Герои ищущие и мыслящие (по романам И. С. Тургенева «Отцы и дети» и Л. Н. Толстого «Война и мир»): сочинение

Отцы и дети в “Войне и мире”

Лев Николаевич Толстой – гениальный русский писатель, который в своих произведениях поднимает темы, которые актуальны всегда. Через образы и характеры героев, их взаимоотношения и перипитии, автор поднимает острые проблемы всего человечества. Тема «Отцы и дети» в «Войне и мире» нашла свое место и широко раскрывается в сравнении уклада жизни нескольких семей.

Семейные отношения в доме Болконских

Несмотря на то, что в доме Болконских царит полный патриархат, дети полностью подчиняются отцу, там все же имеет место конфликт поколений. «Война и мир» описывает то, как в доме Болконских правят жесткие устои. Дети не имеют права голоса, должны полностью подчиняться отцу. Он не видит для них достойных партий в жизни, заставляет долгое время находиться подле него. Это делает Андрея и княжну Марью замкнутыми, не всегда умеющими выражать свои чувства. Несмотря на это, у каждого из них есть свое собственное мнение, они выросли хорошими людьми. Диктаторский уклад воспитания в семье Болконских дает свои плоды как в положительную, так и в отрицательную сторону. Дети выросли послушными и воспитанными, но при этом Марья имеет риск потерять себя, а Андрей, несмотря на воспитанность и честь, мечется в поисках своих идеалов, ему приходится пройти через тяжелые испытания прежде, чем он находит истинную ценность собственной жизни.

Отношения отцов и детей в доме Ростовых

В отличие от Болконских, Ростовы всячески поддерживают детей, дают им свободу в выборе мнений и действий. Граф Ростов способен помогать своим детям в любой ситуации, он всегда на их стороне. Любой выбор сына или дочери поддерживается в этой семье. Это обеспечивает доверительные отношения между детьми и родителями, делает души Наташи и Николая светлыми, чистыми и открытыми. Наташа свободна в выборе партнера для жизни. Даже когда она изменяет свое решение, родители все равно поддерживают ее. Николай же бросает учебу в престижном университете ради военной службы. Родители поддерживают волю сына, так как в этом он видит свое истинное предназначение.

Сравнение принципов двух семей

Проблема взаимоотношений отцов и детей актуальна во все времена. Очень важно то, какое воспитание родители дают своим детям, но также важны и отношения в семье. В строгости и жесткости можно воспитать волю, но наиболее гармоничные личности вырастают в семьях, где детям позволено иметь свое мнение. Семью Ростовых Толстой представляет как идеал взаимоотношений между родителями и детьми. Здесь царят гармония и взаимоуважение.

Направление принципов воспитания Болконских автор показывает жестким и диктаторским. Марья обречена на безбрачие, жизнь в доме тирана. Она смирилась с этим, а отцу безразлична ее женская судьба, хотя он очень любит Марью. В поисках достойного кавалера, Николай Андреевич способен и вовсе оставить дочь без семьи и детей. Андрей стремиться убежать из родительского дома, но на его личности сказывается жесткость в принципах воспитания. Это говорит о том, что на плечи родителей ложится судьба сына или дочери, ведь принципы воспитания – прямая дорога, по которой предстоит идти выросшему человеку самостоятельно.

Проблема отношения между старшим и молодым поколением – вечный вопрос, который в своем творчестве поднимает множество авторов. На примере произведения «Война и мир», мы видим, насколько важно вкладывать в воспитание детей любовь и готовность поддерживать начинания и идеи ребенка. Сравнивая принципы воспитания в нескольких семьях, Толстой показывает, как важно уделять внимание тому, что происходит с ребенком, контролировать его поведение, но не влезать в его жизнь. Так, на примере Курагиных читатель может увидеть и оценить, что собственный пример – одна из немаловажных составляющих воспитания. Дурное воспитание передается детям автоматически, и очень важно не только воспитывать детей в кругу семьи, но и создавать общественный контроль над воспитанием молодого поколения.

Роман «Война и мир» способен много рассказать о важных принципах жизни в обществе, в том числе о воспитании детей и проблемах столкновения интересов поколений.

Сочинение: Герои ищущие и мыслящие по романам И. С. Тургенева Отцы и дети и Л. Н. Толстого Война и мир

Герои ищущие и мыслящие (по романам И. С. Тургенева «Отцы и дети» и Л. Н. Толстого «Война и мир»)

Автор: Толстой Л.Н.

Девятнадцатый век – век разочарований и краха надежд. Почти каждое царствование начиналось с попыток реформ и оканчивалось реакцией. Война 1812 года ознаменовала начало появления первых тайных обществ, оппозиционных правительству. Герои века ищут выхода, ищут пути к гуманизму. Новые романтики, почувствовав свободные веяния Запада, жаждут свободы, их угнетает положение крестьян, они ужасаются отсталости страны, в которой живут.

Светские вечера, пустые сплетни, ничего не значащие разговоры — это среда, воспитавшая героев романа “Война и мир” Толстого. Неизбежен протест против такой бесцельной жизни, и он выражается в попытках героев найти свое призвание в жизни. Князь Андрей Болконский пробует себя в светской жизни, на военном поприще, в политике и в семейной жизни, но перед смертью помнит только бесконечно высокое и доброе небо. Жизнь прожита, а идеал не достигнут. Пьер Безухов – тоже ищущий герой. Он кутит в свете, потом становится масоном и пытается помочь своим крепостным. Но все напрасно. И лишь война, нарушившая все и сломавшая не одну судьбу, лишь это бессмысленное, зверское убийство сотен тысяч людей ставит все на свои места. Жизнь не имеет и не может иметь смысла. Жизнь – это жизнь. Это постоянное служение добру и вера в него. Это даже не религия, это знание, которое он перенял у Платона Каратаева, простого человека, и потому не надуманное, а истинное. Оно не лишает человека действия, оно лишь говорит: “Делай добро, иначе зачем жить”.

В самом конце романа Пьер становится членом тайного общества. Это не радикальный кружок. Толстой никогда не верил в революционный путь развития общества. Это всего лишь попытка воздействия на ход истории мирным путем: сначала должно пройти очищение внутри человека, и только после этого человек имеет право строить чужую жизнь.

После Отечественной войны 1812 года и после разочарования в либеральности Александра I в России появляются “Союз спасения” и “Союз благоденствия”, деятельность которых привела к неудавшемуся восстанию на Сенатской площади в 1825 году. Попытка восстания не удалась. Новый царь начал правление с казней и ссылок. Последовали годы реакции. Но сама мысль о новом государственном устройстве не замерла. Правительство добилось лишь того, что новое поколение уже не хотело останавливаться перед смертью ради главного дела, да еще воспитало Кирсановых-либералов.

Молодежь второй половины века ждало разочарование в “отцах”. Все эти давно устаревшие принципы только раздражали базаровых, поэтому-то и развился нигилизм (отрицание устаревших норм).

Восторженность, любовь к жизни Пьера кажутся наивными в сравнении с ясным взглядом Базарова. Пьер мечется от одной идеи к другой, а Базаров начисто отметает все идеи и, окинув холодным взглядом реальность, неизбежно ужасается ей, и лишь одно стремление – разрушать -пробуждается в нем. Поэтому Базаров не строит, не пытается найти истину, как Пьер. “Сначала нужно сломать, а там – посмотрим”. Главное в том, что новое не должно быть похожим на старое. К такой же мысли приходит и Пьер, но делает все совершенно по-другому. Для него главное- духовная основа. Он, как и Толстой, выбирает путь самосовершенствования. А Базаров не может так. Система должна быть уничтожена -в этом его правда.

Тысячи разных людей в разные эпохи пытались переустроить окружающий мир, сделать его добрее, гуманнее. Но всякое общество – это система. Оно создает себе подобных и отрицает возможность другой жизни. Люди мыслящие пытаются противостоять этому. Потребность служить правому делу не дает людям успокоиться.

Герои ищущие и мыслящие были всегда. Герои искавшие и не нашедшие появились только в XIX веке. Герои, потерявшие и уставшие, – в XX.

Сочинения по темам Центрального федерального округа

5 сочинений по экзаменационным темам 4 декабря. Список всех тем здесь.

Комплект тем итогового сочинения (№ ИС04122019-02): temi-4dec2019.pdf

Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что каждый человек должен пройти свой путь духовных исканий?

Разве можно не согласиться с великим писателем? Конечно же, я разделяю мнение Льва Николаевича Толстого. Кроме того, об этом говорили и другие писатели. Александр Сергеевич Пушкин писал:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?

Михаил Юрьевич Лермонтов вопрошал устами своего героя: «…зачем я жил? для какой цели я родился?» Таким образом, мы видим, что каждый человек должен искать свой путь духовных исканий, иначе жизнь может оказаться «напрасным и случайным даром», растраченным на страсти, «пустые и неблагодарные». Лучшие герои романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого ищут и находят высокий смысл своей судьбы. Особенно интересно мне проследить, как показан путь духовных исканий Андрея Болконского: от погони за «пустыми и неблагодарными» страстями до достижения безграничного счастья. Подобный путь обязан проделать и каждый из нас.

В начале романа Андрей Болконский одержим мечтой о славе и всеобщем восхищении, его кумиром является Наполеон. Стремясь воплотить свою мечту в реальность, князь Болконский спешит на войну: он уверен, что там ждёт его «Тулон», который выведет к славе и торжеству над всем миром. Встреча с капитаном Тушином охладила пыл князя Андрея: он понял, что беспримерное мужество и отвага не всегда ведёт к славе и торжеству. Его даже оскорбило в какой-то степени, что этот невзрачный человек – настоящий герой, обладающий беспримерным мужеством. Мечта о собственном величии немного померкла, но всё же волновала Болконского. Полное разочарование ждало князя Андрея на поле Аустерлица, когда он лежал, поверженный и страдающий, а его кумир проехал мимо на белом коне, с нескрываемым удовольствием оглядывая поле битвы, сплошь усеянное ранеными и погибшими.

Опустошённый и разочарованный, Андрея Болконский возвращается на родину. Теперь жизнь кажется ему бессмысленной. И тут он встречает Наташу Ростову, которая научила его радоваться жизни. «Нет, жизнь не кончена!», – так решил для себя Болконский после встречи с этой необыкновенной девушкой. Теперь он понял, что есть на свете счастье и оно заключается в любви. Очарование длилось недолго, так как Наташа, не выдержав разлуки с женихом, готова была изменить ему с первым встречным – с Анатолем Курагиным. Оскорблённый, Болконский теперь видит смысл своей жизни в мести сопернику, поэтому гоняется за ним по всем фронтам, чтобы вызвать на дуэль и убить.

И вот наступил 18012 год. Наполеон вторгся в Россию. Вся страна поднялась на защиту своей Родины. Кутузов решил дать бой под Бородином. Полк Андрея Болконского не участвует в сражении, стоит в резерве. Не совершив ни одного выстрела, князь получает смертельную рану. И вот он в полевом госпитале видит своего давнего врага – Анатоля Курагина, тоже раненого. Где былая ненависть? Она исчезла: Болконский готов расцеловать своего недруга, как родного брата. Его дух возвысился настолько, что он готов простить и полюбить врага только потому, что тот сражался против Наполеона и пострадал.

Позже простил Андрей и Наташу, вывезшую его из Москвы вместе с другими ранеными. Он любил её так, как не смог бы любить ни один здоровый человек, эта некрасивая, опухшая от слёз девушка казалась ему настоящим ангелом, и каждый миг рядом с ней был наполнен безграничным счастьем. Он понимал, что эта любовь есть самый большой дар судьбы и ничего больше не желал для себя и только благодарил судьбу за ранение, которое свело его снова с Наташей. Князь Андрей осознал истину жизни, видя перед собой это милое создание. И эта истина состояла в том, что только любовь имеет смысл.

Так и каждый из нас должен пройти свой путь духовных исканий. Надо желать славы и торжества над всеми, разочаровываться в этом, влюбляться, ревновать и ненавидеть, защищать свои святыни, бороться с врагами и в конце концов понять, что только любовь делает нас живыми и дарует нам ощущение безграничного счастья.

Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто устал надеяться?

Тем, кто устал надеяться, я бы посоветовала прочитать книги о войне: в них каждое слово проникнуто неиссякаемой надеждой в победу. В те трудные годы наши люди отличались беспримерным мужеством и героизмом, а нам нужно учиться у них никогда не терять самообладания и уверенности в счастливом будущем. Для этого подойдёт, например, произведение Бориса Васильева «В списках не значился».

Автор книги знал о войне всё: он сам мужал на фронтах и чудом выжил. Его послевоенная жизнь была посвящена одному лишь делу – рассказать грядущим поколениям о том, чему сам он стал свидетелем. Роман «В списках не значился» прославляет подвиг защитников Брестской крепости: они погибали, но не сдавались. Главный герой – молоденький лейтенант Николай Плужников. Он прибыл в пункт назначения и уже направлялся к командованию, чтобы рапортовать о прибытии, как начались взрывы, стрельба, неразбериха и хаос. С этого момента вся короткая жизнь главного героя была подчинена одной цели – сражаться с врагом и надеяться. Николай надеялся, что вот-вот подойдут регулярные части Советской армии. Надежда не угасала, когда погибли один за другим друзья: никогда не унывающий Сальников и строгий Владимир Денщик. Эти трое сражались вместе с самого первого дня, каждый готов был отдать жизнь за другого, они хотели, чтобы кто-то из них выжил и имел возможность радоваться новому дню без войны. Оба друга Николая Плужникова спасли его ценой собственной жизни. С ним были связаны их надежды на спасение Родины от фашистов, они чувствовали в нём могучий дух и железную волю.

С Николаем Плужниковым связывала свои надежды на счастье и девушка Мирра. Она была с детства калекой, а война ещё и замуровала её в подземелье, но и война же подарила девушке встречу с любимым. Николай и Мирра в эти ужасные времена получили возможность испытать самое светлое чувство в их коротеньких жизнях. Коля хотел спасти Мирру и своего нерождённого ребёнка и отправил её к пленным, надеясь, что ей удастся затеряться среди них и выжить. Он не видел, как её забили прикладами охранники лагеря, и в его сердце жила надежда, что любимая жива и его ребёнок тоже. А Мирра в свой последний миг жизни надеялась, что Николай никогда не узнает о её гибели.

В своей книге писатель хотел показать, что человек может быть загнан в угол и даже убит, но его нельзя лишить надежды. Это и делает человека непобедимым. Уставшим надеяться книга Бориса Васильева поможет взглянуть на свою жизнь с другой точки зрения и обрести новые горизонты.

Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла – сердце человека?

Понятие добра и зла являются духовно-нравственными категориями, поэтому касаются только человека. Ведь мы воспринимаем события нашей жизни с позиции оценивания: это хорошо, а это плохо. Но для того, чтобы давать оценки происходящему, нам нужны критерии, их мы получаем из Божественных заповедей, о которых больше ни одно живое существо не имеет представления. Главная же заповедь добра – это «возлюби ближнего своего». Вот и получается, что сердце человека – это поле битвы. Каждый из нас борется с самим собой: соблюдать ли ему Божественные законы и служить добру или встать на сторону зла, совершая преступления против любви. Ф.М.Достоевский в своём романе «Преступление и наказание» показал такую битву добра и зла в человеческом сердце.

Главный герой произведения – бедный студент Родион Раскольников. Его бедность очевидна: за жильё платить нечем, есть нечего, одет в лохмотья. Этот образ погружает нас в мир неблагополучия, в котором трудно вести нормальную жизнь. Подобное можно оценивать как следствие победы зла над добром в сердцах людей. Это хорошо показано в первом сне Раскольникова. Ему приснилось, как у кабака стоит тощая лошадёнка, запряжённая в огромную телегу, пьяный хозяин посадил кучу людей в телегу и хлещет клячу кнутом, требуя, чтобы везла всех. Так символично отражён мир, в котором зло окончательно и бесповоротно одержало победу: имеющий власть куражится, сторонние люди потешаются, а несчастные обречены на страдания и мучения. Во сне Раскольников видит себя единственным, жалеющим лошадёнку, которая символизирует весь измученный люд. Эта способность сопереживать и жалеть – признак живого сердца, в котором ещё не умерла любовь. Сочувствие живо в душе главного героя, и оно мучает его. Ему хочется как-то изменить этот страшный мир победившего зла, и он придумывает свою теорию. Она чудовищна, но ведь в обществе царящего зла невозможно появление чего-то иного.

В ещё живом, но больном сознании Раскольникова добро и зло причудливо смешалось: надо разделить людей на плохих и хороших, плохих убить, а хорошим дать счастливую жизнь. Самого себя он видит в качестве «право имеющего» делить людей, одних казнить, других облагодетельствовать – такое сверхсущество, в котором смешалось добро и зло в одном флаконе. Убийство старухи – это экзамен на «сверчеловека», Раскольников его провалил. Убить и не

жалеть о содеянном, может тот, в ком добро уже умерло, а Раскольников не такой – его душа ещё жива. Сам он этого не понимает – осуждает себя в слабости и трусости. Только Соня Мармеладова смогла открыть ему тайну настоящей духовной силы. Оказывается, что могущество доброго сердца в вере в Бога, способного воскресить даже умершего человека. И нужно только одно – любить. А это-то оказывается самым трудным.

Трудно любить и служить добру, потому что каждый считает себя лучше всех. Это символично отражено в другом сне Раскольникова: снится ему, как люди заражаются загадочными трихинами и сходят с ума. Каждый, заражённый злыми микроскопическими бесами, становится одержим идеей о своей исключительности и уже не способен слышать и видеть другого человека, для него есть только он, во всём правый, заслуживающий всеобщей любви и поклонения. Только избранные могут в этом сне Раскольникова избежать заражения, но их никто не видит. Разве может кто-то предположить, что избранный человек – это презренная девушка, живущая «по жёлтому билету»?

А что за сила дана избранным, подобным Соне Мармеладовой? Их предназначение – самоотверженно спасать всех, кого они любят. Добро и зло – это понятия морально-нравственные, они проявляются в борьбе с самим собой: любить других людей или только самого себя. И такой выбор совершается в сердце каждого человека, но отражается он на жизни всего нашего общества.

Считаете ли Вы смирение добродетелью?

Смирение может быть необходимо в каких-то моментах жизни, а иногда лучше о нём забыть. Ведь для нас всё неоднозначно, всё относительно. Если, например, враг напал на твою страну, разрушил твой дом, грабит, убивает твоих родных и близких. Может ли в таком случае идти речь о смирении? Конечно, нет! Нужно брать в руки дубину и гнать врага взашей. А если жених уехал далеко, и всё нет его, а так хочется любить и быть любимой, тут красавчик ухаживает и всячески даёт понять, что готов на всё ради тебя. Смириться и ждать жениха, которому слово дала? Конечно, да! Нельзя же быть вероломной. Я сейчас говорю о тех примерах, которые встречаются в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

Есть ещё интересный образ у Александра Сергеевича Пушкина в повести «Капитанская дочка». Пётр Гринёв влюблён в Машу Миронову и просит у родителей благословения на брак с нею. Отец, узнавший от Савельича о дуэли и ранении сына, о причине этого инцидента, прислал отказ в резкой и категоричной форме. Пётр готов пойти наперекор отцовской воле, он уговаривает свою возлюбленную венчаться без согласия его родителей. Маша отказывается. Почему? Не такова её натура, чтобы противиться воле семьи, она смиряется перед обстоятельствами, ведь ослушаться отца для неё, что ослушаться Бога. Маша очень набожна и нравственные заповеди – это высший закон.

И вот проходит время, многое изменилось в судьбе влюблённых. Маша находится в безопасности в имении Гринёвых, а его самого вот-вот должны осудить за участие в восстании Пугачёва и приговорить к смерти или, что ещё страшнее, к позорному наказанию. Тогда Маша решила бороться с несправедливостью и, чтобы спасти своего жениха, отправляется в Петербург к самой государыне. Благодаря счастливому стечению обстоятельств, ей удаётся встретиться с императрицей и рассказать всё о себе и своём возлюбленном. Государыня прониклась сочувствием к дочери героически погибшего капитана Миронова, сохранившего верность присяге ценою собственной жизни. Гринёва освободили и отпустили вместе с невестой на все четыре стороны. Так счастливо закончилась история о двух молодых людях, которые пронесли свою любовь через столько испытаний, сохранили её в таких перипетиях, что облегчённо восклицаешь: «Слава Богу! Какие молодцы!»

Вот и получается, смирение – это добродетель, но есть такие ситуации, когда необходимо бороться с обстоятельствами, забыв обо всём. Мы люди, поэтому для нас нет однозначных и простых решений.

Что мешает взаимопониманию между любящими?

Любому взаимопониманию мешает эгоизм. Этому учат нас с самого детства сказки, когда-то прочитанные родителями. Стоит вспомнить историю про лису и журавля: они никак не могли наладить нормальных взаимоотношений, и причина тому в неспособности заботиться друг о друге, думать не только о себе. А в произведении Ганса Христиана Андерсена «Свинопас» принцесса легко бы вышла замуж за прекрасного короля, если бы только смогла забыть о своих желаниях и капризах. Вот и получается, что взаимопониманию между любящими мешает эгоизм. В этом мы можем убедиться, обратившись к произведениям великих русских писателей.

Думаю, самым показательным примером служит роман И.А.Гончарова «Обломов». Илья Ильич, главный герой, влюблён и счастлив. Ради Ольги Ильинской он пожертвовал своим покоем, преодолел лень и апатию, стал вести активный образ жизни. Ольга довольна, ведь ей удалось почти невозможное – поднять с дивана увальня Обломова, заставить его шевелиться и что-то делать. Оба довольны и счастливы. Но так продолжалось, к сожалению, не очень-то долго. Постепенно Обломов устал, задумался: а стоит ли … Ольга отчаялась, сдалась, потому что сам Обломов ей был интересен только как объект эксперимента. Ей не удалось позаботиться о том, чтобы Обломов хоть чуть-чуть почувствовал бы в ней отсвет милой сердцу Обломовки, тогда его душа была бы полностью в её власти. Но то, чего Ольга требует от Ильи Ильича, совершенно не свойственно ему, и стать таким, каким она хочет, – для него значит отказаться от самого себя, что совершенно невозможно. Вот почему любовь была так скоротечна.

Любовь Евгения Базарова, главного героя романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева, тоже оказалась несостоявшейся. Он, как мы все знаем, называл себя нигилистом и не верил в любовь, пока не повстречал Одинцову. Тут его и накрыло большое и непреодолимое чувство. Почему именно она? Наверное, потому что Одинцова – воплощённый идеал человека, каким хотел стать сам Базаров: спокойная, холодная, независимая, свободная и ни во что, кроме себя, не верящая. Может быть, такой человек хорошо устраивается в жизни, только рядом с ним неуютно. Одинцова установила вокруг себя жёсткий порядок, удобный ей одной, никому не позволит она его разрушить. Базаров со своим нигилизмом

вовсе не вписывается в её стерильный мирок. Можно сказать, что Базаров сломлен любовью: он не хочет стать послушным и кротким рабом, удобным Одинцовой, и не может жить, как прежде, когда был неуязвим в своём эгоизме. Смерть его стала закономерным концом несуразной любви двух эгоистичных людей.

Любовь сдирает с души защитную шкурку, заставляет видеть рядом с собой другого человека, чувствовать то же, что и он, думать так же, как и он, заботиться о нём, забывая о себе. Люди эгоистичные на всё это не способны, поэтому невозможно наладить взаимопонимание с ними.

Творческая история романа Л. Н. Толстого “Война и мир”

Школьное сочинение

“Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых, всех ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, в котором я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюбят жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы”, — писал Л.Н. Толстой. И он действительно создал такое великое произведение, которое и сейчас, по прошествии более ста лет со времени его написания, увлеченно читают люди всех возрастов. И плачут. И смеются. И начинают любить жизнь.

Но контуры будущего шедевра определились не сразу. Толстого, как и всех передовых людей того времени, волновали важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа, о его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства. Он обращался к изучению великих исторических событий начала века. В его сознании своеобразным ключом ко многим вопросам являлись Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Это была эпоха исключительной активности народных масс, подъема национального самосознания, революционных устремлений передовой дворянской интеллигенции. Толстой хотел написать такое произведение, в котором бы раскрывалось народное значение Отечественной войны 1812 года, была показана роль народных масс и отдельных людей в ходе исторических событий. Он стремился понять и запечатлеть черты национального характера великого народа, характера, с особенной силой проявившегося в один из самых острых исторических моментов.

Процесс создания романа-эпопеи “Война и мир” не был для его автора быстрым и легким. Долгое время Толстой собирал материалы, обдумывал идею, изучал и проверял исторические факты, которые должны были лечь в основу его романа. Многое вызывало сомнения, кое-что решительно отвергалось. Менялся также сам замысел произведения. Первоначально писатель задумывал роман о декабристе, возвращающемся в 1856 году из Сибири белым как лунь стариком и “примеряющем свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России”, и приложил немало усилий, провел глубокие документально-исторические изыскания в этом направлений. Потом, как писал сам Толстой о дальнейшем развитии этого замысла, он перешел к 1825 году, “эпохе заблуждений и несчастий” своего героя, и оставил начатое. Так как в 1825 году герой был уже взрослым, состоявшимся человеком, то “чтобы понять его. нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала со славной для России эпохой 1812 года. “. Толстой в очередной раз оставил написанное и “стал писать со времени 1812 года”. Но оказалось, что “между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерами и лицами великой эпохи” личность его героя отступила на второй план, а на первый план стали” с равным интересом для автора, “молодые и старые люди, мужчины и женщины того времени”. И в третий раз Толстой вернулся к мысли о том, что он не имеет права писать о торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав “наших неудач и нашего срама”. Писатель пришел к выводу, что если “причина нашего торжества” лежала в “сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений”. Поэтому от 1856 года он вернулся к 1805 году и вместо одного героя решил провести “многих. героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов”. Сохранились черновики того романа, которые практически не имеют ничего общего с окончательным текстом. Да и до появления этого окончательного варианта “Войны и мира” прошло немало времени, произошли события, повлиявшие на замысел автора.

Намерение Толстого отразить в своем произведении полувековую историю русского народа не осуществилось. Он вынужден был сжать исторические рамки романа, но по мере работы над ним глубже становилось его содержание. Все большее место в новом произведении занимал народ как носитель духовных ценностей; изображение конкретной исторической эпохи приобретало общечеловеческое значение.

Претерпевало существенные изменения и переработки и место действия. Если в одном из первых вариантов романа мы читаем: “Это было между Тильзитом и пожаром Москвы. “, то в другом попадаем на аристократический бал в Петербурге. Ставя перед собой цель создать историческое произведение, Толстой предпринимал немало попыток начать роман с широкой исторической панорамы, как, например: “Летом 1805 года дипломатические сношения России со всеми европейскими державами, за исключением Франции, особенно оживились. “

Множество идей, вариантов, черновых текстов, которые были написаны, подвергалось многочисленным переделкам, проверялось и в конечном итоге все же было отброшено. Это подтверждает свидетельства о том, какая серьезная и кропотливая работа велась автором будущего шедевра. Действительно, шедевра, так как несмотря на то что произведение Толстого неоднократно критиковалось современниками, оно является бесспорным образцом художественно точного изображения эпохи. И достигал этой точности писатель не путем беспрекословного следования работам современных ему историков, а часто даже вопреки их сведениям и трактовкам, что делает роман еще более выдающимся и неповторимым. Л.Н. Толстой лично посещал места былых сражений, общался со стариками — свидетелями тех событий, составлял планы битв и делал зарисовки. Именно в результате подобных исследований писатель пришел к убеждению, что бородинская позиция выглядела не так, как ее изображают ученые-историки. Отсюда в тексте “Войны и мира” появился даже план сражения, на котором дана расстановка сил “по Толстому”. Действительно, исследование Толстым событий 1812 года было настолько детальным, что многие специалисты не исключали возможности и целесообразности отдельной публикации результатов этих историко-философских рассуждений. Следует сказать, что “исторические рассуждения” в первоначальных вариантах романа касаются не только Бородинского сражения, но также и войны 1805 года, хотя впоследствии автор полностью исключил их из своего произведения. И причин этому было несколько. Одна из них: писатель не имел возможности лично обследовать место событий при Аустерлице. А значит, он не имел о нем “особого мнения”. То есть, при детальном описании места битвы и самого сражения ему пришлось бы следовать мнению историков, которым, как уже было отмечено, он не всегда мог доверять.

Но все-таки главное, что позволяет нам понять мотивы Толстого, то, что, создавая свой роман, он не стремился к написанию только лишь исторического документа. Да, он мечтал в рамках художественного произведения высказать некоторые личные идеи из военной и политической истории и даже хотел сформировать на их основе концепцию исторического развития. Но все же главным в его замысле и в самой этой концепции оставалось другое — писатель стремился выставить на первый план основную, по его мнению, движущую силу истории. А силой этой является русский народ, так как историю, по твердому убеждению Толстого, творит не личность — ее вершат народные массы. Вот почему так много внимания автор уделил попыткам проникнуть в самую глубь души человека. Он стремился досконально изучить простых русских людей, их образ жизни, их психологию, мотивы тех или иных поступков. Именно поэтому он вводит большое количество вымышленных персонажей, описывая при этом ярко и точно историю жизни каждого из них: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Марья Болконская, Наташа Ростова, капитан Тушин, Платон Каратаев и многие другие. Вымышленные герои — но сколько в них истинно человеческого, русского, народного! Эта народная мысль у Толстого напрямую связана с идеей бессмертия. В глазах писателя народ — это и есть само бессмертие, сама история, сама жизнь. “Что за славный народ!” — восклицает Наполеон, глядя на убитого русского гренадера. И правда: народ, а не он — Наполеон, личность — является настоящим героем. “. Я старался писать историю народа. И потому Ростопчин, говорящий: “Я сожгу Москву”, как и Наполеон: “Я накажу свои народы”, — не может никак быть великим человеком, если народ есть не толпа баранов. ” — так кратко определил главную идею своей исторической концепции Л. Н. Толстой.

Да, труд над романом был долгим, упорным (роман писался на протяжении шести лет), нелегким (текст романа переписывался семь раз), автору не раз приходилось сомневаться, исправлять, совершенно изменять написанное. Но именно поэтому произведение Толстого стало по-настоящему великим. Не случайно “Войну и мир”, с ее панорамой подлинных исторических событий, происходивших на огромной территории Центральной и Восточной Европы, называют “романом-эпопеей”. Значение этого произведения для формирования мировоззрения русских людей невозможно переоценить.

Герои ищущие и мыслящие (по романам И. С. Тургенева «Отцы и дети» и Л. Н. Толстого «Война и мир»): сочинение

Девятнадцатый век – век разочарований и краха надежд. Почти каждое царствование начиналось с попыток реформ и оканчивалось реакцией. Война 1812 года ознаменовала начало появления первых тайных обществ, оппозиционных правительству. Герои века ищут выхода, ищут пути к гуманизму. Новые романтики, почувствовав свободные веяния Запада, жаждут свободы, их угнетает положение крестьян, они ужасаются отсталости страны, в которой живут.

Светские вечера, пустые сплетни, ничего не значащие разговоры — это среда, воспитавшая героев романа “Война и мир” Толстого. Неизбежен протест против такой бесцельной жизни, и он выражается в попытках героев найти свое призвание в жизни. Князь Андрей Болконский пробует себя в светской жизни, на военном поприще, в политике и в семейной жизни, но перед смертью помнит только бесконечно высокое и доброе небо. Жизнь прожита, а идеал не достигнут. Пьер Безухов – тоже ищущий герой. Он кутит в свете, потом становится масоном и пытается помочь своим крепостным. Но все напрасно. И лишь война, нарушившая все и сломавшая не одну судьбу, лишь это бессмысленное, зверское убийство сотен тысяч людей ставит все на свои места. Жизнь не имеет и не может иметь смысла. Жизнь – это жизнь. Это постоянное служение добру и вера в него. Это даже не религия, это знание, которое он перенял у Платона Каратаева, простого человека, и потому не надуманное, а истинное. Оно не лишает человека действия, оно лишь говорит: “Делай добро, иначе зачем жить”.

В самом конце романа Пьер становится членом тайного общества. Это не радикальный кружок. Толстой никогда не верил в революционный путь развития общества. Это всего лишь попытка воздействия на ход истории мирным путем: сначала должно пройти очищение внутри человека, и только после этого человек имеет право строить чужую жизнь.

После Отечественной войны 1812 года и после разочарования в либеральности Александра I в России появляются “Союз спасения” и “Союз благоденствия”, деятельность которых привела к неудавшемуся восстанию на Сенатской площади в 1825 году. Попытка восстания не удалась. Новый царь начал правление с казней и ссылок. Последовали годы реакции. Но сама мысль о новом государственном устройстве не замерла. Правительство добилось лишь того, что новое поколение уже не хотело останавливаться перед смертью ради главного дела, да еще воспитало Кирсановых-либералов.

Молодежь второй половины века ждало разочарование в “отцах”. Все эти давно устаревшие принципы только раздражали базаровых, поэтому-то и развился нигилизм (отрицание устаревших норм).

Восторженность, любовь к жизни Пьера кажутся наивными в сравнении с ясным взглядом Базарова. Пьер мечется от одной идеи к другой, а Базаров начисто отметает все идеи и, окинув холодным взглядом реальность, неизбежно ужасается ей, и лишь одно стремление – разрушать -пробуждается в нем. Поэтому Базаров не строит, не пытается найти истину, как Пьер. “Сначала нужно сломать, а там – посмотрим”. Главное в том, что новое не должно быть похожим на старое. К такой же мысли приходит и Пьер, но делает все совершенно по-другому. Для него главное- духовная основа. Он, как и Толстой, выбирает путь самосовершенствования. А Базаров не может так. Система должна быть уничтожена -в этом его правда.

Тысячи разных людей в разные эпохи пытались переустроить окружающий мир, сделать его добрее, гуманнее. Но всякое общество – это система. Оно создает себе подобных и отрицает возможность другой жизни. Люди мыслящие пытаются противостоять этому. Потребность служить правому делу не дает людям успокоиться.

Герои ищущие и мыслящие были всегда. Герои искавшие и не нашедшие появились только в XIX веке. Герои, потерявшие и уставшие, – в XX.

Герои ищущие и мыслящие (по романам И. С. Тургенева «Отцы и дети» и Л. Н. Толстого «Война и мир»)

Девятнадцатый век — век разочарований и краха надежд. Почти каждое царствование начиналось с попыток реформ и оканчивалось реакцией. Война 1812 года ознаменовала начало появления первых тайных обществ, оппозиционных правительству. Герои века ищут выхода, ищут пути к гуманизму. Новые романтики, почувствовав свободные веяния Запада, жаждут свободы, их угнетает положение крестьян, они ужасаются отсталости страны, в которой живут.
Светские вечера, пустые сплетни, ничего не значащие разговоры — это среда, воспитавшая героев романа «Война

Похожие сочинения:

«Измениться не может никто, но стать лучше может каждый» (Э. Фейхтерслебен) (по романам «Война и мир», «Преступление и наказание», «Отцы и дети»)Стремление к самосовершенствованию, призыв к духовному развитию, личностному росту пронизывает всю русскую литературу 19 века. Герои Тургенева, Достоевского, Толстого совершают.

Герои-антагонисты в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»В романе Тургенева «Отцы и дети» героями-антагонистами являются Павел Петрович Кирсанов и Базаров. Эти герои отличались друг от друга всем.

Через какие испытания проходят герои романа Тургенева «Отцы и дети»?Своей главной задачей в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев, на мой взгляд, считал развенчание теории нигилизма — своеобразной.

Образы демократов (по романам «Рудин», «Накануне», «Отцы и дети»)Иван Сергеевич Тургенев — наш замечательный классик, создавший правдивую галерею русских характеров второй половины XIX века. Писатель хорошо чувствовал время.

Проблема поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» (Отцы и дети Тургенев И. С.)Приступая к работе над романом «Отцы и дети», Тургенев ставил перед собой задачу проститься со старой, уходящей эпохой и встретить.

История отношений Базарова с Одинцовой (по роману Тургенева «Отцы и дети»)Базаров узнает о существовании Анны Одинцовой от Кукшиной, знакомой его друга Ситникова. Первый раз он видит ее на балу у.

Народ и герои романа «Отцы и дети»Важной отличительной чертой Тургенева-романиста была его способность чутко угадывать назревшие в русском обществе проблемы и противоречия. В полной мере это.

Образ Базарова в романе И. Тургенева «Отцы и дети»Роман И. С. Тургенева отразил борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века. Тургенев показал в.

Любимые герои Л. Н. Толстого (по роману «Война и мир»)Л. Н. Толстой принадлежит к числу тех писателей, которые очень эмоциональны в своих авторских оценках, прежде всего, — по отношению.

Анализ сцены дуэли в произведении Тургенева «Отцы и дети» (XXIV гл.)В человеке существует много различных энергий. И у каждой из них есть своя точка кипения, то есть такая точка, характеризующая.

Наполеонизм в литературе (По романам Л. Н. Толстого «Война и мир» и Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)Наполеонизм, или русский бонапартизм, как идеология высшего уровня, философская система, возник в первой половине XIX века. Первоначально теория захватила европейские.

Мой обвиняемый Евгений Базаров (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)Скрытой сюжетной линией романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является кризис крепостного строя и необходимость его уничтожения. На фоне.

Образ Е. Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев знакомит нас с жизнью Е. В. Базарова, одного из представителей новой, зарождающейся.

Смысл названия романа И. Тургенева «Отцы и дети»Самые значительные произведения русской литературы XIX века отличаются постановкой важнейших социальных, философских, этических вопросов своего времени. Богатство проблематики составляет одно.

Мое отношение к Базарову (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)Кирсановы, особенно Павел Петрович невзлюбил Базарова с первой встречи. Ему не нравилась его манера речи, одежда, поведение. Между ними постоянно.

Трагизм образа Базарова (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)В романе «Отцы и дети» образ нового человека Евгения Васильевича Базарова получился сложным, противоречивым и, безусловно, очень интересным. Он не.

Тема отцов и детей в одноименном романе Тургенева «Отцы и дети»Проблема поколений — одна из важнейших проблем романа Тургенева «Отцы и дети». Каждое время оставляет свои отпечатки на разных людях.

Мой подзащитный Евгений Базаров (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)Мое поколение чувствует боль, но снова ставит себя под плеть. Константин Кинчев Кому-то может показаться, что Евгений — черствый, эгоистичный.

Трагизм образа Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» по праву считают одним из лучших произведений писателя. И не только за художественное.

О чем спорят Евгений Базаров и П. П. Кирсанов в романе Тургенева «Отцы и дети»К работе над романом Тургенев приступил в начале августа 1860 года, а закончил его в июле 1861 года. Появились «Отцы.

Почему так часто разочаровываются в жизни герои Толстого (по роману «Война и мир»)?По убеждению Толстого, подлинная духовная жизнь человека — тернистый путь к нравственным истинам. Герои романа «Война и мир» проходят этот.

Базаров и Одинцова (анализ главы 18 романа И. А. Тургенева «Отцы и дети»)На протяжении всего романа «Отцы и дети» И. А. Тургенев планомерно проводит главного героя — Евгения Базарова — через многие.

Испытание героя любовью в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»«Только любовью держится и движется жизнь». И. С. Тургенев И. С. Тургенев в своих произведениях подвергал героев двум проверкам: проверке.

Образ разночинца в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» стоит в одном ряду с лучшими русскими и мировыми произведениями литературы. Главный герой.

Афоризмы в романе И. Тургенева «Отцы и дети»Половина стихов «Горя от ума» вошла в пословицы, как и предсказывал А. С. Пушкин. О баснях Крылова нечего и говорить.

Роль пейзажа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»Реалистическое искусство всегда старается отражать действительно происходящие события и явления. Выбирая самые что ни на есть прозаические предметы, вещи, события.

Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году. С тех пор он продолжает восхищать читателей своими.

Образы Аркадия и Базарова в романе И. Тургенева «Отцы и дети»После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева «Отцы и дети» вызвал буквально шквал критических статей. Ни один из.

Я хочу рассказать вам о книге… (о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»)В русской литературе существует немало книг, достойных того, чтобы их читали и изучали, чтобы ими восхищались и о них говорили.

Читайте также:  Мое первое знакомство с Базаровым и окончательное мнение о нем: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Герои ищущие и мыслящие по романам И. С. Тургенева Отцы и дети и Л. Н. Толстого Война и мир
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 01:19:24 25 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 3 Комментариев: 15 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать