Измениться не может никто, но стать лучше может каждый (Э. Фейхтерслебен) (по романам Война и мир, Преступление и наказание, Отцы и дети): сочинение

«Измениться не может никто, но стать лучше может каждый» (Э. Фейхтерслебен) (по романам «Война и мир», «Преступление и наказание», «Отцы и дети»)

Скачать сочинение
Тип: Обзорная тема (по произведениям нескольких авторов)

Стремление к самосовершенствованию, призыв к духовному развитию, личностному росту пронизывает всю русскую литературу 19 века. Герои Тургенева, Достоевского, Толстого совершают множество ошибок, не раз сбиваются с правильного пути, но все же никогда не останавливаются в своем развитии.
Так, в центре романа Достоевского «Преступление и наказание» находится фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова, захваченного новыми общественными теориями. В голове у Родиона возникает идея, которой он пытается не только объяснить мир, но и вывести для себя новую мораль. Суть этой теории заключается в делении людей на две группы: «тварей дрожащих» и «сильных личностей».
Для ее подтверждения Раскольников решается на убийство старухи-процентщицы. Весь ужас содеянного Родионом заключается в том, что это убийство было совершенно только ради эксперимента. Раскольников – идейный убийца, совершающий преступление «для себя одного», чтобы «себя проверить».
После убийства начинается новая полоса в жизни героя. Между Раскольниковым и окружающим миром возникает непреодолимая пропасть. Он начинает чувствовать невероятное одиночество, отчуждение, безысходную тоску.
Героя наказывает его собственная совесть. Ведь презрев, переступив закон жизни, он выключил себя из нее. В глубоком одиночестве Раскольников начинает осознавать, что он натворил.
Следователь Порфирий Петрович говорит одну из ключевых фраз в романе: «Страдание – великая вещь». Именно этой фразой и развенчивается теория «сверхчеловека». Через внутренние страдания и страшные муки герой приходит к началу очищения, просветления – на каторге он просит Соню принести ему Библию.
Центральной фигурой романа Тургенева «Отцы и дети» становится главный герой русской жизни 60-х годов 19 века, деятель освободительного движения в России – демократ-разночинец Евгений Базаров.
Это человек твёрдых и бескомпромиссных убеждений, человек дела. Он материалист, экспериментатор, враг абстрактной науки. «Нигилист, – говорит о нём Аркадий Кирсанов, – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип».
Базаров пренебрежительно относится к искусству, чувствам человека, к красоте природы. Герой не верит в любовь, отрицает её существование, утверждая, что это всё «романтизм» (то есть, на его языке, вздор, выдумка). Любви, по его мнению, нет, а есть только «ощущения», физиология, потребности «организма».
До середины романа Базаров – человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах и в том деле, которому он себя посвятил, гордый и целеустремлённый. Он обладает способностью влиять на других людей, подавлять их своими знаниями, логикой и волей. Но от Базарова веет холодом, мы не испытываем к нему симпатии, потому что душа и сердце его молчат.
Все меняется с появлением в жизни героя Анны Сергеевны Одинцовой. Своё нарастающее чувство к этой женщине Базаров сначала прикрывает небрежными репликами: «На остальных баб не похожа», «… эта госпожа – ой-ой-ой…», «у ней такие плечи, каких я не видывал давно».
Именно в любви Тургенев и «развенчивает» своего героя, но делает это так, что живой, из крови и плоти, Базаров оказывается на голову выше себя прежнего.
Полюбив Одинцову, он понял, что здесь дело не в «ощущениях». В конце концов, Евгений со всей прямотой и резкостью говорит ей о своей любви: «…я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились». Сильное, глубокое чувство оказалось неподвластно его собственным теориям.
Базаров страдает вдвойне не только от неразделённой любви, но и оттого, что колеблется система его взглядов, на которую он до сих пор так уверенно опирался.
Таким образом, хладнокровный, насмешливый, презирающий «романтизм» Базаров оказывается способным на большое чувство. Значит, он, по мнению писателя, становится лучше, преображается, развивается. Но нежелание отказаться от своих взглядов, перестроиться, приводит Базарова к физической гибели.
Герой романа Толстого «Война и мир» Пьер Безухов на протяжении всего произведения проходит сложный путь духовных, нравственных, бытовых ошибок. Он мечется, пытаясь найти свое место в жизни. Кутежи в обществе Долохова и Курагина, неудачная женитьба на Элен, масонство – все это важные жизненные этапы героя, его ошибки, его опыт. Одним из важнейших моментов в жизни Пьера, направившим его на верный путь, можно назвать его встречу с Платоном Каратаевым.
Этот простой мужик обладал удивительно мудрым взглядом на жизнь. Он считал, что все происходит к лучшему. Каратаев верил в справедливость жизни, которая существует всегда, не всегда видна явно. Чтобы ее разглядеть, нужно быть мудрым и наблюдательным человеком.
Спокойствие и мудрость этого человека передалось Пьеру, и он почувствовал, что «прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе». Пьер многое переосмыслил в своей жизни и своих взглядах. Он понял, что смысл жизни заключается в простоте. Чем проще человек и ближе к народу, тем гармоничнее и счастливее он себя ощущает.
Именно следуя такому «рецепту», Безухов обрел гармонию, ощущение смысла жизни и счастья, то есть стал лучше.
Таким образом, герои русской литературы 19 века находятся в поисках себя, своего смысла жизни. Девизом всех русских классиков в какой-то степени можно считать фразу Э. Фейхтерслебена «Измениться не может никто, но стать лучше может каждый». К этому стремятся герои и сами писатели, провозглашая гуманистические принципы прощения, терпимости, милосердия, внимания к каждой человеческой судьбе.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / «Измениться не может никто, но стать лучше может каждый» (Э. Фейхтерслебен) (по романам «Война и мир», «Преступление и наказание», «Отцы и дети»)

Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:

Измениться не может никто, но стать лучше может каждый (Э. Фейхтерслебен) (по романам Война и мир, Преступление и наказание, Отцы и дети): сочинение

Стремление к самосовершенствованию, призыв к духовному развитию, личностному росту пронизывает всю русскую литературу 19 века. Герои Тургенева, Достоевского, Толстого совершают множество ошибок, не раз сбиваются с правильного пути, но все же никогда не останавливаются в своем развитии.

Так, в центре романа Достоевского «Преступление и наказание» находится фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова, захваченного новыми общественными теориями. В голове у Родиона возникает идея, которой он пытается не только объяснить мир, но и вывести для себя новую мораль. Суть этой теории заключается в делении людей на две группы: «тварей дрожащих» и «сильных личностей».

Для ее подтверждения Раскольников решается на убийство старухи-процентщицы. Весь ужас содеянного Родионом заключается в том, что это убийство было совершенно только ради эксперимента. Раскольников – идейный убийца, совершающий преступление «для себя одного», чтобы «себя проверить».

После убийства начинается новая полоса в жизни героя. Между Раскольниковым и окружающим миром возникает непреодолимая пропасть. Он начинает чувствовать невероятное одиночество, отчуждение, безысходную тоску.

Героя наказывает его собственная совесть. Ведь презрев, переступив закон жизни, он выключил себя из нее. В глубоком одиночестве Раскольников начинает осознавать, что он натворил.

Следователь Порфирий Петрович говорит одну из ключевых фраз в романе: «Страдание – великая вещь». Именно этой фразой и развенчивается теория «сверхчеловека». Через внутренние страдания и страшные муки герой приходит к началу очищения, просветления – на каторге он просит Соню принести ему Библию.

Центральной фигурой романа Тургенева «Отцы и дети» становится главный герой русской жизни 60-х годов 19 века, деятель освободительного движения в России – демократ-разночинец Евгений Базаров.

Это человек твёрдых и бескомпромиссных убеждений, человек дела. Он материалист, экспериментатор, враг абстрактной науки. «Нигилист, – говорит о нём Аркадий Кирсанов, – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип».

Читайте также:  Светлая поэзия Дворянского гнезда: сочинение

Базаров пренебрежительно относится к искусству, чувствам человека, к красоте природы. Герой не верит в любовь, отрицает её существование, утверждая, что это всё «романтизм» (то есть, на его языке, вздор, выдумка). Любви, по его мнению, нет, а есть только «ощущения», физиология, потребности «организма».

До середины романа Базаров – человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах и в том деле, которому он себя посвятил, гордый и целеустремлённый. Он обладает способностью влиять на других людей, подавлять их своими знаниями, логикой и волей. Но от Базарова веет холодом, мы не испытываем к нему симпатии, потому что душа и сердце его молчат.

Все меняется с появлением в жизни героя Анны Сергеевны Одинцовой. Своё нарастающее чувство к этой женщине Базаров сначала прикрывает небрежными репликами: «На остальных баб не похожа», «… эта госпожа – ой-ой-ой…», «у ней такие плечи, каких я не видывал давно».

Именно в любви Тургенев и «развенчивает» своего героя, но делает это так, что живой, из крови и плоти, Базаров оказывается на голову выше себя прежнего.

Полюбив Одинцову, он понял, что здесь дело не в «ощущениях». В конце концов, Евгений со всей прямотой и резкостью говорит ей о своей любви: «…я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились». Сильное, глубокое чувство оказалось неподвластно его собственным теориям.

Базаров страдает вдвойне не только от неразделённой любви, но и оттого, что колеблется система его взглядов, на которую он до сих пор так уверенно опирался.

Таким образом, хладнокровный, насмешливый, презирающий «романтизм» Базаров оказывается способным на большое чувство. Значит, он, по мнению писателя, становится лучше, преображается, развивается. Но нежелание отказаться от своих взглядов, перестроиться, приводит Базарова к физической гибели.

Герой романа Толстого «Война и мир» Пьер Безухов на протяжении всего произведения проходит сложный путь духовных, нравственных, бытовых ошибок. Он мечется, пытаясь найти свое место в жизни. Кутежи в обществе Долохова и Курагина, неудачная женитьба на Элен, масонство – все это важные жизненные этапы героя, его ошибки, его опыт. Одним из важнейших моментов в жизни Пьера, направившим его на верный путь, можно назвать его встречу с Платоном Каратаевым.

Этот простой мужик обладал удивительно мудрым взглядом на жизнь. Он считал, что все происходит к лучшему. Каратаев верил в справедливость жизни, которая существует всегда, не всегда видна явно. Чтобы ее разглядеть, нужно быть мудрым и наблюдательным человеком.

Спокойствие и мудрость этого человека передалось Пьеру, и он почувствовал, что «прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе». Пьер многое переосмыслил в своей жизни и своих взглядах. Он понял, что смысл жизни заключается в простоте. Чем проще человек и ближе к народу, тем гармоничнее и счастливее он себя ощущает.

Именно следуя такому «рецепту», Безухов обрел гармонию, ощущение смысла жизни и счастья, то есть стал лучше.

Таким образом, герои русской литературы 19 века находятся в поисках себя, своего смысла жизни. Девизом всех русских классиков в какой-то степени можно считать фразу Э. Фейхтерслебена «Измениться не может никто, но стать лучше может каждый». К этому стремятся герои и сами писатели, провозглашая гуманистические принципы прощения, терпимости, милосердия, внимания к каждой человеческой судьбе.

««Измениться не может никто, но стать лучше может каждый» (Э. Фейхтерслебен) (по романам «Война и мир», «Преступление и наказание», «Отцы и дети»)»

Стремление к самосовершенствованию, призыв к духовному развитию, личностному росту пронизывает всю русскую литературу 19 века. Герои Тургенева, Достоевского, Толстого совершают множество ошибок, не раз сбиваются с правильного пути, но все же никогда не останавливаются в своем развитии.

Так, в центре романа Достоевского «Преступление и наказание» находится фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова, захваченного новыми общественными теориями. В голове у Родиона возникает идея, которой он пытается не только объяснить мир, но и вывести для себя новую мораль. Суть этой теории заключается в делении людей на две группы: «тварей дрожащих» и «сильных личностей».

Для ее подтверждения Раскольников решается на убийство старухи-процентщицы. Весь ужас содеянного Родионом заключается в том, что это убийство было совершенно только ради эксперимента. Раскольников — идейный убийца, совершающий преступление «для себя одного», чтобы «себя проверить».

После убийства начинается новая полоса в жизни героя. Между Раскольниковым и окружающим миром возникает непреодолимая пропасть. Он начинает чувствовать невероятное одиночество, отчуждение, безысходную тоску.

Героя наказывает его собственная совесть. Ведь презрев, переступив закон жизни, он выключил себя из нее. В глубоком одиночестве Раскольников начинает осознавать, что он натворил.

Следователь Порфирий Петрович говорит одну из ключевых фраз в романе: «Страдание — великая вещь». Именно этой фразой и развенчивается теория «сверхчеловека». Через внутренние страдания и страшные муки герой приходит к началу очищения, просветления — на каторге он просит Соню принести ему Библию.

Центральной фигурой романа Тургенева «Отцы и дети» становится главный герой русской жизни 60-х годов 19 века, деятель освободительного движения в России — демократ-разночинец Евгений Базаров.

Это человек твёрдых и бескомпромиссных убеждений, человек дела. Он материалист, экспериментатор, враг абстрактной науки. «Нигилист, — говорит о нём Аркадий Кирсанов, — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип».

Базаров пренебрежительно относится к искусству, чувствам человека, к красоте природы. Герой не верит в любовь, отрицает её существование, утверждая, что это всё «романтизм» (то есть, на его языке, вздор, выдумка). Любви, по его мнению, нет, а есть только «ощущения», физиология, потребности «организма».

До середины романа Базаров — человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах и в том деле, которому он себя посвятил, гордый и целеустремлённый. Он обладает способностью влиять на других людей, подавлять их своими знаниями, логикой и волей. Но от Базарова веет холодом, мы не испытываем к нему симпатии, потому что душа и сердце его молчат.

Все меняется с появлением в жизни героя Анны Сергеевны Одинцовой. Своё нарастающее чувство к этой женщине Базаров сначала прикрывает небрежными репликами: «На остальных баб не похожа», «…эта госпожа — ой-ой-ой…», «у ней такие плечи, каких я не видывал давно».

Именно в любви Тургенев и «развенчивает» своего героя, но делает это так, что живой, из крови и плоти, Базаров оказывается на голову выше себя прежнего.

Полюбив Одинцову, он понял, что здесь дело не в «ощущениях». В конце концов, Евгений со всей прямотой и резкостью говорит ей о своей любви: «…я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились». Сильное, глубокое чувство оказалось неподвластно его собственным теориям.

Базаров страдает вдвойне не только от неразделённой любви, но и оттого, что колеблется система его взглядов, на которую он до сих пор так уверенно опирался.

Таким образом, хладнокровный, насмешливый, презирающий «романтизм» Базаров оказывается способным на большое чувство. Значит, он, по мнению писателя, становится лучше, преображается, развивается. Но нежелание отказаться от своих взглядов, перестроиться, приводит Базарова к физической гибели.

Герой романа Толстого «Война и мир» Пьер Безухов на протяжении всего произведения проходит сложный путь духовных, нравственных, бытовых ошибок. Он мечется, пытаясь найти свое место в жизни. Кутежи в обществе Долохова и Курагина, неудачная женитьба на Элен, масонство — все это важные жизненные этапы героя, его ошибки, его опыт. Одним из важнейших моментов в жизни Пьера, направившим его на верный путь, можно назвать его встречу с Платоном Каратаевым.

Читайте также:  Анализ рассказа Хорь и Калиныч: сочинение

Этот простой мужик обладал удивительно мудрым взглядом на жизнь. Он считал, что все происходит к лучшему. Каратаев верил в справедливость жизни, которая существует всегда, не всегда видна явно. Чтобы ее разглядеть, нужно быть мудрым и наблюдательным человеком.

Спокойствие и мудрость этого человека передалось Пьеру, и он почувствовал, что «прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе». Пьер многое переосмыслил в своей жизни и своих взглядах. Он понял, что смысл жизни заключается в простоте. Чем проще человек и ближе к народу, тем гармоничнее и счастливее он себя ощущает.

Именно следуя такому «рецепту», Безухов обрел гармонию, ощущение смысла жизни и счастья, то есть стал лучше.

Таким образом, герои русской литературы 19 века находятся в поисках себя, своего смысла жизни. Девизом всех русских классиков в какой-то степени можно считать фразу Э. Фейхтерслебена «Измениться не может никто, но стать лучше может каждый». К этому стремятся герои и сами писатели, провозглашая гуманистические принципы прощения, терпимости, милосердия, внимания к каждой человеческой судьбе.

Измениться не может никто, но стать лучше может каждый

Э. Фейхтерслебен.

Четвертый день Творения своего нового «Я».

«Закрой глаза. И представь себе, что ты опять стоишь перед высоким зеленым холмом. А на самой вершине этого холма ты видишь великолепный Храм с золотыми куполами, которые ослепительно сверкают на фоне голубого неба. И тебе сегодня он кажется еще прекраснее, чем раньше. Он весь устремлен в небо, плывет в нем. Сегодня тебе опять надо подняться на этот холм. Поднимись на него.

И вот ты опять стоишь у Храма и видишь все его великолепие вблизи. Подойди к двери и открой ее. Ты замечаешь, что сегодня она открывается совсем легко, как будто она очень хорошо смазана.

Ты опять внутри Храма и идешь по этой прекрасной библиотеке мимо стеллажей с книгами. И ты направляешься по извилистым проходам к святилищу Храма – Алтарю. И вот ты опять стоишь перед ним и перед Троном. Хранительница Храма улыбается тебе, приветствует тебя на своем языке. И указывает дверь слева от тебя. Войди в нее.

И вот ты попал в оранжерею. Огромные окна свободно пропускают потоки солнечного света. Потолки очень высокие и здесь масса свежего воздуха. Ты видишь разные растения, некоторые из них очень красивые, некоторые очень причудливые. И в самом центре ты видишь розовый куст.

Ты видишь весь этот куст: корни, ствол, стебли, листья, колючие шипы и на верхушке стеблей – цветки розы. Они находятся на разных этапах раскрытия: некоторые распустились, некоторые только распускаются, некоторые уже отцвели. А некоторые еще находятся в бутонах. Представь себе жизненную силу, которая поднимается от корней к цветку и дает начало процессу его раскрытия.

Теперь мысленно приблизься к нераскрывшемуся бутону. Посмотри – он еще полностью закрыт, лишь наверху можно увидеть розовую точку из кончиков лепестков розового цвета. Сосредоточься на изображении, удерживая его в центре сознания.

И вот зеленые листочки, которые покрывают бутон, вздрагивают, появляется легкое движение и он начинает медленно раскрываться, обнажая розовые лепестки цветка. Чашелистики начинают потихоньку отделяться друг от друга, все больше и больше отворачивая свои кончики наружу. Наконец перед твоим мысленным взором предстает весь бутон, состоящий из розовых лепестков. Разгляди его.

И вот теперь уже лепестки начинают медленно раскрываться, расходиться в стороны. Лепестки медленно раскрываются до тех пор, пока перед твоим мысленным взором не предстанет свежая, прекрасная роза во всем ее великолепии и полном цветении. Роза открывается свету и воздуху, раскрывая всю свою прелесть. Наблюдая это, представь, что и внутри тебя в это время начинается расцвет. Ощути, что и в тебе нечто распускается и открывается свету. Ты чувствуешь, что ее ритм – твой ритм, ее раскрытие – твое раскрытие.

А теперь почувствуй ее аромат, характерный запах, который не спутаешь ни с чем, такой нежный, сладкий и восхитительный. И представь, что на розу падает солнечный луч, освещая и согревая ее. И запах от этого усиливается, а роза открывается еще больше.

Теперь вглядись в центр цветка, туда, где жизнь наиболее интенсивна. И ты видишь, что там что – то есть. Пусть возникнет образ, выражающий самое прекрасное, самое значимое в твоей жизни, выбивающееся наружу, к свету. Это может быть все, что угодно, например, любое живое существо. Пусть образ появится сам по себе – спонтанно, без твоих сознательных усилий и осмысления. Жди. Удерживай этот образ некоторое время в своем сознании, проникнись его содержанием.

Если ты увидел живое существо, то взгляни в его глаза. И ты читаешь в них искреннюю любовь к себе. Заговори с ним о самом важном в твоей жизни в настоящий момент. Задай вопрос о том, что имеет для тебя большое значение: о проблемах, направлении или выборе, который предстоит сделать. И внимательно выслушай то, что оно тебе скажет .

Серьезно задумайся над этим. Пусть с начала это тебе покажется непонятным, но во всем сказанном есть глубокий смысл для тебя. Ведь ты знаешь наверняка, что это существо ни в коем случае не может тебя обмануть. И без страха можно следовать его советам.

Теперь вбери внутрь себя это мудрое существо. Теперь в случае необходимости ты легко сможешь вступить в контакт с ним и использовать его знания, опираться на его любовь».

В символическом смысле ты и есть эта роза и ты всегда нес в себе это мудрое существо. Наша духовная сущность, неотъемлемая и наиболее истинная часть нашего существа, наше истинное “Я” скрыто, ограничено, опутано, прежде всего физическим телом с его чувственным восприятием, многообразием эмоций и различных побуждений; страхами, желаниями, притяжениями, отталкиваниями; в конце концов беспокойностью нашего разума.

“Измениться не может никто, но стать лучше может каждый” (Э. Фейхтерслебен) (по романам “Война и мир”, “Преступление и наказание”, “Отцы и дети”)

Стремление к самосовершенствованию, призыв к духовному развитию, личностному росту пронизывает всю русскую литературу 19 века. Герои Тургенева, Достоевского, Толстого совершают множество ошибок, не раз сбиваются с правильного пути, но все же никогда не останавливаются в своем развитии. Так, в центре романа Достоевского “Преступление и наказание” находится фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова, захваченного новыми общественными теориями. В голове у Родиона возникает идея, которой он пытается не только объяснить мир, но и вывести для себя новую мораль.

Суть этой теории заключается в делении людей на две группы: “тварей дрожащих” и “сильных личностей”. Для ее подтверждения Раскольников решается на убийство старухи-процентщицы. Весь ужас содеянного Родионом заключается в том, что это убийство было совершенно только ради эксперимента.

Раскольников – идейный убийца, совершающий преступление “для себя одного”, чтобы “себя проверить”. После убийства начинается новая полоса в жизни героя. Между Раскольниковым и окружающим миром возникает непреодолимая пропасть. Он начинает чувствовать невероятное одиночество, отчуждение, безысходную тоску. Героя наказывает его собственная совесть.

Ведь презрев, переступив закон жизни, он выключил себя из нее. В глубоком одиночестве Раскольников начинает осознавать, что он натворил. Следователь Порфирий Петрович говорит одну из ключевых фраз в романе: “Страдание – великая вещь”. Именно этой фразой и развенчивается теория “сверхчеловека”.

Через внутренние страдания и страшные муки герой приходит к началу очищения, просветления – на каторге он просит Соню принести ему Библию. Центральной фигурой романа Тургенева “Отцы и дети” становится главный герой русской жизни 60-х годов 19 века, деятель освободительного движения в России – демократ-разночинец Евгений Базаров. Это человек твердых и бескомпромиссных убеждений, человек дела.

Он материалист, экспериментатор, враг абстрактной науки. “Нигилист, – говорит о нем Аркадий Кирсанов, – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. Базаров пренебрежительно относится к искусству, чувствам человека, к красоте природы. Герой не верит в любовь, отрицает ее существование, утверждая, что это все “романтизм” (то есть, на его языке, вздор, выдумка). Любви, по его мнению, нет, а есть только “ощущения”, физиология, потребности “организма”. До середины романа Базаров – человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах и в том деле, которому он себя посвятил, гордый и целеустремленный.

Читайте также:  Понятие о долге в жизни Федора Лаврецкого и Лизы Калитиной: сочинение

Он обладает способностью влиять на других людей, подавлять их своими знаниями, логикой и волей. Но от Базарова веет холодом, мы не испытываем к нему симпатии, потому что душа и сердце его молчат. Все меняется с появлением в жизни героя Анны Сергеевны Одинцовой.

Свое нарастающее чувство к этой женщине Базаров сначала прикрывает небрежными репликами: “На остальных баб не похожа”, “… эта госпожа – ой-ой-ой…”, “у ней такие плечи, каких я не видывал давно”. Именно в любви Тургенев и “развенчивает” своего героя, но делает это так, что живой, из крови и плоти, Базаров оказывается на голову выше себя прежнего. Полюбив Одинцову, он понял, что здесь дело не в “ощущениях”.

В конце концов, Евгений со всей прямотой и резкостью говорит ей о своей любви: “…я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились”. Сильное, глубокое чувство оказалось неподвластно его собственным теориям. Базаров страдает вдвойне не только от неразделенной любви, но и оттого, что колеблется система его взглядов, на которую он до сих пор так уверенно опирался.

Таким образом, хладнокровный, насмешливый, презирающий “романтизм” Базаров оказывается способным на большое чувство. Значит, он, по мнению писателя, становится лучше, преображается, развивается. Но нежелание отказаться от своих взглядов, перестроиться, приводит Базарова к физической гибели. Герой романа Толстого “Война и мир” Пьер Безухов на протяжении всего произведения проходит сложный путь духовных, нравственных, бытовых ошибок.

Он мечется, пытаясь найти свое место в жизни. Кутежи в обществе Долохова и Курагина, неудачная женитьба на Элен, масонство – все это важные жизненные этапы героя, его ошибки, его опыт. Одним из важнейших моментов в жизни Пьера, направившим его на верный путь, можно назвать его встречу с Платоном Каратаевым. Этот простой мужик обладал удивительно мудрым взглядом на жизнь. Он считал, что все происходит к лучшему.

Каратаев верил в справедливость жизни, которая существует всегда, не всегда видна явно. Чтобы ее разглядеть, нужно быть мудрым и наблюдательным человеком. Спокойствие и мудрость этого человека передалось Пьеру, и он почувствовал, что “прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе”. Пьер многое переосмыслил в своей жизни и своих взглядах. Он понял, что смысл жизни заключается в простоте.

Чем проще человек и ближе к народу, тем гармоничнее и счастливее он себя ощущает. Именно следуя такому “рецепту”, Безухов обрел гармонию, ощущение смысла жизни и счастья, то есть стал лучше. Таким образом, герои русской литературы 19 века находятся в поисках себя, своего смысла жизни. Девизом всех русских классиков в какой-то степени можно считать фразу Э. Фейхтерслебена “Измениться не может никто, но стать лучше может каждый”.

К этому стремятся герои и сами писатели, провозглашая гуманистические принципы прощения, терпимости, милосердия, внимания к каждой человеческой судьбе.

Измениться не может никто, но стать лучше может каждый (Э. Фейхтерслебен) (по романам Война и мир, Преступление и наказание, Отцы и дети): сочинение

Иногда две истины при встрече выглядят как ком противоречий.

Ты в руках держишь необычную книгу.

Это небольшой по объему сборник афоризмов, в котором спорят великие мудрецы от древности до современных дней: от Демокрита, Аристотеля, Платона до Гете, Толстого, Ницше и Эйнштейна.

Сборник составлен таким образом, что две рядом стоящие истины противоречат друг другу, тем самым заставляют тебя глубже думать. При чтении книги ты лишний раз убедишься, что

«афоризмы подобно адвокатам, неизбежно видящим лишь одну сторону дела».

Если ты горишь желаньем поразмыслить и лишний раз окунуться в глубину великих мыслей, прочти эту книгу, которая была составлена с большой любовью и уважением к тебе, мой дорогой читатель!

Истина истине не может противоречить.

Если ты не дошел до той степени, когда тебе представляются две истины противоречащими одна другой, ты еще не начинал думать.

Бедность – не порок. Если бы она была пороком, люди не стыдились бы ее.

Бедность есть мать пороков, но также величайших изобретений.

Брак, если уж говорить правду, зло, но зло необходимое.

Брак – такая чудесная вещь, что нужно думать о ней всю жизнь.

Брак, основанный на взаимной склонности и на рассудке, есть одно из величайших благ человеческой жизни.

Самая прочная основа брака – взаимное непонимание.

Брак есть правовая любовь…

Брак без любви – это узаконенная проституция.

В браке три четверти счастья человечества, а в остальном – едва ли четверть.

Люди, основывающие все благо своей жизни на семейной жизни, строят дом на песке.

Брак рождает одно совершенное существо из двоих ущербных, дает простор гармоническому развитию души мужчины в унисон с женской на протяжении жизни.

Брак это и есть сексуальная активность, а сексуальная активность есть, была и будет в каком-то смысле враждебна интеллектуальной, личностной близости мужчины и женщины.

Любовь преходяща и кончается с браком. В браке от любви остается лишь привкус незрелого плода.

Брак – это продолжение любви иными средствами.

Я держусь старых правил. Я верю, что люди должны сочетаться браком пожизненно, как голуби и католики.

Нерасторжимость брака – идея поистине превосходная, жаль только, к людям ее нельзя применять.

Семья – один из шедевров природы.

Брак – это наиболее изолганная форма половой жизни.

В семейной жизни самый важный винт – это любовь.

Брак – панихида по любви.

Брак – не рай и не ад, это просто чистилище.

По моему мнению, брак и его узы или величайшее добро, или величайшее зло; середины нет.

Брак по любви… Да ведь такие браки – самые ужасные из всех! Ужаснее, чем холодные браки по расчету. Там люди, по крайней мере, видят, что берут.

Брак по расчету оборачивается благом только в том случае, если есть надежда превратить его в брак по любви.

В карете прошлого – никуда не уедешь…

Человечество идет в будущее с взором, обращенным в прошлое.

Всякое отречение от прошлого, всякое огульное отрицание его есть зло и заблуждение.

Сами боги не могут сделать бывшее не бывшим.

Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому что, уходя, не умело убрать своих последствий.

Я говорю вам, что прошлое – это ведро праха.

Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.

Кто слишком часто оглядывается назад, легко может споткнуться и упасть.

Никому не дано вернуть прошлое. Надо идти, продолжать свой путь, и бесполезно оглядываться назад.

Настоящее есть следствие прошедшего, а потому непрестанно обращай взор свой на зады, чем сбережешь себя от знатных ошибок.

Прошлое всегда с нами и все, что мы собой представляем, все, что мы знаем, исходит из прошлого. Мы его творение, и мы живем, погруженные в него. Не понимать этого и не ощущать прошлое, значит не понимать настоящее.

Никакое решение наших проблем не может быть обнаружено в готовом виде в наследии древних.

Тот, кто оглядывается на свое прошлое, не заслуживает будущего.

Ссылка на основную публикацию
×
×