Объяснение Базарова с Одинцовой: сочинение

Сочинение Базаров и Одинцова в романе Отцы и дети Тургенева

Отношения между Одинцовой и Базаровым очень сложные, я бы сказал «болезненные».

У Евгения есть цель в жизни – большая, даже глобальная… Евгений Васильевич много учится, работает. Вся его энергия сосредоточена в деятельности на благо своей цели. О личной жизни он и не думает, не собирается отвлекаться. Я так понимаю, что все симпатии свои к женщинам он подавляет. (Зачем время на глупости терять?) Если б кто-то собирался впервые лететь на Марс, например, то, может быть, ради полёта, подготовки-организации тоже бы всё «отодвинул». Или вот монахи ведь принимают постриг, чтобы молиться… Но Базаров – не монах, конечно. И он не совсем справляется со своими чувствами.

Одинцова – женщина вполне светская. Она молода и красива, довольно богата. То есть её сложно представить «соратницей» Базарова в его почти революционной деятельности. Молодой человек интересен ей загадочностью, сосредоточенностью. Когда он, будто против своей воли, признаётся ей в любви, то ей приятно. Кстати, она его стоит, она тоже кажется всем холодной и гордой. Она и не боялась поведения Базарова, его резкости. Кажется, она не может сама полюбить…

Из-за того, что Евгений пытается бежать от своего чувства, оно становится каким-то невероятным. (Когда стараешься не думать о том самом медведе белом…) Чувство отвлекает его, сбивает с пути, поэтому он злится и на себя, и на Анну Сергеевну.

В итоге, как известно, Евгений Васильевич из-за своей работы погибает… А Одинцова не имеет «законного» права скорбеть о нём, ведь она так и не стала его женой, невестой.

Я встречал такую формулировку, что, мол, любовь стала испытанием для Евгения Васильевича. Так и получилось. Его цель, как ему казалось, не подразумевает, создания семьи, человеческого счастья. Но думаю, что это, как если бы он никогда не спал или не ел… Чувства могли бы ему помочь, немного отвлечь от цели, но только ради её же достижения.

И всё-таки любовь, которой Базаров от себя и не ожидал, помогает ему увидеть себя по-новому, хотя и никаких привычных людям отношений у героев не складывается.

Сочинение Базаров и Одинцов

Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» является, по своей сути, испытанием для главного героя – испытанием для его мировоззрения, проверкой нигилистических убеждений на состоятельность в реальной жизни.

Отношения между мужчиной и женщиной для Базарова сводились лишь к физиологии. Какие-либо романтические чувства герой отрицал, а разговоры о любви считал полнейшей выдумкой и чепухой.

Именно с таким цинизмом Базаров относился к Одинцовой в самом начале повествования. Впервые он увидел ее на балу у губернатора и был поражен ее прекрасной благородной внешностью. Ум, достоинство, спокойный и рассудительный нрав, мягкий и в то же время сильный характер – вот какие черты характеризуют героиню романа «Отцы и дети» Анну Сергеевну Одинцову.

Очевидно, что Базаров, столь умный и проницательный человек, не мог этого не заметить. Несмотря на то, что Одинцова произвела сильное впечатление на главного героя, Евгений Васильевич отзывался о ней исключительно в пренебрежительном тоне.

Читатель понимает, что героиня нисколько не уступает Базарову в образованности, интеллекте и силе характера. Анна Сергеевна есть тот человек, который сыграет в жизни Базарова очень важную роль. Евгений Васильевич, сам того не замечая, ставит Одинцову и любовь в один ряд, и все же отрицает для себя возможность любить. Он еще не знает, что с этого момента настоящая жизнь, наконец, настигнет героя и разрушит его надуманную философию.

В первую очередь, Базаров оценивает Одинцову как интересного собеседника, затем он привязывается к ее семье, окружению, ему становится комфортно в ее доме, и вскоре Евгений Васильевич, совершенно того не ожидая, влюбляется в Анну Сергеевну.

Одинцова, женщина умная, сдержанная сама оказалась неравнодушна к Базарову. Отношения героев раскрываются в момент признания, когда Анна Сергеевна, оставшись наедине с Базаровым, начинает говорить о счастье. Она признается, что не видит смысла в своей жизни, чувствует себя уставшей. Базаров называет причину ее несчастья: желание полюбить в купе с неспособностью отдаваться этому всепоглощающему чувству.

Одинцова не желает расставаться со своим внутренним комфортом во имя любви. Но суть человеческой души такова, что без любви она жить не может. Не испытывая теплых чувств, человек перестает быть счастливым, молодость его увядает, наступает хандра.

В конце концов, Базаров признается Одинцовой в своей «безумной» любви к ней. В ее власти было ответить герою взаимностью, но выбрала она совсем другой путь.

Любовь заставила Базарова разувериться в собственном мировоззрении, из-за чего он потерял всяческие ориентиры в жизни. Тот факт, что он влюбился, означал, что главный герой – самый обычный человек со свойственными ему слабостями и недостатками. Базаров не смог дать ответы на те философские вопросы, которые он сам поставил перед собой, а потому гибель героя стала очевидным и логичным завершением его жизненного пути.

Также читают:

Картинка к сочинению Базаров и Одинцова в романе Отцы и дети

Популярные сегодня темы

Гончаров пишет об удивительной живучести комедии «Горе от ума». Произведение по-прежнему, спустя несколько десятилетий после публикации, интересно читателю, разобрано на цитаты. Автор статьи не претендует на полный критический разбор

В моей квартире на четвертом этаже, где я живу с мамой и папой у меня есть своя комната. Моя комната очень просторная, широкая и светлая. В ней помещается много нужных вещей – это мягкая кровать, шкаф для одежды, шкафчик для книг и учебников

Каждый человек понимает, что жизненный путь – это череда печальных и радостных событий. Мы сталкиваемся с принятием решений каждый день. При этом перед нами ежеминутно возникают ситуации

Владимира Маяковского всегда вдохновляли идеи революции, поэтому свержение царского режима он воспринял крайне позитивно. Поэт считал нормальными расправы крестьян над бывшим дворянским сословием

Автор остановился во Владыкавказа и ждал оказию в Екатериноград. Оказия – это полроты пехоты с пушками для прикрытия обозов. Пришлось бы все три дня прожить на сухоядении, поскольку бесполезно было заказывать у глупых

Объяснение Базарова с Одинцовой

Скачать сочинение
Тип: Анализ эпизода

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», увидевший свет в 1862 году, вызвал вокруг себя небывалую полемику. Это неудивительно: писатель показал в романе перелом общественного сознания России, появление в ней новых сил.

Особенно сильные споры велись вокруг центральной фигуры романа – нигилиста Евгения Базарова. Этот герой выступает в романе как противник всего, созданного и накопленного русским дворянством и человечеством вообще: морально-нравственных ценностей, культуры, простых человеческих чувств. Чтобы показать неправильность взглядов Базарова, автор проводит его через жизненные испытания. Герой испытывает тоску одиночества и неразделенную любовь. В итоге он понимает, что нельзя отрицать естественные законы человеческой жизни, на которых строится существование любого человека.

Понять это Базарову помогает страстная влюбленность в Анну Сергеевну Одинцову, умную и красивую женщину. Будучи у нее в гостях, Базаров признается ей в своих чувствах. Это происходит в 18-ой главе романа. Под незначительным предлогом Одинцова пригласила Базарова в свою комнату, где захотела продолжить вчерашний разговор. Базаров сделал вид, что не помнит предмета их беседы. Но Одинцова напомнила герою: «о счастии». Она, например, никогда не чувствовала себя счастливой. Даже в чудесные мгновения общения с музыкой, приятными людьми у героини возникало ощущение мимолетности, лишь подобия настоящего счастья. Базаров напоминает Анне Сергеевне, что она не удовлетворена своей теперешней жизнью, поэтому и не может почувствовать себя счастливой.

Одинцова переводит разговор на самого Базарова. Она хочет проникнуть к нему в душу, узнать сокровенные мысли героя, его планы на будущее. Но Базаров очень замкнут, он не привык изливать свою душу – еще одно подтверждение большого одиночества героя. Евгений пытается уйти от разговора, но Одинцова настаивает. Она хочет знать, что происходит в душе Базарова сейчас, в настоящее время. Анна Сергеевна уверяет, что герой может открыться ей: «Как хотите,…а мне все-таки что-то говорит, что мы сошлись недаром, что мы будем хорошими друзьями. Я уверена, что ваша эта, как бы сказать, ваша напряженность, сдержанность исчезнет наконец?»

Этот вопрос стал решающим. Базаров признается Анне Сергеевне, что причина его напряженности – любовь к ней: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…Вот чего вы добились». Эти слова героя – не только признание в любви, но и признание своего поражения. Все нигилистические теории героя разбились о его страстное чувство к Одинцовой. Именно поэтому автор замечает: «…страсть в нем билась, сильная и тяжелая – страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…»

Читайте также:  Мое первое знакомство с Базаровым и окончательное мнение о нем: сочинение

Глядя на мучения Базарова, Анна Сергеевна жалеет его и одновременно пугается: так сильны чувства героя. А что же сама Одинцова? Каково ее отношение к Евгению Базарову? После сцены объяснения, когда Базаров страстно обнимает ее, героиня говорит: «Вы меня не поняли». Оставшись одна, Одинцова убеждает себя, что она относится к Базарову как к другу, что она не подозревала о его чувстве: «Я виновата, – промолвила она вслух,- но я это не могла предвидеть».

Одинцова боится признаться себе, что и она чувствует влечение к Евгению. Весь ее облик говорит об этом: «Она увидала себя в зеркале; ее назад закинутая голова с таинственной улыбкой на полузакрытых… глазах и губах, казалось, говорила ей в этот миг что-то такое, от чего она сама смутилась…» Да и автор намеками дает понять нам, что Одинцова испытывает зарождение чувства к Базарову: «Одинцова протянула вперед обе руки», «невольная нежность зазвенела в ее голосе», «она не тотчас освободилась из его объятий», «медленно проводила платком по шее, на которой ей все чудилось горячее пятно», наконец, мысль Анны Сергеевны: «Я и себя не понимала».

Но после тягостных раздумий Одинцова все же решает: «Нет,…Бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете». В героине боролись разные чувства, но победил сознательный выбор спокойной жизни без всплесков и сильных эмоций: «Под влиянием различных смутных чувств, сознания уходящей жизни, желания новизны она заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть до нее – и увидела за ней даже не бездну, а пустоту…» Мне кажется, что Одинцова увидела там не пустоту богатой эмоциями жизни, а пустоту своей души, просто неспособной на чувства и переживания. Поэтому-то, на мой взгляд, героиня и чувствует себя несчастной. Ее холодность и каменное спокойствие делает жизнь Одинцовой серой, однообразной, лишенной смысла. Сам автор иронизирует над своей героиней, осуждая ее выбор: «Ее спокойствие не было потрясено; но она опечалилась и даже всплакнула раз…»

Таким образом, данный эпизод можно считать важным для раскрытия характеров обоих героев. Он является переломным в судьбе Базарова: герой терпит поражение от самого себя, своей природы: с любовью к Одинцовой рушатся все его теории, его представления о себе. Базаров понимает, что он самый обычный человек и что его жизнь определяют законы природы и человеческой натуры.

Но главной героиней этого эпизода является, по-моему, Анна Сергеевна Одинцова. Именно в сцене объяснения раскрывается ее характер, мы понимаем ее жизненную философию. Читатель понимает, что отношения между Базаровым и Одинцовой невозможны. Но именно такая героиня и была нужна Тургеневу: Базарову нужно было лишь понять, что и он способен на чувство. Тем самым автор заставляет героя осмыслить и почувствовать крушение всех своих взглядов, мироощущения, представлений о себе.

122722 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Объяснение Базарова с Одинцовой

Смотрите также по произведению “Отцы и дети”:

Роль эпизода объяснения Базарова с Одинцовой

Объяснение Базарова с Одинцовой – один из эпизодов, который расширяет, углубляет представление о личности Базарова. Это не только нигилист, но и человек, способный на многое ради возлюбленной. Нигилистическое его восприятие мира начинает рушится, т.к. он, сам того не желая, влюбился в женщину, что по его понятиям есть «романтизм». Также раскрывается натура Одинцовой, для которой «спокойствие превыше всего». Она эгоистична, думает только о себе. Ей ничего не нужно, кроме комфорта в жизни. Невольно начинается сопоставление Одинцовой и Базарова, и, конечно, Евгений кажется намного человечнее на ее фоне.

Эпизод разделен на две части, содержащие диалоги, происходящие утром и вечером. Диалоги взаимосвязаны. Интересно,что герои разговаривают поздно вечером, вопреки заведенному Одинцовой распорядку дня. В начале появляется мотив дороги: Базаров собирается уезжать. Но если дорога для него – это вечное движение, невозможность усидеть на месте, то перед Одинцовой «длинная, длинная дорога, а цели нет. ». Ей и «не хочется идти».

Уже здесь намечается какой-то конфликт, непонимание героями друг друга. В самом Базарове, который говорит, что «изящная сторона жизни ему недоступна», а потом признается в любви, уже намечается перемена. Нигилизм – это не стихия Базарова; он шире и глубже «отрицания всего». Одинцова не замечает этого в Базарове, он интересен ей именно как нигилист, она, так же, как и Анна Павловна Шерер в «Войне и мире», «угощается» своим гостем, т.е. как человек, молодой мужчина он ее не интересует.

Одинцова – рационалистка, устроившая свою жизнь «непогрешительно-правильно», так, что в ней нет места «ни скуке, ни другим тяжелым чувствам» (например, любви, ведь у Базарова это «тяжелая страсть»). И когда, в угоду Базарову, она разрешает ему остаться, то все равно это исключение, которого более никогда не будет.

Светский разговор принимает интимный оттенок благодаря пейзажу, имеющему романтический характер. Порыв ветра, ночь, темное небо – все располагает к признанию. Но Одинцова не способна понять, почувствовать этого, она любопытна, но, как мне кажется, не жалеет об отъезде Базарова. Евгений, в котором бьется тяжелая страсть, ждет от нее не вопросов о его биографии. В нем просыпается гордость за отца, за себя и потому он говорит: «Мы люди темные. ». Несмотря на то, что оба они образованны, Базаров мыслит себя с крестьянами, народом. Особенно ему тяжело оттого, что он влюблен в «аристократку», весьма похожую на Павла Павловича, «живого мертвеца», но в отличие от него, никогда не любившую, поэтому ей так легко разговаривать с ним.

Одинцова умело вставляет в свою речь мысли Базарова, но так, что они принимают другой оттенок, искажаются («Я вижу, вы меня знаете мало, хотя вы и уверены, что все люди друг на друга похожи и что их изучать не стоит. »). Базаров опять противоречит своим принципам, отвечая, что «всякий человек – загадка». Одинцову можно сопоставить с княгиней Р, «сфинксом», но без тайн. Одинцова гораздо проще, она схематичнее, поселилась в деревне, как Павел Павлович, но не из-за несчастной любви, а потому, что любит «комфорт жизни».

На следующий день Базаров признается в любви Одинцовой, делая это весьма нетрадиционно. Признание – необходимая часть многих романов, но если в «Евгении Онегине» Татьяна «стыдом и страхом» замирала, то Базаров испытывает досаду. Вообще в романе показано несколько признаний, например, Аркадия Катерине. Оно традиционно: герои отвечают друг другу взаимностью. Отношение Базарова с Одинцовой вовсе не предполагают удачного завершения. Никто из них не понимает любовь как высокое чувство, скорее наоборот: для Анны Сергеевны – это излишнее беспокойство, а для Базарова – «страсть, похожая на злобу». Перед признанием Евгений говорит пророческие и вместе с тем очевидные слова про будущее, «которое большею частию не от нас зависит» (вспомним смерть Базарова). Одинцова в некотором роде становится Базаровым, она берет от него, возможно, самое плохое, нигилистическое начало. Если в Базарове есть какая-то деликатность к мыслям, чувствам, то Одинцова прямо говорит, что желает разобраться, что в Базарове «теперь происходит». Даже Евгений, достаточно циничный, возмущается, говоря: «Что я государство какое?». С другой стороны, у него появляется возможность взглянуть на себя как бы со стороны: Одинцова желает узнать о его чувствах с такой простотой, будто речь идет о лягушках, которых резал Евгений. Только Базаров лез в материальную сферу жизни и ее явлений, а Одинцова – в душевную. Если рассматривать Одинцову с этой позиции, то она сродни еще одному последователю Базарова, Ситникову, тоже «коверкающему» идеи учителя.

После признания Базаров косвенно сравнивается с Аркадием, который испытал«трепетание юношеской робости» и «сладкий ужас первого признания».

Порыв Базарова – это не порыв нигилиста, но человека, вырвавшегося на какое-то время из границ разума. Он повинуется инстинктам. У него было «почти зверское лицо», не случайно подчеркивается это сходство. Важно определение Катерины, говорящей, что сестра с Базаровым «дикие». На протяжении всего романа прослеживается сопоставление «диких» и «ручных».

Как ни странно, в этой ситуации поражение терпит Одинцова, а не неудачник любовник. Твердо решив, что она понимает все и всякого, она просчитывается вдвойне: Базаров и Аркадий превосходят все ее ожидания. Даже обдумывая для себя возможное счастье с Евгением, она думает только о себе, при этом как всякая светская дама (что полностью развенчивает тургеневское утверждение о том, что «характер у нее был свободный и решительный») всплакнула, но не испытала жалости, просто почувствовала себя виноватой. Виновата не Одинцова. Нельзя искать в любви виноватого, как она это делает. Влюбиться можно, но заставить себя это сделать нельзя. Одинцова руководствуется принципом «спокойствие превыше всего». «Под влиянием различных смутных чувств, сознания уходящей жизни, желания новизны она заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть за нее – увидала за ней даже не бездну, а пустоту. или безобразие», – пишет Тургенев.

Читайте также:  Образ Е. Базарова в романе И. С. Тургенева Отцы и дети: сочинение

Таким образом, Одинцова, так же как и Павел Павлович – представитель интеллигенции, ближе к «отцам», «живой мертвец». Базаров сумел-таки нарушить покой мирной жизни Одинцовой, вывести ее из состояния душевной спячки хотя бы на несколько мгновений, дав ей понять или хотя бы заставив почувствовать ее нравственное несовершенство по сравнению с другими людьми. Ее проблема в том, что она не хочет другой жизни, ей проще говорить о дороге без пути и о прочем «романтизме», не видя реалий жизни.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Как Тургенев истолковывает объяснение Базарова с Одинцовой

Фактически спровоцированный Анной Сергеевной на объяснение, Базаров со всей прямотой и резкостью говорит ей о своей любви “. Но изнеженную аристократку Одинцову, привыкшую руководствоваться рассудком, а не чувством, пугает искренний порыв Базарова. Тургенев замечает, что от базаровской страсти, “сильной и тяжелой”, “похожей на злобу”, Одинцовой “стало страшно”.

Анна Сергеевна спешит остановить героя: “Вы меня не поняли,- прошептала она с торопливым испугом”.

Уже в том, что Тургенев заставил своего героя потерпеть

Никто от такого поражения не застрахован. Различие характеров сказывается в отношении различных людей к постигшему их горю. Здесь проверяются и воля, и выдержка, и стойкость человека.

Как же повел себя волевой и сильный Базаров после того, как Одинцова отвергла его любовь? Скажем

С XVIII главы Базаров заметно эволюционирует в сторону скептицизма и пессимизма. Попав во власть романтики, которую он считал ранее белибердой, Базаров начинает поступаться многими своими убеждениями и взглядами.

Вполне естественно, что на первых порах герой не хочет сам себе сознаться в своем поражении. Поэтому он в разговоре с Аркадием по-прежнему храбрится, подтрунивает над своим молодым приятелем, поучает его ; далее он произносит свою преисполненную злости фразу об “олу-х;1х”-Ситниковых, признается, что они с Аркадием оба “очень глупо себя вели”, и даже тешит себя призрачной надеждой на избавление от тягостного чувства: “…кто злится на свою боль – тот непременно ее побелит”.

Но все это – инерция былого могущества героя. Любовь пустила глубокие корни в его сердце. Не случайно в рукописи была такая авторская фраза, которую Тургенев, снижая моральный облик Базарова, вычеркнул: “Ему было очень тяжело: не одно самолюбие в нем страдало; он, насколько мог, полюбил Одинцову”.

Автор, а вслед за ним и читатель истолковывают объяснение Базарова с Одинцовой как значительный, решающий этап его эволюции. Именно с этого момента в Базарове начинается процесс какого-то неуклонного психологического скольжения: появляются нотки грусти и уныния. Герой начинает высказывать пессимистические мысли , впадает в уныние ; в нем пропадает самоуверенность, возникает озлобление, смешанное с бесплодным желанием освободиться от власти любви .

К базаровской иронии присоединяется какая-то бессильная горечь . После долгих раздумий и сложной внутренней борьбы Базаров, как человек огромной силы воли, пытается преодолеть в себе романтика, взять себя в руки, обрести обычное спокойствие. В отношениях с родителями он даже как будто становится прежним: слегка иронизирует над старомодными привычками своего отца, над устарелыми медицинскими системами, которых тот придерживается.

“Но как бы Базаров ни храбрился, ему не удается стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой. Рана нанесена глубокая, и пессимизм не покидает героя до конца романа. Из всех дальнейших коллизий Базаров отнюдь не выходит победителем, как это было в первых четырнадцати главах романа.

В XXI главе Базаров уже высказывает пессимистические мысли о тщетности человеческой деятельности вообще.

“Узенькое местечко, которое, я занимаю, – говорит он Аркадию под стогом сена, – до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет… А в этом атоме, в этой математической точке обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже… Что за безобразие! Что за пустяки!” Нельзя не уловить в этой, по выражению П. В. Анненкова, “превосходной сцене” частицу того скорбного пафоса, которым Тургенев наполнит эпилог романа .

Почувствовав свое бессилие, “скуку да злость”, Базаров называет себя “самоломанным”, философствует о любви и даже завидует своим родителям, которые “заняты и не беспокоятся о собственном ничтожестве”. Герою приходят в голову различные грустные сопоставления, вроде сравнения себя с муравьем, который тешит полумертвую муху. Внутренняя травмированность приводит Базарова к тому, что он даже не замечает, как в одном и том же разговоре с Аркадием высказывает прямо противоположные мысли: то утверждает, что “хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними”, то вдруг произносит свою знаменитую, преисполненную скептицизма и эгоизма фразу о последнем мужике Филиппе или Сидоре, для которого он должен из кожи лезть” и который ему “даже спасибо не скажет”.

Сильное озлобление героя на все и на всех, граничащее с мизантропией Тургенев не показывает.

Попытки Базарова заняться наукой не избавили все, же его от меланхолических мыслей. А тут еще возникают внезапно взаимоотношения Базарова с Фенечкой , которые понадобились автору в качестве повода к дуэли с Павлом Петровичем .

Хотя Базаров прекрасно понимал нелепость этого рыцарского поединка, ставшего смешным анахронизмом в 60-е годы, но, чтобы не прослыть трусом, он вынужден был в нем участвовать. С негодованием и злостью Базаров думает и говорит об этой дуэли: “Экую мы комедию отломали! Ученые собаки так на задних лапах танцуют”; “…вот что значит с феодалами пожить.

Сам в феодалы попадешь и в рыцарских турнирах участвовать будешь”.

Характер и жизненная философия А.С. Одинцовой и их влияние на взаимотношения с Базаровым

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», увидевший свет в 1862 году, вызвал вокруг себя небывалую полемику. Это неудивительно: писатель показал в романе перелом общественного сознания России, появление в ней новых сил.

Особенно сильные споры велись вокруг центральной фигуры романа – нигилиста Евгения Базарова. Этот герой выступает в романе как противник всего, созданного и накопленного русским дворянством и человечеством вообще: морально-нравственных ценностей, культуры, простых человеческих чувств. Чтобы показать неправильность взглядов Базарова, автор проводит его через жизненные испытания. Герой испытывает тоску одиночества и неразделенную любовь. В итоге он понимает, что нельзя отрицать естественные законы человеческой жизни, на которых строится существование любого человека.

Понять это Базарову помогает страстная влюбленность в Анну Сергеевну Одинцову, умную и красивую женщину. Будучи у нее в гостях, Базаров признается ей в своих чувствах. Это происходит в 18-ой главе романа. Под незначительным предлогом Одинцова пригласила Базарова в свою комнату, где захотела продолжить вчерашний разговор. Базаров сделал вид, что не помнит предмета их беседы. Но Одинцова напомнила герою: «о счастии». Она, например, никогда не чувствовала себя счастливой. Даже в чудесные мгновения общения с музыкой, приятными людьми у героини возникало ощущение мимолетности, лишь подобия настоящего счастья. Базаров напоминает Анне Сергеевне, что она не удовлетворена своей теперешней жизнью, поэтому и не может почувствовать себя счастливой.

Одинцова переводит разговор на самого Базарова. Она хочет проникнуть к нему в душу, узнать сокровенные мысли героя, его планы на будущее. Но Базаров очень замкнут, он не привык изливать свою душу – еще одно подтверждение большого одиночества героя. Евгений пытается уйти от разговора, но Одинцова настаивает. Она хочет знать, что происходит в душе Базарова сейчас, в настоящее время. Анна Сергеевна уверяет, что герой может открыться ей: «Как хотите,…а мне все-таки что-то говорит, что мы сошлись недаром, что мы будем хорошими друзьями. Я уверена, что ваша эта, как бы сказать, ваша напряженность, сдержанность исчезнет наконец?»

Этот вопрос стал решающим. Базаров признается Анне Сергеевне, что причина его напряженности – любовь к ней: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…Вот чего вы добились». Эти слова героя – не только признание в любви, но и признание своего поражения. Все нигилистические теории героя разбились о его страстное чувство к Одинцовой. Именно поэтому автор замечает: «…страсть в нем билась, сильная и тяжелая – страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…»

Читайте также:  Деревенские мальчишки в рассказе Тургенева Бежин луг: сочинение

Глядя на мучения Базарова, Анна Сергеевна жалеет его и одновременно пугается: так сильны чувства героя. А что же сама Одинцова? Каково ее отношение к Евгению Базарову? После сцены объяснения, когда Базаров страстно обнимает ее, героиня говорит: «Вы меня не поняли». Оставшись одна, Одинцова убеждает себя, что она относится к Базарову как к другу, что она не подозревала о его чувстве: «Я виновата, – промолвила она вслух,- но я это не могла предвидеть».

Одинцова боится признаться себе, что и она чувствует влечение к Евгению. Весь ее облик говорит об этом: «Она увидала себя в зеркале; ее назад закинутая голова с таинственной улыбкой на полузакрытых… глазах и губах, казалось, говорила ей в этот миг что-то такое, от чего она сама смутилась…» Да и автор намеками дает понять нам, что Одинцова испытывает зарождение чувства к Базарову: «Одинцова протянула вперед обе руки», «невольная нежность зазвенела в ее голосе», «она не тотчас освободилась из его объятий», «медленно проводила платком по шее, на которой ей все чудилось горячее пятно», наконец, мысль Анны Сергеевны: «Я и себя не понимала».

Но после тягостных раздумий Одинцова все же решает: «Нет,…Бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете». В героине боролись разные чувства, но победил сознательный выбор спокойной жизни без всплесков и сильных эмоций: «Под влиянием различных смутных чувств, сознания уходящей жизни, желания новизны она заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть до нее – и увидела за ней даже не бездну, а пустоту…» Мне кажется, что Одинцова увидела там не пустоту богатой эмоциями жизни, а пустоту своей души, просто неспособной на чувства и переживания. Поэтому-то, на мой взгляд, героиня и чувствует себя несчастной. Ее холодность и каменное спокойствие делает жизнь Одинцовой серой, однообразной, лишенной смысла. Сам автор иронизирует над своей героиней, осуждая ее выбор: «Ее спокойствие не было потрясено; но она опечалилась и даже всплакнула раз…»

Таким образом, данный эпизод можно считать важным для раскрытия характеров обоих героев. Он является переломным в судьбе Базарова: герой терпит поражение от самого себя, своей природы: с любовью к Одинцовой рушатся все его теории, его представления о себе. Базаров понимает, что он самый обычный человек и что его жизнь определяют законы природы и человеческой натуры.

Но главной героиней этого эпизода является, по-моему, Анна Сергеевна Одинцова. Именно в сцене объяснения раскрывается ее характер, мы понимаем ее жизненную философию. Читатель понимает, что отношения между Базаровым и Одинцовой невозможны. Но именно такая героиня и была нужна Тургеневу: Базарову нужно было лишь понять, что и он способен на чувство. Тем самым автор заставляет героя осмыслить и почувствовать крушение всех своих взглядов, мироощущения, представлений о себе.

Сочинение на тему “В чем сложность взаимоотношений Базарова и Одинцовой? (по роману И.А. Тургенева “Отцы и дети)”

В романе «Отцы и дети» (1862) И.С. Тургенев показал новое общественное явление, возникшее в России в середине 19 века. Писатель верно изобразил и дал свою оценку нигилизму и нигилистам.

Центральная фигура романа – нигилист Евгений Базаров. На страницах романа он выступает как противник всего опыта предыдущих поколений. Базаров отрицает простые человеческие чувства, морально-нравственные ценности и так далее. Он признает только естественные науки. Можно сказать, что герой стремится к разрушению. В этом он видит цель своей жизни: расчистить площадку для последующих поколений. Но, по ходу романа, герой жестоко разочаровывается в своих жизненных взглядах и ценностях. Главным ударом для него становится любовь.

На балу Базаров знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, умной и красивой женщиной, богатой вдовой. Несмотря на отрицание всяких чувств, Базаров глубоко и искренне влюбляется в молодую помещицу. Его нигилистической теории наносится сокрушительный удар. Базаров не хочет верить в то, что и он обычный человек, подвластный законам природы. Это, на мой взгляд, одна из причин сложных отношений Евгения Петровича и Одинцовой.

Одной из главных сцен, рисующих взаимоотношения героев, является сцена их объяснения. Анна Сергеевна вызывает Базарова на откровенный разговор – «о счастии». Она говорит, что никогда не была счастливой. Одинцова остро чувствует свое одиночество. Она уверена, что все быстротечно, а настоящего счастья не существует.

В ответ на свою откровенность Одинцова хочет проникнуть в душу Базарова. Ей интересны сокровенные мысли героя, его планы на будущее. Но Евгений Петрович замкнут. Герой очень одинок, он не привык делиться своими размышлениями и переживаниями. Анна Сергеевна уверяет, что Евгений может открыться ей: «Как хотите,…а мне все-таки что-то говорит, что мы сошлись недаром, что мы будем хорошими друзьями. Я уверена, что ваша эта, как бы сказать, ваша напряженность, сдержанность исчезнет наконец».

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Базаров не выдерживает и признается героине в своей любви: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…Вот чего вы добились». Мне кажется, эти слова героя – не только признание любви, но и признание поражения всех нигилистических теорий. Базаров злится за это и на себя, и на Одинцову: «…страсть в нем билась, сильная и тяжелая – страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…» И в этом еще одна причина сложных взаимоотношений героев, невозможности их любви.

В ответ на признание Базарова Анна Сергеевна говорит ему: «Вы меня не поняли». Оставшись одна, она убеждает себя, что относиться к Евгению Петровичу как к другу. Героиня хочет убедить себя, что она не подозревала о чувстве Базарова: «Я виновата, – промолвила она вслух, – но я это не могла предвидеть».

Но мы понимаем, что Одинцова просто боится признаться себе, что и она чувствует влечение к Евгению. Об этом чувстве говорит весь ее облик: «Она увидала себя в зеркале; ее назад закинутая голова с таинственной улыбкой на полузакрытых… глазах и губах, казалось, говорила ей в этот миг что-то такое, от чего она сама смутилась…» Да и автор намеками дает нам понять, что Анна Сергеевна испытывает зарождение чувства к Базарову: «Одинцова протянула вперед обе руки», «невольная нежность зазвенела в ее голосе», «она не тотчас освободилась из его объятий», «медленно проводила платком по шее, на которой ей все чудилось горячее пятно», наконец, мысль Анны Сергеевны: «Я и себя не понимала».

Но у Анны Сергеевны разум взял верх над чувствами. Одинцова выбирает спокойствие, тихий, не обремененный волнениями, образ жизни: «Нет,…бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете».

Во взаимоотношениях с Базаровым Анна Сергеевна открылась как пустой и холодный человек, неспособный на сильные, яркие чувства. Тургенев пишет: «Под влиянием различных смутных чувств, сознания уходящей жизни, желания новизны она заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть до нее – и увидела за ней даже не бездну, а пустоту…» Мне кажется, что Одинцова увидела там не пустоту богатой эмоциями жизни, а пустоту своей души, просто неспособной на чувства и переживания. Героиня не понимает, что ее холодность и каменное спокойствие делает жизнь пустой и лишенной смысла.

Именно в натуре, характере Анны Сергеевны заложена еще одна причина сложности ее взаимоотношений с Базаровым. Будь на месте Одинцовой искренняя, горячая натура, не боящаяся любви, возможно, и судьба Базарова сложилась бы иначе. Мне кажется, что герой смог бы пересмотреть свои взгляды, стать счастливым человеком, приносить пользу обществу. Но это был бы совсем другой роман: ведь смертью нигилиста Базарова Тургенев вынес приговор всему движению нигилизма, показав всю его нежизнеспособность.

Таким образом, мне кажется, что любовь Базарова и Одинцовой была обречена с самого начала. Взгляды Базарова на любовь, его упрямый и самолюбивый характер в сочетании со взглядами Анны Сергеевны с самого начала создавали сложности в их отношениях. На станицах своего романа Тургенев свел этих героев, чтобы показать крушение взглядов Базарова, доказать, что каждый человек способен на любовь, но не каждый может удержать ее.

Ссылка на основную публикацию
×
×