Мое отношение к Базарову.: сочинение

Особенности композиции романа И. С. Тургенева “Рудин”

Школьное сочинение

С чего начать произведение? Чем его закончить? На какие части оно будет делиться? Что надо сообщить читателю сразу, а что потом? О чем рассказать подробно и о чем коротко? От чьего лица вести повествование? Эти и многие другие вопросы, возникающие перед писателем, связаны с композицией художественного произведения. И решать эти вопросы нужно не порознь, а вместе, на основе единого композиционного принципа. Некоторые ученые называют такой принцип архитектоникой (по-гречески — “строительное искусство”). Не случайно, что это слово по происхождению и смыслу близко к слову “архитектура”. Подобно архитектору, писатель вырабатывает какой-то план, проект будущего здания, и сам же выступает строителем своего словесного здания.

Продумывая композицию, писатель стремится к тому, чтобы читатель поверил в правду художественного изображения и с наибольшей глубиной воспринял внушаемые ему мысли и чувства. При этом писатель исходит из своего понимания действительности и законов и принципов художественного творчества данной эпохи.

В 50-е годы И. С. Тургенев впервые обращается к жанру романа, ставшему в дальнейшем основным в его творчестве, так как роман — большое эпическое произведение, и сюжет его содержит больше фабульных линий и поворотов, чем, скажем, сюжет рассказа. “Форма и условия романа, — писал В. Г. Белинский о главной особенности этого жанра, — удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни, и вот, мне кажется, тайна его необыкновенного успеха. “

В романе ставятся важнейшие проблемы эпохи, воссоздаются широкие картины общественной жизни, изображается жизнь человека в его многообразных и сложных связях с другими людьми, социальной средой, народом. Потому-то в романе всегда больше действующих лиц, чем в рассказе или повести, судьбы героев сталкиваются и переплетаются.

Жанр романа наиболее полно отвечал стремлению Тургенева глубоко исследовать современную ему жизнь, духовную историю героя его времени.

В ту пору, когда писался роман “Рудин”, начиналась новая эпоха в жизни России. И.С. Тургенев считал, что наступило время реформ и преобразований. Главная идея романа “Рудин” состоит в том, что в русской жизни наступило время, когда знания, культура, свободолюбивые настроения должны соединиться с преобразовательной, практической деятельностью. Эта идея не получила в романе яркого художественного воплощения в образе положительного героя, хотя она и является основой тургеневской критики Рудина. Как признавал сам писатель, в середине 50-х годов ему еще были неясны настоящие представители новых передовых общественных идей — разночинцы-демократы, которые пришли на смену дворянской интеллигенции.

Современные Тургеневу критики и писатели определили историческое значение деятельности дворянской интеллигенции 30-40-х годов и критически раскрыли социальную сущность типа “лишних людей”, их характер и духовный облик. Революционные демократы показали, что время Рудиных прошло. Добролюбов писал: “. Теперь нужны нам не такие люди, которые бы еще более возвышали нас над окружающей действительностью, а такие, которые бы подняли — или нас научили поднять — самую действительность до уровня тех разумных требований, какие мы уже сознали”.

Уродливые стороны жизни Тургенев изображал в большинстве своих Произведений и в то же время, запечатлевая “образ и давление времени”, он показывал и передовых людей. Как ни мало их было, в них, по словам Герцена, “было будущее России”, на этих людях, по убеждению Тургенева, лежала обязанность “быть передавателями цивилизации народу”. Изображение этих людей — чаще всего небогатых, образованных дворян — и занимает самое большое место в повестях Тургенева 40-50-х годов. Только в этой среде возникал тогда сознательный протест против несправедливого устройства общества. Однако во всех своих начинаниях — общественных и личных — эти герои неизменно терпят неудачи, им не находится места в жизни, они становятся, по выражению одного из таких героев, “лишними людьми”.

Таков Дмитрий Рудин — обаятельный собеседник, умный, образованный, и, несомненно, талантливый человек. Он искренне и честно хочет добра и счастья для народа, умеет увлечь других своим красноречием, внушить им благородные стремления, но в практических делах оказывается робким и беспомощным. К тому же личный конфликт обнаруживал общественную, социальную несостоятельность “лишних людей”. Покорность судьбе, то есть обстоятельствам, парализует все начинания Рудина, как и других тургеневских героев этого типа. Нежелание жить так, как живут все — быть чиновником или помещиком, — делало лучших людей “лишними” в России, а сознание своей практической беспомощности в условиях огромной крепостной страны делало их бессильными перед судьбой. А.М. Горький писал: “Приняв во внимание все условия времени — и гнет правительства, и умственное бессилие общества, и отсутствие в массах крестьян сознания своих задач, — мы должны будем признать, что мечтатель Рудин. был человеком более полезным, чем практик. Мечтатель — он являлся пропагандистом идей революционных, он был критиком действительности. “

В “Рудине” наиболее ярко проявляются особенности мастерства Тургенева-романиста. Именно в этом романе писатель представил замечательный образец сжатой композиции, которая открывает широкие возможности для богатого содержанием действия и обрисовки характеров.

Главное, что отличает композицию романа “Рудин”, — это ее необычная простота, отсутствие всякого рода эффектов. Простота достигается несложной фабулой и соподчиненностью всех элементов произведения одному центральному образу, что определило монологический характер романа и ход развития событий. Но ни простота в ходе действия, ни небольшой объем романа, ни ограниченность действующих лиц не помешали увлекательной, занимательной фабуле “Рудина”.

Действие в романе протекает последовательно, с ясной мотивировкой каждой ситуации, но без ненужных эпизодов и деталей. При этом Тургенев не увлекается бытовыми описаниями, что было характерно для значительной части прозы 40-х годов.

В произведении любого жанра полная художественная глубина достигается тогда, когда в композиционном строительстве активно участвует слово, индивидуальный авторский язык, своя, неповторимая интонация. Все это находит отражение в изображении Тургеневым персонажей романа. Главное внимание писатель уделяет не их психологии, а их духовной жизни. Роман насыщен рассуждениями на философские и научные темы, спорами об искусстве, просвещении, морали; он начинается со спора Рудина и Пигасова об убеждениях и системах. Рудин произносит горячие речи “о значении просвещения и науки, об университетах. “. С Наташей и Басистовым Рудин часто и долго в течение двух месяцев беседует о долге человека, искусстве, свободе и любви. Воспоминания Лежнева о кружке Покорского показывают образ Рудина-оратора, произносящего вдохновенные речи о Гегеле, истине и общечеловеческих идеалах.

Внутренняя задача композиции — непрерывность движения художественной мысли и чувства. Для этого нужно, чтобы каждый новый композиционный элемент включался в связи со всеми предыдущими. Такая связь частей и целого может считаться идеалом художественной композиции. Тургенев показывает Рудина в определенной социальной среде. Он сталкивает своего героя и ставит его в определенные отношения с людьми разного типа, с различными мировоззрениями и идеалами, разным уровнем образования и разной социальной сущности. Автор заставляет Рудина, внутренний мир которого, его психологический облик дан в связи с его стремлениями к общественной деятельности, действовать на различных поприщах, показывая его удачи и поражения, взлеты и падения, достоинства и недостатки. Но при этом фигуры, события и впечатления не заслоняют и не мешают друг другу. Все в романе подчинено главной идее, все гармонирует между собой и целым. Не случайно критика “Современника” видела в “Рудине” новый плодотворный этап в творческом развитии Тургенева. В обзорной статье Н.А. Некрасов отмечал: “При многих недостатках “Рудина” в художественном отношении он показывает, что для г. Тургенева начинается новая эпоха деятельности, что его талант приобрел новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя”.

Мое отношение к Базарову

Кирсановы, особенно Павел Петрович невзлюбил Базарова с первой встречи. Ему не нравилась его манера речи, одежда, поведение. Между ними постоянно был конфликт, начиная от простых вещей, заканчивая проблемами общества. Павел Петрович только и ждал, что бы завести спор с Базаровым и унизить его, с помощью своих аристократических манер, но Базаров во всех спорах оставался победителем.

В словах П. П так же как и в его образе жизни, поведении, одежде чувствуется аристократизм. Он постоянно употребляет выражения, подчеркивающие благовоспитанность

Базаров более сдержан, но его преследует мысль о бесполезности спора. Раздражает Базарова постоянные иностранные выражения которыми злоупотребляет П. П.: “Аристократизм, Либерализм, прогресс, принципы…подумаешь, сколько иностранных…и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны”.

Речь Базарова можно охариктиризовать остроумием, находчивостью, хорошим знание народного языка. Он говорит как коренной русский. Это тоже сильно раздражало П. П. но

Я хотела бы поспорить с Базаровым на счет искусства. Ведь он считает, что искусство это не интересно. Он говорит: “Рафаэль гроша ломаного не стоит”. Считае искусство как пережиток прошлого. Он говорит, что с начало надо все устроить экономически.

Но ведь везде надо находить, что – то прекрасное. А Базаров не знает искусство и даже не хочет его узнать. Но ведь нельзя судить о том чего ты не знаешь. “Всяк человек сам себя воспитывать должен”. Я считаю, что у каждого человека есть характер, который он должен воспитывать сам. И воспитывать в себе те качества, которые нужны для твоего будущего Что бы стать не зависимым, свободным человеком.

Ведь для этого тоже надо не мало воли. Чтобы добиться успеха и независимости. Базаров сам воспитывал свой характер. Он сам оплачивал и получал свое образование.

Пытался сделать какие либо достижения в науке. Защищал простой народ. И при этом не требовал, чей либо помощи. И я считаю что это хорошее качество в характере Базарова

Сатирическое изображение чиновников в комедии Н. Гоголя “Ревизор Сюжет комедии “Ревизор”, так же как и сюжет бессмертной поэмы “Мертвые души”, был подарен Гоголю А. С. Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать комедию о России, высмеять недостатки бюрократической системы, которые.

Чацкий как герой своего времени Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” принадлежит к лучшим произведениям русской литературы. В ней писатель отразил свое время, проблемы эпохи, показал свое отношение к ним. “Горе от ума” показывает.

Ты сам свой высший суд? Споры вокруг телепоказов на школьную тему, которые разгорелись в начале третьей четверти, вытащили на свет массу вопросов, которые касаются не только школы, но и искусства. Позиция автора, способы ее выражения.

Герои пьесы “На дне” – от текста к контексту Предложенное вашему вниманию прочтение пьесы “На дне” не может не показаться странным. Но если вспомнить, что создавалась драма на изломе эпох, то “невозможное” обернется “возможным”. Ведь именно Серебряный век стал.

Конспект урока на тему “Выборы и референдум: право или обязанность?” Урок по теме: “Выборы и референдум: право или обязанность?” Л. Н. Акинина, МОУ “Основная общеобразовательная школа №2”, г. Старый Оскол, Белгородской области Цели урока: 1) Ознакомление учащихся с сущностью и.

Тема жизни и смерти в лирике Жуковского “Его стихов пленительная сладость / Пройдет веков завистливую даль” – так сказал о Жуковском Пушкин. Он считал себя учеником Жуковского, высоко ценил его поэтическое мастерство. Константин Батюшков в одном из.

Читайте также:  Анализ рассказа Хорь и Калиныч: сочинение

Урок-тренінг з основ здоров*я Тема: “Безпека пішоходів” Урок-тренінг для 2 класу Тема: Безпека пішоходів Мета : Ознайомити учнів з безпечними місцями переходу вулиці, їх облаштуваннями ; з дорожніми знаками для пішоходів; формувати прагнення до збереження здоров’я власного.

Сочинение Письмо Онегину от себя Евгений! Здравствуйте. Доброго времени суток! Что там у вас сейчас? Я пишу вам письмо по заданию учителя. Хочу вас попросить, чтобы вы не обижали Татьяну. Она вас очень любит, страдает.

Обломов Автор отмечает у Обломова вулканическую работу гуманного сердца. Было время, когда он мечтал о том, чтобы служить на благо России, путешествовать, обогащать свои знания, он твердил, что труд – основа.

Смысл и роль сказки про орла и ворона Сказка про орла и ворона рассказывается Пугачевым в конце 11 главы повести, во время очередной встречи “новоявленного царя” с Гриневым. Главные герои ехали в одной кибитке в Белогорскую крепость спасать.

Великий немецкий поэт и мыслитель Иоганн Вольфганг Гете был самым выдающимся представителем Просвещения в Германии. Это великий немецкий поэт и мыслитель. Гете родился в г. Франкфурте-на-Майне, одном из “вольных городов”, входивших в состав тогдашней Германии.

Сім правил покарання дитини Запам’ятайте сім правил покарання дитини 1.Покарання не повинно шкодити здоров’ю – ані фізичному, ані психічному . 2.Якщо є сумніви – не карайте . 3.За один раз – одне покарання. Навіть.

Правила поведения в гостинице Правила поведения в обществе. Этикет в гостинице Этикет для школьников. Этикет для девочек Согласись, не всегда есть возможность, приехав в какой-то город, остановиться у родственников или знакомых. Вот тут-то и.

Конспект урока для 1 класса “В гости к мишке” Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования “Город Архангельск” “Детский сад комбинированного вида № 159 ” Золотая рыбка” Конспект урока для 1 класса “В гости к мишке” Подготовили Квасова Ольга.

Идейно-художественные особенности легенды о Данко Раннее творчество М. Горького отмечено влиянием романтизма. Одним из наиболее ярких романтических произведений этого художника является рассказ “Старуха Изергиль”, написанный в 1894 году. Все герои ранних рассказов Горького красивы и.

Женская доля Наши писатели XIX века часто писали о неравноправном положении русской женщины. “Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать”, – восклицал Некрасов. Лично мне по-настоящему открыл трагедию женской.

Тема повести Тарас Бульба Гоголя Знаменитая повесть “Тарас бульба” практически сразу завоевала огромное количество признания среди читателей с самого первого момента своего появления. Многие критики и специалисты в области литературы и художества утверждают, что данная.

Сценарий познавательно-игрового занятия по математике для детей подготовительной группы Занимательная геометрия для дошкольниковСценарий познавательно-игрового занятия в подготовительной группе “Геометрическая сказка о путешествиях Точки. Прямая линия и отрезок” Автор: Ефремова Юлия Владимировна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 115-.

Анализ отрывка стихотворения Некрасова Тема этого стихотворения традиционна для творчества Некрасова, – это жизнь и страдания крестьян, простого народа. В этом произведении описывается судьба крестьянской девушки, которая выросла в господском доме, но была выдана.

Отношение взрослых к Юшке Юшка – главный герой одноименного рассказа Платонова. Этого человека, имени которого никто не знал, а все звали Юшкой, можно назвать юродивым, блаженным. Он был не таким, как все. Маленький, слабосильный.

Сейчас вы читаете: Мое отношение к Базарову

Мое отношение к Базарову

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» показан незаурядный характер героя-нигилиста, отношение к которому может быть различно: от восторженно положительного до резко отрицательного, однако, наверное, ни одного читателя этот мастерски изображенный писателем персонаж не оставляет равнодушным.

Евгений Базаров — это яркая, интереснейшая личность, о которой можно судить неоднозначно. Очевидно одно: этот человек обладает сильным и жестким характером. Именно такие люди всегда выделяются из толпы, именно поэтому они почти всегда одиноки.

натуры Базарова еще более заметна на фоне времени действия тургеневского произведения — эпохи перемен в социальной, политической, духовной жизни России, эпохи отмирания старой дворянской культуры и распространения новых, демократических идей.

Прежде всего, взгляды на жизнь и убеждения Базарова не терпят возражений, являются непоколебимыми: перед нами нигилист «до мозга костей», основной жизненный принцип которого — отрицать все. Слово «нигилист» происходит от латинского «nigil» — «ничего». Действительно, герой Тургенева — человек, который ничего

Противоречия базаровского характера проявляются, например, в том, что людей он презирает, особенно русского мужика, хотя сам гордится своим крестьянским происхождением и тому же мужику помогает как врач и, по иронии судьбы, умирает, заразившись от трупа мужика.

Другой яркий пример сложности, двойственности натуры Базарова мы наблюдаем в его отношении к любви, которую теоретически презирает и отвергает, но перед которой практически оказывается бессилен. Его отношения с Одинцовой раскрывают нам скрытые стороны натуры этого человека, который при всей внешней холодности, цинизме поведения и резкости суждений умеет глубоко чувствовать, переживать страсти, страдать. Безусловно, все эти качества героя не могут не вызывать нашей симпатии.

Базаров убежден в правильности своих взглядов в течение всей жизни, что свидетельствует о цельности его мировоззрения, последовательности, верности собственным идеям. Такая позиция представляется мне также достойной если не симпатии, то, однозначно, уважения.

Однако не случайно в романе Базаров изображается одиноким, несмотря на «учеников», «последователей» и «продолжателей», начиная Аркадием Кирсановым и заканчивая комическими фигурами Кукшиной и Ситникова. Такие, как Кукшина и Ситников, не способны стать его настоящими единомышленниками в силу ограниченности взглядов, а его друг Аркадий имеет совершенно противоположную натуру при внешнем совпадении взглядов, которое носит поверхностный и ременный характер.

Отчасти Базаров сам виноват в своем одиночестве: он не верит людям, часто с презрением отзывается о них, отгораживаясь от естественного проявления чувств эпатирующим нигилизмом. Это отражается в такой неприятной, наверное, не только мне, но и большинству читателей романа, черте поведения героя, как «совершенная развязность». Так, Базаров «не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое».

Замкнутость в себе не позволяет герою по-настоящему понимать людей. Только дважды — в момент переживания любви и перед смертью — завеса одержимости идеей нигилизма, скрывающая от нас внутренний мир Базарова, немного приподнимается. Именно в эти моменты герой Тургенева нравится мне больше всего!

С моей точки зрения, сама идея нигилизма, которую исповедует Евгений Базаров, несостоятельна и утопична. Конечно, в то время просто необходимо было отрицать многое, чтобы дать возможность возникнуть и развиться новому, молодому, прогрессивному. Духовное призвание и даже нравственная обязанность мыслящего человека — протестовать и бороться против несправедливости, косности, невежества.

Однако как можно отрицать вечное, непреходящее: природу, искусство, любовь? Людей, не признающих эти незыблемые и по-настоящему ценные вещи, называющих природу «пустяками», любовь — «белибердой», следует, очевидно, назвать ограниченными, циничными, лишенными истинной, глубокой духовности. В этом отношении я считаю Базарова грубым материалистом. И это качество представляется мне самым отталкивающим и противоестественным в тургеневском персонаже. Здесь я присоединяюсь к призыву Николая Петровича, который верно отметил характерную черту образа мыслей и поведения Базарова: «… Вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить».

Сама жизнь показала Базарову всю противоестественность и античеловечность нигилизма: любовь нанесла ощутимый удар по его убеждениям, а смерть показала, что все люди равны и достойны сострадания.

Безусловно, герой Тургенева — сильная натура, личность мыслящая и беспокойная. Даже с любовью, чувством, «которое его мучило и бесило», он пытается бороться, проявляет упорство и волю. Даже перед лицом смерти он сохраняет внешнее спокойствие, проявляет выдержку, силу духа.

Однако мы видим, что у Базарова любовь становится похожей на злобу, утрачивая свое очищающее, возрождающее значение. На примере жизни этого героя мы понимаем также, человек бессилен бороться с любовью и смертью — они оказываются сильнее жалких человеческих попыток уцепиться за теорию, идею, абстрактную мысль. Хорошо, что сам Базаров на исходе жизни тоже понимает это: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!»

Таким образом, умирающий Базаров — уже далеко не тот циник с холодным сердцем, он становится почти поэтом, почти философом. Можно сказать, что герой проходит испытания любовью и смерть, но, опять же,. .. почти. И эта ограниченность, половинчатость базаровской натуры не позволяет мне полюбить этого героя, целиком, безоговорочно: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»

Думаю, что у базаровых все же нет будущего, поскольку такие люди олицетворяют собой переходное звено от старого к новому и потому они временны и в целом бесполезны для России в глобальном — общеисторическом и духовном смысле.

Краткое содержание произведения И. С. Тургенева «Отцы и дети» 1 «Что, Петр? Не видать еще?», — спрашивал 20 мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора… барин лет сорока с небольшим.

О романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Материал статьи взят из книги Б. И. Турьянской и Л. Н. Гороховской «Русская литература XIX В. Материалы для подготовки к экзаменам» М., «Русское слово». 2002.

Споры Базарова с Павлом Петровичем: кто же прав? (Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети») Роман «Отцы и дети», по определению русского писателя Владимира Набокова, — это «не только лучший роман Тургенева, но и одно из самых блистательных произведений XIX.

Полемика вокруг романа «Отцы и дети» Роман «Отцы и дети» вызвал оживленную полемику в различных слоях русского общества, он стал объектом идейной и политической борьбы между различными журналами 60-х годов. В.

Краткое содержание романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева I Николай Петрович Кирсанов, сидя на крыльце, ожидает на постоялом дворе приезда сына Аркадия. Николай Петрович владел имением, его отец был боевым генералом, а сам.

ЕВГЕНИИ БАЗАРОВ И АРКАДИЙ КИРСАНОВ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») В 1862 году Тургенев пишет роман «Отцы и дети». В этот период намечается оконча- тельный разрыв между двумя общественны- ми лагерями: либеральным и революционно- демократическим.

Базаров и Аркадий. Сравнительная характеристика В 1862 году Тургенев пишет роман «Отцы и дети». В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно-демократическим. В своем романе.

Трагическая фигура Евгения Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети» Никто, кажется, не подозревает, что я попытался в Базарове представить трагическое лицо, а все толкуют: зачем он так дурен? или — зачем он так хорош.

Трагическая фигура Евгения Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети» Никто, кажется, не подозревает, что я попытался в Базарове представить трагическое лицо, а все толкуют: зачем он так дурен? или — зачем он так хорош.

Читайте также:  «Лишние люди» (по повести «Ася» и роману «Дворянское гнездо»): сочинение

Краткое содержание «Отцы и дети» Роман Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1861 году. Ему сразу же было суждено стать символом эпохи. Автор особенно четко выразил проблему взаимоотношения двух.

Базаров и Павел Петрович Кирсанов как антиподы и двойники Самые замечательные произведения русской литературы ХIХ века отличаются постановкой важнейших социальных, философских, этических вопросов своего времени. Богатство проблематики составляет одно из главных качеств, характерных для.

А) Трагизм образа Базарова. (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».) В принципе, сказать: «Он — хороший человек «, нельзя. Равно как и сравнить двух людей. Ведь в каждом из нас столько разнообразных черт и особенностей.

Художественный прием «психологической пары» в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети» Роман Тургенева построен так, что в нем отражены вечные типы: «герои времени» и обычные люди. Братья Кирсановы как раз составляет такую психологическую пару. Павел Петрович.

Проблематика романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» На страницах романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» отражены социальные и политические разногласия в жизни общества середины XIX века. Время действия — 1853-1861 годы.

ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ, СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА «ОТЦЫ И ДЕТИ»;. ПОЛЕМИКА ВОКРУГ РОМАНА Связь романа с эпохой (50-е годы 19 века) — недавнее поражение в войне с Турцией, смена царствования. Появляется лагерь разночинцев, которые провозглашают необходимость получить профессию.

Сочинение Мое отношение к Базарову По роману Тургенева Отцы и дети

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-10-29

Мое отношение к Базарову По роману Тургенева Отцы и дети

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» показан незаурядный характер героя-нигилиста, отношение к которому может быть различно: от восторженно положительного до резко отрицательного, однако, наверное, ни одного читателя этот мастерски изображенный писателем персонаж не оставляет равнодушным.

Евгений Базаров – это яркая, интереснейшая личность, о которой можно судить неоднозначно. Очевидно одно: этот человек обладает сильным и жестким характером. Именно такие люди всегда выделяются из толпы, именно поэтому они почти всегда одиноки.

Неординарность натуры Базарова еще более заметна на фоне времени действия тургеневского произведения – эпохи перемен в социальной, политической, духовной жизни России, эпохи отмирания старой дворянской культуры и распространения новых, демократических идей.

Прежде всего, взгляды на жизнь и убеждения Базарова не терпят возражений, являются непоколебимыми: перед нами нигилист «до мозга костей», основной жизненный принцип которого – отрицать все. Слово «нигилист» происходит от латинского «nigil» – «ничего». Действительно, герой Тургенева – человек, который ничего не признает, ничего не уважает, «не преклоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением, ни был окружен этот принцип».

Противоречия базаровского характера проявляются, например, в том, что людей он презирает, особенно русского мужика, хотя сам гордится своим крестьянским происхождением и тому же мужику помогает как врач и, по иронии судьбы, умирает, заразившись от трупа мужика.

Другой яркий пример сложности, двойственности натуры Базарова мы наблюдаем в его отношении к любви, которую теоретически презирает и отвергает, но перед которой практически оказывается бессилен. Его отношения с Одинцовой раскрывают нам скрытые стороны натуры этого человека, который при всей внешней холодности, цинизме поведения и резкости суждений умеет глубоко чувствовать, переживать страсти, страдать. Безусловно, все эти качества героя не могут не вызывать нашей симпатии.

Базаров убежден в правильности своих взглядов в течение всей жизни, что свидетельствует о цельности его мировоззрения, последовательности, верности собственным идеям. Такая позиция представляется мне также достойной если не симпатии, то, однозначно, уважения.

Однако не случайно в романе Базаров изображается одиноким, несмотря на «учеников», «последователей» и «продолжателей», начиная Аркадием Кирсановым и заканчивая комическими фигурами Кукшиной и Ситникова. Такие, как Кукшина и Ситников, не способны стать его настоящими единомышленниками в силу ограниченности взглядов, а его друг Аркадий имеет совершенно противоположную натуру при внешнем совпадении взглядов, которое носит поверхностный и ременный характер.

Отчасти Базаров сам виноват в своем одиночестве: он не верит людям, часто с презрением отзывается о них, отгораживаясь от естественного проявления чувств эпатирующим нигилизмом. Это отражается в такой неприятной, наверное, не только мне, но и большинству читателей романа, черте поведения героя, как «совершенная развязность». Так, Базаров «не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое».

Замкнутость в себе не позволяет герою по-настоящему понимать людей. Только дважды – в момент переживания любви и перед смертью – завеса одержимости идеей нигилизма, скрывающая от нас внутренний мир Базарова, немного приподнимается. Именно в эти моменты герой Тургенева нравится мне больше всего!

С моей точки зрения, сама идея нигилизма, которую исповедует Евгений Базаров, несостоятельна и утопична. Конечно, в то время просто необходимо было отрицать многое, чтобы дать возможность возникнуть и развиться новому, молодому, прогрессивному. Духовное призвание и даже нравственная обязанность мыслящего человека – протестовать и бороться против несправедливости, косности, невежества.

Однако как можно отрицать вечное, непреходящее: природу, искусство, любовь? Людей, не признающих эти незыблемые и по-настоящему ценные вещи, называющих природу «пустяками», любовь – «белибердой», следует, очевидно, назвать ограниченными, циничными, лишенными истинной, глубокой духовности. В этом отношении я считаю Базарова грубым материалистом. И это качество представляется мне самым отталкивающим и противоестественным в тургеневском персонаже. Здесь я присоединяюсь к призыву Николая Петровича, который верно отметил характерную черту образа мыслей и поведения Базарова: «… Вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить».

Сама жизнь показала Базарову всю противоестественность и античеловечность нигилизма: любовь нанесла ощутимый удар по его убеждениям, а смерть показала, что все люди равны и достойны сострадания.

Безусловно, герой Тургенева – сильная натура, личность мыслящая и беспокойная. Даже с любовью, чувством, «которое его мучило и бесило», он пытается бороться, проявляет упорство и волю. Даже перед лицом смерти он сохраняет внешнее спокойствие, проявляет выдержку, силу духа.

Однако мы видим, что у Базарова любовь становится похожей на злобу, утрачивая свое очищающее, возрождающее значение. На примере жизни этого героя мы понимаем также, человек бессилен бороться с любовью и смертью – они оказываются сильнее жалких человеческих попыток уцепиться за теорию, идею, абстрактную мысль. Хорошо, что сам Базаров на исходе жизни тоже понимает это: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!»

Таким образом, умирающий Базаров – уже далеко не тот циник с холодным сердцем, он становится почти поэтом, почти философом. Можно сказать, что герой проходит испытания любовью и смерть, но, опять же, … почти. И эта ограниченность, половинчатость базаровской натуры не позволяет мне полюбить этого героя, целиком, безоговорочно: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»

Думаю, что у базаровых все же нет будущего, поскольку такие люди олицетворяют собой переходное звено от старого к новому и потому они временны и в целом бесполезны для России в глобальном – общеисторическом и духовном смысле.

Мое отношение к базарову

Сочинения по литературе: Мое отношение к базарову И. С. Тургенев — великий русский писатель. В романе “Отцы и дети” автор затрагивает Известную проблему: конфликт отцов и детей. Причем здесь существует не только конфликт двух поколений, но и двух лагерей с разными политическими взглядами.

Лагерь детей — революционно-демократический, а лагерь отцов — либерально-крепостнический. Центральное место в композиции романа занимает образ Евгения Базарова. Мне кажется, что Базаров — очень интересная личность, поэтому я хочу написать о нем и о своем отношении к этому человеку. Базаров был демократ-разночинец, убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист по своему мировоззрению, прошедший школу труда и лишений, Самостоятельно мыслящий и независимый. Я очень уважаю в Базарове все эти качества. Мне нравится то, что Евгений много работает и добивается всего сам. Когда он учился в Университете, он ни копейки не взял у родителей.

Базаров сам зарабатывал себе на Жизнь и при этом успевал хорошо учиться. Вообще, Базаров — очень умный и сильный Человек. Но как мне кажется, отрицательной чертой Базарова является то, что он Отрицает то, чего не может понять. Он не любит и не понимает искусство и поэзию, так Как не видит в них никакого смысла. Базаров признает только естественный опыт жизни. В этом я с ним не согласна: ведь искусство делает нашу серую жизнь богаче, и я считаю, Что Базаров должен хотя бы уважать труд и талант других людей. Также Евгений не ценит Красоту природы. Он говорит: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”.

Он и пользуется ей как мастерской. По утрам Базаров много ходит по лесам, болотам, но не видит в этом никакой прелести. Он просто проводит наблюдение и ищет материал для Своих опытов. Но ведь жизнь человека слишком коротка, чтобы всю ее потратить на работу в этой “мастерской” и не замечая вокруг себя ничего прекрасного. Базаров привлекает меня как личность. Он не стремится никому подражать, его не пугает Быть не таким, как все. По-моему, это замечательно. Ведь таких людей очень мало.

Базаров искренне верит в то, чем занимается. То есть он истинный нигилист не потому, что это модно, а потому, что он убежден в правоте этого движения. Люди, окружающие Базарова, намного слабее его в умственном отношении. Он ко всем относится безразлично и даже с легким презрением. Он никого не уважает, отрицает аристократические принципы, не понимает высокого смысла любви. Любовь к Одинцовой, умной и образованной женщине, помогает мне увидеть характер Базарова с иной стороны. Особое место в романе занимает сцена предсмертного объяснения Евгения Базарова с Анной Сергеевной.

Сколько силы и чувства в этом человеке. Но он одинок, не понят, не смог в полной мере раскрыть свой нравственный потенциал, воплотить в жизнь свои идеи. Базаров — яркая личность. Я считаю, что Базаров по праву может считаться героем своего Времени. Евгений Базаров — моя противоположность. В его характере было, казалось, многое из того, за что можно уважать человека и чем восхищаться в литературном герое: ум, Самобытность, физическая сила, уверенность в себе, огромная работоспособность.

Этот Нигилист в споре побивает аристократа Павла Петровича Кирсанова, умеет заставить Других слушать себя, уважать свою точку зрения. В чем же дело, почему он так Неприятен мне? И только потом я ясно поняла, что отталкивает меня в этом тургеневском герое: эгоизм и самолюбие, отсутствие жалости и доброты к другим. Евгений Базаров не похож на других известных мне литературных героев, созданных писателями XIX века. Онегина и Печорина я не могу поставить рядом с ним. Пожалуй, только герои Чернышевского Лопухов и Кирсанов отчасти напоминают нигилистов, но даже они и “мрачное чудовище” Рахметов кажутся мне более человечными. Не похож Базаров и на других тургеневских персонажей.

Читайте также:  Два героя-студента Базаров и Раскольников: сочинение

Писатель сам признает этот факт. С Рудиным, Инсаровым героя “Отцов и детей” не сравнить. Личность Базарова замыкается в самом себе, потому что вне ее и вокруг нее почти вовсе нет родственных элементов. Он не способен поддерживать отношений с женщиной; его искренняя и цельная натура не поддается компромиссам и не делает уступок; он не покупает расположение женщины известными обязательствами. Но умные женщины у нас обыкновенно бывают осторожны и расчетливы.

Словом, для Базарова нет женщин, способных вызвать в нем серьезное чувство и со своей стороны горячо на него ответить. “Мужчина должен быть свиреп”, — отвечает Базаров в разговоре с Кирсановым. И он весь в этом. Тургенев неоднократно подчеркивает в нем неудержимую, грубую, резкую натуру. Даже любовь, страсть в нем бьется “сильная и тяжелая”, похожая на злобу, а может быть, родственная злобе. Недаром даже Одинцовой он внушает вместе с уважением страх. Родился ли Евгений Базаров с такой сильной натурой, склонной повелевать людьми, держать их в нравственном подчинении, принимать их услуги, словно делая им одолжение, или же сказалось то, что он “самоломанный”, всего достигал сам? Но, как бы то ни было, это сын военного лекаря — личность очень сильная и незаурядная по всем статьям.

Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств. Все остальные человеческие чувства он сводит к деятельности нервной системы; вследствие этого наслаждение красотами природы, музыкой, живописью, поэзией, любовью женщины вовсе не кажутся ему выше и чище наслаждения сытным обедом или бутылкою хорошего вина. Базаров основательно знает естественные и Медицинские науки; с их помощью он выбил из головы всякие предрассудки; но в то же время он остался человеком крайне необразованным: слыхал кое-что о поэзии, кое-что об Искусстве, не потрудился подумать и сплеча произнес приговор над незнакомыми ему Предметами. Тургенев показывает, что Базаров — демократ, разночинец, человек труда, чужд Аристократическому этикету и условностям. В чем его сила? В том, что он представитель нового времени. Аристократы, наподобие Павла Петровича, отжили свое.

Нужны были новые люди и новые идеи. Евгений Базаров на протяжении всего романа и являет нам эту новую идею. Если внимательно вглядеться, то можно уловить и сходство между тем временем, что описывает Тургенев, и нашим. Сегодня старые идеи, а вместе с ними и руководители коммунистической партии ушли в прошлое. Нужно проводить реформы, вытаскивать страну из болота. О том, как это делать, и идут бесконечные споры. Главное место в романе занимают сцены споров. Герои Тургенева раскрывают свое мировоззрение в прямых высказываниях, в столкновениях со своими идейными противниками.

Базаров — натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими аристократами, а подвергающая суду мысли. В чем слабость Базарова? На мой взгляд, главная его слабость в том, что он только отрицает, он не несет ничего положительного. А как людям жить одним отрицанием?

Сегодня тоже можно встретить людей, которые отлично критикуют старое, прекрасно доказывают, что очень много надо менять, но ничего путного предложить, а тем более сделать, не могут. А Евгений Базаров присвоил себе “титул” нигилиста и все отрицает: религию, науку, семью, нравственность. Особенно жутко становится, когда вдумываешься, что он ведь отрицает и такие вещи, как искусство, любовь. Разумеется, жизнь богаче его идей, и сам же “теоретик” влюбляется “глупо, безумно”. Пока Евгений Базаров рассуждает об этом в столовой Кирсановых или в гостиной Одинцовой, это его дело, его причуда. Но если он придет к власти? А именно такие к ней и рвутся.

Тургенев испытывает Базарова сначала любовью, затем и смертью. И если любовь к Одинцовой, женщине умной, гордой, сильной, под стать самому Базарову, побеждает принципы нигилизма, то в предсмертной сцене Базаров верит своим идеалам до конца, он не сломлен, гордо смотрит смерти в глаза. “Умереть так, как умер Базаров, — все равно, что сделать великий подвиг”. Рассудочность Базарова была в нем простительной и понятной крайностью: эта крайность, заставлявшая его мудрить над собою и ломать себя, исчезла бы от действия времени и жизни; она исчезла с приближением смерти.

Он сделался человеком вместо того, чтобы быть воплощением теории нигилизма, и он выразил желание видеть любимую женщину. Базаров должен был умереть, чтобы остаться Базаровым. Может быть, кому-то такие герои и нравятся. Но для меня садовод, возделывающий свой маленький садик; Неграмотная старушка, присматривающая за малышами, гораздо более “герои”, чем Базаров. Ведь они в меру своих сил созидают, а он только разрушает.

Мое отношение к Базарову.: сочинение

Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» стал одной из немногих книг, которые я не поленилась прочитать за лето. С первых страниц это произведение привлекло меня своей особой атмосферой, рождающейся из неповторимого тургеневского стиля повествования, который отличается особенной утончённостью и обилием мелких, очень точно подмеченных автором деталей. Но не только это на протяжении всего романа подогревало мой интерес: загадочная фигура одного из главных героев, Евгения Васильевича Базарова, сразу притягивает к себе внимание читателя. Тайна появления этого человека в жизни Аркадия, его «внутренняя биография», словно скрытая за плотной пеленой тумана, – вот что в произведении занимало меня больше всего. Остальные персонажи романа, безусловно, также заслуживали пристального анализа, но ни одна личность не несла в себе столько противоречий, не переживала такого глубокого внутреннего конфликта и потому не составляла такой трудности для понимания, как Базаров.

Как всем известно, идеология Базарова – нигилизм. Но почему? Что заставляет человека так старательно – и напоказ, и внутренне – отвергать любовь, красоту и какие бы то ни было идеалы, кроме силы человеческого разума и воли, холоднокровия, революции и энергичной работы на благо своей страны? Но рассмотрим сперва, от чего именно Базаров пытается отречься в чувствах, поэзии и красоте – во всём том, что он называет «романтизмом». Разве сама идея любви, духовной или же чисто физической (вспомним эпизод с Фенечкой) не устраивает его? Разве не нравится Евгению общение с Одинцовой, её внешность? Или уважение и привязанность к нему отца? Базаров выражает своё неудовольствие лишь в тех случаях, когда он сам или кто-то другой проявляет нежность, любовь, да и вообще любые глубокие эмоции.

Иными словами, Базарову не нравится, когда человек дает волю чувствам, позволяет эмоциям захватить себя. Учитывая, как нервно и болезненно Евгений реагирует на сильные проявления к нему родительской любви, можно предположить только одну причину такого неприятия Базаровым эмоциональности. Он не хочет казаться себе слабым. Евгений считает, что эмоции делают человека уязвимым, а потому и не приемлет их. Чем можно подтвердить такой вывод? Рассмотрим биографию Базарова. Перед смертью он признаётся: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант!». В уязвлённом самолюбии заключается и причина его нигилизма: с помощью отрицания он пытался перестать быть частью обыденности. Он хотел стать выше эмоций, авторитетов и «романтизма» – всего того, что оказывает столь сильное влияние на «обычного», по его мнению, человека. Насмехаясь над старшим поколением – его барством, сентиментальностью, нелогичностью поступков «отцов», их бесхозяйственностью, – а также над необразованностью крестьян, да и, в общем, надо всем, что не соответствует его идеалам, Базаров возвышался в своих собственных глазах, самоутверждался. В глубине души ему было приятно сознавать, что все окружающие люди такие отсталые, и только он, великий Евгений Базаров, не поддаётся никакому влиянию и правильно понимает жизнь. Ну и, разумеется, приверженность нигилизму делает Базарова, по его мнению, намного умнее любого представителя «отцов». Логично предположить, что в таком случае какие бы то ни было «телячьи нежности» были ниже его достоинства и должны были вызывать у него только раздражение.

В своём стремлении вырваться из обыденности Базаров очень похож на Гаврилу Иволгина из романа «Идиот» Фёдора Михайловича Достоевского. Ганю так же раздражала его семья – бедная, незнатная, ничем не примечательная, кроме неадекватного отца семейства. Только у Гани не было ни базаровской смелости, ни благородства, а потому больное самолюбие его выливалось в жалкие и горько-смешные поступки.

Однако вернёмся к Евгению. Постепенно жизнь развенчала все его идеи и показала, что он вовсе не «гигант», каким воображал себя, и, более того, гигантом быть и не мог. Любовь к Одинцовой и смертельная болезнь усмирили его самомнение, заставив примириться с собой и принять жизнь такой, какова она есть: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!». Однако даже перед лицом неминуемой смерти он старается сохранить своё достоинство и не смиряет свою гордость в диалоге с отцом, по-прежнему разговаривая с некоторым пренебрежением и как бы с насмешкой. «Вы оба с матерью должны теперь воспользоваться тем, что в вас религия сильна; вот вам случай поставить ее на пробу,» – даже умирая, он хочет выглядеть достойно и не признает крушения прежних своих идеалов, а потому стыдится и напрямую обратиться к религии, лишь косвенно выражая своё желание причаститься.

Итак, всю жизнь Базаров борется со своей поэтической романтической натурой (его нигилизм и вера в свою необычайную судьбу, свою избранность и есть настоящий романтизм, со всеми его помпезными преувеличениями и ложной «возвышенностью»). Он полностью открывает свою душу, показывает себя истинного только одному человеку – Анне Сергеевне Одинцовой. Он влюбился в неё и признался ей в любви, и это стало началом разрушения его идеологии. Поэтому незадолго до смерти перед Одинцовой, в отличие от своего отца, Евгений уже не боится признать, что все его идеи были простым заблуждением. Он признал её победу над собой и не опасался показаться Анне слабым. На этом заканчивается история Евгения Васильевича Базарова.

Чем же так интересен мне его образ? Ответ очень прост: Базаров вовсе не одинок в своём желании перестать быть обыденностью. Это чувство, я думаю, знакомо очень многим людям – в том числе и мне.

«Величайшая потребность человеческой природы – ощущать свою значимость, получать признание со стороны других людей и быть оцененным по достоинству»

У некоторых эта потребность превращается в жажду возвыситься над окружающими их «обыкновенными» людьми, так как они считают себя особенными – способными и обязанными подняться над толпой. Поскольку мне самой пришлось избавляться от этого заблуждения, эволюция внутреннего мира Базарова вызвала у меня особенное любопытство.

В целом, я не могу дать ни положительной, ни отрицательной оценки Евгению Васильевичу Базарову. Я могу понять этого героя и сочувствую ему. Однако Базаров является для меня не более чем удобным объектом для анализа, так как его жизненный путь во многом очень поучителен.

Ссылка на основную публикацию
×
×