отношении он показывает, что для г. Тургенева начинается новая эпоха деятельности, что его талант приобрел новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя”.

Сравнительная характеристика Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых

Когда И. С. Тургенев писал произведение «Отцы и дети», он говорил, что его смущал следующий факт: «Ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встретил на то, что мне чудилось повсюду». Заслуга писателя состоит в том, что он первый в России поднял эту тему в литературе и впервые попытался создать образ » нового человека», представителя разночинцев.
По мнению Павла Петровича Кирсанова, аристократы-движущая сила общественного развития. Их идеал-конституционная монархия, а путь к идеалу — либеральные реформы, гласность,

Похожие сочинения:

Сравнительная характеристик Базарова и Павла Петровича КирсановаГоворя о замысле и цели своего будущего произведения, Тургенев признавался: «Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы.

Сопоставительная характеристика Павла Петровича Кирсанова и Евгения БазароваЭпиграф: Я попытался представить конфликт двух поколений. И. С. Тургенев. План I Вечная проблема поколений. II Противоположность взглядов главных героев.

Сопоставительная характеристика Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова (по роману «Отцы и дети»)Иван Сергеевич Тургенев — наш выдающийся классик, создавший правдивую, незабываемую галерею образов русских людей. Писатель всегда шел впереди своего времени.

Образ Павла Петровича в романеПавел Петрович живет чувствами — это значит, что он воспринимает мир не как Базаров, а с точностью до наоборот. Поэтому.

«Малахитовая шкатулка» Павла Петровича БажоваЛюбознательный читатель, взяв в руки эту книгу, непременно задумается над тем, почему она так названа. Малахитовую шкатулку — ларчик из.

Письмо Павла Петровича Кирсанова Сергею Павловичу (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)Милый друг, Сергей Павлович! Был очень рад и удивлен Вашим письмом. Рад, что не забыли обо мне и суетливым стилем.

Любовь в жизни Базарова и Кирсановых (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)Одной из ведущих тем в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» является тема любви. Во многом именно это чувство.

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов: сравнительная характеристикаРоман «Отцы и дети» создавался в то время, когда был поставлен вопрос об отмене крепостного права, когда обострились противоречия между.

Любовь в жизни Базарова и братьев КирсановыхТворчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева — это гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви. Достаточно вспомнить романы «Рудин», «Дворянское гнездо».

Любовь в жизни Базарова и семьи КирсановыхТворчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева — это гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви. Достаточно вспомнить романы «Рудин», «Дворянское гнездо».

Базаров и Аркадий: сравнительная характеристика (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)В романе «Отцы и дети» Тургенев ставит проблемы разного характера: любви и понимания, разногласия поколений отцов и детей… Затрагивает он.

Базаров и Аркадий. Сравнительная характеристикаВ 1862 году Тургенев пишет роман «Отцы и дети». В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным.

Сравнительная характеристика Манилова и СобакевичаНиколай Васильевич Гоголь — замечательный русский писатель. Его талант сатирика и обличителя крепостного права достиг вершины в поэме «Мертвые души».

Сравнительная характеристика: Печорин и ГрушницкийВ романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» автор раскрывает перед читателем ряд образов, которые не только ярко демонстрируют разные.

От Рахметова до Павла ВласоваРахметов и Павел Власов — герои, прошедшие сходный путь революционных деятелей, их объединяет. прежде всего, вера в светлое будущее и.

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина«Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою… Печорин — это Онегин нашего времени». В. Г. Белинский.

Сравнительная характеристика Фамусова и Чацкого (по комедии А. С Грибоедова «Горе от ума»)Он (Чацкий) вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу «один в поле не воин».Нет, воин, если он Чацкий… И. А. Гончаров.

Печорин и Грушницкий. Сравнительная характеристика героев«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова вышел отдельным изданием В Петербурге весной 1940 года. Роман стал одним из необычайных явлений.

Сравнительная характеристика Ноздрева и Плюшкина (по поэме «Мертвые души»)Прореха на человечестве. Н. Гоголь Николай Васильевич Гоголь — талантливый писатель-сатирик. Особенно ярко и самобытно проявился его дар в поэме.

Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика героевА. С. Грибоедов родился в Москве в семье отставного военного. Поступает на философский факультет в Московский университет. Оканчивает его, затем.

Сравнительная характеристика одноклассниковВсем известная истина гласит — нет двух одинаковых людей, каждый из нас — индивидуальность. Это касается и внешности человека, и.

Сравнительная характеристика Евгения Онегина и Григория ПечоринаПечально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья.

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (Передовые люди xix века)Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья.

Сравнительная характеристика Бориса и Тихона по пьесе А. Н. Островского «Гроза»В пьесе А. Н. Островского «Гроза», безусловно, главной героиней Катерина Кабанова. Ей — ее характеру, мировоззрению, судьбе — посвящено данное.

Сравнительная характеристика Молчалина и ЧацкогоЧацкий и Молчалин герои комедии Грибоедова » Горе от ума. Они абсолютно разные и по характеру, и по мировоззрению, и.

Сравнительная характеристика главных героев романа И. Гончарова «Обыкновенная история»В романе Ивана Александровича Гончарова «Обыкновенная история» показано своеобразное противостояние двух героев, стоящих на одной социальной ступени, больше того, они.

Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера БезуховаПочему Пьер Безухов и Андрей Болконский относятся к числу любимых героев Льва Толстого? Ведь натуры этих персонажей совсем разные. Уже.

Сравнительная характеристика Морозки и Мечика (по роману а. Фадеева «Разгром»)Мечик и Морозка — два героя романа А. Фадеева «Разгром». Знакомство их происходит при весьма экстремальной ситуации: Морозка спасает Мечика.

Сравнительная характеристика Наташи и ЭленРоман Л. Н. Толстова «Война и мир» — один из величайших шедевров русской литературы. В нем описано великое множество персонажей.

Сравнительная характеристика Обломова и ШтольцаЯ знаю немало людей, которые любят, чтобы им мешали. Помехи служат для них оправданием собственного бездействия или неудач. Не будем.

Ссылка на основную публикацию
×
×