Два героя-студента – Базаров и Раскольников
![]() | ![]() | ![]() | |
Тип: Обзорная тема (по произведениям нескольких авторов) |
Студенты часто становились героями произведений русской литературы 19 века. И это неудивительно, ведь студенчество всегда являлось прогрессивным слоем общества, отстаивающим различные передовые идеи. Студенческая молодежь развивала философские, общественные, морально-нравственные теории, стремилась изменить к лучшему себя и окружающий мир.
Одними из самых ярких героев-студентов в русской литературе являются Родион Раскольников из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и Евгений Базаров из романа И.А. Тургенева «Отцы и дети».
Раскольников – студент юридического факультета. Он крайне беден, но умен и талантлив. Это противоречие терзает Родиона. Сознание героя мучают два вопроса: «позволено ли совершить малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство?» и «Тварь ли я дрожащая или право имею?».
Раскольников создает свою теорию о праве сильного человека на преступление нравственного закона. В беседе с Порфирием Петровичем Родион раскрывает основы этой идеи: «Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть …на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово…Второй разряд все преступают закон…если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь…»
Чтобы испытать себя и свою теорию, Родион решается на преступление нравственного закона – убийство. Но сама мысль о насилии вызывает у Родиона отвращение. В его сне-воспоминании о лошади, которую секут по глазам, проявляется истинная сущность этого героя. По своей природе Раскольников – глубоко нравственный человек, добрый, мягкий, милосердный. Но, в то же время, он горд, самолюбив до крайности, высокомерен. Родион хочет убедиться, что он не такой, как все, что он человек особой породы. Поэтому Раскольников все же идет на преступление.
После убийства Раскольников переживает глубочайшее духовное потрясение. Он ощущает себя отчужденным от всех людей, одним в «ледяной пустыни». У героя проявляется горячка, он близок к помешательству и самоубийству.
Иногда Родиону кажется, что он сможет жить с «черным пятном на совести». В нем с новой силой пробуждаются гордость и самоуверенность. Тогда он из последних сил противостоит следователю Порфирию Петровичу.
Постепенно Раскольников начинает осознавать ценность обычной жизни: «Как бы ни жить – только жить!» Его гордость сокрушена, он готов смириться с тем, что он обычный человек, со всеми слабостями и недостатками. Раскольников больше не может молчать: он признается в своем преступлении Соне. Под ее влиянием герой идет в полицейский участок и признается во всем.
Таким образом, на протяжении всего романа Достоевский подводит своего героя к мысли, что «идея» о праве на преступление нравственного закона разрушительна и безнравственна. К финалу произведения Раскольников начинает разочаровываться в своей теории, начинает убеждаться в ее губительности и опасности.
Евгений Базаров – тоже студент. Он будущий медик, увлекается естествознанием, проводит всевозможные опыты. Этот герой также, как и Раскольников, умен и талантлив, но небогат. Он происходит из семьи разночинцев, его отец всю жизнь прослужил уездным лекарем.
Базаров, как и герой Тургенева, тоже «одержим» идеей, но идеей общественной – нигилизмом. Этот герой – дерзкий, циничный, сильный человек. Как и Раскольников, Базаров уверен, что он выгодно отличается от окружающих его людей, уверен, что он особенный. Но, если Родиону свойственны сомнения, он только ищет подтверждения своим мыслям, то Базаров убежден в правоте своих идей. Он не признает никаких других мнений и авторитетов, идет напролом. В спорах с Павлом Петровичем Кирсановым нигилист-Базаров провозглашает идею «полного и беспощадного» отрицания всего: крепостного строя, либеральных реформ, а, вместе с ними, и всех основ человеческой жизни.
Он не признает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философию, семью, нравственность. Тех людей, которые ценят все это, герой считает слабыми и робкими мечтателями, не желающими видеть настоящей жизни. Базаров предлагает начать историю заново, уничтожив все, что было создано веками.
Чтобы проверить жизненность идей своего героя, автор проводит его сквозь жизненные испытания. Базаров переживает любовь, одиночество, тоску, нравственно страдает, как и герой «Преступления и наказания». Как и Раскольников, Евгений обнаруживает, что он такой же человек, со всеми слабостями, радостями и горестями, как и другие. В конце романа внутренняя жизнь героя становится более сложной и противоречивой. Но, многое поняв Базаров, в отличие от Раскольникова, все-таки умирает. Это происходит оттого, что Тургенев не видит будущего у «нигилизма», т.к. он не признает нравственных ценностей и естественных основ жизни.
Таким образом, мне кажется, можно вывести основное различие между Базаровым и Раскольниковым. Достоевского интересует душа Родиона Раскольникова, его личность. Для этого писателя его герой – это, прежде всего, человек, со своими мыслями, чувствами, проблемами. Поэтому Раскольникову дан шанс на преображение и воскресение.
Для Тургенева же Базаров – это прежде всего представитель нигилистического движения. Тургенева интересует именно психология нигилиста. Поэтому в судьбе своего героя этот писатель изображает свое отношение к нигилистическому течению в общем. И поэтому Базаров, многое поняв, все же умирает, так и не сумев стать счастливым.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Два героя-студента – Базаров и Раскольников
Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:
Сочинение: Базаров и Раскольников
В литературе второй половины девятнадцатого столетия появляются персонажи, принадлежащие к новому слою общества — разночинцы. Наиболее яркие из них — это Евгений Базаров и Родион Раскольников. Романы, в которых они появились, вышли соответственно в 1863 и 1866 годах. Непростое это было время. С одной стороны — подготовка и проведение ряда реформ, обещание царем конституций, с другой — разочарование реформой 1861 года, распространение социалистических идей и неутихающие споры между западниками с славянофилами. Это было время надежд и разочарований, время выбора. В такой противоречивой обстановке и родились такие герои, как Базаров и Раскольников.
Тургенева и Достоевского как художников волнуют разные аспекты человеческого бытия, и это определяет различие этих образов. Тургенева более интересуют общественные отношения, столкновения различных характеров, а Достоевского — душевные переживания отдельной личности. Поэтому в «Отцах и детях» мы узнаем Евгения Базарова в основном по его словам и поступкам, а Раскольникова в романе Достоевского — в большей мере по его душевным переживаниям, мыслям.
Что роднит и различает Базарова и Раскольникова? Оба они, молодые люди, ищут свое место в жизни, формируют свои взгляды. Базаров пробует свои силы в естествознании, а Раскольникова интересует место человека в обществе. Если первый не придает власти никакого значения, то для Родиона это чуть ли не самое главное в жизни. Оба героя чрезвычайно самолюбивы, только Базаров в своем самолюбии стремится к свободе, независимости от чужого влияния, а Раскольников к власти. Оба идут по жизни по каким-то своим, хотя довольно близким ориентирам, так как у каждого из них есть система ценностей. Руководствуясь своими идеями, они совершают те или иные поступки.
[sms]
Убеждения Базарова и Раскольникова во многом похожи, хотя это не бросается сразу в глаза. Теории обоих подразумевают деление людей на две группы: простых и сверхлюдей. Только Базаров говорит об этом как бы вскользь («Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!»), а у Раскольникова это составляет основу всей теории. Кстати, оба считают, что относятся ко второй категории людей. (У Родиона это до поры до времени.)
Идея Базарова — непризнание авторитетов и принципов существующего строя и религии, духовных и материальных ценностей. Сущность теории Раскольникова — признание права сверхлюдей на преступление во имя некой цели, а следовательно, отрицание нравственных принципов. На основе этого можно назвать взгляды Базарова вульгарно материалистическими и безнравственными, а Раскольникова — откровенно фашистскими.
Почему безнравственны идеи Базарова? Ведь призывает он жить по совести, ведь нельзя назвать самого его безнравственным человеком. Его — да, а если на месте Базарова был бы другой? Жить по совести, а не по законам, в принципе хороший лозунг, но в то время, да и сейчас, реакционный: мало ли что может позволить человеку его совесть? Позволила же она Рас-кольникову убить старуху и Лизавету. К тому же о какой нравственности идей Базарова можно говорить, когда он сам скопом отвергает духовные ценности. Так что эти убеждения не ведут к страшным последствиям лишь благодаря чистоте души того, кто их разделяет. Базарову можно позволить жить по такой формуле, Раскольникову нет.
Программы двух героев близоруки. Далеко им можно уйти без каких-либо ценностей? Что будет делать Родион Романович со своей властью, на что она ему — конечных целей нет ни у того, ни у другого. Нет у обоих положительной программы: их идеи базируются на отрицании чего-либо, будь то авторитеты иди нравственные принципы. И Базаров, и Раскольников — нигилисты, но Достоевский пошел дальше Тургенева: он, по словам одного критика, изобразил не только идею нигилизма и его трагедию. Раскольников есть ее жертва. Не случайно и Иван Сергеевич «умертвил» своего героя: скорее всего, он не видел будущего за нигилизмом.
Базаров и Раскольников — бунтари, только бунт у каждого из них свой: у первого — революционный, у второго — личностный. Революционность взглядов Базарова доказывать не нужно. Важно то, что его протест происходит не из-за плохого положения в обществе, а из-за ужасного состояния самого общества. Евгений Васильевич уверен в необходимости перемен.
Бунт Раскольникова же вышел из нищеты и самолюбия, он пошел не против устройства общества (какое ему дело до «муравейника»!), а против угнетенности личности и души. Поэтому его бунт — индивидуалистический.
Интересно, что в обоих случаях протест окончился ничем: Базаров умер, а Раскольников испытал душевные муки. Может быть, финалом «Отцов и детей» Тургенев хотел показать несостоятельность революционного бунта (либерал!), а Достоевский в своем романе — пагубность любого бунта, связанного с насилием, вообще тем самым призывая к соблюдению покорности. Безусловно, здесь есть доля истины: последствия таких протестов могут оказаться очень печальными.
Базаров презирает, а Раскольников просто ненавидит окружающих людей, поэтому они оба ушли в себя, неразговорчивы, угрюмы, одиноки, несмотря на то, что есть товарищи, родители. Родион Романович к тому же просто «задавлен бедностью», что делает его совсем мрачным. Но иногда в этих людях просыпается жизнь: у Базарова — когда он полюбил Одинцову, у Раскольникова — когда он делал что-нибудь для других и когда полюбил Сонечку. Что мешало этим двум людям остаться такими навсегда? Прежде всего, приверженность своим идеям, переходящая в упрямство и фанатизм. Базаров бросил Одинцову, чтобы сохранить чистоту построенной им схемы жизни; Раскольников не мог оставаться долго нормальным, живым человеком, пока оправдывал свое преступление. Пагубные идеи убивали и в том, и в другом любовь, а следовательно, и жизнь. Базаров не отрекся от своих убеждений и умер. Раскольников же раскаялся и «ожил».
На примере героя «Преступления и наказания» мы видим, что делает с человеком ненависть, озлобленность. Базаров вложил свою душу в познание природы, а Раскольников, обладая способностями к учебе, даже не открывал книг, чтобы учиться и зарабатывать себе на жизнь уроками. Базаров любил Анну Сергеевну. Раскольников же, пока не раскаялся, Сонечку не мог полюбить, даже если бы хотел этого. Ненависть (в сочетании с нищетой и порожденная ей) отнимает у человека способность жить в обществе, стремление и любовь к жизни вообще. Так и случилось с Раскольниковым, и в этом его наказание.
Еще один пункт, по которому можно сравнить два данных образа: надо отметить особо, потому что именно в нем кроется трагедия этих людей, их противоречивость. Это отношение к нравственности, к духовному началу. Мнение Базарова по этому вопросу неясно. С одной стороны — его фраза «а что дальше?», подразумевающая, что духовные ценности важнее материальных. С другой стороны — его полное неприятие искусства, религии. Даже любовь не нашла места в его взглядах. Базаров считает духовное важнее земного, но в то же время не признает само духовное. В этом он противоречит сам себе. Евгений столкнулся на практике с этим несоответствием (история с Одинцовой), что привело его в замешательство, чуть ли не в испуг. Базаров не выпутался из этих противоречий и умер. Я часто говорю о его смерти, так как считаю этот момент глубоко символичным.
Раскольников пренебрег нравственными принципами и пошел на преступление. Побудило его к этому, наверное, то, что все так делали, все поступались и таким образом выживали. В душе его произошел раскол, борьба двух мнений: с точки зрения разума, расчета, теории преступление было оправданным, с точки зрения морали — нет. В конце концов он понял, что обо всем нужно судить с позиций нравственности, и это вернуло его к жизни.
На примере двух литературных героев — Базарова и Раскольникова — мы видим картину развития и упадка нигилизма, прошедшего путь от безобидной базаровской модели до страшной раскольниковской. Создателями этих образов вскрыта антигуманная сущность этого явления, его оторванность от национальных корней, его отрицание и очернение всей жизни народа, всех ее сторон, отсутствие в нигилизме каких бы то ни было идеалов, осквернение религии, в которой он усматривал лишь суеверия и предрассудки, тогда как возможен более широкий подход к ней.
Базаров и Раскольников очень похожи: у них во многом совпадают взгляды на жизнь, характеры, они оба способны творить добро, оба — противоречивые натуры. Но есть и различия, в основном обусловленные разными условиями жизни двух героев. Отсюда в Раскольникове появляется и отчаяние, и обостренное чувство справедливости, и ненависть. Всего этого нет в Базарове. Несмотря на ошибочность своих воззрений (а у Раскольникова и жестокость), оба молодых человека вызывают скорее не ненависть и порицание, а сочувствие — сочувствие к трагической судьбе обоих. У них есть чему поучиться: у Базарова — силе воли, стремлению к познанию, у Раскольникова — способности проявлять благородство и сострадание в самые тяжелые моменты жизни.
Цели романов «Отцы и дети» и «Преступление и наказание» были разные, но была одна общая — обличение пороков антигуманных форм общественных отношений. И большую роль в достижении этой цепи сыграли образы Евгения Базарова и Родиона Раскольникова.[/sms]
«Два героя-студента — Базаров и Раскольников»
Студенты часто становились героями произведений русской литературы 19 века. И это неудивительно, ведь студенчество всегда являлось прогрессивным слоем общества, отстаивающим различные передовые идеи. Студенческая молодежь развивала философские, общественные, морально-нравственные теории, стремилась изменить к лучшему себя и окружающий мир.
Одними из самых ярких героев-студентов в русской литературе являются Родион Раскольников из романа «Преступление и наказание» и Евгений Базаров из романа «Отцы и дети».
Раскольников — студент юридического факультета. Он крайне беден, но умен и талантлив. Это противоречие терзает Родиона. Сознание героя мучают два вопроса: «позволено ли совершить малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство?» и «Тварь ли я дрожащая или право имею?».
Раскольников создает свою теорию о праве сильного человека на преступление нравственного закона. В беседе с Порфирием Петровичем Родион раскрывает основы этой идеи: «Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть… на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово… Второй разряд все преступают закон… если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь…”
Чтобы испытать себя и свою теорию, Родион решается на преступление нравственного закона — убийство. Но сама мысль о насилии вызывает у Родиона отвращение. В его сне-воспоминании о лошади, которую секут по глазам, проявляется истинная сущность этого героя. По своей природе Раскольников — глубоко нравственный человек, добрый, мягкий, милосердный. Но, в то же время, он горд, самолюбив до крайности, высокомерен. Родион хочет убедиться, что он не такой, как все, что он человек особой породы. Поэтому Раскольников все же идет на преступление.
После убийства Раскольников переживает глубочайшее духовное потрясение. Он ощущает себя отчужденным от всех людей, одним в «ледяной пустыни». У героя проявляется горячка, он близок к помешательству и самоубийству.
Иногда Родиону кажется, что он сможет жить с «черным пятном на совести». В нем с новой силой пробуждаются гордость и самоуверенность. Тогда он из последних сил противостоит следователю Порфирию Петровичу.
Постепенно Раскольников начинает осознавать ценность обычной жизни: «Как бы ни жить — только жить!» Его гордость сокрушена, он готов смириться с тем, что он обычный человек, со всеми слабостями и недостатками. Раскольников больше не может молчать: он признается в своем преступлении Соне. Под ее влиянием герой идет в полицейский участок и признается во всем.
Таким образом, на протяжении всего романа Достоевский подводит своего героя к мысли, что «идея» о праве на преступление нравственного закона разрушительна и безнравственна. К финалу произведения Раскольников начинает разочаровываться в своей теории, начинает убеждаться в ее губительности и опасности.
Евгений Базаров — тоже студент. Он будущий медик, увлекается естествознанием, проводит всевозможные опыты. Этот герой также, как и Раскольников, умен и талантлив, но небогат. Он происходит из семьи разночинцев, его отец всю жизнь прослужил уездным лекарем.
Базаров, как и герой Тургенева, тоже «одержим» идеей, но идеей общественной — нигилизмом. Этот герой — дерзкий, циничный, сильный человек. Как и Раскольников, Базаров уверен, что он выгодно отличается от окружающих его людей, уверен, что он особенный. Но, если Родиону свойственны сомнения, он только ищет подтверждения своим мыслям, то Базаров убежден в правоте своих идей. Он не признает никаких других мнений и авторитетов, идет напролом. В спорах с Павлом Петровичем Кирсановым нигилист-Базаров провозглашает идею «полного и беспощадного» отрицания всего: крепостного строя, либеральных реформ, а, вместе с ними, и всех основ человеческой жизни.
Он не признает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философию, семью, нравственность. Тех людей, которые ценят все это, герой считает слабыми и робкими мечтателями, не желающими видеть настоящей жизни. Базаров предлагает начать историю заново, уничтожив все, что было создано веками.
Чтобы проверить жизненность идей своего героя, автор проводит его сквозь жизненные испытания. Базаров переживает любовь, одиночество, тоску, нравственно страдает, как и герой «Преступления и наказания». Как и Раскольников, Евгений обнаруживает, что он такой же человек, со всеми слабостями, радостями и горестями, как и другие. В конце романа внутренняя жизнь героя становится более сложной и противоречивой. Но, многое поняв Базаров, в отличие от Раскольникова, все-таки умирает. Это происходит оттого, что Тургенев не видит будущего у «нигилизма», т.к. он не признает нравственных ценностей и естественных основ жизни.
Таким образом, мне кажется, можно вывести основное различие между Базаровым и Раскольниковым. Достоевского интересует душа Родиона Раскольникова, его личность. Для этого писателя его герой — это, прежде всего, человек, со своими мыслями, чувствами, проблемами. Поэтому Раскольникову дан шанс на преображение и воскресение.
Для Тургенева же Базаров — это прежде всего представитель нигилистического движения. Тургенева интересует именно психология нигилиста. Поэтому в судьбе своего героя этот писатель изображает свое отношение к нигилистическому течению в общем. И поэтому Базаров, многое поняв, все же умирает, так и не сумев стать счастливым.
Анализ Базарова и Раскольникова в романе “Преступление и наказание”.
Студенты часто становились героями произведений русской литературы 19 века. И это неудивительно, ведь студенчество всегда являлось прогрессивным слоем общества, отстаивающим различные передовые идеи. Студенческая молодежь развивала философские, общественные, морально-нравственные теории, стремилась изменить к лучшему себя и окружающий мир.
Одними из самых ярких героев-студентов в русской литературе являются Родион Раскольников из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и Евгений Базаров из романа И.А. Тургенева «Отцы и дети».
Раскольников – студент юридического факультета. Он крайне беден, но умен и талантлив. Это противоречие терзает Родиона. Сознание героя мучают два вопроса: «позволено ли совершить малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство?» и «Тварь ли я дрожащая или право имею?».
Раскольников создает свою теорию о праве сильного человека на преступление нравственного закона. В беседе с Порфирием Петровичем Родион раскрывает основы этой идеи: «Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть …на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово…Второй разряд все преступают закон…если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь…»
Чтобы испытать себя и свою теорию, Родион решается на преступление нравственного закона – убийство. Но сама мысль о насилии вызывает у Родиона отвращение. В его сне-воспоминании о лошади, которую секут по глазам, проявляется истинная сущность этого героя. По своей природе Раскольников – глубоко нравственный человек, добрый, мягкий, милосердный. Но, в то же время, он горд, самолюбив до крайности, высокомерен. Родион хочет убедиться, что он не такой, как все, что он человек особой породы. Поэтому Раскольников все же идет на преступление.
После убийства Раскольников переживает глубочайшее духовное потрясение. Он ощущает себя отчужденным от всех людей, одним в «ледяной пустыни». У героя проявляется горячка, он близок к помешательству и самоубийству.
Иногда Родиону кажется, что он сможет жить с «черным пятном на совести». В нем с новой силой пробуждаются гордость и самоуверенность. Тогда он из последних сил противостоит следователю Порфирию Петровичу.
Постепенно Раскольников начинает осознавать ценность обычной жизни: «Как бы ни жить – только жить!» Его гордость сокрушена, он готов смириться с тем, что он обычный человек, со всеми слабостями и недостатками. Раскольников больше не может молчать: он признается в своем преступлении Соне. Под ее влиянием герой идет в полицейский участок и признается во всем.
Таким образом, на протяжении всего романа Достоевский подводит своего героя к мысли, что «идея» о праве на преступление нравственного закона разрушительна и безнравственна. К финалу произведения Раскольников начинает разочаровываться в своей теории, начинает убеждаться в ее губительности и опасности.
Евгений Базаров – тоже студент. Он будущий медик, увлекается естествознанием, проводит всевозможные опыты. Этот герой также, как и Раскольников, умен и талантлив, но небогат. Он происходит из семьи разночинцев, его отец всю жизнь прослужил уездным лекарем.
Базаров, как и герой Тургенева, тоже «одержим» идеей, но идеей общественной – нигилизмом. Этот герой – дерзкий, циничный, сильный человек. Как и Раскольников, Базаров уверен, что он выгодно отличается от окружающих его людей, уверен, что он особенный. Но, если Родиону свойственны сомнения, он только ищет подтверждения своим мыслям, то Базаров убежден в правоте своих идей. Он не признает никаких других мнений и авторитетов, идет напролом. В спорах с Павлом Петровичем Кирсановым нигилист-Базаров провозглашает идею «полного и беспощадного» отрицания всего: крепостного строя, либеральных реформ, а, вместе с ними, и всех основ человеческой жизни.
Он не признает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философию, семью, нравственность. Тех людей, которые ценят все это, герой считает слабыми и робкими мечтателями, не желающими видеть настоящей жизни. Базаров предлагает начать историю заново, уничтожив все, что было создано веками.
Чтобы проверить жизненность идей своего героя, автор проводит его сквозь жизненные испытания. Базаров переживает любовь, одиночество, тоску, нравственно страдает, как и герой «Преступления и наказания». Как и Раскольников, Евгений обнаруживает, что он такой же человек, со всеми слабостями, радостями и горестями, как и другие. В конце романа внутренняя жизнь героя становится более сложной и противоречивой. Но, многое поняв Базаров, в отличие от Раскольникова, все-таки умирает. Это происходит оттого, что Тургенев не видит будущего у «нигилизма», т.к. он не признает нравственных ценностей и естественных основ жизни.
Таким образом, мне кажется, можно вывести основное различие между Базаровым и Раскольниковым. Достоевского интересует душа Родиона Раскольникова, его личность. Для этого писателя его герой – это, прежде всего, человек, со своими мыслями, чувствами, проблемами. Поэтому Раскольникову дан шанс на преображение и воскресение.
Для Тургенева же Базаров – это прежде всего представитель нигилистического движения. Тургенева интересует именно психология нигилиста. Поэтому в судьбе своего героя этот писатель изображает свое отношение к нигилистическому течению в общем. И поэтому Базаров, многое поняв, все же умирает, так и не сумев стать счастливым.
Два героя-студента – Базаров и Раскольников
Студенты часто становились героями произведений русской литературы 19 века. И это неудивительно, ведь студенчество всегда являлось прогрессивным слоем общества, отстаивающим различные передовые идеи. Студенческая молодежь развивала философские, общественные, морально-нравственные теории, стремилась изменить к лучшему себя и окружающий мир.
Одними из самых ярких героев-студентов в русской литературе являются Родион Раскольников из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и Евгений Базаров из романа И.А. Тургенева «Отцы и дети».
Раскольников – студент юридического факультета. Он крайне беден, но умен и талантлив. Это противоречие терзает Родиона. Сознание героя мучают два вопроса: «позволено ли совершить малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство?» и «Тварь ли я дрожащая или право имею?».
Раскольников создает свою теорию о праве сильного человека на преступление нравственного закона. В беседе с Порфирием Петровичем Родион раскрывает основы этой идеи: «Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть …на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово…Второй разряд все преступают закон…если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь…»
Чтобы испытать себя и свою теорию, Родион решается на преступление нравственного закона – убийство. Но сама мысль о насилии вызывает у Родиона отвращение. В его сне-воспоминании о лошади, которую секут по глазам, проявляется истинная сущность этого героя. По своей природе Раскольников – глубоко нравственный человек, добрый, мягкий, милосердный. Но, в то же время, он горд, самолюбив до крайности, высокомерен. Родион хочет убедиться, что он не такой, как все, что он человек особой породы. Поэтому Раскольников все же идет на преступление.
После убийства Раскольников переживает глубочайшее духовное потрясение. Он ощущает себя отчужденным от всех людей, одним в «ледяной пустыни». У героя проявляется горячка, он близок к помешательству и самоубийству.
Иногда Родиону кажется, что он сможет жить с «черным пятном на совести». В нем с новой силой пробуждаются гордость и самоуверенность. Тогда он из последних сил противостоит следователю Порфирию Петровичу.
Постепенно Раскольников начинает осознавать ценность обычной жизни: «Как бы ни жить – только жить!» Его гордость сокрушена, он готов смириться с тем, что он обычный человек, со всеми слабостями и недостатками. Раскольников больше не может молчать: он признается в своем преступлении Соне. Под ее влиянием герой идет в полицейский участок и признается во всем.
Таким образом, на протяжении всего романа Достоевский подводит своего героя к мысли, что «идея» о праве на преступление нравственного закона разрушительна и безнравственна. К финалу произведения Раскольников начинает разочаровываться в своей теории, начинает убеждаться в ее губительности и опасности.
Евгений Базаров – тоже студент. Он будущий медик, увлекается естествознанием, проводит всевозможные опыты. Этот герой также, как и Раскольников, умен и талантлив, но небогат. Он происходит из семьи разночинцев, его отец всю жизнь прослужил уездным лекарем.
Базаров, как и герой Тургенева, тоже «одержим» идеей, но идеей общественной – нигилизмом. Этот герой – дерзкий, циничный, сильный человек. Как и Раскольников, Базаров уверен, что он выгодно отличается от окружающих его людей, уверен, что он особенный. Но, если Родиону свойственны сомнения, он только ищет подтверждения своим мыслям, то Базаров убежден в правоте своих идей. Он не признает никаких других мнений и авторитетов, идет напролом. В спорах с Павлом Петровичем Кирсановым нигилист-Базаров провозглашает идею «полного и беспощадного» отрицания всего: крепостного строя, либеральных реформ, а, вместе с ними, и всех основ человеческой жизни.
Он не признает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философию, семью, нравственность. Тех людей, которые ценят все это, герой считает слабыми и робкими мечтателями, не желающими видеть настоящей жизни. Базаров предлагает начать историю заново, уничтожив все, что было создано веками.
Чтобы проверить жизненность идей своего героя, автор проводит его сквозь жизненные испытания. Базаров переживает любовь, одиночество, тоску, нравственно страдает, как и герой «Преступления и наказания». Как и Раскольников, Евгений обнаруживает, что он такой же человек, со всеми слабостями, радостями и горестями, как и другие. В конце романа внутренняя жизнь героя становится более сложной и противоречивой. Но, многое поняв Базаров, в отличие от Раскольникова, все-таки умирает. Это происходит оттого, что Тургенев не видит будущего у «нигилизма», т.к. он не признает нравственных ценностей и естественных основ жизни.
Таким образом, мне кажется, можно вывести основное различие между Базаровым и Раскольниковым. Достоевского интересует душа Родиона Раскольникова, его личность. Для этого писателя его герой – это, прежде всего, человек, со своими мыслями, чувствами, проблемами. Поэтому Раскольникову дан шанс на преображение и воскресение.
Для Тургенева же Базаров – это прежде всего представитель нигилистического движения. Тургенева интересует именно психология нигилиста. Поэтому в судьбе своего героя этот писатель изображает свое отношение к нигилистическому течению в общем. И поэтому Базаров, многое поняв, все же умирает, так и не сумев стать счастливым.
Сочинение Два героя-студента – Базаров и Раскольников
Студенты часто становились героями произведений русской литературы 19 века. И это неудивительно, ведь студенчество всегда являлось прогрессивным слоем общества, отстаивающим различные передовые идеи. Студенческая молодежь развивала философские, общественные, морально-нравственные теории, стремилась изменить к лучшему себя и окружающий мир.
Одними из самых ярких героев-студентов в русской литературе являются Родион Раскольников из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и Евгений Базаров из романа И. А. Тургенева «Отцы и дети».
Раскольников – студент юридического факультета. Он крайне беден, но умен и талантлив. Это противоречие терзает Родиона. Сознание героя мучают два вопроса: «позволено ли совершить малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство?» и «Тварь ли я дрожащая или право имею?».
Раскольников создает свою теорию о праве сильного человека на преступление нравственного закона. В беседе с Порфирием Петровичем Родион раскрывает основы этой идеи: «Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть …на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово…Второй разряд все преступают закон…если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь…»
Чтобы испытать себя и свою теорию, Родион решается на преступление нравственного закона – убийство. Но сама мысль о насилии вызывает у Родиона отвращение. В его сне-воспоминании о лошади, которую секут по глазам, проявляется истинная сущность этого героя. По своей природе Раскольников – глубоко нравственный человек, добрый, мягкий, милосердный. Но, в то же время, он горд, самолюбив до крайности, высокомерен. Родион хочет убедиться, что он не такой, как все, что он человек особой породы. Поэтому Раскольников все же идет на преступление.
После убийства Раскольников переживает глубочайшее духовное потрясение. Он ощущает себя отчужденным от всех людей, одним в «ледяной пустыни». У героя проявляется горячка, он близок к помешательству и самоубийству.
Иногда Родиону кажется, что он сможет жить с «черным пятном на совести». В нем с новой силой пробуждаются гордость и самоуверенность. Тогда он из последних сил противостоит следователю Порфирию Петровичу.
Постепенно Раскольников начинает осознавать ценность обычной жизни: «Как бы ни жить – только жить!» Его гордость сокрушена, он готов смириться с тем, что он обычный человек, со всеми слабостями и недостатками. Раскольников больше не может молчать: он признается в своем преступлении Соне. Под ее влиянием герой идет в полицейский участок и признается во всем.
Таким образом, на протяжении всего романа Достоевский подводит своего героя к мысли, что «идея» о праве на преступление нравственного закона разрушительна и безнравственна. К финалу произведения Раскольников начинает разочаровываться в своей теории, начинает убеждаться в ее губительности и опасности.
Евгений Базаров – тоже студент. Он будущий медик, увлекается естествознанием, проводит всевозможные опыты. Этот герой также, как и Раскольников, умен и талантлив, но небогат. Он происходит из семьи разночинцев, его отец всю жизнь прослужил уездным лекарем.
Базаров, как и герой Тургенева, тоже «одержим» идеей, но идеей общественной – нигилизмом. Этот герой – дерзкий, циничный, сильный человек. Как и Раскольников, Базаров уверен, что он выгодно отличается от окружающих его людей, уверен, что он особенный. Но, если Родиону свойственны сомнения, он только ищет подтверждения своим мыслям, то Базаров убежден в правоте своих идей. Он не признает никаких других мнений и авторитетов, идет напролом. В спорах с Павлом Петровичем Кирсановым нигилист-Базаров провозглашает идею «полного и беспощадного» отрицания всего: крепостного строя, либеральных реформ, а, вместе с ними, и всех основ человеческой жизни.
Он не признает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философию, семью, нравственность. Тех людей, которые ценят все это, герой считает слабыми и робкими мечтателями, не желающими видеть настоящей жизни. Базаров предлагает начать историю заново, уничтожив все, что было создано веками.
Чтобы проверить жизненность идей своего героя, автор проводит его сквозь жизненные испытания. Базаров переживает любовь, одиночество, тоску, нравственно страдает, как и герой «Преступления и наказания». Как и Раскольников, Евгений обнаруживает, что он такой же человек, со всеми слабостями, радостями и горестями, как и другие. В конце романа внутренняя жизнь героя становится более сложной и противоречивой. Но, многое поняв Базаров, в отличие от Раскольникова, все-таки умирает.